Помост

Вопросы веры

Аврелий августин

Лекция 10:
Блаженный Августин Аврелий
(Продолжение. Начало и полный список лекций )
Аврелий Августин Иппонийский (Блаженный Августин) – один из наиболее влиятельных мыслителей в истории христианства. Его философия является ключевой к пониманию как средневековой мысли, так и ряда концепций современной философии.
Христианский неоплатонизм Августина был ведущим направлением в западноевропейской философии и западном латинском богословии вплоть до XIII века, после чего его в целом сменил христианский аристотелизм Альберта Великого и Фомы Аквинского; несмотря на это труды Августина оказали огромное влияние на Мартина Лютера и легли в основу кальвинизма.
Краткая биография
Августин появился на свет в 354 году, в Тагасте, городе в Северной Африке, в то время – римской провинции.
С 370 года н.э. три года изучал риторику в Карфагене. Заинтересовался философией, ознакомился с неоплатонизмом, позднее примкнул к манихейству (см. прошлую лекцию), увлекался скептицизмом, пока не принял христианство в возрасте тридцати двух лет.
С 384 года Августин являлся профессором риторики в Милане, а уже после перехода в христианство, с 396 года, занял пост епископа Гиппона, на котором и находился до конца своей жизни. Умер в 430 году, во время первой осады Гиппона вандалами.
Основными работами Блаженного Августина являются:
«Исповедь» («Confessiones»), написанная в 400 году, и отражающая ранний период его творчества, полный оптимизма в отношении возможностей человеческого разума. Эта работа по праву считается одной из величайших автобиографических произведений в истории.
«О граде Божьем» («De civitate Dei»), написанный в промежутке 413-427 годов, через несколько лет после взятия Рима вестготами, является его более поздним шедевром, в котором возобладала идея подчиненности разума вере. Фактически эта книга – первая попытка создания философии истории.
Задача Августина: понять смысл существования человека
В своей философии Августин опирается в первую очередь на идеи Платона и неоплатонизма. Как он сам отмечает в «О граде Божьем», «никто не приблизился к нам более, чем философы его (Платона) школы» (кн. 8 гл. 5)
Ни один аспект окружающего нас мира, с точки зрения Августина, не может быть понят вне религиозной перспективы. Он не делает тех различий, которые окажутся столь важными для Фомы Аквинского – разум или священное писание, философия или теология, человек как существо или человек как дух. Вместо этого для Августина и знание, и философия, и мир и человечество могут быть оценены лишь с учетом их религиозного значения.
При этом Августин не гнушается дополнять Писание идеями Платона подчерпнутыми из его Менона и Тимея, или идеями Плотина из его Эннеад (см. прошлую лекцию).
Основные темы философии Августина:
1. Главенство воли – разум следует за волей
Во вселенной все подчиняется воле Бога
Мы же подчиняемся своей воле
2. За всеми поступками стоит любовь – как Божья, так и человеческая – а наша воля выбирает, что ей любить и, соответственно, куда двигаться
«Моя тяжесть – это любовь моя: она движет мною, куда бы я не устремился.» (Исповедь, кн. XIII. гл. 9)
Свобода воли и благодать
Согласно Августину, проблема для нас заключается в том, что после непослушания Богу первых людей, Адама и Евы, весь человеческий род оказался виновен в грехопадении. Каждый из нас наследует этот первородный грех, и повторяет его в своей жизни. Все аспекты человеческого бытия пронизаны и заражены этим первородным грехом. Наша воля отвернута от Бога, и тяжесть нашей любви тянет нас в другом направлении – в направлении любви самих себя и греховного, преходящего мира.
Как же сочетать Божье всесилие и нашу греховность с одной стороны, и понятие свободы воли – с другой?
Эта задача никогда Августином окончательно не разрешена.
Теория познания: истина внутри
Для Августина познание – это не самоцель. Познание выполняет чисто практическую, религиозную роль: отсеять неверные понятия, отвлекающие душу в сторону от пути, ведущему к Богу, и провести нас к истине. Познание истины – главное условие счастливой жизни. Понимание истины так же приближает нас к Богу, который и есть источник всей истины. Одной из основных работ, посвященных этой теме у Августина является «Против Академков».
Напомню, что Академиками именовали скептиков из Новой Академии Платона, которые отстаивали два тезиса:
1. Ничто невозможно познать
2. Ничего не следует признавать за истинное
Согласно Академикам, люди обретают мудрость и счастье в процессе продвижения к истине, а не в результате обретения ее.
Августин, однако, возражает, что человека, не обладающего мудростью нельзя назвать «мудрым», как нельзя назвать и «счастливым» того, кто никогда не достигает своей цели. Следовательно, чтобы стать мудрыми и счастливыми мы обязаны найти способ избавить себя от скептицизма.
Августин отмечает противоречие у скептиков: они так же делают заявления, которые считают истинными. Например, скептик считает истиной свою позицию, и выводит ее из посылок с помощью силлогизма.
Но это же говорит нам о том, что по крайней мере некоторые истины должны быть правдивы: так, например, логические утверждения «нечто либо П либо не-П» и «одновременно П и не-П ложно» являются истинными. Не пользуясь же логическими утверждениями невозможно вообще о чем-либо рассуждать и высказывать какую-то позицию, в том числе позицию скептика.
Так же Августин считает, что мы можем знать вне всяких сомнений математические утверждения, как то «2 х 2 = 4» и можем, по большей части, доверять органам чувств.
Августин в своей мысли в значительной степени предвосхищает Декарта, когда утверждает, что познание должно начинаться с самого себя. Мы, говорит он, можем быть уверены в содержании своего собственного сознания, как оно доступно внутреннему чувству.
Таким образом, хотя Августин и использует платонические термины и аргументы, он не относится к органам чувств столь же уничижительно, как сам Платон. В то же время Августин признает, что органы чувств сами по себе не могут дать нам подлинного знания, ибо есть два разных типа познания: одни вещи познаются органами чувств, а другие – непосредственно самим разумом.
Ум обследует, интерпретирует, классифицирует, сопоставляет и оценивает чувственные данные соотнося их с нематериальными и вечными причинами внутри себя;
Высшие истины находятся в нашем разуме и в глубинах души. Какова их природа? Это Платоновские идеи, эйдосы, находящиеся в нашем сознании. Как наш ум получает их? Он находит их внутри себя, посредством «интеллектуального зрения».
Божье освещение
Так как же именно наш ум узнает вечные истины?
Августин следует Платону, хотя для него истины это не «остатки» от прежней жизни – как христианин он не верит в переселение душ. Вместо этого мы находим эти интеллектуальные реальности, вечные истины, идеи при посредстве освещения светом господним.
Ум каждого человека зависит от божьего света, необходимого для определения истины. Это касается даже атеистов.
Вера и разум
Человеческий разум не может правильно функционировать вне веры (тут еще одна разница с Платоном). Разум это результат работы всего человека в целом, и влияние на его работу оказывает как наше сердце, так и наши устремления, и наша вера.
«Вера ищет, разум находит; потому и пророк сказал «если не верите, то и не поймете» (“On the Holy Trinity”, 15.2.2)
Существование Бога
Хотя Августин и не пытается доказать существование Бога, он, тем не менее, приводит аргументы в пользу его существования:
«сам мир некоторым образом молчаливо, своею в высшей степени стройной подвижностью и изменяемостью и прекраснейшим видом всего видимого вещает как о том, что он сотворен, так и о том, что мог быть сотворенным только неизреченно и невидимо великим и неизреченно и невидимо прекрасным Богом.» (О граде Божьем, кн. 11 гл. 4)
Поиски Бога неизменно ведут от внешнего к внутреннему, и от внутреннего к высшему.
Создание
1. Бог создал мир из ничего (вопреки греческой теории)
2. Создание было свободным актом божьей воли. Бог решил разделить свою благость со своими созданиями, не испытывая в том необходимости.
3. Мир состоит из формы и материи – мир конкретного основан на вечных идеях, существующих у Бога в сознании. Материя изменчива, но не является злом (вопреки неоплатонистам)
4. Жизнь конкретных созданий возникла из идей – Бог посеял «зерна разума», из которых и возникли будущие существа. Однако — и в этом его отличие от теории эволюции — эти создания не были подвержены постепенному развитию.
5. Бог создал время – мир не был создан «во времени», а одновременно с ним. Для самого Бога нет ни «до», ни «после», его существование вневременно и вечно.
Предвидение, предсказание и свобода воли
Все моменты во времени известны Богу как один, общий данный момент. Августин сравнивает это с присутствием в нашем собственно рассудке определенного псалма или стихотворения, которое известно нам целиком, от начала до конца, и одновременно. При этом Августин считает, что такое предзнание вполне совместимо с человеческой свободой воли: Бог знает будущее, но, в то же время, мы свободны в своем выборе. С точки зрения Августина такая позиция не является противоречием, поскольку Бог существует вне времени, а поступки совершаются во времени.
Однако Бог, считает Августин, не только предвидит поступки людей, но также их предопределяет. Это необходимо, поскольку Бог всесилен. Насколько такая позиция совместима со свободой воли и по сей день является темой дебатов среди философов.
Проблема зла
Поскольку Бог создал мир, все, что существует есть благо.
В то же время существует зло. Как это объяснить? Августин дает следующее объяснение:
1. Хотя некоторые вещи кажутся злом, на самом деле они являют собой инструменты, необходимые для достижения добра (вакцинация, проблемы в жизни, данные нам для закаления духа, и т.д.)
2. Зло не отдельная сущность, а разновидность недостатка, отсутствия, подобная тени или темноте. Все, что не является Богом неизбежно будет до какой-то степени несовершенно
3. То же, что действительно является злом – моральным злом – это продукт человеческого несовершенства, неверно направленной воли человека.
Жизнь во грехе началась с Адама. Бог в состоянии одарить отдельных людей благодатью, позволяющей их воле обратиться к нему, но сделать это или нет зависит только от него.
Кажущаяся жестокость такого подхода объясняется следующим образом: мы все оказались у Бога в долгу, и он сам в праве решать, кому простить часть долга, а кому простить весь долг. Прощения долга одним должникам не является злом по отношению к другим – Бог не обязан прощать никому.
Философия истории и государства
С Августина берет свое начало христианская философия истории. Именно он первым предпринял попытку обнаружения в событиях прошлого осмысленного и целенаправленного единства, сравнимого с организацией театральной постановки – со своим началом, кульминацией и концом.
Град Божий
Толчком для написания этой работы Августина стало разграбление Рима вестготами в августе 410 года. Многие из римлян, все еще остававшихся язычниками, обвиняли в этом христианство. По их мнению, Рим пал перед варварами потому, что стал забывать своих традиционных богов, оказывавших ему защиту в годы величия.
Августин, со своей стороны, в «Граде божьем», написанном между 413 и 426 годами, утверждал, что сила Рима всегда была в его добродетели, за которую ему и был дарован временный успех. Однако римляне слишком увлеклись грехом и пороком, и были за то примерно наказаны.
История, по мнению Августина, являет собой поле битвы меж двух империй: Града Мирского, полного самолюбия и греха, и Града Божьего, полного любви божьей.
«Итак, два града созданы двумя родами любви: земной — любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу, небесный — любовью к Богу, дошедшей до презрения к себе. Первый полагает славу свою в самом себе, второй — в Господе.» («Град Божий, кн. 14, гл. 28)
Августин считает государство хотя и необходимым, но все-таки злом, и в этом проявляется его отличие от греческой мысли. Для греков только участие в жизни государства делало жизнь человека полноценной.
Но для Августина единственным подлинным сообществом является братство верующих, основанное господом для вечного правления. Граждане этого небесного царства могут пользоваться благами общества, его несовершенным миром, но их подлинным домом остается рай небесный, мир совершенства. Другими словами, мы лишь постольку можем служить своей стране, поскольку служение ей не нарушает наших обязанностей перед Богом.
Церковь, таким образом, выше государства, ибо только церковь устанавливает те принципы, по которым должен жить человек.

Блаженный Августин, один из самых авторитетных отцов Церкви, создал целостную систему христианской философии. А что из античного философского наследия особенно повлияло на становление Августина как мыслителя? С кем он полемизировал в своих богословских трудах? Как появилась сентенция, которую позднее почти дословно повторил Декарт: «Я мыслю, следовательно, я существую»? Рассказывает Виктор Петрович Лега.

Блаженный Августин

Блаженный Августин – один из величайших отцов Церкви. На V Вселенском Соборе он был назван в числе двенадцати наиболее авторитетных учителей Церкви. Но Августин был не только крупнейшим богословом, но и философом. Причем у него мы видим не просто интерес к некоторым аспектам философии, как, например, у Оригена или Климента Александрийского. Можно говорить, что им впервые была создана целостная система христианской философии.

Но прежде чем разбираться в учении блаженного Августина, в философском учении в том числе, познакомимся с его жизнью. Потому что жизнь его достаточно сложна, и его биография четко показывает и его философское становление, и становление его как христианина.

Зачем боги борются?

Аврелий Августин родился в 354 году на севере Африки в городе Тагаст, что недалеко от Карфагена. Отец его был язычником, мать, Моника, – христианкой; впоследствии она была прославлена как святая. Из этого факта можно сделать вывод, что наверняка Августин с детских лет кое-что знал о христианстве, но отцовское воспитание все-таки главенствовало. Когда Августину исполнилось 16 лет, он отправился в Карфаген, чтобы получить там серьезное образование. А что значит «серьезное образование» для римлянина? Это юриспруденция, риторика. Впоследствии Августин станет замечательным ритором, будет участвовать в судебных процессах, причем весьма успешно. Естественно, он ищет кумиров, которым он мог бы подражать. А кто из великих юристов и ораторов мог стать для него примером? Конечно же, Цицерон. И вот в 19-летнем возрасте Августин читает диалог Цицерона «Гортензий». К сожалению, этот диалог до наших дней не дошел, и мы не знаем, что же так поразило Августина, что он на всю жизнь остался горячим сторонником и любителем философии вообще и поклонником цицероновской философии в частности.

Кстати, обо всех перипетиях жизни Августина мы знаем от него самого. Августин написал замечательный труд под названием «Исповедь», где он кается перед Богом в своих грехах, рассматривая весь свой жизненный путь. И иногда, как мне кажется, слишком жестко оценивает свою прошлую жизнь, свою юность, называя себя развратником, который, живя в Карфагене, распутничал. Безусловно, крупный римский город того времени располагал к легкомысленному образу жизни, особенно молодого человека. Но, думается, Августин излишне строг к себе, и вряд ли он был таким уж греховодником. Хотя бы потому, что его постоянно мучил вопрос: «Откуда в мире зло?» От матери он наверняка слышал, что Бог один, Он благ и всемогущ. Но Августину было непонятно, почему, если Бог благ и всемогущ, в мире существует зло, страдают праведники и нет справедливости.

В чем смысл борьбы богов, если они бессмертны и вечны?

В Карфагене он познакомился с манихеями, учение которых ему показалось логичным. Эта секта называлась так по имени персидского мудреца Мани. Манихеи утверждали, что в мире существуют два противоборствующих начала – доброе и злое. Добро в мире – от доброго начала, возглавляемого благим богом, владыкой света, а зло – от злого начала, от сил мрака; эти два начала постоянно борются друг с другом, потому и в мире добро и зло все время в борьбе. Это Августину представилось разумным, и он на несколько лет стал активным членом манихейской секты. Но однажды Августин задался вопросом: «А в чем смысл этой борьбы?» Ведь согласимся, что любая борьба имеет смысл только тогда, когда одна из сторон надеется победить. Но в чем смысл борьбы сил мрака с благим богом, если он бессмертен и вечен? И зачем благому богу вступать в борьбу с силами мрака? И тогда Августин задал своим друзьям-манихеям вопрос: «А что сделают силы мрака доброму богу, если добрый бог откажется от борьбы?» Ведь причинить боль ему нельзя: бог бесстрастен; убить тем более… Так зачем бороться? Манихеи не смогут ответить на этот вопрос. И Августин постепенно отходит от манихейства и возвращается к философии Цицерона, который, как известно, был скептиком. И придет к скептическому ответу на свой вопрос о причинах зла в мире. Какому же? Что ответа на этот вопрос нет.

«Возьми, читай!»

Блаженный Августин, епископ Гиппонский В Карфагене Августину тесно, он хочет быть первым в Риме, как и Цицерон. И он отправляется в Рим, но через несколько месяцев переезжает в Медиолан (нынешний Милан): там находилась резиденция Римского императора.

В Медиолане он слышит о проповедях епископа Амвросия Медиоланского. Разумеется, Августин не может не прийти их послушать. Они ему, как знатоку риторики, очень нравятся, но его удивляет иной, непривычный для него подход к христианству. Оказывается, события, описываемые в Библии, в которой Августин видит так много глупостей и противоречий, можно воспринимать несколько иначе, не столь буквально. Постепенно Августин сходится со святителем Амвросием и наконец задает ему мучивший его вопрос: «Откуда в мире зло, если Бог есть?» И святитель Амвросий ему отвечает: «Зло не от Бога, зло от свободной воли человека». Однако Августина этот ответ не устраивает. Как от свободной воли человека? Человека же сотворил Бог, Бог знал, как человек распорядится этой волей, Он фактически дал человеку страшное оружие, которым человек будет злоупотреблять.

И в это время, как рассказывает Августин в своей «Исповеди», ему попались труды Плотина. Вот как он сам об этом пишет: «Ты, – обращается Августин к Богу, он понимает: это Промысл, это не случайно, – доставил мне через одного человека… некоторую книгу платоника, переведенную с греческого на латинский. Я прочитал там, не в тех же, правда, словах, но то же самое со множеством разнообразных доказательств, убеждающих в том же самом, а именно: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” (далее идет длинная цитата из Евангелия от Иоанна)… Также прочел я там, что Слово, Бог, родилось “не от крови, не от хотения мужа, не от хотения плоти”, а от Бога… Я выискал, что в этих книгах на всякие лады и по-разному сказано, что Сын, обладая свойствами Отца, не полагал Себя самозванцем, считая Себя равным Богу, Он ведь по природе Своей и есть Бог». Вот удивительно: Августин читает Плотина, но читает фактически, как он сам признается, Евангелие от Иоанна. Ему начинает приоткрываться истинный смысл христианства, истинный смысл Евангелия. Но окончательного переворота пока в душе Августина не происходит.

«“Облекитесь в Господа Иисуса Христа…” – Я не захотел читать дальше, да и не нужно было»

Это случится через несколько месяцев. Это будет таинственное откровение, какое-то переживание, о котором сам Августин напишет в своей «Исповеди» так: однажды он сидел в саду, и вдруг «страшная буря во мне разразилась ливнем слез… Не помню, как упал я под какой-то смоковницей и дал волю слезам, они потоками лились из глаз моих – угодная жертва Тебе… И вот слышу я голос из соседнего дома, не знаю, будто мальчика или девочки, часто повторяющий нараспев: “Возьми, читай! Возьми, читай!..” Подавив рыдание, я встал, истолковывая слова как божественное веление мне: открыть книгу и прочесть первую главу, которая мне попадется… Я схватил их (это были апостольские Послания), открыл и в молчании прочел главу, первую попавшуюся мне на глаза: “Не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа…” Я не захотел читать дальше, да и не нужно было: после этого текста мое сердце залили свет и покой, исчез мрак в моих сомнениях».

В Гиппоне

Блаженный Августин Теперь у Августина нет никаких сомнений. Он идет к святителю Амвросию, и тот его крестит. Кстати, на том месте, где святитель Амвросий, один из величайших отцов Церкви, крестил блаженного Августина, другого величайшего отца Церкви, воздвигнут храм – знаменитый миланский собор Дуомо.

Вся последующая жизнь Августина будет посвящена христианству, Церкви, богословию.

Он вернулся к себе на родину – на север Африки, в город Гиппон, что недалеко от Карфагена. Стал сначала священником, затем принял епископский сан. Написал огромное количество работ, принимая участие в борьбе против разных ересей и разрабатывая новое христианское философски строгое и стройное учение.

Для того, чтобы как-то упорядочить все огромное Августиново наследие, его условно делят на несколько периодов.

Первый период – философский. Августин пока еще последовательный философ, он пытается понять христианство сквозь призму философских размышлений, опираясь, разумеется, на Платона и Плотина. Это такие работы, как «Против академиков», «О порядке», «О количестве души», «Об учителе» и др.

В это же время Августин пишет и ряд антиманихейских работ: ему необходимо опровергнуть учение, с которым он так тесно был некогда связан. Постепенно, по признанию самого Августина, он старался отойти от философии, он чувствовал, что философия его и сковывает, и заводит не совсем туда, куда влечет истинная вера.

Но Августин не может не философствовать, это видно, когда читаешь его работы любого периода. Я бы сказал так: философия – это не профессия, которую можно поменять, философия – это образ жизни, образ мысли. И даже в поздних трактатах Августин ругает себя за излишнее пристрастие к философии, называя это даже похотью разума – вот так грубо! Но при этом он все равно прибегает к философским аргументам, потому что не может иначе мыслить.

В зрелом возрасте Августин пишет знаменитые крупнейшие работы: «Исповедь», «О граде Божием» и «О Троице», в которой Августин попытался дать систематическое изложение христианского богословия.

Последний период жизни Августина связан с его борьбой против ереси Пелагия. Пелагианство, по мнению Августина, представляло очень серьезную опасность для христианской Церкви, потому что умаляло роль Спасителя. Оно фактически отодвигало Спасителя на второй план. «Человек может спастись сам», – утверждал Пелагий, а Бог лишь награждает или наказывает за наши добрые или злые дела. Бог не Спаситель, он всего лишь, так сказать, судья.

Скончался Августин в 430 году в возрасте 76 лет. Город Гиппон был в это время окружен войсками готов.

Вот такой достаточно сложный, драматичный жизненный путь.

Богословие по-философски

Читая работы Августина, всегда нужно иметь в виду, что Августин, все время размышлявший, искавший истину, часто отказывается от своих взглядов, которых он придерживался ранее. В этом сложность понимания Августина, в этом, я бы даже сказал, драма европейской истории. Потому что Августина часто «делили на части». Например, в XVI веке, во времена Реформации, Лютер призывал опираться больше на поздние труды Августина, отказавшегося от философии, осуждавшего свое увлечение философией, утверждавшего, что никакие добрые дела не влияют на спасение человека, а человек спасается только верой и только по Божественному предопределению. Католики же, в числе которых был, например, Эразм Роттердамский, возражали Лютеру, говоря, что вообще-то надо читать скорее раннего и зрелого Августина, потому что в старости Августин уже не так ясно мыслил. А в ранних трудах, столь близких католику Эразму, Августин утверждал, что человек спасается в том числе и по свободной воле. Вот лишь один пример того, как по-разному понимался Августин.

Это вообще личность, оказавшая колоссальное влияние на европейскую историю. В католическом мире Августин – отец Церкви № 1, и влияние его на всю западную мысль невозможно переоценить. Дальнейшее философское развитие Европы, думаю, во многом определяется именно Августином. Августин был философом, и поэтому в поздние времена в богословии, особенно в схоластике, просто невозможно было рассуждать, не философствуя, потому что так рассуждал блаженный Августин.

А как рассуждать философски? Для Августина это тоже проблема, и в работе «О граде Божием» он этому посвящает целую книгу – восьмую. Эта книга представляет собой краткий очерк истории греческой философии, который нужен Августину для того, чтобы понять, что такое «философия», как к ней относиться и можем ли мы из неё что-нибудь взять для христианства. Не будем вдаваться во все подробности этого достаточно обширного очерка. Отметим лишь, что Августин считает, что христианство – это истинная философия, ведь «если Премудрость есть Бог, через Которого все сотворено, как свидетельствуют о том божественное Писание и истина, то истинный философ – это любитель Бога». Из всех античных философов Августин выделяет Пифагора, впервые направившего ум на созерцание Бога. На созерцание – то есть познание объективной, существующей вне человека истины. Выделяет Сократа, который впервые направил философию по деятельному пути, уча, что надо жить в соответствии с истиной.

«Чистейшее и светлейшее лицо философа Платона»

Из античных философов Августин выделяет Пифагора, Сократа и особенно Платона

И особенно Августин выделяет Платона, который соединяет в своей философии созерцательный путь философии Пифагора и деятельный путь философии Сократа. Вообще о Платоне Августин пишет как о философе, который ближе всех подошел к христианскому учению, и объясняет это четко философски, следуя общепринятому делению философии на три части: онтология, гносеология и этика – или, как говорили в те времена: физика, логика и этика.

В области физической Платон первый понял, что – далее Августин цитирует апостола Павла: «невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1: 20). Платон, познавая чувственный материальный мир, приходит к пониманию существования божественного, первичного, вечного мира идей. В логике, или гносеологии, Платон доказал, что постигаемое умом выше того, что постигаемо чувствами. Казалось бы, какое отношение это имеет к христианству? Для христианина Бог есть Дух, и Бога не видел никто никогда, поэтому постигать Его можно не чувствами, а разумом. И для этого, пишет Августин, «необходим умственный свет, а этот свет есть Бог, Которым создано всё».

В «Retractationes» он осудит свое чрезмерное увлечение Платоном

И в области этической, по мнению Августина, Платон также выше всех, потому что учил, что высшей целью для человека является высшее Благо, стремиться к которому нужно не ради чего-либо другого, но только ради его самого. Поэтому и наслаждение нужно искать не в вещах материального мира, а в Боге и вследствие любви и стремления к Богу человек найдет в Нем истинное счастье. Правда, в самой поздней своей работе, которую Августин назвал несколько необычно – «Retractationes» (от слова «трактат»; на русский язык ее переводят как «Пересмотры», в ней он возвращается к своим прежним трактатам, как бы предчувствуя, что эти трактаты будут читать, перечитывать и выхватывать из них цитаты вне контекста)… так вот, в этой работе Августин очень внимательно пересматривает то, что написал прежде, и осуждает себя за предыдущие ошибки, в частности за излишнее увлечение Платоном. Но при этом влияние Платона мы все равно видим практически во всех трактатах Августина.

Августинова история философии

Блаженный Августин

Что касается других философов, то интересно вот что: хотя аристотелевские элементы в учении Августина очень заметны, об Аристотеле он практически ничего не пишет, заявляя только, что Аристотель был лучшим учеником Платона. Видимо, потому о нем и не пишет.

Некоторые философские школы, например «киников» и эпикурейцев, Августин выставляет в самом негативном свете, считая их адептов развратниками и проповедниками разнузданных телесных наслаждений. Высоко ценит стоиков, но только в плане их нравственной философии.

В Плотине, том самом философе, который помог ему как бы переосмыслить предыдущую жизнь и понять смысл христианства, Августин видит всего лишь самого лучшего ученика Платона. «Чистейшее и светлейшее лицо философа Платона, раздвинув облака заблуждений, воссияло особенно в Плотине. Этот философ был платоником до такой степени, что был признан похожим на Платона, будто они жили вместе, а в виду разделявшего их огромного промежутка времени, что один ожил в другом». То есть Плотин для Августина всего лишь ученик Платона, который лучше других понял учителя.

Удивительно, что даже Порфирия он ставит выше, чем Плотина. В Порфирии он видит платоника, который противоречит Платону к лучшему. Мы помним, что у Платона было много положений, явно не совместимых с христианством, как и у Плотина, например учение о субордиционизме ипостасей, о предсуществовании души, о переселении душ. Так вот, замечает Августин, у Порфирия этого нет. Возможно, Порфирий отказался от этих положений, потому что в молодые годы он был христианином. Правда, впоследствии он отказался от христианства, стал учеником Плотина, но некие христианские истины он, по-видимому, все же сохранил.

Особое отношение у Августина к скептикам. Сам он когда-то находился под влиянием Цицерона и потому к скептицизму возвращается неоднократно – и в ранних работах, как, например, в сочинении «Против академиков», и в поздних. В труде «Против академиков» Августин полемизирует со взглядами воспитанников платоновской Академии – скептиками, которые говорили, что истину познать невозможно и в лучшем случае мы можем познать лишь нечто подобное истине. Став христианином, Августин не может с этим согласиться, потому что знает, истина – это Христос, мы обязаны познавать истину и обязаны жить в соответствии с истиной. Поэтому работа «Против академиков» полна аргументов, доказывающих, что истина существует. Многие аргументы он берет у Платона, например, указывает, что положения математики всегда истинны, что «трижды три есть девять и представляет собой непременный квадрат отвлеченных чисел, и это будет верно и в ту пору, когда род человеческий погрузится в глубокий сон». Законы логики, благодаря которым мы рассуждаем, также истины и признаются всеми, в том числе и скептиками.

Учение скептиков опровергает само себя, например, самопротиворечиво их утверждение, что познание истины невозможно, а возможно лишь познание того, что на истину похоже. Ведь если я утверждаю, что знание истины невозможно, то я считаю, что это мое утверждение истинно. То есть я утверждаю, что истина состоит в том, что знание истины невозможно. Противоречие. А с другой стороны, если я говорю, что не могу познать истину, но могу познать только то, что на истину похоже, то как я узнаю, похоже ли на истину мое знание или не похоже, если я не знаю истины? Это все равно что, как иронично отмечает Августин, утверждать, что сын похож на отца, но при этом отца никогда не видеть. В своем первом трактате Августин распростился со своим увлечением скептицизмом. Но, видимо, что-то не давало ему покоя. И Августин постоянно размышляет и часто возвращается к своим аргументам.

Чтобы сомневаться во всем, нужно существовать. Но чтобы сомневаться во всем, нужно и мыслить

И в труде «О граде Божием», а также и в других, например, в «О Троице», «Христианская наука», написанных им в 40–50-летнем возрасте, на рубеже IV–V веков, Августин постоянно задает вопрос: «А что, если скептики и здесь мне возразят? А что, если скажут, допустим, что и в истинах математики, и в истинах логики все равно мы можем сомневаться? Вот тогда я им отвечу так: если я сомневаюсь во всем, то я ведь не сомневаюсь в том, что я сомневаюсь во всем. Следовательно, чтобы сомневаться во всем, нужно существовать. А с другой стороны, чтобы сомневаться во всем, нужно мыслить. Поэтому мы приходим к выводу, что если я во всем сомневаюсь, то я, во-первых, не сомневаюсь в том, что я сомневаюсь. Я не сомневаюсь в том, что я мыслю. Я не сомневаюсь в том, что я существую. А к тому же я не сомневаюсь, что я люблю свое существование и свое мышление.

В XVII веке великий французский философ Рене Декарт выскажет знаменитую мысль: «Я мыслю, следовательно, я существую». Точнее, скажет именно так же, как Августин: если я во всем сомневаюсь, то я не сомневаюсь в том, что я мыслю, следовательно, я существую. Многие будут упрекать Декарта: это чистый плагиат, хотя бы сослался на Августина приличия ради!.. Но почему Декарт не сослался на Августина и даже не ответил на этот упрек, мы поговорим еще в свое время.

Итак, Августин опровергает скептицизм, открывая нам путь к познанию истины, которая есть Бог, которая есть Христос. И он постоянно ищет эту истину. Он спрашивает себя в одной из ранних работ: «А что ты хочешь знать?» – и отвечает сам себе: «Бога и душу». – «И более ничего?» – «И более ничего». Вот это познание Бога и человеческой души и есть главное во всем не только богословском, но и философском наследии Августина.

(Продолжение следует.)

Поздняя античность стала временем смены исторических циклов, когда христианское учение начало овладевать умами людей, а мир язычества сдавать свои позиции. Однако этот переход был постепенным. Первые богословы и отцы церкви вполне сочетали античную образованность с приверженностью идеалам новой веры. Августин Блаженный и был одним из таких мыслителей.

Детство Августина

В отличие от многих апологетов раннего христианства, святой Августин избежал притеснений — судьба его складывалась достаточно благополучно. При этом духовные искания и даже само его происхождение наглядно отражают процессы, имевшие место в мире поздней античности накануне падения Рима.

Происхождение и рождение

Будущий философ и мыслитель родился в 354 г. в римской североафриканской провинции Нумидия. Местное население в значительной мере романизировалось и восприняло латинский язык и культуру. Но все же Нумидия являлась окраиной империи и потому была сравнительно удалена от главных христианских центров, что на многие века сделало ее местом распространения ересей и острой идейной борьбы. Все это потом найдет отражение в биографии знаменитого отца церкви.

Семья

Отцом Аврелия был мелкий землевладелец и язычник Патриций, происходивший из вольноотпущенников, получивших римское гражданство по эдикту императора Каракаллы более века назад. Но в истории гораздо больший след оставила мать святого — Моника. Она происходила из семьи христиан и в конечном счете сыграла роль в обращении сына в веру, также став причисленной церковью к лику блаженных. Житие святой Моники нашло свое место в православной и католической агиографии.

По воспоминаниям самого философа, атмосфера в семье не всегда была здорова в том числе из-за религиозных разногласий. Отец хотя и любил сына, но был склонен к скандальному поведению и супружеским изменам. Однако родители сходились в мнении относительно того, чтобы дать сыну хорошее классическое образование.

Учеба в школе

При освоении наук Августин имел трудности в изучении греческого языка, знание которого в то время считалось весьма важным. Но вместе с тем юноша жадно погрузился в мир латинской литературы. Как и было предписано тогдашними нормами, он принимал участие в языческих ритуалах и уже начал задумываться о более глубоких смыслах бытия.

Первое озарение посетило мальчика уже в школьные времена. По воспоминаниям, он вместе с друзьями собирался совершить кражу фруктов из чужого сада, сильно хотел есть, однако воздержался от воровства. В своих сочинениях святой позднее признавался, что испытал большое потрясение и искушение «запретным плодом». Это в итоге упрочило его убеждение в испорченности человеческой натуры первородным грехом и необходимости опереться на милость Бога.

Юность и молодость

Несмотря на сильное влияние и воспитание со стороны матери-христианки, до обращения в эту веру было еще далеко. Аврелий ведет гедонистический образ жизни, а в определенный момент присоединяется к манихейству — дуалистическому вероучению, представлявшему собой сочетание христианских, зороастрийских и некоторых других черт. Также он успешно учится и становится мастером риторики.

Получение образования

В 17 лет молодой человек достигает гражданского совершеннолетия и перебирается в Карфаген, продолжает учиться риторике и юриспруденции, знакомится с трудами Цицерона и все больше увлекается философией. Здесь же начинаются и его духовные поиски.

Некоторое время он преподает риторику, а в 383 г. попадает в Рим, где был представлен префекту друзьями-манихеями. Следующим этапом стал Милан, некоторое время игравший в поздней Римской империи роль столичного города. Говоря современным языком, здесь молодой ученый получает звание профессора риторики.

Личная жизнь

В римском обществе имела распространение практика конкубината — фактического сожительства мужчины и женщины без заключения официального брачного союза. Эти отношения не возбранялись, однако появившиеся от такой связи дети юридически считались незаконнорожденными.

В 17 лет, еще живя в Карфагене, Августин нашел конкубину из более низкого сословия и прожил с ней 13 лет, а в 372 г. у пары родился сын Адеодат. Эти отношения отличались любовью и глубиной чувств, но не могли перерасти в нечто большее из-за социальных условностей.

После переезда в Милан ему была найдена невеста, поэтому пара рассталась. Но из-за слишком юного возраста невесты юноша ударился во все тяжкие, завел новую конкубину, после расстался с ней и расторгнул помолвку. В итоге философ пришел к идее целомудрия и ограничения плотских желаний.

Обращение в христианство

Постепенно будущий святой разочаровывается в манихействе — время увлечения данной религией он позднее назовет потерянным временем жизни. Августин на какое-то время склоняется к скептицизму, а потом сближается с епископом Амвросием Медиоланским и его кругом. Это становится поворотным моментом в судьбе мыслителя.

Он готовится к крещению, что занимает длительный путь. Имея в своем багаже античную образованность, ученый идет к тому, чтобы стать именно идеологом христианства. В течение нескольких лет он серьезно готовится — штудирует труды Платона и сам пишет ряд работ, в который меняет свои философские взгляды и в конечном итоге уходит от скептицизма. Наконец, в 387 г. происходит принятие крещения.

Зрелый возраст

Мыслитель продает все свое имущество и раздает деньги бедным, превратившись в аскета и склоняясь к монашеству. Став христианином, он делает церковную карьеру, однако не оставляет и писательский труд — в это время из-под его пера выходят самые известные произведения.

Мыслитель возвращается в Африку и приступает к служению в церкви города Гиппона и очень скоро становится здесь епископом после смерти своего предшественника Валерия. Отныне он зовется Августином Гиппонским — под этим именем святой и по сей день часто именуется в книжной традиции Запада.

Отдельным направлением для отца церкви становится борьба с ересями, которые в то время активно внедрялись на окраинах империи, особенно среди варваров — ее новых жителей. Африка не стала исключением. Поэтому священник выступает в защиту канонической церкви, видя лишь в ней дорогу к спасению души.

Он активно проповедует, выступает на собраниях и в качестве судьи, пишет комментарии к библейским текстам, дабы исключить разночтения и еретические толкования. Успешно ведется борьба с донатистами, но самое яростное противостояние разворачивается с пелагианами — сторонники этого учения верили в личную способность христианина к спасению без участия Бога. В 417 г. на Карфагенском соборе Августин побеждает Пелагия, а эта ересь осуждена и запрещена.

Основание монашеской общины

По возвращении в Африку Августином также была основана монашеская община в родном Тагасте. Ожидалось, что она станет духовным центром для распространения и укрепления христианства в провинции. Впрочем, активная миссионерская и административная деятельность вынудили его покинуть общину и продолжить жизнь в монашеском постриге уже в епископской резиденции в Гиппоне.

Последние годы жизни

Будущий учитель церкви долгое время не одобрял культ мучеников и почитание их мощей, которые в то время порой становились даже предметом торговли. Эту позицию не мог изменить даже авторитет духовного отца — святого Амвросия. Однако в 425 г. в Гиппон переносятся мощи святого Стефана. Предания сообщают нам о произошедших вскоре чудесах исцеления. Августин меняет свою позицию и в своих проповедях теперь поддерживает поклонение мощам.

Тем временем над Римской империи сгущаются тучи. Участившиеся вторжения варваров постепенно подводят черту под уходящей эпохой античности. Африка становится местом миграций завоевателей — готов и вандалов, принявших христианство в ее еретической, арианской трактовке. Атмосфера тревоги и чувство крушения старого мира находит отражение в поздних работах Аврелия, посвященных эсхатологии. Он умирает во время осады Гиппона вандалами в 430 г. в возрасте 75 лет.

Философское учение Аврелия

В своей философии Августин Блаженный говорит о соотношении между заслугами человека, благодатью Бога и свободой воли. Эти вопросы рассмотрены неоднородно и порой нуждаются в дополнительной систематизации.

О бытии

Источником бытия видится Бог, творец всего сущего и воплощение высшей формы блага. Акт творения непрерывен, а потому все умирающее перерождается, обеспечивая вечность существования мира.

Можно выделить следующие основные положения учения о бытии:

  • сверхбытие Бога нематериально и абсолютно;
  • человек и природа материальны и зависимы от Бога;
  • он есть личность, наделенная волей и интеллектом;
  • фатализм;
  • иррационализм восприятия действительности;
  • последовательный креационизм;
  • идеи как предвечные мысли Творца.

Об отношениях Бога и человека

Высший разум надприроден, бестелесен и вездесущ, он создал порядок мироздания. Человек зависим от Бога, как и все живое, одинок перед ним и как бы заточен в темницу своей физической и духовной слабости. Он мучается от этого вследствие своей природы, поврежденной первородным грехом. И лишь Бог способен указать верующему путь к спасению и одарить благодатью, которая даст силу к избавлению от греха.

О благодати

Под ней понимается сила, исходящая свыше и определяющая в итоге спасение души, трансформируя природу личности отдельного человека. Основа духовной жизни — концепция благодати, что имеет всеобъемлющий характер и тесно связана с идеей искупления через крестные муки Христа. Всем людям дается этот дар, однако принять его способен не каждый, — и это обусловлено личной волей индивида.

О свободе и воле

Вопрос свободной воли у Аврелия тесно связан с идеей благодати и ее реализацией через исправление человеческой природы.

Тут мы видим следующие этапы:

  1. Изначальная наделенность человека свободной волей, ограничитель — чувство долга перед Творцом.
  2. Грехопадение повреждает эту способность, делая людей рабами своих желаний и подверженными внешним воздействиям.
  3. Искупление Христа как второй шанс и возможность спасения как выбора.
  4. Принятие индивидом благодати в качестве движущей силы спасения.

О вечности и времени

Время представлено в числе самых трудных философских вопросов. Оно однозначно понимается как мера движения и изменения, что свойственно всему сущему. Времени не существовало до сотворения мира — Бог создал его вместе со всеми вещами в качестве меры для них.

Линия времени воспринимается в моменте — прошлое и будущее как бы сводятся к настоящему, которое есть лишь мгновение. Показано стремление его остановить, однако в материальном мире это невозможно. Однако у Бога время иное — в высшей сфере мыслей-идей царит некое сверхнастоящее, все существует раз и навсегда. Такая статичная вечность противопоставляется линейному времени тварного мира и является одним из божественных свойств.

О добре и зле

Аврелий исходит из изначальной благости Творца и всего им созданного, содержащего в себе божественные смыслы. Люди и социум не являются в этом плане исключением. Здесь отец церкви противостоит как манихейству с его дуалистической черно-белой картиной мира, так и неоплатонизму с видением зла как добра в «отрицательной степени».

Учение Августина иногда называют христианским оптимизмом. Зло здесь видится как ослабленное или недостаточное добро, которое нуждается в исправлении и представляет собой ступень к дальнейшему улучшению и развитию. Посланные свыше мытарства как наказание за грехи также видятся в данном ключе как стимул к искуплению и очищению души.

Об истине и знании

Отец церкви полемизирует со скептиками, в число которых он сам некогда входил. Приводится аргумент о том, что при недоступности истины было бы невозможно иметь меру вещей и определение их правильности, ибо в таком случае критерий правдоподобности отсутствует. Человек существует, а потому может мыслить и знать, — все эти акты связаны друг с другом.

О познании

Согласно Аврелию, личность обладает разумом, памятью и волей, которая есть важнейший механизм в акте познания — эта мысль стала новаторской в позднеантичной мысли.

Истина может познаваться на трех уровнях или ступенях:

  • чувственное восприятие;
  • знание через осмысление разумом чувственного опыта;
  • через разум — мистический опыт овладения высшим знанием, просветление и действие чистого духа без телесного посредства.

Об обществе и истории

Декларируется равенство людей перед Богом, однако признается нормальным и естественным имущественное расслоение в обществе. Оно объявлено естественным порядком вещей, что сохранится до конца света. Угнетение одних людей другими и сама система государственного аппарата трактуется как издержки первородного греха и наказание за него. Однако государство есть полезный институт для выживания, защиты людей и веры, оно может и должно быть христианским.

Также ученый опирался на библейскую хронологию и рассматривал историю как череду следующих эпох:

  1. От сотворения Адама.
  2. От Ноя и Всемирного потопа.
  3. От Авраама.
  4. От царствования Давида.
  5. От вавилонского плена еврейского народа.
  6. От рождения Христа.
  7. Вечность — после конца времен и Страшного суда.

Светское и безбожное государство противопоставляется социуму с духовной властью. В этой концепции отразились сложные отношения ранней церкви с языческим Римом, что стал совсем близок к падению уже во времена Августина.

О вере и разуме

«Верь, чтобы понимать», — так гласит одно из писем святого. Утверждается примат веры перед разумом, она предшествует пониманию. Библия признается безусловным авторитетом и источником откровения, однако именно церковь как носитель благодати обладает истиной в последней инстанции. В целом же августинизм несколько принижает разум, который видится беспомощным, если он лишен благодати и откровения свыше.

О науке и мудрости

Данный аспект учения отразил кризис в обществе поздней античности, когда на первый план начинает выходить не языческая ученость, а христианское спасение души. Философ разделяет понятия науки и мудрости. И если первая связана с познанием материального мира, то вторая — с постижением высших смыслов и божественного откровения. В этой картине мира мудрости отдается приоритет перед наукой.

Этапы творчества Августина

Выделяются три основных периода деятельности мыслителя, где отразилась эволюция его взглядов — ее характеризует постепенно смещение акцентов от античной философии к проблемам эсхатологии, церковной догматики и защиты веры.

Первый

386-395 гг. н.э. Отличается сильным влиянием неоплатонизма и рационализма. Из-под пера Аврелия выходят философские диалоги, дается доказательная база теории семи свободных искусств. Пишутся работы по теории музыки, богословские труды и цикл работ по критике манихейства.

Второй

395-410 гг. н.э. Главной вехой становится рукоположение в епископы. Августин занимается библеистикой, сочиняет комментарии к текстам Писания, моральные трактаты и полемики против еретиков-донатистов. Он пишет «Исповедь» — свой знаменитый биографический труд.

Третий

410-430 гг н.э. На склоне лет отец церкви пишет обличения пелагианства и акцентируется на проблемах эсхатологии и мироздания. Увидел свет трактат «О граде Божьем» — главный историко-философский труд.

Труды Августина Аврелия Блаженного

Святой отец церкви был плодовитым писателем. Он создал огромное количество материалов, привел в систему и каталогизировал свои произведения. Поэтому его наследие хорошо сохранилось — до наших дней дошло более 1000 рукописей.

Автобиографические

Ключевым трудом здесь, несомненно, является «Исповедь», написанная примерно в 397-398 годах. Название это общее для 13 сочинений, повествующих о судьбе Августина, его вехах его биографии, духовном поиске и принятию христианства.

«Исповедь» стала первым в своем роде автобиографическим произведениям в литературе Европы. Она отражает философский путь автора и развитие его мировоззрения. Августин кается в грехах и заблуждениях, обличая доктрины, которым некогда симпатизировал. «Исповедь» завершается текстами, посвященными вопросам исповеди, толкованию библейской Книги Бытия, а также некоторым богословским и иным вопросам.

Апологетические

Среди апологетики Аврелия наиболее известен трактат «О граде Божьем», где изложена линейная концепция истории, осмысленная в ключе церковного учения. Труд написан вскоре после взятия Рима варварами и отражает тревожные настроения эпохи — немало внимания уделено критике языческих нравов и обычаев, которые, по мнению автора, привели империю к кризису.

Другие работы этого направления в меньшей степени являются философскими произведениями и скорее выдержаны в окололитературном стиле. Местами они напоминают жанр притчи, где мыслитель ведет с собеседниками диалоги о христианской вере и ее аспектах.

Апологетические труды святого:

  1. О блаженной жизни.
  2. О порядке.
  3. Об истинной религии.
  4. Против академиков.
  5. О граде Божьем.

Гимнография

Сохранились два сборника текстов, выдержанных в духе восхваления Бога, восхищения его мудростью и могуществом. Эти моления по своей стилистике очень близки библейским псалмам Давида и содержат немало ссылок и цитат оттуда.

Гимнография автора:

  1. Беседы души с Богом.
  2. Молитвы и Молитвенные духовные рассуждения.

Гомилетика

«Христианская наука, или Основания Герменевтики и Церковного красноречия» — пожалуй, единственное произведение Аврелия в гомилетическом жанре. К нему относят богословские тексты, посвященные искусству проповеди и ораторскому искусству для священников. В данной работе отражен последний момент, однако главное внимание уделено трактовке верующим трудных мест в тексте Писания.

Догматико-полемические

В данных трудах автор затрагивает вопросы веры и догматики, часто становившиеся предметом споров. В них он ведет дискуссию и обстоятельно обосновывает свою позицию, в том числе опровергая позиции пелагиан и манихеев, что отразило дух времени и борьбы церкви с ересями.

Наиболее известные работы по этой теме:

  1. О свободе воли.
  2. О природе блага против манихеев.
  3. О супружестве и похоти.
  4. О благодати и свободном решении.
  5. Об упреке и благодати.
  6. О предопределении святых.
  7. О даре пребывания.

Догматическое богословие

Этот раздел творчества святого посвящен детальному разбору догматики, вопросов вероучения и их практической реализации в обыденности и духовной жизни христианина. Здесь также отразилась атмосфера раннего христианства, когда богословие и церковная жизни в целом еще находились в стадии становления.

Здесь выделяются следующие труды:

  1. О различных вопросах.
  2. О Символе веры.
  3. Об обучении оглашаемых.
  4. О христианской борьбе.
  5. Энхиридион.
  6. О 83 различных вопросах в одной книге.
  7. О Троице.

Нравственное богословие

Во времена Августина Ветхий Завет рассматривался не только как священный документ, но также источник нравственных императивов. В следующих произведениях философ размышляет о них в контексте Писания и не только, а также передает свой внутренний диалог о смыслах бытия.

  1. Блаженного Августина Зеркало.
  2. Время из бдений блаженного Августина.
  3. Из Soliloqu («Беседы с самим собой»).

Письма

Сохранилось порядка 300 писем из личного архива мыслителя. Присутствуют послания служителям церкви, монашеской братии, личное общение и наставления в вере. Видное место занимают научения Аврелия по противостоянию пелагианской ереси.

  1. Письмо 194, к римскому пресвитеру Сиксту.
  2. Письмо 214, к Валентину Адруметскому первое.
  3. Письмо 215, к Валентину и подвизающимся вместе с ним монахам адруметским.
  4. Письмо 215А, к Валентину Адруметскому третье.
  5. Письмо 217, к Виталию Карфагенскому.
  6. Письмо 258, к Марциану.

Проповеди и слова

В раздел вошли сочинения в жанре катехизиса. Автор обращается к пастве и уделяет отдельное внимание новообращенным, что также именовались оглашенными. Отражен и актуальный в то время вопрос борьбы с ересями — арианством и донатизмом.

  1. Проповеди и поучения.
  2. Рассуждение в четвертый день празднеств.
  3. Слово в день Петра и Павла.
  4. Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским.

Толкование Священного Писания

Перу Аврелия принадлежат толкования и комментарии как к ветхозаветным, так и новозаветным текстам. Их отличает яркая эмоциональность, вовлечение читателя и как бы отождествление с ним, а также насыщенный, богатый и при этом доступный язык.

  1. О Книге Бытия буквально.
  2. Толкование на Псалом 125-й.
  3. О согласии евангелистов.
  4. Рассуждения на Евангелие от Иоанна.
  5. Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам.

Философские

Сюда можно отнести рассуждения мыслителя о вопросах души, ее бессмертия, критериев истины и ложности, а также других вопросах более общего характера. Произведения написаны в основном в виде диалогов.

  1. Монологи.
  2. О бессмертии души.
  3. О количестве души.
  4. Об учителе.

Влияние на христианство

Творчество святого отца имело влияние на дальнейшее развитие христианской догматики и антропологии. Особенно важными стали его разработки в области понятия благодати и концепции первородного греха. Возникает философское течение августинизма — дальнейшее развитие идей неоплатоников уже в ключе христианского мировоззрения. Учение господствовало в Западной Европе вплоть до появления идей Фомы Аквинского с его новым аристотелизмом. А в эпоху Реформации идеи о предопределении были взяты на вооружение протестантами-кальвинистами.

Почитание блаженного

Святой Августин был канонизирован и почитается как западными, так и восточными христианами. Также он признан и лютеранской церковью.

В православии

Православные верующие почитают этого святого в лике блаженных. Русская церковь отмечает день его тезоименитства 15 (28) июня.

В католицизме

На Западе святой более известен и почитаем — он имеет титул Учителя или Доктора церкви. Аврелий также входит в группу Отцов, святых раннего периода, чтимых обоими ветвями христианства. День памяти — 28 августа.

Видео

Переводчик-латинист и кандидат философских наук Иван Лапшин рассказывает о жизни святого.

28 июня Русская православная церковь чтит память Аврелия Августина, епископа Гиппонского, также именуемого Блаженным Августином.

Настоящее и будущее

Личность Блаженного Августина удивительна и уникальна. Впервые в истории философской мысли Августин в своей автобиографической «Исповеди» обратил внимание на индивидуальность, отдельного человека, отдельную личность в такой мере, в какой никто до него этого не делал. До Августина никто так глубоко не переживал движение жизни, никто так не чувствовал время. Исповедуясь в себе перед Богом, он размышлял примерно так. Вот я сейчас исповедуюсь. Исповедуюсь в том, что было. А куда оно делось? Было ли оно? Ведь его нет. Прошлое прошло, исчезло. Будущего нет, оно не наступило. А что есть? Существует настоящее – точка, где сходится прошлое и будущее. Получается, что мы живем один миг. Проблему времени Августин решает любопытно. Прошлого, конечно, нет, но оно и есть, потому что ничто в ничто не уходит, оно остается. Следовательно, прошлое есть настоящее. А будущее тоже есть, потому что оно происходит из настоящего и потому что творение из ничего было осуществлено Богом разово. В результате и прошлое, и будущее есть всегда в настоящем. Будущее присутствует в настоящем в качестве семян, которые имеют при этом бытие.

Происхождение

Августин родился 13 ноября 354 года в небольшом городке Тагаст африканской провинции Нумидия. Отец-язычник, Патриций, крестившийся незадолго до смерти, был человеком жестоким и особенного влияния на Августина не оказывал, в отличие от матери-христианки, Моники. Однако отцу удавалось нейтрализовывать христианское влияние матери на сына в детстве и юношестве. Августин позднее написал, что впитал имя Христа с молоком матери. С другой стороны, в юношестве он был человеком светским, абсолютно далеким от религии и его можно было бы назвать атеистом. После учебы на малой родине Августин перебрался в Карфаген, где продолжил учебу, получил прекрасное риторическое образование и затем сам преподавал в риторической школе. Августин вспоминал, что немалое влияние на обращение его в христианство оказало знакомство с трудами Цицерона. В античном мире у человека было две главные возможности себя реализовать: риторика и философия. Изучение риторики позволяло затем проявить себя в общественной жизни, построить карьеру. А изучение философии, наоборот, означало открытие факта того, что существует некое внутреннее переживание, благо, которому стоит посвятить жизнь. Цицерон эти вещи как раз попытался сопоставить. И эта же проблема – «выражение невыразимого» – занимала Августина всю жизнь.

Блаженный Августин и Святая Моника

В поисках истины

Первое осознанное знакомство Августина с христианством вызвало в нем некоторое разочарование. Он испытывал определенные трудности с чтением Священного Писания. Да и сами христиане отнеслись к нему настороженно из-за той гигантской тяги к знанию, которую демонстрировал молодой философ-интеллектуал. И так получилось, что Августин оказался в секте манихеев. Мать страшно переживала из-за этого, просила одного епископа поговорить с Августином, но тот твердо сказал, что это не ко времени, а он сам, изучая ересь, поймет, что к чему. Вообще, Августин в «Исповеди» прямо указывает, что молитвы и слезы матери о нем Господь слышал и не оставил без внимания. Августин жил во времена, когда античный мир угасал, близилось падение Римской империи. Отражение этого Августин видел в манихейском учении о столкновении добра и зла. Манихеи обещали открыть истину, и это увлекало будущего епископа. Однако он обнаружил, что истину в понимании философии манихейство дать не может. Он разочаровался в этой ереси. Более того, он стал задумываться о том, что истину вообще нельзя открыть и, следовательно, стоит отказаться от ее поисков.

После Карфагена Августину удалось открыть риторическую школу в Риме, а затем получить должность преподавателя риторики в Медиолане (современный Милан). Значительное влияние на Блаженного Августина оказал святой Амвросий Медиоланский, проповеди которого в итоге склонили его принять крещение в 387 году. Августин переосмыслил свою бывшую жизнь, то, как он вел себя с женщинами, воровал. Беспощадное отношение к бывшей жизни нашло самое полное отражение в «Исповеди». В Медиолане Августин сделал важное открытие: вера – это не слепое следование учению авторитета, а поиск истины. И в христианстве он нашел эту свободу поиска. То есть верующий знает, что он не знает, и стремится понять то, чего еще не понимает. Таким образом, Августин взглянул на христианство как на вполне осуществимый и желанный путь познания, о котором он мечтал после прочтения Цицерона. После крещения Августин раздал имущество бедным и с матерью отправился в Африку, однако она скончалась по дороге в результате болезни.

Крещение блаженного Августина

Африка

Автобиографическая «Исповедь» Августина завершается его прощальным диалогом с умирающей матерью. Дальнейшие сведения о почти 40-летней жизни святого мы знаем из «Жития», составленного Поссидием, человеком, общавшимся на протяжении этих десятилетий с Августином.

В Африке, в родном Тагасте, Августин организовал монашескую общину. В Гиппоне Регийском (город, бывший на территории современного Алжира) был рукоположен в пресвитеры. Не позднее 395 года принял епископский сан. В этот, африканский, период жизни Августин создал свои наиболее значимые произведения, такие как «Исповедь», «О граде Божьем» (посвящено вопросам о сотворении мира и конце света), «О свободной воле» и другие. Августин был чрезвычайно плодовитым мыслителем, только в период с 388 по 396 год он создал около 20 работ (не считая писем) различного содержания. Блаженный Августин умер 28 августа 430 года в Гиппоне, осажденном германским союзом племен – вандалами.

Фра Филиппо Липпи. Видение блаженного Августина

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН (354 – 430)

Августин (Аврелий) (31 ноября г. − 28 августа г.) − христианский теолог и философ, влиятельный политик католической церкви. Августин родился в семье язычника и христианки, от матери получил основы образования и под ее влиянием обратился к христианскому вероучению.

Не будучи способным к греческому языку, Августин плотно погрузился в изучение латинской литературы. Получил гуманитарное образование в Мадавре и Карфагене, преподавал риторику в Тагасте, Карфагене, Риме и Медиолане (современный Милан).

В разное время истории дохристианской духовной эволюции испытывал влияние римских авторов (Гортензий, Цицерон,в частности его произведение «Hortensius» и др.), манихейства (позже участвовал в публичных диспутах с манихеями), скептицизма Новой академии (Афинской школы философии) и неоплатонизма. Последнее оказалось наиболее значимым, так как именно в контексте латинских переводов Платона Августин впервые познакомился с трактовкой Бога как нематериального трансцендентного Бытия. Окончательный поворот в сторону нового вероучения произошел после чтения Августином Послания апостола Павла к Римлянам.

В 387 г., на Пасху, Августин принял крещение в Медиолане. Основав монашескую общину в Гиппоне, в течение тридцати пяти лет был там епископом, превратив монастырь в Гиппоне в богословскую семинарию. Все оставшиеся годы жизни Августина, до смерти в 430 г., после принятия им христианства, считаются в богословской традиции образцом христианского образа жизни и служения.

Основные произведения:

О граде Божьем (413 − 426 гг.)

Исповедь (400 г.)

Основные идеи:

Обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы – над монархами – главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

Большинство людей грешны и далеки от Бога, поэтому светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

Короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

Выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что было выгодно как Церкви, так и государству.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх