Помост

Вопросы веры

Басня лебедь щука

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЖЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ» Методическое объединение учителей русского языка и литературы Русский язык и литература РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ на тему
«Обличение человеческих пороков в басне М.Н.Лебедева
«Самовар»»
для 5 класса работу выполнила: Волкова Елена Михайловна, учитель русского языка и литературы г. Сыктывкар, 2015
Разработка урока предназначена для учащихся 5 класса.
Необходимая предварительная работа, ее описание:
В оформлении класса
: заранее расставляем парты для работы 4х групп (по 5-6 человек в каждой, заранее распределяем учащихся с помощью раз- ноцветных жетонов, каждая группа выбирает капитана); на партах нахо- дятся заранее подготовленные распечатки с текстами басен Лебедева «Са- мовар» и Крылова «Листы и корни» (для удобства на каждого учащегося); а также распечатки маршрутных листов (для работы в группах).
Средства ИКТ, используемые на уроке:
Цель использования средств ИКТ на уроке:
1. Усиливать мотивацию, наглядность в обучении, повышать уровень ви- зуализации изучаемого материала. 2. Повышать интерес к предмету, расширять познавательные потребности учащихся.
Технические средства:
ноутбук, проектор, экран, колонки.
Раздаточные материалы:
таблица; тексты басен; раздаточный материал.
Мультимедийная презентация, аудиозапись басни.
Цели урока
: Подвести учащихся к пониманию морали и иносказательного подтекста басни М.Лебедева «Самовар», ее жанрового своеобразия.
Задачи урока:
I. Образовательные:
1) повторить и закрепить понятия «басня», «мораль», «аллегория», «анти- теза», «олицетворение», «сатира», «диалог», «литературный герой», «образ рассказчика»; 2) формировать умение выделять в изучаемом материале главное и второ- степенное, анализировать, сравнивать, обобщать; 3) формировать умение выделять жанровые признаки басни, находить их в предложенном для анализа тексте; 4) развивать умение определять задачи деятельности, раскрывать причин- но-следственные связи, планировать деятельность на уроке;
5) познакомить учащихся с краткой биографией М.Лебедева, его басней «Самовар».
II. Воспитательные:
1) воспитывать интерес к изучению русской и коми литературы; 2) воспитывать у учащихся такие нравственные качества, как патриотизм, гуманизм, уважение к другим, справедливость; 3) воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккурат- ность; 4) воспитывать ответственность за результаты как своей, так и коллектив- ной работы, понимать их значимость; 5) воспитывать уважительное и доброжелательное отношение учащихся друг к другу; терпимое отношение к взглядам одноклассников; 6)воспитывать чувство ответственности за свои поступки, слова.
III. Развивающие:
1) Развивать умение определять тему, идею произведения, раскрывая его иносказательный подтекст, понимать и объяснять мораль басни; 2) Развивать умение производить сопоставительный анализ произведений. 3) развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; 4) развивать самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении; 5) формировать умение логично, ясно и четко излагать мысли, системати- зировать, обобщать и делать выводы; 6) развивать умение внимательно воспринимать информацию, запоминать, осмысливать учебный материал, решать проблемные задачи, самостоя- тельно выполнять задания, осуществлять самоконтроль; 7) развивать умение критически оценивать полученную информацию, ве- сти дискуссию; 8) развивать речь, умение анализировать текст, давать оценку описывае- мым в тесте событиям, поступкам героев; 9) развивать умение анализировать ответ товарища, давать оценку;
10) развивать умение слушать.
Предполагаемые результаты
Предметные:
— закрепление понятий «басня», «мораль», «аллегория», «антитеза», «оли- цетворение», «сатира», «диалог», «литературный герой», «образ рассказ- чика»; — повторение жанровых особенностей басни, формирование умения нахо- дить их в тексте произведения; — понимание замысла автора и особенностей его воплощения в произведе- нии; — выражение собственного отношения к заложенным в басне ценностям; -использование литературоведческих терминов (изучаемых в 5 классе) при анализе произведения; — развитие навыков выразительного чтения произведения.
Личностные:
— приобщение к духовно-нравственным ценностям коми и русской литера- туры; — воспитание уважительного отношения к литературе родного края и рус- ской литературе; — интерпретация произведения на основе личностного восприятия; — развитие познавательной активности учеников; — создание условий для освоения социальных норм, правил поведения, способности осознанно оценивать свои поступки, ответственно относиться к ним; — развитие внимания, уважительного отношения к одноклассникам; — развитие готовности противостоять негативным проявлениям, неприятие пороков.
Метапредметные:
Познавательные:
— знакомство с басенным творчеством М.Н.Лебедева; — формирование умения критически мыслить, анализировать и оценивать прочитанное; — развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобще- ния, систематизации. Регулятивные: — формирование умения самостоятельно ставить цель, задачи, находить способы их решения, прогнозировать результат; — формирование умения определять понятия, сопоставлять, самостоятель- но выбирая для этого основания и критерии, обобщать; — развитие умения организации действий, самоконтроля, саморегуляции. Коммуникативные: — формирование умения ясно и точно выражать свои мысли в оценочном суждении; — формирование умения убедительно доказывать свою точку зрения и от- стаивать свое мнение; — планирование учебного взаимодействия с учителем и одноклассниками; — формирование умения применять различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией; — развитие устной и письменной монологической речи. Данный материал предлагается для изучения в рамках урока вне- классного чтения в разделе программы «Из русской литературы XIX века. Басни» (урок№6 в указанном разделе по программе Ланина) с целью реа- лизации этнокомпонента.
Межпредметные связи:
литература, искусство, краеведение
Ход урока
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного
восприятия нового материала
Цель: Создание благоприятной эмоциональной обстановки, психологиче- ский настрой на урок, подготовка учащихся к работе
Учитель:
Доброе утро! Посмотрите, как ярко вам сегодня светит солныш- ко! А сейчас повернитесь к своей соседке по парте, улыбнитесь еще раз. Как вы себя чувствуете? Вот с таким прекрасным настроением мы будем с вами получать новые знания. Итак, мы начинаем урок!
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
Цель: Создание условий для формирования личностного интереса к полу- чению новых и актуализация имеющихся знаний у учащихся
.
1. Мотивация
1.1. Анализ высказываний о писателе.
Учитель:
Посмотрите внимательно на экран. Перед вами слайд, на кото- ром представлены слова коми писателей И.Вавилина и В.Попова (слайд № 2). Прочитайте высказывания сначала про себя, а затем я попрошу кого- нибудь из вас выразительно произнести их вслух. Ты сын русского народа, Но пел на коми языке. Ты стал родным людям, Живущим в парме, Ведь с детства знал ты их мысли, Слышал их волю И оставил в каждом из них Частичку души своей. В. Попов. Пройдут сквозь годы Твои стихи, Подрастающие поколения Поклонятся тебе до земли. И. Вавилин (перевод с коми языка мой)
Учитель:
Как вы думаете, о каком человеке могли так написать? Каков род его деятельности? (Учащиеся высказывают свои предположения)
Учитель:
Действительно, речь идет о писателе, горячо любившем Коми Край и его народ, о Михаиле Николаевиче Лебедеве.
1.2. Демонстрация портрета писателя
(слайд № 3).
Учитель:
Рассмотрите внимательно портрет писателя. Что вы можете ска- зать об этом человеке? Каков он по характеру? Чем может быть интересен нам? (Учащиеся высказывают свои предположения)
1.3. Слово учителя о М.Н.Лебедеве (знакомство с элементами биогра-
фии писателя)
Михаил Николаевич Лебедев родился 10 (22) октября 1877 года в селе Межадор. В автобиографии он упоминал о том, что его родители были русскими крепостными крестьянами, работали на Нювчимском заводе, который рас- полагался среди обширных лесов Коми края, в 35 верстах от уездного го- рода Усть-Сысольска, нынешнего Сыктывкара (слайд №4). Отец писателя был человеком грамотным, служил писарем, он сам научил сына писать и читать, так что маленький Миша с малых лет умел читать. По признанию писателя, он почувствовал страстную охоту к чте- нию: читал все, что под руку попадется, даже отрывки газет! Одновремен- но с этим в нем зародилось огромное желание самому быть «сочините- лем». М.Н. Лебедев создал много интересных произведений разных жан- ров: стихи, исторические романы, поэмы, писал даже оперетки. Кроме того, он был известен и как прекрасный переводчик. Он пере- вел на коми язык произведения Пушкина, Маяковского, Маршака и так полюбившиеся вам басни Крылова.
Особого успеха в 30-е годы добивается и сам писатель именно в ба- сенном творчестве. Пожалуй, в коми литературе не было более искусного баснописца, чем он. В своих баснях Михаил Николаевич обличал разные пороки и недостатки людей.
2. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
2.1. Отгадывание загадки.
Учитель:
Так о чем же мы будем говорить сегодня на уроке?
Ученики:
О баснях Лебедева.
Учитель:
Верно, мы познакомимся с одной из басен Лебедева. А вот как она называется, вы сможете узнать, отгадав загадку (слайд №5): Четыре ноги, Два уха, Один нос Да брюхо.
Ученики:
Самовар
Учитель:
Молодцы, сегодня мы познакомимся с басней Лебедева «Само- вар».
2.2. Словарная работа.
Учитель:
Что такое самовар? (слайд №6)
Ученики:
Прибор для кипячения воды и приготовления чая.
2.3. Формулирование темы урока.
Учитель:
А сейчас попробуем сформулировать тему нашего урока, вос- становив необходимую последовательность слов на слайде (слайд №7) (Ученики восстанавливают последовательность слов и формулируют те- му урока)
Учитель:
Запишите тему в тетрадь (слайд №8).
2.4. Постановка учебных задач
Учитель:
Итак, что вам известно на данном этапе урока?
Ученики:
Тема.
Учитель:
А что еще предстоит узнать сегодня на уроке? Посмотрите вни- мательно на тему урока и определите задачи, которые предстоит решить нам на уроке. (Ученики формулируют задачи, учитель корректирует ответы и после- довательно выводит каждую задачу на слайде) (слайд №9).
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего
усвоения материала. Организация обратной связи
Цель: Организация и самоорганизация учащихся, осмысление полученной информации, соотнесение ее с имеющимися у учащихся знаниями
1. Актуализация полученных знаний. Работа с литературоведческими
понятиями.
1.1. Проверка усвоения понятий.
Учитель:
Что мы должны сделать для решения первой задачи?
Ученики:
Вспомнить определение басни.
А) Актуализация знаний о басне.
Учитель:
Вспомните, что такое басня. Заполните пропуски в определении жанра, посовещавшись в группе. Затем сверим ваш ответ с эталоном (слайд №10).
Б) Актуализация знаний об аллегории.
Учитель:
Какие герои басни олицетворяют человеческие пороки (назови- те героя и порок)?
Ученики:
Лиса – хитрость, заяц – трусость и т.д. (учащиеся называют и других персонажей)
Учитель:
Как называется такой художественный прием? Что такое аллего- рия? Посовещайтесь в группе и дайте правильный ответ, сверьте его с эта- лоном (слайд №11)
В) Повторение жанровых особенностей басни. Составление кластера
«Основные признаки басни»
.
Учитель:
Какие еще особенности этого жанра вы знаете? Составим кла- стер (слайд №12). На слайде вы видите шаблон. Вам нужно вспомнить жанровые признаки басни и заполнить пустые формы кластера. Посове- щайтесь и дайте ответ. Затем проверим, что у вас получилось (слайд №13)
2. Физ. минутка
Учитель:
Устали? Давайте отдохнем. Вставайте. Смотрите на экран и по- вторяйте движения за героями мультфильма (слайд №14)
(Учащиеся повторяют движения, выполняемые героями мультфильма под музыку)
Учитель:
Молодцы! А сейчас с новыми силами продолжим наш урок.
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
Цель: Проверка осознанности восприятия материала; побуждение уча- щихся к самостоятельному поиску решения поставленных задач.
1. Выразительное чтение произведения, анализ первичного восприя-
тия текста.
1. Беседа
Учитель:
Что нужно сделать для второй задачи?
Ученики:
Необходимо прочитать басню.
Учитель:
Пока вы еще не читали басню, скажите, каким вы представляете себе самовар? (Учащиеся высказывают предположения) А таков ли само- вар на самом деле, мы сейчас выясним.
2. Выразительное чтение басни учащимися по ролям.
3. Беседа по тексту:
Учитель:
Какое впечатление произвела на вас басня? Что больше всего понравилось? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель:
Кому из чтецов удалось лучше передать характер героя басни? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель:
Ваше предположение о характере главного героя подтверди- лось? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель:
А может так же вести себя в жизни человек? О каких пороках говорится в басне?
Ученики:
Да, часто мы встречаемся с таким явлением в жизни. В басне речь идет о высокомерии, самодовольстве, гордыне, пустословии, хвастов- стве.
Учитель:
Можно ли такие пороки описать аллегорически? Какие герои ба- сен были наделены такими же пороками? (Учащиеся высказывают свои предположения)
Учитель:
Вы знаете, что из басен можно извлечь какой-то урок. А чему нас может научить эта басня? (Учащиеся высказывают свое мнение)
2. Словесное рисование.
Учитель:
Представьте себя в роли художника. Какой бы была ваша иллю- страция к этой басне? (Учащиеся устно иллюстрируют басню)
Этап 5. Закрепление полученных знаний.
Цель: Осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между учащимися и преподавателем.
1. Постановка учителем вопроса
Учитель:
Что нам нужно сделать для решения третьей задачи? Как мы узнаем, сохраняет ли Лебедев в своем произведении основные черты жан- ра басни?
Ученики:
Нужно сравнить басню Лебедева с басней Крылова.
2. Прослушивание аудиозаписи басни Крылова
Учитель:
Сопоставим басню Лебедева с басней хорошо уже вам известно- го мастера слова, писателя, который в совершенстве знал все тонкостями этого жанра, И.А.Крылова. Послушайте аудиозапись басни «Листы и кор- ни».(слайд№15)
3. Мини-исследование. Сопоставительный анализ басен, заполнение
сводной таблицы.
Учитель:
Вы будете сопоставлять басни, а результат занесете в таблицу, помещенную в маршрутных листах. Давайте рассмотрим ее внимательно. Что нужно в нее добавить?
Ученики:
Необходимо добавить критерии, по которым можно сопостав- лять басни.
Учитель:
Посовещайтесь в группах и предложите свои варианты критери- ев для сопоставительного анализа басен (слайд№16).
Этап 6. Проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.
Цель: Анализ всего процесса изучения материала; формирование позна- вательной активности через творческое задание; выработка собственно- го отношения к изучаемому материалу.
1. Обобщение
1.1. Проверка результатов работы групп.
1.2. Обобщающая беседа:
Учитель:
А сейчас я задам несколько вопросов: — Над чем смеются авторы в баснях? — Какие пороки обличают? — Какую роль играет в басне аллегория? — Удалось ли Лебедеву в своем произведении сохранить основные жанро- вые черты басни?
1.3. Творческое задание. Создание синквейна
. (слайд№17) — Что такое синквейн? Я предлагаю вам создать синквейн, темой которого станет один из пороков, высмеиваемых баснописцами.
2.Самооценка
(слайд №18).
Учитель:
Продолжите высказывания так, чтобы получилось предложение.  Мне понравились басни Лебедева тем, что …  Мне кажется, что секрет актуальности басен Лебедева заключается в …  Герои басен Лебедева незабываемы, так как …  Я вынесла для себя следующий урок:…
3.Домашнее задание
(слайд №19) 1.Сочинение-миниатюра. Придумайте ситуацию, в которой бы можно было использовать слова морали басни «Самовар». 2.Инсценировать одну из басен М.Н.Лебедева. 3. Подготовить иллюстрацию к басне.
4.Рефлексия
(слайд №20) 1. Мне удалось … 2. Мне больше всего запомнилось …
3. Я узнала, что … 4. Я заинтересовалась …
5. Итоговый комментарий
(слайд №21) Итак, сегодня вы познакомились с замечательным писателем Респуб- лики Коми Михаилом Лебедевым, с его басней «Самовар». Писатель в своих произведениях обращается к нравственным про- блемам, а его герои помогают нам понять истину, разобраться в том, что такое добро и что такое зло. Я надеюсь, что каждая из вас извлекла для себя урок, как нужно себя вести, от чего лучше воздержаться. Благодарю вас за активную работу!
Приложение 1.
М.Н.Лебедев
Самовар
Однажды самовар, Пуская пар Во весь свой дух, во весь свой пыл, На стол забравшись, говорил: «Как я румян, как я красив и мил! Да я не самоваром буду, Коль не сумею всю затмить посуду! Ведь люди наконец понять должны, Что там, где я сверкаю, не нужны Кастрюли, сковородки, чугуны!» Ответил гордецу чумазый котелок: «Чего ты пар пускаешь в потолок? Что нос дерешь? Да, ты хорош, Но вскипятить сумеешь только воду, А кашу или суп не сваришь сроду, Тут никуда уж не попрешь. Вот то-то.
У каждого из нас своя работа!» ————————— Не много пользы будет людям там, Где занимает пост самодовольный хам. Он ходит, нос задрав, себя лишь славит, Других же ни во что не ставит, На болтовню расходует весь пар, Как тот кипящий самовар. Пер. Г.Пагирева
Приложение 2.
И.А.Крылов
Листы и корни
В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зеленостью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Что б было в нем без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарей Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаетесь с нами».— «Примолвить можно бы спасибо тут и нам», Им голос отвечал из-под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?» — Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те, — Им снизу отвечали, — Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаете? Мы — Корни дерева, на коем вы цветете. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас, Что с новою весной лист новый народится: А если корень иссушится, Не станет дерева, ни вас». * Зефир — легкий, теплый ветер. * Примолвить — сказать, прибавить к тому, что уже сказано.
Приложение 3.
Маршрутный лист

Работа группы № ____
бал-
лы
1
Формулировка темы и определение задач урока
Тема: «_____________________________________». Задачи: 1.___________________________________________ 2. __________________________________________ 3. __________________________________________ 4. __________________________________________ 3.
Определение басни
Басня – ___________ или __________ литературное произведение __________ характера. В конце ее обычно содержится краткое _____________ заклю- чение – так называемая ___________. Действующи- ми ___________ обычно выступают __________, __________, _______. А то, что подвергается осмея- нию, — это __________ ________. 4.
Определение аллегории
Аллегория – изображение отвлеченного ___________ через конкретный ____________. Так, в баснях под видом __________ аллегорически изоб- ражаются определенные _____________ или соци- альные __________ .

Основные жанровые признаки басни
№ п/п Признаки жанра 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 6.
Критерии сопоставления
№ п/п Критерии 1 Тема 2 Герои басни 3 Положительные герои 4 Отрицательные герои 5 Антитеза 6 Аллегоричность 7 Олицетворение 8 Диалог 9 Объем 10 Форма повествования 11 Образ автора
12 Мораль басни (В каких строках заключена?) 13 Против чего направлена сатира? (Какие пороки высмеиваются в басне?) 7.
Ответы на вопросы по содержанию текста.

Творческая работа. Синквейн
_________________
_________________, _________________ _____________, _____________, _____________ ___________________________________________ _____________________ 9.
Сумма балов, набранных группой в ходе выпол-
нения всех заданий
Оцените свою работу на уроке:
№ п/п Фамилия, имя отмет- ка 1 2 3 4 5 6

Краткая история написания

Иван Андреевич Крылов, которого ласково именуют «дедушка Крылов», создавал свои произведения с ориентацией не на детей, а на взрослую публику. Поднимаемые им вопросы важны, актуальны не только для 19-го века, но и в наше время. Авторству Крылова принадлежит более 230 емких и выразительных текстов, строки из которых часто используются в повседневной жизни. О неловком неповоротливом человеке говорят «слон в посудной лавке», о человеке, отрицающем науку — «мартышка в очках».

А «Лебедь, рак и щука» — та басня, которую вспоминают при разногласиях в коллективе, мешающих нормальной работе команды. Текст написан в 1814 году и вошел в сборник «Новые басни Крылова», увидевший свет в 1816 году.

Главные герои обозначены в названии, но под масками рыбы, птицы и рака скрываются человеческие типажи. Создание сюжета велось на основе реальных событий современного писателю времени.

Есть две версии того, какие именно действия были высмеяны автором в тексте:

  1. Объединение России с европейскими государствами для борьбы с Наполеоном.
  2. Разногласия в работе Государственного совета, основного законодательного органа тех лет.

В любом случае мораль «Лебедь, рак и щука» можно сформулировать простыми словами: без объединенных усилий достижение положительного результата невозможно.

Особенности построения и стилистика

Не зря в качестве героев Крылов выбрал трех совершенно различных живых существ, отличающихся даже средой обитания:

  1. Лебедь — птица.
  2. Щука — рыба.
  3. Рак — членистоногое.

Они не похожи друг на друга по характеру, но каждый уверен в собственной правоте. Единая задача — перемещение воза — каждым из них воспринимается по-своему. Ни один не готов уступать ради общего дела, вот почему «воз и ныне там».

Таковы герои басни «Лебедь, рак и щука», мораль ее звучит так: ради успеха дела стоит иногда поступиться собственными интересами и действовать сообща. Только в этом случае удастся завершить намеченное. Использовать текст можно не только применительно к политическим проблемам России, но и в бытовых ситуациях. Например, работая вдвоем, помогая партнеру, несложно завершить дело быстро и продуктивно.

В структуре текста выделяются две части: короткое нравоучительное вступление из двух строк и основная часть. Для написания баснописец использует вольный ямб с 4 или 6 стопами.

Анализ тематики и проблематики

Подробный разбор небольшого по объему произведения следует проводить по плану:

  1. Тема и основная мысль.
  2. Образы главных героев.
  3. Используемые художественные изобразительно-выразительные средства.

Какова тема басни, становится понятно сразу после прочтения. Три героя пытаются переместить воз. Но, поскольку каждый из них тянет телегу на себя, результата достичь им не удается. Проблематика, мораль произведения также достаточно очевидны. Чтобы выполнить какое-то действие, важно думать не только о себе, а стараться действовать сообща.

Следующий пункт плана — характеристика действующих лиц. Это краткое описание героев. Их три. Крылов не дает подробностей, персонажи только называются. Их поведение соответствует реальным действиям животных в природе: птица стремится к полету, рак пятится, рыба жаждет плавать в воде.

Изобразительно-выразительные средства, которые использует автор, немногочисленны, но каждое из них настолько емкое, что позволяет создать особое звучание. Вот какие примеры можно привести:

  1. Фразеологические обороты («лезть из кожи вон»).
  2. Однородные подлежащие создают ощущение постепенности описываемого.
  3. Инверсия («кто виноват из них» — нарушение порядка слов, прямой порядок звучал бы «кто из них виноват»).
  4. Антонимы (виноват — прав).
  5. Элементы разговорной речи («вон», «ходу»).

Наконец, используется ирония — «воз и ныне там», а сам текст построен на аллегории. При работе над сочинением эти примеры можно выписать, чтобы в дальнейшем использовать для иллюстрации и подтверждения своих выводов.

При изучении текста возможно выполнение и необычных заданий, например, синквейна. Это нерифмованное стихотворение по смыслу прочитанного, в котором автор коротко описывает содержание текста и свое отношение.

Альтернативное толкование

Рассматривая, чему учит басня «Лебедь, щука и рак», важно упомянуть, что произведения Крылова хороши тем, что в них есть не только прямой смысл, доступный при поверхностном рассмотрении, но и более глубокий. Неслучайно герои выбраны столь разноплановыми. Чтобы проиллюстрировать необходимость командной работы, можно было бы использовать более похожих персонажей, например, трех рыб или птиц. Но автор действует иначе.

Именно поэтому и возникает мысль о том, что суть басни гораздо сложнее, чем простое нравоучение. Для достижения общего итога действующим лицам нужно действовать сообща, что в принципе невозможно. Кому-то пришлось бы уступить. Птица не может плавать, щука — летать, рак же вообще не приспособлен к иной деятельности, может только пятиться. Поэтому появляется дополнительное толкование: иногда совместная работа бывает невозможной, поскольку интересы и особенности сторон настолько различны, что вместе они действовать не смогут ни при каких обстоятельствах.

Такова мораль басни «Щука, лебедь и рак» и альтернативное толкование ее смысла. Каждый читатель видит в тексте что-то свое, наполняет понимание дополнительными оттенками. Именно этим и хороши сказки-басни Крылова, многогранные и сложные при своей видимой простоте и понятности.

Лебедь, Щука и Рак

Описание

Басню “Лебедь, Щука и Рак” читать нужно как произведение, полностью соответствующее канонам своего жанра. Его основная идея, озвучивающаяся на уроке литературы, достаточно проста: об успехе дела не может быть и речи, если его участники неспособны договориться и двигаться в одном направлении. И неважно, что ими движет – гордость, глупость или жадность, условный “воз” останется на месте, если они не договорятся. Интересно, что эта мысль высказывается в первых трех строчка текста, который сейчас легко скачать бесплатно, а дальше иллюстрируется с помощью типичной для автора аллегории с животными.

Басня Крылова “Лебедь, Щука и Рак”, написанная в 1814 году, имеет интересную историю создания – поэт, чьи стихи сегодня знают даже маленькие дети, посвятил ее членам Государственного собрания. Дело в том, что эти почтенные мужи никак не могли составить общее мнение – дело дошло до того, что пришлось вмешаться самому императору. Так что читать полностью басню “Лебедь, Щука и Рак” в книге или режиме онлайн можно не только как поучительное произведение, но и как своеобразную историческую справку от человека, который искренне болел душой о благополучии своего государства.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх