Помост

Вопросы веры

Бог границ в древнем риме

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Термин — римский бог межевых знаков и границ, защитник собственности.

Ливий в своей «Истории Рима от основания города» рассказывает следующее предание о Термине. Когда царь Тарквиний Приск (Древний) решил заложить храм Юпитеру на Капитолии, все божества согласились покинуть этот холм, и только Термин не хотел тронуться с места. Чтобы решить проблему, святыню Термина (обыкновенный межевой камень) оставили внутри храма, возведенного в честь Юпитера.

Смысл этого предания очевиден: оно должно было дать религиозное обоснование святости и нерушимости межевых камней на границах участков и неприкосновенности частной собственности в целом. Первоначально предание скорее работало на крупных землевладельцев, но со временем его острие обратилось против них. К Термину обращались за защитой мелкие земледельцы, на участки которых покушались латифундии.

В честь Термина римляне праздновали 23 февраля праздник терминалий. Владельцы земельных участков в этот день сходились у межевых камней, совместно приносили жертвы Термину и совместно пировали. Во время установки межевых камней Термину тоже приносили жертву и вызывали к нему как к свидетелю. Слово «термин» существует и сегодня как название определенного понятия в какой-либо специальной области знаний, имеющего четкие границы значения.

Термин, бог

(Terminus) — у древних римлян божество границ, под покровительством которого состояли пограничные камни и столбы, считавшиеся священными. Введение и упорядочение культа Т. приписывается преданием Титу Тацию, освятившему пограничный камень на Капитолии, и Нуме, учредителю Терминалий, которые праздновались в конце древнеримского года, т. е. 23 февр. В связи с этим Пуме приписывается разделение области на участки (pagi), состоявшие из совокупности поселков и дворов и объединенные общим управлением и культом. При этом было установлено, что кто выкопает пограничный камень, тот вместе с волами подлежит проклятию. Формула этого установления сохранилась до нашего времени в обломках найденной в мае 1899 г. на форуме надписи, принадлежащей к древнейшим остаткам латинского языка (ср. А. Enmann, «Die neuentdeckte archaische Inschrift des romischen Forums», в «Bulletin de l’Académie Impériale des Sciences de St.-Pétersbourg», V Série, т. XI, № 5, декабрь 1899 г.). Культ Т. на Капитолии, согласно легенде, существовал до построения капитолийского храма Юпитера. Наряду с Капитолийским Т. существовал еще исконный римский Т.. изображение которого находилось на форуме (ср. Enmann). При постановке пограничных камней соблюдались следующие обряды. Прежде всего, камни ставились близ ям, в которые их предстояло опустить, натирались мазью и украшались повязками и венками. Затем в ямах приносились и сожигались жертвы; дно ям орошалось кровью жертвенных животных и усыпалось курительными веществами и полевыми плодами в соединении с медом и вином. Когда жертвенное животное обращалось в пепел, камни ставились на горячие головни и остатки сгоревшей жертвы и с величайшею аккуратностью устанавливались в ямы. При этом обряде должны были присутствовать владельцы тех участков, которые размежевывались означенными пограничными камнями. При праздновании сельских Терминалий пограничные камни украшались венками, и над ними приносили жертвы, обыкновенно бескровные; в празднестве принимали участие все члены семейства. Допускались и кровавые жертвы: закалывались телята или поросята, и их кровью окроплялся пограничный камень. Праздник носил веселый, мирный характер: жители соседних поселков собирались для общего пира, пели песни, посвященные термину, как установителю границ и примирителю вражды и споров. Те же обряды совершались на Капитолии, на древней границе городской территории и в роще Т. на Лаврентинской дороге (в 9 верстах от Рима). Ср. Rudorff, «Die Gromatischen Institutionen» («Die Schriften der romischen Feldmesser», II ч., Б., 1848—52);. Nissen, «Das Templum» (Б., 1896).

авгур

жрец у древних римлян

Альтернативные описания

• в Древнем Риме: жрец, толковавший волю богов по крику и полету птиц, по падению молнии и другим небесным явлениям

• в Древнем Риме жрец-толкователь воли богов (мифическое)

• гадал по птичьим потрохам

• человек, делающий вид, что посвящен в особые тайны или располагает особыми сведениями, и излагающий их непонятным, мудреным языком

• человек, который сознательно обманывает и вводит в заблуждение других

• толковал ауспиции

• посвященный в тайны

• прогнозист на птичьих правах

• жрец в Древнем Риме

• жрец-птицегадатель

• кто толковал ауспиции?

• древнеримский толмач воли богов

• прорицатель в Древнем Риме

• жрец-гадатель в Древнем Риме

• древнеримский жрец

• прорицатель по птичьему крику

• прогнозист

• жрец-прорицатель в Древнем Риме

• жрец, гадающий по полету птиц

• жрец, толкователь полета птиц

• прорицал по полету птиц

• лже-адепт

• Жрец-прорицатель в Древнем Риме

• Человек, делающий вид, что посвящен в особые тайны или располагаетособыми сведениями, и излагающий их непонятным, мудреным языком

• В Древнем Риме: жрец, толковавший волю богов по крику и полету птиц, по падению молнии и другим небесным явлениям

• В Древнем Риме жрец-толкователь воли богов

Особенности римской религии

Римская религия не была столь возвышенной и одухотворенной, как греческая. Древние римляне чтили богов искренне и глубоко, но при этом были весьма практичными. Они не сочиняли о своих богах поэтических сказаний, а искали у богов помощи в своей повседневной жизни: старательно молились, тщательно соблюдали различные религиозные обряды. Эти обряды совершались по строго установленным правилам, за точностью исполнения которых следили многочисленные жреческие коллегии – понтифики, арвальские братья, салии, весталки.

Огромное значение придавалось всевозможным приметам и гаданиям. Ни одно важное дело не начиналось, пока не станет ясно, как отнесутся к нему боги. Волю богов по полету птиц, грому и молнии читали жрецы-авгуры. В особо ответственных случаях приглашались этрусские специалисты-гаруспики.

Различным богам посвящались специальные праздники. Сатурну, например, который почитался как бог золотого века – века изобилия, всеобщей свободы и равенства, посвящались сатурнáлии. Во время этого праздника господа и слуги менялись своими обязанностями, рабы наслаждались свободой, воцарялось безудержное веселье карнавального типа.

Наряду с древнейшими римскими богами – Янусом1, Сатурном, Марсом2, Вестой3, ларами и пенатами4 – легко приживались в римском пантеоне этрусские, италийские, греческие божества. Италийские Юпитер и Юнона вместе с римской Минервой вошли в Капитолийскую триаду – триаду высших божеств Рима, которым воздавались почести в храме на Капитолии.

Не позднее конца 5 века до н.э. началось проникновение в Рим греческой мифологии и отождествление римских богов с греческими: Юпитера – бога неба, света, грозы – с Зевсом; Юноны – богини брака и материнства, супруги Юпитера – с Герой; Минервы – покровительницы ремесел и искусства, дочери Юпитера – с Афиной и так далее.

Характерной чертой римской религии было обожествление различных добродетелей. Особым поклонением пользовались божества Доблести, Согласия, Свободы, Благочестия.

Интересно, что молящийся римлянин, в отличие от грека, накрывал голову частью плаща, дабы ненароком не увидеть призываемого им бога.

1 Янус – бог входов и выходов, дверей и всякого начала: первого дня всякого месяца, первого месяца года (отсюда «январь»), начала жизни человека. Считалось, что он знает и прошлое и будущее.

2 Марс – бог войны. В Древней Италии был также богом плодородия.

3 Веста – богиня священного очага городской общины и дома.

4 Лары и пенаты – божества, охранявшие домашний очаг и семью.

Омен

Смотреть что такое «Омен» в других словарях:

  • Омен 2 — Омен 2: Дэмиен Damien Omen 2 Жанр мистический триллер фильм ужасов Режиссёр Дон Тэйлор Майк Ходжис Продюсер Харви Берн … Википедия

  • Омен 4 — Омен 4: Пробуждение Omen 4: The Awakening Жанр мистический триллер фильм ужасов Режиссёр Джорджи Монтези Доминик Отенин Жерар Продюсер Харви Бернхард Мейс Неуфелд Автор сценария Дэвид Зельцер Харви Б … Википедия

  • ОМЕН — Отделение математических и естественных наук РАН матем., образование и наука ОМЕН отделение методологии естественных наук АН СССР образование и наука, СССР Источник: http://www.ihst.ru/projects/sohist/papers/and97ph.htm … Словарь сокращений и аббревиатур

  • ОМЕН — «ОМЕН» (The Omen) США, 1976, 111 мин. Фильм ужасов. Этот фильм можно рассматривать как своеобразное продолжение картины Романа Полянского «Ребенок Розмари» (1968), который как раз ввел моду на демонизм в кино. В Риме в июне 1966 года рождается… … Энциклопедия кино

  • ОМЕН — предзнаменование, примета. Ср. выражение Плавта: «Nomen est omen» «Имя это предзнаменование», т.е. в имени проявляется характер его носителя. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

  • омен — сущ., кол во синонимов: 2 • предзнаменование (9) • примета (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

  • Омен 3 — Последняя схватка The Final Conflict Жанр мистический триллер фильм ужасов Режиссёр Грэхэм Бэйкер Продюсер Харви Бернхард Эндрю Биркин Ричард Доннер Автор сценария Эндрю Биркин … Википедия

  • омен — (лат. omen) знак, знамение, коб … Macedonian dictionary

  • ОМЕН — Отделение математических и естественных наук (Академии наук СССР) … Словарь сокращений русского языка

  • Омен (фильм, 1976) — Омен The Omen Жанр Мистический … Википедия

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх