Помост

Вопросы веры

Что такое нравственная

Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие отморали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению человека.

Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек.

Категории нравственности

Правило, имеющее общий характер, т. е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Нормы объединяются в группы в зависимости от тех областей отношений между людьми, в которых они действуют. Для каждой такой области (профессиональные, межнациональные отношения и др.) есть свое исходное начало, которому подчинены нормы, — нравственные принципы. Так, например, нормы отношений в какой-либо профессиональной среде, отношения между представителями разных национальностей регулируются нравственными принципами взаимоуважения, интернационализма и др.

Понятия морали, имеющие всеобщий характер, т. е. охватывающие не отдельные отношения, а все области отношений, побуждая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями. В их числе такие категории, как добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье и др.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т. е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания.

В чем состоит смысл нравственного воспитания?

Смысл нравственного воспитания состоит в том чтобы, включаясь в разнообразные по форме и содержанию виды деятельности и отношений, человек формировал в себе нравственную культуру.

Как вышеописанные виды культуры, нравственная культура имеет в своей основе:

– нравственное сознание, включающее в себя нравственные знания и представления о нравственных нормах правилах, категориях, принципах;

– нравственное мышление, то есть возможность и способность мыслить, опираясь на нравственные знания и руководствуясь нравственными принципами;

– нравственные чувства, в основе которых любовь к Богу и любовь к ближнему, к миру и самому себе,

– нравственные качества личности, в основе которых совесть, то есть способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков целостно на основе разума и чувств;

– опыт нравственного поведения, проявляющийся в способности и потребности совершать действия, руководствуясь нравственным сознанием и нравственными чувствами.

Каковы педагогические и социальные факторы, влияющие на формирование нравственной культуры личности?

1. В воспитании нравственности в образовательном процессе особо велика роль личности воспитателя, выступающего реальным носителем нравственного сознания, нравственных чувств и совершающего нравственные поступки.

2. Наряду с личностью педагога существенную роль играет нравственное просвещение, происходящее на основе изучения основ этики;

3. Большую роль в нравственном просвещении и воспитании чувств играют гуманитарные учебные дисциплины, прежде всего, литература и история, а также некоторые естественные дисциплины, например, экология, особенно ее социальный аспект.

4.Образовательный процесс школы, колледжа, вуза позволяет активно включать учащихся и студентов в разнообразные виды гуманистически ориентированной деятельности, проявляющейся в реальной помощи людям, которые в ней нуждаются. Чем разнообразнее и неформальнее эта деятельность, тем больший опыт приобретают учащиеся. У них постепенно формируется привычка и потребность совершать поступки в соответствии с моральными нормами и руководствуясь нравственными чувствами.

5.Существенную роль в воспитании нравственности играет также социальный контроль, проявляющийся в общественном мнении, оценивающем те или иные действия отдельного человека или группы лиц с моральных позиций. Принципиальная позиция коллектива, непримиримое отношение к нарушению моральных норм – сильный и эффективный регулятор индивидуального поведения тех лиц. чья нравственная культура еще недостаточно сформировалась. То же самое можно сказать и о позиции отдельных лиц (педагогов, друзей и др.) чье мнение значимо для человека.

На основе нравственной культуры формируется определенная мировоззренческая позиция и направленность личности, получившая название гуманности, то есть в отношении к человеку и человечеству в целом как к высшей ценности.

В чем сущность гуманистического мировоззрения и гуманности как качества личности?

Гуманистическое мировоззрение это обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов, в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде; оно строится вокруг одного центра — человека

(как безусловной и высшей ценности)

Гуманность определяется как «обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в аспектах содействия, соучастия, помощи.

Цитата к теме

Тема любви в христианстве

Что такое нравственность и как ее привить?

Не существует точного рецепта, как развить сильный характер. Но есть характеристики сильной личности: честность, порядочность, самоконтроль, уважение к окружающим. Все эти качества можно развивать, но без крепкой нравственной основы добиться внешнего успеха невозможно. Зачем обществу и личности нужна нравственность? Как вырастить в себе нравственное чувство и привить его ребенку? Как отличить нравственность от морали? Ответы – в статье.

Что такое нравственность?

Нравственность — это система внутренних правил, которые определяют способность думать, чувствовать, действовать в соответствии с моральными нормами и оценивать свои поступки с точки зрения добра и зла. Нравственные правила разных людей и разных сообществ сильно различаются, а иногда противоречат друг другу. Но сама по себе нравственность существовала до науки о ней, до этики, до юриспруденции. Нравственность абсолютна, она определяет внутренние духовные качества и не может меняться в зависимости от ситуации или человеческого сознания.

Понятие нравственность получило свое наименование от самобытного русского слова «нрав» – «характер», «страсть». В обиходе, литературном языке понятия нравственности и морали смешиваются или употребляются как синонимы. Что неудивительно, ведь этимологически данные категории означают одно и то же. Многие европейские языки обходятся только словами мораль или этика. Только в немецком языке есть существительное нравственность, которое обобщает внутреннюю реальность человека и его отношения с окружающим миром.

Но многие авторы научных работ все же разделяют понятия.

Нравственность Мораль
Категория, которая относится к состоянию души. Относится к категории поступков, взаимодействия с окружающими.
Ближе психологическому понятию «эмпатии», религиозному всепрощению, духовности. Приближено к понятию «приличия»,
Идеальный внутренний эталон Относится к той части нравственных законов, которые принимаются обществом на каждом этапе развития.
Больше регулируется самоконтролем и внутренними запретами. Предполагает внешний оценивающий элемент – сообщество, государство (суды, милиция), пресса
Нравственность выше морали, а нравственный человек более глубок, сложен, чем моральный.

Нравственность – общечеловеческое понятие, а само слово относится к числу расхожих и часто употребляемых. Но каждый трактует его по-своему. Возможно, дополнительную ясность придадут определения не только самой нравственности, но ее составляющих:

  • Добронравие – скромное поведение, мягкость характера.
  • Злонравие – озлобленность, признак скверного характера.
  • Безнравственность – греховность и порок, отсутствие нравственных принципов.
  • Нравственный выбор – выбор, совершенный человеком на основе совести и морально-этических норм.
  • Нравственная культура личности – умение контролировать себя, поведение и эмоции в любых ситуациях, не нарушая права других людей.
  • Нравственные отношения – отношения, построенные на любви, взаимном уважении, доверии, помощи, солидарности.

Пройти тест на тип личности

Тема нравственности одна из наиболее известных в религиозной и педагогической литературе, художественных произведениях, исторических и философских трактатах.

Истоки религиозно-нравственных норм.

Нравственные законы начали формироваться еще в первобытном обществе для того, чтобы противостоять животным инстинктам. Именно они отличали и отличают человека от остальных живых существ. Но биологические инстинкты оттачивались на генном уровне миллиарды лет. Нравственные нормы социального мира формируются на протяжении меньшего временного периода, так что между этими законами явное неравновесие.

В отличие от правовых норм нравственные нормы не защищаются на государственном уровне. Считается, что общество реагирует на отступление от нравственных норм устным или письменным неодобрением, осуждением, порицанием. Но общество точно так же может рекламировать отступление от моральных устоев. Поэтому единственным всемогущим и контролирующим институтом, который следит за соблюдением норм нравственности остается церковь.

В христианстве есть десять главных заповедей: не убий, не укради… Но в основе всех этих норм лежит «золотое правило нравственности»: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». По сути это универсальная формулировка отношения личности к себе через взаимоотношения с другими. Это морально-нравственное требование упоминалось еще в «Одиссее» Гомера, трудах Аристотеля. Правило упоминалось в энциклопедиях и философских трудах под различными названиями: суждение, высказывание, заповедь, мудрость. Золотой статус закрепился за ним в конце XVIII века.

Сегодня много говорят о неразрывной связи нравственности и жизнеспособности общества, а христианская религия на протяжении всей истории дает советы людям, как в этом обществе жить. Но 2 000 лет христианской практики доказали, что выполнять нравственные нормы и жить в социуме не удается никому.

Как привить нравственные ценности ребенку?

Каждый родитель стремится воспитать детей хорошими людьми, развить в них лучшие черты: доброту, искренность, порядочность, альтруизм. Список качеств можно продолжать долго, но все они закладываются в результате воспитания. Привить детям ценности бывает очень сложно. Большинство нравственных тем относятся к сложным и неоднозначным, поэтому говорить об этом нужно постоянно.

Спектр моральных проблем широк: от проблем с друзьями или учителями до поведения в соцсетях. Можно использовать разные виды деятельности, которые помогут привить ребенку правильные ценности:

1. Личный пример.

Психологи говорят, что дети не слышат, но видят и копируют. Поэтому привить ребенку что-то насильно или одними убеждениями невозможно. Если ребенок попадает в сложную ситуацию, он поступает точно так же, как поступает родитель. Поэтому самым действенный педагогический прием – личный пример родителей. Это то, чему можно научить детей без лишних разговоров.

2. Беседы вместо проповедей.

В школах планируют ввести уроки морального воспитания. Но педагоги считают, что беседу любящих и грамотных родителей не заменит ни одно государственное учреждение. Дети более восприимчивы к информации, полученной через обсуждение, а не через приказы или наставления. Поэтому в беседе нужно одновременно выступать авторитетом и другом, но нельзя допускать покровительственного тона.

3. Дискуссии вместо лекций.

Ребенок постоянно учится, воспринимает огромные объемы информации. Поэтому лучше всего запоминается то, что вызывает яркие эмоции. Умение начать и поддержать дискуссию на нужную тему, сделать обсуждение ярким, захватывающим – ценное умение родителя. Но не стоит говорить слишком много. Лучше подогревать интерес к теме короткими наводящими вопросами «Зачем» и «Почему?».

4. Совместные игры.

Обычная детская игра может стать не просто веселой забавой, но серьезной школой морали. В коллективной игре ребенку приходится общаться, сотрудничать, спорить, договариваться с другими игроками и тем самым учиться преодолевать свой эгоцентризм. Так постепенно в детях зарождается представление о справедливости, создаются моральные принципы, которые потом перерастают в нравственные ценности.

5. Чтение.

Книги учат и одновременно отвлекают от гаджетов. Для начала можно читать книги вслух, объяснять или обсуждать интересные места. Главное, выбрать истории по возрасту: сказки станут прекрасным примером в раннем возрасте, ведь там четко разделены границы добра и зла. В подростковом возрасте можно читать книги, где обсуждаются серые стороны морали. Но независимо от возраста нужно знать, что читает ребенок.

Педагоги и психологи рекомендуют разбирать этические вопросы на семейном совете и при этом наделять детей правом голоса. Каждый раз, когда дети рассуждают о несправедливости или нечестности, поддерживать эту тему.

Жизнь – нравственный процесс. Привитые с детства ценности помогают решать вопросы нравственного выбора: между великодушием или скупостью, смелостью или трусостью, сочувствием или злонравием. А еще – строить нравственные отношения: правильно расставлять приоритеты, вкладываться в отношения, принимать свои темные стороны, получать искреннюю заботу и понимание.

Выводы:

  • Нравственные нормы – группа моральных норм, которые не защищаются силой государства.
  • Какой у человека нрав, такая нравственность.
  • Все уроки христианской истории являются уроками нравственности.
  • Все религии провозглашают нравственные законы, но ни одна религия не приводит людей к их полному выполнению.
  • Не имея прочной нравственной основы, невозможно добиться успеха.

Пройти тест на характер человека

Общественная нравственность

– это сложившаяся совокупность правил и норм, имеющих социально-всеобщее значение и регулирующих поведение человека во всех сферах общественной жизни – в коллективе, семье, межличностных отношениях и т.д.; а также система взглядов о плохом и хорошем, добре и зле, справедливости, чести и других социальных категориях.

Глава 25 УК РФ предусматривает ответственность за посягательства, глубоко затрагивающие устои общественной нравственности.

Объективная сторона рассматриваемой группы преступных посягательств характеризуется в основном совершением активных действий. Например, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК), склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК), организация объединения, посягающего на личность и права граждан (ст. 239 УК), жестокое обращение с животными (ст. 245 УК) и др. Деяния, предусмотренные ч. 5 ст. 228 УК (нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска … наркотических средств или психотропных веществ), ч. 4 ст. 234 УК (нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска … сильнодействующих или ядовитых веществ), ст. 236 УК (нарушение санитарно-эпидемиологических правил), могут совершаться как путем действия, так и путем бездействия.

По конструкции большинство составов рассматриваемых преступлений относятся к числу формальных. Некоторые из них имеют материальный состав, например, нарушение правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ (ч. 4 ст. 234 УК), нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК), уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК).

С субъективной стороны большинство преступлений характеризуется умышленной виной. Деяния, предусмотренные ст. 236 и п. «в» ч. 2 ст. 238 УК, совершаются с двумя формами вины. Для отдельных составов квалифицирующее значение имеют цель и мотив. Например, для преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228 УК – незаконные приобретение, хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях сбыта, ст. 234 УК – незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, ст. 245 УК – жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из корыстных или хулиганских побужде-ний.

Субъектами рассматриваемых преступлений являются физиче-ские вменяемые лица, достигшие 16 лет.

В соответствии со ст. 20 УК за деяние, предусмотренное ст. 229 УК (хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ), ответственность наступает с 14-летнего возраста. Субъект некоторых преступлений – специальный (например, деяний, предусмотренных ч. 5 ст. 228 УК, – нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ, ст. 237 УК – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей).

С учетом специфики объекта посягательства все деяния, указанные в главе 25 УК РФ, можно классифицировать следующим образом:

1) посягательства на здоровье населения, к которым относятся преступления, предусмотренные статьями 228–239 УК, самую большую группу из них образуют незаконные действия с наркотиче-скими средствами и психотропными веществами (статьи 228–233 УК);

2) преступления против общественной нравственности – посягательства, предусмотренные статьями 240–245 УК.

Нравственность

Нравственность – это стремление личности оценивать сознательные действия, состояния человека на основании совокупности осознанных норм поведения присущих конкретному индивиду. Выразительницею идей человека нравственно развитого есть совесть. Это глубинные законы порядочной жизни человека. Нравственность является представлением индивида о зле и добре, об умении грамотно оценивать обстановку и определять типичный стиль поведения в ней. Каждый индивид обладает собственными критериями нравственности. Она формирует определенный кодекс отношений с человеком и окружением в целом, основанный на взаимопонимании и гуманизме.

Что такое нравственность

Нравственность – это неотъемлемая характеристика личности, являющаяся когнитивной основой формирования нравственно здоровой личности: социально ориентированной, адекватно оценивающей обстановку, имеющей устоявшийся набор ценностей. В нынешнем обществе во всеобщем использовании бытует определение нравственности, как синонима понятия мораль. Этимологические особенности данного понятия показывают происхождение со слова «нрав» – характер. Впервые смысловое определение понятия нравственность было опубликовано в 1789 году – «Словарь Академии Российской».

Понятие нравственность объединяет в себе определенный набор качеств личности субъекта. Первостепенно это честность, доброта, сострадание, порядочность, трудолюбие, щедрость, эмпатия, надежность. Анализируя нравственность как личностное свойство, следует упомянуть, что каждый способен привнести и свои качества в это понятие. У людей, имеющих различные типы профессий, нравственность формирует и различную совокупность качеств. Солдат должен обязательно быть смелым, судья справедливый, учитель альтруистом. На основе сформировавшихся нравственных качеств формируются направления поведения субъекта в обществе. Субъективное отношение личности играет немалую роль при оценке ситуации в нравственном ключе. Кто-то воспринимает гражданский брак абсолютно естественно, для других он является как грех. Опираясь на религиозные исследования, следует признать, что понятие нравственность от своего значения сохранило очень мало истинного. Представления современного человека о нравственности искажено и выхолощено.

Нравственность является качеством сугубо индивидуальным, которое позволяет личности осознанно контролировать собственное психическое и эмоциональное состояние, олицетворяя собой духовно и социально сформировавшуюся личность. Нравственный человек способен определить золотую меру между эгоцентричной частью своего я и жертвенностью. Такой субъект способен сформировать социально-ориентированное, ценностно-определенное гражданское сознание и мировоззрение.

Нравственная личность, выбирая направления своих действий, поступает исключительно по своей совести, опираясь на сформированные личностные ценности и понятия. Для некоторых понятие нравственность это эквивалент «билета в рай» после смерти, а в жизни это нечто не особо влияющее на успешность субъекта и не несет никакой выгоды. Для такого типа людей нравственное поведение — это способ очистить душу от грехов, как бы прикрытие собственных неверных поступков. Человек существо беспрепятственное в выборе, имеет свой жизненный курс. Общество при этом имеет свое влияние, способно задавать собственные идеалы и ценности.

В действительности нравственность, как свойство необходимое для субъекта, является исключительно важным и для общества. Это как бы гарантия сохранения человечества как вида, иначе без норм и принципов нравственного поведения, человечество искоренит само себя. Произвол и постепенная деградация – последствия исчезновения нравственности как совокупности прицепов и ценностей общества как такового. Вероятнее всего и гибель определенной нации или этноса, если в ее главе стоит безнравственное правительство. Соответственно уровень жизненного комфорта людей зависит от развитой нравственности. Защищённым и благополучным является то общество, соблюдения ценностей и моральных принципов, уважение и альтруизм в котором, прежде всего.

Итак, нравственность это интериоризированные принципы и ценности, базируясь на которых человек направляет свое поведение, совершает поступки. Нравственность, являясь формой общественного знания и отношений, регулирует человеческие действия посредством принципов и норм. Непосредственно эти нормы основываются на точке зрения о безупречном, о категориях добра, справедливости и зла. Основываясь на гуманистических ценностях, нравственность позволяет субъекту быть человеком.

Правила нравственности

В повседневном употреблении выражений нравственность и мораль имеют тождественный смысл и единые истоки. При этом всем стоит определить существование неких правил, которые с легкостью очеркивают сущность каждого из понятий. Так нравственные правила в свой черед позволяют личности развивать собственное психическое и моральное состояние. В некой степени это «Законы Абсолюта» существующие в абсолютно всех религиях, мировоззрениях и обществах. Следовательно, нравственные правила являются универсальными, а их невыполнение тянет за собой последствия для субъекта, который их не соблюдает.

Существуют, например, 10 заповедей, полученные в результате непосредственного общения Моисея и Бога. Это часть правил нравственности, соблюдение которых аргументировано религией. В действительности ученые не отрицают в сто раз большего наличия количества правил, они сводятся к одному знаменателю: гармоничному существованию человечества.

У множества народов с древних времен бытует понятие некого «Золотого правила», несущее в себе основу нравственности. Его трактование насчитывает десятки формулировок, при этом суть остается неизмененной. Следуя этому «золотому правилу» индивиду следует вести себя по отношению к другим так, как относится он к себе. Это правило формирует понятие человека, что все люди равнозначны относительно их свободы действий, а также желания развиваться. Следуя этому правилу, субъект раскрывает его глубинную философскую трактовку, гласящую, что индивид должен заблаговременно научиться осознавать последствия собственных действий относительно «другого индивида», проецируя эти последствия на себя. То есть субъект, который примеряет на себя мысленно последствия собственного поступка, задумается, стоит ли поступать в таком направлении. Золотое правило учит человека развивать свое внутреннее чутье, учит состраданию, эмпатии и помогает развиваться душевно.

Хотя это нравственное правило было сформулировано в древности известными учителями и мыслителями, актуальность своего предназначения в современном мире не потеряло. «Чего не хочешь себе, не делай другому» – так звучит правило в оригинальном трактовании. Возникновение такого трактования причисляют к истокам первого тысячелетия до нашей эпохи. Именно тогда происходил гуманистический переворот в древнем мире. Но как нравственное правило свой статут «золотого» оно получило в восемнадцатом веке. Это предписание акцентирует внимание на глобальном нравственном принципе согласно отношениям к другому человеку в пределах различных ситуаций взаимодействия. Так как его наличие в любой существующей религии доказано, можно отметить его, как фундамент нравственности человека. Это важнейшая истина гуманистического поведения нравственного человека.

Проблема нравственности

Рассматривая современное общество легко подметить, что нравственное развитие характеризуется упадком. В двадцатом веке в мире произошло внезапное падение всех законов и ценностей нравственности общества. В обществе начали появляться проблемы нравственности, которые негативно влияли на формирование и развитие гуманного человечества. Еще большего развития это падение достигло в двадцать первом веке. За все существование человека было отмечено множество проблем нравственности, которые так или иначе имели отрицательное влияние на индивида. Руководствуясь духовными ориентирами в различные эпохи, люди вкладывали нечто свое в понятие нравственности. Они способны были творить вещи, которые в современном обществе наводят ужас абсолютно на каждого здравомыслящего человека. Например, египетские фараоны, которые боясь потерять царство, совершали немыслимые преступления, убивая всех новорожденных мальчиков. Нравственные нормы укоренились в религиозных законах, следование которым и показывает сущность человеческой личности. Честь, достоинство, вера, любовь к родине, к человеку, верность – качества, служившие направлением в человеческой жизни, до которого хоть в какой-то степени дошла часть законов Бога. Следовательно, на протяжении своего развития, обществу было свойственно отступать от религиозных заповедей, что и привило к появлению проблем нравственности.

Развитие проблем нравственности в двадцатом столетии – это последствие мировых войн. Эпоха падения нравов тянется со времен Первой Мировой войны, в это безумное время жизнь человека обесценилась. Условия, в которых людям приходилось выживать, стерли все нравственные ограничения, личностные отношения обесценились ровно, как и человеческая жизнь на фронте. Вовлечения человечества в бесчеловечное кровопролитие нанесло по нравственности сокрушительный удар.

Одним из периодов появления нравственных проблем был коммунистический период. В этот период было запланировано уничтожить все религии, соответственно и нормы нравственности, заложенные в ней. Даже если в Советском Союзе развитие правил нравственности было намного выше, долго позиция эта не смогла удержаться. Вместе с разрушением Советского мира произошло и падение нравственности общества.

На текущий период одной из главных проблем нравственности есть падение института семьи. Что тянет за собой демографическую катастрофу, повышение разводов, рождение бесчисленного количества детей в не брака. Взгляды на семью, материнство и отцовство, на воспитание здорового ребенка имеют регрессирующий характер. Определенное значение имеет развитие коррупции во всех областях, воровства, обмана. Сейчас покупается все, ровно, как и продается: дипломы, победы в спорте, даже человеческая честь. Это как раз и есть последствия падения нравственности.

Воспитание нравственности

Воспитание нравственности – это процесс целенаправленного воздействия на личность, который подразумевает воздействие на сознание поведения и чувства субъекта. В период такого воспитания образовываются нравственные качества субъекта, позволяющие индивиду действовать в рамках общественной морали.

Воспитание нравственности – процесс, который не предполагает перерывов, а только тесное взаимодействие ученика и воспитателя. Воспитывать у ребенка нравственные качества следует на собственном примере. Сформировать нравственную личность довольно сложно, это кропотливый процесс, в котором принимают участие не только учителя и родители, но и общественный институт в целом. При этом всегда предусматриваются возрастные особенности индивида, его готовность к анализу, восприятию и переработки информации. Результатом воспитания нравственности есть развитие целостно нравственной личности, которая будет развиваться совместно с ее чувствами, совестью, привычками и ценностями. Такое воспитание считается трудным и многогранным процессом, обобщающим педагогическое воспитание и влияние социума. Нравственное воспитание подразумевает формирование чувств нравственности, осознанной связи с обществом, культуры поведения, рассмотрение нравственных идеалов и понятий, принципов и поведенческих норм.

Нравственное воспитание совершается в период обучения, в период воспитания в семье, в общественных организациях, и непосредственно включает в себя самосовершенствование личности. Непрерывный процесс по воспитанию нравственности начинается с рождения субъекта и длится всю его жизнь.

Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мораль и нравственность. В чем сходства и различия?

Нравственность и мораль относятся к «правильному» и «неправильному» поведению. Хотя они иногда используются взаимозаменяемо, они различны. Мораль и нравственность, сходства и различия у них безусловно есть. Нравственность относится к правилам, предоставляемым внешним источником. Например, кодексам поведения на рабочих местах или принципам в религиях. Мораль относится к собственным принципам человека относительно правильного и неправильного.

Сравнительная таблица

Мораль и нравственность сходства и различия

Нравственность Мораль
Кто они такие? Правила поведения признаются в отношении определенного класса человеческих действий или определенной группы или культуры. Принципы или привычки в отношении правильного или неправильного поведения. В то время как мораль также предписывает, что нужно и чего нельзя делать. Мораль — это, в конечном счете, личный компас добра и зла.
Откуда они? Социальная система — Внешняя Индивидуальный — Внутренний
Почему мы это делаем? Потому что общество говорит, что это правильно. Потому что мы верим, что что-то правильно или неправильно.
Гибкость Нравственность зависит от других для определения. Она имеют тенденцию быть последовательной в определенном контексте. Но может варьироваться в зависимости от контекста. Обычно соответствует, хотя может измениться, если изменятся убеждения человека.
Сходства Человек, строго следующий нравственным принципам, может вообще не иметь морали.Точно так же можно нарушать нравственные принципы в рамках данной системы правил, чтобы поддерживать моральную целостность. Моральная личность, хотя, возможно, связана более высоким заветом, может следовать нравственным установкам.
Происхождения Русское слово, происходящее от корня «нрав» Латинское слово «mos», означающее «обычай»
Приемлемость Нравственное поведение регулируется профессиональными рекомендациями в определенное время и в определенном месте. Мораль выходит за рамки культурных норм

Определение морали

Мораль — это социальные, культурные и религиозные убеждения или ценности человека или группы, которые говорят нам, что правильно или неправильно. Это правила и стандарты, принятые обществом или культурой, которым мы должны следовать, решая, что правильно. Некоторые моральные принципы:

  • Не мошенничай
  • Будь лояльным
  • Потерпи
  • Всегда говори правду
  • Будь щедрым

Мораль относится к убеждениям, которые не являются объективно правильными, но которые считаются правильными для любой ситуации. Поэтому можно сказать, что то, что морально правильно, не может быть объективно правильным.

Определение нравственности

Нравственность является отраслью философии, которая занимается принципами поведения человека или группы. Это работает как руководящий принцип, чтобы решить, что хорошо или плохо. Это стандарты, которые управляют жизнью человека. Нравственность также известна как моральная философия. Некоторые нравственные принципы:

  • Правдивость
  • Честность
  • Лояльность
  • Уважение
  • Справедливость
  • Целостность

Ключевые различия между моралью и нравственностью

Основные различия между моралью и нравственностью заключаются в следующем:

  1. Мораль имеет дело с тем, что является «правильным или неправильным». Нравственность имеет дело с тем, что является «добром или злом».
  2. Мораль — это общие ориентиры, созданные обществом. Например, мы должны говорить правду и не лгать. И наоборот, нравственность является ответом на конкретную ситуацию. Например, нравственно ли утверждать правду в конкретной ситуации?
  3. Термин «мораль» происходит от греческого слова «mos», которое относится к обычаям, а обычаи определяются группой лиц или неким авторитетом. С другой стороны, нравственность происходит от русского слова «нрав», которое относится к характеру, а характер является атрибутом.
  4. Мораль диктуется обществом, культурой или религией. А нравственность выбирается самим человеком, который управляет его жизнью.
  5. Мораль связана с принципами добра и зла. Наоборот, нравственность подчеркивает правильное и неправильное поведение
  6. Поскольку мораль оформлена и разработана группой, нет возможности думать и выбирать. Индивид может либо принять, либо отказаться. И наоборот, человек свободен думать и выбирать принципы своей жизни в нравственности.
  7. Мораль может варьироваться от общества к обществу и от культуры к культуре. В отличие от нравственности, которая остается неизменной независимо от культуры, религии или общества.
  8. Мораль не имеет никакого отношения к бизнесу. В то время как нравственность широко применяется на работе.
  9. Мораль выражается в форме высказываний. Но нравственность не выражается в форме высказываний.

Примеры поведения

  • Если сын крупного политика совершил преступление. И политик использует свои полномочия, чтобы освободить сына от юридических последствий. Тогда этот поступок аморален, потому что политик пытается спасти преступника.
  • Очень близкий друг или родственник интервьюера приходит на собеседование. И, не задавая ни единого вопроса, выбирает его. Этот акт не является нравственным. Потому что процесс отбора должен быть прозрачным и беспристрастным.
  • Бакалейщик продает фальсифицированные продукты своим клиентам, чтобы заработать больше прибыли. Этот поступок не является ни моральным, ни нравственным. Потому что он обманывает своих клиентов и профессию одновременно.

У каждого человека есть некоторые принципы, которые помогают ему в течение всей жизни справляться с любой неблагоприятной ситуацией. Они известны как нравственные принципы. С другой стороны, мораль — не жесткие и быстрые правила. Или очень жесткие, но они являются правилами, которые большинство людей считают правильными. Вот почему люди широко их принимают. Это все для того, чтобы отличать мораль от нравственности.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх