Помост

Вопросы веры

Аминь

Что значит «Аминь» — история и смысл

Рубрика: Богослужения, Церковный этикет

Использование слова «Аминь» в Ветхом Завете

В иудаизме эпохи Ветхого Завета слово «аминь» являлось богослужебной «формулой», восклицанием, означающим подтверждение сказанного. Что значит «аминь»? С еврейского языка это слово переводится «да будет так», “правда”, “воистину”. В древности «аминь» был ответом молящегося народа, выражающим согласие, например, на проклятие или благословение. В основном слово «аминь» использовалось во время богослужения и применялось наравне с возгласом «аллилуйя» («восхваляйте Господа»). Впоследствии оно стало использоваться отдельно, в том числе в частной молитве вне храма.

Слово «аминь» часто служит во время православного богослужения

Что значит «Аминь» в Новом Завете

Слово «аминь» часто употребляется в текстах Нового Завета (более 100 раз). Значение его несколько отличается от ветхозаветного. Этим словом Иисус Христос несколько раз начинал свою речь. Оно означало «истинно говорю вам». При этом слово «аминь» сохранило свое значение как ответ молящегося народа на славословие, благословение, восхваление, пророчество.

Также оно стало употребляться при окончании текста. В Откровении от Иоанна Богослова (3:14) появляется новое значение слова «аминь». По смысловой нагрузке это имя Иисуса, так как «все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», во славу Божию через нас» (Второе послание апостола Павла к коринфянам, 1:20).

Использование слова «Аминь» в христианстве

Слово «аминь» употребляется в христианском богослужении с самого начала существования Церкви. Оно подтверждает уверенность в истинности сказанного. С 4 века сложилась традиция заканчивать практически все молитвы возгласом «аминь». Его могут произносить не только церковнослужители, но и просто молящиеся люди.

«Аминь» — интернациональное слово, оно во всех конфессиях и на всех языках используется без перевода.

Понимание слова «аминь» только в значении «окончания» является ошибочным. Его использование в конце фразы не связано с логическим завершение мысли. Согласно православной традиции, после молитв и благословений священнослужителей верующие произносят слово «аминь», при этом молящиеся осеняют себя крестным знамением.

Возглас «аминь» неоднократно произносится во время совершения Таинств. Например, в чине Крещения «аминь» произносят после каждого имени Пресвятой Троицы. В литургической практике, когда молящиеся говорят «аминь», то этим они свидетельствует об участии их в общей молитве, указывают на понимание смысла произнесенные священником слов молитв. Так проявляется диалогический характер в христианском богослужении.

«Христианин, желающий быть верным, должен ответить Богу единением со Христом; ибо единственно действенный Аминь это тот, который произносится Христом во славу Божию. Церковь произносит этот Аминь в единении с избранными на небесах, и никто не может его произнести, если не имеет на себе благодати Господа Иисуса. Потому и Священное Писание заканчивается словами: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами» (Откровение Иоанна Богослова: 22, 20-21).

Метки: аминь что значит, аминь что это, аминь что это значит, аминь это, что значит аминь, что такое аминь

Многие светские люди не знают, что означает аминь. Сейчас попытаемся конструктивно ответить на этот вопрос. Данное слово считается одним из наиболее употребляемых в Торе (Танахе) и Библии, а в повседневной жизни оно чаще всего используется в религиозном контексте. Обычно им завершается чтение молитв и других религиозных текстов, причем это не зависит от вероисповедания. Представители основных монотеистических религий, которые в качестве базовых постулатов используют положения из Торы, подтверждают истинность произнесенных собой выражений произнесением слова «амен» или «аминь».
В настоящее время оно распространено во многих языках, где имеет близкое значение. В арамейском языке оно определяется как «правда». В греческом и латинском основное его понятие – «истинно», хотя может употребляться в качестве слов «подтверждать» и «верить». В языке евреев помимо предложенных версий есть варианты: «верно», «бесспорно», «да будет так». Также родственными ему считаются слова «твердый» и «постоянный».
Есть две версии происхождения этого слова. Первые лингвисты предполагают, что слово «амен» (произносится «амэн») пришло к нам из древнегреческого словаря, в котором было обнаружено слово со сходным звучанием и таким же значением. С Балканского полуострова оно перекочевало на Апеннинский, где стало использоваться в ивритском и латинском языке. После разгрома римлянами Израиля, когда Европа наполнилась пленными иудеями, данное слово вошло и в еврейский обиход и стало звучать более мягко.
Вторая версия утверждает, что слово «амен» чисто еврейское слово, а не пришедшее из другого языка. Наоборот — как и многое другое оно взято другими религиями из иудаизма. Это аббревиатура (אל מלך נאמ), что, примерно, означает «Да будет так, как сказал Б-г».
В христианство слово «аминь» пришло уже из еврейского языка. На данный момент слово является интернациональным с некоторым искаженным произношением в разных языках.
Сейчас, когда роль религии в воспитательном процессе несколько утратила свои позиции, в молодежном сленге слово «аминь» частенько можно услышать в качестве шутливого завершения некоей фразы. И хотя у него действительно есть несколько значений, позволяющих использовать его в повседневной речи, чаще всего его употребление со стороны верующих выглядит кощунственно.

Приглашаем на наш Телеграм-канал.

Кто такой Аминь и почему до сих пор его знают по всему миру

Раскрытие семантики канонического (итифаллического) образа бога Амона.
Один из самых почитаемых богов Древнего Египта зачастую представал в «неподобающем» виде, смущая учёных-египтологов, думавших о чём-то своём и переносящих сокровенные мысли на объект исследования.
Разумеется, бог Амон (=Мин) выглядел эпатажно:

Но стоит ли хвататься за первую мысль, пришедшую в голову, и называть Амона богом плодородия? Попробуем разобраться в символизме его жестов, тем более что это не составляет труда.
Первое, что нужно отметить: итифаллический Амон всегда изображался в виде статуи, стоящей на подставке (на рисунке выделена синим цветом), поэтому бессмысленно говорить о её плодовитости. Очевидно, это древний и очень уважаемый предок, удостоившийся такой чести. Создание подобных статуй вождей характерно для африканской культуры, к которой древнеегипетская безусловно имеет прямое отношение:

Статуя африканского правителя.
Примечательно, что африканские вожди носили плетёные бородки,
как у египетских фараонов и богов, указывая на генетическую связь Африки с Древним Египтом
Итак, поднятая правая рука Амона — это знакомый нам жест. Так поднимают руку, когда дают клятву или приносят присягу:
«Поднятая ладонь — жест, означающий свидетельство или принятие клятвы.» («Энциклопедия символов», Дж.Купер, 1995).

Присягу принимает вице-президент США Майк Пенс.

Студенты медицинского института дают клятву Гиппократа.
В особо ответственных случаях задействуют и левую руку:

Клясться на Библии можно, когда она есть, но как поступали в Древности до её написания? И здесь нам придётся обратиться к её содержанию. Цитата из книги Джона Дэйвенпорта «Афродизиаки и антифродизиаки: три очерка о силах плодородия» (1-е издание — Лондон, 1869 год):
«…принося торжественную клятву, они возлагали руку на половые органы в знак её нерушимости. Когда Авраам, обращаясь к «рабу своему, старшему в доме его, управлявшему всем, что у него было», говорит: «…положи руку твою под стегно моё и клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что ты не возьмёшь сыну моему жены из дочерей Хананеев» (Быт. 24:2—3), и когда Иаков на смертном одре «призвал… сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашёл благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно моё и клянись, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте» (Быт. 47:29), — и в том, и в другом случае древнееврейский текст переведён неверно; учёные толкователи указывают, что в действительности слово это означает не «стегно», а «фаллос» <…> (Этот же обычай описывает Иосиф Флавий в «Иудейских древностях»: » совершаются таким образом: положив друг другу руки ниже бёдер, взывают затем к Господу Богу, как к свидетелю грядущего» (I, 16, 1)).
Обычай этот сохраняется в Египте даже и по сей день: многие путешественники утверждают, что арабы, исполняя воинское приветствие или принося торжественную клятву, кладут руку на вышеупомянутую часть тела. Подобный случай описывает генерал-адъютант Жюльен в письме к сотруднику Египетского института. Одного египтянина арестовали как шпиона и привели к генералу. Сообразив, что никто не понимает его заверений в невиновности, этот египтянин «задрал свою синюю рубаху и взявшись рукой за фаллос, замер на мгновение в театральной позе бога, клянущегося водами Стикса. Физиономия его словно бы говорила: “Теперь, когда в доказательство своей невиновности я принёс СТОЛЬ ужасную клятву, осмелитесь ли вы мне не поверить?” Жест его напомнил мне обычай времён Авраамовых приносить присягу, держа в руке детородный орган».»
Собственно, на 3-мерном изображении Амона мы видим в его исполнении фаллическую клятву, которая нашла отражение в Библии:

Таким образом, поза Амона однозначно говорит о том, что он даёт клятву. В редких случаях Осирис также давал фаллическую клятву:
Но если в Библии есть описание фаллической клятвы, то в ней, по-видимому, должен быть и древнеегипетский бог Амон. Действительно, он там присутствует в явном виде:
Откр. (3:14): И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия…
Греческий текст: «Kαὶ τῷ ἀγγέλῳ τῆς ἐν Λαοδικείᾳ ἐκκλησίας γράψον τάδε λέγει ὁ ἀμήν ὁ μάρτυς ὁ πιστὸς καὶ ἀληθινός ἡ ἀρχὴ τῆς κτίσεως τοῦ θεοῦ…»
Как видим, в древнегреческом «свидетель верный и истинный» именовался Амен — в точности как произносят в католической литургии в значении «быть по сему» («да будет так», «истинно», «воистину»). Всего в Библии — в Ветхом и Новом завете — имя бога Амона (греч. Амен или русск. Аминь. ) встречается 78 раз, что свидетельствует о его огромном значении в Древности. По сути, Амон был персонификацией клятвы — он ответствовал за сказанное, подтверждая истинность речений:
«Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса, и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь.» (Пс. 71:18).
Более того, в Библии прямым текстом говорится о «Боге истины»:
«И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьёт тебя Господь Бог, а рабов Своих назовёт иным именем, которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, – потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.» (Ис. 65:15-16)
И хотя его имя в цитате не называется, нет сомнения, что это Амон (Амен) — «свидетель верный и истинный», — именем которого заверяются наиболее важные речения.
Amen

аминь

(древнеевр. ‘amen — воистину, да будет так, греч. άμήν, лат. amen), в христ. молитвенной и богослужебной практике — заключительное слово славословия и др. молитв, выражающее утверждение или согласие. Возглас А., звучавший в ответ на славословие, проклятие или благословение, был частью в.-з. богослужения и служил свящ. знаком верности Богу. А. неоднократно встречается в в.-з. текстах (впервые — в Числ 5, 22), обычно — как часть славословия: «Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! Аминь, аминь!» (Пс 41, 14; см. также 1 Пар 16, 36; Неем 8, 6). А. нередко звучит в устах Иисуса Христа, когда Он стремится придать Своим словам особую убедительность. В НЗ А. употребляется также и как одно из имен Божиих (Откр 3, 14). А. уже в I в. использовалось в христ. традиции как завершение молитвы, о чем свидетельствуют тексты НЗ (Рим 16, 20.24; Гал 1, 5; Откр 5, 14), а также др. тексты (Юстин Философ, Апология I, 65, 3–4; Дидахе 10, 6). В лат. обряде А. завершает многие молитвы, гимны, песнопения, а также некоторые молитвенные формулы при совершении таинств и сакраменталий. Св. Иероним свидетельствует о деятельном участии верных в литургии, совершавшейся в рим. базиликах: «… звучит Аминь, подобно грому с неба». Ипполит Римский упоминает (Traditio Apostolorum 23, 6) об обычае произнесения А. причащающимися, подтверждающими т.о. свою веру в присутствие в евхаристическом Хлебе Христа. Сознательное и деятельное участие верующих в богослужении (SC 14) основано в т.ч. и на произнесении А., выражающем веру в осуществляющееся таинство. В ср.-век. зап. традиции хор пел А. по окончании малого славословия и большинства молитв, а также после Gloria и Credo во время мессы; в лютеранской традиции А. начали добавлять и к др. песнопениям. Уже в эпоху одноголосного пения возникла тенденция к выделению слова А. при помощи украшения его мелодическими распевами (наподобие возгласа аллилуйя). В эпоху многоголосного полифонического искусства А. подчеркивается еще больше: так, в первой сохранившейся многоголосной авторской мессе Г. де Машо А. отделяется от Gloria и Credo стилистически и звучит как самостоятельный раздел; с сер. XVI в. англ. композиторы сочиняли короткие полифонические А., а к сер. XVII в. сложилась традиция развернутых фугированных А. с многократным повторением этого слова (в т.ч. в качестве самостоятельных сочинений); наиболее яркие и грандиозные образцы А. встречаются в мессах И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, в оратории Г.Ф. Генделя Мессия.

М. Насонова

Среди русскоговорящих православных верующих слову «Аминь» редко придается особое значение, оно звучит, как заключение молитвы или конец псалма. Мало кто из христиан знает истинную ценность этого выражения, которое одинаково звучит на различных языках.

Значение и происхождение «Аминь» в разных религиях

Удивительный факт, на восточных, западных и славянских языках это слово звучит практически одинаково, кто-то произносит «Амен», другие говорят «Аминь», но при этом остается неизменным смысл. «Амен» означает завершающую истинность утверждения, которую можно понять, как «да будет так», «это верно», «истинно», «несомненно», «бесспорно».

Аминь в Ветхом Завете применялась как формула для одобрения зачитанного Закона

По утверждению Рабби Ханины, мудреца, жившего в эпоху создания Талмуда, аккламация «Амен» возникла, как обетование пребывания в Царстве Небесном после произношения выражения о том, что Бог является верным царем.

«Амен» произошло от слова «Аман», что в переводе означает быть верным, надежным. В еврейском переводе это является торжественным подтверждением обязательства в соблюдении клятвы и соглашения. При написании Псалмов эта эмфаза означала повеление остановиться и внимать. Другими словами, читая послание к Богу, следовало оставить все суетные мысли и внимательно осмыслить сказанное, чтобы получить ответ, следует иметь открытое сердце.

Древнерусские произведения, как правило, оканчивались словом «Истинно», «Амен» произносят мусульмане во время намаза. Это слово в переводе с еврейского языка имеет несколько смысловых комбинаций, его применяют, чтобы подчеркнуть:

  • твердость;
  • надежность;
  • постоянство;
  • веру;
  • доверие.

«Аминь» в Ветхом Завете означает согласие (3 Царств 1:36), одобрение принятого закона (Втор.27:15) или подтверждение клятвы (Числа 5:22). Иисусова молитва заканчивается этим словом, в посланиях Павла оно означает согласие верующих с восхвалением и благословением всего собрания.

Значение аккламации «Аминь»

  1. В конце фразы, молитвы, проповеди говорится утверждение истинности, оно в русскоязычных текстах часто заменяют словом «Верно».
  2. Часто русские писатели и поэты использовали это слово, чтобы подчеркнуть глубину слова «конец». Пушкин писал, что аминь забавам, а у Серафимовича сказано, что аминь человеку.
  3. В молитвах против нечистых сил это слово звучит, как заклинание, означающее «Рассыпься».
  4. Интересная трактовка пришла от индуистов, где этот религиозный термин звучит, как «АУМ». Данное восклицание является утверждением человека о том, что в нем находится Божественное присутствие, благодаря которому происходит гармония душевных сил.
  5. Христиане трактуют его, как имя Бога. Согласно высказыванию Иоанна Богослова (Откр. 3:14), Бог в послании Лаодикийской церкви назван Аминь, свидетелем верным и истинным, началом создания. Этим словом Исайя называет Бога истины.

История появления

Этот литургический термин впервые встречается в Ветхом Завете, в 3 Книге Царств Ванея сказал «аминь» на повеление старого и больного Давида помазать на царя его сына Соломона. Ванея призвал волю Божью на решение царя. Он одним словом как бы запечатал постановление на царствование Соломона. (3 царств. 1:36), утвердив постановление Бога.

Слово «Аминь» — еврейское, и в переводе на русский язык означает: — «да будет так»

Пророк Иеремия (Иер.11:5) также использует слово «Аминь» в качестве Божьей устной печати, когда Всевышний подтверждает свою клятву ввести народ Божий в землю, наполненную реками с молоком и медом. Через пророка Ананию Господь пообещал восстановить царство народа Божьего и вернуть все награбленное Навуходоносором богатство, на что пророк Иеремия ответил запечатывающим словом «Аминь!» (Иер. 28:6), что означает, что сбудутся слова Господние.

Уникальное утверждающее слово, означающее исполнение воли и клятвы Божьей,115 раз начинает или заканчивает текст в Новом Завете.

Важно! «Аминь» используется в молитвах, прошениях, воззваниях, как символ веры, Божьей печати, оно является утверждением, не вызывающим сомнения.

«Аминь» в православии

Этот термин начинает и заканчивает церковные и домашние православные служения, являясь словесной печатью, выражающей готовность христиан нести ответственность перед Богом. Православные священнослужители предостерегают от формального произношения клятв и молитв, чтобы исполнилось просимое в воззваниях к Богу.

Читайте о православной молитве:

  • Какой иконе молиться о здоровье
  • Как правильно молиться православным
  • Есть ли смысл обращаться и молиться к Богу

Аминь является одним из самых распространенных слов в богослужении Православной церкви

Часто этот литургический термин употребляется дважды, чтобы подчеркнуть важность святого послания, именно им заканчивается Библия, это является Божьей печатью на все богодухновенное послание христианам. В конце каждой молитвы христиане просят Творца скрепить Своей печатью молитвенное воззвание.

Важно! Словесную Божью печать произносят священники и прихожане, объединяясь в один характер богослужения, одну церковь, один Божий народ.

Что означает слово Аминь

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх