Помост

Вопросы веры

Апологетика в философии средневековья

Становление средневековой философии. Апологетика и патристика. Аврелий Августин.

Становление средневековой философии.Становление средневековой философии является очень своеобразным моментом истории философии. Завершающаяся античная философия в лице неоплатонизма уже не является только философией. Возникающее новое религиозное мировоззрение еще не является канонической религией. В результате, с одной стороны, всякая философия объявляется язычеством и ересью, а с другой – выдвигается задача создать новую богооткровенную философию.

Перед этой философией жестко ставится не философская, а богословская задача – быть вспомогательным инструментом богооткровения. Она почти полностью теряет собственную теоретическую «вселенную». Ее проблемами становятся проблемы богословские. Собственно философской в средневековой культуре остается только одна «пограничная» проблема: соотношение веры и разума, и шире религии и философии. Поэтому самой общей характеристикой этой философии является приходящий на смену космоцентризму теоцентризм – размышление о Боге и божественном.

Апологетика и патристика.В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее становления — патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.

Апологетикой называется течение в христианской теологии и философии, выступавшее в защиту христианского вероучения – в основном в период формирования христианства и борьбы с язычеством. Время наиболее интенсивного развития апологетики – II – V вв. Собственно философские идеи в первую очередь можно обнаружить в апологиях, направленных против язычников. Центральная проблема – отношение между разумом и верой, языческой философией и христианским вероучением. Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана.

Патристикой называется религиозно-философское учение крупнейших философов и богословов периода раннего христианства. Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии. Патристику можно условно разделить на несколько периодов:


Ø Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов.

Ø Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику. Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним.

Важнейшими проблемами философско-теологического характера, обсуждавшимися в патристике, были:

Ø троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»);

Ø природа Христа – божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема);

Ø соотношение свободы и благодати;

Ø отношение веры и разума.

Основное время развития патристики – III – VIII вв.

Аврелий Августин.Один из ярких представителей латинской патристики Аврелий Августин (354-430), взгляды которого оказали значительное влияние на дальнейшее развитие религиозной философии, подчеркивает, что философия должна представить учение церкви в виде научной системы, обосновать и разработать его: «О теологии, которую называют естественной, надлежит вести беседу не с какими попало людьми…, а с философами, само имя которых, если перевести его на латынь, указывает на любовь к мудрости; если же мудростью является Бог, которым все сотворено, как утверждают божественные авторитеты и истина, то истинный философ любит Бога». Выше других он ценит философию Платона и неоплатоников: «Если языческие философы, особенно платоники, случайно обронили истины, полезные для нашей веры, то этих истин не только не следует остерегаться, но необходимо отнять их у незаконных владельцев и употребить на пользу нам». Опираясь на античную мысль, Августин пытается привести в гармонию веру и разум, божественные истины и накопленные знания. Такой подход свидетельствует о том, что Августин видит в философии лишь религиозный смысл и не проводит различия между теологией и философией.


Августин Аврелий, по мнению многих современных исследователей средневековья, заложил основы христианской философии. В центре его размышлений — проблемы Бога, мира и человека, веры и разума, вечности и времени, божественной благодати и свободы личности, добра и зла, смысла истории.

В известной работе «Исповедь» на примере своей жизни Августин показал противоречивость становления личности. Одно из первых происшествий его жизни, о котором рассказывается в «Исповеди», произошло с ним в детские годы. Вместе с несколькими друзьями он украл груши в соседском саду, хотя не был голоден, а в родительском саду груши были даже лучше. Всю свою жизнь Августин не переставал считать этот поступок проявлением невероятной порочности: ведь груши были украдены не потому, что он был голоден, а ради воровства (т.е. любви к пороку). Описание этого детского проступка дает повод Августину порассуждать, что же такое порок, грех. Понятие греха трактуется им в контексте концепции прямой связи души с Богом.

Выявляя духовные основы человеческого бытия, он приходит к выводу о необходимости божественной благодати, которая спасает «немощную душу» человека. Спустя несколько веков к исповедальному жанру обратятся французский философ Жан-Жак Руссо (XVIII в.) и великий русский писатель Лев Толстой. Как и Толстой, в зрелые годы св. Августин будет одержим чувством греха, которое сделает его жизнь аскетичной, а философию – суровой.

Лучшее из философских сочинений св. Августина – одиннадцатая книга «Исповеди», в которой философ пытается определить сущность времени. Почему мир не был сотворен раньше, спрашивает Августина воображаемый оппонент? Да потому, что никакого «раньше» не было, отвечает Августин. Время было сотворено тогда, когда был сотворен мир. Бог вечен в том смысле, что он существует вне времени. Он вечно пребывает вне потока времени. Рассуждая, таким образом, Августин приходит, по сути дела, к релятивистской теории времени. На этом пути философ сталкивается с разными трудностями, ведь прошлое и будущее не имеют существования сейчас, реально существует только настоящее. Да и настоящее – это только мгновение. Августин предлагает осмысливать прошедшее и будущее как настоящее: прошедшее – это воспоминание о прошлом, существующее сейчас, а будущее – это ожидание сейчас того, что возможно со временем произойдет. Существует, заявляет Августин, три времени: «настоящее прошедших предметов, настоящее настоящих предметов и настоящее будущих предметов». «Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память, или воспоминание; для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание; а для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда».

Смысл подхода, предлагаемого Августином, заключается в том, что время субъективно: время существует в человеческом уме, который ожидает, созерцает и вспоминает. Из этого следует, что не может быть времени без сотворенного существа и что говорить о времени до сотворения мира – сущая бессмыслица. Теория, согласно которой время является только аспектом наших мыслей, представляет собой одну из самых крайних форм субъективизма. Но это, несомненно, талантливая теория, которая является значительным шагом вперед по сравнению с греческой философии.

Тема морального прогресса получила развитие в трактате «О Граде Божьем». Предыстория написания этой книги такова. Когда в 410 году Рим был разграблен готами, язычники причину бедствия увидели в христианстве. Но многие из язычников, обвиняющих в катастрофе христианство, пишет философ, по время разграбления Рима искали убежища в церквях, так как готы, будучи христианами, на них не покушались. Римляне же никогда не щадили храмов в побежденных городах. Поэтому данное нападение на Рим было милосерднее большинства других, и это явилось результатом христианства.

Труд «О граде Божием» и был ответом Августина на это обвинение. Но по мере написания книги Августин вышел за пределы первоначального замысла и развернул целую христианскую схему истории – прошлой, настоящей и будущей.

Христиане, указывает далее Августин, не должны тревожиться из-за разграбления Рима, так как они располагают убежищем в «странствующем граде Божием». В настоящем мире два града – земной и небесный – взаимно перемешаны, но в грядущем мире избранные и отверженные будут разделены. В настоящей жизни нам не дано знать, кто окажется избранным. Св. Августин утверждает, что Бог разделил людей на избранников и проклятых не за их заслуги или грехи, а по своему произволу. Все одинаково заслуживают проклятия, и потому проклятые не вправе роптать на свою судьбу. Град Божий – это сообщество избранников. Цель истории вершится не на земле: земные государства – «разбойничьи шайки», необходимые лишь в условиях человеческой греховности. Сообщество избранных и будет тем Градом, который не от мира сего.

Что касается способности людей к познанию, то Августин уверен, что есть вещи, которые могут быть познаны при помощи разума (этим занимаются философы), но в области религиозного знания мы должны полагаться на Священное Писание. Мы не должны доискиваться понимания того, как существовали время и пространство до сотворения мира: до сотворения не было никакого времени, и там, где нет мира, нет никакого пространства. Познание Бога приобретается только через Христа.

Августин дает высокую оценку философии Платона. Ему импонирует то, что Платон отвергал материализм. Прав был Платон и тогда, когда утверждал, что чувственное восприятие не является источником истины. Августин солидарен с Платоном в том, что чувственный мир ниже мира вечного. Последователи Платона, утверждает Августин, добились больших успехов по сравнению с другими философами в логике и этике и наиболее близки к христианству. Аристотель несколько уступает Платону, но оба – что важно для Августина – утверждали, что все боги добры, и всем им нужно воздавать божеские почести. Августин уверен, что не может быть истинных добродетелей там, где нет истинной религии.

Книга Августина «О граде Божьем» оказала большое влияние на развитие западного богословия. Особенное значение имела идея о том, что государство может стать частью града Божьего, лишь подчинившись церкви во всех религиозных вопросах.

После смерти Августина (начало V в.) философская мысль переживала застой. Это столетие было временем варварских нашествий, хаоса и падения Западной империи. То немногое, что уцелело от культуры древнего Рима в обстановке всеобщего упадка цивилизации было сохранено в первую очередь церковью. Церковные учреждения стали тем оплотом, в рамках которого позднее стало возможным возрождение знания и искусства. С конца IX в. в Западной Европе начинается постепенный цивилизационный подъем. В этом процессе, по крайней мере, на первых порах, большую роль сыграли монастыри.

Ценность антропологической концепции Августина в том, что в ней четко сказано о равенстве людей и их ответственности перед Богом за свои дела. Эти идеи стали основой христианской доктрины.

Следовательно, веру Августин связывает с волевой способностью человека. Вера — это высший акт воли. Но в дальнейшем вера нуждается в помощи разума, поднимающего нас к пониманию Божественной сути. Таким образом, Августин выступает с позиции гармонии веры и разума. Его формула «Верую, чтобы понимать» открывает дорогу средневековому рационализму.

Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.

Добро пожаловать!!!

ВЫ НА САЙТЕ АПОЛОГИИ ХРИСТИАНСТВА.

Нашими основными приоритетами является желание преподнести людям верное представление о Христианстве, его учении и жизни. Мы не преследуем коммерческих целей, а свидетельствуем о Христе. Мы не всегда и во всем разделяем высказывания и выводы авторов статей, но даем возможность с разных позиций оценить взгляды и мнения.
Задачами этого проекта являются привлечение к сотрудничеству всех традиционных христианских религиозных конфессий Российской Федерации для объединения совместных усилий и акций, целью которых будет распространение правдивой информации об их учении и деятельности.
На страницах сайта возможна братская полемика между христианскими конфессиями, поэтому мы будем рады критическим материалам, но только в том случае, если они не будут нести в себе информации, способной привести к разжиганию религиозной розни.
Для авторов проекта важным фактором является бесценный дар Божий — свобода воли, право человека на выбор. Свобода исповедовать любую религию или не исповедовать никакой — одно из важных достижений человеческого сообщества. Поэтому мы не собираемся призывать никого мыслить также как и мы, мы всего лишь хотим засвидетельствовать о вечных истинах Христианства, о которых многие люди в силу разных причин стали забывать.
Для многих Православие связывается с Россией, часто можно услышать: «Я русский — значит православный». С другой стороны эти же люди при встрече с мыслящими по-другому не могут к ним относится спокойно, присваивают разные клейма: — «сектанты», и совершенно забывают о том, что на протяжении многих сотен лет в России свободно уживались люди различных вероисповеданий. Христианство всегда находило контакт и проявляло уважение к носителям других религиозных убеждений, согласно словам апостола Петра: «Поистине я убеждаюсь, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и делающий правду приятен Ему». (Деян. 10:34 -35 сравните с Рим. 2:11). Наиболее ярким примером этого может быть следующий факт, когда сарацины прогнали крестоносцев из Святой земли, указом халифа православным верующим возвращались святыни захваченные у них крестоносцами.
Плохо, когда живую религию одевают в вуаль традиции, и вместо живых взаимоотношений с Богом ее меняют на ярлык: «Я русский, следовательно я — православный, ты чех, значит, ты — католик, а ты немец — значит лютеранин». Когда забывают, что Богу не важны эти ярлыки, для Него главное сокровище находится в сердце человека, поэтому Ему приятней грешный мытарь, осознающий свою греховность и приносящий покаяние в ней, чем сотня кичащихся своей «праведностью и правильностью веры» фарисеев. Когда якобы ради служения Богу начинают разжигать инквизиционные костры. Хотя обычно за этим скрываются чьи-то эгоцентрические мотивы. У апостола «любви» есть замечательные слова: «Если кто скажет: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, он лжец, ибо не любящий брата своего, которого он видел, не может любить Бога, Которого не видел» (1 Ин. 4:20 сравните 1 Кор. 13:1-7).
Именно в силу этих свидетельств основателей Христианской Церкви, мы должны научиться жить в мире с представителями разных религиозных идей и относится к ним по-христиански. Для псевдохристианских культов нет лучшей рекламы чем, когда о них плохо говорят, когда их гонят. Их руководители используют эти обстоятельства в своих целях. Они облачаются в амплуа гонимых и сравнивают себя с первыми христианами, которые претерпевали ужасную клевету и страдания за свою веру. Тем более что информация, которую зачастую предлагает пресса, некоторые православные, католические и протестантские книги, как правило, далеки от объективности и от настоящего положения дел. Представители этих движений, как правило, указывают на это и говорят: «Вот, видите, это явная клевета на нас» и уже не хотят слышать объективных аргументов.
Поэтому, прежде всего, необходимо не нападать на представителей нетрадиционных конфессий (хотя кто может определить традиционность?), а начать с самих себя, найти Христа в своем сердце. Как говорил преподобный старец Серафим Саровский: «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Ничего не может быть лучше живой веры и жизни во Христе. Именно она является наиболее сильной проповедью.
Основная сила культов в неосведомленности. Цитируя отрывки из Библии, часто вырванные из контекста, людям, которые в руках ни разу не держали Писания, можно доказать, что угодно. Изучение Писания, истории Церкви, трудов ранних и поздних свидетелей христианства позволит понять природу истинной Церкви. Именно к этому мы и призываем вместе с Христом и апостолом Павлом: «исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную… стойте и держите предания, которыми вы были научены или чрез слово, или чрез послание наше» (Ин. 5:39, 2 Фес. 2:15).
К сожалению, многие священники, журналисты продолжают пользоваться инквизиционными методами. Часто борьбу с псевдохристианскими организациями видят в том, чтобы просто запретить их деятельность, но разве это может помочь? Как показывает практика нет. Часто слышишь, что в том или ином кинотеатре запрещали собираться представителям не только псевдохристианских организаций, но и баптистам, пятидесятникам по навету местного батюшки. Трудно признать, но совесть не может относить данные акции в разряд нормальных и носить наименование христианских.
Мы слышим недовольство: «Распустили этих сектантов, проходу от них нет. Ходят, проповедуют». Это еще ничего, когда подобные заявления слышишь от неверующих людей, плохо слышать эти заявления от людей верующих. Что мешает тому же батюшке заниматься тем, к чему относится непосредственное призвание, проповедь и забота о пастве (под паствой здесь имеются в виду не только члены прихода, но и люди находящиеся вне Церкви)? Как часто алчность нашего современного духовенства душит и портит молодых людей, приходящих к порогу Церкви. Мы не раз слышали от многих представителей «Свидетелей Иеговы», «Церкви Христа», «Церкви Объединения» и т. п. их истории о том, как они попытались в свое время прийти в Церковь, но их не приняли, оттолкнули от врат Церкви. У многих из них души были опалены Церковью, и вина в том, что они оказались вне пределов Церкви лежит не на них, а тех священниках, прихожанах, не нашедших к ним должного подхода.
Стоит также упомянуть, что само положение дел в Церкви не дает многим искренним людям заниматься проповедью и миссионерством. Часто молодых и хороших священников епископы вынуждают заниматься не пастырской работой, а восстановлением храмов, иногда там, где и паствы не осталось. И эти священнослужители вместо своих прямых обязанностей: «молите Господина жатвы, чтобы выслал работников на жатву Свою» (Мф. 9:38), вынуждены восстанавливать не живые души, а мертвые никому не нужные камни. Какой смысл в храмах, если они пусты? Если их рассматривают никак место встречи с Богом и братьями соверующими, а просто как памятник архитектуры?
Приход к патриаршему престолу одного из образованных митрополитов Церкви Кирилла, надеемся, улучшит положение миссии в Церкви.
Мы приветствуем всех тех, кто трудится на данной ниве и готов сотрудничать с нами по данной тематике.

Добро пожаловать!!!

Последнее добавленное

  • Архимандрит Алипий, Архимандрит Исаия — Догматическое богословие
  • Георгий Флоровский — Догмат и история
  • Осипов А.И. — Путь разума в поисках истины
  • Осипов А.И. — Путь разума в поисках истины (Часть 3)
  • Осипов А.И. — Путь разума в поисках истины (Часть 2)
  • Осипов А.И. — Путь разума в поисках истины (Часть 1)
  • Епископ Каллист (Уэр). Православная церковь
  • Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Православное богослужение, I: Небо на земле.
  • Толкование Библии
  • Генри Геллей. Как у нас появилась Библия?
  • Василий Великий — Обличительная речь против Евномия
  • Откуда пошло христианство
  • Про христианство
  • Христианство — факты об истории возникновения
  • Идеи христианской веры
  • История Иисуса Христа
  • Апология Христианства
  • Религия христианство
  • Христианство — история появления
  • Христианская религия
  • Этапы христианства
  • История христианской религии. Продолжение
  • Официальное античное христианство
  • Античное христианство
  • Как появилось Христианство
  • Иисус Христос — основоположник Христианства
  • Жизнь Иисуса Христа
  • Карта сайта
  • Гонения на христиан
  • О том, как произошло разделение церквей
  • Священное Писание
  • Христианская церковь в 4 веке
  • Встреча с Богом в душе человека
  • Германия и вера
  • Идеология или религия?
  • Религия — выбор каждого человека
  • Религия и нормы
  • Основы христианской веры
  • Христианство и языческие корни.
  • Эсхатология в христианстве
  • Встретить Бога..
  • Атеизм и Бог
  • Безбожие
  • Карта сайта
  • Жертвенная смерть как основа христианской веры
  • Христианство и его постулаты
  • Как православная церковь относится к иудаизму
  • Что такое христианство
  • Ученые о сотворении мира(Часть 3)
  • Ученые о сотворении мира(Часть 2)
  • Ученые о сотворении мира(Часть 1)
  • Диакон Димитрий Зворыкин — Творение и тварный мир с позиции Православия и Протестантизма .
  • Мартин Лютер — О крещении
  • Мартин Лютер — О евхаристии
  • Марк Минуций Феликс — «Октавий»
  • Феофил Антиохийский — Три книги к Автолику
  • Священномученик Ириней Лионский
  • Послание Варнавы
  • Дидахэ — учение 12-ти апостолов
  • Св. Иустин Философ и Мученик
  • Символы веры раннего Христианства.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Питер Гиллквист. Знак для всех христиан
  • Протоиерей Владимир Рожков. Теология Фомы Аквинского. Возражения против Филиокве и ответы на эти возражения
  • Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Об исхождении Святого Духа
  • Алексей Рассказов. О воплощении Бога Слова и нашем спасении
  • Олег Стеняев — Диспут со свидетелями Иеговы.
  • О Православии в сектанстве и о сектанстве в Православии
  • Все, наверное, знают и помнят, что предшествием
  • Кто они
  • Карта сайта
  • Нас обманывают все мировые общественные
  • «Тем, кто полагается на истину авторитета, сейчас
  • Все земные цивилизации понимали, что жизни без
  • Таким образом, 12 созвездий, которые Солнце
  • У него было 12 учеников(апостолов), с которыми он
  • Это был языческий символ
  • В Евангелие от Луки ученики спросили у Иисуса
  • Из многих сражений выходил победителем князь
  • При познании функциональных особенностей узлов
  • Кроме того, есть миры духов, что тоже является
  • Дейтерий же, имеет свойство взрываться при
  • Это два изначальных и великих чуда
  • Чаще всего данные сказки всего лишь коммерческий
  • Согласитесь, что ответ в этом случае мы получим
  • К слову: индейцы майа регулярно приносили людей в
  • Господи, помоги
  • Но важно то, что Он нас учит любить себя, и таким
  • Конечно, намного проще сказать, что Бог помог
  • Кто-то считает, что у религии
  • Но как не грустно об этом говорить, во всем мире
  • Должен ли человек выполнять христианские
  • Библейские мифы и сказания изучались во всех
  • Археологив свою очередь установили, что примерно
  • Спустя годы мощи святого Трифона были перенесены
  • Библия была и остаётся до настоящего времени
  • Но если уровень производства низок, то и влияние
  • Эта стадия характеризуется крайне низким уровнем
  • Характерным для феодального общества является
  • Однако, несмотря на значительный прогресс науки и
  • Отсюда и пошел церковный обычай причащаться вином
  • Ведь лишь его сок, который перебредал, может
  • Карта сайта
  • Аминь
  • Функционально клетка обособлена от окружающего ее
  • Вы знаете, несколько моих знакомых и
  • Тех, кто дал тебе жизнь и отдал свою жизнь на то
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Апология Христианства
  • Болотов В.В. Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена. — Св. Иустин Философ
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Перевод Ветхого Завета в переводе архимандрита Макария (Глухарева)
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иустин Мученик
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иустин мученик
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • В.И. Гоманьков — Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной.
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Иоанн Мейендорф — Иисус Христос в восточном православном предании
  • Ранне христианские апологеты
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Христианства — Сретение Господне
  • Греческая и Латинская традиции об исхождении Святого Духа
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Свидетели Иеговы. Коммерческий характер Общества Сторожевая Башня
  • Игумен Иларион (Алфеев) — Человеческий лик Бога
  • Апология Христианства — Античное христианство — понятие загробной жизни
  • Афанасий Великий
  • Иустин мученик
  • Апология Христианства — Толкование Библии
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Феофил Антиохийский — Три книги к Автолику
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • Сидоров А.И. — Св. Феофил Антиохийский
  • Карташев А.В. Вселенские соборы
  • Апология Христианства — Понятие церкви
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • А. И. Солодков. Диспут с протестантом о предании
  • Священник Георгий Флоровский. Святитель Афанасий Великий
  • Толкование на символ веры
  • РИМСКИЙ СОБОР (382 г.) «ДЕКРЕТ ДАМАСА»
  • Карташев А.В. 2-й Вселенский собор в Константинополе 381 г.
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • Апология Христианства — Появление христианства
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • О.В. Петренко — размышление физика о тайне творения
  • Борьба с гностицизмом. Ириней Лионский
  • Игнатий Антиохийский
  • Каллист Уэр (епископ). История Церкви — Церковь под властью ислама
  • Алексей Рассказов. О священных изображениях в Библии
  • Карташев А.В. VII Вселенский собор 787 г.
  • А.С. Хомяков — Церковь одна.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Лосский В.Н. — Догматика
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • Символ веры Афанасия Александрийского.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Карташев А.В. 3-й Вселенский собор в Ефесе в 431 г.
  • Перевод с греческого подлинника под редакцией Кассиана Безобразова
  • Григорий Богослов
  • Киприан Карфагенский. Книга О единстве Церкви
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Толкование на символ веры
  • Диакон Димитрий Зворыкин — Творение и тварный мир с позиции Православия и Протестантизма .
  • Осипов А.И. — Путь разума в поисках истины
  • Юрий Кондратьев — Святые последних дней или просто мормоны.
  • Феофил Антиохийский — Три книги к Автолику
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Христианства — Христианство как оно есть
  • Питер Гиллквист. Никого не называйте отцом
  • Толкование на символ веры
  • Иустин мученик — Разговор с Трифоном иудеем. Главы с 1 по 15
  • Джейм Вернстрейн. Что появилось раньше: Церковь или Новый Завет?
  • Апология Христианства — Воздвижение Креста Господня
  • Как отличить религию от культа.
  • Алексей Рассказов. О Церкви Христа
  • Иустин мученик
  • Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Православное богослужение, II: Таинства.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Лосский В.Н. — Догматика
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Символы веры Тертуллиана
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • Иустин мученик
  • Каллист Уэр (епископ). История Церкви — Двадцатый век, III: Диаспора и миссия
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Епископ Александр Милеант. Соблазн оккультизма
  • Татиан Ассирианин — Речь против Эллинов
  • Квинт Септимий Флорент Тертуллиан
  • Карташев А.В. 1-й Вселенский собор в Никее 325 г.
  • Б. П. Вышеславцев — Бессмертие, перевоплощение и воскресение
  • Алексей Рассказов. О почитании святых
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Афинагор Афинянин
  • Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Священное предание
  • Ириней Лионский — 2 книга Против ересей
  • Марк Минуций Феликс — «Октавий»
  • Алексей Рассказов. Советы тем, чьи близкие оказались в культе
  • Свидетели Иеговы. Воспоминание бывшего вефильца
  • Иоанн Златоуст — Апология Христианства
  • Астрология и Христианство
  • Мужи Апостольские
  • Толкование на символ веры
  • Каллист Уэр (епископ). История Церкви — Начало
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • В.И. Гоманьков — Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • В.В. Болотов. Церковный строй в первые три века Христианства
  • С.Л. Франк — Учение о переселении душ (религиозно-исторический очерк)
  • Апология Христианства — Общие черты христианства и ислама
  • Алексей Рассказов. О посте
  • Апология Христианства — Учение о Рае
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Церкви. Православие и Католичество: возможен ли диалог?
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Православное богослужение, III: Праздники, посты и личная молитва.
  • Каллист Уэр (епископ). История Церкви — Обращение славян
  • Свт. Григорий Чудотворец. К Феопомпу, о возможности и невозможности страданий для Бога
  • Болотов В.В. Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена. — Тертуллиан
  • Символы веры Дионисия, папы Римского
  • Патриарх Сергий — Православное учение о спасении
  • Астрология и Христианство
  • Толкование на символ веры
  • Символ веры Григория Неокесарийского
  • Карташев А.В. Император Юстиниан I (527-565 гг.) и 5-й Вселенский собор 553 г.
  • Александр Шмеман — Исторический путь Православия
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • Апология Христианства — О плащанице Христовой.
  • Апология Христианства — ученые о сотворении мира
  • В.В. Болотов. История Древней Церкви.
  • В.И. Гоманьков — Научные и библейские представления о возникновении и эволюции Вселенной.
  • Апология Христианства — Свидетели Иеговы.
  • Игнатий Антиохийский
  • Примечания — Апология Христианства
  • Иоанн Мейендорф. Тертуллиан.
  • Апология Церкви — Новые поступления
  • Болотов В.В. Раскрытие учения о Св. Троице в христианской письменности до Оригена. — Св. Ириней Лионский
  • Каллист Уэр (епископ). История Церкви — Двадцатый век: греки и арабы
  • Апология Христианства — И как любая сказка, детская или религиозная, она
  • Апология Христианства — Атеизм и христианство
  • Апологетика — защита христианской веры и Православия

    Православная Церковь — «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15):

    Можно ли спастись вне Православной Церкви? — Слова Священного Писания и Святых Отцов о Церкви Христовой
    Вне Церкви нет спасения — диакон Георгий Максимов
    Преемственный список православных иерархов Константинопольской и Русской Православной Церкви — Николай Варжанский
    Документы Нового Завета: Достоверны ли они? — Фредерик Брюс

    • «Точное изложение православной веры. Книга первая» — преподобный Иоанн Дамаскин
    • «Точное изложение православной веры. Книга вторая» — преподобный Иоанн Дамаскин
    • «Точное изложение православной веры. Книга третья» — преподобный Иоанн Дамаскин
    • «Точное изложение православной веры. Книга четвертая» — преподобный Иоанн Дамаскин
    • Догматы и разум — архимандрит Иустин Попович

    ***

    • О позитивной повестке христианства или почему «технари» выбирают оккультизм — Виталий Питанов
    • Теоретические основы и методология полемики с протестантизмом — протоиерей Вячеслав Рубский
    • «Почему они не такие?»: краткое размышление вслух о «новой» апологетике — Фарес Нофал
    • Несколько слов для православного миссионера о тех, кто называет себя протестантами — Олег Заев
    • Как Бог мог позволить такому случиться? — Анна Грэм
    • Христос Евангелия или идол «хороших людей»? — протоиерей Всеволод Чаплин
    • Как поверить в Бога и возрастать в вере? — протоиерей Дмитрий Смирнов
    • Будет ли XXI век веком Православия? — Бредли Нассиф (Bradley Nassif)
    • Джон Толкин: Письма сыну о вере, неверии и Церкви — Джон Толкин
    • Конституция христианской Европы — Аркадий Малер
    • Доказательства бытия Бога — диакон Андрей Кураев
    • Бог изумляющий — диакон Андрей Кураев
    • В чем сущность христианства? — профессор Московской духовной академии Алексей Осипов
    • «Религия консерваторов» или подлинное богопознание? — диакон Андрей Кураев
    • Вероучение в Православной Церкви — Алексей Зайцев
    • Аксиоматика и границы толерантности — иерей Андрей Хвыля-Олинтер
    • Путь разума в поисках истины — профессор Московской духовной академии Алексей Осипов
    • Вера и знание (лекция в Томском политехническом университете) — протоиерей Геннадий Фаст
    • Эсхатологическая уникальность христианства — профессор МГИМО Андрей Зубов
    • Антирелигиозная религия — профессор Московской духовной академии Алексей Осипов
    • Почему Православие есть истинная вера — профессор Московской духовной академии Алексей Осипов
    • Православный человек — самый счастливый — профессор Московской духовной академии Алексей Осипов
    • Спасутся ли хорошие люди вне Церкви? — Сергей Худиев
    • Спасение только во Христе (ответ на вопрос) — Максим Степаненко
    • Христианин желает подчинить свою ущербную волю и ум Богу (ответ на вопрос) — Максим Степаненко
    • Практика общения с оккультистами — Виталий Питанов
    • О святом кулаке, окаянной шее и христианской любви — Александр Ткаченко
    • Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? — диакон Андрей Кураев
    • Зачем умываться? — протодиакон Андрей Кураев
    • Гагарин доказал, Бог принял человека! — Честное слово
    • Лизать скорлупу ореха, или в чем разница между верой и религией — Виталий Каплан
    • Более трети россиян хотели бы расширить свои знания о Православии (Как мы желаем познать свет Христовой истины…) — Интерфакс-Религия
    • «Самый счастливый человек в Европе» и его путь к Православию — Пламен Сивов
    • Памятка-рекомендация группам поддержки строительства православных храмов в Москве и регионах — «Территория Церкви» православный правозащитный центр
    • Рождение науки, инквизиция и охота на ведьм — лекция диакона Андрея Кураева
    • Речь президента России Владимира Путина на Валдае — Администрация Президента РФ
    • Культура поведения человека как противоположность толерантности и экстремизму — Олег Заев

    Протоиерей Владимир Головин: Contra et Pro:

    • Почему я не опубликую на проекте «К Истине» новопашинскую критику протоиерея Владимира Головина — Максим Степаненко
    • Новопашин, Головин и я. Три больших утешения — Максим Степаненко
    • Обращение протоиерея Владимира Головина к протоиерею Александру Новопашину и Александру Дворкину — протоиерей Владимир Головин
    • О протоиерее Владимире Головине и молитве по соглашению — иерей Георгий Максимов
    • Протоиерей Владимир Головин: Contra et Pro — диакон Константин Селезнёв
    • Земные мытарства протоиерея Владимира Головина — Вячеслав Семёнов
    • Адвокат Евгений Москаленко против травли протоиерея Владимира Головина — Евгений Москаленко
    • Легенда о Великом Инквизиторе. Наши дни — Наталья Голубкова
    • Лес рубят — щепки летят, или кто дал право протоиерею Александру Новопашину оскорблять православных христиан? — Наталья Голубкова
    • По плодам их узнаете их, или о лжи и манипуляциях при дискредитации протоиерея Владимира Головина «новыми инквизиторами» — Наталья Голубкова
    • Заявление Чистопольской епархии о протоиерее Владимире Головине и его анализ — Александр Усанкин

    Православная Церковь и понятие ереси, инославия и сектантства, вызовы христианскому благочестию (общие вопросы):

    • Зачем вы поливаете грязью веру других людей, почему вы такие агрессивные? Всех нужно любить, Христос заповедовал никого осуждать, а вы осуждаете! (ответ на вопрос) — Максим Степаненко
    • О ста ересях вкратце — святой преподобный Иоанн Дамаскин
    • Понятие о ереси и расколе — святитель Игнатий Брянчанинов
    • Сущность ереси — диакон Андрей Кураев
    • Виды еретических учений — Роберт Боумэн
    • Апология первая, представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому — мученик Иустин Философ
    • Апология вторая, представленная в пользу христиан Римскому Сенату — мученик Иустин Философ
    • Диалог с Трифоном иудеем — мученик Иустин Философ
    • О ересях — Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого на Неделю Торжества Православия
    • О сектантах — святитель Лука Войно-Ясенецкий
    • О единстве Церкви Христовой против сектантов — святитель Лука Войно-Ясенецкий
    • Православная миссия среди сект — Роман Конь
    • Обращение к Собору Русской Православной Церкви 1971 года по поводу новоявленного лжеучения митрополита Никодима Ротова — Николай Гайнов, протоиерей, Ф. Карелин, Лев Регельсон, В. Капитанчук
    • Мученик Николай Варжанский и методы антисектантской полемики — протоиерей Олег Стеняев
    • Так еретик ли Патриарх Кирилл? — протоиерей Всеволод Чаплин
    • Остановить экуменическую экспансию в Русскую Православную Церковь! — протоиерей Всеволод Чаплин
    • О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС — иерей Георгий Максимов
    • О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский собор — иерей Георгий Максимов
    • Ответ Синодальной библейско-богословской комиссии о некоторых спорных воззрениях профессора А.И. Осипова — Апокризис
    • Письмо Патриарху Кириллу о лжеучениях профессора А.И. Осипова — Александр Люлька
    • Методология апологетической деятельности православных апологетов и миссионеров — Виталий Питанов
    • Безумие революций, масоны и их роль в европейских войнах — Юрий Воробьевский
    • Стоит ли убивать кротов, или Как не попасть впросак при чтении современной православной литературы — иерей Георгий Максимов
    • Чем опасен День Нептуна? — протодиакон Андрей Кураев
    • Профессор Александр Дворкин в Томске (21 — 22 февраля 2012 года) — лекции, интервью, фото
    • Точка падения — доцент Московской духовной семинарии Юрий Максимов
    • Величие Бога и ничтожество богов — архимандрит Александр Милеант
    • Основные принципы отношения к инославию Русской Православной Церкви — Патриархия.Ru
    • Местный туземец, открытый к новому: зачем сектантам наши священники? — Игорь Петров
    • Конфессионализм и экуменизм. Отношение Православия к инославию — протоиерей Ливерий Воронов
    • Кочетковцы и меневцы как агенты модернизации — игумен Лука Степанов
    • О православном взгляде на нехристианские религии — протоиерей Всеволод Чаплин, доцент Московской духовной академии Юрий Максимов и Дмитрий Сафонов
    • «Для православных христиан не может быть никаких сомнений в том, что Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью является Православная Церковь» — епископ Венский и Австрийский Иларион
    • «Несерьезный» разговор об инославии — протоиерей Максим Козлов
    • Православные, инославные и сектанты — Как нам строить отношения со знакомыми и ближними из числа инославных христиан и сектантов? — мнение священников
    • Можно ли молиться вместе с католиками? — протоиерей Петр Перекрестов
    • Можно ли поминать католиков и протестантов? — Сергей Камышников
    • Православие и иные веры (детский катехизис) — протоиерей Максим Козлов
    • Учение Господа Иисуса Христа об отношении к сектантам (в сокращении) — протоиерей Олег Стеняев
    • Миф о «братстве религий» как метод борьбы с традиционными религиями — Виталий Питанов
    • «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6), или много ли путей, ведущих к Богу? — Виталий Питанов
    • Христианство: религиозный плагиат или двери в Вечность? — диакон Михаил Плотников
    • Оправдывает ли Евангелие расколы? — диакон Андрей Кураев
    • Протестантам о Православии (архив книги) — диакон Андрей Кураев
    • Постпротестантизм – религиозный «Макдоналдс»? — Евгения Иванова
    • Молитва с еретиками — протодиакон Андрей Кураев
    • Увы, лукавые духи пытаются Вас убедить, что все равно, какая «церковь» везде можно спастись. Не все равно! (Ответ на вопрос) — Максим Степаненко
    • Дома религиозной проституции от Минрегиона. Часть I. Что у русского на уме, но у националиста на языке — Максим Степаненко
    • Дома религиозной проституции от Минрегиона. Часть II. Учит ли Православная Церковь о веротерпимости? — Максим Степаненко
    • В чем опасность библейских обществ — Михаил Кригер
    • Молитва с еретиками — протодиакон Андрей Кураев
    • Позволим ли мы апостолу Павлу помолиться о нас? — иерей Владислав Рубский
    • Верую, ибо абсурдно. К истории одной ложной цитаты — Владимир Легойда
    • Наши неверующие друзья и близкие — иерей Александр Ильяшенко
    • Протоиерей Всеволод Чаплин выступил против равноправия религиозных организаций — НГ-Религии
    • 7 вопросов о вере кандидатам на пост Президента России — Православие и мир
    • Компьютерные технологии: суррогат против духа? — игумен Адриан Пашин
    • О границах возможного богословского компромисса в миссионерском делании. На примере беседы протоиерея Олега Стеняева с мусульманскими апологетами — профессор Александр Дворкин
    • Ответ протоиерея Олега Стеняева профессору Александру Дворкину — протоиерей Олег Стеняев
    • Письмо протоиерея Александра Новопашина протоиерею Олегу Стеняеву по поводу его диспута с мусульманами — протоиерей Александр Новопашин

    Миссионеры и апологеты в Томске:

    «Православная Церковь и сектанты» (обличение сектантских заблуждений словами Библии) — протоиерей Дмитрий Владыков:

    • Православная Церковь и сектанты. Святые иконы. Святой Крест. Крестное знамение — протоиерей Дмитрий Владыков
    • Православная Церковь и сектанты. Священство и храм — протоиерей Дмитрий Владыков
    • Православная Церковь и сектанты. Мощи святых угодников Божиих — протоиерей Дмитрий Владыков
    • Православная Церковь и сектанты. Церковь небесная: почитание святых, молитвенное призывание святых, почитание Божией Матери, почитание святых ангелов — протоиерей Дмитрий Владыков
    • Православная Церковь и сектанты. Молитвы за умерших — протоиерей Дмитрий Владыков
    • Православная Церковь и сектанты. Клятва — протоиерей Дмитрий Владыков
    • Православная Церковь и сектанты. Пост — протоиерей Дмитрий Владыков
    • Православная Церковь и сектанты. Празднование воскресного дня — протоиерей Дмитрий Владыков
    • Православная Церковь и сектанты. Душа и состояние умерших — протоиерей Дмитрий Владыков

    Гонения и хула на Церковь:

    Апология Русской Православной Церкви — www.apologetics.ru — этот ресурс создала группа православных блогеров, особое внимание на нем уделяется защите чести и достоинства Православной Церкви, противодействию богохульству и клевете в ее адрес. Освещаются вопросы, непосредственно связанные с Православием, затрагиваются культурные, социальные, политические и экономические темы, волнующие православную общественность.

    • Христиане остаются самыми гонимыми в мире (архив публикаций)
    • Христианские мученики и жрецы Содома — Николай Малишевский
    • Дискриминация христиан в разных регионах мира — митрополит Волоколамский Иларион Алфеев
    • В Индии многие христиане прекратили посещать церковь из-за угроз от индуистов — Сибирская католическая газета
    • Доклад МИД России «О ситуации с правами человека в ряде государств мира» — МИД РФ
    • Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви — Патриархия.Ru
    • Захваты храмов: как общине выстоять против рейдеров — Кирилл Александров
    • Храмоборцы. Как действуют противники программы «200 храмов» в Москве — Татьяна Щербакова
    • С чего начиналась травля Церкви в России — Дмитрий Терехов
    • Патриарх Кирилл: «…мы все равно говорим и будем говорить, что грех — это грех, вызывая на себя огонь, вызывая критику» — Патриархия.Ru
    • Как они за нас стыдятся. К началу совестливой травли — Роман Носиков
    • О сплетнях и сплетниках — священник Сергий Свешников
    • Почему не любят Церковь. А судьи кто? — Отцы.Ru
    • Сколько можно Церкви оправдываться? — профессор Юрий Вяземский
    • Негативные репрезентации миссионеров в прессе конца XIX — начала XX века — иерей Алексей Яковлев
    • «Церковь – не санаторий, а больница, в которой можно увидеть неприятные вещи» — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
    • Не верю! Как делается антицерковная пропаганда — Борис Корчевников
    • Специальный корреспондент: «Провокаторы» — фильм Аркадия Мамонтова и его обсуждение
    • Покушение на крест? (свидетельство силы креста от алтайских шаманистов) — Честное слово
    • Люди, указывающие на наших «Иуд», сами в реальности многократно худшие «Иуды» (ответ на вопрос) — Максим Степаненко
    • О «падении» авторитета Русской Православной Церкви — На злобу дня
    • Удачный демотиватор про девок из группы «Беснование прошмандовок» («Pussy Riot») — На злобу дня
    • Заявление Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви в связи с судебным приговором по делу лиц, осквернивших священное пространство Храма Христа Спасителя — Патриархия.Ru
    • Анатомия провокации. Как пытаются сорвать программу строительства 200 храмов в Москве — Татьяна Боровикова
    • О задачах ложной медиаистории Православной Церкви — Алексей Гладков
    • Секта познеритов — Сергей Худиев
    • Призрак лживого протоиерея — Сергей Худиев
    • Православные дали отпор врагам Церкви (мнения священнослужителей) — Regions.Ru
    • Томский общегородской молебен в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени (фото и видеорепортаж) — Максим Степаненко
    • Всех призываем явить всему миру торжество истины Христовой, совершив молебен и стояние в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени — Обращение Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви
    • Что это было? — о политической и церковной смуте начала 2012 года — протоиерей Владимир Вигилянский
    • Как разрушить Православную Церковь. Инструкция — Александр Щипков
    • Патриарх Кирилл: Против нас работает целая индустрия — Интерфакс-Религия
    • Толстовство для чужих — Сергей Худиев
    • Владимир Соловьев о беседе с Патриархом Кириллом о часах, квартире и русской речи — Православие и мир
    • Скандалы — митрополит Лимассольский Афанасий
    • Специальный корреспондент: «Провокаторы» — фильм Аркадия Мамонтова и его обсуждение
    • Pussy Riot: Эти женщины не вышли на PR-дорогу, устланную цветами, а реально поломали себе жизнь — Владимир Легойда
    • Церковь над схваткой. Московский Патриархат не должен комментировать каждый митинг — Аркадий Малер
    • Священники и Мерседесы — протоиерей Андрей Ткачев
    • За что «кошмарят» Церковь. Размышления после встречи Путина с лидерами традиционных конфессий — Александр Щипков
    • Огнем и мечом? Разоблачение мифов о массовых «зверствах христиан» при крещении славянских племен Руси — enJINRer
    • Так сколько ученых сожгли церковники? — Сергей Худиев
    • Почему мы их не любим. Православные священники – мишень информационной войны — Интервью с психологом Михаилом Хасьминским
    • Христианство как религия политкорректности в современной Европе: иллюзия и реальные перспективы — Владимир Шохин
    • Что это было? (Прошлогодний «музейный» скандал, о котором все забыли) — Щукин Алексей
    • Сумма против Познера — Аркадий Малер
    • О машинах священников и новых Савонаролах — Сергей Худиев
    • Верховный суд США запретил говорить о вере на вручении дипломов — Интерфакс-Религия

    Строительство храмов и часовен в Томске:

    • Свобода не предполагает тоталитаризма. Почему вместо собора решили строить часовню и почему все опасения по поводу ее строительства беспочвенны — митрополит Ростислав Девятов
    • Ложь противников часовни на Новособорной площади и реальная правда — Александр Сухомлин
    • Им просто стыдно бесноваться перед часовней… или о пикете идолопоклонников на Новособорной — Максим Степаненко
    • Как часовня в память о разрушенном символе Томска могла стать причиной раздоров? — Даниил Крапчунов

    Атеизм:

    • Рождение науки, инквизиция и охота на ведьм — лекция диакона Андрея Кураева
    • Диалог с атеистом — архимандрит Епифаний Феодоропулос
    • Диалог с атеистом — иерей Виталий Бабичев
    • Справедливая участь атеиста. Зачем человеку Бог после смерти, если Бог ему не нужен был при жизни? — Максим Степаненко
    • Доказательства бытия Бога — диакон Андрей Кураев
    • Бог изумляющий — диакон Андрей Кураев
    • Атеизм, его происхождение и влияние на науку и жизнь — Алексей Лосев
    • Кризис безбожия — Иван Ильин
    • Закабаление человека атеистическим обществом — протопресвитер Александр Шмеман
    • Деятельность Белинского — живой урок для всех нас — протоиерей Андрей Ткачев
    • Читайте иные материалы по данной теме…

    Римо-Католическая Церковь:

    • О некоторых различиях католической и православной иконографии распятия Христа — Католикам о Православии
    • Свидетельства блаженного Августина об исхождении Святого Духа только от Отца — Католикам о Православии
    • О современных недоумениях в связи с Гаванской декларацией и документами на Критский собор — иерей Георгий Максимов
    • Православие и Католичество сегодня. К вопросу общения в Таинствах — диакон Александр Занемонец
    • О подлинной истории Крестовых походов — Томас Мэдден
    • Православие и католичество – взгляд из Испании — иерей Андрей Кордочкин
    • Можно ли молиться вместе с католиками? — Леонид Виноградов
    • Основные отклонения Римо-Католической церкви от вероучения Вселенской Церкви — Владимир Васечко
    • Инквизиция. Просто статистика — протодиакон Андрей Кураев
    • Педофильский скандал: когда пыль осела — Алексей Харитонов
    • Читайте другие материалы раздела «Обличение ересей Римо-Католической Церкви»

    Иудаизм:

    • Иудаизм и Православие о признаках прихода Мессии — иерей Андрей Хвыля-Олинтер
    • Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. Часть I. Полемика и апологетика — иерей Георгий Максимов
    • Краткий обзор отношений Православия и иудаизма. Часть II. Православная миссия среди иудеев — иерей Георгий Максимов
    • Веселый праздник Пурим или о размышления о еврейском менталитете — протодиакон Андрей Кураев
    • Безумие революций, масоны и их роль в европейских войнах — Юрий Воробьевский

    Ислам:

    «Бог или пророк?» — полемическая книга христианского апологета Джона Гилкриста:

    • Совершенство Библии — Джон Гилкрист
    • Доктрина о Триединстве — Джон Гилкрист
    • Иисус — Сын Бога Живого — Джон Гилкрист
    • Распятие и искупление — Джон Гилкрист
    • Библия о Мухаммаде — Джон Гилкрист
    • Лжеевангелие от Варнавы — Джон Гилкрист
    • Путь в экстремисты вымощен словами о любви — Татьяна Решке

    Святоотеческая полемика с исламом:

    • Преподобный Феодор Студит об исламе — иерей Георгий Максимов
    • Святитель Игнатий Брянчанинов: высказывания об исламе и мусульманах (извлечённые из писем святителя) — святитель Игнатий Брянчанинов
    • Три антимусульманских сочинения — митрополит Антоний Храповицкий
    • Монах Иосиф Вриенний об исламе — диакон Георгий Максимов
    • Беседа христианина с сарацином — преподобный Иоанн Дамаскин
    • Спор, случившийся между монахом и тремя мусульманскими богословами — монах Георгий
    • Диспут с хионами — святитель Григорий Палама
    • Слово обличительное против агарянскаго заблуждения и против измыслившего его Магомета — святой преподобный Максим Грек
    • — святой преподобный Максим Грек
    • Ответы христиан против агарян, хулящих нашу православную христианскую веру — святой преподобный Максим Грек
    • Мученическое исламоведение — иерей Георгий Максимов
    • Исламский мир в «Хронографии» преподобного Феофана Сигрианского — иерей Георгий Максимов
    • Святой Константин-Кирилл Философ об исламе — иерей Георгий Максимов
    • Ислам в богослужебных текстах Православной Церкви — иерей Георгий Максимов
    • Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых — иерей Георгий Максимов
    • Взгляд русского путешественника XV века Афанасия Никитина на ислам — иерей Георгий Максимов
    • Преподобный Иоанн Дамаскин об исламе — иерей Георгий Максимов

    Иерей Георгий Максимов — апологетические статьи:

    • «Фитна»: попытка разобраться — Юрий Максимов
    • Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане? — иерей Георгий Максимов
    • Религия сильного человека: ислам или христианство? — иерей Георгий Максимов
    • Представление о грехе в христианстве и исламе — иерей Георгий Максимов
    • Образ Рая в христианстве и исламе — иерей Георгий Максимов
    • Почему христиане не считают Мухаммеда пророком — иерей Георгий Максимов
    • Мученическое исламоведение — иерей Георгий Максимов
    • Исламский мир в «Хронографии» преподобного Феофана Сигрианского — иерей Георгий Максимов
    • Святой Константин-Кирилл Философ об исламе — иерей Георгий Максимов
    • Мусульмане и мусульманство в житиях византийских святых — иерей Георгий Максимов
    • Женщина в исламе и христианстве: новые вымыслы — иерей Георгий Максимов
    • Взгляд русского путешественника XV века Афанасия Никитина на ислам — иерей Георгий Максимов
    • Ислам в богослужебных текстах Православной Церкви — иерей Георгий Максимов
    • Еще раз о религии сильного человека — иерей Георгий Максимов
    • О героях мусульман и христиан — иерей Георгий Максимов/li>
    • Крест и полумесяц: что обычный человек знает про мусульман? — иерей Георгий Максимов
    • Христиане и мусульмане: диалог о диалог — иерей Георгий Максимов
    • «Неудобное» интервью диакона Георгия Максимова об исламе — Православие.Ru
    • О том, как один муфтий решил обвинить православного священника — иерей Георгий Максимов
    • Не бояться трезво глядеть на мир. И называть вещи своими именами — иерей Георгий Максимов
    • Преподобный Иоанн Дамаскин об исламе — иерей Георгий Максимов

    Буддизм:

    • Главнейшее отличие буддизма от Православия — доцент Московской духовной академии Юрий Максимов
    • Христианин, практикующий буддизм: возможно ли это? — Виталий Питанов
    • Несостоятельность буддийской критики христианского теизма — диакон Сергий Барицкий
    • Нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова — миф для верующих — профессор Галина Ершова
    • Тибетское буддийское варварство или о тибетском монашеском «рае» — подборка публикаций
    • Буддийское милосердие: убей человека, чтобы он не испортил себе карму — Миссионерско-апологетический проект «К Истине»
    • Взрыв либерального мозга: буддисты преследуют мусульман — протодиакон Андрей Кураев
    • В Томск приедут семь буддийских колдунов, простите, лам… — Максим Степаненко
    • Нидала Оле (Российская ассоциация буддистов школы Карма-Кагью») — необуддийская тантрическая секта

    Индуизм, даосизм, конфуцианство:

    • Конфуцианство как религия — диакон Георгий Максимов
    • Христос — Вечное Дао — иеромонах Дамаскин Христенсен
    • Индия — страна язычества, религиозной нетерпимости, чудовищных обрядов и дичайших суеверий — подборка публикаций
    • Веды – это с другой планеты, это просто язычество — протодиакон Андрей Кураев
    • Чем больше узнаю язычество, тем больше ужасаюсь или ведическое проклятие на импотенцию — Максим Степаненко
    • Как птичка выросла до бога всего мира (о боге кришнаитов) — Максим Степаненко
    • Йога (как религиозная и «оздоровительная» практика).
    • Медитация (как религиозная и «оздоровительная» практика).
    • Брахма Кумарис — шиваитская неоиндуистская секта Дада Лекхраджа
    • «Международное общество сознания Кришны» (кришнаиты) — неоиндуистская языческая секта.
    • Ошо Раджниша — неоиндуистская секта.
    • Сатьи Саи Бабы — неоиндуистская секта.
    • «Сахаджа йога» — Шри Матаджи Нирмала Дэви неоиндуистская секта.
    • «Сурат Шабд йога» (Холософское общество) — Сант Такар Сингх неоиндуистская секта.
    • «Трансцендентальная медитация» — Махариши Махеш Йоги неоиндуистская секта.
    • Шри Чинмой — неоиндуистская секта.

    Обличение вегетарианства:

    • Вегетарианство и его отличие от христианского поста — святой исповедник Патриарх Московский и всея Руси Тихон
    • Библейское обличение вегетарианства — Максим Степаненко
    • Правда о сыроедении и веганстве. Последствия. Болезни. Жертвы — Борис Цацулин
    • Почему я больше не веган — Джордан Янгер
    • Мифы сыроядения: избранное — Том Биллингс (Tom Billings)
    • Естественно ли для человека быть вегетарианцем? — Андрей Козлов
    • Голодный образ жизни. Сыроедение и вегетарианство полезно для здоровья и души? — Олеся Лонская
    • А ведь они обещали идеальное здоровье и фантастическое здоровье… — Максим Степаненко
    • Вегетарианство: питание фальшивыми и опасными продуктами — Катрин Цинкант
    • Сегодня молоко не пьешь, а завтра в секту попадешь!(современное вегетарианство приобретает оккультно-сектантские формы) — Ульяна Скойбеда, Александр Кулагин
    • Индия — страна язычества, религиозной нетерпимости, чудовищных обрядов и дичайших суеверий — раздел публикаций

    Разное:

    • Тупик «православного» эволюционизма — диакон Георгий Максимов
    • Гарри Поттер, Таня Гроттер, Порри Гаттер и все, все, все. Миры Джоан Роулинг и ее подражателей-пересмешников — Роман Силантьев
    • Наша цивилизация обречена — диакон Андрей Кураев

    «Миссионерское обозрение» — Богословский научно-публицистический журнал Миссионерского отдела Московской Патриархии

    Икона — священномученик Ириней, епископ Лионский — один из великих апологетов Православия — память 05 сентября (н.с.)

    Термин «апологетика» в том или ином контексте известен многим, он прижился в литературном языке и давно вышел за рамки религиозного контекста, что вносит известную путаницу в расшифровку его смысла. Понятие апологетики в христианстве, философии и книжной речи обрело сразу несколько значений, хотя первоначальный смысл его корня сохраняется в той или иной степени — это защита, оправдание и обоснование своей позиции или убеждений. Но в первую очередь это слово обозначает защиту христианского вероучения от критики и нападок идейных оппонентов либо попыток осуждения. Церковные каноны при этом доносятся и излагаются окружающему миру на понятном ему языке.

    Что такое апологетика

    Для более глубокого понимания того, что представляет собой данное направление в религии, необходимо определить базовое значение этого слова, связанное с его происхождением, а также вычленить светское и религиозное понимание термина, дав широкую и узкую трактовку последнего.

    Происхождение слова

    Понятие берет свое начало от греческого слова «apologia», что в переводе означает «защита» или «оправдание». Люди, знакомые с античной философией, сразу могут вспомнить работу Платона с таким названием. Она посвящена его учителю Сократу и посланию, где тот защищает свои идеи, выступая на суде в качестве обвиняемого.

    Значение понятия

    В наши дни апологетом могут назвать любого человека, рьяно защищающего свои интересы, идеи или убеждения. Заметим, что при этом само понятие часто используется в светском контексте и порой получает даже иронический оттенок.

    Однако исходный смысл слова религиозный и обозначает следующее:

    • в широком смысле — направление в христианском богословии, посвященное защите веры и ее догматов через рациональные объяснения;
    • более узкая трактовка — деятельность и труды мыслителей-апологетов в первые века нашей эры.

    Связь с патристикой и схоластикой

    В данном ключе речь идет именно об узком смысле понятия как первом этапе развития религиозной философии и духовного наследия отцов ранней церкви. Именно тогда закладывались основы христианской теологии.

    Хронологически можно выделить три временных периода:

    1. Апологетический (II-III век).
    2. Патристический (III-VIII век).
    3. Схоластический (VIII-ХIV век).

    На апологетическом этапе христианство находилось в стадии формирования, а его догматика и вероучение еще не устоялись. Новая религия фактически представляла собой конгломерат идейных направлений, порой сильно отличавшихся друг от друга. Во многом именно по этой причине верующие сталкивались с непониманием, а то и преследованием властей.

    Так, последователей Иисуса Христа обвиняли в нелояльности по отношению к императору и создании культа, враждебного империи и ее законам. Поэтому раннехристианские апологеты видели своей задачей защитить веру и донести миру ее сущность понятными и доступными средствами.

    Слово патристика дословно переводится как «учение отцов церкви». На этом этапе христианство уже становится официально признанной, а вскоре и единственной государственной религией. В начале патристического периода акцент делается на христологию, в которой рассматривался вопрос о том, каким именно образом Иисус совмещает в себе божественную и человеческую природу. Далее на первый план стали выходить вопросы церковной истории и разработка догмата о Святой Троице.

    Последний этап патристики совпал с ранним Средневековьем, падением Римской империи и одновременным усилением западной церкви. Политические вопросы вкупе с идеей преобладания духовной власти над светской наиболее полно отражены в работах Августина Блаженного. Латинская патристика постепенно обособляется от греко-византийской.

    Схоластика первоначально обозначала преподавание дисциплин в монастырских школах. Однако она более известна как законченная и сложившаяся система средневековой философии, тесно связанная с открывшимися в Европе университетами. После нескольких столетий упадка вновь начинает развиваться наука.

    Античное наследие изучается, систематизируется и находит применение в теологии — оно теперь помогает церкви в обосновании ее догматов, поэтому неслучайно мыслители того времени называют философию «служанкой богословия». Вершиной развития схоластики считаются труды Фомы Аквинского.

    Можно сделать вывод, что на всех трех этапах развития христианского богословия задачи несколько различались и были во многом обусловлены духом времени.

    Общие черты апологетического, патристического и схоластического направления:

    • защита или обоснование догматики и вероучения церкви как главная цель;
    • античная философия как инструмент для ведения дискуссий.

    Апологетика как наука

    Данная дисциплина в учебной программе духовных семинарий может называться по-разному. Однако наиболее часто в качестве альтернативного наименования используется термин «основное богословие». При этом апологетическими нередко называют только труды раннехристианских мыслителей первых веков нашей эры.

    Предмет и объект изучения

    Эта наука в сфере духовного образования играет роль фундамента для прочих богословских направлений. На нем основаны исследования в области догматических, нравственных, канонических и иных вопросов в сфере теологии.

    Первое и главное, что она изучает — обоснование азов вероучения и догматики церкви через рациональное объяснение на доступном для обычного человека языке.

    В рамках курса иногда выделяют следующие направления:

    1. Естественнонаучное. Исследует вопросы креационизма, сотворения мира и чудес, используя понятия физики и других наук.
    2. Философское. Посвящено апологии православия, божественного бытия и других высших смыслов через приемы философии и схоластики.
    3. Историческое. Занимается вопросами реальности и достоверности описанных в Библии событий.

    Цели и задачи

    Главная цель здесь — такое раскрытие и обоснование христианской доктрины, которое позволило бы каждому человеку, ищущему смысл своего существования, увидеть, что речь идет не о слепой вере, но религии, которая отвечает всем духовным запросам в жизни. Этим объясняется и специфика данной богословской науки, заключающаяся в том, что она обращается не только к Библии и святоотеческому учению, но и к нехристианской религиозной и философской мысли, к достижениям естественных и гуманитарных наук, к истории, искусству и культуре в целом.

    Задачи на протяжении веков менялись вместе с реалиями окружающего мира. Так, в I-IV веке нашей эры речь шла прежде всего о защите христианства от нападок языческого общества и власти. В Средневековье стояла задача отстоять учение церкви на фоне внешней экспансии ислама, определенную роль играл и фактор борьбы с еретическими движениями. Однако в Новое время светский образ жизни и материалистическое мировоззрение бросают христианству новые вызовы.

    В современных условиях основное богословие выделяет следующие задачи:

    • рациональное объяснение и защита учения церкви от критики со стороны науки;
    • обоснование актуальности идей христианства в сильно изменившемся современном мире с его новыми реалиями — уходом традиционного уклада, урбанизацией, техническим прогрессом и другими вещами;
    • защита христианской веры и ее догматов от искажений в трактовке и понимании в условиях информационного общества и многообразия мнений.

    Кто такой апологет

    Дословно это понятие означает защитника или человека, который произносит оправдательную речь в поддержку тех или иных идей — так оно трактовалось в Древней Греции и в данном контексте иногда используется в наши дни. Однако устоявшееся определение данного слова имеет исторический смысл и относится к философам и писателям периода раннего христианства.

    Определение понятия

    Апологет — защитник христианства от критики и обвинений со стороны идейных противников и оппонентов в спорах, умеющий говорить о предметах веры на одном языке с собеседником.

    Апологетами наиболее часто именуются защитники веры во II-III веке, которые в своих выступлениях и рукописных трудах использовали аргументацию, принятую в языческом мире того времени. Этих авторов по языку произведений делят на две ветви — латинскую и греко-эллинистическую.

    Защита основ христианского учения от нападок внутри общества вновь стала актуальной несколько веков назад на фоне светских идей Возрождения и антирелигиозных философских концепций Нового времени. Самым известным православным апологетом сегодня нередко называют профессора Алексея Осипова, знаменитого своими лекциями для широкой аудитории.

    Деятельность и задачи

    Образованные мыслители-христиане в своих посланиях применяли логику и приемы античной философии для защиты от давления со стороны властей и критики идейных противников. Стояла задача доказать, что новая религия не выступает против власти, а способствует улучшению нравов общества и его духовному обновлению. Мыслители также показывали, что христианство не есть что-то чуждое для мира того времени — в дискуссиях они активно пользовались аргументацией и приемами, взятыми из античной философии.

    Впрочем, стремление говорить с миром на его языке и адаптироваться под него порой приводило к острым конфликтам внутри самого христианства. Ориген, один из виднейших апологетов древности, был осужден как еретик, а его идеи попали под запрет. В наши дни подвергался критике уже профессор Осипов. Архимандрит Рафаил (Карелин) находил в его творчестве влияние протестантизма, а священник Георгий Максимов обвинял в искажении основ христологии, принятых православной церковью.

    Известные представители

    Роль апологетов в исторической перспективе неоднозначна. С одной стороны, они стояли у основ христианской теологии, что одержала в итоге победу над языческими культами. С другой — эти мыслители использовали античную философию и тем самым сохранили ее, дав последней путевку в жизнь в рамках патристического, а после и схоластического богословия вплоть до наступления эпохи Возрождения.

    Марциан Аристид

    Также известен как Аристид Афинский. О нем сохранилось очень мало сведений, которые стали известны благодаря трудам Евсевия Кесарийского и блаженного Иеронима. Хронологически Аристид стоит первым в ряду апологетов христианства.

    Этот философ признан автором самой древней из дошедших до наших дней апологий, адресованной римскому императору — предположительно Адриану либо Антонину Пию. Точная дата создания произведения не установлена, оно относится к периоду между 124 и 143 годом.

    Сочинение удалось обнаружить лишь в XIX веке. Корпус его текстов восстановлен по армянским, сирийским и греческим рукописям, а сравнительный анализ позволяет говорить о достоверности произведения. Известно еще два текста Аристида — размышление на тему евангельской притчи о разбойнике и письмо-послание философам.

    В своих сочинениях данный мыслитель пишет о Боге как о движущей силе Вселенной, обладающей полнотой совершенства. Он критиковал поклонение греческим языческим божествам, наделенным, по его мнению, человеческими недостатками. Христианское понимание высшей силы указывалось как единственная истина, способная объединить всех людей и принести мир.

    Юстин Мученик

    Этот мыслитель не менее часто упоминается как Иустин Философ. Он погиб мученической смертью и почитается в лике святых и православными, и католиками. О нем сохранилось немало свидетельств в сочинениях Евсевия и других древнехристианских авторов и отцов церкви.

    Юстин известен тем, что произнесенная им на суде апология дошла до наших дней в письменной форме и признана одним из наиболее древних свидетельств о христианских мучениках. Приблизительно в 165 году за отказ от формального участия в официальных языческих жертвоприношениях мыслитель был обезглавлен вместе с учениками.

    Юстин родился в Палестине, однако имел римское происхождение и языческое воспитание, о чем упоминал в своих сочинениях. Он получил хорошее классическое образование, общался с пифагорейцами и стоиками, но в итоге обратился в христианство.

    Писатель активно участвовал в публичных дискуссиях, полемизировал с иудеями и языческими философами. Его апологии известны исследованиями вопросов в области библеистики и догмата о Троице, а также защитой христиан от обвинений в уголовных преступлениях и нелояльности к властям. Возможно, последнее стало причиной его трагической судьбы.

    Письменное наследие Юстина остается предметом споров. Принадлежность целого ряда произведений перу данного автора считается недостоверной. Так, подлинными признаны лишь две апологии и «Диалог с Трифоном иудеем».

    Немалое число текстов Юстина считаются утраченными. Самый известный из них — «Сочинение против всех появившихся ересей». Сам автор ссылается на него в апологии, упоминая Симона Волхва, Маркиона и Менандра — видных ересиархов, чьи имена известны по многим источникам.

    Татиан Ассириец

    Являлся учеником Юстина Мученика, имел ближневосточное происхождение, но при этом отлично разбирался в греко-римской культуре, религии и философии, потому «весьма славился в языческой мудрости» по собственному же признанию. Участвовал в мистериях, но в в результате нашел себя именно в христианстве после знакомства со Священным Писанием.

    Творчество Татиана отражает атмосферу поздней античности, когда христианское учение нередко смешивалось не только с идеями греческой философии, но и восточным гностицизмом, на многие века ставшим питательной средой и основой для многочисленных ересей.

    Так, в рядах учеников Татиана возникло свое гностическое учение, чье понимание христианских догматов и обрядов очень сильно отличалось от известного канона. Эти идеи в дальнейшем подверглись осуждению со стороны отцов церкви.

    Вместе с тем сирийский мыслитель-гностик внес немалый вклад в апологию христианства. Он весьма детально и подробно полемизировал с языческими философами и яростно их критиковал.

    Татиану принадлежит авторство «Диатессарона» — так называемого Евангелия смешанного чтения, где тексты Матфея, Марка, Луки и Иоанна собраны в единое повествование. Сей труд получил распространение, стал каноническим в Сирийской церкви, а его переводы заняли важное место в традиции христиан Ближнего Востока.

    Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан

    «Верую, ибо абсурдно», — именно благодаря этой фразе Тертуллиан известен многим знатокам философии. Вместе с тем он являлся одним из самых плодовитых раннехристианских мыслителей и авторов, его рукой написано порядка 40 трудов, большая часть который дошла до наших дней. Именно эти тексты заложили основу церковной латыни, ставшей в дальнейшем языком средневековой научной мысли.

    Как сын военачальника, Тертуллиан получил хорошее образование, обучался риторике, философии, юриспруденции. Приняв христианство в родном Карфагене, был рукоположен в священники, однако 10 лет спустя решил стать аскетом, примкнув к течению монтанистов.

    Тертуллиан был отличным знатоком Писания и произведений античных авторов, из под его пера вышло множество апологий, посланий к язычникам, нравственных поучений и наставлений для новообращенных христиан. Большое внимание он уделял обличению еретиков — парадоксально, что позднее монтанисты также признаются церковью таковыми. По этой причине богословское наследие Тертуллиана в полной мере оказалось признанным лишь в XIX веке.

    Главная черта работ мыслителя — следование идее о преобладании истинной веры над разумом и логикой вкупе с жесткой критикой языческих философских идей. Он осуждает мудрствование и аллегории, предпочитая буквальное толкование священных текстов и концепцию веры в чистом виде.

    Августин Блаженный

    Один из самых выдающихся мыслителей, теологов, проповедников и отцов западной церкви. Его работы знаменуют собой переход от ранних апологий уже к этапу патристики в IV веке. Жизнь и творчество Августина хорошо известны благодаря «Исповеди» — знаменитому автобиографическому труду.

    Подобно некоторым другим мыслителям-апологетам, Августин хорошо знал античную философию, пережил увлечение еретическим учением и в итоге обратился в христианство. Он служил священником, затем принял сан епископа и даже основал монашескую общину. При этом более всего Августин известен своей обстоятельной и развитой богословской системой, где античная мысль успешно сочетается с учением церкви.

    Блаженный Августин много писал о свободе воли человека, предопределении и благодати как главном средстве для спасения души. Вместе с тем богослов уделил внимание и практическим, мирским вещам: его трактат «О граде Божьем» посвящен вопросам государственного устройства. В этом труде автор излагает свое мнение о роли христианских идеалов в сфере политики и общественной жизни людей.

    Видео

    Пример апологии: богослов Сергей Головин защищает идею сотворения мира через рациональное объяснение.

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Наверх