Помост

Вопросы веры

Что такое молох?

Молох – мифологический демон и языческий бог. Кто он, в чем его сила, как ему поклонялись.

По сей день представители разных сфер – археологии, истории, а также исследователи в эзотерике, магии и демонологии активно дискутируют, пытаясь четко определить, что собой представляет демон с громким и пугающим именем Молох, фигурирующий в мифологии. Одни считают, что его сущность имеет божественную природу, другие – бесовскую.

Молох в мифологии

В письменах и легендах семитов есть незначительные сведения, касающиеся сущности. В Торе находится древнейшее предупреждение, запрещающее иудеям подносить своих чад Молоху. Того же, кто нарушал запрет и был замечен в поклонении идолу, должны были предать смерти.

То, что жертвы приносятся идолу через пламя, вызывает волну дискуссий. Одни утверждают, что говорится о проведении обрядов, связанных с костром, оппоненты утверждают, что имеется в виду детские убийства во имя идола.

Культ Баала, который имел общее признание в семитских странах (Карфагене, Тире, Финикии), связывался с именем сущности. Обычай предавать сожжению тела тех детей, которые погибали до достижения ими 7 лет, возник именно там. Осуществлялись даже, в случае острой нужды, жертвоприношения живыми детьми. Название обряда – “молх” было похоже на имя сущности. Оспорить интерпретации Торы, Талмуда и Ветхого Завета можно, если анализировать традиции с позиции лингвистики.

Убеждение о бесовской и темной природе идола возникло в Средние века, во время написания гримуаров (где описаны обыватели ада). Немало описанных нечистых духов в письменах иудеев представлены богами.

Маги средневековья спорили о демоне, пытаясь определить, кто он – отдельная сущность, как Вельзевул, или же это бесовская разновидность, сходная с Абарой. Многие религиозные книги используют “молохов”, как обобщающее понятие.

Как приносили жертву Молоху

  1. Жертвами за редким исключением, были дети, кровавый обряд совершали с помощью огня. Но есть предостережение, что бог Молох не принимает жертву от собственного семени. У племен, занимающихся земледелием, семя мужчин, как источник жизни, жертвовалось для улучшения урожайности.
  2. В Библии нет описания идола Молоха однако известно, что внешний вид его был с головой и рогами быка. Есть предположения, связывающие его с Золотым Тельцом, в железную фигуру которого помещались жертвенные подношения.
  3. В одном из ужасных предположений говорится, что жертвы детей приносились в камеру живыми.
  4. Связь сущности с Геенной огненной, стала в христианстве, иудаизме и исламе базисным воззрением.

Термин “геенна” произошел от “Енном” – наименования местности вблизи Иерусалима. В этом месте приносили жертвы через пламя, а позже жгли отходы и мертвых зверей. Так сложилось представление, что в Геенне огненной находятся молохи. Сформировалось убеждение, что это божество удачи, которое обрушивалось на того, кто совершил ужасную жертву. То, что после принесения детей знатных людей в жертву был спасен Карфаген от греков, ещё больше усилило культ Молоха.

Сейчас исповедующие православие избегают обращаться к Богу за удачей, чтобы не поминать название кровожадного демона. Позже, законами Моисея обрядные убийства детей запретили, а нарушившим запрет полагалась смерть. Семиты же все равно их проводили еще долгое время.

Способы обращения к сущности

Мало описаний имеет демон Молох в мифологии. Мазерс Мак Грегор представлял его как одного из высших бесов в каббалистике, противоборствующего небесным сфирам. Другие исследователи теорий считают, что он властелин слез родителей, пролитых по своим детям.

Есть описания способов контакта, но не общения с сущностью. Суть его непонятна, демон ли это или его подобие, уничтожающее и разрушающее врагов.

То, что считается в демонологии лучшим вариантом жертвы – сожжение ребенка, делать нельзя под страхом смерти. Нельзя те только из-за крайней не гуманности действия, но еще и потому что детали процесса не дошли до наших дней, а малейшее несоблюдение правил проведения ритуала повлечет за собой моментальную смерть заклинателя.

Благосклонность сущности можно заполучить другим, менее жестоким, но не менее безумным способом. Приносить жертву Молоху можно символически, прыжками через по особенному сложенный костер (в его основании должна быть печать Молоха).

Некоторые источники утверждают, что взамен на невинную детскую душу проводящий можно получить благосклонность демона и, поскольку Молох – демон удачи, он будет посылать везение на жизненном пути.

В средневековой литературе сохранился обряд против врагов. Если есть необходимость проучить негодяя, нужно раздобыть кусочек его грязной одежды. Затем уединиться в долине и, соорудив костер с печатью, бросить в него раздобытый кусочек и произнести:

Потом перепрыгнуть костер. Однако на этом проведение обрядов не заканчивается, их необходимо повторять. Можно уже и дома, используя огонь свечки. Само использование ритуалов, является обязательством перед идолом и он возжелает новых и новых жертв. И если за год не будет новых обрядов, сущность накажет заклинателя и его родственников, с ними произойдет страшное несчастье, возможно, через пожар.

Значение имени сущности

На языке древних иудеев “мелех” – это “царь”. Поэтому в искусстве распространено изображение сущности-царя. Словарное и художественное описание идола имеет сравнение с ужасным орудием убийства, сокрушающего своих жертв, не замечая их боли.

Последователи мессианского иудаизма считают, что языческий бог Молох – основной противник Мессии. После прихода Мессии все враги, включая Молоха, и все зло будет истреблено и прекратится вражда между людьми. Считается, что после Страшного Суда на Земле будет Божье Царство и восстановится в Иерусалиме одноименный Храм.

Википедия содержит описание одноименной идолу ящерицы, названной так за свой внешний вид – на ее теле есть множество острых чешуек, а на голове две из них расположены в виде рогов. Можно найти аналогию с демоном, рассматривая фото ящерицы.

В настоящее время нельзя, оперируя имеющимися историческими и эзотерическими сведениями, сделать четкое заключение о сущности. Нельзя также забывать, какими ужасными и зверскими были обряды, связанные с идолом. Бес Молох в мифах опасен и обращаться к нему запрещают святые писания христианства, иудаизма и ислама.

Кто такой Молох в Библии

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Молох в Библии.

Молох – языческое божество. В основном ему поклонялись аммонитяне – семитский народ, который жил от восточного берега Иордана до пределов Аравии (территория современной Иордании).

Есть мнение, что «молох» значит «царь», и это не имя собственное, а титул, которым традиционно наделяли языческих богов

В Ветхом завете Молох упоминается многократно. Одна из основных черт культа Молоха – то, что в жертву приносили детей.

Идол Молоха — огромная статуя человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя раскалялась, и в ее протянутые руки клали или бросали детей. Жуткое жертвоприношение совершалось под ритуальное пение, пляски и песни. Они заглушали крики бедных младенцев, которые фактически сгорали заживо. О ритуалах сожжения детей сказано, в частности, во Втор 12.31. Израильтянам подобные ритуалы запрещались под угрозой смертной казни (Лев 18:21; 20:2-5).

Принесение жертвы Молоху. Источник img11.nnm.me

Царь Соломон разрешил своим наложницам и женам – чужеземкам поклоняться языческим богам, и в Израиле было устроено капище Молоха (3Цар 11:7) в долине сыновей Енномовых. По-еврейски она называется «гей вен-Гинном» (Иер 32:35), откуда впоследствии произошло название гейгином («геенна»), которое стали применять к преисподней (ср. Мф 5:29).

В Библии упоминается также «скиния Молохова», (Ам 5:26, Деян 7:43), вероятно, ящик или шатер, в котором во время торжественных шествий носили изображение Молоха.

Часть израильтян переняла и жертвоприношение детей в честь него (Пс 105:37,38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву Молоху своих сыновей (4Цар 16:3; 21:6). Такие жертвоприношения запретил царь Иосия, а место, где они совершались, намеренно осквернил. (4Цар 23:10).

Рогатый (или колючий) дьявол… именно так в Австралии называют ящерицу молоха, которая относится к семейству агам.

Первое ее описание, сделанное в 1841 году, принадлежит исследователю Джону Грею. Свое название животное получило в честь божества по имени Молох – одного из персонажей языческой мифологии. Почему же пресмыкающееся стали называть рогатым дьяволом. Давайте приглядимся поближе к этому существу, может, дело в его внешности?

Ящерица молох (Moloch horridus).

Как выглядит молох

На первый взгляд — это животное выглядит грозно.

Туловище, длина которого у взрослой особи может достигать 20 см, довольно плотное и широкое. Голова молоха небольших размеров, мордочка притупленная. Все тело, усыпанное короткими, изогнутой формы роговыми шипами, держат невысокие, но крепкие ноги.

Пальцы на лапах имеют коготки.

Окраска молоха — прекрасная маскировка для Австралийских пустынь.

Над глазами расположены устрашающего вида большие наросты, такие же находятся и на конечностях ящерицы, только в уменьшенном виде.

Спинка окрашена в желто – коричневый цвет, который разбавлен темными пятнами. Темные узорные полосы украшают живот, имеющий охристый окрас.

Колючий дьявол — ящерица устрашающего вида.

Где обитает молох

Особи этого вида распространены в полупустынях и пустынях Австралии, особенно в ее центральных и западных областях.

Образ жизни рогатого дьявола

Эта ящерица довольно медлительна, не спеша, держа хвост кверху или прямо, она передвигается по местности с редкой растительностью. Ей особенно негде спрятаться. Поэтому, в зависимости от света и температуры, ящерица отлично маскируется, почти как хамелеон, меняя свой окрас под цвет песка.

В теплую погоду, когда они активны, цвет этих пресмыкающихся имеет бледно–желтый либо оранжевый цвет, но в том случае, если они встревожены или становится прохладно, окрас их кожи становится темно-оливковым.

Чтобы спрятаться от жары, молох роет ямку.

Днем это пресмыкающееся очень активно. При необходимости, вырывает неглубокую норку и прячется в песок. Эти ящерицы живут поодиночке, у каждого из них имеется небольшая территория на 30 квадратных метров, где они добывают себе пищу и отдыхают.

Больше всего поражает то, что у этих ящериц имеется гигроскопическая система в виде пазов в коже, ведущая к уголкам рта животного. Вода, скапливаемая во время росы или тумана, перемещается вдоль канавок, прямо молоху в рот. Этой жидкости ему вполне хватает, чтобы обходиться без источника воды.

В жаркую погоду и в зимнее время, он предпочитает проводить время в свое норе.

Питание молоха

В дикой природе пищей для этих ящериц служат только муравьи, которых молох добывает при помощи липкого языка.

Сверху ящерица молох напоминает кактус.

Найти себе «обед» совсем несложно. Надо только обнаружить муравьиную тропу, устроиться на ней и спокойно кушать. Причем за один день, количество съеденных муравьев молохом, может достигать нескольких тысяч единиц.

Размножение ящерицы в природе

Колючий дьявол в поисках муравьиной тропы.

Весной, когда начинается брачный сезон, самцы идут искать себе подходящую подружку. После оплодотворения, самка самостоятельно ищет себе нору, куда откладывает от 4 до 8 яиц. Гнездо, самка тщательно маскирует и засыпает песком. Иногда на это важное занятие у ящерицы молоха уходит целый день.

Маленькие ящерицы появятся на свет через 3,5 – 4 месяца. Их вес при рождении составляет всего 2 грамма, а длина туловища – 6 мм.

В сезон размножения самец выходит на поиски самки.

Первой пищей малышей станут скорлупки от своих яиц. Через некоторое время они станут выбираться на поверхность. Так как растут малыши молоха очень медленно, то своего «взрослого» размера, они, достигнут только через 5 лет, в то же время их половая зрелость наступает через три года.

Средний срок жизни рогатого дьявола составляет 20 лет.

Кто является врагом молоха?

Несмотря на свой вроде бы устрашающий вид и прекрасную маскировку, эти пресмыкающиеся очень часто становятся добычей птиц, змей и варанов.

Устрашающий вид не всегда защищает молоха от врагов.

Его единственной защитой являются шипы и наросты, которые он выставляет, опуская голову вниз. Кроме этого, молох, вдыхая в себя большое количество воздуха, увеличивает размеры своего тела. Кто–то, вероятно, и будет испуган внешним видом ящерицы и не станет связываться с ней, но есть и такие, хищники, которым все равно, как выглядит их будущий обед или ужин.

Сегодня этот вид животных находится на грани исчезновения. Чтобы сохранить молоха, австралийские зоологи, размещают вокруг гнезд ящериц ограждение сделанные из проволоки. Такие действия позволяют на какое–то время обеспечить защитой новорожденных, беспомощных дьяволят. Как показывает статистика, этот метод дает положительный результат.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Молох австралийский

Молох австралийский, или молох ужасающий (лат. Moloch horridus) – ящерица из семейства Агамовых (Agamidae) инфаотряда Игуанообразных (Iguania). Такое страшное название придумал в 1841 году британский зоолог Джон Эдуард Грей (1800-1875), когда в Лондон был доставлен первый пойманный годом ранее экземпляр этого существа.

Будучи из рода потомственных раввинов, Джон Грей кроме зоологии очень интересовался историей семитских народов. По каким-то известным только ему причинам он решил, что эта совершенно безобидная рептилия является точной копией древнего бога Молоха, которому поклонялись его предки до принятия иудаизма.

Молох был богом очень злобным, прожорливым и кровожадным, требовал постоянно себе в жертву жареных маленьких детишек, которых в неблагоприятные времена сжигали за один раз сотнями. В отличие от своего ближневосточного тезки молох австралийский – существо, можно сказать, доброе и питающееся исключительно мелкими насекомыми. Обыватели, малосведущие в истории, называют эту ящерицу просто «рогатым дьяволом».

Молох обитает в пустынных районах Центральной и Западной Австралии, в которых преобладают выжженные солнцем равнины с песчаными почвами и редкими островками низких кустарников.

Летом здесь днем стоит невыносимая жара, а ночи бывают довольно холодными. Даже зимой осадки выпадают крайне редко, поэтому местные обитатели приспособились к жизни в постоянной засухе и к резким суточным перепадам температур.

Поведение

Австралийские молохи ведут дневной образ жизни. Каждая ящерица занимает свой охотничий участок. На участке обязательно находится нора для ночлега и отдыха во время летнего зноя, несколько временных убежищ в кустарниках и специально выделенное отхожее место.

Ранним утром рептилия выходит из подземного убежища и греется на солнце. Хорошо прогревшись, она посещает туалет, после чего идет в «столовую», которой является муравьиная тропа. На ней она кормится муравьями, съедая за сутки от 1000 до 5000 насекомых.

Голодный молох усаживается возле муравьиной тропы и быстрыми движениями языка захватывает за один раз 30- 40 насекомых.

Его челюсти усажены рядами зубов с многовершинными коронками, которые отлично измельчают хитиновые панцири муравьев.

Передвигается ящерица очень медленно, держа туловище на вытянутых ногах. За день самцы проходят всего лишь около 60-70 м, а самки в два раза меньше. В целях экономии жизненной энергии пресмыкающееся часто замирает на месте с поднятой лапой, чтобы остудить тело. Когда жара становится невыносимой, то оно благоразумно прячется в прохладной норке.

Воду молох ужасающий добывает весьма оригинальным способом. Его гигроскопическая кожа благодаря разветвленной сети микроскопических тонких канавок может поглощать влагу прямо из воздуха. Даже малейшая капля воды, упавшая на кожу, скатывается к пасти ящерицы. Ощутив влагу, она немедленно ее всасывает.

Если погрузить хвост этой рептилии в воду, то уже через несколько минут она вся становится влажной.

Во время дождя ее тельце разбухает на 30%. Такой механизм обеспечения влагой позволяет ей даже пить росу, выпавшую на шипах холодной ночью.

В минуты опасности австралийский молох прячется в зарослях, подставляя врагу свою поросшую колючками спину. Голову он нагибает вперед и обхватывает передними лапками. Вдоль спинного хребта расположены высокие роговые шипы, а остальное тело покрыто шипами поменьше.

Потревоженная ящерица меняет свою обычную окраску и становится темно-оливковой. Если спрятаться в зарослях вовремя не удается, а угроза жизни представляется весьма серьезной, то она проявляет чудеса прыти и мигом закапывается в песок.

Ее природными врагами являются хищные птицы и вараны.

Размножение

Брачный период проходит в октябре-ноябре. В это время в Австралии в самом разгаре весна, поэтому самцы становятся очень подвижными и энергичными. Они яростно защищают свои охотничьи угодья от конкурентов и ищут готовых к размножению подруг. Самки быстро покидают самцов сразу же после краткосрочной встречи и приступают к поиску места для кладки яиц.

Самка выкапывает в песчаном грунте небольшую ямку и тщательно очищает ее от всевозможного мусора.

Выкинув подальше камешки и корни растений, она начинает рыть наклонный туннель. Строительство гнезда занимает много времени и требует много сил, поэтому ящерица подолгу отдыхает между своими трудами.

Готовый туннель длиной около 60 см ведет в гнездовую камеру на глубине около 25-30 см. Самка откладывает в гнездовой камере обычно 5-10 яиц длиной около 25 мм и 12 мм в диаметре. Завершив кладку, она закапывает рыхлым грунтом вход в туннель и тщательно затирает все следы на поверхности, чтобы обезопасит свое будущее потомство от хищников.

Инкубация в зависимости от условий окружающей среды длится от 90 до 130 дней. Едва появившись на свет, новорожденные молохи стараются побыстрее выбраться из норки и разбежаться кто куда. Длина их тела не превышает 5 см. Малыши сразу же обзаводятся своими участками и начинают самостоятельную жизнь. После первого года жизни самки начинают обгонять в росте самцов.

Половозрелыми эти ящерицы становятся в 5 лет.

Описание

Длина тела взрослых рептилий составляет 15-20 см, а вес тела колеблется от 40 до 90 г. Туловище овальное, слегка сжатое в спинно-брюшном направлении. Все тело покрыто твердыми шипами различной длины.

Окраска защитная. На палевом, буро-желтом или сером фоне расположены симметричные коричневые пятна.

Голова маленькая и укороченная. Морда короткая и закругленная. По бокам головы расположены маленькие узкие глаза. Хвост короткий, тупоконечный и довольно толстый. Ноги короткие, массивные. Пальцы вооружены острыми коготками.

Продолжительность жизни австралийского молоха около 20 лет.

«Человеческие жертвоприношения Ваалу и Молоху в Ханаане и Карфагене»

Ныне, когда идеология «прогрессивного гуманизма» стала все присущей, стало как-то не популярно писать о былых жертвоприношениях дохристианской поры.

Христианство «де-факто» осуждено как ретроградная идеология. В связи с этим фактом после 1945 года требования к европейскому обществу руководствоваться его постулатами всегда могут трактоваться как «фашизм», поэтому «прогрессивной» общественности как-то неудобно напоминать о том, в каком состоянии общество было до победы христианской церкви, ибо в языческих культах того времени ныне «цивилизованный мир» и ищет свои идеалы.

Конечно, известны примеры дикости и развращенности нравов на дворах римских императоров из свидетельств римских же авторов, которых нельзя было заподозрить в симпатиях к христианству, в частности Гая Светония, личного секретаря императора Адриана, автора сборника биографий «Жизнь двенадцати Цезарей».

Все же можно справедливо заметить, что изначально тот же Рим характеризовался куда более высокими морально-нравственными свойствами, присущими изначально человечеству в силу того, что человек сотворен Богом-творцом.

В Риме язычество совершало постепенную эволюцию от человека к нечеловеку, и в не малой мере эта эволюция, по мнению римских же авторов, происходила под влиянием различных языческих культов из Ближнего Востока и Северной Африки. Эти регионы представляли собою колыбель язычества того времени, по крайней мере тех культов, которые ныне и распространяются в «цивилизованном обществе», и потому для оценки нравов этого язычества более характерным примером были нравы финикийцев, хорошо описанные античными авторами еще до появления христианства.

При этом ныне как то забывается, что финикийцы были частью тогдашней цивилизации и народом «европейского» облика, а не каким-то негроидным племенем.

Однако религия, точнее культ поклонения богам Ваалу и Молоху, сделали из этого народа чудовищного монстра.

Известны из Ветхого завета примеры жертвоприношения в Ханаане богам Ваалу и Молоху, к которым «прилепилась душой» часть тогдашнего Израиля, создавшая в долине сынов Енномовых капище Ваалу, где совершались человеческие жертвоприношения, как и ритуалы магии (Книга пророка Иеремии 19;1-6 и 32;29-35)

Молох

Подобные массовые кровавые жертвоприношения сопровождались как мужской, так и женской храмовой проституцией. Все это и объясняет ту нетерпимость к Ханаану, которую испытывал народ древнего Израиля, живший земледельчеством и скотоводством и имевший высокие моральные устои.

«Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица своего» (Втор.18:9-12).

Однако со временем культ того же Ваала стал широко распространяться в Древнем Израиле и о человеческих жертвоприношениях Ваалу, совершаемых израильтянами, говорится, например, в книге пророка Иеремии

Как пишет исследователь Библии Рафаэль Патэ в своей книге «Иудейская Богиня», археологические находки «не оставляют сомнений в том, что вплоть до самого заката иудейской монархии поклонение ханаанским богам было составной частью религии иудеев». Более того, «культ Богини играл намного более важную роль в этой религии, чем культ богов». Например, при раскопках холма Телль-Бейт-Мирсим (библейский город Давир к юго-западу от современного Хеврона) наиболее часто встречающимися предметами культа в поздних слоях Бронзового века (XXI-XIII вв. до н.э.) были так называемые фигурки или бляхи Астарты. И даже в 1300-1200 годах до н.э., когда город был заново отстроен после его разрушения во время иудейского нашествия, как замечает Патэ, «археологические свидетельства не оставляют сомнений в том, что эти фигурки были очень популярны среди иудеев».

Бог финикийцев Молох из Ветхого Завета был все тем же Баалом или Ваалом, также упоминающемся в Ветхом Завете.

Существует мнение, что имя Молох произошло от слова «molk», означавшего принесение в жертву.

На месте раскопок города Угарит в Сирии найдены в 1928 году несколько клинописных табличек на угаритском языке, на котором говорили народы Ханаана.

На этих табличках было записано несколько мифов, ключевыми из которых были мифы о Баале — боге плодородия, называемого еще «всадником облаков», который являлся также богом молний и грома, поэтому еще носил имя сирийского происхождения — Хадад.

В текстах на этих табличках роль Астарты играла сестра Баала — Анат, которая убивала его врагов, навешивая на себя головы и руки убитых ею и ходя по колено в крови («Мифология Ближнего Востока». Самуэль Хук. «Центрполиграф». Москва. 2009 г. («Midlle Eastern Mythology». Samuel H. Hooke)).

На табличках подробно описывается враг Баала — бог морей и рек Йам-Нахор. В дальнейшем же станет известно, что в Ханаане существовал бог Дагон, который изображался с рыбьим хвостом, хотя нет абсолютных доказательств тому, что он соответствовал Йаму-Нахору. На этих же табличках появляется и богиня моря Асират, как жена Элла, мать всех богов, как и богиня солнца Шапаш.

Однако главным врагом Баала является бог преисподней — Мот, который побеждает Баала, уводя его в преисподнюю, откуда его, как и в мифе о Тамузе и Иштар, выводит богиня солнца Шапаш. В другом варианте мифа Мот уже не упоминается, а из преисподней Баала выводит богиня Анат.

Само же имя Баал на финикийском языке означало «господин». В найденных табличках, Баал является сыном верховного бога Эла, живущего в доме у источника всех рек. Эл, что на семитском языке означает «бог», был, однако малозначителен по сравнению с Баалом, с которым исследователи ассоциируют также бога молний под именем Решеф.

Культ Баала отличался кровавыми человеческими жертвоприношениями, описанными еще античными историками. Так Диодор Сицилийский описывал медную статую Баал-Хаммона, на руки которой ставился жертвенный младенец, который потом заживо сжигался, скатываясь по рукам статуи — «Ибо у них была медная статуя Кроноса с руками, наклоненными таким образом, что ребенок, положенный на них, скатывался в глубокую яму, наполненную огнем».

Баал-Хаммон

Об этом обычае писал также и Плутарх, дополняя сообщением, что при подобном жертвоприношении должны были присутствовать матери жертвуемых младенцев, одетые в праздничную одежду и с веселыми лицами. Естественно, этот обычай со временем стал забываться, однако при осаде Тира Александром Македонским, он был повторен финикийцами, вызвав отвращение греков.

Нечто похожее происходило и в соседней Финикии — Сирии, в которой существовал культ бога Хадада также требовавший кровавых жертв, и прежде всего новорожденных детей. Об этом свидетельствуют не только исторические источники, но и археологические открытия — близ остатков алтарей в храмах Хадада найдены огромные скопления детских костей.

Невозможно отрицать исторические факты, описанные античными историками, которые и не предполагали, что описание жертвоприношений когда-нибудь будет квалифицировано как клевета, тем более, что эти факты в ХХ веке были подтверждены археологами.

Сам культ Баала, возникший по некоторым предположениям в древнем городе Петра, достаточно подробно описан в Ветхом Завете. Вопреки столетней критике этого описания сторонниками «свободного разума», этот культ, вызвавший отвращение к финикийцам у других народов, был подтвержден в ходе археологических раскопок святилища Танит в Карфагене. Эта карфагенская богиня плодородия Танит в самом Ханаане была известна под именем Астарты.

Находка тысячи гробов, в которых находились скелеты младенцев возраста до двух лет в святилище Таннит при раскопках Карфагена, полностью подтвердили описание Тофета под Иерусалимом в долине сыновей Еннома, разрушенного царем Иосией (4-я книга царств, глава 23).

Камень с символом богини Танит

Согласно книге Дональда Хардена «Финикийцы — основатели Карфагена» богиня Танит в Карфагене некоторыми учеными считалась отражением Баала («Финикийцы. Основатели Карфагена». Дональд Харден. (Donald Harden-«The Phoenicians),»Центрполиграф». Москва. 2004 год).

Богиня Танит на западе Средиземноморья и Астарта — на востоке, своей ролью уподобляются богине Иштар в Месопотамии по отношению к Таммузу, с которым часто ассоциировался Баал.

Статуи богини Танит имели на себе знаки полумесяца, голубя.а так же египетского иероглифа обозначавшего жизнь и она нередко изображалась в виде крылатой женщины с лунным диском в руках

Камень с символом богини Танит. Источник — edwebproject.org

Баал являлся главным богом города Тира, и потому часто назывался еще Мелькарт (как «правитель города»). Силий Италик описывал, что выходцы из Тира культ Мелькарта перенесли в Карфаген и в созданный в Испании город Гадес-храм, в котором горел «вечный огонь».

Помимо этого в Сидоне существовал культ бога Эшмуна, также перенесенный в Карфаген.

Широко почитаем в Карфагене был и бог Решеф, имя которого означало «Пламя» или «Искра», а в руках он держал лук.

Баал, также носил имя Баал-Хаммона в западных колониях финикийцев. Существуют расхождения в описаниях его культа в разных городах-колониях и его супруги — богини Танит. Знаком отличия Баала был знак, состоявший из треугольника, увенчанного диском, разделенным горизонтальной чертой прямого или изломанного облика, над которым нередко сверху находился полумесяц, под которым иногда помещался другой диск («Финикийцы. Основатели Карфагена». Дональд Харден.(Donald Harden-«The Phoenicians),»Центрполиграф». Москва. 2004 год).

Сам Карфаген или Карт-Хадаш (новый город) был основан финикийцами в честь бога Ваала и богини Танит.

Карфаген

В книге «Финикийцы. Основатели Карфагена» Дональда Хардена (Donald Harden-«The Phoenicians) о раскопках этого святилища пишется следующее: «…Итак, мы подходим к последнему типу святилищ, жертвенному участку или «тофету», упомянутому в Библии, который находился в долине детей Еннома за Иерусалимом».

Множество артефактов обнаружено в Норе, Сульхе, Мотии, а также на нескольких площадках Северной Африки, например в Хадрумете (Сусе), где Синтас раскопал несколько слоев, датируемых от шестого века до нашей эры до римских времен. Однако самым важным является святилище Таннит в Саламбо, в Карфагене. Здесь впервые обнаружено достаточно доказательств древних историй о приношении детей в жертву Молоху финикийцами и хананеями и осквернении Иосией иерусалимского тофета в период разрушения им идолопоклонничества в Иудее. Иерусалимский тофет был действительно тем местом, где человек «мог провести своего сына или дочь сквозь огонь Молоха». Теперь очевидно, что отвращение других народов к финикийцам из-за подобного ритуала было основано на действительных фактах.

На этом очень большом участке (до сих пор не полностью раскопанном) найдены тысячи урн с кремированными останками маленьких детей до двенадцати лет, но большинству детей — меньше двух лет. Попадаются также птицы и маленькие животные, пожертвованные в качестве замены человеческих жертв (фото 58). Этот участок (рисунок 51), находящийся всего метрах в пятидесяти западнее прямоугольного порта, использовался в течение всего существования пунического города и занимает три, а некоторые полагают — четыре слоя (фото 27; рисунок 23). Самый нижний слой, лежащий прямо на наскальном основании и ниже уровня воды (фото 26) относится к восьмому и началу седьмого века. Найденные там урны раннего типа с костями кремированных детей, в основном красные с черным линейным рисунком, лежали на скале каждая под маленькой пирамидкой из камней. Иногда рядом находили статуэтки (рисунок 220). Следующий уровень, отделенный от первого слоем вязкой желтой глины, совсем другой и, судя по изменению керамики, относится к седьмому веку. Урн в нем в четыре-пять раз больше, они проще и грубее и лежали под крупнозернистым известняком в форме тронов, или (позже) маленьких домиков, или просто прямоугольных надгробий (фото 30;33; рисунок 24). Иногда несколько урн лежат под одной стелой (фото 27). Обычно на стелах нет надписей, хотя иногда встречаются посвящения. Например, в одну стелу из крупнозернистого известняка (фото 31) вставлена плита из мелкозернистого известняка, на которой перечислено не менее семнадцати поколений жрецов Таннит. Чаще на стелах грубо вырезаны изображения богини или знака Тиннит (фото 33; рисунок 24б, ц, ф). В какой-то момент истории этого слоя стеллы стали делать из твердого мелкозернистого известняка в форме обелисков, грубо обработанных с трех сторон и отшлифованных с четвертой стороны, на которой часто выполнялись надписи, символы или другие украшения (фото 32,35; рисунок 25,28,67). Судя по керамике, эти изменения начались примерно в конце пятого века, и по ним некоторые археологи отличают слои друг от друга, признавая всего четыре. Однако захоронения под стелами из крупнозернистого известняка, хотя лежат обычно чуть выше, попадаются и среди более ранних захоронений (фото 27) и реальных изменений в погребальном уровне не наблюдается.

Ближе к вершине уровня 2 местами встречается слой горелого мусора, пепла и т.д., однако этот слой не постоянный и не одинаковой толщины, а потому не образует четкой границы между этим уровнем и следующим. Возможно, это остатки погребальных костров в местах святилища, временно не используемых для захоронений. Слой 3, вероятно, начинается незадолго до 300 года и представляет собой последние 150 лет пунического города. В этом слое находились меньшие урны и несколько стел, однако он был сильно поврежден более поздней деятельностью на площадке (рисунок 23), включая римские подвалы припортовых лавок. Поскольку в мусоре встречается множество разбитых стел, можно предположить, что многие другие были украдены и употреблены в качестве строительного материала. Этот участок использовался до самого падения Карфагена.

Расположение этого участка так близко к портам имеет важное значение. Синтас, проводивший его частичные раскопки, нашел в нетронутой земле под погребальными урнами самого нижнего слоя маленькое сооружение, которое счел самым ранним центральным храмом этого культа (рисунок26), храмом моряков из числа первых колонистов. Правда надо отметить, что найденные им предметы, явно связанные с этим храмом (рисунок 27), относятся не к Х веку, как он первоначально предположил, а, самое раннее, к концу IX века, главным образом, ко второй половине VIII века, что и должно быть датой этого хранилища. Пока не обнаружено долгой пунической жизни этого святилища. Даже святилище в Сусе, как мы видели, появились позже, а другие североафриканские святилища, такие как в Бир-бы-Книссии, Сьягу, Константине и других местах, в основном появились во время Пунических войн, хотя часто использовались (как в Сусе) и в неопунический период.

Святилище Танит

Жрецы, ритуалы

Все святилища и храмы нуждались в жрецах и других прислужниках. Надписи упоминают и жрецов и жриц и доказывают, что временами жречество было прерогативой отдельной семьи в нескольких поколениях, а на одной из могил есть эпитафия пяти поколениям. Мы также обнаруживаем, что жрецы женились на жрицах. Как в некоторых других странах, священники были только культовыми служителями и не выполняли обязанностей судей. Однако, похоже, что временами одна и та же персона выполняла эти роли, а финикийские цари и царицы совмещали обе обязанности, как, например Малх в Карфагене в VI веке до нашей эры. Пикар предполагает, что жрецы кроме религии, были и хранителями финикийских традиций, и главной опорой интеллектуальной жизни, и именно жречество так долго помогало сохранять финикийские обычаи и язык в Северной Африке. Существует достаточно фактов доказывающих подобную точку зрения…

…Есть информация и о ритуальных жертвоприношениях. В те времена многие предметы могли, приноситься в жертву: еда и питье, птицы и животные и даже люди. Две надписи из святилища Таннит в Карфагене недвусмысленно говорят о приношении в жертву детей. Нам знаком рассказ Диодора о бронзовой статуе, на руки которой клали жертвы, падавшие оттуда в пламя. А пока ребенок лежал на руках статуи, родственники гладили его, чтобы он не плакал. Описанием ритуала древних историков воспользовался Флобер в своем романе «Саламбо». Хочется думать, что с течением времени детские жертвоприношения становились реже и дети подменялись маленькими животными и птицами, во всяком случае, можно надеяться, что когда содержание погребальных урн святилища Таннит будет полностью изучено, мы получим доказательства смягчения нравов. Пока мы лишь можем сказать, что кости птиц и маленьких животных попадаются в урнах, однако костей младенцев гораздо больше. Взрослых в Финикии и ее колониях приносили в жертву реже, однако исторические источники упоминают жертву трех тысяч пленных в Гимере в 409 году во искупление гибели Гамилькара в сражении 480 года (странно, что месть задержалась более чем на семьдесят лет). В Карфагене ежегодно приносили одну человеческую жертву Мелькарту. Приведем для сравнения надпись на моавитском камне. Она утверждает, что Камош убил 7000 людей Нево, «посвятив жертву Астарте-Кемош»…»

Римский историк Плиний (Plin, N.H. XXXVI. 39) описывает ежегодный обычай пунийцев приносить в жертву человека, заживо его сжигая.

Так же и Диодор (Diod, XX, 65; Diod XIII, 62,4) описывает обычаи принесения в жертву Баалу тысяч пленных, в первую очередь самых красивых. Диодор так же пишет, как в ходе нападения Агафокла на Карфаген карфагеняне совершили массовое жертвоприношение, дабы умилостивить своих богов, и ими тогда было сожжено пятьсот младенцев. Обычаи принесения в жертву своих детей были согласно Диодору распространены в Карфагене, хотя некоторые семьи, чтобы защитить своих младенцев, покупали чужих детей, выращивали и выкармливали их, а затем отдавали в жертву, чем спасали своих детей. Вместе с тем свое поражение от Агафокла, сами карфагеняне приписали гневу богов, которые им мстили за использование подставных жертв.

Одержимость карфагенян культом Баала была невероятно высокой и, как пишет С.В. Авдиев в работе «Пунический Карфаген в свете новейших раскопок», даже когда Карфаген был давно уничтожен, римская полиция время от
времени вылавливала в тех краях жрецов Ваала, которые тайно совершали
человеческие жертвоприношения…

Конечно, нельзя думать, что карфагеняне поступали так в силу собственной необразованности — наоборот, они были хорошо образованы и знали ради чего приносят жертвы.

По мнению исследователя первобытной культуры Эдварда Тайлора, жертвоприношение берет начало в той же анимистической системе, что и молитва. Подобно тому, как молитва есть такое обращение к божеству, как будто оно — человек, так и жертвоприношение есть приношение даров божеству как человеку.

Как пишет в книге «Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн» (Воронеж, 1996 год), автор Боровникова Т.А: «жертвоприношения в честь ханаанского бога Баала-Элагобала требовали постоянные и массовые человеческие жертвоприношения» и эти обычаи после падения Карфагена были переняты вместе с культом Баала и римлянами.

Так в Риме, во время восхождения на престол императора Гелиогабала, принадлежавшего к сирийскому аристократическому роду Вариев,потомственного жреца финикийского бога солнца Элагабала, во всей Италии отбирались красивые мальчики (Элий Лампридий, VIII, 1 Дион. 79.1.3) для жертв этому сирийскому богу, представлявшему все того же Баала.

Император Гелиогабал

Историк Геродион описывает, что у алтарей храма Баалу в Риме каждое утро приносились обильные жертвы вином, животными и людьми, причем внутренности жертв ритуально обносились жрецами в золотых чашах вокруг алтарей. По завершению же ритуала начиналась пляска Гелиогабала и его соплеменниц — жриц Баала перед подготовленными к сожжению горами трупов.

Сами римляне к финикийской религии, относились резко отрицательно, в том числе и из-за жертвоприношений, так как в ходе Пунических войн в жертву карфагенянами приносились и сами римляне. Так Ганнибал Магон,после битвы под Гимером в 408 до Р.Х. на алтаре Ваала принес в жертву 3000 пленных.

Аналогично вели себя карфагеняне и в ходе трех Пунических войн которые вели против Рима и потому война Рима против Карфагена, как писал Честертон, была войной за сохранение каких-то нравственных норм.

Список используемой литературы

1.​ «Финикийцы. Основатели Карфагена». Дональд Харден.(Donald Harden-«The Phoenicians),»Центрполиграф». Москва. 2004 год

2.​ «Мифология Ближнего Востока». Самуэль Хук. «Центрполиграф». Москва. 2009 г. («Midlle Eastern Mythology». Samuel H. Hooke).

3.​ «Жизнь двенадцати Цезарей». Светоний

4.​ «Сципион Африканский. Картины жизни Рима эпохи Пунических войн». Боровникова Т.А. Воронеж, 1996 год

5.​ «Иудейская Богиня». Рафаэль Патэ

6.​ «Танит (Тиннит)».Сайт «Иллюстрированная мифологическая энциклопедия» http://mifolog.ru/

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх