Помост

Вопросы веры

Что такое просфоры

В конце Литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от греческих же слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.

«,- говорит святой Симеон Солунский,- есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Обычай раздавать антидор возник, повидимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться. Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Вот почему дьяконы разносили Дары больным, заключенным в темницах, находившимся под стражей. Те, кто отправлялся в дорогу, брали Дары с собой.

Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу. Многие совсем переставали ходить к Божественной Литургии, а из тех, кто приходил, большинство не принимало участия в Божественной Вечери. Вот почему вместо Святых Даров начали раздавать те хлебы, которые оставались от жертвы бескровной. Сначала это называли благословением (по-гречески — евлогиа), потому что эти хлебы, хотя и не освящались как Святые Дары призыванием Святаго Духа, но благословлялись и освящались уже тем, что были в числе предложения. Так как тут происходило смешение понятий (благословением — евлогиа — называлась и сама Божественная Вечеря), то раздавание хлебов стали называть антидореа, антидор, что означает — воздаяние, вознаграждение.

Первое свидетельство о раздавании частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Далее следует указать свидетельство Вальсамона (XII в.) в 15-м ответе Александрийскому патриарху Марку.

Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под эпитимиею.

Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?

13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских – преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.

Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.

Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.

Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.

К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) – Литургии.

Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку – в проточную воду.

По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.

Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.

Просфора

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

Просфорá — специальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.

Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

Тайная Вечеря. Уголино ди Нерио (1325-1330). Метрополитен-музей (Нью-Йорк)


первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения литургии используется 5 больших просфор

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).

Пять просфор для совершения Литургии:

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Антидор

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5. Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Что такое антидор? И что с ним делать?

Фото: azbyka.ru

Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».

Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.

Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.
Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок…

В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.

Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.

Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.

Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.

Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.

Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.

Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.
Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.

Что такое просфора? Секреты откроет просфорник

Хлеб с запахом солнца: просфора

Когда-то в далеком детстве, возвращаясь из хлебного магазина, я мог съесть полбулки хлеба и потом перед мамой виновато оправдываться, что слишком уж тот был аппетитным. Сейчас редко встретишь этот неповторимый запах. Мы всё больше и больше скатываемся к искусственности, заменителям вкуса и запаха, отдаляемся от природы. То, что вдыхает человек, что он употребляет – тем он и живет, а от того, как он это делает, во многом зависит и качество его существования.

Часто бывая в Ионинском монастыре, не раз и не два я видел, как детишки целыми стайками кружили вокруг монастырской просфорной и, получив вожделенную еще горячую просфорку, со счастливыми лицами убегали играть дальше. В Киевском ботсаду, где расположена обитель, всегда многолюдно: очень много детей и молодежи. Пути Господни неисповедимы. Кто знает, может, поделившись с кем-то просфорой, ребенок откроет двери к храму и своим родителям…

А вы знаете, как делаются просфоры? Рецепт ведь практически один, а вкусы – разные. Почему люди едут в другой храм покупать просфоры, когда сами могут их испечь? А в монастырь к преподобному Ионе Киевскому приезжают за просфорами многие и издалека. Знамо дело, есть зачем, наверное…

Вот и решил я зайти и посмотреть, как делается любимый солнечный хлеб.

Просфорня

Ничё се, нетрудная работка

Попал я, надо сказать, в самый разгар. Это я, художник, могу себе позволить и поспать иногда, а ребята рано встают: им тесто месить.

Поначалу лишь головой успевал крутить – даже уследить не мог, что и как, а потом попривык, и стало интересно. Но только фотоаппарат наведу, а процесс уже и закончился. Во мне прямо азарт заиграл! И солнышко в окошке тоже начало в прятки играть: то появится, то спрячется. А просфорники работают и улыбаются. То здесь, то там мешаю я им. Помещения небольшие, а я места занимаю много.

Тут как раз ребята молиться начали:

«Преблаженнии и Богоноснии отцы наша Спиридоне и Никодиме, яко стяжавшии дерзновение ко Господу равноангельным своим житием. Его же ради обогати Христос нетлением и чудесы мощи ваша; молим вас прилежно, испросите душам нашим очищение и велию и богатую милость».

«Спиридоне незлобия крин, и Никодиме победоимените, оба просфорницы святии, хлебы чисты в дар творяще Богу, и себе во благовонную жертву сотвориша: молите Христа Бога да спасет душа наша».

Что такое артос?

Вспомнились мне строки из «Кайдашевой семьи» Нечуй-Левицкого: «Тем временем Мелашка служила в Киеве у просвирницы. Она прожила первую неделю тихо, спокойно, как у Бога за дверью. Работа у просвирницы была нетрудная после тяжелой работы у свекрови. Еда была хорошая».

Глядел я на просфорников и думал: «Ничё се, нетрудная работка! Так успевать крутиться… Это ж какая работа тогда была у свекрови?!»

Остановился я и начал в молитве просить преподобного Иону рассказать мне, как делаются его просфоры. Вот после этого меня и попустило… Начал успевать за работниками и кадры делать, и вопросы задавать, что да как. И они ко мне с расположением отнеслись и стали рассказывать…

Я в просфорники пойду…

Из разговоров выяснилось, что определенного образования для того, чтобы стать просфорником, не нужно. И даже если окончишь институт пищевых технологий, эти знания вряд ли пригодятся на практике.

В просфорники попадают разными путями. Отец Давид, например, служил пономарем, и когда строилась просфорная, сам предложил свою кандидатуру, взяв на себя ответственность за будущее дело. Приходили друзья и знакомые. В результате сложился дружный слаженный коллектив из 12 человек.

Зачем прилежность просфорнику

Дело это чрезвычайно ответственное. Просфора – неотъемлемая часть литургической жизни, и прилежность просфорника играет ключевую роль. Это только с виду кажется всё просто, но, как я убедился на собственном опыте, здесь сокрыто много тонкостей пекарного искусства, личных секретов, наработанных годами, полученных путем проб и ошибок, вымоленных и выстраданных.

Известно, что преподобный Сергий Радонежский, будучи еще отроком Варфоломеем, получил из рук святого старца-черноризца маленький кусочек святой просфоры как знамение благодати Божией. И до конца своих дней он самостоятельно пек просфоры, не передавая этот благодатный труд братии.

Просфора в Церкви – символ Христа. Каждый ингредиент имеет свое особое значение.

Просфора состоит из двух частей, символизирующих два естества Иисуса Христа – Бога и человека. Каждая часть поначалу изготавливается отдельно, а потом их соединяют. Круглая форма просфоры символизирует знак вечности и что сам человек сотворен для вечной жизни.

Мука, вода и соль, соединенные огнем, означают, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством.

Секреты начинаются…

Для приготовления теста берется самая лучшая пшеничная мука, в нее добавляют соль и закваску из дрожжей и замешивают на чистой воде.

Далеко не всякая мука сгодится: просто купить ее в магазине – большая опасность обречь дело на неудачу. Поэтому просфорники выбирают постоянных проверенных поставщиков, понимающих всю ответственность.

Выбрать таких достаточно сложно. На Украине, например, в продаже практически нет муки высшего сорта. А то, что продается под таким названием, таковым на деле не является. Плюс, как правило, хорошая мука оказывается слишком дорогой и непозволительной для бюджета просфорни. Поэтому многие стараются работать с частными, годами проверенными мельницами.

  1. Вот вам и первый секрет – где взять муку. Если надежных поставщиков нет, можно купить и в магазине. Но как проверить на качество, она ведь запечатанная? Основной принцип – не покупайте муку в полиэтиленовых пакетах. Только в бумажных. Мука должна «дышать», чтобы не было процессов самосогревания, отчего она приобретет затхлый запах. Смотрите на срок хранения и дату выпуска. Давняя мука уже потеряла часть своей сыпучести, и в ней, возможно, завелись жучки. Покупайте только свежую, но не берите много. Принесите домой, откройте, понюхайте, попробуйте на вкус. Мука не должна быть кислой, горькой, иметь привкус плесени и посторонние запахи. Если ее пожевать, не должно быть ощущения песка на зубах. И, естественно, проследите, чтобы не было жучков, сорняков и примесей.
  2. Второй секрет – вода. От ее чистоты и вкуса во многом зависит качество готовой продукции, а если учесть, что вкус воды везде разный, то и просфоры будут на вкус везде разные.
  3. Третий секрет – это четкость и слаженность действий просфорников. Просфора должна получиться красивой, золотистого цвета, с ароматной хрустящей корочкой, которая сохраняет влагу и не дает быстро высохнуть.

Оборудование для перемешивания и раскатывания теста и выпечки можно использовать то же самое, что и в хлебопекарной промышленности. А можно делать и вручную – зависит от потребностей и возможностей.

Старинный рецепт приготовления просфор

Нужно взять 1,2 кг муки высшего сорта, так называемой крупчатки. Крупчаткой называется пшеничная мука самого тонкого помола, прошедшая через самое мелкое сито. Ее в старину иногда еще называли конфетной мукой.

На дно посуды (раньше это была деревянная бочка, а сейчас может быть и кастрюля из нержавеющей стали) наливают немного святой воды, затем насыпают примерно 400 г муки и, заливая кипятком, перемешивают до получения однородной массы наподобие манной каши. Запарка придает эффект сладости и стойкости против заплесневения.

Потом, после охлаждения добавляют соль, разведенную в святой воде, и кладут 25 грамм дрожжей. Когда через полчаса тесто начнет подходить, добавляют оставшиеся 800 г муки и снова всё тщательно перемешивают.

Приблизительно еще через полчаса подошедшее тесто выкладывают на стол и раскатывают на полотно нужной толщины. Раскатка возможна как вручную тяжелой скалкой, так и с применением специального оборудования. В результате раскатки мы должны получить однородное не рыхлое тесто, похожее на рушники. Для низов толщина пласта должна быть 18-20 мм, а для верхов 11-12 мм. Для служебных просфор толщина делается соответственно больше.

После раскатки минут десять тесто должно улежаться, накрыть лучше всего клеенкой.

Пекут на воске

Следующий этап – резка на кружки. При этом нижняя часть делается больше, а верхняя – меньше. Нижнюю часть поправляют руками, придавая ей желанную форму, покрывают плотной тканью (можно полотенцем) и клеенкой и выдерживают тоже около получаса. Вот здесь нужно быть внимательным – следить, чтобы тесто не пересохло, иначе потеряется и вкус, и форма просфор.

На предварительно смазанный тонким слоем натурального воска (еще один компонент солнечной энергии и бесподобного аромата) противень укладываются готовые нижние части просфор. Воск не такой жирный, как масло, и он не оставляет следов на просфоре, к тому же применение масла недопустимо по церковным предписаниям.

Если нет воска, можно применять противни из пищевого алюминия, которые не нужно ничем смазывать. Правда, замечательного эффекта солнца и аромата меда уже не будет. То же касается и противней со специальными антипригарными покрытиями.

А на верхнюю часть проставляют печать соответствующего размера. Эти печати, как правило, у всех монастырей разные и являются еще и признаком той или иной просфорни.

После того, как готовы верхние и нижние части, осуществляется их склейка. При этом место смачивается водой и слегка прижимается, но так, чтобы не повредить печать.

Зачем раздают артос: 5 вопросов

Затем обе части прокалываются иглой, чтобы выпустить воздух и предупредить образование пустот, обеспечивая максимальную плотность готовой просфоры.

Металлический противень с просфорами отправляют в горячую печь, нагретую до 200-250 градусов, и пекут при этой же температуре до готовности (малые – до 15 минут, а служебные – около 20 минут). Просфоры должны приобрести золотистый цвет. Постоянно нужно проверять, чтобы не подгорели.

Отдых под четырьмя одеялами

После того, как вынули просфоры из печи, их выкладывают на подносы и покрывают несколькими слоями: сухим полотном, затем мокрым, а затем опять сухим и сверху еще и одеялом. В таком состоянии просфоры «отдыхают» около часа. Когда они станут мягкими и остынут, их укладывают в корзины или ящики, куда ничего, кроме просфор, вообще не кладется.

Служебные просфоры готовятся так же, но есть свои особенности. Процесс выпечки должен находиться под постоянным наблюдением, и лучше всего его приостановить, чтобы произвести дополнительные проколы и придавливания, выпустить воздух. Если будет подгорать, придется менять температуру.

И даже если всё до мелочи соблюдать, каждый раз всё будет чуточку по-другому. Потому что не бывает в природе одинакового взаимодействия натуральных компонентов, да и внешние силы также влияют на результат. Творите, и да поможет вам Бог!

Как священный хлеб может исцелить коз

…Я собирался домой. Время пролетело мгновенно – впрочем, как и всегда, когда делаешь что-либо с интересом. У храма встретил настоятеля монастыря епископа Иону. Вот такой у нас с ним состоялся диалог:

– Владыка, в чём, собственно, секрет ионинских просфор? Почему люди из многих храмов приезжают покупать их именно сюда?

– Ребята, которые несут послушание у нас в просфорне, делают свою работу так, что их продукция соответствует самым высоким стандартам, предъявляемым к просфорам. Далеко не всегда можно достичь подобного в домашних условиях, поэтому священнослужители и приобретают просфоры для богослужений у нас.

Епископ Обуховский Иона (Черепанов), настоятель Ионинского монастыря

– Можно ли заказать просфору в подарок на день рождения родственнику или другу?

– Заказать можно, но нужно понимать, что вначале просфора является самым обычным хлебом с нанесенным на ней изображением или печатью. Но после того, как из нее будет вынута частичка о здравии или об упокоении, или в память святых, просфора становится святыней, которую можно дарить друзьям и близким, но только тем, кто понимает, что это такое. Чтобы люди ее не выбросили или не скормили животным.

– Когда вы впервые взяли в руки просфору и что при этом чувствовали?

– Впервые узнал, что такое просфора, еще в детстве: у моей верующей прабабушки были засушенные просфорки, которые она вкушала только по праздникам, так как жила вдалеке от храма. Сегодня воцерковленные дети знают, что такое просфора и что это отнюдь не обычная булочка. Вообще, по тому, как ребенок называет священный хлеб, видно степень церковности его родителей.

– А хлеб вы печете в просфорной?

– Нет, только артосы – хлеб, который стоит у Царских врат иконостаса в течение всей Светлой седмицы после Пасхи, а после этого раздается в благословение верующим.

Интересно, что в канонических указаниях написано, что артос можно давать и животным в случае болезни. И был случай, когда у одного нашего брата у бабушки заболели козы, никакое лечение не помогало. Тогда брат принес несколько кусочков артоса бабушке, она дала их козам, и те чудесным образом исцелились. Вот такое было чудо, связанное со священным хлебом.

А вот освященную просфору ни в коем случае нельзя давать ни животным, ни птицам. Она предназначена исключительно для вкушения людьми.

Так бывал ли классик в просфорне?

Шел я домой и думал: о какой «легкой и непыльной» работе писал классик? Он вообще-то сам хоть раз бывал в просфорной, тем более лаврской?

Все наши беды от незнания, от чванства и неверия. Если бы все, на всех постах и на всех участках работали так, как работают и верят просфорники, народ жил бы в благоденствии, и земля бы вокруг благоухала. Не было бы ни войны, ни разрухи. Поля бы были усеяны не минами и осколками, а элитными сортами отборной пшеницы и ржи. И уважали бы нас соседи и ехали бы за нашими продуктами.

Дай Господь дожить до этого в скором времени, и чтобы дети наши наслаждались запахами свежевыпеченного хлеба.

Прости, Господи, грехи наши и подай нам обычного земного счастья!

Фото автора

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх