Помост

Вопросы веры

Библия 1 глава читать

10 книг, которые помогут вам навести порядок в доме

Расхламление и наведение порядка сейчас тренд. Об этом говорит все большее количество книг, которые появляются в этой тематике.

Ниже приведен мой список книг, которые я считаю интересными в этой теме.

1. Мари Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни»

Скачайте самый полный чек-лист по расхламлению

И получите дополнительные материалы по организации быта и наведению порядка в доме

Мари с детства интересовалась уборкой, организацией вещей и ведением домашнего хозяйства и создала свою систему, которая стала популярной по всему миру.

Мари называет уборку праздником и говорит, что настоящая уборка проводится только один раз в жизни. Больше вам просто не нужно будет наводить порядок. Это станет вашим образом жизни. Вам просто не захочется больше жить в беспорядке. Единственное, что вам понадобится, это научиться правильной уборке.

2. Мари Кондо «Искры радости. Простая счастливая жизнь в окружении любимый вещей»

В продолжение первой книги Мари написала вторую, в которой резюмировала основные правила магической уборки, собрала свои профессиональные советы по уборке, а также показала как правильно складывать и хранить вещи. Очень мне понравились наглядные иллюстрации в этой книге и как всегда много историй клиентов Мари.

3. Марла Силли «Школа флайледи. Как навести порядок в доме и в жизни» . Это уже классика. Многие вещи для российской действительности конечно не применимы, но принципы, созданные Марлой, мне кажется, будут жить еще сто лет как минимум. Очень советую прочитать.

4. Эрин Доланнд «Упрости себе жизнь. Как навести порядок на работе и дома» . Эрин в своей книге рассказывает свою историю борьбы с хламом. Кроме того, как избавиться от лишних вещей, она рассказывает, как удобнее их хранить, как организовать пользование вещами, чтобы поддерживать порядок. Самыми ценными для меня из этой книги были советы по избавлению от сентиментального хлама и от принадлежностей для хобби.

5. Лорен Розенфилд и Мелва Грин «Дышите свободно. Как беспорядок в доме поможет разобраться в себе» О! Это вообще бомбовая книга. Книга-терапевт. После прочтения, вы не только поймете, что лишнему хламу не место в вашем доме, но и увидите психологические причины, по которым вы накапливаете хлам. В книге удивительным образом сочетается научный и духовный подходы, которые помогают избавиться от физического и ментального хлама.

6. Доминик Лоро «Искусство жить просто. Как избавиться от лишнего и обогатить свою жизнь». Если предыдущая книга-терапевт, то эта книга-философ. Она описывает стиль жизни, который я назвала «Один чемодан». Книга призывает сократить количество вещей до самого необходимого минимума и перестать быть рабом вещей. Самая важная мысль книги, на мой взгляд: «Старайтесь наполнить тело ощущениями, сердце порывами, душу принципами, а не жизнь — вещами»

7. Реджина Лидз «Идеальный порядок за 8 минут. Легкие решения для упрощения жизни и высвобождения времени» . Это книга, описывающая принципы дзен-организации. Реджина говорит, что после организации пространства меняется его энергетика. Вибрации, которые создает чистое, структурированное и ухоженное пространство издает совершенно другие вибрации нежели хаос и беспорядок.

8. Ирина Соковых «Счастливая хозяйка: как все успевать? Уникальные метоики, которые приведут твою жизнь в порядок»

В этой книге Ирина описала свое видение системы Флай-леди, адаптированной под российскую действительность!

Честно признаюсь, мне было намного интереснее читать ее книгу, чем книгу Марлы Силли.

Ирина уверена, что избавляясь от ненужного хлама, мы приглашаем в свою жизнь новые и полезные для нас вещи, от которых будет какой-то толк и которые будут нам верно служить.

9. Ирина Соковых «Минимализм. Жизнь без хлама»

Эта книга в отличие от предыдущей полностью посвящена минимализму и избавлению от ненужных вещей. Тут я нашла советы по избавлению от вещей в разных категориях и очень вдохновляющее описание плюсов жизни минималиста!

10. Наталия Баранова, Ольга Колобенина «Идеальная хозяйка. Полный иллюстрированный курс» Это книга-энциклопедия с массой советов, лайф-хаков и яркими иллюстрациями. Книга является отличным справочным пособием, максимально широко охватывающим жизнь и быт любой хозяйки.

Читайте и наводите порядок в доме и в жизни!

Если вы тоже стремитесь тратить на уборку минимум времени и при этом поддерживать дом в постоянной чистоте, то я приглашаю вас на мой тренинг «Мама в порядке».

Когда я его готовила, я руководствовалась своим собственным опытом, чтобы помочь большему количеству молодых мам создать свою систему уборки, которая будет отнимать минимум времени и приносить максимум результата.

Этому стоит научиться один раз и всю оставшуюся жизнь наслаждаться результатами.

Если вы молодая мама и хотите тратить на уборку меньше времени, сделать уборку легкой и приятной, а дом удобным и комфортным для жизни, то вам будет полезно пройти этот тренинг.

Записывайтесь! Буду рада помочь Вам в наведении порядка в доме и в жизни!

С верой в Ваш успех, Ирина Игольникова

Ветхий Завет

Ветхий Завет

Первая книга Моисеева. БЫТИЕ

Первая книга Моисеева. БЫТИЕ

Глава 1

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.

7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.

10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево , приносящее плод, в котором семя его по роду его . И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;

15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;

17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,

18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.

21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Глава 2

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.

11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;

12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.

13 Имя второй реки Гихон : она обтекает всю землю Куш.

14 Имя третьей реки Хиддекель : она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа .

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Теории и заблуждения. Библия. Книга бытие. Глава 1

Сотворение неба и земли.
Выделены библейские стихи. ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ ТЕКСТА НУЖНО ЧИТАТЬ ОРИГИНАЛ.
<<В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ. ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА БЕЗВИДНА И ПУСТА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, И ДУХ БОЖИЙ НОСИЛСЯ НАД ВОДОЮ.>>
Мало кто из читающих библию обращает должное внимание на этот текст, каждый в основном воспринимает его как начало сотворения Богом земли, да это конечно так, но если взглянуть внимательнее то можно задаться простым вопросом: о каком таком небе идет речь. Попробуйте спросить об этом любого первого попавшего человека, уверен, большинство укажет на небо, которое у нас с вами над головой.
Но если это так, то, что же тогда создает бог в 6-8 стихе. << И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй>>. Очевидно, мы видим создание неба земного, иначе говоря, того, что у нас над головой.
Тогда вновь возникает все тот же вопрос, о каком небе сказано в первом стихе.
Рассматривая варианты ответа, хочу обратить внимание на слова святителя Августина, епископа Гиппонского:<< Что обозначается именем неба и земли — разумеется ли под словом небо и земля духовная и телесная тварь, или же только телесная, так что, надобно думать, писатель в книге совсем умолчал о духовной твари, и слова небо и Земля употребил с тою целью, что хотел обозначить ими всю высшую и низшую телесную тварь?>> .
Высшая или низшая телесная тварь, кто то скажет, что телесная тварь идет как нечто греховное, несовершенное. Но вспомните, первый человек был безгрешен и в то же время вполне телесен. Тогда напрашивается вывод что и бог телесен, но читая библейские тексты мы понимаем, что это ни так, ведь человека мы видим, а Бога нет (я не имею ввиду Христа).
Продолжая читать, святителя Августина, мы видим:<< Или же небом и землею названа бесформенная материя той и другой , именно, с одной стороны, духовная жизнь, насколько она может быть сама в себе, не будучи обращена к Творцу, потому что обращение к Творцу сообщает ей форму и совершенство, а если не бывает она обращена к Нему, остается бесформенною; с другой — жизнь телесная, если только можно представлять ей в отвлечении от всякого телесного качества, которое является во всякой, получившей форму, материи, т. е., когда существуют уже формы тел, удобовосприемлемые для зрения, или для другого какого-либо телесного чувства?>>
Если честно, я не вижу смысла в этой общепринятой теории. Ведь одно лишь сказать, <<как духовная жизнь не может быть обращена к творцу?>>, да и даже если это так, то человек сам по себе постоянно являет нечто духовное и так или иначе приходит к теории творения не важно эволюция это или что то еще. Да и жизнь телесная в отвлечении от качеств сопутствующих ей действительно трудно представить.
Есть еще одно интересное мнение, которое высказал святитель Августин:<< Быть может, под небом надобно разуметь духовную тварь, совершенную с самого начала, как сотворена она, и всегда блаженную, а под землею — телесную материю, пока еще несовершенную; потому что земля, говорит, была невидима и неустроенна, и тьма верху бездны, каковыми словами, по-видимому, обозначается бесформенность телесной субстанции.>>
Это всего лишь некоторые из общепринятых мнений человека, если вы спросите, а какое мое личное, я скажу: понятие небо это больше похоже на, то откуда сошел Дьявол в сильной ярости, ища кого поглотить. Итак, ищите истину, а я лишь предложу вам <<ее варианты>>.
Хочу также заметить, что исследование библии используя лишь один источник, на мой взгляд принесет довольно грубое и неполное ее понимание, поэтому я буду приводить примеры из Библий разных переводов. В приведении красным шрифтом будет использоваться стандартный русскоязычный синодальный перевод. В случае приведения другого перевода, будет указываться источник.
Далее дословный перевод с церковно славянского языка звучит: <<В НАЧАЛЕ СОТВОРИЛ БОГ НЕБО И ЗЕМЛЮ. ЗЕМЛЯ ЖЕ БЫЛА НЕВИДИМА И НЕУСТРОЕННА, И ТЬМА ВВЕРХУ БЕЗДНЫ, И ДУХ БОЖИЙ НОСЯЩИЙСЯ ВВЕРХУ ВОДЫ.>> В данном случае слово тьма имеет два значения 1)темнота 2)множество. Отсюда получается, что возможно писатели синодального перевода под словом тьма имели ввиду, как раз таки, некое множество. На этом вопросе опять рождается немало споров и мнений. Лично я думаю, что оба варианта вполне могли бы быть жизнеспособны, ведь множество тоже является тьмою как ни крути.
<<И СКАЗАЛ БОГ: ДА БУДЕТ СВЕТ. И СТАЛ СВЕТ. И УВИДЕЛ БОГ СВЕТ, ЧТО ОН ХОРОШ, И ОТДЕЛИЛ БОГ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И НАЗВАЛ БОГ СВЕТ ДНЕМ, А ТЬМУ НОЧЬЮ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ОДИН. И СКАЗАЛ БОГ: ДА БУДЕТ ТВЕРДЬ ПОСРЕДИ ВОДЫ, И ДА ОТДЕЛЯЕТ ОНА ВОДУ ОТ ВОДЫ. И СОЗДАЛ БОГ ТВЕРДЬ, И ОТДЕЛИЛ ВОДУ, КОТОРАЯ ПОД ТВЕРДЬЮ, ОТ ВОДЫ КОТОРАЯ НАД ТВЕРДЬЮ. И СТАЛО ТАК. И НАЗВАЛ БОГ ТВЕРДЬ НЕБОМ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ВТОРОЙ. И СКАЗАЛ БОГ: ДА СОБЕРЕТСЯ ВОДА, КОТОРАЯ ПОД НЕБОМ, В ОДНО МЕСТО, И ДА ЯВИТСЯ СУША. И СТАЛО ТАК. И НАЗВАЛ БОГ СУШУ ЗЕМЛЕЮ, А СОБРАНИЕ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. И СКАЗАЛ БОГ: ДА ПРОИЗРАСТИТ ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ, ДЕРЕВО ПЛОДОВИТОЕ, ПРИНОСЯЩЕЕ ПО РОДУ СВОЕМУ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО НА ЗЕМЛЕ. И СТАЛО ТАК. И ПРОИЗВЕЛА ЗЕМЛЯ ЗЕЛЕНЬ, ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ ПО РОДУ ЕЕ, И ДЕРЕВО, ПРИНОСЯЩЕЕ ПЛОД, В КОТОРОМ СЕМЯ ЕГО ПО РОДУ ЕГО. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ТРЕТИЙ. И СКАЗАЛ БОГ: ДА БУДУТ СВЕТИЛА НА ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЯ ДНЯ ОТ НОЧИ, И ДЛЯ ЗНАМЕНИЙ, И ВРЕМЕН, И ДНЕЙ, И ГОДОВ; И ДА БУДУТ ОНИ СВЕТИЛЬНИКАМИ НА ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ. И СТАЛО ТАК. И СОЗДАЛ БОГ ДВА СВЕТИЛА ВЕЛИКИЕ: СВЕТИЛО БОЛЬШЕЕ, ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДНЕМ, И СВЕТИЛО МЕНЬШЕЕ, ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ НОЧЬЮ, И ЗВЕЗДЫ; И ПОСТАВИЛ ИХ БОГ НА ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ, ЧТОБЫ СВЕТИТЬ НА ЗЕМЛЮ, И УПРАВЛЯТЬ ДНЕМ И НОЧЬЮ, И ОТДЕЛЯТЬ СВЕТ ОТ ТЬМЫ. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ. И СКАЗАЛ БОГ: ДА ПРОИЗВЕДЕТ ВОДА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, ДУШУ ЖИВУЮ; И ПТИЦЫ ДА ПОЛЕТЯТ НАД ЗЕМЛЕЮ, ПО ТВЕРДИ НЕБЕСНОЙ. И СОТВОРИЛ БОГ РЫБ БОЛЬШИХ И ВСЯКУЮ ДУШУ ЖИВОТНЫХ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, КОТОРЫХ ПРОИЗВЕЛА ВОДА, ПО РОДУ ИХ, И ВСЯКУЮ ПТИЦУ ПЕРНАТУЮ ПО РОДУ ЕЕ. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО. И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ БОГ, ГОВОРЯ: ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ВОДЫ В МОРЯХ, И ПТИЦЫ ДА РАЗМНОЖАЮТСЯ НА ЗЕМЛЕ. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ПЯТЫЙ. И СКАЗАЛ БОГ: ДА ПРОИЗВЕДЕТ ЗЕМЛЯ ДУШУ ЖИВУЮ ПО РОДУ ЕЕ, СКОТОВ И ГАДОВ, И ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ. И СТАЛО ТАК. И СОЗДАЛ БОГ ЗВЕРЕЙ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ, И СКОТ ПО РОДУ ЕГО, И ВСЕХ ГАДОВ ЗЕМНЫХ ПО РОДУ ИХ. И УВИДЕЛ БОГ, ЧТО ЭТО ХОРОШО.
Нельзя передать, сколько споров возникает у ученых и верующих людей касательно процесса создания. Знаете, мне сразу вспомнились уроки из школьной биологии, когда мы говорили о создании мира: в начале, мол, была тьма, после чего в процессе биохимической реакции стал возникать свет, который позволил еще и разделить времена суток на день и ночь.… Сопоставляя мнения ученых и верующих людей я заметил, в процессах возникновения мира, некое сходство, а точнее – это последовательность, взгляните: свет, облака (атмосфера), суша с морями, зелень, и даже возникновение жизни начато с воды. Великая последовательность библии, абсолютно совпадает с процессом возникновения жизни на земле, по мнению некоторых ученых.
Меня в данном тексте более всего заинтересовал 3-5 стихи, но не как процесс создания, в порядковом его смысле, а как один из наиболее важных вопросов современного христианства. Так я подойдя к священнослужителю, одной из церквей учения которых исследовал, спросил: <<сколько времени длилось создание мира?>>. Ответ последовал сразу 6 дней. Тогда я решил уточнить у него: <<Как же, тогда написано, у Господа один день как тысяча лет, а тысяча лет как один день>>. Конечно я прекрасно понимал что данный текст относится скорее к пророчествам о конце мира чем к процессу создания, но сам факт остается в том что многие священно служители не могут обосновать то что земля создавалась именно 6 дней а не шесть тысяч лет. Некоторые конфессии это трактуют приблизительно так:
1) у Бога 1000 лет как 1 день и 1 день как 1000 лет!»- это про пророческое летоисчисление (1260 дней — 1260 лет и т.п.).К сотворению Земли и возрасту планеты это отношения не имеет .В днях сотворения употребляется слово «йом»,
слово «йом», если употребляется в сочетании с конкретным числом, оно всегда обозначает буквальные сутки (24 ч)
2)В Бытии 1:3—31 не обсуждается первоначальное сотворение материи или небесных тел. Там описывается подготовка уже существовавшей Земли для жизни людей. В эту подготовку включалось сотворение основных видов растений, морской жизни, летающих созданий и наземных животных, а также сотворение первой человеческой пары. Говорится, что все это было сделано в течение шести «дней». Однако у еврейского слова, переведенного словом «день», есть много разных значений, в том числе «длительный период времени» и «время, в которое происходит что-нибудь чрезвычайное» (Wilson W. Old Testament Word Studies. Гранд-Рапидс, Мичиган, 1978. С. 109). Используемое слово допускает мысль о том, что каждый «день» мог длиться тысячи лет. .
Приводят люди и третий вариант 3) Коран: «День у Вашего Господа как тысяча лет, из тех, что вы считаете»
Из всех этих вариантов боле менее достойного я не нахожу по нескольким причинам:1) книгу бытие писал Моисей для неграмотных израильтян, у которых в те времена не было даже торы, эти люди физически не смогли бы понять такое. Так зачем приводить апостола Петра,, говорящего на совершенно другую тему, исходя из которой эту фразу вообще не стоит принимать буквально, который к тому же жил в ином временном промежутке. 2)мы совершенно забыли, что в те времена было иное время и лето исчисление.3) сам Иисус ходил по субботам в синагогу, тем самым подтверждая правильность этого церковного ритуала того времени, а значит он признавал и смысл всего процесса создания, ведь израильтяне также верили что Бог опочил в седьмой день, то есть завершил все свои дела. 4) я перечитал первую главу со славянского языка и слово <<йом>> ни нашел ни виде окончаний ни как любо еще. Библия книга, написанная для людей, не для Бога, так зачем ему там представлять бы свое летоисчисление, если оно нам не нужно и сложно, в данном смысле.
Что касательно буквального восприятия тоже несаглошусь и причина лишь одна – это разница во времяисчислении того времени и нашего (во времена Моисея сутки длились около 6-8 часов), кстати суббота в нашем календаре это шестой день по порядку, а по правилам суббота является седьмым днем только если воскресенье – первым. Но и это не все 14-19- стихи, показывают, что времяисчисление земной системы вещей начало быть в 4й этап творения (при возникновении разделения суток). Таким образом , стих подтверждает мысль о том, что выражение «день» не может означать буквальный 24х часовой пояс, по отношению к нашему времени.
Это были трактования и описания лишь одной темы затронутой в данном периоде, интересно также было бы рассмотреть и не менее щекотливую тему которые религии относят к первым упоминаниям о душе, смотрим с 20-24 стихи, мне хотелось бы как пример представить учение одной известной конфессионной ветки: << в этих стихах впервые употребляется словосочетание «душа живая» . Смысл слова «душа» к настоящему времени видоизменён и имеет несколько вариантов, например: душа- это невидимая внутренняя часть тела человека, которая после его смерти продолжает жить в какой-либо другой форме и является бессмертной субстанцией. Как именно она продолжает жить после смерти человека — каждый народ в силу своих традиций и менталитета предполагает по-разному. Однако все эти мнения не являются правдивыми — объективными и не отражают истинного положения вещей, ибо — человеческие. Объективную картину смысла слова «душа» может дать только Создатель «души», объяснив людям через Своё слово -Библию- истинный его смысл.
Согласно Библии и приведённых стихов «душа живая» — это то творение Иеговы, которое живёт , обладает признаками жизни и выполняет определённые Богом функции при жизни. Известно, что живущими являются не только люди и животные. Все БИОлогически объекты, включая мир микробов и растений, имеют ряд одинаковых признаков: жизненный цикл развития от рождения до смерти, который обеспечивается дыханием духа жизни. Нет дыхания – нет духа жизни – нет жизни — Бытие 7:22 ( Ниже по тексту смотри что означает «дух жизни»).
Если рассмотреть примитивно, то, например, часы работают от заряженной батарейки. Иссякла энергия батарейки — нет «жизни» в часах.. Несовершенный человек этой системы вещей, «отключённый» от источника «постоянной» жизни — Иеговы — Псал.35:10 — в этом смысле практически не отличается от животного мира. Его физиологический цикл сходен с циклом любой другой живущей твари на земле: рождается, ест, спит, трудится, чтобы поесть, ищет соответственную ему пару, размножается, стареет, умирает. На протяжении жизни они дышат, после смерти- не дышат и становятся неживой душой- — Еккл.3:19,20
Итак, библейское значение слова «душа живая», это:
1. живущая (биологическая) особь в общем.
2. «человек»- Второз.12:20, Иез.18:4,20
3. «животное» –Числа 31:28
4. «жизнь» –Матф. 16:25
Так как лишь Иегова является источником жизни — Псал.35:10- человек не может в точности объяснить, что такое жизнь. Однако он может понять разницу между живым и неживым творением Иеговы, разделив все известные ему сотворённые объекты на одушевлённые — живые — и неодушевлённые — неживые. Сам человек не может создать живой предмет , это по силам только Создателю жизни-Иегове.
Для человеков Бог символически описал процесс «оживления» Адама, который был словно вылеплен из глины (создан из элементов, содержащихся в земле) и до тех пор, пока Иегова не оживил его, он был «неживой душой» и не мог функционировать как биологическая система.
2:7- этот стих описывает «момент оживления» Адама. Бог вкладывает в него дух жизни или жизненную силу, которая принадлежит Создателю и одинаково оживляет всякое творение Иеговы, предназначенное Им для жизни — Иез.37:13,14.
Дух жизни поддерживается системой дыхания и кровообращения, аналогичной у всех живущих творений.-Еккл.3:19,20. Поэтому в Библии смысл слова «кровь» отождествляется со смыслом слова «жизнь» и смыслом слова «душа» -Быт.9:4,5, Левит17:11,14.
Неслучайно слово «душа» употребляется в смысле- «жизнь»-Мтф.16:25, Бытие35:18. Когда дух жизни иссякает, живущий образно говоря — «заканчивается», перестаёт быть живущим. Выражение — человек «скончался»- хорошо передаёт эту мысль. — Бытие 35:29.
Во время потопа всё живущее «закончилось» –лишилось жизни -Бытие 6:17,7:22, однако их дух жизни закончился не естественным путём, а насильственным: из-за потопа разрушилась система кровообращения и дыхания всех участников потопа.
Если вернуться к примитиву примера с батарейкой, то энергия батарейки = духу жизни = жизненной силе и она может израсходоваться сама по себе от расхода при работе часов, а может сломаться от внешних неблагоприятных воздействий. Подобно этому человек в этой системе вещей, получивший при рождении определённый «запас» жизненной силы, «заканчивается» от двух причин: либо «расходуется» его запас жизненной силы — от старости, либо — от болезней или несчастных случаев.
Итого: дух жизни –жизненная сила- берёт своё начало у Создателя жизни, не обладает никакими свойствами или чертами характера особи, жизнь которой он обеспечивает , подобно тому, как электричество не обладает свойствами оборудования, работу которого оно поддерживает.
Любая душа живая означает живущую биологическую особь, снабжённую духом жизни -жизненной силой. Со смертью живущей особи исчезает дух жизни и особь перестаёт функционировать, в частности, человек перестаёт мыслить, действовать и ощущать себя- Псал.145:3,4, Еккл.9:4-6,10, следовательно, после смерти ничто не продолжает личность умершего.>>
Если брать в счет православие и католицизм, то они видят под словом, <<душа живая>>, некую субстанцию, точнее дыхание жизни которое впоследствии уйдет вновь к тому, кто ее создал.
Также многие другие люди видят здесь доказательство существования загробного мира, считая, что душа живая, это и есть, определение той самой субстанции которая остается на земле ввиду незаконченных дел.
Сотворение человека.
И СКАЗАЛ БОГ: СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ И ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ, И ДА ВЛАДЫЧЕСТВУЮТ ОНИ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ, И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД СКОТОМ, И НАД ВСЕЮ ЗЕМЛЕЮ, И НАД ВСЕМИ ГАДАМИ, ПРЕСМЫКАЮЩИМИСЯ ПО ЗЕМЛЕ. И СОТВОРИЛ БОГ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ БОЖИЮ СОТВОРИЛ ЕГО; МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ.
Некоторых людей, возможно, удивит некая текстовая несостыковка библии, а конкретнее перечитайте 26 стих: сотворим человека по образу Нашему, в то время как в 27 стихе написано: и сотворил Бог человека по образу Своему.
Во многих конфессиях этот стих приводится как подтверждение того что Бог создавал мир не один, и что у него был некий помощник или помощники, на мой взгляд это немного странно ведь здесь даже не отмечено к кому он обращался говоря по образу Нашему, нельзя ли также допустить, что были некие наблюдатели которые созерцали процесс создания мира. Я не подтверждаю и не отрицаю, того создавал ли Бог мир один или у него был помощник, но приводить в пример стих в котором ни чего об этом не говорится, несколько неправильно.
Есть и другое мнение, по образу своему, люди приводят и четко утверждают, что здесь сказано будто он создавал человека сугубо по своему образу и подобию, говоря проще люди совершенно не обращают внимание на 26 стих в котором говорится о том что Господь создавал используя не только лишь свой образ, но по образу. Нашему, имея ввиду кого-то еще.
Так все же, по чьему, по образу нашему, или по образу своему. Я вижу тут нечто немного общее, ведь говоря по образу Нашему Бог имел ввиду и себя, как бы показывая, что все создания его созданы по образу и подобию ему. Ведь не зря же вначале написано по образу нашему, как обобщение, а лишь потом по образу своему.
Вот вам хорошая тема для вашего развития и размышления, постарайтесь сами для себя понять этот текст, беря на вооружение мнения других людей, которые я вам предложил или которые вы уже знаете.
Как пометку для изыскателей хочу заметить, что здесь указана и последовательность создания, то есть сотворил его – мужчину, затем женщину, и заметьте мужчина и женщина здесь сразу представлена как одна плоть, а именно написано вначале мужчина, затем они оба (сотворил их). Для более точного восприятия советую прочесть этот текст в церковно-славянском переводе.
И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ БОГ, И СКАЗАЛ ИМ БОГ: ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, И ОБЛАДАЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ, И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ.
Здесь завершается процесс создания нашего мира и начинаются указания которые Бог дает Адаму и Еве.
Хочется затронуть тему лишь косвенно относящуюся ко стиху, с которого начинается евангелистический спор, касательно того как выглядели первые люди.
Из дальнейших описаний все конфессии принимают, что они были наги, также, что были редкой красоты.
Наги это описано, но про физическую красоту ни сказано ни чего, да они были совершенны, но давайте не забудем чем является совершенство в описании Библии, где оно представлено как нечто духовное, даже о Христе как о примере совершенства описано, ни как не в смысле красоты лица, сказано: он был духовно чист пред Богом, посему его искупление и имеет силу, а про физическое тело ни сказано ничего.
Как таковое в Торе и евангелиях, вообще практически нет внешних описаний тех или иных героев, за исключением небольших оговорках, которые напрямую относились к какой либо теме священного писания.
И СКАЗАЛ ИМ БОГ: ВОТ, Я ДАЛ ВАМ ВСЯКУЮ ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ, КАКАЯ ЕСТЬ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, У КОТОРОГО ПЛОД ДРЕВЕСНЫЙ, СЕЮЩИЙ СЕМЯ, — ВАМ СИЕ БУДЕТ В ПИЩУ. А ВСЕМ ЗВЕРЯМ ЗЕМНЫМ, И ВСЕМ ПТИЦАМ НЕБЕСНЫМ, И ВСЯКОМУ ПРЕСМЫКАЮЩЕМУСЯ ПО ЗЕМЛЕ, В КОТОРОМ ДУША ЖИВАЯ, ДАЛ Я ВСЮ ЗЕЛЕНЬ ТРАВНУЮ В ПИЩУ. И СТАЛО ТАК.
Довольно большое количество людей считают, ориентируясь на вторую главу, что Адам услышал Божий запрет относительно дерева познания добра и зла, в то время когда Ева еще не была создана.
Иегова после создания людей (обоих) показывает им чертоги рая и поясняет о некоторых здешних правилах. (повторю что из прочитанного контекста можно вынести то, что к данному событию относились уже оба персонажа, так как Бог обращается к людям во множественном числе).
Многие со мной не согласятся, ссылаясь на повествование второй главы. Я скажу, что такие люди крайне не внимательно исследуют библию, ведь если первая глава имеет сугубо порядковый характер, то вторая описывает те или иные моменты в отдельности, это описание рая, запрет про древо познания, наречение имен животным, и наконец создание жены. Читая 15 стих мы видим поселение людей в рай, а в 19 Бог образовал животных и привел к человеку – получается что 15 и 19 стих это совершенно разные моменты, ведь животные при Адаме были уже созданы, из чего следует что 19 стих необходимо отнести к более раннему моменту. Описание создания жены также не имеет временного ограничения, но из 20 стиха видно, что это произошло довольно скоро после наречения. Порядковая не состыковка 19 текста встает в правильный диапазон лишь в том случае если поменять местами создание жены и запрет Бога, и воспринять 19 текст о произведении животного мира, как обособленный описательный характер, где видно то как и из чего были сотворены звери и птицы, и что произошло после создания человека.
Конечно будет много тех, кто не согласится с моими довыдами, сочтя их несколько не правдоподобными, но на самом деле, достаточно разделить 2 главу на события, прочитать как отдельный фрагмент и сравнить с написанием 1 главы, где еще раз хочу обратить внимание на разбираемый нами текст, в котором четко видно, что Бог обращается к нескольким людям.
В церковно славянском разительного изменения разбираемого текста нет, там лишь более конкретно указано что дадено нам в пищу, пишется: <<И говорит Бог: я дал (даю) вам всякую траву семенную, сеющую семя…>>.
И УВИДЕЛ БОГ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ХОРОШО ВЕСЬМА. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
Великое завершение дел, которое мы видим, доставило явное удовольствие, то самое которое мы испытываем, завершив, что-либо и узрев, что оное получилось великолепно

Библейское чтение с толкованием на 11 марта

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.

И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его на земле. И увидел Бог, что это хорошо.

И был вечер, и было утро: день третий.

Бытие 1:1-13

Толкование на книгу Бытия

Быт.1:1. В начале

Как у святых Отцов, так и во всей последующей истолковательной литературе существуют два главных типических толкования данного слова. По господствующему мнению одних – это простое хронологическое указание «на начало творения видимых вещей» (Ефрем Сирин), т. е. всего того, история постепенного образования чего излагается непосредственно далее. По аллегорическому же толкованию других (Феоф. Ант., Ориген, Амвросий, Августин и пр.), слово “в начале” имеет здесь индивидуальный смысл, заключая в себе прикровенное указание на предвечное рождение от Отца второй Ипостаси Святой Троицы – Сына Божия, в Котором и через Которого было совершено все творение (Ин. 1:3; Кол. 1:16). Относящиеся сюда библейские параллели дают право объединять оба этих толкования, т. е. как находить здесь указание на мысль о совечном Отцу рождении Сына или Логоса и об идеальном создании в Нем мира (Ин. 1:1–3, 10, 8:25; Пс. 83:3; 1Пет. 1:20; Кол. 1:16; Откр. 3:14), так и еще с большим правом видеть здесь прямое указание на внешнее осуществление предвечных планов божественного Мироздания в начале времени или, точнее, вместе с самым этим временем (Пс. 101:26, 83:12–13, 135:5–6, 145:6; Евр. 1:10; Притч. 8:22–23; Ис. 64:4, 41:4; Сир. 18:1; и пр.).

сотворил Бог

– здесь употреблено слово бара, которое по общему верованию как Иудеев, так и христиан, равно как и по всему последующему библейскому употреблению, преимущественно служит выражением идеи божественного делания (Быт. 1:1, 2:3–4; Ис. 40:28, 43:1; Пс. 148:5; Исх. 34:10; Чис. 16:30; Иер. 31:22; Мал. 2:10 и др.), имеет значение творческой деятельности или создания из ничего (Чис. 16:30; Ис. 45:7; Пс. 101:26; Евр. 3:4, 11:3; 2Мак. 7:28 и др.). Этим самым, следовательно, опровергаются все материалистические гипотезы о мире как самобытной сущности, и пантеистические – о нем как об эманации или истечении божества и устанавливается взгляд на него как на дело рук Творца, воззвавшего весь мир из небытия к бытию волей и силой Своего божественного всемогущества.

небо и землю.

Небо и земля, как два конкретных противоположных полюса всего Мирового глобуса, обычно служат в Библии обозначением «всей вселенной» (Пс. 101:26; Ис. 65:17; Иер. 23:24; Зах. 5:9). Кроме того, многие находят здесь раздельное указание на сотворение мира видимого и невидимого, или Ангелов (Феоф. Ант., Василий Великий, Феодорит, Ориген, Иоанн Дамаскин и др.). Основанием последнего толкования служит, во-первых, библейское употребление слова «небо» в качестве синонима небожителей, т. е. ангелов (3Цар. 22:19; Мф. 18:10 и др.), а во-вторых, и контекст данного повествования, в котором последующее хаотическое неустройство приписывается лишь одной земле, т. е. видимому миру (2 стих), чем «небо» отделяется от «земли» и даже как бы противополагается ей в качестве благоустроенного, невидимого горнего мира. Подтверждение этому можно находить как в Ветхом (Иов. 38:4–7), так и в особенности Новом Завете (Кол. 1:16).

Быт.1:2. Земля же была безвидна и пуста,

Понятие «земли» на языке Библии часто обнимает собой весь земной шар, со включением сюда и видимого неба как его наружной атмосферической оболочки (Быт. 14:19, 22; Пс. 68:35). В этом именно смысле оно употреблено и здесь, как это очевидно из контекста, по свидетельству которого хаотическая масса этой «земли» впоследствии выделила из себя твердь и воду (Быт. 1:7).

Слова «безвидна и пуста», которыми характеризуется первобытная масса, заключают в себе мысль о «тьме, беспорядке и разрушении» (Ис. 40:17, 45:18; Иер. 4:23–26), т. е. дают идею о состоянии полного хаоса, в котором элементы будущего света, воздуха, земли, воды и также все зародыши растительной и животной жизни не поддавались еще никакому различению и были как бы перемешаны между собой. Лучшей параллелью к этим словам служит место из книги Премудростей Соломона, в котором говорится, что Бог сотворил мир из «безобразного вещества» (Прем. 11:18) и 2Пет. 3:5.

и тьма над бездною,

Эта тьма была естественным следствием отсутствия света, который еще не существовал в качестве отдельной самостоятельной стихии, будучи выделен из первобытного хаоса лишь впоследствии, в первый день недели творческой деятельности. «Над бездною» и “над водою”. В тексте подлинника стоят здесь два родственных по смыслу еврейских слова (tehom и maim), означающих массу воды, образующую целую «бездну»; этим самым делается указание на расплавленное жидкообразное состояние первозданного, хаотического вещества.

и Дух Божий носился над водою.

В объяснении этих слов толковники довольно сильно расходятся между собою: одни видят здесь простое указание на обыкновенный ветер, ниспосланный Богом для осушения земли (Тертуллиан, Ефрем Сирин, Феодорит, Абен-Езра, Розенмюллер), другие – на Ангела, или особую умную силу, назначенную для той же цели (Златоуст, Кайзетан и др.), третьи, наконец, – на Ипостасного Духа Божия (Василий Великий, Афанасий, Иероним и большинство прочих экзегетов). Последнее толкование предпочтительнее прочих: оно указывает на участие в деле творения и третьего лица Святой Троицы, Духа Божия, являющего Собой ту зиждительно-промыслительную силу, которая, по общебиблейскому воззрению, обусловливает происхождение и существование всего мира, не исключая и человека (Быт. 2:7; Пс. 32:6; Иов. 27:3; Ис. 34:16; Деян. 17:28 и др.). Самое действие Святого Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей их своей теплотой для пробуждения в них жизни (Втор. 32:11).

Этим самым, с одной стороны, позволяется усматривать в хаосе и некоторое действие естественных сил, аналогичное процессу постепенного образования в яйце зародыша, с другой, – как эти самые силы так и результаты их поставляются в прямую зависимость от Бога.

Быт.1:3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

У всемогущего Творца вселенной мысль или слово и осуществление этой мысли или дело совершенно тождественны между собой, так как для Него не существует никаких препятствий, которые могли бы помешать выполнению зародившегося желания. Отсюда, Его слово есть закон для бытия: «ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось» (Пс. 32:9). Вслед за многими отцами Церкви митр. Филарет полагает, что в слове “сказал” не без основания можно находить таинство Ипостасного Слова, которое здесь, подобно тому, как раньше и Дух Святой, прикровенно поставляется Творцом мира: «гадание сие объясняют Давид и Соломон, которые, очевидно, приспособляют выражения своя к Моисею» (Пс. 32:6; Притч. 8:22–29).

да будет свет.

Ясное указание на это дает Апостол Павел, говоря о Боге как о «повелевшем из тьмы воссиять свету» (2Кор. 4:6). Творение света было первым творчески-образовательным актом божественного мироздания. Этот первозданный свет не был обычным светом в совершенном значении этого слова, так как до четвертого дня творения, в который появились ночные светила, еще не существовало источников нашего света, а был тем светоносным эфиром, который, находясь в колебательном состоянии, разгонял первобытную тьму и тем самым создавал необходимые условия для будущего появления всякой органической жизни на земле.

Быт.1:4. И увидел Бог свет, что он хорош,

Так, по словам Псалмопевца, «веселится Господь о делах Своих»! (Пс. 103:31) О свете здесь говорится, что он “хорош”, потому что он является источником радости и счастья для всего живого.

и отделил Бог свет от тьмы.

Этим самым Бог не уничтожил вовсе первоначальную тьму, а лишь установил правильную периодическую смену ее со светом, необходимую для поддержания жизни и сохранения сил не только человека и животных, но и всяких других тварей (Пс. 103:20–24; Иер. 33:20, 25, 31:35).

Быт.1:5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.

Разделив свет от тьмы и установив правильное чередование их между собою, Творец нарекает им и соответствующие имена, назвав период господства света днем, а время господства тьмы – ночью. Священное Писание дает нам целый ряд указаний на происхождение этого божественного установления (Пс. 103:20–24, 148:5; Иов. 38:11; Иер. 33:20). О характере и продолжительности этих первобытных суток мы лишены возможности судить положительно: одно только можем сказать, что по крайней мере в первые три дня до сотворения солнца они, по всей вероятности, не были тождественны с нашими настоящими сутками.

И был вечер, и было утро:

Многие из толковников на том основании, что сначала поставлен «вечер», а затем уже – утро, хотят видеть в первом не что иное, как ту хаотическую тьму, которая предшествовала появлению света и таким образом предваряла первый день. Но это будет очевидной натяжкой текста, так как до сотворения света не могло существовать ни подобного разграничения суток, ни самого названия двух главных составных частей их. На указанном заблуждении покоится и другое, что счет астрономических суток следует будто бы начинать с вечера, как это думает, напр., и Ефрем Сирин. Но святой Иоанн Златоуст правильнее полагает, что исчисление суток должно идти от утра к утру, так как, повторяем, самая возможность различения в сутках дня и ночи началась не ранее как с момента создания света или со времени наступления дня, т. е., говоря современным языком, с утра первого дня творения.

день один.

В еврейском подлиннике стоит не порядковое, а количественное числительное «день один», ибо и на самом деле первый день недели творения был в ней пока еще и единственным.

Заканчивая свою речь о первом дне творческой недели, считаем уместным высказаться здесь, вообще, об этих днях. Вопрос о них составляет одну из труднейших экзегетических проблем. Главная трудность ее состоит, во-первых, в определенном понимании библейских дней творения, а во-вторых, и еще больше – в соглашении этих дней с современными данными астрономии и геологии. Выше мы уже видели, что к первым дням творения, предшествовавшим появлению солнца, довольно трудно прилагать нашу обычную астрономическую мерку с ее 24-х часовой продолжительностью, зависящей, как известно, от движения земли вокруг своей оси и от поворота ее то одной, то другой стороной к солнцу. Но если допустить, что это сравнительно незначительное препятствие было как-либо устранено силой божественного всемогущества, то все остальные, собственно библейские данные, и разделение этих суток на утро и вечер, и определенное количество, и строгая последовательность их, и исторический характер самого повествования, – все это говорит за строго буквальный смысл библейского текста и за астрономическую продолжительность этих библейских суток. Гораздо серьезнее другое возражение, идущее со стороны науки, которая, исходя из анализа так называемых геологических пластов, насчитывает целый ряд геологических эпох, потребных для постепенного образования земной коры и несколько тысячелетий для последовательного возникновения на ней различных форм растительной и животной жизни.

Мысль о соглашении в этом пункте Библии с наукой сильно занимала еще отцов и учителей Церкви, среди которых представители Александрийской школы – Ориген, святые Климент Александрийский, Афанасий Александрийский и др. стояли даже за аллегорическое толкование библейских дней в смысле более или менее продолжительных периодов. Вслед за ними и целый ряд последующих экзегетов старался так или иначе видоизменить прямой, буквальный смысл библейского текста и приспособить его к выводам науки (так называемые периодистические и реститутивные теории). Но прямой, буквальный смысл библейского текста, древнехристианская традиция и православное толкование вообще не допускают такого свободного обращения с библейским текстом и, следовательно, требуют буквального понимания имеющегося в нем термина «день».

Итак, Библия говорит об обычных днях, а наука о целых периодах или эпохах. Лучшим выходом из этого противоречия является, по нашему мнению, так называемая «визионерская» теория. По смыслу этой теории, библейское повествование о творении мира представляет собой не строго научное и фактически детальное воспроизведение всей истории действительного процесса мирообразования, а лишь его главнейшие моменты, открытые Богом первому человеку в особом видении (visio). Здесь вся история происхождения мира, развившаяся в недоведомое для нас время, прошла пред духовным взором человека в виде целой серии картин, из которых каждая представляла известные группы явлений, причем как общий характер, так и последовательность этих картин являлись верным, хотя и мгновенным отображением действительной истории. Каждая из этих визионерных картин образовывала собою особую группу явлений, фактически развивавшихся в течение одного и того же периода, в видении же получившего название того или другого дня.

На вопрос, почему же геологические эпохи творения получили в библейском космогоническом видении название обычного «дня», ответить сравнительно нетрудно: потому, что «день» был самой удобной, самой простой и легко доступной сознанию первобытного человека хронологической меркой. Следовательно, чтобы внедрить в сознание первого человека идею о последовательном порядке творения мира и раздельности его процессов, целесообразнее всего было воспользоваться уже знакомым ему образом дня как цельного и законченного периода времени.

Итак, по вопросу о днях творения Библия и наука отнюдь не сталкиваются между собой: Библия, разумея обыкновенные дни, отмечает этим самым лишь различные моменты космогонического видения, в котором Бог благоволил открыть человеку историю мироздания; наука же, указывая на геологические эпохи и продолжительные периоды, имеет в виду исследовать фактический процесс происхождения и постепенного устройства мира; и такое допущение научных гипотез нисколько не колеблет собою божественного всемогущества, для которого было совершенно безразлично – создать ли весь мир во мгновение ока, употребить ли на это целую неделю, или, вложив в мир известные целесообразные законы, предоставить им более или менее естественное течение, приведшее к продолжительному мирообразованию. Последнее, на наш взгляд, еще даже более отвечает идее божественной премудрости и благости Творца. Указанная нами здесь визионерная история, находя своих защитников и среди отцов и учителей Церкви (святой Иоанн Златоуст, святой Григорий Нисский, Феодорит, Юнилий Африканский), разделяется многими новейшими экзегетами (см. об этом подробнее в диссертации А. Покровского «Библейское учение о первобытной религии»).

Второй день творения

Быт.1:6. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды,

Быт.1:7. и отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью.

Под последними водами здесь, очевидно, понимаются водяные пары, которыми обыкновенно бывает насыщена небесная атмосфера и которая, сгущаясь по временам, в различных видах изливается на землю, например, в виде дождя, града, инея, тумана или снега. Под первыми же, конечно, разумеется обычная вода, проникавшая собою весь земной хаос и в следующий, третий день творения, собранная в особые природные водохранилища – океаны, моря и реки. О роли воды в процессе мирообразования нечто подобное же говорит и Апостол Петр (2Пет. 3:5). Наивному уму первобытного еврея небесная атмосфера рисовалась в виде какой-то твердой покрышки, разделявшей собой атмосферические воды от земных вод; по временам эта твердая оболочка в том или другом месте разверзалась, и тогда небесные воды через это отверстие изливались на землю. И Библия, говорящая, по отзыву святых Отцов, языком сынов человеческих и приспособляющаяся к слабости ума и слуха нашего, не считает нужным вносить какие-либо научные поправки в это наивное мировоззрение (святой Иоанн Златоуст, Феодорит и др.).

Быт.1:8. И назвал Бог твердь небом.

На языке евреев существовали три различных термина для выражения этого понятия, соответственно их мнению о существовании трех различных небесных сфер. То небо, которое называется здесь, считалось самым низшим и ближайшим местопребыванием птиц, доступным непосредственному взору (Пс. 8:4; Лев. 26:19; Втор. 28:23).

Третий день творения

Быт.1:9. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша.

В силу этого божественного повеления две главных составных части первобытного хаоса, земля и вода, обособились друг от друга: воды соединились в различные водные бассейны – моря и океаны (Пс. 32:7, 103:5–9, 135:6; Притч. 8:29), а суша образовала острова и материки, покрытые различными горами, холмами и долинами (Пс. 64:6; Ис. 40:12).

Быт.1:10. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями.

О том, каким путем и как долго происходил этот процесс обособления воды от суши и самообразование земной коры, Библия не говорит нам ничего, открывая тем самым полный простор научным изысканиям. В космогоническом же видении, с которым имеет дело Библия, отмечен только общий характер и конечный результат этого третьего периода мирообразования или – на языке библейского видения – третьего дня творения.

Быт.1:11–12. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

В этих немногих словах космогонического видения отображается целая грандиозная картина постепенного возникновения на земле разных видов растительной, органической жизни, произведенных землей не в силу самопроизвольного зарождения, а по данным ей Творцом особым силам и законам.

Однако, указание на то, что покрытие земли растениями и деревьями не было мгновенным чудодейственным актом, а направлялось творческой силой по естественному руслу, по-видимому, заключается в самом характере рассматриваемого библейского текста, как в обращении Бога к земле с повелением ей произвести различные виды растений по присущим ей законам, так и в той последовательности, с которой ведется перечень различных видов этой растительности, вполне отвечающий данным современной геологии: сначала вообще зелень или трава (геологические папоротники), затем цветущая растительность (исполинские лилии) и, наконец, деревья (первобытные кустарники и деревья), (3Цар. 4:33). Всемогущество Творца от этого, разумеется, нисколько не страдало, так как первоисточником жизненной энергии земли был не кто иной, как сам Бог, а Его высочайшая мудрость в таком целесообразном устройстве мира раскрывалась во всей своей силе и очевидной наглядности, на что выразительно указывает и Апостол Павел в известном месте из Послания к Римлянам (Рим. 1:20).

Профессор Александр Павлович Лопухин

Facebook Вконтакте Одноклассники LiveJournal Google+ Вы можете поаплодировать автору (хоть 10 раз)0

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх