Помост

Вопросы веры

Алтарь в православной церкви

Прочитав статью http://rodline.livejournal.com/43000.html мне захотелось посмотреть в программе Гугл-Планета Земля ориентацию других храмов Екатеринбурга.
Был взят файл отсюда — http://memocode.asia/2013/08/smena-polyusov-ili-budni-planety-zemlya/ с готовыми направлениями на прошлый и позапрошлый полюса разных исторических сооружений — чтоб легче было сравнить.
Проверены некоторые храмы нашего города. Осевая храма это — запад-восток то есть на западе вход в храм, соответственно алтарь на востоке. И перпендикуляр к этой линии даст направление Север-Юг.
Что выяснилось:
Вознесенская церковь на Вознесенской горке:

имеет направление на современный Северный полюс

Храм Рождества христова на Уралмаше

Имеет направление на современный Северный полюс

Храм Успения Богородицы на Визе (восстанавливающийся)
имеет направление на современный Северный полюс

Храм Иоанна Предтечи

почти имеет направление на современный Северный полюс,
если присмотреться — ось отклонена чуть вправо от основного направления

или так — если присмотреться то центральный стадион ориентирован точно по оси храма Север-Юг и тоже чуть виден наклон

но скорее всего это некритично.
Вознесенская церковь и храм Иоанна Предтечи, храм Рождества христова на Уралмаше и храм Успения Богородицы на Визе имеют направление на современный северный полюс. То есть это самые молодые храмы, и если верить теории смещения полюсов — то они построены позднее чем 400-500 лет назад.
Храм Александра Невского
и весь комплекс Ново-Тихвинского монастыря (включающий и восстанавливающиеся храмы
— церковь всех скорбящих Радосте и др. )
направлены на прошлый полюс в Небраске и более древние чем предыдущие.
как и было уже показано тут — http://rodline.livejournal.com/43000.html
Если сравнить по внешнему виду Собор Александра Невского и Исакиевский в Питере -то мы
видим очевидное сходство — это центральный купол большего размера и по бокам 4 маленьких купола, ну и характерная колоннада. И Исаакиевский собор, указывает также
на прошлый полюс в Небраске — http://memocode.asia/2013/08/smena-polyusov-ili-budni-planety-zemlya-2/.
Также и Крестовоздвижеский собор у нас указывает на прошлый полюс.
То есть эти храмы более древние чем первые и их фундаменты были заложены до последнего сдвига полюсов то есть им 400 — 500 лет и более. (по версии http://memocode.asia/)
Оказалась самой древней (по ориентации) Михайловская церковь в Кировском районе города,
она указывает на позапрошлый полюс в Гренландии

(как и было сказано тут — http://rodline.livejournal.com/43000.html).
Вероятно она построена на древнем фундаменте какого-то возведенного очень давно (а именно от 700-1000 лет) сооружения, какого именно — мы не знаем.
Не случайно Михайловский храм расположен более близко (Кировский район) к озеру Шарташ нежели другие храмы города.
Рассмотрим также направление собора Святой Живоначальной Троицы, той церкви, что непосредственно на побережье оз. Шарташ и находится на улице Проезжей.
Это бывшая старообрядческая церковь, при советском строе превращенная в кинотеатр, а потом в 2000 годы вновь отстроенная, сейчас действующая.
Вот ее результат — Север-Юг прямо скажем, непонятный.
Линия вверх — это Север-Юг, под 90 град — это Запад-Восток.
Линия перпендикулярная оси алтаря указывает куда-то в сторону и проходит с правой стороны современного северного полюса куда то к Восточно — Сибирскому морю.

И мы видим как линия этой близкой к озеру церкви отличается от всех остальных линий в городе

Почему бы? А линия алтаря данного храма проходит чуть выше Красной горки (http://dged9.livejournal.com/3440.html)

Такое вот интересное, но непонятное расположение данного храма.
Если допустим предположить что это в древности был храм Митры или зароострийцев и направлен он должен алтарем на юг…..Но тоже получается что-то не то. Значит остается предположить что старообрядцы просто при строительстве немного промахнулись с направлением алтаря и вымеряли его по компасу — по магнитному полюсу.
Файл с направлениями осевых храмов — https://cloud.mail.ru/public/LfZg/6HTS1THZ3
Продолжение следует.

Вопрос:

Какие правила существуют для правильного (или желательного) расположения икон в обычной квартире. Насколько важна ориентация по сторонам света?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

С древности христиане молились на восток. Об этом пишет святитель Василий Великий. Богословское объяснение этому дает преподобный Иоанн Дамаскин: «Мы поклоняемся на восток не просто и не случайно. Но так как мы состоим из видимого и невидимого, т.е. духовного и чувственного естества, то приносим Творцу и двоякое поклонение, подобно тому как, (например), поем и умом, и телесными устами, крещаемся водою и Духом и двояким образом соединяемся с Господом, приобщаясь таинств и благодати Духа. Итак, так как Бог есть духовный свет (1 Иоан. 1, 5), и Христос в Писании называется Солнцем правды (Мал. 4, 2) и Востоком (Зах. 3, 8), то и должно посвятить для поклонения Ему восток». По этой причине принято устраивать красный угол и размещать иконы на восточной стороне дома. Если планировка комнаты или другие причины не позволяют в точности это исполнить, то надо выбрать ближайшую к востоку стену или угол. Следуя этой благочестивой традиции, мы не должны ее абсолютизировать. Часть икон можно расположить и на других сторонах дома, чтобы вид святых образов поддерживал в нас постоянное молитвенное настроение.

kumir_millionof

Субботний день экскурсии, мягко говоря, не благопориятствовал. Весь день моросил холодный дождик, солнца не было, темнеть начало рано. Поэтому, когда я подходил к ограде католического храма, я уже точно знал, что много народу не будет, но надеялся, что придет хоть кто-то. У ограды уже ошивался один смутно знакомый мне кемеровчанин — кажется, Захар Любов. Или Рахим, как его почему-то называют тут священники… Так как было ужасно холодно, а я был с упругой и дочкой — мы зашли внутрь. Тут же у меня два раза подряд зазвонил телефон. Сначала это был известный вам МихаТ, а потом — Рубин-хазрат. Я вышел, мы немного постояли в ограде храма. Через пару минут подошли Никита Голованов и еще незнакомые мне немолодые мужчина и женщина. Потом, в середине экскурсии, присоединилась еще одна дама. И это все. Как я и говорил отцу Андрею, с десяток не набралось.
Отец Андрей меня заранее предупредил, что не сможет провести нас по храму. И предупредил отца Павла — мол, придут тут такие, вопросы задавать будут… Отец Павел сначала был немного растерян, потому что, кажется, не совсем понимал, зачем мы приперлись. Но потом общение наладилось.
Как я уже писал раньше, отец Павел — поляк. По-русски говорит очень хорошо, хотя и с некоторым акцентом. Больше я о нем лично ничего не знаю.
Мы сели на скамеечки, отец Павел спросил, все ли мы верующие, на что я тактично промолчал. Потом он спросил, все ли тут православные, на что тактично промолчал уже Рубин-хазрат. А я выдал свою жену: она у меня, представьте себе, в глухом и диком молдавском селе была крещена как раз таки в католичестве. Этому обстоятельству отец Павел так обрадовался, что сразу стало ясно: нечасто, очень нечасто им тут приходится встречать католиков с детства.
На самые простые вопросы типа «А это что такое?» отец Павел отвечал очень подробно, начиная от сотворения мира. Мне было интересно, но Сонька откровенно засыпала, что и понятно. Я все его слова, конечно, пересказывать не буду. Проведу вам с помощью фотограмм краткий ликбез, чтобы, если судьба занесет вас под готические своды, вы не опростоволосились и понимали, что и где происходит.
Итак.
Начем с главного. Это (в красном овале) алтарь. Алтарь это центр храма во всех смыслах — от духовного до архитектурного.
Алтарь — это не христианское изобретение. За тысячи лет до Авраама и его потомков люди молились самым разным богам и приносили им жертвы — пищу, цветы, животных и даже людей, смотря по обстоятельствам. Жертва приносилась в особом месте — святилище. И чаще всего на особом сооружении — жертвеннике. Еще со времен палеолита жертвенник было принято устраивать из камней или даже из одного большого плоского камня. В разных культурах жертва либо приносилась на жертвенный камень в уже готовом виде, либо готовилась прямо на нем (барашков рэзали, например, или голубей, кур, человеков, опять же…). А потом или оставлялась или, чаще, сжигалась.
Современный христианский алтарь — это прямой потомок языческих жертвенников по своему смыслу, устройству и предназначению. Единственная разница: на нем не люди приносят жертвы Богу, а Бог однажды вечером в четверг, за ужином, поднес себя людям в виде хлеба и вина. С тех пор на алтаре подготавливаются Святые Дары — Тело и Кровь Христовы — и рядом с алтарем совершается таинство Святого Причастия (Евхаристии).
Я наивно полагал, что существует некий канон в отношении формы алтаря, материала, украшений. Оказалось, нет. Функционально, это самый обычный стол. И любой стол может быть использован в качестве алтаря, что и просиходит регулярно, когда церковные обряды совершаются в неподготовленном для этого помещении. Алтарь может быть любого размера и формы, даже круглым, хотя отец Павел признался, что круглых ему видеть не приходилось.
Бывают также легкие переносные алтари.
Еще важно: вам может показаться, что в православном храме алтаря нет. Это не так. Просто там, где мы на фото католического храма видим ведущие к алтарю ступени — в православном храме стоит стена: иконостас. А там, за этой стеной, скрытый от глаз верующих, стоит, по сути, такой же алтарь, на котором так же готовятся к Причастию вино и хлеб.
За алтарем находятся Святые Дары. Собственно, это специальный пресный хлеб — в виде маленьких плоских лепешек, вино и освященная вода. Они стоят в нише под большим распятием и закрываются квадратной дверцей, которую вы видите на фото. Сама дверца квадратная, а на ней изображена золотая евхаристическая чаша — но это просто украшательство. Дверца может быть любых размеров и формы, украшенная или нет. Это совершенно не важно. Главное: Святые Дары всегда находятся у алтаря, они всегда (кроме нескольких минут во время богослужения) скрыты от глаз, и возле них всегда горит огонь — например, маленькая красная лампадка, которую вы видите справа от квадратной дверцы. А почему в кемеровском католическом храме дверца именно квадратная? Художник так видит!
Рядом с алтарем стоит вот такая узнаваемая штука, которую по-русски обычно называют кафедрой, но в церкви она называется «амвон» (от др. греч. «возвышение»), а кафедрой тут называют совсем другое. Изначально, амвон — это место, с которого учитель произносит слова учения, обращенные к ученикам. Любой учитель. Амвон, опять же, штука дохристианская. В церкви же — католической и православной — с амвона священник читает Святое Писание или проповедь. Разница в том, что у православных эти штуки чаще легкие и переносные, а у католиков более основательные. Амвон вполне может быть микрофонизирован, как мы видим. Интересно, что в православных храмах я пока микрофонов не видел.
А вот готичные стулья за амвоном — это и есть кафедра. Собственно, по-древнегречески «кафедра» и означает просто «стул». Во время службы на эти стулья-кафедру садится священник и те, кто ему помогает вести богослужение. Если храм посещает епископ или кардинал, то он занимает всегда самый высокий стул. В католичестве есть еще понятие «экс кафедра» — что-то вроде обращения высокого церквого начальства к народу.
Самое первое, что бросается в глаза православным, попавшим в католический храм — ряды скамеек. Они нужны не просто для того, чтобы ноги не уставали. На классической церковной скамейке сидеть, честно говоря, не намного удобнее, чем стоять. Дело в том, что положение сидя у католиком рассматривается как поза учения и послушания. Ученики всегда сидят перед учителем во время урока. Вот и верующие, пришедшие внимать слову Божьему, садятся. Впрочем, положения иногда меняются. Во время собственно молитвы верующие в католическом храме встают («стоя» — это общепризнанная в христианстве молитвенное поза, основная в православии), иногда — опускаются на колени. Для колен — вон та узкая приступка внизу. Ну, просто чтобы не на пол опускаться.
Мраморная чаша, напомнившая мне фонтанчик в мечети, это купель. В нее наливают воду, освящают ее, а потом крестят младенцев. Как я понял со слов отца Павла, крещение младенцев в кемеровском католическом храме — событие редкое. Чаша стоит пустой.
У входа в храм, справа от двери, стоит похожая чаша поменьше. Она всегда полная. Входя в церковь, каждый верующий опускает в нее пальцы и потом крестится. Католики как-то связывают этот ритуал с расступающимися водами Иордана из истории еврейского исхода, но я, честно говоря, особой связи не уловил.
Икона на стене — встречается, оказывается, в католических храмах довольно часто. Причем, именно эта икона, а точнее, ее копии.
У нее долгая история. Она выполнена в восточно-церковном стиле и поэтому легко опознаваема православными. оригинал иконы долгое время находился в одном из католических храмов Европы, который потом был разрушен и икона считалась утерянной. Затем она была чудесным образом найдена, попала в руки Папы Римского и он, в середине 19 века, передал ее ордену монахов-редемптористов со словами «Сделайте так, чтобы ее узнали во всем мире». С тех пор монахи стараются. Хотя в остальном, конечно, иконы для католичества не характерны.
Ступеньки, ведущие к алтарю, амвону, кафедре, купели и Святым Дарам — отделяют основное помещение храма от «пресвитория». Раньше эта часть храма была доступна только священникам. Но после Второго Ватиканского Собора в 1962 году в пресвиторий разрешено входить мирянам, помогающим в богослужении и даже женщинам. С тех пор прихожане участвуют в богослужении уже не только как воспринимающая сторона, но, например, читают и поют с амвона вместо священника.
А дырки в ступеньках — это часть системы вентиляции этого конкретного храма. Вентиляция была задумана принудительной, но на необходимое оборудование денег не нашлось. Поэтому отверствия в настоящее время бессмысленны.
Это вид на молельный зал с балкончика, который тянется по противоположной от алтаря стене. На этом балконе стоят певчие — приходской хор. Всего певчих бывает человек десять-пятнадцать, что мало для храма, но приход небольшой и больше взять негде.
Тряпочкой накрыт маленький недорогой синтезатор. Настоящий орган — слишком дорогая и сложная штука для кемеровской церкви. Впрочем, для нетребовательных верующих звуки у инструмента вполне органные.
На балконе на отца Павла напал Никита Голованов с вопросами о том, как совмещается человеческая свобода и всеведение Господа…
Отец Павел отбивался как мог а Мог был крепким парнем…
Я предложил Никите прийти на следующий день со мной в группу катехизиса и позадавать вопросы, но он, конечно, не пришел. А зря. Меня там чуть не съели в воскресенье.
С балкона мы спустились в подвал. Там стоял, например, Священный Теннисный Стол Раскладной.
Здесь же находится приходской офис с обычной офисной мебелью и оргтехникой.
На каждой двери в храме, даже на дверях служебных помещений, вот такие буквы. Они имеют глубокий смысл, восходящий к ветхозаветной истории евреев, и обновляются каждый год при освящении помещения.
На стенах в храме висят картинки, нарисованные верующими — более или менее взрослыми. Картинки изображают сцены из церковной жизни или из Святого Писания.
Это главный стол храма. Ну, просто, самый большой стол. Он стоит в подвале, за ним проводятся собрания, а по вечерам и праздникам — общие трапезы. Так что этот зал еще и монастырская трапезная. Часть здания храма, где расположены жилые помещения для священнико в и монахинь — это настоящий монастырь. Постороним в монастырь вход закрыт.
Это уже известный вам зал, где иногда прихожане пытаются распять и съесть любопытствующих о церковной жизни кемеровских блогеров…
Портреты на стене — это руководители ордена редемптористов. Первый в ряду — основатель: неаполитанец Альфонс де Лигуори. Портреты не подписаны, потому что, как сказал отец Павел: «Это наша семья, вы ведь не подписываете имена на фотографиях в семейном альбоме».
Это герб ордена. Как видим, на нем глаз, который глупые юные кемеровчанки иногда считают знаком масонской ложи 🙂
В подвале стоит самодельный макет храма из картона. На нем детям объясняют, что к чему и для чего в церкви.
Нужные книги всегда должны быть под рукой у прихожан.
Кухня, на которой готовятся монастырские трапезы и праздничный угощения. Тесная и маленькая. Хотя, как видите, есть все, что нужно.
И, наконец, помещение, которое я до этого дня видел только в голливудских фильмах — исповедальня. Она скрыта за двумя дверьми в стене храма, сразу налево от входа.
Исповедальня разделена на два помещения. Одно — для священника, с двумя дверями. Это нужно, чтобы на входе-выходе священник не сталкивался с исповедуемым.
Второе — только с одной дверью и такой вот табуреткой. Сюда садится исповедуемый.
Два помещения исповедальни разделяет решетчатая перегородка. В принципе, как нам объяснили, перегородка может быть любой — стеклянной, матерчатой, металлической. Но обычно она выглядит именно так, как на фото. Решетка символизирует тюрьму, в которую себя помещает человек, потакая своим грехам.
Интересно, что в католичестве исповедь и причастие не связаны так жестко, как в православии. Кто не знает, в православной церкви вам будет дозволено причаститься только после исповеди. В католической можно исповедоваться и причащаться отдельно, вне всякой последовательности.
А это уже не в храме, конечно 🙂 На автобусной остановке. Все-таки, как богат нынче рынок духовных услух. Каких только видов спасения и умиротворения не предлагают. А у кого-то душа требует плохой поэзии с грамматическими ошибками…
Кто не пришел на экскурсию — зря. Хотя, храм открыт всегда, и вы можете посетить его в любой день. Тем более, вы теперь знаете в общих чертах, как он устроен.
Друзья! Проект «Свободный Кузбасстан» существует исключительно благодаря вашей доброте и участию! Я буду вести его до тех пор, пока вы готовы поддержать его хоть копейкой. Я надеюсь и рассчитываю на вас.

Киви-кошелек: +79069356795 (можно просто на этот телефонный номер закинуть, кстате) Paypal: ivanov_sibpress@mail.ru Карта Сбербанка: 4276260017956888

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх