Помост

Вопросы веры

Что говорить на исповеди

Как покаяться в грехах перед Богом — молитва и пример

Опубликовано 15.03.2019

  • Что такое покаяние и что об этом говорит Библия? Как покаяться в грехах перед Богом, можно ли это сделать дома или надо искать церковь? Что будет, если не раскаяться в своих грехах? Как попросить прощение у Бога? Есть ли какая-то особая молитва, которая помогает покаяться в грехах? Эти и другие вопросы волнуют миллионы людей по всему миру, независимо от их вероисповедания.

    Покаяние — богословский термин, в христианстве означающий осознание грешником своих грехов перед Богом. Как правило, покаяние сопровождается радикальным пересмотром своих взглядов и системы ценностей. В греческом языке слово покаяние звучит как «метанойя» и означает «изменение мышления». Другими словами, если человек хочет покаяться, то он не просто должен признать свои грехи перед Богом, но и должен изменить свое мышление, которое в будущем не должно более приводить его ко греху.

    Процесс совершения греха и покаяния можно разделить на несколько ясных этапов:

    • Искушение, желание и совершение греха
    • Чувство вины и попытка спрятать грех
    • Обличение в грехе Богом или людьми
    • Осознание греха и его последствий
    • Покаяние в грехе перед Богом и людьми
    • Изменение мышления и поведения для исключения подобного в будущем

    В этой статье мы кратко рассмотрим историю царя Давида и его пример покаяния перед Богом. Мы посмотрим на то, что помогло Давиду признать свои грехи перед Богом и искренне раскаяться в них.

    Давид совершает грех перед Богом

    Давид был величайшим израильским царем. Он имел огромную власть, его уважал народ и у него были очень близкие отношения с Богом. Несмотря на все это, Давид оставался грешником, нуждающимся в покаянии в своих грехах перед Богом. Один из самых ярких грехов Давида — это его грех с замужней женщиной Вирсавией. Вот, что об этом написано в Библии:

    Однажды вечером Давид встал с постели и стал прогуливаться на крыше царского дома. С крыши дома он увидел купающуюся женщину. Женщина эта была необыкновенно красива. Давид послал узнать, кто эта женщина. Слуга сказал ему: «Это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина». Давид послал слуг, чтобы они привели к нему Вирсавию. Она пришла к Давиду, и он спал с ней. Она искупалась, чтобы очиститься от своей нечистоты, а затем возвратилась к себе в дом (2-я Царств 11:2-4).

    Позднее Давид осознал, что совершил грех перед Богом, но, вместо того чтобы покаяться в своем грехе, он решил поступить так, как поступает большинство людей на земле: он решил спрятать свой грех. Пользуясь своей властью, Давид посылает мужа Вирсавии в самую горячую точку на поле битвы, где его убивают. Возможно, что Давид добился бы своего, если бы не одно «но»: Давид забыл, что от Бога невозможно скрыть никакие грехи.

    У Давида появляется шанс покаяться в грехах перед Богом

    Бог видит грехи Давида и посылает к нему пророка Нафана, чтобы дать ему шанс покаяться в своих грехах. Пророк рассказывает ему притчу, помогая царю осознать, какой плохой поступок он совершил. Вот часть его речи к Давиду:

    Господь послал к Давиду Нафана, и тот сказал: «Вот что говорит Господь, Бог Израиля: Я помазал тебя на царство в Израиле, Я избавил тебя от руки Саула. Я дал тебе дом господина твоего, и дал тебе жён господина твоего, и дал царства Израиля и Иудеи. И если бы этого было мало, Я дал бы тебе ещё больше. Почему же ты пренебрёг словом Господа, сделав то, что Он считает злом? Ты поразил мечом Урию Хеттеянина и взял себе его жену. Ты убил его мечом аммонитян. Так говорит Господь: Я навлеку беды против тебя в твоём собственном доме. У тебя на глазах Я возьму твоих жён и отдам их человеку, который очень близок тебе. И будет он спать с твоими жёнами, и все будут об этом знать» (2-я Царств 12:1-11).

    Мы не любим, когда кто-то говорит нам о наших грехах. Лично я за всю свою жизнь не встретил ни одного человека (а я знаком с огромным количеством людей), который был бы рад, когда кто-то напоминает ему о его грехах или просто интересуется его грехами. Никто не любит говорить на эти темы, включая меня! Несмотря не это, Давид находит в себе силы, чтобы поступить правильно и праведно перед Богом.

    Давид осознает свой грех и решает покаяться

    Давид сделал то, что он не должен был делать. Этот греховный поступок очень не понравился Богу. После того как к Давиду приходит пророк Нафан, Давид начинает понимать, что совершил ужасный грех. Думаю, что у каждого человека есть такой момент, когда он понял, что совершил что-то плохое и ужасное, но еще пока не решил, как поступить дальше: покаяться или же скрывать грех дальше. Когда Давид только согрешил с Вирсавией в своем царском доме, то думал, что все еще можно поправить. Но он выбрал неверный способ исправления ситуации. Вместо того чтобы сразу покаяться в своем грехе перед Богом и людьми, он решил скрыть свой грех, что привело в итоге к смерти невинных: мужа Вирсавии и позднее сына самого Давида.

    Сейчас, когда к нему пришел пророк Нафан, Давид вновь находится на распутье, ведь ему вновь предстоит сделать выбор. Ведь и в этот момент Давид мог обмануть и начать отрицать свой грех. Он мог вновь воспользоваться своей властью и убить пророка, как он поступил раньше с Урией, мужем Вирсавии. Но Давид делает другой, более сложный, но правильный выбор: он решает покаяться в своем грехе, попросив прощения и признав грех перед Богом.

    И сказал Давид Нафану: «Согрешил я перед Господом». Нафан ответил Давиду: «Господь простил тебе грехи твои. Ты не умрёшь. Но так как, сделав это, ты презрел Господа, то умрёт родившийся у тебя сын». После того, как Нафан пошёл к себе в дом, Господь поразил ребёнка, которого родила Давиду жена Урии, и он заболел. Давид молился Богу о младенце. Он постился и, уединившись в доме, проводил ночи, лёжа на земле (2-я Царств 12:13-16).

    Ребенок Давида, в конце концов, умирает. Давид со всем смирением принимает это наказание от Бога. Бог прощает Давида, преподав ему серьезный урок, но сохранив саму жизнь Давиду. Давид извлек этот урок, давая и нам с вами возможность учиться покаянию перед Богом в наших с вами грехах.

    Молитва Давида — покаяние в грехах перед Богом

    Нам с вами очень повезло, ведь Библия сохранила для нас молитву Давида, описывающую его мысли и чувства, связанные с той ситуацией с Вирсавией. Почитайте эту молитву полностью, попробуйте поставить себя на место Давида. Попробуйте понять, как чувствовал себя Давид и каковы были его истинные мотивы в этой молитве перед Богом.

    Песнь Давида о том времени, когда пророк Нафан пришёл к Давиду, после согрешения Давида с Вирсавией. «Помилуй, Господи, меня Твоею милостью великой, великой жалостью Твоей сотри с меня мои грехи. Смой беззакония мои, от всех грехов моих очисти. Я сознаю все преступления и жалкие свои грехи, о них я думаю всё время. Перед Тобой я согрешил, перед Тобой одним, я приговор Твой принимаю, Ты самый праведный судья. Я грешен был с рожденья, с момента самого зачатья. Ты хочешь истиной наполнить меня, так подари мне мудрость. Так окропи меня иссопом, и обрету я чистоту, омой — белее снега буду. Дай голос радости услышать костям, изломанным Тобою. Не надо долго так смотреть на все грехи мои, сотри их. Вложи мне в сердце чистоту, и дух мой снова сделай сильным. Меня не оттолкни, не отбирай Святого Духа и не лишай меня Тебя. Верни мне радости спасенья, Тебя во мне дух укрепи. Я стану грешников учить, и все они Тебя обрящут. Спаситель мой, спаси от крови, я воспою Твоё спасенье. Во имя восхваленья правды, Господь, уста мои открой. Когда бы принимал Ты жертвы, я бы принес Тебе любую, но Ты даров не принимаешь. Душа надломленная — жертва Тебе, и сердце, что полно печали о грехах, Ты не отвергнешь, Боже. Облагодетельствуй Сион, о Боже, и стены Иерусалима вновь отстрой. Тогда Тебе во благо будут и возжигания, и жертвы быков на алтаре Твоём (Псалтирь 50:1-21).

    В начале своей молитвы Давид буквально «разбит». Он нуждается в прощении за свои грехи перед Богом. Давид признает всю власть и правоту Бога, как и свою личную греховность. Давид готов принять любое наказание, лишь бы Бог простил его грехи. Давид просит Бога о мудрости, чтобы избежать подобных грехов в будущем. Давид хочет все изменить и начать жизнь сначала, с чистого листа!

    Вот это и есть истинное покаяние в своих грехах. Это и есть настоящая «метанойя» — изменение мышления.

    Как покаяться перед Богом в наши дни

    Что изменилось в наши дни? Как правильно покаяться в грехах в наши дни? Что изменилось с приходом Иисуса Христа и появлением Нового Завета? Ничего не изменилось. Бог по-прежнему хочет, чтобы мы, раскаиваясь в своих грехах искренне, изменяли свое мышление, уходя от греховного образа мыслей.

    Иоанн Креститель, крестя людей в Иордане, говорил им о покаянии:

    В то время люди отовсюду приходили послушать его: из Иерусалима, из провинции Иудеи и из всех селений Иордана. Иоанн крестил их в водах реки Иордан, и они исповедовались в своих грехах. Увидев, что много фарисеев и саддукеев пришло, чтобы принять от него крещение, он сказал им: «Отродья змеиные! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от приближающегося гнева Божьего? Докажите, что вы действительно раскаялись, и не думайте, что достаточно вам будет сказать себе: «Наш отец — Авраам». Я говорю вам, что Господь может вот эти камни превратить в детей Авраамовых» (От Матфея 3:5-9).

    Иисус Христос в самом начале Своего служения говорил о том, зачем Он пришел на землю:

    Иисус услышал их и сказал: «Не здоровым нужен врач, а больным. Я пришёл призвать к покаянию не праведников, а грешников» (От Марка 2:17).

    Апостол Петр в своей великой проповеди тысячам людей в Иерусалиме в день Пятидесятницы говорил о покаянии:

    Услышав это, они были поражены в самое сердце и сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что же нам делать?» «Покайтесь, — ответил Пётр, — и каждый из вас должен быть крещён во имя Иисуса Христа во искупление грехов ваших, и получите вы в дар Святого Духа. Ибо обещано это вам и детям вашим, и всем, кто ещё далёк от Бога, всем, кого призовёт к Себе Господь Бог наш» (Деяния 2:37-39).

    Апостол Павел, говоря о покаянии, учил о печали, угодной Богу, показывающей истинное покаяние в грехах:

    Ибо, хотя я и опечалил вас письмом, я не жалею о том, что написал. И даже если я сожалел о том, что написал его, то теперь вижу, что это письмо лишь ненадолго опечалило вас. Так что теперь я счастлив не потому, что вы опечалены, а потому что ваша печаль привела вас к раскаянию. Ибо вы были опечалены той печалью, которая угодна Богу, так что вы не потерпели от нас никакого ущерба. Ибо печаль, угодная Богу, приносит раскаяние, о котором не сожалеют и которое ведёт к спасению. Та же печаль, которую проявляют люди сего мира, приводит к смерти. Смотрите, печаль, угодная Богу, какое порождает в вас глубокомыслие, какое стремление доказать свою невинность, какое негодование, какую тревогу, какое желание повидать нас, какое рвение, какое наказание для того, кто согрешил! Всем этим вы доказали свою невинность (2-е Коринфянам 7:8-11).

    Библия содержит огромное количество примеров покаяния в грехах. У нас не хватит времени рассматривать их все. Кстати, если эта тема вам интересна, то изучайте ее, чтобы разобраться глубже в ней лично! А мы давайте перейдем к выводам.

    Покаяние перед Богом: практические выводы

    Давайте попробуем сделать некоторые выводы о покаянии в грехах из истории царя Давида.

    • Бог видит все наши грехи, несмотря на то, как усиленно мы их прячем.
    • Бог всегда дает человеку возможность покаяться в своих грехах перед Ним, как бы далеко человек не зашел в них. Но лучше сделать это раньше, ведь чем дальше человек заходит в своих грехах и своей лжи, тем больше будет последствий греха и тем сложнее будет потом покаяться.
    • Человеку всегда трудно принять решение покаяться в своих грехах и попросить прощение за свои ошибки. Если вы думаете, что это трудно только вам — вы ошибаетесь. Сокрытие греха и время ничего не изменят. Человек может забыть о грехе — Бог нет.
    • Бог любит всех людей, и по этой причине всегда дает нам шанс покаяться перед Ним. Именно поэтому он послал к Давиду пророка Нафана. И именно по этой причине нам всегда нужны те, кто спросит нас о наших грехах. Мы не должны относиться к ним с ненавистью и не должны избегать их. Мы должны относиться к ним, как к посланникам Божьим, которые помогают нам выйти на свет и изменить наше мышление к лучшему.
    • Правильное покаяние — это покаяние в грехе с изменением мышления. Подумайте о том, что было бы, если бы Давид просто сказал: «Прости меня, Бог…», а потом вновь совершил подобный грех.

    Я надеюсь, что эта статья помогла вам хоть немного разобраться в вопросе покаяния. Теперь вы знаете, как покаяться в грехах. Вы знаете, какие чувства и мотивы должны быть у вас перед Богом.

    Прочтите еще раз молитву Давида и попробуйте молиться своей молитвой, прося прощения у Бога за свои грехи. Вы можете молиться дома, вы можете молиться на улице или где вам удобно. Бог вездесущий. Он слышит наши молитвы и видит наше сердце! Будьте уверены, что у Бога не остается без внимания ни одна искренняя молитва!

    В завершение важно будет отметить, что покаяние — это лишь один из важнейших шагов на пути примирения с Богом. Если вы хотите узнать больше, напишите нам через раздел контакты на нашем сайте.

    Петров Игорь

    Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
    Больше статей по теме
    Христианские видео и ролики

    • Подписаться на новости
    • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

    • Христианские тесты онлайн
    • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
      Пройти тест

    • Задать вопрос
    • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

    Беседы с батюшкой. Как научиться исповеди

    Аудио

    В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик храма святого великомученика Димитрия Солунского в Коломягах протоиерей Александр Рябков.
    – Сегодня мы будем говорить на очень интересную тему – «Как научиться исповеди». Мы поговорим не о том, как правильно исповедоваться, но именно затронем аспект, как научиться исповеди.

    Один правящий архиерей сказал, что когда прихожане не знают, как исповедоваться и в чем каяться, нужно в этом случае подойти к священнику, задать ему вопрос об этом. Понятно, что человек может быть совсем не готов к исповеди, если не очень способен осознать свои собственные грехи. А если я их осознаю, они кричат во мне, и я прихожу на исповедь, зная свои грехи. Вопрос: как научиться исповеди тем, кто всегда приходит на нее как в первый раз?

    – Наверное, необходимо начать разговор с того, для чего нам необходима исповедь, какую важную нишу она занимает в нашей духовной жизни. Исповедь как покаяние в грехах – это устранение средостения, разделяющего нас с Богом. Разумеется, наше грехопадение, наша греховность, нечестивость отдаляют нас от благодати. Духовных даров, которых ожидает наша душа для развития, духовного преображения, мы не получаем именно потому, что не очищены, в том числе покаянием. Покаяние – это работа над ошибками, с одной стороны; это прощение от Бога и, конечно, исцеление.

    Здесь могут возникать разные сомнения. Первое сомнение – даже воцерковленные люди иногда задаются вопросом: «А зачем мне исповедоваться, если я не исправляюсь, не меняюсь? У меня одни и те же грехи на каждой исповеди. Каждое воскресенье, приходя на таинство Причастия и проходя исповедь, я каюсь в одном и том же».

    На этот вопрос мне приходилось отвечать… Почти у каждого есть огород или приусадебный участок, и мы постоянно делаем на нем прополку. Сорняки – одни и те же, но если их не выпалывать, не вырастут ни картошка, ни репка, ни свекла. Мы же не говорим: «Опять одни и те же сорняки!» А чего мы ждали? Что там розы вырастут сами по себе? Нет, там не вырастут розы; вырастут сорняки (осот или крапива), и их надо выдергивать, пропалывать. Мы же не говорим: «Я вчера пропалывал, а сегодня – опять сорняки». Если мы не будем их пропалывать, что будет на огороде? Будет пустырь или заросли сорняков.

    Поэтому не надо унывать. Слава Богу, что мы «выдергиваем» свои грехи и даже на уровне помыслов в них признаемся. Оправдывать какие-то свои помыслы, желания, говоря себе, что это пока еще не дела, не надо; если мы будем дожидаться дел греховных, тогда будет тяжелее. Потому не надо унывать, что у нас одни и те же поступки или помыслы; в них надо каяться, не давая им нарастать как снежному кому.

    Иногда действительно бывает такая ошибка: человек думает, что стоит каяться только тогда, когда совершен серьезный грех. Дожидаться этого ни в коем случае не нужно. Постоянно надо быть внимательным к своей душевной и духовной жизни, наблюдая, какие духовные паразиты в ней развиваются, чтобы вытаскивать их на каждой исповеди. Это первый и очень важный момент.

    Мы должны понимать, что исповедь – это духовная гигиена, которую можно сравнить не только с прополкой огорода, но и с мытьем рук, с какой-то телесной гигиеной. Несмотря на то, что мы сегодня утром приняли душ, наверное, будет неплохо, если мы следующим утром тоже примем душ или хотя бы умоем лицо и почистим зубы. Мы же не можем сказать себе: «Я чистил зубы в прошлую субботу, теперь можно и не чистить». (Или не причесываться.) Нет, надо умываться, причесываться, принимать душ.

    Так и с душой: она тоже требует постоянной духовной гигиены, вычищения того, что наслаивается на душу от впечатлений этого мира, от каких-то встреч, а порой от нашей внутренней природы, еще не исцеленной. Это действительно духовная гигиена. Грех – это не только наше личное преступление, это еще и болезнь, которую мы постоянно лечим. Надо признать, что в Церкви мы постоянно находимся на лечении, и этот курс лечения не прекращается никогда. Можно сказать, что грех – это болезнь хроническая; и лечить ее нужно постоянной исповедью.

    Еще один очень важный момент. Современному человеку это может показаться странным, но в исповеди, в покаянии возвращается личностное самостояние. Сегодня есть такая тенденция – не признавать своих недостатков; лучше не признавать какие-то грехи, какие-то ошибки, потому что это повредит твоей самооценке, твоему самосознанию, самоуважению.

    В христианстве взгляд совсем другой. Если я буду говорить, что это не мой грех, оправдывать свой поступок временем, местом работы, своим воспитанием, семьей, получается, я уже вроде как и не согрешил, вроде все хорошо. Нет, все очень плохо – значит, меня как личности не существует, я не принимаю никакого решения; за меня все решения приняты моей семьей, моим окружением, моими коллегами, эпохой, в которой я живу.

    Только исповедь возвращает мне понимание того, что я – личность, у меня есть свободная воля. Но я свободную волю, к сожалению, иногда направляю на зло, на грех или на какую-то пошлость, которая меня в моих же глазах унизила. По сути, исповедь – это возвращение мне моего образа Божьего, очищение.

    Человек – это образ и подобие Божие, это икона. Исповедь – реставрация (еще один аспект исповеди) этой закопченной нашей греховностью иконы. Не только моей личной, но и той, которая окружает меня в моей эпохе, в моем быту; все это ко мне прилипает. Кто-то другой грешит рядом со мной, и на мне это оседает как некая копоть.

    Если я нахожусь (вынужденно) в среде грешников и не буду исповедоваться, что мне пришел помысел от окружения (какое-то влияние оно оказывает), мыслями склоняюсь к стилю поведения моего окружения, то, конечно, рано или поздно склонюсь и к делам. Апостол предупреждает: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Одно дело, если я по своему желанию, своему волеизъявлению пошел в худое сообщество (чего делать не нужно), и совсем другое дело, когда мне приходится с такими людьми общаться: кто-то может работать с трудными людьми (например, правоохранительные органы), кто-то вынужден работать в коллективе, где превалирует совсем не христианская норма поведения. Тогда исповедь позволяет очиститься.

    И, конечно, суетливость, алчность, жадность (мои личные) тоже оседают на мне пылью. Поэтому исповедь необходима. Исповедь – это возвращение мне личностного самосознания: я – не щепка, не какой-то мусор, который мутный поток жизни несет по лицу земли. А если я оправдываюсь и говорю, что это не я, это общество виновато, воспитание, мои коллеги, эпоха, время (с волками жить – по-волчьи выть), – меня как личности не существует: я растворился в этих сторонах бытия, меня затмили эти аспекты бытия, и некий поток несет меня по жизни. Куда несет? В тартар, аид? Не знаю, но куда-то несет. Тогда я собой не руковожу. В исповеди я возвращаю себе свою волю, которую с помощью Духа Святого обязуюсь направить на добро. И это очень важный момент.

    Мы на всенощном бдении слышим слова из песнопения: научи меня, Господи, оправданием Твоим. Повторюсь, мы легко можем себя оправдать: виновата эпоха, время, работа, семья, воспитание… Всё, я себя оправдал. Но пользы от этого оправдания никакой. Что же такое оправдание Божие? Это значит, мы просим Бога заместить, заменить наш грех добрым поступком. Если я злой, прошу Бога научить, как мне, злому, гневливому, не очень воздержанному на слова, сказать доброе слово, улыбнуться, проявить сострадание, милосердие. Если я человек беспокойный, суетливый – прошу Бога научить, как мне внести куда-то покой, мир, умиротворение. Не панику, не истерику, а, наоборот, успокоение. Например, в семье, среди своих близких; вместо того чтобы еще больше нагнетать тьму, беспокойство и панику, успокоить, привести доводы, что не все так страшно, что впереди только хорошее, светлое. Если, например, я не очень воздержан в пище, питии или каких-то развлечениях, прошу у Бога вытеснить это невоздержание из моей жизни ущемлением моих страстей, воздержанием. Вот что это такое. Если мы кого-то обидели, то нужно принести не только словесное покаяние, но и покаяние действенное, деятельное.

    Поэтому исповедь – это не только констатация факта. Это было бы очень просто и легко: пришел на исповедь – и все: я чистенький. Зачем нужна исповедь? Вернуть себе в какой-то мере звание христианина. Исповедь – это, с одной стороны, исцеление (мы пришли во врачебницу), но это еще и примирение себя с Богом и с самим собой; мне возвращается звание христианина, возвращается какое-то достоинство. При этом не скажу, что это просто. Признать что-то нелицеприятное в себе – это трудно, и многие от этого отказываются именно потому, что перед свидетелем, священником, трудно признаться, что ты – грешник. Ведь грехи иногда бывают очень некрасивые. Но именно это болезненное признание того, что ты – грешник, возвращает тебе звание христианина и звание человека. Тогда ты понимаешь, что ты – не какой-то элемент этого мироздания, а все-таки личность, которая имеет самосознание, волю к управлению собой.

    Поэтому в исповеди есть и аспект исцеления, и аспект возвращения достоинства, и аспект очищения. Вот для этого исповедь и нужна. Это гигиена духовная, избавление от духовных паразитов, «прополка» и «дезинфекция» души. Без этой дезинфекции мы покроемся коростой, и поле души покроется сорняками.

    – У пророка Исаии говорится: да возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения. Один из аспектов исповеди еще и такой: мы приходим в грязной одежде, которая может стать…

    – …ризой крещения. Мы знаем, что покаяние – второе крещение.

    – Телезритель из Калининградской области спросил о том, что такое душа. Наверное, этот вопрос касается нашей темы, ведь мы говорим об очищении души.

    – С одной стороны, душа – это жизнь, которая в нас вложена. Другое дело, что в отличие от животных мы обладаем духом, то есть ядром личности, мы имеем образ и подобие Божие. И далее мы можем размышлять, что же такое образ и подобие Божие в нашей душе. Это творческие способности, это наша обращенность к Богу. Человек – творец, причем он может быть творцом именно своей молитвы. У святых отцов есть выражение, что самое высшее духовное художество – молитва. Это высшее творчество. Так вот, обращенность к Богу и высшее творчество в молитве делают нас отличными от животных. И нам дан дар речи, который нас отличает от животных. И дар речи дан именно для молитвы. Не для ругани, брани, лая, рева или какого-то скуления, а для молитвы, для обращения нашей души к Богу. Вот что такое наша душа и чем она отличается от души животного.

    – То есть когда мы каемся в празднословии, мы, наверное, должны подразумевать именно этот аспект?

    – Не только в празднословии. Язык, как мы знаем, может быть врагом. Как говорит апостол, язык – маленький орган, но оскверняет все тело и воспаляет круг жизни. И апостол приводит пример: как корабли управляются рулем из порта в порт, так же и языком своим мы управляемся – или к Божественному превозношению, или к скотскому уровню. Даже грех начинается с языка. Когда мы начинаем болтать, празднословить, скабрезничать, то сводим себя до скотского уровня. Мы лицемерим, притворяемся, играем роли, меняем маски и делаем все это не без языка.

    Почему не идет молитва? Потому, что язык осквернен ложью, притворством, душа расстроена переменой масок: человек один – в семье, другой – на работе, третий – в церкви, иной – в гостях. Приходим в церковь – молитва не идет, потому что язык осквернен ложью, сквернословием, пустословием. Душа не просто раздвоена, а расстроена – как музыкальный инструмент: струны души ослаблены и какого-либо звука из души извлечь невозможно. Вот что такое расстройство души. Притворство, комедийность нашей жизни, перемена масок в зависимости от обстоятельств, в которых находимся, – все это приводит к расчеловечиванию, и оно начинается с языка.

    Особенно со сквернословия. Сквернословие, на мой взгляд, – это молитва, обращенная к дьяволу. Табуированная, нецензурная лексика есть молитва, обращенная к преисподней; вместо ангелов мы зовем аггелов, то есть бесов. Сквернословие – это словесный блуд и словесное насилие. С языка начинается расчеловечивание. Сквернословие – это еще и клевета на Творца. Если мы говорим о человеке, о своей жизни, об этом добром мире, нами извращенном и искаженном, и используем нецензурную лексику, мы клевещем на Творца. Мир мы получили добрый, но мы его искажаем и продолжаем искажать, в том числе чернить сквернословием. Сейчас мы уже перешли на частности, конечно, хотя поговорить о каких-то частных проявлениях греховности тоже стоит.

    – Телезрительница спрашивает, может ли священник отказать в исповеди и, соответственно, не допустить до Причастия.

    – Священник не может отказать в исповеди. Другое дело, что священник может констатировать факт: исповедь не получилась, ее нет как таковой. Священник может столкнуться с тем, что человек не собирается каяться в грехах, но собирается перечислять грехи своего окружения; тогда, конечно же, исповеди не получается. Или человек объясняет тот или иной свой поступок тем, что было, например, время не то, воспитание не то, место жизни не то, что виноват тесть (теща, свекровь или муж). Конечно же, тогда исповедь не получилась – и человек не готов к причастию.

    В другом случае, конечно, я не вижу никаких препятствий к тому, чтобы священник отказал в исповеди. И вряд ли об этом может идти речь. Скорее всего произошло какое-то недоразумение. И нет взаимопонимания в общении между пастырем и пасомым.

    Бывают такие случаи (я с этим сталкивался, когда работал алтарником), когда человек приходит к «Отче наш» и вызывает священника: исповедуйте меня. И священник говорит, что исповедь была в девять утра.

    И такая ситуация может сложиться. Эти ситуации надо рассматривать индивидуально. Бывает такое и в моей практике, и в нашем храме. Пытаемся донести до людей необходимость быть на литургии и причащаться только тогда, когда слышали и евангельское чтение, и молитвы, и литургические песнопения. Потому что участие верных в литургии – это не только приход к самому Причастию. Это совместная молитва, братская, ибо литургия – общее дело.

    И здесь мы низводим причастие до какого-то магического ритуала, до уровня амулета. Сама литургия нам не нужна. А нужна, как что-то магическое, только сама частица Причастия. Здесь большая опасность совершить кощунство и причаститься в суд и осуждение.

    Конечно, есть разные причины, когда, может быть, многодетная мама собирает детей – и приходят они чуть позже. Здесь все требует взвешенного понимания. Но бывают большие стечения людей, и тогда священник просит исповедоваться кратко, четко, ясно, называя каждый грех своим названием, не объясняя, где, когда, почему мы совершили этот грех. Когда же начинаем объяснять, когда совершили, почему, в который час, с кем, какие люди при этом присутствовали, – может возникнуть проблема, что виноват не я, а люди, окружение. У каждого греха есть свое название. Мы можем сознаться, что допустили тот или иной проступок.

    А вот духовная беседа – это уже другое. Она может проходить вне исповеди, после литургии, когда священник освободился, совершил какие-то требы. Задержитесь, поговорите с ним, если у вас есть какие-то вопросы по духовной жизни, по исповеди, о том, как сопротивляться греху, который действует на меня через окружение или воспитание. Это вопросы уже духовной беседы. Не всегда есть время на исповеди для детального обсуждения этой ситуации.

    Но сама по себе исповедь, конечно, необходима. И когда современный человек, нецерковный или не совсем воцерковленный, по каким-то причинам отказывается от исповеди, то рано или поздно мы все-таки видим, что разговор по душам необходим. И мы заменяем исповедь психоанализом, работой с психологом, тем, что вручаем себя какому-то коучу, наставнику. Но исповедь это не заменит. Исповедь совершается Духом Святым. Именно присутствие Духа Святого вдохновляет нас на перемену жизни. И здесь нас тоже может подстерегать большая ошибка: когда мы считаем исповедь только лишь гигиеной. Помылся – можно помыться и в следующий раз. Здесь должен присутствовать элемент лечения и все-таки небольшого, но выздоровления.

    Если же мы исповедуемся с мыслью, что делаем это только для того, чтобы достойно причаститься, но менять свою жизнь на самом деле не собираемся, – это надо очень серьезно внутри себя осмыслить. Даже, может быть, это предмет для исповеди. Когда мы признаемся: отче, я нашел в себе такую мысль, что исповедоваться исповедуюсь, а менять себя не считаю нужным. Здесь есть о чем поговорить с духовником.

    Поэтому нельзя считать, что здесь я сдал, как в пункт приема, пустую тару и пошел снова ее собирать. Мы должны духовно расти от исповеди к исповеди. Да, грехи и помыслы одни и те же, но накал греховности должен меняться. Напор греховности должен меняться. Должен возрастать духовный иммунитет. И, по сути дела, страх Божий – это не только страх наказаний, но и духовный иммунитет.

    Если мой язык не на привязи, если ограждения моим устам нет, то я сам себя болтовней программирую на грех. Если очи мои долу не опущены, не созерцают мир с благодарностью, а глазеют на то, что и не нужно, то, конечно, через них в меня входит грех. Если мои уши слушают не молитвы, не то, что мне полезно из духовных бесед, а ищу я пересудов, осуждений, сплетен, интриг, хочу это услышать, позлорадствовать, то, конечно же, в меня входит грех. И я никакой не христианин. Я даже хуже язычника.

    Если же я исповедуюсь, то во мне должен возникать и расти страх Божий, который для лишнего закрывает мои уши, прикрывает мои очи, и для ненужных разговоров мой язык делается прилипшим к гортани. Что такое страх Божий, необходимо помнить.

    – Телезрительница спрашивает, что делать, когда не знаешь, в чем каяться.

    – Здесь можно себя проверить по пунктам. Любовь к Богу, вера в Бога. Вера в Бога – это всегда любовь к Богу. Вера в Бога – это не отвлеченные знания, не абстрактная теория, это не партийность: я крещеный, православный – значит, уже спасен. Нет, дорогие. Мы спасены, по слову апостола Павла, в надежде. Надо еще дать плоды покаяния.

    И вот тогда мы себя спрашиваем: люблю ли я Бога? Хорошо, я кого-то люблю или в кого-то влюбился. Если есть такая любовь, такие чувства к человеку, я хочу с ним общаться, знать его желания, предугадывать и исполнять эти желания. Я хочу его слышать, адресовать ему свои словеса. Хорошо. А есть ли у меня постоянное желание молиться Богу? Есть ли в моей молитве неформальные, искренние чувства? Не всегда. Вот уже то, в чем надо каяться.

    Любовь к Богу очень часто не обретается в полной мере. Есть любовь к человеку, вещам, каким-то ощущениям, удовольствиям, славе, к мирскому почету, к аплодисментам в мой адрес. К Богу такой любви нет. Даже к человеку есть большая любовь, если есть возлюбленный, какой-то герой или иногда даже идол, а к Богу такой любви нет. Есть ли у меня желание слышать Бога? Как я могу Его слышать? Конечно же, чтением Библии. Я обращаюсь к Богу с желанием, чтобы Он меня наставил. Наставления получаю через чтение слова Божьего. Как я его читаю? Ой, это так скучно и неинтересно… Трудно и непонятно. Вот проверка моей любви к Богу.

    Упускаем из виду какие-то наши недочеты, приготовления к таинствам и все остальное. К ближнему какое у меня отношение? Говорю ли я неправду? Бывает, говорю. Лицемерю ли я? Лицемерю. Притворяюсь ли иногда? Притворяюсь.

    Ценим ли мы Царствие Небесное так, что готовы поступиться царством земным? А иногда бывает, что мы строим царство земное любой ценой, готовы соперничать, соревноваться, даже готовы через кого-то переступить, лишь бы достичь земного результата. Потому что бывает земное царство и благополучие важнее, чем благополучие нашей души. Опять проверка.

    Мы сейчас постимся. Помним чудесные святоотеческие слова: послушание выше поста и молитвы. Есть ли у нас послушание, смирение, всегда ли мы этим обладаем? Тоже можем увидеть, что не всегда. Даже смирения перед Богом у нас нет. Я молюсь Богу: да будет, Господи, воля Твоя. А в голове только одно: чтобы моя воля исполнилась. У меня есть план, а то, что я говорю в молитве Господней, – это формальность. Я должен признать и признаю, что зачастую это формальность. Потому что у меня огромное, горячее желание, чтобы для меня исполнялась не воля Божья, потому что она может быть иногда крестоношением для меня. Этого я не хочу. Я хочу, чтобы моя воля исполнялась, потому что она все комфортное мне предписала и предполагает, что у меня путь будет устлан не шипами, а лепестками роз. И, конечно же, только здесь я жду воли Божией…

    Когда я всматриваюсь в свою душу, в свои отношения с Богом, есть ли у меня к Нему доверие, смирение перед Ним? Есть ли страх Божий, который закрывает мои уши, язык мой останавливает перед словом греховным, праздным, пустым, злым? Находится многое из того, что надо сказать на исповеди.

    – Есть еще один вопрос. Наверное, этот вопрос могут задать очень многие. Что делать, если стыдно каяться в некоторых грехах?

    – Я думаю, хорошо, что стыдно. Значит, покаяние будет действенным, исцеляющим. Иначе и исповеди никакой нет, эффект духовный равен просто нулю. Я не говорю о том, что надо совершить какой-то грех. Плохо, что не стыдно каяться в том, что осуждаю. Должно быть всегда стыдно, даже если у тебя был греховный помысел и ты кого-то осудил, кому-то позавидовал.

    Не надо дожидаться падения, связанного с невоздержанием плотским, будь то винопитие или хуже того – блуд. Ладно, если грех и такой. Плохо, если за него уже не стыдно. Это начало омертвения души, это уже кричи: «Караул!» Хотя уже и не закричит тот, кто не испытывает чувства стыда, он смирился. Поэтому хорошо, что стыдно, дорогие. Значит, когда вы с этим придете на исповедь и стыд преодолеете, эффект духовного возрождения наступит величайший. Те крылья, которые исповедь даст после покаяния вашей душе, будут мощными. Вы взлетите сразу. Это надо понимать.

    Ощущается действительно эффект духовного обновления, когда я переступаю через стыд, причем каюсь перед знакомым священником. Никогда не применяйте к себе эту легкую формулу: уйти в другой храм, к незнакомому духовнику и покаяться в постыдном грехе. Исцеления не будет, лишь быстрое возвращение к этому греху, более разрушительное, и тогда на самом деле приобретете привыкание бегать по храмам к незнакомым батюшкам. Вы найдете ложное противоядие, а исцеление не наступит.

    Идите к знакомому священнику, к вашему духовному отцу, и перед ним нелживо покайтесь в своем падении. Обновление будет. А главное – в душе появится величайшее ощущение свободы: оковы, кандалы с души сняты. Если же вы слукавите, или не пойдете на исповедь, или выберете незнакомого духовника, а к знакомому явитесь уже как бы чистеньким – это будет ложное ощущение. Исповедь не состоялась, то есть не состоялось исцеление, обновление, освобождение…

    – Евгения спрашивает: «Каково Ваше отношение к общей исповеди?»

    – Общая исповедь, как проповедь, необходима. Действительно, многие люди приходят в храм с непониманием греха, как каяться и в чем, поскольку со многим благодаря миру и его влиянию уже смирились, просто даже не понимают, есть ли у них грех. Поэтому нужна общая исповедь как объяснение, какое разрушительное воздействие грех оказывает на нашу жизнь и какую обновляющую, исцеляющую силу заключает в себе покаяние. Перечисление грехов формальное тоже может быть полезным, но в меньшей степени.

    И мы говорим не только о том, что пьянство, блуд, праздность телесная влияют на меня, что я застаиваюсь духовно, разлагаюсь, но разлагается и атмосфера вокруг, страдают невинные люди от моего асоциального поведения: мать или отец, жена или муж, а главное – невинные дети. Об этом надо говорить на общей исповеди и на проповеди перед ней. Говорить о том, что есть не только установки: «моя проблема», «я себя плохо чувствую», «я потерял самоуважение от того, что у меня есть склонность к этому плотскому пристрастию»… Это полбеды, даже четверть ее. Беда в том, что твое плотское пристрастие мучит окружающих и губит самые лучшие годы подрастающего поколения. Если чье-то детство осквернено подобными явлениями – пьянством отца или матери, их скандалами, неприличным поведением, то таких детей зачастую ждет очень тяжелое будущее, и об этом надо помнить, это надо понимать, а каяться следует не только в том, что «потерял уважение к самому себе»… Ты помоги вернуть счастье тем, кто тебя окружает и чье благополучие зависит от твоего поведения. Это тоже нельзя упускать из виду.

    В чем нам еще каяться? В грехах против Бога: это наша нелюбовь к Нему, равнодушие, отсутствие бескорыстной любви: «Я пришел не для того, чтобы себя к Богу приблизить, а чтобы сделать Его своим должником – я же пришел! Поставил свечку, отстоял службу, ну а теперь жду исполнения моих планов». А Он не исполняет, и я обрушиваю на Господа ропот.

    Грехи против ближнего нашего: ложь, зависть, осуждение, клевета, неправедность в делах финансовых, непослушание старшим. И это все связано с Богом. Если я не имел дисциплины (а discipulus – это «ученик»), если не бываю послушным, то у меня не будет и послушания Богу, тогда уже нет поста и молитвы, поскольку пост и молитва – это послушание Церкви.

    – У нас осталось очень мало времени, потому я бы хотел, чтобы Вы в двух словах все-таки сказали: чтобы научиться исповеди, что нужно сделать?

    – Самое главное – нужна духовная честность перед самим собой. Ни в коем случае свои грехи не оправдывать ничем внешним. Всегда помнить, что «я» – это личность, которая награждена, одарена свободной волей, и свободную волю свою я направляю или на добро, или на зло. Когда есть честность и вдумчивость – не поверхностная, тогда исповедь состоится, и она будет действенной, исцеляющей и освобождающей.

    – Спасибо большое, отец Александр. Я бы очень хотел, чтобы Вы благословили наших телезрителей.

    – Дорогие, желаю, по слову святого Ефрема Сирина, видеть собственные грехи и не осуждать брата своего. Помощи всем Божией, духовного и благоприятного поста.

    Ведущий Глеб Ильинский

    Записала Нина Кирсанова

    Как исповедоваться? Какой должна быть правильная исповедь?

    Как исповедоваться? Что говорить на исповеди? Есть ли какие-то правила поведения на этом таинстве? Обо всём этом Вы узнаете, прочитав нашу статью.

    Как исповедоваться?

    На исповеди нужно каяться, перечисляя свои грехи. Иногда, приходя на исповедь, начинают рассказывать примерно следующее: «Я пришла вчера домой, меня встретил муж, который, как всегда, был выпивши, я сделала ему замечание и он стал на меня кричать, я рассердилась и ударила его по лицу. Я, конечно, неправильно поступила. Но что мне оставалось делать?..» Это не исповедь. Надо, чтобы исповедь была покаянием, а не рассказом о вашей жизни, да еще с попыткой оправдать свои грехи.

    Хотя есть люди, которые по своей простоте не умеют иначе каяться и, конечно же, их духовник примет их исповедь и в такой форме, но все-таки правильнее будет сказать так: «Я злая, я очень раздражительная, я на своего мужа, когда он неправильно себя повел, разозлилась, ударила его по лицу. Я об этом очень сожалею, каюсь. Я попросила у него прощения и обещаю Богу, что больше никогда не буду так поступать». Вот как будет звучать, как мне кажется, правильная исповедь.

    Часто люди помногу пишут в своих записках, слишком подробно о чем-то рассказывают, что не совсем правильно. Есть и другая противоположность, тоже неправильная, когда человек просто перечисляет свои грехи отдельными словами: «Согрешила тщеславием, унынием, раздражением…» «Нарушала пост, плохие были у меня мысли», дети говорят «плохо себя вел…» Что значит «тщеславием»? Что значит «раздражением»? Что значит «плохие мысли»? Что значит «плохо себя вел»? Надо говорить не общими словами о страсти, которая действует в вас, она действует во всех, а о том, как эта страсть в вас проявляется. К примеру, правильней будет сказать не «я раздражалась на свою дочь», а «я свою дочь унизила, обозвала ее нехорошими словами, ударила…» Или, например, гордыня… В чем она проявляется, ваша гордыня? Вы унижаете других людей, смотрите на всех свысока, вы кому-то нагрубили, желая его унизить? То есть, исповедь не должна быть подробным рассказом всех обстоятельств какого-то дела, а должна быть покаянием в конкретных грехах, но, с другой стороны, эти грехи не должны обозначаться одним словом.

    У некоторых современных людей есть стремление найти точные названия всем своим грехам, а кто-то болезненно ищет узнать, какие еще есть грехи из тех, о которых он не знает. Некоторые, например, спрашивают, что такое «мшелоимство»? А что такое «скверноприбытчество» ? А что такое…? Мне кажется, это неправильно, грехи нужно называть теми словами, которые существуют в современном русском языке. Когда мы молимся, читаем утреннее и вечернее правило, то используем слова святых отцов, заимствуем их образы, и это правильно, так как мы учимся языку святых, учимся правильным отношениям с Богом, но когда мы каемся, надо, как мне кажется, каяться все-таки своими словами. Нужно сказать, к примеру, что не корыстолюбием вы согрешили, а, скажем, заискивали перед кем-то с целью получения денег, или что делали добро, желая, чтобы вам на него ответили тем же…

    Мы знаем, что есть восемь страстей, что есть заповеди, – во всей нашей подверженности этим страстям, во всех нарушениях этих заповедей и нужно каяться.

    В разных грехах нужно каяться по-разному. Есть такой род грехов, нечистых, скверных, в которых не нужно каяться подробно, но при этом надо дать понять священнику, что с вами произошло, потому что часто об этих грехах говорят только общими словами, скрывая за ними страшное искажение отношений между мужчиной и женщиной. Нельзя просто сказать: «У меня есть блудная страсть». Нужно все-таки пояснить, в чем она проявляется. Не нужно вспоминать подробности этих скверных грехов, но сказать так, чтобы священник понял степень этого греха — необходимо. Покаявшись, наоборот, нужно помнить, что во мне есть эта злая страсть, избегать ситуаций, когда она может проявиться, но гнать от себя воспоминания о совершенных грехах. А вот о грехах гордости безумной, тщеславия, воровства, унижения других людей – нужно обязательно помнить и даже приводить их себе на память, особенно когда у нас появляются тщеславные помыслы.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх