Помост

Вопросы веры

Анафора в литературе

Ана́фора (греч. anaphora — вынесение вверх) — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова, элементы или звуки. Например:

«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской…».
М. Ю. Лермонтов

«Город пышный, город бедный…».
А. С. Пушкин

«Будешь счастлив, Калистратушка, будешь жить ты припеваючи!».
Н. А. Некрасов

«Клянусь я первым днём творенья, клянусь его последним днём, клянусь позором преступленья…».
М. Ю. Лермонтов

«Как ни гнетёт рука судьбины, как ни томит людей обман, как ни браздят чело морщины…».
Ф. И. Тютчев

Чтобы легче было запомнить, можно называть анафору единоначатием: одно и то же начало каждой строки, предложения.

Анафора — один из видов лексического повтора (приём, когда в тексте повторяется слово, фраза или речевой оборот), наряду с эпифорой, анадиплосисом и симплокой.

В православии под анафорой подразумевается центральная, евхаристическая молитва. Т. е. такая молитва, которую читали при обряде освящения вина и хлеба. Анафору ещё называют вступительной молитвой.

Эпифора

Эпи́фора (от др. греч. epiphora — повторение; также эпистрофа) — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз из предыдущей строки в следующем ряду.

Если анафора — это единоначатие, то эпифора — это концовка.

Видом эпифоры является рифма (повторяются последние звуки слов). Например:

«Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости…».
А. С. Пушкин

«Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?».
Н. В. Гоголь

«— Ну, сыны?
Что, сыны?
Как, сыны? —
И сидели мы, выпятив груди…».
А. Т. Твардовский

«Струится нетихнущий дождь, томительный дождь…».
В. Я. Брюсов

Симплока

Симпло́ка (от др. греч. συμπλοκή — сплетение) — стилистическая фигура, включает в себя и эпифору, и анафору. То есть в каждом ряду повторяется его начало и конец, середина может отличаться. Например:

«Во поле берёза стояла.
Во поле кудрявая стояла…».
Русская народная песня

«Я пришёл, открой мне ворота, откуда я вышел.
Я пришёл войти в те ворота, откуда я вышел…».
В. Бутусов

Анадиплосис

Анади́плосис (от др. греч. ἀναδίπλωσις — сдвоенность) — повторение слова или нескольких слов предыдущей строки в начале следующей. Например:

«К нам вернулась она, молодая весна,
Молодая весна возвратилась!..».
М. А. Лохвицкая

Для чего используется анафора?

В литературе используется для того, чтобы речь звучала более выразительно и эмоционально, для драматического эффекта.

В СМИ (т. е. публицистических текстах — газетах, статьях, репортажах, интервью и т. д.) используется:

  • если текст объёмный и параграфы большие — для того, чтобы читатель при чтении не потерял основную мысль, объект, о котором идёт речь;
  • анафора позволяет каждый раз добавлять новую информацию; повторение того, о чём шла речь ранее, позволяет журналистам более подробно рассказать о каком-то событии или человеке;
  • при использовании анафоры более чётко прослеживается логика говорящего.

Виды анафоры

Лексическая анафора

Повторяются одни и те же слова:

«Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза…».
С. А. Есенин

Звуковая анафора

В начале рядов повторяются сочетания звуков:

«Грозой снесённые мосты,
Гроба с размытого кладбища…».
А. С. Пушкин

Морфемная анафора

Повторяются одни и те же части слов или морфемы:

«Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Чёрноглазую девицу,
Чёрногривого коня!..».
М. Ю. Лермонтов

Синтаксическая анафора

В тексте присутствуют одинаковые синтаксические конструкции:

«И в августе зацвел жасмин,
И в сентябре — шиповник,
И ты приснился мне — один
Всех бед моих виновник».
Анна Ахматова

«Как у нашей у яблонки
Ни верхушки нет, ни отросточек;
Как у нашей у княгинюшки
Ни отца нету, ни матери».
Свадебная песня

Строфическая анафора

Повторяются одни и те же элементы в начале нескольких строк (строф):

«Прославим, братья, сумерки свободы,
Великий сумеречный год!
В кипящие ночные воды
Опущен грузный лес тенет.
Восходишь ты в глухие годы —
О солнце, судия, народ.
Прославим роковое бремя,
Которое в слезах народный вождь берёт.
Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнёт.
B ком сердце есть — тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идёт».
О. Э. Мандельштам

Другими редкими видами анафоры являются ритмическая и паузная анафоры. Их применение связано с построением особой структуры стихотворения, использованием слов с определённым количеством слогов.

Анафора в «Слово о полку Игореве»

«Если б ты о битвах наших дней
Пел, скача по мысленному древу;
Если б ты, взлетев под облака,
Нашу славу с дедовскою славой
Сочетал на долгие века,
Чтоб прославить сына Святослава;
Если б ты Трояновой тропой
Средь полей помчался и курганов…».

«Кличет Див над ним с вершины древа,
Кличет Див, как половец в дозоре…».

«Уж не каркнет ворон в поле,
Уж не крикнет галка там,
Не трещат сороки боле,
Только скачут по кустам».

«Слава князю Игорю,
Буй-тур Всеволоду.
Владимиру Игоревичу!
Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!».

Смотрите также значения Эпитет, Метафора и Оксюморон.

Анафора

  • Евхаристическая молитва (Анафора) проф. И.А. Карабинов
  • Анафора — Епиклезис Хуан Матеос и Роберт Тафт
  • Анафора: опыт историко-литургического анализа проф. Н.Д. Успенский
  • Собрание древних литургий восточных и западных А.В. Белоусов
  • «Анафора» на русском жестовом языке Д.А. Заварицкий
  • Структура Евхаристического канона (Анафоры)

Ана́фора (от греч. ἀναφορά — возношение) — 1) центральная молитва Божественной литургии; нередко называемая евхаристическим каноном, содержащая благодарения Богу и прошение совершить чудо преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы; 2) (иногда) вся Литургия верных.

Свое название – «Анафора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу.

В греческих и славянских рукописях иногда анафорой обозначается вся литургия верных.

Общее замечание

Смысловым центром каждой евхаристической (полной) Литургии (святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, ап. Иакова и других) является таинство Евхаристии («Благодарения»), а центром текстуальным – евхаристический канон, или молитва евхаристической Анафоры, читаемая архиереем или священником над хлебом и вином, приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. Свое название – «Анафора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу.

Анафора, иначе именуемая Евхаристическим каноном, – «самый древний элемент богослужения всех Церквей» (иером. М. Арранц). У христиан византийской богослужебной традиции, к которым принадлежим и мы, слово «Анафора» уже, чем слово «Литургия». Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь». «Литургия» содержит всё чинопоследование (весь текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после Евхаристического канона.

В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора в основном читается священником в алтаре «тайно» (звучат лишь немногие, вырванные из контекста, тирады). А это лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Человек может всю жизнь ходить в храм, но пребывать в полном неведении о важнейшей богослужебной молитве; между тем, знание ее текста абсолютно необходимо христианину для осмысленного восприятия Литургии. Непосредственно перед началом анафоры – с возгласом «Станем добре!..» – в нашем храме зажигают «большой свет», а по ее окончании – гасят (спасибо и за это указание). Это хороший видимый ориентир при чтении текста анафоры. Жирным шрифтом отмечены громко звучащие возгласы; серым цветом выделены позднейшие вставки и дополнения, которых нет в древнем авторском тексте анафоры св. Иоанна Златоуста; в квадратных и круглых скобках – редакторские научные заголовки и пояснения, отсутствующие, разумеется, в богослужебном тексте Литургии.

АНАФОРА СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА
(по современному Служебнику)

Диак.: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити! Лик: Милость мира, жертву хваления. Свящ.: Благодать Госпо­да нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами. Лик: И со духом твоим. Свящ.: Горе имеим сердца. Лик: Имамы ко Господу. Свящ.:Благодарим Господа. Лик: Достойно и праведно! есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.

Свящ.: Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе (греч. Литургии) сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафи­ми, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, (возглашает:) победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща!

Лик: Свят, свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Свящ.: С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, во­пием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе преда­яше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непоро­ч­ныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек : Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов! Лик: Аминь. Свящ.: Подобне и чашу по вечери, глаголя:Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов! Лик: Аминь.

Свящ.: Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхожде­ние, одесную седение, второе и славное паки пришествие (возглашает): Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!

Лик:Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.

Свящ.: Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу (Литургию), и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия, Диак.: Благослови, владыко, святый хлеб. Свящ.:и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего. Диак.: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу. Свящ.: А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Диак.: Аминь. Благослови, владыко, обоя. Свящ.: Преложив Духом Твоим Святым. Диак.: Аминь, аминь, аминь.

Свящ.: Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставле­ние грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение. (Здесь священник молится, чтобы причастники обрели в Святых Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царства Небесного и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).

Свящ.: Еще приносим Ти словесную сию Службу о иже в вере почив­ших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедни­цех, еван­гелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся, (возглашает:) изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богоро­дице и Приснодеве Марии! (Свящ. приносит хода­тайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках и особенно «изрядно» – о Богородице.) Лик: Достойно есть яко воистину… (поется всем известный Богородичный гимн).

Свящ.: О святем Иоанне пророце… (продолжение воспоминаний – Иоанна Крестителя, апостолов, всех святых и вновь – усопших. Затем – поминовение церковной иерархии, моления о Церкви, о богохранимой стране нашей, о гражданских властях; затем священник возглашает:)

В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего (имярек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и госпо­дина нашего (Высоко)преосвященнейшего (имя и титул правящего архиерея), их же даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины! Лик: И всех и вся.

Свящ.: Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и стра­ну, и верою живущих в них. (И далее следует поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных…; поминает также поименно всех, кого хочет, и в завершение возглашает:)

И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! (Конечное славословие Божественного Имени – и окончание анафоры). Лик: Аминь. (Повернувшись к народу лицом, невидимый за алтарной завесой, священник громко благословляет народ:) И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!Лик: И со духом твоим. (В нашем храме гаснет «большой» свет.)

СОДЕРЖАНИЕ АНАФОРЫ

Основное содержание евхаристической анафоры, если прочесть ее как композиционно связный текст, сводится к следующему:

Префацио: благодарение Бога за творение мира и промысл; служба людей Творцу возводит к воспоминанию ангельского служения («жертва хваления»): «Свят, свят, свят» – Санктус, который переходит к искупитель­ным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с «установи­тельными словами». Далее (анамнесис) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…!»).

Эпиклезис начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.

В интерцессионес – моления о почивших («о всяком дусе (духе) праведном»); особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвятей…»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается громким славословием Имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, – что символизирует особую близость христиан к Богу.

Доц. Ю. Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия

Анафора святого Иоанна Златоуста (по греческому Евхологию «Barberini gr. 336», VIII в.)

Общие замечания

Смысловым центром каждой так называемой «полной» Литургии (то есть имеющей Евхаристический канон) – свв. Иоанна Златоуста, Василия Великого, ап. Иакова и других – является таинство Евхаристии (греческоеЭвхаристиа – буквально значит «Благодарение»), а центром текстуальным – молитва евхаристической анафоры, читаемая предстоятелем (архиереем или священником) над хлебом и вином, приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора читается «тайно», что лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Во всяком случае, знание ее текста абсолютно необходимо каждому христианину для осмысленного восприятия Литургии. Свое название – «Анафора» («Возношение»), молитва получила от того, что во время ее чтения священник «возносит» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу. .

Анафора, иначе именуемая Евхаристическим каноном – самый древний элемент богослужения всех Церквей. При этом следует учитывать, что у христиан византийской традиции (к которой принадлежим и мы, славяне) слово анафора уже, чем слово Литургия. Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь»! «Литургия» содержит всё чинопоследование (текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после евхаристического канона. До патриарха Никона (1652–1658), стремившегося максимально приблизить русский богослужебный обиход к любезному его сердцу греческому, вместо слова «Литургия» чаще употреблялся его не совсем точный русский перевод – «(Божественная) Служба». Поскольку же терминыЕвхаристия, Анафора, Литургия, Таинство Тела и Крови и другие обозначают различные аспекты одного и того же евхаристического служения, то они могут употребляться в литургической литературе в качестве синонимов.

Евхаристия – таинство Тела и Крови Господа, – установленная Им на Тайной Вечере, совершалась затем Его апостолами и позднейшими христианами «в воспоминание» этого события (Лк 22:19), – то есть в соединении с вечерней трапезой, в завершение которой над преломляемым хлебом и чашей произносились славословия и благодарения. Поэтому древнейшие анафоры (II–III вв.), известные науке, носят название анафор трапезного типа.

Начиная со II-го века происходит отделение Евхаристии от вечерней трапезы и перенесение ее на утро. В книге Завещания (II–III вв.) встречаем реальную службу: «хваление зари», чтения из Писания и евхаристию. В IV столетии в Антиохии отдельные элементы Анафоры – «хвалебные, жертвенные и трапезные – перерабатываются великими литургистами-богословами, и создаются классические анафоры антиохийского типа, которые, отвечая греческому вкусу эпохи, являются литературными шедеврами и в то же время очень глубокими богословскими трактатами. Такому типу принадлежат анафоры VIII-й книги Апостольских постановлений, св. Иакова, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и еще несколько десятков на греческом, сирийском, коптском, армянском и эфиопском языках» (иером. М. Арранц).

Этот процесс формирования композиционно и логически связной молитвы-анафоры протекал под знаком выкристаллизации элементов, которые в дальнейшем получили значение непременных в анафоре, а в литургической науке стали известны под названиями: префацио (praefacio), анамнесис (ajnavmnesi§), епиклесис (ejpivklesi§) и интерцессионес (intercessiones), то естьвведение, воспоминание, призывание и ходайства.

Приводимая здесь Анафора заимствована из древнейшего сохранившегося греческого (византийского) Служебника (Евхология), известного в науке как «Евхологий Барберини 336», VIII в., и хранящегося в Ватиканской библиотеке. Русский перевод (не всегда точный) см.: Собрание древних Литургий Восточных и Западных в переводе на русский язык. Вып. 2. СПб, 1875 (репринт: М., 1998). С. 124–129. Для настоящего занятия этот перевод выправлен по критическому изданию текста рукописи: L’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1–263) / Edizione a cura di S. Parenti ed. E. Velkovska. Roma, 1995, p. 31–38; Арранц М., иером. Избранные сочинения по литургике. Т. III. Евхологий Константинополя в начале XI в. Рим–М., 2003. С. 569–575.

Писцовые уставные ремарки и заголовки набраны курсивом; в угловых скобках – подразумеваемый Евхологием текст, не приведенный писцом ради экономии места (то же – многоточием без всяких скобок). Внесенные нами в текст современные заголовки и учебно-методические пояснения (разумеется, отсутствующие в рукописи) заключены в квадратные скобки. Сравните этот древнейший сохранившийся греческий текст Анафоры св. Иоанна Златоуста с текстом его же Анафоры в древнейшем (из сохранившихся) русском Служебнике: по изданию: Рубан Ю. Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ, Син. 604/343, конец XII – начало XIII в.): (Описание, тексты, комментарии). – Euchologion («Sluzebnik») Sancti Barlaami Chutynensis, finis XII – initium XIII seculi. – Museum Historicum Nationale (Mosquae). Sectio librorum manuscriptorum. Collectio synodalis, n 604/343 // Ученые Записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996; Рубан Ю. Древнейшая русская Литургия // София (Новгород), 1998. № 4. С. 11–14.

Священник

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами.

Народ: И со духом Твоим!

Священник: Горе будем иметь (вознесём) сердца!

Народ: Имеем (вознесём) ко Господу!

Священник: Будем благодарить Господа!

Народ: Достойно и справедливо!

Священник начинает Святое возношение (Анафору)

Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте владычества Твоего; ибо Ты – Бог неизреченный, недоведомый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, тождественно сущий: Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие, и падших восстановил опять, и не перестал совершать все, пока не возвел нас на небо и даровал будущее Царство. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого; за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неявные благодеяния Твои, совершившиеся на нас. Благодарим Тебя и за эту Службу (Литургию), которую Ты сподобил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, шестикрылые, многоокие, высоко парящие, окрылённые. Возглашает: Победную песнь поющие,.<вопиющие, взывающие и говорящие: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф…!»>

Священник тайно:

С этими силами, человеколюбивый Владыка, и мы возглашаем и говорим: Свят Ты и всесвят, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой; свят Ты и всесвят, и великолепна слава Твоя. Ты так возлюбил мир Твой, что отдал Сына Твоего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Который придя и исполнив всё домостроительство о нас, в ту ночь, в которую Он предал Себя, взяв хлеб в Свои святые и пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, преломил и подал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: Возглашает:»Примите, вкусите, это – тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов!» Подобным образом и чашу после вечери подал, говоря: «Пейте из нее все, это – кровь Моя нового завета (союза), за вас и за многих проливаемая для отпущения грехов!»

Народ: Аминь!

Священник тайно:

Итак, вспоминая эту спасительную заповедь и всё совершившееся ради нас: Крест, гроб, тридневное Воскресение, восшествие на небеса, сидение по правую руку , Второе и славное пришествие вновь, Возглашает: Твоё из Твоего принося Тебе по всему и для всего!

Народ: Тебя воспеваем!

Священник тайно говорит:

Еще приносим Тебе эту словесную и бескровную службу, и просим, и молимся, и умоляем: Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие Дары.

И, восстав, знаменует, говоря тайно:

И соделай этот хлеб драгоценным телом Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.

А то, что в этой чаше, – драгоценной кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.

Священник тайно:

Чтобы они были для причащающихся к трезвенности души, во оставление грехов, в общение Святого Твоего Духа, к достижению (исполнению) Царства, к дерзновению перед Тобой, не в суд или во осуждение.

Ещё приносим Тебе эту словесную службу о скончавшихся в вере отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, воздержниках и о всяком праведнике, скончавшемся (букв. достигшем совершенства!) в вере. Возглашает:Особенно пресвятой, пречистой, преславной, благословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!

святом Иоанне, Предтече и Крестителе, и святых и всеславных апостолах, и святого такого-то, память которого мы ныне совершаем, и всех святых Твоих, ради молитв которых призри на нас, Боже.

И помяни всех, скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной, и упокой их, где зрится свет лица Твоего.

Еще просим Тебя: помяни, Господи, всякое епископство православных, верно преподающих слово Твое истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнослужительский сонм.

Еще приносим Тебе эту словесную службу о Вселенной , о святой Твоей Кафо(т)олической и Апостольской Церкви, о пребывающих в чистоте и благочестивой жизни, о проводящих жизнь в горах, и пещерах, и ущельях земли; о благоверных царях, христолюбивой царице, всей палате и воинстве их. Дай им, Господи, мирное царствование, чтобы в мире их и нам проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте.

Во-первых помяни, Господи, архиепископа нашего (такого-то).

Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных, и спасение их.

Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих добро во святых Твоих церквах, и помнящих о бедных, и на всех нас ниспосли Твои милости. Возглашает: И дай нам одними устами и одним сердцем прославлять и <воспевать всечтимое и великолепное Имя Твое – Отца, и Сына, и Святого Духа, – ныне, и всегда, и во веки веков>! И будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

АНАФОРА СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА
(Структура. Темы основных разделов)

Д.: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити… Свящ.: Благодать Господа нашего Иисуса Христа… Горе имеим сердца (вознесём ввысь сердца). Люди: Имамы (имеем ) ко Господу. Свящ.: Благодарим Господа. Люди: Достойно и праведно!

Анафора

Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити… (1-я молитва анафоры, окончанием которой является возглас священника): Победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща. Люди: Свят, свят, свят, Господь Саваоф!…

С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем… (2-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает установительные слова Господа на Тайной вечере): Приимите, ядите, сие есть тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета!…

Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь… (3-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает): Твоя от твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!

Еще приносим Ти… .

И сотвори убо хлеб сей честное тело Христа Твоего. … А еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего. … Преложив Духом Твоим Святым (освящение Св. Даров).

Якоже быти причащающимся во трезвение души… (священник молится, чтобы причастники обрели в Св. Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царствия Небеснаго и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).

Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших, праотцех… (священник приносит ходатайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках «И о всяком дусе праведнем в вере скончавшемся»,особенно же – изрядно – о Богородице, – как свидетельствует завершающий молитву возглас): Изрядно о Пресвятей…!

О святем Иоанне пророце… (продолжение воспоминаний – Иоанна Крестителя, апостолов, всех святых и вновь – усопших. Затем – поминовение церковной иерархии, моления о Церкви, о богохранимой стране нашей.)

Священник возглашает: В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Алексия (Кирилла)… (патриарха), и господина нашего высокопреосвященнейшего… (правящего архиерея). Помяни, Господи, град сей, в немже живем… (и далее поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных…)

И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати… (конечное славословие Имени – и окончание Анафоры).

СОДЕРЖАНИЕ АНАФОРЫ

Основное содержание евхаристической анафоры, если прочесть ее как композиционно связный текст, сводится к следующему:

Префацио: благодарение Бога за творение мира и промысл; служба людей Творцу возводит к воспоминанию ангельского служения («жертва хваления»): «Свят, свят, свят» – Санктус, который переходит к искупительным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с установительными словами. Далее (анамнесис) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…»).

Эпиклезис начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.

В интерцессионес – моления о почивших («о всяком дусе праведном») – особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвятей»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается славословием Имени Св. Троицы: Отца и Сына и Св. Духа.

Материалы к курсу лекций «Основы православной литургики»
Доц. Ю. Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия

Что такое анафора. Примеры анафоры в художественной литературе

Анафора — это сти­ли­сти­че­ская фигу­ра речи, обо­рот поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в повто­ре­нии началь­ных созву­чий, частей слов, сло­во­со­че­та­ний и син­так­си­че­ских кон­струк­ций.

Узнаем. что такое ана­фо­ра в лите­ра­ту­ре. Приведем при­ме­ры ана­фо­ры в поэ­ти­че­ской и про­за­и­че­ской речи.

В худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре одним из средств созда­ния образ­ной и выра­зи­тель­ной речи явля­ет­ся ана­фо­ра. В пере­во­де с гре­че­ско­го этот линг­ви­сти­че­ский тер­мин бук­валь­но зна­чит «выне­се­ние, отне­се­ние».

Что такое анафора

АНАФОРА (греч. αναφορα — воз­вра­ще­ние, еди­но­на­ча­лие) — повто­ре­ние каких-либо сход­ных зву­ко­вых эле­мен­тов в нача­ле смеж­ных рит­ми­че­ских рядов (полу­сти­ший, строк, строф): «Наше ору­жие — наши пес­ни, Наше золо­то — зве­ня­щие голо­са».

Анафора — одна из фигур худо­же­ствен­ной речи. В про­из­ве­де­нии этот сти­ли­сти­че­ский при­ем исполь­зу­ет­ся худож­ни­ка­ми сло­ва с целью уси­ле­ния эмоционально-торжественного, воз­вы­шен­но­го тона, смыс­ло­во­го и логи­че­ско­го выде­ле­ния наи­бо­лее важ­ных мыс­лей, объ­еди­не­ния в одно целое раз­лич­ных по стро­е­нию и син­так­си­че­ско­му уров­ню кон­струк­ций.

Анафора пред­став­ля­ет собой обо­рот поэ­ти­че­ской речи, состо­я­щий в повто­ре­нии оди­на­ко­вых слов, выра­же­ний, зву­ко­вых соче­та­ний, син­так­си­че­ских постро­е­ний в нача­ле сти­хо­твор­ных строф, частей слож­но­го пред­ло­же­ния, фраз, пери­о­дов, абза­цев в про­за­и­че­ском худо­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии.

Примеры анафоры в литературе

Наиболее широ­ко ана­фо­ра рас­про­стра­не­на в поэ­ти­че­ских текстах:

Блажен, кто смо­ло­ду был молод,
Блажен, кто вовре­мя созрел…

(А. Пушкин)

Люблю лебе­дей,
Холодных и чистых, как Ладога.
Люблю лебе­дей,
Светящихся белы­ми лам­па­ми.
Люблю лебе­дей
За лёг­кость летя­щую линий.
Люблю лебе­дей —
Они вырас­та­ют из лилий.

(Г. Серебряков)

Анафора может быть зву­ко­вой, когда в нача­ле строк повто­ря­ют­ся толь­ко оди­на­ко­вые зву­ки или зву­ко­вые соче­та­ния. Приведем клас­си­че­ский при­мер зву­ко­вой ана­фо­ры:

Грозой сне­сен­ные мосты,
Гроба с раз­мы­то­го клад­би­ща.

(А.С. Пушкин)

Морфемная ана­фо­ра пред­по­ла­га­ет повто­ре­ние частей слов или одних и тех же мор­фем, как в сти­хо­тво­ре­нии «Узник» М.Ю.Лермонтова:

Черногла­зую деви­цу,
Черногри­во­го коня!..

В поэ­ти­че­ской и про­за­и­че­ской речи часто упо­треб­ля­ет­ся лек­си­че­ская ана­фо­ра, кото­рая состо­ит в повто­ре­нии оди­на­ко­вых слов в нача­ле стро­ки, стро­фы или каж­дой части пред­ло­же­ния в про­зе. Она при­да­ет остро­ту и выра­зи­тель­ность, под­чер­ки­вая извест­ные момен­ты, как лейт­мо­тив в музы­каль­ном про­из­ве­де­нии, напри­мер в этой стро­фе С. Есенина:

Край ты мой забро­шен­ный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос неко­ше­ный,
Лес да мона­стырь.

Всё раз­но­об­ра­зие, вся пре­лесть, вся кра­со­та сла­га­ет­ся из тени и све­та. (Л.Толстой)

Влюбиться не зна­чит любить. Влюбиться мож­но и нена­ви­дя. (Ф.Достоевский)

Будешь счаст­лив, Калистратушка!
Будешь жить ты при­пе­ва­ю­чи!

(Н.А. Некрасов. Калистрат)

Синтаксическая ана­фо­ра состо­ит в повто­ре­нии оди­на­ко­вых или одно­тип­ных син­так­си­че­ских кон­струк­ций, что созда­ет осо­бый эффект выра­зи­тель­но­сти худо­же­ствен­ной речи.

Есть кни­ги, кото­рые чита­ют­ся; есть кни­ги, кото­рые изу­ча­ют­ся тер­пе­ли­вы­ми людь­ми; есть кни­ги, что хра­нят­ся в серд­це нации. (Л.Леонов)

Быть может, вся Природа — моза­и­ка цве­тов?
Быть может, вся Природа — раз­лич­ность голо­сов?
Быть может, вся Природа — лишь чис­ла и чер­ты?
Быть может, вся Природа — жела­нье кра­со­ты?

(К. Бальмонт)

Как мы шли в ноч­ную сырость,
Как бежа­ли мы сквозь тьму —
Мы не ска­жем коман­ди­ру,
Не рас­ска­жем нико­му.

(М.А. Светлов. В раз­вед­ке)

Ко мне при­плы­ва­ла зеле­ная рыба,
Ко мне при­ле­та­ла белая чай­ка,
А я была дерз­кой, злой и весё­лой
И вовсе не зна­ла, что это — сча­стье.

(А.Ахматова. У само­го моря)

Приведем при­мер стро­фи­че­ской ана­фо­ры:

Мама,
У тебя такие ста­рые воло­сы…
Мама,
У тебя совсем моло­дые гла­за.
А в комо­де лежит отре­зан­ная моло­дость —
Длинная и чер­ная коса.

(Майя Румянцева. Баллада об отре­зан­ной косе)

Дополнительные мате­ри­а­лы по теме: «Что такое ана­фо­ра» и «Примеры ана­фо­ры в худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ре».

Анафора в литературе, прозе, рекламе и английском языке

4 / 5 ( 4 голоса )

Слово ἀναφορά означает «восхождение». Этот термин пришел в русский язык из древнегреческого и изначально, употребляя его, подразумевали отсылку к начальному слову, без которого сложно понять значение следующих выражений.

Со временем, понятие «анафора» изменило первоначальный смысл и приобрело значение «вынесение»: автор выносит один и тот же (или схожий) элемент речи в начало нескольких срок. Сегодня же данный термин имеет свое четкое определение:

Что такое анафора

Анафора — это стилистическая фигура речи, она заключается в повторении одних и тех же элементов (звуков, слов, фраз) в начале каждого параллельного ряда (строфы, стиха и т.д.)

Пример:

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона…
(С. А. Есенин)

Роль анафоры в стихотворении велика. Она придает стиху большую выразительность, образность и яркость. Этот прием является как бы своеобразным голосом поэта, помогает понять душевное и эмоциональное состояние автора.

Данная стилистическая фигура помогает автору подчеркнуть и выделить мысли, которые по его мнению являются наиболее значимыми.

Виды

В зависимости от того, какой элемент во фразе повторяется, анафоры группируются в следующие виды:

  1. Звуковая анафора — это повторение сочетания одних и тех же звуков.

    Например, в стихотворении А. С. Пушкина «Медный всадник» в начале строк повторяется не слово, а только его первые три буквы:

    «Грозой снесённые мосты, гробы с размытого кладбища…»

  2. Морфемная анафора — повторение морфем (корня, суффикса) или других частей слова.

    Так, например, в начале строк стихотворения Лермонтова «Узник»:

    «…Черноглазую девицу, черногривого коня!..»

    Повторяется корень «черн». Но не все слово.

  3. Лексическая анафора — повторение целых слов.

    Например, в строках из стихотворения Фета «Я пришел к тебе с приветом…» повторяется слово «рассказать»:

    «Я пришел к тебе с приветом,
    рассказать, что солнце встало,..
    рассказать, что лес проснулся…»

    Здесь лексической анафорой является слово «рассказать».

  4. Синтаксическая анафора — повторение синтаксических конструкций.

    Например:

    Брожу ли я вдоль улиц шумных,
    Вхожу ль во многолюдный храм,
    Сижу ль меж юношей безумных,
    Я предаюсь моим мечтам.
    (А. С. Пушкин)

  5. Строфическая анафора — повторение в начале каждой стихотворной строфы.

    Например:

    З е м л я!..
    От влаги снеговой
    Она ещё свежа.
    Она бродит сама собой
    И дышит, как дежа.
    З е м л я!..
    Она бежит, бежит
    На тыщи верст вперед.
    Над нею жаворонок дрожит
    И про неё поет.
    З е м л я!..
    Всё краше и видней
    (А. Т. Твардовский)

Примеры анафоры в стихах

Многие поэты при создании своих знаменитых произведений часто прибегали к использованию анафоры. Например, Анна Ахматова в стихотворении «Перед весной бывают дни такие» часто употребляет союз «и». Таким способом поэтесса передает свои эмоции, ощущаемые в данный момент:

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И лёгкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
И песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.

Алекандр Блок в цикле стихотворений «На поле Куликовом» использует лексическую анафору, повторяя слово «опять».

Пример:

«Опять с вековой тоскою
Пригнулись к земле ковыли,
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали…

Борис Пастернак в своем знаменитом стихотворении «Июль», прибег к использованию синтаксической анафоры, повторяя конструкцию «по дому бродит»:

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Одним из самых ярких примеров использования анафор разных видов является творчество А. Фета. В своих стихах автор часто прибегают к использованию различных видов анафор, а иногда в одном произведении комбинирует несколько.

Например:

Почему, как сидишь озаренной.
Над работой пробор наклоня,
Мне сдается, что круг благовонный
Все к тебе приближает меня?

Почему светлой речи значенья
Я с таким затрудненьем ищу?
Почему и простые реченья
Словно томную тайну шепчу?

В этом стихотворении Фет сочетает два вида анафор: лексическую «почему» и интонационную, поскольку каждая новая строфа начинается с вопроса.

Возможно, Вас заинтересует, что такое диафора.

Примеры анафоры в прозе

Анафора — стилистический прием, который можно встретить не только в стихотворной форме. В прозаических произведениях, многие авторы повторяют части предложений, фразы, абзацы.

Например:

«Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света».
(Л. Толстой)

Прозаическая анафора придает тексту ритм, и таким образом сближает его с поэзией.

Учреждение… Кто-то его учредил; с той поры оно есть; а до той поры было – одно время дно. Так гласит нам «Архив». Учреждение… Кто-то его учредил, до него была тьма; кто-то над тьмою носился; была тьма и был свет – циркуляр за номером первым…
(А. Белый)

Анафора в рекламе

На протяжении не одного столетия, анафора пользовалась и продолжает пользоваться популярностью среди авторов художественной литературы. Однако, данный стилистический прием можно встретить и в другом виде творчества, например, в рекламе.

Многие рекламные тексты, для их лучшего запоминания, построены по принципу повторения одного ключевого слова, группы слов либо целых предложений. И создатели рекламных текстов часто прибегают к анафоре.

Например:

«Новые компьютеры — новые доходы»,
Шампунь «Поляна» — с натуральными ингредиентами.
Шампунь «Поляна» — содержит пять целебных трав.
Шампунь «Поляна» — благотворно влияет на структуру волос.
Шампунь «Поляна» — и ваши волосы всегда прекрасны!

Анафора в английском языке

В английском языке, также как и в русском, встречается многообразие языковых средств, которые придают речи выразительность.

Анафору нередко можно встретить у зарубежных авторов:

What the hammer? What the chain? /Чей был молот, цепи чьи,
In what furnace was thy brain? / Чтоб скрепить мечты твои?
What the anvil? What dread grasp / Кто взметнул твой быстрый взмах,
Dare its deadly terrors clasp? /Ухватил смертельный страх?
(«The Tiger» by William Blake ; Перевод Бальмонта)
My heart’s in the Highlands, — Моё сердце – в горах
My heart is not here, — Моё сердце не здесь
My heart’s in the Highlands, — Моё сердце в горах
a chasing the dear. – Преследующее оленя

Анафора — что это такое? Примеры анафоры в стихотворениях

Повторение слов, звуков, выражений в конце смежных отрезков речи — это уже эпифора.

Анафора — стилистическая фигура, один из способов сделать речь более образной и выразительной (наряду с эпитетом, метафорой и другими приемами). В литературе задача анафоры — усилить эмоциональность и пафос произведения; также выделить наиболее важные мысли; объединить в целое различные компоненты; подчеркнуть категоричность высказывания.

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Борис Пастернак. «Определение поэзии»

Слово происходит от древнегреческого ἀναφορά — восхождение, возвращение, вынесение вверх. Ударение ставится на второй слог: ана́фора.

Анафора встречается и в устной речи, и в прозе.Например, в Библии: Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.

Любят анафору ораторы. Например, британский премьер-министр Уинстон Черчилль в своей речи после вступления Великобритании во Вторую мировую войну говорил:

Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш Остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся…

Уинстон Черчилль

Чаще других анафору используют поэты. Некоторые виды анафоры возможны только в стихах — например, ритмическая или строфическая анафора.

В поэзии анафора известна с давних времен — вот стихи древнегреческого поэта V века до нашей эры Анакреона (перевод С. Лурье):

Нежный цвет его кудрей,
Золотых, как луч заката,
Золотых, как мед пчелиный,
Тех кудрей, что так чудесно
Оттеняли нежный стан.

Виды анафоры: звуковая, лексическая, синтаксическая

Звуковая (фоническая) анафора — это повторение одних и тех же сочетаний звуков.

Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?

‎Афанасий Фет

Морфемная анафора — это повторение одних и тех же частей слов, слогов.

Черноглазую девицу,
Черногривого коня.

М.Ю. Лермонтов, «Узник»

Лексическая (словесная) анафора — это повторение одних и тех же слов. Она встречается чаще всего. В этом случае анафора — разновидность лексического повтора.

Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.

Владимир Высоцкий

Синтаксическая анафора — это повторение одних и тех же синтаксических конструкций:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

А.С. Пушкин. «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

Строфическая анафора — это повтор частей фразы в начале строф стихотворения.

Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.

Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.

И.А. Бродский. «В горах»

Различные типы анафор могут объединяться. Например, строфико-синтаксическая анафора — повторение одинаковых синтаксических конструкций в начале каждой строфы.

Плывет в тоске необъяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада…

Плывет в тоске необъяснимой
певец печальный по столице,
стоит у лавки керосинной
печальный дворник круглолицый,
спешит по улице невзрачной
любовник старый и красивый.
Полночный поезд новобрачный
плывет в тоске необъяснимой.

Плывет во мгле замоскворецкой,
пловец в несчастие случайный,
блуждает выговор еврейский
на желтой лестнице печальной…

Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони…

И.А. Бродский. «Рождественски романс»

Ритмическая анафора — это повторение ритма, пауз в параллельных отрезках речи. Например, в приведенном ниже стихотворении А.Фета ритмическая анафора заключается в паузировании третьей доли амфибрахической стопы в четных стихах (источник — А.П. Квятковский, «Поэтический словарь»)

Свеча нагорела. Портреты в тени.
Сидишь прилежно и скромно ты.
Старушке зевнулось. По окнам огни
Прошли в те дальние комнаты.

Никак комара не прогонишь ты прочь,
Поет и к свету все просится.
Взглянуть ты не смеешь на лунную ночь,
Куда душа переносится…
Афанасий Фет

Что такое метафора? Примеры метафоры в русском языке

Анафора и градация

Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией, то есть с постепенным повышением или понижением эмоционального характера слов в речи.

Подробнее читайте: Что такое градация. Примеры градации в литературе

Анафора в литературе. Примеры

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
Афанасий Фет

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Сергей Есенин

Быть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты?
Константин Бальмонт

Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это — счастье.
Анна Ахматова

Пляшет перед звездами звезда,
Пляшет колокольчиком вода,
Пляшет шмель и в дудочку дудит,
Пляшет перед скинией Давид.

Плачет птица об одном крыле,
Плачет погорелец на золе,
Плачет мать над люлькою пустой,
Плачет крепкий камень под пятой.
Арсений Тарковский

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Константин Симонов

Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Уильям Шекспир (перевод Бориса Пастернака)

Будет ласковый дождь, будет запах земли,
Щебет юрких стрижей от зари до зари,
И ночные рулады лягушек в прудах,
И цветение слив в белопенных садах.

Огнегрудый комочек слетит на забор,
И малиновки трель выткет звонкий узор.
И никто, и никто не вспомянет войну —
Пережито-забыто, ворошить ни к чему.

И ни птица, ни ива слезы не прольет,
Если сгинет с Земли человеческий род.
И весна… и весна встретит новый рассвет,
Не заметив, что нас уже нет.
Сара Тисдейл (перевод Льва Жданова)

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх