Помост

Вопросы веры

Что такое благость

благость

Русский

В Викиданных есть лексема благость (L92355).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. бла́гость бла́гости
Р. бла́гости бла́гостей
Д. бла́гости бла́гостям
В. бла́гость бла́гости
Тв. бла́гостью бла́гостями
Пр. бла́гости бла́гостях

бла́-гость

Существительное, неодушевлённое, женский род, 3-е склонение (тип склонения 8a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -благ-; суффикс: -ость .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. книжн., устар. свойство по значению прилагательного благой; доброта, милосердие ◆ Я имею доверенность к мудрости властителей и спокоен; имею доверенность ко благости всевышнего и спокоен. Н. М. Карамзин, «Филалет к Мелодору», 1795 г. ◆ Не оставь также этих детей твоих надолго в пустыне: дай им войти в разумение и вкусить то блаженство, какое я теперь по твоей благости ощущаю в моём духе. Н. С. Лесков, «Томленье духа», 1890 г. ◆ Но, по неизречённой благости своей, светлейший приказал мне представлять при тебе его особу, чтобы тебе был всюду заслуженный почёт. С. Д. Мстиславский, «Крыша мира», 1905 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Мир полон благости, какую ощущаешь зимой, слыша как разносится в морозном воздухе звон колоколов. Митьки, «Громпопыка», 1997 г.
  2. ощущение, впечатление чего-либо приятного, доброго, светлого ◆ И только эта благость по телу разлилась, как услышал Иван Денисович гул… А. И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича», 1961 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Здесь его душа отдыхала, впитывая привычную с детских лет благость, которую источали эти медноствольные сосны, кустистые заросли орешника, весело зеленевшие между ними нежнолистые берёзки. В. В. Быков, «Болото», 2001 г.

Синонимы

  1. доброта, милосердие, частичн.: прощение, доброжелательность
  2. частично: благодать

Антонимы

  1. частичн.: зло

Гиперонимы

  1. благо
  2. комфорт, ощущение

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: благо
  • прилагательные: благой, благостный

Список всех слов с корнем «благ-/блаж-»
  • существительные: благо; благость, блаженство, блажь; благовест, благовестие, благовестье, благовидность, благовоние, благоглупость, благодарение, благодаренье, благодарность, благоденствие, благодетель, благодетельница, благодетельность, благодеяние, благодеянье, благодушие, благодушье, благонамеренность, благообразие, благообразье, благопожелание, благопожеланье, благополучие, благополучье, благоприобретение, благоприобретенье, благорасположение, благорасположенье, благосостояние, благосостоянье, благотворитель, благотворительница, благотворительность, благотворность, благоутробие, благоутробье, неблаговидность, неблагодарность, неблагонамеренность, неблагообразие, неблагообразье, неблагополучие, неблагополучье, неблаготворность
  • прилагательные: благой, благостный, блаженный, блажной; неблагой; благовидный, благовонный, благодарный, благодушный, благожелательный, благонадёжный, благонамеренный, благообразный, благополучный, благоприобретённый, благословенный, благотворительный, благотворный, благоутробный, всеблагой, неблаговидный, неблаговонный, неблагодарный, неблагодушный, неблагожелательный, неблагонадёжный, неблагонамеренный, неблагообразный, неблагополучный, неблаготворительный, неблаготворный, неблагоутробный
  • глаголы: благоденствовать; благодарить, поблагодарить; благодарствовать; благоприятствовать; благотворить; ублажать, ублажить
  • наречия: благостно, блаженно, блажно; благодарно, благодушно, благожелательно, благообразно, благословенно, благотворно, неблагодарно, неблагожелательно, неблагообразно, неблаготворно

Этимология

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • благость Божия

Перевод

Список переводов

  • Английскийen: gentleness, kindness

Библиография

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
    • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

    БЛАГОСТЬ (GOODNESS)

    Благость – таинственное понятие, в котором подразумеваются чувство восхищения в сочетании с неизмеримой глубиной тайны. Обзор употребления слов благость и благой в Библии быстро раскрывает причину такого понимания: благость в Библии связывается с Самим Богом. Отец, Сын и Святой Дух сами по себе благие и творят благо. Божьи люди по сути своей не благие, но способны совершать благие поступки благодаря наделению силой Божьего Духа и присутствию в своей жизни Бога через Иисуса Христа. Что же такое благость? Как в красоте библейских образов раскрывается богатство определений благой и благость, встречающихся в Библии более шестисот раз?

    Благость Бога. Благость присуща самой природе Бога. Как природа воды выражается в ее влажности, а природа огня в горении, так и природа Бога выражается в благости. Это качество неизменно, оно не может ослабнуть, и у него нет ни начала, ни конца. Когда Моисей попросил показать ему славу Божью, Бог ответил: «Я проведу пред тобою всю благость Мою» {«славу»}, но «лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:19–20). Здесь Божья благость представлена тайной, выходящей за рамки человеческого понимания. Во время той же встречи Бог прошел перед Моисеем и возгласил: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания» (Исх. 34:6–7). Благость Бога выражается в названных здесь качествах – милости, благодати, любви, верности, готовности прощать и праведности.

    Такое всеобъемлющее понимание благости Бога находит отражение и в псалмах. Благость Господа можно увидеть в образе «земли живых» (Пс. 26:13), в котором подразумевается, что в этой жизни нам доступна благость Бога. В Пс. 30, псалме благодарения, псалмопевец восклицает: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя» (Пс. 30:20), – и в перечень свидетельств тому включает Божью праведность, неизменную любовь, сострадание, верность, благодать и милость. В Пс. 144, псалме хвалы, тоже превозносится «великая благость» Бога, которая связывается с такими нравственными и духовными атрибутами, как величие, могущество, праведность, милость, неизменная любовь, сострадание и промысел. Бог благ по самой Своей сути: Иисус заявил, что «никто не благ, как только один Бог» (Лк. 18:19), а псалмопевец написал: «Ты Господь мой; блага мои Тебе не нужны» (Пс. 15:2).

    Бог не только благ Сам, Он также творит благо. Псалмопевец соединяет оба понятия и пишет: «Благ и благодетелен Ты» (Пс. 118:68). В Ветхом Завете Бог «доброе изрек об Израиле» (Чис. 10:29) и сдержал Свое обещание. Тогда как братья Иосифа умышляли против него зло, «Бог обратил это в добро, чтобы… сохранить жизнь великому числу людей» (Быт. 50:20). При освящении храма люди «пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю» (3Цар. 8:66). Пс. 22, в котором перечисляются Божьи добрые дела, заканчивается уверенным предсказанием: «Благость и милость да сопровождают меня во все дни жизни моей» (Пс. 22:6). В Новом Завете Бог тоже изображается Богом, совершающим благо. Иисус «ходил, благотворя» (Деян. 10:38). Павел выразил уверенность, что любящим Бога «все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

    Благое творение. Нет, пожалуй, более известного библейского отрывка на тему о благих делах, чем шесть заявлений в рассказе о творении (Быт. 1) «и увидел Бог, что это хорошо», за которыми следует кульминационное заявление: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Здесь мы видим еще одну группу библейских образов добра – творение, вызванное к жизни Богом и продолжающее приносить благословение роду человеческому. В Божьем творении, в том числе в людях, созданных по образу Его, отражается Его собственная благость; не удивительно поэтому, что в принципе оно хорошее. Павел заявил, что «всякое творение Божие хорошо» (1Тим. 4:4).

    Учитывая связь между Богом и Его творением, человеческая жизнь в этом мире рассматривается в Библии как по сути хорошая. В качестве примеров краткого выражения этой мысли можно привести два отрывка из Книги Иеремии. Искупленные «придут… и будут торжествовать на высотах Сиона; и стекутся к благостыне Господа» (Иер. 31:12), а следующая за этим утверждением картина благости Бога включает в себя образы пшеницы, вина, елея, агнцев и волов, и жизни настолько полной, что она выглядит как «напоенный водою сад» с людьми, веселящимися в хороводе (Иер. 31:12–13). Получивший такое благословение народ «насытится благами Моими, говорит Господь» (Иер. 31:14). Здесь благость Бога распространяется на благие вещи в этой жизни и находят выражение образы человеческой удовлетворенности наряду с внутренне присущей Богу благостью.

    Аналогичная группа образов добра, исходящего из Божьих благословений Своих созданий встречается через главу: «Опять будет слышен голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, голос говорящих: «славьте Господа Саваофа, ибо благ Господь, ибо вовек милость Его», и голос приносящих жертву благодарения в доме Господнем» (Иер. 33:11). Это воистину образ легендарной благой жизни с гармоничными отношениями между Богом и людьми, восхваляющими Бога и радующимися благословениям, которые Он дает. Благость Бога не отделена от жизни, а, напротив, служит основанием всех ее благ.

    Плод Духа. Люди, созданные по образу Божьему и восстановленные в этом образе через искупление, тоже способны действовать на благо. Их дела, как и Божьи, объявляются «хорошими». «Деяния и добродетели» Езекии были настолько известными, что удостоились письменного упоминания (2Пар. 32:32). Автор Притчей заявил, что «добрый приобретает благоволение от Господа» (Притч. 12:2) и насыщается от путей своих (Притч. 14:14). Иосиф из Аримафеи был «человек добрый и правдивый» (Лк. 23:50), а Варнава «был муж добрый и исполненный Духа Святого» (Деян. 11:24). Здесь мы видим в Библии иную категорию благости – относящуюся к персонажам, демонстрирующим богоподобные качества, которые в Библии изображаются выразителями наивысшего добра.

    Вселенский конфликт. Важным аспектом библейского образа благости является то обстоятельство, что он изображается на фоне своей противоположности. Задним планом служит предпосылка о великом духовном конфликте между добром и злом. Вариация на эту тему содержится практически в каждом библейском рассказе. Конфликт начался в раю, где было дерево познания добра и зла (Быт. 2:9, 17). Вкусив плодов запретного дерева, Адам и Ева познали добро и зло (Быт. 3:22). С того времени добро и зло переплелись, и такое положение стало уделом живущих в падшем мире.

    Еще одна вариация на тему – разделение рода человеческого на две категории: добрых и злых (Притч. 15:3; Еккл. 9:2; Мф. 5:45, 12:35; Ин. 5:29), как и дела человеческие считаются либо добрыми, либо злыми (Еккл. 12:14; 2Кор. 5:10). Разрешение вселенский конфликт получит в эсхатоне, и хотя в современных переводах Книги Откровение слова добро и благость не встречаются, основной смысл книги сводится к неизбежности конечной и решающей победы добра над злом.

    Образы благости. Благость наряду с обыденным прилагательным хороший – самый распространенный библейский образ, используемый для выражения положительных сторон человеческой жизни. Содержательность этого образа станет в какой-то мере ясной, если мы просто обратим внимание на широкую гамму понятий, которые разные библейские авторы называют хорошими. Под одну из таких категорий, естественно, подпадают нравственные и духовные ценности. Нас призывают: «Вкусите, и увидите, как благ Господь» (Пс. 33:9). Прославление Бога есть благо (Пс. 53:8, 91:2), также как и приближение к Богу (Пс. 72:28). То же самое относится к «благодеявшей руке Бога» (Неем. 2:18), к «уставам и заповедям добрым» (Неем. 9:13), к благим словам Бога (3Цар. 8:56), к «доброму пути» (2Пар. 6:27), к справедливости, любви к делам милосердия и к смиренномудренному хождению пред Богом (Мих. 6:8).

    Заключение. Образы благости в Библии показывают, что Бог благ и что через Его присутствие в нашей жизни мы возрастаем в благости и подобии Ему. Размышления о благости Господа порождают ощущение подлинной добродетели, обращающейся к самому лучшему, что есть в каждом верующем. Будучи созданиями, сотворенными по образу Божьему, мы можем стремиться к благости в окружении мира и общества, в которых есть много хорошего.

    См. также: БЛАГАЯ ЖИЗНЬ, БОГ, ЗЛО, KPACOТА, МИР, МУДРОСТЬ, ТВОРЕНИЕ.

    благостыня

    В Викиданных есть лексема благостыня (L92354).
    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. благосты́ня благосты́ни
    Р. благосты́ни благосты́нь
    Д. благосты́не благосты́ням
    В. благосты́ню благосты́ни
    Тв. благосты́ней
    благосты́нею
    благосты́нями
    Пр. благосты́не благосты́нях

    благосты́ня

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 2a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -благ-; суффиксы: -ост-ын; окончание: -я .

    • МФА: ед. ч. , мн. ч.

  1. устар. милость, милосердие, благодеяние ◆ Отмеря это, приятели выпили и ещё пото́м долго выпивали за всякие здоровья ― и, наконец, стали пить за упокой души благодетеля приказного Жиги, который устроил им всю эту благостыню, и затянули нестройно и громко «вечную память»… Н. С. Лесков, «Железная воля», 1876 г. ◆ Я ждал этих изречений, как благостыни, ― приятно было слышать необычные сочетания слов в доме, где все говорили бесцветным языком, закостеневшим в истёртых, однообразных формах. Максим Горький, «В людях», 1915–1916 г.
  2. устар. разг. плата, вознаграждение ◆ Аграфена Петровна сказала своё имя, и дворник, удовлетворённый трёхрублёвою благостыней, на своих руках перенёс вихоревскую тысячницу через заплывшую грязью улицу. П. И. Мельников-Печерский, «На горах», 1875–1881 г.
  1. милость, милосердие, благодеяние

Ближайшее родство

  • существительные: благо, благость
  • прилагательные: благостный

Происходит от ??

    Список переводов

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Благостный День

      Солнце садилось за облака,
      Небо дарило морю закат,
      Тихо, покойно вечер струился,
      Деве Марии Ангел явился,
      Облаком белым плавно парил,
      Светом господнем дом озарил,
      Сладкою музыкой голос звучит,
      Новость Благую Деве дарит.
      Ангел Господень расторгнул уста:
      «Скоро родишь ты младенца Христа,
      Будет Он свят и умен и премил,
      Ты наречешь Его – Эммануил,
      Сбудется Все, что у Бога попросишь,
      Мужем твоим назовется Иосиф,
      Будет стоять он с тобой под венцом,
      Сыну хорошим он станет отцом.
      Все предсказания сбудутся пусть.
      Труден, да славен будет твой путь!»
      В благоговении деву оставил,
      И в темноте Ангел Божий растаял.
      Дева очнулась, словно от сна,
      В сердце ее святая весна.
      Время пришло, Свет Божий пролился –
      В чреве младенец зашевелился.
      С мужем надежным нетрудна дорога,
      Вот, наконец, и они у порога
      Ясель крестьянских их греет уют,
      Добрые люди приют им дают,
      Там, где Мария, святая хвала,
      Богу Живому рожденье дала.
      Мир поднебесный полон молвы,
      К яслям идут пастухи и волхвы.
      Мирро и золото – Богу подарок,
      Божьей Звезды свет так радостно ярок.
      Славить Христа будет молод и стар,
      Он – наш Мессия,
      наш Пастырь,
      наш Царь!

      Зимы промчались, и весны, и лета,
      В зрелой поре пребывает Сын Света,
      Возраст свершенный, Божьей зари,
      Скоро Христу будет лет – тридцать три.
      Волю Отца Он исполнить готов,
      С ним все двенадцать учеников.
      Много чудес Христос совершил,
      Лазаря мертвого Он воскресил,
      Толпы голодных – сытыми стали,
      Он накормил их пятью лишь хлебами.
      Свадьба у бедных людей? – Не беда!
      Тут же в вино превратилась вода.
      Если еще не устали читать,
      Про рыбаков Вам хочу рассказать.
      Плещется ласково море у ног,
      Вдаль уплывает рыбачий челнок.
      Но небо нахмурилось –
      морю грозит,
      За горизонтом лодка скользит.
      Ветер завыл и бурю зовет.
      Бедный кораблик еле плывет.
      Всех вдруг обуял ужас и страх.
      «Братья, не бойтесь, вы в Божьих руках!» —
      Знает Спаситель наверняка,
      Добрая, сильная Божья рука.
      Только все ветер больше крепчает,
      «Что же Христос нас выручает?» —
      Маются люди. Качаются лодки.
      «Где он Мессия, где?
      В свете полуденном легкой походкой
      Иисус идет по воде!
      «Братья, молитесь, Бог Вас спасет,
      К берегу ветер лодку прибьет» —
      Речь так легко и плавно струилась,
      Буря послушалась и … прекратилась.

      Это ль не чудо? Не волшебство?
      Божьего промысла творчество?
      Люди собрались с Ним говорить:
      «Бог наш, Иисус, научи нас, как жить?»
      — «Правила главные вы соблюдайте,
      Хлеба голодному вдоволь вы дайте»
      Люди возроптали на берегу –
      «Что же должны мы помочь и врагу?»
      — «Да и врагу – продолжает Учитель,
      Всех и врагов Вы своих возлюбите!
      Добрыми будьте, — вот мой Завет!»
      Но не у всех совесть чиста,
      Люди распять решили Христа.
      Тот, кого знал Он, как брата и друга,
      Предал Христа. Его звали Иуда.
      В доброй, небесной Своей чистоте,
      ОН – на Голгофе,
      ОН – на кресте!
      Мытари, пастыри, пастухи,
      Умер Христос за Наши грехи.
      Умер Спаситель Земли и Небес!
      Умер Христос? Нет, ОН ВОСКРЕС.
      В грустный, и в горький, и в радостный час –
      ОН среди нас, ОН среди ВАС! –
      В доброй небесной своей чистоте.
      Жизнь свою строй на ИИСУСЕ ХРИСТЕ.
      Праздник раскрашивай яркою краской,
      Благостный день, называемый Пасхой.
      Взрослые, дети, друг друга простите,
      Помните, с Вами ВОСКРЕСШИЙ СПАСИТЕЛЬ!

      Дорогой друг!
      В связи со сложившейся обстановкой в мире мы вынуждены перенести весенний фестиваль на осень. Основанием этому решению послужило Постановление Правительства от 27 марта 2020 года «О приостановке работы курортных зон и ограничении проведения массовых мероприятий».

      Нам будет очень не хватать вас, ведь впервые за 11 лет наша команда сложит свои костюмы, отставит в сторону приятные хлопоты, а в группе фестиваля уже никогда не будет фотоальбома «Весна 2020». Мы будем очень скучать по вам. И будем рады вдвойне нашей встрече на осеннем фестивале «Благость»!

      Надеемся, что это лишь временные трудности и скоро мы сможем вновь проводить наш праздник жизни на берегу Черного моря с самыми дорогими сердцу друзьями. С вами.

      Если вы хотите перенести бронь фестиваля на осень или вернуть за нее деньги, пожалуйста, дождитесь звонка от менеджера по регистрации. Также вы можете позвонить самостоятельно: +7 (918) 962-84-76 Юлия и +7 (918) 370-73-16 Олег с понедельника по субботу, с 12:00 до 19:00 (время московское, GMT+3).

      Мы желаем вам счастья и здоровья!

      С любовью, команда фестиваля «Благость»

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх