Помост

Вопросы веры

Что такое эдем

Где находился Эдем?

Авторы: Лита Коснер и Др. Роберт Картер (англ. Lita Cosner and Robert Carter)

Перевод: Владимир Силенок
Редактура: Наталья Агеева

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат . (Бытие 2:10-14)

Вторая глава Бытия написана так, словно она описывает настоящее географическое место, однако такого места не существует на современном земном шаре – что вполне ожидаемо, если земля была изменена потопом во дни Ноя.

Однако многие люди верят, что Эдем располагается где-то рядом с Месопотамией. Можем ли мы узнать: правы они или нет?

Бытие размещает Эдем в реальном месте Земли

Есть множество способов интерпретации этого места из Библии. Некоторые библейские комментаторы, к сожалению, утверждают, что найти Эдем на карте мира было бы невозможно, поскольку в Бытие не подразумевалось, что он когда-либо находился на земном шаре. Они приводят аналогии с храмом или с другими духовными вещами, чтобы объяснить детали, написанные во второй главе Бытия. В соответствии с их интерпретацией, пытаться найти Эдем – это то же самое, что искать мастерскую сатаны на Северном Полюсе.

С другой стороны, многие люди утверждают, что Эдем был в Средней Азии, а если точнее, то в нижней части Месопотамии, возможно, рядом с древним Уром или Шумером. Они верно говорят, что в Писании нет никаких примеров «внеземной» географии и что в тексте нет ничего, указывающего на описание чего-либо не находящегося на земле. Дерек Киндер комментирует это следующим образом: «стихи 10-14 достаточно детально описывают это место, чтобы указать, на его подлинность, а не аллегоричность». Были представлены альтернативные варианты расположения Эдема на современной географической карте.

И все же, этот взгляд также ошибочен.

Подумайте: потоп был глобальным и очень разрушительным. Огромное количество осадков было отложено по всем континентам, и происходила массивная эрозия во время рецессии, когда воды сходили с континентов. К тому же, континентальные плиты пришли в движение, приводя к появлению гор и создавая глубокие впадины. Почему мы должны ожидать, что современный ландшафт будет соответствовать допотопному?

Эдем не найти на современном земном шаре

Классическое изображение изгнания Адама и Евы

Как нам и следовало бы ожидать, исходя из размышлений, приведенных выше, ничто на современной планете не подходит под описания в Бытие. Любое предложенное место должно включать в себя четыре реки, вытекающие из одного источника. Сегодня есть всего несколько примеров, когда две реки вытекают из одного озера или водоема (например, река Иса в Йеллоустоунском парке (США), поскольку она расположена на континентальном шве и вытекает в одном направлении, формируя реку Льюис, текущую в сторону Тихого Океана, и в другом направлении, формируя реку Файрхол, текущую в сторону Мексиканского Залива). Это связано с тем, что современная поверхность сформирована эрозией, и, в таком случае, формирование нескольких рек из одного источника почти невозможно. Даже если такая система существовала в самом начале, то самый нижний или самый быстро размывающийся источник будет преобладать и в итоге станет единственным.

В противовес современному мнению, Тигр и Ефрат, описанные во 2 главе Бытия, не могут быть реками, текущими через Сирию и Ирак сегодня, поскольку они не вытекают из одного и того же источника. И, несмотря на то, что сегодня они соединяются прежде, чем достигают Персидского Залива, исторически это не всегда было так: Плиний (23-79 после Р.Х.) утверждал, что они соединялись в одну реку во времена Александра Македонского (356-323 годы до Р.Х.). Между прочим, низко лежащая местность Месопотамии была бы полностью покрыта водой сразу же после потопа, и береговая линия, по всей видимости, очень сильно изменилась за все это время (береговая линия все время разрастается, потому что осадки откладываются в Персидский Залив в устье рек Тигр и Ефрат).

Что на счет похожих названий?

Есть ряд названий, которые используются как в допотопном мире, так и в послепотопном. Например, во 2 главе Бытия написано, что река Тигр/Hiddekel вытекает из Ассура. В книге Даниила 10:4 то же самое название относится к современной реке Тигр. Древний послепотопный город Ассур (столица Ассирийской империи в ее нескольких формах) находится на западном берегу реки Тигр/Hiddekel (следовательно, река находится к востоку от него). Поэтому допотопные и послепотопные реки Тигр связаны с местом под названием Ассур. Указывает ли эта слабая связь между рекой и местностью как до потопа, так и после него, на то, что Эдем должен быть где-то рядом? Нет, не указывает, даже если мы проигнорируем изменение ландшафта потопом. Но это все, что у нас есть. Если Эдем находится в том месте, то все географические детали должны совпадать, а не только две.

Еврейское слово P’rath, используемое в отношении реки в Бытие 2 и для современной реки Ефрат, является важным, поскольку оно формирует восточную границу земли, обещанной потомкам Авраама (Быт. 15:18). Однако в Бытие 2 оно упоминается без каких-либо дополнительных географических указаний. Это странно, учитывая факторы, упомянутые в библейском повествовании (например, Бытие 15:18, Бытие 31:21, Второзаконие 11:24, Иисус Навин 24:2, и 2 Царств 8:3), а также то, что это самая главная река в том регионе сегодня.

Хавилла и Хуш – еще два места, которые упомянуты как до, так и после потопа.

У нас есть три варианта интерпретации повторяющихся названий:

1. Допотопные и послепотопные места являются теми же самыми. В то время как библейские креационисты, такие как Лютер, Кальвин и другие придерживались этого взгляда, он не может быть воспринят нами сегодня, в связи с современными геологическими данными. Например, в среднем несколько километров осадочных отложений, отложенных во время потопа пролегают под поверхностью Месопотамии сегодня. Приравнивание до и послепотопных ориентиров приводит к невозможности принятия во внимание геологического разрушительного действия глобального потопа.

2. Послепотопные названия даны в честь допотопных. Это самое распространенное объяснение, предлагаемое библейскими креационистами. В то время как, скорее всего, это правда для таких мест, как Тигр и Ефрат, мы знаем, что, к примеру, некоторые послепотопные места с допотопными наименованиями были названы в честь послепотопных людей. Некоторые из используемых названий достаточно общие, поэтому могут быть применяемы в разных местах, так что простое переименование не объясняет всего полностью.

Самое правдоподоное объяснение, скорее всего, будет следующим:

3. До и послепотопные места включают в себя определенные популярные общие названия. Ранние главы Бытия содержат в себе несколько повторяющихся имен. Например, такие люди как Енох и Ламех являются последователями первого сына Адама – Каина (Быт. 4:17-18), но другие – Енох и Ламех, были потомками третьего сына Адама – Сифа и находятся среди предков Ноя (Бытие 5:18-30). Все это становится еще более поразительным, если учесть те небольшие данные об именах, которые у нас есть. Если имена людей могли быть использованы таким образом и в таких масштабах, то, несомненно, можно легко себе представить, что общие названия также будут использоваться для различных мест. Так, послепотопное место под названием Хавила (Бытие 25:18), которое может быть переведено как песочное место, могло быть названо в честь одного или нескольких людей, живших после потопа, которых звали Хавила (второй сын Хуша или 12-й сын Иоктана, Бытие 10:7, 29), которых звали так же, как и допотопное место под названием Хавила (Бытие 2:11), которое, возможно, названо в честь допотопного человека, неупомянутого в Писании

Модель Эдема?

Если мы выудим все возможные географические зацепки из 2 главы Бытия, то сможем получить приблизительную модель Эдема. Поскольку одна река вытекает из Эдема и разделяется на четыре других, мы знаем, что Эдем должен быть выше, чем окружающий его регион – возможно, что на много выше. Существуют этимологические свидетельства этого. Название Фисон означает журчащий, а Гихон означает растекающийся. Поскольку все четыре реки содержат в себе тот же самый источник, то это не может быть описанием реки, вытекающей из Эдема. Описание должно относиться к моменту, когда они уже разделились. Поэтому, это может быть указанием на то, что это были довольно быстротечные реки, что может указывать на значительное падение высоты. Мы не можем говорить об этом с уверенностью, но указания в языке довольно интересны.

В книге пророка Иезекиля в 28 главе, полной описаний Эдема, о нем говорится как о «горе Божией». Расположение в горах могло бы объяснить причину, по которой в Эдеме нужно было охранять только один вход (Бытие 3:24). Все остальные пути были бы невозможны из-за крутизны скал вокруг.

Существуют также и небиблейские свидетельства, указывающие на то, что Эдем был горой. Например, некоторые исследователи указывают на то, что большинство древних форм китайской письменности содержат в себе пиктографы, содержащие в себе отголоски библейского описания сотворения, грехопадения и Ноевого потопа. Рассмотрите серию следующих символов:

Среди нескольких пиктограмм, обозначающих сад в самых древних японских иероглифах, в этой присутствует гора (after Nelson, E.R. and Broadberry, R.E., Genesis and the Mystery Confucius Couldn’t Solve, Concordia Publishing House, 1994)

К тому же, ранние религиозные строения, начиная с зиккуратов Месопотамии и заканчивая Египетскими и Месопотамскими пирамидами, имеют форму горы. Ассоциации Богов с высокими горами распространены почти во всех культурах мира, причем настолько сильно, что в некоторых культурах горы рассматривались как святые места, и люди древнего мира создавали наносы сами, для того чтобы поклоняться на них.

Существует множество мест, которые вмещают в себе такие географические элементы, как 1) сад, расположенный в большой местности под названием Эдем, 2) относительный выступ источника реки (возможно, горный, но не обязательно), 3) прогрессия особенностей в восточном направлении, что является предположением, основанным на общих описаниях в Бытие 2-4.

Это понятно, однако, современный претендент на Эдемский сад, должен содержать в себе все эти общие описания. В частности, низколетящая Месопотамия, являющаяся наносной долиной, не подходят под это описание.

Бытие – это история!

В конечном счете, мы вынуждены прийти к выводу, что реки, упомянутые в книге Бытие, не являются современными реками, даже несмотря на то, что они названы так же. Нет никаких причин ожидать, что существуют географические связи между двумя наборами названий, поскольку названия используются снова и снова слишком часто, а также потому, что потоп привел к настолько массивным изменениям, что не может существовать никакой зависимости между допотопной и послепотопной географией.

Мы хотим подтолкнуть наших читателей вникать глубже в Слово Божье. Когда мы изучаем Писание, то мы должны изучить весь текст, чтобы понять то, что он пытается донести. Секуляристы и библеисты, пошедшие на компромисс (т.е. те, кто придерживаются идеи о локальном потопе в Бытие и принимают мышление древних эпох), принесли множество конфуза. В случае с локализацией Эдема, однако, нам не нужно выбирать между выдумками и случайными ассоциациями, поскольку его уже нет на земле.

Ссылки и примечания

Эдемский сад — где находился Рай?

Многие из нас знакомы с библейской трактовкой сотворения мира и человека. Об этом подробно говорится в одной из ветхозаветных книг Библии — Книге Бытия. В первой части Книги Бытия повествуется о жизни патриархов (или праотцов), к которым, в частности, относится и Адам — первый человек, сотворённый Богом, прародитель всех ныне живущих.


Согласно Библии, Бог сотворил Адама и Еву и поместил их в Райский (Эдемский) сад. Далее в Библии повествуется о грехопадении Адама и Евы и об изгнании их из Рая за непослушание. В результате Адам и Ева, а затем и все люди потеряли способность жить вечно, так как больше не имели доступа к древу жизни, и оказались вовлечены в вечную борьбу добра и зла.

Наука и религия

Насколько же события, описанные в Библии, соответствуют реальным историческим событиям?
Не будем подробно останавливаться на последних археологических находках, подтверждающих теорию, что человек является продуктом эволюции, а человечество зародилось в эпоху неолита. Важно то, что археология нанесла серьёзный удар по библейской трактовке возникновения человеческой цивилизации. Многие стали считать библейскую историю об Эдемском саде мифом.
Но наука беспристрастна, и та же археология нередко преподносит учёным сюрпризы, разрушая устоявшееся мнение. В Книге Бытия содержатся факты, подтверждающие реальность существования Эдемского сада. Так давайте разберёмся, существовал ли он на самом деле.

Библия даёт подсказку

Современная антропология и Библия сходятся в одном — человечество зародилось около семи тысяч лет назад. Во второй главе Книги Бытия описывается географическое место расположения Эдемского сада. Здесь говорится о том, что Бог около семи тысяч лет назад создал прекрасный сад на востоке Эдема, где и появились Адам с Евой.
Из Эдема вытекала река для орошения Рая и разделялась на четыре русла: Фисон, обтекающий всю землю Хавила, богатую золотом и драгоценными камнями, Тихон, обтекающий землю Куш, Хиддекель (Тигр) и Евфрат. Известно, что Евфрат и Тигр протекали через древнюю Месопотамию, располагавшуюся на территории современного Ирака. Две другие библейские реки, согласно средневековым учёным, могли находиться в Африке или Индии. Таким образом, Эдемским садом мог быть весь Древний мир!
Однако доктор Дэвид Роу, профессор истории из Оксфордского университета в Англии, утверждает, что Эдем не мог быть таким большим. Ведь Адам и Ева были изгнаны из Рая, чтобы претерпеть лишения, а значит, Эдемский сад являлся лишь частью Древнего мира.

Огорожен с четырёх сторон

Теологи считают, что многие сюжеты Библии основаны на древних эпических сказаниях Месопотамии и Ирана, что подтверждается археологическими находками. В Британском музее хранится древняя глиняная табличка, возраст которой более трёх тысяч лет. Она повествует о Всемирном потопе и о том, как шумерский герой Гильгамеш спасся от разбушевавшейся стихии, подобно библейскому Ною, с помощью ковчега. В музее также хранится печать из Месопотамии, изготовленная более четырёх тысяч лет назад. На ней изображён сюжет, напоминающий историю грехопадения Адама и Евы.
Интересно, что название Эдемского сада на иврите указывает на то, что этот сад был огорожен с четырёх сторон. Древнеперсидское название такого сада созвучно с современным названием Рая в романских языках. Более того, архитектура древних персидских и индийских дворцов, сохранившихся до нашего времени, представляет собой пространство, огороженное с четырёх сторон, в середине которого находится фонтан и четыре водоёма, разделяющих территорию дворца на равные части.

По следам шумерского гонца

На иврите слово «русло» звучит как «рош», что созвучно с названием еврейского праздника Рош Ашана, знаменующего начало нового года. Дэвид Роу предположил, что поскольку в Библии это слово используется во множественном числе, значит, речь идёт об истоках рек Эдема. Поэтому Рай надо искать в горных районах, где находятся их истоки. Там, где Тигр и Евфрат берут своё начало, в гористой местности между восточной Турцией и западным Ираном, находятся истоки ещё двух рек, впадающих в Каспийское море. Поэтому учёный решил, что Эдем находился именно в том месте, и отправился в Иран, в район Междуречья, чтобы убедиться в своей правоте.
Здесь, на территории древней Месопотамии, до сих пор сохранились старинные шумерские крепости — зиккураты. Шумерский эпос донёс до наших дней сагу о могущественном царе Урука Энмеркаре, который однажды отправил гонца к царю Аратты, страны к северу от Междуречья. Свой путь посланник начал в древнем городе Сузы, расположенном на равнине по берегам реки Керхе на юго-западе Ирана. По дороге в Аратту гонец прошёл семь ворот, которыми в Древнем мире считались горные перевалы и ущелья. Интересно, что в древнееврейском эпосе цифра семь считалась священной, так как именно на седьмом уровне рая жили Адам и Ева. Долина, в которую гонец спустился с гор, чтобы встретиться с царём Аратты, на древнешумерском языке обозначается словом «эдин», поэтому многие учёные связывают происхождение названия — Эдем — именно с ним.

Вслед за боевыми колесницами ассирийцев

О семи вратах также упоминается в глиняной табличке, которая хранится в Лувре. Она описывает военную кампанию ассирийского царя Саргона Второго против правителя Аратты. По дороге в Манаханскую долину царь преодолел семь гор, прошёл ущелья, переправился через горные реки и, наконец, добрался вместе со своим войском до местности Сурикаш в стране Маннев. Затем он пошёл дальше на север и прибыл в долину Аратты, туда же, куда стремился попасть и посланник царя Энмеркара.
Доктор Роу воспользовался спутниковым снимком данной местности, и вот что он на нём обнаружил. Перед ним простиралась долина, в западной части которой располагалось озеро Урмия, с севера и юга над долиной возвышались неприступные горы, а на востоке между горными хребтами чётко просматривался узкий проход, связывающий долину с окружающим миром. К северу от долины в местности с древним названием Куш, той самой, о которой говорится в Библии, протекает река Арас, которая после захвата Персии мусульманами получила имя Тихон. К юго-востоку от долины протекает река Кизель-Уизон.
Но как персидский Уизон стал библейским Фисоном? Это объясняется заменой звука «у» на звук «ф» при переводе древнеиранского названия на еврейский язык. Так же персидское название местности Нохди изменилось на еврейское название земли Нод, которая располагалась на востоке от Эдема. Туда был изгнан сын Адама Каин после убийства своего брата Авеля.

Связь времён

И несколько последних штрихов к завершённой картине описания реально существовавшего Эдемского сада.
Как известно, после изгнания Адама и Евы из Рая Бог послал ангела с крыльями и огненным мечом, охранять вход в Рай.
В древней земле Нод, на территории современной Палестины, жил народ хару. Священнослужители этого древнего народа во время религиозных церемоний носили за спиной крылья, а в руках держали мечи, что делало их похожими на ангела, описанного в Библии.
Не менее интересно, что Адам, согласно Библии, был создан Богом из праха земного, то есть из глины, а само имя Адам означает «красная земля». Земля же Загросских гор, окружающих долину реки Тигр, богата красной глиной, которую местное население издавна использовало для получения охры.
Сегодня в долине Тигра на месте Эдемского сада, местоположение которого точно определил профессор Дэвид Роу, прямо в сердце современного промышленного района, располагается город Закес, который мало похож на земной рай. Однако в окрестностях города, в горных заповедных уголках, осталось ещё несколько нетронутых цивилизацией мест, которые помогут людям представить прекрасную картину земного рая таким, каким его видел библейский Адам.

Журнал: Тайны 20-го века №13, апрель 2010 года
Рубрика: Загадки Библии
Сергей Суханов

Метки: Тайны 20 века, Древняя Месопотамия, Шумера, библия, Эдем, сад, Рай

Слово эдем

Слово состоит из 4 букв: первая э, вторая д, третья е, последняя м,

Слово эдем английскими буквами(транслитом) — edem

  • Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
  • Буква э встречается 1 раз. Слова с 1 буквой э
  • Буква д встречается 1 раз. Слова с 1 буквой д
  • Буква м встречается 1 раз. Слова с 1 буквой м

Значения слова эдем. Что такое эдем?

Эдем

Эде́м или Еде́м (ивр. גַּן עֵדֶן‎, Gan Eden; араб. جنة عدن‎‎, Jannat ‘Adn) — в Библии (книга Бытия) райский сад, место первоначального обитания людей. Как подчёркивает известный религиовед Мирча Элиаде…

ru.wikipedia.org

ЭДЕМ, библейское название местности в долине Евфрата, где, согласно Ветхому Завету, Бог устроил сад, в котором поселил Адама и Еву. Когда Адам и Ева пренебрегли запретом Бога и вкусили плод от древа познания добра и зла, они были изгнаны из Эдема.

Энциклопедия Кругосвет Мид Д. Теософский словарь

ЭДЕМ Группа «Эдем» собралась в начале 1998 г. в ДК 40-летия Октября усилиями Сергея Бессонова (гитара) и Павла Пака (вокал). До этого времени оба переиграли во множестве команд. П. Пак — с 1986 — 87 г. группа «Детонатор»…

Русский рок. — 2001

Эдем (роман)

Эде́м (польск. Eden) — научно-фантастический роман Станислава Лема, написанный в 1959 году. В книге описывается приземление космического корабля землян на планете Эдем и столкновение с местными разумными существами — двутелами (польск. dubelty)…

ru.wikipedia.org

Эдем (Англия)

Эдем (англ. Eden) — река в Великобритании. Находится на северо-западе Англии. Протекает по территории Камбрии. Берёт своё начало в приходе Mallerstang в восточной части Камбрии. Длина реки 145 км.

ru.wikipedia.org

Эдем (трилогия)

«Эдем» — альтернативно-историческая трилогия Гарри Гаррисона, описывающая историю мира, в котором динозавры не вымерли (вследствие падения метеорита), а эволюционировали в разумных существ и создали развитую биологическую цивилизацию — иилане.

ru.wikipedia.org

ОТЕЛЬ ЭДЕМ

ОТЕЛЬ ЭДЕМ, СССР, Скифы, 1991, цв., 102 мин. Мистическая комедия. Молодые очень милые женщины — Вера, Надежда, Любовь — приехали в Крым отдохнуть. Они поселяются в отеле «Эдем» и не ведают о том, что по дьявольскому замыслу всякий…

Энциклопедия кино. — 2010

ЭДЕМ, ЭДЕН, ЕДЕМ

Учебный словарь-минимум по религиоведению

Зима в Эдеме

Зима в Эдеме — фантастический роман знаменитого фантаста Гарри Гаррисона. Был написан в 1986 году. Вторая часть трилогии «Эдем». Кучка иилан покидает горящий Альпесак. Командир урукето Эрефнаис берёт курс на свой родной город Икхалменетс.

ru.wikipedia.org

Проект «Эдем»

Проект «Эдем» (Eden Project; в русском переводе также встречается название «Райский сад») — ботанический сад в графстве Корнуолл, в Великобритании. Включает оранжерею, состоящую из нескольких геодезических куполов…

ru.wikipedia.org

Возвращение в Эдем (мини-сериал)

«Возвраще́ние в Эде́м» (англ. Return To Eden) — первый сезон австралийского телевизионного сериала. Экранизация произведения, автор которого — Розалин Майлз.

ru.wikipedia.org

«Возвращение в Эдем» (англ. Return To Eden) — телесериал, продолжение мини-сериала «Возвращение в Эдем» 1983 года. Снято на студии McElroy & McElroy. Мировая премьера состоялась 11 февраля 1986. С последних событий прошло 7 лет.

ru.wikipedia.org

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЭДЕМ (Return to Eden) Австралия, 1983, 260 мин. Мелодрама. Первая часть известного телесериала. Любители мелодраматических перемен в судьбах героев…

Энциклопедия кино. — 2010

Русский язык

Эде́м/.

Морфемно-орфографический словарь. — 2002

Эде́м, -а (библ.) и эде́м, -а (благодатный уголок земли).

Орфографический словарь. — 2004

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх