Помост

Вопросы веры

Черниговский скит в сергиевом

Черниговский скит

Видео: Черниговский скит

Основные моменты

Черниговский скит раскинулся на севере Сергиева Посада, в поселке Каляева. Монастырские постройки стоят на берегу пруда, напротив бывшего Гефсиманской обители, к которой он некогда был приписан, из-за этого скит часто называют Черниговско-Гефсиманским. Однако, то немногое, что осталось от старого Гефсиманского скита, недоступно, так как находится на территории воинской части, за внушительной стеной.

Комплекс Черниговского скита очень интересен для осмотра. Он выстроен в псевдорусском стиле из красного кирпича и состоит из надземных построек и подземного комплекса, созданного по примеру Киевско-Печерской лавры. Экскурсии по монастырю идут одна за одной, так как желающих побывать здесь много.

На территории скита продают вкусную монастырскую выпечку и несколько видов кваса. Многие приезжают сюда, чтобы набрать воды из источника. Это можно сделать во время подземной экскурсии или прямо из трубы в деревянной часовне. В Черниговском ските хорошо провести пару часов — отрешиться от городского шума и суеты, покормить уток в пруду и просто отдохнуть в живописном месте.

История обители

В 1843-1844 годах при Троице-Сергиевской лавре основали отдельный Гефсиманский скит. В российском православии издавна существовала традиции строительства пустыней при монастырях. В таких местах обычно селились послушники и монахи, которые хотели большего уединения. Как правило, они жили, приняв обет строгого молчания, и усердно молились богу.

В 1845 году в Исаковской роще, на противоположной стороне Скитского пруда, начали строить деревянные кельи для отшельников Гефсиманского скита. В отличие от монахов из лавры, они не получали жалования, и одежда им доставалась «из рухлядной». Помимо ежедневных богослужений поселившиеся здесь насельники работали на огороде и в фруктовом саду.

Сохранилось имя первого отшельника нового скита — Гавриил. О нем написано в письме, которое митрополит Филарет (Амфитеатров) отправил наместнику Троицко-Сергиевской лавры архимандриту Антонию. Филарет лично распорядился построить отшельнику деревянную келью.

В 1847 году в Черниговский скит из лавры пришел жить блаженный Филиппушка. В мирской жизни его звали Филипп Хорев (1802-1868), и родился он в семье крестьян из Владимирской губернии. Ради христианского подвижничества Филипп оставил жену и двоих детей и отправился странствовать по России, ведя очень аскетичную, полную лишений жизнь. Он часто голодал, носил тяжелые вериги и путешествовал с железным посохом, который весил целый пуд.

В Гефсиманской обители Филипп жил, как тогда говорили, Христа ради, то есть только на подаяние. Поселившись в лесной сторожке зарождающегося скита, он попросил разрешения у настоятеля выкопать «погребок» и взял себе в помощь двух монахов. Постепенно они вырыли целую пещеру. Ее центральная часть служила общей молельной комнатой или подземной церковью, которую позже освятили в честь Архистратига Михаила и других бесплотных сил. Это была обшитая деревом землянка, немного выступавшая над поверхностью земли. Квадратное в плане помещение для лучшего освещения имело окна.

В стороны от пещерного храма отходили коридоры или ходы, ведущие к крохотным монашеским кельям. Когда все помещения были готовы, каменщики, которых прислали из Троицкой лавры, укрепили их стены и своды кирпичом. Через три года в скит пришли сыновья Филиппа и тоже остались здесь монахами.

В 1852 году в подземной церкви, благодаря архимандриту Антонию, появилась икона Богоматери Черниговская, которую верующие считали чудотворной. По названию этого образа отделившийся от Гефсиманской обители новый монастырь получил свое имя. В народе стали говорить о нем, как о «Черниговском ските», а в церковных бумагах обозначали, как «Пещерное отделение Гефсиманского скита».

В это же время же в обители появился Василий Ильич Меркулов (1831-1906). Через пять лет он стал выполнять поручения настоятеля, как послушник, а в 1866 году его постригли в монахи и нарекли именем Варнава. Со временем наместник Троицко-Сергиевской лавры назначил Варнаву духовником разросшегося комплекса Черниговских пещер.

В 1856-1857 годах над пещерами появилась деревянная церковь, которую освятили в честь Антония и Феодосия Печерских. Большие строительные работы на территории скита провели еще через 30 лет, и надземные деревянные строения уступили место каменным. Здесь построили новый пятиглавый храм, корпуса для братии и высокую стройную колокольню с двумя церквями. На рубеже XIX — XX веков обитель испытывала большой наплыв паломников, и количество монахов Черниговского скита выросло до четырехсот.

Монахи и местные жители очень почитали духовника монастыря отца Варнаву. Его авторитет был так велик, что в Черниговский скит приходило много верующих из разных концов страны. Они хотели исповедаться, поговорить с отцом Варнавой и получить его совет или наставление. В начале 1905 года к старцу приезжал российский император Николай II.

Черниговский скит жил по строгому монастырскому уставу. Женщин на его территорию не пускали, и даже по время воскресных богослужений в монастырские храмы приходили одни мужчины. Лишь один раз в году, когда православная церковь отмечала взятие Богоматери на небеса, в обитель на церковную службу могли попасть женщины.

Когда наступила советская власть, Черниговский скит закрыли, а его монахи и послушники стали жить в Гефсиманской обители (1921 год). Однако, продолжалось это недолго, и через три года этот монастырь тоже ликвидировали. Главную святыню скита — Черниговскую икону перенесли в Москву, в Сергиевскую церковь, которая располагалась в Рогожской Ямской слободе.

Территорию и строения Черниговского скита местные власти использовали для разных целей. Какое-то время здесь размещались тюрьма, детская колония, а потом — интернат для слепых и слабовидящих. После войны в обители находились интернат для инвалидов, получивших увечья в бою, складские помещения промторга города Загорск и ПТУ-интернат, где проходили обучение дети-инвалиды.

В 1970-е годы подробное архитектурное исследование зданий Черниговского скита провела Е.Н. Подъяпольская. Она использовала документы, сохранившиеся с дореволюционных времен. Много сведений о монастыре содержалось в книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем» (1899 год), а также страховых бумагах Троицко-Сергиевской лавры, оформленных в 1910 году.

В 1990 году была возрождена жизнь мужского монастыря, созданного при лавре. Но долгое время на территории одновременно с монахами находился интернат, где жили дети-инвалиды.

Черниговский скит сегодня

Доминантой архитектурного ансамбля обители считается верхний храм Черниговской Богоматери (1886-1889 годы). Ниже него находится более старая пещерная церковь. Все постройки монастыря выполнены в традициях псевдорусского стиля и смотрятся очень гармонично.

Автором проекта верхнего храма является русский архитектор и гражданский инженер Николай Владимирович Султанов, посвятивший много сил исследованию византийского стиля. Хотя верхнюю церковь достроили в 1889 году, отделочные работы в ней продолжались еще 8 лет, и только после этого главный престол был освящен.

Когда строилось массивное здание пятиглавого двухсветного храма, находящийся под ним пещерный комплекс нисколько не пострадал. Это говорит об отличных инженерных навыках проектировщиков. В наши дни верхний и пещерный храмы хорошо отреставрированы и выглядят великолепно.

Неподалеку от входа в верхний храм можно увидеть икону Богоматери «Молящаяся», которая написана по металлу. В годы антирелигиозной пропаганды этот образ использовали в качестве мишени. Это можно понять по сохранившимся на поверхности иконы следам от пуль. Кроме того, в храме находятся два списка с почитаемой верующими Черниговской иконы Божией Матери.

Слева от верхнего храма, на возвышенном месте раскинулся монастырский погост. Сегодня здесь находятся восстановленные и отмеченные большими крестами и плитами могилы русских философов К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова, которые провели последние годы жизни в Сергиевом Посаде. Кроме того, на территории некрополя похоронены монахи и те, кто при жизни был благотворителем или попечителем монастыря.

Выше всех зданий Черниговского скита поднимается шатровая колокольня, появившаяся в 1895 году. Она почти равна высокой колокольне Троице-Сергиевской лавры. К изящному зданию с двух сторон пристроены небольшие храмы, освященные в честь Николая Угодника и святых Константина и Елены.

Живописная пятиярусная колокольня и обе церкви были возведены по проекту Александра Афанасьевича Латкова, работавшего в конце XIX века архитектором лавры. Известно, что колокольню, Никольский храм и церковь Константина и Елены возвели на деньги, пожертвованные местным жителем Г.П. Цуриковым.

На юге скита сохранился двухэтажный корпус для братии, построенный в 1860-1870-х годах. А над западной частью пещерного комплекса возвышается небольшая аккуратная часовня Владислава Сербского. Она закрывает место, где вода, бьющая из подземного источника, выводится наружу. Часовню устроили здесь на рубеже XIX — XX веков. Однако, в 1920-е годы ее разрушили. Последнее здание деревянной часовни с купальней появилось в старом монастыре совсем недавно, в 2016 году. Подземный источник расчищен, и паломники и туристы с удовольствием берут из него воду. Часовня открыта каждый день с 5.00 до 21.00.

Сегодня Черниговский скит обладает статусом подворья Троице-Сергиевской лавры. Богослужение в его храмах проходят ежедневно. Утренняя служба начинается в 6.30 в будние дни и 8.30 по воскресным и праздничным дням, а вечернее богослужение — в 16.45. Для детей верующих здесь работает воскресная школа.

При Черниговском ските создан небольшой кондитерский цех. Его продукция предназначена для монахов. Часть ее продают тем, кто приезжает в обитель на экскурсию. Это разные виды бездожжевого хлеба — ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный. Кондитеры также изготавливают вкусные торты с кремами растительного происхождения, куличи, пасхи и другую выпечку.

Паломники и туристы с удовольствием покупают ароматные монастырские квасы, которые, как и хлеб, делают без дрожжей. В ските можно попробовать несколько видов кваса — имбирный, свекольный, петровский (с добавлением хрена и меда), хвойный и витаминный из свеклы, капусты и чеснока. Кроме того, в монастыре продают несколько видов меда, полезное льняное масло, вкусные соленые грибы и квашеную капусту.

Пещерные храмы

Экскурсия в подземелья скита очень интересна. Группы для нее формируют в самом монастырском храме, слева от входа. Подземный архитектурный комплекс состоит из нескольких храмов. Самый старый из них посвящен Архистратигу Михаилу, и его часто называют Архангельской церковью (середина XIX века).

За алтарем этого храма находится небольшая часовня Божией Матери Иверская, возведенная в конце XIX века. Сегодня здесь можно увидеть гробницу, в которой лежит основатель пещерного комплекса блаженный Филипп Гефсиманский, а также гробницу с останками настоятеля Черниговского Скита старца Варнавы. В Иверской часовне чудом уцелели красивые фрески XIX века.

В дальней части пещер расположена церковь Антония и Феодосия Печерских. Подземный храм посвятили верхней деревянной церкви, стоявшей над подземным комплексом в течение 30 лет, с 1856 по 1886 годы.

Аскетичные условия монашеской жизни очень впечатляют! Во время экскурсии по подземельям экскурсоводы показывают маленькие кельи, где раньше жили отшельники. Это очень небольшие по размерам помещения, пол которых выложен досками.

В 1920-х годах, когда Черниговский скит закрыли, все подземные храмы по распоряжению властей затопили. Восстанавливали их уже в 2000-е годы. Торжественное освящение всего пещерного комплекса прошло в 2006 году. А новые росписи подземных церквей выполнили талантливые студенты художественного училища в Абрамцево.

Как добраться

Черниговский скит удален от лавры на 3,5 км к востоку. Он стоит на берегу Корбушинского или верхнего Скитского пруда.

Те, кто хочет добраться до территории монастыря на автомобиле, должны вначале доехать до Троицко-Сергиевской лавры, в центральную часть города. Отсюда, с проспекта Красной Армии необходимо свернуть на Вифанскую улицу, доехать до Верхнего Вифанского пруда, а после него по улицам Мира, Солнечная, Весенняя и Гефсиманские пруды добраться до территории Черниговского скита. Дорога от Троицко-Сергиевской лавры до обители занимает около 8-10 минут (4 км). Следует иметь в виду, что в выходные и праздничные дни, автобусы с паломниками могут занять всю автопарковку возле скита, поэтому придется искать место для машины еще на подъезде.

Тем, кто хочет попасть в Черниговский скит своим ходом, вначале нужно приехать в Сергиев Посад. Из Москвы это можно сделать двумя путями. С Ярославского вокзала столицы до старинного города ходят прямые электропоезда. Кроме того, в Сергиевом Посаде останавливаются все электрички, следующие из Москвы в Александров и Балакирево. Поезда ходят с интервалом в 20-30 минут, и дорога до Сергиева Посада занимает чуть менее полутора часов.

Другой вариант — приехать в город на рейсовом автобусе. Каждые 10-15 минут от автостанции, расположенной возле метро «ВДНХ», в Сергиев Посад ходят автобусы № 388. Если в пути нет пробок, автобусы доезжают до города за 1,10-1,15 ч.

Удобно, что автовокзал Сергиева Посада и железнодорожная станция расположены рядом. До Черниговского скита от этого места остается 5 км. Некоторые туристы приезжают в обитель на такси. Можно также сесть в маршрутку, идущую в микрорайон «Ферма», а от конечной остановки дойти до монастыря пешком. Многие паломники идут до Черниговского скита пешком от железнодорожной станции Сергиева Посада.

Соборование

Соборование — таинство, в котором при помазании человека освященным елеем (маслом), призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.

Особой подготовки не требуется, но в течении максимум 3 дней до или после соборования нужно исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Младенцев не соборуют, так как у них не может быть сознательно совершенных грехов. Детей соборуют с 7 лет — с того возраста, когда они самостоятельно могут исповедоваться.

Таинство соборования совершается ежедневно, кроме воскресных и церковных праздничных дней.

Таинство начинается в 12:00, но приходить в храм нужно заранее, примерно за полчаса, чтобы подать имена за иконную лавку.

Таинство Соборования НЕ ПЕРЕНОСИТСЯ на более поздний час из-за опоздавших.

Благоговейное отношение к Таинству не позволяет православному христианину опаздывать и присоединяться к соборующимся после его начала. Опоздавший нарушает закон не отдельного храма, священника или сотрудников церковной лавки, но Того, Кто установил сами Таинства.

Тщательная подготовка к Таинству включает в себя и распределение своего времени с тем, чтобы прибыть в скит заблаговременно и без суеты подать свои имена в церковную лавку.

Убедительная просьба рассчитывать график поездки исходя из актуальной дорожной ситуации, которая порой вынуждает терять до нескольких часов в пути из-за простоя в пробках.

Как добраться до скита указано в разделе контакты.

Спаси Господи за понимание!

Таинство Соборования на Светлой седмице не совершается.
Совершение Таинства Соборования возобновится после Радоницы, 29 апреля.

История

Гефсимания — место уединенного моления Иисуса Христа о спасении людей. Там же окончила свой земной путь Божия Матерь, это место Ее славного Успения. Обитель, носящая такое название, дорога и свята всякому православному человеку.

В 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры, вдали от суеты мирской, в тишине и уединении, посреди леса, Божьим Промыслом и старанием наместника Лавры преподобным Антонием (Медведевым) созидался Гефсиманский скит. Святители Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, и Филарет (Амфитеатров),митрополит Киевский и Галицкий, благословили сие место, где в 1844 году поселились несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому отречению от своих желаний и собственности. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова псалтырь, освящая обитель и благотворящих ей.

Простота и строгость были заповеданы приснопамятными основателями скита. Облачениям, украшению церкви, самой обстановке скита надлежало подражать «нищете» великих святых — прпп. Сергию и Никону Радонежскому. Даже церковная утварь была деревянная, не исключая и пономарских подсвечников. «Простота… есть надежда Скита. Да сохранит сие Господь», — писал святитель Филарет Московский.

В простоте и суровости явился в скит основатель пещер юродивый Филиппушка: постился по несколько дней кряду, спал на голой земле, летом и зимой ходил на босу ногу, с пудовым посохом в руках. Испросив благословение у наместника Лавры на «копание погребка», блаженный Филипп начал в 1847 году сооружать пещеры наподобие Пещер Киево-Печерской Лавры. Спустя год к нему присоединились его взрослые сыновья, вместе с которыми он и принял позднее монашеский образ. Слух о пещерных подвижниках привел сюда иноков, жаждущих подвигов: каждый приходящий сам копал себе келлию. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было; зимой пещерники нагревали их своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. В средней, самой большой пещере была устроена церковь во имя Архангела Михаила. Много позже кельи и пещерные храмы были обложены кирпичами. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита, которое получило напутствие владыки: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной».

Строгостью и духом православной ревности славился устав Скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие — все было направлено к спасению души человеческой. Так, и женщины допускались внутрь скита лишь один раз в год, в день взятия на небо Божией Матери — главной покровительницы этой монашеской обители. Многие верующие люди искали строгого руководства, как наиболее спасительного пути, и Скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда стекаются тысячи верующих за наставлением и советом. Особенной строгостью славилась жизнь пещерных подвижников — таких, как иеросхимонаха Александра, затворившегося в уединении и безмолвии свыше 10 лет.

Но где строгость — там утешение и ласка. В скит приходит старец Варнава Гефсиманский, чье имя переводится как «сын утешения». Начинал он с того, что водил богомольцев по Пещерам Скита. Затем, с 1866 года он принимает послушание нести «крест наставничества народного». Это и был подвиг старчества. Господь отметил старца видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом. Старец прославился на всю Россию, в начале 1905 года его посещает царь Николай II со своим семейством. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического конца.

Предсказания прп. Варнавы сбывались с поразительной точностью. Так, многие заранее были им предупреждены о грядущих гонениях за веру, которые обрушились на Русскую Церковь в советский период. Известны и его дальнейшие предсказания: «И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

Служение старца увенчалось блаженной кончиной в святом алтаре перед святым Престолом в 1906 году 17 февраля (н.с. 2 марта). С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. После обретения его мощей, из могилки забил живоносный источник, приносящий сегодня многим исцеление от различных недугов. В 1995 году прп. Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудом сохранился домик старца.

1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери, данная вкладом в Пещерный храм. Произошло исцеление парализованной крестьянки, страдающей от своей болезни девять лет. С этого момента было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы. Многие больные устремились в Скит и прикладывались к чудотворному образу. По почте просили прислать маслица от лампадки, заочно заказывали молебны, молились даже перед изображением иконы в книгах — и все были услышаны, все получали помощь. Списки с чудотворного образа Божией Матери разошлись повсюду и до сих пор почитаются во многих православных храмах. Не случайно, что прообраз этой иконы был обретен преп. Антонием Печерским, знаменитым родоначальником русского монашества и первым русским пещерником.

Помимо пещер скит славится уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и стен, сохранившихся доныне. Чего только стоит одна пятиярусная колокольня, свечой возвышающаяся над всей округой и сравнимая только с колокольней Лавры! А почитаемое скитское кладбище, где нашли свое пристанище последние монахи Троице-Сергиева монастыря после его закрытия в 1919 году.Здесь покоятся останки знаменитых русских философов — В. В. Розанова и монаха Климента (в миру К.Н.Леонтьева).

В ноябре 1919 года, в ходе ленинской атеистической кампании, была закрыта Свято-Троицкая Сергиева Лавра; перед тем, в апреле 1919 года, были скрыты для кощунственного «освидетельствования» по указу Ленина мощи преподобного Сергия Радонежского. По закрытии Лавры братии предложено было переселиться в Гефсиманский скит и Черниговский монастырь, а именно 10 октября 1919 года Сергиевский исполком постановил: «В виду необходимости в размещении учреждений и общежитий совдепа и военного ведомства, Лавру, как монастырь, ликвидировать, общежитие монахов закрыть ,выселив последних в Черниговский монастырь и Гефсиманский скит.

В 1921 году был ликвидирован и Черниговский монастырь, как монашеское общежитие (братия перешла в Гефсиманский скит), с сохранением за монастырем собора Черниговской Божией Матери. Осенью 1922 года был закрыт и собор; вскоре по ходатайству рабочих московского завода «Серп и Молот», чудотворная Черниговская икона Божией Матери была перенесена в Москву в храм прп. Сергия, что в Рогожской Ямской слободе (недавно возвращен Русской Православной Церкви).

В 1924 году во времена НЭПа, Гефсиманский Скит получил статус «сельскохозяйственной артели» и жил на самообеспечении, фактически не пользуясь подаянием доброхотных жертвователей (их практически и не было; женщины в Скит на богослужения не допускались). В 1928 году была закрыта последняя церковь в Гефсиманском скиту — в честь Успения и Вознесения Божией Матери (храмовой праздник 17(30) августа) (в подклете — нижняя церковь во имя Гефсиманского моления Господа Иисуса Христа, молитвенное воспоминание о котором совершалось в Скиту во время Страстной седмицы) и отдана под клуб глухонемых. Это последнее закрытие и отобрание сопровождалось «разгоном» Скита; Братия его, все еще значительная, разошлась кто куда; последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 50-х годов.

Весной 1946 года, по личному приказу Сталина был восстановлен монастырь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре; Первое богослужение было совершено в Великий четверг в Успенском Соборе (свидетельство очевидца — о. Сергия Боскина).

В числе первых насельников Свято Троицкой Сергиевой Лавры был и келейник скитоначальника о. Израиля о. Иосиф (Евсенюк) (в будущем схиархимандрит Иосия, + 1968).

В 1950 годы строение Гефсиманского скита были отдана военному ведомству по распоряжению этого последнего – взорваны; на месте скитского кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, существующий и поныне.

В Черниговском монастыре размещались последовательно: тюрьма — колония для «уголовного элемента», интернат для слепых и полуслепых, интернат для инвалидов Отечественной войны, ПТУ-интернат для инвалидов. В соборе Черниговской Божией Матери размещался склад Загорского горпромторга.

В сентябре 1988 года, после двухлетних предварительных историко-церковных изысканий был создан Общественный комитет по возрождению Черниговского монастыря в прежнем статусе: скита при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В декабре 1988 года председатель комитета В. М. Еремина получила благословение наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о. Архимандрита Феогноста на деятельность комитета, при условии общего контроля со стороны наместника.

Начало хлопот о возрождении Черниговского скита совпало с началом новой государственной политики в отношении Русской Православной Церкви. Поэтому постепенно многие государственные ведомства перешли от «невмешательства» в работу комитета — к помощи и содействию. Прежде всего, это относится к печати (например, «Литературная газета» дала место для двух публикаций), Производственному бюро по охране памятников истории и культуры Московской области, Совету по делам религий при Совете Министров РСФСР (ныне самоликвидировался).

Одновременно, по благословению наместника Свято Троицкой Сергиевой Лавры о. Феогноста были возобновлены регулярные молебны перед Черниговской иконой Божией Матери в притворе Троицкого собора Лавры (где находится чтимый список с чудотворной иконы — бывшая прежде храмовая икона собора Черниговской Божией Матери). Первый молебен был совершен в мясопустную родительскую субботу 1989 года. Также были возобновлены регулярные панихиды на могилке старца Варнавы, которые совершались насельниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при участии православных мирян.

Наконец, молитвы Церкви принесли плоды: Исполком Загорского горсовета, — тот самый, который в 1919 году принял решение о закрытии Лавры, — теперь, в сентябре 1989 года, обратился к наместнику Лавры о. архим. Феогносту с предложением: принять на свое попечение часть зданий Черниговского скита и возобновить, если найдет нужным, Черниговский Скит при Свято- Троицкой Сергиевой Лавре. Не без Промысла Божия первая встреча наместника о. архим. Феогноста с представителями горисполкома и Совета по делам религий состоялась 13 сентября 1989 года, накануне празднования 120-летия Явления Черниговско-Гефсиманской иконы Божией Матери, которое было совершено в Черниговском скиту впервые после его закрытия.

Наконец, 11 апреля 1990 года было принято решение Загорского горисполкома о поэтапной передаче Черниговского скита Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, причем на первом этапе предстояло возвратить Церкви Ее святыни: Черниговский собор и сохранившуюся чудом деревянную келлию старца Варнавы.

В начале июля 1990 года было открыто иноческое жительство в Черниговском скиту.
Богослужения совершаются ежедневно в Черниговском соборе. Особенность скитского служения — в нем совершается во всякое время года ежедневно соборование болящих и страдающих душевными и телесными недугами.

Братия скита наравне с наемными рабочими принимает участие в ремонте и реставрации зданий Черниговского скита, основательно разрушенных временем, но избежавших намеренного уничтожения. В этом мы не можем не видеть милости Божией Матери, хранящей эту Свою обитель.

Адрес: ул. Гефсиманские пруды, 1 Режим работы: с 6.30 до 19.00

В трех километрах восточнее Троице-Сергиевой Лавры находится одно из ее подворий — Черниговский скит, появившийся в этих местах в середине 19 века. Совсем недалеко тогда существовал и Гефсиманский скит, о месте расположения которого сегодня напоминают небольшая оградка и башенка. В память об исчезнувшем ските Черниговский носит двойное название Гефсиманско-Черниговский. А когда-то его называли «Пещеры».

Черниговский скит на берегу Скитских прудов

Сегодня сюда любят приходить верующие паломники и простые туристы. Ведь здесь можно увидеть своими глазами знаменитые подземные церкви и кельи, попить святой водички из местного источника и угоститься церковной выпечкой в Монастырской трапезной, а кроме того восхититься удивительно живописными видами монастырских окрестностей и прудов, которые были искусственно созданы жившими здесь монахами.

История создания

Гефсиманский скит

В 40-х гг. 19 столетия склонные к отшельническому и аскетическому уединению монахи из Троице-Сергиевой Лавры основали в Исаковской роще окраины Сергиева Посада скитское поселение из деревянных келий и церквей. Так появился Гефсиманский скит, по названию известной иерусалимской Гефсимании – места молитв Иисуса Христа и успокоения Богоматери.

Организация нового скита была вызвана поиском нового источника духовной жизни по заветам Преподобного Сергия Радонежского. К этому источнику стремились и простые люди и известные философские умы того времени.

Жили монахи русской Гефсимании более чем скромно – без жалования, в поношенной одежде с самой примитивной церковной утварью и посудой. Первым храмовым сооружением была деревянная Успенская церковь, затем строится церковь Трапезная – в два этажа с престолом С.Радонежского и Воскресенская церковь при кладбище.

Гефсиманский скит Сергиевого посада в начале 20 века

Вскоре в Гефсиманском скиту появляется известный юродивый Филиппушка. Владимирский крестьянин по происхождению, Филипп, уже будучи женатым человеком, оставляет дом и семью ради служения Господу. Он начинает вести подвижнический образ жизни, ходит босиком и в лохмотьях, ест, что придется.

Обойдя множество святых мест и монастырских земель, Филипп мечтает о создании подземной монашеской обители, по примеру понравившейся ему Киево-Печерской Лавры. Лучшим местом для этого оказалась малолюдная территория Гефсиманского скита, куда его и отправляют из Троице-Сергиевой лавры.

«Пещеры»

Охваченный идеей сооружения подземной обители, вновь прибывший Филипп испрашивает разрешения на создание для себя подземной кельи, правда формулирует он эту просьбу как желание «выкопать погребок». Строительство «погребка» он начинает в небольшом отдалении от Гефсиманского скита. К титаническому труду Филиппушки постепенно присоединяются и другие члены монашеского братства.

Келья подземного отделения

Монахи, поддерживающие идею подземного житья, самостоятельно выкапывали себе по «погребку» рядом с подземной кельей Филиппа, и устанавливали там каменные лавки для сна. Таким образом, со временем образовалась целая система подземных келий и переходов между ними, т.е. создался своеобразный подземный пещерный комплекс. Время появления Филиппушки на скитской территории приято считать временем создания Черниговского скита.

Подземные ходы Черниговского скита сегодня

В результате совместного физического труда по копанию земли кроме подземных келий, соединенных подземными ходами, появился подземный храм Бесплотных сил (он же – Архангела Михаила) в обрамлении деревянного сруба, освященный митрополитом Филаретом в 1851 году.

Верхняя часть храма, являвшаяся частью полуземлянки, имела надземный выступ с фигурной кровлей. Под землей храм разветвлялся на подземные переходы и маленькие пещерки-кельи.

Черниговский скит

Вскоре монахам скита был подарен образ Черниговской богоматери, которая спустя несколько лет признается чудодейственной. К концу 19 века название этой иконы переходит на название всей бывшей «Пещеры» — скита, который рос и застраивался, причем строительство шло и за счет расширения подземной территории и за счет создания новых наземных культовых объектов.

В 50-х гг. появляется наземный Храм Преподобных А. и Ф. Печерских. Позднее, в 60-90 гг. возводятся келейные и трапезный корпуса, кирпичное ограждение и пятиярусное сооружение шатровой колокольни и т.д. И, конечно же, венчает это строительство создание великолепного Черниговского храма.

Черниговский храм

В скит в те времена стекались паломники со всей России! Особенно известным монахом являлся Варнава (в миру — В.И.Меркулов), к которому за советом и поддержкой обращался и сам Николай Второй после Кровавого воскресенья 1905 года. Обладая даром прозорливости и умения исцелять, Варнава помог многим страждущим, принимая в день по несколько сотен человек. Для каждого у него было доброе слово и мудрый совет, сочувствие и соучастие. Впоследствии Варнава был канонизирован, а его мощи обрели покой в Черниговском соборе.

Первый этаж келейного корпуса строится с южной стороны скитской территории в первой половине 60-х гг. 19 века, в 70-х гг. к нему надстраивается второй этаж. К концу 80-х на западной стороне, вдоль оград появляется двухэтажный трапезный корпус.

Угловая башня и ограда Черниговского скита

В 90-х гг. сооружается скитское ограждение и с восточной стороны вырастает колокольня, состоящая из пяти ярусов (арх.А.Латков). Как пристрои к колокольной башне с двух ее сторон появляются две церкви – Николая Чудотворца и Константина с Еленой. В начале 20 века параллельно восточной ограде возводится еще один келейный корпус.

Колокольня Черниговского скита

После революции Черниговский скит закрывается, все монахи переводятся в Гефсиманский скит, но и тот вскоре превращается в клуб для глухонемых. В 50-х гг. 20 столетия территория бывшего Гефсиманского скита переходит в руки военного ведомства, что приводит к уничтожению оставшихся скитских строений, на месте которых появляются военно-учебные корпуса, существующие и поныне.

А территория Черниговского скита использовалась то под тюрьму, то под инвалидный интернат, то под складские помещения. В начале 90-х возрожденный скит приписывается к Сергиевой Лавре, однако из-за малочисленности насельников часть скитских помещений в начале 21 столетия было отдано интернату для детей-инвалидов.

Что посмотреть в Черниговском скиту

Архитектурный комплекс монастыря окончательно сформировался к концу 19-началу 20 века. Все сооружения монастыря находятся на территории правильного прямоугольника, растянутого между севером и югом. Среди многочисленных зеленых насаждений размещаются симметрично построенные сооружения.

В Черниговском скиту имеется три пещерных церковных сооружения. Имейте в виду, что их посещение платное.

Самой древней пещерной церковью является Михаило-Архангельская церковь, преобразованная из сооруженной юродивым Филиппушкой часовенки в 1851 году. Со временем этот храм расширился. Первая подземная церковь стала алтарем храма, к которому присоединилась построенная чуть позже пещерная трапезная – просторная и ограниченная сверху потолочным сводом.

Подземный храм Архангела Михаила

В Архангельской церкви можно увидеть необыкновенную роспись, которая восстановлена талантом и терпеливым трудом реставраторов.

Позднее сооружается Печерская церковь (Антония и Феодосия Печерских), которая является преемницей первого Печерского наземного деревянного храма 50-х гг.19 века. Подземная церковь в честь Печерских появилась в отдаленной части скита во второй половине 80-х гг.19 столетия.

В конце 19 столетия позади алтаря Архангельского храма появилась пещерная Иверская часовня, которая послужила погребальным местом Св.Варнавы. А сегодня здесь покоится блаженный Филипп, первый создатель пещер.

В пещерном отделении

В советские времена, когда скит был закрыт, все эти подземные храмы был частично затоплены. Восстановление и новое их освящение произошло в первое десятилетие нынешнего столетия. В пещерных помещениях находится родник с целебной водой. Эта вода очень мягкая и вкусная.

Войти в пещерные помещения можно с южной части Черниговского собора. Экскурсии для туристов проводят сами монахи.

Наземные храмы

Доминантой скитского архитектурного комплекса является Черниговский или Чернигово-Гефсиманский храм, сооруженный в конце 80-х гг. 19 столетия в псевдорусском стиле. Именно под этим пятиглавым краснокирпичным храмом находятся помещения подземных пещерных сооружений, созданных ранее.

Красота «псевдорусского» стиля в архитектуре Черниговского храма

Над первым подземным храмом долгое время находилась деревянная церковь, но со временем она обветшала, и было решено заменить ее на каменный храм. Проект нового храма был разработан архитектором Н.Султановым. Строительство Черниговского храма шло около 10 лет, и весь этот период сама подземная Архангельская церковь продолжала функционировать.

Черниговская современная церковь имеет два придела – Ильинский и Борисоглебский. А в самом храме находится список утраченной в 30-х гг. иконы Черниговской богоматери и мощи Преподобного Варнавы.

Иконостас Черниговского храма

В северной стороне от Черниговского храма когда-то находился монастырский погост, на котором сохранились захоронения русских философов К.Леонтьева и В.Розанова.

Надвратная церковь Константина и Елены была сооружена параллельно с возведением колокольни и находится в ее пристрое с северной стороны. Ее можно опознать по алтарной апсиде и шатровому завершению.

А в южном пристрое колокольни над восточными воротами находится аналогичная Церковь Николая Чудотворца, построенная также вместе с самой колокольней. Эта церковь была восстановлена в скиту, после возвращения его верующим, самой первой.

Колокольня Черниговского скита с боковыми церковными пристроями

Сегодня при Черниговском монастыре работает воскресная школа для местных жителей. А в лавке можно приобрести продукцию скитского производства – это и мед с маслом, и пирожные с тортами. На любой вкус. Вырученные средства пойдут на дальнейшую реставрацию и содержание монастыря.

Киновия Боголюбская

Через несколько лет, после того, как пещерное отделение было сооружено и подземная Церковь Архангела Михаила начала проводить богослужения, блаженный Филипп уходит из скита на выбранное им место в близлежащих окрестностях. Там он начинает создание Киновии (с греч.- «общежитие»), посвященной иконе Боголюбской Богоматери.

Киновия Боголюбская в Сергиевом посаде

Киновия, предназначенная для захоронения монахов из Троице-Сергиевой лавры, возводилась на дарственные средства купчихи Логиновой. Закончено строительство двухэтажной двухпрестольной церкви было к началу 60-х гг 19 века. Престол Боголюбской иконы находился на втором этаже. Около церкви устраивается кладбищенская территория Сергиевского монастыря.

На первом этаже Киновии впоследствии был захоронен Преподобный Филипп. Со временем его останки переносятся в Иверскую часовню пещерного отделения.

Боголюбская Киновия до революции

А созданная им церковь развивалась, превратившись в новую процветающую монашескую обитель, обнесенную каменой стеной, в которой находились Святые ворота. Ко времени революции на территории обители стояли келейные деревянные корпуса, один из них был даже трехэтажным, двухэтажная каменная трапезная, имелся скотный двор.

После революционных событий здесь не осталось камня на камень в прямом смысле, ибо даже из надгробных плит некрополя новые власти мостили дороги. К моменту возвращения этого святого места православной церкви, здесь стояли только остатки каменного одноглавого храма с колокольней, построенные когда-то в псевдорусском стиле.

Храм Киновии в постсоветский период

Сегодня храм восстанавливается и в нем уже проводятся литургии. На месте бывшего некрополя установили Поклонный крест.

Установление Поклонного креста около восстанавливаемой Киновии Боголюбской

Как добраться до Чергиновского скита

Как уже говорилось, ансамбль Гефсиманско-Черниговского скита расположен на окраине города, но с учетом того, что город-то совсем невелик, окраина находится довольно близко.

Вход на территорию

Вариант первый. Если ехать на машине от Сергиевой Лавры, то удобнее воспользоваться услугами навигатора. При его отсутствии нужно ехать следующим образом: с Красногорской площади проехать всю улицу К.Маркса (она идет перпендикулярно проспекту Красной Армии – памятник Ленину остается слева) и свернуть вправо – на Вифанскую улицу, которая прямо выведет к Парку «Скитские пруды».

Скитские пруды осенней порой

Далее, в самом конце парка, уйти перпендикулярно налево по улице Замышляева, а после Памятника Созидателям ядерного щита России уйти направо по Весенней улице вдоль каменного ограждения и вскоре повернуть налево вдоль той же ограды. Сразу же после пруда слева — поворот к Черниговскому скиту. Там находится удобная парковка.

Подъезд к Черниговскому скиту с улицы Замышляева

Вариант второй. Можно проехать и по-другому. С улицы К.Маркса на Вифанскую, затем в переулок Карбушинский (второй слева после железнодорожного переезда). Далее будет резкий поворот направо на Огородную улицу, которая переходит в Новоогородную, а та, в свою очередь, переходит в улицу Гефсиманские пруды, по которой и движемся до самого конца.

Ул.К.Маркса Сергиева посада

Вариант третий. Если у вас нет автомобиля, то от Сергиево-Посадского вокзала на 38 автобусе всего за 15 минут можно доехать до остановки «Поворот на Смену», или на маршрутке до пос.Ферма.

Вариант четвертый. А при наличии сил и времени, от Лавры к Скиту менее чем за час можно дойти и пешком. Зато по дороге можно ближе познакомиться с этим небольшим, но уютным городком, и сделать свои собственные туристические открытия и неповторимые фотографии. Начинать пешеходное передвижение нужно, также как и на машине, с ул.К.Маркса. Далее по старинной Вифанской улице дойти до поворота на 1-ю Каляевскую улицу.

Вифановская улица

Затем, более никуда не сворачивая, нужно идти вперед. Ваш путь пройдет через живописнейшую парковую зону «Скитских прудов», из которых надо выйти к Памятнику Созидателям ядерного щита России.

Памятник Создателям ядерного щита России

А далее, вдоль ограды, которая должна быть все время слева, вы в скором времени окажитесь у Черниговского скита.

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Гефсиманский Черниговский скит, Сергиев Посад

    • Туризм в Сергиевом Посаде
    • Отели Сергиева Посада
    • B&B/мини-отели в Сергиевом Посаде
    • Турпакеты в Сергиев Посад
    • Авиабилеты в Сергиев Посад
    • Рестораны Сергиева Посада
    • Развлечения Сергиева Посада
    • Форум путешественников о Сергиевом Посаде
    • Фото Сергиева Посада
    • Карта Сергиева Посада
    • Все отели Сергиева Посада
    • Спецпредложения отелей в Сергиевом Посаде
    • Горящие туры в Сергиевом Посаде
    • По типу отеля
        • Сергиев Посад: мотели
        • Сергиев Посад: кемпинги
        • Хостелы: Сергиев Посад
        • Лучшие семейные отели Сергиева Посада
        • Сергиев Посад: отели бизнес-класса
        • Сергиев Посад: спа-курорты
        • Романтические отели Сергиева Посада
        • Курорты: Сергиев Посад
        • Отели со въездом на территорию на лыжах: Сергиев Посад
    • По классу отеля
        • Сергиев Посад: 3-звездочные отели
    • Популярные удобства
        • Oтели с бассейном в Сергиевом Посаде
        • Отели в Сергиевом Посаде, где разрешено проживание домашних животных
    • Популярные категории в Сергиевом Посаде
        • Дешевое Жилье в Сергиевом Посаде
        • Отели Сергиева Посада с номерами для курящих
        • Дизайнерские Отели в Сергиевом Посаде
        • Отели Сергиева Посада с мини-кухней в номере
        • Отели Класса Люкс в Сергиевом Посаде
        • Спа-Курорты в Сергиевом Посаде
        • Спа-Отели в Сергиевом Посаде
        • Отели С Трансфером в Сергиевом Посаде
    • Достопримечательности поблизости
        • Отели рядом — Гефсиманский Черниговский скит
        • Отели рядом — Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра
        • Отели рядом — Водопад Гремячий
        • Отели рядом — Успенский собор
        • Отели рядом — Троицкий собор
        • Отели рядом — Сергиево-Посадский Государственный Историко-Художественный Музей-Заповедник
        • Отели рядом — Художественно — педагогический музей игрушки
    • Аэропорты поблизости
        • (SVO) Аэропорт Шереметьево: отели поблизости
        • (DME) Аэропорт Домодедово: отели поблизости
        • (VKO) Аэропорт Внуково: отели поблизости
    • Сергиев Посад: все развлечения
    • Гефсиманский Черниговский скит: развлечения поблизости.
        • Успенский собор
        • Троицкий собор
        • Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой
        • Тро́ице-Се́ргиева Ла́вра
        • Сергиево-Посадский Государственный Историко-Художественный Музей-Заповедник
        • Сергиевская кухмистерская
        • Памятный знак пострадавшим за веру в Христа в годы гонений
        • Культурно-просветительский центр Дубрава
        • Спасо-Вифанский Монастырь
        • Водопад Гремячий
        • Часовня Пятницкого колодца
        • Музей советского детства
        • Художественно — педагогический музей игрушки
        • могила Бориса Годунова
        • Церковь Рождества Иоанна Предтечи
    • Сергиев Посад: Достопримечательности и культурные объекты
        • Сергиев Посад: Архитектурные достопримечательности
        • Сергиев Посад: Административные центры
        • Сергиев Посад: Священные места и религиозные достопримечательности
        • Сергиев Посад: Исторические достопримечательности
        • Сергиев Посад: Памятники и статуи
        • Сергиев Посад: Смотровые площадки и башни
        • Сергиев Посад: Культурные объекты и достопримечательности
        • Сергиев Посад: Церкви и соборы
    • Популярные категории в Сергиевом Посаде
        • Сергиев Посад: Музеи
            • Сергиев Посад: Художественные галереи
            • Сергиев Посад: Музеи искусств
            • Сергиев Посад: Детские музеи
            • Сергиев Посад: Исторические музеи
            • Сергиев Посад: Музеи естествознания
            • Сергиев Посад: Специализированные музеи
        • Сергиев Посад: Покупки
            • Сергиев Посад: Художественные галереи
            • Сергиев Посад: Торговые центры
            • Сергиев Посад: Магазины сувениров и деликатесов
        • Сергиев Посад: Мастер-классы и семинары
            • Сергиев Посад: Уроки и мастер-классы
            • Сергиев Посад: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Сергиев Посад: Ночная жизнь
            • Сергиев Посад: Бары и клубы
            • Сергиев Посад: Блюз-клубы и бары
            • Сергиев Посад: Караоке-бары
            • Сергиев Посад: Танцевальные клубы и дискотеки
        • Сергиев Посад: Развлечения и игры
            • Сергиев Посад: Игровые и развлекательные центры
            • Сергиев Посад: Эскейп-квесты
            • Сергиев Посад: Другие виды игр и развлечений
            • Сергиев Посад: Художественные студии и гончарные мастерские
        • Сергиев Посад: Активный отдых на открытом воздухе
            • Сергиев Посад: Конные экскурсии
            • Сергиев Посад: Аренда снаряжения
            • Сергиев Посад: Зиплайны и веревочные городки
            • Сергиев Посад: Прогулки на лошадиной повозке
        • Сергиев Посад: Туры
            • Сергиев Посад: Туры по фабрикам
            • Сергиев Посад: Зиплайны и веревочные городки
            • Сергиев Посад: Прогулки на лошадиной повозке
        • Сергиев Посад: Природа и парки
            • Сергиев Посад: Парки
            • Сергиев Посад: Водопады
            • Сергиев Посад: Водоемы
        • Сергиев Посад: Концерты и представления
            • Сергиев Посад: Блюз-клубы и бары
            • Сергиев Посад: Театры
        • Сергиев Посад: Спа и оздоровление
            • Сергиев Посад: Спа
            • Сергиев Посад: Йога и пилатес
        • Сергиев Посад: Ресурсы для путешественников
            • Сергиев Посад: Библиотеки
    • Что обычно ищут в г. Сергиев Посад
        • Подходит для пар
        • Место для медового месяца
        • Подходит для больших групп
        • Подходит для дождливого дня
        • Бесплатный вход
        • Подходит для детей
        • Недорого
    • Путеводители
    • Приложения
    • ЭкоЛидеры

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх