Помост

Вопросы веры

1 музыкальное развитие

Консультация «Что такое музыкальное развитие»

Консультация для родителей.

Что такое музыкальное воспитание, музыкальное развитие, музыкальность

Музыка занимает особое место не только в жизни взрослых, но и в жизни детей. Приобщая молодое поколение к музыкальной культуре, можно открыть для дошкольника мир, наполненный новыми ощущениями и радостными переживаниями, и при этом помочь ему развиться эстетически и эмоционально.

Так что же такое музыкальное воспитание и развитие?

Музыкальное воспитание — это целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства — формирование интересов, потребностей, эстетического отношения к личности.

Музыкальное развитие — это результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. При развитии музыкальности психологи советуют учитывать особенности возраста детей.

Что такое музыкальность?

Уважаемые родители! Ваш ребенок от природы музыкален.

Так что же такое музыкальность?

Это комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги умение понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством также к понятию «музыкальность».

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Уже очень давно доказано, что малыш начинает воспринимать музыку, находясь еще внутри утробы матери. При восприятии музыки вместе с будущей мамой происходит музыкальное и эмоциональное развитие, формирование его вкусов и предпочтений.

Основной период, в котором происходит формирование музыкальных способностей и приобщение к музыкальной культуре, — это дошкольный возраст. Расширение музыкально-эстетического сознания детей на этом этапе положительно скажется на последующем развитии личности.

Музыка оказывает влияние и на умственное развитие детей, дает большое количество информации о жизни композиторов. Разбирая содержание произведений, дети расширяют свой кругозор, в словаре появляются новые слова, при помощи которых дошкольник может передать настроение, выраженное в музыке. Расширение умственных способностей у детей дошкольного возраста происходит в результате того, что музыкальные произведения необходимо анализировать, сравнивать и сопоставлять друг с другом, запоминать и так далее.

В современной педагогике музыка представляется как средство, без которого невозможно эмоциональное развитие, которое необходимо для того, чтобы привить ребенку любовь к доброму и прекрасному.

Итак, постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как «чувство лада», «звуковысотный слух». Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

Задачи музыкального воспитания:

— Продолжать развитие детского музыкального восприятия через несложные музыкальные произведения разного характера: празднично-веселая, нежно-сочуственная и т.д.

— Развивать навыки слуховой культуры — воспринимать музыку, дослушивать ее до конца.

— Развивать навык запоминания песен или пьес.

— Учить внимательно, заинтересовано слушать музыку, чувствовать ее характер.

Приобщая наших маленьких слушателей к истокам музыкальной культуры, мы знакомим детей с русскими танцами, музыкальными инструментами. Дети с удовольствием играют на ложках, на металлофоне, маракасах. Все это Вы, дорогие родители, видели на утренниках, где Ваши ребята и поют, и танцуют, и играют на различных инструментах.

Задача взрослых — поддерживать этот интерес детей к музыке. Кроме музыкальных занятий, которые проводятся 2 раза в неделю, в группе воспитатели продолжают участвовать в музыкальном развитии детей. У нас есть специальный «Музыкальный центр» , в котором содержится все необходимое: игры, музыкальные инструменты, костюмы. Дети в свободной деятельности используют их в своих играх, поют, танцуют, т.е. реализовывают свои творческие способности и возможности.

Как вы, родители, можете повлиять на развитие музыкальных способностей ваших детей

1. Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на занятиях по музыке.
2. Поддерживайте интерес к музыке.
3. Посещайте с детьми театры, балеты, концерты.
4. Дома вы можете собрать домашнюю фонотеку
5. Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития.
6. Играйте в музыкальные игры. Например: «Пропой свое имя», «Какой инструмент звучит?», «Кто на каком инструменте играет?»

Все это поможет воспитать ваших ребят творческими личностями.

Рекомендации для родителей

1. Постарайтесь наполнить жизнь детей высокохудожественной музыкой.

2. Беседуйте с детьми о впечатлениях, полученных на музыкальных занятиях.

3. Поддерживайте интерес к музыке и музыкальной деятельности в ДОУ и в семье.

4. Устраивайте совместные походы с детьми в театр, на концерты.

5. Создавайте дома детям условия для элементарного музицирования.

6. Создайте домашнюю фонотеку грамзаписей классической и народной музыки.

7. Обсуждайте с ребенком после прослушивания музыкальные произведения.

8. Участвуйте в мероприятиях дошкольного учреждения по проблемам музыкального развития ребенка.

9. Играйте с детьми в музыкальные игры и пойте песенки с ними каждый день

Раннее музыкальное развитие крайне важно для целостного формирования маленькой личности.

«А для чего это нужно — музыкальное развитие?

Главное, чтобы ребёнок научился ходить, разговаривать, читать, писать…» — так рассуждают некоторые родители, далёкие от музыки. На самом деле, раннее музыкальное развитие крайне важно для целостного формирования маленькой личности.

При этом не только воспитываются его моральные качества, но и совершенствуются физиологические.

Во время прослушивания музыкальных произведений происходит укрепление центральной нервной системы и мышечного аппарата, развитие мелкой моторики и координации движений.

У тех деток, родители которых уделяли особое внимание музыкальному воспитанию, намного лучше развито чувство прекрасного и художественного мышления.

С чего начать?

Поговорку «чем раньше, тем лучше» придумали как раз для подобных случаев.

Как только приедете из родильного дома, начинайте включать малышу красивую, спокойную музыку. Более того, учёные уже давно доказали, что ребёнок прекрасно воспринимает музыкальное звучание, находясь ещё в животе у мамы.

Думаете, что все усилия могут быть тщетны? Раз маме с папой «медведь на ухо наступил», то зачем мучить ребёнка? Вопреки общепринятому убеждению, с музыкальным слухом (даже абсолютным) не рождаются. Его можно и нужно развивать и делать это лучше всего до 3-х лет.

Если вы хотя бы немного разбираетесь в классической музыке и можете выбрать достойные образцы, тогда у вашего малыша будет формироваться не только восприимчивость к прекрасному, но и музыкальный слух, чувство ритма и отменный музыкальный вкус.

Пусть ребёнок каждое утро просыпается под жизнеутверждающие, искромётные и гениальные произведения Моцарта; засыпает под лиричные и проникновенные фортепианные пьесы Шопена; подрастая, учится воспринимать мятежные порывы души великого Бетховена, а впервые признается в любви под изумительные мелодии живого итальянского классика Эннио Морриконе.

И обязательно знакомьте его с русской музыкой. В вашей фонотеке должен быть «Детский альбом», а чуть позже — «Времена года» и музыка из сказочных балетов Чайковского, произведения Глинки, Римского-Корсакова, Рахманинова, Прокофьева.

Музыка природы

Психологи рекомендуют в раннем возрасте прослушивание произведений из музыкальной классики чередовать с живыми звуками и шумом природы: капельками весеннего дождика или шумом ливня, сладкоголосым пением соловья или чириканьем воробушков, шелестом листьев, потрескиванием костра.

Эти чарующие звуки можно назвать живой музыкой природы. Они благотворно влияют на всех людей, а на детей в особенности — успокаивают, умиротворяют, убаюкивают.

Первые музыкальные инструменты

С первых месяцев жизни малыш уже знакомится с самыми простыми музыкальными инструментами — погремушками. Начиная с 10–11 месяцев можно разнообразить их арсенал: купите ребёнку дудочку, ксилофон, барабан или бубен, звонкие колокольчики. Включите простую песенку и попробуйте отбить ритм.

Пройдёт время, и кроха сам поймёт, как это делается, а в будущем эти занятия стимулируют его овладеть каким-либо музыкальным инструментом. Такие музыкальные игрушки будут способствовать развитию ребёнка намного больше, чем самые дорогие куклы и машинки.

Колыбельные песни

Какими бы прекрасными не были произведения, собранные в вашей домашней фонотеке, но первая песня мамы — она не сравнима ни с чем. Практически невозможно встретить взрослого человека, который бы не помнил, какую колыбельную пела ему в детстве мама.

Подойдите к выбору этой песни (или нескольких) очень ответственно. Пусть это будет не какой-то сиюминутный хит, а по-настоящему красивая мелодия — вдохновенная, проникновенная. Из тех, что уже покорили сердца многих людей и прошли испытание временем. Большинство талантливых композиторов не смогли обойти этот жанр стороной, а значит, у вас есть хороший выбор.

Те колыбельные, которые мы вам предлагаем, уже являются классикой. Каждая из них без преувеличения — шедевр музыкального искусства. Они невероятно красивы и очень просты для исполнения.

  • В. Моцарт, «Спи моя радость, усни»;
  • И. Дунаевский, Колыбельная из к/ф «Цирк»;
  • Дж. Гершвин, Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» («Summertime»);
  • Е. Крылатов, «Колыбельная медведицы»;
  • Р. Паулс, «За печкою поёт сверчок»;
  • Т. Хренников, Колыбельная Светланы из к/ф «Гусарская баллада».

Методика Железновых

Отец и дочь Железновы — авторы замечательной методики раннего музыкального развития детей «Музыка с мамой», которая пользуется заслуженной популярностью не только в России, но и во многих странах мира. Ими выпущено множество видео- и аудиодисков с красивыми мелодиями, весёлыми детскими песенками, исполненными по-актёрски ярко, которые с удовольствием слушают малыши.

Изначально программа была нацелена на развитие музыкальных способностей детей 3-5-ти лет для подготовки к поступлению в музыкальные школы. Но серьёзно заниматься музыкой — этим очень сложным искусством, готовы далеко не все дети. Поэтому Железновы придумали методику, которая развивала бы музыкальные способности детей в интересной игровой форме без нацеленности стать в будущем вторым Моцартом, для общего развития и получения положительных эмоций.

Педагоги-новаторы Железновы сами сочинили множество весёлых игровых песенок, аранжировали народные потешки, придумали музыкальные упражнения. В результате такой творческой работы программа развития «Музыка с мамой» стала доступной даже для самых маленьких детишек.

Принципы методики Железновых:

  • участие родителей в уроке — важный и нужный момент. Формы участия должны быть креативными и разнообразными;
  • понимание музыки легче всего приходит к детям через движение, и поэтому основой музыкального развития детей от 1-го года и старше должны быть подвижные жестовые игры, танцы, музицирование;
  • широкое использование фонограмм, поскольку благодаря им педагог-музыкант имеет возможность участвовать в играх и танцах с детьми, а родители — проводить такие уроки дома;
  • главные критерии выбора музыкального материала — традиционность и заинтересованное восприятие детей. Музыка может быть программная классическая, с яркими и доступными детям образами; или же современная танцевальная, но обязательно хорошая.

Закончить тему хочется известной мыслью А. П. Чехова: «В человеке всё должно быть прекрасно…»

А может ли претендовать на право быть прекрасным (в чеховском понимании) человек, который не любит и не воспринимает самое прекрасное из искусств — музыку?

Кабинет музыкального руководителя

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма — выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально — слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах. В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыка – средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и радостнее воспринимать жизнь, видеть мир многостороннее. И мы, взрослые, помогаем детям увидеть красоту в природе, в труде, учим волноваться и радоваться. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Для этого используется прогрессивные методы, которые позволяют развивать память, мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление. Поэтому на музыкальных занятиях мы тщательно отбираем музыкальный материал.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально.Большое внимание уделяется такому инструменту как – голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип “от простого, к сложному”,. Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец. На музыкальных занятиях учим детей: любить петь песни, уметь слушать музыку разных жанров, правильно, красиво и эстетично двигаться. Хочется и родителям пожелать, чтобы дома, на отдыхе, во время прогулок со своими детьми уделяли внимание музыкальному воспитанию. И мы взрослые помогаем реально воспринимать действительность, не разрушая чудесный мир ребенка.

Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.

Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера.

Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе.

Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.

Наиболее важные критерии в работе музыкального руководителя ДОУ:

1.Создание необходимых условий для развития у детей музыкальных способностей с учетом особенностей ребенка (смущение, застенчивость и т.п.), профилактика возникновения у него негативных переживаний.

2. Развитие у детей музыкального слуха: звуковысотного, ритмического, тембрового, и т.д. (используются дидактические игры, приемы моделирования и пр.)

3. Формирование певческих способностей.

4. Овладение дошкольниками элементарной игрой на музыкальных инструментах: металлофоне, бубне, погремушке и пр.

5. Развитие музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки.

6. Учет достижений ребенка в разных видах музыкальной деятельности, фиксирование внимания на его потенциальных возможностях и способностях. Достижения дошкольника не сравнивается с достижениями других детей, а лишь с его собственными.

7. Создание условий для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в музыкальной игре (совместное чтение сказок, прослушивание аудиокассет, обсуждение событий жизни детей; организация посещения музеев, концертных залов, музыкальных театров и т.д.)

8. Приобщение ребенка к мировой и национальной музыкальной культуре.

9. Ознакомление детей с классической музыкой: прослушивание музыкальных произведений, беседы об их содержании, композиторах и т.д.

10. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.

11. Формирование у детей представления о видах музыкального искусства (опере, балете и т.д.) и различных жанрах музыкальных произведений (вальсе, марше, колыбельной и др.).

12. Знакомство детей на занятиях с многообразием выразительных средств в музыке (ладом, мелодией, тембром, силой, темпом, высотой, длительностью звука и пр.).

13. Ознакомление дошкольников с различными классическими и народными музыкальными инструментами (рассказ о старинных и современных музыкальных инструментах, знакомство с их внешним видом и звучанием).

14. Приобщение детей к обрядовым, народным и традиционным праздникам и гуляньям.

15. Создание условий для развития творческой активности детей в музыкальной деятельности; обеспечение игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей.

16. Проведение музыкальных занятий (слушание музыки, пение, муз.-ритмические движения, игра на муз. инструментах). Стимулирование и поддержка стремления ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос.

17. поощрение импровизации детей в пении, танцах, игре на музыкальных инструментах и пр.: побуждение передавать музыкальными средствами характерные особенности различных персонажей, свои эмоциональные переживания и настроения и т.п.

18. Предоставление дошкольникам права выбора средств для импровизации и самовыражения: музыкальных инструментов, роли, сюжетов, видов деятельности: пения, танца, ритмических движений и пр.

19. Создание условий для развития музыкального творчества детей на основании синтеза искусств, использование сочетания разных видов деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игр-драматизаций и т.д.

20. Поощрение исполнительского творчества в музыкальной деятельности (участие в музыкальных спектаклях, концертах и др.) при поддержке педагогом индивидуальных интересов и возможностей детей с одновременным учетом их возрастных особенностей.

21. Помощь детям (по мере овладения дошкольниками игровыми действиями) в выборе различных музыкальных ролей; организация несложных музыкально-сюжетных игр с несколькими детьми.

22. Совместная музыкальная деятельность детей и взрослых: создание (по возможности) хора, оркестра или танцевального ансамбля с участием взрослых; проведение совместных праздников детей, родителей и сотрудников ДОУ и т.д.

23. Развитие у дошкольников в соответствии с их индивидуальными особенностями способности свободно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в музыкальные спектакли детей с речевыми трудностями), обеспечивая тем самым активное участие каждого.

24. Постоянный учет возможностей ребенка, с тем, чтобы не допускать унего ощущения несостоятельности6 оказывать помощь при затруднениях, не «навязывать» ему сложных и непонятных музыкальных произведений.

25. Проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему; стремление установить с детьми доверительные отношения, проявление внимания к их настроениям, желаниям, достижениям и неудачам.

26. Создание развивающей среды, способствующей музыкальному развитию и эмоциональному благополучию детей (экспозиции картин, гравюр, произведений народного творчества, портретов композиторов и выдающихся исполнителей; выставки авторских работ детей; родителей; цветы и пр.).

27. Органичное включение музыки в различные виды деятельности детсада (при проведении зарядки, на занятиях по изобразительной деятельности ит.д.).

28. Использование музыки при организации режимных моментов (колыбельной – перед сном, веселой музыки – на прогулке, в процессе игры и занятий).

29. Проведение консультаций и оказание методической помощи родителям по вопросам музыкального воспитания детей в школе.

30. Обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты при проведении занятий.

31. Участие в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

32. Повышение своей профессиональной квалификации.

Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Потёмкина Оксана Николаевна
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Для чего, скажи, мой друг, музыка нужна?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!

Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!

Чтобы чувства, настроение мы без слов могли понять!

Музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо без активного участия Вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Здесь вы найдете материалы по музыкальному развитию малышей.

Музыкальное воспитание в детском саду №149 г. Воронеж осуществляет музыкальный руководитель Потёмкина Оксана Николаевна.

Занятия ведутся во всех возрастных группах по программе «От рождения до года».Также используются в нашей работе программы:

* «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.

* «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнниковой.

* «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

* Программа «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, технология Т. Суворовой.

Музыкальное воспитание в детском саду — важнейшее направление эстетического развития.

Значимость музыкального воспитания в детском саду трудно переоценить. Оно является одним из основных компонентов эстетического воспитания дошкольников. С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют на музыку. Она является важнейшим элементом психологического комфорта. Кроме того, занятия музыкой позволяют раскрыть творческие способности детей, развить артистизм и воображение, развивает физическую координацию

Музыка — источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через музицирование.

ЦЕЛЬ: создать условия развития особого неравнодушного, активно преобразующего отношения ребёнка к миру — эстетического отношения, в котором переплетаются качества нравственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

* способствовать формированию у дошкольника эмоционально-ценностного отношения к миру;

* развивать эмоционально-чувственную сферу ребёнка и его художественно-образное мышление как основу развития творческой личности;

* способствовать развитию у детей способности к восприятию произведений искусства;

* воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с ними;

* расширение культурного кругозора дошкольников, создание предпосылки для вхождения детей в мир шедевров классической и современной музыки;

* приобретение опорных знаний, умений и способов музыкальной, речевой, изобразительной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания

* помочь родителям в сотрудничестве с педагогом в формировании музыкальной культуры ребёнка, а через неё и художественной и эстетической культуры, пробудить эмоции и чувства, развить его воображение, фантазию, художественные способности через систему творческих заданий.

ЧТО ДЕЛАЕТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ?

Осуществляет и развивает все виды музыкально-художественной деятельности детей. Формирует интерес и любовь к музыке, знакомит детей с различными жанрами музыкальных произведений, композиторами. Совершенствует у детей навык различения звучания музыкальных инструментов, формирует певческие навыки. Развивает чувство ритма, формирует навыки исполнения танцевальных движений. Музыкальный руководитель в начале года проводит диагностику музыкальных способностей детей. На основе полученных данных подбирает индивидуальные музыкальные упражнения для детей.

Организует тематические музыкальные праздники и развлечения, театрализованные представления и концерты. Проводит нестандартные занятия («Богатыри земли русской», интегрированные («Что у осени в корзине?», доминантные по пению («Прекрасен мир поющий»). Проводит работу по развитию творческого потенциала дошкольников средствами театрализованной деятельности. На музыкальных занятиях дети разучивают музыкально — театрализованные игры, музыкальные этюды, считалки, скороговорки, которые способствуют развитию творческой активности.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

Мы, маленькие дети, счастливей всех на свете.

Мы весело живём. Танцуем и поём!

Под таким девизом проходят мои музыкальные занятия. Музыкальные занятия позволяют ребёнку не только в увлекательной игровой форме войти в мир музыки, но и развивает умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребёнка. Весёлые песенки, упражнения под музыку, потешки, народная и классическая музыка оказывают самое позитивное влияние на развитие личности ребёнка, формирование его творческих способностей. Занятия развивают двигательные навыки, координацию, концентрацию внимания, речь (подпевания, дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают музыкальный слух, обучаются игре на музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях детей учат петь, танцевать, слушать музыку, играть на музыкальных инструментах. Большое внимание уделяется также театрализованной деятельности.В нашей работе используется много фольклорного материала: потешки, весёлые песенки, дразнилки, частушки и т. д. Музыкальные занятия эмоционально раскрепощают ребёнка, обогащают впечатлениями, формируют музыкальные способности. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

ПРАЗДНИКИ В ДЕТСКОМ САДУ.

Праздник в детском саду — особый день для ребёнка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Праздник помогает выразить свои эмоции в музыке, художественном слове, изобразительном искусстве, пробуждает интерес к творчеству, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет знания, развивает речь, художественный вкус, активизирует их.

НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ

Добро пожаловать на детский праздник к нам.

И с правилами ознакомиться мы предлагаем Вам.

Мы в музыкальном зале рады видеть всех.

Всегда звучат здесь песни, детский смех.

И чтобы праздник был спокойней, веселей,

Не надо брать с собой грудных детей.

Устанут, будут плакать, и кричать. Нехорошо артистов огорчать.

В день праздника вы постарайтесь раньше встать.

Чтоб на утренник в детский сад не опоздать.

Чтоб Ваша дочка или ваш сынок. Костюм надеть спокойно смог.

А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,

И обязательно весь праздник нам снимите.

А что же можно? Спросите вы нас! Мы очень просим, дорогие вас,

Аплодисментами поддерживать детей,

Чтобы артисты стали посмелей. А если уж пришлось вам опоздать.

То постарайтесь никому не помешать. Вы между номерами паузу дождитесь.

Пройдите в зал и у дверей садитесь. И не забудьте снять пальто и шапки.

Снимите сапоги, наденьте тапки. А лучше туфли на высоких каблуках.

Чтоб все вокруг сказали: «Ах!» Ещё хотим, друзья вам предложить.

Свои таланты в зале проявить. Читать стихи, петь песни, танцевать,

Шутить, на сцене роль сыграть. Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.

И знайте, ждем всегда мы очень встреч, приятных с вами!

Памятка для родителей по музыкальному воспитанию.

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. Если не заложить с самого начала прочный фундамент,то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», — считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека одинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у нашего малыша нет настроения что-нибудь спеть, или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» — немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Примерный перечень музыкальных произведений для дошкольников

Евгения Петелина
Примерный перечень музыкальных произведений для дошкольников

Примерный перечень музыкальных произведений для дошкольников.

Музыка для свободной деятельности детей

И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка»

И. Брамс «Вальс»

А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский «Клоуны», «Петя и волк»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение.

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

И. Брамс. «Венгерский танец № 7».

А. Дворжак. «Славянский танец № 2».

Ф. Лист. «Венгерские рапсодии».

В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».

Э. Григ. «Утро».

И. -С. Бах. «Шутка».

И. Штраус. «Весенние голоса».

Ф. Шопен. «Прелюдии».

Б. Монти. «Чардаш»

Успокаивающая (умиротворяющая)

Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

Т. Альбиони. Адажио для органа и струнных.

М. Глинка. «Жаворонок».

А. Лядов. «Музыкальная табакерка».

К. Сен-Санс. «Лебедь».

Ф. Шуберт. «Серенада».

П. Чайковский. «Вальс цветов»

Ф. Шуберт. «Вечерняя серенада».

И. Брамс. «Вальс № 3».

К. Дебюсси. «Облака».

А. П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета.

К. -В. Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

В. -А. Моцарт. «Реквием».

Р. Шуман. «Детские сцены», «Грезы».

Г. -Ф. Гендель. «Музыка на воде»

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини «Менуэт»

Э. Григ «Утро»

Лютневая музыка ХYII века

Ф. Мендельсон «Песня без слов»

В. Моцарт «Сонаты»

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке»

К. Сенс-Санс «Аквариум»

П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», «Шестая симфония», 3-я часть.

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонд».

Ф. Шопен. «Прелюдия 1, опус 28».

М. И. Глинка. «Камаринская».

В. -А. Моцарт. «Турецкое рондо»

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси. «Облака»

К. Дебюсси. «Лунный свет»

А. П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета.

К. -В. Глюк. «Мелодия».

К. -В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»

В. -А. Моцарт. «Реквием».

К. Сен-Санс. «Карнавал животных. » «Лебедь»

Ф. Шуберт. «Вечерняя серенада», «Аве Мария»

И. Брамс. «Вальс № 3».

Р. Шуман. «Детские сцены», «Грезы».

Г. -Ф. Гендель. «Музыка на воде».

Т. Альбиони «Адажио»

Л. Бетховен «Лунная соната»

Э. Григ «Песня Сольвейг»

Н. Римский-Корсаков «Море»

П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»

Ф. Шопен «Ноктюрн соль минор»

Активизирующая (возбуждающая)

П. Чайковский. «Шестая симфония», 3-я часть.

Л. Бетховен. «Увертюра Эдмонд».

В. -А. Моцарт. «Турецкий марш».

Ф. Шопен. «Прелюдия 1, опус 28».

М. Глинка. «Камаринская».

В. -А. Моцарт. «Турецкое рондо»

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И. – С. Бах. «Ария».

А. Вивальди. «Времена года».

С. Прокофьев. «Марш».

Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».

В. -А. Моцарт. «Гроза».

В. -А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П. Чайковский. «Времена года»

• Детские песни В. Шаинского, А. Рыбникова, Г. Гладкова, Е. Крылатова, Г. Струве, современных авторов

• музыка из мультфильмов и детских фильмов

• классическая музыка в обработке для малышей

• колыбельные

• звуки природы (ручей, море, птицы, дельфины)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх