Помост

Вопросы веры

Алексей божий человек

Сказание о житии Алексия, человека божия

События Жития относятся к концу IV — началу V в. (время правления римских императоров Аркадия и Гонория).

В Риме живёт богатый и знатный человек Ефимьян, трепетно соблюдает он Божии заповеди, особые же внимание и заботу уделяет нищим, странникам, сиротам, вдовицам, болящим, с ними и вкушает каждый день хлеб свой лишь в девятом часу вечера. Его жена Аглаида также живёт в боязни Бога. К сожалению, Бог не даёт им детей. Аглаида просит у Бога сына, который, как она надеется, упокоит её старость. Наконец желание её исполняется, и у Аглаиды с Ефимьяном рождается сын Алексий. Шести лет Алексия отдают в учение, где он осваивает грамоту и «церковное устроение», и хотя учится немного, но становится «премудр». Когда же наступает время, родители решают женить сына. Они находят красивую и богатую невесту царского рода, с которой Алексий венчается в церкви Св. Вонифатия. Но жених, войдя к невесте после венчания, вручает ей свой золотой перстень, обернутый в красный шёлк, и говорит: «Взяв сие, сохрани, и будет Бог между мной и тобой, пока благоволит Бог делам нашим». Алексий добавляет ещё какие-то «тайные слова», после чего покидает свою «обрученицу». После исчезновения Алексия его мать Аглаида затворяется в своей спальне, где занавешивает окно, и не хочет оттуда выйти, пока не получит известий о сыне. Алексий же, взяв часть принадлежащего ему имущества, ночью тайно оставляет Рим и отплывает в Лаодикию Сирийскую.

Продолжение после рекламы:

Сойдяс корабля, он возносит молитву Богу, прося спасти «от суетного жития сего» и дать ему возможность присоединиться в будущей жизни ко всем праведникам, угодившим Богу и стоящим по правую Его руку.

С погонщиками ослов Алексий достигает сирийского города Едеса, где находится нерукотворный образ Иисуса Христа, который когда-то Иисус послал тяжело заболевшему едесскому царю Авгарю. В городе Алексий продаёт всё, что у него было, а деньги раздаёт нищим, облекается в худые одежды и нищенствует в церковном притворе Богородицы. Всё, что ему подают, он раздаёет.

В это время Алексия ищут в Риме, отец посылает на поиски сына триста отроков. Ищут его и в Едесе, собственные слуги даже подают ему милостыню, но не узнают его. Видя это, Алексий радуется, что доводится ему Христа ради принять милостыню от домочадцев своих. Искавшие возвращаются в Рим ни с чем.

Брифли существует благодаря рекламе:

Семнадцать лет проводит Алексий на паперти и тем «угождает Богу». Св. Богородица является во сне пономарю той церкви и говорит: «Введи человека Божия в церковь мою, потому что достоин Царствия Небесного…» Пономарь ищет человека, о котором ему возвещает Богородица, но не находит его. И во второй раз является Богородица, указывая пономарю прямо на Алексия: «Убогий, сидящий перед дверями церковными, и есть человек Божий». Пономарь вводит Алексия в церковь и служит ему. Слава об Алексии разносится по всему городу. Но Алексий бежит от славы, садится на корабль и направляется в Испанскую Каталонию. «Волею Божиею» корабль встречает сильный ветер, который загоняет его в Рим (географическая ошибка Жития: Рим не находится на море). Алексий решает неузнанным жить в доме отца своего. Встретив Ефимьяна, не называя себя, Алексий просит о приюте, его с радостью принимают как странника. Своим слугам Ефимьян велит оказывать Алексию радушный приём, потому что «отрок ему тот приятен».

Но слуги отца всячески издеваются над странником — пинают его ногами, выливают на голову помои. Алексий принимает это с радостью, видя в действиях отцовских слуг «научение дьяволово». Семнадцать лет не узнанный никем Алексий живёт в родительском доме. Его мать все эти семнадцать лет не выходит из своей спальни, верная данному в горе обету. Когда приходит время Алексию умирать, он просит отрока, служащего ему, принести «харатию» (бумагу), где Алексий открывает всю правду о себе.

Продолжение после рекламы:

В тот день по окончании литургии, когда в церкви ещё находятся цари (императоры Аркадий и Гонорий) и архиепископ, все слышат глас, исходящий из алтаря: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И во второй раз раздаётся глас, он велит найти Божьего человека, чтобы помолился он за мир, потому что в пятницу на рассвете Божий человек умрёт. В четверг вечером собирается народ в церкви Св. Петра просить явить имя Божьего человека, и глас указывает на дом Ефимьяна. Ефимьян призывает к себе старшего слугу и спрашивает, есть ли у них такой, но старший отвечает, что у них одни «пустые люди». Тогда цари сами отправляются в дом Ефимьяна на поиски Божьего человека. Слуга же Алексия начинает уже догадываться, в чём дело: уж не того ли убогого ищут, которого ему поручили? Слуга рассказывает о том, какой праведный образ жизни ведёт странник.

Ефимьян хочет побеседовать с неизвестным, живущим у него в доме столько лет, но тот уже умирает. Открыв его лицо, Ефимьян видит взор, светящийся, как у ангела, а в руках «харатию». Руки умершего не разжимаются до тех пор, пока оба царя и архиепископ не просят его об этом. При известии о смерти Алексия Аглаида отворяет окно, выходит «как львица из клетки» и, разорвав на себе одежды и распустив волосы, плачет. Ее плач над телом сына, проникновенный и поэтичный, наряду с плачами Ефимьяна и невесты Алексия занимает значительное местов тексте памятника. Вместе с мужем и невестой она сопровождает тело Алексия до церкви Св. Вонифатия.

Собравшиеся люди плачут не переставая. Цари и архиепископ берут «одр» (постель) с телом Алексия и ставят посреди города. Больные исцеляются, народу собирается столько, что мешают нести тело. Цари велят сыпать золото и серебро, надеясь отвлечь толпу, но никто не обращает внимания на рассыпаемое богатство.

Тело приносят в церковь Св. Вонифатия. Римляне устраивают праздник, строят дорогой ковчег и туда помещают тело святого. Из ковчега течет миро, которым исцеляются недужные.

5 / 5 ( 2 голоса )

  • Краткое житие
  • Полное житие

Краткое житие святого Алексия, человека Божия

Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался душевной добротой, был милосерден к больным и страждущим, ежедневно устраивал у себя дома три стола: для сирот и вдов, для путников и для нищих. У Евфимиана и жены его Аглаиды долго не было детей, и это омрачало их счастье. Но благочестивая Аглаида не оставляла надежды – и услышал ее Бог, и послал им сына. Отец назвал младенца Алексий (в переводе с греческого «защитник»). Святой Алексий рос здоровым ребенком, хорошо и прилежно учился. Когда же он достиг совершеннолетия, Евфимиан и Аглаида решили его женить. Они выбрали для сына девушку царской крови, очень красивую и богатую. Оставшись после свадьбы наедине с молодой женой, святой Алексий отдал ей свой золотой перстень и поясную пряжку со словами: «Сохрани это, и да будет между тобой и мной Господь, доколе не обновит нас Своею благодатью». Потом он вышел из брачного покоя и той же ночью покинул отчий дом. Сев на корабль, отплывающий на Восток, юноша прибыл в Лаодикию Сирийскую. Здесь он пристал к погонщикам ослов и добрался с ними до города Эдессы, где хранился Нерукотворный образ Господа, запечатленный на плащанице. Раздав остатки имущества, юноша оделся в лохмотья и стал просить милостыню в притворе храма Пресвятой Богородицы. Каждое воскресенье приобщался он Святых Христовых Тайн. По ночам Алексий бодрствовал и молился. Вкушал он только хлеб и воду.

Тем временем родители и жена святого Алексия, опечаленные его исчезновением, послали слуг своих на поиски. Были они и в Эдессе, входили в храм Пресвятой Богородицы и подавали милостыню святому Алексию, не узнав его.

Через некоторое время слуги вернулись в Рим, так и не найдя святого Алексия. И никому из родных не было откровения о нем. Тогда они смирились и, хотя продолжали скорбеть и тосковать о нем, но положились на волю Божию.

Преподобный Алексий провел в Эдессе, прося милостыню в притворе храма Богородицы, семнадцать лет. Сама Пречистая, явившись во сне церковному сторожу, открыла, что нищий Алексий есть человек Божий. Когда же жители Эдессы стали чтить его, преподобный Алексий тайно бежал. Он думал отправиться в г. Тарс (в Малой Азии, родина святого апостола Павла), но корабль, на котором плыл преподобный Алексий, в сильную бурю сбился с курса, долго блуждал и пристал наконец к берегам Италии, невдалеке от Рима. Святой Алексий, узрев в этом промысл Божий, пошел к дому отца своего, ибо был уверен, что его не узнают. Встретив отца своего Евфимиана, он попросил у него приюта и упомянул о кровных его, пребывающих в странствии. Тот рад был принять нищего, дал ему место в сенях своего дома, велел носить ему пищу с хозяйского стола и приставил слугу для помощи ему. Остальные слуги из зависти стали исподтишка оскорблять нищего, но преподобный Алексий прозрел в этом дьявольское наущение и принимал издевательства со смирением и радостью. Он по-прежнему питался хлебом и водой, а по ночам бодрствовал и молился. Так прошло еще семнадцать лет. Когда же приблизился час кончины его, преподобный Алексий написал всю жизнь свою, и то тайное, что было известно отцу с матерью, и слова, сказанные жене в брачном покое.

В воскресенье после Божественной литургии в соборе святого апостола Петра совершилось чудо. От святого престола изшел глас свыше: «Ищите человека Божия, чтобы он помолился о Риме и всем народе его». Весь народ в ужасе и восторге пал ниц. В четверг вечером в соборе апостола Петра молили Господа открыть им человека Божия – и с престола изшел глас: «В доме Евфимиана – человек Божий, там ищите». В храме присутствовали римский император Гонорий (395–423), а также папа римский Иннокентий I (402–417). Они обратились к Евфимиану, но тот ничего не знал. Тогда слуга, приставленный к святому Алексию, рассказал Евфимиану о его праведности. Евфимиан поспешил к преподобному Алексию, но уже не застал его в живых. Лик блаженно почившего святого сиял светом нездешним. В руке преподобный Алексий держал крепко зажатый свиток. Тело святого Алексия с подобающими почестями перенесли и положили на ложе. Император и папа римский преклонили колена, прося святого разжать руку. И святой Алексий исполнил их просьбу.

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы очиститься и разрешиться от недугов своих. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и папа Иннокентий I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Честные останки святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году были обретены мощи святого. Житие его исстари было одним из самых любимых на Руси.

Полное житие преподобного отца нашего Алексия, человека Божия

При царях Аркадии и Гонории, в конце IV века, жил в Риме знатный человек по имени Евфимиан с женой своей Аглаидой. Оба они были добры и благочестивы, усердно исполняли заповеди Божии и щедро помогали нищим и убогим. Ежедневно в доме их было угощение для бедных, сирот, вдовиц и странников. И когда этих гостей приходило немного, Евфимиан грустил и говорил, вздыхая: «Недостоин я ходить по земле Бога моего». Все уважали и любили Евфимиана и Аглаиду; одного недоставало для полного их счастья: они не имели детей. Они часто молили Бога даровать им сына, который мог бы быть утешением и опорой их старости, и Бог наконец исполнил молитву их: у них родился сын, которого они назвали Алексием.

Можно вообразить себе, как добрые родители любили Алексия, с какой заботливостью воспитывали его, как старались, чтобы он был добр и благочестив! Алексий вполне вознаградил труды их: он был одарен прекрасными способностями, хорошо учился и с ранних лет возлюбил Господа всем сердцем. Желая угодить Ему, он тайно налагал на себя лишения, хранил строгий пост, носил на теле грубую власяницу. Воспламеняясь все более и более любовью к Богу, он пожелал отречься ради Него от всех радостей мира, чтобы служить Богу в иноческом чине. Но родители не желали этого, и, когда Алексий достиг совершеннолетия, они приискали ему невесту – девицу из царского рода необыкновенной красоты и обвенчали его.

Вероятно, святой Алексий не решился явно противиться воле родителей, но намерение отречься от мира укоренилось в его сердце.

В день бракосочетания, когда юные супруги остались наедине, он подошел к девице, подал ей золотой перстень и драгоценный пояс, завернутый в шелковый занавес, и сказал ей: «Храни это, и Бог да будет между мной и тобой, доколе благодать Его не устроит в нас нечто новое». С этими словами он удалился. Войдя в комнату свою, Алексий снял с себя золототканую одежду, надел бедную и старую одежду, взял с собой немного денег и удалился из родительского дома. Он вышел из города и, прибыв к пристани, сел на корабль, отравлявшийся в Лаодикийскую страну. В пути он молил Бога, чтобы Он спас его от мирской суеты и сподобил его на Страшном суде стать одесную Его. Корабль прибыл в Лаодикию. Вместе с богомольцами Алексий отправился в Месопотамию, в город Эдессу, где находился нерукотворный образ Спасителя. Там Алексий раздал деньги бедным, а сам стал жить нищим у храма Пресвятой Богородицы. Он питался подаянием, день и ночь молился и каждое воскресенье приобщался Святых Таин.

Конечно, семейная жизнь налагает на человека обязанности, и Богу угодно, чтобы мы их исполняли. Но Богу одному известно сердце человека. Он видит, с каким намерением человек действует, и благословляет все, что делается из искренней любви к Нему. Оставляя родителей своих и все радости семейной жизни, Алексий приносил самую трудную жертву и тем желал угодить Богу. Он добровольно отрекся от знатности, и от богатства, и от мирских удовольствий, чтобы жить в смирении и нищете, и Бог, видя чистоту его намерения, принял его жертву. Но тяжело было оставленному им семейству переносить его отсутствие. Долго искали его в городе и окрестностях. Видя, что Алексий не возвращается, мать его в глубокой скорби заперлась в своей комнате. «Я не выйду отсюда, – говорила она, – пока не узнаю, что случилось с милым сыном моим». Юная супруга заперлась с ней, и они неутешно плакали и грустили. Евфимиан же посылал слуг своих в разные города и страны, чтобы разведать об Алексии, но безуспешны остались все поиски их. Некоторые из них прибыли в Эдессу, но между нищими, толпившимися у храма, они не узнали молодого господина своего и даже подали ему милостыню наравне с прочими нищими. Алексий узнал их и в смирении обрадовался, что получил подаяние от слуг своих.

Семнадцать лет Алексий прожил в нищете у храма Пресвятой Богородицы. Глубоким смирением и постоянной молитвой он угодил Богу. Один из служителей храма увидел во сне Богоматерь, Которая сказала ему: «Введи в церковь мою человека Божия: ибо молитва его доходит до Бога, и, как венец на голове царской, почиет на нем Дух Святой». Церковнослужитель недоумевал, о ком были слова эти, но видение повторилось, и Богоматерь указала на нищего, который сидел у дверей храма. С этих пор все стали оказывать Алексию величайшее уважение. Тогда он, не желая славы человеческой, тайно удалился из города. Он сел на корабль, плывший в Киликийскую страну, думая поселиться там при церкви Святого Апостола Павла, но случилось совсем иное. Во время плавания поднялась на море страшная буря, корабль долго носился по волнам, удаляясь от назначенной цели, и пристал в конце концов к берегам Италии, недалеко от Рима. Алексий решился идти в Рим и жить около дома отца своего.

Приближаясь к родительскому дому, он встретил отца своего, возвращавшегося из церкви в сопровождении многочисленных служителей. Алексий поклонился ему до земли и сказал: «Раб Господень, помилуй меня, нищего и бедного, и дай мне угол в доме твоем, чтоб я мог питаться крохами, падающими со стола твоего. Господь же благословит тебя и даст тебе Царство Небесное, и, если кто-либо из близких твоих странствует, он возвратится благополучно». Эти последние слова о странствующих напомнили Евфимиану о любимом его сыне; он прослезился, велел дать нищему хижину близ дома своего и, обратившись к служителям своим, сказал им: «Я дам награду тому из вас, кто станет заботиться об этом нищем и носить ему пищу со стола моего».

Так стал жить святой Алексий у ворот отцовского дома. Никто не узнавал его, потому что семнадцать лет, проведенные в нищете и лишениях, совершенно изменили внешность его. Каждый день один из служителей приносил ему пищу со стола отца, но он раздавал ее бедным, довольствуясь сам хлебом и водой. Он беспрестанно молился, приобщался каждое воскресенье Святых Таин, переносил с величайшим терпением нищету, презрение и оскорбления, часто наносимые ему служителями, которые смеялись над ним, бранили и даже иногда били его. Труднее всего было ему другое испытание: из хижины своей, стоявшей близ дома отца, он мог слышать плач и рыдания матери и жены своей, которые не переставали грустить о нем; но он твердо решился принести эти привязанности в жертву Богу и до конца устоял в своем намерении.

Так прошло еще семнадцать лет. Бог предвозвестил Алексию близкую кончину его. Тогда он выпросил пергамента и чернил у служителя, который заботился о нем, и описал всю жизнь, с тех пор как, вручив супруге свой перстень и пояс, он удалился из родительского дома. В заключение повествования он просил у родителей и у супруги своей прощения: «И я сопереживал скорби вашей, – писал он, – и беспрестанно молил Бога, чтобы Он подал вам терпение и сподобил вас царствия Своего. Верю, что Он исполнит молитву мою, ибо из любви к Нему был я так немилосерден к вашему горю и так жесток к самому себе». Написав это, святой Алексий стал спокойно ожидать смерти и весь предался молитве.

Приблизительно в это время, как говорит предание, папа Иннокентий служил Божественную литургию, при которой присутствовал и царь Гонорий. Во время богослужения вдруг все услышали слова: «Поищите человека Божия, от тела изыти хотящего, да помолится о городе». Всех объял страх, и все недоумевали, на кого указывают эти слова. Но на следующий день во время всенощной тот же таинственный голос сказал: «В доме Евфимиана ищите человека Божия». Тогда царь сказал Евфимиану: «Что же ты не поведал нам, что у тебя живет человек Божий?» – «Видит Бог, – отвечал Евфимиан, – я не знаю, о ком слова эти». Он призвал домоправителя своего и спросил у него, нет ли между его служителями такого, который особенно отличался бы добродетелями и благочестием, но домоправитель не мог ни на кого указать.

Царь и папа сами захотели идти в дом Евфимиана.

Евфимиан пошел вперед, чтобы принять высоких гостей с должным почетом, и вышел к ним навстречу со свечами и кадилами.

Вдруг в комнату, где находились с Евфимианом царь и папа, вошел служитель, которому поручено было заботиться об Алексии и носить ему пищу. «Господин мой, – сказал он Евфимиану, – не тот ли нищий, которого ты поручил мне, есть человек Божий? Он всю ночь проводит в молитве, держит строгий пост и переносит оскорбления с терпением и кротостью». Услышав это, Евфимиан отправился к хижине, в которой жил Алексий, и позвал его через окно – ответа не было. Он позвал три раза и, не получив ответа, вошел в хижину. Там нищий лежал мертвый, лицо его было покрыто, в руках у него была исписанный пергамент. Евфимиан открыл его лицо и увидел, что оно сияет необыкновенным светом; он захотел взять рукопись, но не мог вынуть ее из рук умершего.

Тогда он возвратился в дом и сказал императору и папе: «Я нашел того, кого мы ищем, но нашел его уже умершим». Царь велел приготовить богатый одр; вынесли тело нищего из убогой хижины, положили его на одр, и все поклонились ему.

Тогда император вынул из руки умершего исписанную хартию и среди общего молчания начал читать ее. Из нее Евфимиан скоро узнал, кем был покойник. В глубокой скорби он пал на землю, рыдая, и, обняв тело покойника, восклицал: «О, дитя мое любезное! Зачем ты так опечалил нас? Сколько лет ты провел у дома моего, видел скорбь родителей и не утешил их! Что стану делать теперь? Оплакивать ли смерть твою или радоваться возвращению?» Аглаида и невестка ее, слыша вопли и рыдания, захотели знать, что случилось. Когда же услышали, что умерший нищий – тот самый Алексий, о котором они так долго скорбели, они с плачем и стенанием вышли из своего затвора, протеснились сквозь толпу и обняли бездыханное тело. Все плакали, видя их глубокую, неутешную скорбь.

Одр, на котором лежал умерший, был поставлен на площадь по повелению царя и папы, и все жители Рима приходили поклониться святым мощам человека Божия, который из любви к Господу пожертвовал всеми радостями мира и отрекся от счастья, богатства и величия, чтобы служить Богу смирением и нищетой.

Россия издавна глубоко чтит память великого подвижника, которого знает под именем преподобного Алексия, человека Божия; и Святая Церковь поет ему:

«Возвысився на добродетель и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и лощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах, яко безплотен, пребывая, возсиял еси, яко солнце, в мире, преблаженне Алексие».

Именины Алексея (День ангела Алексея) по православному календарю

20 ноября 2019 в 13:48

Календарь, когда по церковному календарю именины Алексея

Святые с именем Алексей почитаются 59 раз.

  • 17 февраля — Алексий Княжеский, иерей, священномученик;
  • 20 февраля — Алексий Троицкий, иерей, священномученик;
  • 25 февраля — Алексий, митрополит, Московский и всея Руси;
  • 28 февраля — Алексий Никитский, иерей, священномученик;
  • 8 марта — Алексий Никольский, иерей, священномученик;
  • 22 марта — Алексий Смирнов, иерей, священномученик;
  • 28 марта — Алексий Виноградов, протоиерей, священномученик;
  • 30 марта — Алексий человек Божий;
  • 5 апреля — Алексий Скоробогатов, мученик;
  • 18 апреля — Алексий Кротенков, иерей, священномученик;
  • 4 мая — Алексий (Гневушев), Бортсурманский, праведный, пресвитер;
  • 7 мая — Алексий Печерский, затворник;
  • 2 июня — Алексий, митрополит, Московский и всея Руси (Обретение мощей);
  • 22 июня — Алексий Мечев московский, протоиерей, праведный;
  • 23 июня — Алексий, епископ, Вифинский;
  • 4 июля — Алексий Скворцов, иерей, священномученик;
  • 6 июля — Алексий Введенский, иерей, священномученик;
  • 14 июля — Алексий Дроздов, протодиакон, священномученик;
  • 17 июля — Алексий Романов, царевич, страстотерпец;
  • 2 августа — Алексий Знаменский, протоиерей, священномученик;
  • 4 августа — Алексий Ильинский, иерей, священномученик;
  • 11 августа — Алексий Красновский, иерей, священномученик;
  • 17 августа — Алексий (Гневушев), Бортсурманский, праведный, пресвитер (Обретение мощей);
  • 20 августа — Алексий Воробьев, протоиерей, священномученик;
  • 22 августа — Алексий Константинопольский, мученик;
  • 25 августа — Алексий, послушник Белогорского Свято-Николаевского монастыря, преподобномученик;
  • 26 августа — Алексий Введенский, диакон, священномученик;
  • 27 августа — Алексий Зверев, мученик;
  • 30 августа — Алексий Великосельский, иерей, священномученик;
  • 4 сентября — Алексий Наумов, иерей, священномученик;
  • 12 сентября — Алексий (в миру Александр) Невский, великий князь (Перенесение мощей);
  • 16 сентября — Алексий Зиновьев, иерей, священномученик;
  • 18 сентября — Алексий Бельковский, архиепископ, священномученик;
  • 22 сентября — Алексий Успенский, протоиерей, священномученик;
  • 25 сентября — Алексий Ворошин, мученик;
  • 29 сентября — Алексий Мечев московский, протоиерей, праведный (Перенесение мощей);
  • 1 октября — Алексий Кузнецов, иерей, священномученик;
  • 2 октября — Алексий Зосимовский (Соловьев), преподобный, иеросхимонах, Зосимовой пустыни;
  • 13 октября — Алексий Серебренников, мученик;
  • 14 октября — Алексий Ставровский, протоиерей, священномученик;
  • 29 октября — Алексий Никонов, иерей, священномученик;
  • 3 ноября — Алексий Москвин, иерей, священномученик;
  • 6 ноября — Алексий Нейдгардт, мученик;
  • 11 ноября — Алексий, мученик;
  • 13 ноября — Алексий Сибирский, иерей, священномученик;
  • 20 ноября — Алексий Молчанов, иерей, священномученик;
  • 22 ноября — Алексий Задворнов, иеромонах, преподобномученик;
  • 23 ноября — Алексий Горбачев, мученик;
  • 27 ноября — Алексий Никологорский, протоиерей, священномученик;
  • 3 декабря — Алексий Никатов, протоиерей, священномученик;
  • 5 декабря — Алексий Бенеманский, протоиерей, священномученик;
  • 6 декабря — Алексий (в миру Александр) Невский, великий князь;
  • 7 декабря — Алексий Тютюнов, иерей, священномученик;
  • 10 декабря — Алексий Гаврин, преподобномученик;
  • 11 декабря — Алексий Веселовский, иерей, священномученик;
  • 15 декабря — Алексий Бельковский, архиепископ, священномученик;
  • 17 декабря — Алексий Сабуров, протоиерей, священномученик;
  • 23 декабря — Алексий Введенский, протоиерей, священномученик;
  • 26 декабря — Алексий Рождественский, протоиерей, священномученик.

Характеристика именинника Алексея:

Из древнегреческого языка – «оберегающий, защищающий». Возможно, что происходит от имени греческого героя Алеса, сына жреца-прорицателя (прототип Алеши Поповича).

Покладистый, серьезный. В раннем детстве часто болеет. Вырастает сосредоточенным, немного зацикленным. Мыслит абстрактно, говорит убедительно. Хороший художник, скульптор, оратор. Внешне похож на отца, характером в мать. Сексуален. Любит рассказывать о своих похождениях, правда, больше о вымышленных, чем о настоящих.

Алексей словно лишен покрова, отъединяющего его от внешнего мира, мало сплочен в себе… Алексей – завиток мира и для временной хотя бы устойчивости непременно мыслится прислоненным к чему-то или к кому-то, а без этого внешнего прикрепления к месту непременно будет увлечен неизвестно куда, неизвестно какими ветрами.

Поздравление с именинами Алексея:

Не забывайте отмечать именины Алексея и поздравлять Алексея с днем ангела.

Алексей, с Днем ангела тебя!

С праздником хорошим поздравляю,

Ведь про именины забывать нельзя,

Я же от себя тебе желаю:

Чистого неба и солнечных дней,

Добрых, отзывчивых, верных друзей,

В доме – достатка, уюта всегда,

Пусть в двери его не стучится беда.

Здоровья, успеха, улыбки в глазах,

Веры, надежды, удачи в делах,

В семье – пониманья, тепла и любви.

Пусть юности пламя не гаснет в крови!

*****

У Алексея нынче именины,

С чем поздравляют верные друзья,

Среди которых бравые мужчины,

А не какая-то там ребятня.

И посему желаем Алексею

Быть сильным, смелым и простым,

Чтоб на пролом шел, не робея,

И был подольше молодым.

*****

Защитник слабых — Алексей!

Известен он России всей.

Он — богатырь и исполин,

Ты, Леша, на него похож,

Всех нас от зла и бед спасешь!

Тебя в твой именинный день

Нам поздравлять совсем не лень!

Преподобный Алекси́й, человек Божий

Аудио:

Кондак 1

Избранный угодниче Христов, свыше нареченный человече Божий, святе Алексие, похвальное пение приносим ти, любовию чтущии твоя подвиги, терпение и многострадание, имиже Богу угодил еси и явился еси равноангелен на земли; ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свобождай, да зовем ти:

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, Алексие блаженне, от младых бо лет жития твоего чистоту души и тела соблюл еси и Христу любовию усердною последовал еси, Егоже взыскуя, вся красная мира сего оставил еси и достигл еси совершенства духовнаго. Сего ради слышиши от нас сия достодолжныя тебе похвалы:

Радуйся, ветхаго Рима рождение; радуйся, безчадных родителей неплодия разрешение.

Радуйся, молитв усердных плод богодарованный; радуйся, от младенчества на богоугождение свыше предызбранный.

Радуйся, в страсе Божием добре воспитанный; радуйся, Закону Господню верно наученный.

Радуйся, о небесных паче, неже о земных, помышлявый; радуйся, самоотвержение чудное показавый.

Радуйся, чистоту девственную Христа ради непорочно сохранивый; радуйся, обручницу, красотою цветущую, Иисуса ради оставивый.

Радуйся, мудрый странниче, отечества горняго взыскавый; радуйся, Божий избранниче, вся прилоги мира, плоти и диавола победивый.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 2

Видев непостоянство красот мира сего, тлению причастных, Алексие богомудре, возлюбил еси блага нетленная вечная, Христом обетованная во Евангелии верным рабом Его; сего ради дом родителей твоих и все богатство их оставил еси, нищету же вольную избрал еси, да Христу угоден будеши и возможеши невозбранно пети Ему: Аллилуиа.

Икос 2

Разумел еси добре, Алексие блаженне, яко живя в мире, в супружестве и богатстве, неудобь обрящеши спасение; темже торжеству брачному приспевшу, ты брака внезапно уклонился еси, предпочитая в девственней чистоте Богу благоугождати. О сем дивимся и тебе зовем хвалебно:

Радуйся, Христов любителю, мрежею любве к миру сему неуловленный; радуйся, Иисусов последователю, плоти угождения избежавый.

Радуйся, высотою подвига твоего ангелы удививый; радуйся, крепостию произволения твоего демоны посрамивый.

Радуйся, град отечествия твоего оставивый, да Вышняго Града наследие обрящеши; радуйся, в путь далекий и многоскорбный потекий, да пути спасительнаго причастник будеши.

Радуйся, нищету самоизвольную себе усвоивый; радуйся, гладом и жаждею многажды томимый.

Радуйся, в молитвах деннонощных пребывавый; радуйся, слезами умиления лице твое орошавый.

Радуйся, терпения столпе непоколебимый; радуйся, веры адаманте крепкий.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 3

Силою Божиею укрепленный, путь далекий совершил еси и града Едеса достигл еси, Алексие достохвальне, в немже, яко един от нищих, пребывал еси в злострадании и нищете, ко храму Божию выну приметаяся и молитвы усердныя со многими слезами принося Христу, Царю и Богу, зовый: Аллилуиа.

Икос 3

Имел еси, святче Божий, небо покровом и землю одром упокоения, рубища же убогая одеянием многоподвижному твоему телу, зноем опаляему и мразом померзаему, емуже ни малаго угождения не попускал еси, да не возобладает плоть над духом твоим, любовию ко Господу пламеневшим. В таковем подвизе твоем едино утешение Христа имел еси, Иже и нам внушает вопити тебе:

Радуйся, от запада на восток пришедый взыскати Солнца Правды, Свет Невечерний; радуйся, Того во глубине твоего боголюбиваго сердца обретый.

Радуйся, светильниче Божественнаго сияния, мира концы озаривый; радуйся, твоими христопоследовательными стопами Едес освятивый.

Радуйся, правило веры истинныя; радуйся, образе нищеты духовныя.

Радуйся, в души твоей добродетели высокия возрастивый; радуйся, целомудрия сокровище драгое сохранивый.

Радуйся, Евангелия Христова добрый хранителю; радуйся, заповедей Иисусовых усердный исполнителю.

Радуйся, на земли небесно поживый; радуйся, Богу совершенно угодивый.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 4

Бурю страстей юношеских воздержанием укротил еси, святе Алексие, и постом сугубым увядил еси красоту лица твоего; темже возсия в души твоей нетленная красота благодатнаго безстрастия, благоугодная краснейшему паче сынов человеческих Христу, Емуже во умерщвленнем телеси сладце воспевал еси песнь хвалы и благодарения: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав клирик церкве Едесския в видении глас от иконы Богоматере, человеком Божиим тя нарицающ, достойным Царствия Небеснаго, егоже молитва, яко кадило благовонное, восходит пред Лице Божие, и повелевающ ввести тя внутрь церкве от притвора, идеже нищетно пребывал еси, удивися зело таковей святости твоей, Алексие богоблаженне, и введ тя в церковь Господню, ублажаше тя звании сими:

Радуйся, Духа Святаго жилище, преукрашенное чистотою; радуйся, Божия благодати приятелище, сияющее добродетелей красотою.

Радуйся, Божия Матере словесы похваленный; радуйся, Царицею небесе и земли человеком Божиим наименованный.

Радуйся, имя новое и таинственное от Владычицы мира получивый; радуйся, смирением высокая стяжавый.

Радуйся, нищетою богатство нетленное снискавый; радуйся, почесть вышняго звания достойно восприявый.

Радуйся, молитв благоприятное кадило; радуйся, Царствия Горняго ревностный искателю.

Радуйся, в притворе церковнем дни и нощи молитвенно провождавый; радуйся, внутрь храма Божия повелением Богоматере честно введенный.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 5

Боготечней звезде уподобился еси, Алексие святе, егда избегая славы человеческия, от Едеса удалился еси во иныя страны, обаче Божиим Промыслом корабль, на немже плыл еси, ко отечественному твоему граду Риму принесеся. Ты же, познав в сем волю Господню тамо тебе подвизатися, притекл еси к дому родителей твоих, и, яко един от нищих, у врат его водворился еси, слезами омывая лице твое и вопия ко Господу: Аллилуиа.

Икос 5

Видев тя боголюбивый родитель твой, святе Алексие, странна и нища образом, милосердова о тебе и хижину малу повеле соорудити тебе у врат своего дома, в нейже питаше тя Христа ради, отнюд не познавая в тебе своего сына; ты же, нищетно в доме родительстем пребывая, всякую нужду странническую и поношение нищенское претерпел еси, подвизая ны благохвалити тя сице:

Радуйся, мужество великое показавый; радуйся, в терпении мнозем преуспевый.

Радуйся, в доме родителей твоих незнаемь пребывавый; радуйся, скорбь их о лишении твоем всегда созерцавый.

Радуйся, сетования отца твоего слышавый; радуйся, слезы матере твоея видевый.

Радуйся, плач обручницы твоея познавый; радуйся, сердце твое сими болезненно уязвливый.

Радуйся, поношения и укоризны от слуг родителей твоих незлобно восприявый; радуйся, биения и заушения от них молчаливо переносивый.

Радуйся, за обидевшия тя непрестанно Бога умолявый; радуйся, самоизволен мученик воистину бывый.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 6

Проповедник евангельския кротости был еси, святе Алексие, образом жития твоего многотерпеливаго всем показуяй, яко вся возможна человеку о укрепляющем Бозе, Егоже силою в немощней плоти великия подвиги совершил еси и многая страдания претерпел еси любве ради Христовы, достойно и праведно воспевая Пресвятей Троице серафимскую песнь: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в древнем Риме необычайными подвиги твоими, Алексие блаженне, и сими озарил еси благодатно всю Церковь Христову: кто бо не умилится, слыша твое пачеестественное терпение и многая злострадания, в доме родителей твоих восприятая самоизвольно, и како, наследник сый того дома, от слуг его укоризны и раны преносил еси радостно. Сего ради приносим ти от усердия нашего сия песноглашения:

Радуйся, великий угодниче Христов, в мире премирно поживый; радуйся, равноангельный слуго Господень, многоболезненно жизнь твою препроводивый.

Радуйся, безчестие в славу себе вменивый; радуйся, раны на теле твоем терпеливо носивый.

Радуйся, ланиты твоя от заушений не уклонивый; радуйся, плещи твоя на ударения предавый.

Радуйся, оплевания христоподражательно принимавый; радуйся, молчанием на укоризны отвещавый.

Радуйся, во Христе утешение едино обретавый; радуйся, воспоминанием крестных страданий Иисусовых скорби твоя услаждавый.

Радуйся, великодушный многострадальче; радуйся, добропобедный подвижниче.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 7

Хотение едино имел еси, человече Божий, еже благоугождати Богу; темже вся временная в уметы вменил еси и, наследник многаго богатства быв, сие оставил еси, нищ и странен пребывая, в родительстем доме непознаваем и зело уничижаем, присно воздыхая ко Господу и слезно моляся, да сподобит тя в стране блаженства вечнаго пети Ему со святыми: Аллилуиа.

Икос 7

Ново и необычайно течение совершил еси жития твоего, святе Алексие, среди мира чуждо мирских пристрастий и всякия скверны греховныя; темже приял еси в души твоей боговедения дар совершен и был еси одушевленный храм Трисияннаго Божества, в немже Христос со Отцем и Духом обитель Себе сотвори, нас же научи звати тебе:

Радуйся, ангелов подобниче и человеков красото; радуйся, ризу душевную девства чистотою убеливый.

Радуйся, в радость Господа твоего вшедый; радуйся, добровольною нищетою превозвышенный.

Радуйся, терпением твоим с многострадальным Иовом сравнивыйся; радуйся, уничижением твоим евангельскому Лазарю подражавый.

Радуйся, болезньми многими здравие души стяжавый; радуйся, страданьми неисчетными Царствие Христово приобретый.

Радуйся, ветхаго Рима благодатное обновление; радуйся, Церкве Христовы Божественное удобрение.

Радуйся, обетований Иисусовых наследниче; радуйся, Пресвятыя Троицы таинниче.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 8

Странник и пришлец был еси во граде отечествия твоего, святе, выну взыскуя Вышняго Града, Иерусалима Небеснаго; егдаже приспе время отшествия твоего к Богу, ты на хартии тайну жития твоего начертал еси, в познание твоим родителем, и неослабно пребывал еси в подвизех поста и молитвы, приуготовлялся ко исходу умиленным пением Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь в Бозе быв, Алексие святе, молитве бывшей на устах твоих, предал еси праведную душу твою в руце Божии мирно и безмятежно, яко уснул еси; смерть бо тебе воистину упокоение бысть от страданий и подвигов непрестанных и прехождение от худшаго на лучшее. О таковем блаженнем успении твоем мы, радующеся, сия прикладныя тебе приносим глаголы:

Радуйся, святче Божий, свято и праведно жизнь земную совершивый; радуйся, во благоухании святыни сном смертным опочивый.

Радуйся, на лоно Авраама ангелы несенный; радуйся, пением неземным от святых Небожителей встреченный.

Радуйся, венцем безсмертныя жизни от Господа увенчанный; радуйся, во обители райския со славою восприятый.

Радуйся, Пресветлое Лице Владыки Христа выну созерцаяй; радуйся, Пресвятей Троице Трисвятую песнь немолчно возглашаяй.

Радуйся, Создателя горних и дольних молитвами твоими умилостивляяй; радуйся, весь мир христианский предстательством твоим объемляй.

Радуйся, ангелов и человеков радование; радуйся, почитающим святую память твою верный ходатаю.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 9

Вси людие римстии в трепет приидоша, слышавше глас в соборней церкви града своего, во время Божественныя Литургии свыше от олтаря глаголющ и повелевающ поискати тя, человече Божий, да молитв твоих сподобятся. Темже во удивлении и ужасе бывше, молитвенно возопиша они ко Господу, да явит им тебе, Своего избранника, зовуще дивному во святых Своих Владыце: Аллилуиа.

Икос 9

Витийство человеческое не довлеет к похвалению тебе, святе Алексие, свыше похваленному Гласом Божественным, Егоже извещением людие римстии обретоша тя, мертва лежаща на одре, с хартиею на лице, еже сияше солнцеподобными лучами, и благоухание велие исхождаше от многоподвижнаго твоего телесе. Темже обретением твоим обрадовани, царь, святитель и весь народ возгласиша тебе:

Радуйся, светлая луче Трисолнечнаго Света, оживляющаго весь мир; радуйся, деннице, возшедшая просвещати Церковь Христову многими чудесы.

Радуйся, святости и чистоты крине благоуханный; радуйся, дарований Божественных сокровище.

Радуйся, родителем твоим хартиею себе явивый; радуйся, плач их горестный на сладостный преложивый.

Радуйся, седины отца твоего прославлением твоим прославивый; радуйся, слезы матере твоея благодатно вознаградивый.

Радуйся, честную обручницу твою, верность тебе сохраньшую, духовно утешивый; радуйся, весь народ римский обретением твоим зело возвеселивый.

Радуйся, исцеления чудесная от святых мощей твоих обильно источивый; радуйся, на небеси и на земли почесть посмертную достойно восприявый.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 10

Спастися хотящим пример благий житие твое, святе Алексие, имже вся ны поучаеши отрешатися сует мира, искати же едино на потребу, еже есть богоугождение. Помози убо нам, человече Божий, в сем тебе подражати, укрепи немощное произволение наше, вдохни в нас мужество душевное, украси нас добродетельми и яви быти наследники Царствия Небеснаго, да с тобою на земли живых воспоем Создателю нашему: Аллилуиа.

Икос 10

Царя Небеснаго Христа верный последователь был еси, Алексие блаженне, егоже Страшному Престолу ныне предстоиши во славе небесней, о нейже мы, земнии и перстнии, ниже помыслити можем; обаче любовию усердною к тебе понуждаеми, мысленно созерцаем тя, горе за ны молящагося пред лицем Божиим, и бренными усты возсылаем ти пение таковое:

Радуйся, верно чтущим тя скорый помощниче; радуйся, молитвенно призывающих тя усердный заступниче.

Радуйся, праведниче Господень, Егоже Правда возсия немерцаемо; радуйся, соль земли, яже никогдаже обуяет.

Радуйся, добрыми делы твоими Бога прославивый и человеки удививый; радуйся, житием твоим ангелы возвеселивый и духи тьмы посрамивый.

Радуйся, Горняго Мира украшение; радуйся, дольняго мира защищение.

Радуйся, Рима славо и похвало; радуйся, христианскаго рода возвышение.

Радуйся, в чудесех просиявый; радуйся, в милостех неистощимый.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 11

Пение надгробное со славою тебе сотвориша, святе Алексие, царь, святитель и весь народ римский, родителем твоим и обручнице твоей, возследующим честному твоему гробу, несенному благолепно в соборную церковь, от негоже чудес множество источил еси: слепии прозираху, разслабленнии укрепляхуся, недужнии здрави бываху прикосновением к мощем твоим святым, воеже всем видящим таковая возглашати Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светло и радостно бысть погребение твое, человече Божий, светел бо лицем возлежал еси во гробе и благоухание сладостное испущал еси от нетленнаго твоего телесе, сими знаменуя светлость немерцающую святыя твоея души, в воню благоухания Христова притекшия и мира Божественнаго преисполненныя, от еяже полноты и в наша души подаждь даяние благодатное, да со утешением духовным тебе возопием:

Радуйся, свеще неугасимая, в молитвах к Богу горе возжженная; радуйся, лампадо златая, елеем милости долу живущих умащающая.

Радуйся, алавастре драгий, миро целебное болящим источаяй; радуйся, реко многоводная чудес.

Радуйся, иночествующим наставниче добраго подвига; радуйся, в мире живущим образе богоугождения.

Радуйся, зерцало чистое праведнаго жития; радуйся, пристанище благоотишное по Бозе упование на тя возложивших.

Радуйся, врагов невидимых крепкий противоборче; радуйся, ищущим спасения душевнаго благий споспешниче.

Радуйся, от небесных высот к земнородным милостивно приникаяй; радуйся, чтущих тя прошения скоро исполняяй.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 12

Благодать и милость испроси нам у Христа, Царя и Бога нашего, Алексие достохвальне; вемы бо, яко много может молитва твоя пред Лицем Его, и благоуветливо преклоняется Он к молению твоему. Темже усердно к тебе прибегаем и смиренно просим: окорми нас предстательством твоим в тихое пристанище Христово и сподоби наслаждатися нетленныя радости святых, немолчно вопиющих славословия песнь Триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще подвиги многострадальнаго и предивнаго жития твоего, человече Божий, хвалим, славим и ублажаем тя усердною любовию, яко небеснаго многомощнаго предстателя нашего; ты же, святе, данною ти свыше благодатию нас, грешных и мрачных, освяти, просвети и настави вопити тебе неосужденно:

Радуйся, Востока незаходимаго присносияющая заре; радуйся, вселенную твоими чудесы исполнивый.

Радуйся, мощами твоими преславно чудотворяй; радуйся, образми подобия твоего предивная совершаяй.

Радуйся, болящих безмездный врачу; радуйся, скорбящих благий утешителю.

Радуйся, унывающих благодатное ободрение; радуйся, изнемогающих внезапное укрепление.

Радуйся, бедствующим на помощь ускоряяй; радуйся, от жития отходящим заступление твое многомощное являяй.

Радуйся, радости духовныя боголюбивым душам подателю; радуйся, благ временных и вечных усердный нам у Господа просителю.

Радуйся, человече Божий Алексие, молитвенниче о душах наших.

Кондак 13

О, святый и богопрославленный человече Божий Алексие! Тебе, горе за ны молящемуся пред Престолом Господа Славы, мы грешнии, долу живущии, сие малое приносим пение, молимся от всея души и от всего помышления: молитвами твоими испроси нам у Христа Бога прощение согрешений и по кончине нашея жизни приятие в блаженныя обители Небеснаго Царствия, да с тобою во веки поем Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангел земный…» и кондак 1-й «Избранный угодниче Христов…».

Молитва

О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостиво на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же, чтущим тя, мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да, твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Сегодня Теплый Алексей. Что нельзя делать, приметы и открытки с именинами

Сегодня, 30 марта, православные отмечают День святого Алексия, а обладатели этого имени празднуют День ангела. В народе праздник называют Теплый Алексей, Солногрей или Водотек, он означает приход настоящей весны.

Теплый Алексей. История праздника

Алексий родился в IV веке в Риме. В ночь своего венчания на благородной девушке Алексей покинул дом ради паломничества. Ему привиделись похороны матери и он решил отречься от своего счастья, чтобы вымолить жизнь родного человека у Всевышнего.

Последующие 17 лет он жил в турецком городе Эдессе, прося милостыню. Хлеб и вода были его пищей, все время он проводил в молитвах при храме Пресвятой Богородицы.

Однажды пономарь храма увидел Деву Марию, которая указывала на Алексея как на человека Божьего. После этого Алексея стали почитать и преподобный тайно покинул город, чтобы вернуться домой. Однако родители не узнали сына в нищем бездомном. Отец приютил скитальца, делился с ним едой, но тот ел только хлеб и пил воду, молясь каждую ночь. Перед смертью он написал правду о своей жизни, после чего мир узнал о подвиге святого.

Что можно и чего нельзя делать

Церковь не одобряет работу, которую делают вместо молитвы или похода в храм. Трудиться разрешается после богослужения.

Считается, что человеку в этот день следует уделить время душе и бескорыстным делам. Не зря «праздник» происходит от слова «праздный» и означает того, кто не работает. На украинском языке «свято» знаменует, что день проводят в святости и помощи ближнему.

В праздник христианские традиции переплетаются с народными. Так, сегодня не шили и не готовили еду. Не планировали в этот день дорогу. В особенности, если Теплый Алексей праздновали в понедельник (как в этом году).

Теплый Алексей. Приметы и традиции

Молодежь делала бумажные кораблики и пускала их по воде, чтобы привлечь в дом достаток и благополучие.

В семье, где есть новорожденные, не принято было ничего одалживать. Запрет распространялся на деньги и продукты. Считалось, что так можно отдать счастье ребенка.

Есть и примета про сбор талой воды, которой умывались и укрепляли волосы, а также стирали одежду. Если в этот день светит солнце, значит урожай будет хорошим. Об этом же свидетельствовали ручьи. Сережки на орешнике означали окончательную победу весны над зимней стужей.

Пасечники прогревали ульи на солнце, окропляя их освященной в храме водой, крестьяне подготавливали картофель для посадки, занимались ремонтом сельхозинвентаря. А рыбаки ловили на реке щуку голыми руками, когда рыба разбивала головой тонкий лед.

У девушек также были свои традиции в праздник. Они выходили в поле зазывать весну. На восходе они оставляли на полотне приготовленный пирог. Незамужние ломали иву с закрытыми глазами, чтобы по ветке определить суженого: длинная и ровная означала высокого и статного парня. После этого веточкой касались понравившегося парня и верили, что он обязательно заглянет в гости.

В храмах святому Алексею молились о хорошем урожае и теплой погоде. Считалось, какой будет сегодняшняя погода, такой будет и день на Пасху.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх