Помост

Вопросы веры

Что такое полиелей?

После каждой кафизмы произносится священнослужителем малая ектения. Затем начинается самая торжественная часть всенощного бдения, называемая полиелеем, что означает с греческого языка многая милость, или многое масло. Царские врата отверзаются, большие свечи пред святыми иконами, погашенные во время чтения шестопсалмия и кафизм, возжигают снова, и на клиросе поется хвалебная песнь Богу из псалмов 134 и 135: Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа, аллилуия! Благословен Господь от Сиона (где в древности была скиния и храм) живый во Иерусалиме, аллилуия! Исповедайтеся Господеви (признайтесь в своих согрешениях), яко благ (потому что Он добр), яко в век милость Его, аллилуия! Исповедайтеся Богу небесному, яко благ, яко в век милость Его, аллилуия! Священник с диаконом совершают каждение по всей церкви. Отворенные царские врата знаменуют нам отваление ангелом камня от гроба Господня, откуда нам воссияла новая вечная жизнь, полная духовной радости и веселья. Хождение священнослужителей по церкви с кадилом напоминает нам св. мироносиц, ходивших ко гробу Господню в ночь воскресения Христова, чтобы помазать тело Господа, но получивших радостную весть от ангела о воскресении Христовом.

Под воскресные дни после пения хвалитных стихов 134 и 135 псалмов, чтобы лучше напечатлеть в молящихся мысль о воскресении Христовом, поются тропари, в которых высказывается причина нашей радости о воскресении Христовом. Каждый тропарь начинается словами, прославляющими Господа: благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим (т.-е. Заповедям Твоим). Воскресный полиелей оканчивается чтением святого евангелия об одном из явлений воскресшего Спасителя. Св. Евангелие износится на середину храма, и верующие целуют святое Евангелие, имея (при этом) в мысли все благодеяния воскресшего Господа. Хор в это время поет призывную песнь поклониться воскресению Христову:

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш; разве (кроме) Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся Святому Христову воскресению. Се (вот) бо прииде крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерь разруши.

Полиелей под двунадесятые праздники и праздничные дни святых угодников Божиих отличается от воскресного полиелея тем, что после хвалитных стихов 134 и 135 псалмов выходят священнослужители на середину храма, где полагается на аналое икона праздника, и поется величание, при этом стихи в честь св. жен мироносиц не поются. Евангелие читается, имеющее применение ко дню праздника; молящиеся в храме целуют св. икону на аналое и помазуются освященным во время литии елеем, но не св. миром, как некоторые по неведению называть елей сей.

Полиелей

  • Фотоальбом: «Всенощное бдение»
  • Полиелей Богословско-литургический словарь
  • Полиелей проф. М.Н. Скабалланович
  • Полиелей архиеп. Аверкий (Таушев)
  • Знаки Типикона

Полиеле́й (от греч. πολυέλεοσ (полиелеос) (от греч. πολύς — многий, и ἔλεος — милость) – многая милость, (в древних Уставах — многомилостивое) – торжественное песнопение утрени, составленное из псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Это название связано с частым повторением при пении слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме.

«По 17 гл. Типикона, в воскресенья от отдания Воздвижения, т. е. с 22 сентября, до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной вместо Непорочных поется полиелей, т. е. 134 пс. «Хвалите имя Господне» и 135 пс. «Исповедайтеся Господеви».

Основания для таких сроков:

1) полиелей, занимая более времени, чем Непорочны, поется по преимуществу в осенние и зимние воскресенья, когда ночи длиннее и, следовательно, бдение приходится начинать раньше и оканчивать позже;

2) полиелей отменяется 20 декабря — 14 января от стечения в этот период великих праздников, имеющих полиелей более торжественный, чем воскресный, отчего впечатление последнего ослаблялось бы;

3) в Великий пост полиелей отменяется по скорбности этого периода.

Псалмы 134 и 135 однородны по содержанию. Они приглашают Израиля к прославлению Бога Творца (134, 6; 135,5—9) и Промыслителя (134, 7; 135, 25) за избрание Израиля в народ Божий и за все милости, оказанные ему на протяжении всей его истории, особенно за освобождение от египетского ига (134, 8—10; 135, 10—16) и водворение в земле обетованной (134, 10—12; 135, 17—20); эти милости обязывают Израиля быть верным Богу и избегать язычества (134,15—18).

Однородность псалмов доходит по местам до буквального сходства в выражениях (134,10—11 и 135,17—20). Оба псалма дышат самой восторженной радостью, изливающейся в неудержимом потоке благодарности; но второй псалом, развивая мысли первого, восторженнее и сильнее его («хвалите» и «исповедайтеся»; 134,5: «Господь наш над всеми боги» и 135, 2—3: «Богу богов», «Господеви господей»; 134, 3: «яко благ Господь», 135: «яко в век милость Его»); особенную торжественность второму псалму сообщает сопровождение каждого стиха его припевом «Яко в век милость Его», который повторяется, следовательно, 26 раз и особенно сильно звучит в 17—20 ст., где он разделяет на 4 части одно грамматическое предложение («поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его»). – По Симеону Солунскому, полиелейные псалмы – «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, т. е. диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса»».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон

«Полиелей, т. е. «многомилостивый», есть техническое вы­ражение нашего богослужебного устава, применяемое к двум псалмам (134—135), поемым на торжественной праздничной утрени после кафисм и седальнов с их назидательными чтениями из свв. отцов и перед чтением праздничного или воскресного Евангелия. Назван он так потому, что говорит о тех великих милостях, которые Бог посылает в многотрудной и бурной жизни Израильского народа, в частности, во время исхода из Египта, во время странствования по пустыне и т. д.

В приходских церквах, в которых устав не блюдется, полиелей поют на всякой воскресной утрени, причем обыватели называют его «Хвалите», что совершенно неправильно, так как под «хвалитными» псалмами понимаются псалмы на утрени после канона и перед славословием. По уставу полиелей поется, вместо «непорочных», только в известные периоды года, а именно: от 22 сентября по 20 декабря и от 14 января до недели сырной. Термин «полиелей» известен Иерусалимскому канонарю VII в.»
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология

Cм. ЛИТУРГИКА, ГИМНОГРАФИЯ

Хвалите имя Господне… Воссозданный древний шедевр церковной музыки

Сайт Ново-Тихвинского женского монастыря

Великий полиелей Мултанский

По Ирмологиону Супрасльского Благовещенского монастыря (1596-1601 гг.)

Хор сестер Ново-Тихвинского женского монастыря, 2006 год

Достояние древней Византии, образец высокой церковной культуры, Великий полиелей Мултанский стал доступен современному слушателю. Торжественное богослужебное песнопение воссоздали сестры Ново-Тихвинского женского монастыря (Екатеринбург). Немые рукописи хранили этот шедевр церковного пения несколько веков, но благодаря кропотливой работе певчих и помощи специалистов-музыковедов древний распев ожил.

«Хвалите имя Господне, хвалите, раби Господа…» — так начинается одно из самых торжественных песнопений Утрени – полиелей. Он состоит из стихов 134 и 135 псалмов с величественным припевом «Алиллуия». В этих псалмах – ликующая радость и благодарность Создателю и Спасителю – Всемилостивому Господу, Богу Небесному. Сейчас на богослужениях полиелей длится всего несколько минут и состоит только из четырех-пяти стихов. А в древности, например, в XVI веке во многих монастырях Всенощное бдение длилось всю ночь, и пение одного только полиелея занимало около двух часов. Не зря в богослужебных книгах того времени подобные полиелеи называются «Великими» и по содержанию, и по продолжительности, и по дивной красоте звучания.

Чтобы исполнить это песнопение, сестры монастырского хора изучали древнюю нотацию (Полиелей записан так называемой квадратной нотой), сопоставляли разные рукописи, советовались со специалистами по византийской музыке. Сестры надеются, что Великий полиелей Мултанский будет вновь украшать праздничные богослужения, для которых когда-то был создан.

Регент хора – монахиня Иудифь (Сибирякова).
Хормейстер-дирижер Н. Голубева, старший преподаватель кафедры хорового дирижирования Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского.
Педагог по вокалу – заслуженная артистка России Г. Лебедева.
Звукорежиссер – А. Коноплев.
Дешифровка нотации: доктор искусствоведения, профессор А.Конотоп; кандидат искусствоведения, доцент Национальной музыкальной академии Украины Е. Шевчук.
Определение партии исона: доктор философии (PhD), музыковед Афинской Академии Е.Макрис.

Малый полиелей (2.11)

Первая часть. Избранные стихи 134-го псалма

Доме Израилев, благословите Господа (2.44)

Доме Ааронь, благословите Господа (2.48)

Доме Левиин, благословите Господа (4.44)

Боящиеся Господа, благословите Господа (5.36)

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме (4.42)

Вторая часть. 135-й псалом

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его (2.13)

Исповедайтеся Господеви господей, яко благ, яко в век милость Его (4.15)

Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его (2.52)

Солнце во область дне, яко в век милость Его (2.34)

Поразившему Египта с первенцы его, яко в век милость Его (1.53)

И изведшему Израиля от среды их, яко в век милость Его (2.14)

Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его (2.12)

Раздельшему Чермное море в разделения, яко в век милость Его (3.52)

И проведшему Израиля посреде его, яко в век милость Его (3.19)

И истрясшему фараона и силу его в море Чермное, яко в век милость Его (2.01)

Поразившему цари велия, яко в век милость Его (2.31)

И убившему цари крепкия, яко в век милость Его (2.21)

Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его (4.28)

И Ога, царя Васанска, яко в век милость Его (4.49)

И давшему землю их достояние, яко в век милость Его (3.29)

Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его (3.30)

Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его (1.43)

И избавил ны есть от врагов наших, яко в век милость Его (1.35)

Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его (1.32)

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его (1.55)

При прослушивании диска можно следить по схеме за структурой полиелея.

Великий полиелей Мултанский. Музыкально-смысловая структура

Полиелей Псалом 134 Хвалите имя Господне, / хвалите, раби Господа , стоящии во храме Господни, во дворех дому Бога нашего. Хвалите Господа, яко благ Господь; пойте имени eго, яко добро; яко Иакова избра себе Господь, Израиля в достояние Себе. Яко аз познах, яко Велий Господь, и Господь наш над всеми боги. Вся, eлика восхоте Господь, сотвори на небеси и на земли, в морях и во всех безднах. Возводя облаки от последних земли, молнии в дождь сотвори, изводяй ветры от сокровищ Своих. Иже порази первенцы eгипeтския от человека до скота. Посла знамeния и чудеса посреде тебe, Египте, на фараона и на вся рабы eго. Иже порази языки многи и изби цари крепки; Сиона, царя Аморрейска и Ога царя Васанска, и вся царствия Ханаанска, и даде землю их достояние, достояние Израилю людем Своим. Господи, имя Твое в век, и память твоя в род и род: яко судити имать Господь людем своим, и о рабех Своих умолится. Идоли язык, сребро и злато, дела рук человеческих. Уста имут, и не возглаголют; oчи имут, и не узрят; уши имут, и не услышат; ниже бо eсть дух во устех их. Подобни им да будут творящии я, и вси надеющиися на ня. Доме Израилев, благословите Господа; доме Ааронь, благословите Господа; доме Левиин, благословите Господа. Боящиися Господа, благословите Господа. Благословен Господь от Сиона, / живый во Иерусалиме. Псалом 135 Исповедайтеся Господеви, яко Благ, / яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу богов, яко в век милость eго. Исповедайтеся Господеви господей, яко в век милость Его. Сотворшему чудеса вeлия eдиному, яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом, яко в век милость Его. Утвердившему землю на водах, яко в век милость Его. Сотворшему светила вeлия eдиному, яко в век милость Его. Солнце во область дне, яко в век милость Его. Луну и звезды во область нощи, яко в век милость Его. Поразившему Египта с первeнцы eго, яко в век милость Его; и изведшему Израиля от среды их; яко в век милость Его. Рукою крепкою и мышцею высокою, яко в век милость Его. Раздельшему Чермное море в разделeния, яко в век милость Его. И проведшему Израиля посреде eго, яко в век милость Его. И истрясшему фараона и силу eго в море Чермное, яко в век милость Его. Проведшему люди Своя в пустыни, яко в век милость Его. Поразившему цари вeлия, яко в век милость Его. И убившему цари крепкия, яко в век милость Его: Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его, и Ога, царя Васанска; яко в век милость Его. И давшему землю их достояние, яко в век милость Его. Достояние Израилю, рабу Своему, яко в век милость Его. Яко во смирении нашем помяну ны Господь, яко в век милость Его. И избавил ны eсть от врагов наших, яко в век милость Его. Даяй пищу всякой плоти, яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному, / яко

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх