Помост

Вопросы веры

Андерсон ганс христиан

Ганс Христиан Андерсен

Биография

Мало на свете людей, кому не знакомо имя великого писателя Ганса Христиана Андерсена. На произведениях этого мастера пера, труды которого переведены на 150 языков мира, выросло не одно поколение. Почти в каждом доме родители читают детям перед сном сказки о Принцессе на горошине, Ели и маленькой Дюймовочке, которую полевая мышка пыталась выдать замуж за жадного соседа-крота. Или же ребятишки смотрят фильмы и мультики о Русалочке или о девочке Герде, мечтавшей вызволить Кая из холодных рук черствой Снежной королевы.

Портрет Ганса Христиана Андерсена

Мир, описанный Андерсеном, удивителен и прекрасен. Но вместе с волшебством и полетом фантазий в его сказках присутствует философская мысль, потому что творчество писатель посвящал и детям, и взрослым. Многие критики сходятся в том, что под оболочкой наивности и простого стиля повествования Андерсена кроется глубокий смысл, задача которого – дать читателю необходимую пищу для размышления.

Детство и юность

Ганс Христиан Андерсен (общепринятое русскоязычное написание, правильнее будет Ханс Кристиан) родился 2 апреля 1805 года в третьем по величине городе Дании – Оденсе. Некоторые биографы уверяли, что Андерсен – незаконнорожденный сын датского короля Кристиана VIII, но на самом деле будущий литератор рос и воспитывался в бедной семье. Его отец, которого также звали Ганс, трудился башмачником и едва сводил концы с концами, а мать Анна Мари Андерсдаттер работала прачкой и была малограмотной женщиной.

Ганс Христиан Андерсен

Глава семейства верил, что его родословная начиналась из знатной династии: бабушка по отцовской линии рассказала внуку, что их семья принадлежит к привилегированному социальному классу, однако эти домыслы не нашли подтверждения и с течением времени были оспорены. О родственниках Андерсена много слухов, которые и по сей день будоражат умы читателей. Например, поговаривают, что дедушку писателя – резчика по профессии – в городке считали сумасшедшим, потому что тот делал из дерева непонятные фигурки людей с крыльями, похожих на ангелов.

Дом, где родился и вырос Ганс Христиан Андерсен

Ганс-старший познакомил дитя с литературой. Он читал отпрыску «1001 ночь» – традиционные арабские сказки. Поэтому каждый вечер маленький Ганс окунался в волшебные истории Шахерезады. Также отец с сыном обожали совершать прогулки по парку в Оденсе и даже побывали в театре, который произвел на мальчика неизгладимое впечатление. В 1816 году отец писателя умер.

Реальный мир был для Ганса суровым испытанием, он рос эмоциональным, нервным и чувствительным ребенком. В таком душевном состоянии Андерсена виноваты местный задира, попросту раздающий тумаки, и учителя, ведь в те смутные времена наказания розгами были обыденным делом, поэтому будущий писатель считал школу непосильной пыткой.

Сказочник Ганс Христиан Андерсен

Когда Андерсен наотрез отказался посещать занятия, родители определили юношу в благотворительную школу для бедных детей. Получив начальное образование, Ганс стал учеником ткача, затем переквалифицировался в портного, а позже трудился на сигаретной фабрике.

Отношения с коллегами по цеху у Андерсена, мягко говоря, не заладились. Его постоянно смущали пошлые анекдоты и недалекие шутки рабочих, а однажды под общий гогот с Ганса стянули штаны, чтобы убедиться, мальчик он или девочка. А все потому, что в детстве литератор обладал тоненьким голосом и зачастую пел во время смены. Это событие заставило будущего писателя окончательно уйти в себя. Единственными друзьями юноши были деревянные куклы, некогда сделанные его отцом.

Ганс Христиан Андерсен

Когда Гансу исполнилось 14 лет, в поисках лучшей жизни он переехал в Копенгаген, который в то время считался «скандинавским Парижем». Анна Мари думала, что Андерсен уедет в столицу Дании ненадолго, поэтому отпустила горячо любимого сына с легким сердцем. Ганс покинул отчий дом, поскольку мечтал стать знаменитым, хотел познать актерское ремесло и играть на сцене театра в классических постановках. Стоит сказать, что Ганс был долговязым юношей с длинным носом и конечностями, за что и получил обидные прозвища «аист» и «фонарный столб».

Ганс Христиан Андерсен читает книгу детям

Также Андерсена дразнили в детстве «писателем пьес», потому что в доме мальчика был игрушечный театр с тряпочными «лицедеями». Старательный молодой человек с забавной внешностью создавал впечатление гадкого утенка, которого приняли в Королевский театр из жалости, а не потому, что тот прекрасно владел сопрано. На подмостках театра Ганс исполнял второстепенные роли. Но вскоре его голос стал ломаться, поэтому однокашники, считавшие Андерсена в первую очередь поэтом, посоветовали молодому человеку сконцентрироваться на литературе.

Ганс Христиан Андерсен

Йонас Коллин, датский государственный деятель, который заведовал финансами в период царствования Фредерика VI, очень любил непохожего на всех юношу и убедил короля оплатить образование молодого писателя.

Андерсен учился в престижных школах Слагельсе и Эльсинора (где сидел за одной партой с учениками, младшими его самого на 6 лет) за счет казны, хотя и не был рачительным учеником: Ганс так и не одолел грамоту и всю жизнь делал множественные орфографические и пунктуационные ошибки в письме. Позже сказочник вспоминал, что студенческие годы снились ему в кошмарных снах, потому что ректор постоянно критиковал юношу в пух и прах, а, как известно, Андерсен этого не любил.

Литература

При жизни Ганс Христиан Андерсен писал стихи, повести, романы и баллады. Но для всех читателей его имя прежде всего ассоциируется со сказками – в послужном списке мастера пера 156 произведений. Однако Ганс не любил, когда его называли детским писателем, и заявлял, что пишет как для мальчиков и девочек, так и для взрослых. Дошло до того, что Андерсен приказал, чтобы на его памятнике не было ни одного ребенка, хотя первоначально монумент должны были окружать дети.

Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Гадкий утенок»

Ганс обзавелся признанием и славой в 1829 году, когда опубликовал приключенческий рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». С тех пор молодой писатель не отходил от пера с чернильницей и писал литературные произведения одно за другим, в том числе и прославившие его сказки, в которые ввел систему высоких жанров. Правда, романы, новеллы и водевили давались автору тяжко – в моменты сочинительства его будто назло постигал творческий кризис.

Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Дикие лебеди»

Андерсен черпал вдохновение из обыденной жизни. По его мнению, в этом мире прекрасно все: и лепесток цветка, и маленький жучок, и катушка с нитками. Действительно, если вспомнить произведения творца, то даже каждая калоша или горошинка из стручка имеют удивительную биографию. Ганс основывался как на собственной фантазии, так и на мотивах народного эпоса, благодаря которым написал «Огниво», «Дикие лебеди», «Свинопас» и другие рассказы, опубликованные в сборнике «Сказки, рассказанные детям» (1837).

Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка»

Андерсен обожал делать протагонистами персонажей, которые ищут место в обществе. Сюда можно отнести и Дюймовочку, и Русалочку, и Гадкого утенка. Такие герои вызывают у автора симпатию. Все истории Андерсена от корки до корки пропитаны философским смыслом. Стоит вспомнить сказку «Новое платье короля», где император просит двух проходимцев сшить ему дорогое одеяние. Однако наряд получился непростым и состоял полностью из «невидимых нитей». Жулики заверили заказчика, что чрезвычайно тонкую ткань не увидят только глупцы. Таким образом, король щеголяет по дворцу в непотребном виде.

Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Дюймовочка»

Он и его придворные не замечают замысловатого платья, но боятся выставить себя глупцами, если признаются, что правитель расхаживает в чем мать родила. Эта сказка стала интерпретироваться как притча, а фраза «А король-то голый!» вошла в список крылатых выражений. Примечательно, что не все сказки Андерсена пропитаны удачей, не во всех рукописях писателя присутствует прием «deusexmachina», когда случайное стечение обстоятельств, спасающее главного героя (например, принц целует отравленную Белоснежку), словно по божьей воле появляется из ниоткуда.

Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине»

Ганс любим взрослыми читателями за то, что не рисует утопический мир, где все живут долго и счастливо, а, например, без зазрения совести отправляет стойкого оловянного солдатика в горящий камин, обрекая одинокого человечка на погибель. В 1840 году мастер пера пробует себя в жанре новеллы-миниатюры и публикует сборник «Книга с картинками без картинок», в 1849-м пишет роман «Две баронессы». Через четыре года выходит книга «Быть или не быть», но все попытки Андерсена утвердиться в качестве романиста оказались тщетны.

Личная жизнь

Личная жизнь несостоявшегося актера, но именитого писателя Андерсена – тайна, покрытая мраком. Поговаривают, что на протяжении всего существования великий писатель оставался в неведении относительно интимной близости с женщинами или с мужчинами. Бытует предположение, что великий сказочник был латентным гомосексуалистом (о чем свидетельствует эпистолярное наследие), он имел тесные дружеские отношения с приятелями Эдвардом Коллином, наследным герцогом Веймара и с танцовщиком Харальдом Шраффом. Хотя в жизни Ганса были три женщины, дело дальше мимолетной симпатии не зашло, не говоря уже о женитьбе.

Ганс Христиан Андерсен и Риборг Войгт

Первой избранницей Андерсена стала сестра товарища по школе Риборг Войгт. Но нерешительный юноша так и не отважился поговорить с объектом своего вожделения. Луиза Коллин – следующая потенциальная невеста писателя – пресекала любые попытки ухаживания и игнорировала пламенный поток любовных писем. 18-летняя девушка предпочла Андерсену состоятельного юриста.

Ганс Христиан Андерсен и Женни Линд

В 1846 году Ганс влюбился в оперную певицу Женни Линд, которую из-за звонкого сопрано прозвали «шведским соловьем». Андерсен караулил Женни за кулисами и одаривал красавицу стихами и щедрыми подарками. Но обаятельная девушка не спешила отвечать на симпатию сказочника взаимностью, а относилась к нему, как к брату. Когда Андерсен узнал, что певица вышла замуж за британского композитора Отто Гольдшмидта, Ганс погрузился в депрессию. Холодная сердцем Женни Линд стала прототипом Снежной королевы из одноименной сказки писателя.

Иллюстрация к сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева»

В любви Андерсену не везло. Поэтому неудивительно, что сказочник по приезде в Париж посещал кварталы красных фонарей. Правда, вместо того, чтобы распутствовать ночи напролет с фривольными барышнями, Ганс беседовал с ними, делясь подробностями своей несчастливой жизни. Когда один знакомый Андерсена намекнул ему, что тот посещает публичные дома не по предназначению, писатель удивился и посмотрел на собеседника с явным отвращением.

Памятник Гансу Христиану Андерсену

Также известно, что Андерсен был преданным поклонником Чарльза Диккенса, талантливые писатели познакомились на литературном собрании, которое устраивала графиня Блессингтон в своем салоне. После этой встречи Ганс писал в дневнике:

«Мы вышли на веранду, я был счастлив поговорить с ныне живущим писателем Англии, которого я люблю больше всего».

Через 10 лет сказочник вновь прибыл в Англию и пришел незваным гостем в дом Диккенса в ущерб его семье. С течением времени Чарльз прекратил переписку с Андерсеном, и датчанин искренне не понимал, почему все его письма остаются без ответа.

Смерть

Весной 1872 года Андерсен упал с постели, сильно ударившись об пол, из-за чего получил множественные травмы, от которых так и не сумел оправиться.

Могила Ганса Христиана Андерсена

Позже у писателя был обнаружен рак печени. 4 августа 1875 года Ганс скончался. Великий писатель похоронен на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Библиография

  • 1829 – «Путешествие пешком от канала Хольмен до восточного мыса острова Амагер»
  • 1829 – «Любовь на Николаевой башне»
  • 1834 – «Агнета и Водяной»
  • 1835 – «Импровизатор» (русский перевод – в 1844)
  • 1837 – «Только скрипач»
  • 1835–1837 – «Сказки, рассказанные для детей»
  • 1838 – «Стойкий оловянный солдатик»
  • 1840 – «Книга с картинками без картинок»
  • 1843 – «Соловей»
  • 1843 – «Гадкий утенок»
  • 1844 – «Снежная королева»
  • 1845 – «Девочка со спичками»
  • 1847 – «Тень»
  • 1849 – «Две баронессы»
  • 1857 – «Быть или не быть»

Биография Андерсена

Ганс Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн (Дания). Отец Андерсена был сапожником и, по воспоминаниям самого Андерсена , «богато одаренной поэтической натурой». Он и привил будущему литератору любовь к книгам: по вечерам читал вслух Библию, исторические романы, новеллы и рассказы. Для Ганса Христиана отец построил домашний кукольный театр, а пьесы его сын сочинял уже сам. К сожалению, башмачник Андерсен прожил недолго и умер, оставив жену, маленьких сына и дочь.

Мать Андерсена происходила из бедной семьи. В своей автобиографии сказочник вспоминал рассказы матери о том, как в детстве ее выгоняли из дома, чтобы просить милостыню… После смерти мужа мать Андерсена стала работать прачкой.

Начальное образование Андерсен получил в школе для бедняков. Там преподавали только Закон Божий, письмо и арифметику. Учился Андерсен плохо, уроков почти не готовил. Гораздо с большим удовольствием он рассказывал друзьям вымышленные истории, героем которых был сам. Этим историям, разумеется, никто не верил.

Первым произведением Ганса Христиана стала пьеса «Карась и Эльвира», написанная под влиянием Шекспира и других драматургов. Доступ к этим книгам сказочник получил в семье соседей.

1815 год – первые литературные работы Андерсена . Результатом чаще всего становились насмешки ровесников, от которых впечатлительный автор только страдал. Мать едва не отдала сына в ученики к портному, чтобы прекратить издевательства и занять его настоящим делом. К счастью, Ганс Христиан упросил отправить его учиться в Копенгаген.

1819 год – Андерсен уезжает в Копенгаген, намереваясь стать актером. В столице он устраивается в королевский балет учеником-танцовщиком. Актера из Андерсена не вышло, но в театре заинтересовались его драматургическими и стихотворными опытами. Гансу Христиану позволили остаться, обучаться в латинской школе и получать стипендию.

1826 год – выходят несколько стихотворений Андерсена («Умирающее дитя» и др.)

1828 год – Андерсен поступает в университет. В этом же году публикуются его первая книга «Путешествие пешком от Гальменского канала до острова Амагера».

Отношение общества и критиков к новоявленному писателю было неоднозначно. Андерсен становится известным, но над ним смеются за орфографические ошибки. Его уже читают за границей, но с трудом переваривают особый стиль писателя, считая его тщеславным.

1829 год – Андерсен живет в нищете, его кормят исключительно гонорары.

1830 год – написана пьеса «Любовь на Николаевой башне». Постановка состоялась на сцене Королевского театра в Копенгагене.

1831 год – выходит роман Андерсена «Путевые тени».

1833 год – Ганс Христиан получает Королевскую стипендию. Он отправляется в путешествие по Европе, по пути активно занимаясь литературным творчеством. В дороге были написаны: поэма «Агнета и моряк», сказка-повесть «Ледяница»; в Италии начат роман «Импровизатор». Написав и издав «Импровизатора», Андерсен становится одним из самых популярных писателей в Европе.

1834 год – Андерсен возвращается в Данию.

1835 – 1837 годы – изданы «Сказки, рассказанные для детей». Это был трехтомный сборник, куда вошли «Огниво», «Русалочка», «Принцесса на горошине» и др. Снова нападки критики: сказки Андерсена объявлены недостаточно поучительными для воспитания детей и слишком легкомысленными для взрослых. Тем не менее, до 1872 года Андерсеном было издано 24 сборника сказок. По поводу критики Андерсен писал своему другу Чарльзу Диккенсу: «Дания — такая же гниль, как гнилые острова, на которых она выросла!».

1837 год – выходит роман Г. Х. Андерсена «Только скрипач». Годом позже, в 1838, написан «Стойкий оловянный солдатик».

1840-е годы – написан ряд сказок и новелл, которые Андерсен издавал в сборниках «Сказки» с сообщением, что произведения адресованы и детям, и взрослым: «Книга картин без картин», «Свинопас», «Соловей», «Гадкий утенок», «Снежная королева», «Дюймовочка», «Девочка со спичками», «Тень», «Мать» и пр. Особенность сказок Ганса Христиана в том, что он первым обратился к сюжетам из жизни обычных героев, а не эльфов, принцев, троллей и королей. Что касается традиционного и обязательного для жанра сказки счастливого финала, с ним Андерсен расстался еще в «Русалочке». В своих сказках, по собственному утверждению автора, он «к детям не обращался». Этот же период – Андерсен все же становится известен как драматург. Театры ставят его пьесы «Мулат», «Первенец», «Грезы короля», «Дороже жемчуга и злата». Собственные произведения автор смотрел из зрительного зала, с мест для простой публики. 1842 год – Андерсен путешествует по Италии. Пишет и издает сборник путевых очерков «Базар поэта», ставший предвестником автобиографии. 1846 – 1875 годы – без малого тридцать лет Андерсен пишет автобиографическую повесть «Сказка моей жизни». Это произведение стало единственным источником сведений о детстве знаменитого сказочника. 1848 год – написана и издана поэма «Агасфер». 1849 год – публикация романа Г. Х. Андерсена «Две баронессы». 1853 год – Андерсен пишет роман «Быть или не быть». 1855 год – путешествие писателя по Швеции, после которого написан роман «В Швеции». Интересно, что в романе Андерсен освещает развитие новых для того времени технологий, демонстрируя хорошее их знание. О личной жизни Андерсена известно немногое. За всю жизнь писатель так и не обзавелся семьей. Зато часто он был влюблен «в недосягаемых красавиц», причем эти романы были достоянием общественности. Одной из таких красавиц была певица и актриса Иени Линд. Их роман был красивым, но закончился разрывом – кто-то из влюбленных посчитал свое дело более важным, чем семья. 1872 год – Андерсен впервые переживает приступ болезни, от которой ему уже не суждено было вылечиться. 1 августа 1875 года – Андерсен умирает в Копенгагене, в своей вилле «Ролигхед».

Культура

Ханс Кристиан Андерсен известен во всем мире. Но вот вы, например, знали, что он умер девственником?

Все читали «Русалочку», «Новое платье короля» и «Гадкого утенка». Но что мы знаем о самом Хансе Кристиане Андерсене (в старых переводах Ганс Христиан — прим. перев.), известнейшем из датских писателей?

«С ним было трудно ладить, и он был очень погружен в себя. При этом он был очень стеснительный, особенно в том, что касается вопросов пола и отношений с женщинами», — рассказывает Йос Нёррегор Франнсен (Johs Nørregaard Frandsen), литературовед из Центра Андерсена при Университете Южной Дании.

Вот десять фактов о великом сказочнике, которые не все знают.

1) Приехал в Копенгаген подростком один-одинешенек

Андерсен мечтал стать танцором, актером или певцом. Поэтому всего через несколько месяцев после конфирмации (обряд приема в церковную общину у католиков и протестантов — прим. перев.) он бросил родной Оденсе и отправился в Копенгаген. Ему было всего 14.

«Андерсен был честолюбив и хотел прославиться. Он был завзятый театрал, и, на его счастье, единственный театр в Дании, кроме столицы, тогда был именно в его родном Оденсе», — объясняет Йос Нёррегор Франнсен.

2) Андерсена влекло к мужчинам

Молодому Андерсену нравились мужчины или женщины? А может, и те, и другие? Этот вопрос много лет не дает покоя литературоведам.

«Его влекло к мужчинам. Мы живем в совсем другую эпоху, и кое-что в его дневниках нам покажется „голубым». Но можно сказать, что его сексуальность была скована», — объясняет Йос Нёррегор Франнсен.

3) Умер девственником

С сексом у Андерсена отношения, по всей видимости, не сложились. Половой жизнью он, считай, не жил вовсе.

«У него в дневнике попадаются крестики. Некоторые полагают, что так он отмечал свои занятия онанизмом. Может, это что-то другое. Но вообще интимной близости он боялся, и считается, что он умер девственником», — говорит Йос Нёррегор Франнсен.

4) «Русалочка» стала возрождением Диснея

Сказка «Русалочка» в 1989 легла в основу диснеевского мультфильма, ознаменовавшего собой золотую эру коммерческой мультипликации.

Но если сравнить ее с оригиналом 1837 года, разница будет большая.

«Диснеевская „Русалочка» — совсем не то же самое, что „Русалочка» Андерсена. У Диснея главная героиня — девочка-подросток, и, кроме того, у мультфильма счастливый конец», — отмечает Йос Нёррегор Франнсен.

Сейчас Дисней готовит римейк классического мультфильма, который выйдет в 2020 году.

5) В XIX веке мало кто из датчан фотографировался чаще Андерсена

А вот фотографий Андерсен не боялся. Даже наоборот.

«Андерсен не упускал ни единого случая быть запечатленным на пленку», — говорит куратор музея Оденсе Ане Грум Швенсен (Ane Grum Schwensen)

Он — один из немногих датчан XIX века, чьи фотографии дошли до нашего времени.

«Сохранилось 236 различных снимков Андерсена, это едва ли не больше, чем у всех его современников», — отмечает историк и автор книги «Андерсен в фотографиях» Тове Таге (Tove Thage)

6) Переводов Андерсена на разные языки столько же, как переводов Библии

Во всем мире найдется немного авторов, чьи работы переведены на столько языков, говорит Йос Нёррегор Франнсен.

«Его сказки изданы на 180 языках. Среди датских писателей никто и рядом не стоял. Получается, что Андерсен в одной лиге с Уильямом Шекспиром и Библией».

Музей в Оденсе собирает все переводы сказочника.

7) Закалял характер, наблюдая за казнью

Когда Андерсен ходил в латинскую гимназию города Слагельсе, директор Симон Мейслинг (Simon Meisling) решил, что зрелище казни — важная часть воспитания учеников. В своем романе «Сказка моей жизни» писатель вспоминает, как ему пришлось наблюдать за казнью 17-летней девушки в городке Скельсёр.

«Директор Мейслинг решил, что зрелище окажет на студентов благотворное влияние. Однако впечатление это произвело самое ужасное — особенно на Андерсена», — говорит куратор Ане Грум Швенсен.

В те времена публичная расправа считалась праздничным событием.

8) Сказки Андерсена — классное чтение в китайских школах

В Китае Андерсен — самый известный иностранный писатель, и его сказки с 1929 года входят в обязательную школьную программу по всей стране.

«Китайцы знают Андерсена назубок, даже нам, датчанам, до них далеко», — говорит Тове Таге.

Сам Андерсен в Китае не был, но китайская культура его привлекала. Сказка «Соловей» рассказывает историю китайской семьи.

9) В высшей лиге по статуям

После Иисуса и Будды Андерсен на третьем месте в мире по количеству статуй, объясняет куратор Нильс Бьёрн Фрис (Niels Bjørn Friis).

«Если считать героев его сказок, то Андерсен уступает разве что Иисусу и Будде».

10) Носил башмаки 47 размера

В музее Оденсе можно полюбоваться на ботинки Ханса Кристиана Андерсена длиной 33 сантиметров. Это 47 размер. Выделялся сказочник и ростом. Со своими 185 см Андерсен был на голову выше современников. Среднестатистический мужчина XIX века был на 25 сантиметров ниже.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Ганс Христиан Андерсен – великий, одинокий и странный сказочник

Один из величайших сказочников человечества обижался даже на то, что его называют «детским писателем». Он утверждал, что его произведения адресованы всем и считал себя солидным, «взрослым» писателем и драматургом.

В статье использованы фото и изображения из архивов музеев Г.-Х. Андерсена в Оденсе и Копенгагене

2 апреля 1805 года в семье башмачника Ганса Андерсена и прачки Анны Мари Андерсдаттер в городе Оденсе, расположенном на одном из датских островов – Фюне, родился единственный сын – Ганс Христиан Андерсен.

Деда Андерсена, Андерса Хансена, резчика по дереву, считали в городе сумасшедшим. Он вырезал странные фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями.

Бабушка Андерсена-старшего рассказала ему о принадлежности их предков к «высшему обществу». Исследователи не нашли подтверждений этой истории в родословной сказочника.

Возможно, Ганс Христиан полюбил сказки благодаря своему отцу. В отличие от своей жены, тот знал грамоту, и читал сыну вслух разные волшебные истории, в том числе – «Тысячу и одну ночь».

Существует также легенда о королевском происхождении Ганса Христиана Андерсена. Он якобы был незаконным сыном короля Кристиана VIII.

В ранней автобиографии сам сказочник писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, будущим королём Фредериком VII, сыном Кристиана VIII. У Ганса Христиана, по его версии, не было друзей среди уличных мальчишек – только принц.

Дружба Андерсена с Фритсом, утверждал сказочник, продолжилась и во взрослом возрасте, до самой смерти короля. Писатель рассказывал, что он был единственным человеком, за исключением родственников, кого допустили к гробу покойного.

Отец Ганса Христиана умер, когда тому было 11 лет. Мальчика отправили учиться в школу для бедных детей, которую он посещал время от времени. Он подрабатывал подмастерьем у ткача, затем у портного.

С самого детства Андерсен был влюблен в театр и нередко разыгрывал кукольные представления у себя дома.

Витая в собственных сказочных мирах, он рос чувствительным, ранимым мальчиком, ему тяжело давалась учёба, а не самая эффектная внешность почти не оставляла шансов на театральный успех.

В 14 лет Андерсен отправился в Копенгаген, чтобы стать знаменитым, и со временем это ему удалось!

Однако, успеху предшествовали годы неудач и ещё большей бедности, чем та, в которой он жил в Оденсе.

У юного Ганса Христиана было прекрасное сопрано. Благодаря ему, его взяли в хор мальчиков. Вскоре его голос стал меняться и его уволили.

Он попытался стать танцором в балете, но тоже не преуспел. Долговязый, нескладный с плохой координацией – танцор из Ганса Христиана получился никудышный.

Он попробовал заниматься физическим трудом – опять без особого успеха.

В 1822 году семнадцатилетнему Андерсену наконец-то повезло: он познакомился с Йонасом Коллином (Jonas Collin) – директором Королевского Датского театра (De Kongelige Teater). Ганс Христиан в то время уже пробовал свои силы в сочинительстве, писал он, правда, в основном стихи.

В 1822 году впервые было опубликовано его прозаическое сочинение «Призрак могилы Палнатоки».

Йонас Коллин был знаком с творчеством Андерсена. По его мнению, у молодого человека были задатки большого писателя. Он смог убедить в этом короля Фредерика VI. Тот согласился частично оплатить образование Ганса Христиана.

Следующие пять лет молодой человек учился в школах в Слагельсе (Slagelse) и Хельсингёра (Helsingør). Оба расположены недалеко от Копенгагена. Замок Хельсингёра всемирно известен, как место действия пьесы Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский»

Ганс Христиан Андерсен не был выдающимся учеником. К тому же, он был старше своих одноклассников, они дразнили его, а учителя смеялись над сыном неграмотной прачки из Оденсе, который собирался стать писателем.

Вдобавок, как предполагают современные исследователи, у Ганса Христиана, скорее всего, была дислексия. Вероятно, именно из-за неё он плохо учился и писал до конца жизни по-датски с ошибками.

Андерсен называл годы учёбы самым горьким временем своей жизни. Каково ему приходилось прекрасно описано в сказке «Гадкий утёнок».

В 1827 году из-за постоянных издевательств Йонас Коллин забрал Ганса Христиана из школы в Хельсингёре и перевёл на домашнее обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен сдал экзамен, свидетельствовавший о завершении им среднего образования и позволявший продолжить обучение в Копенгагенском университете.

Годом позже к молодому писателю пришёл первый успех после публикации рассказа, комедии и нескольких стихотворений.

В 1833 году Ганс Христиан Андерсен получил королевский грант, который позволил ему отправиться в путешествие. Следующие 16 месяцев он провёл в поездке по Германии, Швейцарии, Италии и Франции.

Италия особенно полюбилась датскому писателю. За первым путешествием последовали другие. Всего на протяжении жизни он примерно 30 раз отправлялся в длительные заграничные поездки.

В общей сложности он провёл в путешествиях около 15 лет.

Многие слышали фразу «путешествовать значит жить». Не все знают, что это – цитата из Андерсена.

Помимо своих сказок он известен, как автор рассказов о путешествиях – в наши дни он был бы популярным травел-блогером.

Художник Карл Хартманн (1718-1857). Портрет Х.К. Андерсена.1845 г. Картина находится в замке Грестен, Дания.

В 1835 году вышел первый роман Андерсена «Импровизатор», ставший популярным сразу же после публикации. В этом же году был напечатан сборник сказок, тоже заслуживший похвалы читающей публики.

Четыре сказки, включённые в книгу, были написаны для маленькой девочки по имени Иде Тиеле, дочери секретаря Академии художеств. Всего Ганс Христиан Андерсен опубликовал около 160 сказок – несмотря на то, что сам не был женат, не имел, и не особенно любил детей.

В начале 1840-ых годов писатель начал приобретать известность за рубежами Дании. Когда в 1846 году он приехал в Германию, а следующем году – в Англию его принимали там уже, как иностранную знаменитость.

В Великобритании сына башмачника и прачки приглашали на великосветские приёмы. На одном из них он познакомился с Чарльзом Диккенсом.

Незадолго до смерти Ганса Христиана Андерсена его признали в Англии величайшим из живущих писателей.

Между тем, в викторианскую эпоху, его произведения публиковались в Великобритании не в переводах, а в «пересказах». В оригинальных сказках датского писателя много печали, насилия, жестокости и даже смерти.

Они не соответствовали представлениям британцев второй половины XIX века о детской литературе. Поэтому, перед публикацией на английском языке из произведений Ганса Христиана Андерсена изымали наиболее «недетские» фрагменты.

По сей день в Великобритании книги датского писателя выходят в двух сильно отличающихся друг от друга вариантах – в классических «пересказах» викторианской эпохи и в более современных переводах, соответствующих исходным текстам.

Андерсен был высок ростом, худощав и сутул. Он любил ходит в гости и никогда не отказывался от угощения (возможно, сказывалось голодное детство).

Однако, он и сам был щедр, угощал друзей и знакомых, приходил им на выручку и старался не отказывать в помощи даже незнакомцам.

Характер при этом у сказочника был весьма скверный и тревожный: он боялся ограблений, собак, потери паспорта; боялся погибнуть в огне, поэтому всегда возил с собой веревку, чтобы во время пожара выбраться через окно.

Ганс Христиан Андерсен всю жизнь мучился от зубной боли, и всерьёз считал, что от количества зубов во рту зависит его плодовитость как автора.

Сказочник боялся отравления – когда скандинавские дети скинулись на подарок любимому писателю и прислали ему самую большую в мире коробку шоколадных конфет, тот в ужасе отказался от гостинца и отправил его своим племянницам ( о том, что детей он не особенно любил мы уже упоминали).

В середине 1860-ых годов Ганс Христиан Андерсен стал обладателем автографа русского поэта Александра Пушкина.

Путешествуя по Швейцарии, он в августе 1862 года познакомился с дочерьми русского генерала Карла Мандерштерна. В своём дневнике он описывал частые встречи с молодыми женщинами, во время которых они много говорили о литературе и искусстве.

В письме от 28 августа 1868 года Андерсен писал: «Я рад знать, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я частично знаю, начиная от Карамзина до Пушкина и вплоть до новейшего времени».

Старшая из сестёр Мандерштерн, Елизавета Карловна, пообещала датскому писателю раздобыть для его коллекции рукописей автограф Пушкина.

Своё обещание она смогла выполнить спустя три года.

Благодаря ей, датский писатель стал обладателем страницы из тетради, в которую в 1825 году, готовя к публикации свой первый сборник стихотворений, Александр Пушкин переписал несколько отобранных им произведений.

Находящийся ныне в собрании рукописей Андерсена в Копенгагенской королевской библиотеке пушкинский автограф – всё, что сохранилось от тетради 1825 года.

Вильхелм Педерсен (1820-1859) был первым иллюстратором сказок и историй Ханса Кристиана Андерсена. Иллюстрация к сказке «Принцесса на горошине».

Среди друзей Ганса Христиана Андерсена были и королевские особы. Точно известно, что ему покровительствовала датская принцесса Дагмар, будущая императрица Мария Фёдоровна, мать последнего российского императора Николая Второго.

Принцесса была очень добра к пожилому писателю. Они подолгу разговаривали, гуляя по набережной.

Ганс Кристиан Андерсен был среди тех датчан, кто провожал её в Россию. После расставания с юной принцессой он записал в своем дневнике: «Бедное дитя! Всевышний, будь милостив к ней и милосерден. Страшна её судьба».

Предвидение сказочника сбылось. Марии Фёдоровне было суждено пережить умерших страшной смертью мужа, детей и внуков.

В 1919 году ей удалось покинуть охваченную гражданской войной Россию. Она скончалась в Дании в 1928 году.

Художник: Маковский Владимир Егорович. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III. 1912 г

У исследователей биографии Ганса Христиана Андерсена нет однозначного ответа на вопрос о его сексуальной ориентации. Он, несомненно, хотел нравится женщинам. Однако, известно, что он влюблялся в девушек, с которыми у него не могли возникнуть отношения.

Кроме того, он был очень застенчив и неловок, особенно в присутствии женщин. Писатель знал об этом, что только усиливало его неловкость при общении с противоположным полом.

В 1840 году в Копенгагене он встретил девушку по имени Дженни Линд. 20 сентября 1843 года он записал в своем дневнике «Я люблю!». Он посвящал ей стихи и писал для неё сказки. Она же обращалась к нему исключительно «братец» или «дитя», хотя ему было под 40, а ей – всего 26 лет. В 1852 Дженни Линд вышла замуж за молодого пианиста Отто Гольдшмидта.

В 2014 году в Дании было объявлено о том, что найдены ранее неизвестные письма Ганса Христиана Андерсена к брату другой возлюбленной, Риборг Войт.

В них писатель призновался своему давнишнему другу Кристиану Войту, что на несколько поэм, написанных им после замужества Риборг, его вдохновили чувства к девушке, которую он называл любвью всей своей жизни.

Судя по тому, что письмо от Риборг он носил в мешочке на шее до самой своей смерти, Андерсен действительно любил девушку на протяжении всей жизни.

Другие известные личные письма сказочника позволяют предположить, что у него могла быть связь с датским балетным танцором Харальдом Шарффом (Harald Scharff). Известны также комментарии современников по поводу их предполагаемых отношений.

Однако, не существует доказательств бисексуальности Ганса Христиана Андерсена – и невелика вероятность того, что они когда-нибудь появятся.

Писатель и по сей день остаётся загадкой, уникальной личностью, чьи мысли и чувства были и остаются окутанными тайной.

Андерсен не хотел иметь своего дома, особенно он боялся мебели, а из мебели больше всего – кроватей. Писатель опасался, что кровать станет местом его кончины. Отчасти его страхи оправдались. В возрасте 67 лет он упал с кровати и получил сильные травмы, которые лечил ещё три года, до самой смерти.

Считается, что в старости Андерсен стал еще более экстравагантен: проводя много времени в публичных домах, он не прикасаясь к работавшим там девушкам, а просто разговаривал с ними.

Хотя со дня кончины сказочника прошло почти полтора века, на его родине до сих пор время от времени находят ранее неизвестные документы, рассказывающие о его жизни, письма Ганса Христиана Андерсена и к нему, рукописи его произведений.

В 2012 году в Дании нашли неизвестную прежде сказку под названием «Сальная свечка».

«Это сенсационное открытие. С одной стороны, потому, что это, скорее всего, самая первая сказка Андерсена, с другой стороны, она показывает, что он интересовался сказками ещё в юном возрасте, до того, как стал писателем», – сказал о находке специалист по творчеству Андерсена Эйнар Стиг Аскгор из городского музея города Оденсе.

Он же предположил, что обнаруженная рукопись «Сальная свечка» была создана сказочником ещё в школе – около 1822 года.

Проект первого памятника Гансу Христиану Андерсену начали обсуждать ещё при его жизни.

В декабре 1874 года в связи с приближавшимся семидесятилетием сказочника было объявлено о планах установить его скульптурное изображение в Королевском саду замка Розенборг, где он любил гулять.

Была собрана комиссия и объявлен конкурс проектов. 10 участников предложили в общей сложности 16 работ.

Победил проект Аугуста Собюэ. Скульптор изобразил сказочника, сидящим в кресле в окружении детей. Проект вызвал возмущение Ганса Христиана.

«Я и слова не мог бы сказать в такой атмосфере», – заявил писатель Аугусту Собюэ. Скульптор убрал детей, и Ганс Христиан остался в одиночестве – с одной лишь книгой в руках.

Иллюстратор Эдмунд Дюлак (Edmund Dulac). «Снежная королева» 1911 г.

Ганс Христиан Андерсен умер 4 августа 1875 года от рака печени. День похорон Андерсена был объявлен в Дании днём траура.

На прощальной церемонии присутствовали члены королевской семьи.

Могила Ганса Христиана Андерсена находится на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Cymylau

«Моя жизнь — это прекрасная сказка… Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком один пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: «Выбери себе дорогу и цель, и я буду охранять и направлять тебя!» — и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: Господь милостив и все творит к лучшему». Так начинается автобиография всемирно известного датского писателя, великого сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Портрет Андерсена, акварель, написан 20 ноября в 1845 г., автор – немецкий художник Карл Хартманн (1718 – 1857). Картина находится в замке Грестан, Дания.

Биография Ганса Христиана Андерсена – очень показательный пример того, как даже из самой бедной семьи, имея талант и желание писать стихи, сказки и прочие литературные произведения, можно стать знаменитым на весь мир человеком.

По бедному кварталу Копенгагена размашистой походкой шел хорошо одетый человек в костюме, с белой розой в петлице и с тросточкой. Нечасто в таких кварталах, среди убогих жилищ можно было встретить нарядных господ, и неудивительно, что люди выглядывали из окон, а прохожие оборачивались и смотрели ему вслед. Но вот вдруг его увидел маленький мальчик, сын прачки, игравший на улице. Мгновенно он сорвался с места, вбежал в дом и тут же вновь выбежал на улицу, с застенчивой улыбкой подошел к господину, что-то сунул ему в руку и убежал. Растерянный господин разжал свою ладонь и увидел старую игрушку – маленького оловянного солдатика, которого ему подарил мальчик в благодарность за чудесные сказки…

Этим немного странным господином с неизменной белой розой в петлице был великий датский писатель Ганс Христиан Андерсен. Эту встречу и этот бесценный для него подарок Андерсен вспоминал всю свою жизнь, потому что это было подлинным, искренним признанием его творчества, которое исходило от ребенка. Андерсен любил посещать бедные кварталы своего любимого Копенгагена, так как именно там он находил множество сюжетов для своих сказочных историй и вспоминал свои детство и юность.

Рассказчик для кота

…В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе, который может казаться маленьким или большим, смотря как считать. Теперь в одном небоскрёбе могут жить шесть тысяч человек, а в 1805 году шесть тысяч жили во всём городе Оденсе, и при этом он был столицей острова Фюн. Вот в этом городе Оденсе и родился Ганс Кристан 2 апреля 1805 года .

Его мать была внешне суровой и строгой женщиной, но сердце у нее было очень добрым. Она беззаветно любила своего единственного сына и эту любовь вложила и в его сердце. Ганс пронес любовь к людям через всю свою жизнь, полную приключений и неудач. В детстве это был нескладный ребенок, а затем подросток,– длинный, неуклюжий, некрасивый, но с удивительно добрыми глазами и всегда готовый прийти на помощь, поделиться последним с тем, кому было еще труднее, чем ему.

Отца Ханса Кристиана Андерсена звали Ханс Кристиан Андерсен, и он был сапожником. Сапожники бывают разные — бедные и богатые. Андерсен был бедным. Он вообще-то вовсе не хотел быть сапожником, он мечтал только о двух радостях — учиться и путешествовать. А так как ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь» и водил его гулять в окрестности тихого города Оденсе, который, наверное, всё-таки был маленьким, если уже через несколько минут можно было выйти в поля. Этот скромный сапожник и мечтатель был также хорошим христианином и сумел привить мальчику любовь и доверие к Богу, которые Ганс пронес через всю свою жизнь.

Дом Андерсена в Оденсе

С раннего детства мальчик полюбил сказки, которые ему рассказывал отец во время своей монотонной работы сапожника. Ганс изменял эти сказочные истории, вводил в них новых героев и придумывал счастливый конец. Но рассказывать свои истории ему было некому, кроме единственного терпеливого слушателя – кота Карла. Мальчик отличался удивительной наблюдательностью и сюжеты для своих историй находил везде: в сухой травинке, в штопальной игле, на птичьем дворе, в стручке гороха, в льняном семени…

Старший Ханс Кристиан Андерсен очень рано умер, но все-таки успел сделать ещё одно великое дело — сходить с сыном в театр, который, представьте себе, был в очень маленьком городе Оденсе.

Вот тут-то всё и началось!

Вы думаете, великий сказочник Андерсен собирался стать сказочником или вообще писателем? Ничего подобного. Он хотел стать актёром и только актёром, он хотел петь на сцене, танцевать и декламировать стихи. Причём всё это у него неплохо получалось, и местная знать города Оденсе с любопытством смотрела на худого-худого, ужасно длинного и совсем некрасивого мальчишку, который так звонко пел, а стихи мог читать целыми часами.

У его деда, резчика по дереву, была репутация городского сумасшедшего – уж очень странными казались обывателям фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями, которых он вырезал. И пока одноклассники травили будущего великого сказочника, он писал по несколько стихов в день с невероятным количеством ошибок и лелеял мечты о славе.

Не сказки, а истории…

Когда Ханс Кристиан Андерсен написал автобиографию, он так и назвал её — «Сказка моей жизни». Но, честно говоря, эта долгая история не слишком походила на сказочные приключения с весёлым концом.

Вскоре, в 1819 году, когда Гансу исполнилось 14 лет, он уехал в Копенгаген, который полюбил на всю жизнь. Он никогда не думал, что станет сказочником. Он пытался писать пьесы и рассказы, но здесь успеха (а главное – удовлетворения) не последовало, и кроме горечи и разочарования эти занятия ничего ему не принесли. Но вот сказки вызывали явный успех, и вскоре многие узнали его как сказочника. Но как же не нравился Андерсену этот эпитет – «сказочник»! Писатель, драматург – это да! Но сказочник?! В этом он, как глубоко верующий человек, усматривал нечто несерьезное и легкомысленное. «Я пишу не сказки, а истории», – всегда говорил он. И действительно, его сказки – это не грубый, примитивный вымысел, будоражащий фантазию или поддерживающий суеверия. Нет, это маленькие добрые притчи, учащие ребенка добру на понятном для него детском языке, учащие детей тем же принципам добра, которые отображены в Евангелии.

Но минуты отчаянья быстро проходили, особенно в обществе детей, которые очень любили худенького, высокого, остроносого господина в черном сюртуке с неизменным цветком в петлице и большим носовым платком в руках. Он был, может быть, не очень-то и красив, но каким живым огнем загорались его огромные голубые глаза, когда он начинал рассказывать детям свои необыкновенные истории!

О самых серьезных вещах в сказке он умел рассказать простым и ясным языком. А. Ганзен, непревзойденный переводчик Андерсена с датского на русский, писал: «Воображение у него — совсем детское. Потому его картины так легки и доступны. Это волшебный фонарь поэзии. Все, чего бы он не коснулся, оживает перед его глазами. Дети любят играть разными обломками деревяшек, лоскутками материи, черепками, кусочками камней… У Андерсена то же самое: заборный кол, две грязные тряпки, заржавелая штопальная игла…

Способность видеть хорошее

Жилось ему трудно и очень «неуютно» даже тогда, когда пришла известность. Но писателя неизменно выручал его оптимизм и умение находить хорошие, радостные стороны даже там, где весьма трудно было их найти. Например, поселившись в каморке на чердаке, Андерсен радовался тому, что воздух более свеж на высоком чердаке, чем в роскошных апартаментах, расположенных ниже, да и маленькие размеры комнатки тоже имели преимущество: мало места – значит, мало вещей, и порядок поддерживать легче!

В копенгагенском обществе он до конца своих дней оставался «гадким утенком», сыном сапожника, посмевшим вырваться из среды бедных тружеников. Его многие считали чудаком. Еще бы! Ведь так до конца своих дней он и не научился видеть мир через призму степенных чиновников, лицемерного духовенства, удачливых воротил и высшего светского общества: они не представляли себе жизнь без интриг, растущих банковских счетов, благосклонных улыбок вышестоящих лиц. Все это находило отражение в его маленьких историях-притчах: роскошные пионы презрительно относились к скромной полевой ромашке, желтые лилии были на редкость похожи на чопорных лицемерных дам-сплетниц, а майские жуки и кроты считали безобразной прелестную девочку, Дюймовочку, только потому, что она не была похожа на них самих.

Совершенно невозможно поверить, что Андерсен был на самом деле

Да, Оле-Лукойе мог бы сочинить все эти сказки, но просто человек — нет. Просто человек не знает, о чём думает штопальная игла, не слышит, о чём беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой…

Ладно, пусть так, пусть это действительно сочинил какой-то необыкновенный человек по имени Андерсен, но тогда, значит, это было ужасно давно, бог знает когда и в каком-нибудь особенном месте, которое даже представить трудно, а сам Андерсен белокурый, как эльф… нет! как принц… И вдруг — фотография.

Ну, пусть бы хоть портрет акварелью или тоненький набросок пёрышком! Так нет же: фотография. Одна, другая, третья. И везде такое лицо… немножечко… немножечко смешное, нос такой длинный-длинный… Правда, волосы всё-таки вьются, но разве этот человек сочинил все эти сказки?.. Да.

Да-да, именно этот. И перестаньте, пожалуйста, разглядывать так беззастенчиво. Ханс Кристиан и так всю жизнь страдал оттого, что казался сам себе некрасивым. И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, между кружевных манжет и золотых подсвечников, то вы глубоко ошибаетесь…

Андерсен был высоким, худощавым мужчиной с маленькими голубыми глазами и острым носом, который выделялся на его лице. Его руки и ноги были непропорционально длинными, и, когда он шел по улице, прохожие называли его «аистом» или «фонарным столбом». Андерсен часто страдал от депрессии, был очень ранимым и обидчивым. Он так боялся погибнуть от огня, что, когда путешествовал, всегда брал с собой веревку, надеясь спастись с ее помощью в случае пожара. Он также очень боялся, что его похоронят живым, и просил друзей, чтобы в любом случае ему разрезали одну из артерий перед тем, как его положат в гроб. Когда он болел, он часто оставлял на столике и кровати записку. В ней было написано: «Это только кажется, что я умер».

…Когда актёра из него не получилось, Андерсен стал писать. Сначала стихи, пьесы и водевили, потом романы. Писал много, мучился ужасно, потому что сочинения его долго никому не нравились. Только в 1835 году Ханс Кристиан, уже тридцатилетний, ещё бедный и почти безвестный, написал, наконец, на листе бумаги: «Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шёл домой с войны…» Это была сказка «Огниво». И это было начало новой жизни не только для долговязого странного датчанина по фамилии Андерсен, но для всех людей, умеющих читать.

Оказалось, что сказки не надо сочинять. Их надо только разбудить. «У меня масса материала, — писал Андерсен, — иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».

Первый сборник, вышедший в 1835 году, назывался «Сказки, рассказанные детям». Потом появились «Новые сказки», «Истории» (на самом деле — тоже сказки), наконец — «Новые сказки и истории».

Они разбежались по свету почти мгновенно, их перевели на разные языки и на русский тоже. Андерсен знал об этом. Он даже получил в подарок свой собственный том на русском языке и ответил первым переводчикам весьма любезным письмом.

Андерсену принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался, прежде всего, как автор сказок и историй, составивших 24 сборника, изданных в 1835-1872.

Вот видите: этот человек достиг своего! Он стал всемирно знаменит. Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника», а родной город Оденсе объявил сына прачки своим почётным гражданином, и в тот день, когда состоялось это торжество, в городе гремел салют, все дети были освобождены от школьных занятий, а толпа восторженных жителей кричала на площади «ура»! Самые знаменитые люди того времени, писатели и поэты, стали друзьями или хотя бы знакомыми Андерсена. Он объехал весь свет и повидал то, о чём когда-то мечтал его отец… Так в чём же дело?! Один исследователь написал так: «Вероятно, Андерсену было очень странно жить среди обыкновенных людей…» Вот это правда. Странно, немножечко страшно, ещё немножечко обидно и, в конце концов, — одиноко.

Когда его называли детским сказочником, он говорил, что пишет сказки для взрослых. И приказал, чтобы на его памятнике, где первоначально сказочника должны были окружать дети, не было ни одного ребёнка. У Андерсена были замечательные друзья — Генрих Гейне, Виктор Гюго, Чарльз Диккенс, Александр Дюма и Оноре де Бальзак, Лист и Мендельсон. Даже короли разных стран, как только узнавали о приезде Андерсена, спешили пригласить его на обед: им нравилось его общество и его сказки. Андерсен умел быть настоящим другом, но не сумел стать любящим и любимым. 70 лет одиночества – самая грустная сказка его жизни. «Я заплатил за свои сказки непомерную цену. Я пропустил то время, когда воображение не смотря на всю его силу должно было уступить место действительности. Владеть воображением надо для счастья, а не для печали», — подвел он итог своей жизни и творчества.

В 1834 году в Неаполе он написал в дневнике: «Всепожирающие чувственные желания и внутренняя борьба… Я по-прежнему сохраняю невинность, но я весь в огне… Я наполовину больной. Счастлив тот, кто женат, и счастлив тот, кто хотя бы помолвлен».

Несмотря на все страдания, Андерсену так ни разу и не удалось оказать нужное впечатление на тех женщин, которых он выбирал в качестве партнера. В жизни Андерсена было три значительных встречи с женщинами, но он так и не сумел вызвать ответное чувство ни в одной из них.

Первой из этих женщин была Риборг Войгт, 24-летняя сестра его школьного друга. На Андерсена, который был на год младше Риборг, ее хорошенькое личико и непосредственность произвели неизгладимое впечатление. Если бы Андерсен был более настойчив и решителен, он смог бы овладеть ею, но, увы, таковым он не был. Когда Андерсен умер много лет спустя, у его нашли небольшую кожаную сумочку, в которой было письмо, полученное им когда-то от Риборг. Оно так и не было никем прочитано, так как, согласно указаниям Андерсена, письмо немедленно сожгли.

Следующей была 18-летняя Луиза Коллин. Сначала Андерсену нужно было от нее лишь сочувствие, чтобы прийти в себя после разрыва с Риборг. Постепенно он привык к ней и разглядел, что она необычайно красива. Он был опять влюблен, ей же он был безразличен. Чтобы остановить поток пламенных любовных писем Андерсена, Луиза сказала ему, что вся его корреспонденция, прежде чем попасть к ней, просматривается ее старшей замужней сестрой (такая практика в действительности существовала в те дни). Через некоторое время Луиза вышла замуж за молодого юриста.

Дженни Линд вошла в жизнь Андерсена в 1843 году. Эту высокую стройную блондинку с великолепной фигурой и огромными серыми глазами называли в Европе «шведский соловей». Она приехала в Копенгаген с концертами. Андерсен завалил ее поэмами и подарками.

20 сентября 1843 года в дневнике Андерсена появилась запись — «Я люблю!» Ганс Христиан влюбился, но из-за решительности и застенчивости не смог признаться в своих чувствах Дженни. Она уехала из Дании так ничего и не подозревая, а отчаявшийся Андерсен отправил ей вдогонку письмо-признание.

Они снова встретились через год, но Джени и слова не сказала об этом письме. В Копенгагене Ганс Христиан и Джени встречались каждый день, но эти встречи был мучительными для них обоих и весьма странными. Он писал для её сказки и посвящал ей стихи. А она называла его «дитя» (хотя он был старше ее на 14 лет) и «братец».

В 1846 году он приехал в Берлин, надеясь встретиться с ней на Рождество. Приглашения от нее, однако, не последовало, и Андерсен встретил праздник в гостиничном номере в полном одиночестве. Называла Дженни Андерсена только «брат» или «друг». Он был в полном отчаянии, когда Дженни вышла замуж в 1852 году.

Её считали одной из самых дорогих оперных див и называли «гордостью нации» и «шведским соловьём». Между ними не было ничего общего, кроме того, что она была единственной его любовью и именно ей он посвятил самые известные свои сказки — «Снежную королеву», «Соловья» и «Гадкого утенка».

Родная простота

Андерсен много путешествовал, в основном, в дилижансе. Возможно, это было не очень комфортно, зато недорого, да и увидеть можно было больше, чем во время путешествия на корабле. Он объездил всю Европу, был знаком с Бальзаком, Гюго, Гейне, Диккенсом, Вагнером, Россини, Листом. Но даже когда пришли успех и известность, Андерсен не переставал ощущать себя все тем же «гадким утенком» в тех кругах, где он теперь вращался, и к духу которых так и не смог привыкнуть.

Поэтому он так любил прогулки по бедным кварталам Копенгагена, где искренность и живое восприятие его сказочных историй были ему несравненно более дороги, чем признание особами королевской крови.

Андерсен стал одним из самых известных писателей в мире и почетным гостем королевских дворов Европы. Последние годы жизни он провел в полном одиночестве в Копенгагене. Умер он от рака печени 4 августа 1875 года на своей вилле Ролигхед , после долгой болезни, начавшейся еще в 1872 году. А в день смерти самого Андерсена в Дании был объявлен национальный траур.

Но грустить не надо. Помните, как кончается сказка про лён? Вот он уже стал бумагой, а бумагу бросили в горящую печь, и бумага превратилась в мёртвую золу, вокруг прыгают беззаботные дети и поют песенку, а над золой, над головами детей поднимаются вверх «незримые крошечные существа», и поднимаются они с такими словами: «Песенка никогда не кончается, вот что самое чудесное! Я это знаю и потому счастливее всех!»

P.S. Еще при жизни довелось Андерсену увидеть свой собственный памятник и иллюминацию в Оденсе, предсказанную гадалкой в далеком 1819 году его матери. Он улыбался, глядя на себя, скульптурного. Маленький оловянный солдатик, подаренный бедным мальчиком и лепестки той розы, что протянула голубоглазая девчушка, когда он гулял по улице были ему дороже всех наград и памятников. И солдатик и лепестки бережно хранились в шкатулке. Он часто перебирал их пальцами, вдыхал увядший, тонкий аромат и вспоминал слова поэта Ингемана, сказанные ему еще в юности: «Вы обладаете драгоценной способностью находить и видеть жемчуг в любой сточной канаве! Смотрите, не утратьте этой способности. В этом Ваше предназначение, быть может».

В ящике его письменного стола друзьями были найдены листки с текстом новой сказки, начатой за несколько дней до смерти и почти законченной. Перо его было столь же летучим и быстрым, как и фантазия!

Биография Ганса Христиана Андерсена в датах

  • 1819 – решив стать актером, Андерсен оставляет родной дом и уезжает в Копенгаген, где определяется учеником-танцовщиком в королевский балет. Стать актёром ему не удаётся, но его литературные опыты привлекают внимание дирекции театра. Он получает стипендию и право бесплатного обучения в латинской школе.
  • 1826 – Андерсен публикует несколько стихотворений («Умирающее дитя» и др.).
  • 1828 – поступает в университет и выпускает свою первую книгу «Путешествие пешком от Гальменского канала до острова Амагера» и пьесу «Любовь на Николаевой башне». Имя Андерсена скоро становится известным, однако и датское общество и датская критика неустанно и долго еще после того, как он получил общее признание за границей, третируют его за происхождение, за внешность, за чудачества поэта, которые приписываются тщеславию, за ошибки в правописании и новаторство в стиле, которое квалифицируется как безграмотность.
  • 1829 – Андерсен начинает жить исключительно на литературные заработки, из-за чего терпит жестокую нужду.
  • 1833 – Андерсен получает Королевскую стипендию, позволившую ему совершить первое большое путешествие по Европе, за которым последовало еще несколько. В начале путешествия он пишет поэму «Агнета и моряк» на сюжет датской народной песни; в Швейцарии – сказку-повесть «Ледяница»; в Риме, который он особенно любил, где родилась его дружба с знаменитым скульптором Торвальдсеном, начинает свой первый роман «Импровизатор», доставивший ему европейскую известность. В «Импровизаторе» изображены природа Италии и жизнь римской бедноты.
  • 1834 – Андерсен возвращается на родину.
  • 1835-1837 – Андерсен издаёт три сборника – «Сказки, рассказанные для детей» (Eventyr, fortalte for born), куда входят сказки «Огниво», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Новое платье короля» и др. Сказки вызывают разноречивые отклики в датской критике, которая не смогла понять новаторства Андерсена, преобразовавшего жанр литературной сказки, пользовавшийся большой популярностью в эпоху романтизма. Автору указывали, что его произведения слишком легковесны для взрослых и недостаточно назидательны, чтобы послужить воспитанию детей.
  • 1837 – выходит роман «Только скрипач» (Kun en spillemand).
  • Постепенно сказки начинают занимать основное место в творчестве Андерсена. Вторая половина 30-х и 40-е гг. – период творческого расцвета Андерсена. К этому времени относятся известные сказки «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Соловей» (1843), «Гадкий утёнок» (1843), «Снежная королева» (1844), «Девочка со спичками» (1845), «Тень» (1847), «Мать» (1848) и др., а также «Книга картин без картин» (1840), где Андерсен выступает как мастер новеллы-миниатюры. Писатель называет свои сборники «Новые сказки» и подчёркивает, что они адресованы не только детям, но и взрослым.
  • В сборниках 40-х гг. под общим названием «Сказки» объединяются произведения разных жанров. Собственно сказка, построенная на действии волшебных сил, здесь отсутствует, но органическая связь с фольклором очевидна, хотя она выражена не в прямом использовании сюжета, а в наличии присущих народной сказке моральных критериев, отдельных мотивов и образов, вплетённых в современный сюжет («Свинопас», 1841, «Холм эльфов», 1845). Значительное место занимают здесь сказки, близкие к басням («Штопальная игла», «Жених и невеста», «Воротничок» и др.). Некоторые сказки являются по существу новеллами («Старый дом», «Девочка со спичками»).
  • 1846 – Андерсен начинает писать свою художественную автобиографию «Сказка моей жизни» (Mit livs eventyr), которую доводит до конца в 1875г., последнем году своей жизни.
  • 1848 – выходит поэма «Агасфер».
  • 1849 – опубликован роман «Две баронессы».
  • 1853 – выходит роман «Быть или не быть».
  • 1 августа 1875 – Андерсен умер в Копенгагене. Родина почтила память Андерсена, установив на набережной Копенгагена статую героини его сказки «Русалочки», ставшую символом города.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх