Помост

Вопросы веры

Что такое духовенство?

ДУХОВЕНСТВО

ДУХОВЕНСТВО

служители культа в различных религиях, обычно организованные в иерархич. корпорации. В антагонистич. клас. об-ве Д. в своей массе всегда являлось и является опорой эксплуататорских классов, освящая религией существующий обществ. порядок. «Все и всякие угнетающие классы нуждаются для охраны своего господства в двух социальных функциях: в функции палача и в функции попа. Палач должен подавлять протест и возмущение угнетенных. Поп должен утешать угнетенных, рисовать им перспективы… смягчения бедст-вийижертв при сохранении классового господства, а тем самым примирять их с этим господством, отваживать их от революционных действий, подрывать их революционное настроение, разрушать их революционную решимость» (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 206). В различ. религиях представители Д. в той или иной степени почитаются как люди, наделенные сверхъестеств. силой, что делает их в глазах верующих способными быть посредником между людьми и божеством, узнавать его волю, заручаться его расположением. В зависимости от своего положения и функций в религ. общине и в церкви Д. делится на различные группы, а по своему обществ. положению и роли в церк. организации — на высшее и низшее. В нек-рых религиях представители высшего Д. почитаются как непогрешимые заместители божества на земле (папа римский в католицизме) или как живое воплощение божества (далай-лама и панчен-лама в ламаизме, глава секты исмаилитов). Особое положение Д. в религ. общинах отмечается тем, что его представителям положено носить специальную одежду (всегда или только при отправлении культа), вести особый образ жизни (целибат в католицизме и буддизме, монашество в нек-рых религиях и др.).

Как определенная группа людей, специально занимающихся отправлением религ. культа, Д. возникло уже в религиях разлагавшегося доклас. об-ва с появлением клас. неравенства, с началом отделения умственного труда от физического, когда стали выделяться люди, обладавшие, по представлению их сородичей, сверхъестеств. силой: шаманы, колдуны, жрецы. Уже в эту эпоху принадлежность к Д. находила свое выражение в ряде специфич. внеш. атрибутов, многие из к-рых (особые шапки, жезлы и др.) перешли к Д. разных религий позднейшего времени. От первобытных колдунов унаследовало жречество, а затем Д. «высших» религий и многие приемы культовой деятельности — молитвы, заклинания, магич. манипуляции. Колдунами и знахарями нередко выступали племенные вожди. В рабовладельч. об-ве функции жрецов (см. Жречество) нередко были наследств. привилегией. Будучи частью господств. класса рабовладельцев (иногда верховными жрецами были сами цари), жрецы стремились увековечить рабовладельч. порядки. Они обожествляли царей, господство рабовладельцев и свою собств. власть. Жрецы почитались как люди, общающиеся с богами, как толкователи их воли. Они совершали жертвоприношения, занимались гаданием, разрабатывали культовые правила и религ. ритуал, принявший в религиях Др. Востока пышный и сложный характер. Все более заметную роль начал играть в деятельности жрецов элемент обмана людей, инсценировка «чудес», мнимых исцелений и т. д. В совр. религиях (христианство, ислам, иудаизм и др.) жречество древних религий сменилось профессиональным Д., сложившимся как сословие в условиях феодализма. Так, напр., в ранних христ. общинах, организованных демократически, не было профессионального Д. Лишь постепенно образовалась христ. церк. орг-ция во главе с епископами и подчиненными им священно- и церковнослужителями. Их утверждение в должности оказалось в полной зависимости от епископата и небольшого круга богатых прихожан. Большое значение в христианстве приобрело монашество, возникшее на рубеже 3-4 вв. К сер. 4 в. из епископских кафедр христ. церкви выделились наиболее влиятельные Александрийская, Антиохийская, Константинопольская, Римская и Иерусалимская. Юрисдикция епископов этих городов распространилась на ближайшие терр., с 6 в. эти епископы стали именоваться патриархами. На основе рим. епископии со временем образовалось папство. Господство религ. идеологии в об-ве, а также огромные богатства, к-рыми владела церковь в ср. века, сделали Д. могуществ., политически влият. и привилегированным сословием, к-рое стояло на страже интересов феодалов и освящало феод. эксплуатацию народа. Д. освобождалось от гос. налогов, воинск. службы, подсудности светской власти и т. д. В ср. века Д. распалось на аристократическую (епископы, архиепископы, аббаты, приоры и др.) и плебейскую (гор. и сельские священники) части. Духовная аристократия по своему обществ. и имуществ. положению и образу жизни ничем не отличалась от светских феодалов: она владела огромными землями и эксплуатировала крепостных крестьян и зависимое население; для выколачивания денег из народа и для удержания его в повиновении она широко прибегала к религ. обману — продаже индульгенций, фабрикации святых и чудотворных реликвий, к анафемам и интердиктам. Плебейское Д., вербовавшееся из выходцев из среды бюргерства, крестьян и плебейства, стояло ближе к условиям жизни масс. Революц. оппозиция против феодализма была направлена и против духов. феодалов. Представители низшего Д. нередко оказывались активными участниками или даже руководителями нар. движений (Джон Болл, Дольчино, Ян Гус и др.), за что подвергались со стороны высшего Д. отлучениям, гонениям и казням; порой они выступали с критикой религии, христ. морали и существующих обществ. порядков (Жан Мелье, Жак Ру). При капитализме религ. орг-ции приспосабливаются к условиям бурж. об-ва, а Д. становится зависимым от буржуазии и гос-ва. Прежние политич. и экономич. связи высшего Д. с землевладельч. аристократией дополняются связями с буржуазией, с монополиями, интересы к-рых Д. отстаивает, провозглашая божественность частной собственности, клас. деления об-ва и решительно осуждая революц. клас. борьбу. Низшее Д., хотя и зависит от высшего и от буржуазии, все же ближе стоит к массам верующих и чувствительнее к их нуждам, но связанное церк. дисциплиной, как правило, слепо следует директивам церк. иерархии. В бурж. странах Д. тесно связано с гос-вом (в том числе и в тех странах, где формально церковь отделена от гос-ва), выполняет его поручения в школах, армии, тюрьмах, колониях и др. Служители религ. культа всегда были и являются носителями реакц. и антинауч. идеологии, проповедниками идеалистич. мировоззрения. На протяжении всей истории своего существования Д. вело борьбу с передовой науч. мыслью. Правда, в религиях Др. мира Д. при храмах занималось ведением календаря, наблюдением за небесными светилами, врачеванием и т. п. В ср. века Д., будучи «единственным образованным классом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495), составляло хроники, переписывало книги в монастырях. Отдельные представители Д., к-рые поднимались выше своего круга и выступали как подлинные носители прогрессивной мысли, подвергались преследованиям (напр., Дж. Бруно). В новое и особенно новейшее время представители Д. в целях укрепления религии путем идеалистич. истолкования науч. открытий начало усиленно интересоваться, а частично и заниматься наукой. В эпоху империализма, когда церк. и религ. орг-ции стали широко использоваться буржуазией против революц. рабочего движения и нац.-освободит. движения народов колониальных стран, Д. особенно активизировало свою борьбу против науч. социализма. После победы Окт. революции, встреченной Д. повсюду враждебно, антикоммунизм стал одним из осн. мотивов в обществ. и религ. деятельности Д. капиталистич. стран. Д., особенно высшее, сотрудничало с фашизмом. Оно (особенно папство) выступало проповедником «крестового похода» против СССР и коммунизма, оказывало содействие реакц. элементам, мешавшим строительству социализма в СССР и др. социалистич. странах, поддерживало политику «холодной войны», проводимой империалистич. гос-вами во главе с США после 2-й мировой войны. При покровительстве империалистич. кругов Д. выступает проповедником клерикализма. В целях противодействия влиянию идей коммунизма, а также упадку религиозности Д. стало уделять большое внимание пропаганде среди рабочих. Католич. Д. еще в 1891 разработало в противовес программе науч. социализма свою социальную программу (см. Энциклика «Рерум новарум»). В кон. 2-й мировой войны католич. церковь во Франции и нек-рых др. странах создала институт рабочих-священников, на к-рых была возложена задача вести пропаганду социальной программы церкви непосредственно на предприятиях. Эксперимент был прекращен в 1953 в связи с тем, что рабочие-священники стали подпадать под влияние классово-сознат. рабочих. Путем организации т. н. «светского апостолата» католич. церковь добивается создания из мирян помощников Д. Рост и усиление социалистич. лагеря, успехи нац.-освободит. движения, широкое распространение идей коммунизма заставили мн. представителей Д. в различ. странах, убедившихся в том, что поддержка «холодной войны» компрометирует церковь и способствует углублению кризиса религии, пересмотреть свои позиции в важнейших вопросах современности. Даже в бурж. странах представители Д., особенно низшего, стали поддерживать движение за мир и мирное сосуществование. Эти изменения нашли свое отражение в новых моментах в политике Ватикана, начало к-рым положил папа Иоанн XXIII. Укрепление социалистич. строя, ликвидация эксплуататорских классов побудили Д. в ряде стран прекратить свою враждебную деятельность по отношению к новому строю. Д. в своем большинстве заняло по отношению к социалистич. гос-ву лояльную позицию, продолжая в то же время оставаться проводником антинауч. идеологии. Лит.: Энгельс Ф., Крест. война в Германии, М., 1953; Ранович А., Происхождение христ. таинств, М.-Л., 1931; Тураев Б. A., История Др. Востока, т. 1-2, Л., 1935-36; Лаврецкий И. Р., Ватикан. Религия, финансы и политика, М., 1957; Каждан А. П., Религия и атеизм в др. мире, М., 1957; Шейнман М. М., Папство, М., 1961; Пулен Жан-Клод, Церковь и рабочий класс, пер. с франц., М., 1962. М. М. Шейнман. Москва. Духовенство в России. Господствующей церковью была рус. православная церковь. Православное Д. состоит из черного Д. (монахи) и белого (священники, дьяконы и дьячки). Оба вида Д. появились в Древней Руси после принятия христианства. Тогда же создалась церк. иерархия. Глава рус. церкви — митрополит, поставлялся константинопольским патриархом. Во главе отдельных епархий стояли епископы и архиепископы, избиравшиеся из среды черного Д. митрополитом и собором рус. епископов при значит. участии светской власти (князей). Архиерейские кафедры и монастыри получали от князей зем. пожалования, к-рые росли за счет вкладов «на домин души», покупки земель у светских феодалов и захвата «черных» земель. Постепенно монастыри и архиерейские кафедры стали крупнейшими землевладельцами, пользовались феод. привилегиями, податным и суд. иммунитетом. Представители высшего Д. были людьми образованными, что укрепляло их высокое положение в др.-рус. обществе и значение в гос. жизни. В монастырях было положено начало рус. летописанию (см. Летописи). С 1448 рус. церковь освободилась от подчинения константинопольскому патриарху и стала автокефальной, самостоятельной. Митрополит избирался собором рус. епископов, а в 1589 главе рус. церкви был присвоен титул патриарха Московского и всея Руси. Но одновременно с этим церковь все больше подчинялась власти монарха (см. Православная церковь). Внутри церкви происходила борьба различных течений, отражавшая клас. и внутри-клас. борьбу в России. В кон. 14-16 вв. значит. распространение получили ереси. Активными участниками еретич. движений были представители низшего белого Д., ряды к-рого пополнялись выходцами из крест. и посадского населения. Материальное положение плебейских слоев Д. было незавидно: они обязаны были платить в архиерейскую казну ежегодную дань и многочисл. пошлины. Кроме этого, Д., сидевшее на «черной» земле, не освобождалось от гос. податей и повинностей. Уровень образования белого Д. был очень низким, священники в большинстве случаев были малограмотны или безграмотны. Несмотря на то, что низшее белое Д. было близко по положению к трудящимся, оно не сливалось с ними, т. к.. кормилось за счет своей паствы, являлось проводником офиц. церк. идеологии, оправдывавшей эксплуатацию и призывавшей к покорности властям. Практически с 17 в. установился наследств. порядок занятия свободных священнических мест, белое Д. превращалось в замкнутое сословие. Положение черного Д. было значительно лучше, т. к.. оно не платило повинностей гос-ву, пожертвования на монастыри постоянно увеличивались, но нравств. уровень его был также невысоким. Первая ревизия (1718-27) определяла численность всего Д. в 97 413 душ мужского пола. В царствование Петра I было ликвидировано патриаршество, а управление церковью передано созданному в 1721 Синоду во главе с гос. чиновником — обер-прокурором. Это означало полное подчинение церкви гос. власти, превращение ее в часть гос. аппарата. В 1764 была произведена секуляризация церк. земель, к-рые с населением св. 2 млн. чел. (13,8% всех крестьян России) перешли в собственность гос-ва. Белое Д. на протяжении 18 в. постепенно выдвигалось в ряды привилегированных сословий: оно было освобождено от архиерейского тягла, выросли его личные права. Вместе с тем оно все больше оформляется в обособленную касту. Д. верно служило самодержавию, было проводником духовного и клас. гнета. На него были возложены некоторые поручения адм. и полицейского характера: запись актов гражд. состояния, наблюдение за политич. благонадежностью прихожан. 40% нач. школ находилось в руках Синода, во всех школах в обязательном порядке преподавался «закон божий». Д. постоянно нападало на науку, боролось с передовыми обществ. идеями. Печать находилась под гнетом духовной цензуры. Д. было опорой самодержавия в борьбе с революц. движением. В годы революции 1905-07 Д. активно участвовало в контрреволюц. обществах и погромных орг-циях типа «Союза русского народа» или «Союза Михаила Архангела», сеяло нац. вражду; оно было вдохновителем евр. погромов и черносотенных погромов интеллигенции. Церковь являлась не только союзником и опорой эксплуататоров, но и сама была эксплуататором. Церк. учреждения владели огромным движимым и недвижимым имуществом — землями, торг. заведениями, пром. предприятиями, многие монастыри были миллионерами. В 1912 насчитывалось 110 434 чел. белого Д. и 91 654 черного Д. Д. враждебно встретило Окт. революцию. Всеросс. поместный собор православной церкви (август 1917 — сентябрь 1918) во главе с патриархом Тихоном стал одним из центров борьбы внутр. и зарубежной контрреволюции с Сов. властью. В годы гражд. войны Д. активно вело антисов. агитацию и подрывную работу в тылу, многие храмы, монастыри и архиерейские дома превратились в штабы, конспиративные базы контрреволюции. С участием Д. формировались даже спец. воинские отряды для борьбы с Красной Армией — «полки богородицы», «полки Иисуса» и т. д. В 1922 Д. пыталось использовать для борьбы с Сов. властью голод в Поволжье, объявив его «наказанием божиим» за грехи и выступив против декрета об изъятии церк. ценностей для закупки хлеба за границей. Враждебную позицию в отношении Окт. революции занимало Д. всех других вероисповеданий — мусульманского, старообрядческого и др. Упрочение Сов. власти и всенародная поддержка ее мероприятий вынудили церковь официально прекратить борьбу. Тем не менее и в последующие годы, особенно в период коллективизации, многие представители Д. продолжали антисов. деятельность. Лишь победа социализма вынудила Д. встать на путь лояльного отношения к Сов. власти. См. Армяно-григорианская церковь, Баптисты, Грузинская церковь, Ислам, Старообрядчество, Церковь. Лит.: Верховский П. В., Очерки по истории рус. церкви XVIII и XIX ст., Варшава, 1912; Гантаев Н. М., Церковь и феодализм на Руси, М., 1960; Голубинский Е. Е., История рус. церкви, 2 изд., т. 1-2, М., 1901-1917; Никольский Н. M., История рус. церкви, 2 изд., М.-Л., 1931; Самсонов А. М., Антифеод. народные восстания в России и церковь, М., 1955; Скворцов-Степанов И. И., Избранные атеистич. произведения, М., 1959; Ярославский Е. М., О религии, М., 1957. В. С. Шульгин. Москва. Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Духовенство

Смотреть что такое «Духовенство» в других словарях:

  • ДУХОВЕНСТВО — ДУХОВЕНСТВО, служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб. Почитаются верующими как люди, наделенные некой сверхъестественной силой (благодатью). В православии… … Современная энциклопедия

  • духовенство — (Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, архиерей, викарий, архимандрит, игумен, монах, протопресвитер, пресвитер, протоиерей, священник, иерей, протодиакон, диакон, псаломщик, пономарь, папа, кардинал, прелат, ксендз, патер, католикос,… … Словарь синонимов

  • Духовенство — ДУХОВЕНСТВО, служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб. Почитаются верующими как люди, наделенные некой сверхъестественной силой (благодатью). В православии… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДУХОВЕНСТВО — служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники,… … Большой Энциклопедический словарь

  • ДУХОВЕНСТВО — Священник представитель своей части неба на земле. Геннадий Малкин Архиепископ: христианский священник, достигший более высокого ранга, нежели Иисус Христос. Генри Луис Менкен Власть от Бога, а иерархия от власти. Аркадий Давидович Католический… … Сводная энциклопедия афоризмов

  • Духовенство — служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники,… … Политология. Словарь.

  • ДУХОВЕНСТВО — ДУХОВЕНСТВО, духовенства, мн. нет, ср., собир. Служители религиозного культа. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ДУХОВЕНСТВО — ДУХОВЕНСТВО, а, ср., собир. В монотеистических религиях: лица, отправляющие религиозные, церковные обряды, служители церкви. Д. православное, католическое, мусульманское. Чёрное д. (монашествующее). Белое д. (не монашествующее). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова

  • ДУХОВЕНСТВО — ДУХОВЕНСТВО, служители культа, обычно организованные в иерархические корпорации. На территории России существуют различные культы и вероисповедания, имеющие своё Д. (см. БУДДИЗМ, ИСЛАМ, ИУДАИЗМ, ЛАМАИЗМ, ХРИСТИАНСТВО). В Русской православной… … Русская история

  • ДУХОВЕНСТВО — англ. clergy; priesthood; нем. Geistlichkeit. Служители религиозного культа. «ДУХ КАПИТАЛИЗМА» англ. spirit of capitalism; нем. Kapitalismus, Geist des. По M. Веберу соответствующий капитализму тип мышления и поведения, обусловленный в далеком… … Энциклопедия социологии

Чем белое духовенство отличается от чёрного?

К белому духовенству относятся женатые священнослужители, не дававшие монашеских обетов. Им разрешено иметь семью и детей.

Когда же говорят о чёрном духовенстве, имеют в виду монахов, рукоположенных в священный сан. Они посвящают всю свою жизнь служению Господу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

Человек, который собирается принять духовный сан, ещё до рукоположения обязать сделать выбор — жениться или стать монахом. После рукоположения жениться священнику уже нельзя. Священники, которые не вступили в брак до принятия сана, иногда вместо пострига в монахи выбирают целибат — дают обет безбрачия.

Церковная иерархия

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

Высшее иерейское звание для белого духовенства, звание протопресвитера, присваивается священникам за особые заслуги. Этому чину соответствует чин архимандрита в чёрном духовенстве.

Священники, относящиеся к третьей и высшей степени священства, называются архиереями. Они имеют право совершать все таинства, в том числе таинство рукоположения в сан других священников. Архиереи управляют церковной жизнью и руководят епархиями. Они делятся на епископов, архиепископов, митрополитов.

Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к чёрному духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество. Он может сделать это в том случае, если его супруга скончалась или тоже постриглась в монахини в другой епархии.

Возглавляет поместную церковь патриарх. Главой Русской православной церкви является патриарх Кирилл. Помимо Московского патриархата, в мире существуют и другие православные патриархаты — Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский.

Использована информация православного журнала «Фома», портала Pravoslavie.ru.

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Духове́нство — собирательный термин для обозначения общественного сословия, социальной прослойки, лиц или социальной группы, состоящей из профессиональных служителей той или иной религии. Иногда применяется только к монотеистическим религиям.

Христианство

В православии и католицизме в духовенство (клир) входят только мужчины. Различают белое духовенство (священники, не приносившие монашеских обетов) и чёрное духовенство (монахи, рукоположенные в священный сан). Духовенство составляет три степени священства: диакон, священник (иерей) и епископ (архиерей) (в православии архиерейство достижимо только для монашествующих). В протестантских церквях отсутствует строгое разделение на духовенство и мирян. Различают должности епископа, пастора и пресвитера, которые, однако, воспринимаются именно как должность, а не сан.

В православии и католицизме применяют термин церковнослужитель (в католицизме также поставленный служитель) по отношению к лицам, не возведённым в степень священства, но помогающим в совершении богослужения.

В православии к церковнослужителям относятся:

  • иподиакон
  • чтец
  • пономарь
  • псаломщик

В католицизме до Второго Ватиканского собора:

  • субдиакон
  • аколит
  • экзорцист
  • чтец
  • остиарий

После Второго Ватиканского собора оставлены только чтецы и аколиты.

Некоторые особые термины, относящиеся к христианскому духовенству

  • аббат
  • архидиакон
  • архиепископ
  • архиерей
  • архимандрит
  • викарий
  • епископ
  • игумен
  • иеродиакон
  • иеромонах
  • кардинал
  • митрополит
  • папа
  • патриарх
  • пресвитер
  • протодиакон
  • протоиерей
  • протопоп
  • протопресвитер
  • прелат
  • хорепископ
  • экзарх

Ислам

  • аятолла
  • муфтий
  • имам
  • мулла
  • дервиш
  • суфий
  • халиф
  • ходжа

Иудаизм

  • первосвященник
  • коэн
  • сеган hа-коhаним (англ.)русск.
  • левит
  • пророк

Исторические законодатели

  • пары
  • таннаи
  • амораи
  • савораи
  • гаоны
  • ришоним
  • ахароним

Титулы законоучителей

Лидеры общины

  • главный раввин (англ.)русск.
  • гахам
  • хахам-баши
  • Главный раввин Израиля
  • нагид
  • мешуллам

Титулы религиозных авторитетов

  • ребе, адмор, цадик
  • ребецн (англ.)русск.
  • хойзер (англ.)русск.
  • гадоль (англ.)русск.
  • майниах (англ.)русск.
  • Ришон ле-Цион

Должности в еврейских общинах

Буддизм

Иерархи буддийской общины

Степени монашества

Прочее

Индуизм

  • гуру

Язычество

  • жрец
  • волхв
  • вещун
  • ведун
  • волшебник
  • знахарь
  • кудесник
  • колдун
  • прорицатель
  • чародей
  • шаман

См. также

  • Клир
  • Священство
  • Духовный сан
  • Священнослужитель
  • Иерархия
  • Причт
  • Синод
  • Конклав

Примечания

Литература

  • Духовенство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

  • Л. Н. Толстой. Обращение к духовенству / Журнал «Толстовский Листок — Запрещенный Толстой», Выпуск третий. — М.: АВИКО ПРЕСС, 1993.

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.

Православный клир

Священнослужители

Епископы

Священники

Иеромонах • Игумен • Архимандрит • Иерей • Пресвитер • Протоиерей • Протопресвитер

Диаконы

Церковнослужители

Алтарник • Иподиакон • Псаломщик (Чтец) • Пономарь • Екклисиарх

Католическая иерархия
Епископат Папа · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ)
Пресвитеры Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан
Диаконы Диакон · Постоянный диакон
Прислуживающие во время литургии Аколит · Чтец · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий)
Для определённых задач Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор
В восточнокатолических церквях Экзарх · Архимандрит
В католических орденах Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций
Упразднённые Королевский кардинал · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий

Сословия: русское духовенство

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по истории. Как вы помните, мы начали ряд постов по русским сословиям. Вот предыдущие посты:

Сословия: история крестьянства

Сословия: история дворянства в России

Оформите подписку на новые статьи сайта, чтобы не пропустить дальнейшие посты по теме «Сословия»!

Итак, история русского духовенства начинается собственно с крещения Руси Владимиром I Красное Солнышко (годы княжения 979 — 1015 гг.). Русская церковь пока не была автокефальной, то есть зависела от Византии. В частности константинопольский патриарх рукоположил (назначал) русского митрополита. И так получилось, что митрополит был высшим церковным лицом на Руси вплоть до 1589 года, когда, наконец русское духовенство получило своего патриарха — Иова.

Таким образом только с 1589 года, то есть со времени правления Федора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного) русская православная церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Ее самой, кстати, уже и не было, ведь ещё в 1453 году она была завоевана тюрками-сельджуками.

Начиная с XI века оплотами духовенства становятся монастыри: Киево-Печерский, Болдинский монастырь в Чернигове и пр. Именно в это время происходит такое первое разделение на черное и белое духовенство. Черное монашество принимало ряд обетов и посвящало свою жизнь служению Богу. Белое же духовенство заботилось о пастве. Белое духовенство это те же приходские священники, которые паству вразумляют и направляют.

В XI же веке возникает первая трудность: в 1051 году западная ветвь христианства отделилась от ортодоксального (православного) направления со всеми вытекающими последствиями: соперничество в христианском мире как догматическое, так и военное.

Однако собственно сословия духовенства пока ещё не существовало. Духовенство было социальной прослойкой. В чем разница? Сословия имеют свои права и обязанности и между ними отсутствует социальная мобильность, то есть перейти из сословия в сословие практически невозможно. Древняя Русь не была сословной.

Сословия начинают формироваться с XV/ XVI веков, когда завершается процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Однако роль духовенства в жизни народа была крайне велика. Господствовал церковный брак, церковь была административным органом управления на местах, ведь в писцовых книгах, хранившихся при монастырях, были записаны данные о населении прихода.

К концу XV столетия впервые встал вопрос о церковных богатствах и влиянии церкви на государственную власть, а не только на народ. Откуда оно взялось, это богатство? Русское духовенство собирало с населения средства от служб и иных услуг. Само собой, у монастырей были свои монастырские вотчины с жившими в них крестьянами. Таких крестьян называли монастырскими. Естественно, что за века монастыри, эти крупные хозяйственные центры, накопили большие богатства. И вот возникло две точки зрения на то, что с ним делать.

Первая точка зрения принадлежала Иосифу Волоцкому. Что, мол, церковь должна быть богатой. Вторая — Нилу Сорскому, что она должна быть бедной, аскетичной и служить примером добродетели для паствы. Великий князь Иван III поддержал Иосифа Волоцкого, и пока русское духовенство не лишилось своих богатств. На самом деле речь шла и о том, чья власть выше Князя или Церкви. Но пока остро этот вопрос не стоял.

Ещё одна веха в развитии сословия духовенства — Стоглав 1551 года. О нем не буду много говорить, просто этот документ унифицировал (стандартизировал) жизнь сословие духовенства в соответствии с потребностями единого централизованного государства.

Следующая веха в развитии сословия духовенства — Соборное Уложение 1649 года и Церковный Раскол. Вот в это время уже и встал вопрос о власти, чья выше — царя или патриарха (Никона). Вопрос был решен в пользу светской власти. И в эпоху Петра I Великого уже формируется непосредственно сословие духовенства, которое имело обязанности и права. Эти права и обязанности были прописаны в творении незабвенного Феофана Прокоповича «Духовный регламент», который увидел свет в 1721 году. Согласно этому документу в России учреждалась Духовная Коллегия, которая затем превратилась в Синод — высший орган управления церковью.

Патриаршество упразднялось. Отныне русскую православную церковь возглавлял обер-прокурор Синода — светское лицо, назначаемое императором! Таким образом светская власть окончательно подчинила себе власть церковную. И произошло это в правление Петра I Великого. Духовные с=лица стали слугами государства и обязаны были доносить на паству, если что нехорошее против власти замышляла.

Эдак, приходишь на исповедь и говоришь, что грех против власти замыслил, и всё — привет! Однако были и другие веселости. Вот, например, цитата из «Духовного регламента»:

«О подаянии милостыни должно Коллегиум Духовное сочинить наставление; ибо в сем не мало погрешаем. Многие бездельники, при совершенном здравии, за леность свою пускаются на прошение милостыни, и по миру ходят безстыдно; и иные же в богадельни вселяются посулами у старост, что есть богопротивное и всему отечеству вредное. Повелевает нам Бог от пота лица нашего, сиесть от промыслов праведных и различных трудов ясти хлеб, Бытия глава 3; и делати доброе не только для собственнаго препитания, но еще чтоб имели мы что подавать и требующим, сиесть убогим».

Источник: «Духовный Регламент»

То есть монахи-бездельники, вместо работы, побираются! Жесть! В таком положении, управляемое Синодом, русское духовенство дожило до февраля 1917 года. Само собой сословие духовенства уже размывалось. Однако в этот сословии, как ни в каких других, крайне сильны традиции. И конечно сын священника, как правило, шел по стопам своего отца.

От себя скажу, что конечно же цель данного поста не объять необъятное, а лишь структурировать Ваши знания по истории России. Возможно немного дополню его в ближайшее время. Ведь здесь и церковный раскол и Стоглав я лишь обозначил, но темы не раскрыл. Так что не пропустите, оформляйте подписку на новые статьи сайте EGE59.RU!

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх