Помост

Вопросы веры

Что такое сомнение?

Сомнения — это хорошо или плохо?

Психология жизни — это величайшее искусство, с помощью которого вы сможете стать счастливым и понять суть своего предназначения.

Что такое сомнение? Это состояние, при котором человек неспособен быстро принять решение. Сомнение — это ещё и термин в психологии. И в этом случае опять же речь идет о состоянии, которому характерно воздержание от определенного суждения. Сомнение — это хорошо или плохо? Что о трудности в совершении выбора говорят психологи?

«Сомнение» — это весьма обыденное слово. Производные от него мы весьма часто употребляем в повседневной жизни. Тем не менее за ним кроется огромный смысл, постичь которого пытаются философы и писатели на протяжении более двух тысячелетий.

Значение слова «сомнение»

Что говорил об этом состоянии Владимир Даль? Сомнение — это, согласно самому авторитетному толковому словарю русского языка, шаткое недоумение, нерешимость, колебания мыслей, раздумие. Синонимов к этому слову можно подобрать множество. Всё зависит от контекста. В большинстве случаев это слово можно заменить на «нерешительность». Иногда синонимами служат «подозрение», «недоверие», «опасения».

«Сомнение» — это существительное, которое используется с такими глаголами, как «испытывать», «посеять», «внушить», «разрешить». Но прилагательное, образованное от него, имеет уже отрицательный оттенок. Что такое, например, сомнительная идея? Это идея, которая не вызывает доверия. А сомнительная честность? Правдивость, которая ранее не подвергалась испытаниям. А значит ее наличие вызывает определённые сомнения.

Синонимы к этому слово мы назвали. Значение его понятно, в общем-то, даже ребёнку. Однако стоит сказать, что природа сомнения довольно сложна. В этом состоянии не зря пребывает едва ли не каждый литературный герой. Способности же сомневаться лишены, как правило, отрицательные персонажи. Или безумцы. Но о них поговорим позже.

Страх совершить ошибку

Сомнения периодически посещают каждого человека. От них никуда не деться. Трудность в совершении выбора сопровождает нас повсюду. Причина ее заключается в страхе совершить ошибку. Оказываясь перед выбором, человек ищет подсказки в интернете, в книгах, советуется с родственниками. И дело вовсе не в том, что, совершив ошибку, он потеряет время, деньги, нервы. Сделать неправильный выбор — это продемонстрировать свою некомпетентность, незнание, отсутствие опыта. А чувствовать себя аутсайдером никому не нравится.

Выходит, что, решая свою проблему, человек прежде всего заботится о собственной репутации. При этом опирается на мнение других людей. То есть ищет правильный выход из сложившейся ситуации, забывая, что такое понятие, как «правильность» имеет субъективный характер. И что же делать? Как поступать в моменты, когда сомнения сковывают волю и способность формировать собственное, независимое мнение? Действовать по велению сердца, не слушая никого?

Отсутствие сомнений — признак расстройства личности

Человек, способный полностью игнорировать общественное мнение, скорее всего, страдает одним из психических расстройств. Мы живем среди людей, и не считаться с их суждениями не можем. Ведь человек — существо социальное. В литературе есть два знаменитых персонажа, которые по отношению друг к другу являются антагонистами. Первый — Гамлет. Второй — Дон Кихот. Первый днями напролёт сомневался, а потому и рассуждал на тему «быть или не быть». Второй недолго думая вступал в схватку с ветряными мельницами. Не непросто жилось и первому, и второму. Правда, сомнения Гамлета вызваны были не общественным мнением, а его внутренним диссонансом. Дон Кихота бы в наше время непременно поставили на учет в психдиспансер.

Итак, сомнения — это нормально или нет? Конечно, нормально. Человек, который всегда, при любых обстоятельствах, уверен в своей правоте, выглядит глупо. Более того, среди величайших злодеев в истории в основном личности несомневающиеся (Гитлер, например, был уверен в превосходстве арийской расы). Размышлять о правильности того или иного выбора можно и нужно. Единственная область, которая не должна подвергаться сомнению, — нравственность. Есть принципы человечности и гуманности, которые не допускают компромиссов. Относительно всего прочего «думать надвое» вполне позволительно.

Цитаты о сомнении

Я не стыжусь, что ярый скептик И на душе не свет, а тьма, Сомненье — лучший антисептик От загнивания ума.

7425 минут на осмысление

Наши сомнения — предатели, заставляют нас лишаться многого, чего мы могли бы достичь, из-за страха попытаться это сделать.

4945 минут на осмысление

До тех пор пока ты не принял окончательное решение, тебя будут мучить сомнения, ты будешь все время помнить о том, что есть шанс повернуть назад, и это не даст тебе работать эффективно. Но в тот момент, когда ты решишься полностью посвятить себя своему делу, провидение оказывается на твоей стороне. Начинают происходить такие вещи, которые не могли бы случиться при иных обстоятельствах На что бы ты ни был способен, о чем бы ты ни мечтал, начни осуществлять это. Смелость придает человеку силу и даже магическую власть. Решайся!

2807 минут на осмысление

Кто ничего не знает, ни в чем и не сомневается.

2713 минуты на осмысление

Полную уверенность может дать только полное невежество.

2623 минуты на осмысление

Единственной преградой осуществлению наших планов на завтра могут быть наши сегодняшние сомнения.

2353 минуты на осмысление

Как несчастен тот, кто сомневается! Ум его бросает в разные стороны, точно при килевой и боковой качке И только одно лекарство есть против этого: противопоставить действительность натиску воображения.

2037 минут на осмысление

Начавший уверенно кончит сомнениями, тот же, кто начинает свой путь в сомнениях, закончит его в уверенности.

1967 минут на осмысление

Сомнение есть правило, которого следует часто придерживаться в истории, как и в философии.

1933 минуты на осмысление

Сомнение — это критерий веры.

1893 минуты на осмысление

Преклоняйтесь перед духом сомнения.

1822 минуты на осмысление

Сомнение доставляет мне не меньшее наслаждение, чем знание.

1803 минуты на осмысление

Усомниться — значит утратить силу.

1773 минуты на осмысление

Сомневаться во всем и всему верить — две одинаково удобные позиции, которые равно избавляют от необходимости думать.

1725 минут на осмысление

Деятельность мысли возбуждается раздражением, вызванным сомнением, и прекращается, когда верование достигнуто, таким образом, достижение верований есть единственная функция мысли.

1715 минут на осмысление

Сомнение — помеха успеху.

1662 минуты на осмысление

Сомнение в своем достоинстве — малодушное самоуничижение.

1643 минуты на осмысление

Цивилизованность человека определяется не способностью уверовать, но готовностью усомниться.

1633 минуты на осмысление

Сомнение есть первый подступ к разуму.

1633 минуты на осмысление

Кто начинает с уверенности, закончит тем, что усомнится, а кто начинает с сомнения, закончит уверенностью.

1623 минуты на осмысление

Сомнение — граница человеческого познания, которую преступает лишь слепая вера.

1593 минуты на осмысление

Сомнение всегда должно быть только осторожностью, иначе оно может стать опасным.

1513 минуты на осмысление

Даже самое убедительное доказательство должно оставлять за собою сомнение, в то же время самый спорный аргумент достоин терпеливого испытания, особенно никто не должен никогда отказываться от права собственного решения, хотя бы в угоду величайшему авторитету.

1457 минут на осмысление

И на сомнения нужно решиться.

787 минут на осмысление

Сомнение — скелет в шкафу веры.

763 минуты на осмысление

Сомнение есть такая же основная добродетель философии, как вера есть богословская добродетель.

593 минуты на осмысление

Если человека ничто не мучает, он мучается подозрениями.

533 минуты на осмысление

Опасен не демон, нападающий в открытом бою, а сомнения, сидящие внутри тебя, из-за которых ты многое упускаешь в жизни, даже не попробовав получить…

535 минут на осмысление

Абсолютная уверенность в своей правоте проистекает только от недостатка ума и недостатка синяков.

483 минуты на осмысление

Уж лучше беспокойство в сомнении, чем успокоенность в заблуждении.

473 минуты на осмысление

Женские сомнения — самые надёжные: их нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

473 минуты на осмысление

Единственным пределом наших завтрашних свершений станут наши сегодняшние сомнения.

443 минуты на осмысление

Доказательство подсказывает нам, на чем следует сосредоточить наши сомнения.

433 минуты на осмысление

Темы цитат по буквам

Как перестать мучиться сомнениями?


Привычка сомневаться формируется, когда маленького ребенка часто поправляют, мало хвалят. Он начинает сомневаться в себе. Не верит в себя. Не верит, что может принять хорошее решение, справиться с заданием. Даже когда он уже принял решение и выполнил задачу, то все равно продолжает сомневаться, правильно ли поступил.

Многие родители очень требовательны к детям, даже если задание выполнено хорошо, они прибавляют: а мог бы еще лучше. У ребенка складывается впечатление, как будто он не такой, как надо: чтобы он не сделал, всегда не так, как надо или недостаточно хорошо, можно было бы и лучше.

Когда ребенок становится взрослым он постоянно сомневается в себе. Он становится стеснительным, робким. Чтобы чувствовать себя спокойно, ему нужно одобрение извне, подтверждение, что он хорош, что с ним все в порядке.

Из библии:

«… человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. Он отвергается Богом как ни теплый, ни студеный. Двоедушный человек есть: запутанный, беспорядочный, бесполезный, с двумя мнениями и лицемер.»

«Горе сердцам страшливым и рукам ослабленным, и грешнику ходящу на две стези. Горе сердцу ослабленну, яко не верует; сего ради покровено не будет»

«Мужем двоедушным называют неустановившегося, который не стремится крепко ни к будущему, ни к настоящему, но носится туда и сюда и придерживается то будущего, то настоящего.»

Сомнения возникают по разным причинам:

  1. Иногда человек как будто бы принял решение (заявил о решении словесно и уже поступки совершил), но в душе продолжает сомневаться и продолжает делать выбор, но совершенно по другому поводу и понятно, что там решения нет.

Например, жена любит мужа, но обиделась на него. Она из чувства злости изменяет ему, но разводиться не хочет. Так она мечется между двумя мужчинами не в силах сделать выбор. Поступок сообщает, что она не любит мужа, а на деле она не уходит сама и не отпускает его. Она говорит, что сомневается и никак не может принять решение. На самом деле она приняла решение: от одного мужчины получает внимание и эмоции, от другого спокойствие и стабильность. Она удовлетворила интимные потребности и чувство мести.

  • Часто человек сомневается, потому что боится принять неправильное решение, совершить ошибку. Дав себе право на ошибку, он успокаивается и может со спокойной душой сделать выбор.
  • Человек учится на ошибках. Другого способа познания нет. Совершил ошибку, обрадуйся! Понял, что надо по-другому. Наши ошибки необходимы нам. Крушение надежд, неудачи, слабые попытки роста и прогресса необходимы. Мы набираемся опыта, проходя эти эксперименты. И мы можем принять с благодарностью все, что приносит нам жизнь, потому что жизнь учит нас чему-то новому. Чем больше вы переберете неверных вариантов, тем быстрее найдете лучшее решение.

    Страх ошибки сбивает с правильного пути. Человек уходит в бесконечные умственные рассуждения и диалоги, доказательства и объяснения.

  • Часто сомневающийся глубоко внутри себя, в своем бессознательном уже принял решение, но боится своего решения и обманывает себя, говоря, что не может сделать выбор. Возможно, что ему стыдно за свое решение или ему не хочется смотреть на что-то очень неприятное и он откладывает принятие решения. Он называет это сомнением. В этом случае сомневающийся точно знает, что хочет и как будет, но страх (обидеть, расстроить кого-то), не желание признавать факты (обман, предательство) мешает ему признать правду и следовать правильному решению.
  • Если человек говорит: сомневаюсь, что получится, на самом деле он знает, что не получится, но очень хочет, чтобы получилось.
  • Например, мать сомневается, что когда уйдет в магазин, сын не будет играть в компьютер, хотя он и обещал не играть. Она думает, что сомневается, на самом деле она знает, что он будет играть в компьютер и обманывает себя, так как очень хочет уйти в магазин.

    От того, что не правильно ситуацию себе объяснила, не знала, что делать. Когда признала правду, смогла действовать, поняла, что делать.

  • Иногда человек хочет принять решение, когда срок для решения еще не наступил, хочет задолго до срока, заранее подстраховаться. Однако обстоятельства могут измениться, поэтому заранее принимать решение бессмысленно. Бессознательное это знает. Но сознание давит на мозг: придумай решение. И тогда человек будет якобы сомневаться, метаться, бесконечно перебирать варианты решения, тратить энергию впустую, изводить себя. Как только срок подойдет, решение будет принято моментально.
  • Иногда человек пытается принять решение, когда у него нет фактов, на основе которых он хочет принять решение, или их недостаточно. И естественно, он не может принять решение, нет критериев по которым он собирается сделать выбор.
  • Например, кавалер предлагает даме выбрать напиток. Дама не пробовала ни один из них, но хочет выбрать с лучшим вкусом. Понятно, что это невозможно. Она долго сомневается и выбирает предполагая, что вкус напитка хорош, и разочаровывается. Кавалер предлагает выбрать другой напиток. Дама сомневается и отказывается выбирать, пьет неприятный напиток. Вечер испорчен.

    Выбор по данному критерию априори был не возможен. Нужно было выбрать по другому критерию или поручить выбор знатоку.

  • Человек начинает сомневаться, когда вариантов выбора много и все варианты представляются привлекательными. В этом случае он использует единственный критерий выбора, как будто других не существует, или как будто все прочие факторы равны.
  • Например, человек воображает выгоды от нескольких вариантов решений, не задумываясь о разнице в цене, которую придется заплатить по различным вариантам и не учитывает реальные препятствия при осуществлении каждого из вариантов. Он принимает желаемое за действительное, как будто все варианты одинаково легко достижимы и решения однозначны.

  • Иногда действительно варианты решений близки по значимости или оба малозначимы. И человек мечется между вариантами, хватаясь то за один, то за другой, ничего не доводя до конца. В этом случае лучше бросить решку и сосредоточиться на чем-то одном, спокойно отбросив все остальные варианты. Сконцентрироваться. Просто двигаться не размышляя в направлении одной всепоглощающей идеи. Если двигаемся не туда, не страшно, реальность нас поправит. За ней не задержится.
  • Таким образом сомневаясь, мы путаем себя, отходя все дальше от принятия решения. Сомнение – враг достижений. Из-за него мы теряем все, что могли получить, но так и не попробовали. В сомнении человек как бы разделен, не целостен. Сомнение – результат стресса, неудачи в прошлом, из-за которого теперь стал неуверенным.

    Пробудите интуицию. Все решения уже существуют на бессознательном уровне.

    «Нужно только следовать за внутренним руководством. Чувствовать и доверять своему внутреннему знанию. Просто двигаешься и не спрашиваешь. Передо мной новые двери и у меня есть силы действовать. Я следую за своим внутренним движением души и не могу отклониться в сторону. Если я нахожусь в созвучии с внутренней истиной, ничто не может складываться неправильно.» — Берт Хелленгер

    Есть только два пути: сомневаться или верить.

    Верить намного полезнее.

    сомнение

    См. также сомненье.
    В Википедии есть страница «Сомнение (значения)».

    Русский

    В Викиданных есть лексема сомнение (L164831).

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. сомне́ние сомне́ния
    Р. сомне́ния сомне́ний
    Д. сомне́нию сомне́ниям
    В. сомне́ние сомне́ния
    Тв. сомне́нием сомне́ниями
    Пр. сомне́нии сомне́ниях

    со-мне́-ни·е

    Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -сомн-; суффикс: -ениj; окончание: -е .

    Произношение

    • МФА: ед. ч. (файл)

      мн. ч.

    Семантические свойства

    Значение

    1. отсутствие уверенности в чём-либо, веры во что-либо; неуверенность в истинности чего-либо, мысль о возможном несоответствии чего-либо действительности ◆ Ведь в том-то и обаяние любви, в том-то и прелесть любимой женщины, что есть кому поверить тайную мысль, есть на чьём сердце выплакать безотвязно преследующее сомнение. М. Е. Салтыков-Щедрин, «Противоречия», 1847 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Первый уже немного выпил, и по остановкам, которые бывают в его рассказе, по нерешительному взгляду, выражающему сомнение в том, что ему верят, и главное, что слишком велика роль, которую он играл во всём этом, и слишком всё страшно, заметно, что он сильно отклоняется от строгого повествования истины. Л. Н. Толстой, «Севастопольские рассказы», «Севастополь в декабре месяце», 1855 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Не то, чтобы запало в неё сознание, что Хвалынцев дурной человек: то, что думалось ей порою, было хуже этого сознания — её брало сомнение, что он человек лёгкий, ветреный, поверхностный и вообще ненадёжный, на которого едва ли можно в каком-либо деле крепко опереться. В. В. Крестовский, «Панургово стадо», 1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Молодая натура стойко выдерживала неравную борьбу с приступами болезни, но было несколько таких моментов, что доктор начинал испытывать сомнения относительно счастливого исхода. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Приваловские миллионы», 1883 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Теперь даже у седого трубача Симоненко честность Циндилиндера не вызывает сомнений. К. И. Чуковский, «Серебряный герб», 1936 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Многих и теперь не покидали сомнения: да точно ли умер дед Фишка? Г. М. Марков, «Строговы», 1936–1948 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Вдруг ночью он просыпался и начинал томиться, его охватывали сомнения: следует ли вести стрельбу на дальности, превышающие нарезку дистанционной шкалы прицела? В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба», 1960 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    2. устар. подозрение, опасение ◆ Всё это… вызывало сомнения, а факты ставили окончательно в тупик. Н. Г. Гарин-Михайловский, «Гимназисты», 1895 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    3. в составе вводных словосочетаний без сомнения, вне всякого сомнения: бесспорно, несомненно ◆ Он вполне здоров, бодр, владеет всеми своими художественными силами и, вне всякого сомнения, может ещё подарить свою родину не одним произведением, подобным «Войне и миру» и «Анне Карениной». Г. П. Данилевский, «Поездка в Ясную Поляну», (Поместье графа Л. Н. Толстого), 1886 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Без сомнения, это могло быть только начальство, и полагалось бы спуститься встретить его. А. И. Солженицын, «Для пользы дела», 1963 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
    4. в зн. частицы: подчёркивает категоричность утверждения ◆ — Я без сомнения знаю, что мошенник он и лгун. Б. Л. Васильев, «Были и небыли», 1988 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

    Синонимы

    1. неуверенность

    Антонимы

    1. уверенность

    Гиперонимы

    Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

    • уменьш.-ласк. формы: сомненьице
    • пр. существительные: сомнительность
    • прилагательные: сомнительный, несомненный
    • глаголы: сомневаться, усомниться
    • наречия: сомнительно

    Этимология

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    • без сомнения
    • не подлежит сомнению
    • подвергать сомнению
    • разрешать сомнение
    • ставить под сомнение

    Перевод

    Библиография

    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

    • семантике

    (См. Общепринятые правила).

    Сомнения

    • Сомнения Библейский словарь
    • Сомнение, сомневаться Библейская энциклопедия Брокгауза
    • Сомнение Сокровищница духовной мудрости
    • О религиозном сомнении Иван Ильин
    • О сомнении мит. Вениамин (Федченков)
    • Апостол сомнения
    • Сомнение и неверие есть дух земной и от диавола св. Амвросий Оптинский
    • О сомнении прп. Варсонофий и Иоанн
    • Ланчанское чудо – ответ на сомнение священника
    • Молитвы при помыслах сомнения в учении Церкви и истинах веры

    Сомне́ния — 1) рассудительная осторожность в отношении предметов веры;
    2) состояние озабоченности, связанное с трудностью нравственного выбора;
    3) (аскет.) состояние смущения, утраты стойкости в подвижнической деятельности, вызванное действием демонических сил;
    4) неуверенность, колебания относительно того или иного вопроса;
    5) обоснованная или необоснованная подозрительность, недоверие кому-либо.

    Христианин и сомнения

    Сергей Худиев

    Я хотел бы начать с разоблачения одного мифа. Это миф о том, что верный христианин не может испытывать сомнений. Сомнения якобы несовместимы с верой. Под влиянием этого мифа христиане часто стараются подавлять или прятать свои сомнения – как будто речь идет о чем-то настолько постыдном, что это надо спрятать и от себя самого. На самом деле сомнения не следует ни отрицать, ни тем более прятать. Следует поступать ровно наоборот. Их надо вытаскивать на поверхность, четко проговаривать, ясно осознавать. То, что Вы столкнулись с сомнением – часть Божиего замысла о Вас, и Он хочет сделать это частью Вашего духовного роста. Мы возрастаем в вере в том числе и через сомнения.

    Первое, что следует сделать с сомнением – это четко его сформулировать

    В чем именно я сомневаюсь? Почему? У К. С. Льюиса в «Письмах Баламута» есть очень верное наблюдение, что враг стремится не внушать нам определенные мысли, а отвлекать нас от мыслей. Сомнение часто приходит не в форме внятно сформулированного возражения, а в форме неопределенного чувства «так не бывает», или еще лучше «но все же вокруг знают, что так не бывает». Хороший пример – высказывание атеистического мыслителя Джулиана Хаксли: «Для интеллигентного, образованного человека скоро станет так же невозможно верить в какого-то бога, как невозможно сейчас верить, что земля плоская, что мухи самозарождаются, что болезнь – это божественная кара, а смерть – результат колдовских происков. Боги-то, конечно, выживут – они еще пригодятся и для обеспечения чьих-то денежных интересов, и для успокоения тугодумов, и в качестве марионеток для политиков, и для утешения несчастных и невежественных душ».
    В этой цитате нет каких-либо аргументов, а есть решительное заявление, что для интеллигентного, образованного человека скоро будет невозможно верить в Бога – под страхом зачисления в «тугодумы и несчастные и невежественные души». Она апеллирует к тому же чувству «все вокруг знают».
    В этом случае мы должны поставить вопрос «откуда знают»? Идет ли речь просто о предрассудках эпохи или о чем-то действительно обоснованном? Почему, собственно?
    Рудольф Бультман, например, пишет: «Нельзя пользоваться электричеством и радио и в случае болезни прибегать к помощи современных медицинских и клинических открытий, и в то же время верить в новозаветный мир духов и чудес».
    Это не аргументация – в самом деле, каким образом электрификация всей страны опровергает новозаветные рассказы об изгнании бесов? Это апелляция к тому, во что принято верить или не верить в нашей культуре, или, вернее, в том культурном слое, к которому принадлежал Бультман. За пределами этого слоя миллионы «современных людей» верили в превосходство арийской расы, а другие миллионы – в торжество коммунизма во всемирном масштабе. Мифы ХХ века оказались гораздо страшнее, чем мифы первого, а разнообразных бесноватых развелось гораздо больше, чем во времена Нового Завета.
    Нередко сомнения апеллируют не к аргументам, а именно к взглядам на мир, характерным для нашей культуры. Взглядам, в которые вписывается диагностика кармы, но никак не вписывается Непорочное Зачатие.
    Очень часто сомнения умирают просто при попытке вытащить их из области смутных ощущений в область четко сформулированных аргументов. Поэтому первое, что нужно сделать – это четко сформулировать, в чем именно Вы сомневаетесь.

    Сомнения и духовный рост

    Однако иногда христианину приходится иметь дело и с вполне внятными аргументами против того, во что он верит. Иногда в такой ситуации возникает почти обида на Бога – почему бы Ему сразу не устранить все сомнения каким-нибудь сверхъестественным образом? Я уверен, Он не делает это с определенной целью. Я бы сравнил это с процессом ковки – надо очень долго стучать по железу, чтобы выбить из него все примеси.
    Сомнения играют роль ударов кузнеца, они разбивают шлак, чтобы освободить сталь. Они помогают определиться с тем, во что Вы верите – и почему.

    А может, в это действительно не стоит верить?

    В то время как Евангелие – истина, некоторые представления христианина вполне могут быть ошибочными; процесс духовно роста включает в себя также избавление от каких-то ошибочных взглядов. Эти представления могут быть нам дороги, они могут связывать нас с нашей общиной, их пересмотр может быть болезненным делом – но нам следует отдавать себе отчет, что речь в данном случае идет не о сомнениях в вере как таковой.
    Христианская вера – это определенное отношение к Личности и деяниям Иисуса Христа, о чем было сказано несколько раньше. Для многих людей, однако, на это отношение накладывается еще что-то – определенные представления, которые не коренятся в самом Евангелии, но в сознании «срослись» с ним. Например, во время революции большевики публично вскрывали раки с мощами святых и иногда обнаруживали там истлевшие кости. Это было страшным ударом для некоторых людей и побудило их отойти от Церкви. Однако вера в нетленность мощей никак не является необходимым элементом Евангелия; Писание нигде не обещает, что тела всех благочестивых христиан после смерти не будут истлевать. То, что тела некоторых святых истлели, никак не подрывает ни Евангелия, ни даже веры в их личную святость. Другой пример – случай, о котором я прочел в одной креационистской книге. Автор говорил о неком благочестивом юноше из американских южных баптистов, который попал в университет и был там научен теории эволюции. Поскольку его новые взгляды резко расходились с тем, что ему внушали раньше как богооткровенную истину, он отошел от веры. Однако делать это было вовсе не обязательно. Есть христиане, считающие, что Бог творил, направляя процесс эволюции – отец Александр Мень, например; и отказ от толкования Шестоднева именно как календарной недели совершенно не требует отказа от веры во Христа. Беда в том, что для того молодого человека – как и для автора книги – вера во Христа жестко увязывалась с определенным истолкованием книги Бытия, принятым в его общине. Можно привести пример, смущающий многих православных христиан. Событие, которое мы отмечаем в праздник введения Богородицы во Храм, исторически никак не засвидетельствовано, однако это отнюдь не подрывает веру в то, что Сын Девы – воплощенный Бог.
    Во всех этих случаях нам надо просто отделять Евангелие как таковое от наших личных взглядов (или взглядов, распространенных в наших общинах). Наши взгляды вполне могут оказаться ошибочными, и это не ставит под вопрос Евангелие.

    Сомнения, порожденные непониманием

    Другой тип сомнений может быть связан с недопониманием того, чему же в данном вопросе учит христианство. Этот тип сомнений особенно плодотворен, поскольку побуждает нас разобраться с содержанием нашей веры – во что мы верим и почему. Можем ли мы доказать нашу веру? Остается ли она обоснованной? Что означает и чего не означает вера во всемогущество Бога? Как соотносятся Божественная и человеческая природа Христа? Можно, кончено, сказать «а я заткну уши, подавлю сомнения и буду просто верить», но тогда мы упустим возможность тщательно разобраться и усвоить, в чем состоит (и в чем не состоит) наша вера. Живая вера всегда растет, а отказ отвечать на трудные вопросы – это отказ от роста.

    Сомнения, связанные с ложными ожиданиями

    Очевидно, что вера приносит многие блага уже в земной жизни, а послушание заповедям избавляет нас от скорбей, вызываемых нашим собственным безрассудным поведением. Многие христиане могут засвидетельствовать – и с радостью делают это – как они освободились от химической зависимости или восстановили отношения с близкими, или порвали с преступным миром и вернулись к честной жизни. Мы должны свидетельствовать об этих прекрасных проявлениях милости Божией. Но мы не должны создавать впечатление, что земная жизнь христиан вообще будет безоблачной. Ни Господь, ни Апостолы этого не обещали. Напротив, как говорит Спаситель, в мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33), а Апостолы учили, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14:22).
    Можно быть верным, угодным Богу христианином и терпеть скорби. Апостол Павел – избранный сосуд Христов, чтобы возвещать имя Его перед народами и царями и сынами Израилевыми (см. Деян. 9:15) – страдал от тяжкой болезни (2Кор. 12:7), неблагодарности учеников, жестоких преследований со стороны неверующих иудеев и язычников (2Кор. 11), многих других трудностей и опасностей – в том числе опасности от «лжебратий».
    Такая ересь как «теология процветания» (проповедуемая некоторыми из харизматиков; ее также ошибочно приписывают кальвинистам) обещает здоровье и процветание всем, кто уверует. Уверуйте, и Вы будете все в шоколаде… Что потом вызывает горький вопрос – я уже месяц как уверовал, почему я до сих пор не в шоколаде? (Другой вариант «я пробовал это, и это не работает»).
    Сама по себе эта ересь не очень распространена, но само «ожидание шоколада» от обращения встречается нередко. Однако жизнь христианина может оставаться трудной и требующей усилий; христианин может столкнуться с бедностью, болезнью, предательством и несправедливостью.

    Люди, которые верят в то, что Бог не допустит им никаких неприятностей в жизни, верят на самом деле в то, чего Бог никогда не обещал. Бог обещал другое – что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу (Рим. 8:28).
    На небесах мы будем совершенно счастливы и избавлены от всякой скорби; однако Писание никоим образом не обещает, что наш путь туда будет комфортным.

    Сомнения, связанные с разочарованием в людях

    Этот тип сомнений, кажется, легче всего опровергнуть, но именно им чаще всего объясняют свое решение люди, покинувшие Церковь. Это сомнения в людях. Я-то верил, что отец Онуфрий ходячий патерик и собеседник ангелов, а вот увидел как он, уронив себе на ногу подсвечник, произнес неблагочестивое слово. Все, конец, вера разрушена. Но была ли это вера в Бога? Нет, это были некие ложные ожидания, связанные с людьми. Даже верные христиане могут проявлять смущающие слабости. Церковь состоит из грешников, между которыми, в силу обоюдной греховности, возникают непонимание и конфликты.
    Господь вовсе не обещает, что в Церкви мы будем наслаждаться несмущаемым миром с людьми. В Мф. 18:5 Он говорит о том, как мы должны разрешать конфликты между братьями – то есть Он исходит из того, что такие конфликты будут происходить. Более того, в Церкви могут быть и «делающие беззаконие», которые могут проповедовать от Его имени, хотя Он никогда не знал их (Мф 7:22).
    Итак, что же делать, если вы сталкиваетесь с сомнениями? Попробуйте поставить вопрос «для чего мне это попущено? Чему Бог хочет научить меня через эти сомнения?».

    ***

    «…вера, прошедшая через религиозное сомнение, приобретает крепость несомненности после сомнения: она становится насыщенной удостоверением и приобщается к религиозному покою и религиозному равновесию достигшего духа. Такая вера не страшится ни слова, ни спора, ни критики, ни упрека в «субъективизме», ибо она, пройдя путь предметного искания и нахождения, искусилась и в опыте и «методе». И потому она встречает критику спокойным и благожелательным предложением: «Испытуем же Предмет еще раз совместно!».
    Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта

    Сомнение есть земной дух от диавола и силы не имеет.
    Пастырь Ерма

    Кто уверовал в Бога, тот должен не колебаться сомнением, что потерпит лишение во время своего служения. Маловерный же, не имея твердого упования на Бога, осуждается как неверный.
    прп. Ефрем Сирин

    Сердце, сомневающееся в том, что Бог может даровать просимое, наказывается за сомнение: оно болезненно томится и стесняется от сомнения. Не прогневляй же Вседержавного Бога ни тению сомнения, особенно ты, испытавший на себе Божие всемогущество многое множество раз. Сомнение – хула на Бога, дерзкая ложь сердца, или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи, или нет, – что я говорю, пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания. Помни, что Бог во время прошения твоего ожидает утвердительного ответа на вопрос, внутренне Им тебе предлагаемый: веруеши ли, яко могу сие сотворити? Да, ты должен из глубины сердца ответить: верую, Господи! И тогда будет по вере твоей.
    св. праведный Иоанн Кронштадтский

    Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: слава Богу!
    святитель Игнатий (Брянчанинов)

    Други разума, не охотно покаряющагося вере! Не преграждайте вере пути к благодати Божией мудрованиями человеческими. Не убивайте в себе истины веры сомнением; не рассекайте ее изысканными и истязательными вопрошениями, холодным раздроблением мертвых понятий.
    святитель Филарет Московский

    См. ПЕЧАЛЬ, УНЫНИЕ, ТРЕЗВЕНИЕ, ВОЛЯ

    admin

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Наверх