Помост

Вопросы веры

Аз воздам

Мне отмщение, и аз воздам

Смотреть что такое «Мне отмщение, и аз воздам» в других словарях:

  • Л. Н. Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

  • Л. Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

  • Л.Н. Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

  • Л.Н.Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

  • Лев Николаевич Толстой — Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

  • Лев Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

  • Лёв Толстой — Лев Николаевич Толстой Цветная фотография «Лев Толстой в Ясной поляне». Прокудин Горский. 1908 год. Дата рождения: 28 августа (9 сентября) 1828 Место рождения … Википедия

  • АЗ — 1. лич. 1 ое лицо ед. Я как обозначение говорящим самого себя. Мне отмщение и аз воздам (т. е. только мне принадлежит право отмщения, и карать могу только я ). 2. аза … Толковый словарь Ожегова

  • Тематика — совокупность основных и побочных тем литературного произведения или ряда произведений одного писателя или целой группы, школы, направления. Тема (греч.) предмет изложения, повествования, изображения, то, о чем говорит автор в произведении. Каждое … Литературная энциклопедия

  • Тематика — ТЕМАТИКА совокупность литературных явлений, составляющих предметно смысловой момент поэтического произведения. Определению подлежат следующие, связанные с понятием тематики, термины тема, мотив, сюжет, фабула художественно литературного… … Словарь литературных терминов

Мне отмщение, и аз воздам — цитата из Библии (церковно-славянский текст), которая означает: Человек не должен мстить за свои обиды.

Встречается в Ветхом Завете (Пятая книга Моисеева) и Новом Завете (Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 19):

«Не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу. Писано бо есть: мне отмщение, аз воздам, глаголет Господь» (церковно-славянский перевод)

Перевод на современный русский язык:

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (русский синоидальный перевод).

Смысл фразы в том, что человек не должен мстить за свои обиды. Бог решает мстить обидчику за совершенное или нет.

Эту фразу русский писатель Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) избрал в качестве эпиграфа к роману «Анна Каренина» (1873 – 1877).

Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 17 – 19 (русский синоидальный перевод):

«17. никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками.

18. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

19. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Послание к Римлянам апостола Павла, гл. 12, ст. 17 – 19 (церковно-славянский перевод):

«17. ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки.

18. Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте.

Дополнительно

Аз воздам

Внешние ссылки

Как правильно раскрыть смысл изречения: «Мне отмщение, и Аз воздам»? (pravoslavie.ru)

Толкования Священного Писания

Не себе отмщающе, возлюбленный, но дадите место гневу: писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь

Уже говорил, чтоб не воздавали злом за зло: что и значит не отмщать за себя. Что же значит новое внушение не отмщать за себя? Или повторение того же для усиления заповеди; потому что отмщение так соблазнительно и такою благовидностию прикрывается, что и не считается грехом, — а между тем случаи к тому в житейских столкновениях очень часты. Этим повторением напоминает Апостол быть внимательными, не прорвалось бы как чувство или дело мщения. Или, может быть, говоря сие, Апостол имел в виду особый род отмщения — судом, именно: когда терпите какую напраслину от другого, очевидно неправо, не ищите восстановления своего права порядком судебным, ибо: έκδικεΐν — это собственно означает. Хотя это, по-граждански, и неукорное дело; но как при сем все же питается и удовлетворяется чувство мести, то Апостол не велит совсем заводить судебных дел. Потерпи лучше, пребудь лучше обидимым, как в Послании к Коринфянам говорится: почто не паче обидими есте ? (1 Кор. 6, 7) — или как учит Спаситель: если кто хочет взять ризу твою, отдай ему и срачицу (ср.: Мф. 5, 40). То или другое намерение припишем Апостолу, более всего должно обратить внимание на выставляемое здесь побуждение к неотмщению, именно — предание дела суду Божию. Отмщающий считает дело свое правым и, отмщая, держит ту мысль и то чувство, что стоит за правду. Пресечение отмщения кажется ему будто отступлением от правды. Апостол делает отвод этому помышлению, говоря как бы: правда ничего от твоей уступчивости не потерпит. Есть отмститель правды — Бог. Предай дело отмщению Божию; Он воздаст, если должно. Это и значат слова: дадите место гневу, — гневу Божию, то есть праведному Его воздаянию: ибо у Бога нет гнева, а есть праведное воздаяние, которое кажется гневом тому, кто подвергается ему. Так толкует святой Златоуст: «Чьему гневу должны мы дать место? Божию. И как обиженный всего более желает видеть сие, дабы насладиться мщением; то Бог даст то самое в большей мере. И если ты сам не отмстишь, то Он будет твоим мстителем. Итак, Ему, говорит Апостол, предоставь отмщение. Вот что значат слова: дадите место гневу! Ту же мысль выражает несколько сильнее и блаженный Феофилакт: «дайте, говорит, место гневу Божию в отношении к обижающим вас. Если вы мстите сами за себя, то Бог не будет мстить за вас; а если вы простите, то Бог отомстит строже». — Экумений прибавляет: «если ты сам отмстишь за себя, то гнев Божий, пришедши, не будет иметь, что воздать обидевшему, потому что ты наперед уже взыскал с него». А Амвросиаст наводит даже на такую мысль, что гнев Божий, пришедши, найдет, что ты, взявшись стоять за правду, преступил меру правды, взыскав более должного, паче меры, и, вместо воздаяния обидевшему тебя, тебе воздаст за излишек взыскания, допущенный тобою. А что это возможно, можешь судить по свойству гнева, всегда стоящего в содружестве с отмщением. Гнев никогда праведной меры не соблюдает, а всегда забирает выше меры. Почему апостол Иаков и написал: гнев мужа правды Божией не соделовает (ср.: Иак. 1, 20). Амвросиаст именно пишет: «для сохранения союза мира Апостол убеждает воздерживаться от гнева, потому особенно, что в гневе нельзя не погрешить: ибо движимый гневом обычно взыскивает более, нежели сколько требует неправое дело, — чем и себе самому причиняет вред, оказываясь неправым по причине несоразмерного взыскания, и обидевшего делает худшим, тогда как снисходительностию мог бы исправить его. Почему премудрый Соломон учит: не буди правдив вельми… есть праведный погибали в своей правде (ср.: Еккл. 7, 17, 16): ибо когда гнев обдержит нас, находит в нас место враг и, под благовидностию правды, внушает неправое и пагубное».

Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. «Для большего убеждения Апостол привел свидетельство, подкрепляя слово свое» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт). Не моя это заповедь; но такова воля Божия, таков закон промыслительных о нас действий Божиих. Бог Сам на Себя берет дело отмщения. Не вмешивайтесь в сие дело, говорит как бы Он, Я Сам воздам, Мое это дело. Вы не сумеете сделать это как должно. По-вашему, сейчас надо отмстить, а по лучшему порядку — лучше отложить отмщение, или на время, или совсем. Можно бывает обойтись и совсем без отмщения: обидевший сам придет в чувство и исправит свою неправду; а это гораздо лучше. — Или — сделай ему теперь отмщение, и он паче ожесточится; но покарай его чем-либо после, — и он умягчится сердцем и исправится. Как вы этого ничего не знаете, то и не беритесь лучше за сие дело. К тому же ты, обиженный, сам бывал неправ во многом. Я послал эту тебе напраслину, в воздаяние тебе за твои неправды и грехи, чтоб избавить тебя от будущего воздаяния. Если претерпишь, видишь, какую беду предотвратишь? А если отмстишь, сгубишь весь благой плод для тебя от напраслины. Грехи твои на тебе остаются, и жди вечного воздаяния, если в очищение тебе не выпадет на твою долю другая напраслина. Так не ищи отмщения. С тем, кто причинил тебе напраслину, Я лучше тебя знаю, как поступить по всей правде, а ты прими ее, как врачевство для тебя и как отвод большего и страшнейшего зла. У Меня все направляется к тому, чтобы из всего всем выходило благо, — не временное, а вечное, не земное, а небесное, не видимое, а духовное. Так и бывает, когда вы не вмешиваетесь со своими правдами; а когда вмешиваетесь, возмущаете Мои порядки и, вместо добра, размножаете и пожинаете зло.

Слова: Мне отмщение, Аз воздам — не читаются слово в слово в ветхозаветных Писаниях, но мысль эта ясно выражена пророком Моисеем другими словами, именно: в день отмщения воздам (Втор. 32, 35). Дух Апостольский взял мысль духа пророческого, — того же с Апостольским, — и выразил ее другим, сильнейшим словом.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Две цитаты из Библии, знакомые даже советским школьникам, ведь это — эпиграфы к произведениям классиков

Предлагаем вспомнить два выдающихся произведения русской литературы, эпиграфами к которым авторы выбрали строки из Библии.

Оба произведения в разные периоды входили в школьную программу или программу внеклассного чтения советских и российских школ. Поэтому, конечно же, эпиграфы – а значит, строки из Библии — были знакомы каждому школьнику.

Пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на канал! Вы очень поможете его развитию! /кадр из фильма «Анна Каренина» 1967 год/

1) Анна Каренина. Лев Николаевич Толстой

Мне отмщение, и Аз воздам.

Строчка взята из Послания к Римлянам апостола Павла. Никаких вопросов к смыслу не будет, если прочитать весь стих:

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Рим.12:19).

О том, почему Лев Толстой выбрал именно эту строчку из Священного Писания для эпиграфа к своей книге, спорят до сих пор.

Литературоведы приводили и приводят много различных толкований, однако единого мнения не существует. Да и не может существовать, ведь литература – не математика.

Интересно, что слова «Мне отмщение…» в устах Апостола Павла восходят к другим, более древним, из Книги Второзаконие.

У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них (Втор.32:35). Иллюстрация А. А. Чикина к поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова.

2) Мцыри. Михаил Юрьевич Лермонов

Из черновиков писателя известно, что сначала Михаил Юрьевич хотел поставить в качестве эпиграфа к поэме о Мцыри французский афоризм «Родина бывает только одна».

Однако позже, как мы знаем, на месте эпиграфа появляется строчка из Первой Книги Царств.

«Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». (1 Цар.14:43)

В указанном месте Библии рассказывается, как Царь Саул дал клятву не есть хлеба, пока не одолеет врагов. Своему народу он приказал то же самое – не вкушать пищи, а кто вкусит — будет проклят.

Сын царя Ионафан невольно ослушался – съел немного мёда в лесу, так как не знал о клятве. Ионафану грозила смерть, однако за него вступился народ и он был освобожден.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений сообщает, что иносказательно эта строка из Библии означает: «сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны».

Также есть мнение, что фраза имеет символическое значение нарушения запрета. И именно благодаря такому толкованию, Лермонтов и выбрал её для эпиграфа к «Мцыри».

Если вам нравятся подобные статьи, то посмотрите еще вот эту:

Безысходность и горечь: вся современная Россия в одном стихотворении Николая Мельникова

Поделиться

Фразеологизм «Мне отмщение, и аз воздам» мы действительно видим эпиграфом романа Льва Толстого «Анна Каренина». Так он звучит по-церковнославянски. «Аз» — это личное местоимение первого лица единственного числа. По-русски — «я». Давайте выясним подробности происхождения фразеологизма.

В Послании к Римлянам его цитирует апостол Павел. Обращаясь к христианам, он советует им (цитата): «никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Святитель Иоанн Златоуст это место в Священном Писании толкует так:

«Какому гневу должны мы давать место? Божию. Так как обиженный всего более желает видеть и насладиться возмездием за свою обиду, так Бог дает тоже самое в большей мере. Он будет твоим справедливым мстителем».

Апостол Павел приводит слова Господа, которые Он сказал через пророка Моисея. Цитата из пятой книги пророка — Второзаконие:

«У Меня отмщение и воздаяние… Нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей… Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука Моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам».

Целью написания этой Книги было напомнить новому еврейскому поколению о божественном промышлении и данных ему законах. Моисей говорит, что суд правды Божией грозен, но только для отступников; верные Господу будут спасены.

Слова «Мне отмщение и аз воздам» означают следующее: не думайте о возмездии, не мстите своему обидчику, ибо воздастся каждому, по справедливости.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх