Помост

Вопросы веры

Божья матерь или божия матерь?

БогоМАТЕРЬ или Матерь Божья? Царица Небесная или богородица? Мать Бога или мама Иисуса?

Почему в протестантских церквях Марию (маму Иисуса Христа) не называют — БОГОМАТЕРЬ и не поклоняются ей? Откуда растут корни поклонения Марии?

В последнее время я наблюдаю, как некоторые «продвинутые» христианские лидеры начинают играть с культом царицы небесной и говорить о богоматери в церквях. Эта статья — как реакция на заигрывания с ложными доктринами. Пасторы протестантских церквей, оказавшись в меньшинстве (в своих странах), иногда играют в дружбу с католиками и православными, малодушничая и отступая от библейских истин. Зачем? Может, это попытка выслужиться и получить доступ к высшим кругам больших конфессий? Желание быть принятыми? Страсть быть у руля? А может, они перестали бодрствовать над Писанием, и их увлекли «ветры различных учений»? Ответа я не знаю!

Эта статья — попытка направить взгляд тех, кто якобы «смотрит» в корни христианства, в историю церкви (хотя, наши корни — в Иудаизме), на то, как они, играя в «смотрелки», незаметно (возможно, неумышленно) затягивают ереси в Тело Церкви. За 2000 лет историческая традиционная догматика привнесла в литургию очень многое из языческой традиции. Обращенные из язычников не всегда оставляли образ мышления язычества, и когда по карьерной лестнице добирались до верхушек церковного управления, они, пользуясь полученной властью, привносили в христианские догмы свои заблуждения, а затем и вовсе канонизировали их. Поклонение святым, матери Господа Иисуса и иконам стали частью их литургии. Как бы возмутились апостолы Петр и Павел, узнав, в какое языческое болото завели церковь слепые вожди за 2 тысячи лет! История номинального христианства — это история погружения в ереси и заблуждения. Нашему поколению надо вскрыть мрак тьмы, принять откровение от Бога и твердо его держаться.

Культ богородицы – один из древнейших культов на планете.

ШУМЕРЫ:
Задолго до рождения Христа в шумерских храмах язычники пели: “пресвятая богородица, спаси нас”, обращаясь к главной богине древнего Шумера – Инанне (это имя в переводе с древнешумерского звучит “царица небесная”, “владычица небес”). Саргон – основатель первой на земле могущественной империи Шумера и Аккады (примерно 2350 лет до н.э.), ставшей затем великой Вавилонией, насаждал культ “царицы небесной”, и его мать играла роль “высокой жрицы” Инанны или Иштар (Астарта).

ДРЕВНИЙ МИР:
В древности культ Матери носил почти универсальный характер. Археология дает свидетельства широкого распространения культа Матери в каменном веке. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири: в доарийской Индии, в доизраильской Палестине, в Финикии, в Шумере и сегодня находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Такие статуэтки называют палеолитическими «Венерами».

ВАВИЛОН:
Одним из наиболее ярких примеров того, как вавилонское язычество дошло до наших дней, является культ Девы Марии в современных номинальных церквах, заменивший культ матери-богини.

Легенда о богоматери и младенце была хорошо известна в древнем Вавилоне и в свое время развилась в установившийся культ. Множество памятников Вавилона отображают мать-богиню Серамиду, держащую на своих руках ребенка Таммуза.

Когда вавилоняне были рассеяны по всему свету, они разнесли с собой культ богоматери и младенца. Это объясняет, почему многие народы поклонялись матери и младенцу, в той или иной форме, задолго до того, как Истинный Спаситель Иисус Христос родился в этот мир.

В различных странах, где был распространен это культ, мать и ребенок назывались по-разному.

ГЕРМАНИЯ:
Древние немцы поклонялись деве Герте с младенцем на руках. Скандинавы называли ее Дизой, которая также изображалась с младенцем. Этруски называли ее Нутрией, а среди друидов Вирго-Патитура почиталась как “матерь Божия”. В Индии она была известна как Индрани, которая также изображалась с младенцем на руках.

КИТАЙ:
Китайцы называли свою мать-богиню Шингму, что значит “святая мать”. Она изображалась с младенцем на руках и лучами славы вокруг головы. Когда католические монахи-миссионеры в средние века проникли в Китай, к огромному своему удивлению они обнаружили огромное количество изваяний, идентичных статуям Девы Марии. Они объяснили этот факт по-своему: якобы Мария, мать Иисуса, приходила с проповедью в древний Китай, и китайцы сохранили память о ней и поклонялись ее изображению. Однако историки и археологи разоблачили этот миф еще в 19-ом веке: оказалось, что эти изображения “богородицы” были изготовлены еще за тысячу лет до Рождества Христова.

ГРЕКИ:
Мать-богиня была известна грекам как Афродита или Церера, шумерам – как Нана, а древним римлянам – как Венера или Фортуна, а ее младенца называли Юпитером.

ИНДИЯ:
В Индии также поклоняются матери и младенцу, именуемыми как Деваки и Кришна. В этой стране воздвигнуто множество храмов в честь Изи – “великой богини” и ее сына Исвары, где им поклоняются уже много веков.

АЗИЯ:
В Азии мать была известна как Кибела, а ее сын как Дионис. Ее называли женой Ваала – девственной царицей неба, которая родила без зачатия.

Как известно из библейской истории, когда сыны Израилевы отступили от Бога, они также осквернились этим поклонением богоматери: “Оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам” (Суд. 2:13).
Астарта или Аштароф – это имя богини, под которым она была известна сынам Израилевым. Причем такое отступничество повторялось неоднократно (Суд.10:6, 1 Цар.7:3-4,12:10, 3 Цар.11:5, 4 Цар. 23:13).
Одним из титулов этой богини, которым они ее называли, был “царица неба”. Они “делали ей пирожки с ее изображением и возливали ей возлияния” (Иер. 44:19).
Пророк Иеремия неоднократно обличал Божий народ за поклонение “богине неба”, но они воспринимали “в штыки” его предупреждения.

ЕФЕС:
В Ефесе “великая мать-богородица” были известна под именем Артемида (Диана). Храм, посвященный ей в этом городе, был одним из семи чудес света древнего мира.

В Библии говорится, что в этом городе апостол Павел столкнулся с сильнейшим противлением сторонников культа Артемиды (Деян.19 гл.). Они собрали против христиан огромную толпу и “около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!” (Деян.19:34).

Окончательно культ, переданный Вавилоном многим народам, утвердился в Риме и всей Римской Империи. Как раз в тот период, когда поклонение богине-матери было в самом разгаре, на землю явился Истинный Спаситель Иисус Христос. Он был рожден скромной еврейской девушкой Мирьям (в русском произношении – Мария).

У СЛАВЯН:
Интересной является, конечно, тема почитания женского начала в религии наших предков. У славян постоянным эпитетом высшего женского божества был «Мать Сыра Земля». В народных верованиях божество, ассоциируемое с «Мать Сырой Землей», с плодоносящей силой земли, жило и в языческой, и в христианской среде (богородица, «матушка-владычица») как главный персонаж аграрного культа вплоть до 20 в.

В языческой религии славян очень древним был культ двух рожениц, часто представляемых в образе двух лосих, двух хозяек мира. Этот культ возник в охотничьем обществе и затем перешел в земледельческое. Позднее роженицы уступили место единовластному патриархальному Роду, с которым они одновременно стали связываться, став его гендерным коррелятом. Они представлялись как богини плодородия и изобилия, защитницы матерей и маленьких детей. После принятия христианства образ рожениц также слился частично с образом богородицы, но сведения о них будут встречаться вплоть до конца 19 в.

Важную роль в религии славян играли также Макошь (Мокошь), богиня изобилия и покровительница женских работ (непосредственным продолжением ее образа после крещения Руси стала Параскеева Пятница), и Лада, богиня растительного плодородия, а также покровительница брака и семейной жизни..

Первоначально в христианской вере, корни которой крепко сидят в иудаизме — не было места культу Марии. Известно, что Мария (Мирьям), мать Иисуса (Иешуа), была прекрасной, посвященной и благочестивой иудейкой, особо избранной для величайшего таинства — воплощения нашего Спасителя. Тем не менее, ни один апостол, ни Сам Иисус никогда даже не намекали на идею поклонения Марии (или чрезмерного почитания). Как утверждает Британская Энциклопедия: “В течение первых столетий церкви не придавали никакого значения Марии вообще”.

Различные фантастические рассказы о матери Христа начали появляться с конца 2 в., ибо чем шире распространялось христианство, чем больше оно включало традиционных обычаев и верований, тем больше божественных черт приписывалось Марии. О ее непорочном зачатии, о ее вознесении и т.д. Такого не было до времени Константина (начало четвертого века), чтобы кто-нибудь почитал Марию за богиню, или богоматерь, или богородицу.

“Ее нужно уважать, но никто не должен поклоняться Марии”, – говорил святитель Епифаний Кипрский, который обличал некоторых христиан из Фракии, Аравии и других мест в поклонении Марии как богине и принесении ей в дар хлебных лепешек.

Однако, спустя немного лет поклонение Марии не только поощрялось официальной церковью Римской Империи, но еще и было признано официальной доктриной на Вселенском Соборе в Ефесе в 431 году. В ЕФЕСЕ? Не правда ли – парадоксальное совпадение? ДА! Это произошло в “родном” городе Артемиды, где ей поклонялись с первобытных времен! Влияние язычества и города повлияло на решение Собора совершенно очевидно. Церковные лидеры, ходя по улицам Ефеса и видя статую Артемиды, прикинули, что если позволить людям придерживаться поверий и “традиций отцов” поклоняться богине-матери, то можно будет приобрести больше последователей. Только имя богини было изменено на Марию. Таким образом, спустя три столетия культ богоматери был узаконен официально. Христиан отныне принуждали поклоняться богине-матери вместо Бога-Отца (как это было у евреев), а язычники продолжали поклоняться Артемиде-Марии, думая, что стали христианами.

Именно в Ефесе закрепляется поклонение Царице Небесной, новой Богине. К ней начинают применять названия «богородица» и «богоматерь» — бывшие эпитетами великих языческих богинь (например, великая матерь богов Кибела). Это произошло в “родном” городе Артемиды, где ей поклонялись с первобытных времен. Один из исследователей раннего христианства справедливо отмечал, что культ древней богини-матери «снова ожил в культе Марии, переменив только имя и получив христианскую окраску».

Это было нечестивым обманом, как по отношению к преданным христианам, так и к язычникам. Христиан принуждали поклоняться богине-матери вместо Бога-Отца, а язычники продолжали поклоняться Артемиде-Марии, думая, что стали христианами.

То, о чем до этого проповедовал на этом самом месте апостол Павел, утратило всякий смысл. Те, кто в его бытность по-настоящему обращались в христианство, разбивали изваяния своей богини.

Возможно, было мнение, что надо привлечь в церковь побольше поклонников Артемиды, и это был бы акт либерального прозелитизма. Мы сделаем маленькую уступку, но приобретем массу новых прихожан, им даже каяться не надо, просто называйте теперь статуэтку — Мария! То же самое происходит сейчас — многие либеральные «богословы» видят бога Аллаха и Бога Яхве как одно лицо. По их мнению, Элохим созвучно имени Аллах. И они считают, что будет легче достичь их, если мы объявим, что у нас один и тот же Бог! Но это — разные боги!

ЕГИПЕТ:
В Египте мать-богиню называли Исидой, а ее младенца – Гором. Общим для религиозных памятников Египта было изображение младенца Гора, сидящего на коленях своей матери. Один из титулов, которым величали богиню Исиду – это “матерь божия”. Позже этот титул был приписан Марии александрийскими “христианскими теологами». Образ матери-богини с младенцем на руках настолько сильно укоренился в языческом сознании, что, как свидетельствуют историки, древний образ Исиды с младенцем был окончательно утвержден руководством церкви как изображение Девы Марии и Иисуса.

Различными путями церковные лидеры пытались сделать Марию похожей на языческую богиню. Статуи Марии и Исиды практически не отличались. Более того, чтобы не утруждать себя производством новых статуй, изваяния Исиды просто переименовывались Марией. Исиду обычно изображали стоящей на полумесяце со звездами вокруг головы. Именно такую “Марию” теперь можно увидеть в храмах современной Европы.

Писание ясно говорит, что есть только один посредник между Богом и людьми – “человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех” (1 Тим.2:5). Однако теперь номинальная церковь учит, что и Мария также является “посредницей”.

Молитвы деве Марии играют важную роль в религиозном обряде. Писание не дает никакого основания для этого, однако, подобные идеи не чужды традициям, связанным с языческой богоматерью.

Таким образом, совершенно очевидна языческая природа культа Богородицы, сохраняющего преемственность культа древней Богини Матери-Прародительницы. Думаю, что все началось с того момента, когда начали отмываться еврейско-иудейские корни христианства, новые богословы не были из потомков Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому для них было очень трудно воспринимать «тайного» неведомого Бога иудеев, имя которого они не говорят вслух. Языческие «богословы» стали думать о важности устройства империи, своей власти, и поэтому ради влияния на массы они пошли на компромиссы.

В начале мы говорили о корнях христианства. И наши корни — не в 431 году, но глубже — в еврейско-иудейской традиции. Бог христиан — это Бог Авраама, Исаака и Иакова, этого нельзя забывать и этого надо держаться.

Для многих может показаться почти невероятным, но многие так называемые “молитвы” к Марии из богослужебных книг – ничто иное, как плагиат с древних богородичных культов матери-земли, Кибелы, Исиды, Астарты и т.д. Чтобы в этом убедиться воочию, достаточно только открыть книгу по античной истории.

современных храмах люди порой поют откровенные богохульства. К примеру: “Пресвятая богородица, спаси нас!” В этом кратком песнопении есть три богохульства. Во-первых, слово “пресвятая” ставит Марию выше Самого Бога, что является полнейшим безумием. Во-вторых, у Бога нет, не было и не будет никакой матери. В-третьих, никто не может спасать, кроме Бога! Всякий, кто не согласен с этим, вообще не может именоваться христианином!

Конечно же, Мария была матерью Иисуса, но только лишь в смысле Его человеческой природы. Первоначальное значение титула “мать бога” сводилось к следующему: оно утверждало славное положение матери. Именно так многие номинальные христиане и научены думать о Марии! Сегодня многие ослепленные этим нечестивым культом сооружают тысячи храмов и часовень в честь “богородицы” Марии. Как видим, современный культ Марии не имеет никакого отношения к матери Господа нашего Иисуса Христа.

Более того, Сам Бог в Своем Слове строго предостерегает: “да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им” (Втор.5:7-9). Господь Иисус сказал: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”
(Мф.4:10).

Недаром апостол Иоанн заканчивает свое послание словами: “Дети! храните себя от идолов” (1 Иоан.5:21).

Почему же человеческие предания и языческие пережитки заставляют людей, верующих в Истинного Бога, совершать грех идолопоклонничества?

Что из этого следует? Объявлять ли христиан многобожниками? Клеймить ли само христианство, как религию с засильем языческих верований? Бодрствуйте, трезвитесь! Не допускайте заблуждения, очищайте храм от идолов. Культ богородицы, матери божьей — это очевидное заблуждение. Некоторые наивные протестанты называют Марию богоматерью, а это — ошибка. Она — мама Господа нашего Иисуса Христа, ни больше, ни меньше. Она — избранная, но она — человек, и нуждалась в покаянии, как любой из нас!

Миллионы изображений Марии сделали из нее культ.

Поиск ответа

Всего найдено: 18

Вопрос № 302380

Добрый день! Как будет правильно: «Призвать на помощь СЕМЬ ангелов Божьих» или «Призвать на помощь СЕМЕРЫХ ангелов Божьих»? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны.

Вопрос № 284793

Не нашла в Письмовнике — как склонять: Роман Божья-Воля. Считаю, что склоняться будет только вторая часть фамилии. Так ли это?

Ответ справочной службы русского языка

Вы правы. «Справочник по русскому языку: правописание, произношение, литературное редактирование» Д. Э. Розенталя, Е. В. Джанджаковой, Н. П. Кабановой указывает: в русских двойных фамилиях первая часть склоняется, если она сама по себе употребляется как фамилия: песни Соловьева-Седого. Ср. также: картины Петрова-Водкина, проза Соколова-Микитова, фильмы Михалкова-Кончаловского, судьба Муравьева-Апостола. Если же первая часть не образует фамилии, то она не склоняется: исследования Грум-Гржимайло. Поскольку в рассматриваемой фамилии первая часть (Божья) не употребляется как самостоятельная фамилия, корректно склонять только вторую часть фамилии: Романа Божья-Воли, Роману Божья-Воле.

Вопрос № 282550

Скажите, пожалуйста, для современного текста на русском языке какая принята норма в следующем словосочетании: угодника Божия или угодника Божьего?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта правильны.

Вопрос № 281376

Здравствуйте! Помоги, пожалуйста, разобраться в следующей конструкции: «Да пр(И, Е)будет с вами Божья благодать». В ответе, данном Вами на вопрос № 265683, указано, что «прИбудет» пишется в значении «пусть придёт, увеличится». Возможно ли в данном примере написать слово «прИбудет»? Если нет, то почему?
Заранее благодарю за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 275870

Когда слово бог пишется с маленькой буквы , а когда — с большой? Заранее благодарю.

Ответ справочной службы русского языка

Полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2006 и более поздние издания) рекомендует писать с прописной буквы слово Бог как название единого верховного существа в монотеистических религиях. Нормативное написание: верить в Бога, молиться Богу.

Однако в следующих случаях рекомендуется написание со строчной буквы:

  1. В формах множественного числа, в значении одного из множества божеств, а также в переносном значении: боги Олимпа, бог Аполлон, бог войны.
  2. В устойчивых сочетаниях, употребляющихся в разговорной речи вне связи с религией: не бог весть, бог знает что, бог с ним, не дай бог, ради бога, как бог на душу положит, боже упаси, ей-богу и т. д. Невозможна прописная буква в таком, например, контексте: у него всё не слава богу.

С прописной буквы пишутся также прилагательные Божий, Божественный в религиозном контексте: храм Божий, благодать Божья, Божественная Троица, Божественная литургия. Но: божий одуванчик, божья коровка, божественный вкус (в знач. ‘восхитительный’).

См. также: http://gramota.ru/spravka/letters/?rub=ortho

Вопрос № 258622

добрый день, подскажите правильно ли
1. В каком бы положении н_ (ни или не?) находился человек, когда его достигнет Божья благодать, он должен в нем и оставаться.

2. Были случаи, когда мы были не_согласны друг с другом, но мы всегда решали ситуацию в любви.
очень нужен ваш ответ! заранее благодарю!

Ответ справочной службы русского языка

1. НИ.

2. НЕ.

Вопрос № 258595

Спасибо за ответ о Божьем суде. Скажите, пожалуйста, в каких случаях обособляется, если вообще обособляется устойчивое выражение «как у Христа за пазухой»?

Ответ справочной службы русского языка

Обычно это выражение используется в составе сказуемого и по этой причине не обособляется.

Вопрос № 249800

Здравствуйте!
подскажите, можно ли писать «жизнь замедлила свой ритм»?
и как лучше написать «БожИЯ Матерь» или «БожЬЯ» в светском тексте ?

Ответ справочной службы русского языка

Лучше сказать: ритм жизни замедлился. Вариативно: Божья Матерь и Божия Матерь.

Вопрос № 249633

Я вчера задавала вопрос, но почему-то не дождалась… Скажите, как правильно: «на все воля божья» или «на все воля Божья» (контекст нейтральный, про Бога речи нет). Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Следует писать с прописной буквы: воля Божья.

Вопрос № 245764

Как правильно: «три божьи коровки» или «три божьих коровки»?

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта возможны.

Вопрос № 245038

Нужно ли писать «божий» с прописной буквы в словосочетании «божья искра»?

Ответ справочной службы русского языка

Искра божья (в ком, у кого) пишется со строчной.

Вопрос № 239543

Как правильнее?
Божьи, Божья, Божье
или
Божии, Божия, Божие ???

Ответ справочной службы русского языка

Оба варианта верны.

Вопрос № 229262

Здравствуйте. Как правильно писать? Божья или божия.

Ответ справочной службы русского языка

Вам поможет наша «Проверка слова» с электронными словарями (нужно набрать _божий_).

Вопрос № 227850

Здравствуйте! Надо ли ставить запятую после слова «благословение» в данном предложении? Надо ли ставить запятую после слова «Кроме этого» в этом предложении? Кроме этого, на данное лицо призывается Божье благословение, и возлагаются определенные полномочия. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

_Кроме этого_ отделяется запятой. Вторая запятая не ставится.

Вопрос № 221063

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужны ли двоеточия после слов «вопрос», «на вопрос»: Тех, кто принимает Библию как слово Божье, часто обвиняют в том, что они понимают ее буквально. Вопрос: «Вы верите буквально всему, что написано в Библии?» похож на вопрос: «Вы перестали бить свою жену?» Что бы вы ни ответили, вы уже осуждены заранее. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Двоеточия лучше не ставить: _Вопрос «Вы верите буквально всему, что написано в Библии?» похож на вопрос «Вы перестали бить свою жену?»_. Страницы: 2 последняя

Как правильно?

Написание строчных и прописных букв в изданиях церковной тематики на русском языке, а также в церковнославянских богослужебных текстах, издаваемых в русской транслитерации, – проблема не новая. До недавнего времени почти в каждом православном издательстве имелись словарики для внутреннего употребления, однако, как нетрудно догадаться, в разных словариках были реализованы разные принципы решения указанной проблемы.

Каждый издатель подходил к этому вопросу, в лучшем случае опираясь на орфографические и синтаксические правила русского языка, используя пособия для корректоров и редакторов. Но, учитывая специфику издаваемых текстов, литературные работники вносили поправки и дополнения, которые порой не соответствовали общепринятым нормам русского языка. В советский период церковная лексика, как правило, почти не попадала в словари и тем более не упоминалась в пособиях по редактированию и стилистике. Поэтому редакторы на свой страх и риск обращались за образцом к изданиям, выпущенным до революции в России или за рубежом в XX веке. Но во всех этих книгах также не было единых правил для издания подобных текстов.

Важный шаг в этом направлении – настоящие правила. Основные принципы, согласно которым была разработана «церковная орфография», сводятся к следующим:

– Правописание в текстах церковной тематики в общем и целом не должно противоречить общепринятым в настоящее время орфографическим нормам русского литературного языка.

– Отступления в текстах церковной тематики от общепринятых норм должны быть немногочисленными, четко мотивированными и, по возможности, системными – во избежание размывания проверенных временем правил. Кроме того, следует учитывать, что данные правила будут применяться не только в издательской практике, но и в процессе обучения в средних и высших церковных учебных заведениях, – и это обучение, разумеется, не должно быть сопряжено с заучиванием десятков нелогично сформулированных правил и сотен исключений.

– В русском языке все слова, находящиеся в середине или в конце предложения (за исключением имен собственных) пишутся по умолчанию со строчной буквы. Написание прописной буквы – особый случай, который всякий раз требует специального описания и весомого обоснования.

– Текст не должен быть перегружен прописными буквами, иначе возникают проблемы с его зрительным восприятием, а сами прописные буквы стремительно девальвируются в сознании читателя. Сказанное касается как светских, так и церковных текстов.

– Осознавая, что никакие руководства и справочники не могут вместить в себя всё многообразие реальных случаев словоупотребления, следует признать допустимым и нормальным наличие вариантов в написании различных слов, словосочетаний и терминов в зависимости от жанра текста, предполагаемой аудитории, индивидуальных авторских предпочтений. При этом необходимо воздержаться от сколько-нибудь жесткой регламентации написания строчных и прописных букв в художественных текстах: в произведениях подобного рода язык является не только средством, но и целью. Не следует ограничивать свободу авторского замысла.

Источник: Редакционно-издательское оформление церковных печатных изданий: справочник автора и издателя. М: Издательство Московской Патриархии, 2015.

«Бог» или «бог» – как пишется правильно? Правописание прочих религиозных названий

  • 5
  • 3

С введением статьи об оскорблении чувств верующих вопрос правописания слова «бог» и других религиозных названий стал как никогда актуальным. Безусловно, термины «Часослов» или «Усечение главы Иоанна Предтечи» встречаются в копирайтерских текстах крайне редко, чтобы их специально заучивать и держать в голове постоянно.

Но фразы «слава богу», «забытый богом» мы употребляем в текстах очень часто. Поговорим о том, как писать грамотно и при этом не задеть ничьи чувства и ценности.

Когда «Бог» пишется с большой буквы

Правильное написание слова «Бог» зависит от контекста. Если контекст связан с религией, то пишем с большой буквы:

1. Если имеется в виду единое верховное существо, персонифицированный Абсолют:

  • Она молилась Богу каждый день.
  • Их объединила общая утрата и вера в Бога.

2. Производные прилагательные «Божий», «Божественный» – в религиозном контексте:

  • Каждое воскресенье она посещала храм Божий.
  • И когда видела перед собой лики Божественной троицы, она чувствовала на щеках слезы облегчения.

Кроме того, с большой буквы пишутся:

Аналоги и синонимы слова «Бог» + производные прилагательные:

  • Боже, Господь, Всевышний
  • На все воля Господня.

Слово «Богородица» и его синонимы:

  • Царица Небесная, Матерь Божия

Имена богов во всех религиях:

  • Иисус, Иегова, Аллах, Шива, Сварог, Аполлон и пр.

Имена основателей религии:

  • Будда, Заратустра.

Имена пророков, апостолов, святых и пр.:

  • Иоанн Богослов, Николай Угодник.

Слова «Бог», «Господь» (в единственном числе) в пословицах. По нашим наблюдениям, данное правило отдельно не фиксируется лингвистами и учеными. Но судя по словарям и научным статьям, слово «Бог» в пословицах всегда употребляется с прописной буквы.

Предполагаем, что в данном случае десакрализация Бога как высшего существа произошла не до конца (в отличие от устойчивых выражений типа «слава богу», «не дай бог»). И переносное «разговорное» значение полностью не вытеснило первоначальное:

  • До Бога высоко, до царя далеко.
  • На Бога надейся, а сам не плошай.
  • Береженого Бог бережет.

Когда нужно писать «бог» (с маленькой буквы)

Слово “бог” пишется с маленькой буквы в следующих случаях:

Если употребляется во множественном числе:

  • В разных религиях боги обладают разными качествами и чертами характера.
  • Не боги горшки обжигают.

Если имеется ввиду один из множества богов:

  • Например, бог Меркурий у древних римлян и бог Гермес у греков отвечают за торговлю и красноречие.

Если употребляется в переносном значении:

  • Она смотрела на Криса Хемсворта в роли Тора и думала: «Да он просто бог!».

В производных прилагательных «божий», «божественный», если они не имеют отношения к религии:

  • На пятом этаже жила старушка, божий одуванчик.
  • Почувствуйте божественный аромат нашего кофе!

Если является частью устойчивого разговорного сочетания, не связанного с религией:

  • Слава богу, я начал изучать копирайтинг! (= к счастью)
  • Ну юбка как юбка, не бог весть что (= заурядная, не стоящая внимания).
  • Он родился в богом забытой деревеньке (=в захолустье, в глубинке).
  • И не дай бог тебе сказать в тексте, что ваша компания “лидер рынка” (= настоятельно не рекомендуем делать этого).
  • Если бы продающий текст не был написан по конкретной схеме, бог знает сколько бы вы вообще заработали (=неопределенно долго).

Такие разговорные фразы мы рекомендуем оставить для устной речи, а в текстах заменять их на более нейтральные с точки зрения разных ценностей и взглядов аудитории.

Верующие люди могут в негодовании сослаться на третью из Десяти заповедей Библии: «Не произносить имени Господа напрасно»).

Какие еще религиозные названия пишутся с большой буквы

Да почти все! Здесь следует отметить, что ниже будут даны правила для светских текстов и ресурсов.

В текстах для религиозных порталов прописная буква используется более широко (например, Римско-католическая церковь – в обычном тексте, Римско-Католическая Церковь – в тексте на религиозном сайте).

Полное название высших должностей – в официальных документах (кроме предлогов и местоимений), а также обращение к ним:

  • Патриарх Московский и всея Руси
  • Католикос-Патриарх всея Грузии
  • Ваше Святейшество

Название праздников, дней календаря и прочих событий, связанных с церковным календарем:

  • Пасха Христова / Светлое Христово Воскресенье
  • Курбан-Байрам
  • Великий Четверг
  • Яблочный Спас
  • Масленица

Названия важнейших святынь и понятий:

  • Гроб Господень
  • Страшный Суд

Названия церквей, монастырей, икон – кроме родовых названий (церковь, монастырь, икона и пр.):

  • храм Христа Спасителя
  • собор Василия Блаженного
  • Казанская икона Божией Матери

Названия главных культовых книг:

  • Библия
  • Коран
  • Тора

А также слово «Церковь», если оно заменяет полное название организации:

  • По решению Церкви он был лишен сана (= по решению Армянской апостольской церкви).

Когда с большой буквы пишутся только первые слова в названиях

Религиозных организаций и органов власти:

  • Армянская апостольская церковь
  • Священный синод

Постов и недель (седмиц):

  • Петров пост
  • Страстная седмица

Прочих книг и писаний:

  • Деяния святых апостолов
  • Вторая книга Моисея
  • Книга судей/

Названия конкретных молитв, песнопений:

  • Четвертая песнь
  • Великий покаянный канон святого Андрея Критского

Религиозные названия с маленькой буквы

Названия высших должностей – в публицистических текстах:

  • Выступление патриарха Кирилла было отложено из-за нарушения регламента.
  • В кортеже римского папы появился новый парадный автомобиль.
  1. Прочие религиозные звания и должности: митрополит, игумен, настоятель, дьякон и пр. А также обращение к ним: ваше преосвященство и пр.
  2. Названия церковных служб, молитв: вечерня, всенощная, венчание, акафист, канон и пр.
  3. Лики святых (кроме употребления в названиях храмов): великомученица Варвара, святитель Лука Крымский, блаженный Аврелий Августин.

Как мы видим, правил много. Хотя что уж там, и сама сфера непростая, требующая особого внимания и такта. Мы рекомендуем с осторожностью использовать слово «Бог» и производные от него вне религиозного контекста.

Разговорные выражения лучше заменять или употреблять только при цитировании действующих лиц. Добра вам!

⛔️ 10 ОШИБОК: ПРАВОПИСАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ НАЗВАНИЙ ⛔️

✔️ ПРОЙТИ ТЕСТ (ПОЯВИТСЯ ЗДЕСЬ ЖЕ)

В каком издании чаще всего религиозные названия будут написаны с большой буквы:

«Российская газета» «Журнал Московской Патриархии» «Коммерсантъ»

Неправильно …

Continue >>

С какой буквы слово «Бог» пишется в пословицах:

С большой С маленькой Continue >>

Почему в пословицах слово «Бог» употребляется с большой буквы:

Все пословицы имеют религиозный подтекст Это одно из отличий пословиц от поговорок Десакрализация Бога как высшего Абсолюта в пословицах произошла не до конца Continue >>

Укажите вариант без ошибок:

Зевс, Тор, Кали, Стрибог Ксения Петербургская, Никодим Святогорец, Софроний Врачанский, Евфимий Афонский Оба варианта Continue >>

Укажите вариант без ошибок:

Не бог весть что. Не конь везет, бог несет. Оба варианта. Continue >>

В каком случае слово «божественный» пишется с большой буквы:

Божественная литургия Божественный торс Тома Харди Божественный пантеон древнегреческой мифологии Continue >>

В каком случае с большой буквы пишутся оба слова в названии:

Яблочный спас Великий пост Крестопоклонная седмица Continue >>

Укажите вариант написания без ошибки:

Патриарх Московский и всея Руси провел торжественную службу в кафедральном соборе. На открытии стадиона присутствовали премьер-министр, заместитель председателя Госдумы и патриарх. Оба варианта. Continue >>

Какая религиозная должность пишется с маленькой буквы:

Патриарх Митрополит Католикос Continue >>

Почему следует заменять разговорные фразы типа «слава богу», «не дай бог» в текстах:

Эта лексика недопустима в литературном языке. Такие выражения могут употреблять только религиозные деятели. Эти фразы могут задеть чувства и ценности верующих людей. Continue >>

Нажмите «Поделиться», чтобы увидеть ваши результаты!

Share on Facebook

Subscribe to see your results

Тест “Бог или бог”

Ваш результат %%score%% из %%total%%. Расскажите о нем в соцсетях!

%%description%% %%description%% Share on Facebook Share on Twitter Share on VK Попробовать еще разУ вас есть текст подобного формата? Бесплатный разбор качества текстов на форуме ForCop

по-особому

Смотреть что такое «по-особому» в других словарях:

  • Мясо по-особому — Тип блюда: Категория: Время приготовления (минуты): 15 Рецепт приготовления … Энциклопедия кулинарных рецептов

  • Мясо по-особому 2 — Тип блюда: Категория: Время приготовления (минуты): 10 Рецепт приготовления … Энциклопедия кулинарных рецептов

  • по-особому — нареч, кол во синонимов: 6 • необычно (40) • непривычно (11) • оригинально (33) • … Словарь синонимов

  • выполненный по особому заказу — изготовленный по заказу — Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы изготовленный по заказу EN custom built … Справочник технического переводчика

  • дополнительное оборудование, не входящее в стандартный комплекс и поставляемое по особому требованию покупателя — — Тематики нефтегазовая промышленность EN optional equipment … Справочник технического переводчика

  • по-особому — нареч … Орфографический словарь русского языка

  • по-особому — по осо/бому, нареч … Слитно. Раздельно. Через дефис.

  • Финансовая операция, подлежащая особому контролю — финансовая операция, которая с учетом ее суммы, других условий и иных фактических данных подлежит регистрации в соответствии с настоящим Законом. (Ст. 2 Закона Республики Беларусь О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных… … Право Белоруссии: Понятия, термины, определения

  • Александр II (часть 2, XIII-XIX) — XIII. Дела внутренние (1866—1871). 4 го апреля 1866 года, в четвертом часу дня, Император Александр, после обычной прогулки в Летнем саду, садился в коляску, когда неизвестный человек выстрелил в него из пистолета. В эту минуту, стоявший в… … Большая биографическая энциклопедия

  • Военное благочиние (Санкт-Петербургская епархия) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/27 июня 2012. Пока процесс обсуждения … Википедия

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх