Помост

Вопросы веры

Богатыри и богатырки

Былины

  • Видеокниги для детей
  • Народные сказки
    • Русские сказки
    • Украинские сказки
    • Белорусские сказки
    • Латышские сказки
    • Сказки народов севера
    • Сказки народов востока
    • Былины
    • Сборник народных сказок
  • Писатели-сказочники
    • Александр Сергеевич Пушкин
    • Ганс Христиан Андерсен
    • Братья Гримм
    • Шарль Перро
    • Вильгельм Гауф
    • Павел Петрович Бажов
    • Михаил Малышев, Антон Лукин
    • Сборник сказок
    • Сказки читателей
    • Сказки для взрослых
  • Стихи для детей
    • Агния Барто
    • Корней Чуковский
    • Сергей Михалков
    • Самуил Яковлевич Маршак
    • Елена Благинина
    • Ольга Алёнкина
    • Владимир Орлов
    • Виктор Полянских
    • Олег Бундур
    • Марина Халеева
    • Стихи о маме
    • Стихи про Новый год
    • Сборник стихов
  • Книжки о детишках
    • Николай Носов
    • Сборник рассказов
  • Ребятам о зверятах
    • Михаил Пришвин
    • Лев Толстой
    • Иван Соколов-Микитов
    • Сергей Артюшенко
    • Сборник рассказов
  • Детские песенки
    • Песни из мультиков
  • Словарь
  • Детские рисунки
    • Конкурс нарисуй сказку
    • Конкурс нарисуй сказку 2
    • Конкурс нарисуй сказку 3
    • Конкурс нарисуй сказку 4
    • Wallpaper

Богатырская сказка Васнецова

Категории: Музыка и пение

Тэги: обучение,Школа

Урок музыки для школьников среднего звена

Одновременно со сказочными героями много веков существовали и герои былин, так что обойти их вниманием художники-сказочники никак не могли. Былинами называют особый вид песен. Нет у них ни музыки, ни рифмы — только своеобразный, медленный и величавый ритм:

Помолился Илья скоро-на-скоро,
И садился в седло быстро-на-быстро,
Распалил-разогнал коня доброго
На татарскую рать, на кромешную.

Даже непривычный к исполнению былин человек поневоле начнёт произносить эти слова на распев и с некоторой торжественностью. А если ещё подобрать к ним музыкальный аккомпанемент, получится самая настоящая песнь.

Слушание: Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская». Часть IV. Finale. Allegro (фрагмент).

Былины не случайно так торжественны: в большинстве из них рассказывается о делах серьёзных — о подвигах богатырей. «Богатырь, — написано в словаре В. И. Даля, — человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач». Но это сказано слабовато. Если богатырь правой рукой махнёт — среди вражеского войска образуется улица, а если левой махнёт — переулочек. А войска вражеские ему встречаются не маленькие: «Серому волку в три дня не обскакать, чёрному ворону в день не облететь». Палица богатырская (а у него ещё и другое оружие есть) весит до девяноста пудов. Пуд — шестнадцать килограмм.

Если произвести некоторые арифметические подсчёты, получается, что богатырь может легко поднять одной рукой примерно 25 мешков картошки сразу. Если богатырь выпивает чару «Зелена вина», то вина в чару входит полтора ведра. Если он заснёт — то на двенадцать дней. А если на коне поскачет, то первый скок коня – на много вёрст, а второй скок — найти нельзя. Слушатели былин не сомневались, что именно так всё и было, только давно.

На самом деле у богатырей – своё волшебное пространство, существующее параллельно с тридевятым царством; называется — Киевская Русь. Вообще-то, Киевская Русь — явление не сказочное; о ней говорится в учебниках истории, а солидные учёные посвящают ей научные книги. Это времена, когда русские земли подчинялись князю, правившему в Киеве. Может, в те времена, очень от нас далёкие, и были сложены первые былины. Но даже в тех былинах, которые, как точно установлено, появились позже, действие все равно происходит в Киевской Руси: былины превратили её в особую страну, где вечно княжит Владимир Красное Солнышко и вечно воюют богатыри.

Былинные богатыри известны поимённо. Главное их дело — охранять Русь от врага, поэтому в былинах они частенько стоят заставой на границе, поглядывают, не идёт ли вражеское войско. До двенадцати героев собиралось на таких заставах, но сильнейшими, самыми заслуженными и прославленными богатырями во все времена были трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. У каждого в биографии — победа над чудищем: Илья Муромец сразил Идолище Поганое, Добрыня — Змея, Алёша — Тугарина Змеевича.

Жаль, что уже не осталось сказителей-исполнителей былин; а то можно было бы записать с их слов ещё пару песен о богатырских подвигах. Одна бы называлась «Три богатыря и Васнецов», а другая — «Васнецов в подводном царстве».

Если учесть выдающиеся способности богатырей и то, что кони их перемещаются «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего», то, в общем, надо признать, что перемахнуть из волшебной Киевской Руси в настоящую Россию 1871 года было им вполне по силам, — так, ещё один подвиг.

Совершив этот «скок», все трое явились Васнецову, тогда ещё студенту Петербургской академии художеств: посредине Илья Муромец, слева — Добрыня Никитич, справа — Алёша Попович. Васнецов к визиту был отчасти готов: он как раз пристрастился к чтению былин. Он схватился за карандаш, сделал на листочке набросок — и отложил: для такой картины требовались богатырские силы, которых он в себе ещё не чувствовал. Спустя три года настойчивые богатыри в том же составе нагнали его в Париже. Васнецов был в тот момент в гостях, но, к счастью,- у художника, своего друга Василия Поленова. Хозяин дома дал ему кисть и масляные краски, и Васнецов сделал эскиз картины. И снова отложил, но на этот раз вслух пообещал, что картину напишет.

С тех пор богатыри преследовали его около двадцати лет, напоминая, чтоб сдержал обещание. Это было нелегко, потому что картину Васнецов задумал богатырских размеров. Ведь каждый герой выше обычного человеческого роста, да и конь под ним огромный.

Когда художник начал, наконец, в Абрамцеве картину, Савве Мамонтову пришлось выстроить для неё отдельную мастерскую, переделав сенной сарай. Лошади у Мамонтова в хозяйстве были – не богатырские, конечно, но всё же пригодились: Васнецов наблюдал, как они стоят, наклоняют головы, свешивая гривы, чтобы правильно изобразить былинных коней. Для сидящих на лошадях фигур художнику позировал друг Поленов, которому обещан был в подарок парижский эскиз. Труднее пришлось с лицами: их Васнецов написать по памяти не мог. Пришлось искать похожие в жизни.

Быстрее всего «нашёлся» Алёша Попович: для него Васнецову, к зависти остальной абрамцевской молодёжи, позировал сын Мамонтова, Андрей.

Илью Муромца художник случайно встретил в Москве, проходя мимо биржи ломовых извозчиков. Богатырь стоял возле своей богатырской лошади — тяжеловоза, запряжённой в повозку, ждал, когда кому-нибудь понадобится перевозить тяжёлый груз. Звали его, правда, не Илья, а Иван Петров, зато он оказался земляком былинного героя — тоже «из того ли города из Мурома, из того ли из села да Карачарова».

Что касается Добрыни, то все, увидев готовую картину, дружно подумали, что это – автопортрет Васнецова. Только годы спустя искусствоведы обнаружили этюд – голову неизвестного крестьянина. Черты его лица в точности повторяли портрет Добрыни на картине.

Где-то купил Васнецов настоящую кольчугу и с тех пор держал дома — она пригодилась потом и для других картин. Подходящий пейзаж нашёлся в Абрамцеве. Всё было готово, и всё-таки работа продвигалась медленно, в былинном темпе. Только в 1898 году Васнецов счёл картину законченной.
С момента первого «видения» прошло 27 лет.

Слушание: Бородин. Симфония № 2 си минор «Богатырская». Часть I. Allegro.

Теперь победители-богатыри красуются в Третьяковской галерее в Москве — в том же порядке, в каком явились когда-то Васнецову. В центре Илья Муромец, принципиальный и суровый. Не берёт он за свои подвиги подарков — ни «золотой казны несметной», ни «сёл с присёлками», ни «городов с пригородками»; бескорыстно защищает Русскую землю. И не скажешь, глядя на него, что первые тридцать лет и три года своей жизни провёл он на печи, болея, пока странники-волшебники не вылечили его и не дали силу богатырскую. Слева — Добрыня Никитич, благородный и дипломатичный. Помимо воинского, он славится в былинах и другими талантами: Добрыня — отличный шахматист и мастер играть на гуслях. Правда, гусли Васнецов отдал Алёше Поповичу, жизнелюбу и сердцееду, — наверное, чтоб не скучал на богатырской заставе.

А четвёртый богатырь – художник — подписался в правом нижнем углу полотна. 27 лет былинные герои неотлучно были с ним в жизни, теперь же он — навсегда с ними в волшебной Киевской Руси на богатырской заставе.

Вообще-то, если быть точными, то не все былины – о богатырях, и первым из былинных героев в живопись попал не силач и защитник, а новгородский гусляр Садко.

Слушание: Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко»

«По пирам ходил-играл Садко», а когда на пиры не звали, шёл к Ильмень-озеру, садился на бел-горюч камень и играл просто так. А в озере проживал царь морской, большой поклонник его таланта. Царь морской пожелал наградить музыканта за игру, и Садко сказочно разбогател. Стал он не просто гусляр, а «Садко купец, богатый гость». Поплыл он однажды с товаром по Ильмень-озеру. Вдруг поднялся встречный ветер – встали корабли. Понял Садко, что это неспроста: богатеть он богател, а дани царю морскому не платил. Бросил в озеро серебро, бросил золото — ветер не утих. Тогда Садко взял свои гусли и отправился к морскому царю сам.

Три дня играл Садко для царя морского, три дня плясал царь под его музыку, да так, что вода в Ильмень-озере ходила ходуном, и волны корабли переворачивали. Народ стал молиться Миколе Можайскому, покровителю мореходов. И вот музыканта тронул за плечо неизвестно откуда взявшийся старичок: «Хватит играть, Садко». Гусляр ответил, что не по своей воле играет. «А ты струны-то повыдерни», — подсказал старичок. А ещё подсказал, что станет царь морской предлагать Садко в жёны разных подводных красавиц, чтоб остался он навсегда в его морском царстве. Но старичок предупредил:

«Перво триста девиц пропусти,
А друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти;
Позади идёт девица-красавица,
Красавица-девица Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя замуж…
Будешь, Садко, во Нове-граде».
И Садко все в точности исполнил.

Ещё не был написан «Ковёр-самолёт» и три богатыря успели совершить всего один богатырский «скок» к Васнецову, когда эта былина неожиданно вспомнилась художнику Илье Репину… в Париже. В Париж он приехал после путешествия по Италии и Германии, где знакомился с зарубежным искусством. Много было вокруг разных диковинок, а хотелось домой.

Слушание: Римский-Корсаков. Сцена появления лебедей и их волшебного превращения в девушек из оперы «Садко»

Потому, возможно, и взялся Репин писать Садко, перед которым проходят вереницей подводные красавицы. (Должно быть, это последние триста, потому что видна уже и красавица-девица Чернавушка — на картине она в левом верхнем углу).
Картина эта особенная, пророческая. Сам автор остался ею недоволен: в душе он был совсем не сказочником, а реалистом. Он посчитал, что как-то не удался ему этот сюжет, придуманный в далёком прошлом, срочно вернулся в Россию и стал писать то, что видел в настоящем. И не понял Репин, а вслед за ним критики и зрители, что неожиданно он заглянул в будущее — в будущее сказочной живописи.
Для фигуры Садко в подводном царстве ему позировал… первый художник-сказочник Виктор Михайлович Васнецов!

Былины о русских богатырях и их герои

Были относят к героическому эпосу народа древней Руси (греч. «эпический» — рассказ, повествование). В них рассказывается про могучих богатырей-героев того времени. Былины прославляют сильных и умных людей. Многие знакомы с ними: Добрыня Никитич, Илья Муромец, купец Садко, Святогор и другие. Эти персонажи не придуманные. Они проживали в XII веках на территории древней Киевской Руси. В то время в соседних землях было много врагов, совершавших набеги на Киевскую Русь. Богатыри не скучали и очищали русскую землю от «нечисти».

Короткие былины о русских богатырях

Много столетий былины не хранились в письменной форме. Их передавали из уст в уста. Основное их отличие от сказок – напевный мотив. Через несколько веков даже в Российском государстве крестьяне, выполняя рутинную работу, напевали множество историй о подвигах богатырей. Дети сидели около взрослых и учились напевам. Подвиги и слава героев древней Руси сохранилась в памяти людей до наших дней.
Маленькие былины подходят для чтения детям. Они позволяют детям понять историю своего народа в самом раннем возрасте. Трёхлетней ребенок не может воспринимать материал из учебника по древней истории. Короткие былины преподносят историю в доступной сказочной форме и увлекают ребенка. Он с большим удовольствием будет слушать рассказы про русских богатырей: Илье Муромце, Добрыни Никитиче, Святогоре и др.
В младших классах на прочтении маленькой былины ребенку потребуется не более 15 минут, а на пересказ – менее 3 минут.

Былина о русском богатыре Илье Муромце

Киево-Печерская лавра хранит в своих пещерах мощи Ильи Муромца, которого церковь причислила к святым. В старческом возрасте он постригся в монахи. Известно, что в бою его руку пробили копьем и что был он огромного роста. Из преданий, дошедших до наших дней, стало известно, что святой Илья Муромец является богатырем древней Руси.
История началась в селе Карачарова, что под древним Муромом. Родился мальчик, высокий и крепкий. Его нарекли Ильей. Рос он на радость родителям и сельчан. Однако в семью пришла беда – мальчик заболел неведомой болезнью и не смог самостоятельно передвигаться, онемели руки. Ни травы, ни долгие молитвы матери не могли помочь ребенку. Прошло много лет. Илья стал красивым юношам, но неподвижным. Ему было тяжело осознавать свое положение: он не мог помогать пожилым родителям. Что бы не одолела его печаль, Илья стал молиться Богу. В праздничный день Преображение, когда отец и мать ушли в церковь, в дом Ильи постучали странники и попросили впустить их. Но Илья ответил, что не может отворить дверь, так как уже много лет неподвижен. Но странник настаивал на своем и повторял как заклинание: «Встань, Илья». Сила слов оказалась велика. Илья встал и отворил дверь. Он понял, что за чудо произошло.
Странники попросили водицы, но сперва предложили отпить ее доброму молодцу. Илья выпил несколько глотков и почувствовал неимоверную силу в себе. «За твою веру и терпения Господь подарил тебе исцеление. Будь защитником Руси и православной веры, и смерть не настигнет тебя в бою.», — сказали странники.

Кто же такой Илья Муромец? Русский народ сложил про него наибольшее количество былин. Он был могуч и справедлив, был старшим среди богатырей.
Раньше на территории Руси было много непроходимых лесов. Добираться в Киев следовала объездными путями: к верховью Волги, а потом к Днепру, по реке попадали в столицу древней Руси. Прямая дорога в лесных дебрях была уставлена крестами погибших людей. Русь подвергалась разорению со стороны врагов внутренних и внешних. Угроза была не только одиноким странникам, но и князьям, которые не могли победить зло. Именно Илья Муромец помог расчистить короткий путь к Киев-граду и убил многих врагов Руси того времени.

Былина о Добрыне Никитиче

Братом по оружию Ильи Муромца был Добрыня Никитич. Он обладает огромной силой и неограниченной храбростью. В настоящем богатыре древней Руси должна быть не только одна сила. Человек должен обладать чувством долга и чести, быть верным другом, патриотом своей Родины и готовым сложить голову ради ее благополучия.
Добрыня был резанцем. В некоторых былинах рассказывается о его детстве. С 7 лет он изучал грамоту и проявлял великие способности в изучении разных наук. В 15 лет ощутил он в себе силу богатыря. С раннего детства его привлекало оружие. Управляться с ним его никто не учил, а богатырское дело постигал самостоятельно. Первое приключение с ним произошло на охоте – он встретил змея. «Молоденький Добрынюшка» стал змеенышей топтать. Это говорит он зарождении нового русского героя, который растет в глубинке, но прославиться на всю Русь.
Однако не только в богатырском деле прославился Добрыня. Он способен одним нырком реку переплыть, точно стреляет из лука, хорошо поет и знает церковные тексты. Богатырь даже соревновался игре на гуслях на пиру и получил высшую похвалу.
Вмести с силой в нем сочетаются миролюбие, душевная чистота, простота и кротость. Добрыня хорошо образован и разносторонне одарен. В былинах часто подчеркивается его хорошие манеры и воспитание. Богатыря зовут для решения деликатного спора или стать важным посланником. Он незаменим в переговорах с иностранными послами, где представляет всю Киевскую Русь. Добрыню Никитича по праву можно назвать самым достойным представителем Руси.
Как и его братья по оружию, Алеша Попович и Илья Муромец, Добрыня мужественен, храбр, а единственный смысл его жизни заключается в защите своей родины. Основным подвигом Добрыни считается спасение племянницы князя Забавы Путятичной от змея Горыныча.
Историки считают, что прообразом богатыря стал Добрыня, дядя князя Киевской Руси Владимира Святославича. В исторических летописях часто упоминается его участия во многих важных событий того времени.

Былины о русских богатырях презентация

Былины – являются фольклорной эпической песней. В основе былины лежат героические события. Основные герои – богатыри. Они являются эталоном мужчины того времени, руководствуются принципами справедливости и патриотизма. Богатырей разделяют на:
старшие, обладающие стихийными силами (Святогор, Дунай Иван и т.д.);
младшие – смертные люди с минимальными мифологическими чертами (Илья Муромец, Алеша Попович и т.д.).
Древнерусские богатыри воплотили понятия народа о нравственности истинного героя.
Кроме богатырей в былинах часто присутствуют калики – странники-слепцы, постоянно поющие духовные песни. Калика не был искалеченным человекам, как может подумать современный слушатель былин. В древних время так называли людей, которые много путешествовали и посещали многие святые места.
В былинах воспевается любовь к Родине, беззаветная и доблестная храбрость, бескорыстие и верность. Подвиги русских богатырей были направлены на освобождения родных земель от врагов. Могучие люди восстанавливали справедливость, уничтожая зло. Герои Древней Руси многое сделали для процветания своего края, поэтому мы запомним их имена, пришедшие к нам через десятки столетий, навсегда.
Скачать: Былины (пароль-istmira)
Русская народная сказка «Добрыня и Алеша»
Жанр: былина
Главные герои сказки «Добрыня и Алеша» и их характеристика

  1. Добрыня Никитич. Богатырь. Солидный, могучий, ответственный.
  2. Настасья Микулична. Его жена. Ждала Добрыню двенадцать лет.
  3. Князь Владимир. Недалекий, неумный гуляка и трус.
  4. Алеша Попович. Крестный брат Добрыни. Мечтает жениться на его жене.
  5. Амельфа Тимофеевна, старушка, мать Добрыни.

План пересказа сказки «Добрыня и Алеша»

  1. Пир у князя
  2. Кого послать за данью
  3. Наказ Добрыни жене
  4. Девять лет прошло
  5. Сватовство князя
  6. Еще три года ожидания
  7. Согласие Настасьи.
  8. Незнакомый богатырь
  9. Разговор с матерью Добрыни
  10. Новый скоморох
  11. Почетное место
  12. Перстень Добрыни
  13. Наказание Алеши.

Кратчайшее содержание сказки «Добрыня и Алеша» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Отправил князь Владимир Добрыню в Орду, дань с нее за двенадцать лет собирать.
  2. Наказал Добрыня жене ждать его девять лет и за Алешу Поповича не выходить.
  3. Через девять лет стал князь сватать Настасью за Алешу, но Настасья решила еще три года мужа ждать.
  4. Через двенадцать лет согласилась Настасья выйти за Алешу, и начался пир.
  5. А Добрыня неузнанный пришел на пир и бросил в чарку перстень.
  6. Настасья его узнала, а Добрыня оттаскал за волосы Алешу и увел жену домой.

Главная мысль сказки «Добрыня и Алеша»
Всякий может жениться, но не всякий брак счастливым случается.
Чему учит сказка «Добрыня и Алеша»
Сказка учит честно исполнять свой долг перед страной, перед мужем, перед друзьями. Учит верности и скромности. Учит не желать чужую жену и чужого мужа. Учит смелости и решительности в отстаивании своих интересов.
Отзыв на сказку «Добрыня и Алеша»
Мне понравилось как Добрыня отделал Алешу при всем честном народе. Нечего на чужих жен зариться было. Хотя двенадцать лет Добрыня отсутствовал, и сам старым стал за это время, и жена его не помолодела. Так что даже странно, что Алеша именно на ней жениться решил. А еще мне понравилось, что Русь в те времена дань с Орды собирала.
Пословицы к сказке «Добрыня и Алеша»

Не верь козлу в капусте, а волку в овчарне.
Муж как ворона, а все жене оборона.
В том и сила, чтобы жена мужа любила.
Доброю женою и муж честен.
Муж славен мечом, жена — мудростью.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Добрыня и Алеша»
В стольном Киеве шел веселый пир. Богатыри ели, пили, песни пели. Вдруг поднялся со своего места князь Владимир и стал богатырей спрашивать, кого послать в Золотую орду дань собирать.
Алешу Поповича не хотел князь посылать из-за его юного возраста, а решил послать более мудрого и спокойного Добрыню.
Стал Добрыня в Орду собираться, а молодой своей жене-красавице Настасье Микуличне наказывал ждать его девять лет, а если он не вернется, то выходить замуж. Только просил не ходить за Алешу Поповича, ведь тот ему крестным братом приходится.
Прошло девять лет, как уехал Добрыня в Орду. Нет от него вестей. Стал князь Владимир сватать Настасью за Алешу Поповича, угрожая иначе на черную ее работу перевести, коровницей сделать или постельницей.
Упросила Настасья князя еще три года обождать, а как минуло двенадцать лет с момента отъезда Добрыни, решила выйти замуж за Алешу Поповича.
Начался у князя пир.
А в это время с полей приехал статный богатырь и прямиком к Добрыниной матушке направился. Стал рассказывать ей, что видел намедни сына ее, Добрыню, а тот и повелел выдать богатырю гусли, платье скоморошье и дубинку.
А мать Добрыни, Амельфа Тимофеевна, не верит богатырю, гонит его прочь, говоря, что погиб Добрыня в чистом поле.
Повторяет свою просьбу пришлый богатырь.
Сердится мать Добрыни, гонит его все настойчивей, но подумав, что без Добрыни гусли все равно пропадают, выносит богатырю гусли, платье и дубинку.
Нарядился богатырь скоморохом и прямиком на пир к князю Владимиру отправился. Сел там на свободную печь и давай песни петь.Про Киев пел, про Иерусалим, про Царьград.
Понравились Владимиру песни нового скомороха, предложил князь выбрать скомороху почетное место, либо рядом с ним, либо напротив себя, либо напротив Настасьи Микуличны.
Сел скоморох напротив Настасьи Микуличны, а та ему полтора ведра вина наливает, да турий рог меду. А скоморох все это единым махом выпивает, да в рог перстень свой бросает.
Видит Настасья Микулична перстень и вскрикивает, что не тот ее муж, кто рядом сидит, а тот, кто напротив.
Тут Добрыня вскакивает, начинает таскать Алешу за кудри по всей комнате, бьет его и удивляется нехорошему поведению крестного брата. Да князя Владимира за компанию стыдит, говоря, что всю дань выправил, телеги с золотом из Орды везут.
А потом Добрыня повел Настасью Микуличну домой.
А Алеша Попович долго на четвереньках ползал, да все приговаривал, что всяк может жениться, да не у всякого женитьба удачной получается.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Добрыня и Алеша»

Про русских богатырей, имена народных богатырей земли русской, могучие сильные лучшие богатыри на Руси

Богатыри земли русской с древних времён были гордостью и славою славянской Руси. К сожалению, мы мало знаем о подлинных былинных событиях из тех далёких времён. Очевидно, что была Русь сильна богатырями с древности. Но и здесь наворотили кучи небылиц историки. Сегодня расскажу про русских богатырей то немногое, что близко к истине. Не обойду вниманием, конечно, самых известных трёх русских богатырей, расскажу, как зовут. Вы узнаете другие имена народных богатырей земли русской. О их подвигах во славу родины и отечества. Откуда пошли могучие сильные богатыри в славянской древней славной Руси.

Самым сильным, а то и самым первым богатырём древней Руси часто называют Илью Муромца. Считается, что на картине Виктора Васнецова «Три богатыря» он изображен в центре. На самом деле, Илья Муромец вряд ли самый сильный и, однозначно, не первый. И как можно сравнивать силу людей, которые жили в разные времена и никогда не встречались. Илья Муромец самый прославленный и известный русский богатырь — это да.

На картине Васнецова по правую руку от Ильи Муромца, якобы, изображён Добрыня Никитич. По левую – Алёша Попович. Этот хитрец в былине «Добрыня Никитич и с ним Тугарин змей» даже пытается обманом обручиться с женой, якобы, погибшего Добрыни Никитича. Такова одна «историческая правда». По другой, тоже официальной, эти богатыри не могли быть запечатлены вместе. Потому как жили в разные исторические эпохи. Добрыня Никитич – в XI веке, Илья Муромец — в X веке, Алёша Попович и того раньше.

Первые богатыри земли русской

Если Васнецов и изобразил на своей картине силача-монаха Илию Печерского (он же Муромский), воеводу Добрыню и ростовского боярина Поповича, сын попа, то он лишь заместил гораздо более древних мифологических героев славянской Руси. Его художественные образы собирательные и оторваны от реальных событий.

Первые богатыри в древней славянской России, по мнению старовера начётчика Комиссара Катара, это Святогор, Вольга Святославич и Микула Селянинович. Обратите внимание – и здесь троица силачей. Святое для православного христианина число. Да, и само слово богатырь, в своём исконном значении, — это значить собирающий Бога. Бога-тырить. Если сейчас слово «тырить» носит негативный окрас. Полагаю, не случайно – «историки» постарались. То в старину на Руси это значило хранить, прятать, собирать.

Так что, русские народные богатыри испокон века стояли на страже славянской земли и веры.

Святогор остался в былинах, как великан, размером с настоящую гору. Его даже земля не могла удержать. Былины свидетельствуют о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. Полагаю, что библейский Самсон, боровшийся с филистимлянами, прототип славянского Святогора. Только в Библии былина перевёрнута с ног на голову и превращена в традиционную историю.

Микула Селянинович – богатырь-пахарь по былинным сказаниям. У него нет большей заботы, чем, его земля и родной дом. Поэтому наш силач по образу жизни домосед. Вольга Святославович – богатырь-маг. Он понимает язык зверей и птиц, может оборотиться во что пожелает.

Образ богатыря Руси – образ земли русской

Несут образы богатырей Руси еще и глубинный сакральный смысл.

«Богатыри Земли Русской, то есть Живой Земли, это наши реки, озера, моря и океаны. Их имена брали себе русские воины, встававшие на защиту Отчизны. Где родился, там и пригодился, — пишет Комиссар Катар.

Посмотрим, кто же, на самом деле, первые 3 русских богатыря — Святогор, Вольга Святославич и Микула Селянинович. Святогор, действительно гора. Точнее Валдайская возвышенность, со склон которой стекают великие русские реки: Волга, Тихий Дон и Днепр. Три былинных русских богатыря зарождаются на Валдае и несут свои живительные воды в земли славной Руси.

Вольга Святославич – это река Волга, Микула Селянинович – Тихий Дон и Михаил Потык – река Днепр.

Михайло Потык – это наш Михаил Поток, больше известный в болгарском героическом эпосе и в западноевропейских сказках. В былине он женат на Авдотье Лебеди. А лебедь это знак Исуса Христа, не сам Сын Божий, а крест Исуса. Муж и жена даю зарок о том, что, кто бы из них не умер первым, второго закопают в могилу живым рядом. Когда Лебедь – Исус умирает, Поток уходит под землю вместе с ним. Он там сражается с драконом и его кровью оживляет Лебедя. Какие реальные исторические события скрыты за этой былиной? Не знаю. Но они, полагаю, происходили.

Имена русских богатырей – это реки, моря и океаны

Комиссар Катар предлагает вспомнить строки из Конька-горбунка Петра Ершова:

«Было у царя три сына.

Старший умный был дитина,

Средний был и так и сяк,

Младший вовсе был дурак».

Вы не поверите, но эти строки о первых богатырях на Руси. Смотрите сами.

Река Волга полноводна и судоходна по всей своей длине. Потому у Ершова она «умная дитина» Тихий Дон пригоден к судоходству не везде, русло, особенно в верховьях, мелкое для прохода речных судов. В Липецкой области на реке даже встречаются пороги. То есть Дон – река «и так и сяк». По Днепру суда не ходят. Только небольшой участок его русла после Запорожья пригоден для судоходства. То есть, Днепр у нас «дурак».

Лучшие богатыри на Руси кто они

Михаил Потык или Днепр уже из младшей когорты сильных богатырей на Руси. Сюда же относятся уже знакомые вам Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Вместе со старшими собратьями, эта четвёрка младших героев, составляют славную семёрку лучших и могучих богатырей древней Руси.

Чтобы понять всю смысловую наполненность образов русских богатырей, обратимся еще раз к самому известному – Илье Муромцу. Заодно вы поймете, насколько постарались «историки», извращая подлинный смысл и образную суть былинного эпоса России.

Про русских богатырей тоже нам лгут

Самый известный подвиг Ильи Муромца – его победа над Соловьём-разбойником. На самом деле, Муромцу противостоял другой русский герой — Соловей Будимирович.

Вот что говорит об этой былине начетчик старовер Катар:

«Соловей Будимирович это Исус Христос, а Илья Муромец, это сподвижник Пророка Муххамеда – халиф Али (он же писец Корана Айюб Султан). Они никогда не противостояли друг другу, просто сказка говорит о расхождении Православия и Ислама (Исус Лама – Исус Учитель – пророк Иса) и выделении Ислама из христианства в самостоятельную веру».

А теперь подумайте, как так получилось? И, главное, зачем интерпретаторам русских былин понадобилось превращать образ Исуса в образ разбойника с большой дороги?

Кстати, знаменитый Садко – тоже одно из отражений князя Андрея Боголюбского или Исуса Христа. Это, считает Катар, не кто иной, как Крым. Имя Садко означает Крымский полуостров или остров Буян.

Тоже есть над чем задуматься.

Другие русские герои богатыри

Продолжая рассказ про русских богатырей, хочу привести имена других былинных героев:

Ставр Годинович, Чурила Пленкович, Сухман Одихмантьевич, Колыван, Дунай Иванович, Иван Гостиный сын (по некоторым былинам — Иван Годинович), Хотен Блудович, Евпатий Коловрат, Александр Пересвет, Суровец Суздалец, Чурила Пленкович, Дюк Степанович, Василий Буслаев, Гаврило Алексич, Садко, Перигор. Все они не что иное, как русские реки, притоки Волги, собирающие воду и несущие ее к морю-окияну. .

Море-окиян это Ока-Иван. Сначала им было Азовское море, в которое впадала Волка. А позже Волга сменила русло и стала впадать в море Каспийское.

Есть русский богатырь откровенно «речного разлива» — Дунай Иванович. Былина гласит, что река Дунай берёт начало из его крови. Он, в соперничестве по стрельбе из лука, уступает своей жене Настасье. Потом случайно убивает её. А, узнав о беременности супруги, убивает себя.

Другой могучий богатырь славной земли русской Никита Кожемяка. Он главный герой-змееборец. Перед схваткой со змеем рвёт на куски 12 шкур воловьих. Побеждает змея, запрягает его в соху пропахивает землю от Киева до Черного моря. Что скрыто за этими иносказаниями? Узнаем ли мы истину когда-нибудь?

Рассказ про русских богатырей будет неполным без Аники воина. Были в славном прошлом Руси и богатыри на словах. Правда и кончали жизнь бесславно…

Иван Иванович А.

Толковый словарь старорусского, великорусского языка

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх