Помост

Вопросы веры

Акафист Иисусу Христу

Молитва от уныния акафист Господу нашему Иисусу Сладчайшему

Просмотров: 5915

Текст акафиста Иисусу Сладчайшему входит в состав подавляющего большинства православных молитвословов, несмотря на то, что его чтение не является обязательным, как, например, чтение канонов перед причастием.

Этот акафист Господу Иисусу Христу, несомненно, один из самых трогательных – его содержание посвящено Спасителю, который настолько возлюбил людей, что принял страшные муки и крестную смерть, чтобы даровать человечеству спасение.

Текст акафиста Иисусу восторженно-хвалебный: в нем в соответствии с жанром описывается житие Сына Божьего, пришедшего на землю в образе человеческом, а также воспеваются все достоинства Иисуса: человеколюбие, чистота, кротость, смирение и остальные.

История возникновения акафиста Сладчайшему Иисусу Христу

Исследователи считают, что акафист Господу нашему Иисусу Христу один из древнейших – самый первый его список датируется XIII веком. Это – один из первых религиозных гимнов, имеющих структуру акафиста, то есть состоящий из 12 икосов и 12 кондаков. В православной терминологии икосами называются длинные строфы, восхваляющие черты Того, Кому посвящен гимн, которые в акафисте Иисусу Сладчайшему оканчиваются словами «Иисусе, сыне Божий, помилуй мя», а кондаками – строфы более короткие, лаконично передающие суть акафиста, которые всегда заканчиваются возгласом «Аллилуйя». Любой акафист содержит двенадцать икосов и тринадцать кондаков, причем последний кондак, по правилам, читается трижды, после чего вновь повторяется первый икос, и в заключение молящийся читает молитву.

Во время чтения акафиста Господу нашему Иисусу Христу не принято сидеть – это песнь, слушать и читать которую принято стоя, а заключительная молитва часто читается коленопреклоненно.

В каких случаях принято читать акафист Сладчайшему Иисусу Христу?

Акафист Иисусу Сладчайшему, как и любой другой, можно читать в разных душевных состояниях – он одинаково хорош в моменты умиления, радости, покаяния, горя. Акафист – это песнь универсальная, читать которую можно в любое время дня и ночи, по желанию присоединяя к своему утреннему или вечернему правилу, либо же читая отдельно.

Но чаще всего читать и слушать трогательный акафист Иисусу священнослужители советуют в моменты уныния, депрессии, отчаяния, когда опускаются руки и кажется, что выхода из сложившейся ситуации нет.

Слушать на видео акафист Господу нашему Иисусу Сладчайшему

Православный текст акафиста Сладчайшему Иисусу Христу

Кондак 1

Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но, яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Икос 1

Ангелов Творче и Господи cил, отверзи ми недоуменный ум и язык на похвалу пречистаго Твоего имене, якоже глухому и гугнивому древле слух и язык отверзл еси, и, глаголаше зовый таковая: Иисусе пречудный, aнгелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление. Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление. Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепосте. Иисусе претихий, монахов радосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров сладосте. Иисусе премилосердый, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радование. Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 2

Видя вдовицу зельне плачущу, Господи, якоже бо тогда умилосердився, сына ея на погребение несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущую: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменный разумети Филипп ища, Господи, покажи нам Отца, глаголаше; Ты же к нему: толикое время сый со Мною, не познал ли еси, яко Отец во Мне, и Аз во Отце есмь? Темже, Неизследованне, со страхом зову Ти: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю пресильный. Иисусе, Владыко долготерпеливый; Иисусе, Спасе премилостивый. Иисусе, хранителю мой преблагий; Иисусе, очисти грехи моя. Иисусе, отыми беззакония моя; Иисусе, отпусти неправды моя. Иисусе, надеждо моя, не остави мене; Иисусе, помощниче мой, не отрини мене. Иисусе, Создателю мой, не забуди мене; Иисусе, Пастырю мой, не погуби мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 3

Силою свыше апостолы облекий, Иисусе, во Иерусалиме седящия, облецы и мене, обнаженнаго от всякаго благотворения, теплотою Духа Святаго Твоего и даждь ми с любвью пети Тебе: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй богатство милосердия, мытари и грешники, и неверныя призвал еси, Иисусе; не презри и мене ныне, подобнаго им, но, яко многоценное миро, приими песнь сию: Иисусе, сило непобедимая; Иисусе, милосте безконечная. Иисусе, красото пресветлая; Иисусе, любы неизреченная. Иисусе, Сыне Бога Живаго; Иисусе, помилуй мя грешнаго. Иисусе, услыши мя в беззакониих зачатаго; Иисусе, очисти мя во гресех рожденнаго. Иисусе, научи мя непотребнаго; Иисусе, освети мя темнаго. Иисусе, очисти мя сквернаго; Иисусе, возведи мя блуднаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 4

Бурю внутрь имеяй помышлений сумнительных, Петр утопаше; узрев же во плоти Тя суща, Иисусе, и по водам ходяща, позна Тя Бога истиннаго и, руку спасения получив, рече: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша слепый мимоходяща Тя, Господи, путем вопияше: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя! И, призвав, отверзл еси очи его. Просвети убо милостию Твоею очи мысленныя сердца и мене, вопиюща Ти и глаголюща: Иисусе, вышних Создателю; Иисусе, нижних Искупителю. Иисусе, преисподних потребителю; Иисусе, всея твари украсителю. Иисусе, души моея утешителю; Иисусе, ума моего просветителю. Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие. Иисусе, Спасе мой, спаси мя; Иисусе, свете мой, просвети мя. Иисусе, муки всякия избави мя; Иисусе, спаси мя, недостойнаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 5

Боготочною Кровию якоже искупил еси нас древле от законныя клятвы, Иисусе, сице изми нас от сети, еюже змий запят ны страстьми плотскими, и блудным наваждением, и злым унынием, вопиющия Ти: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше отроцы еврейстии во образе человечестем Создавшаго рукою человека, и Владыку разумевше Его, потщашася ветвьми угодити Ему, осанна вопиюще. Мы же песнь приносим Ти, глаголюще: Иисусе, Боже истинный; Иисусе, Сыне Давидов. Иисусе, Царю преславный; Иисусе, Агнче непорочный. Иисусе, Пастырю предивный; Иисусе, хранителю во младости моей. Иисусе, кормителю во юности моей; Иисусе, похвало в старости моей. Иисусе, надежде в смерти моей; Иисусе, животе по смерти моей. Иисусе, утешение мое на суде Твоем; Иисусе, желание мое, не посрами мене тогда. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 6

Проповедник богоносных вещание и глаголы исполняя, Иисусе, на земли явлься и с человеки Невместимый пожил еси, и болезни наша подъял еси, отнюдуже ранами Твоими мы исцелевше, пети навыкохом: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия вселенней просвещение истины Твоея, и отгнася лесть бесовская: идоли бо, Спасе наш, не терпяще Твоея крепости, падоша. Мы же, спасение получивше, вопием Ти: Иисусе, истино, лесть отгонящая; Иисусе, свете, превышший всех светлостей. Иисусе, Царю, премогаяй всех крепости; Иисусе, Боже, пребываяй в милости. Иисусе, Хлебе Животный, насыти мя алчущаго; Иисусе, источниче разума, напой мя жаждущаго. Иисусе, одеждо веселия, одей мя тленнаго; Иисусе, покрове радости, покрый мя недостойнаго. Иисусе, подателю просящим, даждь мне плач за грехи моя; Иисусе, обретение ищущим, обрящи душу мою. Иисусе, отверзителю толкущим, отверзи сердце мое окаянное; Иисусе, Искупителю грешных, очисти беззакония моя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 7

Хотя сокровенную тайну от века открыти, яко овча на заколение веден был еси, Иисусе, и яко агнец прямо стригущаго его безгласен, и яко Бог из мертвых воскресл еси, и со славою на небеса вознеслся еси, и нас совоздвигл еси, зовущих: Аллилуиа.

Икос 7

Дивную показа тварь, явлейся Творец нам: без семене от Девы воплотися, из гроба, печати не рушив, воскресе, и ко апостолом, дверем затворенным, с плотию вниде. Темже чудящеся, воспоим: Иисусе, Слове необыменный; Иисусе, Слове несоглядаемый. Иисусе, сило непостижимая; Иисусе, мудросте недомыслимая. Иисусе, Божество неописанное; Иисусе, господство неисчетное. Иисусе, царство непобедимое; Иисусе, владычество безконечное. Иисусе, крепосте высочайшая; Иисусе, власте вечная. Иисусе, Творче мой, ущедри мя; Иисусе, Спасе мой, спаси мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 8

Странно Бога вочеловечшася видяще, устранимся суетнаго мира и ум на Божественная возложим. Сего бо ради Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет, вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь бе в нижних, и вышних никакоже отступи Неисчетный, егда волею нас ради пострада, и смертию Своею нашу смерть умертви, и воскресением живот дарова поющим: Иисусе, сладосте сердечная; Иисусе, крепосте телесная. Иисусе, светлосте душевная; Иисусе, быстрото умная. Иисусе, радосте совестная; Иисусе, надеждо известная. Иисусе, памяте предвечная; Иисусе, похвало высокая. Иисусе, славо моя превознесенная; Иисусе, желание мое, не отрини мене. Иисусе, Пастырю мой, взыщи мене; Иисусе, Спасе мой, спаси мене. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 9

Все естество ангельское безпрестани славит пресвятое имя Твое, Иисусе, на небеси: Свят, Свят, Свят, вопиюще; мы же, грешнии на земли бренными устнами вопием: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанны, якоже рыбы безгласныя видим о Тебе, Иисусе, Спасе наш: недоумеют бо глаголати, како Бог непреложний и человек совершенный пребываеши? Мы же таинству дивящеся, вопием верно: Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царю царствующих. Иисусе, Владыко владеющих; Иисусе, Судие живых и мертвых. Иисусе, надеждо ненадежных; Иисусе, утешение плачущих. Иисусе, славо нищих; Иисусе, не осуди мя по делом моим. Иисусе, очисти мя по милости Твоей; Иисусе, отжени от мене уныние. Иисусе, просвети моя мысли сердечныя; Иисусе, даждь ми память смертную. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Восточе востоком, к темному западу — естеству нашему пришед, смирился еси до смерти; темже превознесеся имя Твое паче всякаго имене, и от всех колен небесных и земных слышиши: Аллилуиа.

Икос 10

Царю Превечный, Утешителю, Христе истинный, очисти ны от всякия скверны, якоже очистил еси десять прокаженных, и исцели ны, якоже исцелил еси сребролюбивую душу Закхеа мытаря, да вопием Ти, во умилении зовуще: Иисусе, сокровище нетленное; Иисусе, богатство неистощимое. Иисусе, пище крепкая; Иисусе, питие неисчерпаемое. Иисусе, нищих одеяние; Иисусе, вдов заступление. Иисусе, сирых защитниче; Иисусе, труждающихся помоще. Иисусе, странных наставниче; Иисусе, плавающих кормчий. Иисусе, бурных отишие; Иисусе Боже, воздвигни мя падшаго. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 11

Пение всеумиленное приношу Ти недостойный, вопию Ти яко хананеа: Иисусе, помилуй мя; не дщерь бо, но плоть имам страстьми люте бесящуюся и яростию палимую, и исцеление даждь вопиющу Ти: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательна светильника сущим во тьме неразумия, прежде гоняй Тя Павел, богоразумнаго гласа силу внуши и душевную быстроту уясни; сице и мене темныя зеницы душевныя просвети, зовуща: Иисусе, Царю мой прекрепкий; Иисусе, Боже мой пресильный. Иисусе, Господи мой пребезсмертный; Иисусе, Создателю мой преславный. Иисусе, Наставниче мой предобрый; Иисусе, Пастырю мой прещедрый. Иисусе, Владыко мой премилостивый; Иисусе, Спасе мой премилосердый. Иисусе, просвети моя чувствия, потемненныя страстьми; Иисусе, исцели мое тело, острупленное грехми. Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 12

Благодать подаждь ми, всех долгов решителю, Иисусе, и приими мя кающася, якоже приял еси Петра, отвергшагося Тебе, и призови мя унывающаго, якоже древле Павла, гоняща Тя, и услыши мя, вопиюща Ти: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твое вочеловечение, восхваляем Тя вси, и веруем со Фомою, яко Господь и Бог еси, седяй со Отцем и хотяй судити живым и мертвым. Тогда убо сподоби мя деснаго стояния, вопиющаго: Иисусе, Царю предвечный, помилуй мя; Иисусе, цвете благовонный, облагоухай мя. Иисусе, теплото любимая, огрей мя; Иисусе, храме предвечный, покрый мя. Иисусе, одеждо светлая, украси мя; Иисусе, бисере честный, осияй мя. Иисусе, каменю драгий, просвети мя; Иисусе, солнце правды, освети мя. Иисусе, свете святый, облистай мя; Иисусе, болезни душевныя и телесныя избави мя. Иисусе, из руки сопротивныя изми мя; Иисусе, огня неугасимаго и прочих вечных мук свободи мя. Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Кондак 13

О, пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте, и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменних, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа, aллилуиа, aллилуиа.

/Этот Кондак читается три раза, затем читается икос 1-й и кондак 1-й/

Молитва Иисусу Сладчайшему

Владыко Господи Иисусе Христе Боже мой, иже неизреченнаго ради Твоего человеколюбия на конец веков во плоть оболкийся от Приснодевы Марии, славлю о мне Твое спасительное промышление, раб Твой, Владыко; песнословлю Тя, яко Тебе ради Отца познах; благословлю Тя, Егоже ради и Дух Святый в мир прииде; покланяюся Твоей по плоти Пречистой Матери, таковей страшней тайне послужившей; восхваляю Твоя Ангельская ликостояния, яко воспеватели и служители Твоего величествия; ублажаю Предтечу Иоанна, Тебе крестившаго, Господи; почитаю и провозвестившия Тя пророки, прославляю апостолы Твоя святыя; торжествую же и мученики, священники же Твоя славлю; покланяюся преподобным Твоим, и вся Твоя праведники пестунствую. Таковаго и толикаго многаго и неизреченнаго лика Божественнаго в молитву привожду Тебе, всещедрому Богу, раб Твой, и сего ради прошу моим согрешением прощения, еже даруй ми всех Твоих ради святых, изряднее же святых Твоих щедрот, яко благословен еси во веки. Аминь

Иконы Спасителя Иисуса Христа

До VIII века велись споры о том, можно ли писать Спасителя, ведь Ветхий Завет строго запрещает изображать Бога. Однако в 787 году, на Седьмом Вселенском Соборе, иконопочитание было причислено к догматам христианской церкви. Трактовка запрета стала такой – не разрешается придумывать образы, тем самым создавая идолов. А поскольку Иисус воплотился в человеческом теле, первое его изображение было нерукотворным, такие иконы получили право на существование. А образ Иисуса Христа стал одним из главных для христианской иконографии.

Общие правила изображения Спасителя

Существует несколько вариантов канонического изображения Иисуса Христа. При этом узнать его на иконах не составляет труда, ведь иконописцы используют характерные отличительные черты:

  • Нимб Спасителя отличается от других вписанным в него крестом – символом воплощения Бога Отца в Божьем Сыне. В иконографическом образе «Иисус Халки» нимб отсутствует вообще, а за ликом изображается только крест.
  • Возле лика или на нимбе часто присутствуют греческие буквы (сокращение одного из имен Бога) или «IC ХС», что означат Иисус Христос.
  • Лик удлинен, отличается выразительными глазами и тонкими чертами лица.
  • Спаситель одет в простые одежды – длинную рубашку и синюю накидку.
  • Христос развернут лицом к людям, всегда расположен по центру иконы.

Отхождение от канонов возможно, если на иконе изображаются Страсти Христовы, Положение во Гроб, Воскрешение. Например, на особом типе икон «Не рыдай мене, мати» Иисус пишется обнаженным и наполовину погруженным в гроб. Рядом стоит Дева Мария и голова Спасителя с закрытыми глазами наклонена к лицу Богородицы.

Спас Нерукотворный (Мандилион)

Христиане верят, что первая икона Иисуса Христа была нерукотворной. Восточное предание, известное еще с IV века, рассказывает о страдающем проказой царе Эдессы. Он послал к Христу гонца и попросил, если тот не согласится прийти, хотя бы нарисовать лик Господа и принести его для исцеления. Однако у художника никак не получалось пробиться через толпу и написать портрет. Когда Иисус увидел это, он умыл лицо и отер его платком (убрусом), после чего на ткани проступил лик.

Западная версия возникновения Нерукотворного Спаса возникла в XIII-XV веках. Согласно ей, благочестивая женщина Вероника во время Крестного пути подала платок Христу, чтобы он мог вытереть с лица пот и кровь.

На иконе Спаса Нерукотворного изображен именно платок, на котором проступил лик. Поэтому пишется только голова Иисуса, по западной традиции, часто с терновым венком. На Руси возник свой вариант этой иконы – «Спас Мокрая борода», который отсылает к восточному преданию об омовении лица. В отличие от канонического образа, борода Христа заканчивается тонким прямым кончиком, будто она действительно намочена водой.

Спас Вседержитель (Пантократор)

Самый распространенный вид икон с написанием Спасителя – Спас Вседержитель, или Пантократор. На нем Иисус Христос изображается по пояс, левой рукой он держит Евангелие, а правой благословляет всех верующих. Первые упоминания об образе Пантократора датируются еще VI веком.

Значение иконы – вера в Бога, воплощенного в человеке. Догмат Боговоплощения является ключевым для христианства, поэтому и образы Пантократора встречаются повсеместно – они украшают центральные купола, апсиды храмов, присутствуют во многих домах.

У Спаса Вседержителя существует несколько иконографических вариантов. Например, Спас в силах, на котором Иисус изображен не по пояс, а сидящим в полный рост. На его фоне – красный квадрат (символ Земли), синий овал (символ духовного мира) и красный ромб (символ невидимого мира). Иногда Божий Сын изображается без фона, но сидящим на троне. Такие иконы получили название Спас на престоле и тоже почитаются как все изображения Пантократора.

Спас Эммануил

Особый тип в иконографии Иисуса Христа – Спас Эммануил. Здесь Спаситель предстает не в привычном облике, а ребенком или отроком, но при этом со всеми необходимыми атрибутами. Прежде всего, над головой всегда есть особый нимб с крестом. Такое изображение юного Иисуса, еще до его крещения, подтверждает его божественную сущность.

При этом образы Эммануила все же редко присутствуют как отдельные лики, чаще они появляются как часть иконографической композиции. Классическим примером могут служить иконы, изображающие Богоматерь с младенцем.

Деисус

Среди икон Спасителя Иисуса Христа выделяется группа Деисус. Здесь Божий Сын рисуется не отдельно, а в окружении других фигур. Иисусу Христу отведено центральное место, он написан в виде Пантократора, восседающего на троне. По обе стороны от Божьего Сына стоят Дева Мария и Иоанн Креститель, в некоторых вариантах – апостолы, мученики или святые.

Первые упоминания образа датируются VII веком. Значение иконы – заступничество за человечество перед Богом Отцом. Образ напоминает, что Иисус доносит молитвы, готов защищать любого обратившегося и быть милостивым к нему. Изображенные лики помогают человеку через молитву прийти к Богу, очиститься, получить прощение за грехи.

Одной из вариаций этого типа икон считается так называемый Ангельский Деисус – русская икона XII века, на которой Спаситель изображен в виде Эммануила в окружении архангелов Михаила и Гавриила.

Еще одним иконографическим типом Деисуса является «Предста Царица». Здесь Спаситель изображается в пышных нарядах и короне, в руках у него Евангелие и посох. Икона символизирует связь церкви с Богом, ведь здесь Иисус изображается как священник.

Другие иконы

Иконография Иисуса Христа достаточно разнообразна, и среди разных образов встречаются и такие, которые не отвечают классическим канонам изображения.

  • «Спас благое Молчание», на котором Иисус предстает как ангел, еще до земного воплощения. Это безбородый юноша, облаченный в белые одежды с крыльями за спиной и со звездчатым нимбом Господа Саваофа. В руках его нет свитков и книг – Спаситель еще не пришел на Землю и не стал наставником человечества.
  • «Спас Великий Архиерей». На этой иконе Господь изображается как Священник – на Иисусе Христе пышные одежды, а на голове возложена корона. Как в иконописи Спаса Вседержителя, здесь Спаситель держит Евангелие и благословляет человечество.

  • «Добрый пастырь» – иконы, в которых Иисус предстает в символическом образе учителя и наставника. Он изображается простым пастухом, часто с заблудшей овцой на плечах и склоненной головой. Значение иконы взято из Ветхого Завета.
  • «Христос во гробе» (Смирение нашего Господа, Царь Славы). Один из самых трагичных образов во всей христианской иконографии. Иисус показан умершим, его тело покоится на ложе или изображается возле открытого гроба. Такие иконы не отсылают к Страстям Христовым и имеют символический характер – напоминают людям, как смиренно Господь принял свою участь.

О чем молиться образам Христа Спасителя

Образы Иисуса призваны напоминать человеку о Божьей любви и жертве, которую он принес ради спасения человечества. Считается, что он является Богом Живым в прямом смысле, а не просто описанным персонажем. Иисус – посредник между мирским и божественным, помогающий быстрее донести молитвы людей до Бога Отца. Поэтому молясь Иисусу Христу, верующие устанавливают с ним личные отношения как с надежным, верным помощником.

Как правило, в доме есть образ Спаса Вседержителя – он может помочь тем, кто переживает трудности, стоит перед тяжелым выбором или разуверился. К иконам Господа обращаются в ежедневной молитве «Отче наш».

Спасу Нерукотворному молятся те, кто ищет исцеление от телесных и душевных недугов. Иисус прошел через муки, но не отказался от всеобъемлющей любви к людям, в чем помогает и молящимся ему. Молитва избавляет от тревог, отчаяния, сомнений и дает силы следовать по истинному пути.

Акафист Сладчайшему Господу Нашему Иисусу Христу

Кондак 1.

Обороняющий меня Воевода и Господь, ада победитель! Избавившись от вечной смерти, хвалебные песни посвящаю Тебе я, создание и раб Твой. Ты же, как имеющий милосердие неизречённое, от всяких напастей освободи меня, взывающего:

«Иисусе, Сын Божий, помилуй меня!»

Икос 1.

Ангелов Творец и Господь небесных Сил! Ум мой немощный открой и развяжи язык на хвалу пречистого Твоего имени, как некогда глухому и косноязычному Ты слух открыл и язык развязал, и говорил он, так возглашая:

Иисусе пречудный, Ангелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление.

Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление.

Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепость.

Иисусе претихий, монахов радость; Иисусе премилостивый, пресвитеров услада.

Иисусе премилосердный, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных веселие.

Иисусе пречестной, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 2.

Видя некогда вдовицу, горько плакавшую, Господи, Ты, умилосердившись, сына её, для погребения несомого, воскресил; так и над мной умилосердись, Человеколюбец, и грехами умерщвлённую душу мою воскреси, взывающую: Аллилуйя!

Икос 2.

Познать недоступное познанию ища, «Господи, покажи нам Отца», – говорил Филипп. Ты же ему: «Столько времени со Мной пребывая, неужели не познал ты, что Отец во Мне и Я во Отце?» Потому, Непостижимый, я со страхом взываю Тебе:

Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царь пресильный.

Иисусе, Владыка долготерпеливый; Иисусе, Спаситель премилостивый.

Иисусе, Хранитель мой преблагой; Иисусе, очисти грехи мои.

Иисусе, изгладь беззакония мои; Иисусе, отпусти неправды мои.

Иисусе, надежда моя, не оставь меня; Иисусе, Помощник мой, не отринь меня.

Иисусе, Создатель мой, не забудь меня; Иисусе, Пастырь мой, не погуби меня.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 3.

Силою свыше облёкший Апостолов, Иисусе, в Иерусалиме пребывавших, облеки и меня, не имеющего никакого дела доброго, теплотой Духа Твоего Святого и дай мне с любовью петь Тебе: Аллилуйя!

Икос 3.

Имея обилие милосердия, мытарей, и грешников, и неверных призвал Ты, Иисусе; не презри ныне и меня, подобного им, но, как многоценное миро, прими эту песнь:

Иисусе, Сила непобедимая; Иисусе, Милость бесконечная.

Иисусе, Красота пресветлая; Иисусе, Любовь неизречённая.

Иисусе, Сын Бога живого; Иисусе, помилуй меня, грешного.

Иисусе, услышь меня, в беззакониях зачатого; Иисусе, очисти меня, во грехах рождённого.

Иисусе, научи меня, беспутного; Иисусе, освети меня, тёмного.

Иисусе, очисти меня, скверного; Иисусе, возврати меня, заблудшего.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 4.

Бурю имея в себе мыслей сомнительных, Пётр утопал; но увидев Тебя, Иисусе, в плоть облечённым и по водам ходящим, познал в Тебе Бога истинного и, руку спасения получив, воскликнул: Аллилуйя!

Икос 4.

Услышав слепой, что Ты Господи, мимо по дороге проходишь, взывал: «Иисусе, сын Давидов, помилуй меня!» И призвав его, Ты открыл очи ему. Просвети же милостью Твоей духовные очи сердца и мне, взывающему к Тебе и говорящему:

Иисусе, горних Сил Создатель; Иисусе, земных Искупитель.

Иисусе, преисподней Разрушитель; Иисусе, всего творения Устроитель.

Иисусе, души моей Утешитель; Иисусе, ума моего Просветитель.

Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здравие.

Иисусе, Спаситель мой, спаси меня; Иисусе, свет мой, просвети меня.

Иисусе, от му́ки всякой избавь меня; Иисусе, спаси меня, недостойного.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 5.

Как некогда пролитою божественною кровью искупил Ты нас от проклятия закона, Иисусе, так и ныне освободи нас из сети, в которой змий запутал нас страстями плотскими, и блудным соблазном и пагубным унынием, возглашающих Тебе: Аллилуйя!

Икос 5.

Дети еврейские, увидев в образе человеческом Создавшего Своей рукою человека, и Владыку в Нём уразумев, поспешили с ветвями приветствовать Его, «Осанна!» возглашая. Мы же песнь приносим Тебе, говоря:

Иисусе, Боже истинный; Иисусе, Сын Давидов.

Иисусе, Царь преславный; Иисусе, Агнец непорочный.

Иисусе, Пастырь предивный; Иисусе, Хранитель в детстве моём.

Иисусе, Руководитель в юности моей; Иисусе, слава в старости моей.

Иисусе, надежда при кончине моей; Иисусе, жизнь после смерти моей.

Иисусе, утешение моё на суде Твоём; Иисусе, желание моё, не посрами меня тогда.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 6.

Проповедников Боговдохновенных проповедь и изречения исполняя, Иисусе, Ты, не вмещаемый всем мiром, на земле явился и жил с людьми, и страдания наши взял на Себя. Потому, ранами Твоими исцелившись, мы научились петь: Аллилуйя!

Икос 6.

Воссияло вселенной просвещение истины Твоей, и рассеялось обольщение бесовское; ибо идолы, Спаситель наш, не вынеся силы Твоей, па́ли. Мы же, спасение получив, возглашаем Тебе:

Иисусе, Истина, обман отгоняющая; Иисусе, Свет, высший всякой светлости.

Иисусе, Царь, превозмогающий всех крепостью; Иисусе, Боже, исполненный милости.

Иисусе, Хлеб жизни, насыть меня, алчущего; Иисусе, Источник разума, напой меня, жаждущего.

Иисусе, Одежда веселия, одень меня, тленного; Иисусе, Покров радости, покрой меня, недостойного.

Иисусе, Податель просящим, дай мне плач о грехах моих; Иисусе, Обретение ищущих, обрети душу мою.

Иисусе, отворяющий стучащимся, открой сердце моё несчастное; Иисусе, Искупитель грешных, очисти беззакония мои.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 7.

Желая сокрытую от века тайну открыть, Ты как овца на заклание ведён был, Иисусе и, как агнец, пред стригущим его, был безгласен, и как Бог, из мёртвых воскрес, и со славою на небеса вознёсся, и нас воздвиг с Собой, восклицающих: Аллилуйя!

Икос 7.

Небывалое действие показал Творец, явившийся нам: Он без семени от Девы воплотился, из гроба, печати не нарушив, воскрес, и к Апостолам, при запертых дверях, вошёл во плоти. Потому в изумлении воспоём:

Иисусе, Слово беспредельное; Иисусе, Слово взорам недоступное.

Иисусе, Сила непостижимая; Иисусе, Мудрость непознаваемая.

Иисусе, Божество неизобразимое; Иисусе, Господство неисчислимое.

Иисусе, Царство непобедимое; Иисусе, Владычество бесконечное.

Иисусе, Могущество высочайшее; Иисусе, Власть вечная.

Иисусе, Творец мой, сжалься надо мной; Иисусе, Спаситель мой, спаси меня.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 8.

Дивно сделавшегося человеком Бога видя, отойдём от суетного мира и ум к божественному направим. Ибо для того Бог и сошёл на землю, чтобы нас на небеса возвести, восклицающих Ему: Аллилуйя!

Икос 8.

Весь был на земле человеческой, и несколько небесное не оставил, когда добровольно за нас пострадал, и смертью Своей нашу смерть умертвил, и воскресением жизнь даровал поющим:

Иисусе, сладость сердечная; Иисусе, крепость телесная.

Иисусе, светлость душевная; Иисусе, острота разума.

Иисусе, радость совести; Иисусе, надежда верная.

Иисусе, память предвечная; Иисусе, похвала высокая.

Иисусе, слава моя превознесённая; Иисусе, желание моё, не отринь меня.

Иисусе, Пастырь мой, взыщи меня; Иисусе, Спаситель мой, спаси меня.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 9.

Весь мир Ангельский непрестанно славит пресвятое имя Твоё, Иисусе, на небесах «Свят, Свят, Свят!» восклицая; Мы же, грешные, на земле бренными устами восклицаем: Аллилуйя!

Икос 9.

Красноречивых громогласных, как рыбы, безгласными мы видим пред Тобой, Иисусе, Спаситель наш; ибо они не в силах объяснить, как Ты Богом неизменяемым и человеком совершенным пребываешь. Мы же, дивясь этой тайне, с верою восклицаем:

Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царь царствующих.

Иисусе, Владыка властвующих; Иисусе, Судья живых и умерших.

Иисусе, надежда безнадёжных; Иисусе, утешение плачущих.

Иисусе, слава нищих; Иисусе, не осуди меня по делам моим.

Иисусе, очисти меня по милости Твоей; Иисусе, отгони от меня уныние.

Иисусе, просвети мои очи сердечные; Иисусе, дай мне память о смерти.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 10.

Желая спасти мiр, Ты, блистающее при восходе Солнце, к тёмному западу природы нашей снизойдя, смирил Себя до принятия смерти. Потому превознеслось имя Твоё выше всякого имени, и от всех родов небесных и земных Ты слышишь: Аллилуйя!

Икос 10.

Царь предвечный, Утешитель, Христе истинный, очисти нас от всякой скверны, как очистил десять прокажённых, и исцели нас, как исцелил сребролюбивую душу Закхея мытаря, дабы мы возглашали Тебе, во умилении взывая:

Иисусе, сокровище нетленное; Иисусе, богатство неистощимое.

Иисусе, пища укрепляющая; Иисусе, питие неисчерпаемое.

Иисусе, нищих одеяние; Иисусе, вдов заступничество.

Иисусе, сирот защитник; Иисусе, трудящимся помощь.

Иисусе, странников путеводитель; Иисусе, плавающих кормчий.

Иисусе, терпящим бурю тихое пристанище; Иисусе Боже, воздвигни меня, падшего.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 11.

Пение с полным сокрушением приношу Тебе я, недостойный, взываю Тебе, как хананеянка: «Иисусе помилуй меня!» Ибо не дочь имею я, но плоть, страстями тяжко одержимую и гневом разжигаемую, и исцеление подай возглашающему Тебе: Аллилуйя!

Икос 11.

Тебя, Светильник, подающий свет пребывающим во тьме неведения, прежде гнавший Павел, но силе голоса Божественной Мудрости внявший и быстро душой прозрел. Так просвети омрачённые очи и моей души, восклицающей:

Иисусе, Царь мой крепчайший; Иисусе, Боже мой всесильный.

Иисусе, Господь мой пребессмертный; Иисусе, Создатель мой преславный.

Иисусе, Наставник мой предобрый; Иисусе, Пастырь мой прещедрый.

Иисусе, Владыка мой премилостивый; Иисусе, Спаситель мой премилосердный.

Иисусе, просвети мои чувства, помрачённые страстями; Иисусе, исцели моё тело, покрытое язвами грехов.

Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце моё от вожделений порочных.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 12.

Благодать прощения мне даруй, все долги прощающий Иисусе, и прими меня, кающегося, как принял Ты Петра отрёкшегося от Тебя, и призови меня, беспечного, как некогда Павла, гнавшего Тебя, и услышь меня, восклицающего Тебе: Аллилуйя!

Икос 12.

Воспевая Твоё вочеловечение, восхваляем Тебя все и веруем с Фомою, что Ты Господь и Бог, сидящий со Отцом и грядущий судить живых и мёртвых. Удостой же тогда стать справа от Тебя меня, взывающего:

Иисусе, Царь предвечный, помилуй меня; Иисусе, Цвет благовонный, благоухания исполни меня.

Иисусе, Теплота любимая, согрей меня; Иисусе, Храм предвечный, покрой меня.

Иисусе, Одежда светлая, укрась меня; Иисусе, Жемчуг многоценный, осияй меня.

Иисусе, Камень дорогой, просвети меня; Иисусе, Солнце правды, освети меня.

Иисусе, Свет святой, озари меня; Иисусе, от болезней душевных и телесных избавь меня.

Иисусе, из руки вражеской исторгни меня; Иисусе, от огня неугасимого и прочих вечных мук освободи меня.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 13.

О пресладкий и всемилостивый Иисусе! Прими ныне это малое моление наше, как принял Ты две лепты вдовицы, и сохрани наследие Твоё от врагов видимых и невидимых, от нашествия иноплеменников, от недуга и голода, от всякой скорби и смертоносной язвы, и от грядущей му́ки избавь всех, возглашающих Тебе: Аллилуйя!

(Трижды)

Икос 1.

Ангелов Творец и Господь небесных Сил! Ум мой немощный открой и развяжи язык на хвалу пречистого Твоего имени, как некогда глухому и косноязычному Ты слух открыл и язык развязал, и говорил он, так возглашая:

Иисусе пречудный, Ангелов удивление; Иисусе пресильный, прародителей избавление.

Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление.

Иисусе прелюбимый, пророков исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепость.

Иисусе претихий, монахов радость; Иисусе премилостивый, пресвитеров услада.

Иисусе премилосердный, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных веселие.

Иисусе пречестной, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение.

Иисусе, Сын Божий, помилуй меня.

Кондак 1.

Обороняющий меня Воевода и Господь, ада победитель! Избавившись от вечной смерти, хвалебные песни посвящаю Тебе я, создание и раб Твой. Ты же, как имеющий милосердие неизречённое, от всяких напастей освободи меня, взывающего:

«Иисусе, Сын Божий, помилуй меня!»

Молитва Господу нашему Иисусу Христу

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже наш, по неизречённому Твоему человеколюбию в конце веков облёкшийся в плоть от Приснодевы Марии! Славим Твоё спасительное о нас промышление, мы, рабы Твои, Владыка; воспеваем Тебя, ибо чрез Тебя мы Отца познали; благословляем Тебя, через Кого и Дух Святой в мир пришёл. Поклоняемся Твоей по плоти Пречистой Матери, этому страшному таинству послужившей. Восхваляем Твои Ангельские хо́ры, как певцов и служителей Твоего величия. Блаженным именуем Предтечу Иоанна, Тебя крестившего, Господи. Почитаем и предвозвестивших Тебя пророков. Прославляем Апостолов Твоих святых, превозносим и мучеников, святителей Твоих славим, поклоняемся преподобным Твоим, и всех Твоих праведников чтим. Такое и столь великое, и неисчислимое собрание Божественное, побуждаем на молитву Тебе, всемилосердному Богу мы, рабы Твои, и потому просим наших согрешений прощения. Его и даруй нам ради всех Святых Твоих, вернее же – ради святых Твоих щедрот, ибо Ты благословен вовеки. Аминь.

Когда читают Акафист Иисусу сладчайшему, в чем помогает

Акафист – это один из видов церковного песнопения, суть которого заключается в восхвалении Иисуса Христа, Божьей Матери и святых. В акафист входят:

– 13 кондаков, то есть кратких хвалебных песен, заканчивающихся восклицанием «радуйся» (оно обращено не к читающему, а непосредственно к тому, кому посвящён акафист);

– 12 икосов, то есть пространная песнь, заканчивающаяся восклицанием «Аллилуйя» (в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога»).

Акафист Иисусу Сладчайшему был написан в 13 веке, задолго до появления большинства акафистов. Точно неизвестно, кто являлся его автором, но религиоведы утверждают, что его появление связано с распространением течения исихазма (религиозно мотивированный отказ от ряда мирских удовольствий) среди афонского монашества.

Важно знать!

Процесс чтения акафиста Иисусу Сладчайшему отличается от чтения обычных церковных текстов. Не принято сидеть при изучении данного акафиста, а последняя молитва читается коленоприклоненно.

Рисунок 1. Чтение акафиста возможно не только в церкви, но ещё и в домашней обстановке. Важно создать правильную атмосферу для максимального сосредоточения на тексте.

Для чего существую акафисты

Для понимания смыслов написания акафиста, а также изучения художественных принципов этих песнопений, можно прочитать рассказ Чехова «Святой ночью».

Классик пишет, что без Божьего дара написать акафист невозможно, независимо ото того, насколько мудр и свят человек. Ошибочно полагать, что для написания акафиста нужно знать только житие святого, к которому обращено сочинение, и другие акафисты. Все акафисты, в том числе и к Иисусу Сладчайшему, начинаются с обращения к Ангелу: «Ангелов Творче и Господи сил». Главное в акафисте – не житие святого и восхваление Их поступков, хотя это тоже очень важно, а красота и сладость. Стройное изложение текста, обстоятельный язык, гладкая последовательность действий. Каждое слово и каждая строчка должна быть мягка, ласкова и нежна, нельзя допустить не единого грубого слова. В результате получится текст, который способен заставить молящегося сердцем радоваться и плакать, а головой переходить в трепет.

В двух самых важных для христиан акафистах, Пресвятой Богородице и Иисусу Сладчайшему, заложены все принципы написания святых текстов, перечисленные Антоном Павловичем. Поэтому они имеют наибольшую популярность среди верующих, и именно от них люди ждут какую-либо пользу и помощь.

Акафисты читаются достаточно часто, но единственным обязательным в богослужении является даже не акафист Иисусу Сладчайшему, а Пресвятой Богородице. Все остальные представляют собой лишь благочестивую традицию, вошедшую в православную веру не ранее 18 века. Вообще, на это время выпадает пик написания акафистов, вследствие этого во многих из них отсутствует строгий стиль и глубина текста. Это не значит, что их не нужно читать, просто необходимо расставить святые тексты по степени важности.

Что касается главного акафиста Пресвятой Богородице, то, по сути, это богословие, данное поэтическим языком. И если разбирать его подробно, то у читающего возникнет желание узнать, что означает тот или иной термин или как толкуют какое-то библейское событие святые отцы. В процессе изучения данного акафиста можно найти информацию обо всех темах, так или и иначе связанных с истоками православия: и афинские басни, и жития апостолов и многое другое. Если человек любит читать акафисты, то ему лучше сдвинуть остальные и начать изучать Акафист Пресвятой Богородице, а уже затем переходить к прочтению и изучению акафиста Иисусу Сладчайшему. Учить наизусть не обязательно, главное с умом и вниманием подходить к процессу чтения Святых текстов и молитв.

Важно знать!

Остальные акафисты (помимо Иисусу Сладчайшему и Пресвятой Богородице) содержат большое количество грамматических и смысловых ошибок, поэтому если человек новичок в вере и религии, то стоит начать с проверенных текстов. Их намного проще читать и воспринимать.

Рисунок 2. Акафист можно не только читать по молитвослову, но ещё и слушать. Благо, есть много аудиозаписей разных лет в исполнении известных хоров.

Эффект от прочтения акафистов, примеры помощи и спасения

Независимо от того, богатый человек или бедный, красивый или уродливый – все люди в чём-то несчастны, жить тяжело всем. И пропевши акафист верующие хотят видеть Иисуса Христа своим помощником в делах, где бессильна помощь человека. Но это не значит, что Иисус не помогает неверующим, «имеющий любовь помогает всем».

Силу акафистов как таковых можно показать на следующем примере. В православной вере есть широко почитаемая святая – Мария Египетская. Считается, что она в течение семнадцати лет вела распутный образ жизни, ежедневно совершая тяжкие грехи. Но у неё хватило духовной силы чтобы выбраться из пучины грехов. Мария совершала покаянные труды с помощью молитв Богородице. Это показательный пример того, как Христос и Божья Матерь вытаскивают человека из греха. Преподобный Сергий Радонежский также постоянно читал акафист. По преданию, однажды к нему после чтения акафистов явилась Богородица. Он чуть не умер от страха, однако знаками пришедшая к нему Богоматерь показала, что души святых будет помогать Сергию.

В обыденной жизни у людей гораздо меньше грехов чем у той же самой Марии Египетской и других героев православных преданий. И людям гораздо проще избавиться от грешных помыслов и начать жить по-христиански. Во спасении человеку может помочь акафист Иисусу Сладчайшему. Главное, правильно подойти к чтению этого песнопения.

Рисунок 3. Помощь от акафиста можно почувствовать только при личном участии в избавлении от грехов и немощей.

Как правильно читать акафист

Для того, чтобы получить эффект в духовном плане от акафиста необходимо научиться молиться. По-настоящему молиться можно только соединяя ум и сердце. Это означает, что читая текст, нужно, во-первых, понимать смысл каждого отдельного слова, а, во-вторых, по-настоящему верить во спасение и Божью помощь.

Если христианин будет относиться к процессу чтения акафистов излишне эмоционально (руководствуясь только сердцем), то ему в голову могут пройти различные дурные помыслы, нередки случаи религиозного фанатизма. Особо часто это происходит у людей пожилого возраста, им кажется, что всех вокруг нужно учить христианской жизни, хотя сами при этом не могут объяснить смысл того же самого акафиста.

Если читать акафист исходя из «научного» подхода, то есть разбирая каждое слово, но не обращаясь к сердечным эмоциям, то молитва и чтение акафиста превратится в механических труд, исчезнет искренняя вера. Нередко в толкованиях жития святых можно встретить выражение «слёзно молиться». Это выражение показывает то, насколько эмоциональным должно быть отношение молящегося к читаемому тексту.

Порядок чтения акафиста Иисусу Сладчайшему

Акафисты читают так же, как и обычные молитвы, но некоторые священники выделяют два способа прочтения:

  1. Начальные молитвы и акафист. Как в утреннем правиле сначала читают по «Отче наш», а затем переходят к чтению акафиста Иисусу Сладчайшему.
  2. Совмещённое прочтение. Утреннее и вечернее правило молящийся совмещает с акафистом, тогда первичные молитвы (по «Отче наш») читать не надо, а акафист стоит прочесть после вечерних молитв до конечной «Достойно есть».

Чтение акафиста без дополнительных молитв не возбраняется. В процессе молитвы главное не количество прочитанных или пропетых слов, а отношение человека к Богу и миру, внимательное и кроткое. Кроме того, истинную молитву всегда отличает искреннее желание получить спасение у Господа.

Рисунок 4. Восхваление Христа и прошение о спасении – главные цели исполнения молитвенного песнопения.

Отзывы об акафисте, от чего помогает

Об акафисте Иисусу Сладчайшему верующие отзываются как об одном из самых трогательных, так как он посвящён Спасителю, настолько возлюбившему людей, что решил взять на себя мучительное наказание и принять страшную смерть, лишь бы дать спасение человеку.

Такое отношение к тексту достигается восторженным и хвалебным языком, подробно, красиво и эмоционально описывающий житие Иисуса Христа, который спустился на землю в образе человека. Также в тексте хвалятся все духовные принципы Спасителя: смирение, кротость и человеколюбие.

Если говорить о конкретных случаях помощи после прочтения акафиста Иисусу сладчайшему, то многие пишут об избавлении от греховных помыслов и выходе из состояния уныния. Вообще, данный акафист нередко называют настоящим средством от уныния. Торжественные строки придают человеку духовных сил и уверенности, а также дают надежду на то, что Бог услышит его просьбы и поможет.

Часто задаваемые вопросы

Когда нужно читать акафист Иисусу Сладчайшему и какого результата ждать?

Читать данный акафист можно когда угодно, главное вдумчиво и смиренно, вникая в каждое слово. Изучая текст акафиста, верующие нередко получают избавление от нечистых мыслей и душевных ран. Но это не значит, что после прочтения акафиста нужно сидеть и ждать его действия. В таком случае точно ничего не получится, нужно приложить дополнительные усилия для избавления от греха или немощи. Необходимо вести по возможности христианский образ жизни, не гневаться, не поддаваться зависти и ревности, прощать людские обиды, не прелюбодействовать, не злоупотреблять с пищей, напитками и развлечениями. Только тогда человек получит духовную пользу и начнёт постепенно избавляться от грешных помыслов.

Акафисты читают священники в Церквях, также можно увидеть в православных рассказах и житиях как это делают святые люди. Но что делать, если человека постоянно одолевают нечистые помыслы, растерянность и отсутствие внимания?

В современном мире трудно найти по-настоящему святого человека даже в ряде служителей Церкви. Поэтому отказываться от чтения молитв и других святых текстов из соображения отсутствия личной святости не нужно. Наоборот, если человек идеален, то ему и молиться не надо, обращаются к Богу как раз люди, знающие свою немощь и неспособные с ней бороться. Господь сказал: «милости хочу, а не жертвы». Так что в случае появления дурных мыслей, нужно читать Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного») и спокойно продолжать изучать акафист.

Рисунок 5. Не нужно стесняться своей греховности при чтении акафистов, шанс на спасение есть у всех.

Акафист Иисусу Сладчайшему заканчивается словами «Иисусе, сыне Божий, помилуй мя». Такое окончание отражает общий посыл молитвенного песнопения, восхваляющего Спасителя. Верующий, читая акафист, на протяжении всего текста не просто благодарит Христа за его милость, а просит о прощении грехов. В этом состоит гениальность песнопения как художественного произведения: простая, но очень важная мысль о спасении доносится красивым и интересным языком, заставляя серьёзно задуматься о жизни и укрепляя истинную веру человека.

Акафист Иисусу Сладчайшему — читать и слушать текст онлайн

Молитва является обязательной для тех, кто считает себя христианами. В православии обязательно читаются особое «правило» по утрам и в конце дня. Акафисты — это особая форма молитвы, которую очень любят в народе. Они читаются по желанию, в том числе Иисусу Сладчайшему.


История написания

Акафисты возникли еще в 6 в., более точную дату установить невозможно. Это особая форма церковной поэзии. Она состоит из двух различных типов стихов:

  • Икосы — строфы, которые описывают некое событие или достоинства святого, историю обретения чудотворной иконы, в данном случае — воспеваются качества Иисуса. Всего 12 таких стихов, которые чередуются с более короткими.
  • Кондаки — они меньше по объему, часто каждый начинается восклицанием «Радуйся!», далее идут хвалебные эпитеты тому, кому адресован акафист. Заканчиваются строки троекратным пением возгласа «Аллилуйя». Кондаков 13.
  • В конце читаются специально написанные молитвы, адресованные также святому, событию или образу иконы.

Такова структура каждого акафиста, также Иисусу Сладчайшему. Простота формы, небольшой объем, понятный даже без специального перевода слог — все это делает подобные гимны весьма популярными среди прихожан. Хотя в официальном богослужении акафист присутствует лишь единожды в году, каждый православный хоть несколько раз в жизни брал на себя труд прочесть акафист любимому святому.

Дата написания — 13 в., акафист Иисусу Христу Сладчайшему — это один из первых известных подобных молитвословий. Любой из них принято читать стоя, во время заключительной молитвы можно даже преклонить колени. Автор остался неизвестным, но это не должно огорчать — Господь знает, кто сложил этот прекрасный гимн, воспевающий достоинства Иисуса как Бога и Человека.

Когда читать акафист

Обращение к Господу должно быть регулярным, в идеале надо постоянно ощущать себя перед лицом Божиим. Когда возникает желание вознести особые молитвы, тут хорошо подойдет текст акафиста Иисусу Сладчайшему. Как понятно из названия, целью его написания было воспевание Спасителя.

Слова подобраны автором так, что ими можно выразить и радость, и благодарность, и восхищение. А в минуты угнетенного состояния, напоминание о страданиях Иисуса поможет воспрянуть духом. Священники даже специально советуют читать его, чтобы избежать депрессии, не унывать духом. Из любой ситуации молитва поможет найти выход.

Содержание полностью посвящено земному пути Спасителя, акафист сладчайшему господу нашему Иисусу Христу показывает все достоинства Его личности. Во время пения многие плачут, потому что текст очень трогательный. Он повествует о чудесах, которые были сотворены Учителем, о крестной смерти, о победе над адом и смертью. Также воспевается то место, которое занимает Христос в душах монахов, патриархов, ангелов, мучеников и всех, населяющих землю.

Читать акафист Иисусу Сладчайшему можно в домашних условиях. При этом необязательно петь, как поют в храме, если нет способностей или желания. Но важно, чтобы слова звучали вслух. Любые молитвы надо читать так, чтобы человек слышал сам себя. Пусть это будет тихо, но святые слова должны звучать. Ведь ангелы на небе не молятся «про себя», как и священники на службе. А дома христианин тоже совершает богослужение, только личное, келейное.

Можно получить благословение и прочитать молитвы в храме, совместно с другими прихожанами или даже со священником. Не принято читать акафисты во время Великого Поста. Перед домашним бдением следует прочесть сначала вступительные молитвы, покаянный псалом (50-й), Символ Веры. По завершении — те же заключительные молитвы, что в молитвослове.

Молитвослов на современном русском языке

АКАФИСТ ИИСУСУ СЛАДЧАЙШЕМУ

Кондак 1
Обороняющий меня Воевода и Господь, ада победитель! Избавившись от вечной смерти, хвалебные песни посвящаю Тебе я, создание и раб Твой. Ты же, как имеющий милосердие несказанное, от всяких бед освободи меня, взывающего: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня!»
Икос 1
Ангелов Творец и Господь Сил! Вразуми мой сомневающийся ум и развяжи язык на хвалу пречистого Твоего имени, как некогда в древности глухому и косноязычному Ты даровал слух и исправил речь, и говорил он, так возглашая:
Иисусе пречудный, Ангелов удивление; Иисусе всесильный, прародителей избавление.
Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление.
Иисусе прелюбимый, пророчеств исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепость.
Иисусе претихий, монахов радость; Иисусе премилостивый, пресвитеров услада.
Иисусе премилосердный, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радость.
Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 2
Как некогда видя вдовицу, горько плакавшую, Ты, Господи, умилосердившись, сына ее, на погребение несенного, воскресил; так и надо мною умилосердись, Человеколюбец, грехами умерщвленную душу мою воскреси, взывающую: Аллилуиа!
Икос 2
Непостижимое разуму понять желая, «Господи, покажи нам Отца», – говорил Филипп. Ты же ему: «Столько времени со Мною пребывая, неужели не познал ты, что Отец во Мне и Я во Отце?» Потому, Непостижимый, я со страхом взываю Тебе:
Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царь всесильный.
Иисусе, Владыка долготерпеливый; Иисусе, Спаситель премилостивый.
Иисусе, Хранитель мой преблагой; Иисусе, очисти грехи мои.
Иисусе, изгладь беззакония мои; Иисусе, отпусти неправды мои.
Иисусе, надежда моя, не оставь меня; Иисусе, Помощник мой, не оставь меня.
Иисусе, Создатель мой, не забудь меня; Иисусе, Пастырь мой, не погуби меня.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 3
Силою свыше наделивший Апостолов, Иисусе, в Иерусалиме пребывающих, надели и меня, не имеющего никакого дела доброго, теплотою Духа Твоего Святого и дай мне с любовью петь Тебе: Аллилуиа!
Икос 3
Богатый милосердием, мытарей, грешников и неверных призвал Ты, Иисусе; не отвергни ныне и меня, подобного им, и, как драгоценное миро, прими эту песнь:
Иисусе, Сила непобедимая; Иисусе, Милость бесконечная.
Иисусе, Красота пресветлая; Иисусе, Любовь неизреченная.
Иисусе, Сын Бога Живого; Иисусе, помилуй меня, грешного.
Иисусе, услышь меня, в беззакониях зачатого; Иисусе, очисти меня, во грехах рожденного.
Иисусе, научи меня, негодного; Иисусе, освети меня, темного.
Иисусе, очисти меня, нечистого; Иисусе, возврати меня, заблудшего.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 4
Бурю мыслей сомнительных имея, Петр утопал; но увидев Тебя, Иисусе, во плоти по водам ходящим, познал в Тебе Бога истинного и, руку спасения получив, воскликнул: Аллилуиа!
Икос 4
Услыша, что Ты Господи мимо по дороге проходишь, слепой взывал: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» И призвав его, Ты даровал ему зрение. Просвети же милостью Твоею духовные очи сердца мои, взывающему к Тебе и говорящему:
Иисусе, небесных Сил Создатель; Иисусе, земных Искупитель.
Иисусе, преисподней Разрушитель; Иисусе, всего творения Устроитель.
Иисусе, души моей Утешитель; Иисусе, ума моего Просветитель.
Иисусе, сердца моего веселие; Иисусе, тела моего здоровье.
Иисусе, Спаситель мой, спаси меня; Иисусе, свет мой, просвети меня.
Иисусе, от муки всякой избавь меня; Иисусе, спаси меня, недостойного.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 5
Как некогда пролитою Божественною Кровью искупил Ты нас от первородного греха, Иисусе, так и ныне освободи нас из сети, в которой диавол запутал нас страстями плотскими и блудом и пагубным унынием, возглашающих Тебе: Аллилуиа!
Икос 5
Отроки еврейские, увидев в образе человеческом Создавшего Своей рукою человека, и Владыку в Нем уразумев, поспешили с ветвями приветствовать Его, «Осанна!» возглашая. Мы же песнь приносим Тебе, говоря:
Иисусе, Боже истинный; Иисусе, Сын Давидов.
Иисусе, Царь преславный; Иисусе, Агнец непорочный.
Иисусе, Пастырь предивный; Иисусе, Хранитель в детстве моем.
Иисусе, Руководитель в юности моей; Иисусе, похвала в старости моей.
Иисусе, надежда при кончине моей; Иисусе, жизнь после смерти моей.
Иисусе, утешение мое на суде Твоем; Иисусе, желание мое, не дай мне опозориться тогда.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 6
Проповедников Богоносных пророчества и изречения исполняя, Иисусе, на земле явился Ты и, с людьми Несовместимый, жил и грехи наши взял на Себя. Потому, ранами Твоими исцелившись, мы научились петь: Аллилуиа!

Икос 6
Воссияло вселенной просвещение истины Твоей, и рассеялось обольщение бесовское; ибо идолы, Спаситель наш, не перенеся силы Твоей, пали. Мы же, спасение получив, возглашаем Тебе:
Иисусе, Истина, обман отгоняющая; Иисусе, Свет, превышающий всякую светлость.
Иисусе, Царь, превозмогающий всех крепостью; Иисусе, Боже, исполненный милости.
Иисусе, Хлеб жизни, насыть меня, алчущего; Иисусе, Источник разума, напои меня, жаждущего.
Иисусе, Одежда веселия, одень меня, тленного; Иисусе, Покров радости, покрой меня, недостойного.
Иисусе, Податель просящим, дай мне плач о грехах моих; Иисусе, Обретение ищущих, обрети душу мою.
Иисусе, отворяющий стучащимся, открой сердце мое несчастное; Иисусе, Искупитель грешных, очисти беззакония мои.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 7
Желая сокрытую от века тайну открыть, Ты как овца на заклание веден был, Иисусе и, как агнец, пред стригущим его, был безгласен, и как Бог, из мертвых воскрес, и со славою на небеса вознесся, и нас обновил, восклицающих: Аллилуиа!
Икос 7
Небывалое действие показал Творец, явившийся нам: Он без семени от Девы воплотился, из гроба воскрес, печати не нарушив, и к Апостолам, при запертых дверях, вошел во плоти. Потому в изумлении воспоем:
Иисусе, Слово беспредельное; Иисусе, Слово, взору недоступный.
Иисусе, Сила непостижимая; Иисусе, Мудрость непознаваемая.
Иисусе, Божество невообразимое; Иисусе, Владение безмерное.
Иисусе, Царство непобедимое; Иисусе, Владычество бесконечное.
Иисусе, Могущество высочайшее; Иисусе, Власть вечная.
Иисусе, Творец мой, будь щедр ко мне; Иисусе, Спаситель мой, спаси меня.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 8
Дивно воплотившегося Бога видя, отойдем от суетного мира и ум к Божественному направим. Ибо для того Бог и сошел на землю, чтобы нас на небеса возвести, восклицающих Ему: Аллилуиа!
Икос 8
Пребывая на земле, вышнего мира не оставил, Бесконечный, когда добровольно за нас пострадал, и смертью Своей нашу смерть умертвил, и воскресением жизнь даровал поющим:
Иисусе, сладость сердечная; Иисусе, крепость телесная.
Иисусе, светлость душевная; Иисусе, острота разума.
Иисусе, радость совести; Иисусе, надежда верная.
Иисусе, память предвечная; Иисусе, похвала высокая.
Иисусе, слава моя превознесенная; Иисусе, желание мое, не оставь меня.
Иисусе, Пастырь мой, взыщи меня; Иисусе, Спаситель мой, спаси меня.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 9
Все Ангелы непрестанно славят пресвятое имя Твое, Иисусе, на небесах «Свят, Свят, Свят!» восклицая; Мы же, грешные, на земле тленными устами восклицаем: Аллилуиа!
Икос 9
Ораторов красноречивых как рыб безмолвных мы видим пред Тобою, Иисусе, Спаситель наш; ибо они не в силах объяснить: как Ты Богом неизменяемым и человеком совершенным пребываешь? Мы же, дивясь этой тайне, с верою восклицаем:
Иисусе, Боже предвечный; Иисусе, Царь царствующих.
Иисусе, Владыка властвующих; Иисусе, Судия живых и мертвых.
Иисусе, надежда безнадежных; Иисусе, утешение плачущих.
Иисусе, слава нищих; Иисусе, не осуди меня по делам моим.
Иисусе, очисти меня по милости Твоей; Иисусе, отгони от меня уныние.
Иисусе, просвети мои мысли сердечные; Иисусе, дай мне память о смерти.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 10
Желая спасти мир, Ты, блистающее при восходе Солнце с востока к темному западу природы нашей снизошел, смирил Себя до принятия смерти. Потому превознеслось имя Твое выше всякого имени, и от всех родов небесных и земных Ты слышишь: Аллилуиа!
Икос 10
Царь предвечный, Утешитель, Христос истинный, очисти нас от всякой скверны, как очистил десять прокаженных, и исцели нас, как исцелил сребролюбивую душу Закхея мытаря, чтобы мы возглашали Тебе, во умилении взывая:
Иисусе, сокровище нетленное; Иисусе, богатство неистощимое.
Иисусе, пища укрепляющая; Иисусе, питие неисчерпаемое.
Иисусе, нищих одеяние; Иисусе, вдов заступление.
Иисусе, сирот защитник; Иисусе, трудящимся помощь.
Иисусе, странников путеводитель; Иисусе, плавающих кормчий.
Иисусе, терпящим бурю тихое пристанище; Иисусе Боже, воздвигни меня, падшего.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 11
Пение с умилением приношу Тебе я, недостойный, и взываю Тебе, как хананеянка: «Иисусе помилуй меня!». Но только не дочь имею я, но плоть, страстями тяжко одержимую и гневом разжигаемую, подай исцеление возглашающему Тебе: Аллилуиа!
Икос 11
Светильник, подающий свет пребывающим во тьме невежества, прежде гнал Тебя Павел, но внял голосу Божественной Мудрости и быстро душою прозрел. Также просвети и мои омраченные очи душевные, поющего Тебе:
Иисусе, Царь мой крепчайший; Иисусе, Боже мой всесильный.
Иисусе, Господь мой бессмертный; Иисусе, Создатель мой преславный.
Иисусе, Наставник мой предобрый; Иисусе, Пастырь мой прещедрый.
Иисусе, Владыка мой премилостивый; Иисусе, Спаситель мой премилосердный.
Иисусе, просвети мои чувства, помраченные страстями; Иисусе, исцели мое тело, покрытое язвами грехов.
Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных; Иисусе, сохрани сердце мое от искушений лукавых.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 12
Благодать подай мне, все грехи прощающий Иисусе, и прими меня, кающегося, как принял Ты Петра отрекшегося от Тебя, и призови меня, унывающего, как некогда Павла, гнавшего Тебя, и услышь меня, восклицающего Тебе: Аллилуиа!
Икос 12
Воспевая Твое воплощение, восхваляем Тебя все и веруем с Фомою, что Ты Господь и Бог, сидящий со Отцом и грядущий судить живых и мертвых. Удостой же тогда стать справа от Тебя меня, взывающего:
Иисусе, Царь предвечный, помилуй меня; Иисусе, Цветок благовонный, благоухания исполни меня.
Иисусе, Теплота любимая, согрей меня; Иисусе, Храм предвечный, покрой меня;
Иисусе, Одежда светлая, укрась меня; Иисусе, Жемчуг драгоценный, осияй меня.
Иисусе, Камень дорогой, просвети меня; Иисусе, Солнце правды, освети меня.
Иисусе, Свет святой, озари меня; Иисусе, от болезней душевных и телесных избавь меня.
Иисусе, из руки вражеской изыми меня; Иисусе, от огня неугасимого и прочих вечных мук освободи меня.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 13
О Пресладкий и Всемилостивый Иисусе! Прими ныне это малое моление наше, как принял Ты две лепты вдовицы, и сохрани наследие Твое от врагов видимых и невидимых, от нашествия иноплеменников, от недуга и голода, от всякой скорби и смертельных ран, и от вечных мук избавь всех, возглашающих Тебе: Аллилуиа!
Икос 1
Ангелов Творец и Господь Сил! Вразуми мой сомневающийся ум и развяжи язык на хвалу пречистого Твоего имени, как некогда в древности глухому и косноязычному Ты даровал слух и исправил речь, и говорил он, так возглашая:
Иисусе пречудный, Ангелов удивление; Иисусе всесильный, прародителей избавление.
Иисусе пресладкий, патриархов величание; Иисусе преславный, царей укрепление.
Иисусе прелюбимый, пророчеств исполнение; Иисусе предивный, мучеников крепость.
Иисусе претихий, монахов радость; Иисусе премилостивый, пресвитеров услада.
Иисусе премилосердный, постников воздержание; Иисусе пресладостный, преподобных радость.
Иисусе пречестный, девственных целомудрие; Иисусе предвечный, грешников спасение.
Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня.
Кондак 1
Обороняющий меня Воевода и Господь, ада победитель! Избавившись от вечной смерти, хвалебные песни посвящаю Тебе я, создание и раб Твой. Ты же, как имеющий милосердие несказанное, от всяких бед освободи меня, взывающего: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня!»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх