Помост

Вопросы веры

Богородица и Иисус

В каком возрасте Мария родила Иисуса?

Возраст Девы Марии, матери Иисуса Христа — довольно удивительный факт для человека нашего времени. Современному человеку этот возраст может показаться находящимся за всеми допустимыми рамками.

Возраст, в котором Богородица родила Иисуса, напрямую в Евангелии не обозначен. Но согласно данным исследователей, ее возраст был на тот момент в диапазоне не младше 12 и не старше 15 лет.

12-летний возраст — это возраст, естественный в те времена для рождения ребенка на Востоке и в Римской Империи. С 12 лет девушек выдавали замуж.

В наше время Богородица является самой почитаемой личностью и величайшей из всех святых.

В самом Евангелии мало сказано о подробностях из жизни Богородицы, поэтому сведения о ней известны в основном из источников, не вошедших в Священное Писание. Они входят в понятие Священного Предания:

Священное Предание – передача жизни и опыта Церкви, вдохновляемой и ведомой Святым Духом. В состав Священного Предания входят: Священное Писание, определения Вселенских Соборов, литургическое предание, творения святых отцов и учителей Церкви, жития святых и пр. Священное Предание есть действие в Церкви Божественной благодати. Именно Дух Святой вдохновляет верных чад Церкви к правильному пониманию Священного Писания, хранению чистоты веры, благодатному опыту жизни церковной. Предание по своему содержанию совпадает с апостольской проповедью и, следовательно, представляет собой Богооткровенное учение, во всей полноте открытое во Христе.

Согласно Преданию, Пресвятая Богородица родилась в одном из пригородов Иерусалима — в Назарете в Галилее. Ее родители — благочестивые иудеи Иоаким и Анна — были людьми обеспеченными, уважаемыми и знатными, но большого богатства не имели. Несмотря на свое горячее желание и пожилой возраст, они так и не смогли родить ребенка. В те времена многие в народе считали это признаком Божьего наказания. Доходило до того, что когда Иоаким однажды принес в Иерусалимский храм положенную жертву, священник прогнал его, заявив, что не будет принимать ее от недостойного человека.

Однажды супругам по очереди явился ангел и возвестил радостную весть — они станут родителями. В назначенный срок немолодая уже женщина стала матерью здоровой малышки, которую назвали Мария. По окрестным селениям снова понеслась молва, но на этот раз люди дивились происходящему. Чудо было налицо — уже несколько веков в Израиле не случалось такого. Старики были счастливы и благодарили Бога за ниспосланный им дар. Девочку, родившуюся при таких необычных обстоятельствах, решено было посвятить служению Богу.

В ее жизни окружающие замечали много необычных фактов и предполагали, что с ней должно произойти нечто важное… Не буду пересказывать многочисленные подробности. Желающие могут почитать, например, .

А мы вернемся к теме нашего поста. Когда Марии исполнилось 12 лет, она уже не могла жить при храме. Ее нужно было выдавать замуж.

Она могла бы занять видное положение в обществе, если бы не одно «но» — еще в раннем детстве Девочка дала Богу обет безбрачия. Священники об этом знали. Когда их воспитанница вошла в зрелый возраст, и Ей уже нельзя было жить при Храме, они встали перед проблемой. Нарушать данный Марией обет никто и не думал, да и о том, чтобы Марию насильно выдать замуж, тоже не могло быть и речи. Однако и самостоятельно жить в миру Она не могла — закон воспрещал незамужним девушкам жить среди людей в одиночку. Поскольку кроме давно умерших родителей у Марии не было близких родственников, Ее решили обручить одному из старых вдовцов, чтобы он, формально считаясь Ее супругом, был хранителем чистоты и целомудрия своей жены. После долгих дискуссий и молитв священники решили выбрать будущего обручника Марии путем жеребьевки — дабы так проявилась исключительно воля Божья. Среди кандидатов был и Иосиф — строительных дел мастер из провинциального галилейского городка Назарет. Когда мужчины собрались в Храме, первосвященник забрал у них посохи и положил их на жертвенник. После продолжительной молитвы он начал по одному возвращать жезлы хозяевам с расчетом, что Господь каким-то явным образом укажет избранника. Но знака не было, и лишь когда очередь дошла до Иосифа, как говорит Предание, произошло чудо — широкий конец палки отделился от нее и превратился в голубку, которая села Иосифу на голову. Все поняли, что он и есть избранник Божий.

Как говорится в Предании, вскоре после этого и произошли события, описанные в Евангелии как Благовещение, когда ангел сообщил о том, что Мария родит Сына Божия. Опять же, не буду вдаваться в нюансы и подробности, не всем читателям это интересно. Ответ на вопрос, в каком возрасте Мария родила Иисуса Христа, мы уже получили.

Иллюстрацией к посту пусть послужит скрин-шот из поискового запроса в Яндексе: «Девочка 14 лет». Для наглядного понимания этого возраста.

В каком возрасте Богородица родила Христа?

«Разговаривал с одним мусульманином, и мусульманин сказал, что Мария родила Иисуса в 12 лет. Что вы можете сказать по этому поводу? Правда ли это? Спасибо».

— Возраст, в котором Мария родила Иисуса, в Евангелии не обозначается. Мы не можем смело утверждать, что в этом или в этом. 12-летний возраст — это возраст, естественный для рождения ребенка на Востоке и в Римской Империи это был возраст бракопозволительный. С этого времени начиналась брачная жизнь девушки, если ее выдавали замуж. И наши законы, Российской Империи, повелевали мальчика не младше 15-ти, девочку не младше 12-ти лет выдавать замуж и венчать. Поэтому 12-летний возраст — это не какой-то там фантастически маленький возраст. Но в других источниках говорится о 14-ти годах, но так или иначе это не было двадцать пять или тридцать-сорок лет. Она была именно девица, отроковица. Настолько уже в молитве горячая, настолько внутренне смиренная, что Она была уже способна по женскому естеству зачать. Она должна была расцвести как девушка, чтобы все в Ней было готово к зачатию, и быть вместе с тем такой чистой, чтобы быть вместе с Богом. И в Ней это соединилось. Поэтому можно думать, что этот возраст был близок к этому, т. е. 12-13-14 лет, именно в этих года Пресвятая Дева Мария и становилась матерью Господа Иисуса Христа, бессемянное зачатие и произошло. Но мы точных данных не имеем, поэтому цепляться за цифры здесь не имеет смысла. Но порядок цифр приблизительно такой, не младше 12-ти, но и не старше 16-ти. Не старше 14-ти даже, я думаю. Где-то вот в таком порядке цифр.

Протоиерей Андрей Ткачев

Богородица, Дева Мария, родившая Иисуса Христа: Житие

П. Ю. Малков

Статья из V т. «Православной энциклопедии», М. 2002, С. 486-487)

Из библейского рассказа мы не узнаем ничего ни об обстоятельствах Ее Рождества, ни о Введении во храм, ни о жизни Богородицы после Пятидесятницы. Такие подробности жития Богородицы доносит до нас Церковное Предание: древние сказания, церковно-исторические сочинения, гомилетическо-библейских сведений о житии Богоматери явились раннехристианские апокрифы: «История Иакова о рождении Марии» (иначе – «Протоевангелие Иакова»; 2-я пол.–кон. II в., Египет), «Евангелие детства» (иначе – «Евангелие от Фомы»; II в.), «Книга Иосифа Плотника» (ок. 400 г., Египет), «Святого Иоанна Богослова сказание об Успении Святой Богородицы» (IV–V вв.).

Не признавая апокрифы как источник вероучения, Церковь вместе с тем заимствовала из них целый ряд сюжетов, связанных с земной жизнью Богородицы. При этом сами апокрифические рассказы в новой отредактированной версии оказались очищены от гностического элемента и согласованы с каноническим рассказом о Богородице, содержащимся в Четвероевангелии. Популярности заимствованных из апокрифов сюжетов, связанных с личностью Богородицы, способствовали и многочисленные переводы древних апокрифов на различные языки: «Евангелие детства», напр., было переведено на сирийский, коптский, армянский, грузинский языки; существуют также его латинская (известна как «Евангелие псевдо-Матфея»), эфиопская, арабская и славянская («История Фомы израильтянина», «Детство Христово») версии.

Долгая многовековая работа по очищению апокрифических материалов, связанных с образом Богородицы, от содержащихся здесь неправославных идей и неприемлемых для Церкви сюжетов привела к сложению единого и внутренне непротиворечивого Предания о земной жизни Богородицы, к осуществлению взаимосвязи обстоятельств Ее жития с богослужебным годичным кругом (апокрифическими сказаниями о Богородице активно пользовались такие знаменитые песнописцы, как свт. Андрей Критский, прп. Косма Маиумский и прп. Иоанн Дамаскин). Сказания о жизни Богородицы издревле находили живой отклик у православных христиан, были их любимым чтением. Они входили в различные агиографические литературные традиции поместных Церквей. Сказания нашли отражение и в проповедях святых отцов (св. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Григория Паламы и др.) на церковные праздники.

Предание свидетельствует о том, что на рубеже двух эр мировой истории, разделенных рождением Христа, в г. Назарете жили немолодые и бездетные супруги, святые праведные Иоаким и Анна. Всю свою жизнь, посвященную исполнению Божией воли и служению ближним, мечтали они и горячо молились о том, чтобы Господь даровал им ребенка. Иоаким и Анна дали обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу. Наконец, по прошествии 50 лет их супружества, молитва престарелых праведников была услышана: дочь они назвали Марией (в переводе с еврейского – «госпожа» или «надежда»). Девочка, принесшая утешение и душевное облегчение престарелым и богобоязненным супругам, предназначена была стать Матерью будущего Спасителя мира, Сына Божия. По отцу Она происходила из колена Иудина, из рода Давидова; по матери – от племени Ааронова; среди Ее предков были ветхозаветные патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.

Церковное Предание доносит до нас ряд значимых обстоятельств события Рождества Богородицы. Иоаким и Анна очень страдали из-за своего бесплодия, в котором ветхозаветная мораль видела наказание Божие. Иоакиму даже препятствовали приносить в храме жертвы, считая, что он неугоден Богу, поскольку не создал потомства израильскому народу. Иоаким знал, что мн. ветхозаветные праведники, напр. Авраам, так же, как и он, до самых преклонных лет не имели детей, но затем Бог по их вере и молитвам все же посылал им потомство. Иоаким удалился в пустыню, устроил там палатку, где молился и постился в течение 40 дней и ночей. Анна, подобно мужу, горько оплакивала свою бездетность. И ее, как и супруга, уничижали за бесплодие окружающие. Но однажды, когда Анна гуляла в саду и молилась Богу о том, чтобы Он даровал ей ребенка, как некогда даровал потомство престарелой Сарре, перед Анной предстал ангел Господень и пообещал ей, что скоро она родит и о потомстве ее будут говорить во всем мире (Протоевангелие. 4). Анна дала обет посвятить своего ребенка Богу. В то же время ангел явился и Иоакиму, возвещая, что Бог внял его молитвам. Иоаким возвратился домой к Анне, где вскоре совершились зачатие и Рождество Богородицы.

Престарелые родители принесли Богу благодарственные жертвы за данный им дар. Анна после рождения дочери дала обет, что младенец не будет ходить по земле до тех пор, пока родители не введут Марию в храм Господень. «…Они от Него,– говорит свт. Григорий Палама,– прияли обещание о Твоем рождении и, прекрасно поступая, Тебя, обещанную им, в свою очередь Ему обещали…» (Greg. Pal. In Praesent. 8).
Когда будущая Богородица достигла 3-летнего возраста, Иоаким и Анна, откладывавшие до этого момента Ее посвящение Богу, решили, что настала пора привести Марию в храм. По преданию (Протоевангелие. 7), вступление Марии во храм сопровождалось торжественным шествием, по дороге к храму стояли юные непорочные девы с зажженными светильниками. «…Да ликовствует Иоаким со Анною, яко плод святый из них произыде, Мария светоносная, божественная свеща, и радуется входящи во храм…» (седален по полиелее). Родители поставили Ее на первую из 15 высоких ступеней храма. И здесь, по преданию, передаваемому блж. Иеронимом Стридонским, свершилось чудо: Мария самостоятельно, без чьей-либо поддержки, взойдя по крутым ступеням, вступила в храм (Hieron. De nativit. S. Mariae). В тот же миг навстречу Ей вышел первосвященник: по преданию, Захария – будущий отец Иоанна Крестителя (Предтечи). Он, по особому откровению Божию, ввел Марию во Святая Святых, куда имел право входить лишь 1 раз в году первосвященник.
После этого Иоаким и Анна оставили Марию при храме. Вся ее жизнь в храме была делом особого Промысла Божия. Она воспитывалась и училась вместе с др. девами, трудилась над пряжей и шила священнические облачения. Пищу буд. Богородице приносил ангел. «Святая святых сущи, Чистая во храм святый возлюбила еси вселитися, и со ангелы, Дево, беседующи пребываеши, преславне с небесе хлеб приемлющи, Питательнице Жизни» (тропарь 4-й песни 2-го канона на Введение).

Предание повествует о том, что Богородица прожила при храме до 12 лет. Наступило время, когда Ей надлежало оставить храм и вступить в брак. Но Она объявила первосвященнику и священникам, что дала обет девства перед Богом. Тогда, из уважения к ее обету и для сохранения Ее девства, чтобы юная дева не оставалась без покровительства и попечения (к тому времени почили Ее родители), Марию обручили престарелому плотнику Иосифу, происходившему из рода царя Давида. По преданию, Господь Сам указал на него в качестве буд. обручника и защитника Богородицы. Храмовые священники собрали 12 мужчин из рода Давида, положили их посохи на жертвенник и молились, чтобы Бог указал на того, кто Ему угоден. Затем первосвященник отдал каждому его посох. Когда он отдал посох Иосифу, из него вылетела голубка и села Иосифу на голову. Тогда первосвященник сказал старцу: «Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти Деву Господа». (Протоевангелие. 9). Богородица поселилась в доме Иосифа в Назарете. Здесь Она пребывала в трудах, богомыслии и молитве. В это время возникла необходимость в изготовлении новой завесы для иерусалимского храма. Часть работы по поручению первосвященника исполнила Дева Мария.

Наступил момент Благовещения. Это событие описывается в Новом Завете евангелистом Лукой (1. 26–38). Бог послал к Пречистой Деве арх. Гавриила, дабы он возвестил Ей о скором Рождестве от Нее Господа. По преданию, в тот момент, когда перед Ней явился архангел, Она читала отрывок из Книги пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет…» (Ис. 7:14). Богородица начала молиться о том, чтобы Господь открыл Ей таинственный смысл этих слов и скорее исполнил Свое обетование. Как раз в этот миг Она увидела перед Собой арх. Гавриила, который возвестил Ей о скором рождении Сына. Младенец будет Сыном Всевышнего, наречется Иисусом, наследует престол Давидов и Его Царству не будет конца. Мария недоумевает: как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Мария в ответ на слова архангела дает Свое добровольное согласие на Боговоплощение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Арх. Гавриил отходит от Богородицы. Совершается безмужное зачатие Господа Иисуса Христа.

После события Благовещения Богородица отправилась навестить Свою родственницу прав. Елисавету, будущая мать св. Иоанна Крестителя (Предтечи). Праведные Захария и Елисавета жили в левитском г. Иута. В соответствии с преданием, по дороге в Иуту Богородица посетила Иерусалим и передала в храм уже готовое рукоделие – часть новой завесы. Там над Богородицей произнес возвышенное благословение первосвященник, сказавший, что Господь прославит Марию во всех родах земных (Протоевангелие. 12). Событие встречи Богородицы и Елисаветы описывает евангелист Лука (Лк. 1:39–56). В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы. Она исполнилась Св. Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. Богородица ответила ей торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1:46–55), прославляющим милосердие Божие, являемое Израилю в исполнение древних пророчеств о Мессии. Она свидетельствует, что отныне Ее ублажат все поколения живущих на земле. Богородица находилась в доме Захарии и Елисаветы ок. 3 месяцев, затем вернулась в Назарет.

Вскоре Иосиф заметил, что Мария носит во чреве плод и пришел от этого в смущение. Он хотел втайне отпустить Ее из своего дома, тем самым освободив от преследования по суровому ветхозаветному закону. Однако Иосифу явился во сне ангел и засвидетельствовал, что рождающийся от Богородицы Младенец зачат наитием Святаго Духа. Она родит Сына, Которого следует назвать именем Иисус, так как Он спасет человечество от грехов. Иосиф был послушен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, оберегая Ее чистоту и девство (Мф. 1:18–25).

Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух, дополняющих друг друга, Евангелиях – от Матфея (1:18–2:23) и от Луки (2:1–20). Здесь повествуется о том, что во времена царствования имп. Августа в Риме (под властью которого находилась в те времена Палестина) и царя Ирода в Иудее по решению императора, была устроена перепись населения. При этом евреям – для их участия в переписи – надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Иосиф и Мария, ожидавшая уже к тому времени скорого рождения Ребенка, пришли в Вифлеем, так как происходили из рода царя Давида (Euseb. Hist. eccl. I 7. 17). Вифлеем же был городом Давидовым. Не найдя свободных мест в гостинице, они вынуждены были (хотя это было холодное время года) поселиться в загоне для скота – по Церковному Преданию, берущему начало в раннехрист. апокрифах и в свидетельствах древних отцов Церкви (Iust. Martyr. Dial. 78; Orig. Contra Cels. I 51), это была пещера. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы и родился Богомладенец Иисус Христос. Рождество совершилось без обычных для рожениц физических страданий. Богородица Сама спеленала Господа по Его Рождестве и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Здесь, в пещере, Она оказалась свидетельницей поклонения Господу пастухов и слагала в сердце Своем слова их рассказа о чудесном явлении в поле ангельских сил (Лк. 2:8–14, 19).

На 8-й день по Рождестве над Богомладенцем был совершен обряд обрезания и наречения имени (Лк. 2:21), а по прошествии 40 дней принесли Его в иерусалимский храм. Это событие вспоминается Церковью под именем Сретения Господня. Его обстоятельства описываются евангелистом Лукой (2. 22–38). Младенец был принесен в храм во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (Лев. 12:1–8). В соответствии с этим законом, женщины по истечении 40 дней, если родился мальчик, и 80 дней, если родилась девочка, должны были прийти в храм для принесения очистительной жертвы.

Посещает храм ради принесения такой жертвы и Богородица. Ею приносятся 2 горлицы и 2 голубиных птенца – жертва, по закону допустимая лишь для бедняков. По обычаю после принесения жертвы за первородного сына священник принимал младенца из рук матери и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу. При этом он совершал над ним 2 молитвы: одну – за закон о выкупе (перворожденные сыновья израильтян были предназначены, как принадлежащие Богу (Ис. 13:1–2), служить в скинии и храме – позднее эти обязанности были возложены на левитов (Чис. 8:14–19), но закон предусматривал возможность освобождения от этого служения через выкуп), др.– за дарование первенца.

Младенец Христос был встречен при входе в храм благочестивым и праведным старцем Симеоном. Старец произнес благодарение Богу и свое знаменитое «Ныне отпускаешь…». Он обратился к Богородице, пророчествуя о Ее судьбе: «…и Тебе Самой оружие пройдет душу…». Слова об «оружии», т. е. о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы,– это пророчество о тех страданиях, что Ей предстоит испытать, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Ее Божественного Сына.

По древнему Преданию Вост. Церкви, именно после события Сретения (Ephraem Syri. In Deatess.; а не в ночь Рождества – Ioan. Chrysost. In Matth. 1. 1; ср.: Theoph. Bulg. In Matth. 1. 1) совершилось поклонение Богомладенцу пришедших с востока волхвов (Мф. 2:1–12). Обманутый ими Ирод искал смерти Христа, и Святое Семейство вскоре – по указанию явившегося Иосифу ангела – было вынуждено покинуть Палестину и бежать в Египет (Мф. 2:13–15). Оттуда Иосиф и Богородица с Младенцем вернулись на родину лишь после того, как узнали, что Ирод умер. О смерти царя Иосиф узнал от явившегося ему во сне ангела (Мф. 2:19–21).

Сохранился целый ряд благочестивых преданий, связанных с пребыванием Святого Семейства в Египте. Так, по одной из легенд, на пути в Египет они наткнулись на разбойников, двое из которых были в дозоре, остальные спали. Один разбойник, смутно ощутивший Божественное величие Младенца, не дал товарищам нанести вред Святому Семейству. Тогда Богородица сказала ему: «Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит» (Евангелие детства Спасителя Арабское. 23). По преданию, именно этот милосердный разбойник и оказался потом тем благоразумным разбойником, чьи грехи были прощены Господом на кресте, и который удостоился войти в рай вместе со Христом (Лк. 23:39–43).

По возвращении в Палестину Святое Семейство вновь поселилось в Назарете (Мф. 2:23). По преданию, Богородица занималась рукоделием, учила грамоте местных детей. Она по-прежнему пребывала в молитве и богомыслии. Каждый год все Семейство отправлялось – по существующему религиозному обычаю – в Иерусалим на праздник Пасхи. Во время одного из подобных путешествий уже покинувшие храм Иосиф и Богородица не заметили, что отрок Иисус, Которому было тогда 12 лет, остался в Иерусалиме. Они думали, что Иисус идет в Галилею с к.-л. из их родственников или знакомых; не найдя Его среди них и будучи обеспокоены этим, Иосиф и Богородица возвратились в иерусалимский храм. Они нашли здесь Иисуса, беседующего с иудейскими учителями, поражавшимися присущей Ему не по летам мудрости. Богородица сказала Ему о той скорби, которая охватила Ее и Иосифа, когда они не нашли Его среди соплеменников. Господь ответил Ей: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Тогда они не поняли смысла сказанных Господом слов. И все же Богоматерь сохранила все Его слова в Своем сердце, смутно предугадывая то будущее, что ожидает Ее Сына и Саму Богородицу (Лк. 2:41–51).

В соответствии с Церковным Преданием, через неск. лет после этого события умер Иосиф. Теперь о Христе и Его братьях (в согласии с вост. экзегетической традицией, детях Иосифа от первого брака – Euseb. Hist. eccl. II 1. 2; Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56; см.: Мерзлюкин. С. 25–26) заботилась Богоматерь.

После Крещения Господня и 40-дневного поста в пустыне, Сын Божий оказался вместе со Своей Матерью на брачном пире в Кане Галилейской. Здесь Богородица попросила Его утешить испытывавших недостаток в вине пирующих и явить ради этого Свою Божественную силу. Господь сначала ответил, что Его час еще не настал, а затем, видя полное упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4), чудесным образом претворил воду в вино (Ин. 2:1–11). По преданию, вскоре после пребывания на браке в Кане Богородица по воле Сына переселилась в Капернаум (Ioan. Chrysost. In Ioan. 2. 4).

Исполнение воли Небесного Отца было для Иисуса несравненно важнее семейного родства. Об этом свидетельствует известный эпизод, описанный в синоптических Евангелиях (Мф. 12:46–50; Мк. 3:31–35; Лк. 8:19–21): придя к дому, где проповедовал Христос, пожелавшие Его увидеть Богородица и братья Господа послали к Нему просить о встрече; Иисус Христос ответил, что всякий, исполняющий волю Его Небесного Отца, является Его братом, сестрой и матерью.

Во время Крестных страданий Господа Богородица находилась неподалеку от Своего Божественного Сына. Она не оставила Господа и у Креста, разделяя с Ним Его страдания. Здесь Она предстояла Распятому вместе с ап. Иоанном Богословом. Христос сказал Богородице, указывая на Иоанна: «Жено! се, сын Твой», а затем апостолу: «се, Матерь твоя» (Ин. 19:26–27). С этого дня ап. Иоанн взял на себя заботу о Богородице.

Церковь верит, что Господь явился Своей Матери сразу по Воскресении. Блж. Феофилакт Болгарский считает (Theoph. Bulg. In Matth. 27), что именно Богородица упоминается среди жен мироносиц у евангелиста Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф. 27:56), т. к. Иаков и Иосия – дети почившего Иосифа, обручника Ее, а также – «другой Марии» (Мф. 27:61; 28. 1). Ей и Марии Магдалине сначала явился ангел, возвестивший о Воскресении Христа, а затем и Сам восставший из гроба Господь (Мф. 28:1–10). О том, что «другая Мария» и Богородица – одно лицо, утверждается и в синаксарном чтении во Святую Неделю Пасхи.

Предание Церкви утверждает, что Богородица присутствовала и при Вознесении Господнем. Ее изображение всегда имеется на иконе этого Праздника. По Вознесении Христа Богородица находилась в Иерусалиме вместе с апостолами (Деян. 1:14) и ожидала исполнения обетования Своего Сына – схождения Святого Духа. По прошествии 10 дней после Вознесения на Богородицу и апостолов сошел Святой Дух в образе огненных языков – осуществилось чудо Пятидесятницы (Деян. 2:1–4).

После сошествия Святого Духа Богородица прославилась среди христиан многими Своими чудотворениями и удостоилась великого почитания. По преданию, Она была свидетельницей мученической смерти архидиак. Стефана и молилась о том, чтобы Господь даровал ему силы с твердостью и терпением встретить кончину. После начавшихся при Ироде Агриппе преследований христиан и казни Иакова Богородица и апостолы оставили Иерусалим. Они бросили жребий, дабы узнать, кому и где следует проповедовать Евангельскую Истину. В удел Богородице для Ее проповеди досталась Иверия (Грузия). Она собиралась отправиться туда, но явившийся Ей ангел воспрепятствовал это сделать. Он возвестил Богородице, что Иверии надлежит просветиться Светом Христовым много позднее, а пока Она должна остаться в Иерусалиме, чтобы отправиться отсюда в иную, также требующую просвещения, землю. Имя этой страны должно было открыться Богородице позднее. В Иерусалиме Богородица беспрестанно посещала опустевший по Воскресении Гроб Христов и молилась. Иудеи хотели настигнуть Ее здесь и убить и даже выставляли возле Гроба стражу. Однако сила Божия чудесным образом скрывала Богородицу от глаз иудеев, и Она беспрепятственно посещала пещеру Погребения (Сказание об Успении Святой Богородицы. 2).

Церковное Предание повествует о морском путешествии Богородицы к некогда воскрешенному Господом и ставшему кипрским епископом Лазарю. По дороге Ее корабль был подхвачен бурей и перенесен к горе Афон. Постигнув, что это та самая земля, о которой Ей благовествовал в Иерусалиме ангел, Богородица ступила на Афонский п-ов. В те времена на Афоне процветали самые разнообразные языческие культы, однако с приходом Богородицы язычество оказалось на Афоне повержено. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство. Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем » (Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 2. С. 129–131). Богородица отплыла со Своими спутниками на Кипр, где посетила Лазаря. Во время своего путешествия Божия Матерь побывала в Ефесе. Возвратясь в Иерусалим, Она по-прежнему часто и подолгу молилась в местах, которые были связаны с событиями земной жизни Ее Сына. Как повествует «Сказание об Успении Святой Богородицы», о том, что Ее земная кончина уже близка, Богородица узнала от арх. Гавриила. Эту весть Богородица приняла с большой радостью: Ей предстояла скорая встреча со Своим Сыном. В качестве предзнаменования ожидающей Богородицу по Ее Успении славы архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую неземным светом. Эту ветвь надлежало нести перед гробом Богородицы в день Ее погребения.

Когда Богородица возлежала на смертном одре, совершилось чудесное событие: силой Божией в Ее дом были собраны находившиеся тогда в различных странах апостолы, которые благодаря этому чуду смогли присутствовать при Успении Девы Марии. Об этом чудесном событии свидетельствует богослужение утрени Успения Богородицы: «Всечестный лик премудрых апостол собрася чудно погребести славно тело Твое пречистое, Богородице всепетая: с ними же воспеша и ангел множество, Преставление Твое честно хваляще, еже верою празднуем» (седален по 1-й кафизме на Успение). По Церковному Преданию, сияющую чистотой душу Богоматери принял Господь, явившийся с сонмом небесных сил: «Дивляхуся ангельския силы, в Сионе смотряюще своего Владыку, женскую душу руками носящаго: пречисто бо рождшей, сынолепно провозглашаше: гряди Чистая, с Сыном и Богом прославлена буди» (тропарь 9-й песни 1-го канона Успения). Не было у одра Богородицы лишь ап. Фомы (эпизод и описание вознесения Богородицы по лат. версии апокрифа об Успении Святой Богородицы). Согласно Церковному преданию, после смерти Богородицы апостолы положили Ее тело в гробнице-пещере, завалив вход большим камнем. На 3-й день к ним присоединился отсутствовавший в день Успения Фома, который очень страдал от того, что так и не успел проститься с Богородицей. По его слезной мольбе апостолы отвалили от входа в пещеру камень, чтобы и он смог попрощаться с телом умершей Богородицы. Но, к их удивлению, они не нашли Ее тела внутри пещеры. Здесь лежали только Ее одежды, от которых исходило дивное благоухание. Православная Церковь хранит Предание, что Богородица была воскрешена силой Божией на 3-й день после Своего Успения и взошла на Небо. «Победныя почести взяла еси на естество Чистая, Бога рождши: Обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом. Темже умерши, с Сыном востаеши вечнующи» (тропарь 1-й песни 1-го канона Успения).

У некоторых древних писателей проскальзывала мысль о мученической смерти Богоматери (напр. в Слове, приписываемом Тимофею, пресв. Иерусалимскому, V в.), однако это предположение отвергается святыми отцами (Ambros. Mediol. In Luc. 2. 61), Церковным Преданием.

Год Успения Богоматери древними духовными писателями и церковными историками называется различно. Евсевий Кесарийский указывает 48 г. по Р. Х., Ипполит Римский – 43 г. по Р. Х., Епифаний Кипрский – 25-й год по Вознесении Христовом, Никифор Каллист – 44 г. по Р. Х.

***

Дева МарияПресвятая Богородица

Земная мать Иисуса Христа. Одна из самых почитаемых личностей и величайшая из христианских святых. Архангел Гавриил явился ей и возвестил, что, согласно божественному выбору, она станет матерью Иисуса — Сына Божьего. Согласно каноническому Евангелию, присутствовала и при распятии Христа. В конце земной жизни, тело ее отправилось на небеса.

Мария родилась в I веке до н.э. в городе Назарет, Израиль. Отец, Иоаким, человек верующий и праведный. Мать по имени Анна, как и муж, всегда следовала букве Закона Божьего. Семья эта жила в полном согласии, только одно омрачало существование супругов: отсутствие детей. Долгие годы молились, чтобы господь послал им ребенка, но мольбы были тщетны.

Почти пятьдесят лет прожили в браке и уже отчаялись завести ребенка. Но однажды Анна, прогуливаясь по саду, увидела ангела. Тот пообещал удивленной женщине, что скоро станет матерью, а ребенок ее будет известен всему миру. Поспешила домой, чтобы рассказать о видении мужу. Каково же было ее удивление, когда выяснилось, что Иоаким также видел ангела, возвестившего, что молитвы о ребенке услышаны.

Супруги растили дочку и готовились исполнить обещанное. Спустя три года отдали маленькую Марию на воспитание в иерусалимский храм. Удивительно, но девочка без труда преодолела пятнадцать ступеней к вратам храма, которые и взрослым людям подчас давались с трудом.

Несколькими годами позднее праведные Анна и Иоаким умерли. Мария продолжала жить при храме, обучаясь вместе с другими девушками в специальной школе. Здесь юным воспитанницам преподавали основы наук, учили Слову Божьему, а также готовили к мирской жизни, ведению хозяйства и воспитанию детей. Лучше всего девочке давалось шитье. Есть легенда, что именно ей доверили сшить занавес и покрывальце для храмового святилища.

Учитывая подобное воспитание, из Марии должна была вырасти завидная невеста — трудолюбивая, набожная и образованная. Но такая судьба не привлекала девочку, и та дала обет безбрачия. Это создало определенные трудности: зрелым девушкам не разрешалось жить при храме, и подросшей Марии предстояло покинуть божий дом.

Но и жить одной по законам того времени ей было нельзя. Выход нашли священнослужители, привязавшиеся к воспитаннице: двенадцатилетнюю Марию выдали за пожилого вдовца Иосифа, который в силу возраста должен сохранить чистоту девушки, позволив ей не нарушить слово, данное Богу.

Поначалу старец не обрадовался юной невесте, свалившейся на его голову. Кроме того, мужчина опасался пересудов за спиной и насмешек родственников и соседей — столь велика была разница в возрасте. Однако не посмел перечить воле священников и взял девочку в дом, назвав своей женой.

Спустя некоторое время Иосиф, работавший плотником, на несколько месяцев покинул дом, отправившись на очередную стройку. Мария, оставшись на хозяйстве, присматривала за порядком, ткала и много молилась. По легенде, во время молитвы девушке явился ангел, который поведал о скором рождении сына.

Мальчику, по словам ангела, предстояло стать спасителем людей, тем, чьего прихода давно ожидали иудеи. Марию смутило это откровение, ведь оставалась девственницей. На что ей был ответ, что понесет от высшей силы, а не от мужского семени. Этот день в христианской традиции стал праздником Благовещения — в память о благой вести, которую получила Дева Мария.

И действительно, вскоре Мария поняла, что беременна. Женщина еще не осознавала роль, которую предстояло сыграть ее сыну, однако понимала, что стала участницей настоящего чуда непорочного зачатия.

Иосиф, вернувшийся домой через некоторое время, сразу заметил перемены, произошедшие с женой. Этот добрый человек не сразу поверил рассказу Марии, решив, что наивная девушка просто стала жертвой обмана какого-нибудь соседского молодца, соблазнившего ее.

Старик не винил жену и даже хотел тайком позволить той покинуть город, чтобы не стала жертвой правосудия: измена в те времена жестоко каралась, неверную женщину могли забить камнями и плетьми. Тогда плотнику явился ангел, поведавший о непорочном зачатии Марии. Это убедило Иосифа в невинности супруги, и тот позволил девушке остаться.

Незадолго до срока родов кесарь Август объявил о всеобщей переписи населения. Для этого людям надлежало самостоятельно явиться в Вифлеем. Иосиф и Мария отправились в путь. Прибыв на место, обнаружили, что город просто переполнен толпами людей. Место для ночлега найти не удалось, и супруги решили заночевать в пещере, в которой пастухи прятали скот от дождей.

Там-то Мария и родила сына. Первой колыбелью мальчику послужили ясли для кормления животных. Той же ночью над пещерой воссияла вифлеемская звезда, свет которой рассказал людям о явлении чуда на землю. Кроме того, свет звезды увидели волхвы, которые сразу же отправились в путь, чтобы лично поклониться новорожденному Сыну Божьему и поднести ему дары.

Семь дней спустя, как и требовал закон того времени, младенцу сделали обрезание и дали имя. Сына Девы Марии нарекли Иисусом. Тогда же мальчика принесли в церковь, чтобы представить Богу и принести традиционную жертву. Некий старец Симеон, также пришедший в тот день в храм, благословил младенца, поняв, кто перед ним. Девушке же иносказательно намекнул на то, что и ей, и сыну уготована нелегкая участь.

Пока Святая Дева Мария с мужем и новорожденным младенцем находилась в Вифлееме, о рождении Сына Божьего узнал жестокий и честолюбивый царь Ирод. Однако предсказатели, поведавшие о свершившемся чуде, не смогли дать ответ на вопрос, в чьей семье родился Иисус.

Тогда, не долго думая, царь приказал уничтожить всех новорожденных, которые только есть в Вифлееме. О надвигающейся беде Иосифа предупредил ангел, вновь явившийся старцу во сне. Тогда плотник с Марией и младенцем укрылся в Египте, и только когда опасность миновала, вернулся с семейством в родной Назарет.

Мария повсюду сопровождала Иисуса Христа, поддерживая его и помогая нести Слово Божье людям. Также женщина присутствовала при чуде, которое совершил Иисус, превративший воду в вино. Богородице пришлось нелегко: постоянные проповеди, которые произносил ее сын, не всегда вызывали в людях добрый отклик. Нередко приходилось сносить насмешки и агрессию тех, кто не хотел принимать постулаты религии.

В тот день, когда Иисус Христос был предан распятию палачами Понтия Пилата, Мария чувствовала боль сына и даже лишилась чувств, когда гвозди пронзили его ладони. И хотя Богородица с самого начала знала, что ему суждено принять муку за грехи людей, материнское сердце едва выдерживало такое страдание.

По преданию Богородица присутствовала при Вознесении Господнем. После этого оставалась в Иерусалиме вместе с другими учениками Христа, ожидая обещанного им схождения Святого Духа. Мария участвовала в распределении по жребию земель между апостолами, в которые должны были отправиться проповедовать. Ей выпала Грузия, но, по повелению Иисуса Христа, туда отправился апостол Андрей.

Остаток жизни Мария провела на Афоне, проповедуя среди язычников и неся Слово Божье. Богородица все дни проводила в молитвах, прося сына забрать ее к себе. Однажды женщине вновь явился ангел, возвестивший, что мольбы услышаны, и спустя три дня ее желание будет исполнено.

В назначенный день в 48 году Мария, лежавшая на смертном одре, покорно ожидала своей участи. Вокруг нее собрались близкие ей люди. Все они стали свидетелями нового чуда: сам Иисус Христос спустился с небес, чтобы забрать мать с собой. Душа Богородицы покинула тело и вознеслась в Царство Божье. Тело же, оставшееся на одре, казалось, светится благодатью.

Спустя некоторое время апостолы обнаружили, что тело девы Марии пропало из погребальной пещеры. В тот же день Богородица явилась им и возвестила, что тело ее вознесено на небо вслед за душой, чтобы смогла стать Святой Ходатаицей перед Богом за людей, нуждающихся в помощи.

Память о деве Марии

Память о деве Марии

В Православной Церкви
Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря
Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа
Память святых праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы — 22 сентября
Зачатие праведной Анной Пресвятой Марии — 22 декабря
Собор Пресвятой Богородицы — 8 января
Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября
Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне — 15 июля
Положение пояса Пресвятой Богородицы в Халкопратии — 13 сентября
Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста), в память о чудесной защите Константинополя от авар и персов в 621 году, 5-я суббота Великого Поста
Обновление храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе, день освящения собора, в котором Богородица по преданию совершила ряд чудес, пятница Светлой седмицы

В Католической Церкви
1 января — Торжество Пресвятой Богородицы
2 февраля — Сретение (Очищение Марии)
11 февраля — праздник Девы Марии Лурдской
25 марта — Благовещение
13 мая — праздник Девы Марии Фатимской
31 мая — Посещение Марией Елизаветы
15 августа — Успение (Вознесение Богоматери)
8 сентября — Рождество Богородицы
15 сентября — день Девы Марии Скорбящей
7 октября — праздник Девы Марии Розария
21 ноября — Введение во храм
8 декабря — Непорочное зачатие Девы Марии
12 декабря — праздник Девы Марии Гваделупской

закрыть

Храмы Пресвятой Богородицы

Храмы Пресвятой Богородицы

Католическая церковь Пресвятой Богородицы (Владивосток)
Храм Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии (Кемерово)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе
Церковь Пресвятой Девы Марии Кармельской (Гатчина)
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Минеральные Воды)
Собор Успения Пресвятой Девы Марии (Санкт-Петербург)
Успенская церковь (Аликово)
Храм Божией Матери Неустанной Помощи (Петрозаводск)
Храм Лоретанской Божией Матери (Оренбург)
Храм Лурдской Божией Матери (Санкт-Петербург)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Малая Грибановка)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове
Храм Успения Богородицы (Астрахань)
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Богородицк)
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове
Храм Успения Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке
Церковь Рождества Богородицы (Раскильдино)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Апатиты)
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на ПокровкеЦерковь Девы Марии (Гданьск)
Церковь Девы Марии Лоретанской
Церковь Девы Марии (Нюрнберг)
Церковь Девы Марии (Сайдабад)
Церковь Девы Марии (Цвиккау)
Церковь Пресвятой Девы Марии (Ченнаи)
Церковь Пресвятой Девы Марии с горы Кармель (Пекин)
Церковь Пресвятой Девы Марии Небесной (Шанхай)
Церковь Успения Пресвятой Девы Марии (Краков)
Церковь Пресвятой Девы Марии Царицы Ангелов (Сингапур)
Церковь Пресвятой Девы Марии Кармельской (Гатчина)
Церковь Вознесения Девы Марии (Мост)
Собор Рождества Пресвятой Девы Марии (Кошице
Церковь Пресвятой Девы Марии Лурдской (Шанхай)
Церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Баку)
Церковь Непорочного Зачатия Девы Марии (Дюссельдорф)
Церковь Рождества Пресвятой Девы Марии (Сингапур)
Собор Девы Марии (Аугсбург)
Собор Девы Марии (Минск)
Кафедральный собор Сегеда
Собор Девы Марии (Сидней)
Собор Девы Марии (Констанц)
Собор Святой Марии (Сибиу)
Собор Святой Девы Марии (Лимерик)
Санта-Мария-де-Витория (Испания)
Толедский собор
Церковь Святой Марии (Берлин)
Церковь Святой Марии (Брюссель)
Церковь Святой Марии в Вюрцбурге
Церковь Святой Марии (Дортмунд)
Церковь Святой Марии (Каир)
Церковь Святой Марии (Кайзерслаутерн)
Церковь Святой Марии (Любек)
Церковь Святой Марии (Мюльхаузен)
Церковь Святой Марии (Осло)
Церковь Святой Марии (Уиднес)
Церковь Святой Марии (Ченнаи)
Церковь Святой Марии (Штральзунд)
Церковь Святой Марии (Целле)
Финская церковь Святой Марии (Санкт-Петербург)
Мариацкий костёл (Краков)
Базилика Пресвятой Богородицы, королевы Польши (Лихень)

закрыть

Пресвятая Богородица в культуре

Пресвятая Богородица в культуре

Живопись

Мадонны Джованни Беллини‎
Мадонны Рафаэля‎
Чёрная мадонна‎
Алтарь Барбадори
Алтарь Мероде
Алтарь Новициато
Алтарь Святой Марии
Благовещение (картина Леонардо да Винчи)
Благовещение (картина Филиппино Липпи)
Благовещение (картина Ян ван Эйка)
Благовещение (Сан-Марко, Фра Анджелико)
Благовещение со святым Эмидием
Богоматерь с младенцем (Врубель)
Вознесение Марии (картина Гверчино)
Дармштадтская мадонна
Дева Мария в доме святого Иоанна
Диспута
Дрезденский триптих
Епифания (рисунок Микеланджело)
Золотурнская мадонна
Коронование Богоматери (картина Джамбоно)
Коронование Богоматери (картина Монако)
Крест с изображением распятия
Мадонна Магнификат
Мадонна (картина Мунка)
Мадонна Ансидеи
Мадонна Арачели
Мадонна Бенуа
Мадонна в беседке из роз
Мадонна в кресле
Мадонна в розарии (картина Луини)
Мадонна в скалах
Мадонна в церкви
Мадонна во славе (картина Фьорентино)
Мадонна во славе с серафимами
Мадонна горы Кармель с душами в чистилище
Мадонна делла Лоджиа (картина)
Мадонна ди Лорето
Мадонна ди Сант-Алессио
Мадонна Дони
Мадонна и младенец с ангелом
Мадонна из Казале
Мадонна из сцены «Благовещение»
Мадонна каноника ван дер Пале
Мадонна канцлера Ролена
Мадонна Кастельфранко
Мадонна Литта
Мадонна на лугу
Мадонна Оньиссанти
Мадонна Порт-Льигата (первая версия)
Мадонна с апельсиновым деревом
Мадонна с веретеном
Мадонна с гвоздикой
Мадонна с длинной шеей
Мадонна с Младенцем (картина Ло Спанья)
Мадонна с младенцем (картина Лоренцетти, Брера)
Мадонна с Младенцем (картина Лоренцо Джерини)
Мадонна с Младенцем (картина Мастера женских полуфигур)
Мадонна с Младенцем (картина Провоста)
Мадонна с Младенцем (картина Фунгаи)
Мадонна с Младенцем и двумя ангелами
Мадонна с младенцем и святыми (картина Монтаньи)
Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (картина фра Бартоломео)
Мадонна с Младенцем и четырьмя ангелами (картина фра Беато Анджелико)
Мадонна с Младенцем под яблоней
Мадонна с младенцем, святой Екатериной и святым Иаковом
Мадонна с Младенцем, святым епископом, Иоанном Крестителем и ангелами
Мадонна с Младенцем, святым Иаковом Младшим, Иоанном Крестителем и ангелами
Мадонна с Младенцем, святыми Домиником и Фомой Аквинским
Мадонна с Младенцем, святыми Иосифом и Иоанном Крестителем
Мадонна с Младенцем, святыми Лаврентием, Иеронимом и двумя музицирующими ангелами
Мадонна с тремя казначеями
Мадонна с чётками (картина Мурильо)
Мадонна со щеглом
Мадонна, Иисус и Иоанн Креститель
Основание церкви Санта-Мария-Маджоре
Мария во славе
Маэста (картина Дуччо)
Непорочное Зачатие (Мурильо)
Обручение Девы Марии (картина Рафаэля)
Отрочество Богоматери
Погребение графа Оргаса
Поклонение волхвов (Боттичелли)
Поклонение младенцу Христу (картина Альбертинелли)
Поклонение младенцу Христу (картина Филиппино Липпи)
Поклонение младенцу Христу со святыми Варварой и Мартином
Полиптих Валле Ромита
Положение во гроб (картина Франческо Франчи)
Пьета (картина Ван Гога)
Распятие с Марией и Иоанном
Рождество Богородицы (Мурильо)
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом
Святое семейство со святой Елизаветой (картина Приматиччо)
Семь радостей Марии
Коронация Богоматери (картина Скакко)
Смерть Марии
Сталинградская Мадонна
Страшный суд (полиптих ван дер Вейдена)
Троица. Мадонна с младенцем у камина
Уилтонский диптих
Успение Богородицы (картина Тициана)
Успение Пресвятой Девы Марии (картина Рубенса)
Юность Девы Марии

Скульптура
Алонсо Кано — Непорочное зачатие
Филиппо Брунеллески — Мадонна и Дитя
Донателло — Мадонна с Младенцем и четырьмя Ангелами
Микеланджело Буонарроти — Мадонна у лестницы
Микеланджело Буонарроти — Мадонна и Дитя
Микеланджело Буонарроти — Madonna and Child with the Infant Baptist
Генрих Макс Имгоф — Мадонна с Младенцем
Статуя Деве Марии находится в Венесуэле
Статуя Деве Марии в Чили в Сантьяго на горе Сан Кристобал
Памятник Богородице с младенцем Христом в городе Йошкар-Ола
Памятник Деве Марии в Бийске, Алтайский край
Памятник Деве Марии в Эфесе,Турция
Памятник Деве Марии в Венесуэле
Памятник Деве Марии в Фуэнхироле, Испания
Памятник Деве Марии в Сантьяго, Чили
Памятник Деве Марии в Бразилиии
Памятник Деве Марии в Португалии

Музыка
Ave Maria (музыка) — десятки произведений
Дева Мария (Sancta Maria) (композитор — Жан-Батист Фор)
Ave verum corpus natum (композитор — Вольфганг Амадей Моцарт)
О, Пречиста Дева (O Santissima Vergine) (композитор — Л. Гордиджиани)
Молитва (Prayer) (композитор — Александр Варламов, слова Михаила Лермонтова)
Молитва (композитор — Модест Мусоргский, слова Михаила Лермонтова)

Поэзия

Пушкин «Жил на свете рыцарь бедный»
Лермонтов «Молитва»

закрыть 28.08.0048

Детство Пресвятой Богородицы

Недалеко от Иерусалима находится маленький городок Назарет. Там в большом доме жили Иоаким и Анна — богатые, уважаемые люди.

Однако тяжелое горе омрачало их жизнь. У них не было детей, а у израильтян это считалось позорным, потому что бездетные люди лишались надежды на то, что в их семье родится Мессия.

В один из праздников Иоаким пришел со своими соплеменниками в иерусалимский храм для жертвоприношения. Там он встретил одного человека, который не очень любил его — и человек этот не преминул напомнить Иоакиму о его бездетности:

— Зачем ты пришел сюда? Всякому истинно верующему человеку Бог посылает детей, а у тебя их нет. Отчего, интересно? Видно, не особенно-то нужна Боту твоя жертва.

«И в самом деле, — подумал Иоаким. — Пойду-ка я домой, чтобы не портить людям праздник».

В глубокой скорби он вышел из храма. Чтобы как-то утешиться, он решил, что если найдет хоть одного бездетного, но благочестивого человека, то и у него будет надежда. Иоаким отправился осматривать родословные таблицы двенадцати колен.

Святая Анна с младенцем Марией на греческой иконе XV в.

Но таблицы показали ему, что все благочестивые люди имели потомство и даже у столетнего Авраама был сын. Иоаким до того опечалился, что не вернулся домой, а отправился в пустыню, где в горах паслись его овцы.

Его сердце было полно глубокой скорби. Чем он был хуже других людей? Разве он не стремился исполнить закон? За что же такая судьба и такое поношение? Сорок дней он провел в пустыне, решившись не возвращаться домой, пока Бог Израиля не посетит его. Он молился о чуде, молился о том, чтобы Бог помог ему стать отцом, как некогда стал отцом в глубокой старости Авраам.

Вскоре об этом узнала его жена, Анна. Она тосковала еще больше мужа, винила во всем себя и горячо молилась в надежде избавиться от своего бесплодия.

Прогуливаясь по саду, она увидела гнездо с птенцами.

«Вся природа прославляет Творца своими плодами, одна я как бесплодная пустыня, — подумала она. — Господи, Ты даровал Сарре сына в старости. Может, даруешь и мне?»

Всю душу вложила Анна в эту молитву. И, едва окончила ее, как перед ней появился ангел:

— Твоя молитва услышана, — сказал он. — Молитва твоя прошла через облака, слезы твои упали перед престолом Господа.

Анна, смутившись, промолчала.

— Ты родишь Дочь благословенную, высшую из всех земных дочерей, — добавил ангел. — Ради Нее благословятся все роды земные. И через Нее дастся спасение всему миру, и наречется Она Марией.

Когда ангел исчез, и Анна убедилась, что не спит, она тут же дала обещание: если у нее будет ребенок, то она отдаст его на служение Богу. И прежде чем поделиться радостью с мужем, отправилась в иерусалимский храм, чтобы поблагодарить Бога и повторить там свой обет.

Ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал:

— Бог услышал твою молитву. У твоей жены Анны родится Дочь и станет вашей общей радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим.

Иоаким не знал, что сказать: раньше ему не доводилось говорить с ангелами.

— Жене твоей я уже сказал, — добавил ангел.

Супруги встретились в Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении ангела (Анне он явился в розовых одеяниях, а Иоакиму в голубых) и вместе принесли в храме жертву. В тот же день, девятого декабря, Анна зачала от Иоакима Богородицу.

Когда Марии исполнилось полгода, Анна решила посмотреть, сможет ли та удержаться на ногах. Мария сделала семь шагов, испугалась и вернулась к матери. Анна решила, что Дочь ее не сможет ходить по земле, пока не будет введена в храм.

Когда Марии исполнился год, отец устроил пир, на который собрал священников, старейшин и подносил Марию под благословение священников и первосвященников. Анна же прославляла Бога, что Он избавил ее от бесплодия и дал понять всем в городе, что они с Иоакимом нормальные благочестивые иудеи.

Еще через год Иоаким думал исполнить над Марией обет посвящения Боту, но Анна боялась, что в храме дитя соскучится по дому, и, желая подольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить посвящение на один год.

В трехлетием возрасте Пресвятая Дева была введена в иерусалимский храм. При храме в то время жили мужчины и женщины, которые вели чистый, благочестивый образ жизни. Это был прообраз будущих христианских иноков.

Торжественно приближалась Анна с малюткой к храму. В руках девочек, сопровождавших Марию, горели свечи.

Навстречу Иоакиму и Анне вышли с пением священники во главе с первосвященником. Анна поставила Марию на первую ступень крыльца храма, которое имело всего пятнадцать высоких ступеней. И совершилось великое знамение. Никем не поддерживаемая, Дева сама легко взошла на вершину крыльца.

Все были изумлены. А первосвященник повел за собой Марию в сокровенную глубину храма, в «Святая Святых». Туда не позволялось входить не только женщинам, но даже священникам. И лишь первосвященник раз в год входил туда, неся с собой жертвенную кровь.

«Святое Святых» стало местом постоянных молитв Марии. И хотя здесь уже давно не было Ковчега завета, другие девушки не имели права и приблизиться к святилищу.

Принеся благодарственную жертву, Иоаким и Анна вернулись домой. Жизнь их, хотя и одинокая, не была уже больше омрачена упреками за бесплодие. Мария же росла в Иеусалиме, в обществе сверстниц, тоже живших при храме. За детьми следили пожилые воспитательницы, они учили своих питомиц рукоделию и Священному Писанию. Здесь Мария научилась вышивать, вязать и плести узоры. Закончив работу, Она уходила молиться в Святая Святых.

Когда Иоаким, а затем и Анна умерли, Мария стала чувствовать себя одинокой и несчастной и много молилась. Несмотря на это, о браке Она не хотела и думать: Мария решила навсегда остаться девственницей.

Когда Ей исполнилось восемнадцать, священники по обычаю сообщили ей, что пора оставить храм и найти мужа. Но Пресвятая Дева ответила, что Она от рождения посвящена Боту и хочет остаться невинной. Они удивились: для молодой иерусалимской девушки это было довольно необычное желание. С одной стороны, они не могли позволить Марии оставаться при храме, с другой же не могли силой принудить Ее к браку. Не найдя лучшего решения, они стали просить у Бога, чтоб Он объявил им Свою волю.

После общей молитвы священников первосвященник, облекшись в свои лучшие одежды, вошел за завесу. Там он увидел Ангела Господня. Раньше Захария никогда не видел ангелов, потому очень испугался.

Ангел сказал:

— Захария, собери неженатых мужей колена Иудова, из дома Давидова, пусть они принесут с собой свои посохи, — сказал ангел. — Кому Господь покажет знамение, тому ты и вручишь Деву, чтоб он стал хранителем Ее девства.

Тотчас же Захария отправился снаряжать гонцов во все концы израильской земли, чтобы созвать мужей в Иерусалим.

Между тем приблизился праздник Обновления Храма, на который собралось множество народа и также мужи из рода Давида, о которых говорил Ангел. Первосвященник отобрал у них жезлы, внес в храм, произнеся молитву:

«Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы».

Когда первосвященник вошел за жезлами в святилище, он увидел, что один жезл расцвел. Он принадлежал родственнику Пречистой Девы Марии, праведному 80-летнему старцу Иосифу, добывавшему себе хлеб плотничьим ремеслом.

Так совершилось знамение, которое указало первосвященнику на человека, назначенного быть хранителем Девы Марии. На расцветшем жезле сидел белый голубь. Подав жезл Иосифу, первосвященник сказал:

— Ты примешь Деву и будешь хранить Ее.

— Я старый человек, — ответил Иосиф. — Если я приведу в дом эту девицу, меня засмеют.

Над головой Иосифа кружил поднявшийся с шеста голубь.

— Так хочет Бог, — возразил Захария.

Марии не очень понравилось решение священников — все-таки она хотела оставаться в храме. И хотя Иосиф Ей был назначен не как муж, а лишь как хранитель, ей все равно было грустно.

Старец Иосиф был потомком Давида и Соломона. Это был человек твердого, правдивого, искреннего нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От брака с Саломией у него было две дочери и четыре сына. Перед обручением с Девой Марией он прожил много лет в честном вдовстве.

Иосиф повел Ее за собой в Галилею, в Назарет, где в будущем должен был родиться Спаситель.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх