Помост

Вопросы веры

Атеист верующий и

«Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров».

Ответ «лицемера»
Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров.
(Ганс Христиан Андерсен)
Предлагаю рассмотреть цитату, размещённую в заголовке. И сказано хлёстко, и автор вызывает уважение.
Начнём с автора
Найти источник этой записи мне не удалось. Попросил коллегу помочь мне и получил такой ответ:
Точный английский перевод этой фразы в связи с Г.Х.А. не встречается нигде на серьезных англоязычных ресурсах. Искала Яху, Гуглом и Яндексом (у них разный алгоритм поиска, поэтому всегда — тройная проверка). Обычно, если взять кусок фразы 5-6 слов, сразу находится источник. Викицитатник (англ.) ссылается этой фразой на статью в Москоу Таймс.
Так что… думаю, мимо. Однако доказать, что он этого не говорил — невозможно. Но — по ссылке обсуждается мысль, — неважно, кто автор. Там вопрос — в чем неправ автор этой мысли. Ну, допустим, Андерсен этого не говорил. Сути обсуждения это не меняет.
То, что Андерсен был крещён и осознавал себя христианином, вряд ли у кого-то вызывает сомнения. Его творчество наполнено любовью и состраданием, причём без слащавого толстовства. Например, показательна концовка рассказа Андерсена «Еврейская девушка» (Добрая Сарра отказалась креститься, поставив для себя волю матери выше воли Божией и зова сердца, умерев в иудаизме): «Но когда божественный солнечный свет льет лучи на христианские могилы, он посылает лучик и на одинокую могилку Сарры, бедной еврейской девушки». В советское время из его сказок старательно вычищалось всё, связанное с христианством, но современные дети и их родители могут увидеть евангельский контекст практически в любом произведении Андерсена.
Надеюсь, что кто-то сможет найти источник обсуждаемой цитаты и текст, из которого она вырвана. Возможно это концовка статьи о каком-то лицемере, прикрывающемся христианством (современная российская политика таких образцов нам предлагает предостаточно). Да и в Библии, как известно, целых два раза написано, что Бога нет.
Теперь о содержании фразы.
Если бы в современной школе продолжала преподаваться Логика, то за такое высказывание её автор получил бы кол. Это типичный софизм.
Рассмотрим подробнее три фразы из утверждения.
1. Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу.
Очевидно, что все люди созданы по образу Божьему; одни стремятся достигнуть при этом Его подобия, другие нет. Кстати, Добро — одно из имён Бога (которое отрицает атеист), Бог — источник добра.
Возникают вопросы:
— Что значит «думающий»? Подразумевается, что верующие не думают, или они априори глупы? Или подразумевается, что по совести могут жить только думающие атеисты? Надо заметить, что в Библии под безумным понимается именно атеист: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13).
— Что значит «живущий по совести»?
Думаю любой знает, как легко обмануть собственную совесть. Одно из главных свойств зла — оно прикрывается добром, мимикрирует под него. Классический пример — Раскольников.
Также совесть можно усыпить. Явное зло, совершённое впервые, обычно выявляется совестью. Но каждое следующее его повторение делает укор совести всё менее различимым.
Разве Гитлер, Сталин, Чикатило или любой другой служитель зла считали себя бессовестными? Не хотел бы я оказаться на месте того, кто сказал бы им это в глаза…
— Насчёт того, что «сам не понимает», можно согласиться, ведь атеист отрицает Бога.
— «…насколько он близок к Богу» — лучше сказать «…насколько близок к нему Бог».
2. Потому что творит добро, не ожидая награды.
Этот тезис говорит исключительно о добре. Если для любого верующего человека творение добра является важнейшей жизненной установкой, то очевидно, что далеко не для всякого атеиста. Тем не менее, оставим вопрос соотношения добрых и злых поступков у того или иного человека, рассмотрим лишь поступки добрые.
Для христианина добро — это следование воле Бога, зло — её нарушение. У атеиста же нет объективных критериев добра и зла, для него добро — это норма, принятая в обществе или его частное мнение (раз Творца нет, то я сам могу считать, что есть добро, а что зло). Если в обществе приняты чревоугодие, разврат или ложь, то участвующий в этом атеист может считать, что он, как минимум, зла не совершает; получается, что для атеиста понятие добра неизмеримо шире и неопределённее.
Награда необязательно может быть ожидаема только от Бога. Причём это может касаться как атеиста, так и верующего. Я могу делать что-то хорошее для человека, ожидая похвалы, признания; могу таким образом самоутверждаться, испытываться чувство эйфории. Благотворительность может даже стать идолом для человека, ведь нарушают 2-ю заповедь не только почитатели Перуна, Велеса или Ярило.
Мотивом может быть и имидж. Однажды я прочёл статью об одном олигархе и его благотворительной программе. Сумма показалась внушительной, но сравнив её с состоянием олигарха, оказалось, что это обычная монетка нищему из кармана среднестатистического россиянина. Не думаю, что кто-то другой стал бы всем рассказывать, как он каждый месяц даёт по 2 рубля старушке у метро.
Зная, как трудно даже давно воцерковлённому человеку творить добро без примеси тщеславия, можно очень сильно сомневаться, что атеист способен невольно достигнуть сердечной чистоты. Это всё равно что сказать: для любого человека так же естественно поднять штангу в 200 килограммов как для спортсмена, который регулярно тренируется в поднятии тяжестей.
3. В отличие от верующих лицемеров.
Не совсем понятно, считает ли автор всех верующих лицемерами, или речь идёт именно о верующих, ещё не изживших в себе лицемерия, о которых предупреждал Спаситель: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21).
Лицемерие — это несоответствие поступков убеждениям человека. В той или иной мере любой верующий человек, не стяжавший бесстрастия — лицемер. Например, я не могу сказать, что мне абсолютно безразлично, что подумают обо мне читатели этой заметки.
Всё же представляется, что автор цитаты подразумевает под лицемерием то, что мотивом добрых дел верующего является не желание помочь кому-либо, а желание угодить Богу и «заработать райское блаженство». Однако одно совсем не исключает другого: любовь к Богу и ближнему — главная христианская заповедь. И разве упование на награду это лицемерие?
Желание угодить любимому вполне естественно для человека. Вот сейчас, например, супруга попросила меня помочь по хозяйству, разве лицемерием будет сделать это? Разве кто-то подумает, что таким образом я хочу заработать вкусный обед?
Верующий (в христианском понимании этого слова) — это тот, кто стремится жить по воле Всеблагого Творца, тот, для кого Бог — Идеал, предел желаний и стремлений.
Одним из образов отношений человека и Бога являются отношения мужчины и женщины в браке. Разве лицемерно желание любящих сердец вступить в брак? И лицемерно ли желание верующего приобрести способность войти в Царство Божие — Царство Любви?
Если углубиться в аскетику, то можно вспомнить, что святые отцы выделяли три ступени, три уровня отношений человека с Богом — раб, наёмник и сын. Первый страшится наказания, второй — стремится к награде, третий мотивом поступков являет любовь. До высшего состояния нужно ещё дорасти.
Здесь я должен пояснить, что слово «верующий» не является синонимом слова «безгрешный». По словам святителя Тихона Задонского: Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно. В госпиталь больные входят через дверь; в Святую Церковь больные духовно входят верою и Святым Крещением. В госпиталь ради того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и стать здоровыми; в Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись. В госпитале есть врач, который больных посещает, осматривает и лечит: в Святой Церкви Врач есть Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и исцеляет. В госпитале лекарь запрещает больным все то, что мешает лечению; в Святой Церкви Христос повелевает христианам воздерживаться от всего того, что их душевному исцелению и получению вечного спасения препятствует.
Каждый из нас имеет разные таланты и способности, склонности к тем или иным порокам, духовный возраст, который совсем не обязательно равен возрасту физическому. Клайв Льюис хорошо заметил: Возьмем такой пример: старая дева искренне верит в Бога, но часто ворчит, а добрейший человек в Бога не верит. Откуда мы знаем, насколько больше ворчала бы старая дева, если бы она не верила, и насколько лучше был бы добряк, если бы он верил? Чтобы судить, надо знать, с каким сырьем возится Господь в каждом данном случае.
Тем, кто более подробно желает изучить вопрос о возможности добра без Бога, рекомендую статью «Возможно ли добро без Христа».
Также можно добавить, что доброделание бывает в телесной области (одеть, накормить, обеспечить), душевной (утешить) и духовной (молитва за страждущих, духовное утешение ближнего, духовное просвещение). Один из старцев говорил: Дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Это милостыня самая большая. По словам святителя. Иоанна Златоуста: Хотя бы ты раздал бедным бесчисленные богатства, ты не сделаешь столько, сколько обративший одну душу.
***
​Иногда приходится встречать и такое нелепое высказывание: он атеист, но десять заповедей соблюдает. На занятиях по основам православия я всегда задаю вопрос: какие три из десяти Ветхозаветных Заповедей, данных много тысяч лет назад диким племенам, точно не соблюдает современный, даже очень культурный и образованный атеист? Кроме того, не будем забывать, что христианскими, в строгом смысле этого слова, являются девять заповедей Нового Завета, Заповеди Блаженства.
«Многие, кто не знает Бога, поражают нас своим добродетельным поведением. Очень часто нам оказывается до них далеко. Зачастую христиане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый значительный и самый тяжелый из грехов». старец Сергий (Шевич)
Один современный церковный писатель хорошо сказал: «Человек, который ведет себя хорошо», не всегда означает «хороший человек». Просто у него не было повода проявить свою подлость.
P.S. В комментариях удалось более подробно раскрыть ряд вопросов по теме данной заметки.

Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу. Потому что творитдобро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров.
(Ганс Христиан Андерсен)
Предлагаю рассмотреть цитату, размещённую в заголовке. И сказано хлёстко, и автор вызывает уважение.
Начнём с автора
Найти источник этой записи мне не удалось. Попросил коллегу помочь мне и получил такой ответ:
Точный английский перевод этой фразы в связи с Г.Х.А. не встречается нигде на серьезных англоязычных ресурсах. Искала Яху, Гуглом и Яндексом (у них разный алгоритм поиска, поэтому всегда — тройная проверка). Обычно, если взять кусок фразы 5-6 слов, сразу находится источник. Викицитатник (англ.) ссылается этой фразой на статью в Москоу Таймс.
Так что… думаю, мимо. Однако доказать, что он этого не говорил — невозможно. Но — по ссылке обсуждается мысль, — неважно, кто автор. Там вопрос — в чем неправ автор этой мысли. Ну, допустим, Андерсен этого не говорил. Сути обсуждения это не меняет.
То, что Андерсен был крещён и осознавал себя христианином, вряд ли у кого-то вызывает сомнения. Его творчество наполнено любовью и состраданием, причём без слащавого толстовства. Например, показательна концовка рассказа Андерсена «Еврейская девушка» (Добрая Сарра отказалась креститься, поставив для себя волю матери выше воли Божией и зова сердца, умерев в иудаизме): «Но когда божественный солнечный свет льет лучи на христианские могилы, он посылает лучик и на одинокую могилку Сарры, бедной еврейской девушки». В советское время из его сказок старательно вычищалось всё, связанное с христианством, но современные дети и их родители могут увидеть евангельский контекст практически в любом произведении Андерсена.
Надеюсь, что кто-то сможет найти источник обсуждаемой цитаты и текст, из которого она вырвана. Возможно это концовка статьи о каком-то лицемере, прикрывающемся христианством (современная российская политика таких образцов нам предлагает предостаточно). Да и в Библии, как известно, целых два раза написано, что Бога нет.
Теперь о содержании фразы.
Если бы в современной школе продолжала преподаваться Логика, то за такое высказывание её автор получил бы кол. Это типичный софизм.
Рассмотрим подробнее три фразы из утверждения.
1. Думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу.
Очевидно, что все люди созданы по образу Божьему; одни стремятся достигнуть при этом Его подобия, другие нет. Кстати, Добро — одно из имён Бога (которое отрицает атеист), Бог — источник добра.
Возникают вопросы:
— Что значит «думающий»? Подразумевается, что верующие не думают, или они априори глупы? Или подразумевается, что по совести могут жить только думающие атеисты? Надо заметить, что в Библии под безумным понимается именно атеист: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Пс.13).
— Что значит «живущий по совести»?
Думаю любой знает, как легко обмануть собственную совесть. Одно из главных свойств зла — оно прикрывается добром, мимикрирует под него. Классический пример — Раскольников.
Также совесть можно усыпить. Явное зло, совершённое впервые, обычно выявляется совестью. Но каждое следующее его повторение делает укор совести всё менее различимым.
Разве Гитлер, Сталин, Чикатило или любой другой служитель зла считали себя бессовестными? Не хотел бы я оказаться на месте того, кто сказал бы им это в глаза…
— Насчёт того, что «сам не понимает», можно согласиться, ведь атеист отрицает Бога.
— «…насколько он близок к Богу» — лучше сказать «…насколько близок к нему Бог».
2. Потому что творит добро, не ожидая награды.
Этот тезис говорит исключительно о добре. Если для любого верующего человека творение добра является важнейшей жизненной установкой, то очевидно, что далеко не для всякого атеиста. Тем не менее, оставим вопрос соотношения добрых и злых поступков у того или иного человека, рассмотрим лишь поступки добрые.
Для христианина добро — это следование воле Бога, зло — её нарушение. У атеиста же нет объективных критериев добра и зла, для него добро — это норма, принятая в обществе или его частное мнение (раз Творца нет, то я сам могу считать, что есть добро, а что зло). Если в обществе приняты чревоугодие, разврат или ложь, то участвующий в этом атеист может считать, что он, как минимум, зла не совершает; получается, что для атеиста понятие добра неизмеримо шире и неопределённее.
Награда необязательно может быть ожидаема только от Бога. Причём это может касаться как атеиста, так и верующего. Я могу делать что-то хорошее для человека, ожидая похвалы, признания; могу таким образом самоутверждаться, испытываться чувство эйфории. Благотворительность может даже стать идолом для человека, ведь нарушают 2-ю заповедь не только почитатели Перуна, Велеса или Ярило.
Мотивом может быть и имидж. Однажды я прочёл статью об одном олигархе и его благотворительной программе. Сумма показалась внушительной, но сравнив её с состоянием олигарха, оказалось, что это обычная монетка нищему из кармана среднестатистического россиянина. Не думаю, что кто-то другой стал бы всем рассказывать, как он каждый месяц даёт по 2 рубля старушке у метро.
Зная, как трудно даже давно воцерковлённому человеку творить добро без примеси тщеславия, можно очень сильно сомневаться, что атеист способен невольно достигнуть сердечной чистоты. Это всё равно что сказать: для любого человека так же естественно поднять штангу в 200 килограммов как для спортсмена, который регулярно тренируется в поднятии тяжестей.
3. В отличие от верующих лицемеров.
Не совсем понятно, считает ли автор всех верующих лицемерами, или речь идёт именно о верующих, ещё не изживших в себе лицемерия, о которых предупреждал Спаситель: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф.7:21).
Лицемерие — это несоответствие поступков убеждениям человека. В той или иной мере любой верующий человек, не стяжавший бесстрастия — лицемер. Например, я не могу сказать, что мне абсолютно безразлично, что подумают обо мне читатели этой заметки.
Всё же представляется, что автор цитаты подразумевает под лицемерием то, что мотивом добрых дел верующего является не желание помочь кому-либо, а желание угодить Богу и «заработать райское блаженство». Однако одно совсем не исключает другого: любовь к Богу и ближнему — главная христианская заповедь. И разве упование на награду это лицемерие?
Желание угодить любимому вполне естественно для человека. Вот сейчас, например, супруга попросила меня помочь по хозяйству, разве лицемерием будет сделать это? Разве кто-то подумает, что таким образом я хочу заработать вкусный обед?
Верующий (в христианском понимании этого слова) — это тот, кто стремится жить по воле Всеблагого Творца, тот, для кого Бог — Идеал, предел желаний и стремлений.
Одним из образов отношений человека и Бога являются отношения мужчины и женщины в браке. Разве лицемерно желание любящих сердец вступить в брак? И лицемерно ли желание верующего приобрести способность войти в Царство Божие — Царство Любви?
Если углубиться в аскетику, то можно вспомнить, что святые отцы выделяли три ступени, три уровня отношений человека с Богом — раб, наёмник и сын. Первый страшится наказания, второй — стремится к награде, третий мотивом поступков являет любовь. До высшего состояния нужно ещё дорасти.
Здесь я должен пояснить, что слово «верующий» не является синонимом слова «безгрешный». По словам святителя Тихона Задонского: Что госпиталь для больных, то Святая Церковь для христиан, больных духовно. В госпиталь больные входят через дверь; в Святую Церковь больные духовно входят верою и Святым Крещением. В госпиталь ради того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и стать здоровыми; в Святую Церковь ради того входят больные духовно, чтобы исцелиться от душевных болезней и так спастись. В госпитале есть врач, который больных посещает, осматривает и лечит: в Святой Церкви Врач есть Христос, Который христиан, духовно больных, посещает и исцеляет. В госпитале лекарь запрещает больным все то, что мешает лечению; в Святой Церкви Христос повелевает христианам воздерживаться от всего того, что их душевному исцелению и получению вечного спасения препятствует.
Каждый из нас имеет разные таланты и способности, склонности к тем или иным порокам, духовный возраст, который совсем не обязательно равен возрасту физическому. Клайв Льюис хорошо заметил:Возьмем такой пример: старая дева искренне верит в Бога, но часто ворчит, а добрейший человек в Бога не верит. Откуда мы знаем, насколько больше ворчала бы старая дева, если бы она не верила, и насколько лучше был бы добряк, если бы он верил? Чтобы судить, надо знать, с каким сырьем возится Господь в каждом данном случае.
Тем, кто более подробно желает изучить вопрос о возможности добра без Бога, рекомендую статью «Возможно ли добро без Христа».
Также можно добавить, что доброделание бывает в телесной области (одеть, накормить, обеспечить), душевной (утешить) и духовной (молитва за страждущих, духовное утешение ближнего, духовное просвещение). Один из старцев говорил: Дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Это милостыня самая большая. По словам святителя. Иоанна Златоуста: Хотя бы ты раздал бедным бесчисленные богатства, ты не сделаешь столько, сколько обративший одну душу.

Иногда приходится встречать и такое нелепое высказывание: он атеист, но десять заповедей соблюдает. На занятиях по основам православия я всегда задаю вопрос: какие три из десяти Ветхозаветных Заповедей, данных много тысяч лет назад диким племенам, точно не соблюдает современный, даже очень культурный и образованный атеист? Кроме того, не будем забывать, что христианскими, в строгом смысле этого слова, являются девять заповедей Нового Завета, Заповеди Блаженства.
«Многие, кто не знает Бога, поражают нас своим добродетельным поведением. Очень часто нам оказывается до них далеко. Зачастую христиане бывают хуже других людей. Но эти другие люди не знают Бога, и их грех – в этом. Это самый значительный и самый тяжелый из грехов». старец Сергий (Шевич)

Агностик — кто это? В чем разница между агностиками и атеистами

Агностик — это человек, отрицающий возможность полного объективного познания мира и его закономерностей. По мнению агностиков, некоторые истины невозможно постичь из-за ограниченности человеческого восприятия.

В частности, агностики полагают, что человек не может знать, существует ли бог, есть ли рай и ад, жизнь после смерти и прочие сверхъестественные явления. Чаще всего слово «агностик» употребляют именно в религиозном смысле, противопоставляя агностиков верующим и атеистам.

В чем суть агностицизма

Термин «агностик» ввел в научный оборот английский биолог и естествоиспытатель Томас Гексли в 1869 году. Слова «агностик» и «агностицизм» происходят от греческого «агностос» (ἄγνωστος) — «непознаваемый».

Агностицизм «просто значит, что человек не должен говорить, будто знает что-то, или верить во что-то, если для знания или веры у него нет научных оснований», объяснял Гексли. Ученый не может верить или не верить — он должен сосредоточиться на фактах и доказательствах.

«Агностицизм отрицает и отвергает как аморальную противоположную доктрину: о том, что есть утверждения, которым люди обязаны верить без логических доказательств», — добавлял Томас Гексли. Агностицизм — это не кредо, а метод ученого, указывал он: любая гипотеза должна давать возможность доказать или опровергнуть ее с помощью фактов, иначе это не научная гипотеза.

Томас Гексли — ученый, который ввел в научный оборот термин «агностик». Фото: Cambridge University Library

Агностик и атеист: в чем разница

Иногда агностиков путают с атеистами. Это не всегда верно.

Атеист — это человек, не верящий в бога или богов. Атеисты отвергают возможность существования высших сил. Синонимы к слову атеист — безбожник, неверующий.

В отличие от атеистов, агностики не утверждают, что бога нет. Агностики же указывают, что доказательств существования бога нет и отрицают возможность узнать, существует ли он на самом деле.

Тем не менее, агностики могут быть одновременно атеистами — такие люди не верят в высшие силы, но не утверждают, что это им доподлинно известно, что бога нет.

Знаменитый афоризм в духе агностицизма принадлежит французскому астроному Пьеру-Симону Лапласу. Как рассказывают, Наполеон Бонапарт поздравил его с выходом книги «Небесная механика», но спросил, почему в этом сочинении ни разу не упоминается бог. «Это потому, — ответил Лаплас, — что я в этой гипотезе не нуждался».

Известные агностики: Иммануил Кант, Герберт Спенсер, Нил Деграсс Тайсон

Агностицизм — это философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Агностицизм существовал еще до появления этого термина: похожие взгляды высказывали, например, античные софисты. Главные представители агностицизма в Новое время — Дэвид Юм, Иммануил Кант, Огюст Конт, Бертран Рассел.

Иммануил Кант полагал, что независимо от нас существует внешний мир, где существуют подлинные «вещи в себе». Этот мир воздействует на наши органы чувств, и мы лишь опосредованно знаем об устройстве этого мира (мы видим и чувствуем «вещи для нас»). При этом мы не можем сказать, насколько «вещь для нас» похожа на «вещь в себе». Ведь человек не может изучить предмет, не используя свои органы чувств.

Дэвид Юм также отмечал, что человеческое познание имеет дело с чувственным опытом, а потому не может судить о том, какова реальность «на самом деле».

Ученым-агностиком также являлся английский философ и социолог Герберт Спенсер. В работе «Основные начала» Спенсер указывал, что мы ничего не можем знать о «последней реальности» — есть непознаваемые вещи, которые выходят за пределы научного исследования, и именно их религия пытается объяснить с помощью метафор.

В XX веке философ-агностик Карл Поппер сформулировал принцип фальсификации. Человек не способен напрямую обнаружить истину, объяснял Поппер, но может обнаружить ложь и отбросить ее, тем самым приблизившись к истине. Таким образом, прогресс — это разоблачение иллюзий и заблуждений. А критерий научности — возможность опровергнуть гипотезу или теорию фактами.

Из современных ученых агностиком себя называет Нил Деграсс Тайсон — американский астрофизик и популяризатор науки. Сам он объясняет так: «Меня часто спрашивают — иногд в обвинительной манере: «Вы атеист?» Я ученый… я думаю своей головой. Когда вас причисляют к какой-то философии или движению, то навешивают на вас весь багаж и все остальное, что связано с этой философией… Я бы сказал, что наиболее подходящее слово — это агностик… Кто-то, кто не знает, не видел доказательств, но готов принять доказательства, если они есть…»

Нил Деграсс Тайсон. Кадр YouTube / Big Think

Scisne?

Оскорбление чувств верующих — занятие древнее и почтенное, располагающее к остроумию. Мы собрали лучшие высказывания ученых, философов, поэтов и политиков, многие из которых даже не были убежденными атеистами, но ради красного словца не пожалели и предвечного Отца.

  1. Чем чаще человек поминает Бога в своих речах, тем усерднее я слежу за своим кошельком.
    Марк Твен, писатель.
  2. Когда ты разговариваешь с Богом — это молитва. А когда Бог разговаривает с тобой — это шизофрения.
    Бенджамин Джонсон Ланг, композитор.
  3. Бога в моей теории нет, потому что я не нуждался в этой гипотезе.
    Пьер Лаплас, астроном.
  4. У слепой веры — очень злые глазки.
    Станислав Ежи Лец, поэт.
  5. Слова веры часто повторяют не потому, что они истинны, а потому, что их часто повторяют.
    Оскар Уайлд, писатель.
  6. Религиозные убеждения — прекрасный предлог, чтобы делать людям гадости.
    Ричард Олдингтон, писатель.
  7. Церковь — это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают о них небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
    Генри Менкен, литературный критик.
  8. Вера — это то, что лежит на одной чаше весов, при том что на второй всегда лежит разум.
    Артур Шопенгауэр, философ.
  9. Это оскорбление для всей человеческой расы — полагать, что нам нужен бог, чтобы вести себя прилично.
    Стивет Фрай, актер.
  10. Можно объяснить марсианину существование бензоколонок. Но будет очень сложно объяснить ему, зачем нужны все эти церкви.
    Джон Апдайк, писатель.
  11. Религии — все до одной — нелепы: их мораль рассчитана на детей, их обещания эгоистичны и чудовищно глупы.
    Ги де Мопассан, писатель.
  12. Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей.
    Виталий Гинзбург, физик.
  13. Каких великолепных глупцов делает из людей религия!
    Бен Джонсон, драматург.
  14. Даже если есть Бог, человечеству безопаснее вести себя так, будто Его нет.
    Джон Фаулз, писатель.
  15. В мире слишком мало любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существам.
    Фридрих Ницше, философ.
  16. Полагаю, я был бы хорошим христианином, но церковь сделала все, чтобы превратить меня в законченного безбожника.
    Фридрих Шиллер, драматург.
  17. Цивилизация не достигнет совершенства, пока камень последней церкви не упадет на голову последнего священника.
    Эмиль Золя, писатель.
  18. Религий — это общечеловеческий навязчивый невроз.
    Зигмунд Фрейд, психолог.
  19. Отсутствие Бога доказать сложно. Если я предположу, что вокруг Солнца по орбите между Землей и Марсом летает фарфоровый чайник, никто не сможет это опровергнуть, в особенности если я аккуратно добавлю, что он настолько маленький, что его не могут увидеть даже самые мощные телескопы.
    Бертран Рассел, математик.
  20. Пока человек не выгонит бога из своей головы, он никогда не станет свободным.
    Дени Дидро, философ.
  21. Бог — затычка для дыры неизвестного.
    Анатолий Луначарский, политик.
  22. Христианская концепция омерзительна. Она делает из Бога или воплощенную злость, и притом злость бесконечную, создавшую мыслящие существа, чтобы сделать их навеки несчастными, либо воплощенное бессилие и слабоумие, не способное ни предугадать, ни предотвратить несчастья своих созданий.
    Франсуа Вольтер, философ.
  23. Крови, пролитой поклонниками Бога милосердия и мира со времени введения Его религии, хватило бы, быть может, для того, чтобы утопить приверженцев всех других сект, живущих на земном шаре.
    Перси Шелли, поэт.
  24. Разум — главнейший враг всякой веры.
    Мартин Лютер, священник.
  25. Частные сообщение о моей религиозности — ложь. В бога я не верю.
    Альберт Эйнштейн, физик.
  26. Религия мне всегда казалась чем-то неприличным.
    Ингмар Бергман, режиссер.
  27. Если Бог существует, то атеизм, безусловно, оскорбляет его меньше, чем религия.
    Жюль Гонкур, писатель.
  28. О чем бы ни молился верующий он всегда молится о чуде, и молитва верующего сводится к следующему: «Великий Боже, сделай так, чтобы дважды два не было четыре.»
    Иван Тургенев, писатель.
  29. Слава богу, я атеист!
    Луис Буньюэль, режиссер.
  30. Вера утешительная погремушка для тех кто не умеет думать.
    Томас Эдисон, изобретатель.
  31. Уверен, что серьезный ученый, исследующий законы природы или человеческого общества, не сумеет сохранить веры, ибо все вокруг будет разубеждать его в усвоенных с детства догматах.
    Умберто Эко, писатель.
  32. Если бог есть, то почему его нет?
    Гуго Штейнгауз, математик.
  33. Все думающие люди — атеисты.
    Эрнест Хемингуэй, писатель.
  34. Набожность находит такие оправдания дурным поступкам, которых простой порядочный человек не нашел бы.
    Шарль Монтескье, философ.
  35. Ни одна религия не может ничего сделать для человечества.
    Станислав Лем, писатель.
  36. Тот факт, что верующие более счастливы, чем атеисты, доказывает не больше того, что и пьяный человек счастливые трезвого.
    Бернард Шоу, драматург.
  37. Если посмотреть на соотношение всех живых существ в мире, то по всему выходит, что больше всего Господь любит микробов и насекомых.
    Конрад Лорен, биолог.
  38. Молитва — это требование изменить все законы Вселенной ради одного, явно недостойного, просителя.
    Амброз Бирс, журналист.
  39. Не знаю, почему это так, но ни одна религия не потрудилась наделить своего бога здравым смыслом.
    Сомерсет Моэм, писатель.
  40. Религия расценивается обычными людьми как правда, умными как ложь, а правительством как полезная штука.
    Эдуард Гиббон, историк.
  41. Если бы мне дали шанс изменить мир, то в первую очередь я бы избавилась от религии. Ненависть и разрушение — это все, что она приносит.
    Бьорк, певица.
  42. Не следует верить в нечто лишь потому, что было бы ужасно, если бы это нечто не существовало.
    Жан Ростан, биолог.
  43. Религиозность — просто один из побочных продуктов нашего видового поведения. Довольно вредный, надо отметить.
    Эрнст Майр, зоолог.
  44. Удивительно, как все эти жрецы и предсказатели, глядя друг на друга, могут удерживаться от смеха.
    Цицерон, политик.
  45. Народ положительно требует, чтобы его обманывали, иначе с ним невозможно иметь дела.
    Синезий, епископ.
  46. Иногда я молюсь, потому что я суеверный, но в бога я, кажется, не верю.
    Джек Николсон, актёр.
  47. Называть верующих ослами — несправедливо, ибо ослы никогда не бывают столь твердолобы.
    Луис Велес де Гевара, писатель.
  48. У кого есть наука, тот в религии не нуждается.
    Иоганн Гете, поэт.
  49. Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких.
    Мари-Анри Бейль (Стендаль), писатель.
  50. Я никогда не пытался найти Бога, полагая, что если Он так умен, как его описывают, то сумеет найти меня сам.
    Айзек Азимов, физик.
  51. Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, которое я наблюдаю сегодня в мире.
    Чарльз Дарвин, биолог.
  52. Вы спрашиваете, что я думаю по поводу сладостного ощущения абсолютной веры? Я думаю, что это совершенно ужасно и категорически недопустимо.
    Курт Воннегут, писатель.
  53. Творцами религий были величайшие ослы мира.
    Джордано Бруно, философ.
  54. К злодеяньям великим побуждает религия смертных.
    Лукреций, поэт.
  55. С некоторыми определенными склонностями к вегетативной жизни отшельник вместо ангела может превратиться в огурец. Это профессиональный риск.
    Андре Фроссар, журналист.
  56. Самая главная задача, которая стоит сегодня перед религией, — это как можно более быстрое и безболезненное исчезновение.
    Иосиф Дицген, философ.
  57. Странно, что все религии так много времени уделяют чудесам, в то время как каждому школьнику известно, что чудо, то есть нарушение законов Вселенной, невозможно.
    Макс Планк, физик.
  58. Бог хорош разве что тем, что на него всегда можно сослаться, если на ум не пришел какой-нибудь другой авторитет.
    Уинстон Черчилль, пилитик.
  59. Для вас я атеист, а для Бога — конструктивная оппозиция.
    Вуди Аллен, режиссер.
  60. Власть священника зависит от суеверия и тупой доверчивости народов. Ему вовсе не нужно, чтобы они были просвещенными. Чем меньше они знают, тем более покорны его решениям.
    Клод-Адриан Гельвеций, философ.
  61. Если вы прочитаете Библию с открытыми глазами, вы убедитесь, что она написана людьми, причем весьма неприятными и малообразованными.
    Роберт Ингерсолл, юрист.
  62. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством.
    Виссарион Белинский, литературный критик.
  63. Древние, наблюдая явления природы — громы, молнии, затмения луны и солнца, приходили в ужас и полагали, что причиной того — боги. Они не понимали, что нет в мире ничего, кроме них, что было бы наделено божественной природой.
    Демокрит, философ.
  64. Господь из всемогущего кормчего понемногу превращается в исчезающую улыбку космического Чеширского Кота.
    Джулиан Хаксли, писатель.
  65. Видимо, Бог специально сделал людей такими доверчивыми, чтобы священникам было проще их обманывать.
    Джордж Галифакс, политик.
  66. С точки зрения затрат времени и ресурсов религия не очень эффективна. Есть многое другое, чем можно занять воскресное утро
    Билл Гейтс, программист.

Бог в словах Великих атеистов

Когда читаешь Библию, больше удивляешься неосведомлённости Бога, чем его всеведению.

Все религии издают библии против сатаны и говорят о нем самые страшные вещи, но его оправданий нам никогда не удавалось послушать.

Марк Твен

Когда ты разговариваешь с Богом- это молитва, а когда Бог разговаривает с тобой- это шизофрения.

Ланг, Бенджамин Джонсон

Бога в моей теории нет, потому что я не нуждался в этой гипотезе.

Пьер-Симон Лаплас

У слепой веры — злые глаза!

Станислав Ежи Лец

Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.
В истины веры верят не потому, что они разумны, а потому, что их часто повторяют.
Вера не становится истиной только потому, что кто-то за нее умирает
Как только каннибалам начинает угрожать смерть от истощения, Господь, в своём бесконечном милосердии, посылает им жирного миссионера.
Религия — очень распространенный суррогат веры.

Оскар Уайльд

А преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей.

Гинзбург, Виталий Лазаревич

Религиозные убеждения – прекрасный предлог, чтобы делать людям гадости.

Ричард Олдингтон

Церковь — место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут.

Генри Луис Менкен

Оскорбление для всей человеческой расы, полагать, что нам нужен Бог, чтобы вести себя прилично.

Стивен Джон Фрай

Каких великолепных глупцов делает из людей религия!

Бенджамин Джонсон

Религии — все до одной — нелепы: их мораль рассчитана на детей, их обещания эгоистичны и чудовищно глупы. Слова любви всегда одинаковы, — всё зависит от того, из чьих уст они исходят. (Мысль не присуща самому Мопассану, в ходе повествования он отрекается от этой идеи.)

Ги де Мопассан

Можно объяснить марсианину существование бензоколонок. Но будет очень сложно объяснить ему, зачем нужны все эти церкви.

Джон Апдайк

Даже если есть Бог, человечеству безопаснее вести себя так, будто Его нет.

Джон Фаулз

В мире и так слишком мало любви и благости,что бы их можно было расточать на воображаемых существ.

Фридрих Вильгельм Ницше

Какую религию я исповедую? Ни одной из всех тех, которые ты мне называешь. Почему же ни одной? Из чувства одной вечной религии души.

Если меня спросят, почему в моем сердце нет никакой религии, то я отвечу, что я утратил её по вине самой же религии.

Фридрих Шиллер

Цивилизация не достигнет своего совершенства до тех пор, пока последний камень последней церкви не упадет на голову последнего священника.

Эмиль Золя

Религия — общечеловеческий навязчивый невроз.

Зигмунд Фрейд

Если я предположу, что между Землёй и Марсом вокруг Солнца по эллиптической орбите летает фарфоровый чайник, никто не сможет опровергнуть моё утверждение, особенно если я предусмотрительно добавлю, что чайник настолько мал, что не виден даже мощнейшими телескопами. (Чайник Рассела)

Рассел, Бертран

Везде, где признают бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает.

Пока человек не выгонит бога из своей головы, он никогда не станет свободным.

Дени Дидро

Бог – это затычка к дыре неизвестного.

Луначарский, Анатолий Васильевич

Возможно ли, что бог, искупивший род человеческий смертью своего единственного сына, или, вернее, сам ставший человеком и умерший за людей, обрек на ужас вечных мучений почти весь род человеческий, за который он умер?…Подобная концепция чудовищна, омерзительна. Она делает из бога или воплощенную злость, и притом злость бесконечную, создавшую мыслящие существа, чтобы сделать их навеки несчастными, либо воплощенное бессилие и слабоумие, не сумевшее ни предугадать, ни предотвратить несчастья своих созданий.

Вольтер

Крови, пролитой поклонниками Бога милосердия и мира со времени введения Его религии, хватило бы, быть может, для того, чтобы утопить приверженцев всех других сект, живущих на земном шаре.

Перси Биши Шелли

Наука без религии — хромая. Религия без науки — слепая.

Религия, Искусство и Наука это ветви одного и того же дерева.

Сообщения о моей религиозности являются чистейшей ложью. Я не верю в личного Бога. Если же что-то из моих высказываний может показаться кому-то религиозными, то это, вероятно, — моё безграничное восхищение структурой мира, которую нам показывает наука.

Альберт Эйнштейн

Религия мне всегда казалась чем то неприличным

Ингмар Бергман

Если Бог существует, то атеизм должен казаться ему меньшим оскорблением, чем религия.

Эдмон Гонкур

О чем бы ни молился верующий он всегда молится о чуде, и молитва верующего сводится к следующему: «Великий Боже, сделай так, чтобы дважды два не было четыре.»

Иван Сергеевич Тургенев

Слава Богу, я всё ещё атеист.

Если бы кто-то доказал мне, прямо в эту минуту, что Бог, во всём его сиянии, существует, то это не изменило бы ни единый аспект моего поведения.

Бог и Родина — беспроигрышная парочка, их рекорд в том, что касается угнетения и пролитой крови, не побить никому.

Луис Буньюэль

Вера утешительная погремушка для тех кто не умеет думать.

Томас Эдисон

Уверен, что серьезный ученый, исследующий законы природы или человеческого общества, не сумеет сохранить веры, ибо все вокруг будет разубеждать его в усвоенных с детства догмах.

Умберто Эко

Если бог есть, то почему его нет?

Гуго Штейнгауз

Все думающие люди — атеисты.

Эрнест Хемингуэй

Набожность находит такие оправдания дурным поступкам, которых простой порядочный человек не нашел бы.

Шарль Луи Монтескье

Ни одна религия не может ничего сделать для человечества, потому что она не является опытным знанием. Конечно, она уменьшает «боль бытия» для индивидуумов, — а мимоходом увеличивает сумму несчастий, мучающих всех, именно вследствие своей беспомощности и бездеятельности по отношению к массовым проблемам. Так что ее нельзя защищать даже с прагматической точки зрения как полезное орудие, потому что это орудие плохое, беспомощное перед лицом главных проблем человечества.

Станислав Лем

Тот факт, что верующие более счастливы, чем атеисты, доказывает не больше того, что и пьяный человек счастливые трезвого.

Джордж Бернард Шоу

Если посмотреть на соотношение всех живых существ в мире, то по всему выходит, что больше всего Господь любит микробов и насекомых.

Лоренц, Конрад — выдающийся австрийский учёный, один из основоположников этологии — науки о поведении животных.

Молиться — Домогаться, чтобы законы Вселенной были отменены ради одного, и притом явно недостойного просителя.

Амброз Гвиннет Бирс

Христианство — религия рабов.

Не знаю, почему это так, но ни одна религия не потрудилась наделить своего бога здравым смыслом.

Сомерсет Моэм

Религия расценивается обычными людьми как правда, умными как ложь, а правительством как полезная штука.

Эдуард Гиббон

Если бы мне дали шанс изменить мир, то в первую очередь я бы избавилась от религии. Ненависть и разрушение — это все, что она приносит.

Бьорк

Наука сделала нас богами раньше, чем мы научились быть людьми.

Не следует верить в нечто лишь потому, что было бы ужасно, если бы это нечто не существовало.

Жан Ростан.

Религиозность — просто один из побочных продуктов нашего видового поведения. Довольно вредный, надо отметить.

Эрнст Майр — американский биолог германского происхождения.

Удивительно, как могут два предсказателя воздержаться от смеха, глядя друг другу в глаза

Марк Туллий Цицерон

Народ положительно требует, чтобы его обманывали, иначе с ним невозможно иметь дела.

Синезий — христианский богослов, философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма.

Иногда я молюсь, потому что я суеверный, но в бога я, кажется, не верю.

Николсон, Джек — легендарный американский актёр.

Называть верующих ослами — несправедливо, ибо ослы никогда не бывают столь твердолобы.

Луис Велес де Гевара — популярный испанский драматург.

У кого есть наука, тот в религии не нуждается.

Иоганн Вольфганг Гёте

Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких.

Стендаль — французский писатель.

Пытаюсь ли я найти Бога? Бог умнее меня. Пусть попробует найти меня сам.

Айзек Азимов — американский писатель-фантаст.

Нет ничего более замечательного, чем распространение религиозного неверия, которое я наблюдаю сегодня в мире.

Чарльз Дарвин — английский натуралист и путешественник.

Вы спрашиваете, что я думаю по поводу сладостного ощущения абсолютной веры? Я думаю, что это совершенно ужасно и категорически недопустимо.

Воннегут, Курт — американский писатель.

Творцами религий были величайшие ослы мира.

Джордано Бруно — итальянский монах-доминиканец.

К злодеяниям великим побуждает религия смертных.

Тит Лукреций Кар — поет.

С некоторыми определенными склонностями к вегетативной жизни отшельник вместо ангела может превратиться в огурец. Это профессиональны риск.

Фроссар, Андре — журналист.

Самая главная задача, которая стоит сегодня перед религией, — это как можно более быстрое и безболезненное исчезновение.

Дицген, Иосиф — общественный и политический деятель Германии и США

Странно, что все религии так много времени уделяют чудесам, в то время как каждому школьнику известно, что чудо, то есть нарушение законов Вселенной, невозможно.

Планк, Макс — немецкий физик-теоретик.

Бог хорош разве что тем, что на него всегда можно сослаться, если на ум не пришел какой-нибудь другой авторитет.

Уинстон Черчилль

Для вас я атеист, а для Бога — конструктивная оппозиция.

Вуди Аллен.

Власть священника зависит от суеверия и тупой доверчивости народов. Ему вовсе не нужно, чтобы они были просвещенными. Чем меньше они знают, тем более они» покорны его решениям.

Клод Адриан Гельвеций

Если вы прочитаете Библию с открытыми глазами, вы убедитесь, что она написана людьми, причем весьма неприятными и малообразованными.

Ингерсолл, Роберт Грин — юрист.

Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только толстыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством.

Виссарион Белинский, литературный критик.

Древние, наблюдая явления природы – громы, молнии, затмения луны и солнца, приходили в ужас и полагали, что причиной того – боги. Они не понимали, что нет в мире ничего, кроме них, что было бы наделено божественной природой.

Демокрит, философ

Господь из всемогущего кормчего понемногу превращается в исчезающую улыбку космического Чеширского Кота.

Джулиан Хаксли, писатель

Видимо, Бог специально сделал людей такими доверчивыми, чтобы священникам было проще их обманывать.

Джордж Галифакс, политик

Возможно, не все в религии столь уж дурно, но воскресное утро все-таки стоит потратить на что-нибудь действительно полезное.

Билл Гейтс.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх