Помост

Вопросы веры

Что такое халяльная

Россия считается светским государством и в государственных учреждениях (больницах, школах, детсадах, армии) даётся мясо (говядина) можно ли есть его или лучше не есть т.к. неизвестно кто его зарезал мусульманин, христианин, иудей, многобожник, атеист и т.д. Мусульмане по разному говорят, кто то говорит можно, опираясь на то что государство христианское и они подходят под людей Писания или на хадис: ‘Аиша рассказывала, что однажды она спросила: “О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его»». аль-Бухари 2057. Кто запрещает говорит что государство светское многоконфессиональное и не известно кто резал мясо мусульманин, христианин, иудей, многобожник, атеист и т.д., или может его забили на скотобойне при помощи тока.

Если известно, что животное было зарезано мусульманами или в мусульманской стране, то мы не должны интересоваться, соответствовало ли заклание требованиям шариата. Напротив, мы должны думать о мусульманах только хорошее и надеяться на то, что они зарезали животное, упомянув при этом имя Аллаха. Передают со слов Аиши, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришли люди и спросили: «Что делать, если нас угощают мясом, но мы не знаем, произносили ли эти люди имя Аллаха, когда зарезали животное?» Он сказал: «Произнесите имя Аллаха сами, а затем ешьте его». Этот хадис передал аль-Бухари.

Некоторые комментаторы, опираясь на этот хадис, полагали, что упоминание имени Аллаха при заклании необязательно, однако множество других текстов свидетельствуют об обратном. Поэтому многие ученые считали, что в этом хадисе речь идет о мясе, которое продают или дарят мусульмане, даже если они невежественны и плохо осведомлены о требованиях шариата.

Это мнение усиливается тем, что разрешается употреблять в пищу мясо животного, если зарезавший его мусульманин забыл перед этим произнести имя Аллаха. Ад-Даракутни передал со слов Ибн Аббаса, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Для мусульманина достаточно носить такое имя, и если он забыл произнести имя Аллаха при заклании животного, то пусть произнесет его перед тем, как поесть». Аль-Албани назвал хадис слабым, однако известно, что эти слова принадлежат самому Ибн Аббасу. Прерванную версию этого хадиса передал Абд ар-Раззак.

Но если известно, что мусульманин преднамеренно отказался помянуть Аллаха перед закланием либо посвятил свое жертвоприношение кому-либо, кроме Аллаха, то есть мясо такого животного запрещено. Всевышний сказал: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие» (аль-Анам, 121).

Шариат также запрещает есть животных, зарезанных неверующими, даже если перед этим они произнесли имя Аллаха, потому что такое мясо считается нечистым. Исключением является мясо животных, зарезанных людьми Писания – иудеями и христианами. Всевышний сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (аль-Маида, 5).

Ибн Аббас сказал, что под едой здесь подразумеваются зарезанные ими животные. Он не сделал различий между их мясом и жиром, хотя известно, что людям Писания было запрещено есть «сало коров и овец, кроме того, что находится на спинном хребте и внутренностях или смешалось с костями» (аль-Анам, 146). Из этого следует, что мусульманам разрешено есть мясо любых дозволенных животных, если те были зарезаны людьми Писания, даже если самим людям Писания это мясо прежде было запрещено.

Однако богословы разошлись во мнениях, можно ли есть мясо животных, зарезанное людьми Писания, если они произнесли при этом имя кого-либо из своих святых или пророков, например, имя пророка Исы (Мир ему).

Аз-Зухри сказал: «Есть животных, зарезанных арабами-христианами, можно. Если ты услышишь, что он зарезал его во имя кого-либо, кроме Аллаха, то не ешь его. Но если ты не слышал этого, то ешь, ведь Аллах позволил тебе это, зная о том, что они – неверующие». Аш-Шафии сказал: «Если они режут животное во имя кого-либо, кроме Аллаха, например, во имя Мессии, то есть его запрещено. Но если они упоминают его имя в смысле молитвы за его благословение, то есть его не запрещено».

Аль-Хулейми сказал, что люди Писания зарезают животных только во имя Аллаха и, в принципе, посвящают свое поклонение только Ему. И если они имеют такое намерение, то мясо зарезанных ими животных можно употреблять в пищу. И даже если кто-либо из них произнесет при этом имя Мессии, он все равно совершает свой поступок ради Аллаха, хотя и совершает тем самым неверие.

Но следует помнить, что употреблять в пищу мясо животных, которые не были зарезаны в соответствии с требованиями шариата, а были убиты током или путем введения лекарственных препаратов, категорически запрещено. Сегодня об этом хорошо практически известно всем производителям мясной продукции, и в настоящее время все компании, режущие животных в соответствии с требованиями шариата, упоминают об этом на этикетке. Поэтому, если мясной продукт поставляется из стран иудео-христианского мира, то его разрешается употреблять в пищу только в том случае, если на этикетке отмечено, что животное было зарезано по мусульманским обычаям или что-либо в этом смысле. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Эльмир Кулиев

Мясо из супермаркета не является дозволенным?

Забивание животного – не просто обычный житейский вопрос, в котором каждый человек может действовать, как пожелает, не прибегая к правилам и принципам Шариата. Напротив, этот процесс рассматривается как акт служения Всевышнему и обладает священным значением по причинам, упомянутым выше.

Посланник Аллаха сказал (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто молится так, как молимся мы, и молится в направлении Киблы, ест зарезанных мусульманами животных, является верующим и находится под защитой Аллаха и его Посланника » (передает имам аль-Бухари, ссылаясь на Анаса ибн Малика, да будет доволен ими Аллах).

Вопрос: Я встречал мусульман, которые говорят, что для нас халяль мясо иудеев и христиан, например, мясные продукты из макдональдсов, супермаркетов и так далее. Они опираются на мнение Юсуфа аль-Карадави: «И поскольку пища людей Писания, иудеев и христиан, разрешена вам на основе изначальной дозволенности, то есть Аллах не запретил ее вам, соответственно, вы можете есть мясо животных, которых они закололи или убили на охоте, так же, как и они могут делить с вами вашу пищу».

«Понятие «пища людей Писания» из пятого аята суры Трапеза является общим и включает в себя мясо и любые другие продукты. Все они являются разрешенными, кроме тех, что являются запрещенными по своей сути, например, мясо умершего животного, свинина, излившаяся кровь – харам, независимо от того, у кого приобретено это мясо: у христианина, иудея или мусульманина».

«Если мы не слышали, как при заклании животного христианин или иудей произносил другое имя, кроме Имени Аллаха (например, имя Иисуса или какого-нибудь святого), то мясо, которое он предлагает, – халяль. В случае, если упоминалось другое имя, это харам, согласно мнению некоторых ученых, считающих, что в данном случае разрешение на пищу людей Писания не распространяется, потому что животное убито не во имя Аллаха.

Другие придерживаются мнения, что пища людей Писания была разрешена нам Аллахом, Который более сведущ в том, что они говорят, забивая животное».

«Мы знаем, что импортное мясо, такое, как курица и консервированная говядина людей Писания является для нас халялем, даже если животное забивается электрошоком или другим способом. Если они считают, что это соответствует их религии, то для нас такое мясо — халяль. Это применение приведенного выше аята из суры Трапеза (Коран, 5:5)».

Однако, выступая несколько лет назад на конференции Исламо-арабской ассоциации США, где он является постоянным гостем, Карадави очень разозлился, когда ему задали этот вопрос и стал призывать мусульман США (среди гостей конференции было много американских бизнесменов-мусульман) покупать еду в халяльных магазинах, а не в супермаркетах.

Ответ:

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Ответ на этот вопрос разделен на три части:

1. В первой части речь пойдет об истории употребления людьми в пищу мяса и забоя скота.

2. Вторая часть коснется условий и правил, необходимых для того, чтобы закалывание животного соответствовало Шариату.

3. В третьей части мы опровергнем тех, кто считает, что мясо, продаваемое крупными европейскими супермаркетами, — Халяль.

1. История употребления человеком в пищу мяса и способов закалывания животного.

Общеизвестно, что употребление в пищу мяса человеком начинается с его создания. Человек ел мясо с самых давних времен. Однако до прихода Ислама для добычи мяса использовались всевозможные средства. В пищу употреблялось мясо мертвых животных. Были времена, когда от живого животного отрезалась часть. Боль и страдания беззащитного и невинного творения Аллаха не принимались во внимание.

Потом Аллах благословил человечество, послав нам Своего любимого Посланника источником жизни и света. Священный закон Ислама (Шариат), с которым Пророк был послан человечеству, разрешил употребление животного и запретил мертвечину. Мясо некоторых животных, которое вредно для благополучия человека, было запрещено: свинина, мясо собак, кошек и диких животных. Также были введены определенные правила касательно употребления мяса животных, разрешенных в пищу (халяль): нужно выпустить как можно больше крови и других нечистых элементов; животное должно быть забито наименее болезненным, самым милосердным способом.

Обряд закалывания животного также напоминает людям об огромной ценности дара жизни, о том, каким благословением Всевышнего является для нас пища, в частности, мясо.

Священный закон благословенного Посланника Аллаха также различает употребление мяса и другой пищи. Животные похожи на людей – у них есть душа и пять чувств. Они чувствуют боль и удовольствие. И поэтому, казалось бы, употребление мяса животного не должно быть разрешено в пищу людям. Многие люди различных цивилизаций и разных времен, не озаренные Откровением, приходили к такому заключению. Однако Аллах Всемогущий по Своей безграничной Милостй и Милосердию разрешил людям употреблять мясо определенных животных. Он сделал человека своим лучшим созданием и создал для него всякие блага. Всевышний Аллах говорит: «Он создал для тебя все вещи на земле». Сура «Аль-Бакара», 29.

Этим Ислам и отличается от созданных человеком религий и верований — он предписывает определенные методы забивания животных. Он создал принципы и предписал законы, без соблюдения которых такое мясо будет запретно к употреблению. Забивание животного – не просто обычный житейский вопрос, в котором каждый человек может действовать, как пожелает, не прибегая к правилам и принципам Шариата. Напротив, этот процесс рассматривается как акт служения Всевышнему и обладает священным значением по причинам, упомянутым выше.

Посланник Аллаха(мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто молится так, как молимся мы, и молится в направлении Киблы, ест зарезанных мусульманами животных, верующий и находится под защитой Аллаха и его Посланника «. В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мне было велено бороться с людьми, пока они не скажут: «Нет Бога, кроме Аллаха». Когда они произнесут это и будут молиться, как мы, и молиться в направлении Киблы, и резать животных так, как режем мы, их кровь и имущество будут священными , кроме случаев, разрешенных Шариатом».

Приведенные выше хадисы благословенного Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ясно определяют, что забивание животного в соответствии с правилами занимает важное место в Шариате. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) перечислил в одном ряду намаз, направление Киблы и забивание животных. Он сказал, что эти черты отличают истинного верующего, мусульманина (чья жизнь и имущество неприкосновенны), от немусульманина.

Поэтому те, кто считает, что забить животное – рутинная задача, не связанная с религией, и что это можно сделать, как угодно, явно заблуждаются и противоречат словам Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Как может верующий считать этот вопрос светским, если наш дорогой Пророк (мир ему и благословение Аллаха) считал, что это отличает мусульманина от неверного?

Таким образом, мы видим, что Шариат дает четкие предписания касательно употребления мяса в пищу. Есть четкие принципы, правила и законы, которых мусульманин должен придерживаться. Некоторые из этих законов связаны с шариатским хукмом в отношении самого животного, другие – с процедурой забивания . Если эти законы не соблюдаются, мясо считается харамом.

2. Условия и правила, по которым закалывание считается действительным.

Правилам и законам, касающимся охоты и забивания , уделяется в фикхе большое внимание из-за той важности, которую Аллах и его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) придали им. Факихи разъясняют эти правила в своих работах очень подробно, основываясь на доводах Корана и Сунны и словах сподвижников. Вы почти не найдете книг по фикху без отдельной главы об охоте и забивании скота. Конечно, мы не сможем охватить их все в такой краткой статье, но это и не является нашей целью. Самые важные условия будут описаны далее.

Существует три базовых условия закалывания по Шариату:

а) Большая часть четырех вен (включая яремную) должны быть перерезаны острым режущим предметом;

б) Во время закалывания нужно произнести имя Аллаха (непосредственно или фактически — если тот, кто обычно произносит, забыл произнести);

в) Животное должно быть зарезано мусульманином или кем-то из людей Писания (ахль уль-Китаб) (как пишут Хаскафи и ибн Абидин в книге «Радд аль-Мухтар» -хашия на «Дурруль-Мухтар»).

Здесь нужно напомнить, что необходимо выполнить все эти условия независимо друг от друга. Невыполнение любого из них делает мясо животного запретным к употреблению. Сейчас мы более подробно рассмотрим каждое из них.

Первое условие.

Всемогущий Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины, или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь. Но мясо той разрешённой скотины, которую вы ещё застали в живых, годится в пищу». Сура «Аль-Маида», 3.

Если животное, домашнее или дикое, – халяль, его кровь должна пролиться с помощью инструмента с острым режущим краем. И оно должно быть зарезано не за счет силы, а с помощью остроты лезвия. Этим острым предметом может быть нож или любой другой предмет. Однако использовать для этого коготь или клык нежелательно (макрух) по мазхабу Абу Ханифы и недопустимо по шафиитскому мазхабу.

В достоверном хадисе, который приводит имам аль-Бухари и другие, говорится: «Если режущий инструмент приводит к тому, что кровь хлынула ключом, и было упомянуто имя Аллаха, то ешьте, но не пользуйтесь при забивании клыком или зубом».

Передается от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха сказал: «Чем бы вы не перерезали яремную вену – это мясо можно есть».

Ибн Аббас и Абу Хурайра, да будет доволен ими Аллах, передают: «Посланник Аллаха запретил прибегать к шариату шайтана, когда животное закалывается без перерезания вен, просто ранением, а затем умирает».

Следуя вышеприведенным хадисам и другим свидетельствам, факихи считают, что для того, чтобы мясо животного стало халяльным, необходимо рассечь животное таким образом, чтобы кровь хлынула ключом. При таком методе забоя из животного выходит больше всего нечистых веществ.

Факихи разошлись в том, какие именно вены животного должны быть перерезаны. Согласно имаму Шафии, нужно перерезать столбчатую и пищеводную жилу для того, чтобы мясо считалось халяльным. Согласно нашему, ханафитскому, мазхабу, нужно рассечь три из четырёх артерий. Однако все факихи сходятся на том, что место для рассечения – горло и верхняя часть груди.

Второе условие.

Что касается второго условия (произнесения имени Аллаха), большинство факихов придерживаются мнения, что это обязательно. Если кто-то не произнес имя Аллаха, специально и сознательно, животное не разрешается в пищу. Однако если это случилось по забывчивости, мясо остается халяльным, об этом говорится в первоисточниках.

Это мнение большинства факихов. Очень часто имаму Шафии, да будет доволен им Аллах, приписывают мнение, что мясо является халяльным, даже если имя Аллаха намеренно не было произнесено, и что произносить имя Аллаха в данном случае – сунна. Однако мой уважаемый учитель муфтий Таки Усмани, да хранит его Аллах, оспаривает это мнение . Он говорит, что мнение великого муджтахида, да будет доволен им Аллах, распространяется лишь на те случаи, когда кто-то изредка забывает произносить имя Аллаха. Если непроизнесение имени Аллаха входит в привычку и происходит по небрежности или осознанно, то, согласно имаму Шафии, это не допускается также, как и согласно другим .

Доказательства необходимости забивать животное с именем Аллаха.

«Аллах разрешает есть скот после того, как он заколот; но не ешьте то, над чем во время закалывания не было произнесено имя Аллаха, если Его имя не было упомянуто нарочно или было упомянуто другое имя, помимо Аллаха. Ведь это — нечестие и неподчинение законам Аллаха!». Сура «Аль-Анам», 121.

Вышеприведенный текст явно свидетельствует о необходимости произнесения имени Аллахa при забивании животного и о незаконности мяса животного, если имя не произносится, как говорят крупные муфассиры.

а) Всевышний Аллах говорит: «Тебя (о Мухаммад!) спрашивают, что разрешается им в пищу. Скажи им: «Вам Аллах разрешает блага, которыми наслаждаются чистые здоровые души, и то, что изловят вам дикие животные, приученные вами к лову, как указал вам Аллах. Ешьте из того, что они вам изловят, и призывайте имя Аллаха, направляя их на охоту. Бойтесь Аллаха и повинуйтесь тому, что установлено Шариатом Ислама, не преступайте границ Шариата. Остерегайтесь неповиновения Аллаху в этом! Он скор в расчёте!» Сура «Аль-Маида», 4.

б) Всевышний Аллах говорит: «Почему вы не должны есть из того, над чем произнесено имя Аллаха». Сура «Аль-Анам», 119.

в) Джундуб ибн Суфьян аль Баджали рассказывает: «Однажды мы пришли к Посланнику , чтобы совершить жертвоприношение. Некоторые зарезали своих животных до праздничного намаза. Когда Пророк совершил намаз и увидел, что кто-то забил животных до молитвы, он сказал: «Тот, кто режет до молитвы, должен принести новую жертву вместо этой, а те, кто не резал до молитвы, пусть режут с Именем Аллаха».

Третье условие.

Третье условие — животное должно быть забито мусульманином или людьми Писания (ахль аль-китаб). Животное, забитое кем-то другим, кроме мусульманина и ахль аль-китаб, даже при выполнении всех остальных условий, по мнению факихов, считается харам. По этому вопросу существует иджма крупных авторитетных ученых.

Всевышний Аллах сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им». Сура «Аль-Маида», 5.

Словом «пища» в этом аяте обозначены именно животные, забитые людьми Писания. В этом аяте ясно говорится о том, что мясо животного, забитого людьми Писания, дозволено употреблять в пищу . Однако, существует фундаментальный принцип науки тафсира (толкования Корана), который гласит: «Одна часть Корана объясняет другую «.

Следовательно, этот аят должен пониматься в свете другого аята, упомянутого ранее и относящегося к этой же теме: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха…» Сура «Аль-Анам», 121.

Из этих обоих аятов становится ясным, что животное, забитое (забиха) людьми Писания, дозволено лишь в том случае, если в момент забивания было произнесено Имя Аллаха, а сам процесс был совершён верным способом. Как упоминалось ранее, произнесение Имени Аллаха является самостоятельно необходимым условием . Об этом говорится в следующем разделе.

3. Ответ тем, кто заявляет, что мясо, предлагаемое западными супермаркетами, – халяль.

Рассмотрим, какие доводы приводят группы, полагающие, что мясо из европейских супермаркетов, – халяль. В частности, это утверждает шейх Юсуф аль-Карадави, как было верно указано в вопросе.

Я бы не хотел никого оскорбить, моя цель – истина. Шейх Юсуф аль-Кардави – великий ученый, который много сделал во благо Ислама и донес его послание до огромного числа людей. Пусть Аллах вознаградит его благом за это. И не подобает простому студенту, каким являюсь я, критиковать его. Однако только в нашей религии борьба за истину наделяет таким правом студентов и простых людей. И только баракят этих великих ученых дает право тем, кто находится ниже них, приводить их взгляды на тот или иной вопрос в предисловии и лишь потом высказывать свою точку зрения. Все это делается только в поиске довольства Аллаха.

Говоря о шейхе Юсуфе аль-Карадави, думаю, нужно привести отрывок из статьи Саййиди Фараза Раббани, опубликованной ранее:

«Факихи традиционного толка предостерегают насчет методологии фикха, которой пользуется шейх Карадави, а особенно его излишней снисходительности в некоторых вопросах, которая граничит с расхлябанностью, неряшливостью и пренебрежением. Это происходит потому, что он не ограничивает себя достоверными позициями четырех школ и известен среди ученых своими ошибочными позициями и мнениями. Они уважают его как ученого, однако предостерегают от тех его высказываний, которые расходятся с позицией четырех мазхабов».

Шейха Карадави опирается в своем решении этого вопроса на мнение, что (приведенный ранее) аят Священного Корана, разрешающий еду людей Писания, есть аят общий, следовательно, в нём идёт речь о мясе и других продуктах независимо от того, как происходило забивание и было ли произнесено Имя Аллаха. Он также приводит довод, что пища людей Писания разрешена по принципу первоначальной дозволенности вещей, поскольку она не была запрещена Всевышним Аллахом.

В связи с этим возникает два вопроса:

а) Необходимо ли, чтобы люди Писания забивали животное по Шариату?

б) Необходимо ли, чтобы они произносили имя Аллаха?

Первый вопрос:

Необходимо ли, чтобы люди Писания забивали животное по Шариату?

Большинство ученых считают, что животное, убитое иудеем или христианином, может считаться халялем лишь в том случае, если оно было забито по Шариату. Ниже мы приводим доказательства этого:

1) Всемогущий Аллах сказал в суре Трапеза: «О вы, которые уверовали! Вам запрещается в пищу мертвечина, текущая кровь, свинина и то, что заколото без упоминания имени Аллаха, мясо удавленной скотины или павшей от удара, или убившейся от падения с высоты, или забоданной рогами другого животного, или мясо скотины, которую заел хищный зверь. Но мясо той разрешённой скотины, которую вы ещё застали в живых, годится в пищу». Сура «Аль-Маида», 3.

Свинина в этом аяте объявлена запрещенной, так же, как и животное, задушенное до смерти или убитое ударом. Если признавать животное, например, задушенное людьми Писания, разрешенным, то нужно также признать, что разрешена и свинина, поскольку они упоминаются в одном контексте и она также входит в «еду людей Писания».

2) Смысл аята: «Еда людей Писания дозволена вам», — заключается том, что это правило действительно только в том случае, если христиане и иудеи забивают животных так же, как и мусульмане. Как можно говорить, что животное, забитое людьми Писания, является халяльным независимо от процедуры забивания, когда животное, забитое мусульманином таким же образом (не соответствующим Шариату) — харам?!

3) Ислам разграничивает людей Писания и других немусульман в отношении к забою скота и женитьбе, поскольку законы христиан и иудеев в этом аспекте схожи с Шариатом. Например, в иудейской Мишне содержатся те же правила закалывания скота.

Из этого ясно следует, что разрешенность употребления в пищу мяса иудеев и христиан следует лишь из того, что они придерживаются в этом вопросе тех же принципов, что и мусульмане.

4) Если кто-то хочет жениться на иудейке или христианке, но сделает это, нарушив законы Шариата, например, женится без свидетелей или на ближайших родственницах, то это будет харамно безо всяких сомнений. Так почему в аналогичном вопросе с забоем скота может быть иначе?

Есть также и другие доказательства, но думаю, что приведенных выше хватит, чтобы не затягивать наш разговор.

Второй вопрос:

Обязательно ли людям Писания произносить имя Аллахa?

В этом вопросе факихи расходятся.

Согласно ханафитской и ханбалитской школе, это является уcловием для того, чтобы животное было халяльным. Ученые также считают, что животное, забитое людьми Писания, считается халяльным, потому что им было предписано делать это с Именем Аллаха.

Есть и другой аспект этого вопроса. Многие на Западе называют себя христианами. Однако это лишь название. На самом деле, это не так. Они не верят твердо ни в Бога, ни в посланную Им книгу, ни в Пророка . Они лишь называют себя христианами, но, на самом деле, не придерживаются никакой религии. Поэтому их нельзя назвать людьми Писания. Они атеисты, и мусульманам не разрешается есть забитых ими животных, согласно иджме.

Итак, мясо, продаваемое западными супермаркетами или предлагаемое христианами, считается харамом, так как обычно не выполняются условия, делающие его халяльным, и так как его забивают не настоящие христиане. Кошерное же мясо по своей природе является разрешенным, однако видные исламские ученые, включая самого шейха Карадави, говорят, что надо воздержаться от употребления этого мяса из-за сионистского режима в Палестине.

А Аллаху об этом ведомо лучше, и только от Него — успех во всяком деле.

Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари, Великобритания

Что нельзя употреблять в пищу мусульманам

Пищевые запреты в исламе, о которых в общих чертах знают как мусульмане, так и иноверцы, связаны не с усложнением религии Аллаха, а облегчением. Их цель – показать людям то, что полезно и необходимо для жизни, а от чего стоит воздержаться. Также нужно помнить о действии принципа «разрешено всё, что не запрещено». Следовательно, в мусульманской кулинарии не так много ограничений, как кажется на первый взгляд.

В Своём Слове Всевышний предупредил верующих, что Его Посланник (с.г.в.) будет направлять людей в данном вопросе:

«Он повелит им совершать одобряемое и запретит совершать предосудительное, объявит дозволенным благое и запрещённым – скверное, освободит их от бремени и оков. Те, которые уверуют в него, станут почитать его, окажут ему поддержку и последуют за ниспосланным вместе с ним светом, непременно преуспеют» (7:157)

Основной критерий для правоверных в исламе относительно дозволенности – халяль или харам. Если в основных шариатских вопросах мнения касательно разрешённого и запрещённого совпадают, то вопрос питания имеет свои тонкости и различия в каждой богословско-правовой школе (мазхабах). В основе своей они схожи и имеют общие принципы, которые базируются на явных доводах, приведённых в Коране и Благородной сунне. По большей части это касается мяса определённых видов животных: какие позволяется употреблять в пищу (халяль) и сильно не осуждается Шариатом (мубах), а какие запретны (харам) либо порицаемы (макрух).

Характерным примером является употребление некоторыми мусульманскими народами конины. У казахов, киргизов, татар и башкир она является распространённым и популярным видом мяса. С другой стороны, узбеки, таджики и турки, которые придерживаются того же ханафитского мазхаба, не употребляют конину – для них эта еда не дозволена. Общим в мясном рационе всех этих наций является полное исключение свинины, в соответствии с категоричным религиозным предписанием.

В целом каждый вид живущих на суше травоядных животных (т.е. все, кроме хищников) разрешено употреблять в пищу. При этом не является каноническим препятствием то, что некоторые копытные домашние животные, такие как верблюд, бык, корова, козёл, буйвол, овца, баран и др., могут использоваться в хозяйстве не только для получения мяса и молока, но и в качестве источника шерсти, шкур или как тягловая сила:

«Он также сотворил скот, который приносит вам тепло и пользу. Вы также употребляете его в пищу» (16:5)

Исключением в этом ряду выступает осёл, отнесённый к категории харам:

«Аллах – Тот, Кто создал для вас скотину, чтобы на некоторых из них вы ездили верхом, а другими – питались» (40:79)

«Он сотворил коней, мулов и ослов, чтобы вы ездили на них верхом и для украшения. Он творит также то, о чём вы не ведаете» (16:8)

По конине имам Абу Ханифа высказал мнение о порицаемости (макрух танзихи), поскольку лошадь используется как средство передвижения. Имамы Абу Юсуф и Мухаммад отнесли конину к категории дозволенной пищи. Поэтому она считается разрешенной у ханафитов, и в то же время лучше воздержаться от её употребления.

Что такое мертвечина?

Вторым важным критерием, по которому определятся дозволенность или запрет мясного продукта – это правильный забой скота (забиха) и мертвечина:

«Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха (или что было зарезано не ради Него), или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его, и то, что зарезано на каменных жертвенниках (или для идолов), а также гадание по стрелам. Всё это есть нечестие. Сегодня неверующие отчаялись в вашей религии. Не бойтесь же их, а бойтесь Меня. Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довёл до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. Если же кто-либо будет вынужден пойти на это (на употребление запрещённых продуктов) от голода, а не из склонности к греху, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (5:3)

В фикхе (т.е. исламском праве) мертвечиной считается любое живое существо, которые погибшее вследствие естественной смерти, удушья, от утопления, сгорело в пожаре, подверглось поражению электротоком или умерло в результате травмирования. К употреблению разрешены лишь те животные и дикие звери, которые забиты целенаправленно, либо были убиты во время охоты.

Касательно рыбы, в мазхабе ханафитов так же запрещено употреблять рыбу, умершую в своей родной стихии естественным образом. Однако в случае, если на неё подействовали внешние природные факторы или она была выброшена волной на берег, то такую рыбу признают халяльной.

Неправильный забой животного (например, без упоминания имени Всевышнего или с упоминанием каких-либо идолов) приравнивает такое мясо к мертвечине. Шариатом установлены правила правильного забоя животного, основанные на гуманном подходе к живым существам. Создаются максимальные условия, чтобы животное не боялось, не испытывало сильной боли и тяжёлых длительных мук. Также правильный забой предполагает обязательное кровопускание, в отличие от современного метода забоев электрошоком и сдиранием кожи у животного, которое, по сути, находится без сознания. Очень важно и необходимо при этом, чтобы при заклании было сказано: «Бисмилляхи. Аллаху Акбар!» При этом забойщик не обязательно должен быть мусульманином, совершающим пятикратный намаз.

Можно ли есть морепродукты?

Касательно морепродуктов действуют свои правила. По ханафитскому мазхабу дозволено есть только рыбу, а крабы, кальмары, креветки не относятся к халялю. В шафиитском мазхабе разрешено употреблять все морские и речные животные, которые не могут жить на суше или находиться долгое время без воды (как, к примеру, кит или дельфин).

Ученые трёх мазхабов (шафиитского, маликитского и ханбалитского) считают возможным применение в пищу морских крабов и кальмаров, обосновывая своё мнение на общем разрешении на морепродукты в Священной Книге ислама:

«Вам дозволены морская добыча и еда во благо вам и путникам, но вам запрещена охотничья добыча на суше, пока вы находитесь в ихраме. Бойтесь Аллаха, к Которому вы будете собраны» (5:96)

Дозволенность (халяль) таких морских продуктов, как креветки, особенно тем, кто живёт в неисламских странах, из-за трудности питаться халяльным мясом является своего рода облегчением религии.

Запрещённые в исламе ингредиенты

Если вопрос с мясными продуктами более или менее ясен, то когда речь идёт о современных продовольственных товарах, в составе которых много примесей, продолжает вызывать множество разногласий. Например, желатин, который может готовиться как из свинины, так и крупного рогатого скота. Если в первом случае желатин будет харамом, то для произведенного из другого животного появляется условие для разрешения: оно должно быть забито по канонам ислама.

Нет единогласного мнения о кармине, приготовленном из насекомых. Этот ингредиент придаёт напиткам и продуктам красный цвет. Так же нет единогласного решения в вопросе сычужного фермента.

Считая эти продукты разрешёнными, сторонники такой позиции опираются на хадис: «Самым лучшим уксусом является уксус, полученный из вина» (хадис передал аль-Байхаки). В данной ситуации речь идёт об изменении структуры вещества под воздействием химических процессов, когда продукт теряет свои первоначальные свойства, цвет, запах.

В этих случаях можно избегать употреблять такие продукты с сомнительным составом, выбирая альтернативные продукты. Например, желатин успешно заменяют агаром (водорослями), а сычужный фермент животного происхождения – на микробилогический.

Резюмируя, перечислим, на что в исламе действуют пищевые запреты:

1. То, на что введён явный запрет в Коране (свинина, осёл, мертвечина).

3. Земноводные и рептилии, которые могут обитать одинаково и в воде, и на поверхности земли (лягушки, змеи, крокодилы).

4. Все животные, причиняющие вред (мыши, ежи).

5. Хищные животные (волк, лев, лиса, собака, кошка, медведь).

6. Хищные птицы, которые охотятся на прочих животных, применяя свои когти (сокол, ястреб).

Два последних запрета основаны на хадисе Заключительного Божьего посланника (с.г.в.), назвавшего запретным мясо хищников с клыками и птиц с когтями (передал Муслим).

7. В ханафитском мазхабе считается макрухом употребление мяса и молока животных, питающихся нечистью.

8. Продукты, состав которых включает запрещённые ингредиенты, включая алкоголь.

Халяль – мировой #супертренд или развенчиваем мифы о продуктах халяль

Всё чаще в обиходе нам встречается слово «халяль». В интернете, в журналах, на вывесках магазинов, на этикетках товаров мы видим «халяль» и фирменный знак с полумесяцем.

Этот термин пришел из арабского языка и дословно переводится как разрешенный, дозволенный. Так обозначаются чистые продукты, проверенные, рекомендованные и безопасные. Мировая индустрия товаров и услуг с маркировкой «халяль» стремительно развивается и включает в себя всё больше отраслей: пищевую промышленность, банковский сектор, туризм, фармацевтику.
Но конечно чаще всего термин «халяль» используется в отношении продуктов питания. Сейчас мировой рынок пищевых продуктов халяль оценивается в $ 1,1 трлн, с уверенной перспективой роста до $ 2 трлн уже к 2018 году, сообщает авторитетное издание Уммаинформ.
Давайте разбираться, кто же он, современный потребитель продуктов халяль? И какие мифы созданы вокруг этого понятия.
Миф №1. Продукты халяль – только для мусульман.
Самое частое и забавное заблуждение, что товары халяль – только для мусульман. Или даже что людям других конфессий есть их нельзя. Но статистика – вещь упрямая: до 60% потребления продуктов халяль приходится именно на представителей других религий или вообще неверующих.
Что же заставляет христиан или атеистов покупать товары халяль и даже – не будем скрывать – платить за них дороже, чем за другие?
«Я православный, – рассказывает Алексей, – но мясо у нас в Видном покупаю только в халяльном магазине. Я же вижу, что когда жаришь его на мангале, из него натуральный прозрачный сок выделяется, а не белая мутная пена. И на вкус это мясо, а не что-то непонятное».
Таких историй много, часто покупатели голосуют рублем именно за качество и вкус, а не за значок «халяль». Кто-то рассуждает иначе, считая, что в пищевых продуктах самое главное – это не вкус, а натуральность и польза. Сертификация халяль – это дополнительное подтверждение как раз безопасности и экологичности.
Безопасность, польза, качество и вкус – это категории, не имеющие национального или религиозного окраса. Это важно для всех, особенно для тех, у кого есть дети.
Миф №2. Значок халяль – это просто рекламный ход.
Рассмотрим на примере мясных продуктов: надо признать, что самые строгие требования в системе сертификации халяль относятся как раз к мясу. Точнее начинается всё с того, как выращивают и чем кормят скот. Не секрет, что сейчас в массовом животноводстве часто используют гормоны роста для набора веса, антибиотики для лечения, корм с ГМО. Делается всё, чтобы мяса было больше и как можно быстрее. Ну и конечно, чтобы снизить себестоимость в итоге.
В продуктах халяль это исключено. Теленка, барашка или птицу никогда не будут кормить ненатуральным кормом, и обкалывать гормональными препаратами. Ну и свинина, конечно — полностью под запретом.
Важно, и как происходит убой скота и разделка. Щадящие способы убоя животных не отравляют мясо адреналином. Некоторые части туши использовать в пищу нельзя. А полное обескровливание не позволяет размножаться бактериям. Все эти факторы приводят к тому, что мясные продукты халяль – более здоровые и чистые.
Так что считать, что значок «халяль» — это только рекламный трюк, конечно неверно. Халяль – очень строгие и сложные для выполнения правила. Получить сертификат и разрешение на законное использование знака «халяль» можно только после всеобъемлющего исследования производства, сырья, готовой продукции.
Миф №3. Халяль – это только про мясо.
Халяль не заканчивается запретом на свинину и алкоголь. И хотя действительно самые строгие ограничения в системе сертификации халяль применяют к мясу, сводить всё только к мясным продуктам неверно. Все продукты халяль считаются экологически чистыми. Давайте рассмотрим, какие требования есть в этой системе:
— не использовать при производстве продуктов питания химические красители, консерванты, ароматизаторы, усилители вкуса. Понятно, что продукты с длительным сроком хранения требуют консервантов. Но с продуктами халяль таковыми могут выступать только натуральные органические кислоты, например, лимонная.
— не использовать генно-модифицированные организмы и не закупать сырье, в котором использовались ГМО. Возможно, вы знаете, что в большинстве стран Европы нет запрета на использование ГМО, несмотря на жаркие споры на эту тему. Разрешено такое сырье также в США и Китае. Производители халяль полностью отказываются от ГМО.
— не использовать пестициды и гербициды при обработке полей и садов. Дорогостоящий, но единственно приемлемый способ удобрения почвы – это органические удобрения. Проще говоря, даже трава, которую ест корова, безусловно, должна быть без малейших признаков химии и ГМО.
— указывать на этикетке 100% компонентов, входящих в состав. Не секрет, что некоторые недобросовестные производители прибегают к этой уловке – скрывают часть состава на этикетке. У производителей халяль, если будет установлен такой случай, навсегда отбирается сертификат халяль. С учетом того, что риск слишком большой, халяльные предприятия всегда отличаются полной и подробной информацией на этикетке.
— не использовать переупаковку и другие манипуляции для продажи несвежего товара. Как говорил классик «Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя». И хотя подобные манипуляции впрямую запрещены законом, но съемки скрытой камерой, попадающие в интернет и на ТВ, говорят нам о том, что в магазинах и на производствах часто используются приемы с переклейкой сроков годности и придания свежего вида испорченным продуктам. Штрафы мало кого пугают. Но в нашем случае, отзыв сертификата халяль у производителя и невозможность получить его заново – вот настоящая гарантия для покупателя.
Миф №4. Халяль – это необоснованно дорого.
Продукты халяль дорогие. Точка. Обоснованно дорогие. Опять точка. Товар, произведенный из натурального сырья с соблюдением всех правил, не может получиться дешевым. Если вы видите в магазине продукт халяль, который стоит дешевле, чем обычный аналог, попросите посмотреть сертификат халяль.
Но если каждый из нас вспомнит, сколько денег было оставлено в последний раз в аптеке, на ситуацию можно будет взглянуть иначе. Огромный перечень заболеваний, которые либо вызваны, либо усугубляются неправильным питанием, заставляет нас все внимательнее относиться к продуктам, которые мы едим. Всё это инвестиции в своё здоровье.
«Когда у нас в Казани поднялся вопрос о переводе всех детских садов на питание халяль, — делится Светлана, — я очень обрадовалась. Религия здесь не причем, я просто хочу, чтобы моя дочь Маша нормально питалась. Если взрослые ещё как-то могут на себе сэкономить, то для детей всегда все самое лучшее стараешься выбрать».
Кстати, национальный и религиозный состав малышей в детских садах с халяльным питанием показывает, что Светлана явно не в меньшинстве и «Лучшее — не бывает дешевым!».
Миф №5. Настоящие продукты халяль сложно купить в России.
Конечно, в России по определению не может быть, например, охлажденного мяса из арабских стран. Транспортировка скоропортящихся товаров на такие дальние расстояния невозможна. Но в России уже есть свои производители продуктов халяль.
К тому же российский рынок очень интересен для ведущих производителей мира. Большая численность населения, высокий уровень культуры, урбанизация и сравнительно высокий доход на душу населения – это факторы, привлекающие к нам многих иностранных поставщиков. Поэтому поставки в Россию продукции халяль, начали, уже многие предприятия из Марокко, Малайзии, европейских стран. А рост спроса на товары халяль, причем стремительный, выделяет рынок нашей страны как один из наиболее перспективных в мире.
Миф №6. Всё, что восточное – халяль.
Культура Востока сейчас в моде. Поэтому многие бренды стилизуются в восточной тематике. Это могут быть и название, и арабский шрифт, и характерные узоры. Часть этих продуктов действительно является халяльными. Оставшаяся часть эксплуатирует интерес к продуктам халяль за счет аудитории, которая не хочет вникать в нюансы.
Халяльной является не та продукция, чья этикетка украшена замысловатым узором. А та, качество и соблюдение требований которой подтверждено узнаваемым значком с полумесяцем и соответствующим сертификатом. Если товар импортный, лучше чтобы требования халяль подкреплялись и разрешением той страны, где он производится, и Советом Муфтиев России. Если готовый продукт и технология соответствуют всем строгим требованиям, для производителя это не составит труда.
Резюмируя, мы приходим к выводу, что потребление продуктов питания халяль не зря является мировым #супертрендом. И в основе этого тренда не только религиозные факторы. Продукты халяль – качественное, здоровое, экологически чистое питание. А все больше людей понимают, как важны эти характеристики, и готовы за это платить. Особенно, если мы говорим о питании детей.

Съесть вопросЧем отличается халяльное мясо от кошерного?

Кошерное и халяльное мясо одинаково только в том, что при его производстве следуют религиозным законам. В остальном же кошерное — абсолютно другое дело.

Есть множество правил. Самые основные касаются употребления конкретных животных в пищу и способа их производства.

Что касается птиц, то по кашруту запрещено употреблять в пищу только хищных. Далее, те птицы, которых кололи гормонами, антибиотиками и другими препаратами, уже не кошерны. Следующее правило касается способа забоя: резать нужно очень острым ножом в специальном месте по шее, делать это нужно спокойно, без малейшей дрожи в руках, и чтобы животное было максимально неподвижно — так птица не почувствует боли. Делает это обученный шохет, который одной рукой держит курицу, а другой режет. Если хоть какой-то пункт не был соблюдён (дрогнула рука, нож был недостаточно острым и так далее) — курица не кошерна. Шохет сам понимает, правильно он сделал или нет. Если всё в порядке, курицу осторожно вскрывают, чтобы не повредить внутренние органы, и проверяют, все ли они здоровы. У нас в том числе есть и правила по тому, какого цвета должны быть, например, лёгкие. Таким образом можно определить, болело ли животное. Если хоть один орган оказался больным, вся курица не годится. Если же курица была здоровой, то начинают промывать внутренности, чтобы убрать кровь. После тушу оставляют в соли на полчаса, чтобы вытянуть оставшуюся кровь. Затем замачивают и промывают от соли. Так же поступают с гусями, утками, индюками и другими птицами.

С мясом крупного рогатого скота способ похожий: животное должно быть здоровым, надрез нужно делать быстро и острым ножом, промывать и оставлять затем в соли, но есть особенности. Например, мы можем использовать в пищу только переднюю часть туши. В задней части находится седалищный нерв, на который наложен запрет в Торе, а удалить его очень сложно. Что касается передней части, то её чистят от жил и разделывают на куски.

Кошерное или халяль? В чем отличие?

Давеча, покупал я обычное мясо в магазине. Внимание мое привлек более дорогой продукт с надписью «Халяль» на этикетке. Цена, разумеется, была значительно выше обычного и потому, захотелось мне выяснить, в чем же отличие. Заодно и понять, какая разница в кошерном продукте от вышеупомянутого. Вроде все также, да не так…

Итак:

Кошерное — то, что произведено по правилам кашрута, в основе которого лежат законы Торы. «Халяль» буквально с арабского переводится как «дозволенное Аллахом», и в мусульманском мире означает дозволенные поступки в целом. Если говорить о продуктах, то, в основном, те, которые являются кошерными, одновременно являются и халяльными. В обратную же сторону это правило НЕ действует.

Оказывается, кошерное и халяльное мясо одинаково только в том, что при его производстве следуют религиозным законам. В остальном же кошерное — абсолютно другое дело.

Есть множество правил.

Самые основные касаются употребления конкретных животных в пищу и способа их производства.

Что касается птиц, то по кашруту запрещено употреблять в пищу только хищных. Далее, те птицы, которых кололи гормонами, антибиотиками и другими препаратами, уже не кошерны. Следующее правило касается способа забоя: резать нужно очень острым ножом в специальном месте по шее, делать это нужно спокойно, без малейшей дрожи в руках, и чтобы животное было максимально неподвижно — так птица не почувствует боли. Делает это обученный шохет, который одной рукой держит курицу, а другой режет. Если хоть какой-то пункт не был соблюдён (дрогнула рука, нож был недостаточно острым и так далее) — курица не кошерна. Шохет сам понимает, правильно он сделал или нет. Если всё в порядке, курицу осторожно вскрывают, чтобы не повредить внутренние органы, и проверяют, все ли они здоровы. Есть и правила по тому, какого цвета должны быть, например, лёгкие. Таким образом можно определить, болело ли животное. Если хоть один орган оказался больным, вся курица не годится. Если же курица была здоровой, то начинают промывать внутренности, чтобы убрать кровь. После тушу оставляют в соли на полчаса, чтобы вытянуть оставшуюся кровь. Затем замачивают и промывают от соли. Так же поступают с гусями, утками, индюками и другими птицами.

С мясом крупного рогатого скота способ похожий: животное должно быть здоровым, надрез нужно делать быстро и острым ножом, промывать и оставлять затем в соли, но есть особенности. Например, можно использовать в пищу только переднюю часть туши. В задней части находится седалищный нерв, на который наложен запрет в Торе, а удалить его очень сложно. Что касается передней части, то её чистят от жил и разделывают на куски.

В Торе сказано, что кровь — это душа. Пока в животном есть кровь, в нём есть и жизнь

Некоторые законы, прописанные в Торе, объясняются и даже подтверждаются с медицинской точки зрения, некоторым законам конкретного подтверждения нет, и тут вступает вопрос веры — рано или поздно их необходимость подтвердится, как и в случае с другими, объяснение которым уже есть. Например, нельзя точно объяснить, почему в пищу разрешено только мясо животных, являющихся одновременно жвачными (травоядными) и парнокопытными. Поэтому свинина не употребляется: свинья парнокопытна, но при этом не травоядна.

С другой стороны, запрет употребления в пищу крови имеет объяснение. В Торе сказано, что кровь — это душа. Пока в животном есть кровь, в нём есть и жизнь. Поэтому кровь полностью выводится из животного.

Чем отличается халяльное мясо от кошерного?

«Халяль» означает «дозволенное», «харам» — запрещённое, и его намного меньше. В Коране написано, что «пищу людей Писания», то есть иудеев, можно употреблять в пищу. Принципы похожи на принципы кашрута, и продукт, признанный кошерным, также является халяльным, но это работает только в одну сторону, так как халяль не всегда является кошерным. Правила в данном случае менее строгие.

Если говорить о мясе, то также запрещено употреблять в пищу свинину, мёртвых животных и хищных птиц.

Согласно стандартам сертификации «Халяль», животное должно быть здоровым, забой должен происходить гуманным методом: одно животное не должно видеть, как забивают другое; забивать должны быстро и остро отточенным ножом путём перерезания шейной артерии; в это же время забойщик произносит молитву «Бисмилляхи Рахмани Рахим», в переводе с арабского «во имя Аллаха Милостивого и Милосердного». Что касается последнего, то чтение молитвы при забое применяется и в других религиях: например, это делали традиционно христиане в деревнях. Также недопустим варварский способ убийства — забой электротоком и размозжением черепа.
По стандарту «халяль» допускается электрооглушение в случае с птицей, по кашруту это запрещено. Чтобы легче снять перья, используются ванны ошпарки, по кашруту перья ощипывают вручную.

Та кровь, которая вытекает из животного после забоя, — запретная. Но кровь, которая остаётся в туше, не трогается. Иудеи пошли дальше: они эту кровь удаляют путём выдавливания.

Далее: мусульмане используют в производстве тушу целиком, иудеи же — только переднюю часть.

Сейчас индустрия халяльной продукции быстро развивается и её можно найти не только при мечети, но и в обычных сетевых супермаркетах. Так что халяль вышел за рамки конфессиональности и его часто покупают люди, не имеющие отношения к мусульманству. Разумеется, из-за промышленного производства начали появляться производители, которые используют маркировку «халяль» в маркетинговых целях и производят продукт, не соблюдая правил. В этой ситуации можно доверять тем продуктам, на упаковке которых стоит знак «халяль». Его могут наносить только те производители, которые прошли процедуру сертификации и получили сертификат Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России.

Вот такие нюансы, в которых, если честно, можно легко запутаться. Однако, если Вы всерьез решили разобраться в данном вопросе, то скорее всего, очень скоро Вы начнете ориентироваться при выборе продукта.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх