Помост

Вопросы веры

Что такое акафист

Молитвы перед акафистом — когда и что читать

Рубрика: Молитва, Церковный этикет

Акафист — хвалебный гимн

В Православии акафистом называется особое церковное песнопение, своего рода хвалебный гимн. Первоначально такое песнопение было посвящено Божией Матери. Только оно именовалось акафистом. Слово «акафист» с греческого языка переводится как «неседальная песнь», то есть «гимн, при пении которого не сидят». Это имеет отношение к практическому «исполнению» акафистов до сих пор. В этом плане данное песнопение отличается от кафизмы, то есть молитвенного чтения, при которых разрешается сидеть. Молитвы перед акафистом должны подготовить душу человека .

Исходя из самого названия, Акафист читается стоя. Но по состоянию здоровья тем людям, которые не могут стоять, делается исключение. Акафист могут читать как священнослужители, так и каждый верующий.

Верующие в православном храме

Что такое акафист в Православии?

Отсутствуют исторически подтвержденные сведения об авторе первого акафиста. Как, по Преданию, благочестивое желание христиан написать красками образ Божией Матери исполнил апостол Лука. Кому-то надлежало исполнить и зародившееся в душах верующих желание воздать хвалу Пресвятой Богородице благодарственным гимном. Церковные историки в качестве возможного автора называют преподобного Романа Сладкопевца (6 век).

Как гласит Предание, по особому небесному вдохновению он написал первый кондак в честь праздника Рождества Христова. Накануне праздника Рождества Христова преподобному Роману в Константинополе в сонном видении явилась Божия Матерь. Она повелела съесть пергаментный свиток. Когда преподобный проснулся, то, взойдя на амвон (возвышенное место в храме), начал возглашать:

«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог».

Спустя столетия (13 век) подобные песнопения были написаны ко Господу, различным иконам Божией Матери, Ангельским силам и святым угодникам Божиим. Так акафист превратился в особый жанр церковных песнопений.

Авторы древних акафистов зачастую неизвестны. Новые хвалебные песнопения пишутся вплоть до настоящего времени. Стремление выражения чувств посредством акафиста свидетельствует о потребности христианской души приносить хвалу и благодарение за оказанную помощь.

«Благодарение приемлющего дары поощряет Дающего дары к подаянию еще других даров, больших, нежели первые. Дары только тогда остаются без преумножения, когда нет за них благодарения» (святитель Игнатий Брянчанинов, 1807-1867).

Структура акафиста

В структуру акафиста входят 12 икосов и 13 кондаков, чередующихся между собой. Икосы содержат 12 хайретизмов (приветствий, начинающихся с греческого слова «χαῖρε» —»радуйся), которые следуют после небольшой вводной части основного текста. Необходимо отметить, что русский перевод «радуйся» — это не буквальный призыв к радости. Смысл этого слова в данном случае как приветствие. Предваряют чтение молитвы перед акафистом.

В икосе ярко выражен ритмический рисунок. Хайретизмы объединены по 6 пар таким образом, что в каждой паре одна строка зеркально отображает другую. В них присутствует парная рифма: каждому слову в одной строке зарифмовано соответствующее ему слово в другой.

Короткий икос в славянской традиции именуется кондаком. В конце него поется припев «Аллилуйя» («хвалите Бога»). Сам текст кондака раскрывает смысл праздника. Так, в акафисте Пресвятой Богородице в кондаке 2 поется:

«Видящи Святая Себе в чистоте, глаголет Гавриилу дерзостно: преславное твоего гласа неудобоприятельно души Моей является: безсеменнаго бо зачатия рождество како глаголеши…».

Когда читается акафист?

Чтение акафиста не является уставным, обязательным Богослужебным чином. В храме установлено только чтение Акафиста Пресвятой Богородице «Взбранной Воеводе…» в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого Поста).

Другого специально выделенного времени для чтения акафиста Церковью не установлено. Равно как и не составлены особые молитвы перед акафистом. Каждый может прибегать к благодарственно-хвалебному пению по влечению свой души. Как говорил архимандрит Кирилл Павлов (1919-2017):

«Не видеть всех благодеяний Божиих – значит не сознавать самого бытия своего, не чувствовать собственной своей жизни, сделаться совершенно камнем бесчувственным и безжизненным человеком… Сама природа влечет наше сердце к благодарению своего благодетеля. Ведь и бессловесные животные, и дикие звери выражают, как могут, свою благодарность благодеющему им человеку».

Читать акафисты можно и при житейских нуждах, призывая на помощь святых.

«Как песнь, проникнутая духом бодрости и радости, акафист привлекателен для всякой молитвенно настроенной души… В каждом акафисте найдется несколько сильных выражений, вылившихся из глубины сердца автора, и они благодатным лучом западут в глубину сердца молящихся, особенно — жаждущих ободрения и утешения» (профессор, доктор богословия Алексей Васильевич Попов, 1856-1909).

Молитвы перед чтением акафиста

Перед чтением акафиста положено читать начальные молитвы как в начале основных молитв или перед началом нового дела. Специальных молитв по этому случаю не предусмотрено. Чтение акафиста можно совместить со чтением утреннего или вечернего молитвенного правила. Тогда предначинательная молитва перед акафистом не читается. Молитвы перед акафистом нужны, чтобы «согреть сердце», подготовить душу к славословию и благодарению.

По окончании акафиста следует чтение молитвы.

Предначальные молитвы перед акафистом

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читают вообще.)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и при́юисно и во веки веков. Аминь.

Отче наш…

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

Псалом 50

Символ веры

Молитвы после чтения акафиста

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

(От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся! Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господи, помилуй. (Трижды).

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси нас, грешных, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Польза от чтения акафистов

«Для чего читаем акафисты Иисусу Христу и Божией Матери? Для того, чтобы в дух Господа и Пречистой Его Матери войти; чтобы познать величие дара, явленного в воплощении Спасителя и искуплении нас и в даровании нам в Святых Тайнах Тела и Крови Его, и чтобы достойно принять этот дар» (праведный Иоанн Кронштадтский, 1829-1908).

Святитель Иннокентий (Борисов), архиепископ Херсонский (1800-1857), рассматривал чтение акафистов как средство к пробуждению религиозного настроения в пастве:

«Народ весьма любит подобные вещи и услаждается ими. Не все же проповедовать; можно подавать духовную пищу и таким образом».

Согласно постановлению Священного Синода от 14 мая 2018 года:

«тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями».

Акафисты — что это такое. Как правильно акафист читать Господу, Богородице и святым.

Акафист- что это
Как правильно читать акафист
Акафисты Господу и Кресту
Акафисты Божией Матери
святым

ЧТО ТАКОЕ АКАФИСТ

Акафист — это хвалебная песнь или торжественный гимн, который написан в честь Христа, Божией Матери или святому. Его обращаясь к конкретному святому, чтобы он помог при разрешении каких-то дел или просто для утешения.
«Неседальное пение» — так переводится акафист с древнегреческого языка. И этот перевод означает, что читать или слушать акафист нужно стоя, сидеть нельзя, исключение составляют лишь больные люди.
Акафист принято читать, стоя лицом к иконе того святого или события, во имя и честь которого исполняется славление. При отсутствии иконы можно прийти в храм и здесь прочитать акафист. Если и этой возможности нет, то вполне допустимо читать акафисты, стоя лицом к востоку.
Господь Иисус Христос так учил нас молиться:

Святые отцы так объясняют эти слова — неважно, где человек молится, главное, чтобы молитва была в сердце.

Акафист состоит из разных частей — кондаков и икосов.
Кондак представляет собой небольшую песнь, кратко описывющую какую-либо историю или поступок, который совершил святой.
Икос — это тоже восхваляющая песнь, которая более расширенно раскрывает то событие, которое воспето в предыдущем кондаке.
Например, в пятом икосе будет идти речь о том же событии, что и в пятом кондаке, но более подробно.
Также вместе с чтением акафиста тропари, которые похожи на кондаки — это тоже небольшая восхваляющая песнь, посвященная святым или в честь какого-то события, праздника.

ПОРЯДОК ЧТЕНИЯ

Порядок чтения акафистов же, как обычных молитв- обычно сначала читают начальные молитвы (например, как в утренних молитвах по «Отче наш»), а потом и сам акафист. Можно совместить утреннее или вечернее правило с чтением акафиста. В этом случае второй раз прочитывать начальные молитвы не нужно, а читать акафист можно после молитв до конечной молитвы «Достойно есть».
Но и чтение только одного акафиста не будет считаться ошибкой, самое главное в чтении акафиста, также, как и в чтении любых других молитв, это искренняя вера в Бога (подробнее в статьях как нужно молиться и учитесь молиться) и глубокое почитание святого, которому читается акафист.

Полное правило чтения акафистов:

  • Моли́твами оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
  • Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́
  • Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читаем: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды). От Вознесения до Троицы ее не читаем вообще.
  • Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святый Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святый, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Отче наш.
  • Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)
  • Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)
  • Псалом 50.
  • Символ веры

Читать акафист
После акафиста:

  • Достойно есть
    (От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни Пасхального канона:
    А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба и ме́ртвыя воздви́гнувый; лю́дие, весели́теся! Свети́ся, свети́ся, но́вый Иерусали́ме, сла́ва бо Госпо́дня на тебе́ возсия́. Лику́й ны́не и весели́ся, Сио́не. Ты же, Чи́стая, красу́йся, Богоро́дице, о воста́нии Рождества́ Твоего́)
  • Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
  • Го́споди, поми́луй. (Трижды).
  • Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, преподо́бных и богоно́сных оте́ц на́ших, святаго (или святым, которым читался акафист, если Господу или Богородице, то ничего не произносим) и всех святых, поми́луй и спаси́ мя, гре́шнаго, я́ко Благ и Человеколю́бец. Аминь.
    (Если Кресту — силою Честнаго и Животворящего Креста, если Ангелам — Честных Небесных Сил Бесплотных)

ГОСПОДУ И КРЕСТУ

  1. Акафист Святой Троице и Святому Духу
  2. Акафист Воскресению Господню. Пасхе
  3. Акафист Вознесению Господню
  4. Акафист Входу Господню в Иерусалим
  5. Акафист Крещению Господню. Богоявлению
  6. Акафист Преображению Господню
  7. Акафист Рождеству Христову
  8. Акафист Сретению Господню
  9. Акафист Воздвижению Креста Господня

БОГОРОДИЦЕ

  1. Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
  2. Акафист Введению во храм Пресвятой Богородицы
  3. Акафист Покрову Пресвятой Богородицы
  4. Акафист Рождеству Пресвятой Богородицы
  5. Акафист Успению Пресвятой Богородицы
  6. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Владимирская
  7. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Всецарица
  8. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Державная
  9. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Знамение
  10. Акафист Пресвятой Богородице пред Ее иконой Иверская
  11. Акафист Богородице пред Ее иконой Казанская
  12. Акафист Богородице пред Ее иконой Неопалимая Купина
  13. Акафист Богородице пред Ее иконой Скоропослушница
  14. Акафист Богородице пред Ее иконой Спорительница хлебов
  15. Акафист Богородице пред Ее иконой Умиление
  16. Акафист Богородице пред Ее иконой Феодоровская

АНГЕЛАМ И СВЯТЫМ

Сначала размещены акафисты Архангелам и Бесплотным Силам, а затем сортировка акафистов происходит по именам: Алексий, Андрей Первозванный, Василий Великий, Вера Надежда Любовь и т.д.

  1. Акафист Архангелу Михаилу
  2. Акафист Святым и Бесплотным Силам
  3. Акафист преподобному Алексию, человеку Божиему
  4. Акафист преподобному Амвросию Оптинскому
  5. Акафист святому апостолу Андрею Первозванному
  6. Акафист святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу
  7. Акафист святому Василию Великому
  8. Акафист святым мученикам Вере, Надежде, Любови и Софье
  9. Акафист трем Вселенским святителям и учителям
  10. Акафист святому равноапостольному князю Владимиру
  11. Акафист в Праздник Всех Святых
  12. Акафист Георгию Победоносцу
  13. Акафист святому Даниилу Московскому
  14. Акафист святому великомученику Дмитрию Солунскому
  15. Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову
  16. Акафист святителю Иоанну Златоусту
  17. Акафист рождеству Иоанну Предтече
  18. Акафист преподобному Иоанну Кронштадтскому
  19. Акафист святому пророку Илие
  20. Акафист святым равноапостольным Кириллу и Мефодию
  21. Акафист святой Ксении Петербургской
  22. Акафист воскрешению святого Лазаря
  23. Акафист святому апостолу и евангелисту Луке
  24. Акафист святой Марии Египетской
  25. Акафист святой Матроне Московской
  26. Акафист святому апостолу и евангелисту Матфею
  27. Акафист святому Николаю Чудотворцу
  28. Акафист святой равноапостольной Нине, просветительнице Грузии
  29. Акафист святому благоверному Олегу Брянскому
  30. Акафист Собору преподобных отцев Оптинских
  31. Акафист святому целителю Пантелеймону
  32. Акафист Первоверховным апостолам Петру и Павлу
  33. Акафист сорока мученикам Севастийским
  34. Акафист Преподобному Серафиму Саровскому
  35. Акафист Преподобному Сергию Радонежскому
  36. Акафист святому Спиридону Тримифунтскому
  37. Акафист новомученикам и исповедникам Российским

Чтение акафистов или канонов дома

При чтении акафиста или канона келейно (дома) используется обычное начало и окончание молитв. Такое же привычное начало и окончание есть в утренних молитвах. Поэтому, если акафист или канон читается в соединении с утренним или вечерним правилом, читать еще и приведенные ниже молитвы не нужно. Акафист или канон читается в таком случае после утренних или вечерних молитв, перед окончанием молитв, т.е. перед молитвой «Достойно есть».

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

1Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 3Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. 4Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. 7И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 11Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Здесь читаем акафист или канон.

Общепринятые сокращения. Вместо надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Сла́ва, и ны́не:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Замечание по чтению канона. Ирмос на богослужении поется на глас канона. Если нет возможности петь, его можно прочесть. Каждая песнь состоит из тропарей. Перед чтением каждого тропаря добавляется припев. Праздникам: Сла́ва Тебе́, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́. Богородице: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с. Святым: Святи́телю о́тче на́ш Нико́лае, моли́ Бо́га о на́с; Преподо́бне о́тче на́ш Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с; Свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Ксе́ние, моли́ Бо́га о на́с. Если перед тропарем стоит обозначение «Слава:» или «Троичен:», то тропарь посвящен Господу и вместо припева читается «Слава:» (см. общепринятые сокращения). Если тропарь надписан «И ныне:» или «Богородичен:», то он посвящен Пресвятой Богородице и также читается без припева. Если в песни нет троична, а только богородичен, перед ним читается «Сла́ва, и ны́не:». Если нет и богородична (в канонах Пресвятой Богородице), то «Сла́ва, и ны́не:» читается после всех тропарей. В восьмой песне вместо «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху» читается «Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха Го́спода». После 3-й и 6-й песни (при домашнем чтении) читается трижды «Го́споди, поми́луй».

Представленные на Акафистнике каноны предназначены, в первую очередь, для домашнего чтения и содержат некоторые упрощения (убраны подобны, катавасии, номера гласов, повторения тропарей и т.п.). Тексты для богослужения доступны в «зеленых» и «коричневых» минеях.

Замечание по чтению акафиста (помещено в каждом акафисте после 13-го кондака). Первые 12 кондаков и икосов прочитываются обычно. Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. После этого читается 1-й икос, который находится в начале акафиста, сразу за 1-м кондаком. Затем прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в конце акафиста.

Соединение двух и более канонов. Соединение канонов производится согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если у вас нет под рукой этих книг или вы не знаете, как ими пользоваться, можно действовать по упрощенной схеме. Первыми читаются каноны ко Господу и праздникам. Вторыми — Пресвятой Богородице. Третьими — святителям, преподобным, мученикам, праведникам и другим святым. В начале каждой песни читается ирмос первого канона, потом по очереди все его тропари с припевами, потом тропари очередной песни второго канона и т.д.

Соединение канона с акафистом (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому). Акафист читается после 6-й песни канона вместо кондака и икоса, которые приведены в каноне.

Что такое акафист и когда его читают

Акафист поют перед иконами. Торжественные песнопения возносят Святым, Пресвятой Деве Марии и Спасителю Иисусу Христу. Гимны можно петь дома или заказывать в храме, как и молебны.

Кстати, прийти в храм лучше на вечерней службе, когда не так много людей, есть время для спокойного рассматривания икон и книг, которые продаются в церковной лавке, можно задать вопросы, касающиеся подачи записок, молебнов и акафистов.

В это время никто не спешит, очередей нет, к тому же можно прийти на исповедь и Елеопомазание.

Оглавление:

  • Что такое акафист и когда его читают
  • Как читать акафист в домашних условиях
  • Можно ли читать акафист сидя
  • Акафист Пресвятой Богородице
  • Акафист Ангелу Хранителю
  • Акафист Спиридону Тримифунтскому
  • Устав чтения акафиста Николаю Чудотворцу
  • Как правильно читать акафист перед иконой «Неупиваемая чаша» дома
  • Чем отличается канон от акафиста
  • Какой акафист читать за детей
  • Расписание чтения акафистов на каждый день недели
  • Зачем читать акафист 40 дней

Акафисты – поэтические произведения, торжественные песнопения, возносимые в честь Иисуса Христа, Богоматери или Святых.

Такие гимны имеют особенную структуру, каждый акафист включает в себя по 25 песен, все они располагаются в порядке греческого алфавита. Эти песни в свою очередь еще подразделяются на кондаки и икосы.

Кондак – это небольшая хвалебная песня, в которой описывается событие или деяние, связанное со святым. Кондак оканчивается словами «Аллилуйя», что в переводе с еврейского значит — «восхваляйте Бога». В акафисте 13 кондаков.

Икос – это пространная песнь, она более подробно раскрывает воспеваемое событие. Песня завершается словом «радуйся». Акафист включает в себя 12 икосов. Кодаки и икосы чередуются.

Как читать акафист в домашних условиях

Акафисты читают стоя, повернувшись пи этом лицом к иконе того Святого, кому возносится хвалебная песнь. Таким образом можно воспевать святых дома перед иконой, а если иконы нет, прийти в храм.

В крайнем случае, если нет иконы и нет возможности прийти в храм, акафист можно пропеть, обратившись лицом на восток.

Перед пением акафиста следует прочитать предначинательные молитвы, это может быть «Отче наш». В любом молитвослове, который легко можно купить в храме в церковной лавке, имеются такие молитвы — перед началом всякого дела и по его окончании.

Мы просим у Господа помощи начать доброе дело, благословить нас на подвиг, быть нашим проводником, а после завершения — благодарим Господа за Его помощь.

Завершают акафист молитвой, посвященной Святому, которому был произнесен акафист. Как правило, тексты хвалебных гимнов существуют на церковнославянском языке. Бывает, что на русском языке даются комментарии к каждой из песен.

Можно ли читать акафист сидя

Само слово акафист переводится как «неседальное пение», это значит, что не только читать, но и слушать его нужно стоя. Сидеть разрешено только тем, кто болен и не может долго стоять.

Акафист Пресвятой Богородице

Пресвятой Богородице посвящено множество акафистов, каждый из которых воспевает одно событие: Благовещение Пресвятой Богородицы, Покров, Рождество, Успение Богородицы и другие. Первый акафист был посвящен именно Пресвятой Богородице и был написан после освобождения Константинополя от нападения персов в 626 г.

Акафист Ангелу Хранителю

У каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается ему во время таинства Крещения. Человек в любой момент может обратиться к своему Ангелу за помощью.

Акафист Ангелу Хранителю следует читать каждую неделю. Обычно это делают в начале седмицы, а именно – в понедельник. Воспевая Ангела Хранителя, человек выражает ему свою благодарность и уважение.

Акафист Спиридону Тримифунтскому

Святитель Спиридон — защитник обездоленных, бездомных, ходатай за всех, кто нуждается в материальной помощи, помогая найти достойную работу и оплату труда.

Устав чтения акафиста Николаю Чудотворцу

Николай Чудотворец один из самых почитаемых святых в православном мире. Акафист святому был написан после его кончины. Текст акафиста состоит из жизнеописаний Чудотворца.

Акафист Николаю Чудотворцу читается в течение 40 дней, в этом случае нужно брать благословение у батюшки. Почему 40 дней? Прося помощи у Святых, мы и сами должны принести духовный подвиг, показать своё усердие и проявить твердость в вере.

Как правильно читать акафист перед иконой «Неупиваемая чаша» дома

«Неупиваемая чаша» – икона Пресвятой Богородицы, которая обладает целительными свойствами. Перед этим святым образом матери молятся за пьющих сыновей и дочерей, жёны — за мужей, и сами верующие, кто желает избавиться от этого недуга, просят помощи у Пресвятой Богородицы.

Акафист перед иконой «Неупиваемая чаша» читают стоя. Голову следует очистить от посторонних помыслов. Мысли должны быть светлыми и чистыми, душа полна веры в Бога.

Чем отличается канон от акафиста

Канон и акафист представляют собой торжественные песнопения в честь Святых. В канонах воспеваются ветхозаветные и новозаветные события, а в акафисте — только новозаветные.

Каноны писаны исключительно святыми отцами, отдельные акафисты писали обычные миряне.

В канон включено 8 песен. Каноны можно петь круглый год, акафисты в дни поста не поют, за исключением воскресенья.

Кроме того, порядок пения канонов установлен Церковью. Они поются в соответствии с точным расписанием, а вот акафисты человек заказывает по своему усмотрению.

Какой акафист читать за детей

За детей и за себя поют акафист Пресвятой Богородице и Иисусу Сладчайшему.

Пресвятая Дева всегда помогает детям и оберегает их. Можно обратиться к Казанской иконе Пресвятой Богородицы. Эта чудотворная икона вот уже не одно столетие спасает людей. Акафист произносится перед иконой Божией Матери, взор при этом нужно обратить на образ. Акафист произносится стоя.

Акафист перед иконой Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» читают родители, кто хочет жить и воспитывать своих детей по воле Божьей, но не знает, как это сделать. Богородица слышит молитвы матерей и отцов, направляет на правильный жизненный путь, дает помощь и мудрость.

Читая акафист перед чудотворной иконой Божией Матери «Воспитание», родители просят Богородицу взять детей под свою защиту и покровительство, помочь воспитать чад добрыми христианами, наполнить сердце мудростью и дать ясного ума в прохождении жизненного пути.

Расписание чтения акафистов на каждый день недели

Как такового расписания, в какой день недели какой акафист читать, не существует в Православной церкви.

Изначально существовало только два хвалебных гимна — Господу Иисусу Христу и Божьей Матери. Именно их и рекомендует Православная церковь читать ежедневно, попеременно — день Матери Божьей, день — Её Сыну Иисусу Христу.

Многие спрашивают, сколько можно читать акафистов в день или неделю и можно ли молиться за себя. За себя молиться не только можно, но и нужно, этому учит нас Сам Господь Иисус Христос. А тем более, если нам доверены на воспитание дети, нам нужно просить помощи ещё и для себя, чтобы были силы, мудрость, любовь и твердая вера.

Священники рекомендуют читать хвалебное пение тогда, когда просит душа или есть особенная нужда. В церкви не читаются акафист Великим постом, а дома — можно читать в течение всего года, кроме Страстной седмицы, когда рекомендуется быть на службах в храме, где каждый день посвящен одному из последних событий в жизни Иисуса Христа.

Кстати, у каждого Святого есть свой праздник, день памяти. В этот день в церкви поют акафисты в его честь.

Зачем читать акафист 40 дней

Иисус Христос молился и постился 40 дней в пустыне, на земле до Вознесения Христос находился 40 дней, 40 дней на земле шёл дождь, когда Ной находился в ковчеге…

Число 40 в православии наделено особым значением. Согласно Библии многие важные события длились 40 дней или 40 лет.

Это число означает полноту, завершение и совершенство. На такой молитвенный труд нужно брать благословение священника.

Читать акафисты можно в любое время, когда просит душа, и не обязательно именно 40 раз. Можно самостоятельно выбрать хвалебный гимн — кому вы хотите молиться. Главное, чтобы слова проходили через сердце, мысли были чистыми, а вера крепкая.

Не стоит так же забывать о том, что нагромоздить на себя можно много самостоятельно, все таки рекомендуется брать благословение и совет у священника, который подскажет, как правильно поступить и увидит, полезен ли вам будет этот молитвенный труд.

Любой даже новоначальный православный сегодня знает, что воцерковленномуВоцерковленный — человек, не просто верующий и крещенный, но живущий церковной жизнью: понимающий цель своего пребывания в Церкви, старающийся в меру сил выполнять все церковные уставы и порядки верующему нужно читать каноны и акафисты. Неофиты часто соревнуются между собой, кто больше в день прочитает этих молитвословий, что есть несомненно греховным проявлением духовной гордости. Однако большинство акафистников и канонников предназначены для опытных и содержат лишь тексты канонов и акафистов, безо всяких пояснений, как их правильно читать дома келейно. Попробуем внести ясность в этот вопрос.

Что такое каноны и акафисты?

В богослужебной православной традиции существует несколько видов особых молитвенных последований. К ним относятся более традиционные каноны, а также получившие большее распространение в Русской Церкви в 19-20 веках — акафисты.

Канон — церковный гимн, посвященный прославлению Господа нашего Иисуса Христа, Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. В храмовом богослужении каноны входят в состав утрени, повечерия, полунощницы и других служб.

Канон составлен из песен, каждая из которых, в свою очередь, состоит из ирмосаИрмо́с — первая строфа в каждой песне канона, в которой прославляются священные события или лица. Ирмос служит мелодико-метрическим образцом для последующих тропарей данной песни. Тексты ирмосов в основном — парафразы Священного Писания. На богослужении ирмосы поются хором соответственно недельному гласу и нескольких тропарейТропа́рь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется святой (святые). Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость (обычно от двух до шести, но есть особыеНапример Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, читаемый во дни Великого поста каноны, где их может быть до 30). Темой каждой песни являются библейские песни, которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста.

В каноне может быть 2, 3, 4, 8 и 9 песен. Трех- и четырех-песенные каноны обычно читаются на богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девяти-песенный всего один — Великий канон св. Андрея Критского. Двух-песенный — тоже единственный, читаемый в Великий Вторник. Обычно же каноны восьми-песенные. На самом деле это девяти-песенные каноны, в которых пропущена вторая песнь.

Ирмос связывает по смыслу библейскую песнь и тропари, раскрывающие основную тему канона. Перед девятой песнью канона на богослужении утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа…» и припев, прославляющий Богородицу, — «Честнейшую Херувим…». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения.

В традиции богослужений Русской Церкви ирмосы обычно поются, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется полностью. В византийской традиции каноны пелись полностью.

Первые каноны были написаны свв. Андреем Критским и Иоанном Дамаскиным в VII в.

Акафист — форма церковной поэзии, близкая к древним кондакамКонда́к — жанр церковной византийской гимнографии в форме стихотворной повествовательной проповеди, посвященной тому или иному церковному празднику — особое хвалебное песнопение в честь Спасителя, Божией Матери или святых.

Акафист состоит из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: одного основного кондака с определенным окончанием или припевом и 12 кондаковЗдесь: краткая хвалебная песнь, чередующихся с 12 икосамиИкос — пространная песнь. Икосы заканчиваются восклицанием “Радуйся”, а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).

При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки — припевом «Аллилуия».

Читаем каноны и акафисты дома

Как мы уже видели выше, каноны и акафисты являются неотъемлемой частью храмового богослужения. Однако весьма душеполезно читать их и дома, — келейно. В частности, каноны Иисусу Христу, Пресвятой Богородице и Ангелу-Хранителю вместе с каноном ко святому Причащению, — входят в обязательное домашнее молитвенное правило христианина во время подготовки ко Причастию. Иногда к нему также добавляют акафист Иисусу Сладчайшему.

Домашняя (келейная) молитва

Православным, желающим взять на себя дополнительный молитвенный подвиг, по благословению духовника можно читать и другие каноны и акафисты. Однако тут следует быть осторожным, чтобы не возникло духовной гордости, а также чтобы после взятого на себя самочинно несоразмерного молитвенного труда не наступило духовное охлаждение, когда всякая молитва оставляется вообще. На этом претыкались многие новоначальные «подвижники». Святые отцы учат, что лучше молиться понемногу, но постоянно, нежели сразу нагрузить себя неподъемным молитвенным правилом, а когда Божия Благодать на время отойдет от тебя — бросить читать даже и обязательные молитвы.

Как начинать и оканчивать каноны и акафисты?

Если ты начинаешь читать каноны или акафисты дома (келейно), то следует использовать обычное начало и окончание утренних и вечерних молитв. Канон ко святому Причащению в молитвословах имеет свое начало и не заканчивается, как обычные молитвы. Прочие же каноны и акафисты, если читаются в составе утреннего или вечернего молитвенного правила, то снова предварять их зачинательными молитвами не нужно. Просто читайте акафист или канон сразу после утренних или вечерних молитв, перед обычным окончанием молитв, т.е. перед молитвой «Достойно есть».

Читаем каноны и акафисты дома: молитвы перед чтением

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Примечание: от Пасхи до Вознесения Христова вместо молитвы Святому Духу читаем тропарь Пасхи: «Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т даровав» (трижды), а от Вознесения до Троицы ее не читаем вообще

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва, и ны́не:

Примечание: вместо «Слава, и ныне:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Слава:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо «И ныне:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу. (Поклон)

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему. (Поклон)

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниях зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́ныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на oлта́рь Твой тельцы́.

1Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. 2И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. 3Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. 4Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. 5И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. 6И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. 7И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. 8И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. 9Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. 10Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. 11Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, 12и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Здесь читаем акафист или канон.

Общепринятые сокращения. Вместо надписи «Слава:» или «Троичен:», читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху». Вместо надписи «И ныне:» или «Богородичен:» читается «И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь». Вместо «Сла́ва, и ны́не:» читается «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».

Замечание к чтению канонов. Ирмос на богослужении поется на глас канона. Если нет возможности петь, его можно прочесть. Каждая песнь состоит из тропарей. Перед чтением каждого тропаря добавляется припев. Праздникам: Сла́ва Тебе́, Бо́же на́ш, сла́ва Тебе́. Богородице: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ на́с. Святым (пример): Святи́телю о́тче на́ш Нико́лае, моли́ Бо́га о на́с; Преподо́бне о́тче на́ш Се́ргие, моли́ Бо́га о на́с; Свята́я блаже́нная ма́ти на́ша Ксе́ние, моли́ Бо́га о на́с. Если перед тропарем стоит обозначение «Слава:» или «Троичен:», то тропарь посвящен Господу и вместо припева читается «Слава:» (см. выше общепринятые сокращения). Если тропарь надписан «И ныне:» или «Богородичен:», то он посвящен Пресвятой Богородице и также читается без припева.

Если в песни нет троична, а только богородичен, перед ним читается «Сла́ва, и ны́не:». Если нет и богородична (в канонах Пресвятой Богородице), то «Сла́ва, и ны́не:» читается после всех тропарей.

В восьмой песни вместо «Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху» читается «Благослови́м Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха Го́спода». После 3-й и 6-й песни (при домашнем чтении) читается трижды «Го́споди, поми́луй».

Каноны для домашнего чтения обычно упрощены, сравнительно с богослужебными: из них убираются подобны, катавасии, номера гласов, повторения тропарей и пр. Если ты умеешь петь и знаешь гласы, то можешь петь ирмосы канонов на глас недели (обычно обозначается в церковном календаре).

Замечание к чтению акафистов. Первые 12 кондаков и икосов прочитываются обычно. Кондак 13-й прочитывается три раза с поклонами. После этого повторно читается 1-й икос, который находится в начале акафиста, сразу за 1-м кондаком. Затем прочитывается и 1-й кондак. После него читаются молитвы, расположенные в акафисткнике в конце акафиста.

Соединение двух и более канонов. Соединение канонов производится согласно Типикону или богослужебным указаниям. Если ты не имеешь этих книг, то можно действовать по упрощенной схеме. Первыми читаются каноны ко Господу и праздникам. Вторыми — Пресвятой Богородице. Третьими — святителям, преподобным, мученикам, праведникам и другим святым. В начале каждой песни читается ирмос первого канона, потом по очереди все его тропари с припевами, потом тропари очередной песни второго канона и т.д.

Как соединить каноны и акафисты (если канон и акафист одному и тому же празднику, или иконе Пресвятой Богородицы, или святому). Акафист читается после 6-й песни канона вместо кондака и икоса, которые приведены в каноне.

Семипоклонный начал

В старообрядческой церкви в начале всякого молитвенного правила, а также богослужения, издревле использовались особые молитвы с поклонами, получившие наименование «семипоклонного начала». После реформы патриарха Никона эти молитвы были убраны из богослужения, однако в некоторых полных молитвословах для мирян они присутствуют, поскольку не являются канонически неверными, а следовательно, — могут употребляться при совершении келейного (домашнего) молитвенного правила перед вышеописанными начальными молитвами. В равной мере это относится и к тому случаю, когда ты собираешься читать каноны и акафисты.

Боже, милостив буди мне грешному (Поклон)
Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя (Поклон)
Создавый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон)
Без числа согреших, Господи,прости мя (Поклон)
Владычица моя, Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго (Поклон)
Ангеле, хранителю мой святый, от всякого зла сохрани мя (Поклон)
Святой апостоле (или мучениче/преподобный отче имя) моли Бога о мне (Поклон)

Поклоны могут быть поясными либо земными. Подробнее о том, когда и как делать поклоны ты можешь прочитать .

р.Б.Павел
По материалам сайта akafistnik.ru и других православных ресурсов

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.

Что такое акафист и когда его читают дома и в церкви

Моя знакомая сотрудница рассказала, как акафистное пение чудотворцу Спиридону Тримифунтскому помог решить квартирный вопрос, который тяжелым грузом лежал на плечах. Я заинтересовалась, что такое акафист и когда его читают. Оказывается, это особый чин богослужений, который можно заказать в храме или воспевать дома. В статье я вам расскажу, как заказать требу в храме (монастыре), как правильно читать акафист дома, и каких святых можно просить о помощи в любых бытовых вопросах и для излечения от хворей.

Акафисты в христианстве

Церковные акафисты не считаются обязательными богослужениями, кроме посвященного Богородице акафиста «Возбранная воевода» (в субботу на пятой седмице Пасхального поста). На греческом слово «акафист» обозначает «неседальное пение». Это славословие и гимн Господу, Богоматери, святым и архангелам. Акафистное пение всегда исполняется стоя, послабление разрешено только тяжело больным людям. Акафисты воспевают в любые дни, кроме Великого поста. Их исполняют в соборах и дома, но только по благословению батюшки.

Акафисты строятся из 25 хвалебных гимнов, разделенных на два вида — кондаки (хвалебное песнопение) и икосы (пространное песнопение). Кондаки (их 13) рассказывают о том, для кого предназначено славословие, икосы (их 12) поясняют суть акафиста. Икосы и первый кондак заканчиваются восклицанием «радуйся», 11 кондаков заканчиваются восклицанием «аллилуйя». Последний кондак воспевается троекратно.

Акафисты бывают с освящением воды и без чина освящения воды.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Перед исполнением акафистного пения произносят предначинательную молитву, обращенную к святым или Богородице. Затем воспевают сам гимн, а в конце его — молитву.

Что такое акафист простыми словами — это церковная поэзия в честь Иисуса, Богоматери, святых и архангелов.

По каким случаям воспевают акафистные гимны:

  • в благодарность за помощь;
  • в дни чествования святого;
  • для наполнения души покоем;
  • если нужно попросить святого о вспоможении в делах;
  • для исцеления от заболеваний — телесных и душевных;
  • при земных скорбях и нуждах;
  • для защиты от соблазнов греха;
  • при финансовой неурядице;
  • в иных трудных случаях.

Акафист Богородице «Возбранная воевода» воспевают для:

  • исцеления от заболеваний;
  • освобождения от алкоголизма и наркомании;
  • вспоможения в родах;
  • помощи в воспитании детишек;
  • избавления от преследующих врагов;
  • в иных бытовых проблемах.

Акафисты иным образам Богородицы:

  • «Всецарица» — от зависимостей, тяжелых болезней, оккультизма;
  • «Млекопитательница» — за младенцев, для родовспоможения;
  • «Неопалимая купина» — от возгораний, в защиту невинно осужденным;
  • «Неупиваемая чаша» — для избавления от зависимости винопития, табакокурения, наркотиков;
  • «Казанская» — для излечения, для сохранения супружеских уз, от врагов;
  • «Скоропослушница» — для излечения от недугов;
  • «Семистрельная» — для примирения враждующих;
  • «Целительница» — для освобождения от болезней.

Акафисты святым:

  • Пантелеймону целителю — от любых недугов;
  • преп. Сергию Радонежскому — для успешной учебы, усмирения гордыни;
  • блаж. Ксения Петербуржская — при любых бытовых проблемах, для исцеления;
  • великомученнику Георгию Победоносцу — для защиты от врагов, для защиты от нападения диких зверей, для сохранности домашних питомцев;
  • св. Иоанну Крестителю — для обретения или укрепления веры, о покаянии, для урожая;
  • св. Вонифатию — от алкоголизма и обжорства;
  • пророку Илии — в любых нуждах;
  • чудотворцу Иоанну воину — от грабежа и покражи;
  • свв. Киприану и Устинии — от оккультизма и колдовства;
  • богоотцу Иоаким и праведной Анна — от бесплодия.

Акафист Спиридону Тримифунтскому

Эта акафистная песнь читается 40 дней подряд для решения квартирного вопроса, финансовой помощи и вспоможения в любых нуждах. Святой чудотворец при жизни изгонял бесов, исцелял недужных, воскрешал мертвых.

Также акафисты читают:

  • Иисусу сладчайшему — для обретения душевной гармонии и божьей благодати;
  • Ангелу хранителю — при любых проблемах;
  • св. Михаилу архангелу — при переезде в новое жилое помещение.

Акафисты по дням недели:

  • воскресенье — чествование воскресения Иисуса Христа;
  • понедельник — ангелу хранителю и архангелу Михаилу;
  • вторник — Иоанну Предтече;
  • среда — Иисусу Христу сладчайшему;
  • четверг — Николаю угоднику;
  • пятница — Животворящему Кресту;
  • суббота — Богоматери.

Как правильно заказать акафист в храме или монастыре? Необходимо подать церковную записочку и указанными именами (в родительном падеже). Также можно заказать требу онлайн в монастыре или соборе, которые имеют свой сайт в интернете.

Акафисты заказывают только для крещенных людей.

При записи имен используйте крестильные имена, записывайте их правильно: не Дмитрия, а Димитрия. Иван на церковнославянском — Иоанн, а Татьяна — Татиана. Также можно указать статус человека: болящего Иоанна, младенца Димитрия, отроковицы Татианы, воина Георгия. Фамилия и отчество в записках не указываются.

Чтение акафиста дома

Как читать акафист в домашних условиях? Для начала необходимо прослушать исполнение в церкви либо аудиозаписи. Это необходимо для правильного произнесения церковнославянских слов и ударений. Также важна правильная интонация произнесения слов и выдерживание пауз между ними.

В доме должна быть икона того, к кому вы обращаете славословие. Перед иконой необходимо зажечь церковные свечи или лампадку. Желательно почитать православную литературу о том святом, которого вопрошаете.

Некоторые сокращения слов:

  • Слава (или троичен) — произносится «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»;
  • И ныне (или богородичен) — читают «И ныне и присно и во веки веков. Аминь.»;
  • Слава вместе с И ныне — читать последовательно друг за другом «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

В какой последовательности произносить молитвы перед акафистом? Следует приобрести акафистник в церкви, в нем всё указано.

Сколько дней необходимо читать акафистное славословие? Строгих правил и временных рамок нет, по желанию сердца и души.

Можно ли произносить акафист женщинам во время больных дней? Это не запрещается, главное — веление сердца и души.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх