Помост

Вопросы веры

Что такое фрески определение

Что такое фреска и как её пишут

Что такое Фреска

Фреска — это особый вид живописи. Рисунок наносится краской на сырую штукатурку. Это очень древняя техника, и она имеет мало отношения к строительной штукатурке. Для фресковой живописи используется специальное покрытие стен — левкас. Левакс готовится из смеси песка с гашеной известью. А вместо обычных красок — натуральные пигменты, разведенные с водой. Именно поэтому фрески имеют такой удивительный оттенок. Натуральные пигменты не вступают в химические соединения с известью, поэтому их использование так важно.

Как создаются фрески

  • Сначала специальные краски наносят на влажную стену.
  • После высыхания рисунок покрывают специальной кальциевой пленкой, чтобы защитит краску, в противном случае пигмент может осыпаться.
  • Переделать или исправить фреску нельзя, поэтому у художника есть только один шанс на хорошую работу. В противном случае придется снимать слой штукатурки и воспроизводить все целиком.
  • На создание шедевра есть один день, пока известь не застынет.

Фресковая живопись

Мы можем полюбоваться фресками еще на античных памятниках монументальной живописи. Но популярны фрески были и для украшения жилых домов, в основном, знатных и богатых людей. Во время эпохи Возрождения фрески приобрели особую популярность. Они украшали дворец герцога Людовика Гонзага, над ними работали величайшие мастера своего времени — Рафаэль, Микеланджело, Мазаччо. Интересно, что людям нравилось изображать на фресках дома быть своей семьи. С XVI в. в Италии распространилась «чистая» фреска («буон фреско») без применения темперы. При этом верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII—XVIII вв. В XIX в.

В России фрески можно часто увидеть в храмах. На стенах Светогорского монастыря и Ферапонтова монастыря есть потрясающие работы.

Католические храмы — например церковь Санта Мария в Риме, тоже украшены фресками.

Современные фрески часто пишут акриловыми красками или методом цифровой печати, но старые мастера предпочитают классическую технику. Правда, сэкономить в таком случае не получится.

Самые известные фрески

Микеланджело. «Дельфийская сивилла». Фрагмент росписей плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 — 1512. Источник: dic.academic.ru

Дионисий. Фреска собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. 1502—03 гг. Вологодская область Источник: dic.academic.ru

Джотто ди Бондоне. «Иоаким и пастухи». Фреска. 1304—06 гг. Капелла дель Арена. Падуя Источник: https://dic.academic.ru

Фреска

Фреска

Продукция

фреска

Классификация Iconclass

Фреска на Викискладе

Римская фреска, 40-30 г. до н. э.

Фре́ска (от итал. fresco — свежий), аффреско (итал. affresco) — живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность «а секко» (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной. Выполняется художником-фрескистом.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Для обозначения непосредственной техники фрески иногда используют наименование «буон фреска» или «чистая фреска». Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

История

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

В Европе в эпоху Возрождения владение искусством стенной росписи стало одним из важнейших мерил мастерства художника. Именно тогда в Италии фресковая живопись достигла своего наивысшего развития.

Античная фреска

По свидетельству Витрувия, в Древней Греции для отделки наружных и внутренних стен сооружений использовалась известковая штукатурка в несколько слоёв с выглаженной до блеска поверхностью. От греков римляне переняли обычай окрашивать стены по штукатурке, позднее появилась и стенная роспись по свежеуложенному раствору, которая называлась in udo («по сырому»). Известковая штукатурка наносилась в семь слоёв, причём в нижние добавлялся песок, а в верхние — мраморная крошка. Для предотвращения появления трещин в растворы вводилось небольшое количество воды, при нанесении слои уплотнялись. Крепость покрытия достигалась добавлением молока, толчёного кирпича, пемзы и, в редких случаях, пеньки, соломы. Так в стенных росписях Помпеи обнаружена пемза, причём не только в штукатурке, но и в красочных слоях, где она применялась в качестве белил. Нанесение штукатурки в несколько слоёв позволяло замедлить процесс её высыхания, и следовательно, увеличить время работы по сырой поверхности. Выбор связующих веществ для красок диктовался видом применяемых пигментов. В качестве связующего использовались животный клей, чистая известь и её смеси с казеином, яичным белком, клеем. Витрувий для сохранности росписи советовал после высыхания фрески покрывать её поверхность смесью масла с воском с последующим нагреванием и промоканием растопленного воска.

Византия

Правила древней византийской фресковой живописи описаны в «Ерминии Дионисия Фурноаграфиота» иконописца Дионисия (XVII в.). Масштабность настенных росписей, выполняемых в Византии, требовала увеличения времени работы по свежему раствору. Уменьшилось до двух количество слоёв штукатурки, в раствор вместо толчёного мрамора вводились для нижних слоёв солома, для верхних — лён или пакля, хорошо удерживавшие влагу. Избежать трещин помогало выдерживание гашёной извести для раствора некоторое количество времени на воздухе. Верхний слой штукатурки наносился сразу на всю площадь, подлежащую росписи. Самый ранний пример византийской фресковой живописи (500—850 гг. н. э.) сохранился в римской церкви Санта Мария. Поверхность этой росписи была отполирована так же как и у древнеримских фресок, в дальнейшем византийские художники отказались от этого приёма.

Древняя Русь. Россия

Святой Николай. Фреска Дионисия. Ферапонтов монастырь

Первоначально древнерусские живописцы придерживались техники выполнения фресок, принятой в Византии. Штукатурка (левкас), нанесённая на стену, была пригодна для письма по сырому в течение нескольких дней. Это обстоятельство позволяло наносить раствор сразу на всю площадь, предназначавшуюся для росписи. Позднее рецептура левкаса изменилась: в 1599 году епископ Нектарий, греческий художник, оставшийся жить на Руси, в своём наставлении «Типик» советует не оставлять грунт на стене «без письма» на ночь или даже перерыв на обед. Известь для левкаса интенсивно промывалась водой для удаления гидрата окиси кальция (так называемой «емчуги»), который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. При такой обработке способность извести к закреплению красок снижалась, поэтому сокращалось время письма по сырому. Схожая система подготовки извести описана в работе Паломино, посвящённой технике фрески. Древнерусские стенные росписи всегда завершались по сухому, красками, где связующими были либо яичный желток, либо растительные клеи. Более поздние росписи исполнялись уже полностью яичной темперой, с XVIII века заменённой совершенно неподходящими для стенной живописи масляными красками.

Итальянская фреска

Мастер Истории Исаака (атрибутируется Джотто). Исаак благословляет Иакова. Фрагмент фрески. Ассизи. Церковь Сан Франческо, верхняя церковь. Ок. 1295

Итальянская роспись стен, как и всё изобразительное искусство, долгое время следовала византийским образцам, лишь в конце XIII она начала обретать самостоятельность.

Впервые технику чистой фрески описал в 1447 году Ченнино Ченнини. Одним из первых циклов, исполненных в этой технике, историки искусства считают сцены с Исааком в церкви Сан Франческо в Ассизи (ок. 1295), ранее приписываемые неизвестному мастеру, позднее они стали атрибутироваться как работа Джотто. Техника чистой фрески проигрывает в скорости по сравнению с живописью секко, но превосходит её в богатстве цветовой нюансировки, так как краски, наложенные на сырую штукатурку довольно быстро закрепляются, у художника есть возможность писать с применением лессировок без опасения размыть уже нанесённый красочный слой. По сравнению с секко роспись по-сырому гораздо более долговечна. К недостаткам фрески можно отнести сравнительно небольшое количество красок, известных во времена старых мастеров, пригодных для этого вида живописи.

После принятия окончательного решения по композиции росписи и выполнения эскиза, делался картон. Рисунок на нём во всех деталях воспроизводил замысел художника в масштабе будущей росписи. При больших размерах росписи поверхность делилась на участки — дневные нормы, в Италии они называются джорнаты. Разделение производилось по контурам деталей композиции, часто в области тёмного цвета, чтобы шов, разделяющий участки, выполненные в разные дни (вульта), был малозаметным. Контуры переносились на подготовительный слой штукатурки либо по разрезанным частям картона, либо для сохранения картона по кальке, снятой с него с нанесённой по ней сеткой. Рисунок наносился припорохом через проколы в кальке с помощью порошка угля, охры либо передавливанием. Линии предварительного рисунка усиливались чаще всего сангиной. На рисунок, начиная с верха стены, чтобы избежать потёков и брызг раствора нижней части росписи, наносился слой известковой штукатурки, интонако, он расписывался в течение одного дня. Толщина интонако, наносимого по трём нижним подготовительным слоям штукатурки варьировалась от 3 до 5 миллиметров. Согласно описанию Ченнини интонако наносился на смоченную водой штукатурку и тщательно выглаживался.

Работа по сырой штукатурке, так называемому «спелому раствору», который схватывается через десять минут довольно трудоёмка и требует сноровки и опыта: как только кисть, легко до этого скользящая, начинает «боронить» основание и «намазывать» краску, роспись прекращается, так как красочный слой уже не проникнет глубоко в основание и не закрепится. Слой штукатурки, оставшийся не записанным, срезается наискось наружу, новая часть приштукатуривается к предыдущему слою. Во фресковой живописи возможны только незначительные исправления, переделать её нельзя: неудачные места просто сбиваются и процесс росписи повторяется. Приступая к работе, художник должен представлять, какими станут использованные им цвета после окончательного высыхания (через 7 — 10 дней). Обыкновенно они сильно высветляются, для того, чтобы понять, как будут они выглядеть после высыхания, краски наносятся на материал, обладающий сильной впитывающей способностью (рыхлую бумагу, мел, гипс, умбру). За день художник расписывает 3—4 квадратных метра стены. Детали прописывались до начала XVI века по сухому темперой. По сухому же наносились некоторые цвета (яркие зелёные и синие), так как для живописи по сырой штукатурке было пригодно ограниченное количество пигментов. По окончании росписи её поверхность шлифуют, иногда — полируют с нанесением мыльного раствора с воском. Подобная обработка поверхности штукатурки описано Леоном Баттистой Альберти, возможно, что старые мастера пользовались им по окончании работы над фреской. Росписи художников начиная от Джотто и вплоть до Перуджино имеют характерную отполированную поверхность, причём позднее поверхность росписи делалась блестящей неравномерно — участкам с изображениями лиц персонажей придавался более сильный глянец.

С начала XVI века почти не применяется пропись фрески по сухому темперой, с этого момента начинается период господства чистой фрески (buon fresco). В этой манере работали все художники Высокого Возрождения, в том числе Рафаэль, Микеланджело, а позднее — Вазари, Тинторетто, Лука Джордано и Тьеполо. Конструктивные особенности зданий, возводимых в это время, привели к уменьшению толщины штукатурки, количество наносимых слоёв её сократилось с трёх до двух. Поверхность фресковых росписей становится матовой, шероховатой. Судя же по руководству, написанному Андреа Поццо, позднее поверхность штукатурного слоя специально зернили перед началом работы. В эпоху барокко становится популярным корпусное, пастозное письмо, а с XVIII века фреска выполняется не известковыми водорастворимыми, а казеиново-известковыми красками.

XVIII—XIX вв.

Казеиново-известковая живопись получила широкое распространение и за пределами Италии — прежде всего в Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период господства этой техники закончился в начале XIX века.

Примечания

Литература

Ссылки

  • Статья Д. Жуковской «Техника фрески» на портале «Историк»

Знаменитые ансамбли

  • Капелла Джотто
  • Палаццо Скифанойя
  • Сикстинская капелла
  • Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде
  • Станцы Рафаэля
  • Ферапонтов монастырь
  • Монастырь Святого Пантелеймона в Нерези
  • Аджанта
  • Вилла Мистерий

См. также

  • Древнерусское лицевое шитье
  • Иконопись
  • Цифровая фреска

Фреска на Викискладе

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4071463-9 · NDL: 00563760 · NKC: ph135157

Фрески в интерьере — виды и особенности

Пришло время обновить отделку стен. Что выбрать, чтобы сделать ее уникальной? Какую изюминку добавить в интерьер? На помощь приходят фрески. В статье расскажем, что представляет из себя фреска, какие виды фресок существуют, как их наносят, как ухаживают.

Виды фресок

Фрески известны нам со времен античного искусства. Тогда стены вручную расписывались художниками, и, конечно, такая роскошь была по карману лишь правителям и вельможам. Фрески подразумевали роспись по сырой штукатурке, когда сверху при высыхании образуется защитная пленка, способствующая долговечности покрытия.

Сегодня настенная живопись по мокрой штукатурке тоже имеет место, однако ее стоимость – дело очень затратное. Но современные технологии позволили наладить процесс производства фресок. Наносить рисунок можно теперь не только непосредственно на стену или потолок, но и на другую основу с последующей наклейкой на стену. Они выпускаются в рулонах, но при этом не сравнятся с фотообоями по своей реалистичности и качеству. Ведь у фрески есть фактура, выглядит она как нарисованное, а не напечатанное изображение.

Фрески на основе штукатурки выполняются красками по штукатурке, а в качестве жесткой основы используют монтажную сетку. Монтаж в интерьере производится на клей с отделкой штукатуркой по краю, чтобы изображение сливалось со стеной.

Фрески на флизелине – это флизелиновая основа, слой декоративной штукатурки с особым рельефом и изображение, нанесенное с помощью широкоформатного принтера. Картинку можно состаривать или придавать другие эффекты.

Фреска на холсте – основой выступает холст, затем слой штукатурки и изображение, которое может быть любым. Чистить такой рисунок необходимо сухим методом.

Рисунок на самоклеющейся основе. Отличительная особенность – сначала печатается изображение, а на него наносят песок для придания фактуры. С изнаночной стороны приклеивают самоклеющуюся основу. Для их монтажа требуется ровная, гладкая, обезжиренная поверхность.

Фреска на жесткой основе – изображение печатается на дощечке, может быть в рамке или монтироваться при помощи клея. Размер таких изделий ограничен.

Фрески-обои–более бюджетная разновидность фресок на флизелиновой основе. Отличие в очень тонком слое декоративной штукатурки. Рисунок полотен легко совмещается, тем самым создается шедевр без видимых швов. Отделка является эксклюзивной, воссоздавая на стенах довольно реалистичную роспись.

Фрески-обои и фрески на флизелиновой основе – текстуры

Фрески на флизелине и фрески-обои – довольно популярный вид ввиду демократичной цены. Для придания более изящного и реалистичного внешнего вида слою из штукатурки придают различные текстуры. Виды фактур применяют самые разные:

  • Velure (Велюр) – это изящная матовая фактура с едва заметным рельефом и шероховатостью, Велюр детально передает любое изображение. Такую же текстуру выполняют и для обоев-фресок.

  • Patina (Патина) – отличается воздушной текстурой с изысканными фарфоровыми трещинами, поверхность слегка шероховатая, фреска покрывается лаком без затирки, поэтому характеризуется игрой света. Имеет повышенные водостойкие и износостойкие качества.

  • PatinaGold (золото) и PatinaSilver (серебро) – имеют эффект тонких трещин и золотые или серебряные вкрапления.PatinaGold блистает золотым светом и искрами в трещинах, создавая волшебное сияние. PatinaSilver – отличается особой глубиной.

Патина Голд

  • Craquelure (Кракелюр) – фактура с эффектом старинных растрескавшихся стен. Создается вручную и отличается особой реалистичностью.

Кракелюр

  • Фактура Pietra (Пиетра) отличается объемным каменным рельефом, рисунок на такой текстуре получается как будто на разломе скалы.

Пиетра

  • Фактура Sabbia (Саббия) выполняется на основе песочного материала и великолепно передает художественную роспись, делая оттенки особенно насыщенными. Также выпускается Sabbia фасадная – фактура, имитирующая штукатурку, для применения на фасадах здания. Вид штукатурки, выдерживающий повышенную влажность и перепады температур.

  • Velatura (Велатура) – отличается рельефом, напоминающим широкие мазки кисти. Ее достоинство в точной передаче оттенков без потери их яркости. Производится полотном толщиной 1 мм.

Velatura

  • Beze (Безе) своей текстурой напоминает венецианскую штукатурку, изящную и роскошную. При этом цена на этот эффект – одна из самых низких.

Фактура Beze

  • Fabriz-X (Фабриз-Х) – это текстура под натуральные волокна тропических растений с небольшим перламутровым отливом. Имеет горизонтальное направление волокон, поэтому должна совмещаться в углах.

  • Fabriz-Y – то же, что и предыдущая фактура, но имеет вертикальное направление и не оставляет заметных стыков после совмещения на поверхности стены.

Фрески на флизелиновой основе – преимущества

При изготовлении этого вида фресок декоративную штукатурку наносят на флизелиновую основу. Толщина слоя штукатурки может быть различной, ей придают определенную фактуру. Изображение наносят при помощи широкоформатной фотопечати. Купить фреску на флизелине намного доступнее, чем заказать ручную роспись. При этом можно выбрать картинку из нескольких тысяч стандартных фото, либо заказать печать по своему изображению (соответствующего требованиям). Цена на фреску будет зависеть от толщины штукатурки, размера и от применяемых эффектов.

Плюсы:

  • Размер фрески от миниатюрного до рисунка во всю стену.

  • Широчайший ассортимент от различных производителей – есть как картинки в каталоге, так и возможность заказать индивидуальную фреску.

  • Влагостойкость дает возможность использования во влажных помещениях, за исключением мокрых зон.

  • Подходят для влажной уборки.

  • Ультрафиолетовые краски не выгорают на солнце.

  • Класс пожарной опасности КМ2.

  • Безопасность, можно использовать в детских комнатах.

Фрески на флизелиновой основе — как наносить и ухаживать?

Если хочется нанести фреску самостоятельно, то наши рекомендации помогут в этом деле:

  • Подготовительные работы заключаются в оштукатуривании стен, заделке трещин и других дефектов, а после выравнивания, ошкуривания и высыхания шпаклевочной смеси стены покрываются грунтом глубокого проникновения. Ждут высыхания грунтовки.

  • Наносят разметку, где будет фреска на стене.

  • Если фреска хранилась при температуре ниже 10°С, то ее оставляют при комнатной температуре на 12 и более часов.

  • В инструкции к фреске необходимо узнать, как распаковать фреску. Делать это нужно очень осторожно, без натягиваний, скручиваний полотна.

  • Опрыскать обратную сторону полотна слегка водой из пульверизатора, выждать около 10 минут до впитывания воды.

  • Клей наносят на стену, а НЕ на фреску.

  • Картина прикладывается к месту с нанесенным клеем и разглаживают валиком, не деформируя и не растягивая полотно. Просочившийся клей аккуратно убирают. Проверяют, хорошо ли прилегает фреска к стене.

Как ухаживать за фреской?

Уход за фреской достаточно прост, ведь обычно фрески на флизелиновой основе покрыты защитным лаком. Влажная уборка проводится так часто, как требуется. При пятнах или загрязнениях пользуются мыльным раствором и мягкой щеткой.

Фрески на флизелиновой основе – простор для фантазии дизайнеров и собственников помещений. Их можно вписывать как в классические, так и в современные интерьеры. Абсолютно любая картина из каталога или Ваше собственное изображение можно воплотить на фреске. Оригинальный рисунок изящно дополнит гостиную, оживит детскую, украсит спальню, гармонично завершит образ кухни. А какую фреску выберете Вы?

(от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной; фреской называют также произведение, выполненное в этой технике. Фреска, позволяющая создавать монументальные композиции, органично связанные с архитектурой, — одна из основных техник стенных росписей. Штукатурный грунт для фрески накладывается, как правило, в несколько слоев и состоит из гашёной извести, минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка, дроблёные кирпич или керамика); иногда в состав грунта включают органические добавки (солома, пенька, лён и т. п.). Наполнители предохраняют штукатурку от растрескивания. Для фрески применяются краски, не вступающие в химические соединения с известью. Палитра фрески довольно сдержанна; употребляются главным образом натуральные земляные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.). Растительные краски (индиго и баканы), киноварь, синие, а иногда и чёрные краски наносятся на уже просохшую штукатурку с помощью клея. Фреска позволяет пользоваться тонами в их полную силу, но при высыхании краски сильно бледнеют. Важную роль во фреске играют лессировки, но при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и бледнеет. Кроме собственно фрески с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко).

Фреска была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тысячелетие до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков нашей эры близкие к фреске росписи создавались у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали фреску по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для средневековой фрески, получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси, Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и других стран Европы. Новый расцвет искусство фрески пережило в творчестве итальянских мастеров эпохи Возрождения (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др.). С XVI в. в Италии распространилась «чистая» фреска («буон фреско») без применения темперы; верхний слой грунта (интонако) в этом виде фрески наносился только на тот участок, который живописец рассчитывал закончить до его высыхания. Традиции фрески в дальнейшем жили в декоративных росписях XVII-XVIII вв. В XIX в. к фреске обращались назарейцы в Германии, а также отдельные представители «модерна» (Ф. Ходлер в Швейцарии и другие). В технике фрески работают многие прогрессивные художники XX в. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.).

В СССР значительный вклад в популяризацию фрески внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.

Микеланджело. «Дельфийская сивилла». Фрагмент росписей плафона Сикстинской капеллы в Ватикане. 1508 — 1512.

Источник: Популярная художественная энциклопедия на Gufo.me

  1. фреска — ФРЕСКА -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. 1. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку. Изучать итальянскую фреску. 2. Произведение, выполненное в такой технике. Фрески Микеланджело. Средневековые фрески. Толковый словарь Кузнецова
  2. фреска — Фрески, ж. (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Большой словарь иностранных слов
  3. Фреска — (от итал. fresco, буквально — свежий) техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую… Большая советская энциклопедия
  4. фреска — орф. фреска, -и, р. мн. -сок Орфографический словарь Лопатина
  5. Фреска — (а фреско, аль фреско, альфреско) Живопись водорастворимыми красками по влажной штукатурке. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  6. Фреска — (итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. Словарь по культурологии
  7. фреска — фреска ж. 1. Живопись по сырой штукатурке водяными красками. 2. Произведение, выполненное в такой технике. Толковый словарь Ефремовой
  8. фреска — Заимств. в конце XVIII в. из итал. яз., где fresco «фреска» < fresco «сырая, непросохшая». Фреска названа так потому, что представляет собой картину, написанную по непросохшей, сырой штукатурке. Этимологический словарь Шанского
  9. фреска — Фре́ск/а. Морфемно-орфографический словарь
  10. фреска — ФР’ЕСКА, фрески, ·жен. (от ·итал. fresco — свежий, сырой) (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Древние фрески новгородских церквей. Толковый словарь Ушакова
  11. ФРЕСКА — ФРЕСКА (от итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. Большой энциклопедический словарь
  12. фреска — сущ., кол-во синонимов: 3 буон фреско 1 картина 55 роспись 19 Словарь синонимов русского языка
  13. фреска — -и, род. мн. -сок, дат. -скам, ж. 1. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку. 2. Произведение, выполненное в такой технике. Малый академический словарь
  14. фреска — Фреска, фрески, фрески, фресок, фреске, фрескам, фреску, фрески, фреской, фрескою, фресками, фреске, фресках Грамматический словарь Зализняка
  15. фреска — ФРЕСКА, и, ж. 1. Картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Древнерусские фрески. 2. Вид живописи настенная роспись. | прил. фресковый, ая, ое. Фресковая живопись. Толковый словарь Ожегова
  16. фреска — ФРЕСКА и, ж. fresque f. , > нем. Fresco <�ит. al fresco. 1. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. БАС-1. 20-го сего месяца <�протокол 1752 г. Ея имп. Величеству > были предъявлены .. Словарь галлицизмов русского языка

См. раздел ИКОНА – ОКНО В ИНОЙ МИР

Фре́ска (от итал. fresco — свежий, сырой) – живопись по свеженанесённой (не высохшей) известковой штукатурке красками на воде, водном растворе растительного (отвар из зерен злаков) или животного (казеин) клея (традиционный метод росписи внутренних стен и сводов православных храмов).

Если вы попадаете в расписанный фресками или украшенный мозаиками храм, то вы уже попадаете на Небеса. Вы попадаете в пространство, где вверху видите образ Спасителя, далее – по нисходящей – святых апостолов, святых угодников Божиих и уже на уровне человека (может, чуть выше) изображаются местно чтимые святые, то есть святые, подвизавшиеся в тех землях, где стоит храм.
Фреска является материальным и мистическим пространством храма, которое, безусловно, воздействует и на духовное и на физическое состояние человека, дает могучий импульс для молитвы, возводит человека в горний мир. Фреска – это как бы дыхание храма. Фреска, образно говоря, – это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить. Художник-иконописец Филипп Давыдов

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх