Помост

Вопросы веры

Божественная мудрость РФ

Человеческая мудрость и Божественная премудрость

1. Мудрые люди
Мудрость открывается духовно богатым людям.
Все дела человеческие, по мнению пророка Экклесиаста, — «суета сует и томление духа». Конечно же, кроме тех, кто обращён к Всесильному и Всеблагому Богу. Жизнь – мимолётна, дух – вечен!
Надо различать мудрость разума и мудрость духа, человеческую мудрость и Божественную премудрость. Умнейшие люди совмещают обе формы мышления. Среди них Мишель Монтень, Блез Паскаль, Исаак Ньютон.
Пансофию, т.е. всеобщую мудрость, создают Ян Коменский и Лев Толстой. Чешский и русский мыслители подступают к ней через педагогику и веру в Бога.
Лев Толстой следует за Эрнестом Ренаном, выделяя в его учении о Христе, прежде всего, нравственный смысл и житейскую мудрость.
Философ, богослов, врач, музыковед, органист Альберт Швейцер благоговеет перед мудростью и красотой жизни. В лице Швейцера гуманизм XX века достигает своего апогея.
Предлагаемая мною теория «Идеальной России» вбирает в себя мудрость русского народа, нравственный и духовный опыт, накопленный за всю его историю.
2. Человеческая мудрость
Мудрость – это золотые россыпи человеческого разума.
Мудрость – это многовековой опыт людей, вложенный в краткую словесную формулу.
Мудрость – это разум, дух и душа, созревшие для философского созерцания мира.
Мудрость – это простое и ясное понимание жизни.
Знание ценит новые открытия, мудрость – прошлый опыт.
Мудрость – это сплав истины, добра и красоты.
Мудрость соединяет все исторические эпохи в единую систему вечных духовных ценностей.
Рушатся города, страны, цивилизации, исчезают с лица земли большие и малые народы, но их мудрость остаётся навсегда.
Время не властно над мудростью!
3. Божественная премудрость
Мудрость восстанавливает гармонию между человеком и Богом.
Мудрость согревает и врачует души людей, как молитва, обращённая к Богу.
У мудреца – разумная мудрость, у верующего – сердечная.
Мудрость без милосердия – эфемерна.
Мудрость учит правильно жить на Земле.Божья премудрость подготавливает к вечной жизни на Небе.
Мудрость соотносит жизнь и смерть, премудрость – жизнь и бессмертие.
Мудрость – это радостное благорасположение ума к Богу.
Мудрое слово – это Божья искра.
В Библии содержится мудрость на все века.
Мудрость угодна Богу!
Человеческая мудрость – преддверие божественной премудрости.
Отделить Божью премудрость от человеческой мудрости – это значит разрубить книгу жизни на две половины.
Божья мудрость и мудрость человеческая – это две стороны одной и той же медали.
Мудрость заключается не в том, чтобы жить по собственным понятия,ибо человеку только кажется, что он поступает разумно. На самом деле, человек – жертва случая, всесильной судьбы или непредвиденных обстоятельств. Но если человек верит в Бога, он будет следовать заповедям Иисуса Христа, которые являются выражением самого оптимального, самого достоверного жизненного опыта.

Устроено с умом: почему на Руси строили храмы во имя Божественной мудрости

14 сентября 1052 года был освящен старейший из сохранившихся на Руси каменных храмов — собор Святой Софии в Новгороде. Вторую четверть XI века — время правления Ярослава Владимировича — можно назвать переломной эпохой в истории Руси. Его отец князь Владимир Святославович провозгласил свою страну христианской державой, но на деле Русь в основном оставалась языческой. И наследнику князя-крестителя Ярославу пришлось приложить немалые усилия, чтобы православие по-настоящему вошло в души славян. Одним из этапов этого пути стало создание великолепных каменных храмов в честь Святой Софии в трех главных городах Руси — Киеве, Новгороде и Полоцке. «Известия» — о старейшем храме северо-восточной России, Софии Новгородской.

Новые времена

Князь Владимир Святославович в памяти исторической и народной всё же остался скорее последним варяжским конунгом, нежели православным государем. И его былинный альтер-эго Красно Солнышко пирует с дружиной и заезжими богатырями, совершенно не заботясь о христианском смирении и воздержании. Ярослав же — иное дело. Несмотря на то что в его биографии историки находят множество белых пятен, он воспринимается уже как благочестивый православный монарх, строитель храмов и основатель монастырей, покровитель книжных наук и искусств, создатель Церковного устава и «Русской правды» — первого свода законов. Ярослав породнился с доброй половиной европейских дворов, выдавая замуж своих дочерей и подыскивая заморских жен многочисленным сыновьям. В официальной истории Российской империи ему было отведено место создателя православной державы, что впоследствии было подчеркнуто появившемся в середине XIX веке прозвищем Мудрый.

Фото: commons.wikimedia.org Князь Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника, XVII век

Ярослав мечтал превратить Киев в новую столицу мирового православия, наследницу Иерусалима и Константинополя. Но для этого город должен был обладать соответствующими атрибутами. Отсюда и строительство Золотых ворот, и учреждение монастырей Георгиевского и Ирининского, точно как в Царьграде. Любой путник, вошедший в Золотые ворота столицы Византии, проходил между этими монастырями и приходил к главному храму города — Святой Софии. У Ярослава выбора не оставалось — нужно было строить аналогичный собор в Киеве.

Премудрость Божия

Софию Константинопольскую по приказу императора Юстиниана построили великие зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Это было самое грандиозное и великолепное здание на земле, производившее неизгладимое впечатление на людей и тем подтверждавшее величие православия и могущество византийского императора. На Руси тогда еще не строили больших каменных зданий. К тому же сооружение храма требовало знания церковного канона. Поэтому Ярослав вынужден был обратиться за помощью к грекам.

Интересно, что к началу XI века деревянные церкви в честь Софии — Премудрости Господней уже существовали и в Киеве, и в Новгороде. Первую построила Ольга, о чем говорится в Иоакимовской летописи. Про вторую мы знаем из текста Первой новгородской летописи:

Автор цитаты

«Постави владыка епископ Иоаким первую церковь деревянную дубовую святыя Софии, имущу верх 13; и стояла 60 лет. И поднялася от огня в лето 1049 марта в 4 день»

Киевский храм был сожжен в 1017 году во время княжеской междоусобицы, вспыхнувшей после смерти Владимира. Считается, что сожгли его поляки Болеслава Храброго — союзника Святополка, боровшегося против Ярослава. Столкновения между братьями продолжались еще много лет, из-за чего Ярослав, даже став официально Великим князем Киевским, предпочитал жить в Новгороде. Лишь в 1036 году, после смерти брата Мстислава, он окончательно вернулся в Киев. Тогда-то князь и пригласил византийских мастеров.

Софийский собор в Киеве

Фото: commons.wikimedia.org/Rbrechko

Мы не знаем, кто они были по происхождению — сведений об этом не сохранилось. Достоверно известно, что с 1036 по 1044 год иноземные мастера строят в Киеве несколько зданий, прежде всего Золотые ворота и Софию Киевскую. А потом отправляются на север, в Новгород, чтобы там возвести еще один храм в честь Премудрости Господней.

Новгородским князем в это время был старший сын Ярослава Владимир. В летописи за 1045 год сказано, что князем Владимиром и прибывшими из Киева каменщиками

Автор цитаты

«заложена бысть святая София Новегорода», а в 1050 году «священа бысть церкви София в Новегороде месяца сентября 14 на Воздвижение Честнаго Креста, повелением великого князя Ярослава Владимировича Киевского и Всея Руси и сына его князя Владимира Ярославича»

Всего через 20 дней после освящения храма совсем еще молодой князь Владимир, которому едва перевалило за 30, скоропостижно скончался. Он стал первым, кого похоронили в Софийском соборе.

Большинство ученых считают, что инициатором строительства Новгородской Софии был не Владимир, а его отец Ярослав. По летописным сведениям, он с супругой Ириной (Ингигерда — дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга) даже приехал на закладку храма, хотя путь от Киева до Новгорода неблизкий. «Смотри, Соломон, я превзошел тебя!» — сказал, по преданию, Юстиниан, заходя впервые в Софию Константинопольскую. Ярослав не соревновался с предшественниками в величине и богатстве храма, зато он основывал уже вторую Софию и, видимо, уже держал в голове третью, которую та же бригада будет строить в Полоцке. Божественная мудрость (именно так Σοφία переводится с греческого) распространялась по Руси, а князь Ярослав и его отец Владимир-креститель вставали в один ряд с великими христианскими монархами и библейскими пророками. Ведь не случайно сподвижник Ярослава митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати» описывает крещение Руси именно как приход Премудрости Божией, то есть Софии.

Вид на Софийский собор в Великом Новгороде

Фото: ТАСС/Максим Григорьев

Автор цитаты

«Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки… Множество мудрых — спасение миру, и царь разумный — благосостояние народа»

Соломон называет Божественную мудрость «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». Это продолжение идеи античного Логоса или талмудического Руах ха-Кодеш (Святого Духа). В православии к XI веку закрепилась точка зрения, связывавшая Софию с Христом и Приснодевой. Классической формулировкой стала «Премудрость созда Себе дом», где под домом понималась Богоматерь, а под Премудростью — воплощенный Бог-Сын.

Где София — там Новгород

Мысль, заложенная в архитектуре новгородского храма, по сей день остается загадкой. Киевская София отражала византийские традиции и имела 13 глав: центральная, самая большая, ассоциировалась со Спасителем, а двенадцать других — с апостолами. Четыре купола вокруг центрального — в память о евангелистах Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Свод киевского храма, как и обоих его собратьев, держался на 12 колоннах, как православие стояло на плечах учеников христовых. Деревянная новгородская София тоже имела 13 куполов, но в каменной — шесть куполов!

Идея пяти, возвышающихся над собором, вполне традиционна: Спаситель и евангелисты, а символика шестого, установленного над лестничной башней, непонятна. Письменных сведений не сохранилось, устной традиции — тоже, поэтому ученые и богословы спорят уже почти тысячу лет. Возможно, это был какой-то замысел самого Ярослава и касался он всех трех храмов Софии, поскольку построенный теми же византийскими мастерами храм в Полоцке тоже был необычным — он имел семь глав! То есть суммарно новгородский и полоцкий храмы по числу куполов были равны киевскому.

Купола Софийского собора в Великом Новгороде

Фото: commons.wikimedia.org

Новгородский храм удивительно строг и гармоничен. В нем лишь отдаленно чувствуется влияние византийской традиции, но вместе с тем прослеживается суровая простота русского Севера. Не случайно его пропорции и форма лягут в основу церковного строительного канона, который тогда только начинал формироваться на Руси. Для постройки стен храма использовались местный известняк, гранитные валуны, плинфа. Штукатурки на внешних стенах храма изначально не было.

По словам замечательного новгородского реставратора Григория Штендера, всю жизнь посвятившего изучению и воссозданию облика древних храмов, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зеленых и желтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству». Кирпич применялся для создания самых сложных мест: апсид, арочных сводов, барабанов, лопаток и т.д. Купола собора первоначально имели более простую шлемовидную форму. Они были черными (центральный позолочен в XV веке), что дополнительно придавало храму аскетизм и строгость.

Внутреннее убранство Софийского собора в Великом Новгороде

Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

Внутри стены храма были покрыты цемянковым раствором (известковый раствор с примесью толченого кирпича, что придавало ему нежный розовый оттенок) и почти полностью расписаны. Некоторые фрески XI века сохранилась поныне (в основном на Мартириевой паперти), но большая часть была утрачена и заменена на новые. Сохранились и удивительные граффити — надписи на стенах, которые в разное время делали простые люди. Их более 800.

Магдебургские (Корсунские) врата Софийского собора в Великом Новгороде

Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

Отдельного внимания заслуживают Магдебургские врата, которые также называют Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Покрытые великолепными рельефными изображениями сцен из Евангелия, врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. Происхождение их доподлинно неизвестно, но, по традиционной версии, они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге, а в собор попали как военный трофей новгородцев, ходивших в 1187 году на шведскую столицу Сигтуну. Впрочем, некоторые исследователи считают их изделием не западноевропейских, а византийских или даже новгородских мастеров.

Легенды святой Софии

За тысячу лет храм многое пережил, и часть его богатой истории приобрела легендарный, порой даже мистический характер. Например, существует легенда об иконе Пресвятой Богородицы «Знамение», на которой изображена Дева Мария с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди. В 1169 году войска суздальского князя Андрея Боголюбского окружили Новгород. Враги были сильнее, и защитники города с величайшим трудом отбивали атаки. Но их становилось всё меньше, и новгородцам оставалось уповать на чудо.

Настоятель Софийского собора Иоанн много дней безустанно взывал к Господу о помощи. И вдруг он услышал голос, который велел ему взять из храма икону Богородицы и вынести ее на крепостную стену. Иоанн немедленно пошел за ней, и в этот момент сами собой зазвонили соборные колокола. Икону установили на стене ликом к противникам, которые стали обстреливать процессию из луков. И одна стрела попала в изображение Девы Марии. Тогда икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду, и из нее потекли слезы… А на осаждающих город суздальцев нашел морок, они ослепли и стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Документальных подтверждений легенда не имеет, но следы от стрел на иконе есть.

Фото: commons.wikimedia.org Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»

Еще одна легенда связана со временами Ивана Грозного, наверное, самыми страшными для новгородцев. Тогда царь отдал город на разграбление своим опричникам, и Волхов стал красным от крови. В разгар ужасной расправы на крест храма сел голубь и, увидев страшную картину, окаменел от страха. А вскоре к одному из местных монахов во сне снизошла Богородица и сказала, что голубь послан Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности». Голубь и сегодня сидит на кресте — но в ХХ веке покинул его на несколько десятилетий.

15 августа 1941 года фашистские войска заняли Новгород. После артобстрелов крест с голубем был поврежден и повис на крепежных тросах, немецкий комендант города распорядился снять его совсем. Ценности из собора планово вывозились в Германию, а солдаты вермахта и испанской «Голубой дивизии» растаскивали золотую обшивку купола на сувениры. «Освободители от ига большевизма» вели себя как настоящие варвары, подчистую разграбив собор. Крест с голубем был отправлен в Испанию как трофей, после войны следы его затерялись. Лишь в 2002 году выяснилось, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. После встречи президента России и короля Испании двумя годами спустя реликвия была торжественно возвращена на родину. Испанцам была подарена точная копия, изготовленная по заказу администрации области, — всё же бывшие оккупанты относились к священному символу со всем возможным уважением.

Голубь на кресте центрального купола Софийского собора в Великом Новгороде

Фото: commons.wikimedia.org

Почитание Божественной мудрости не прижилось на Руси, оказавшись слишком сложным для простых людей, и вскоре было вытеснено более понятным культом Богоматери. Князь Андрей Боголюбский, когда переедет во Владимир и сделает его новой столицей, рядом с традиционными Золотыми воротами поставит уже не храм Софии, а кафедральный Успенский собор. И лишь новгородская София будет напоминать нам о благих мечтах князя, которого вовсе не случайно называли Мудрым.

Наверное, нет на земле человека, который не пытался узнать, что такое мудрость. Во все времена, это качество считалось одним из самых важных в человеке. Но объяснить значение слова мудрость не так уж и просто. Она приходит с возрастом и зависит от накопленного опыта человека. Но чтобы более точно определить это качество необходимо глубже вникнуть в эту тему.

Что такое мудрость

Мудрость — это главное человеческое качество, которое дает возможность принимать правильные решения. Только мудрые решения могут принести наибольшую пользу человечеству. Накапливая знания м эффективно применяя их на практике, мы становимся более мудрее и становимся на путь истины

Если говорить простыми словами, мудрость — это глубокое познание, способность человека качественно оценивать любую ситуацию основываясь на жизненный опыт. Обладать какими-то знаниями недостаточно, чтобы обрести мудрость, нужно научиться правильно применять эти знания.

В философии считается, что мудрость — это определенный уровень человеческого познания мира, который приходит с опытом. В греческом языке слово Sophia (София), переводится как мудрость. Отсюда и пошло название науки философия.

В религии говорится, что настоящей и полной мудростью обладает только Господь Бог, а людям достается лишь малая часть этого бесценного качества.

Мудрость и быт

Что касается бытового понимания мудрости, так тут также прослеживается четкая связь умственных, а также интеллектуальных способностей вместе с приобретением опыта на протяжении всей жизни. Это так называемая житейская мудрость, она накапливается у людей в процессе взросления и образовывается она с приходом разных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся.

Мудрость — это человеческий дар, который предназначен для совершения благих поступков. Обладая определенными навыками, каждый человек, применяя их на практике, должен осознавать свою ответственность перед другими людьми. Ведь все наши поступки способны влиять на судьбу других людей

Все это помогло нашим предкам открывать новые природные законы и развивать прогресс человечества. Люди изучали погодные явления, строили гипотезы и делали из этого выводы, таким образом возникало понимание всех известных нам законов физики и природы. Накопленный опыт передается из поколения в поколение и благодаря этому человечество создало цивилизацию.

Кто обладает мудростью

Мудрость — это инструмент, позволяющий любому человеку совершать правильные и рациональные поступки. Таким образом мы глубже можем понимать и осознавать тот мир, в котором живем, а также глубже познаем себя.

Как правило мудрость является продуктом зрелости человеческого ума, но стоит понимать, что каждый человек имеет свою уникальную индивидуальность, что в разных ситуациях дает возможность находится на разных уровнях развития мудрости в определенном возрасте. Проще говоря, есть люди, которые в 35 лет обладают мудростью старца, так и взрослые люди бывают с пониманием ребенка.

Пословицы о мудрости

О силе мудрости говорили везде и всегда. Во всех странах мира существует огромное количество пословиц, афоризмов, песен и фильмов, посвященных мудрости. Это и не удивительно, ведь каждый человек, обладающий высшим познанием, желает сохранить и передать другим поколениям наработанные жизненный опыт. Творчество всегда остается основным источником информации, которая является наследием каждого народа и всего человечества.

Мудрость накапливается на протяжении всей нашей жизни. Чтобы стать мудрее необходимо много работать над собой и научиться признавать собственные ошибки. Как правило, мудрые люди сдержанно и взвешенно принимают то или иное решение, опираясь на собственный опыт и на знания наших предков

Невозможно передать истинное значение мудрости, однако в каждой пословице или поговорке заложены самые главные составляющие понятия, позволяющие глубже понять, что такое мудрость. Например, такая пословица: «каждый день жизни прибавляет частичку мудрости». Данное изречение придает некую ценность мудрости для человеческого мировосприятия. Проживая каждый день, мы узнаем что-то новое и накопленные знания делают нас более разумными и понимающими.

На сегодняшний день собралось большое множество пословиц о мудрости, как мы уже выяснили очень важно передавать познания мудрейших людей другим поколениям. Далее приведены несколько пословиц о мудрости:

  • Мудрецу и счастье к лицу;
  • Мудр тот, кто сам себя знает;
  • Мудрость в голове, а не в бороде;
  • Мудрому человеку вся земля открыта;
  • Мудрый правду видит, а глупец познает ее на своей спине.

Как правило, мудрость вызывает ассоциацию со зрелым состоянием личности, но это не значит, что человек станет мудрее, как только достигнет определенного возраста. Чтобы стать мудрым, необходимо пройти много жизненных ситуаций и набраться большого жизненного опыта.

Мудрость дана человеку, чтобы совершать правильные поступки и уберечь всех людей от глупости. Чтобы постичь настоящую мудрость, необходимо владеть большим количеством знаний и применять их на практике в жизни. Мудрость заключается в том, чтобы быть образованным и приносить пользу всем живущим на земле

Этим качеством может обладать не только пожилой старец, который имеет седые волосы и длинную бороду, на самом деле гораздо большими познаниями может обладать мудрая женщина. Все зависит от намерений и обстоятельств, в этих условиях формируются принимаемые решения, а также происходят определенные последствия.

Проявление мудрости всегда было настолько неоднозначным явлением, что наши предки выделяли несколько видов мудрости, более подробно смотрите дальше.

Какие виды мудрости бывают

Многие люди, живущие в современном мире, сталкивались с несколькими трактовками, которым придают большое значение в религиозном мире. Наиболее часто встречаются такие понятия как:

  • Мудрость;
  • Премудрость;
  • Благоразумия.

Мудрость — это некое свойство или способность человеческого разума, которая строится на основании полученных знаний и степенью их освоения. В дальнейшем эти познания могут применятся в обществе для всеобщей пользы.

Премудрость — самая высшая степень состояния мудрости, которой первоначально обладает Господь Бог.

Благоразумие — это определенные человеческие качества, которые проявляются после приобретения знаний и умений.

В различных религиях мира, есть свои обозначения мудрости. Но, в любом случае, это понятие можно условно разделить на две категории: духовная, и жизненная.

Жизненная мудрость является умением грамотно применять приобретенные знания в жизнь.

Духовная мудрость — это божественное понимание, которое может наступить только в состоянии успокоения, например, в момент медитации или чтения молитвы.

Как и где можно найти мудрость

Стоит понимать, что мудрость может прийти к человеку различными способами. Кому-то необходимо учится у наставника, кто-то изучает письмена и книги, чтобы стать мудрее. Некоторым людям вообще не приходится ничего делать, и они осваивают это качество автоматически в моменты озарения.

Совершая различные поступки, каждый человек испытывает их последствия. Не зависимо от того, какими эти последствия будут, мы получаем определенный опыт. Исходя из этого, можно сделать выводы и применять полученные знания в будущем. Чем больше ситуаций происходит в жизни человека, тем более мудрым он становиться. В любом случае путь к мудрости у каждого свой

Если у вас возникает желание набраться мудрости, но при этом вы не можете понять, что для этого нужно сделать, можете воспользоваться простейшими советами:

  • Отсекайте всю информацию, которая не имеет никакой пользы;
  • Обязательно применяйте свои знания на практике;
  • Старайтесь вести активный образ жизни, чтобы вокруг вас было больше положительных событий;
  • Учитесь на собственных ошибках, и на ошибках других людей;
  • Повышайте уровень своего саморазвития;
  • Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу;
  • Учитесь у людей, которых вы считаете мудрыми.

Это самые простые способы накопления мудрости. Следуя этим советам можно значительно повысить уровень своей мудрости, при этом все действия очень просты для понимания и выполнения. Стоит понимать, что мудрость — это дар человеческой природы, который дает нам возможность получать наивысшую степень понимания получаемых знаний и рациональность их применения.

Подведение итогов

Еще раз хочется подчеркнуть, что мудрость, чаще всего приходит с возрастом. Но тем не менее не всегда люди в возрасте будут мудрее. Каждый из нас сталкивается с различными ситуациями и трудностями на своем жизненном пути. И по мере преодоления проблем мы становимся немного мудрее.

Таким образом можно понять, что мудрость зависит не только от наших знаний, которые мы получили в своей жизни, но и от насыщенности событий. Чем больше ситуаций мы переживаем, тем мудрее мы становимся.

Врождённая мудрость

Несмотря на это, большинство людей не знает, как эту врождённую мудрость проявить. Однако Будда в своём великом сострадании учил нас, как осуществить мудрость. Мы называем этот метод чань.
Итак, люди могут думать, что чань, или дзен — это что-то экзотическое, происходящее из Индии, переданное в Китай, потом в Японию, а потом на Запад. Есть история, освещающая ошибочную идею, что чань — это что-то внешнее для нас, что мы можем получить это от учителя. Эта история касается индийского монаха Бодхидхармы, который ввёз чань в Китай в шестом веке. Один монах спросил своего чаньского наставника: «Что Бодхидхарма принёс с Запада ?» Чаньский наставник ответил, на самом деле: «Ничего. Он просто сказал людям, что Дхарма чань уже здесь».
Здесь тоже Дхарма чань уже есть и всегда была; она во всех и в каждом из ваших сердец и умов. Моя единственная задача — напомнить вам, и указать правильные представления и методы для осуществления этой истины. Когда представления, руководящие методом, правильны, и когда метод применяется точно, правильно и старательно, путь практики правилен. Тогда эта Дхарма чань может проявиться из вашего сердца-ума. Когда это происходит, вы можете осуществить врождённую мудрость.
Я хотел бы поделиться с вами представлениями и методами чань. Правильное представление, или понимание — это самое важное, а затем идёт правильный метод.
Чань полагается на медитацию, но, чтобы быть просветлённым, не требуется медитация. Чтобы понять, что я говорю, давайте рассмотрим, что такое мудрость, что такое просветление. Мудростью, или просветлением, называется состояние ума, в котором омрачения угасли. Омрачения — это все обманчивые состояния ума, создающиеся из привязанности к идее «я». Всякая мысль, суждение, различение и поиск, основанные на само-центрированности, называются омрачениями.
Вы приходите на затворничество, чтобы получить пользу от практики. Так что вы начинаете с личной заинтересованности, и это в порядке вещей. Однако, когда вы занялись практикой, вам следует отложить в сторону соображения пользы. Всё, что вам нужно, и всё, что вы должны — практиковать с приложением сил и связностью. Если у вас есть идеи о получении или избавлении от чего-то, то вы просто породите больше омрачений. Да, конечное предназначение чань — осуществить просветление, и да, чань даже говорит о внезапном просветлении. Но действительное продвижение всегда постепенно, и содержит ступени.
Первое, научитесь сосредотачивать ум. С сосредоточенным умом, дальше вы сможете объединить ум. Затем вы можете растворить и расплавить ваш объединённый ум для достижения не-ума, или просветления. Так что эти три ступени — сосредоточенный ум, объединённый ум и не-ум — приходят через постепенную и сфокусированную практику.
Я веду отдельных учеников в соответствии с их опытом и ситуацией. Я могу дать кому-то для начала считать дыхания. Я могу сказать другому начать прямо с практики гунъаня или хуатоу. Очень упрощённо говоря, гунъань, или коан по-японски, это рассказ о чьём-то переживании просветления. Например, наставник моего наставника, Сюй Юнь (Пустое Облако) держал чашку, в которую наливался горячий чай. Немного чая пролилось на его руку, и он уронил чашку. Услышав, как чашка разбивается на полу, Сюй Юнь пережил просветление. Эта история — гунъань. Медитируя на гунъане, или «исследуя» его, вы фокусируете все свои энергии на проникновении в значение гунъаня. Если вы превращаете историю в вопрос, типа «Кто был просветлён, когда разбилась чашка?», и используете это как метод практики — то это хуатоу.
Но всё равно, какой бы метод вы ни использовали, вы переходите от рассеянного ума к сосредоточенному уму, а от него к объединённому уму. Тогда можно разбить этот объединённый ум и испытать не-ум, или просветление. Будьте уверены, невозможно иметь рассеянный ум и испытать осуществление. С другой стороны, пожалуйста, не путайте объединённый ум, состояние единства, с просветлением. Это не одно и то же.
Итак, посмотрим поближе на объединённый ум. Есть три ступени объединённого ума. Первый — единство тела и ума. Это когда ощущение тела отпадает, оставляя только переживание самой практики. Если вы считаете дыхания и дошли до этого состояния, вы становитесь счётом дыхания.
Вторая ступень — когда исчезает сама практика. Например, вы считаете дыхания, и, пока вы становитесь сосредоточеннее, числа отпадают; больше нет счёта. Есть только осознанность дыхания и ясность ума; но всё же нет мысли «Я осознаю только, что мой ум ясен». Миг за мигом всё то же, только эта осознанность. Эта же вторая ступень объединённого ума — и когда слова гунъаня отпадают, оставляя только осознанность работы с гунъанем, каждый миг как другой, без самосознания.
Третий вид объединённого ума приходит из развития того, что называют «ощущение сомнения» или «масса сомнения». Например, энергично и настойчиво практикуя гунъань, вы можете достичь точки, на которой в вашем уме нет больше слов, и даже сам гунъань отпал; есть только эта растущая масса энергии. Эта энергия сопровождается чувством вопрошания, сдачи себя незнанию, но в то же время интенсивного желания знать. Эта масса сомнения может стать такой большой, что умственная поглощённость становится полной. В некоторой точке, разделяющий ум отпадает.
Могут случиться две вещи. Первое, масса сомнения может разбиться — возможно, каким-то действием, или словами услышанными или произнесёнными, и человек может пережить просветление, как в случае Сюй Юня. Второе — масса сомнения может рассеяться, оставляя практикующего с глубоким ощущением мира и единства. Практикующий может переживать отрешённость — от чего бы то ни было внутреннего или внешнего, даже не ощущать окружающего. Некоторые могут думать, что это переживание просветления, но это всё ещё состояние объединённости, потому что само это чувство «ни внутреннего, ни внешнего» приходит из ощущения я. На этой ступени ощущение я может быть крайне тонким, но тем не менее оно есть.
Переживать не-ум — это истинный чань. Нужен мастер с глубоким просветлением, чтобы определить, достиг ли кто-то другой только состояния единства или подлинного состояния не-самости (отсутствия я). Учителя, которые сами достигли только этого состояния глубокого единства, не могут по-настоящему судить, действительно ли ученик испытал просветление. Если они полагают, что сами просветлены, то могут ошибочно подтвердить учеников, достигших только этого состояния объединённого ума. Если эти учителя, веря в собственное просветление, прекращают практиковать, они никогда не узнают состояния не-самости, и это печально.
История чань полна рассказов об учениках, чьи переживания не были подтверждены мастером. Иногда из-за этого ученики уходили, считая наставников невеждами. Но есть случаи, когда позже ученики сами становились просветлёнными мастерами и были действительно благодарны своим прежним учителям за не-подтверждение их незрелых переживаний. Это позволило им настойчиво продолжать свою практику и, в своё время, достичь подлинного осуществления.
Я надеюсь, что вы все приложите к своей практике все свои усилия. Не заботьтесь о просветлении. Я говорю это, хотя только что потратил какое-то время, рассказывая, что такое просветление. Но вам нужно начинать с правильными взглядами, и это я и пытался дать вам. Чтобы практиковать чань, нужна устремлённость и усилие. Что бы вы ни испытывали в практике, будь то сосредоточенный ум или даже глубокое состояние объединённости, если там есть поиск, то нет просветления. Моя задача — провести вас от рассеянного ума к сосредоточенному уму, от сосредоточенного ума к объединённому, от объединённого ума к не-уму.
Взращивать ум — самое важное и самое достижимое. Но даже если вы не можете достичь не-ума, просто иметь периоды сосредоточенного ума — уже хорошо и вносит вклад в продвижение. Достичь не-ума, достичь просветления — может казаться крайне трудным. Определённо, без правильных представлений и правильных методов, и без хорошего проводника — это очень трудно. Однако, если у человека правильные взгляды и правильный метод, и знания, чтобы его использовать, возможно осуществить вашу врождённую мудрость. Я верю: что касается представлений и взглядов на практику, вы слышали ясно и поняли.

Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:

— Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя. Скажи нам:кто мы?

Он улыбнулся и сказал:

— Вы — свет мира. Вы — звезды. Вы — храм истины. В каждом из вас Вселенная. Погрузите ум в сердце, спрашивайте свое сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога.

— В чем смысл жизни?

— Жизнь — это путь, цель и награда. Жизнь — это танец Любви. Ваше предназначение — расцвести. БЫТЬ — это великий дар миру. Ваша жизнь — история Вселенной. И поэтому жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего — быть в настоящем.

— Почему несчастья преследуют нас?

— Что сеяли, то и собираете. Несчастья — это ваш выбор. Бедность — творение человеческое. А горечь — это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя. А не нашедшие внутри Царство Божие — бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.

— Как преодолеть несчастья?

— Не осуждайте себя. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За все благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят все. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости — и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление — лучшая молитва, а счастье — лучшая пища для души.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх