Помост

Вопросы веры

Что такое епархия?

Церковная епархия: что такое

В статье пойдет речь о такой церковной административной единице, как епархия. Мы рассмотрим ее специфику, настоящее положение дел и краткую историю.

Значение слова

Прежде чем рассматривать вопрос о том, что такое епархия, стоит сказать о происхождении этого термина. В переводе с древнегреческого он означает «провинция, область» (имеется в виду римская провинция).

Что такое епархия?

Несмотря на то, что у этого слова существует и другое значение, относящееся к истории Древнего Рима, в современном мире под ним понимают область, в которой духовными делами заведует архиерей. Иначе говоря, это единица административно-территориального управления в церкви. Итак, выяснив, что такое епархия, перейдем к ее специфике в двух крупнейших течениях христианства. Вначале поговорим о Русской православной церкви.

Православная епархия

Современный устав восточной православной церкви понимает под этим словом церковь во главе с архиеерем, которая объединяет под своим началом близлежащие монастыри, приходы, часовни и другие элементы церковного управления. Границы каждой епархии определяет главный орган, заведующими духовными делами страны – Священный синод. Кроме того, эти границы соотносятся с делением страны на области, республики, края и округа, то есть с обычным административно-территориальным разделением.

Итак, определившись, что такое епархия в православии, стоит сказать о лице, ее возглавляющем, – архиерее. Он управляет подведомственной ему территорией, решая церковные дела и проблемы, которые могут возникнуть в среде духовенства, по своему усмотрению. Он может находиться в различных санах: епископа, архиепископа или митрополита, в зависимости от расположения и значимости его епархии. Однако кроме него делами области занимаются также вспомогательные органы – епархиальные собрание и совет, которые также имеют немаловажное значение.

Помимо территорий Российской федерации, в состав РПЦ входят также и епархии, находящиеся и в других странах мира, – практически во всех есть хотя бы один православный приход.

В 2011 году была проведена реформа, которая установила трехступенчатую иерархию элементов церковного управления: патриархат, митрополия, епархия. Таким образом, сокращаются границы и размеры областей, позволяя тем самым духовным лицам, возглавляющих их, лучше вникать в проблемы подведомственной им епархии.

На Руси епископами становились зачастую люди более или менее благородного происхождения, из знатных родов. Активно участвовали в выборе новых глав епархий и миряне – точно такая же тенденция прослеживалась в первые века существования христианства, когда в подобных выборах принимали участие абсолютно все элементы церкви, как священнослужители, так и прихожане. Однако во время внедрения православия на Руси выбирать епископов могли только князья.

Католическая епархия

Римско-католическая церковь называет подобную единицу диоцезом. Ею заведует епископ или архиепископ.

Количество областей

Сейчас количество епархий церкви достаточно велико — и в православии, и в католичестве, но еще больше оно было в первые века существования христианства, когда стало официальной религией: тогда каждый храм возглавлялся епископом и был, соответственно, отдельной епархией. Но со временем количество таких единиц возрастало все больше, и количество священнослужителей сократили, объединив несколько приходов по территориальному признаку. А если говорить о «варварских» территориях, куда церковь посылала своих миссионеров, то для них было достаточно одного-единственного епископа на гигантскую территорию (так, например, произошло в отношении Малой Скифии, куда Византия отправляла миссии).

епархия

— название единицы гражданско-административного подразделения в Греко-Римской империи. Константин Великий разделил империю на четыре префектуры, из которых каждая подразделялась на несколько диоцезов (см.); последние состояли каждый из нескольких областей или провинций, которые на Востоке по-гречески назывались епархиями (έπαρχία), а управлявшие ими лица — епархами. Так как гражданскому административному делению в империи (с IV в.) соответствовало деление церковно-административное, то название Е. усвоялось и церковно-административному округу, во главе которого стоял старейший из епископов округа — митрополит. В древности епископы часто имелись даже в селах и деревнях. В IV в. насчитывалось, например в Малой Азии, на пространстве всего лишь двух провинций (гражданских Е.), до 400 епископов. Такие епископские округа епархиями не назывались, а носили названия: χώρα или παροικία, позже — ένορία. В современной Греции Е. — гражданско-административное подразделение нома, соответствующее нашему уезду. В древней Руси церковно-административные округа, управлявшиеся епископами, были чрезвычайно обширны, обнимая собой целые княжества. В настоящее время Е. совпадают у нас с губерниями и областями. Исключение в этом отношении составляет лишь церковное управление Привислянского края, Прибалтийских губерний, Северо-западного края (Литвы) и Финляндии, в которых все губернии края управляются, в церковном отношении, одним епархиальным начальником, с титулом архиепископа. При св. Владимире всех Е. в России было 8, в середине XIII века — пятнадцать, после разделения Руси на две митрополии, киевскую и московскую, — 19, при учреждении патриаршества — 22 (не считая Е. киевской митрополии), в 1721 г. — 20. В настоящее время в России 61 Е.

Н. Барсов.

В каждом крупном городе России наряду с храмами и монастырями есть главный кафедральный собор. Его часто называют епархией. В нем действительно находится почетное место епарха — епископа, но владения самой епархии значительно шире. В этой статье рассказывается о значении слова «епархия» и ее роли в христианской жизни.

Что такое епархия

Епархия это округ, вверенный архиерею (епископу) для заведования церковными делами.

Он является главой своей территории и все возникающие вопросы решает по своему усмотрению. А за последствия несет личную ответственность перед высшей духовной властью.

Происхождение термина

Само слово происходит от греч. Eparhia — властвование над территорией. Причем, согласно канонам древней христианской традиции, нарушение ее границ недопустимо.

Значение понятия

В ведении епископа — храмы, монастыри, подворья, церковные учебные заведения, находящиеся на его территории.

Согласно Апостольским правилам, к примеру, архиерей:

  • не должен самовольно переходить в другую церковь;
  • претендовать на ту же должность на соседней территории;
  • не имеет права снять отлучение и принять у себя отлученных другим епископом клирика или мирянина.

Каноны, действовавшие на заре распространения христианства, остаются неизменными и сегодня.

История вопроса

Определение термина в истории возникло уже в первом веке, когда в разных городах Римской империи начали возникать христианские общины. Возглавляли их епископы. Определенной территории за епархиями закреплено не было: в их ведение попадала принадлежащая церкви община.

Появление и распространение

Иерархическая структура в христианстве сложилась во втором веке. Тогда епархия стала делиться на более мелкие приходы, которыми управляли пресвитеры. А епископ на своем месте исполнял роль Христа.

В 330 году римский император Константин Великий создал новое государственное устройство и сделал христианство господствующей религией. Монарх поделил страну на четыре префектуры, каждая из которых состояла из нескольких епархий, где были четко заданы территориальные границы владений епископа.

Первые епархии в Древней Руси были созданы при князе Владимире (980-1015) и совпадали с удельными княжествами. А кафедры находились в стольных городах.

Современное определение

Церковный Собор 1917—1918 года вынес определение «Об епархиальном управлении». В результате были созданы Советы, в которых председательствовал епископ под постоянным наблюдением архимандрита. В состав Совета входили также и миряне.

Эта структура, когда епископ на своей территории действует в зависимости от ситуации, мнения прихожан и высшего чина, существует до сих пор. Как считают многие исследователи, именно она позволяет епископиям сосуществовать в принципе соборности (духовного единения) и в то же время оставаться независимыми от единой власти.

Структура и состав

В католической и православной церкви существует схожее разделение по степеням священства: епископ, священник и диакон.

У каждого из них свои обязанности:

  1. Диакон — низший чин. Он находится при церкви и помогает при совершении богослужений.
  2. Священнику доступны любые Таинства, кроме рукоположения в священный сан. К диакону и священнику принято обращаться — «отец».
  3. Епископ является самодостаточной единицей и считается «первым среди равных». Он совершает любые службы, при этом они проходят по особому торжественному чину. К архиереям обращаются — «владыка».

Однако в католицизме и православии есть принципиальные отличия: если католики имеют единого предстоятеля в лице Папы Римского, то у православных такой всеобщий авторитет отсутствует.

Богословское понимание епископата в Восточной и Западной церквях разошлось еще в первом тысячелетии. Если в православном течении утверждалось, что архиерей выполняет роль Бога, пресвитеры занимают место апостолов, а диаконы находятся на службе Христу, то на Западе престол епископа приравнивался к кафедрам апостола Петра. Все это привело не только к разности в учениях, но и в иерархическом устройстве обеих церквей.

Католической

Глава католиков почитается как преемник апостола Петра и наместник Бога на Земле. Свое управление Папа проводит, опираясь на Кодекс канонического права, а его совещательный орган — Всемирный синод епископов.

Непосредственно Папе подчиняются все архиепархии, которые делятся на епархии (диоцезы).

В ведении диоцеза состоят:

  • апостольские администрации;
  • территориальные прелатуры;
  • апостольские префектуры и викариат;
  • территориальные аббатства;
  • персональные ординариаты.

Главные помощники Папы Римского — кардиналы. Иерархия клира включает также архиепископа, митрополита, прелата и аббата.

Диоцезы в католической церкви делятся на приходы, которыми управляют приходские настоятели. Им помогают викарные священники.

Часто расположенные поблизости приходы объединяются в деканаты. Объединение диоцезов и архиепархий называется митрополией.

Православной

Высшими органами духовной власти восточной церкви являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом.

Православная церковь делится на епархии, которые могут объединяться в митрополичьи округа, экзархаты, автономные и самоуправляемые Церкви.

Так в РПЦ архиерей может называться епископом, архиепископом или митрополитом. Предстоятеля Церкви нарекают патриархом.

Полный титул епархиального архиерея включает в себя наименование кафедрального города и титул еще одного города епархии, например, Пермский и Кунгурский или Владимирский и Суздальский.

Православная церковь не имеет единого представителя: она состоит из автокефальных Поместных Церквей и сосуществует на правах «Первый среди равных». Даже патриарх Всея Руси не имеет власти, чтобы лично вмешиваться в дела других архиереев.

Видео о Вознесенской епархии РПЦ

В этом видеоролике можно посмотреть историю создания и развития Вознесенской епархии РПЦ.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх