Помост

Вопросы веры

Бытие глава 4

Толкования Священного Писания

И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему

Но посмотрим, какое и после этого безбожного поступка и после такого преступления, не заслуживающего никакого извинения; – посмотрим, какое снисхождение и человеколюбие являет Бог всяческих. «И рече Бог к Каину». Это одно уже, что Он удостоил Своей беседы совершившего такое преступление, какую показывает благость? Если мы часто гнушаемся и подобными нам людьми, когда увидим их совершившими подобное преступление, то тем более должно удивляться благому Богу, явившему столько терпения, и – совершенно справедливо. Он – врач и отец любвеобильный. Как врач, Он употребляет все меры и средства, чтобы страждущим лютыми болезнями возвратить здоровье; а как отец любвеобильный, Он желает, силою отеческой любви, привести в прежнее благополучное состояние (детей) по беспечности утративших свое благородство. Так как благость Его безмерно велика, то Он хочет и дерзнувшему на такое беззаконие явить великое Свое человеколюбие, говорит ему: «где есть Авель, брат твой?». Велико и безмерно снисхождение Божие? Спрашивает (Бог) не потому, чтобы не знал; нет, Он и с ним (Каином) поступил так же, как с отцем его: ничто не мешает нам снова рассказать об этом. В самом деле, как того (Адама), видя скрывающимся от стыда наготы, Бог спрашивал: «где еси?» (Быт.3:9), не по незнанию, но желая ободрить его, чтобы он чрез исповедание своего падения омыл грех свой (Ему издревле и изначала обычно требовать от нас исповедания во грехах и даровать прощение), – так и теперь Он спрашивает Каина и говорит: «где есть Авель, брат твой?» Человеколюбивый Владыка принимает вид незнания для того, чтобы учинившего такое преступление вопросом побудить к исповеданию греха и чтобы он мог получить некоторое прощение и (воспользоваться) человеколюбием. «Где есть брат твой Авель?» Что же безрассудный, бесчувственный, упорный и бесстыдный? Ему надлежало бы подумать, что (Бог) вопрошает, не по неведению, но чтобы услышать от него исповедание, и нас вразумить не произносить до рассмотрения дела приговора над нашими братьями; надлежало бы помыслить о попечительности Господа, – как Он, желая удержать его от предприятия, и зная замысел души его еще до приведения его в дело, употребил предохранительные средства; надлежало бы ему, размысливши обо всем этом, остановить свое неистовство, рассказать, что было, показать язву врачу и принять от него лекарство; а он еще увеличивает рану, усиливает затвердение язвы. «И рече, – сказано, – не вем». Смотри, какой бесстыдный ответ! Разве ты говоришь с человеком, которого можно и обмануть? Или не знаешь, жалкий и несчастный, кто беседует с тобою? Не понимаешь, что Он вопрошает по великой Своей благости, желая только найти повод, чтобы показать Свое человеколюбие и чтобы ты, после того, как Он с Своей стороны сделает все, не заслуживал уже никакого извинения, так как сам подвел себя под наказание? «И рече: не вем. Еда страж брату моему есмь аз?» Примечай здесь, как обличает совесть, как он (Каин), понуждаемый, так сказать, совестию, не остановился на этом слове: «не вем», но прибавил: «еда страж брату моему есмь аз?» Только что не обличил сам себя. Да если бы у тебя все делалось по (естественному) порядку и по закону природы, то тебе следовало бы быть и стражем братнего счастия, потому что это внушала (тебе) природа, и рожденным от одной матери надлежало быть стражами друг друга. А если ты не захотел этого и отказался быть стражем брата, то для чего сделался и убийцей, умертвил того, кто ничем не оскорбил тебя, и еще подумал будто некому и обличить тебя? Но подожди, и увидишь, что сам убитый будет твоим обличителем, лежащий мертвым станет громогласно обвинять тебя, живого и ходящего.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.

9. Суд и наказание Каина.

9. И сказал Господь (Бог) Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

“где Авель, брат твой?”По примеру суда над падшими прародителями (3:9) и суда над преступным их сыном милосердый Бог начинает с воззвания (призыва) к покаянию. Своим вопросом Господь хочет пробудить совесть братоубийцы, вызвать его на чистосердечное покаяние и на просьбу о помиловании.

“разве я сторож брату своему?”Но Каин был в совершенно противоположном настроении: с упорством ожесточившегося грешника, он не только запирается в преступлении, но и дает дерзкий ответ Богу, как бы даже обвиняя Его за столь неуместный вопрос.

10. И сказал (Господь): что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

“И сказал (Господь): что ты сделал?”Так как Каин не обнаружил готовности принести покаяние и принять помилование, то Бог приступает, наконец, к осуждению его, в котором проявляет Свое всеведение, всемогущество, правосудие и милосердие.

“Кровь Авеля вопиет, т.е. требует отмщения (Откр. 6:9-10), она вопиет от земли самым действием разрушения, которое, по порядку природы возбуждает против себя другие разрушительные силы, и вопль ее доходит даже до Бога, ибо Авель и по смерти говорит верою (Евр. 11:4) поставляющей его в благодатном присутствии Бога” (Филарет).

В том, что этот вопль достигает неба, замечается образное выражение мысли о божественном всеведении, которое представляется слышащим восклицания и там, где человек старается покрыть все глухим молчанием.

11. и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12. когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

“ты будешь изгнанником и скитальцем на земле…”Вместо этих слов русского перевода славянский текст имеет: “стеняй и трясыйся будеши на земли” (?????? ??? ?????? – LXX). “Сей последний перевод, – по справедливому замечанию митр. Филарета, – сделан, кажется, для загадочного изъяснения знамения, положенного на Каина (15ст.), а первый подтверждается ясными словами самого Каина, который в наказании Божием находит изгнание от лица земли” (14 ст.). Так как земля служит для человека одновременно и источником пищи, и местом жилища, то и проклятие от нее имеет, в соответствии с этим, два вида: оно состоит в бесплодии почвы и в бездомном скитании по лицу земли. И действительно, на примере Каина мы несем наглядное подтверждение известной мысли Премудрого: “Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним” (Притч. 28:1).

13. И сказал Каин Господу (Богу): наказание мое больше, нежели снести можно;

“наказание мое больше, нежели снести можно…”Славянский текст, следующий греческому переводу LXX, имеет и здесь свою вариацию: “вящшая вина моя, еже оставится ми.” Происхождение ее объясняется тем, что еврейский термин – авон, имеющий два значения: грех и наказание за него, одними был принят в первом смысле (LXX), другими – во втором. Но по связи контекста речи первое чтение, имеющееся в русской Библии, гораздо предпочтительнее: оно представляет нам это восклицание Каина, как вопль отчаяния и малодушия грешника, не желающего безропотным перенесением заслуженных страданий хотя бы отчасти искупить свою вину.

14. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

“вот, Ты теперь изгоняешь меня с лица земли…”Под лицом земли в еврейском тексте (hadama – населенная людьми и культивированная) понимается, очевидно, страна Едем, бывшая первообиталищем человечества: Адам изгонялся из рая или сада земли Едем, Каин же изгоняется и из всей этой земли. Этим, конечно, не исключается возможность видеть здесь и сравнение с прахом, возметаемым ветром с лица земли (Пс. 1:4; Ос. 8:3).

“и от лица Твоего я скроюсь…”Это параллель той же самой мысли об изгнании из Эдема, как страны, освященной особым благодатным присутствием Бога и ознаменованной дарованными Им обетованиями.

“и всякий, кто встретится со иной, убьет меня…”“Так всякий, вносящий грех в мир, инстинктивно чувствует, что он подлежит тому же злу по закону возмездия, какое он внес в общество” (Властов). Кого же боялся Каин? Самым разумным и правдоподобным ответом на это будет то предположение, что он боялся мщения со стороны всей вообще фамилии своего отца, как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже и ко времени братоубийства Каина, семья их не исчерпывалась только двумя этими, названными в Библии, сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей (Быт. 5:4).

“отмстится всемеро” В ответ на малодушный ропот грешника, Бог дает торжественное удостоверение его неприкосновенности, обещая воздать всемеро всякому, кто самовольно будет покушаться на его жизнь. Число семь, по свойству священного языка, может означать множество раз. Этим Бог, с одной стороны, обнаруживает всю крайнюю преступность человекоубийства и всю тяжесть ответственности за него, с другой – являет неистощимое богатство Своего милосердия, не хотящего смерти грешника, но открывающего ему возможность искупить свой грех в течение всей последующей жизни.

“И сделал Господь… Каину знамение…”По вопросу о “знаке,” положенном Богом на Каина для того, чтобы его не убили по неведению, в экзегетической литературе царит полное разнообразие мнений и в громадном большинстве неудовлетворительных: все они объясняют только то, что Каин мог быть узнан, но не то, что его строго воспрещалось убивать. Опираясь на библейские аналогии, позволительно видеть в сделанном Богом Каину знамении указание на какое-либо внешнее, чудесное действие, служившее как для самого Каина, так, главным образом, и для всех прочих знаком (удостоверением) его неприкосновенности, по подобию того, как, напр., впоследствии радуга послужила знамением неповторяемости потопа (Быт. 9:13,15), несгораемая купина – свидетельством божественного посланничества Моисея (Исх. 3:2,12), возвращение солнца на пятнадцать ступеней – знамениям выздоровления царя Езекии (Ис. 38:5-7).

Блаженный Феодорит в своем толковании на это место говорит: “самое определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его,” полагая тем самым, вместе и с некоторыми другими новейшими экзегетами, что это определение было всем известно или в силу особого божественного внушения, или – что еще гораздо проще – потому, что оно полностью было начертано на его челе. Несколько аналогичный этому случай имеется, повидимому, в книге пророка Иезекииля 9:4-6.

16. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

“И пошел Каин… и поселился в земле Нод, на восток от Едема…” В силу божественного повеления, Каин принужден был оставить ту отечественную землю, где Бог благоволил наиболее осязательным образом обнаруживать Свое присутствие, и превратиться в бездомного (бесприютного) скитальца. Место нового, кочевого обитания Каина и его потомства называется землею Нод и определяется словами на восток от Едема. По мнению некоторых толковников, земля Нод – это не собственное имя какой-либо страны, а нарицательное обозначение всего вообще кочевья каинитов, как земли изгнания и страны бедствия, расположенной, действительно на восток от Едема, “страны блаженства.”

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Господь не сразу наказывает Каина, но сначала призывает к покаянию, подобно тому, как призывал Адама и Еву в Эдеме:

9. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?



 «Разве я сторож брату своему?» — Каин, как и его родители, не признается в преступлении, но дерзко отвечает Богу, как бы обвиняя Его за неуместный вопрос.

И только после того, как Каин не захотел покаяться и принять прощение от Бога, Господь объявляет Каину его о наказании — последствии его греха.

10. И сказал : что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 
11. и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 
12. когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

«Голос крови вопиет…» — это часто употребляемое в Библии обозначение тяжких преступлений, которые по разным причинам остаются безнаказанными у людей, но находят должное возмездие у Бога (Быт 18:20–21; 19:13; Исх 3:9; Иов 24:12; Иак 5:4; Евр 5:7).

При осуждении Адама проклинались только дьявол и земля (Быт 3:17), причем последняя из-за человека (Быт 3:17); теперь же сама земля, обагренная кровью невинно пострадавшего праведника, превращается в орудие наказания для убийцы и лишает его своих даров.

Так как земля служит для человека одновременно и источником пищи, и местом для жилища, то и проклятие от нее состоит не только в бесплодии почвы, но и в бездомном скитании по лицу земли. Стоит заметить, что это не безусловное проклятие, а проклятие изгнания, в силу которого земля, не давая своих плодов Каину, должна была принудить его удалиться его земли, в которой жила его семья.

13. И сказал Каин Господу : наказание мое больше, нежели снести можно;
14. вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

В ответе Каина мы видим малодушие, обиду и отчаяние.
 Как каждый закосневший в грехе человек, Каин не только не раскаивается в своем поступке, но и ставит в упрек Богу чересчур суровое, по его мнению, наказание.

Под «лицом земли» в еврейском тексте понимается, очевидно, населенная людьми и культивированная земля, то есть страна, в которой поселились Адам и его семья после изгнания из Эдема. Подобно тому, как Адам и Ева были изгнаны из Рая, Каин также изгоняется из земли, где проживает его семьи. 

Как человек, совершивший преступление, Каин наверняка боялся возмездия от своих настоящих или будущих родственников. Можно допустить, что ко времени братоубийства Каина, семья Адама не исчерпывалась только двумя сыновьями, но состояла и из других сынов и дочерей (Быт 5:4).

В ответ на малодушный ропот Каина, Господь дает ему неприкосновенность, обещая тяжкое наказание каждому, кто покусится на его жизнь. Этими словами Бог, с одной стороны, показывает огромную тяжесть греха убийства, а с другой — вновь проявляет Свое неистощимое милосердие, не желая смерти грешника, но открывая ему возможность покаяться в своем грехе в течение последующей жизни.

Существует множество толкований знамения, положенного Богом на Каина для того, чтобы его не убили по неведению, но они в основном объясняют только то, что Каин мог быть узнан, но не то, что его строго воспрещалось убивать.

Опираясь на библейские аналогии, можно предположить в сделанном Богом Каину знамении указание на какое-либо внешнее, чудесное действие, служившее как для самого Каина, так, главным образом, и для всех прочих знаком (удостоверением) его неприкосновенности, по подобию того, как впоследствии радуга послужила знамением того, что потоп уже не повторится (Быт 9:13, 15), а возвращение солнца на пятнадцать ступеней — знамением выздоровления царя Езекии (Ис 38:5–7).

Основываясь на похожем месте в Иез. 9:4–6, можно предположить, что само определение Бога было знамением, запрещавшим убивать Каина, и это определение было известно всем — возможно, потому, что было полностью начертано на лице Каина.

16. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Эдема.

Итак, по велению Бога, Каин покидает землю, которую Бог благословлял своим присутствием, и превращается в скитальца. Место нового, кочевого обитания Каина и его потомства — земля Нод. По мнению некоторых толковников, это не собственное имя какой-либо страны, а нарицательное обозначение кочевья каинитов, как земли изгнания и страны бедствия, расположенной на восток от Эдема — «страны блаженства».

Книга Бытие . (Тора. Пятикнижие Моисея)

Поиск по Библии*

Главы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50

ГЛАВА 4

1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
26 У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа.

Все книги Библи ✝ Наверх Следующая >>
Теги: Читать онлайн БИБЛИЮ, книга ИСХОД, Второзаконие, Левит, Числа, БЫТИЕ, Тора, Пятикнижие Моисея, Ветхий Завет
* Яндекс Поиск ведется не по всем главам Библии, а только тем главам ( страницам данного сайта ), которые включены роботом Яндекс в Поиск

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх