Главная

История

ПоМост-5

ПоМост-6

ПоМост-7

Дневники фестиваля

Театр "Грань"

Спонсоры

Гостевая



Театр-студия "Грань". 30 лет театру чудес

Спектакли восхищают! В них есть все: блестящая техника исполнения, богатство фантазии. Мир, созданный театром, утверждает гармоническое начало, без которого жизнь нашего города показалась бы скудной и невыразительной. Высокая образность спектаклей рождена не просто авторским видением мира, но и глубокой мыслью и чувством. Это явление очень редкое.
Л.Ф. Тальян,
начальник управления культуры
администрации г. Новокуйбышевска

Я каждый спектакль Дульщиковой люблю. Режиссер работает нестандартно. Спектакли делаются не просто мастерски - на профессиональном уровне. Поиски театра идут в русле исканий современного искусства. Иметь такой театр для нас большая роскошь, но результат стоит того...
Н.C. Швец,
директор Дворца культуры

«НЕСТИРАЕМАЯ ВРЕМЕНЕМ ГРАНЬ»

"Грань" - так называется театр. И это название содержит много смыслов. Многогранны жизнь и человек, многогранно театральное искусство, высвечивающее разные стороны бытия, хотя ось одна - вечные категории Добра, Любви, Человечности.
Спектакли театра - всегда открытие новых граней в вещах и понятиях. Самое большое открытие - возможность существования в провинциальном городе высокохудожественного театра, поражающего щедростью таланта, тягой к внутренней свободе.

Спектакли театра, полные накала, внутреннего напряжения, расплавляют заскорузлую оболочку будней; из их глубин встает особый, волнующий смысл.
Диалогичность, игровая стихия спектаклей, их иносказательность затягивают зрителя в со-творчество; со-переживание, со-чувствие, будят воображение, фантазию, мысль.
В театре важен не результат, а эти пережитые мгновения, оставляющие след в актерах и зрительном зале. Умея волноваться и волновать других, театр "Грань" сформировал в городе театральную среду, нашел единомышленников. Это театр движения, поиска смелых импровизаций, театр глубокой и страстной мысли.

"Просто однажды силою обстоятельств в моей жизни возник город, в котором надо было серьезно заниматься театром и отдавать ему все, что было накоплено. Для меня спектакли - определенные миры, которые режиссера не отпускают никогда. Пауз между ними нет. Даже когда наступает передышка - начинаешь вновь сочинять себе какой-то мир. Из этого складывается жизнь - из работы, пауз, короткого отдыха, снова работы. И выйти из этого круга уже невозможно. Театр в моей жизни был всегда. Просто сейчас я занимаюсь им 24 часа в сутки..."



И ЖИЗНЬ, И СЧАСТЬЕ, И ЛЮБОВЬ
Каждый серьезный художник - своеобразная загадка. Загадка Э.А. Дульщиковой - в ее неповторимом видении мира.
Если попытаться окинуть одним взглядом весь творческий путь режиссера, то станет заметным, с какой последовательностью она обращается к одним и тем же проблемам, мотивам, конфликтам. Неистребимость творчества - ведущая тема режиссера Дульщиковой, ей она оставалась верна на разных этапах своего пути.
Своим спектаклям режиссер стремится придать своего рода классическую оправу. Это не случайно. Здесь переплавились самые первые - детские и юношеские - впечатления о театре, занятия в театральной студии, которую вела актриса Малого театра Л.А. Бузина, а позднее и ходы учебы на режиссерском факультете МГИК.
НАЧАЛА

Первые режиссерские работы были сделаны на рубеже 60-70-х годов, в драматической студии Легницкого Дома офицеров Северной группы войск в Польше. Там были поставлены "Девятая симфония" Ю. Непринцева, "Игла и штык" А. Галиева, "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского.
Молодой режиссер, победивший на Всесоюзном театральном конкурсе, была настроена на героику и романтику, чутко уловив движение искусства в сторону изображения неприкрашенной, непарадной повседневности, всего того, что связано с трудом, волевым усилием, душевной энергией.
Жизнь в "сплошной лихорадке буден" имела просветляющее начало - осознанное чувство цели. В таком ключе режиссер начинает работать в Новокуйбышевске (1970 г.). Уже на этом этапе она показала себя мастером, который идет в русле острых экспериментов. Дульщикова была 13-м режиссером драматического коллектива ДК и первым, кто сделал шаг к созданию в Новокуйбышевске подлинно театра. Он родился в результате слияния прежде разрозненных взрослого и детского театральных коллективов Дворца культуры, с обновления актерского состава, в который пришла молодежь.


Для меня это театр на всю жизнь. Мною здесь сыграно много ролей, и я был свидетелем рождения театра Э.Дульщиковой. Режиссер умеет почувствовать связь времен. Для меня до сих пор непостижимо, как верно она угадала параллели между нашей современностью и миром Сервантеса, который стал её любимым автором.
Чем стал театр «Грань» для нашего города? Мне он напоминает яркое вкрапление в общую мозаику, которое здесь не затерялось, напротив, очень украшает его.
Ю. Касимов


СЧАСТЛИВЫЙ ТАЛАНТ

Спектакли театра "Грань" в целом - это " своеобразная галерея блестящих исполнителей. Сильные стороны дарования А.Смирновой, Н.Парахиной, В.Якунина, Л.Плаксиной, Ю.Вавилова, В.Артемьева, Л.Сивохиной, Л.Степанова, С.Стесюкова, И.Прокопенко, А.Юнина, А.Руденко раскрывались в сотворчестве с режиссером, через общую веру и любовь - к своему театру и театру вообще.
Яркие страницы в работах театра оставил дуэт Л.Маренцовой и Ю.Касимова, зрелых опытных актеров, способных вести страстный, личный разговор о жизни, выделявшихся пристальным вниманием к личности другого человека.
Суть актерской профессии - в непрекращающемся познании человека, самого себя, ремесла. Подняться на более высокие ступени молодому самодеятельному коллективу помогли ежедневные тренинги, занятия с педагогами по сценической речи, сценическому движению. Этот театр всегда сосуществовал в двух измерениях - обычном и собственном, развиваясь по спирали вверх. Его работы демонстрировались на Куйбышевском телевидении, они удостаивались премии Ленинского комсомола. (Что было делом неслыханным для самодеятельного коллектива). Театр неизменно становился победителем театральных весен, уже в 1973 г. получает звание народного.

СВОЙ ПУТЬ

Молодость и романтика рядом. Это определило обращение театра к пьесе комсомольского поэта М.Светлого "Двадцать лет спустя". Один за другим были поставлены "Дипломат" С.Алешина, "Девочка апрель" Т.Ян, "Смелая сказка" по А.Гайдару, "А зори здесь тихие..." Б.Васильева..
Суть режиссерских исканий в 70-е годы абсолютно точно выражает формула: надо прислушаться к голоду прошлого, чтобы понять самого себя. Обостренное чувство истории позволило режиссеру вести постоянные, многозначительные диалоги с прошлым. Однако ее спектакли не были замкнуты на конкретных исторических сценах: образ военного времени показывался из некоей дали, как воспоминания и размышления современника о прошлом. Так создавался смысловой монтаж: взаимодействие эпох, поколений.
Режиссера интересует мир человеческих отношений, их сложность и парадоксальность, которая не укладывается в традиционную схему, противопоставляющую порок и добродетель, зло и добро черное и белое. В репертуаре театра появились пьесы о сложностях становления человека, поисках, о молодых современниках. Такова "Иркутская история" А.Арбузова

"Я хорошо помню, как начинала Э.А.Дульщикова. Я тогда была директором Дворца культуры. Сомнений в ней как в режиссере никогда не было. В ней вообще было что-то особенное, что сразу выделяло ее.
Вне всякого сомнения, это необычный театр: на нем нет штампа самодеятельного коллектива, он давно перерос эти рамки. Этот театр очень любим зрителями, любим молодежью. Театру 30 лет, а он, по-прежнему современен...
М.Е. Неутолимова,
Заслуженный работник культуры РСФСР

СКАЗКИ ДЕТСТВА

Несмотря на драматическую экспрессию многих спектаклей, театр "Грань" – гармоничный театр Обителью гармонии для него является мир детства, души ребенка. Ставя сказку, режиссер стремится переиначить, одушевить повседневность, увидеть ее поэтическим зрением, очеловечить. Чарующей поэтичностью, теплотой пронизаны все спектакли, обращенные к детям: "Красная шапочка", "Кошкин дом", «Дядя Степа», "Вини-Пух", "Муха-цокотуха", "Золотая рыбка", "Щелкунчик", "Заячья школа" - это более двух десятков постановок для детей!
"Грань" умеет вести особый, доверительный разговор. Построить его помогает пожизненное увлечение режиссёра театром кукол. Только он способен создавать завершенно условную модель мира и в его рамках с обескураживающей простотой трактовать сложные проблемы жизни и времени.

ОТКРЫТАЯ ДУША

Исходной точкой своих работ режиссер избрала правдивость действия, зависящую не от натуральности декораций, а убедительной игры актеров. Фальши здесь не могло быть: в 1980 г. театр переходит на камерную сцену, предельно приблизившись к зрителю. Это был осознанный ход: театр и жизнь переплелись, составили нерасторжимое единство. Вместе со зрителем началось его восхождение к философским, космическим высотам: что есть мир и что есть человек?..
Ведущей темой становится творчество как высшая цель жизни - собственной и сценических героев. Начало положили первые камерные постановки "Россия поклоняется Есенину" и "Лицей, который не кончается" Ю.Карякина. Задолго до всеобщего бума театр осуществляет постановку памяти Владимира Высоцкого: об этом мужественном человеке с легкоранимой душой рассказывает спектакль "Быть или не быть". Театр обращается к "пушкиниане" М.Цветаевой: работа "Мой Пушкин" - о пронзительной тоскующей любви к родине, ранимом сердце, готовности к самопожертвованию.

 
ДОРОГА ЛЮБВИ

Театр максимально приблизился к зрителю на камерной сцене. Это не дань моде. Это было новое лицо театра, в который пришли новые актеры, а значит, и новые герои: Ю.Могильный, К.Волков, П.Белов, Е.Стрелкова, И.Косоруков, С.Чердавских, С.Стесюков, Г.Антипин, В.Самойличенко, Н.Шашкова.
Камерность настраивала на особый, доверительный разговор, к тому, чтобы сюда пришли новые жанры, как например, театр кукол, который способен создавать завершенно условную модель мира и в его рамках с обескураживающей простотой трактовать сложные проблемы жизни и времени.
"Удивительно: сужая пространство сцены и зала, театр распахивает перед зрителем жизненное пространство недосягаемых высот и глубин... Сузился сценический круг, но расширились диапазон творческих связей и география". К жизни театра были сопричастны главный художник Куйбышевского театра оперы и балета М.Мурзин и художник по костюмам Н.Мурзина, главный художник Куйбышевского театра драмы И.Мендкович, сценограф и художник по костюмам Л.Булычева (г.Москва), сценограф и художник по костюмам В.Фомин (г.Москва).
В орбиты камерного театра оказались втянуты не просто интереснейшие личности. Это были люди, которые формировали его вместе с режиссером, подняли до профессионального уровня: театральные художники Андрей и Татьяна Кулаковские (Германия), Т.Рассказова (г.Москва), А.Сидорина (г.Москва), В.Боер (г.Москва), художник-живописец В.Конев, архитектор Л.Гринштейн, скульптор В.Бурнаев, композиторы А.Бердюгин (г.Санкт-Петербург) и Е.Комалькова (г.Москва), балетмейстер Г.Касаткин и его ученик А.Никифоров, солисты балета - С.Ведяхина, П.Ничепуренко, М.Красильников.

ГРАНИ...

Художественный мир спектаклей не просто усложняется, в них стала обрисовываться характерная театру Дульщиковой поэтика: изысканность композиционных решений, ненавязчивая символика. Мотивы отчуждения, одиночества человека звучат в спектаклях "Брат Алеша" по Ф.Достоевскому и "С весной я вернусь к тебе" А.Казанцева. Мысль, что красота временна, ранима, смертельна звучит в постановке "Маленький принц" по С.Экзюпери. На противостоянии человека враждебным обстоятельствам построен спектакль о декабристах - по пьесе Э.Радзинского "Лунин".
Уже здесь закладывается тот подтекст, который будет развиваться режиссером в постановках следующего десятилетия - метафоричных, философских, многозначительных. Всеми техническими средствами, стилевыми приемами режиссер раскрывает свою концепцию жизни и творчества: спутники человеческого бытия - любовь и страдание, радость и боль, низменное и высокое. Так был прочтен "Театр чудес" М.Сервантеса (1995 г.). В спектакле "Город" по радиопьесе И.Бергмана режиссер задумывается: невозможно жить одним днем, ведь мир, нас окружающий, создавался веками, но урбанизм, экологическая близорукость прерывают генетический, духовный код поколений и в конечном итоге разрушают человеческую личность.

ПРОЛОГ

Новый виток театр сделал с приходом в него профессионального актера В.Гусева, комическое, иносказательное в него привнесли Д.Софьин, Е.Прокопенко, А.Хохлов, Д.Бокурадзе, М.Белова, А.Климов, Д.Хохлова, И.Толкова, Д.Арапов, С.Богданов и остальные актеры действующей труппы.
"Грань" - театр, душа которого открыта ветрам, обновляющим жизнь, а это – пролог к следующим постановкам.

«Грань» - для режиссера и актеров – это остро чувствовать, быть на острие.
Любить – это непременно чувствовать и отдавать что-то самое ценное в себе другим. Отдавать, аккумулировать вновь.
И вновь остро чувствовать.


ДИАЛОГ

Театр - искусство собеседования. "Грань" умеет вести особый диалог. Канва, очерченная им на многие годы, - перекличка исторических эпох и перекличка поколений актеров - прежних и нынешних, которые в нужный момент вновь сойдутся вместе в одном спектакле.
Здесь нет случайных актеров или случайных зрителей. Здесь самая крепкая спайка: режиссерское мастерство наиболее ярко проявляется в работе с непрофессиональными исполнителями. В свою очередь мастерство участников спектакля - в их умении вступать в непосредственный контакт с залом, говорить не только от лица своего героя, но и от своего собственного.

"На спектакли Дульщиковой нужно идти подготовленными. Она не делает ничего в угоду, считая, что в театр не должен подлаживаться под зрителя, а должен вести его ввысь по большой лестнице, открывая глаза на идеалы".

ИМПРОВИЗАЦИИ

Отношение режиссера к современности откровенно проступает в её Последних работах: "Муж всех жен" Ф.Кони (1998 г.) и "Сильное чувство" И.Ильфа и Е.Петрова (1999 г.). Спектакли построены на пародировании, иногда откровенном фарсе, водевильных поворотах сюжета. Но это не смех ради смеха. Отсмеявшись, театр и зрители испытывают чувство душевного очищения. Из-под гримас шутовского, комического проглядывает мечта режиссера о прекрасном и надежда - после долгих и трудных переживаний грядет просветление.
Провожая сложный и противоречивый 20-й век, театр ставит спектакль "Чудесное яблоко" (1999 г.) по мотивам картин костромского художника Е.Честнякова. Форма философской сказки позволила режиссеру сказать о многом - о земле и людях, загадках бытия, показать народные характеры и преображающей силе творчества: несмотря на драматизм судьбы народного художника, его имя осталось в памяти людей.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СЕЗОНЫ

1970-71 гг. - "20 лет спустя" М.Светлова, дебют на Куйбышевской театральной весне.
1972-73 гг. - "Дипломат" С. Алешина, диплом Куйбышевской театральной весны.
1973 г. - Театру присвоено звание народного. "Девочка и апрель" Т.Ян, диплом лауреата Куйбышевской театральной весны.  
1973-74 гг. -  "Иркутская история" А.Арбузова. Сказки "Золотой ключик" А.Толстого, "Кошкин дом" С.Маршака.  
1974-75 гг. -  "А зори здесь тихие..." Б.Васильева. Сказки "Мальчиш-Кибальчиш" А.Гайдара, "Дядя Степа" С.Михалкова. 
1975-76 гг. -  "Россия поклоняется Есенину". Сказка "Конек - Горбунок" П.Ершова, диплом театральной весны, снят фильм Куйбышевского ТВ. 
1977-78 гг. - "В ночь лунного затмения" М.Карима. Сказка "Гуси-лебеди".  
1977 Г. -  юношескому театру присвоено звание образцового 
1979-80 гг. -  "Бемби" Ф.Зальтена. Спектакль-пантомима "Цирк,цирк,цирк..."  
1980 Г. -   открытие камерного театра на 50 мест. "Лицей, который не кончается" Ю.Карякина.  
1980-81 гг. -  "Маленький принц" С. Экзюпери, "Хория" И.Друце.  
1982-83 гг. -  "С весной я вернусь к тебе" А.Казанцева. "Семицветная страна" О.Дриз. 
1984-85 гг. -  "Брат Алеша" В.Розова. Сказка "Заячья школа". "Дракон" Е.Шварца, диплом лауреата Всероссийского смотра самодеятельного художественного творчества к 40-летию Победы, большая медаль за режиссуру, 5 медалей за актерские работы. Сказка "Винни-Пух" А.Милна. 
1986-87 гг. -  "Быть или не быть" памяти В.Высоцкого. Сказки "Соловей" Г.Х.Андерсена (снят фильм Куйбышевского ТВ), "Муха-Цокотуха" К.Чуковского. 
1987-88 гг. -  Открытие камерного зала на 100 мест. Сказка "Золотая рыбка" А.Пушкина.  
1989-90 гг. -  "Лунин" Э.Радзинского. Сказка "Доктор Айболит" К.Чуковского.  
1990-91 гг. -  "Мой Пушкин" по стихам и прозе М.Цветаевой 
1991-92 гг. -   "Брысь, смерть, брысь" С.Шальтяниса. Сказка "Красная шапочка" Ш.Перро.  
1993 г. -  "Золушка" по сказке бр. Гримм и стихам В.Набокова, гастрольная поездка в г. Амстердам (Голландия) по приглашению русского прихода.  
1994-95 гг. -  "Театр чудес" М.Сервантеса к 25-летию театра. Сказки "Лес не без добрых людей", "Оловянный солдатик" Г.Х.Андерсена.  
1996-97 гг. -  "Город" И.Бергмана. Сказка "Прыгающая принцесса" Л.Дворского.  
1997-98 гг. -   вертеп "История о Рождестве Христовом", Диплом 1-го международного фестиваля "Люди, куклы, маски" в г. Алматы. Сказки "Дюймовочка" Г.Х.Андерсена (снят фильм Самарского ТВ), "Щелкунчик" Э.Т.Гофмана.  
1998-99 гг. -  "Муж всех жен" Ф.Кони, "Сильное чувство" И.Ильфа и Е.Петрова, участие в региональном этапе Всероссийского фестивального проекта "Культурные герои 21 века" (г.Самара).  
1999-2000 гг. -   "Чудесное яблоко" по мотивам картин Е.Честнякова  









Есть в культурологии понятие - дистанция. Только дистанция дает нам понять, что есть человек, чего он стоит.
Говоря о спектаклях театра "Грань", свидетелем которых я была долгие годы, могу с уверенностью сказать: театр эту дистанцию преодолел, хотя если говорить о поиске смысла жизни, то найти его, конечно, невозможно, но никто не может запретить режиссеру этот смысл искать.
Этот театр сделал всех нас сложными людьми, а сложные люди - самые прекрасные люди на земле. Это индивидуальные люди, они живут на земле так, как считают нужным
Н. Лысова, искусствовед
  Все права на материалы, размещенные на сайте pomost-gran.ru принадлежат МУ управление культуры администрации городского округа Новокуйбышевск 
 
Контакты: тел./факс +7(84635) 6-98-99
Web-мастеринг: Арт-проект ПУМПУ-РУ.