Помост

Вопросы веры

Буддизм или индуизм?

Буддизм-ламаизм – своеобразное направление буддизма. Господствует в Тибете (Китай), Монголии, Бурятии, Калмыкии и Туве. Тибет – это горная и труднодоступная страна в центре Азии, которая ныне в составе Китая. В древнейшие времена там существовала некая шаманская религия. Буддизм проник в Тибет из Индии в 5-6 в. н.э. Буддизм наложился на местные верования, культы. Из Тибета в 16-17 вв. ламаизм проник в Монголию. Ламаисты настаивают на том, что только они единственно правильно трактуют учение Будды. В их учении много мистики и сложные обряды.

Буддизм-ламаизм

Название этой религии происходит от слова «лама» (букв. высший). Лама – это жрец, учитель, наставник, монах (астролог, врач, музыкант, танцор и т.д.). Титул главы ламаистского духовенства – Далай-лама (живой Бог). Далай-лама – учитель, чьи знания бесконечны, как океан. В истории Тибета 14 человек носили титул далай-ламы. Смерть Далай-ламы становится началом его нового земного воплощения. Специальная комиссия из лам отыскивает среди младенцев в возрасте от 49 дней до 2 лет мальчика, в которого вселилась божественная сущность. Новый духовный вождь воспитывается в монастыре. У него есть опекун, наставник и учитель – панчен-лама. До совершеннолетия нового Далай-ламы опекун выполняет его функции. Чтобы дольше пребывать в должности Далай-ламы до совершеннолетия ребенка, этого ребенка разными способами умерщвляли и, на его месте оказывался очередной Далай-лама. Так 9,10,11,12 Далай-ламы подряд умерли. 13-му Далай-ламе (1875-1933 гг.) удалось избежать участи своих предшественников. Его опекун сам стал жертвой заговора враждебной группировки, которая нашла общий язык с молодым Далай-ламой. На протяжении XIX века продолжалась борьба между Китаем, Англией и Россией за овладение Тибетом. 13-й Далай-лама ловко лавировал между этими государствами. Но в ХХ веке у страны было мало шансов сохранить свою независимость. Сегодня Далай-лама 14-й живет в Индии, в вынужденном изгнании.

Ламы занимаются йогой. Достигнуть нирваны можно с помощью медитации. Проводником на этом пути (Тантре) будет наставник (гуру). Ламы признают учение о сансаре, нирване, карме. Детально разработано учение о рае и аде. Верят в наступление царства божьего на земле. Ламаизм верит в существование (неизвестно где) Шамбалы, неведомого государства, которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной и нашей земли. Из Шамбалы явится в мир Будда-Майтрейя и победит сатану. Затем наступит желтая эра (это цвет буддизма).

Буддизм-ламаизм отличается очень сложной обрядовостью. Богослужения продолжительны и состоят из молитв, жертвоприношений, музыки, исполняемой на традиционных музыкальных инструментах и хором. В особые дни тибетцы разыгрывают сложные представления – мистерии. Смысл их – изгнание злых духов, борьба с силами зла. Участники наряжаются в яркие костюмы и надевают устрашающие маски птиц и звероголовых божеств, танцуют, устраивают пантомимы, либо ведут сложные диалоги между собой. В этом обряде особенно явно проявляется добуддийская религия Тибета. Большую роль играют молитвы. Чтобы не повторять их многократно, тибетцы делают своеобразные «мельницы» — цилиндры с молитвами, приводимые в движение ветром или водой. Они вращаются и, молитва тем самым повторяется огромное количество раз.

Бесчисленные миры ламаистской космологии заселены бесчисленной массой существ, которых насчитывается шесть типов: боги, люди, животные, асуры, преты и обитатели ада. Живые существа, люди при перерождении могут попасть в любую из этих категорий. Из этих 6-ти типов существ четыре принадлежат к сверхъестественным.

— асуры – это злые демоны, антиподы богов. В злых демонов перерождаются грешники и преступники.

— преты – существа, вечно мучимые голодом и жаждой. В них перерождаются скупые и корыстные. Их тело становится величиной с гору, а горло как игольное ушко и, они вечно мучаются голодом.

Тибетский ламаизм имеет свои особенности. Тибетские ламы великолепно усвоили многие приемы воздействия на человеческую душу и тело. Над всей культурой и религией Тибета распространяется ореол загадочности и всемогущества. Издавна людей всех стран и культур привлекает чудодейственная тибетская медицина. Тибет и его столица Лхаса до сих пор оккупированы Китаем, который пытается искоренить ламаизм и китаезировать эту территорию.

Монгольские и тибетские ламы активно распространяли буддизм среди бурят, калмыков и тувинцев. В Бурятии и в Читинской области действуют два ламаистских монастыря (дацаны).

Буддизм в Древней Индии

Буддизм является мировой религией наряду с христианством и исламом, это значит, что его последователей не определяют по этническим признакам, исповедовать буддизм может человек любой расы и места проживания. Буддизм считается одной из самых древних религий мира. Его появление произошло в противовес брахманизму еще в первом тысячелетии до нашей эры. В философии Древней Индии буддизм занимал и до сих пор занимает центральное место.

Рисунок 1. Буддизм в Древней Индии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Возникновение буддизма

Буддизм зародился в Северной Индии, его основателем считается Сиддхартха Гаутама, Будда (Пробуждённый). Учения Будды достигли своего расцвета во времена правления царей Бимбисары, Ашоки, Канишки, Милинды и под их покровительством. К этому времени буддизм уже проник во многие соседние и отдалённые страны, такие как Корея, Япония и Китай.

Гаутама является ключевой фигурой в буддизме, главным потрясением для него стало столкновение во время прогулки с бедными и больными людьми. Это перевернуло всю его жизнь, живя во дворце он даже не представлял, что есть люди, которые живут иначе, так в 29 лет он примкнул к группе отшельников, которые странствовали по миру и искали смысл бытия. Гаутама всеми силами пытается понять природу человеческих несчастий и отыскать путь избавления от них, он осознал, что череда перевоплощений неизбежна, всю жизнь он общался с мудрецами и искал ответы на свои вопросы.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Буддизм в Древней Индии 400 руб.
  • Реферат Буддизм в Древней Индии 250 руб.
  • Контрольная работа Буддизм в Древней Индии 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Если кратко охарактеризовать причины появления буддизма, то можно отметить, что этому способствовали определенные изменения в жизни народа Древней Индии. Примерно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис это и послужило мощным толчком для развития буддизма.

Основные понятия и идеи буддизма

Самой важной целью буддизма является достижение нирваны.

Нирвана – это такое состояние души, которое достигается с помощью отречения от комфортных условий внешней среды. Будда, проводил длительное время в медитациях и размышлениях, учился контролировать свое сознание. В результате он пришел к выводу, что люди слишком привязаны к благам, беспокоятся о том, что о них подумают другие люди. Из-за этого душа человека не развивается, а наоборот, деградирует, достижение нирваны может избавить от этой зависимости, человек разрывает цепь и уже не рождается вновь.

Характерной чертой учения Будды является определение жизни как пути страдания. Страдание связано не только с появлением болезней и смерти, но и с желанием возродится в лучшем обличии. Путь освобождения от страданий он видит через полный контроль своего духа над поведением и желаниями.

Особенно заметны отличия буддизма от религии вед. Если в ведах культ жертвоприношения был направлен на достижение благополучия семьи и общества, то целью буддийского учения является спасение личности, речь, конечно, идет именно о религиозном спасении.

Будда не только отрицал индийское деление населения на касты, посвящая в сан монахов-бхикшу безразлично арийцев и шудр (низшая каста), свободных и рабов, извергнутых из низших каст и женщин. Он уничтожал и национальную исключительность, провозглашая неведомое до него на Востоке учение, что все человечество призвано слышать весть о ничтожестве всех существ, о кротости и самоотречении. Все люди не зависимо от своей расы страдают в обычной земной жизни и беды у них одинаковые, все одинаково угнетены скорбью, потому всем им необходимо обратиться к учению милосердия и спокойствия.

Ранний буддизм

Ранние буддистские школы исповедовали в основном сектантский буддизм, в первое время после появления этого учения произошло его разделение на множество мелких течений. В основном эти школы ориентировались на первоисточник учения, не принимая Сутры махаяны.

Тхеравада считается единственным направлением раннего буддизма, которое встречается на территории Индии в настоящее время. Тхераваду до сих пор исповедают в Бирме, Таиланде, Шри-Ланке, Камбодже, и Лаосе.

Еще одна известная школа раннего буддизма – Сарвастивада, многие учения которой можно встретить в современном тибетском буддизме. Сарвастивада была одной из ветвей индийской Абхидхармы, и сыграла свою роль в становлении доктрины Йогачары, другой школы.

Определение 1

Абхидхарма – буддийское учение, абстрактно и систематично описывающее устройство мира, как явление природы и сознания.

Свод монашеских правил Виная и сегодня используется в Тибете, а также он оказал значительное влияние на правила буддистских монастырей в Китае.

Меняется отношение и к самому Будде. Появляются его изображения, ему посвящают храмы, его почитают как божественное существо, получили развитие идеи о конце света и пришествии Будды-Спасителя.

Буддийские монастыри (вихары) появились во многих индийских областях, они наполнялись большим колличеством монахов (бхикшу). Стремление буддистов объединяться для религиозных действий ещё сильнее проявилось тем, что они возвели у себя соборы для установления догм и правил нравственности и религиозной дисциплины, словом для придания согласия и единства своим религиозным сооружениям.

Четыре истины, являющиеся основой буддизма

  1. Существует понятие дукхи (гнев, страх страдание, низкая самооценка). Все люди находятся под влиянием дукхи, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая порождает зависимость в виде алчности, тщеславия и похоти и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью избавиться от дукхи можно только благодаря пути, который приведет к нирване.

Будда считал, что необходимо придерживаться «среднего пути», то есть каждый человек должен найти центральную часть между обеспеченным, богатым, и аскетичным, полностью лишенных всех благ человечества, образом жизни.

После вторжения в Индию мусульман в 712 году буддизм начинает приходить в упадок. В XIII веке он практически окончательно утратил свои позиции, чему способствовал «индуистский ренессанс».

Замечание 1

Индуистский ренессанс – возрождение индуизма, явившегося реакцией индуизма на европеизацию.

Большое количество буддистов сегодня сохранялось в Гималаях: в Ладакхе, Аруначал-Прадеше и Сиккиме. В настоящее время к буддистам относятся лишь 0,7 % всего населения Индии.

Здравствуйте, дорогие читатели!

Наш сегодняшний разговор о том, чем отличаются и чем похожи буддизм и индуизм.

Немного истории
Основы учения
Коротко об индуизме
Отличия и сходство двух учений
Заключение

Оба учения возникли на просторах Индийского субконтинента, т.е. можно сказать, что «генетически» они имеют общее происхождение. Проводя сравнение буддизма и индуизма, следует заметить, что несмотря на существующие принципиальные различия, за многовековую историю между сторонниками и приверженцами обоих философских течений не было ни одного столкновения на межрелигиозной почве.

Оба учения мирно сосуществуют и в настоящее время, гармонично переплетаясь с такими направлениями, как йога, джайнизм, сикхизм, христианство и ислам.

Немного истории

Возникновение буддизма овеяно красивыми легендами. Согласно им, в 563 году до нашей эры в семье раджи и царицы Махамайи в майский день полной луны, родился сын. Восемь провидцев, которые были приглашены отцом ребенка для определения его будущего, увидели в новорожденном младенце исключительные признаки и предсказали, что станет он либо великим царем либо Буддой.

Мальчик получил имя Сиддха́ртха Гота́ма (Гаутама), что означает того, кто добился своей цели. Мать его вскоре после родов умерла. Отец пытался всячески оградить сына не только от религиозных веяний, но и от страданий окружающего мира.

Выехав на колеснице впервые за пределы дворца на тридцатом году своей жизни, Готама узрел то, что изменило всю его дальнейшую жизнь. Увидев на улице сначала нищего, затем больного старика, а после отшельника и мертвого, он внезапно осознал, что в мире существуют неизбежные события: старение, болезни, смерть, лишения, мучения, и никакие материальные блага не могут изменить подобный ход бытия. Самопознание – вот истинный путь для постижения истины жизни.

Подобные размышления заставили его отказаться от богатой, сытой жизни и подтолкнули к странствиям с целью познания и достижения Просветления. Долгий путь лишений, длиной в шесть лет на грани изнеможения, закончился в день его рождения, после 49-дневной медитации под фикусовым деревом, когда пришло осознание Истины.

Гаутама достиг Просветления в 36 лет, поняв причину всех человеческих страданий и пути избавления от них. Именно с этого момента, его будут звать Буддой, что означает Пробудившийся или Просветлённый.

Основы учения

Четыре благородных истины являются фундаментом буддизма. Кратко их можно изложить так:

  1. Страдание существует.
  2. Причина его – жажда или желание.
  3. Возможно прекращение страдания – достижение нирваны, отказ от жажды.
  4. Дорога к избавлению от страдания – Восьмеричный Путь.

Находясь в своих странствиях на пороге смерти, Будда осознал, что к познанию истины не приводят ни мирские блага, ни самоистязание. Правильный Путь лежит посередине, включает в себя такие категории, как мудрость, нравственность, духовная дисциплина.

Основными доктринами буддизма считаются:

  • Учение о причинно-следственной связи и карме, поясняющее, что не существует в мире причин и следствий какого-либо явления, но существуют условия его возникновения или невозникновения. Страдания человека, зависят от его действий и поступков, которые определяют карму – судьбу.
  • Учение анатмавады – теория отрицания души.
  • Учение мгновенности. Основными положениями его являются постулаты: бытие мгновенно, а любое состояние непостоянно. События возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Жизнь состоит из отдельных вспышек, создающих иллюзию некой стабильности.
  • Буддийская космология – учение о мироздании, развитии вселенной, о перерождении.

Удивительно, но факт: ученые в области ядерной и квантовой физики нашли подтверждение правильности буддийской теории о кальпах – периодах возникновения и уничтожения мироздания.

Основным постулатом учения является следующее утверждение: не существует каких-либо божественных субстанций. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. Достигнуть состояния Пробуждения можно путем избавления от иллюзий. Увидеть жизнь такую, как она есть, помогает путь самоограничения, следование заповедям и медитация.

Коротко об индуизме

Учение не имеет основателя и четкой доктрины. По сути, индуизм – это не единая религия. Она представляет собой совокупность различных течений, основанных на Ведах. Возникновение его датируется 16-15 веками до н.э., что значительно раньше появления буддизма, христианства, ислама. Этот факт позволяет считать индуизм самой древней религией человеческой цивилизации. Несмотря на существующее большое количество течений, их отличия друг от друга, все они имеют общие черты сходства, выражающиеся в следующих признаках:

  • Признание и почитание божественного начала, поклонение изображениям и статуям.
  • Признание законов Сансары – возможности переселения душ одних живых существ в другие.
  • Признание законов Кармы. Перевоплощения зависят от совершенных поступков.

Индуизм проповедует чтение мантр, практикует йогу и медитативные методики, одобряет ритуальные жертвоприношения, как средство получения божественных благ тому, кто их совершает.

Отличия и сходство двух религиозных учений

Рассмотрев некоторые ключевые моменты и особенности, гораздо проще говорить о том, чем отличается буддизм от индуизма. В чем разница и чем похожи эти два религиозных направления можно представить в виде следующей таблицы:

Признак Буддизм Индуизм
Суть учения Учение о пути по достижению Просветления, имеет четко выстроенную философию. Основатель — Будда. Не отрицает и не утверждает присутствие некого божественного начала. Основная цель – созерцание духа внутри самого себя. Проповедует некий срединный путь, без крайностей – аскезы и удовольствий. Только познав себя, можно достичь Просветления и высшего состояния – Нирваны. Представляет совокупность различных религиозных течений, основанных на Ведах. Основателя нет. Весь мир – Сансара, представляющая цепь кармических перерождений. Основная цель – выйти за ее пределы и достичь Абсолюта. Достижение задачи возможно путем строжайшей аскезы, самоотречения, жертвенных приношений.
Отношение к социальному статусу Проповедует равенство всех социальных слоев общества. Четко выражена кастовая разница: к достижению Сансары гораздо ближе находятся проповедующие индуизм из высших кастовых слоев.
Национальная принадлежность Возник на Индийском субконтиненте, но не имеет национальной принадлежности. Буддистом можно стать просто, приняв философское учение, вне зависимости от предыдущей принадлежности к какой-либо конфессии либо одновременно придерживаться иных религиозных воззрений. Имеет отношение к жителям Индийского субконтинента. Нельзя стать индуистом без принадлежности к определенным национальным, культурным традициям.
Отношение к Богу, как высшему Творцу Отсутствует понятие Бога, как единого Творца всего существующего. Признает неких божественных существ – дэвов (демонов), но считает их равными любым другим живым существам, подчиняющимся кармическим законам и Сансаре. Признает Бога, как вселенского Творца, имеющего различные проявления.
Отношение к насилию (Ахимса – ненасилие в буддизме, Химса – жертвоприношение в индуизме) Пропагандирует ненасилие и уважительное отношение к любым проявлениям жизни. Утверждает, что поклонения Богам и ритуальные жертвоприношения несут благо тому, кто его совершает.
Взгляды на устройство мира Мировое устройство не имеет начала и конца, не имеет Создателя. Единого мироздания нет. Миров бесконечное множество. В буддизме нет понятия аналогичного понятию церкви, храма. Отсутствует понятие души, наказания за грехи. Нет четкого разделения понятий праведности и греховности. Миром руководит Создатель. Важной задачей является осознание своего единства с Богом. Пропагандируется поклонение храму, божествам. В более ранних учениях существуют понятия ада и рая. Существуют раздельные понятия праведного и грешного.

Оба учения, несмотря на имеющиеся принципиальные различия, имеют общие черты сходства, что позволяет некоторым исследователям считать буддизм одной из веток индуизма. Будда заимствовал такие понятия, как Карма, Сансара, Дхарма и многие другие, придав им совершенно иной смысл и трактование.

Оба религиозных направления практикуют чтение мантр, медитацию и занятия йогой, но цель и пути поиска истины жизни у них различаются.

Бертран Рассел, британский философ и математик, отмечал, что теория буддизма дает понятие и объясняет многие явления, которые неподвластны науке.

10 вопросов и ответов о буддизме

  1. Что такое буддизм?

    Это одна из мировых религий, но в отличие от христианства и ислама, буддизм отрицает существование Бога-творца и вечной души. Учение получило своё название от слова «будда», что на санскрите значит «пробуждённый».

  2. Где исповедуется буддизм?

    Число буддистов оценивается примерно в 500 млн человек, основное количество приходится на страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Вьетнам, Индия, Камбоджа, Китай, Лаос и прочие.

  3. Когда появился буддизм и кто его основал?

    Основатель буддизма Сиддхартха Гаутама, принадлежавший к сословию воинов, родился в северной Индии в середине VI века до н. э. Он вырос и жил во дворце, не зная горя и лишений. Но однажды, выйдя из дворца, Сиддхартха столкнулся с больным человеком, стариком и похоронной процессией. Это настолько его потрясло, что он покинул дом и стал аскетом.

    Сиддхартха стал буддой в 35 лет во время долгой медитации. Он начал преподавать своё учение — дхарму, и стал буддой Шакьямуни.

    Рождение принца Сиддхартхи Гаутамы­. Постер мастера Малигаваге Сарлиса. Шри-Ланка, середина XX века

  4. Будда один или несколько?

    Согласно буддизму, будд может быть бесчисленное количество. В будущем ожидается приход ещё одного будды — Майтрейи, который сейчас находится в «Саду радости». Когда он появится на земле, то будет преподавать «чистую дхарму».

  5. Будда — это бог или нет?

    Нет. Буддизм отрицает существование единого всемогущего Бога. Однако в буддийской мифологии Будде Шакьямуни приписываются сверхъестественные способности, а его прах окружён особым почитанием.

  6. В чём заключаются основные идеи буддизма?

    В буддизме есть четыре благородные истины:

    — мир несовершенен и полон страданий

    — желания и жажда жизни являются источником страданий, и они заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти и новых рождений

    — из колеса сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия

    — путь к освобождению состоит из восьми этапов и включает в себя соблюдение этических норм, медитацию и спасительную мудрость. Этот путь называют восьмеричным и срединным, поскольку он равноудален как от пути строгого аскетизма, так и от жизни, полной удовольствий.

    Будда в окружении последователей. Роспись в буддийском храме в Таиланде

  7. Каким правилам следуют буддисты?

    Последователи буддизма должны следовать пяти правилам:

    — не причинять вред живым существам

    — не воровать

    — не прелюбодействовать

    — не лгать

    — не употреблять алкоголь или наркотики

  8. Чем отличаются буддизм и индуизм?

    Главное отличие в том, что буддизм — мировая религия, к ней могут присоединиться любые желающие, независимо от национальности. Индуизм — национальная религия, закрытая для людей извне, принадлежность к ней определяется по рождению. Сейчас индуизм исповедует 80% населения Индии.

    Изначально буддизм был главной философско-религиозной оппозицией индуизму, так как он ставил на первый план не происхождение человека, то есть касту, а его поступки. Но сейчас буддизм в Индии непопулярен, его исповедует менее 1%.

  9. Буддисты ходят в храмы и молятся?

    У буддистов действительно есть храмы и монастыри, в которых обязательно есть статуя Будды, дхарма — в текстах буддийского канона, и сангха, то есть монахи, которые живут при храме или монастыре.

    Но в храме буддисты не молятся, а медитируют и читают мантры. Мантрой может быть фраза, слово, слог или даже просто фонемы на санскрите, которые повторяются много раз.

    Буддийский храм Wat Rong Khun в Таиланде

  10. Какие направления есть в буддизме?

    Тхеравада — «учение старейшин», махаяна — «великая колесница» и ваджараяна — «алмазная колесница». Колесницами называются учения, потому что они являются своего рода транспортом, способным доставить человека к просветлению.

    Тхеравада — древнейшее учение, которое считает, что просветления можно достигнуть только в монашестве.

    Последователи махаяны считают, что и миряне могут достигнуть просветления. И особую роль для махаянистов играет учение о боддхисатхвах — просветлённых людях, которые намеренно решили остаться в колесе сансары, чтобы помогать другим людям из него выбраться. Сейчас боддхисатвой считается Далай-лама XIV.

    Последователи учения ваджраяна утверждают, что просветления можно достичь в пределах одной жизни, если придерживаться буддийских добродетелей и особых медитативных практик.

Разница между буддизмом и индуизмом

Буддизм и индуизм имеют общие корни. Обе религии возникли в Индии, они генетически близки. Однако за многовековую историю своего становления буддизм впитал в себя традиции очень многих народов Востока. Он стал не просто религией. Это учение о просветлении, но просветлении не Богом, а созерцанием собственного духа.

Определение

Буддизм — монотеистическая религия, философское учение о духовном пробуждении, учение Просветленного. Он возник в Индии, сформировался в Восточной Азии и является одной из самых крупных мировых религий.

Индуизм — древнейшая политеистическая ведическая религия, совокупность традиций и философских школ, возникшая и получившая распространение на Индийском субконтиненте.

Сравнение

Согласно индуистскому учению, весь мир – сансара, бесконечная череда перерождений, печальное бытие всего обычного и повседневного. Мир – это иллюзия. Но за пределами сансары существует настоящий, реальный мир, в котором правит Абсолют. Все внимание в буддизме акцентировано на созерцании собственного духа, Бога в буддизме нет.

Индуизм – религия души, стремящейся к Абсолюту. Буддизм бога и душу отвергает. Это, своего рода, скрытый атеизм.

РекламаШива — индуистское божество

Конечная цель личности в индуизме – разорвать кармическую цепь перерождений, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Сделать это возможно лишь путем аскезы, самоотречения и психотренинга. Основная идея буддизма – прохождение жизни средним путем, между аскетизмом и удовольствием, как двумя крайностями. Конечной целью среднего пути является Нирвана – состояние высшей благодати.

В индуизме количество хороших и плохих поступков в предыдущем перерождении называется кармой. Принадлежность к определенной касте также подчинена ей. С судьбой не спорит никто. Для индуиста призывы к социальному равенству или социальной справедливости звучат, по меньшей мере, странно. Самые высокие шансы вырваться за пределы сансары имеют представители высшей касты жрецов. Буддизм исповедует принцип равенства всех в возможности постичь высшую благодать. Он не приветствует кастовое распределение общества, акцентируя внимание исключительно на личности и ее сознании.

Индуизм аморфен, не имеет одного основателя, не представляет из себя единой религии с определенным вероучением, а состоит из множества направлений, имеющих одни корни, но часто противоречащие друг другу. Буддизм имеет четкое учение, хоть и не является догматом, это система философских знаний.

Индуизм – национальная религия индийцев. Без связи с Индией он немыслим. Буддизм – религия вненациональная. Его приняли народы, имеющие очень разные культурные традиции.

Монастырская организация буддизма отличает эту религию от разрозненного в своей организации индуизма. Буддисты имеют свои культурные и образовательные центры, свою идеологию.

Буддизм, проповедуя социально-политическую индифферентность, на практике внес огромный вклад в организацию общества, осознание им своей этнополитической ценности. Общество, политика и история диаметрально далеки для последователей индуизма. Индуизм индифферентен и недоступен для перемен. Буддизм более динамичен и открыт для обновления.

Статуя Будды к содержанию

Выводы TheDifference.ru

  1. Буддизм монотеистичен, индуизм политеистичен.
  2. Высшая цель в индуизме – разорвать цепь реинкарнаций, вырваться за пределы сансары и соединиться с Абсолютом. Главная цель в буддизме – Нирвана, состояние высшей благодати.
  3. Индуизм аморфен, буддизм четко структурирован.
  4. Индуизм индифферентный, закрыт для перемен, буддизм открыт для обновления.
  5. Индуизм – национальная религия индийцев, буддизм – религия вненациональная.
  6. Индуизм исповедует принцип кастовости, буддизм – принцип равенства.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх