Помост

Вопросы веры

Буквы на иконах

Надписи на иконах

Надписи на иконах – принятые в русской православной иконописи условные обозначение и сокращения.
Надписи могут быть выполнены как на церковнославянском языке, так и на греческом. В иконных надписях широко применяется контрактура (лат. contractura – стягивание) – сокращенное написание слова с помощью начальной и конечной букв. Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения – титло ( ҃ )

Сокращенное надписание имени Иисус Христос, составленное из двух пар букв под титлами: . Крещатый нимб (так называемое крестообразное простертие), напоминающий о крестной смерти Спасителя, искупительное действие которой обнимает весь мир, — «крестообразно, яко изволи крестом мир спасти». Число 4 — образ пространственной полноты. Четыре «конца», составляющие в пересечении крест, соединяют в нем четыре стороны света.

В трех видимых сторонах креста нимба пишутся буквы греческого слова , что значит Сущий. Прием появляется примерно в XI веке. Этим надписанием подчеркивается Божество Иисуса Христа, согласно откровению, бывшему Моисею из купины: «Я есмь Сущий» (Исх. 3:14).

В русской иконописной традиции греческая буква (омега) часто заменяется буквой (от).

На греческих, болгарских иконах буква (омикрон) располагается слева, (омега) — вверху, (ню) — справа, и надпись читается по кругу слева направо.

На русских иконах чаще встречается другой буквенный порядок: слева (о) или (от), вверху (он), справа (наш). Надпись читается построчно, начиная сверху и затем слева направо во второй строке.

Стоит заметить, что библейское объяснение букв на Руси не являлось единственным. Из старообрядческой литературы известно иное их толкование, возможно несколько наивное, но не нарушающее догматических положений Церкви. В соответствии с ним, три буквы выражают, во-первых, триипостасность Бога; во-вторых, Божество Иисуса Христа: (от) — «еже есть отчески». (он) — «оум» (ум), (наш) — «непостижим сый»; и, в-третьих, воплощение Сына Божия и Его страдания: (от) — «от небес приидох», (он) — «они же Мя не познаша», (наш) — «на кресте распята».

Как следует из этих толкований, порядок чтения букв на Руси также не был единообразным и мог изменяться, совершенно разрывая с греческой традицией и заменяя слово «сущий» сокращением .

Надписи на древних иконах были простыми. Некоторые общеизвестные слова на иконах сокращались. Кроме Ιησους Χρηστος, Μητηρ Θεου сокращались и Αρχαγγελος, ο Δικαιος, ο Προφητης, ο Αγιος и η Αγια, причем нередко до иероглифического знака.

Имена на иконах писались четко читаемыми, но у святых Иоаннов (Предтечи, Златоуста) часто значимо сокращали и имя (Ιωαννης), и именование Предтеча (ο Προδρομος), Златоуст (ο Χρυσοστομος).

Греческое написание Церковнославянское написание Перевод, расшифровка
Θεος Бгъ Бог
Гдъ Господь
ΙΣ ΧΣ IС ХС, IИС ХС, IСЪ ХСЪ Греч.: сокращенное написание имени Ιησουσ Χριστος.
Церковнослав.: Иисус Христос
ΙΧΘYΣ Дословно «рыба», греческий акроним отΙησουσ Χριστος Θεου Yσιος, Σωτηπ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель
ο ων Сокращенное написание именования Бога «Сущий», «Аз есмь Сый» — «Я есть Сущий» (Исх.3:14). Надпись имени Пресвятой Троицы на кресчатом нимбе на иконах Иисуса Христа
Црь слвы Царь Славы
ΜΠ ΘY МН БЖН Греч.: сокращение от Μητερ Θεου.
Церковнослав.: Матерь Божия
1. Б. М.
2. БЦА
3. П. Б.
1. Божия Матерь
2. Богородица
3. Пресвятая Богородица
I. Н. Ц. I Сокращенная надпись на Крестах, знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский»
ΤΚΠΓ МЛ РБ Греч.: сокращение от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε
Церковнослав.: Сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть» надпись на изображении Креста
ГГ Гора Голгофа, надпись у подножия изображения Креста
ГА Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Креста
К Копие — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте
Т Сокращение от «трость» — одно из орудий страстей, изображаемое при Кресте
КТ Сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Креста
ΑΓΙΟΣ,αγιος АГИOС, СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН,СТИ, СТ, СВ Святой
ΑΓΙΑ, αγια АГИА, СТАЯ Святая
ΟΚΑ, ΟΑΚ Праведник
ПРO Пророк
АПЛЪ Апостол
СТЛЬ Святитель
МЧ, МЧНК Мученик
ПР Преподобный

Шрифт в русских иконах

Русские домонгольские иконы подписывались уставом — симметричным, статичным, торжественным письмом. Позже начинает применяться полуустав — письмо с большим количеством асимметричных элементов. Надписи моленных образов и клейма, небольшие иконы Праздников нередко начинают подписывать различно: большие образы — торжественной вязью, а клейма — полууставом, напоминающим книжные тексты. К середине XVI в. вязь начинает изменяться, усложняться, и она нередко читается хуже. Буквы удлиняются, многие круглые элементы букв строятся на основе вертикальных прямых линий. Клейма начинают подписываться беглым полууставом, почти скорописью. В XVII в. читаемость шрифта часто еще более ухудшается: буквы нередко значительно вытягиваются, и надпись на иконе — это множество вертикальных линий с различными соединениями. Усложнялись буквы и по-другому. В середине XVII в. в связи с проверкой и иконописания относительно греческой традиции на русских иконах появляются заимствования новых греческих шрифтов. В XVIII—XIX вв. шрифт на традиционных иконах значимо не меняется.

Новгород. XII в. Прославление Креста. Оборот иконы «Спас Нерукотворный».
Новгород. XIV в. Апостол Петр
Тверь. XV в. Святая Троица
Москва. XV—XVI вв. Дионисий. Митрополит Петр с житием.
Вологда. XVI в. Похвала Богородице
Москва. XVII в. Мария Магдалина и Евдокия
Палех. XVIII в. Рождество Христово
Мстера. XIX в. Паисий Великий

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Есть большое количество символов в православии, которыми мы ежедневно пользуемся. Среди них наибольшей популярностью пользуется распятие. Крест несет определенное значение в православии. Именно он означает мученическую смерть Иисуса Христа. Если хорошо присмотреться к этому самому важному символу христианства, то можно увидеть некоторые надписи. Они привлекают наше внимание, особенно надпись НИКА на православном кресте.

Значение креста православного

Крест считают самым важным объектом религиозного почитания. Распятие на кресте было одним из наиболее частых способов казни в Древнем Риме, которую позаимствовали от карфагенян. В основном таким образом казнили разбойников, но и многие другие люди понесли такое же наказание. Распятым на кресте по приказу Понтия Пилата был и Христос, а вот апостол Петр приказал распять его вниз головой, так как говорил о том, что не достоин такой же смерти как Иисус.

До VI века изображение креста редко использовалось. Есть большое количество вариаций данного символа.

Наиболее часто в православии среди христианских символов и знаков встречается восьмиконечный крест, с нижней и верхней перекладинами. Эти перекладины также несут особое значение:

  • Верхняя (над основной горизонтальной перекладиной) означает табличку на кресте Иисуса, на которой есть надпись ИНЦИ.
  • Нижняя (косая перекладина) считается подпоркой для ног. Она несет значение двух разбойников, которые были распяты по обе стороны от Христа. Один из них перед своей смертью покаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же, перед смертью своей, нелестно отзывался о Христе и своих палачах.

Что означает НИКА на православном кресте

Присмотревшись к кресту можно увидеть несколько надписей. Они находятся как на табличках, так и рядом с крестом. Есть несколько особо значимых для христианства писаний. На верхней табличке можно увидеть сокращение «ИНЦИ». Данное слово практически не переводится на другие языки и остается без изменений. Оно означает «Иисус Назазарянин Царь Иудейский». Такую надпись сделал Понтий Пилат для того, чтобы обозначить проступок Христа, так как это делали для прочих разбойников.

Второй важной считают надпись на кресте НИКА. Это слово находится под нижней основной верхней горизонтальной перекладиной. По поводу его происхождения есть много разногласий.

В переводе данное слово имеет смысл победить или победитель. Именно оно является символом победы Христа над смертью, а также его Воскресенье. Многие считают, что появление данной надписи связано с иным не менее важным историческим событием.

Считают, что появление данного надписи на кресте возникло после победы Константина Великого над Марком Аврелием в 312 году. Согласно легенде, перед битвой он увидел на небе крест. И прочитал рядом с ним надпись «с ним побеждай!». Это прибавило ему сил. После победы он начал почитать символ креста и установил в Константинополе, который ранее именовался Византией, 3 креста с надписями:

  1. IС – на кресте триумфальных ворот,
  2. ХС – написано на римской колонне,
  3. NIKA – на мраморном столбе.

Если соединить все эти надписи воедино, то выйдет фраза – Иисус Христос побеждает. Со временем стало традицией писать эту надпись на просфорах и святом арстосе. После такой победы и пошло всеобщее почитание Креста Христова в народе.

Почему на крестах написано НИКА? Ученные считают, что таким образом показана власть Христа над смертью. Что даже после своего распятия он способен был воскреснуть и явится людям. Для того, чтобы они поверили в него и в Господа.

На кресте написано в ногах НИКА

Нижняя перекладина над которой есть эта надпись символизирует своеобразные весы Божьего суда. Если происходит покаяние, то одна чаша поднимается и таким образом человек попадает в рай. Если же продолжает жить во грехе, то чаша отпускается и тем самым ведя за собой человека в ад. Считается также, что Иисус – это Новый Адам, который искупил первородный грех человечества.

Господь всегда с Вами!

В Православии каноническим считается шестиконечное распятие: вертикальную линию пересекает три поперечных, одна из них (нижняя) — косая. Верхняя горизонтальная перекладина (самая короткая из трех поперечных) символизирует табличку с надписью на трех языках (греческом, латинском и еврейском): «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к Кресту Господню перед распятием.

Средняя, смещенная ближе к верхней (самая длинная) перекладина, является непосредственной частью Креста — к ней были прибиты руки Спасителя.

Нижняя косая перекладина представляет собой подпорку для ног. В отличие от католиков, в Православии на Распятии пронзенными гвоздями показываются обе ноги Спасителя. Эта традиция подтверждается исследованиями Туринской плащаницы — плата, в который было завернуто тело распятого Господа Иисуса Христа.

Стоит добавить, что косая форма нижней перекладины несет в себе определенный символический смысл. Приподнятый конец этой перекладины устремляется вверх, к небу, тем самым, символизируя разбойника, распятого по правую руку от Спасителя, который, уже будучи на кресте, покаялся и вошел с Господом в Царство Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, распятого по левую руку от Спасителя, который хулил Господа и не удостоился прощения. Состояние души этого разбойника — это состояние богооставленности, ада.

Существует еще один вариант православного Распятия, так называемый, полный или афонский крест. Он несет в себе еще больше символических смыслов. Его особенностью является то, что над каноничным шестиконечным Крестом надписываются определенные буквы.

Что означают надписи на кресте

Над самой верхней перекладиной надписывается: «ИС» — Иисус и «ХС» — Христос. Чуть ниже, по краям средней перекладины: «СНЪ» — Сын и «БЖIЙ» — Божий. Под средней перекладиной идет сразу два надписания. По краям: «ЦРЬ» — Царь и «СЛВЫ» — Славы, а в центре — «НИКА» (в переводе с греческого — победа). Это слово означает, что Своими страданиями и смертью на Кресте Господь Иисус Христос победил смерть и искупил человеческие грехи.

По бокам от Распятия изображаются копье и трость с губкой, обозначеные, соответственно, буквами «К» и «Т». Как мы знаем из Евангелия, копьем Господу пронзили правое ребро, а на трости Ему предложили губку с уксусом для того, чтобы уменьшить Его боль. Господь отказался облегчать Себе страдания. Внизу Распятие изображается стоящим на основании — небольшом возвышении, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь.

Внутри горы изображается череп и скрещенные кости праотца Адама. В соответствии с этим, по бокам от возвышения надписывается — «МЛ» и «РБ» — Место Лобное и Распят Бысть, а также две буквы «Г» — Голгофа. Внутри Голгофы, по бокам от черепа, ставятся буквы «Г» и «А» — голова Адама.

Изображение останков Адама имеет определенный символический смысл. Господь, будучи распят, проливает Свою кровь на останки Адама, тем самым омывая, очищая его от совершенного им в раю грехопадения. Вместе с Адамом омываются грехи и всего человечества. В центре распятия также изображается круг с шипами — это символ тернового венца, который был надет на главу Господа Иисуса Христа римскими солдатами.

Православный крест с полумесяцем

Также стоит сказать и о еще одной форме православного креста. В данном случае крест имеет в своем основании полумесяц. Такие кресты очень часто венчают собой купола православных храмов.

По одной из версий, крест, выходящий из полумесяца, символизирует рождение Господа Иисуса Христа. В восточной традиции полумесяц часто считают символом Божией Матери — так же, как крест считают символом Иисуса Христа.

Еще одна трактовка объясняет полумесяц как символ евхаристической чаши с кровью Господа, из которой, собственно, и рождается Крест Господень. Есть еще одно толкование, касающееся креста, выходящего из полумесяца.

Данная трактовка предлагает понимать это как победу (или возвышение, преимущество) христианства над исламом. Однако, как показали исследования, это толкование некорректно, так как сама форма такого креста появилась гораздо раньше VI века, когда, собственно, и возник ислам.

Слово НИКА (победа) символизирует победу Христа над смертью, Его воскресение.
Надпись на кресте ICXC — Иисус Христос Царь Славы . Знак ~ , расположенный над буквами, обозначает сокращение слов.
На рисованной миниатюре, в сочинении греческого монаха Анастасия Синаита (VI-VIIв.) впервые изображен восьмиконечный крест. Верхняя перекладина символизирует титло — табличку, на которой Пилатом было начертано: Иисус Назорей Царь Иудейский (IНЦI ). К средней перекладине пригвождены руки. Нижняя Скошенная перекладина символизирует собой подножие, на которое опирались ноги Христа. Этой перекладине (особенно на Руси) приписывают особый символический смысл. Вместе с Христом были распяты два разбойника. Один злословил на Иисуса, другой же напротив, унимал его и говорил: «…мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Благоразумный разбойник исповедал свою вину и просил Господа простить его за все грехи. И сказал ему Иисус: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Таким образом, эта перекладина как символ весов Божьего суда, через покаяние поднимающая в рай и низвергающая (непокаявшегося разбойника) в ад. Эта миниатюра стала в дальнейшем прообразом большинства византийских и русских Распятий.
Идея Воскресения передавалось на крестах через изображение черепа (главы Адама) в основание креста (иногда рядом с буквами ГА). Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех —»Кровь Христа омыла грех Адама». Поэтому образ Адамовой главы под крестом говорит не только о его грехопадении и смерти, но и о его искуплении Христом и воскрешением.

Часто задаваемые вопросы:

Можно ли носить образок и крестик на одной цепочке?

Можно. Никаких ограничений по этому поводу нет.

Нужно ли освящать цепочку?

Специального чина освящения цепочки нет, но хорошо отдать её священнику вместе с крестиком – он покропит её святой водой. Если покупать цепочки в торговле при храме, то как правило, цепочки уже освящены.

Каким должен быть нательный крестик по церковным канонам?

Вопрос этот требует весьма распространенного ответа. Чтобы не углубляться в дебри символики и истории Церкви, мы можем просто заверить, что все кресты, которые вы найдете на этом сайте — каноничны.

Можно ли сделать небольшую татуировку в виде крестика?

Стоит разобраться, для чего вам такая татуировка и чего вы от неё ждете. Если хотите, чтобы она заменила нательный крестик – то это невозможно. В целом, святые отцы весьма строго отзываются об изображениях на теле человека, в лучшем случае не рекомендуя их наносить.

Куда деть почерневший или сломанный крест?

Главное, на что следует ориентироваться в этом вопросе – изображение Креста не должно никоим образом попираться, а значит и выбрасывать его вместе с помоями ни в коем случае не следует. Лучше всего отдать крестик или образок в ближайший храм. Стоит также отметить, что почерневшее серебро прекрасно оттирается специализированными средствами, а иногда и простой содой. Также крестики из драгоценных металлов могут быть заново переплавлены.

Крест сопровождает христианина всю его жизнь. Мы видим распятия в храмах, дома, носим на груди. И тем не менее вопросов возникает множество. Попробуем разобраться, что означают детали креста на изображениях. Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (Ин. 19,19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина — подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя.

Буквы «К» и «Т» слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. 19,34). «Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19,34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия — по сторонам большей перекладины. «Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися…»

Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение «ГГ» как раз и означает «гора Голгофа», а «МЛРБ» — «место лобное рай бысть». Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому Лобное место (Голгофа) стало раем. Мысль эта нашла выражение в церковном песнопении: «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися древо крестное, абие израсти гроздь животный» (Октоих, глас 5. В среду утра, по 1-м стихословии, седальны крестны). По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек – Адам. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы…» «ГА» — глава Адама. Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. Кстати, еще здесь еще часто пишут совмещено: ГГГА – «Гора Голгофа голова Адама».

Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие «истинно Сущий», как Бог сказал Моисею «Аз есмь Сый» (Я есть Сущий) (Исх. 3, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения — титлами, имя Спасителя «IC XC» — Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: «НИКА» (греч. — Победитель).

Большие многофигурные композиции Распятия — тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции — т. н. «Распятие с разбойниками», в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа — два разбойника: один с опущенной головой, другой — с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

Писаные иконы

Иконописцы, создающие современные иконы, следуют иконографическому канону, которого придерживались изографы древности, используют традиционные материалы и технику. Здесь важно все – от выбора основы и палитры красок до покрытия изображения защитным слоем. Иконы пишутся с благоговением и молитвой. На написание одного образа уходит от одного до трех месяцев. Иконописец не имеет права торопиться. Если человек желает купить писаную икону, то стремление его продиктовано сердцем, а не веянием времени. В ней Бог животворит.

На Руси иконы писали на дереве. Этот материал всегда был доступен. Но не каждое дерево подходило для этой цели. Использовали липу, сосну, ель, клен. На дерево приклеивалась паволока и наносился в несколько слоев левкас: специальный грунт, приготовленный из мела и клея. В результате кропотливой работы получалась белая ровная доска. Занимал этот подготовительный этап примерно неделю.

Иконописец не приступал к работе, не изучив житие святого. Затем он знакомился с ранее созданными его изображениями. Когда приходило решение, каким будет будущий образ, на ткань наносилась прорись святого и переносилась через кальку на доску. Далее наступал непростой этап золочения иконы, что является символом нетварного света. Для золочения отдельные места иконы покрывали специальными лаками и наносили слой сусального золота.

После этого икону раскрашивали, используя только натуральные пигменты, замешанные на эмульсии, состоящей из желтка, вина, желатины и воды. В конце наносили ассист, золотые лучики по одежде, подчеркивающие божественный свет. На заключительном этапе изображение покрывали защитным слоем.

Тем, кто желает купить писаные иконы следует знать, что современный процесс написания образа ничем не отличается от древнего. Но все же, главным в иконописи является сердечная молитва, воздержание в пище и поступках и желание потрудиться во славу Божию. Написание икон – особый труд, благословенный Богом, дар Его. Прежде, чем начать работу, иконописец испрашивает благословение на нее и проходит духовное очищение. Еще Стоглавый Поместный Собор Русской Православной Церкви в XVI веке постановил иконописцу хранить душевную и телесную чистоту, писать образа по древнему типу, ничего не добавляя от себя.

Писаные иконы скорее обращают на себя внимание, чаще заставляя человека задумываться о Боге, о созданном им мире и о самом себе, как частичке этого мира. В них – труд иконописца, его молитва и сила покаяния. В них – Бог, как Творец всего. Наверное, нет на земле предмета, который создавался бы так необычно, как писаная икона. Это – таинство, известное только двоим – Богу и человеку, желающему узреть Его сердцем.

Писаная икона – прекрасный подарок к любому торжеству. Рождается человек – заказывают ему мерную икону. Крестится – приносят к святой купели священный образ. Идет под венец – пишется венчальная пара. Строит дом – можно купить писаную икону, которая будет освящать жилище благодатью Господа нашего. От рождения до самого упокоения сопровождают человека священные изображения. В этом разделе представлены иконы Господа и Его Пречистой Матери, бесплотных Сил Небесных и святых угодников Божиих.

Конечно же, писаная икона станет домашней святыней, будет передаваться из поколения в поколение, объединяя их. Думается, что одна из икон, представленных здесь, займет свое место в Вашем домашнем иконостасе. Единственное, о чем хочется предостеречь человека, приобретающего писаные иконы, — это то, что образ не может оцениваться с точки зрения материальной. Вышние блага и дольние богатства – две категории ценностей, которые никогда и ни при каких условиях не могут быть отождествлены.

Николая Чудотворца писаные иконы

Иконы с мощевиком Рукописные иконы Божией Матери писаные иконы Рукописные иконы Казанской Божией Матери Иисуса Христа Спасителя писаные иконы Николая Чудотворца писаные иконы Святых покровителей писаные иконы Ангелов и Архангелов писаные иконы Венчальные иконы писаные Серебряные иконы Серебряные венчальные иконы Серебряные иконы Иисуса Христа Серебряные иконы Божией Матери Казанская икона. Серебро. Владимирская икона. Серебро. Всецарица. Икона в серебре. Вифлеемская икона. Серебро. Геронтисса. Серебро. Достойно есть. Серебро. Иерусалимская икона. Серебро. Остробрамская икона. Серебро. Святое семейство. Серебро. Сладкое лобзание. Серебро. Семистрельная икона. Серебро. Страстная икона. Серебро. Троеручица икона. Серебро. Умиление икона. Серебро. Феодоровская икона. Серебро. Серебряные иконы Святых Серебряные иконы Николая Чудотворца Серебряные иконы Луки Крымского Серебряные иконы Матроны Московской Серебряные иконы Пантелеймона Целителя Серебряные иконы Спиридона Тримифунтского Маленькие серебряные иконы Нательные иконы. Серебро. Иконы на дереве Афонские иконы под старину Иконы на липовой доске Резные иконы Иконы на холсте Иконы конгрев Иконы для работы Ювелирные изделия Нательные иконы Божьей Матери нательные иконы Именные нательные иконы Нательные крестики Мужские крестики Женские крестики Детские крестики Серебряные крестики Золотые крестики Цепочки Золотые цепочки Серебряные цепочки Гайтаны (шнурки) Медные литые иконы Церковная лавка Божия Mать Взыскание погибших Владимирская Всецарица Всех скорбящих радость Вифлеемская Геронтисса Достойно есть (Милующая) Иверская Иерусалимская Казанская Неопалимая купина Нерушимая стена Неувядаемый Цвет Неупиваемая Чаша Остробрамская Покров Богородицы Святое семейство Сладкое лобзание Семистрельная Смоленская Скоропослушница Страстная Троеручица Умиление Феодоровская Иисус Христос Древо Жизни Спас Вседержитель Пантократор Спас Нерукотворный Спас на престоле Спаситель в рост Святая Троица Тайная вечерия Святые покровители Ангелы и Архангелы Александр Невский Андрей Первозванный Вера, Надежда, Любовь и Софья Владимир Великий Георгий Победоносец Димитрий Солунский Елена и Константин Иоанн Предтеча Илия Пророк Киприан и Устиния Ксения Петербургская Лука Крымский Матрона Московская Михаил Архангел Николай Чудотворец Пантелеймон целитель Параскева Петр и Феврония Муромские Серафим Саровский Сергий Радонежский Спиридон Тримифунтский Царская семья Праздничные иконы Именные иконы Женские именные иконы Мужские именные иконы Нательные именные образки Маленькие именные иконы Мерные иконы Иконы для мужчин Иконы для женщин Иконы для детей Иконы для семьи Иконы на свадьбу Венчальная пара На новоселье

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх