Главная История ПоМост-5 ПоМост-6 ПоМост-7 Дневники фестиваля Театр "Грань" Спонсоры Гостевая |
Театр-студия "Грань". 30 лет театру чудесСпектакли восхищают! В них есть все: блестящая техника исполнения, богатство фантазии. Мир, созданный театром, утверждает гармоническое начало, без которого жизнь нашего города показалась бы скудной и невыразительной. Высокая образность спектаклей рождена не просто авторским видением мира, но и глубокой мыслью и чувством. Это явление очень редкое.Л.Ф. Тальян, начальник управления культуры администрации г. Новокуйбышевска Я каждый спектакль Дульщиковой люблю. Режиссер работает нестандартно. Спектакли делаются не просто мастерски - на профессиональном уровне. Поиски театра идут в русле исканий современного искусства. Иметь такой театр для нас большая роскошь, но результат стоит того... Н.C. Швец,
директор Дворца культуры "Грань" - так называется театр. И это название содержит много смыслов. Многогранны жизнь и человек, многогранно театральное искусство, высвечивающее разные стороны бытия, хотя ось одна - вечные категории Добра, Любви, Человечности. Спектакли театра - всегда открытие новых граней в вещах и понятиях. Самое большое открытие - возможность существования в провинциальном городе высокохудожественного театра, поражающего щедростью таланта, тягой к внутренней свободе. Спектакли театра, полные накала, внутреннего напряжения, расплавляют заскорузлую оболочку будней; из их глубин встает особый, волнующий смысл. Диалогичность, игровая стихия спектаклей, их иносказательность затягивают зрителя в со-творчество; со-переживание, со-чувствие, будят воображение, фантазию, мысль. В театре важен не результат, а эти пережитые мгновения, оставляющие след в актерах и зрительном зале. Умея волноваться и волновать других, театр "Грань" сформировал в городе театральную среду, нашел единомышленников. Это театр движения, поиска смелых импровизаций, театр глубокой и страстной мысли. "Просто однажды силою обстоятельств в моей жизни возник город, в котором надо было серьезно заниматься театром и отдавать ему все, что было накоплено. Для меня спектакли - определенные миры, которые режиссера не отпускают никогда. Пауз между ними нет. Даже когда наступает передышка - начинаешь вновь сочинять себе какой-то мир. Из этого складывается жизнь - из работы, пауз, короткого отдыха, снова работы. И выйти из этого круга уже невозможно. Театр в моей жизни был всегда. Просто сейчас я занимаюсь им 24 часа в сутки..." Если попытаться окинуть одним взглядом весь творческий путь режиссера, то станет заметным, с какой последовательностью она обращается к одним и тем же проблемам, мотивам, конфликтам. Неистребимость творчества - ведущая тема режиссера Дульщиковой, ей она оставалась верна на разных этапах своего пути. Своим спектаклям режиссер стремится придать своего рода классическую оправу. Это не случайно. Здесь переплавились самые первые - детские и юношеские - впечатления о театре, занятия в театральной студии, которую вела актриса Малого театра Л.А. Бузина, а позднее и ходы учебы на режиссерском факультете МГИК. Первые режиссерские работы были сделаны на рубеже 60-70-х годов, в драматической студии Легницкого Дома офицеров Северной группы войск в Польше. Там были поставлены "Девятая симфония" Ю. Непринцева, "Игла и штык" А. Галиева, "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского. Молодой режиссер, победивший на Всесоюзном театральном конкурсе, была настроена на героику и романтику, чутко уловив движение искусства в сторону изображения неприкрашенной, непарадной повседневности, всего того, что связано с трудом, волевым усилием, душевной энергией. Жизнь в "сплошной лихорадке буден" имела просветляющее начало - осознанное чувство цели. В таком ключе режиссер начинает работать в Новокуйбышевске (1970 г.). Уже на этом этапе она показала себя мастером, который идет в русле острых экспериментов. Дульщикова была 13-м режиссером драматического коллектива ДК и первым, кто сделал шаг к созданию в Новокуйбышевске подлинно театра. Он родился в результате слияния прежде разрозненных взрослого и детского театральных коллективов Дворца культуры, с обновления актерского состава, в который пришла молодежь. Для меня это театр на всю жизнь. Мною здесь сыграно много ролей, и я был свидетелем рождения театра Э.Дульщиковой. Режиссер умеет почувствовать связь времен. Для меня до сих пор непостижимо, как верно она угадала параллели между нашей современностью и миром Сервантеса, который стал её любимым автором. Чем стал театр «Грань» для нашего города? Мне он напоминает яркое вкрапление в общую мозаику, которое здесь не затерялось, напротив, очень украшает его. Ю. Касимов Спектакли театра "Грань" в целом - это " своеобразная галерея блестящих исполнителей. Сильные стороны дарования А.Смирновой, Н.Парахиной, В.Якунина, Л.Плаксиной, Ю.Вавилова, В.Артемьева, Л.Сивохиной, Л.Степанова, С.Стесюкова, И.Прокопенко, А.Юнина, А.Руденко раскрывались в сотворчестве с режиссером, через общую веру и любовь - к своему театру и театру вообще. Яркие страницы в работах театра оставил дуэт Л.Маренцовой и Ю.Касимова, зрелых опытных актеров, способных вести страстный, личный разговор о жизни, выделявшихся пристальным вниманием к личности другого человека. Суть актерской профессии - в непрекращающемся познании человека, самого себя, ремесла. Подняться на более высокие ступени молодому самодеятельному коллективу помогли ежедневные тренинги, занятия с педагогами по сценической речи, сценическому движению. Этот театр всегда сосуществовал в двух измерениях - обычном и собственном, развиваясь по спирали вверх. Его работы демонстрировались на Куйбышевском телевидении, они удостаивались премии Ленинского комсомола. (Что было делом неслыханным для самодеятельного коллектива). Театр неизменно становился победителем театральных весен, уже в 1973 г. получает звание народного. Молодость и романтика рядом. Это определило обращение театра к пьесе комсомольского поэта М.Светлого "Двадцать лет спустя". Один за другим были поставлены "Дипломат" С.Алешина, "Девочка апрель" Т.Ян, "Смелая сказка" по А.Гайдару, "А зори здесь тихие..." Б.Васильева.. Суть режиссерских исканий в 70-е годы абсолютно точно выражает формула: надо прислушаться к голоду прошлого, чтобы понять самого себя. Обостренное чувство истории позволило режиссеру вести постоянные, многозначительные диалоги с прошлым. Однако ее спектакли не были замкнуты на конкретных исторических сценах: образ военного времени показывался из некоей дали, как воспоминания и размышления современника о прошлом. Так создавался смысловой монтаж: взаимодействие эпох, поколений. Режиссера интересует мир человеческих отношений, их сложность и парадоксальность, которая не укладывается в традиционную схему, противопоставляющую порок и добродетель, зло и добро черное и белое. В репертуаре театра появились пьесы о сложностях становления человека, поисках, о молодых современниках. Такова "Иркутская история" А.Арбузова "Я хорошо помню, как начинала Э.А.Дульщикова. Я тогда была директором Дворца культуры. Сомнений в ней как в режиссере никогда не было. В ней вообще было что-то особенное, что сразу выделяло ее. Вне всякого сомнения, это необычный театр: на нем нет штампа самодеятельного коллектива, он давно перерос эти рамки. Этот театр очень любим зрителями, любим молодежью. Театру 30 лет, а он, по-прежнему современен... М.Е. Неутолимова, Заслуженный работник культуры РСФСР Несмотря на драматическую экспрессию многих спектаклей, театр "Грань" – гармоничный театр Обителью гармонии для него является мир детства, души ребенка. Ставя сказку, режиссер стремится переиначить, одушевить повседневность, увидеть ее поэтическим зрением, очеловечить. Чарующей поэтичностью, теплотой пронизаны все спектакли, обращенные к детям: "Красная шапочка", "Кошкин дом", «Дядя Степа», "Вини-Пух", "Муха-цокотуха", "Золотая рыбка", "Щелкунчик", "Заячья школа" - это более двух десятков постановок для детей! "Грань" умеет вести особый, доверительный разговор. Построить его помогает пожизненное увлечение режиссёра театром кукол. Только он способен создавать завершенно условную модель мира и в его рамках с обескураживающей простотой трактовать сложные проблемы жизни и времени. Исходной точкой своих работ режиссер избрала правдивость действия, зависящую не от натуральности декораций, а убедительной игры актеров. Фальши здесь не могло быть: в 1980 г. театр переходит на камерную сцену, предельно приблизившись к зрителю. Это был осознанный ход: театр и жизнь переплелись, составили нерасторжимое единство. Вместе со зрителем началось его восхождение к философским, космическим высотам: что есть мир и что есть человек?.. Ведущей темой становится творчество как высшая цель жизни - собственной и сценических героев. Начало положили первые камерные постановки "Россия поклоняется Есенину" и "Лицей, который не кончается" Ю.Карякина. Задолго до всеобщего бума театр осуществляет постановку памяти Владимира Высоцкого: об этом мужественном человеке с легкоранимой душой рассказывает спектакль "Быть или не быть". Театр обращается к "пушкиниане" М.Цветаевой: работа "Мой Пушкин" - о пронзительной тоскующей любви к родине, ранимом сердце, готовности к самопожертвованию. Театр максимально приблизился к зрителю на камерной сцене. Это не дань моде. Это было новое лицо театра, в который пришли новые актеры, а значит, и новые герои: Ю.Могильный, К.Волков, П.Белов, Е.Стрелкова, И.Косоруков, С.Чердавских, С.Стесюков, Г.Антипин, В.Самойличенко, Н.Шашкова. Камерность настраивала на особый, доверительный разговор, к тому, чтобы сюда пришли новые жанры, как например, театр кукол, который способен создавать завершенно условную модель мира и в его рамках с обескураживающей простотой трактовать сложные проблемы жизни и времени. "Удивительно: сужая пространство сцены и зала, театр распахивает перед зрителем жизненное пространство недосягаемых высот и глубин... Сузился сценический круг, но расширились диапазон творческих связей и география". К жизни театра были сопричастны главный художник Куйбышевского театра оперы и балета М.Мурзин и художник по костюмам Н.Мурзина, главный художник Куйбышевского театра драмы И.Мендкович, сценограф и художник по костюмам Л.Булычева (г.Москва), сценограф и художник по костюмам В.Фомин (г.Москва). В орбиты камерного театра оказались втянуты не просто интереснейшие личности. Это были люди, которые формировали его вместе с режиссером, подняли до профессионального уровня: театральные художники Андрей и Татьяна Кулаковские (Германия), Т.Рассказова (г.Москва), А.Сидорина (г.Москва), В.Боер (г.Москва), художник-живописец В.Конев, архитектор Л.Гринштейн, скульптор В.Бурнаев, композиторы А.Бердюгин (г.Санкт-Петербург) и Е.Комалькова (г.Москва), балетмейстер Г.Касаткин и его ученик А.Никифоров, солисты балета - С.Ведяхина, П.Ничепуренко, М.Красильников. Художественный мир спектаклей не просто усложняется, в них стала обрисовываться характерная театру Дульщиковой поэтика: изысканность композиционных решений, ненавязчивая символика. Мотивы отчуждения, одиночества человека звучат в спектаклях "Брат Алеша" по Ф.Достоевскому и "С весной я вернусь к тебе" А.Казанцева. Мысль, что красота временна, ранима, смертельна звучит в постановке "Маленький принц" по С.Экзюпери. На противостоянии человека враждебным обстоятельствам построен спектакль о декабристах - по пьесе Э.Радзинского "Лунин". Уже здесь закладывается тот подтекст, который будет развиваться режиссером в постановках следующего десятилетия - метафоричных, философских, многозначительных. Всеми техническими средствами, стилевыми приемами режиссер раскрывает свою концепцию жизни и творчества: спутники человеческого бытия - любовь и страдание, радость и боль, низменное и высокое. Так был прочтен "Театр чудес" М.Сервантеса (1995 г.). В спектакле "Город" по радиопьесе И.Бергмана режиссер задумывается: невозможно жить одним днем, ведь мир, нас окружающий, создавался веками, но урбанизм, экологическая близорукость прерывают генетический, духовный код поколений и в конечном итоге разрушают человеческую личность. Новый виток театр сделал с приходом в него профессионального актера В.Гусева, комическое, иносказательное в него привнесли Д.Софьин, Е.Прокопенко, А.Хохлов, Д.Бокурадзе, М.Белова, А.Климов, Д.Хохлова, И.Толкова, Д.Арапов, С.Богданов и остальные актеры действующей труппы. "Грань" - театр, душа которого открыта ветрам, обновляющим жизнь, а это – пролог к следующим постановкам. «Грань» - для режиссера и актеров – это остро чувствовать, быть на острие. Любить – это непременно чувствовать и отдавать что-то самое ценное в себе другим. Отдавать, аккумулировать вновь. И вновь остро чувствовать. Театр - искусство собеседования. "Грань" умеет вести особый диалог. Канва, очерченная им на многие годы, - перекличка исторических эпох и перекличка поколений актеров - прежних и нынешних, которые в нужный момент вновь сойдутся вместе в одном спектакле. Здесь нет случайных актеров или случайных зрителей. Здесь самая крепкая спайка: режиссерское мастерство наиболее ярко проявляется в работе с непрофессиональными исполнителями. В свою очередь мастерство участников спектакля - в их умении вступать в непосредственный контакт с залом, говорить не только от лица своего героя, но и от своего собственного. "На спектакли Дульщиковой нужно идти подготовленными. Она не делает ничего в угоду, считая, что в театр не должен подлаживаться под зрителя, а должен вести его ввысь по большой лестнице, открывая глаза на идеалы". Отношение режиссера к современности откровенно проступает в её Последних работах: "Муж всех жен" Ф.Кони (1998 г.) и "Сильное чувство" И.Ильфа и Е.Петрова (1999 г.). Спектакли построены на пародировании, иногда откровенном фарсе, водевильных поворотах сюжета. Но это не смех ради смеха. Отсмеявшись, театр и зрители испытывают чувство душевного очищения. Из-под гримас шутовского, комического проглядывает мечта режиссера о прекрасном и надежда - после долгих и трудных переживаний грядет просветление. Провожая сложный и противоречивый 20-й век, театр ставит спектакль "Чудесное яблоко" (1999 г.) по мотивам картин костромского художника Е.Честнякова. Форма философской сказки позволила режиссеру сказать о многом - о земле и людях, загадках бытия, показать народные характеры и преображающей силе творчества: несмотря на драматизм судьбы народного художника, его имя осталось в памяти людей.
Есть в культурологии понятие - дистанция. Только дистанция дает нам понять, что есть человек, чего он стоит. Говоря о спектаклях театра "Грань", свидетелем которых я была долгие годы, могу с уверенностью сказать: театр эту дистанцию преодолел, хотя если говорить о поиске смысла жизни, то найти его, конечно, невозможно, но никто не может запретить режиссеру этот смысл искать. Этот театр сделал всех нас сложными людьми, а сложные люди - самые прекрасные люди на земле. Это индивидуальные люди, они живут на земле так, как считают нужным Н. Лысова, искусствовед
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все права на материалы, размещенные на сайте pomost-gran.ru принадлежат МУ управление культуры администрации городского округа Новокуйбышевск | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контакты: тел./факс +7(84635) 6-98-99 Web-мастеринг: Арт-проект ПУМПУ-РУ. |