Помост

Вопросы веры

12 лет переходный возраст

Сам не свой: Переходный возраст у мальчиков – советы психолога

Ваш милый ребенок стал сам не свой? Он стремится показать свое превосходство или наоборот замкнулся? При этом он ученик средних классов? Все нормально. Это – ПЕРЕХОДНЫЙ ВОЗРАСТ. И вот его особенности у мальчиков.

У мальчиков переходный этап взросления попадает на возраст 12 (14) – 17 (18) лет. Пиком негативных реакций является этап от 14 до 16 лет. Негативная фаза заканчивается поиском друга, тоской по другу. Пик эмоциональной нестабильности приходится на 11-13 лет.

Особенности переходного возраста у мальчиков

  • Признаки переходного возраста
  • Половое созревание
  • Физическое развитие
  • Эмоциональная сфера
  • Рекомендации родителям

Признаки переходного возраста

  • У мальчиков переходный возраст начинается с набухания яичек, позже увеличивается член и другие половые органы. Это происходит в среднем в 11-15 лет.
  • Одновременно с этим появляются волосы в районе половых органов.
  • Через пару лет начинают прорезаться волосы на лице и на теле.
  • Происходит ломка голоса (перепады от низкого к высокому).

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

  • В самом начале созревания может наблюдаться небольшое увеличение молочных желез, которое проходит через год-два.
  • Ночные эякуляции.
  • Общие для обоих полов реакции (агрессия, противоречивость, усталость, максимализм).
  • Стремление продемонстрировать свою физическую силу.

Половое созревание

У мальчиков половое созревание начинается в 13-14 лет, а заканчивается в 16-17 лет. Специфика полового развития – стремление выглядеть старше, «круче», быть похожим на своих кумиров. Они так же, как девочки, тянутся к противоположному полу. Однако по-настоящему редко влюбляются, чаще «играют в отношения».

Половая идентификация у мальчиков тесно связана с образом женщины рядом. То есть чем больше женского примера вокруг, тем больше мальчик осознает свою мужественность. Чем женственнее окружающие его девочки, тем он больше чувствует себя мужчиной.

Физическое развитие

Самоопределение

Пик роста мальчиков приходится на 13 (13,5) лет – 15 лет, а замедляется к 18 годам. При этом вес растет с 14 до 16 лет.

Становление иммунитета

На подростковый возраст приходится итоговая фаза развития иммунной системы человека. У мальчиков это происходит в 14-15 лет. Становление иммунитета зависит от внешних условий среды и от наследственности. Именно поэтому подросткам важно:

  • хорошо и правильно питаться;
  • заниматься спортом;
  • избегать вредных привычек.

Сердечно-сосудистая система

Отмечается постепенное увеличение артериального давления. Пульс несколько выше нормы, но ниже, чем у девочек. Однако, как и у них, возникают головные боли, головокружения, слабость.

Мышцы

У юношей рост мышечной массы приходится на 14 лет, но соответствие силе взрослого мужчины достигается позже.

Дыхание

Растут органы дыхания. У юношей преобладает брюшной тип дыхания. Мальчики проще переносят нехватку воздуха при физической нагрузке.

Эмоциональная сфера

Как и девочки, мальчики отличаются повышенной эмоциональностью и глубиной эмоций. Им в большей мере свойственна агрессивность. В целом у мальчиков-подростков эмоциональность ниже, чем у девочек. Особенно это касается отношений между полами.

Рекомендации родителям

Стили воспитания

  • Из всех элементов полового созревания большее негодование (испуг, стеснение, непонимание, неуверенность) у мальчиков может вызвать феномен ночной эякуляции. Важно поговорить об этом с сыном. Мальчикам, как и девочкам, важно знать особенности своей репродуктивной системы (заранее).
  • Если не можете сами поговорить с подростком о половом созревании (к слову, поверьте, он испытывает не меньший дискомфорт), то просто подарите ему хорошую книгу с доступной информацией. Мальчик сам решит, что именно и когда из нее он захочет узнать.
  • Подсказывайте подростку советы по уходу за кожей или сводите к дерматологу. Подросткам очень важен их внешний вид.
  • Не игнорируйте переживания подростка относительно его внешнего вида, даже если вы своего сына считаете идеальным. Важно объяснить, что это временно и внешность человека формируется до 20 лет анатомически, а позже легко корректируется своими силами.
  • Не усугубляйте ситуацию возгласами о незначительности его проблем.

Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен!

  • Помните, что девиантное поведение, которое у подростков встречается часто – компенсация комплекса неполноценности. Важно разобраться, почему подросток не уверен в себе и помочь.
  • Судите поступки, а не подростка.
  • Безусловно любите.
  • Успешность во многом зависит от самооценки. Самооценку нужно обязательно поддерживать извне (задача родителей). Поверьте, подросток и так сам себя достаточно ругает и акцентирует внимание на недостатках. Ваша задача в противовес замечать только положительные моменты. По крайне мере акцентировать внимание на них.
  • Общение со сверстниками и увлечения очень значимы. Если это не вредит ребенку и обществу, то пусть слушает «жуткую» музыку или «страшно» выглядит.
  • В ограничениях нужно выступать единым фронтом. Подросток не должен иметь возможности найти «лазейку» в семье.

Таким образом, задача родителей мальчика-подростка – научить его самостоятельно действовать, нести ответственность за поступки, выбирать круг общения и жизненные ориентиры. Важно способствовать развитию положительных черт его характера и уменьшению выраженности негативных (либо акцентуаций). Для этого можно проводить беседы, самостоятельно исследовать личность (анкеты, опросы).

Самопознание и самоопределение – основа возраста. У мальчиков самоопределение больше ориентировано на профессиональную деятельность. Нередко они даже стремятся найти подработку. Это хорошо и не стоит этому препятствовать. Но нужно поспособствовать расстановке адекватных приоритетов и вместе найти компромисс.

Однако существует и обратный вариант – пассивность. Тогда нужно поспособствовать нахождению хобби для подростка.

При взаимодействии с подростком важно избегать авторитарности и жестокости, либерализма («кумир семьи»), гиперопеки и гипоопеки. Это разрушающие стили воспитания. Они оказывают деструктивное влияние на отношения детей и родителей, их личности.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Установлению доброжелательных сотруднических взаимоотношений с подростком поспособствует:

  • зрительный и тактильный контакт (естественная потребность всех людей, часто неосознаваемая);
  • активное слушание (проговаривание чувств ребенка: «ты расстроен, потому что у тебя не получается домашнее задание»);
  • проговаривание своих чувств, особенно отрицательных (но не «ты меня расстроил», а «я расстроена», то есть оперируйте Я-высказываниями).

Желаю взаимопонимания с вашими детьми! Слушайте и будете услышаны.опубликовано econet.ru.

Светлана Трошина

Половое созревание у мальчиков

Мальчишке одиннадцать? С девчонками в его классе происходят таинственные перемены – меняется фигура, голос, походка. Происходит нечто, олицетворяющее переход от всего, что приходит в голову при слове «девочка» ко всему, что послушное воображение воссоздает при слове «девушка». Пацанам это пока невдомек. Мудрая природа распорядилась так, что мальчишки начинают превращаться в юношей на полтора-два года позже, чем девочки.

Как меняются мальчики?

Первые признаки начала полового созревания появляются в возрасте 11–12 лет. Если их появление задержится лет до 14–15, это не патология.

Биохимия полового созревания еще до конца не изучена. Начальным импульсом в этом сложном процессе ученые считают последовательный выброс особых гормонов сначала гипоталамусом, затем гипофизом и, наконец, яичками. Первые же порции андрогена и тестостерона, вырабатываемые яичками приводят к тому, что меняется фигура – растет мышечная масса, увеличивается скелет.

Заметно меняются и сами половые органы. Растут в размерах яички и пенис. Если за последние пять лет до начала полового созревания и яички и пенис увеличиваются всего на несколько миллиметров, достигая размеров 2,8–3 см (яички) и 3,8–3,9 см (пенис в спокойном состоянии), то за два года после начала созревания яички вырастают до 3,6–3,8 см, а пенис – до 6,3–6,4 см, а в следующие два года яички подрастают до 4–4,1 см, а длина пениса достигает 6,7–6,8 см. Показатели эти, разумеется, среднестатистические, разброс в несколько процентов несущественен.

Начинают расти волосы, сначала на лобке, позже – под мышками и, наконец, на лице.

Растет гортань, утолщаются голосовые связки, голос становится мужским (ломается).

Довольно часто на этом этапе созревания тело и особенно лицо юноши покрывают прыщи. Их обилие сильно зависит от индивидуальных особенностей, у некоторых их вообще не бывает. В любом случае, здоровый образ жизни (чистота, правильное питание, спорт) – обязательное предписание. Если прыщи упорно «не сдаются» лучше обратиться к специалистам. К концу полового созревания (годам к 16–17) они исчезнут сами.

Мальчики в период полового созревания стремительно растут. В самом начале периода они вымахивают сантиметров на 10–12 и года через два еще примерно на столько же.

Лет в четырнадцать начинают случаться (чаще всего во сне) непроизвольные семяизвержения – поллюции. Надо иметь в виду, что первая же порция спермы вполне пригодна для оплодотворения. И если родителям до первой поллюции казалось рано говорить с ребенком о том, откуда берутся дети, после этого события может оказаться поздно. Не надо откладывать – самое время рассказать и о мужской ответственности за судьбу подруги, и о родительской ответственности за ребенка, который может родиться.

Если мальчику уже 12 и у него не обнаруживается никаких признаков начала полового созревания, панику поднимать не стоит: созревание может задержаться на год-два. Здесь главное – помнить о психологической стороне проблемы. Мальчики часто очень тяжело переживают свое отставание в развитии от сверстников, им обязательно необходима моральная поддержка.

Если все-таки годам к 13–14 становится ясно, что начало полового созревания задерживается, лучше обратиться к специалистам – урологам, андрологам. На ранних этапах эти проблемы гораздо легче лечить.

Личная гигиена – это серьезно

Аккуратное выполнение правил личной гигиены становится очень актуальным. Обязателен ежедневный душ с обязательным подмыванием генитальных областей. Поскольку у подростков в период полового созревания активно работают потовые и сальные железы, половой член, особенно область головки, паховые складки, промежность и область ануса должны ежедневно обмываться с мылом. В противном случае высока вероятность возникновения воспалений в перечисленных выше местах. Особенно неприятен баланопостит – воспаление головки пениса и прилегающей к ней поверхности крайней плоти. Пот активно выделяется не только в паху, но и в подмышках и на стопах. Мальчишки в этом возрасте начинают неприятно пахнуть. Помимо ежедневной гигиены молодому человеку нужно учиться пользоваться нейтральными дезодорантами.

Психологические аспекты созревания

Описанные выше изменения в физическом статусе молодого человека сопровождаются серьезными переменами в психологии. Для этого возраста характерны бурные переживания – стеснительность по поводу дефектов внешности (тех же прыщей), или брошенного девушкой замечания по поводу запаха пота может перерасти в депрессию.

Подростки то впадают в отчаяние и не хотят никого видеть, то ласкаются к родителям, как маленькие.

Просыпаются половые желания, с которыми молодой человек пока не умеет справляться. В медиапространстве он присматривает себе фигуру, на которую хотел бы быть похожим, обычно это теле- или кинозвезда. Позже, из того же медиапространства он выбирает себе другие фигуры – объекты притяжения уже противоположного пола. С них внимание постепенно переключается на девушек из ближайшего окружения – одноклассниц, знакомых.

Другая психологическая проблема – осознание подростком своей самостоятельности и, как следствие, борьба за свободу от опеки родителей. Папы и мамы часто бывают не готовы к протестам и, боясь строгостью довести ребенка до какой-нибудь крайности, идут у него на поводу. Надо помнить, что бурные манифестации, как правило, скрывают отчаянный страх ответственности перед этой самой свободой.

Самое разумное для родителей – не поддаваться панике и спокойно и взвешенно обсудить с ребенком ситуацию. Главное, дать ему понять, что его считают равным, взрослым партнером и от него хотят той же взвешенности. Скандал перейдет сначала в спокойную беседу, а потом родители поймут, что от них хотят доброго совета и защиты.

У вас растет сын: нормы полового развития мальчиков

Появление сына в семье – большой праздник. Конечно, это будущий кормилец, защитник и, в конце концов, продолжатель рода! А последнее, как известно, определяется нормальным половым развитием мальчугана.

Как формируется будущий мужчина

Закладка половых органов происходит еще в эмбриональный период развития ребенка. Уже к 12-16-й неделе беременности завершается формирование главной отличительной особенности мальчика — полового члена и мошонки. На последних неделях беременности в мошонку через паховый канал опускаются яички — более 97% доношенных новорожденных рождаются с яичками «на своем месте».

Герой в младенчестве

Первый осмотр новорожденного джентльмена происходит еще в роддоме. А после того, как сынишку привезли домой, родители с естественным интересом начинают разглядывать и изучать свое чадо. И тут нужно в первую очередь убедиться, что у мальчика правильно сформированы наружные половые органы: мочеиспускательный канал проходит по всей длине полового члена и открывается на головке, яички расположены в мошонке, крайняя плоть подвижна и не сжимает головку полового члена, а в области промежности нет дополнительных отверстий или щелей. Очень важно, чтобы ребенка тщательно осмотрел участковый доктор, желательно в первую же неделю. И помните, что любые нарушения анатомии легче исправить в раннем возрасте!

Ребенок грудного возраста, как правило, имеет пенис длиной около 1,5 см. На конце его имеется участок кожи, обладающий повышенной подвижностью по сравнению с другими участками. Это — крайняя плоть. В норме отверстие ее достаточно узкое и не пропускает головку полового члена наружу, однако достаточно широкое для того, чтобы струйка при мочеиспускании была цельной и нерасщепленной. При сдвинутой без усилий назад крайней плоти, можно заметить на головке продольное отверстие — уретру. Его размер должен быть не менее 1-2 мм. По цвету кожица на кончике члена должна быть розовой. Мочеиспускание должно быть свободным, не вызывающим затруднений у малыша. Если же у него при этом процессе надувается шарик из кожицы, малыш плачет и успокаивается, только когда пописает, значит у него патологическое сужение крайней плоти. Что делать — подскажет врач.

Маленького сынишку нужно не только правильно пеленать и кормить, но и правильно ухаживать за его половыми органами. Если у ребенка нет никаких патологий в этом плане, то уход заключается в выполнении правил гигиены. В частности, молодые родители должны иметь в виду, что для нормальной гигиены мальчика недостаточно только вечернего купания. Дело в том, что внутри крайней плоти особые железы вырабатывают своеобразную смазку (она называется смегма), которая при закрытой крайней плотью головке не может своевременно удаляться самостоятельно: образуется ее застой. В этой питательной среде развиваются бактерии, которые могут вызывать воспаления головки члена (баланит), а также головки и крайней плоти (баланопостит).

Вот поэтому надо подмывать малыша после того, как он два-три раза подряд намочил пелёнку, а при использовании памперсов — каждые 3 часа. Половой орган мальчика нужно промывать мягкими движениями, без усилий обнажая головку, а если для этого требуется хоть какое-то усилие, то промывать членик необходимо без обнажения головки. Вода все равно попадет под крайнюю плоть (в препуциальное пространство) и вымоет все, что нужно. Помните, что грубое одномоментное выведение головки члена может привести к парафимозу — серьезному осложнению, связанному с отеком головки и почти неизбежным хирургическим вмешательством. Когда же мальчик подрастет, следует научить его самостоятельным гигиеническим навыкам и постараться, чтобы эти полезные привычки закрепились на всю жизнь.

Настороженность родителей должно вызывать хроническое покраснение кожицы на кончике члена. Это может быть следствием как не совсем правильно подобранных кремов, присыпок, памперсов, недостаточно частой смены подмоченной одежды, так и проявлением заболеваний — баланопостита или дисметаболической (обменной) нефропатии. При этом заболевании наблюдается повышенное выведение с мочой различных солей — оксалатов, уратов, фосфатов и др.

Если вы исключили гигиенические причины, а проблема не исчезла — нужно идти к врачу.

Пять стадий полового развития

  1. Период от рождения и до начала полового созревания принято считать первой стадией развития — инфантильной, иными словами, детством. С точки зрения физиологии, в это время в репродуктивной системе не происходит никаких радикальных изменений. Вместе с общим ростом ребенка несколько увеличивается и половые органы (примерно до 4-5 см), объем яичек может колебаться от 0,7 до 3 куб. см, к 6-7 годам, как правило, исчезает физиологический фимоз и у головки члена появляется возможность «увидеть свет». Никаких вторичных половых признаков не наблюдается. Эта стадия у мальчиков заканчивается к 10-13 годам. В это же время у некоторых из них начинается период быстрого роста.
  2. Вторая стадия как бы подготавливает организм мальчика к ожидающим его резким переменам. Ее называют гипофизарной, и она является началом пубертата, или пубертатного периода (от лат. pubertas — половая зрелость). В это время гипофиз активируется и увеличивается секреция гормонов соматотропинов и фоллитропина, отвечающих за появление начальных признаков полового созревания.
    Сначала исчезает подкожный жир в мошонке, она увеличивается в размерах, появляется ее пигментация и множество мелких складок. Яички тоже увеличиваются в размерах и опускаются на дно мошонки. Начинается рост пениса, хотя его увеличение еще не так заметно. Продолжается общий рост, начинают меняться очертания тела.
  3. Третья стадия — стадия активизации половых желез (гонад). Гонады начинают вырабатывать мужские и женские гормоны (андрогены и эстрогены), продолжается развитие половых органов и вторичных половых признаков. В 12-13 лет иногда начинается лобковое оволосение — появляются первые волоски у основания члена. В 13-14 лет волосы на лобке темнеют, становятся грубее, распространяются по направлению к ногам. Член удлиняется, продолжают расти мошонка и яички.
  4. Четвертая стадия — стадия наибольшей активности половых желез. У мальчиков она начинается в среднем в 12-14 лет. В этот период очертания тела и лица становятся все более взрослыми. Пенис начинает расти не только в длину, но и в толщину, продолжается рост мошонки и яичек. Появляется «растительность» над верхней губой и в подмышечных впадинах, а также вокруг ануса.
    В этом же возрасте под действием тестостерона за счет развития мышц гортани и удлинения голосовых связок у мальчика начинает «ломаться» голос: он становится грубее, глубже. Начинает расти щитовидный хрящ гортани — так называемое «адамово яблоко». Появление у ребенка боли в области сосков — тоже показатель нормального полового развития. Возможно также и некоторое увеличение грудей — это так называемая физиологическая гинекомастия, которая тоже не является патологией.
    К 15 годам у многих юношей уже продуцируются зрелые сперматозоиды, которые созревают непрерывно. В этом же возрасте возможно появление первых поллюций — самопроизвольных, как правило, ночных, семяизвержений.
  5. Пятая стадия характеризуется окончательным формированием репродуктивной системы. К этому времени половые органы достигают «взрослых» размеров, вторичные половые признаки также полностью выражены — завершается оволосение лобка, нижней части живота и лица, телосложение и черты лица окончательно приобретают мужской вид. Примерно в это же время, в основном, заканчивается рост тела, хотя у некоторых молодых людей он продолжается до 20-22 лет. Пубертатный период у юношей заканчивается к 17-18 годам, при этом возможны значительные колебания в 2-3 года. Физиологически они уже готовы к продолжению рода, но психологическая зрелость придет позже.

Дорогие родители! Позвольте еще раз подчеркнуть, что приведенные выше данные отражают только усредненные нормы полового развития юных представителей сильного пола. В зависимости от индивидуальных особенностей организма ребенка, от «среднего арифметического» возможны довольно значительные отклонения. Для наглядности приведем таблицу, где отражены средние показатели нормального развития наружных половых органов подростка.

Размеры полового члена подростков в спокойном состоянии

Возраст 11 12 13 14 15 16 17 18
Рост (см) 142±6 147±7 152±8 160±8 167±8 171±8 173±6 175±6
Член (cм) 4±1 5±1 6±1 7±1 7±1 8±1,5 9±1,5 10±1,5

Размер эрегированного полового члена у подростков в зависимости от возраста:

Возраст 12 13 14 15 16 17 18 19
Длина полового члена (см) 10,4 13,0 15,2 15,5 16,5 17,0 16,5 16,5

В таблице показаны изменения толщины полового члена:

Возраст 12 13 14 15 16 17 18 19
Половой член в охвате(см) 7,6 9,9 10,5 11,0 11,5 12,0 13,0 13,0

Нарушения полового развития у мальчиков

Хотя врачи не скрывают, что между нормой и патологией иногда бывает сложно провести границу, как задержка полового развития, так и слишком раннее развитие мальчика должны привлечь внимание родителей.

Задержка полового развития

О задержке полового развития у мальчика можно говорить, если после 14 лет у него отсутствуют признаки полового созревания. Безусловно, эта задержка не обязательно свидетельствует о каком-либо отклонении: возможно, позднее развитие характерно для данной семьи. В данном случае речь будет идти о так называемой конституциональной задержке полового и физического созревания, которая встречается более чем в половине случаев. У таких подростков перед началом пубертатного периода обычно наблюдается совершенно нормальный темп роста. А скачок роста и половое созревание могут начаться и после 15 лет.

Но половое развитие могут также задерживать или нарушать и различные заболевания. Некоторые из них сопровождаются нарушением выработки гормонов. Например, при наличии опухоли, повреждающей гипофиз или гипоталамус (ту часть головного мозга, которая контролирует половое созревание), в организме ребенка может снижаться содержание гонадотропинов — гормонов, стимулирующих рост половых органов (или же выработка этих гормонов вообще прекращается). Некоторые хронические болезни (такие как сахарный диабет, заболевания почек и ряд других) также могут задерживать половое созревание.

Признаки, вызывающие подозрение на задержку полового развития подростка, таковы: телосложение «хилое», конечности относительно длинные, талия завышена, часто бедра шире плеч. Типично также отложение подкожного жира на груди, талии, внизу живота. Половые органы не развиты — член меньше 5 см, нет складчатости и отвисания мошонки, на лобке и подмышками не растут волосы, отсутствуют поллюции. Если вы отмечаете хотя бы некоторые из данных признаков, парня нужно обязательно показать врачу, причем проявить при этом необходимо одновременно настойчивость и тактичность (он ведь очень стесняется своих недостатков!).

Лечение позднего полового созревания зависит от вызвавшей его причины. Как правило, это комплекс процедур, включающий (после обследования) применение медикаментов, биологически активных средств, лечебную физкультуру и медико-психологическую коррекцию. Родителям будущего мужчины обязательно нужно иметь в виду, что запоздалая диагностика задержки полового созревания может привести к бесплодию, не говоря уже о нарушении психо-эмоционального состояния подростка. Лечение же, начатое в подростковом возрасте, дает большой шанс на успех, хотя и занимает, как минимум, 2-3 месяца.

Раннее половое развитие

Слишком раннее половое развитие — тоже повод посетить доктора! Пубертат у мальчиков считают преждевременным, если он начинается до 9 лет. Признаками данного нарушения являются: увеличение размера яичек, рост волос на лице, на лобке и подмышками, появление угревой сыпи, ломка и огрубение голоса, стремительный рост тела.

Причинами преждевременного пубертата могут быть аномалии органов половой системы, заболевания щитовидной железы, опухоли мозга, изменения, вызванные травмами головы, последствия инфекционных заболеваний (таких, например, как менингит, энцефалит) и других структурных нарушений мозга. Ведь именно оттуда, из гипофиза и гипоталамуса, идут команды периферийным половым железам на выброс гормонов. Причиной может быть и ряд генетических факторов. Замечено, что раннее половое развитие чаще встречается у детей с избыточным весом.

Главным осложнением преждевременного полового развития является остановка роста. Дело в том, что выработка половых гормонов способствует «закрытию» тех участков кости, за счет которых она растет в длину, т.е. зон роста. Таким образом, взрослея, рано «созревший» молодой человек оказывается гораздо ниже сверстников. О таких в шутку говорят «пошел в корень», но на самом деле маленький рост — это повод для серьезных психологических переживаний, причем не только юношей, но и взрослых мужчин тоже.

Своевременное выявление признаков преждевременного пубертата позволяют доктору подобрать необходимые методы лечения. Это может быть устранение опухоли, либо лечение основного заболевания, либо применение специальных препаратов, тормозящих выделение половых гормонов до окончания процесса роста. Поэтому очень важно не упустить момента и вовремя обратиться к детскому эндокринологу.

Осторожно, детские болезни!

Когда в семье растет сын, родителям необходимо помнить и о том, что некоторые детские болезни тоже могут служить фактором риска нарушений полового развитии мальчика. Так, например, всем известная «свинка» (эпидемический паротит) — это инфекционное заболевание, одним из осложнений которого является орхит (воспаление яичек). При этом орхит в некоторых случаях никак себя не проявляет. Вот почему юношам, переболевшим свинкой, по окончании пубертатного периода очень желательно провести анализ спермы (сделать спермограмму).

врач семейной медицины, к.м.н., Масляник Юлия Николаевна

Физическое развитие и здоровье подростка

В 9 — 10 лет у девочек и в 11 — 12 лет у мальчиков начинается новый и ответственный период жизни — подростковый возраст.

Отрочество. Бурный, неудержимый рост и развитие, совершенствование физических и умственных способностей, формирование воли, характера, мировоззрения происходят за относительно короткое время (около трех лет) и завершаются в юности. Подростковый и юношеский возраст объединяют иногда одним названием — период полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16 — 17 годам. К этому времени полностью формируются пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес тела увеличивается в среднем на 34 кг, рост — на 35 см, окружность груди на 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения связаны с напряженной деятельностью систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и формирование.

Созревание организма — процесс не простой, не всегда проходит гладко. Вот почему подростки требуют пристальное (но не назойливого) внимания родителей, постоянного контроля, а иногда, если не «срабатывают» отдельные звенья сложной цепи развития и формирования организма, и прямого вмешательства врача. В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково, но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.

Однако в 14 лет все показатели физического развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что девочки на 2 года раньше мальчиков вступают в отроческий возраст, у них раньше наступает так называемый пубертатный «скачок роста», т. е. значительное ускорение роста и веса, У девочек он наблюдается в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков — от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок роста» предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое созревание наступает у девочек в 12,5 — 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет. В этом возрасте у девочек начинаются менструации, у мальчиков появляются поллюции.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13 — 14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым ростом костей и мышц в длину и временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек — несколько раньше.

У подростков быстро растет сердце. Пожалуй, ни к одной системе организма в подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у девочек — с 35 до 60 мл. Частота сердечных сокращений в покое постепенно снижается. В 15 лет пульс у мальчиков равен 70, а у девочек — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с темпами роста и полового созревания.

Например, в одном и том же возрасте (15 лет) у быстро развивающихся девочек сердечно-сосудистая система работает приблизительно так же, как и у взрослых женщин, а у их сверстниц, отстающих в росте и развитии, характер работы сердца почти такой же, как у младших школьниц. То же наблюдается и у мальчиков. Следовательно, первая особенность системы кровообращения подростка — ее тесная связь с темпами роста и созревания всего организма.

Надо отметить, что в стремительно растущем организме развитие сердечнососудистой системы не всегда успевает за общими темпами развития, а увеличение массы сердца иногда отстает от увеличения массы всего тела. Вот почему иногда у рослых юношей и девушек появляются жалобы на слабость, легкую утомляемость, особенно при физических нагрузках, отмечается склонность к обморокам при перегревании или резком изменении положения тела. При появлении симптомов сердечной слабости, связанных с несоответствием роста и увеличения размеров сердца, некоторые родители расценивают их как проявление болезни сердца, стараются перевести сына или дочь на максимально щадящий режим, ограждают от всякого рода физических нагрузок. Это большая ошибка. Единственным лекарством, способным привести в соответствие возможности системы кровообращения и возросшие потребности организма подростка, служат систематические физические упражнения, спорт, трудовая деятельность. К сожалению, сейчас у большинства современных детей, подростков, юношей (да и взрослых) основной бедой стала недогрузка мускулатуры, малоподвижность.

Часто юноши и девушки, стесняясь своей слабости и неловкости, совсем перестают заниматься физической культурой. В результате формируется так называемое капельное сердце, которое, если подросток не начнет вовремя заниматься физкультурой, не увеличится и в дальнейшем.

В развивающейся системе кровообращения часто встречается и несоответствие между просветом сосудов, по которым кровь выбрасывается из сердца, и возросшей емкостью сердца. В связи с этим увеличивается артериальное давление. Так, если у мальчиков и у девочек 10 лет артериальное давление равно 95/55, то к 17 годам оно повышается до 120/65 у юношей и до 115/60 у девушек.

Третьей особенностью работы сердечнососудистой системы у подростков является временное нарушение ее нервной регуляции. Это связано с перестройкой деятельности эндокринной и нервной систем и выражается расстройством ритма сердца, повышением или снижением частоты сердцебиений. У юношей и девушек, развивающихся гармонично, такие расстройства не длительны и быстро проходят без всякого лечения. Но, несмотря на это, любое отклонение в деятельности сердца, особенно изменения величин кровяного давления, не должны ускользать от внимания родителей. Ведь чаще всего они возникают у ослабленных детей, страдающих хроническими заболеваниями носоглотки (тонзиллитом, гайморитом, фарингитом) и полости рта (особенно кариесом зубов). А эти болезни совсем не безобидны и в дальнейшем оказывают воздействие в первую очередь на сердечно-сосудистую систему.

Родители должны также знать, что большая умственная нагрузка в сочетании с малоподвижным образом жизни ведет к нарушению регуляции тонуса кровеносных сосудов, что вызывает гипотонические и гипертонические состояния, которые в дальнейшем развиваются в гипотонию или гипертонию. Предупредить столь неблагоприятный исход можно разумным распорядком дня, четким режимом труда и отдыха, а главное — систематическими занятиями физической культурой и спортом.

На международном конгрессе по школьной гигиене было установлено, что суммарная дневная учебная нагрузка школьников не должна превышать 7 — 8 часов (при шестидневной рабочей неделе это даже выше трудовой нагрузки взрослых). Однако практическая загрузка учащихся в течение рабочего дня значительно выше, особенно в старших классах. Что касается младших школьников, то для них 7-8 — часовой рабочий день слишком большая нагрузка.

По подсчетам ученых, школьники 18 часов в сутки находятся в состоянии полной или относительной неподвижности, т. е. сидят или лежат. Следовательно, на активную мышечную деятельность, в том числе и на игры, занятия физической культурой, остается лишь 6 часов в сутки. Но и эти 6 часов (при их максимальном и рациональном использовании) могут принести большую пользу здоровью.

Однако, по данным исследований, проведенных в разных районах Москвы, 51% подростков вообще не бывают на свежем воздухе после возвращения из школы; перерыв между классными и домашними занятиями более чем у трети ребят не превышает 1,5 часа. Понятно, что в этом случае школьники приступают к работе не отдохнув, и работоспособность у них резко понижена. По тем же данным, 28,4 процента учащихся тратят на приготовление уроков более 3 часов, 12,8 процента — более 4 часов, а 4,4 процента — даже более 5 часов. Причем 73,7 процента школьников не устраивают никаких перерывов для отдыха, т. е. сидят за письменным столом непрерывно по 3 — 5 часов.

Что же делают старшеклассники в оставшееся время? Оказывается, далеко не все из них проводят его в движении. Чаще после длинного и утомительного рабочего дня подростки располагаются в удобных креслах и смотрят телевизионные передачи. Причем 37,3 процента из них ежедневно проводят у телевизора 1,5 часа, 19,4 процента — 2 часа, 7,2 процента — более 3 часов. Нетрудно подсчитать, что при таком режиме у ребят не остается времени на занятия спортом, физической культурой, а обязательные по программе уроки физкультуры лишь незначительно компенсируют гиподинамию.

Один из узловых вопросов современного поколения — ускорение роста и развития детей и подростков, т. е. проблема акселерации. Термин «акселерация», обозначающий ускорение роста и развития детей и подростков но сравнению с предыдущими поколениями, относительно недавно — меньше десяти лет назад — «шагнул» из специальных книг и журналов на страницы популярных изданий.

По современным представлениям, растущий организм — сложная саморегулирующаяся система, развитие которой определено заложенной в ней генетической программой. Рост каждого ребенка, анатомические и физиологические особенности всего организма, отдельных органов и систем, порядок и темпы их созревания, индивидуальные свойства, приспособительные возможности на всех этапах жизни определяются наследственной конституцией ребенка.

Акселерация роста и развития наиболее показательна в подростковом возрасте. Современные московские мальчики 14 лет «подросли» по сравнению со сверстниками 20-х годов со 146,4 до 162,6 см, т. е. на 16,2 см, их вес увеличился с 34,3 до 51,2 кг, у девочек соответственно со 146,7 до 160,9 см и с 39 до 51,3 кг. У подростков сдвинулось на более ранний возраст и половое созревание.

Причем на сроки полового созревания существенно не влияют ни расовые особенности, ни климат, ни географическая зона проживания. Широко распространенное мнение о более раннем половом созревании южных народов, которое встречается иногда даже в медицинской литературе, на самом деле неподтвердившаяся гипотеза. Существенное значение в этом плане имеют социально-экономические условия и характер питания.

Акселерация создает целый ряд проблем в воспитании, особенно подростков и юношей. Если в 30 — 40-е годы достижение половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности, то сейчас ситуация значительно изменилась: уже вполне сформировавшиеся в физическом и нервно-психическом отношении юноши и девушки очень долго оказываются на положении детей. Появились противоречия между ускоренным физическим созреванием и относительно запоздалой социальной зрелостью. Профессиональная деятельность требует дополнительной подготовки в ПТУ, техникуме, вузе, что еще дальше отодвигает сроки самостоятельности. «Ножницы» между ускорением физического созревания и задержкой социальной зрелости увеличиваются и в связи с недостатками семейного воспитания, когда дети и подростки излишне опекаются, растут в атмосфере исключительности и часто не выполняют никаких домашних обязанностей, не испытывают чувства ответственности за свои поступки. Такое положение усугубляется существующей (особенно в городах) демографической ситуацией — преобладанием одно- или двухдетной семьи.

С акселерацией связывают и определенный «конфликт поколений», когда современные родители не хотят, а порой и не могут понять своих выросших детей. Подростков же раздражает мелочная опека родителей; они считают, что с ними обращаются как с маленькими, их не понимают, ущемляют их достоинство. Со свойственным юности максимализмом они утверждают, что интеллектуальный мир взрослых весьма скуден и поэтому ни о чем серьезном с ними нельзя разговаривать. Однако «интеллектуализм» современного подростка, большой объем усвоенных им знаний нередко достигается ценою полного освобождения его от трудовых обязанностей в семье и в процессе школьной учебы. А между тем проблема трудового воспитания органически связана с формированием социальной зрелости подростка, далеко не синхронной с ускорением физического развития и насыщением информацией. И здесь на первое место выступает трудовое воспитание, способствующее формированию уважительного отношения к материальным ценностям, к труду, воспитанию чувства долга и ответственности перед собой и окружающими.

При тренировке подростков-акселератов, даже если они достаточно способны и «идеально» подходят к избранному виду спорта, возникают определенные проблемы. Крупные, рано развитые, они способны на занятиях выполнять большой объем физических нагрузок. Но хотя по росту и весу они не уступают взрослым, степень развития всех систем организма еще не «дотянула» до взрослого уровня: нервная, эндокринная, сердечнососудистая, дыхательная и мышечная системы находятся еще в стадии формирования. Почти нет функциональных резервов, так как процессы роста и созревания сами требуют значительного напряжения всех систем, больших затрат энергии. И «легкость», с которой юные справляются с большими нагрузками, может обходиться слишком дорого. Переоценка физических возможностей подростков ведет к перетренировке, нарушению здоровья.

Статья предоставлена сайтом для детей и родителей «Здоровый образ жизни»

Сколько длится переходный возраст у мальчиков? В какое время он начинается, и когда ему положено заканчиваться? Эти вопросы волнуют многих родителей. Чаще всего длительность пубертатного периода составляет порядка 5-6 лет. Первые признаки переходного возраста можно заметить, когда мальчику исполняется 12 лет. Заканчивается переходный возраст примерно в 17 лет.

Особенностям и трудностям (как для самих подростков, так и их родителей и педагогов) посвящено много и научной, и художественной литературы. Интересно то, что переходный возраст выделяют в особый период именно у мальчиков. Однако у девочек на физиологическом уровне в это время происходят не менее серьезные изменения.

Удивительное время

Независимо от кого, когда начинается переходный возраст, его можно назвать еще и удивительным временем. Это время поразительных открытий, прежде всего, в отношении самого себя. Если в первый раз ребенок осознает свои границы по сравнению с окружающим миром примерно в 2 года, и это его больше удивляет, чем пугает, то во второй раз — в 12-13 лет — все признаки указывают на то, что подросток понимает еще более жесткие грани между собой и своей семьей или сверстниками, мужчинами-мальчиками и женщинами-девочками. Это пугает подростка и в то же время рождает у него новые надежды.

Наблюдаются физиологические изменения. Быстро растут кости. Иногда рост костей опережает развитие внутренних органов, и тинейджеру приходится идти на прием к врачу. Кроме роста, происходит и множество других физиологических изменений.

Физиологические особенности

Физиологические особенности ребенка-подростка:

  • Ломается голос. Это главный признак переходного возраста. Голос у ребенка становится хриплым. В постпубертатном периоде голос установится, но до того, как ребенок станет юношей, он не сможет петь (а от этого очень страдают мальчики-музыканты). Подросток стесняется говорить на публике. Бывает, что такая стеснительность перерастает в комплекс неполноценности.
  • Появляются волосы на теле. Они растут на лобке, под мышками, на лице, иногда на ногах и руках.
  • Появляются воспаления на коже. Если волосы обычно скрывают под одеждой, то угри на лице скрыть нельзя. Юноши и девушки очень страдают от угревой сыпи, ищут разные способы избавления от нее. Такие явления могут исчезнуть только в 20-21 год. Со временем сыпь проходит сама.
  • Появляются поллюции. Могут начинаться самопроизвольные семяизвержения, которые бывают обычно во сне. Такие особенности переходного возраста у мальчиков не должны вызывать беспокойства у родителей. Это всего лишь признаки полового созревания, но они могут напугать подростка: часто он не знает, что делать в подобных случаях.
  • Возрастает психологическая и физическая утомляемость. Организм перестраивается и затрачивает на возрастные изменения много энергии.
  • Возрастает опасность травматизма. Подростки чаще детей и взрослых растягивают мышцы и связки, ломают руки и ноги. Эти признаки того, что костно-мышечный каркас уже не такой эластичный и упругий, как раньше, но еще не успел полностью сформироваться. Именно поэтому подросткам запрещено сверх меры заниматься в тренажерном зале и поднимать тяжелые предметы.

Прыщи естественное явление в подростоков возрасте

Физиология переходного возраста тесно связана с психологическими проблемами тинейджера. Если раньше ребенок вел себя свободно и естественно, часто улыбался, был открытым, разговорчивым, то в переходном возрасте он начинает замыкаться в себе.

Изменения в психике

Психологические проблемы, характерные для подростка:

  • Ранимость. Подросток очень остро реагирует на любые замечания, сравнения себя с кем-то другим. А ведь именно на этот возраст (12-17 лет) приходится самый ответственный период школьной жизни. Это средняя и старшая школа, когда учителя относятся к ученикам без прежнего снисхождения.
  • Желание самоутвердиться любой ценой. Иногда подросток выбирает для самоутверждения и ту область, которая не одобряется социумом взрослых. Именно тогда в мир подростка входят алкоголь, курение и наркотики.
  • Желание внимания по отношению к себе. Это касается отношений со сверстниками, посторонними людьми, но в первую очередь со своей семьей. Как бы ни вел себя подросток, необходимо помнить, что ему очень важно одобрение и понимание родителей.
  • У подростка, кроме прежних потребностей в безопасности, еде, сне, отдыхе и движении, появляется новая и пугающая — сексуальные желания. В гармоничном обществе сексуальное созревание мужчины протекает почти незаметно. Первая влюбленность создает приятные воспоминания на всю жизнь, а первый сексуальный опыт не связан со страхом и отвращением. Плохо, если будущий мужчина совершенно не знает, как правильно выразить свои чувства и желания или он находится во власти противоречий: то, что запрещено взрослыми, поощряется в компании сверстников или наоборот.

Подростки пытаются продемонстрировать свою взрослость.

Философские вопросы

  • Смысл жизни. Подросток впервые задает себе этот серьезный философский вопрос. В первую очередь его волнует смысл собственной жизни. Ребенок хочет понять свое предназначение, задумывается о будущем. Если подросток не находит смысла в собственной жизни, его может привлечь романтика смерти. Надо иметь в виду, что подросток отчасти сохранил в себе детское видение мира. А дети не знают ужаса смерти. Идея необратимости смерти им недоступна. Вопрос о том, со скольки лет понимание меняется, является сугубо индивидуальным. В то же время в идее суицида заключена романтика, характерная для подростка. Но чаще всего попытки закончить жизнь самоубийством — это способ обратить на себя внимание окружающих, просьба о помощи. В любом случае такие попытки, мысли и разговоры подростка требуют внимательного отношения взрослых.
  • Ниспровержение прежних авторитетов. Тинейжер обнаруживает, что прежние авторитетные для него люди — родители, учитель, тренер, друг — оказываются не так уж всесильны, как ему казалось в детстве. Если у сына родители не сформировали снисходительность и умение с юмором относиться к чужим и своим ошибкам, применяли авторитарные методы воспитания, то он откажется от родителей, объявит протест. Именно поэтому подростки часто кажутся грубыми, жестокими и равнодушными.
  • Создание кумира. Часто случается, что, потеряв интерес к старым кумирам, подросток обязательно создает для себя новых. Это могут быть футбольные команды, музыкальные группы, киноактеры или подростковые компании. Со временем такое явление должно проходить.

Что делать взрослым?

Ни взрослые люди, ни ребенок никогда не смогут сказать точно, чем вызвана та или иная подростковая реакция. Ребенок может заплакать без повода, нагрубить, не выполнить домашнего задания, прогулять занятия в школе. Это может продолжаться, например, из-за того, что небезразличная ему девочка сделала неосторожное замечание, или он комплексует по поводу своей внешности (прыщей и угревой сыпи на лице). Часто ребенок не может сдержанно реагировать на спор в интернете с друзьями или одноклассниками, сдержать эмоции, если в голову пришла идея, которая его поразила.

Взрослым придется учитывать и физиологический, и психологический, и философский аспекты при решении подростковых проблем.

Не оставляйте подростков в одиночестве со своими проблемами, общайтесь с ними.

Режим питания

Необходимо пересмотреть режим питания и отдыха подростка. Школьнику, который в этот период испытывает повышенные психологические и физиологические нагрузки, необходим полноценный отдых и не менее чем 8-часовой ночной сон.

Завтрак должен быть сытным. Не менее 1/4 всех потребляемых за день калорий необходимо потреблять утром. Продукты должны содержать калий, железо и кальций. Нельзя забывать о фруктах и рыбе. 40% всех калорий подросток должен получать в обед и лишь 20% на ужин. Необходим и полдник (15%). Нужно приучить тинейджера всегда иметь при себе небольшую бутылку питьевой воды и не забывать употреблять жидкость в течение дня.

В переходном возрасте человеку не надо мешать взрослеть: следует позволять самостоятельно искать ответы на все волнующие его вопросы, не ограничивать свободу. А главное, не продолжать относиться к нему как к маленькому несмышленому ребенку, чьи решения не заслуживают внимания взрослых.

Необходимо занять тинейджера чем-нибудь интересным. Лучше всего, если молодой парень будет занят делом, к которому не останется равнодушным в будущем.

В этот период нельзя отталкивать от себя подростка невниманием к его проблемам, даже если родителям они кажутся незначительными. Подросток должен знать, что его понимают и любят таким, какой он есть.

Каковы бы ни были проблемы переходного возраста, нельзя относиться к подростку как к хрупкой хрустальной вазе. Ведь подросток учится быть мужчиной, а значит, ответственным, сильным и надежным.

Метки:Мальчик, Переходный возраст

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх