Помост

Вопросы веры

Библия и динозавры

Содержание

  • Shares

Как христиане, так и неверующие люди хотят знать, насколько четко мы можем дать ответ относительно эволюционистской интерпретации так называемой эпохи динозавров с точки зрения Библии и науки.

Возможно, кто-то возразит: «В Писании про динозавров ничего нет!» Слово «динозавр», придуманное сэром Ричардом Оуэном, появилось только в 1841 году. Понятно, что оно не может встречаться в библейских переводах, появившихся ранее (так, ставший традиционным английский текст появился в XVI и XVII веках, когда были напечатаны Женевская Библия и Библии короля Иакова). Тем не менее, Библия сообщает нам немало важной информации о динозаврах.

Первые подобные динозаврам существа были созданы во время недели сотворения около 6 тыс. лет назад.

Наземные ящеры (собственно динозавры) появились в шестой день недели творения, тогда же, когда человек. Если существовали водяные ящеры, то они были созданы днем раньше, вместе со всеми водоплавающими (плезиозавр) и крылатыми (птерозавр) рептилиями.

До грехопадения в мире не было ни страданий, ни смерти; динозавры изначально жили бок о бок с человеком и другими сотворенными животными.

Из-за греха Адама все творение (включая динозавров) предано проклятию и попало в «рабство тлению» (Римлянам 8:21).

Все легочные позвоночные наземные животные (и динозавры в том числе), не попавшие в Ноев Ковчег, утонули во время Всемирного Потопа около 4500 лет назад. Однако это не значит, что все динозавры вымерли, потому что по паре каждого рода вошло в Ковчег.

С места, где Ковчег сел на грунт («горы Араратские», Бытие 8:4, нынешний Средний Восток), легочные наземные животные (включая динозавров) распространились по Земле.

После Потопа страх и трепет перед человеком охватил всех животных без исключения, а человек получил разрешение есть мясо (Бытие 9:2–4).

Описание динозавров в Библии

Писание не раз косвенно говорит о животных, которые, возможно, были динозаврами, а в книге Иова содержится подробное описание динозавроподобного существа.

Бегемот

Библия говорит о существах, напоминающих динозавров. Библия использует такие названия, как «бегемот» и «танин». Слово «бегемот» означает гигантское царственное животное, а слово «танин» объединяет в себя драконоподобные и гигантские морские существа вроде китов, гигантских осьминогов и кальмаров, а также морские рептилии, подобные плезиозаврам, которые на сегодняшний день практически вымерли.

Одно из самых исчерпывающих описаний динозавроподобного существа описано в 40-й главе «Книги Иова»:

«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?» (Иов 40:10-19).Книга Иова — древняя книга, написанная после Всемирного Потопа, приблизительно за 2000 лет до рождения Иисуса Христа. Здесь Бог описывает царя наземных животных, подобного огромным динозаврам Диплодоку или Апатозавру. Это было величественное животное с большими и крепкими костями и мышцами и питающееся гигантскими растениями.
«Бегемоту» нечего было бояться. Он был огромным, и его длинный и мощный хвост был подобен кедровому дереву — одному из самых могучих деревьев древнего мира.
Так случилось, что со временем библейские «бегемоты» вымерли или были истреблены, и люди о них позабыли. И только около 150 лет назад музеи начали составлять их кости в огромные величественные экспонаты. Сегодня многие ошибочно считают, что «бегемот», упомянутый в библии — это не кто иной, как слон или гиппопотам (бегемот). Однако они не соответствуют описанию библейского «бегемота», поскольку ни хвост слона, ни хвост гиппопотама не напоминает по своему виду ствол кедра.

Левиафан

О Левиафане Библия упоминает в 40 и 41 главах книги Иова и описывает его как самого большого обитателя моря. Левиафана невозможно было поймать крючками, гарпунами или сетями. «Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным» (Иова 41:25).

Что же это за животное — Левиафан? Огромный размер, сильные челюсти, большие зубы, способность быстро передвигаться под водой, — всё это проливает свет на то, что это за животное. Вполне возможно, что это Кронозавр или что-то подобное кронозавру. Это было одно из самых грандиозных морских существ. Конечно, это был не совсем динозавр, но это было нечто напоминающее рептилию с огромными острыми зубами.

Самое невероятное заключается в том, что, скорее всего, таковые животные ещё существовали во времена царя Давида. Псалом 103:25-26 упоминает Левиафана, говоря: «Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём».

Скорее всего, речь идёт о Средиземном море. Интересно, что многие навигационные журналы содержат в себе рапорты и доклады о «морских змеях», по внешнему виду напоминающих древних плиозавров и мозазавров. Они выглядели как огромные ящерицы или крокодилы с плавниками или перепонками на лапах. Окаменелые останки подтверждают, что спинные кости были очень гибкими. Вполне возможно, что они могли плавать, совершая змеевидные телодвижения.

Подобное существо было замечено немецкой подводной лодкой во время Первой Мировой войны. Капитан Георг Вон Фостнер описывает случившееся следующим образом:

«30 июля 1915 года мы торпедировали Британский пароход «Иберин», направлявшийся с большим грузом в Северную Атлантику. Пароход начал быстро тонуть под прямым углом. Через 25 секунд после погружения под воду, раздался огромный взрыв. Несколькими минутами позже на поверхность с огромной силой выбросило и подбросило на 20-30 метров из воды обломки парохода, между которыми мы разглядели огромное морское животное (в судорогах и конвульсиях)». Я находился на смотровой башне вместе со своими офицерами, старшим инженером, навигатором и кормчим. Каждый из нас одновременно вскрикнул и указал рукой на морское чудовище. Никто из нас не знал, что это было такое. Животное затонуло через 10-15 секунд, так что у нас даже не было времени, чтобы его сфотографировать. Оно было приблизительно 20 метров в длину, имело форму крокодила и имело четыре конечности с перепончатыми лапами и длинный сужающийся на конце хвост.

Кент Ховинд, американский евангелист и младоземельный креационист – «Левиафан — огнедышащий дракон»

Как динозавры поместились в ковчег?

Учитывая многообразие существовавших видов динозавров и громадные размеры некоторых из них (например, сейсмозавр – Seismosaurus– был 40 метров длиной, судя по реконструкции на основе останков), возникает вопрос: как все они поместились в Ноевом ковчеге? Чтобы дать верный ответ, нужно принять во внимание несколько обстоятельств.

1. Существовало всего лишь около 55 сотворенных родов динозавров

Ною нужно было взять с собой не все виды животных («виды» – категория, печально известная своей неопределенностью), а только по одной паре от каждого сотворенного рода. Поэтому же принципу отбирались и динозавры. Таким образом, в Ноев ковчег вошли не около 668 видов динозавров, а лишь представители «родов» (Бытие 6:20), которых, по подсчетам, было всего лишь 55. Хотя люди при слове «динозавры» обычно представляют себе огромных представителей древних ящеров, большинство динозавров были относительно малы. Компсогнат (Compsognathus), например, был не больше курицы. А размер среднего динозавра не превышал размеров небольшой овцы.

2. Ковчег был огромных размеров

Согласно книге Бытия 6:14–16, ковчег представлял собой далеко не мелкое суденышко, каким его часто изображают. Он был достаточно большим, чтобы разместить столько животных, сколько было нужно, включая и динозавров.

3. В ковчег могли войти только молодые особи

Но даже несмотря на реальные огромные размеры Ковчега, самые крупные известные нам динозавры вряд ли протиснулись бы через вход в него. Однако это не значит, что крупных динозавров не было на судне вообще. Логичнее было бы взять в ковчег не «престарелую чету брахиозавров», а молодых особей того же рода, которым предстояло размножаться и заселять Землю после Потопа. Учтите, что Бог Сам выбирал пары каждого рода и приводил их к ковчегу (Бытие 6:20), так что Ною не нужно было «пригонять» динозавров (как, впрочем, других животных и птиц) на место.

Но разве у громадных динозавров «малыши» не были крупными?

На сегодняшний день обнаружено много динозавровых яиц, самое крупное из которых достигает примерно 50 см в длину. Таким образом, едва вылупившись из яйца, детеныши самых крупных динозавров были менее метра ростом. Специалисты, изучающие годичные кольца в костях динозавров, обнаружили, что у этих рептилий был «подростковый скачок роста».

Например, у внушительных размеров апатозавра (Apatosaurus) данный скачок начинался в возрасте приблизительно пяти лет, при весе всего в одну тонну (приблизительно столько, сколько весит бычок). Во время скачка роста животное набирало более пяти тонн в год, а к 12–13 годам при весе 25 тонн, кривая роста выравнивалась. Другие динозавры – как, например, 1700-килограммовый малазавр (Maiasaura) или весившие всего 20 кг синтарзус (Syntarsus) и пситакозавр (Psittacosaurus) – имели такую же сигмоидальную (S-образную) кривую роста.

Темпы роста динозавра, рассчитанные по годичным кольцам животных, указывают на то, что молодые особи крупных динозавров вполне могли разместиться в ковчеге. Бог знал, какие виды пойдут в рост сразу после того, как покинут ковчег, и выбирал их соответственно. Это объяснение также отвечает на возражения скептиков, связанные с размерами и питанием крупных динозавров во время их нахождения в ковчеге. Кратко говоря, когда динозавры находились на борту, они были небольшого размера. А скачок роста после выхода из ковчега позволил им быстро перерасти тех, кто мог на них охотиться. Подводя итог, можно сказать, что Ной без особых затруднений мог разместить в Ковчеге динозавров всех родов, потому что:

— средний размер большинства динозавров не превышал размеров овцы;

— даже крупные динозавры были невелики до наступления скачка роста;

— родов динозавров (по сравнению с количеством «видов») было сравнительно немного – около 55;

— ковчег был достаточно большим.

Так что же все-таки произошло с динозаврами?

Ученые-эволюционисты предлагают ряд объяснений того, что, по их мнению, произошло с динозаврами. Вот лишь частичный список гипотез:

— Давным-давно в нашу планету врезался большой астероид.

— Вымерла целая группа трудноперевериваемых растений, и животные, поедающие эти растения, погибли от хронического застоя в желудке, что, в свою очередь, привело к гибели поедающих их хищников.

— Динозавры пристрастились к растениям, содержащим наркотические вещества.

— Климат во всем мире стал слишком жарким, слишком холодным, слишком сухим или слишком влажным.

— Недалеко от Земли произошел взрыв суперновой, из-за чего Земля подверглась сильнейшему воздействию радиации.

— Млекопитающие поедали яйца динозавров.

Что касается доказательств этих предполагаемых событий, то с ними возникают серьезные проблемы. Взять, к примеру, теорию столкновения с крупным астероидом. Почему в результате этого события вымерли только динозавры, но не утки, белки, бобры и другие животные, сосуществовавшие с динозаврами, как было отмечено выше? Что уж говорить о ящерицах и крокодилах, которые предположительно являются их ближайшими родственниками? Даже некоторые эволюционисты оспаривают тот факт, что подобное столкновение могло привести к вымиранию динозавров. Ни одно из событий, предложенных эволюционистами, не может считаться веским доказательством (и именно поэтому существует столько мнений о том, что на самом деле произошло с динозаврами).

Креационисты предполагают, что большинство динозавров погибли и были погребены в результате всемирного Потопа, описанного в главах 6–8 книги Бытия (и это подтверждается множеством доказательств). По две особи каждого вида спаслись на Ковчеге и таким образом пережили Потоп. Однако из-за резкого сокращения количества представителей каждого рода все животные подвергались различным негативным воздействиям, в том числе и вследствие резкого изменения климата после Потопа (им пришлось пережить ледниковый период). Возможно, некоторые из видов обладали уникальными физиологическими особенностями, в силу которых они не смогли достаточно быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды после Потопа. Например, эволюционисты предполагают, что динозавры были не теплокровными, и не холоднокровными животными, а имели некую совершенно иную кровеносную систему. Возможно, у них была и уникальная система метаболизма, отличающаяся от всех современных животных.

Возможно, это стало одной из причин их вымирания, наряду с другими причинами, по которым животные вымирают и сегодня (охота, болезни, климатические изменения, изменения среды обитания и т.д.).

Однако, по меньшей мере, несколько особей динозавров дожили до сравнительно недавних времен. Например, об этом свидетельствуют изображения динозавров на территории Великобритании 1400-х годов и резные рисунки стегозавра в Камбодже, возраст которых насчитывает столетия, а не тысячелетия. Конечно же, эти доказательства совершенно не воспринимаются людьми, верящими в «древний возраст Земли» и настаивающими на том, что последний динозавр умер около 65 миллионов лет назад, задолго до того, как на Земле появились первые люди.

Однако существуют и другие доказательства, буквально кричащие о том, что возраст ископаемых останков динозавров не может насчитывать миллионы лет. Так, в останках динозавров были обнаружены мягкие ткани, содержащие не только эластичные связки и следы белков, но и гибкие прозрачные разветвляющиеся кровяные сосуды, наполненные субстанцией, которую можно выдавить из них, как зубную пасту из тюбика. А внутри этих сосудов с легкостью обнаруживаются остатки красных кровяных телец с ядрами, характерными для рептилий.

Если сложить все эти факты воедино, динозавры вовсе не являются проблемой для христианского мировоззрения. Бог сотворил их наряду со всеми остальными животными примерно 6000 лет назад. Мы обнаруживаем их окаменевшие кости вместе с останками других животных, погибших в результате всемирного Потопа 4500 лет назад. Они жили и после Потопа, однако постепенно вымерли (как и многие другие виды).

Нет никакой «великой тайны», покрывающей существование и вымирание динозавров, если рассматривать эти события с точки зрения Божьего Слова. На самом деле Библия предлагает гораздо лучшее объяснение этих событий, чем эволюционное мировоззрение.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Что говорится в Библии о динозаврах

В спорах между верующими и атеистами неизменно возникает вопрос: «А как насчёт динозавров? Они существовали на самом деле! А в Библии о них нет ни слова! Шах и мат!»

Уважаемые атеисты, у меня для вас есть новость: о динозаврах в Библии упоминания всё же есть.

Источник картинки: theodysseyonline.com

Сторонники теории эволюции утверждают, что динозавры жили миллионы лет назад, и исчезли с лица Земли в результате удара астероида или мал-палеогенового вымирания (споры от причинах исчезновения динозавров ведутся по сей день, точную причину найти пока не удалось).

Креационисты же уверены в том, что динозавров создал господь наш по имени Бог наравне с остальными животными, но они вымерли в результате Всемирного потопа — Ной почему-то не взял их на свой ковчег.

Итак, динозавры действительно жили миллионы лет назад. В Библии говорится, что Земле всего несколько тысяч лет. Как эти противоречия могут сосуществовать?

Очень просто. На самом деле, в Библии не написано, что наша планета была создана срвнительно недавно. Дело в том, что Библия — книга, написанное в которой не стоит толковать буквально. Вот написано там, что Бог создал Землю за 6 дней. Но на самом деле временное измерение Бога отличается от нашего, и 1 день для Бога — это может быть и 1000 лет в нашем понимании.

То есть по идее, на создание Земли у Бога ушли тысячи лет. Ну, а потом Создатель отдохнул ещё 1000 лет, потом подумал ещё несколько тысяч лет, и сотворил первого человека Адама.

Теперь перейдём к упоминаниям о динозаврах в Библии

В Книге книг есть 21 упоминание о неких существах, которые называются Tanniyn. Читая описание этих существ, мы можем легко представить стегозавров. Они, кстати, не только в Израиле обитали, но и в Камбодже, например.

Стегозавр на барельефе храма Та Пром храмового комплекса Ангкор (Камбоджа), 1200 н.э.. Источник фото: earthage.org

В Книге Иова описывается существо, которое называется Behemoth, но это не гиппопотам. Скорее, под это описание подходит диплодок.

Представьте: сотрудники Британского музея естествознания в 1993 году вносили исправления в строение склета диплдока, опираясь на описание этого животного в Библии.

Источник фото: scienze-naturali.com

Слово Leviathan —левиафан — наверное, слышали все? Так вот, по описанию этот монстр похож на древнего ящера кронозавра. О Лефиафане есть неоднократные упоминания в Ветхом Завете, что говорит о том, что этот морской монстр часто кошмарил жителей Ближнего Востока.

Кронозавр. Источник картинки: pinterest.it

Пророк Исайя в своей книге упоминал летучего дракона. А в главе 14, стихе 19 Второзакония и вовсе запрещается употреблять в пищу крылатых пресмыкающихся. Кем же могли быть эти крылатые рептилии? Уж не птеродактили ли собственными персонами?

Что говорит Библия про динозавров и обезьян: отвечаем детям

Предисловие для родителей

После посещения естественнонаучных музеев, да и просто читая книги, смотря кино, общаясь друг с другом, воцерковленные дети младшего и среднего школьного возраста вполне могут задаваться вопросами: как стыкуется то, что они узнали, с истинами христианской веры? Если такие вопросы они задают родителям, то это очень хорошо: значит, у них с родителями есть контакт, значит, родителям они доверяют. Но отвечать на такие вопросы нелегко.

Во-первых, речь, как правило, идет о вещах недогматизированных, о которых в Церкви нет единства мнений. И тут уж родителям следует быть аккуратными, чтобы не выдать свое личное мнение за общецерковную позицию. Во-вторых, даже очень простой по своей формулировке детский вопрос может потребовать достаточно сложного ответа, может вызвать разговор о таких философских понятиях, до которых дети еще не доросли. Поэтому, отвечая, надо искать ту меру, которая доступна именно вашему ребенку. Слишком сложный, «загрузный» ответ может оказаться непонятным, но и слишком простой, слишком примитивный может вызвать чувство неудовлетворенности, подозрение, что взрослые что-то скрывают или что им на самом деле нечего сказать.

Но все же мы предлагаем несколько ответов на наиболее распространенные детские вопросы — не как «методичку», а как ориентир для родителей. Наши варианты ответов могут им пригодиться, но в любом случае искать конкретные слова придется самостоятельно, с учетом особенностей каждого ребенка.

  1. Верующие говорят, что мир был сотворен Богом 7500 лет назад. А откуда они это знают? Разве в Библии про это написано?

В Библии нет точного указания на возраст мира, но в ней содержатся сведения о жизни первых людей: кто сколько лет прожил, какие у кого были дети, сколько они прожили, кто и когда у них родился… и так от Адама и Евы до Рождества Христова. Во II-III веках по Р. Х. христианские богословы попробовали на основании этой информации подсчитать, когда же был сотворен мир: они смотрели, в каком возрасте кто из упомянутых в Библии людей становился отцом, складывали эти числа — и в итоге у них получилось, что Рождество Христово было спустя 5508 лет после сотворения мира. При этом у разных церковных ученых получались немножко разные результаты.

Адам и Ева. Греческая миниатюра

Вопрос в том, как относиться к этим подсчетам. Точнее, к той содержащейся в библейском тексте информации, на основе которой они сделаны. А тут среди образованных верующих людей есть разные мнения. Кто-то уверен, что все подсчитали правильно и миру действительно примерно 7500 лет, а кто-то думает, что в библейском тексте упомянуты не все этапы человеческой истории, а только самые важные, и поэтому у нас маловато данных, чтобы вычислить ее продолжительность. И это не говоря уже о том, что Библия нам ничего не говорит о том, как соотносилось течение времени в раю, до грехопадения, с течением времени уже потом. Может быть, то, что казалось Адаме и Еве одним днем, равно миллиону, а то и миллиарду лет, если мерить нашими мерками.

Но самое главное, что в христианском вероучении возраст мира — это вопрос второстепенный. Один христианин может думать, что миру семь с половиной тысяч лет, другой — что ему четырнадцать с половиной миллиардов. И такое различие взглядов вполне нормально. А самое главное — что Бог воплотился, стал человеком Иисусом Христом, оставаясь при этом и Богом. А зачем? Затем, чтобы, умерев и воскреснув, дать всем людям возможность спастись, если они, конечно, сами этого хотят. Вот насчет этого все христиане едины.

  1. Если кроме нашего мира есть и другие миры, то кто их сотворил? Наш Бог или какие-то другие боги?

Современная наука ничего не может сказать достоверно о том, существуют ли другие миры, другие вселенные кроме нашей. Предположения выдвигаются разные, но ни одно из них пока что не доказано. И уж если наука ничего не может нам определенного сказать о существовании иных миров, то тем более ничего об этом не говорит религия. Не говорит потому, что это попросту не ее тема. Религия же не говорит что-то по поводу математических теорем или особенностей дыхания червяков. Это вопросы, которыми занимается именно наука.

Религия вся построена на Откровении Божием, то есть на том, что Бог сообщил людям — и через Своих пророков, и Сам, воплотившись и став человеком, оставаясь при том Богом. И здесь вот что важно: Он сообщил людям только то, что им действительно следует знать для того, чтобы идти путем спасения. Все остальное — в том числе, как устроен созданным Им мир — Бог не сообщил. Не потому что это какая-то запретная тайна, а просто потому что если людям это интересно, то они и сами постепенно, развивая науку, это выяснят. В том числе и вопрос о существовании других миров.

Но если даже другие миры когда-нибудь действительно откроют и научно докажут, что они есть, то все равно мы скажем, что они сотворены Богом. Не какими-то другими богами, а нашим Богом, единственным, потому что других богов нет — на этом основана наша вера. Да и мир в этом случае тоже можно считать единым, просто разделенным на разные части, «отсеки» — примерно как разные квартиры в большом доме.

  1. Зачем Бог сотворил там много звезд и галактик, если мы одиноки во Вселенной? Какой в них смысл?

Действительно, Бог сотворил огромный мир, с множеством галактик, звезд, планет, туманностей, черных дыр… И у нас, обитателей маленькой (по сравнению, например, с Юпитером) планеты Земля, вращающейся вокруг маленькой (по сравнению с многими другими) звезды по имени Солнце, может возникнуть вопрос: а зачем нужно все остальное, все эти неисчислимые звезды и другие космические объекты? Зачем, если мы одиноки во Вселенной?

Можно ответить так: Бог сотворил такой огромный, яркий, многообразный мир для нас, людей, из любви к нам. Был в древности такой православный святой, Максим Исповедник (VII век), и есть у него слова, что Бог дал человеку сотворенный Им мир, чтобы человек, изучая его, восходил к познанию Бога — подобно тому, как маленький ребенок крутит-вертит игрушку, разбирает ее, собирает — и развивается. Вот и этот мир, эти миллиарды звезд и планет — они как развивающая игрушка для нас, для человечества.

А еще это попросту красиво! Кто видел звездное небо над головой, тот никогда не захочет лишиться этой красоты, не захочет, чтобы небо навсегда затянуло серыми облаками. Бог нас любит — и поэтому создал для нас эту красоту. Пускай по большей части она для нас пока недоступна, пускай пока мы только-только начали осваивать Солнечную Систему — но быть может, все еще впереди. Мы не знаем планов Бога, не знаем, сколько еще просуществует человечество, но вполне возможно, что когда-нибудь люди полетят к другим звездам, выйдут за пределы нашей Галактики.

Это знаете с чем можно сравнить? Вот живем мы в городской квартире, у нас вроде все нужное для жизни есть: электричество, вода, газ, интернет… но нас тянет и за пределы квартиры: на городские улицы, на спортивные площадки, в парки, в театры и музеи, за город, в лес или на речку, на море, в горы, в другие страны… у нас есть огромный мир под названием планета Земля, где столько всего интересного! Мы, конечно, могли бы и в квартире прожить, но хочется и всего остального. А если это остальное по каким-то причинам нам недоступно, это же не значит, что оно вообще не нужно! Если мы никогда не полетим в Бразилию и не увидим ягуаров и броненосцев, это же не значит, что без ягуаров можно обойтись? Без ягуаров жизнь была значительно скучнее.

Вот так же и все эти миллиарды пока недоступных нам звезд: они красивые, они делают нашу жизнь интереснее, и без них нам было бы как-то тускло. Но они есть, эти звезды и галактики, и это — подарок Бога нам. Причем подарок, как говорится, «на вырост».

  1. Всегда ли наука права?

Конечно же, нет! Наука вообще не может быть всегда права, потому что научное знание — это не что-то застывшее раз и навсегда, оно может меняться, уточняться. Ученые могут ошибаться в каких-то вопросах, а потом — признавать свои ошибки. Самый смешной пример: в средние века ученые считали, что у насекомых восемь ножек, потому что так написал в древности великий греческий ученый Аристотель, чей авторитет почти две тысячи лет был непререкаем. И никому просто в голову не приходило усомниться, поймать кузнечика или муху и посчитать, сколько там ножек. Или, уже позже, в XVIII веке, ученые — не какие-нибудь шарлатаны, а уважаемые, серьезные ученые! — считали, будто существует такое невидимое вещество, теплород, и оно-то и передает тепло. И тогда же, в XVIII веке, французские академики считали, что никакие камни с неба падать не могут — то есть отрицали, что иногда на Землю падают метеориты.

Но так научное познание устроено, что ученые постоянно подвергают сомнению то, что считается незыблемым, без конца проверяют вроде бы твердо установленные факты, ищут им другие объяснения, которые более точно описывают то, что мы наблюдаем. Поэтому если сейчас наука по какому-то вопросу не права — это не значит, что она и дальше будет не права. Ошибку исправят, неточную теорию заменят более точной, то, что раньше считали универсальным законом, признают всего лишь частным случаем чего-то более общего.

Но тут вот еще что важно: наука не может (да и не пытается) объяснить всего того, что есть в жизни. Существуют такие вещи, которыми наука попросту не занимается, не рассматривает их. Например, любовь между людьми, ощущение красоты, те чувства, которые вызывают у нас картины, музыка, стихи.

Точнее говоря, есть ученые, которые пытаются и это тоже исследовать, объяснить все человеческие чувства и мысли с помощью физики и химии. Но с помощью физики и химии можно объяснить только то, что происходит у нас в организме, когда мы что-то чувствуем. А сами чувства и мысли к физике и химии не сводятся. Это все равно что объяснить, как поэт пишет стихотворение: «вот он берет белую бумагу, берет карандаш, грифель царапает бумагу, от него отслаиваются мелкие частички графита, оставляют след на бумаге…» Но разве можно таким образом объяснить, почему поэт решил написать именно «Я помню чудное мгновенье», а не «Мороз и солнце, день чудесный» или «Белеет парус одинокий»?

И, конечно, наука не рассматривает веру в Бога, наука ничего не говорит об ангелах, о рае и аде, о чудесах. Если это, конечно, настоящая наука, а не какая-то подделка под нее. А такие подделки встречались и в прошлом, и сейчас бывают. Да к тому же есть люди, которые уверены, будто кроме того, что способна изучить наука, вообще ничего не существует. Ни любви, ни красоты, ни Бога. На самом деле такое мнение ни разу не научное. Это такое философское учение, называющееся сциентизм (от английского слова science — наука), но к настоящим наукам — физике, математике, биологии, химии и так далее — оно не имеет никакого отношения.

  1. Говорят, что настоящий ученый не может быть верующим, а настоящий верующий — ученым. Почему это?

Те, кто так говорит, неправильно понимают и что такое вера, и что такое наука. Они думают, что если ученый верит в Бога, то религия заставляет его отказаться от использования принятых в науке методов исследования. И еще они думают, что настоящий ученый считает существующим только то, что описывается наукой, а раз Бог ею не описывается, то Его и не существует.

Но это заблуждение. На самом деле наука и вера говорят о разных вещах, а все столкновения между ними — это недоразумения, когда или верующие не очень правильно понимают смысл своей веры, или ученые рассуждают о том, что к науке не относятся. Например, когда в XVI веке Католическая Церковь осудила учение Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, она была не права: что вокруг чего вращается, к христианскому вероучению отношения не имеет. Это об устройстве нашего мира, а не о Боге, не о душе, не об ангелах… Другой пример: в XIX веке некоторые ученые, основываясь на теории эволюции, утверждали, что человека создал не Бог, а он сам, независимо от Бога, произошел от древней обезьяны. Эти ученые были не правы, потому что наука может говорить лишь о происхождении человеческого вида — то есть о том, как благодаря эволюции человеческое тело стало таким, каково оно у нас. Но наука ничего не может говорить о душе, об образе Божием в человеке — все это не относится к ее предмету исследования.

Ну а если от общих рассуждений перейти к примерам, то можно привести множество случаев, когда ученые, в том числе великие ученые, были глубоко верующими людьми. Тот же Николай Коперник, выдвинувший теорию, что Земля вращается вокруг Солнца, был не просто верующим, а священником! А знаменитый английский математик и физик Исаак Ньютон был еще и богословом и писал богословские труды. Да и в наше время среди ученых очень много верующих людей, и их вера никак им не мешает в их научных исследованиях.

  1. Говорит ли наука о том, как на самом деле устроен мир?

Тут надо понимать, что такое вообще наука. Это не только какие-то конкретные знания, но и способы, с помощью которых ученые эти знания добывают. Говоря по-взрослому, эти способы называются научной методологией. Например: проверять результаты всех исследований, снова и снова ставить одни и те же опыты, никому и ни в чем не верить на слово, доказывать все утверждения, а выдвигая какую-то теорию, понимать, какие факты могли бы ее опровергнуть, и если такие факты обнаружатся, то теорию придется отвергнуть. Нельзя врать, подтасовывая данные экспериментов. Нельзя отбрасывать неудобные факты, нельзя бояться неудобных вопросов. И еще много чего.

Кроме того, настоящая наука никогда и не утверждает, что описывает весь мир «как он есть». Ученые делают наблюдения за природой, ставят опыты, обдумывают результаты — и выдвигают какое-то объяснение этих результатов. Такое объяснение называется гипотезой. Ее начинают тщательно проверять: все ли наблюдаемые факты ею объясняются? можно ли с помощью этой гипотезы предсказать какие-то пока еще не открытые явления? Если да, если гипотеза дает четкое объяснение имеющимся фактам и предсказывает еще не открытые, а потом их открывают, то такую гипотезу уже называют теорией. Но такая теория — это всего лишь модель реальности, она хорошо объясняет то, что нам по этой теме уже известно, она дает возможность практического использования — например, теорию электричества можно применить для разработки всяких электроприборов, от лампочки и до компьютера. Но никакой добросовестный ученый не станет говорить, что общепринятая теория — это истина в последней инстанции, что реальность в точности такова, как утверждает теория.

Например, та же гелиоцентрическая теория Коперника. Ее, несмотря на недовольство Католической Церкви, довольно быстро приняли, потому что от нее была практическая польза, с ее помощью можно было гораздо быстрее делать астрономические расчеты, чем раньше. А расчеты эти были очень важны для нужд мореплавания. Потом, сто лет спустя, уже в XVII веке, эту теорию развил другой ученый, Иоганн Кеплер, расчеты стали не только проще, но и гораздо точнее. Потом, когда Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, стало понятно, почему планеты именно так, а не иначе вращаются вокруг Солнца. Но только в XX веке, когда появилась космонавтика, люди окончательно убедились, что теория Коперника — это не просто удобная математическая модель, что Солнечная система действительно именно так и устроена, как предположил Коперник.

Это же касается и любой другой теории в любой другой науке: научная теория описывает не саму реальность, а только модель реальности. Верна эта модель или неверна, выясняется не сразу, а только впоследствии. Например, физики в XIX веке предполагали, что всё космическое пространство пронизано неким невидимым веществом, «мировым эфиром». Это была общепринятая теория, с ее помощью объяснялись результаты разных физических опытов и астрономических наблюдений, но только в начале XX века, благодаря Альберту Эйнштейну, от теории эфира отказались, его теория относительности смогла лучше объяснить наблюдаемые факты, чем эфир. То есть получается, что несколько десятилетий образованные люди думали, будто эфир есть, будто мир именно вот так и устроен, с эфиром, потому что наука это утверждает. А оказалось, нет, ошибалась тогда наука. Отсюда вывод: и многие современные научные теории в будущем будут пересмотрены, поэтому не стоит верить, будто мир в точности таков, каким его сейчас считает наука.

  1. Если мы произошли от обезьян, то чем мы от них отличаемся?

Отличаемся мы от них прежде всего тем, что у нас есть душа, у нас есть разум, есть свобода воли, есть дар творчества, есть способность различать добро и зло — то есть это образ Божий в человеке. И все эти вещи — разум, свобода воли и так далее — не закономерный результат эволюции, а именно что дар Божий.

Библия говорит о том, что «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Вот эти слова, «вдунул в лицо его дыхание жизни» и означают, что в человеке есть образ Божий (о котором говорилось чуть ранее, Быт. 1:27). А что такое «прах земной»? Библия не уточняет этого, но вовсе не обязательно трактовать эти слова буквально, то есть как обычную пыль. Тут имеется в виду вообще материя. И вполне возможно, что под «прахом земным» можно понимать и тела древних приматов, предков и человека, и современных обезьян. Например, такого мнения придерживался святой Феофан Затворник, живший в конце XIX века. Он писал: «»Это тело — что это было? Глиняная тетерька, или живое тело? — Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животною, а потом Бог вдунул в него дух Свой…»

Действительно ли человек, то есть вид Homo sapience, произошел от древних приматов — это вопрос науки, а не веры. Сейчас наука считает, что да, что такое предположение доказывается множеством палеонтологических находок. Если мы, христиане, признаем это как научную теорию — помешает ли это нам веровать во Христа и идти путем спасения? Нисколько. А если в будущем наука найдет другое объяснение этим фактам и будет иначе объяснять происхождение человеческого вида, то и это никак не затронет нашей веры. Она, наша вера, про другое.

  1. Почему Церковь против теории эволюции?

Начнем с того, что у Русской Православной Церкви нет какой-то официальной, общецерковной позиции насчет этой теории. Есть разные мнения, которых придерживаются верующие люди — и миряне, и священнослужители.

Те, кто против теории эволюции, считают, что она несовместима с тем, что сообщает нам Библия о происхождении мира и человека. Библейский рассказ о сотворении мира они воспринимают буквально, и на то у них есть некоторые основания: действительно, многие древние святые говорили, что эти главы книги Бытия надо понимать буквально: то есть что мир был создан за шесть суток, и эти сутки — обычные наши сутки, в которых 24 часа. А если так, то эволюции просто некогда было бы происходить, ведь для нее нужны миллионы лет. Есть у них и другое возражение против теории эволюции: ведь для того, чтобы эволюция происходила, растения и животные должны умирать, а Бог же смерти не создавал, смерть появилась только после грехопадения Адама и Евы.

Другие православные люди уверены, что в идее эволюции нет ничего такого, что противоречило бы христианскому учению. Они не считают, что Господь создал мир ровно за шесть обычных суток, слово «день», которое звучит в библейском рассказе о сотворении мира, можно понимать иначе: как определенный этап, длительность которого нам неизвестна: может, это миллиарды лет. Что же касается смерти, которая необходима для того, чтобы происходила эволюция, они предполагают, что под «смертью» в Библии понимается только смерть людей, а когда завял цветок или сдохла рыбка — это не смерть, а просто прекращение жизни. И тогда противоречий с текстом Библии нет.

Кто из них прав? Это каждый из нас решает сам. Но важно, что и те, и другие — православные христиане, что они имеют право думать так, как думают, что ни тех, ни других нельзя обвинять в ереси. Можно быть добрым христианином, идти путем спасения и принимая теорию эволюции, и не принимая ее.

Но при этом надо понимать вот что: есть сама по себе теория эволюции, то есть чисто научная теория, а есть люди, которые из теории эволюции делают выводы, что Бога нет, что человека никто не создавал, а просто он естественным путем из обезьяны вывелся, и поэтому религия — это вредные и глупые сказки. Причем такие выводы встречались и (до сих пор иногда встречаются) в школьных учебниках. И вот против таких воззрений Церковь, разумеется, возражает, потому что здесь речь идет уже не о науке, а о нашей вере. Да, и в прошлом, и сейчас кое-кто пытается использовать теорию эволюции для борьбы с религией. Поэтому и многие церковные люди так настороженно к этой теории относятся, считают ее оружием наших врагов. Хотя на самом деле виноваты не научные теории в биологии, а те, кто просто прикрывается ими для совсем не научных целей.

  1. Почему в Ветхом Завете ничего не сказано про динозавров?

Потому что Ветхий Завет — это не учебник по зоологии и палеонтологии. Он — про взаимоотношения Бога и человека. В нем сказано только то, что имеет важное значение для нашего спасения — то есть как человек был сотворен, каким он был до грехопадения и каким стал после, как Бог действовал, чтобы падший человек мог вернуться к Нему.

Все остальное в Ветхом Завете не упоминается — не потому, что этого не было, а потому, что для нашего спасения оно не так уж важно. Например, в Ветхом Завете ни слова не сказано о домашних кошках — хотя в наши дни все только и делают, что публикуют в соцсетях фотки своих котиков.

  1. Существуют ли инопланетяне?

Это крайне сомнительно. Реально-то об инопланетянах мы знаем только из фантастических книг, но ведь это же просто фантазии писателей. Не стоит думать, будто всё, описанное в художественной литературе, существует на самом деле. Каких-либо серьезных доказательств, будто есть инопланетяне, не существует. Никаких их следов наука не нашла. А писатели-фантасты, которые пишут про них — они же сами в них не верят, они их используют как иносказание, как способ под другим углом поговорить о чисто человеческих проблемах.

При этом вообще жизнь (в виде каких-то бактерий, может, и растений) на других планетах в принципе возможна, такое предположение не противоречит современной науке. И если когда-нибудь ученые объявят, что где-нибудь на спутниках Сатурна или Юпитера найдены какие-то простейшие формы жизни — никакого шока у нас, христиан, не случится, это никак нашей вере противоречить не будет. Но одно дело плесень, и совсем другое — разумная жизнь. Вот это поставило бы перед нами очень серьезные богословские вопросы.

Но пока что все рассуждения об инопланетянах — это просто игра ума. Можно вообразить себе что угодно — хоть розовых летающих пони, хоть крокодилов-академиков. Однако если мы начинаем всерьез верить в наши придумки — то это может кончиться плохо.

(краткий конспект одноимённой дискуссии).

1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДИНОЗАВРОВ

A. ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ДИНОЗАВРЫ?

Динозавры были сотворены Богом, как и все растения, животные и человек. О дне, в который Бог сотворил динозавров можно прочитать в Бытие 1:20-25. Господь Бог сотворил всю вселенную в 6 дней, о чем свидетельствует не только Бытие 1, но также Исход 20:11 и Иоанна 1:3). Более того, человек и динозавры жили в одно и то же время, а не за миллионы и миллиарды лет до появления человека.

B. ЕСТЬ ЛИ УПОМИНАНИЕ О ДИНОЗАВРАХ В БИБЛИИ?

БЕГЕМОТ

Библейский бегемот

Библия говорит о существах, напоминающих динозавров. Библия использует такие названия, как “бегемот” и “танин”. Слово “бегемот” означает гигантское царственное животное, а слово “танин” объединяет в себя драконоподобные и гигантские морские существа вроде китов, гигантских осьминогов и кальмаров, а также морские рептилии, подобные плезиозаврам, которые на сегодняшний день практически вымерли.

Одно из самых исчерпывающих описаний динозавроподобного существа описано в 40й главе “Книги Иова”:

Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это – верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? – Иов 40:10-19

Книга Иова – древняя книга, написанная после Всемирного Потопа, приблизительно за 2000 лет до рождения Иисуса Христа. Здесь Бог описывает царя наземных животных, подобного огромным динозаврам Диплодоку или Апатозавру. Это было величественное животное с большими и крепкими костями и мышцами и питающееся гигантскими растениями.

“Бегемоту” нечего было бояться. Он был огромным, и его длинный и мощный хвост был подобен кедровому дереву – одному из самых могучих деревьев древнего мира.

Так случилось, что со временем библейские “бегемоты” вымерли или были истреблены, и люди о них позабыли. И только около 150 лет назад музеи начали составлять их кости в огромные величественные экспонаты. Сегодня многие ошибочно считают, что “бегемот”, упомянутый в библии – это не кто иной как слон или гиппопотам (бегемот). Однако они не соответствуют описанию библейского “бегемота”, поскольку ни хвост слона, ни хвост гиппопотама не напоминает по своему виду ствол кедра.

ЛЕВИАФАН

Левиафан, Copyrighted by Bible Discussion Club, Montreal О Левиафане Библия упоминает в 40 и 41 главах книги Иова и описывает его как самого большого обитателя моря. Левиафана невозможно было поймать крючками, гарпунами или сетями. “Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным” – Иова 41:25

Что же это за животное – Левиафан? Огромный размер, сильные челюсти, большие зубы, способность быстро передвигаться под водой, – всё это проливает свет на то, что это за животное. Вполне возможно, что это Кронозавр или что-то подобное кронозавру. Это было одно из самых грандиозных морских существ. Конечно, это был не совсем динозавр, но это было нечто напоминающее рептилию с огромными острыми зубами.

Самое невероятное заключается в том, что, скорее всего, таковые животные ещё существовали во времена царя Давида. Псалом 103:25-26 упоминает Левиафана, говоря: “Это – море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём”.
Скорее всего, речь идёт о Средиземном море. Интересно, что многие навигационные журналы содержат в себе рапорты и доклады о “морских змеях”, по внешнему виду напоминающих древних плиозавров и мозазавров. Они выглядели как огромные ящерицы или крокодилы с плавниками или перепонками на лапах. Окаменелые останки подтверждают, что спинные кости были очень гибкими. Вполне возможно, что они могли плавать, совершая змеевидные телодвижения.

Подобное существо было замечено немецкой подводной лодкой во время Первой Мировой войны. Капитан Георг Вон Фостнер описывает случившееся следующим образом:

“30 июля 1915 года мы торпедировали Британский пароход “Иберин”, направлявшийся с большим грузом в Северную Атлантику. Пароход начал быстро тонуть под прямым углом. Через 25 секунд после погружения под воду, раздался огромный взрыв. Несколькими минутами позже на поверхность с огромной силой выбросило и подбросило на 20-30 метров из воды обломки парохода, между которыми мы разглядели огромное морское животное (в судорогах и конвульсиях)”. Я находился на смотровой башне вместе со своими офицерами, старшим инженером, навигатором и кормчим. Каждый из нас одновременно вскрикнул и указал рукой на морское чудовище. Никто из нас не знал, что это было такое. Животное затонуло через 10-15 секунд, так что у нас даже не было времени, чтобы его сфотографировать. Оно было приблизительно 20 метров в длину, имело форму крокодила и имело четыре конечности с перепончатыми лапами и длинный сужающийся на конце хвост.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА “ДИНОЗАВР”

Слово “динозавр” часто используется неправильно. Большинство людей считает динозаврами все древние рептилии, включая летающие рептилии и огромные древние животные.
Стегозавр
Название “динозаврия” было изобретено Доктором Ричардом Оуэном – другом известного французского ученого Доктора Георга Кювье. Оуэн первым использовал это слово в своём научном труде 1941 года “Доклад о Британских останках рептилий”. Термин “динозавр” состоит из двух греческих слов: “динос” – невероятно большой и “заврус” – ящер. Таким образом, слово “динозавр” буквально означает “невероятно большая ящерица”.

В конце концов, учёные всего мира заимствовали это слово, а теперь оно известно каждому человеку на земле, включая маленьких детей. Большинство палеонтологов, хотя и не все, относят динозавров к рептилиям. Это происходит из-за сходства в строении их костей, зубов, кожи и костных пластинок, присутствующих у некоторых найденных останков динозавров. И хотя точного определения, кого относить к динозаврам, а кого – нет, до сих пор не существует, тем не менее, существует общая договорённость о существах, которых принято называть динозаврами.

3. ДИНОЗАВРЫ И ДРАКОНЫ

Дракон

Существует множество записей и свидетельств древних людей о загадочных существах, по виду напоминающих рептилии, которые некогда обильно населяли землю. Очевидно, их было много и при чём разного вида и размера: как больших, так и маленьких. У них были свои названия. Так например, древние европейцы прозвали их “драконами”. Описание драконов практически совпадает с описанием динозавров. Древние легенды о драконах, скорее всего, возникли по воспоминаниям о динозаврах. Учёные всего мира соглашаются, что все легенды основаны на фактах, а не на одной лишь игре воображения. Не случаен и факт, что легенды и изображения динозавров можно найти в любой части света: в Африке, Индии, Европе, а также на Ближнем и Дальнем Востоке, в Северной и Южной Америке и так далее. Упоминания о динозаврах присутствуют в самых первых письменных свидетельствах истории.

Разумеется, что содержание некоторых историй – чистый вымысел, также как и черты и свойства, которыми люди наделяли “драконов”. Таким образом, человек пытался заострить внимание слушателей на уникальности этих животных и подчеркнуть героические качества охотников. Другие истории кажутся не только неправдоподобными, но вообще сказочными или мистическими. Однако многие легенды заслуживают нашего внимания и доверия.

Все имеющиеся рисунки, записи, легенды и другие имеющиеся факты о динозаврах свидетельствуют о том, что люди на протяжении многих лет жили в близком соседстве с динозаврами: они видели их, рисовали их на скальных камнях, охотились на них, использовали их кости, внутренние органы и ферменты для приготовления лекарств и так далее.

4. НАЗВАНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ

Точно неизвестно, сколько существовало разновидностей динозавров. Цифры варьируются от 250 до 550 и более (одно из исследований привело цифру 500 тысяч). Одни ученые классифицируют динозавров по скудным останкам, другие – только по зубам, а третьи – по позвонкам. Заниматься раскопками и исследованием останков динозавров – весьма дорогое удовольствие. На сегодняшний день (а точнее, на 1981 год) в распоряжении человечества имеется около 5000 фрагментов скелетов динозавров. Существует три основные группы динозавров: Наземные динозавры (типа бронтозавра, апатозавра и тиранозавра), водоплавающие динозавры (типа плезиозавра) и летающие динозавры (типа птеродактиля).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Господь Бог создал динозавров. Большинство из них погибло во время Всемирного потопа. Спаслось только некоторое количество динозавров, которые находились в ковчеге с Ноем и его семьёй. После потопа динозавры не были редкими животными, но с годами их становилось всё меньше и меньше, поскольку люди охотились на них.

К сегодняшнему дню сохранились отдельные особи динозавров. Остальная часть была либо истреблена человеком, либо вымерла из-за резкого изменения климата, либо вытеснена цивилизацией и вынуждена скрываться от человеческого глаза.

Что касается вымирания, то в последние 350 лет ученые зафиксировали исчезновение 400 видов животных. Если уж простые животные вымирают и исчезают с лица земли, то что говорить о таких экзотических существах, как динозавры. Тем не менее, динозавры кое-где ещё встречаются. Самое большое количество свидетельств о современных динозаврах собрано в Африканских болотах. За последние 10 лет туда было направлено больше 40 экспедиций. Существует множество книг, написанных участниками и руководителями этих экспедиций, которые утверждают, что динозавры до сих пор существуют.

И тут он спросил, почему в Библии ничего нет о динозаврах

Что там с динозаврами?

Анна Уткина. Фото: Анна Данилова

Даже из-за цвета кухонных занавесок мы с мужем не спорили так, как из-за динозавров в Библии. «Почему в Писании ничего не говорится о динозаврах?», — победоносно спросил он. Это был вопрос человека, готового восклицать «вот я и развенчал миф обо всех монотеистических религиях мира!».

До этого мы уже ссорились из-за того, что «невозможно сорок лет водить людей по такой маленькой пустыне, посмотри на карту Израиля».

Я терпеливо отвечала на вопросы «зачем Бог всех утопил, если Он добрый?», «на ком женились сыновья Адама и Евы?», «почему Он просто не покажется нам?».

Думала ли я об этом на заре своей семейной жизни с неверующем мужем, который в моем представлении должен был сразу после свадьбы «освятиться женою верующею» (1 Кор. 7, 14)?

Конечно, нет! В моем представлении, едва надев на палец кольцо, муж должен был осознать божественную красоту и святость момента, а значит уверовать, воцерковиться или, по крайней мере, вести со мной разговоры о высоком в другом ключе.

Я, правда, очень старалась. Ставила Библию на видное место, сыпала цитатами из Писания. Я ожидала, что он спросит «как мне поверить, если я сомневаюсь?», и я дам простой, понятный, неизвестный мне самой, ответ. Мы под руки пойдем к моему духовнику. Лицо супруга озарит небесный свет… И посреди всего этого благолепия, существовавшего в моем воображении, вдруг прозвучал вопрос — «что там с динозаврами?».

Миссионерство как семейная война

К этому моменту я уже ответила на тысячу подобных вопросов и, наверное, могла бы преподавать богословие в университете. Мой «противник» был умен, хорошо подкован в истории и естественных науках, мне не раз приходилось «гуглить» правильные ответы в статьях «15 вопросов священнику» под обеденным столом, чтобы не попасть впросак, рассказывая о том, почему в Библии нет ни слова о динозаврах, телевизоре, интернете, готах, эмо и синтетических наркотиках.

Измученная очередной баталией, посвященной динозаврам, я, впрочем, одержала маленькую «победу». Во что-то муж все-таки поверил! По крайней мере, когда я показала в соцсетях фотографию нашего новорожденного сына, он возмутился, что малыш еще не крещен. «Ни один волос не упадет с головы моего ребенка, если на то не будет воли Бога», — возразила я. «Если Бог есть, то почему дети болеют?», — донеслось с кухни.

Это казалось парадоксальным. Я, считающая себя почти образцовой христианкой, переживала о том, как в жестоком мире и суровых условиях экономического кризиса вырастить двоих детей, а муж предлагал рожать «сколько Бог даст». Я, страдая от токсикоза, клала в холодильник пирожные (единственное, что могла есть), а муж напоминал, что идет Пост. И тут же спрашивал, зачем Богу нужна «диета»?

Я точно не помню, когда это началось. Когда миссионерство превратилось в войну. Когда я начала выписывать контраргументы, сидя у компьютера. До свадьбы мы были знакомы несколько лет и, кажется, спорили всегда. Но я точно помню, когда все закончилось.

Просто укрой их одеялом

В тот день я очень плохо себя чувствовала. Беременность далась мне нелегко. С утра болела голова, мучили отеки и жажда одновременно, меня так тошнило, что я не могла даже выпить чашку чая. В очередной раз разговор зашел о том, что на первый взгляд кажется нелогичным. «Почему все женщины мира должны расплачиваться за то, что Ева съела яблоко?». Я взорвалась.

«Во-первых это совершенно необязательно было яблоко, так рисуют только на картинках», — злилась я, пока муж отрезал мне бутерброд.

«Во-вторых страдают не женщины мира, а все человечество, понимаешь?». «Понимаю», — вздохнул муж, прикручивая к люстре в детской новую лампочку.

«Ты бы не задавал такие вопросы, если бы удосужился хоть раз прочитать Писание», — не унималась я в приступе благочестия, когда мы зашли в торговый центр.

«Потом прочитаю», — миролюбиво согласился муж, пожалевший, что завел этот разговор, — «Ребенку нужны ботинки, завтра похолодание».

Можете мне поверить, я приводила самые разумные доводы и неопровержимые аргументы, пока он катил огромную неудобную коляску, убирался на кухне, разгружал пакеты с продуктами.

Я была непревзойденным христианским оратором, пока он лепил дочери цветочки из пластилина.

Уверена, я переспорила его, когда он приносил мне перед сном чай и незаметно попробовал ложечку перед тем как подать — не слишком ли горячий?

«…поэтому Адам и Ева и были изгнаны из Рая», — закончила я и посмотрела на кровать. Я победила. Муж уже не мог мне возразить из этой кровати. Не мог поинтересоваться, почему люди могут быть упрямыми и злыми? Почему самые близкие вдруг становятся непримиримыми врагами в бесполезном споре? Как получается, что в попытках открыть человеку Бога, мы можем отдалять от Него, быть непонимающими и жестокими?

Муж молчал. Он заснул, укладывая ребенка спать. И, если бы Небо могло говорить, в тот момент Оно сказало бы «просто укрой их одеялом».

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх