Помост

Вопросы веры

1 библейское сказание

Священная история в простых рассказах

Новый завет

  1. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос
  2. Архангел Гавриил является священнику Захарии и предсказывает, что у Захарии родится сын Иоанн
  3. Рождество Иоанна Предтечи
  4. Рождество, воспитание и обучение Девы Марии
  5. Благовещение
  6. Рождество Христово
  7. Поклонение пастырей
  8. Сретение Господне
  9. Поклонение волхвов
  10. Бегство в Египет
  11. Избиение младенцев
  12. Возвращение в Назарет
  13. Двенадцатилетний Отрок Иисус в храме
  14. Иоанн Креститель
  15. Крещение Господне
  16. Сорокадневный пост и искушение Иисуса Христа дьяволом
  17. Первые ученики Христовы
  18. Первое чудо на свадьбе
  19. Изгнание торгующих из храма
  20. Беседа Иисуса Христа с Никодимом
  21. Беседа Иисуса Христа с самарянкой
  22. Проповедь Иисуса Христа
  23. Исцеление сына царедворца
  24. Проповедь Иисуса Христа в Назарете
  25. Чудесный лов рыбы на озере Геннисаретском
  26. Изгнание духа нечистого
  27. Исцеление тещи Симоновой и многих других больных
  28. Исцеление расслабленного в Капернауме
  29. Мытарь Левин Матфей делается учеником Иисуса Христа
  30. Исцеление расслабленного при Овчей купели
  31. Исцеление сухорукого
  32. Избрание двенадцати апостолов
  33. Нагорная проповедь Иисуса Христа
  34. Исцеление прокаженного
  35. Исцеление слуги сотника
  36. Воскрешение сына вдовы наинской
  37. Кающаяся грешница
  38. Исцеление бесноватого (безумного), слепого и немого
  39. Притчи Иисуса Христа
  40. Притча о сеятеле
  41. Притча о семени и плевелах
  42. Иисус Христос словом Своим укрощает бурю
  43. Исцеление одержимого нечистыми силами
  44. Исцеление женщины, страдавшей от кровотечения, и воскрешение дочери Иаировой
  45. Исцеление двух слепых и немого бесноватого
  46. Усекновение (отсечение) головы Иоанну Предтече
  47. Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек
  48. Иисус Христос ходит по воде
  49. Исцеление бесноватой дочери хананеянки
  50. Исцеление глухонемого
  51. Исцеление многих больных и насыщение четырех тысяч человек семью хлебами
  52. Исцеление слепого
  53. Иисус Христос спрашивает учеников, кем они его считают, и открывает им тайну Своих будущих страданий, смерти и воскресения
  54. Преображение Господне
  55. Исцеление бесноватого отрока
  56. Наставление Иисуса Христа Своим ученикам
  57. Притча о жестоком заимодавце (о кредиторе, то есть о том, кто дает в долг)
  58. Иисуса Христа не принимают в одном самарийском селении
  59. Притча о милосердном самарянине
  60. Чудесная находка монеты
  61. Семьдесят учеников Христовых
  62. Марфа и Мария, две сестры, пригласившие Иисуса Христа к себе в дом
  63. Исцеление слепого от рождения
  64. Исцеление горбатой, одержимой злым духом
  65. Иудейские старейшины хотят убить Иисуса Христа
  66. Иисус Христос в доме фарисея исцеляет больного, страдавшего водяной болезнью, и учит не садиться на первое место, а в гости велит звать бедных
  67. Притча о приглашенных на вечерю
  68. Притча о пропавшей овце и потерянной монете
  69. Притча о блудном сыне
  70. Притча о богатом и Лазаре
  71. Притча о мытаре и фарисее
  72. Исцеление десяти прокаженных
  73. Благословение детей
  74. Богатый юноша
  75. Исцеление двух слепых
  76. Раскаяние Закхея
  77. Воскрешение Лазаря
  78. Мария помазывает ноги Иисусовы миром; ученик же Иисуса, Иуда, осуждает ее за это
  79. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
  80. Проклятие смоковницы
  81. Изгнание из храма торговцев
  82. Притча о непослушном раскаявшемся сыне
  83. Притча о злых виноградарях
  84. Притча о приглашенных на брачный пир царского сына
  85. Фарисеи спрашивают Иисуса Христа, следует ли платить подать царю
  86. Какие заповеди главные
  87. Бедная, но усердная вдова
  88. Притча о десяти девах
  89. Притча о талантах
  90. Страшный суд
  91. Среда страстной недели
  92. Четверг страстной недели
  93. Омовение мог
  94. Тайная вечеря
  95. Иисус Христос молится в саду Гефсиманском
  96. Иисуса Христа судят у первосвященников Анны и Каиафы
  97. Отречение Петра
  98. Пятница страстной недели. Христос осуждается иудеями на смерть
  99. Погибель Иуды
  100. Иисус на суде и Пилата и Ирода
  101. Христа ведут на распятие
  102. Распятие
  103. Смерть Иисуса Христа
  104. Погребение Иисуса Христа
  105. Воскресение Христа
  106. Первое явление воскресшего Господа Марии Магдалине
  107. Второе явление Господа мироносицам
  108. Третье явление Господа двум ученикам, шедшим в Эммаус
  109. Четвертое явление апостолу Петру
  110. Пятое явление десяти апостолам и другим бывшим с ними в доме
  111. Шестое явление Фоме
  112. Седьмое явление ученикам на озере
  113. Восьмое явление ученикам на горе
  114. Девятое явление апостолу Иакову
  115. Вознесение Господне
  116. Сошествие на апостолов Святого Духа
  117. Апостолы за проповедь о Христе подвергаются тюремному заключению и побоям
  118. Апостол Петр
  119. Чудеса, совершенные апостолом Петром
  120. Мученическая смерть апостола Петра
  121. Апостол Павел
  122. Чудеса, совершенные апостолом Павлом
  123. Мученическая смерть апостола Павла
  124. Проповедь и кончина остальных апостолов
  125. Успение (кончина, смерть) Божьей Матери

Библейские сказания

Наша религия опирается на сборник священных текстов, названных Библией. Размещенные в ней сказания повествуют о многочисленных событиях от сотворения мира. Рассмотрим в нашей статье самые известные из них.

Структура Библии

Писание создавалось множеством авторов на протяжении долгого времени. Название не является изначальным и не используется в самих текстах. Содержание Библии разных конфессий отличается из-за разницы в переводах и списке дополнительных текстов. Первым полным христианским вариантом считается греческая рукопись 4 века н. э.

Библию принято разделять на две значительные части, каждая из которых представлена разным количеством специальных канонических (признанных церковью) и дополнительных книг:

  • Ветхий завет: язык оригинала – древнееврейский и арамейский (часть текстов); описывает период от создания Вселенной и человека до разрушения Иерусалима; основная часть текстов повествует о еврейском народе;
  • Новый завет: язык оригинала – древнегреческий; описывает жизнь, просветительскую деятельность, смерть, воскрешение, вознесение Иисуса Христа; содержит хронологическое описание жизни апостолов (ученики Христа); особо выделяется одна книга-пророчество о наступлении Апокалипсиса.

Рис. 1. Ветхий Завет.

Иудаизм, в отличие от христианства, признает как священную только первую часть Библии – Ветхий Завет (Танах).

Основные сказания

Тексты Нового Завета достаточно понятны, похожи на исторические хроники, их поучительный смысл более доступен. А вот события Ветхого Завета действительно стоит считать библейскими сказаниями: сакральными мифами, служащими уроком всему человечеству.

Сказаний довольно большое количество, поэтому рассмотрим самые известные:

  • Сотворение мира: Господь создал Вселенную и все живое за шесть дней, а на седьмой отдыхал после трудов. Первый человек Адам был сотворен на шестой день;
  • Изгнание из рая: Первая женщина Ева, искушенная Змеем, съела сама и уговорила Адама попробовать запретный плод познания, за что Господь изгнал первых людей из Рая;
  • Каин и Авель: сыновья первых людей; Каин позавидовал Авелю и убил его, за что был проклят Богом и обречен на одиночество;
  • Всемирный потоп: за длительные прегрешения человечество было уничтожено потопом. Бог сохранил жизнь лишь праведника Ноя, который при помощи выстроенного ковчега спас свою семью и всех представителей животного мира (каждой твари по паре);
  • Вавилонская башня: люди возгордились и решили достать до Небес, построив башню. Бог разделил человечество на группы говорящие на разных языках, чтобы они перестали понимать друг друга и не смогли совершить задуманное;
  • Моисей: будучи младенцем, спасся благодаря Божьей воле. Мать смогла спрятать ребенка (оставила в корзине в зарослях тростника) от слуг фараона убивающих всех новорожденных израильских мальчиков;
  • Переход через Чермное море: израильтяне под предводительством Моисея покинули Египет. На их пути было море. Не теряя веры, Моисей обратился к Богу и воды расступились, пропуская людей на другую сторону.

Рис. 2. Изгнание Адама и Евы из рая.

Считается, что Бог передал Моисею священные скрижали, на которых были высечены десять заповедей – основных Божественных законов, обязательных для исполнения.

Рис. 3. Заповеди Божьи.

Что мы узнали?

Затронув в статье важную тему история (5 класс), довольно сложную для понимания, мы узнали, из каких частей состоит Библия, о чем идет речь в святых сказаниях, какие заповеди оставил людям Бог.

Тест по теме

Оценка доклада

Библейские истории

Эта книга в которой в популярной форме рассказывается содержание библейских мифов, выдержала в Венгрии два издания. Ее автор, известный философ, подходит к Библии как к литературному памятнику древности, пытаясь выявить земные истоки мифов и легенд, раскрывая тем самым несостоятельность представлений о «богодухновенности» библейских сказаний.

  • ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА. 1

  • ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К СОВЕТСКОМУ ИЗДАНИЮ. 1

  • ПРЕДИСЛОВИЕ. 2

  • ВВЕДЕНИЕ. 2

  • Часть первая. — ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. 5

    • МИР ВЕТХОГО ЗАВЕТА. 5

    • КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА. 12

  • Часть вторая. — НОВЫЙ ЗАВЕТ. 51

    • МИР НОВОГО ЗАВЕТА. 51

    • КНИГИ НОВОГО ЗАВЕТА. 55

    • ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. 76

  • ПРИЛОЖЕНИЯ. — ХРОНОЛОГИЯ «ВЕТХОЗАВЕТНОЙ» ИСТОРИИ (ГОДЫ ДО НАШЕЙ ЭРЫ) 76

Гече Густав
Библейские истории

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К СОВЕТСКОМУ ИЗДАНИЮ.

ПРЕДИСЛОВИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ПОНЯТИЕ И ЧЛЕНЕНИЕ БИБЛИИ.

КАНОН И БОГОДУХНОВЕННОСТЬ.

ТЕКСТ И ЯЗЫК БИБЛИИ.

ПЕРЕВОДЫ БИБЛИИ.

Часть первая.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.

МИР ВЕТХОГО ЗАВЕТА.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ.

ИСТОРИЯ СОЮЗА ПЛЕМЕН.

РЕЛИГИЯ ИЗРАИЛЯ. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТА.

СВЯТИЛИЩА.

СВЯЩЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ.

РИТУАЛЫ.

КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.

КНИГИ МОИСЕЯ.

СОТВОРЕНИЕ МИРА.

СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ.

КАИН И АВЕЛЬ.

РОДОСЛОВИЕ АДАМА (ПРАОТЦЫ).

СЫНЬ! БОЖЬИ И ДОЧЕРИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ.

СКАЗАНИЕ О НОЕ.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ.

АВРААМ И ИСААК.

СОДОМ И ГОМОРРА.

ИАКОВ — ИЗРАИЛЬ.

ДЕТИ ИАКОВА.

СКАЗАНИЕ ОБ ИОСИФЕ.

ЕГИПЕТСКОЕ РАБСТВО.

МОИСЕЙ И ЕГО МИССИЯ.

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА.

ЗАВЕТ (СОЮЗ) НА ГОРЕ СИНАЙ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАВЕТА И НАРУШЕНИЕ СОЮЗА.

СТРАНСТВОВАНИЕ В ПУСТЫНЕ.

«ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ».

КНИГА ИИСУСА НАВИНА.

КНИГА СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ.

САМСОН.

КНИГА РУФИ.

КНИГИ САМУИЛА.

СТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСТВА.

САУЛ.

ЦАРЬ ДАВИД.

КНИГИ ЦАРСТВ.

ЦАРСТВОВАНИЕ СОЛОМОНА.

РАЗДЕЛЕНИЕ НА ДВА ЦАРСТВА И ПАДЕНИЕ ИЗРАИЛЯ.

ПАДЕНИЕ ИУДЕИ.

ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙ.

КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН.

КНИГИ ЕЗДРЫ И НЕЕМИИ.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ХРАМА.

РЕФОРМЫ.

КНИГИ МАККАВЕЙСКИЕ.

СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА.

КНИГА ТОВИТА.

КНИГА ИУДИФИ.

КНИГА ЕСФИРИ.

КНИГИ ПРОРОКОВ.

КНИГА ПРОРОКА ИСАИИ.

УЧЕНИЕ ПРОТОИСАИИ.

УЧЕНИЕ ВТОРОИСАИИ.

УЧЕНИЕ ТРИТОИСАИИ.

КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ.

КНИГА ПЛАЧ ИЕРЕМИИ.

ПОСЛАНИЕ ИЕРЕМИИ.

КНИГА ПРОРОКА ВАРУХА.

КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ.

КНИГА ПРОРОКА ДАНИИЛА.

СУСАННА И СТАРЦЫ.

ВИЛ И ДРАКОН.

МАЛЫЕ ПРОРОКИ.

КНИГА ПРОРОКА АМОСА.

КНИГА ПРОРОКА ОСИИ.

КНИГА ПРОРОКА МИХЕЯ.

КНИГА ПРОРОКА СОФОНИИ.

КНИГА ПРОРОКА НАУМА.

КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА.

КНИГА ПРОРОКА АВДИЯ.

КНИГА ПРОРОКА АГГЕЯ.

КНИГА ПРОРОКА ИОНЫ.

КНИГА ПРОРОКА МАЛАХИИ.

КНИГА ПРОРОКА ЗАХАРИИ.

КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ.

КНИГИ ПРЕМУДРОСТЕЙ

ПСАЛТИРЬ.

КНИГА ПЕСНИ ПЕСНЕЙ СОЛОМОНА.

КНИГА ПРИТЧЕЙ СОЛОМОНОВЫХ.

КНИГА ПРЕМУДРОСТИ ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА.

КНИГА ИОВА.

КНИГА ЕККЛЕСИАСТА, ИЛИ ПРОПОВЕДНИКА.

КНИГА ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА.

Часть вторая.

НОВЫЙ ЗАВЕТ.

МИР НОВОГО ЗАВЕТА.

«ИСПОЛНЕНИЕ ВРЕМЕН».

ИУДЕО-ХРИСТИАНЕ.

ХРИСТИАНСТВО И ДИАСПОРА.

ХРИСТИАНСТВО И ЭЛЛИНИЗМ.

КНИГИ НОВОГО ЗАВЕТА.

ЕВАНГЕЛИЯ.

ИСТОРИЧНОСТЬ ИИСУСА.

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ИИСУСА.

ГЕОГРАФИЯ ЖИЗНИ ИИСУСА.

СВЕТСКИЕ ИСТОЧНИКИ.

ОТ МАТФЕЯ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ.

ОТ МАРКА СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ.

ОТ ЛУКИ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ.

ОТ ИОАННА СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ.

ОБРАЗ ИИСУСА В ЕВАНГЕЛИЯХ. ПРЕДТЕЧА.

РОЖДЕНИЕ ИИСУСА.

ДЕТСТВО ИИСУСА.

СЛУЖЕНИЕ ИИСУСА.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ.

ПРИТЧИ О ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ.

ПОУЧЕНИЯ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИИСУСА.

ГЛАВНАЯ ЗАПОВЕДЬ.

ЧУДЕСА ИИСУСА.

СУД НАД ИИСУСОМ.

СМЕРТЬ, ВОСКРЕСЕНИЕ И ВОЗНЕСЕНИЕ ИИСУСА.

ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ.

ПОСЛАНИЯ.

ПОСЛАНИЯ ПАВЛА.

ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ.

ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИИЦАМ.

ПОСЛАНИЕ К ГАЛАТАМ.

ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ПОСЛАНИЯ К КОРИНФЯНАМ.

ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ.

ПОСЛАНИЯ УЗНИКА.

ПАСТЫРСКИЕ ПОСЛАНИЯ.

ПОСЛАНИЕ К ЕВРЕЯМ.

СОБОРНЫЕ ПОСЛАНИЯ.

ОТКРОВЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

ПРИЛОЖЕНИЯ.

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА.

Густав Гече — философ. И это наложило известный отпечаток на его работу. Его менее всего привлекают вопросы историчности тех или иных библейских персонажей, реальности происходивших некогда событий. Он оставляет эти вопросы историкам, пытаясь раскрыть земной смысл библейских сказаний, выявить причины, вызвавшие их к жизни. И хотя, быть может, его взгляды не всегда совпадают с общепринятыми в современной библеистике, он дает им свое обоснование, в котором находит отражение его собственное видение «предании старины глубокой».

Нельзя не учитывать того, что автор повествует о католическом варианте Библии, а следовательно, имеет в виду и принятые в католицизме традиции, подход к обоснованию библейской истории. Но дело в конечном счете не в этом, а в том, что он рассматривает священную книгу иудеев и христиан не как некое божественное откровение, а как складывавшееся веками собрание устных и письменных преданий, в которых через миропонимание их авторов раскрыты процессы и явления седой старины.

Думается, книга венгерского автора, впервые переведенная на русский язык, представит интерес для пропагандистов и агитаторов, для всех интересующихся атеистической проблематикой.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К СОВЕТСКОМУ ИЗДАНИЮ.

Теперь, когда моя книга впервые выходит на русском языке, меня переполняют самые различные чувства. Естественно, что самым сильным является чувство удовлетворения, ведь, выйдя за пределы своего малого языка, книга зазвучит на русском языке, а следовательно, найдет широчайшую читательскую аудиторию. К тому же она выходит в Издательстве политической литературы, чьи издания всегда авторитетны. И выступление в нем я рассматриваю как большую честь для ученого-марксиста.

Наряду с радостью я испытываю и некоторый трепет. Смогу ли я сказать советскому читателю нечто новое, интересное, заслуживающее внимания? Ведь о Библии, некоторые фрагменты которой созданы более трех тысяч лет тому назад, написано очень много. Библию сжигали и возносили, переписывали и канонизировали, толковали и перетолковывали. Стоит ли возвращаться к ней вновь, и можно ли по-современному подойти к ее толкованию?

В своей книге я попытался дать ответ на эти вопросы. Множество людей и поныне почитает Библию как священную книгу. Мне хотелось сбросить с нее мистический покров, подойти к ней как к литературному памятнику древних эпох.

В последние годы наука о религии ушла далеко вперед. Мы узнали, какую роль играли отдельные книги Библии во времена их создания, в самом историческом процессе, в чем истинный смысл библейских сказаний.

Библия как памятник древней культуры является универсальной человеческой ценностью, а не исключительной собственностью одного народа или только верующих. Поэтому очень важно совместными усилиями ученых разных стран очистить ее от вековых религиозных напластований и подойти к ней как к творению человека. Это даст возможность путем анализа библейских мифов и легенд реконструировать события, происходившие в древнем мире многие тысячелетия назад.

Сборник.

Сотворение мира и человека

Бог сотворил небо и землю. Земля сперва была не устроена, и Дух Божий носился над ней.

И вот в шесть дней Бог дал устройство земле. «Да будет свет!» – сказал Господь. И стало светло; и назвал Бог свет днем, а тьму – ночью.

Это был первый день.

Во второй день Он сотворил твердь и назвал твердь небом.

В третий день Бог отделил воду от суши. И образовались моря, озера, реки и источники. Земля же, по воле Божией, произвела растения.

В четвертый день Господь создал светила небесные; солнце стало светить на небе днем, а луна и звезды освещать мир ночью.

В пятый день Бог повелел, чтобы вода наполнилась рыбами и чтобы птицы летали в воздухе над землей.

В шестой день Он сотворил животных земных.

Наконец, сказал Бог: «Сотворим человека по образу и по подобию Нашему, и да обладает он рыбами морскими, птицами небесными, и скотом, и всеми тварями, живущими на земле».

И сотворил Бог первого человека – Адама. Он из земли создал тело и вдунул в него душу разумную и бессмертную. Этою душою Он отличил его от животных и уподобил Себе.

Но Адам был одинок, и Господь Бог создал для него жену – Еву, чтобы она была ему подругой и помощницей.

И увидел Господь Бог, что все, сотворенное Им в шесть дней, прекрасно.

В седьмой день Он почил от трудов Своих, то есть перестал творить, благословил этот день и назначил его быть днем покоя и радости для людей.

Сотворив мир, Бог стал заботиться о нем. Он постоянно хранит его, и все в нем совершается по Его святой воле.

Жизнь первых людей в раю

Бог устроил дивный сад – рай и поселил в нем Адама и Еву, чтобы они возделывали и хранили его.

В раю протекали реки и росли деревья, на которых зрели красивые и приятные для пищи плоды.

Среди рая росли два особенных дерева. Одно из них было дерево жизни, другое – дерево познания добра и зла.

Вкушая плоды дерева жизни, люди могли жить, не зная ни болезней, ни смерти; о втором же дереве Бог сказал первому человеку, чтобы он не ел плодов с этого дерева, потому что если он вкусит их, то умрет.

Первые люди блаженствовали в раю. Все животные ласкались к ним; не боялись они смерти, не знали болезней, горя, страданий, не знали лжи и обмана и всей душой любили Бога, который постоянно заботился о них и часто являлся им и беседовал с ними.

Первый грех. Обещание Спасителя. Изгнание из рая

Прежде творения мира и всего, что находится в нем, Бог сотворил ангелов, невидимых, как и Он Сам.

Сперва все ангелы были добрые, но потом один из них не захотел повиноваться Богу и научил других тому же.

Он стал называться дьяволом, то есть клеветником, соблазнителем. Господь лишил блаженства его и тех, кто его послушался. И вот дьявол позавидовал счастью Адама и Евы и захотел погубить их. Он вошел в змея и, когда Ева проходила мимо дерева познания добра и зла, спросил:

– Правда ли, что Бог запретил вам есть плоды райских деревьев?

Ева ответила:

– Господь позволил нам есть плоды со всех деревьев сада; только с дерева познания добра и зла Он не позволил вкушать плодов и сказал, что если мы это сделаем, то умрем.

– Нет, вы не умрете, – сказал дьявол. – Бог знает, что как только вы вкусите их, то сделаетесь сами как боги, – и будете знать добро и зло.

Ева посмотрела на дерево, запрещенные плоды особенно понравились ей теперь; она подошла, взяла плодов и ела, потом дала мужу, и он ел.

Как только они сделали это, им сразу стало страшно и стыдно.

До тех пор невинные, как младенцы, они не замечали, что наги, и не стыдились этого, но, согрешив, прикрылись листьями и укрылись среди деревьев.

И услышали они голос Бога; Господь ходил в раю.

– Где ты, Адам? – воззвал Он.

Адам ответил:

– Я услышал голос Твой, Господи, и скрылся; мне стало стыдно, потому что я наг.

Господь сказал:

– Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

Адам вместо того, чтобы сознаться в своей вине и просить прощения у Бога, ответил:

– Жена, которую ты сотворил мне, дала мне плодов этого дерева, и я ел.

Жена сказала:

– Господи, змей соблазнил меня.

Тогда Бог проклял змея, а Адаму и Еве сказал, что в наказание за ослушание они будут жить в горе, страданиях, тяжелых трудах и потом умрут. Но, по милосердию своему, в утешение людям, Господь обещал, что впоследствии явится Спаситель мира, Который примирит людей с Богом и победит дьявола.

Сказав это, Господь Бог изгнал Адама и Еву из рая и поставил ангела с пламенным мечом, чтобы охранял путь к дереву жизни.

Каин и Авель

У Адама и Евы было два сына: Каин и Авель.

Старший, Каин, обрабатывал землю; младший, Авель, пас овец. Авель отличался добротой и кротостью; Каин же был злой и завистливый. Однажды оба брата захотели принести Богу в жертву, то есть в дар, что было у них лучшего: Каин – от плодов земных, Авель – лучшую овцу из своего стада. Авель приносил свою жертву с чистым сердцем, с чувством горячей любви, и жертва его была угодна Богу; Каин же приносил свою жертву без благоговения, а потому даров его Господь не принял.

Каин позавидовал брату.

Бог внушал ему изгнать из своего сердца недоброе чувство, но Каин позвал Авеля с собою в поле и там убил его.

Тогда Господь спросил:

– Где брат твой – Авель?

Каин ответил:

– Не знаю. Разве я сторож брату моему?

– Что ты сделал, – сказал Господь, – как решился ты убить невинного брата своего?

И Бог проклял Каина и осудил его на изгнание и скитание по земле. Каин не смел показаться родителям, ушел от них далеко и до смерти своей боялся всего и нигде не находил себе покоя.

У него были дети, которые, как и отец, были злы, непочтительны и завистливы.

Адама и Еву пожалел милосердный Господь и дал им вместо Авеля другого сына – Сифа; он был добр и кроток, как Авель.

Потоп

Люди размножились на земле. Потомки Сифа стали брать себе в жены девушек из нечестивых потомков Каина, все забыли Бога, не молились ему и постоянно грешили.

Господь много раз вразумлял их, но они не слушались его.

Тогда Господь положил наказать людей за их греховную жизнь и упорство и истребить род человеческий потопом.

В то время жил один праведный человек, по имени Ной. Господь не забыл его.

Он велел Ною построить ковчег, то есть большой крытый корабль, войти в него со своим семейством и взять с собою всяких животных.

Когда это было исполнено, Бог затворил двери ковчега, и начался потоп.

Сорок дней и сорок ночей лил дождь; вся земля, самые высокие горы покрылись водою. Все, что жило на земле: и люди, и животные, – все погибло.

Только ковчег спокойно и безопасно плавал по воде.

Через сорок дней дождь перестал лить, и хотя вода не убывала, но тучи рассеялись, выглянуло солнце, и показались вершины гор. Ной отворил окно ковчега и выпустил ворона. Ворон отлетал и прилетал, но в ковчег не возвращался.

Через несколько дней Ной выпустил голубя; голубь полетал и вернулся – ему негде было отдохнуть.

Прошло еще несколько дней. Ной во второй раз выпустил голубя. На этот раз голубь возвратился вечером и в клюве принес зеленую ветвь, и Ной понял, что вода начала сходить с земли. Потом он в третий раз выпустил голубя, и голубь не возвратился. Ной понял, что земля очистилась от воды, по повелению Божию вышел из ковчега, вывел семью свою и всех животных и принес горячую молитву и благодарственную жертву Богу за спасение.

Бог благословил Ноя и обещал, что на земле потопа больше никогда не будет.

В память этого обещания Господь явил на небе радугу.

Дети Ноя

После потопа Ной стал обрабатывать землю и посадил виноградник. Когда виноград поспел, он выжал из него сок и, не зная, что сок этот опьяняет, выпил его слишком много. Потом он лег, не прикрывшись, в своем шатре и уснул.

Один из трех сыновей Ноя, Хам, увидев, что отец лежит раздетый, поспешил к своим двум братьям и, смеясь, рассказал им об этом. Но Сим и Иафет взяли одежду и, не глядя на отца, почтительно прикрыли его.

Когда Ной проснулся и узнал, что сделал Хам, как непочтительно он отнесся к нему, то в гневе проклял его и его потомство; Сима же и Иафета благословил, сказав, что потомство их размножится по всей земле и будет господствовать над потомством Хама.

Столпотворение

После потопа люди снова размножились по земле и скоро опять стали забывать Бога и наказание, посланное на землю за грехи людей.

Думая, что они могут все сделать без помощи Божией и Его благословения, они решили построить город и в нем башню до самого неба, чтобы прославиться. Но Господь наказал их за гордость. До сих пор люди все говорили на одном языке и вдруг, по воле Божией, начали говорить на разных наречиях, перестали понимать друг друга и вынуждены были прекратить постройку.

Авраам

Люди дошли до того, что стали почитать за богов все, что было страшно или приятно им: море, солнце, луну, звезды, разных животных, делали их изображения (идолы) из золота, серебра и камня и поклонялись им вместо Бога.

Но среди этих людей жил один праведный потомок Сифа – Авраам. Господь избрал его, чтобы в его роде сохранять истинную веру до пришествия Спасителя. Для этого Бог повелел Аврааму покинуть родину, землю Халдейскую, и поселиться в той стране, которую он укажет ему.

Авраам покорно собрался в путь и взял с собой жену свою Сарру и племянника Лота, который воспитывался у него. Между ним и Лотом вышло дорогою несогласие из-за пастухов, которые гнали их стада, и Авраам сказал: «Не хорошо нам ссориться, лучше разойдемся в разные стороны. Если хочешь идти налево, я пойду направо; если хочешь идти направо, я пойду налево».

Лот выбрал себе долину Иорданскую, а Авраам, по повелению Божию, поселился в земле Ханаанской, которая стала называться землей Обетованной, то есть обещанной, потому что Господь сказал, что она будет принадлежать потомству Авраама.

Явление Бога Аврааму

Однажды Авраам сидел днем, в жаркую пору, при входе в свой шатер.

Он поднял глаза и увидел перед собой трех странников. Странники эти были Сам Господь в образе человека и Его два ангела, но Авраам не знал этого.

Он подошел, низко поклонился им и просил зайти отдохнуть, освежиться и поесть. И так как они согласились, он поспешил к жене своей Сарре, велел испечь хлеба, потом выбрал лучшего теленка, велел приготовить его и, когда он был готов, подал его вместе с маслом и молоком странникам, а сам стал около них под деревом.

Господь обратился к Аврааму и сказал:

– Через год Я опять буду у тебя, и у жены твоей Сарры родится сын.

Сарра в это время стояла около шатра и усмехнулась, потому что и она, и муж ее были очень стары и это показалось ей странным, но Господь продолжал:

– Почему усмехнулась Сарра? Есть ли что трудное для Бога? – и повторил Свое обещание.

После обеда странники встали, чтобы идти дальше, а Авраам пошел проводить их.

Оба ангела пошли к Содому, а Господь сказал Аврааму, что хочет истребить города Содом и Гоморру за греховную жизнь их жителей.

Авраам понял, что перед ним Сам Господь Бог и стал просить:

– Господи, если в этих городах найдется пятьдесят праведных людей, неужели не пощадишь Ты остальных ради них?

Господь ответил:

– Если найдется пятьдесят праведных, Я пощажу эти города.

Авраам продолжал:

– А если в них окажется сорок пять праведных или даже десять?

– И ради десяти не погублю остальных, – сказал Господь.

Но и десяти праведных не оказалось в этих двух городах.

Содом и Гоморра

Ангелы пришли в Содом вечером. Лот сидел у городских ворот и, увидев перед собой странников, подошел и просил их зайти к нему в дом переночевать.

Он угостил их ужином, но не успели они лечь, как вокруг дома собрались жители города и требовали, чтобы Лот выдал им своих гостей. Лот вышел, запер за собою двери и просил не делать вреда странникам. Но народ шумел и кричал все сильнее; некоторые бросились на Лота и хотели выломать двери.

Тогда ангелы ввели его в дом, заперли двери, а жителей города поразили слепотой, так что они не могли найти входа.

В ту же ночь ангелы сказали Лоту, что они посланы истребить города Содом и Гоморру, и велели ему и семье его уйти из города, не оглядываясь.

На заре Лот со своей семьей покинул Содом.

Тогда с неба упал огонь с серою и истребил города Содом и Гоморру.

Жена Лота не послушалась ангелов, оглянулась и превратилась в соляной столп.

Агарь и Измаил

Через год обещание Божие исполнилось: у Авраама родился сын Исаак, и он нежно полюбил его.

У Сарры была служанка Агарь; сын ее Измаил был несколькими годами старше Исаака и часто дразнил и обижал мальчика.

Сарра много страдала из-за своего ребенка и наконец сказала Аврааму:

– Выгони эту служанку и сына ее!

Авраам был огорчен словами Сарры, потому что очень любил Измаила, но Господь велел ему исполнить просьбу жены и обещал хранить Измаила. Авраам встал рано утром, взял хлеба, влил воды в мех, положил все это на плечи Агари и отпустил ее с сыном из своего дома.

Агарь пошла с маленьким Измаилом по пустыне и скоро потеряла дорогу. Воды у нее больше не было и негде было достать, а сын ее изнемогал от жажды.

Агари было так тяжело видеть страдание мальчика, что она положила его в тень около куста, а сама отошла и, горько плача, говорила:

– Я не могу видеть смерти сына моего.

Тогда ангел Господень явился ей и сказал:

– Не бойся, Агарь, встань, возьми сына твоего за руку и веди его с собою.

Агарь увидела вблизи источник со свежею водой, напоила сына и наполнила мех свой.

Бог хранил Измаила; он вырос, поселился в пустыне, был искусный стрелок и впоследствии женился на египтянке.

Принесение в жертву Исаака

Когда Исаак вырос, Господь, чтоб испытать веру Авраама, сказал:

– Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, пойди на гору, которую Я укажу тебе в земле Мориа, и принеси Мне его в жертву.

Авраам встал рано утром, оседлал своего осла, приготовил дров для жертвенника и, взяв с собою сына, отправился с ним на гору, в землю, указанную Господом.

Когда они пришли на вершину горы, Исаак сказал:

– Отец, и дрова, и огонь у нас есть, а где же ягненок для жертвы Богу?

Авраам ответил:

– Господь Сам укажет нам жертву.

Потом он связал сына своего и положил его на жертвенник. Но в ту минуту, когда он занес над ним руку, чтобы заколоть его, явился ангел Господень и сказал:

– Авраам, не поднимай руки твоей на отрока. Бог теперь знает, что ты не пожалел своего единственного сына для Него.

Авраам оглянулся и увидел в кустах барашка, который запутался рогами в ветвях.

Он взял его и принес Богу в жертву вместо своего сына. Господь благословил Авраама за его послушание и сказал, что из его потомства родится Спаситель мира.

Женитьба Исаака

Когда Авраам решил, что Исааку пришло время жениться, он призвал своего верного слугу Елизара и сказал ему:

– Поезжай на мою родину, к родным моим, и выбери там невесту для сына моего Исаака.

Елизар ответил:

– А если та девушка, которую я выберу для твоего сына, не захочет покинуть своей родины и не последует за мной?

Авраам сказал:

– Господь поможет тебе, и ты привезешь невесту сыну моему.

Елизар взял с собою много богатых подарков и с несколькими слугами отправился на верблюдах в дальний путь.

Он благополучно доехал до родины Авраама, остановился, не въезжая в город, около колодца и стал молиться так:

– Господи, будь милостив к господину моему Аврааму! Вот я стою у колодца, и городские девушки приходят сюда за водой. Девушка, которой я скажу: «Наклони кувшин твой, я напьюсь»– и которая ответит: «Пей, я и верблюдов твоих напою», пусть будет та, которую Ты назначил невестой рабу Твоему Исааку. По этим словам я узнаю ее.

И вот из города вышла к колодцу прекрасная девушка – Ревекка. Она несла на плече кувшин и, наполнив его, пошла обратно.

Елизар подошел к ней и сказал:

– Дай мне напиться из твоего кувшина!

А она ответила:

– Пей, господин мой, я и верблюдов твоих напою.

Тогда Елизар понял, что Господь услышал его молитву, и спросил Ревекку, может ли отец ее приютить его и других слуг на ночь. Она ответила, что места у них много, и побежала за своим братом Лаваном. Лаван пришел и пригласил Елизара. Когда они пришли в дом родителей Ревекки, Елизар сказал им, для чего он приехал, и просил отпустить с ним девушку.

Они ответили:

– Господь устроил это дело, и мы не будем мешать ему. Возьми Ревекку, пусть будет она женой Исаака.

Тогда Елизар поклонился Господу до земли, потом передал подарки родителям, родственникам и самой невесте и на другой день отправился с ней в обратный путь.

Исаак встретил Ревекку, привел ее к своему отцу и женился на ней.

Дети Исаака. Сон Иакова. Примирение Иакова с Исавом

У Исаака было два сына: Исав и Иаков, прозванный потом Израилем. От Иакова произошел израильский, или еврейский, народ.

Исав был суров, нелюдим и больше всего любил охоту. Он почти все время проводил в поле.

Иаков был кроток, приветлив, занимался домашним хозяйством и пас стада отца.

Исав легкомысленно уступил Иакову свои права на первородство, так что обещание Божие, что из рода Авраама произойдет Спаситель мира, наследовал Иаков.

Но когда потом Исав понял, каких великих преимуществ он лишился, уступив первенство, то возненавидел брата и даже хотел его убить.

Иаков по желанию родителей отправился на родину своей матери, в Месопотамию, чтобы там укрыться от гнева Исава и выбрать себе невесту.

Дорогой ему пришлось ночевать в поле. Он лег, положил под голову камень и уснул.

Во сне он увидел, что на земле стоит лестница, а верх ее касается неба. Ангелы Божии поднимаются и спускаются по ней, а наверху стоит Сам Господь и говорит: «Я Бог Авраама и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству, которое будет многочисленно, как песок на берегу морском. В потомстве твоем родится Спаситель мира и чрез Него благословятся все народы».

Иаков проснулся и сказал:

– Господь присутствует здесь; это – дом Божий, это врата небесные.

Он встал, взял камень, на котором спал, поставил его памятником на том месте и принес Богу жертву, полив камень елеем (маслом).

Место это Иаков назвал Вефиль, что значит дом Божий.

Лестница, которую видел Иаков, предвестила Пресвятую Деву Марию, чрез Которую Сын Божий сошел на землю.

Иаков женился в Месопотамии, прожил там двадцать лет, сделался богатым и вернулся на родину, где примирился с братом.

Дети Иакова

У Иакова было двенадцать сыновей.

Он больше всех любил Иосифа за его кротость и доброту, отличал его перед другими и сшил ему нарядную одежду.

Братья были недовольны этим и двумя снами, которые Иосиф рассказал им и своему отцу.

В первый раз снилось ему, будто он с братьями вяжет в поле снопы; его сноп стоит прямо, а снопы братьев кланяются ему.

В другой раз он видел во сне, будто солнце, луна и 11 звезд ему кланяются.

Отец и братья сказали:

– Неужели ты думаешь, что мы все: отец, мать и братья – будем тебе кланяться!

Однажды, когда другие сыновья Иакова пасли стада далеко от дома, отец послал Иосифа проведать их.

Он надел свою нарядную одежду и отправился навестить братьев.

Увидев Иосифа издали, они решили убить его, но потом раздумали и продали его проезжавшим мимо купцам, а отцу сказали, что дикие звери растерзали его.

Иаков долго и безутешно плакал о любимом сыне. А Иосифа купил приближенный египетского царя, Пентефрий, полюбил его и скоро стал доверять ему во всем.

Но жена Пентефрия оклеветала Иосифа перед мужем, который, не разобрав дела, посадил его в темницу.

Так как Иосиф не сделал ничего дурного, то Господь не забыл его в темнице.

Начальник тюрьмы понял, что он страдает безвинно, снял с него оковы и поручил ему надзор над другими заключенными.

Возвышение Иосифа

Бог дал Иосифу способность разгадывать сны.

Однажды египетский царь, или фараон, как звали египетских царей, видел два сна, значение которых он никак не мог понять.

Царю сказали, что Иосиф может объяснить эти сны. Его привели во дворец, и фараон рассказал ему, что видел во сне, будто семь тощих коров съели семь коров полных и от этого сами не пополнели, и семь тонких колосьев съели семь колосьев полных и остались тонкими.

Иосиф ответил на это:

– Этими снами Бог предупреждает тебя, государь, что в твоей стране будет семь лет урожайных, а после этих семи лет совсем не будет хлеба. Прикажи в первые семь лет сделать запас на голодные годы.

Царь удивился мудрому объяснению Иосифа и назначил его начальником над всем Египтом.

Он приказал ему собрать хлеб на голодные годы, и Иосиф приготовил его так много, что хлеба хватило не только для всего Египта, но можно было продать его и в другие земли.

страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Священная библейская история

В издательстве Сретенского монастыря вышла книга митрополита Вениамина (Пушкаря) «Священная библейская история».

Священная библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 784 с. : ил.

Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин, профессор, кандидат богословских наук, так пишет в своей книге: «Читая Священную Библию, надо всегда помнить, что она не научный трактат и не философская доктрина, а книга, заключающая в себе богооткровенные истины о спасении человечества. Библия говорит нам не о том, как движутся небесные тела, а о том, как нам взойти на духовное небо. Она повествует нам, как и что сделал Господь по Своей любви для человечества при посредстве израильского народа, чтобы дать спасение всем народам и всем людям».

«Известный романист Вальтер Скотт во время своей последней болезни попросил, чтобы ему что-нибудь прочитали из книги. Когда его спросили: “Из какой книги?” — великий писатель, который сам написал столько прекрасных книг и перечитал целые библиотеки, ответил: “Для меня существует теперь лишь одна книга: драгоценная Библия. Чего только она ни предлагает, чего только она ни дает человеку, чувствующему свои нужды и ищущему ее богатых сокровищ: она дает ему никогда не ветшающую истину, вечное богатство, радости, которыми никогда нельзя пресытиться, никогда не увядающий венец, облегчение горя и избавление от страха, блаженную надежду на вечную жизнь. Это — дар Бога людям, любящим и почитающим Его cлово”».

Священная библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного к серьезной интеллектуальной жизни человека. Если любая история воспитывает гражданина родины и дает умственное развитие, то Священная библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить.

Но, говоря о главной идее Священной истории, надо всегда помнить, что библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце, но и современная историческая наука. В исторической науке в настоящее время совершается необычайное движение благодаря тем изумительным открытиям, которые делаются на забытом пепелище исторической жизни древних народов Ближнего Востока.

С того счастливого часа, когда археологи и историки, не ограничиваясь пером, взялись за заступы и лопаты и начали раскапывать мусор развалин в долинах Нила, Тигра и Евфрата, а также и в других районах Ближнего Востока, перед взором исследователей открылся целый мир нового исторического знания: бледные и тощие страницы истории древних народов чрезвычайно оживились и расширились, открыто было даже существование совершенно неизвестных до этого народов и монархий, знание о которых пролило свет на всю судьбу древнего человечества.

Все это говорит о том, что наша вера в истинность библейских сказаний не слепая, и особенно в наш скептический век она подтверждается множеством археологических находок. Вот уже поистине справедливы слова Господа нашего Иисуса Христа, что камни будут прославлять Бога, если сердца человеческие сделаются неспособными к этому (см. Лк. 19, 40)!

Часть I. Ветхий Завет

Глава 1. Творение Богом мира и человека

Глава 2. Допотопное и послеп отопное человечество

Глава 3. Патриархальный период истории еврейского народа

Глава 4. Период пребывания евреев в Египте

Глава 5. Начало периода вождей. Призвание Моисея и выход евреев из Египта

Глава 6. Путь евреев к Синаю

Глава 7. У горы Синай-Хорив

Глава 8. Путь от Синая к Ханаану

Глава 9. Тридцать восемь лет в пустыне

Глава 10. К земле обетованной

Глава 11. Завоевание земли обетованной

Глава 12. Период Судей (приблизительно 1200–1025 годы до н. э.)

Глава 13. Период Царей (приблизительно 1040–586 годы до н. э.)

Глава 14. Деятельность пророков в Израильском и Иудейском царствах

Глава 15. Вавилонский плен

Глава 16. Персидское владычество (539–333 годы до н. э.)

Глава 17. Период греческого владычества (333–63 годы до н. э.)

Глава 18. Правление Маккавейской, или Асмонейской, династии (143–63 годы до н. э.)

Глава 19. Период римского владычества

Часть II. Новый Завет

Предисловие

Введение

Глава 1. Рождество Христово и Его жизнь до начала общественного служения

Глава 2. Первый год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Глава 3. Второй год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Глава 4. Третий год общественного служения Господа Иисуса Христа спасению человеческого рода

Глава 5. Страстная неделя. Пять великих дней. Крестная смерть Иисуса Христа

Глава 6. Евангельские события от воскресения Господня до сошествия Святого Духа на апостолов

Заключение

Приложения

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх