Помост

Вопросы веры

Чтение про себя польза

10 причин читать детям книги

Я читаю детям потому, что сама люблю читать. Любовь к книгам досталась мне от мамы — в детстве она читала нам каждый день. Возможно, вы спросите, зачем это младенцам или тоддлерам? Ведь они всё равно не понимают смысла слов, убегают или вообще жуют книжки. И совсем не слушают.

Думаю, что даже такой опыт ежедневного чтения позволяет привить детям любовь к книгам. Надеюсь, эти 10 причин убедят вас и книги станут важной частью жизни ваших детей.

Как чтение книг детям влияет на их развитие

Расширяет словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг. В письменной речи используется больше слов, чем в устной. Дети, которым часто читают, начинают использовать редкие слова в своей речи. Это помогает построить свой богатый устный язык. С ним проще облекать мысли в слова, общаться с разными людьми, выстраивать отношения.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно — через общение, из мультфильмов и книг. Но не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

Успокаивает и дарит чувство комфорта

Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком. Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

Книга для малыша должна быть с картинками и описывать знакомые для ребёнка ситуации. Среди знакомых вещей он чувствует себя в безопасности

Учит различать реальность и вымысел

При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой. Например: «Медвежонок Тедди — медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама». Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?»

Показывает новые идеи

Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями. Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев. После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Или задайте несколько вопросов. Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

Помогает осваивать новые навыки

Обращение с книгами. Дети учатся держать книгу и переворачивать страницы слева направо. Подражание поведению читателя. Малыш делает вид, что читает — повторяет слова и звуки родителя. Понимание сюжета истории по картинкам. Например, любимая книга моей дочери в полтора года «Где же мой утёнок?». Хотя там практически нет слов, дочь с восторгом переворачивает страницы в поисках пропавшего утёнка.

Даёт знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сын очень любит книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с хорошими иллюстраций дети получат информацию задолго до того, как научатся читать самостоятельно. Я часто совмещаю книги с новым опытом. Например, книги о животных до или после посещения зоопарка или книги о технике перед поездкой на ферму.
Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

Чтение помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт про рифмы, учится видеть первую букву в слове. Мой сын недавно начал указывать на слова, когда «читает» — а это начальная стадия чтения. Так, шаг за шагом, дети получают знания о словообразовании, чувстве ритма и фонетическом строении слова.

Знакомит с поэзией

Чтение стихов в раннем возрасте — отличный тренажёр для развития памяти. Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки, ещё задолго до того, как начнут читать самостоятельно. Запоминание — это пожизненный навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни. Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и формирует чувство языка.

Приучает к самостоятельному чтению

Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером. И тогда малыш поймёт, что чтение — полезное и приятное времяпрепровождение. Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

Сближает нас

Конечно же, у нас бывают раздоры, как и в любой другой семье. Но я нашла способ как успокоить своих детей. Я просто читаю им. И теперь они знают, что со мной или без меня, чтение всегда поможет успокоить их душу.

Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери, и вижу их с книгой. Они оба обожают читать. Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет. Она делает это каждый день. Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт знакомых персонажей на страницах своих книг. Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории.

Ваши дети полюбят читать. Просто дайте им книгу. И наблюдайте, как начинается волшебство.

Список полезных книг для детей до 3 лет от Монтессори-педагогов поможет подобрать книги по возрасту и интересам ребёнка

Перевела Ирина Зеленецкая
Иллюстрации из книг серии , верхняя: stockphoto.com

Похожие статьи


Лиана Хазиахметова

Совместное чтение — один из самых полезных инструментов развития ребенка. Рассказываем, зачем читать вместе с детьми до подросткового возраста, как выбирать книги и почему стоит не только читать, но и общаться с ребенком за открытой книгой.

Знакомство с эмоциями


Эмоциональный интеллект ребенка
С младенчества и до подросткового возраста прекрасным способом познакомить ребенка с эмоциями служит чтение хороших детских книг. Книги помогают детям создать словарный запас для разговора о чувствах и рассказывают о различных способах, при помощи которых люди справляются с гневом, страхом и печалью.

Правильно подобранные, соответствующие возрасту книги могут дать родителям повод поговорить о вопросах, традиционно вызывающих затруднения, например «откуда берутся дети» и «что случилось с дедушкой, когда он умер».

Хорошим поводом для семейных бесед может служить совместный просмотр телевизионных программ или фильмов. Но профессор психологии и автор книги «Эмоциональный интеллект ребенка» Джон Готтман считает, что книги работают лучше, потому что читатель и слушатель могут в любой момент остановиться и обсудить то, что их взволновало. Кроме того, при чтении вслух у детей возникает ощущение, что в истории принимает участие их семья, поэтому сюжет и характеры кажутся им ближе.

Хорошо написанные детские книги могут помочь взрослым войти в контакт с эмоциональным миром своих детей.


Одна из самых глубоких и проникновенных книг МИФа — «Настоящая жизнь Жакомина Гейнсборо»

Одна из матерей в родительской группе Готтмана рассказывала, как она читала своей десятилетней дочери рассказ о группе девочек ее возраста. Девочки в рассказе были расстроены тем, что одна из них должна была уехать. Это была простая история о вполне обычной ситуации, но она глубоко тронула мать, вновь испытавшую все те чувства, которые она пережила, когда ее семье пришлось переехать. Вспомнив, какой преданной может быть детская дружба в этом возрасте, мать смогла лучше понять значение дружбы для своей дочери.

К сожалению, многие родители перестают читать детям вслух, как только те научатся читать сами, но некоторые все же продолжают читать своим детям книги вплоть до подросткового возраста. Подобно привычке собираться вместе за ужином, чтение вслух дает гарантию, что взрослый и ребенок будут постоянно встречаться и делиться тем, что их интересует.

Подготовка к взрослой жизни

Если поместить в поисковик запрос «Зачем детям читать книги?», то обнаружится целая подборка статей на разных сайтах, где разъясняется польза чтения для ребенка.

Чаще всего в них упоминаются познавательная и воспитательная функции чтения, а также улучшение речевых способностей маленького человека, который благодаря чтению узнает много новых и красивых слов и начинает употреблять их в разговоре. А какие цели у детей? Давайте разберемся вместе с писательницей и автором «Расчитайки» Юлией Кузнецовой.

Расчитайка
Родителям проще, чем детям, определить цель детского чтения. Сложнее — но ценнее — не спускать ребенку директиву о том, почему он должен читать, а поймать, как золотую рыбку, интерес самого ребенка. Почему это непросто? Потому что часто то, что дети считают стоящим внимания, расценивается взрослыми как вздор, пустяк или даже чушь какая-то. Вспомните, как на игровой площадке мамы закатывают глаза и перемигиваются, когда ребенок с серьезным видом объясняет, что он с товарищами ищет клад в песочнице.

То же происходит и с книгами. Один мой знакомый ребенок долго рассказывал бабушке, как любит веселые стихи григория Остера, цитировал, разъяснял, что тут смешного, однако бабушка лишь махнула рукой и сказала: «Лучше б ты Чехова читал, честное слово!» Но всему свое время, а если очень хочется пораньше познакомить ребенка с творениями классика, можно с энтузиазмом прочесть их ему вслух.

Важнее не что-то внушить ребенку, а, наоборот, послушать, что он скажет, вникнуть в детали, продемонстрировать серьезное отношение к сказанному, оценить доверие.

И подумать, как соединить интерес ребенка с вашими представлениями о детском чтении. Навязать ребенку свои цели — читать нужно затем-то и затем-то — не получится!


Влюбиться в чтение проще всего с такими книгами — объемные иллюстрации, короткий текст и захватывающий сюжет. Разворот книги «Однажды лунной ночью»

Но и у ребенка могут быть довольно ограниченные представления о целях чтения (книги нужны, чтобы много знать разных слов, поэтому читать буду только энциклопедии). Нужно искать компромисс, дорожку между двумя точками зрения, по которой будет комфортно идти и ребенку, и взрослому.

Например, если ребенок любит собак, а вы мечтаете о том, чтобы он читал классические произведения, стоит отправиться вдвоем в библиотеку или магазин и поискать, какие русские классические произведения повествуют о собаках. Вы удивитесь, но кроме «Каштанки» обнаружится немало других известных и замечательных, но забытых вами произведений.

Нужно учитывать и то, что цель чтения выбирается для конкретного момента или этапа жизни. Например, ребенка интересуют разные механизмы. Тогда не стоит настаивать на том, что «в твоем возрасте пора читать рассказы Толстого, а не про машинки», а подобрать несколько книг об устройстве, скажем, поездов или автомобилей. Если девочка обожает играть в куклы, но совсем не хочет читать, расскажите ей, что существует множество замечательных книг о куклах («Тряпичная Энн» Джонни Груэлла, «Жозефина и ее куклы» миссис Крэдок, «Записки куклы» Варвары Андреевской). В интернет-магазинах целые обзоры посвящены тематическому выбору книг. Ближе к Новому году можно предложить читать о Рождестве и елочных игрушках, а если друг попал в больницу, поговорите с вашим юным читателем, какую книгу есть смысл передать — что-то о больнице или, наоборот, увлекательный роман о пиратах, который поможет не унывать?

Так ведь и мы в нашей взрослой жизни: в трудную минуту прибегаем к одному виду литературы, в период загрузки рабочими заданиями — к другому, а в отпуске — к третьему. То, что мы обсуждаем с ребенком цели его чтения, что-то советуя, в чем-то, наоборот, уступая, готовит его ко взрослой жизни. Когда ребенок подрастет и столкнется с многообразием жизненных ситуаций, то воспользуется привычкой выбирать книгу с учетом обстоятельств и, главное, собственных желаний. Для обсуждения целей чтения и книг, которые вы хотите предложить или показать, стоит выбрать момент, когда ребенок не возбужден, не расстроен, не хочет есть или спать, а, наоборот, расположен к душевной беседе.

Настроиться на ребенка

Словесное общение с ребенком с самого рождения закладывает основу для его коммуникативных навыков задолго до того, как он научится говорить. Аналогичным образом чтение с первого дня жизни развивает грамотность и любовь к книгам задолго до того, как малыш сможет читать сам. Как при словесном общении, то, как и сколько родитель читает ребенку в первые годы жизни, оказывает существенное влияние на его подготовленность к школе и определенную жизненную траекторию. В 2014 году Американская академия педиатрии обнародовала новую рекомендацию о том, что все родители должны читать книги детям с самого рождения.

Есть много научных работ в поддержку этой концепции. Исследования показывают, что дети, которым читали в первые годы жизни, имеют больший словарный запас и лучшие математические навыки уже в начальной школе. Есть также доказательства того, что родители, читающие с энтузиазмом, усиливают стремление ребенка научиться читать, и впоследствии он читает все больше и больше.

Но в голове многих матерей живет картинка идеального чтения, пишут авторы книги «Тридцать миллионов слов». Это когда ребенок сидит смирно и слушает. Иначе нет смысла читать. Это не так. Сам процесс чтения — прекрасная возможность настроиться на ребенка.

Тридцать миллионов слов
Традиционное представление — мама или папа читает, а ребенок спокойно слушает. При «диалоговом чтении», разработанном в рамках образовательного проекта Гровера Уайтхерста в Стоуни-Брук, роли слегка меняются. Цель проекта — поощрять детей к более активному участию в рассказывании историй, в том числе задавая вопросы и обсуждая то, что они поняли, подумали и почувствовали. При таком подходе ребенок становится рассказчиком, а родитель — аудиторией.


Обсуждайте восхитительные иллюстрации. Разворот книги «Кошачий чердак»

Например. Детская книга, которую держит мама или папа, открыта на первой странице. Обычно это означает, что книгу читают от начала до конца. Но при стратегии «Тридцать миллионов слов» происходит несколько иное. Родители, читая, зорко следят за тем, что именно привлекает внимание ребенка, и соответственно корректируют направление собственного внимания. Иными словами, настраиваются на ребенка. В результате перед малышом открыта прямая и ровная дорога к обучению, потому что ничто не отвлекает внимание на не интересные ему вещи.

Активное общение — вторая составляющая совместного чтения.

Пользу общения для формирования мозга увидеть легко. Уровень детализации будет меняться по мере взросления ребенка, а обсуждение происходящего, возможных последствий, влияния на героев книги придает сюжету большее значение для ребенка. К тому же, хотя в книгах используются повседневные знакомые слова, они также наполнены многозначными, сложными и редко употребляемыми словами, например «галоп», «озорной» или «волшебный». Повторяя эти слова при обсуждении книги, вы закрепляете их в сознании ребенка.

С детьми постарше интенсивная беседа может включать выстраивание диалога с открытыми вопросами о событиях, мыслях и чувствах, вызываемых историей. Требуя больше размышлять и предполагать, такие вопросы связывают общение с более высоким уровнем творческого мышления ребенка, так как ответов на них нет на страницах книги. Они предлагают отличную возможность задействовать бесконтекстный язык.

Развитие диалога — еще один аспект совместного чтения — происходит каждый раз, когда младенец или ребенок показывает на картинку, откидывает закладку, переворачивает страницу, спрашивает или отвечает на вопрос.

Это не означает, что родители должны прекратить чтение детям на свой манер. Если малыш лезет на колени к маме или папе и молча слушает, разумеется, ему надо почитать. Мало что может сравниться с моментами, когда родители в обнимку с детьми читают книжки. На самом деле, если это именно то, что хочет ребенок, то надо воспользоваться такой прекрасной возможностью настроиться на нужную волну.

По материалам книг «Эмоциональный интеллект ребенка», «Расчитайка», «Тридцать миллионов слов»

На обложке — книга «Дом»

Как читать ребенку вслух? Улучшаем навыки чтения

Прослушать статью

Чтобы ребенок научился понимать прочитанное, сначала он должен научиться понимать прослушанное. Ребенок просто не сможет понять то, о чем читает, если эта же информация абсолютно непонятна ему на слух. Как помочь? Для начала разобраться с нужными навыками.

3 навыка, от которых зависит понимание ребенком текста

  1. Восприятие информации на слух
  2. Формирование запаса «опорных слов», т.е. слов, которые ребенок читает хорошо, понимает их с первого взгляда и не нуждается в пояснениях со стороны родителей и воспитателей. Благодаря наличию этого внутреннего словарика, ребенок может сосредоточиться на смысле всего текста, не останавливаясь каждую секунду.
  3. Навык беглой расшифровки неизвестных слов.

Почему важно читать своему ребенку? Значение устного чтения

Чтение детям — самый эффективный и приятный для них самих способ улучшить навыки понимания. Дело в том, что пока дошколенок или младший школьник читают плохо, они сознательно будут выбирать простые тексты и легкие для восприятия книги. Зачем ему лишние трудности? На начальном этапе это не так плохо, но подобная тенденция сильно ухудшает процесс развития словарного запаса. В легких книжках и комиксах не встречаются новые и сложные, но необходимые, слова.

Когда же мама, папа или педагог читают детям вслух, у взрослых есть возможность выбрать материал более сложный, насыщенный новыми словами. Никто не говорит о чтении 6-летнему ребенку «Алых парусов» или «Тома Сойера», но некоторые из «Денискиных рассказов» (в конце статьи вас ждет маленький конкурс) могут оказаться вполне приемлемыми. Какие-то слова будут непонятны с первого раза — вы сможете объяснить, к тому же многие слова ребенок сможет «восстановить» из контекста.

Вторая причина, по которой чтение вслух является более эффективным способом развить навык понимания текста, является сам процесс слушания. Ребенок, слушая, воображает то, что слышит, рисует мысленные картины и образы. Мозг не занят расшифровкой сложных фраз и конструкций, как при чтении, и способен отслеживать связи и запоминать новое.

Наш совет — читайте ребенку даже после того, как он научился читать хорошо. Новые слова, конструкции, красивые обороты и опыт персонажей пригодятся ему в жизни и в учебе, а привычка читать станет лучшим подарком.


Устраиваемся поудобнее и читаем

Как правильно читать вслух? Несколько советов

— Как и в случае со всеми привычками, которые мы хотим развить у наших детей, читать ребенку вслух рекомендуется недолго, но каждый день, потому что это гораздо более эффективно, чем читать дольше, но редко.

— Вы можете читать вслух детям не только перед сном, но и во время или сразу после обеда, потому что дети уже собрались за столом и готовы внимательно вас слушать. Всегда носите одну-две книги в сумке или держите в машине, чтобы почитать вслух, пока ждете начала занятий в каком-нибудь кружке. Держите книги на видном месте, например на журнальном столике или рядом с телевизором. Если один ребенок собрался утром в школу раньше остальных, почитайте ему вслух пять-десять минут в качестве вознаграждения. И конечно, личное время — это еще одна прекрасная возможность почитать ребенку вслух.

— Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная.

— С целью увеличения концентрации внимания ребенка проследите, чтобы ничто его не отвлекало. В частности, рядом не должно быть никаких экранов, потому что именно они отвлекают ребенка чаще всего.

— Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с автором и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге.

— Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу.

Что делать, если ребенок не хочет слушать?

Вы читаете историю с выражением, стараетесь, уже сами переживаете за зайчат, которых мама оставила одних дома, а маленький Саша…вертится в кресле, грызет руку и с напряжением смотрит в окно.
— Саша, ты почему не слушаешь?
— А…
— Сядь ровно и слушай внимательно!
Только что перед вами был самый краткий пример того, как делать НЕ надо. Ребенку может быть некомфортно, действительно неинтересно, либо же культура чтения еще совсем некрепка. О том, что делать в такой ситуации, мы расскажем ниже.

Самые простые способы вовлечь ребенка в процесс чтения, а также полезные рекомендации по работе с текстом, были опубликованы в наших социальных сетях.
«Не ругать, не сдаваться, хвалить» — статья в «ВКонтакте» и Facebook — где вам удобнее!

10 простых советов для родителей, чьи дети не хотят слушать

  • Читайте с выражением. Для этого не надо обладать театральным талантом или говорить по-ролям, меняя тон голоса, но выделять хотя бы по слову в предложении желательно.
  • Если ребенок комментирует прочитанное — хвалите его за самые интересные моменты.
  • Не пытайтесь подкупить ребенка: почитаем немножко — куплю тебе шоколадку, так он решит, что страдание из-за чтения — нормальное поведение и заслуживает ответной реакции.
  • Еще раз о картинках: показывайте иллюстрации каждый раз, когда они описывают сцену, которую вы читаете в данный момент.
  • Используйте методику «отсутствующих слов» — делайте паузу перед тем, как произнести слово, о котором ребенок может догадаться. Пусть сам попробует закончить фразу за маму, которая внезапно задумалась. И обязательно похвалите!
  • Перед началом чтения вспомните наши советы про обложку и автора — попытайтесь предугадать, что же будет твориться в книге, обсудите, что нового из нее можно узнать.
  • После каждого отрывка большой книги или каждого рассказа обсудите его с ребенком. Задавайте вопросы. Если ребенок маленький, и вы читаете одну и ту же книгу каждый раз, задавайте одинаковые вопросы: так малыш запомнит и будет отвечать с удовольствием.
  • Если дошколенок не обращает на вас внимания, пока вы читаете, не задавайте ему вопросов.
  • Упростите текст а) если в нем есть непонятная лексика б) если можно разбить длинное предложение на несколько коротких в) если можно повторить значимые фразы или мысли г) если можно безболезненно для смысла выбросить целые абзацы.
  • Показывайте положительный пример: никаких потрепанных или порванных книг, а также неуважительного к ним обращения. Читайте при ребенке, когда он занят своими делами (можно даже про себя, просто демонстрируя, что это интересно и важно).

Почему важно задавать вопросы во время устного чтения?

Исследования показали, что для лучшего понимания текста и отработки этого навыка просто слушания недостаточно. Хотя устное чтение и пробуждает воображение, и активизирует память, и позволяет ребенку включаться в процесс. Тем не менее, любовь к чтению, формирование словарного и опорного запасов, коммуникативные навыки и понимание можно тренировать с помощью вопросов.
Согласитесь, вы лучше запоминаете прочитанное, если ваши друзья просят пересказать содержание книги. «Ой, а что там точно было с Билли Миллиганом?», — спрашивают на корпоративе, и вы, явно наслаждаясь возможностью блеснуть познаниями в современной классике, начинаете свое повествование. Поверьте, с ребенком все то же самое! Только на корпоратив ему пока не надо.

Когда мы просим детей что-то нам объяснить, предугадать, высказать свое мнение или просто напомнить деталь, которую мы, беспечные взрослые, опустили — они вовлекаются в процесс, а навыки понимания значительно улучшаются, потому что надо:
— вспомнить детали;
— сделать выводы;
— вообразить сюжет;
— пофантазировать;
— иногда даже, как Шерлок Холмс, установить мотив!

Важно отметить, что вам придется попросить ребят отвечать на вопросы полными предложениями: так ребенок еще и научится общаться грамотно и использовать в речи более сложные конструкции. К тому же, необходимость отвечать на вопросы подробнее, приучит его слушать внимательно. В скором времени дошколенок и младший школьник начнут гордиться тем, что могут разговаривать «как взрослые», говорить красиво и получать похвалу.

Вопросы первого типа. Проверяем детали

— Кто принес письмо Гарри Поттеру?
— Чего боялся котенок Гав?
— Кем работал Дядя Степа?
— Кто сидел под шляпой в рассказе «Живая шляпа»?
— В кого превратился гадкий утенок?

Вопросы второго типа. Проверяем понимание текста

— Как думаешь, была ли Хозяйка Медной горы злой?
— Волшебник изумрудного города тебе нравится, или он больше похож на обманщика?
— Правильно ли поступили мальчишки в рассказе «Ровно 25 кило»? А ты бы что придумал(а)?
— Маугли было бы лучше остаться со зверьми?

И помните, если дети не любят читать, это еще не значит, что они этого не хотят!

Помните как в детстве мама или бабушка говорили, что нужно читать вслух. Так лучше и быстрее запоминается. А ведь они были правы. Чтение вслух-это один из видов чтения, при котором можно работать над выразительностью голоса, интонацией, техникой чтения. Учёные доказали, что именно при таком чтении информация намного быстрее усваивается и запоминается.

Чтение вслух позволяет легко и точно выражать мысли. Также оно способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи. Таким образом чтение позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.

Дети должны уметь читать вслух.

«МАМА, прочитай нам сказку!»- просят мои детки перед сном, лёжа в кроватках.

И несмотря на усталость и загруженность, я беру в руки книгу и усаживаюсь рядышком с детишками. Все же есть что-то успокаивающее в чтении вслух.

Для ребенка такие моменты очень важны. Потому что это его заветное время, когда он находится наедине с родителем. Это только их время, в которое не может вклиниться звонок с работы и никто другой. Только вы и ваш малыш. Стоит помнить, что когда вы читаете ребенку его любимую сказку, он чувствует вашу заботу и любовь. К тому же малыш так быстрее уснет.

Однако современные мамы и папы настолько загружены на работе, что приходя домой, зачастую не остается сил для чтения. Хорошим вариантом будет чтение ребенка для вас. Если вы очень устали, а может был тяжелый день, настроение испорчено полностью, то попросите дочурку почитать для вас ее самую любимую сказку. Поверьте, это будет приятно и для вас и для ребенка. А для него это будет еще и очень полезно.

Устное чтение развивает речь. В процессе чтения ребенок слышит и слушает себя, что позволяет запоминать ему новые слова и речевые обороты. Он понимает, как надо произносить то или иное слово, где поставить речевое ударение и с каким еще словами можно его употреблять. Ребенок постарше уже читает не сказки, поэтому знание правильного произношения специальных терминов без всяких сомнений пригодится в школьной деятельности . Дело в том, что в процессе чтения, вы всегда можете остановить ребенка и подправить его, если какое-то слово он произнес неправильно. Также можно обсудить смысл прочитанного после окончания чтения. Таким образом, ребенок будет учиться понимать текст. Этот навык пригодится ему в абсолютно любой работе. Эти способности пригодятся и взрослому человеку.

Прочитанная вслух информация лучше усваивается.

Преподаватели в учебных заведениях часто просят читать вслух своих учеников , особенно в тех случаях, когда тот что-то не понимает или не может усвоить. Дело в том, что в процессе чтения вслух, читатель подсознательно полностью погружается в материал и перестает отвлекаться на внешние раздражители. Читая про себя, человек невольно может отвлечься на посторонние шумы и обращать внимание на ненужные разговоры.

Специалисты говорят, что в процессе изучения материала вслух работает три вида памяти.

  • Первым считают визуальную память. Человек пробегает глазами материал, запоминает то, что видят его глаза.
  • Вторым видом называют речевую память. Человек запоминает то, что произносит его губы.
  • Третьим видом считают слуховую память. Уши слышат то, что мы произносим и услышанная речь невольно усваивается. А в сочетании с другими видами памяти усваивается намного лучше.

Используя все три вида памяти, ученики способны усваивать объемный и сложный материал, при этом, не просто зазубривая его, а действительно понимая.

Также чтение вслух повышает способности к коммуникации и развивает эрудицию. Такой вид чтения помогает человеку стать более уверенным в себе.

Чтение вслух: как читать и что читать?

Рекомендуется читать вслух неторопливо, хорошо выговаривая фразы и слова, выразительно расставляя акценты и паузы. Артистически озвучивайте различных персонажей при этом сохраняя тон живого рассказа. Литература подойдет любая. Здесь все зависит от ваших интересов и предпочтений. Оптимальное время для чтения каждый определяет индивидуально. Если вы хотите сделать свою речь более гладкой и выразительной, то чтение вслух должно занимать не менее получаса в день.

Полезный вид досуга.

Конечно, читать или нет, дело абсолютно каждого человека. Чтение вслух позволяет непрерывно совершенствовать память и речь и навсегда остается одним из полезных занятий. Главное правильно организовать свое свободное время и провести его с удовольствием.Для некоторых нет ничего лучше, чем залезть в любимое кресло-качалку, взять интересную книгу и погрузиться в чтение, отдалившись при этом от всех проблем и забот. Безусловно, чтение очень полезное занятие, а уже вслух или нет, выбирать только вам.

А вы любите читать? Практикуете чтение вслух?

Недавнее исследование Колина Маклеода (Colin Macleod) и Ноа Форрина (Noah Forrin) в Университете Ватерлоо (University of Waterloo), опубликованное в журнале «Memory», показало, что чтение вслух существенно облегчает процесс запоминания слов по сравнению с чтением про себя.
Однако это не значит, что теперь стоит заменить всю свою библиотеку аудиокнигами. В данном исследовании было проведено четыре различных эксперимента, чтобы точно определить, какие факторы отвечают за лучшее запоминание информации. Группе студентов было предложено на выбор: читать про себя, читать вслух, слушать аудиозапись чтения других людей, либо слушать их собственную аудиозапись чтения.
Способность удерживать информацию в памяти максимально проявилась при чтении вслух, что говорит о том, что влияние на запоминание оказывает не только услышанное, но и произнесенное слово.
Это происходит потому, что произнесенное слово создаёт незабываемый опыт или впечатление. К тому же, активный когнитивный процесс кодирования слова в речь помогает кодировать его в долгосрочную память. Более того, когда испытуемые слушали аудио запись, то они лучше запоминали информацию, если она была произнесена собственным голосом. По мнению авторов, это говорит о том, что прослушивание собственного голоса обеспечивает особый стимул самопознания, что также помогает запоминать контент.
Эти выводы основаны на предыдущих исследованиях, которые показали, что положительное влияние на запоминание информации оказывает впечатление, созданное чем-то необычным. В более раннем исследовании 2010 года, проведённом Маклеодом и другими, было показано, что если все слова в тексте читать вслух, то никакого воздействия не происходит, потому, что чтение вслух становится стандартным, а не отличительным опытом. И наоборот, воздействие возрастало, когда испытуемым давали задание, в котором какие-то слова надо было читать про себя, а какие-то вслух. Еще одно исследование, проведенное Маклеодом в 2011 году, показало, что когда два человека читают вслух одновременно, то сила воздействия на запоминание прочитанного снижается. Это происходило потому, что повторение слов другим участником эксперимента снижало восприятие собственного произношения.
Этот результат образует интересный контраст с исследованием 2015 года Виктора Буше и Алексиса Лафлера в Университете Монреаля. Группе из 44 франкоговорящих студентов исследователи предложили читать текст про себя, читать про себя двигая губами и читать вслух. Для четвертого эксперимента студентов просили прочитать текст вслух другим испытуемым в комнате, что оказало наибольшее влияние на улучшение вербальной памяти у читающих. Наличие аудитории сделало этот момент исключительным и произвело сильное впечатление.
Хотя в исследованиях проверялись различные аспекты эффективности работы памяти при разных условиях, все результаты подтверждали, что в случаях отличия условий или сопутствующих событий от обычных, память у испытуемых улучшалась. Задействуя нашу двигательную систему и самосознание, произнося слова вслух, мы кодируем их как уникальные переживания, формируя тем самым дополнительные нейронные связи в областях мозга, ответственных за память. И, как указывает Маклеод, это также согласуется с исследованиями, показывающими, что физические упражнения и движения могут способствовать развитию когнитивных навыков как у детей, так и у взрослых, увеличивая приток крови к мозгу.
Конечно, чтение про себя имеет свои преимущества — особенно в библиотеках. Но если ситуация позволяет, повторение важной информации вслух себе — или, еще лучше, партнеру по учебе — может быть чрезвычайно продуктивной.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх