Помост

Вопросы веры

Аквинский сумма теологии

Фома Аквинский. Сумма теологии (Статья К.В. Бандуровского о произведении Фомы Аквинского)

«СУММА ТЕОЛОГИИ» (Summa theologiae) – произведение Фомы Аквинского. Написана в Риме, Париже и Неаполе в 1265–1273. Фома попытался систематизировать итоги своих трудов и изложить их в достаточно доступном и кратком виде, прежде всего для студентов-теологов. Состоит из трех частей, причем вторая разделяется на две: pars prima, pars prima secundae, pars secunda secundae и pars tertia (согласно наиболее распространенной традиции цитирования, части обозначаются римскими цифрами – S. th. I, I–II, II–II, III); каждая часть разделена на вопросы, в свою очередь разделяющиеся на главы – артикулы. В заглавие главы выносится спорный вопрос, затем следует несколько аргументов, дающих противоречащие ответы на него, далее решение вопроса и ответы на аргументы. Каждая глава тесно связана со всеми остальными общей системой аргументации и снабжена внутренними отсылками. «Сумма» не была завершена Фомой в связи с пережитым им экстатическим видением, после которого он прекратил писать. Работа была закончена Реджинальдом из Пиперно, секретарем и другом Фомы, на основе имевшихся материалов. Полная «Сумма теологии» содержит 38 трактатов, 612 вопросов, разделенных на 3120 глав, в которых обсуждается около 10 тыс. аргументов.

В «Сумме теологии» Фома стремился максимально охватить как фундаментальные общие проблемы, так и предельно конкретные вопросы. Работа включает практически все основные разделы философии – онтологию, гносеологию, этику (единство их обосновывается учением об «обратимости» сущего, истинного и благого) и в имплицитном виде эстетику. Однако в отличие от многих своих современников Фома не уделяет здесь большого внимания логике и натурфилософии. Значительная часть «Суммы» посвящена чисто богословским темам, хотя и исследуемым при помощи философского аппарата, в особенности часть III, посвященная воплощению, деяниям и страстям Христа (вопросы 1–59) и таинствам (60–90). Ведя диалог с различными философскими и богословскими концепциями, Фома наиболее часто обращается к Аристотелю, Августину, Псевдо-Дионисию Ареопагиту, Боэцию (философия Платона известна ему только в неоплатонической трактовке).

В части I обосновывается необходимость теологии как науки со своими целью, предметом и методом исследования (вопрос 1), трактуемой Фомой как наука о первопричине и предельной цели всего сущего (т.е. о Боге). Поэтому «Сумма» начинается с исследования вопроса о существовании Бога, Его сущности и свойствах (2–43), а затем рассматривается сотворенный мир (44–109). Из части I наиболее важными в философском отношении являются: пять доказательств существования Бога (2), учение о совпадении сущности и существования в Боге (3), понятие о Боге как о Сущем, составляющее ядро философии Фомы (13–14), о тождестве в Боге сущего, благого (5) и единого (11). Теория «сотворения из ничего» получила обоснование в гл. 44–46; основы гносеологии заложены в учении об идеях (15) и в концепции истины как «адекватности» интеллекта и вещи (16–17), а основы этики–в теории зла как «лишенности» блага (48–49). Важное место отведено учению о человеке как существе, составленном из духовной и телесной субстанции (75), анализу природы человеческой души и ее сущностного единства с телом (76), исследованию взаимосвязи интеллектуальной и желающей способностей души, на основании которого Фома доказывает наличие у человека свободы воли (83) и вырабатывает теорию познания, описывающего движение от эмпирического восприятия единичных конкретных вещей к предельно абстрагированному познанию (84–89).

Самая обширная часть II, делящаяся на части I–II и II–II, содержит подробно разработанный трактат по антропологии и этике. Часть I–II начинается с определения предельной цели человека (1), состоящей в достижении наивысшего счастья – созерцания Бога (2–5), и именно способ достижения этой цели определяет анализ человеческих способностей и действий. Действие рассматривается как сложное единство произвольного и непроизвольного, интеллектуального и волевого, внутренних интенций и внешних обстоятельств, и каждый из этих моментов определяет наличие блага или зла в конкретном поступке (6–21). Обстоятельно проанализировав страсти души (любовь и ненависть, желание и отвращение, наслаждение и боль, надежду и отчаяние, отвагу и страх, гнев (22–48), Фома переходит к определению устоявшихся наклонностей (habitus), добродетельных и греховных (49–89), и завершает эту часть трактатом о «естественном» и человеческом законах, основывающихся на вечном, божественном, законе (90–95).

В II–II Фома анализирует добродетели и способности человека и противоположные им греховные наклонности, в частности, такие феномены, как надежда (17), отчаяние (20), радость (28), страх (125), великолепие (134), гнев (158), любопытство (167), и др.; он уделяет внимание таким необычным явлениям, как предвидение будущего (171–174), экстатические» состояния (175), и др. В конце этой части Фома вновь обращается к утверждению превосходства созерцательного типа жизни над деятельным (179–182). «Сумма теологии» быстро завоевала широкую популярность, и количество рукописных копий, изданий и переводов едва ли поддается учету. Первая печатная публикация (части secunda secundae) была выполнена Петером Шеффером, издателем из Майнца, в 1467, а первое полное издание осуществлено в Базеле в 1485. Именно «Сумма теологии» оказала наиболее сильное влияние на развитие неотомизма (Э.Жильсон, Ж.Маритен) и на оформление католической теологии.

К.В. Бандуровский

Издания:

S.Thomae Aquinatis Doctoris Angeli, Opera Omnia, lussu impensaque Leonis XIII, P. M. edita, vol. VI–XII. Rome, 1918–30; т. XVI включает в себя индекс к «Сумме теологии» и «Сумме против язычников»; Summa Theologiae. Torino, 1988;

в пер. на англ. яз.: ThomasAquinas. Summa Theologica. L., 1912–36; L–Ν. Υ., 1964–73;

на нем. яз.: Thomas von Aquin. Summe der Theologie. Lpz., 1934;

в рус. пер.: отдельные главы в кн: Антология мировой философии: в 4 т., т. 1, ч. 2. М., 1969 (пер. С.С.Аверинцева);

то же в кн.: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975;

«Символ» (Париж), 1995, № 3;

отдельные вопросы в журн. «Логос» (М.), 1991, №2 (пер. М.А.Гарнцева);

«ВФ», 1997, № 9, с. 163–178 (пер. К.В.Бандуровского).

Индексы:

Сумма теологии. Том I

Том I • Том II • Том III • Том IV • Том V • Том VI • Том VII • Том VIII • Том IX • Том X • Том XI • Том XII • Том XIII

Трактат о священном учении. Вопрос 1. Сущность и значение священного учения Раздел 1. Необходимо ли какое-нибудь учение помимо философского? Раздел 2. Является ли священное учение наукой? Раздел 3. Является ли священное учение одной наукой? Раздел 4. Является ли священное учение практическим знанием? Раздел 5. Превосходнее ли священное учение всех прочих наук? Раздел 6. Суть ли это учение то же, что и мудрость? Раздел 7. Является ли Бог объектом этой науки? Раздел 8. Может ли данное учение быть доказательным? Раздел 9. Должно ли Святое Писание пользоваться метафорами? Раздел 10. Могут ли слова святого писания иметь несколько значений? Трактат о едином Боге. Вопрос 2. О Боге: Существует ли Бог Раздел 1. Самоочевидно ли существование Бога? Раздел 2. Доказуемо ли существование Бога? Раздел 3. Существует ли Бог? Вопрос 3. О простоте Бога Раздел 1. Телесен ли Бог? Раздел 2. Является ли Бог единством материи и формы? Раздел 3. То же ли Бог, что и его сущность, или природа? Раздел 4. Совпадают ли в Боге сущность и существование? Раздел 5. Принадлежит ли Бог к какому-нибудь роду? Раздел 6. Есть ли в Боге какие-нибудь акциденции? Раздел 7. Является ли Бог всецело простым? Раздел 8. Входит ли Бог в состав других вещей? Вопрос 4. О совершенстве Бога Раздел 1. Совершенен ли Бог? Раздел 2. В Боге ли совершенства всех вещей? Раздел 3. Может ли что-либо из сотворенного быть подобным Богу? Вопрос 5. О Благе в целом Раздел 1. Действительно ли благо отличается от бытия? Раздел 2. Предшествует ли благо бытию в идее? Раздел 3. Все ли сущее благо? Раздел 4. Наличествует ли в благе момент конечной причины? Раздел 5. Состоит ли сущность блага в форме, виде и порядке? Раздел 6. Можно ли полагать правильным разделение блага на благо добродетели, пользы и удовольствия? Вопрос 6. О благости Бога Раздел 1. Благ ли БОГ? Раздел 2. Суть ли Бог высочайшее благо? Раздел 3. Действительно ли об одном только Боге можно сказать что он – субстанциальное благо? Раздел 4. Благи ли все вещи божественным благом? Вопрос 7. О бесконечности Бога Раздел 1. Бесконечен ли Бог? Раздел 2. Может ли что-либо помимо Бога быть бесконечным субстанциально? Раздел 3. Может ли существовать актуально бесконечная величина? Раздел 4. Может ли существовать бесконечное множество? Вопрос 8. О существовании Бога в вещах Раздел 1. Действительно ли Бог во всем? Раздел 2. Везде ли Бог? Раздел 3. Везде ли пребывает Бог сущностью, присутствием и силой? Раздел 4. Действительно ли достоинство вездесущия принадлежит одному только Богу? Вопрос 9. О неизменности Бога Раздел 1. Действительно ли Бог абсолютно неизменен? Раздел 2. В самом ли деле достоинство неизменности принадлежит одному только Богу? Вопрос 10. О вечности Бога Раздел 1. Правильно ли определение вечности как «совершенного обладания сразу всей полнотой бесконечной жизни»? Раздел 2. Вечен ли Бог? Раздел 3. Принадлежит ли достоинство пребывать вечно одному только Богу? Раздел 4. Отличается ли вечность от времени? Раздел 5. О различии между веками веков и временем Вопрос 11. О единстве Бога Раздел 1. Добавляет ли «единое» что-либо к «бытию»? Раздел 2. Противостоит ли «единое» «многому»? Раздел 3. Един ли Бог? Раздел 4. Суть ли Бог в высочайшей степени един? Вопрос 12. Каким образом нам дано знать Бога Раздел 1. В самом ли деле есть сотворенные умы, которые могут созерцать сущность Бога? Раздел 2. Видима ли сущность Бога через рассматривание умом каких-либо сотворенных образов? Раздел 3. Можно ли видеть сущность Бога телесными глазами? Раздел 4. Может ли какой-либо из сотворенных умов созерцать божественную сущность посредством одних только собственных естественных сил? Раздел 5. Нуждается ли сотворенный ум в каком-либо сотворенном свете для того, чтобы видеть сущность Бога? Раздел 6. Верно ли, что среди созерцающих сущность Бога есть такие, которые созерцают совершеннее других? Раздел 7. Постигают ли Бога те, которые созерцают его сущность? Раздел 8. Доступно ли созерцающему сущность Бога видение в Боге всех вещей? Раздел 9. Верно ли, что видимое в Боге созерцающими божественную сущность видится через посредство образов? Раздел 10. Видят ли созерцающие сущность Бога все, что они там видят, одновременно? Раздел 11. Может ли кто-либо в этой жизни созерцать сущность Бога? Раздел 12. Можно ли познать Бога в свете естественного разума еще в этой жизни? Раздел 13. Можно ли посредством благодати обрести более возвышенное познание Бога, нежели то, кое доступно в силу естественных причин? Вопрос 13. О Божественных именах Раздел 1. Можно ли именовать Бога? Раздел 2. Может ли какое-либо имя сказываться о Боге субстанциально? Раздел 3. Может ли какое-либо имя прилагаться к Богу в буквальном смысле? Раздел 4. Являются ли имена, приписываемые Богу, синонимами? Раздел 5. Верно лм, что сказываемое о Боге и тварях суть соименные предикаты? Раздел 6. В самом ли деле имена, сказываемые о Боге, первичным образом сказываются в тварях? Раздел 7. В самом ли деле имена, подразумевающие отношение к сотворенному, сказываются о Боге преходяще? Раздел 8. Относится ли имя «Бог» к природе Бога? Раздел 9. Сообщимо ли имя «Бог»? Раздел 10. Приписывается ли Богу имя «Бог» соименно (равно) по природе, причастности или согласно мнению? Раздел 11. Является ли наиболее подобающим Богу именем имя «сущий»? Раздел 12. Возможны ли утвердительные суждения о Боге? Вопрос 14. О знании Бога Раздел 1. Существует ли знание (в Боге)? Раздел 2. Мыслит ли Бог самого себя? Раздел 3. Постигает ли Бог самого себя? Раздел 4. Является ли мышление Бога его субстанцией? Раздел 5. Знает ли Бог другие вещи помимо себя? Раздел 6. Ведомы ли Богу отличные от него вещи различительным знанием? Раздел 7. Последовательно ли познание Бога? Раздел 8. Является ли знание Бога причиной вещей? Раздел 9. Ведомо ли Богу то, чего нет? Раздел 10. Ведомы ли Богу злые вещи? Раздел 11. Знает ли Бог единичные вещи? Раздел 12. Знает ли Бог бесконечные вещи? Раздел 13. Знает ли Бог будущие случайности? Раздел 14. Ведомы ли Богу высказываемые вещи? Раздел 15. Изменчиво ли знание Бога? Раздел 16. Обладает ли Бог теоретическим знанием вещей? Вопрос 15. Об идеях Раздел 1. Существуют ли идеи? Раздел 2. Существует ли множество идей? Раздел 3. У всех ли ведомых Богу вещей есть (свои) идеи? Вопрос 16. Об истине Раздел 1. Только ли в уме пребывает истина? Раздел 2. Верно ли, что истина находится лишь в составляющем и разделяющем уме? Раздел 3. Являются ли синонимами истина и бытие? Раздел 4. Верно ли, что благо логически предшествует истине? Раздел 5. Является ли Бог истиной? Раздел 6. В самом ли деле есть только одна истина, посредством которой истинно все? Раздел 7. Вечны ли сотворенные истины? Раздел 8. Неизменна ли истина? Вопрос 17. О лжи Раздел 1. Существует ли ложь в вещах? Раздел 2. Обнаруживается ли ложь в чувствах? Раздел 3. Находится ли ложь в уме? Раздел 4. Являются ли противоположностями истина и ложь? Вопрос 18. О жизни Бога Раздел 1. Принадлежит ли достоинство жизни всем природным вещам? Раздел 2. Является ли жизнь действием? Раздел 3. Должно ли приписывать жизнь Богу? Раздел 4. Все ли вещи имеют жизнь в Боге? Вопрос 19. О воле Бога Раздел 1. Имеется ли в Боге воля? Раздел 2. Желает ли Бог что-либо вне себя? Раздел 3. Верно ли, что все, что изволит желать Бог, он желает необходимым образом? Раздел 4. Является ли воля Божия причиной вещей? Раздел 5. Можно ли определить какую-нибудь причину для Божественной воли? Раздел 6. Всегда ли исполняется воля Божия? Раздел 7. Изменчива ли воля Божия? Раздел 8. Налагает ли воля Божия момент необходимости на определенные его волею вещи? Раздел 9. Есть ли в Боге пожелание зла? Раздел 10. Обладает ли Бог абсолютной свободой воли? Раздел 11. Различается ли в Боге словесно выраженная воля? Раздел 12. Правильно ли приписывать Божественной воле пять способов волеизъявления? Вопрос 20. О любви Бога Раздел 1. Есть ли в Боге любовь? Раздел 2. Любит ли Бог все вещи? Раздел 3. Любит ли Бог все вещи в равной степени? Раздел 4. Верно ли, что Бог любит лучшее более (остального)? Вопрос 21. О справедливости и милосердии Бога Раздел 1. В самом ли деле в Боге есть справедливость? Раздел 2. Является ли справедливость Бога истиной? Раздел 3. Допустимо ли приписывать Богу милосердие? Раздел 4. Обнаруживаются ли справедливость и милосердие во всех делах Божиих? Вопрос 22. О провидении Бога Раздел 1. Надлежит ли приписывать провидение Богу? Раздел 2. Все ли подчинено Божественному провидению? Раздел 3. Имеет ли Бог непосредственное провидение обо всем? Раздел 4. Привносит ли провидение момент необходимости во все предуказанное? Вопрос 23. О предопределении Раздел 1. Верно ли, что люди предопределены Богом? Раздел 2. Привносит ли предопределение что-либо в то, что оно определяет? Раздел 3. Отвергает ли Бог кого-либо из людей? Раздел 4. Избирает ли Бог предопределенных? Раздел 5. Является ли причинною предопределения предвидение заслуг? Раздел 6. Является ли предопределение неизменным? Раздел 7. Неизменно ли количество предопределенных? Раздел 8. Споспешествуют ли предопределению молитвы святых? Вопрос 24. О книге жизни Раздел 1. Суть ли книга жизни то же, что и предопределение? Раздел 2. Относится ли книга жизни только к жизни во славе предопределенных? Раздел 3. Может ли кто-либо быть изглажен из книги жизни? Вопрос 25. О способности Бога Раздел 1. Есть ли в Боге способность? Раздел 2. Бесконечна ли способность Бога? Раздел 3. Всемогущ ли Бог? Раздел 4. Может ли Бог сделать бывшее не бывшим? Раздел 5. Может ли Бог делать то, чего он не делает? Раздел 6. Может ли Бог делать то, что делает, более превосходным образом? Вопрос 26. О блаженстве Бога Раздел 1. Принадлежит ли блаженство Богу? Раздел 2. Называют ли Бога блаженным в отношении ума? Раздел 3. Является ли Бог блаженством всех блаженных? Раздел 4. Включены ли в блаженство Бога все прочие блаженства? Трактат О Пресвятой Троице. Вопрос 27. О происхождении Божественных лиц Раздел 1. Имеет ли место в Боге происхождение? Раздел 2. Можно ли происхождение чего-либо в Боге назвать порождением? Раздел 3. Может ли иметь место в Боге происхождение чего-либо кроме слова? Раздел 4. Является ли происхождение любви порождением? Раздел 5. Имеет ли место в Боге более двух (случаев) происхождения? Вопрос 28. О божественных отношениях Раздел 1. Имеются ли в Боге действительные отношения? Раздел 2. Суть ли отношения, имеющиеся в Боге, тоже, что и его сущность? Раздел 3. Различаются ли Божественные отношения между собой в действительности? Раздел 4. В самом ли деле в Боге есть только четыре действительных отношения: отцовство, сыновство, исхождение и происхождение? Вопрос 29. О Божественных лицах Раздел 1. Определение термина «лицо». Раздел 2. Есть ли «лицо» то же, что ипостась, субсистенция и сущность? Раздел 3. Уместно ли слово «лицо» по отношению в Богу? Раздел 4. Может ли слово «лицо» обозначать отношение? Вопрос 30. О множественности лиц в Боге Раздел 1. Действительно ли в Боге несколько лиц? Раздел 2. Имеется ли в Боге более трех лиц? Раздел 3. Обозначают ли числовые термины нечто действительное в Боге? Раздел 4. Является ли термин «лицо» общим для всех трех лиц? Вопрос 31. О принадлежащем единству или множественности в Боге Раздел 1. Наличиствует ли в Боге троичность? Раздел 2. Есть ли сын иное по отношению к отцу? Раздел 3. Следует ли добавлять к термину, обозначающему сущность Бога, исключающее слово «единый» (SOLUS)? Раздел 4. Могут ли исключающие выражения присоединяться к личному имени? Вопрос 32. О познании Божественных лиц Раздел 1. Может ли знание о Божественной троице быть получено посредством естественного разума? Раздел 2. Имеются ли понятия в Боге? Раздел 3. В самом ли деле существует всего пять понятий Раздел 4. Допустимо ли иметь различные, несогласные (с высказанным) мнения об этих понятиях? Вопрос 33. О лице Отца Раздел 1. Присуще ли отцу быть началом? Раздел 2. Является ли имя отец надлежащим наименованием божественного лица? Раздел 3. Прилагается ли имя отец к Богу первично как личное имя? Раздел 4. Присуще ли отцу быть нерожденным? Вопрос 34. О лице Сына Раздел 1. Является ли слово именем лица в Боге? Раздел 3. Выражает ли имя слово отношение к тварям? Вопрос 35. Об Образ Раздел 1. Сказывается ли (имя) образ о Боге в смысле лица? Раздел 2. Является ли имя образ собственным именем сына? Вопрос 36. О лице Святого Духа Раздел 1. Является ли имя Святой Дух собственным именем Божественного лица? Раздел 2. Исходит ли Святой Дух от сына? Раздел 3. Исходит ли Святой Дух от Отца через Сына? Раздел 4. Являются ли Отец и Сын единым началом Святого Духа? Вопрос 37. Об имени Святого Духа – Любовь Раздел 1. Является ли (имя) любовь собственным именем Святого Духа? Раздел 2. Любят ли Отец и Сын друг друга посредством Святого Духа? Вопрос 38. Об имени Святого Духа – Дар Раздел 1. Является ли имя Дар именем (Божественного) лица? Раздел 2. Является ли (имя) Дар собственным именем Святого Духа? Вопрос 39. Об отношении лиц к сущности Раздел 1. Есть ли сущность в Боге то же, что и Лицо? Раздел 2. Следует ли говорить, что три лица единосущны? Раздел 3. Должны ли имена сущности оказываться о трех лицах в единственном числе? Раздел 4. Могут ли конкретные имена сущности служить обозначениями для лиц? Раздел 5. Могут ли абстрактные имена сущности служить обозначением лица? Раздел 6. Могут ли лица сказываться о терминах сущности? Раздел 7. Могут ли имена сущности приписываться лицам? Раздел 8. Верно ли приписывают святые отцы (Божественным) лицам атрибуты сущности? Вопрос 40. О лицах в отношении к понятийным актам Раздел 1. Следует ли приписывать лицам понятийные акты? Раздел 2. Являются ли понятийные акты произвольными? Раздел 3. Происходят ли понятийные акты из чего-либо? Раздел 4. Существует ли в Боге сила, связанная с понятийными актами? Раздел 5. Обозначает ли сила порождения отношение, а не сущность? Раздел 6. Может ли один понятийный акт быть направлен на несколько лиц? Вопрос 42. О равенстве и подобии между Божественными лицами Раздел 1. Имеется ли равенство в Боге? Раздел 2. Является ли лицо, которое происходит, совечным его началу, как Сын Отцу? Раздел 3. Имеется ли между Божественными лицами природный порядок? Раздел 4. Является ли Сын равным Отцу по величию? Раздел 5. Пребывает ли Сын в Отце, и наоборот? Раздел 6. Является ли Сын равным Отцу по силе? Вопрос 43. О миссии Божественных лиц Раздел 1. Может ли Божественное лицо быть посланным в собственном смысле (этого выражения)? Раздел 2. Является ли миссия вечной или только временной? Раздел 3. Имеет ли место невидимая миссия Божественного лица только как дар освящающей благодати? Раздел 4. Может ли Отец быть посланным соответствующим образом? Раздел 5. Соответствует ли Сыну невидимая миссия? Раздел 6. Направлена ли невидимая миссия ко всем, на кого исходит благодать? Раздел7. Подобает ли Святому Духа быть посланным видимым образом? Раздел 8. Послано ли Божественное лицо только тем лицом, от которого оно происходит в вечности?

«Сумма Теологии» (Summa theologiae, Summa theologica), самое значительное по своему влиянию на христианский мир философское сочинение. Главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика Фомы Аквинского (Thomas Aquinas – 1225–1274). Оказал огромное влияние на развитие православного «школьного богословие», его влияние едва ли можно переоценить.

Вся «Сумма Теологии», прекрасная хрестоматия по целому массиву вопросов христианской веры и жизни. Во многих своих рассуждениях («непорочное зачатие» Девы Марии; «безусловный примат папы» и др.), Аквинат, совершенно неожиданно, для католического схоласта, занимает православную позицию.

Вся «Сумма…» состоит из трех частей. Труд представляет собою ряд трактатов, но основой деления являются вопросы оппонентов Фомы, затем приводиться противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащие автору.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225 – 1274)

Фома Аквинский (Аквинат) – один из выдающихся мыслителей средневековой Европы, философ и теолог, доминиканский монах, систематизатор средневековой схоластики и учения Аристотеля.Родился в конце 1225 или начале 1226 года в замке Роккасекка, родовом замке близ Аквино, в Неаполитанском королевстве.

Фома получил прекрасное образование. Сначала в монастыре бенедиктинцев в Монте-Кассино он проходит курс классической школы, давшей ему превосходное знание латинского языка. Затем он отправляется в Неаполь, где обучается в университете под руководством наставников Мартина и Петра Ирландского.

В 1244 г. Аквинат принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись от должности аббата Монте-Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Приняв постриг в монахи, он отправляется учиться в Парижский университет, где слушает лекции Альберта Больштедта, прозванного Альбертом Великим, который оказал на него огромное влияние. Следуя за Альбертом, Фома четыре года посещает лекции в Кёльнском университете. Во время занятий он не проявлял особой активности, редко принимал участие в диспутах, за что коллеги прозвали его Немым Быком.

По возвращении в Парижский университет Фома последовательно проходит все ступени, необходимые для получения степени магистра теологии и лиценциата, после чего преподает в Париже теологию до 1259 г. Начался наиболее плодотворный период в его жизни. Он выпускает ряд теологических трудов, комментариев к Священному писанию и начинает работу над «Суммой философии».

В 1259 г. папа Урбан IV вызвал его в Рим, так как Святой престол усмотрел в нем человека, который должен был выполнить важную для церкви миссию, а именно дать трактовку «аристотелизма» в духе католицизма. Здесь Фома завершает «Сумму философии», пишет другие научные работы и приступает к написанию главного труда своей жизни «Суммы теологии».

В этот период он ведет полемику против консервативных католических теологов, яростно отстаивая основы христианско-католической веры, защита которой стала главным смыслом всей жизни Аквинского.

Во время поездки для участия в созванном папой Григорием Х соборе, проходившем в Лионе, он тяжело заболевает и умирает 7 марта 1274 г. в монастыре бернардинцев в Фоссануове.

В 1323 г., во время понтификата папы Иоанна XXII, Фома был причислен к лику святых. В 1567 г. он был признан пятым «Учителем церкви», а в 1879 г. специальной энцикликой Папы римского учение Фомы Аквинского объявлено «единственно истинной философией католицизма».

Основные произведения

1. «Сумма философии» (1259-1269).

2. «Сумма теологии» (1273).

3. «О правлении государей».

Основные идеи

Идеи Фомы Аквинского оказали огромное влияние не только на развитие философии и теологической науки, но и на многие другие направления научной мысли. В своих произведениях он объединил в единое целое философию Аристотеля и догматы католической церкви, дал толкование форм государственного устройства, предложил предоставить светской власти существенную автономию, сохраняя в то же время господствующее положение Церкви, провел четкую границу между верой и знанием, создал иерархию законов, высшим из которых является божественный закон.

Основанием правовой теории Фомы Аквинского является нравственная сущность человека. Именно нравственное начало служит источником права. Право, согласно Фоме, – это действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Аквинат характеризует справедливость как неизменную и постоянную волю предоставлять каждому свое.

Закон определяется им как общее право для достижения цели, правило, которым кто-либо побуждается к действию или к воздержанию от него. Взяв у Аристотеля деление законов на естественные (они самоочевидны) и положительные (писаные), Фома Аквинский дополнил его делением на законы человеческие (определяют порядок общественной жизни) и божественные (указывают на пути достижения «небесного блаженства»).

Человеческий закон – это положительный закон, снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Совершенные и добродетельные люди могут обходиться и без человеческого закона, для них достаточно и естественного закона, но чтобы обезвредить людей порочных и не поддающихся убеждениям и наставлениям, необходимы страх наказания и принуждение. Человеческим (положительным) законом являются только те человеческие установления, которые соответствуют естественному закону (велениям физической и нравственной природы человека), иначе эти установления – не закон, а лишь искажение закона и отклонение от него. С этим связано отличие справедливого человеческого (позитивного) закона от несправедливого.

Позитивный божественный закон – закон, данный людям в божественном откровении (в Ветхом и Новом завете). Библия учит, какой образ жизни Бог считает для людей правильным.

В трактате «О правлении государей» Фома Аквинский поднимает еще одну очень важную тему: взаимоотношение церковной и светской властей. Согласно Фоме Аквинскому, высшая цель человеческого общества – вечное блаженство, но для ее достижения усилий правителя недостаточно. Забота об этой высшей цели возлагается на священников, и особенно на наместника Христа на земле – папу, которому все земные правители должны подчиняться, как самому Христу. В решении проблемы соотношения церковной и светской властей Фома Аквинский отходит от концепции непосредственной теократии, подчиняя светскую власть церковной, но различая сферы их влияния и предоставляя светской власти существенную автономию.

Он первый проводит четкую границу между верой и знанием. Разум, по его мнению, только дает обоснование непротиворечивости откровения, веры; возражения же против них рассматриваются лишь как вероятные, не вредящие их авторитету. Разум должен быть подчинен вере.

Представления Фомы Аквинского о государстве – первая попытка развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской «Политики».

От Аристотеля Фома Аквинский перенял мысль о том, что человек по природе есть «животное общительное и политическое». В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура создания государства аналогична процессу сотворения мира Богом, а деятельность монарха схожа с активностью Бога.

Цель государственности – «общее благо», обеспечение условий для достойной жизни. По мнению Фомы Аквинского, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение власть имущих, исключение из сферы политики ремесленников, земледельцев, солдат и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию. В этом разделении Фома Аквинский также идет вслед за Аристотелем и утверждает, что эти различные категории работников необходимы для государства в силу его природы, которая в его теологической интерпретации оказывается, в конечном счете, реализацией законов Провидения.

Защита интересов папства и устоев феодализма методами Фомы Аквинского порождало определенные трудности. Например, логическое толкование апостольского тезиса «всякая власть от Бога» допускало возможность абсолютного права светских феодалов (королей, князей и других) на управление государством, то есть позволяло обращать этот тезис против политических амбиций римско-католической церкви. Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Фома Аквинский ввел и обосновал три элемента государственной власти:

1) сущность;

2) форма (происхождение);

3) использование.

Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения, при котором воля лиц, находящихся наверху человеческой иерархии, движет низшими слоями населения. Данный порядок заведен богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное. Потому она всегда есть нечто хорошее, благое. Конкретные же способы ее происхождения (точнее, завладения ею), те или иные формы ее устройства могут иногда являться дурными, несправедливыми. Не исключает Фома Аквинский и ситуаций, при которых пользование государственной властью вырождается в злоупотребление ею: «Итак, если множество свободных людей направляется властителем к общему благу этого множества, это правление прямое и справедливое, какое и подобает свободным. Если же правление направлено не к общему благу множества, а к личному благу властителя, это правление несправедливое и превратное». Стало быть, второй и третий элементы власти в государстве подчас оказываются лишенными печати божественности. Это случается тогда, когда правитель либо приходит к кормилу власти при помощи неправедных средств, либо властвует несправедливо. И то и другое – результат нарушения заветов Бога, велений Римско-католической церкви как единственной власти на земле, представляющей волю Христа.

Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе, с точки зрения Фомы Аквинского, оказывать этим действиям сопротивление. Правитель, который властвует вопреки законам Бога и принципам морали, который превышает свою компетенцию, вторгаясь, например, в область духовной жизни людей или облагая их чрезмерно тяжелыми налогами, – превращается в тирана. Так как тиран печется только о своей выгоде и не хочет знать общей пользы, попирает законы и справедливость, народ может восстать и свергнуть его. Однако окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по общему правилу, церкви, папству.

Республику Фома Аквинский считал государством, пролагающим путь к тирании, государством, раздираемым борьбой партий и группировок.

Тиранию он отграничивал от монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Он отдавал предпочтение именно монархии по двум причинам. Во-первых, ввиду ее сходства с мирозданием вообще, устроенным и руководимым одним богом, а также из-за ее подобия человеческому организму, разнообразные части которого объединяются и направляются одним разумом. «Итак, один управляет лучше, чем многие, потому что они только приближаются к тому, чтобы стать единым целым. К тому же то, что существует по природе, устроено наилучшим образом, ведь природа в каждом отдельном случае действует наилучшим образом, а общее управление в природе осуществляется одним. Ведь и у пчел один царь, и во всей вселенной единый Бог, творец всего и правитель. И это разумно. Поистине всякое множество происходит от одного». Во-вторых, вследствие исторического опыта, демонстрирующего (как был убежден теолог) устойчивость и преуспеяние тех государств, где властвовал один, а не множество.

Пытаясь решить актуальную для того времени проблему разграничения компетенции светской и церковной властей, Фома Аквинский обосновал теорию автономии властей. Светская власть должна управлять только внешними действиями людей, а церковная – их душами. Фома предусматривал пути взаимодействия этих двух властей. В частности, государство должно помогать церкви в борьбе с ересью.

«СУММА ТЕОЛОГИИ» (Summa theologiae) – произведение Фомы Аквинского. Написана в Риме, Париже и Неаполе в 1265–1273. Фома попытался систематизировать итоги своих трудов и изложить их в достаточно доступном и кратком виде, прежде всего для студентов-теологов. Состоит из трех частей, причем вторая разделяется на две: pars prima, pars prima secundae, pars secunda secundae и pars tertia (согласно наиболее распространенной традиции цитирования, части обозначаются римскими цифрами – S. th. I, I–II, II–II, III); каждая часть разделена на вопросы, в свою очередь разделяющиеся на главы – артикулы. В заглавие главы выносится спорный вопрос, затем следует несколько аргументов, дающих противоречащие ответы на него, далее решение вопроса и ответы на аргументы. Каждая глава тесно связана со всеми остальными общей системой аргументации и снабжена внутренними отсылками. «Сумма» не была завершена Фомой в связи с пережитым им экстатическим видением, после которого он прекратил писать. Работа была закончена Реджинальдом из Пиперно, секретарем и другом Фомы, на основе имевшихся материалов. Полная «Сумма теологии» содержит 38 трактатов, 612 вопросов, разделенных на 3120 глав, в которых обсуждается около 10 тыс. аргументов.

В «Сумме теологии» Фома стремился максимально охватить как фундаментальные общие проблемы, так и предельно конкретные вопросы. Работа включает практически все основные разделы философии – онтологию, гносеологию, этику (единство их обосновывается учением об «обратимости» сущего, истинного и благого) и в имплицитном виде эстетику. Однако в отличие от многих своих современников Фома не уделяет здесь большого внимания логике и натурфилософии. Значительная часть «Суммы» посвящена чисто богословским темам, хотя и исследуемым при помощи философского аппарата, в особенности часть III, посвященная воплощению, деяниям и страстям Христа (вопросы 1–59) и таинствам (60–90). Ведя диалог с различными философскими и богословскими концепциями, Фома наиболее часто обращается к Аристотелю, Августину, Псевдо-Дионисию Ареопагиту, Боэцию (философия Платона известна ему только в неоплатонической трактовке).

В части I обосновывается необходимость теологии как науки со своими целью, предметом и методом исследования (вопрос 1), трактуемой Фомой как наука о первопричине и предельной цели всего сущего (т.е. о Боге). Поэтому «Сумма» начинается с исследования вопроса о существовании Бога, Его сущности и свойствах (2–43), а затем рассматривается сотворенный мир (44–109). Из части I наиболее важными в философском отношении являются: пять доказательств существования Бога (2), учение о совпадении сущности и существования в Боге (3), понятие о Боге как о Сущем, составляющее ядро философии Фомы (13–14), о тождестве в Боге сущего, благого (5) и единого (11). Теория «сотворения из ничего» получила обоснование в гл. 44–46; основы гносеологии заложены в учении об идеях (15) и в концепции истины как «адекватности» интеллекта и вещи (16–17), а основы этики–в теории зла как «лишенности» блага (48–49). Важное место отведено учению о человеке как существе, составленном из духовной и телесной субстанции (75), анализу природы человеческой души и ее сущностного единства с телом (76), исследованию взаимосвязи интеллектуальной и желающей способностей души, на основании которого Фома доказывает наличие у человека свободы воли (83) и вырабатывает теорию познания, описывающего движение от эмпирического восприятия единичных конкретных вещей к предельно абстрагированному познанию (84–89).

Самая обширная часть II, делящаяся на части I–II и II–II, содержит подробно разработанный трактат по антропологии и этике. Часть I–II начинается с определения предельной цели человека (1), состоящей в достижении наивысшего счастья – созерцания Бога (2–5), и именно способ достижения этой цели определяет анализ человеческих способностей и действий. Действие рассматривается как сложное единство произвольного и непроизвольного, интеллектуального и волевого, внутренних интенций и внешних обстоятельств, и каждый из этих моментов определяет наличие блага или зла в конкретном поступке (6–21). Обстоятельно проанализировав страсти души (любовь и ненависть, желание и отвращение, наслаждение и боль, надежду и отчаяние, отвагу и страх, гнев (22–48), Фома переходит к определению устоявшихся наклонностей (habitus), добродетельных и греховных (49–89), и завершает эту часть трактатом о «естественном» и человеческом законах, основывающихся на вечном, божественном, законе (90–95).

В II–II Фома анализирует добродетели и способности человека и противоположные им греховные наклонности, в частности, такие феномены, как надежда (17), отчаяние (20), радость (28), страх (125), великолепие (134), гнев (158), любопытство (167), и др.; он уделяет внимание таким необычным явлениям, как предвидение будущего (171–174), экстатические» состояния (175), и др. В конце этой части Фома вновь обращается к утверждению превосходства созерцательного типа жизни над деятельным (179–182). «Сумма теологии» быстро завоевала широкую популярность, и количество рукописных копий, изданий и переводов едва ли поддается учету. Первая печатная публикация (части secunda secundae) была выполнена Петером Шеффером, издателем из Майнца, в 1467, а первое полное издание осуществлено в Базеле в 1485. Именно «Сумма теологии» оказала наиболее сильное влияние на развитие неотомизма (Э.Жильсон, Ж.Маритен) и на оформление католической теологии.

Издания:

1. S.Thomae Aquinatis Doctoris Angeli, Opera Omnia, lussu impensaque Leonis XIII, P. M. edita, vol. VI–XII. Rome, 1918–30; т. XVI включает в себя индекс к «Сумме теологии» и «Сумме против язычников»; Summa Theologiae. Torino, 1988;

2. в пер. на англ. яз.: Thomas Aquinas. Summa Theologica. L., 1912–36; L–Ν. Υ., 1964–73;

3. на нем. яз.: Thomas von Aquin. Summe der Theologie. Lpz., 1934;

4. в рус. пер.: отдельные главы в кн: Антология мировой философии: в 4 т., т. 1, ч. 2. М., 1969 (пер. С.С.Аверинцева);

5. то же в кн.: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975;

6. «Символ» (Париж), 1995, № 3;

7. отдельные вопросы в журн. «Логос» (М.), 1991, №2 (пер. М.А.Гарнцева);

8. «ВФ», 1997, № 9, с. 163–178 (пер. К.В.Бандуровского).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх