Помост

Вопросы веры

Что такое целомудренная

Целомудрие

  • Святые отцы о целомудрии
  • Целомудрие Энциклопедия изречений
  • Целомудрие игумен Марк (Лозинский)
  • О нетленной чистоте и целомудрии прп. Иоанн Лествичник
  • О целомудрии прп. Пётр Дамаскин
  • О Сусанне и Иосифе, с увещанием о целомудрии блаж. Августин
  • Христианская добродетель целомудрия и чистоты Гермоген Шиманский
  • Целомудрие и телегония Галина Муравник
  • Воспитание целомудрия Татьяна Макиенко

Целому́дрие – 1) добродетель; непорочность, нравственная и телесная чистота; 2) девственность; 3) благоразумие.

Это внутренняя чистота, цельность помыслов и поступков, которая не обусловливается внешними факторами. Отождествление целомудрия с девственностью – сужение понятия.

Целомудрие и благородство – две аксиологические категории, составляющие понятие чести.

Можно ли достичь подлинного целомудрия вне Церкви?

Целомудрие, в высшем значении этого слова, признаётся в христианстве одной из важнейших личностных добродетелей. Как следует из самого наименования, целомудрие сопряжено с внутренней целостностью, цельностью. Что же это за цельность, в чём она состоит?

Как известно, только что созданный человек, до того, как дерзнул согрешить, не испытывал ни малейших внутренних противоречий в душе. Все его душевные силы действовали слаженно и гармонично, плоть всецело и ненасильственно подчинялась душе. Пребывая в таком состоянии, человек жил и действовал в соответствии со своим естеством, наслаждался естественной для него радостью богопознания, богообщения.

Омрачившись скверной греха, человек подверг себя не только внешнему отлучению от Бога, но и внутреннему разладу: разладились его душевные способности и силы (волевая, разумная, желательная, чувственная), разладились отношения плоти с душой (см.: Грехопадение). Естественная для него склонность к общению с Богом и следованию нравственному закону, звучащему в голосе совести, изменилась до неузнаваемости. Вместо этого человек подвергся противоестественному для него стремлению ко злу.

Для того, чтобы возвратить человека в достойное его званию состояние нравственной чистоты, необходимо было вернуть ему прежнюю цельность. Собственно, это и явилось одной из ближайших целей Пришествия Христа. Само слово «спасение» — греч. «σωτηρία» — имеет одним из переводов значение «целение», «приведение в цельность».

Целомудрие как один из аспектов личностной цельности вообще, обнаруживается, помимо прочего, в точном соответствии деятельности человека побуждениям голоса совести. Ведь в случае противоречия мыслей и желаний голосу совести ни о какой внутренней цельности душевных сил и движений не может быть речи.

Ввиду того, что совесть является выразительницей естественного нравственного закона, вкорененного в человеческое естество Самим Богом, понимаем, что подлинное целомудрие возможно не иначе как при соблюдении требований Божьего закона, при послушании Богу.

Поскольку понятие целомудрия, как добродетели, подразумевает, что голосу совести должны быть созвучны не только душевные побуждения человека, но и телесные, постольку очевидно, что оно достижимо лишь в случае освобождения человека от плотских страстей, через отвержение от мирских похотей и нечестия (Тит.2:12)

О том, что целомудрие достигается не иначе как путем стяжания праведности, человеку было возвещено ещё во времена Ветхого Завета (Прем.8:7). Но Ветхозаветная Церковь не обладала той полнотой благодатных спасительных средств, которыми наделена Церковь Христова, и конечно же, праведность ветхозаветного человека отличалась от праведности, свойственной христианским святым.

Праведность как норма жизни, а значит и связанное с ней (подлинное) целомудрие достижимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Господь: «без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5).

***

Не бойтесь оттолкнуть жениха строгостью. Многие мужчины считают, что сначала надо пожить в т.н. «гражданском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не доходит. Начинать отношения с плотской близости – неправильно. Существует определенная последовательность в развитии отношений мужа и жены: сначала – дружба, понимание, узнавание этого человека. Ведь вам жить с этим человеком, разговаривать, делиться впечатлениями, смотреть вместе на мир, воспитывать детей, помогать друг другу, переживать скорби, болезни, трудности – это же самое главное и именно к этому надо готовиться!
Вы себе ищите не «партнера», а спутника жизни, отца ваших детей. Не бойтесь совершенно внятно и определенно сказать ему о том, что для вас до брака близкие отношения невозможны. Это хорошая проверка того, насколько человек готов уважать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать человека, который умеет держать в узде свои желания, иначе потом они просто могут выйти из-под контроля и все может кончиться трагедией. Если начинать строить отношения на плотских потребностях, это неизбежно исказит сознательность вашего выбора — помешает ваша влюбленность, увлеченность, страстность, зависимость от приятного вам человека. И вы не сможете оценить его трезво.
Епископ Пантелеимон (Шатов)

***

Дьявол слабее Бога, но его тактика — раздробить, размельчить внутреннее состояние человека. Поэтому если читаешь молитву — заключай ум в слова молитвы, и не отвлекайся, не блуждай мыслями. Точно так же и в миру: слушаешь лекцию — слушай, а не мечтай о вещах более приятных. Всякая небрежность, разболтанность — и в работе, и в одежде — это умаление духовной сущности. Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести — это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру.

Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление «плюрализма». Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий.
митрополит Питирим (Нечаев)

***

Слово «целомудрие» состоит из двух корней: «целостность» и «мудрость». To есть можно сказать, что это знание о целостности. В святоотеческой литературе под стяжанием целомудрия подразумевается процесс собирания человека в ту гармоничную личность, которую изначально задумывал Творец. Бог — Личность, и потому человек, лишь становясь целостной личностью, обретает способность к подлинному богообщению.

— To есть изначально, в раю, человек был целомудренным, а после грехопадения утратил это свойство? И взращивание целомудрия — это, по сути, возвращение в райское состояние?
— Именно так. Первородный грех передается из поколения в поколение, человек уже рождается с искаженной слабостями душой. Беззаконие, нарушение заповедей Божиих, удовлетворение раздраженной похоти и противопоставление себя Богу — такая жизнь неизбежно ведет к распаду личности. С христианской точки зрения человек собирается в целостную личность именно в свете Личности Бога, становясь отражением Божества, через прямое действие Бога на человека. Дух Божий оживотворяет человеческую природу: разум наполняет мудростью, тело — здравием, а психику — радостью и возможностью реализовывать данные Господом таланты.
протоиерей Сергий Ксенофонтов

Сегодня мы поговорим на одну щекотливую тему: тему целомудрия. Современное общество очень не любит её и обходит стороной, хотя в ней заложены основы самоуважения, чести, здоровья, культурного уровня человека — всего того, что делает нас людьми и отличает от животных. Что же это за понятие, что оно означает и в чём заключается — узнаем из данной статьи.

Целомудрие: значение слова

Целомудрие — довольно широкое понятие. В словаре Ожегова «целомудрие» трактуется как девственность, а также строгая нравственность, чистота.

В «Энциклопедическом словаре» педагога «Основы духовной культуры» Безруковой В. С. даётся следующее объяснение целомудрия: «Положительное духовно-нравственное качество личности, выражающееся в невинности, целостной мудрости, в чистоте помыслов и сохранении девственности девушки до выхода замуж. Это одно из высочайших человеческих качеств, ценившееся в русской православной культуре как добродетель, как духовность, как святость поведения. Целомудрие девушки — это сохранение своей природной целостности, избежание блуда, нечистоты сексуальных отношений. Православие предупреждает, что нецеломудрие, т. е. ранние и беспорядочные половые связи приводят к болезням, горечи, опустошению души, развалу прочности семейной жизни. Целомудренные люди различают любовь истинную и ложную, духовную и телесную; они знают, что такое «верность» и «жертвенность».

«Большой толковый словарь русских существительных» Бабенко даёт такую трактовку целомудрия: «Свойство человека, обладающего высокими нравственными качествами, нравственной безупречностью (честностью, правдивостью, бескорыстием, непорочностью)».

Миланский епископ Амвросий Медиоланский в IV веке выделял три формы целомудрия: целомудрие девственности, целомудрие супругов и целомудрие вдовства. По его словам, каждая из этих форм важна и ни одна из них не является добродетельней другой. На Руси же чаще употребляли слово «честь». Нам всем известна пословица «Береги платье снову, а честь смолоду». В качестве синонимов слова «целомудрие» часто используют такие слова, как «девственность, честь, нравственность, невинность, чистота, непорочность».

К целомудрию взывает любая религия, считается, что обет целомудрия необходим для духовного роста человека и является неотъемлемой частью нравственности. Слово «целомудрие» содержит в своём составе два слова — «целое» и «мудрость», что часто трактуется как объединение в одно целое духа и тела, то есть человек перестаёт руководствоваться лишь инстинктами и смотрит на жизнь шире и глубже, что и являет собой мудрость. Целомудрие, как и любой обет, необходимо соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. Целомудрие на уровне тела — это в основном скромное одеяние и поведение; на уровне речи — это отсутствие скверных слов, двусмысленных фраз, сексуального подтекста, нравственная наполненная смыслом речь; на уровне ума — отслеживание и пресечение возникновения похотливых мыслей.

Нужно понимать, что никто не говорит об отсутствии сексуальных отношений вообще, речь о чистоте отношений между мужчиной и женщиной, о том, что не стоит делать соитие основой отношений или низводить его до низменного неуважительного отношения друг другу. Наоборот, данный акт должен быть наполнен высочайшим смыслом творения.

Целомудрие женщины

Женская природа кардинально отличается от природы мужчины. Именно женщине присущи такие качества, как нежность, умение привносить прекрасное, заботиться, создавать уют. Все эти качества необходимы для исполнения своего предназначения, связанного с материнством, воплощением новой жизни в этот мир. Что бы ни говорили современники, материнство — это ключевая способность женщины, отличающая её от мужчины. И для реализации этой способности её жизнь должна быть иной, не такой, как у сильного пола. Поведение женщины, речь, внешний вид — всё, что она делает, носит совершенно другой характер, оно направлено на созидание, творение, улучшение, поддержание гармонии в этом мире. Жизнь женщины должна способствовать улучшению рода. Женская энергетика гораздо сильнее мужской, она способна изменить практически любого мужчину как в лучшую, так и в худшую сторону, в зависимости от того, куда сама нацелена. По этой причине, когда говорят о целомудрии, в первую очередь делают акцент на женщинах. Есть мнение, что если женщина жалуется, что муж пьёт или бьёт, то прежде всего ей нужно искать причину в себе. Хорошая жена способна пробудить в муже потенциал и сделать так, чтобы рядом с ней он его реализовал. Целостной и мудрой может стать только целомудренная женщина, та, что в первую очередь преследует интересы мужа, как та, кто ЗА мужем, и семьи. Естественно, у такой женщины и муж будет достойным человеком, и дети у них вырастут хорошими людьми.

семья, дети, будущее

Отсутствие женского целомудрия нарушает всеобщее спокойствие, поскольку именно женщина всегда олицетворяла собой мир, спокойствие, нежность, заботу, уют, материнство. В подсознании каждого человека образ женщины вызывает чувство безопасности. Например, если человек идёт поздно вечером и видит компанию, в которой есть женщина, автоматически данная компания воспринимается как менее опасная, чем чисто мужская. То есть само наличие женщины может гармонизировать пространство одним своим присутствием. Но несёт ли современная женщина этот образ, соответствует ли ему. В первую очередь это проявляется через внешний вид. Сейчас даже скромные девушки зачастую откровенно одеваются. Мамы и бабушки уже не рассказывают детям о верности одному и единственному мужу, о сохранении своей чистоты до свадьбы, о важности полной семьи.

Женское целомудрие, прежде всего, выражается во внешнем виде женщины, в её поведении, в верности мужу, в заботе о детях, в ведении домашнего хозяйства, в радостном покое и состоянии духа. Приходя домой к такой жене, муж чувствует успокоение, с какой бы «битвы» он не вернулся. Дом — это то место, куда хочется возвращаться, где тебя понимают, ждут, тебе всегда рады, именно женщина и создаёт эту атмосферу. Где бы такая женщина ни появилась, окружающее пространство станет более дружелюбным и светлым.

Что такое «целомудрие в девушке»

Целомудрие в девушке выражается как скромность, нравственность, сохранение девственности до свадьбы. Целомудренная девушка не употребляет алкоголь, не курит, не сквернословит, обладает кротостью, не смотрит нагло в глаза, особенно мужчинам, скромно смеётся и одевается. Но это не значит, что она скучная и неинтересная, она может быть достаточно активной по жизни, просто её интересы лежат в другой плоскости.

Сейчас бытует мнение, что быть целомудренной девушкой — это сохранить девственность до совершеннолетия. Это, несомненно, важно с точки зрения созревания психики и полноценного физического развития организма, однако не совсем то, о чём мы говорим. Целомудрие в девушке должно сохраняться не по возрасту, а до замужества, тогда она не потеряет честь, а передаст её мужу. О целомудрии в девушке говорит её понимание, что соитие с мужем — это дверь в её новые качества: материнство и становление женщиной.

Другими словами, целомудрие — это не просто остаться девственной до совершеннолетия, это дождаться своего единственного, отдаться ему после замужества и хранить ему верность до конца своих дней. Здесь стоит прояснить, что замужеством считается не столько штамп в паспорте, сколько то, когда влюблённые дали друг другу обеты и объявили миру о своих отношениях.

Часто девушки между собой рисуются, что, мол, «всё у них было», хотя на самом деле не было. Хочется таких девушек попросить не стыдиться своей чистоты, а, наоборот, гордиться своей неприступностью. На самом деле молодым людям гораздо больше нравятся и вызывают уважение скромные, а не распущенные девицы. Целомудренные девушки, как правило, не испытывают трудностей в создании семьи, чего нельзя сказать об их антагонистах.

Целомудрие в современном мире

Раньше целомудрие означало сохранение чести не только конкретной девушки, но и всей её семьи, верная жена считалась честью мужчины. Традиция русского народа гласила, что до замужества девушка должна хранить девственность, после замужества — верность своему мужу. Замужней она становилась после свадьбы. Традиция сохранялась оттого, что у людей была совесть, неотъемлемой частью которой является стыд. Нынче стыдиться не принято. Если человек вдруг скажет, что ему стыдно за свою жену, ему, скорее всего, это вернут в качестве обвинения, и никого не волнует, что та может вести себя нелицеприятно. Идёт пропаганда тотального принятия, выходят европейские ролики, где уравнивают уголовников, геев, учёных, наркоторговцев, говоря под слезливую музыку, что все мы люди, мы все одинаковые и всем нам нужно понимание, мы все бываем одиноки и сталкиваемся с трудностями. На такие «качественные» ролики ведётся большая часть людей. Сейчас традиция целомудрия методично истребляется, свадьбы если и играются, то для молодожёнов мало что означают и при первых трудностях они зачастую разбегаются. Пропагандируется так называемое счастье, в погоне за которым люди разводятся, даже если у них есть дети, преподнося это как «Счастье детей — счастливые родители». Однако большинство детей сильно страдают ввиду развода родителей, но эта уже другая история.

В современном обществе целомудрие порицается, данная тема не то чтобы под запретом, она методично высмеивается, преподносится как что-то дурное, несовременное и лишающее женщину свободы. Однако в современном мире на самом деле нет свободы, нам чётко с экранов телевизоров и из журналов диктуют, как мы должны выглядеть, что есть, слушать, чем интересоваться. Например, большинство женщин и девушек не носят длинных юбок или закрытой одежды как раз из-за боязни быть высмеянной. Если же одежда закрытая, то по современным меркам она непременно должна быть яркой или облегающей.

В нынешнее время сексуальные утехи преподносятся, с одной стороны, как что-то невероятное, то, к чему нужно стремиться, то, ради чего нужно жить, как высшая награда, цель существования, с другой, — как что-то легкодоступное и повседневное. Сейчас отсутствует таинство отношений между мужчиной и женщиной, многое выставляется напоказ. В итоге, сегодня вы видите в социальной сети, как девица сидит на коленях у одного, а завтра целуется с другим, через неделю отдыхает на заграничном пляже с третьим. Но почему-то годы идут, а она всё то с одним, то с другим, ни семьи, ни спокойствия — сплошные утехи.

Целомудрие как таковое отсутствует в наше время, на мой взгляд, оттого, что нет культа семьи, при этом есть культ тела. Раньше девушки боялись, что их не возьмут в жёны, что не смогут родить здоровое потомство — это было позором, и они ощущали не только стыд, но и осознавали свою причастность к такому исходу. Сейчас же далеко не каждая девушка собирается не то что бы замуж, но и рожать, она скорее боится располнеть и потерять свою внешнюю привлекательность. Создание семьи, рождение детей перестало быть ценным. Ну а если женщина в наше время не может родить, она будет винить кого угодно, но своей вины в этом не увидит, она скорее пойдёт и сделает искусственное оплодотворение или возьмёт приёмного ребёнка. Зачем сохранять себя, жить скучной целомудренной жизнью, зачем самоуважение, здоровье, счастливая семья? Кому это сейчас нужно?

В последнее время, к счастью, благодаря различным информационным каналам и отдельным личностям можно всё больше найти адекватной информации на эту тему. Поднимаются вопросы женского целомудрия в связи с падением общей нравственности, которая приводит к расчеловечиванию современных людей. Есть исследования, которые показывают, что пропаганда сексуальной распущенности говорит о культурном упадке и приводит к тому, что человек начинает нормально относиться к аморальным вещам, становится более лояльным к противоправным действиям других людей, даже если сам себе такого не позволяет. Говоря современным языком, уход от целомудрия приводит к всеобщей толерантности, то есть пассивности, отсутствию нормальной, адекватной гражданской позиции, той, что идёт от разума, а не запускается заинтересованными лицами для управления получающейся биомассой. Более того, уход от целомудрия ведёт за собой бесплодие, как мужское, так и женское.

Мало кто проводит параллели между растлением людей и их бесплодием. Если, не вникая в подробности процессов, посмотреть на уровень деторождения в странах, где женщины закрыты и культивируется женское целомудрие, и страны, где отстаиваются так называемые женские права, где женщины не только оголяются, но и наравне с мужчинами носят брюки, ходят на работу, употребляют алкоголь и т. д., то всё становится очевидным. Чем выше растление, тем ниже деторождение и выше бесплодие, и наоборот. Но кого это теперь волнует? Это, как было сказано выше, уже не ценность. Ценностью в наше время являются деньги и просмотры в социальных сетях…

Современное общество становится всё более и более поверхностным. Смотря на картинку, видит картинку, но не смысл и не энергию. Люди разучиваются думать, размышлять, за них это делают блогеры и шоумены. Такие выводы можно сделать хотя бы из того, что в современных фильмах, мультфильмах, телепередачах продвигают очень много негативной, губительной информации, происходит навязывание людям определённых ценностей. И большинство людей этого просто не замечают, зачастую элементарно не проверяют информацию, не способны критически мыслить. Хотя человек, разум и сознание которого не засорены телевизором, без труда видит, как и что навязывают, и диву даётся, как другие этого могут не замечать.

Есть выражение «С волками жить — по-волчьи выть». Нынешнее поколение выросло в распущенном обществе, и для них это является нормой, так как зачастую у них никогда не было в поле зрения другого примера. Можно ли их винить за это? Не думаю, что это было бы справедливо. Но мы должны показывать своим детям другой пример и по возможности менять общество, с тем чтобы облагородить его.

Целомудрие на Руси

Иначе обстояло дело у наших предков. Испокон веков главным качеством девушки и женщины на Руси было её целомудрие. Наши предки придавали огромное значение не столько внешней красоте девушки, сколько её скромности, внутренней чистоте, непорочности, трудолюбию — именно эти качества и красили будущую жену. Выбирая в жёны девушку, в первую очередь выбирали мать своих детей, ту, что будет хранить домашний очаг, ладовать пространство как материальное, так и духовное. Больше других почиталась Богородица, т. е. та, что родила Бога. И в каждой женщине видели её образ. Целомудрие выражалось не только в наличии девственности до свадьбы и верности мужу после, но и в поведении в целом. То есть поведение не должно вызывать в других дурных мыслей, особенно похотливых. Например, довольно серьёзно относились к внешнему виду женщины. Одеяние должно было быть закрытым, волосы под головным убором. Не дай бог женщине или девушке появиться на людях с распущенными волосами. Это было недопустимо. Отсюда и выражение «опростоволоситься». Жарникова С. в книге «Золотая нить» упоминала, что раньше считалось, что женщина, появившись публично с распущенными волосами, навлекает на свою семью порчу. Видимо, это связано с тем, что у других женщин она может вызвать зависть своей красотой и дурные мысли, а мужчин лишать покоя. Другими словами, нескромная девушка или женщина усиливает негативную концентрацию не только на себе, но и на своей семье.

Из фольклора и произведений классиков мы знаем, что «порченая» девка не могла выйти замуж и часто кончала жизнь самоубийством, предпочтя земной жизни в позоре и муках совести жизнь русалки. Согласно преданиям, русалки, коих целое множество, олицетворяют не упокоившиеся души девушек, покончивших собой, а главной причиной такой кончины была потерянная честь в неразделённой любви. Не редко это были девушки, которые в порыве страсти отдались до замужества жениху, не выполнившему обещание жениться.

Хочется подчеркнуть, что раньше жизнь девушки и жизнь женщины сильно отличалась: она меняла место жительства, у неё появлялись новые обязательства, она уже не могла ходить на вечёрки и гуляния. Но вот одеяние и одних и других всегда было закрытым, более того, многослойным. Например, зачастую нельзя было даже понять, беременна женщина или нет, настолько одежда скрывала тело.

Время шло, и традиция постепенно уходила. Нарастала разница в подходе к этому вопросу в городе и деревне. Городские персоны начинали позволять себе более откровенное поведение. Что накладывало свой отпечаток на институт семейных отношений. Все мы знаем историю смерти Александра Сергеевича Пушкина. Его жена позволила ему думать, что у неё роман с другим, и, защищая свою честь, Пушкин стрелялся; печальный исход нам всем известен. Так не стало не просто человека, но и великого русского поэта. В сохранившихся письмах Пушкина Гончаровой он не раз её просил вести себя как подобает жене, а не продолжать легкомысленную жизнь незамужней девицы.

И всё же целомудрие ещё до недавних пор оставалось характерной чертой русских женщин. В советском фильме 1975 года «Они сражались за Родину», действия которого показывают нам годы Великой отечественной войны, есть эпизод, где женщина в деревне даёт отпор одному из солдат, поясняя: «По-вашему, так выходит: если муж в армии, значит, жена — падлюка, да? Вот и пришлося кулаками доказывать, какие мы есть». Героиня Нонны Мордюковой здесь олицетворяет всех русских женщин того времени. Кроме того, многим известен факт, что, обследовав русских девушек возрастом до 21 года, немецкий врач доложил Гитлеру, что почти все они девственницы, конечно, это их невероятно удивило. А ведь это было не так давно, ещё и века не прошло…

Кстати, в русском языке до сих пор отсутствует приличное слово, обозначающее девушку, лишённую девственности и при этом не ставшую женой. Такие слова, как «девочка», «девушка» и даже «дева» говорят о девственности; «женщина» же означает, что это «жена»; а вот тех, кто и не девственница, и не жена всегда на Руси именовали нецензурными словами, которые у нас до сих пор являются ругательствами.

Значение целомудрия для создания счастливой семьи

Раньше огромное значение придавалось целомудрию девушки до свадьбы, так как считалось, что если она уже не чиста, то это отразится на потомстве. Чем хорош наш век, так это тем, что даёт шанс каждому на исправление. Сегодня никто не измажет в саже лицо девушке, поддавшейся сиюминутному порыву страсти, и не заклеймит мать нескольких детей, ищущую им очередного папу. И, по сути, каждый человек, захоти он измениться, может это сделать в любой момент. Но не один мужчина не жаждет взять в жёны «бывалую» женщину. В народе говорят: «Парни гуляют с одними, а женятся на других», и это зачастую так.

Залог счастливой семьи — доверие. Но может ли быть доверие к легкомысленной женщине, той, что только и делает, что выставляет себя напоказ, или не смогла сохранить семью? Или к девушке, у которой к замужеству целый послужной список.

По сей день бытует мнение, что крайне важно, с кем девушка лишается девственности, так как на тонком плане вся информация о первом партнере «записывается» в истории девушки и влияет на всех рождённых ею детей. Возможно, вы слышали о таком понятии, как «телегония», или законы Рита. В научных кругах данная теория то подтверждается, то опровергается, однако задуматься по этому поводу имеет смысл.

Есть и другая теория, которая не опровергает телегонию, но утверждает, что в тонком теле женщины предыдущие партнёры остаются 7 лет, а в мужском 5. Что это значит? Что так или иначе на детей, рождённых в этот период, оказывают влияние все предыдущие сексуальные связи, особенно связи матери. Это не столько отражается на внешности, сколько на физическом и психическом здоровье ребёнка.

В любом случае нужно понимать, что половые отношения носят сакральный характер. Прежде всего, это акт творения новой жизни. В момент оплодотворения женщина полностью открыта всей входящей информации, при этом у неё активируется уже имеющаяся в ней и актуальная, и древняя информация. Очень важно, на каком уровне сознания происходит соитие, поскольку в первую очередь будут подниматься те пласты информации, которые соответствуют актуальному уровню. Вообще, в этот светлый момент важно всё, вплоть до места, где он происходит, что уж говорить о важности уровня сознания партнёра. Даже если не случается оплодотворение, то тем не менее происходит колоссальный обмен энергией и информацией, который накладывает свой отпечаток на дальнейшую жизнь и развитие каждого.

Когда мы строим семью, когда выбираем спутника жизни, на тонком плане мы уже считываем всю информацию о человеке, и если мы не поддаёмся лишь страсти или, наоборот, уму, то делаем правильный выбор, максимально соответствующий нам на данный момент. Другой вопрос: как узнать, что это действительно не ум и не эмоции, а что-то настоящее?. Для этого нужно иметь чистое незамутнённое сознание, и, пожалуй, самое лучшее средство из имеющихся на данный момент — йога. Шаткармы помогают очистить грубое тело и перезапустить все процессы в новом ключе, в целом соблюдение ямы и ниямы поднимает сознание на новый уровень, а асаны, пранаяма, концентрация и медитация позволяют всё это синхронизировать. Это занимает некоторое время, но позволяет наиболее полно изменить жизнь в лучшую сторону. Даже не самый целомудренный человек может «переродиться» уже сейчас, то есть начать вести целомудренную, осознанную жизнь. Если человеку повезло встретиться с практиками йоги, то есть все шансы на оздоровление тела и духа и на построение счастливой семьи.

Да, раньше не нужно было прикладывать массу усилий для того, чтобы сохранить свою честь, не было такой пропаганды, окружающая обстановка скорее склоняла к жизни доброй. Сейчас у нас нет таких привилегий, но это не повод опускать руки и плыть по течению в никуда. Хотелось бы пожелать нам всем вести более целомудренную жизнь и являть собою положительный пример для подрастающего поколения.

Целомудрие – это очень важное качество. Это значит, что женщина не должна изменять своему мужу.
Первое качество – женщина не должна быть жадной.

Жадность – это желание иметь себе. Согласно Ведам, чувства привязываются к каким-либо объектам. Так как чувства имеют тонкую материальную природу, то они реально пропитывают тот объект, к которому они привязываются. Они подобны щупальцам, и ум, испытывая на себе их влияние, начинает проявлять беспокойство и постепенно в нем возникает желание обладать этим объектом. Поэтому, если женщина очень жадна до половых наслаждений, то естественным образом, в какой-то момент, муж ее может не устроить в чем-то, и она начнет привязываться к другим мужчинам. В начале смотреть на них, пропитывая их своими чувствами. Потом все больше и больше будет хотеть изменить своему мужу. Таким образом целомудрие будет уничтожено. В результате счастье семьи тоже будет уничтожено.

Женщине следует быть удовлетворенной при любых обстоятельствах. Мы знаем, что женщины часто не понимая этого, требуют от своих мужей больше, чем те способны дать. Допустим, жена требует от мужа больше денег или чего-то еще, не хочет быть удовлетворенной. В результате начинаются конфликты, потому что мужчина тоже неудовлетворен. Он пытается сделать как лучше, но его жена все равно остается недовольной. Так как жена – это энергия, то когда она не довольна, она начинает распространять свою силу недовольства на всех окружающих. Допустим, если муж недоволен, он может хранить это в себе, и в принципе, если он ведет себя тихонько, жена может этого не заметить. Но если жена ведет себя тихонько, но при этом недовольна, то все окружающие почувствуют недовольство внутри себя, и возникнут ссоры потому, что жена – это энергия, это сила, которая влияет на всех окружающих. Таким образом, если жена неудовлетворена при любых обстоятельствах, то в семье есть большая склонность к спорам, к конфликтам.
Второе качество – целомудренная женщина умело ведет свои домашние дела

Очень важно понять, что когда женщина чиста, у нее естественным образом появляется вкус к тому, чтобы вести домашние дела. Когда она нечиста, то есть не целомудренна, гуляет где-то, то домашние дела ее не интересуют, и она ведет их не очень умело. Потому что умелость женщины зависит чисто от желания сделать что-то приятное своему мужу, показаться ему хорошим человеком. Она все делает для того, чтобы удовлетворить своего близкого человека – такова природа женщины. Если же ей в этом доме удовлетворять некого, то у нее все падает из рук, и от этого домашние дела идут не так умело.
Третье качества – женщина должна быть знакома с законами жизни

Эти законы называются религиозные правила. В каждой вере, в каждом учении есть религиозные правила жизни, и женщина должна быть с ними знакома для того, чтобы знать, соответствует ли закону то, что требует от нее мужчина. Если это не соответствует закону, то она должна мягко, в смиренной форме, возразить ему, и здесь не будет ничего плохого. Но если она не знакома с законами жизни, не знает, как все правильно организовать, то когда ее муж сделает ей замечание или просто предложит ей сделать что-то каким-то образом, она может не согласиться и возникает конфликт.
Четвертое качество – женщина должна уметь приятно говорить (надо быть ..вообщем — хитрее:)…)

Когда она приятно говорит, даже если она чувствует себя оскорбленной и раздраженной, приятная речь создает впечатление уважения. Приятная речь означает, что человек говорит уважительно. Уважительная речь смягчает конфликт. Она дает возможность людям найти общее мнение, потому то уважительная речь естественным образом вводит всех в состояние умиротворения.
Пятое качество – женщина должна уметь говорить правдиво

Когда муж замечает, что его жена хоть немножечко лукавит с ним, он полностью в ней разочаровывается. Для мужчины очень важно, чтобы женщина была открытой и честной по отношению к нему. Это является естественным качеством женщины – быть простой и честной и раскрывать мужу все глубокие моменты своего характера, своей психики.
Седьмое качество – быть всегда внимательной

Очень часто бывает, что из-за невнимательности люди ссорятся и теряют друг друга. Внимательность означает угадать плохой момент жизни своего мужа, угадать плохой момент жизни своих детей. У каждого человека бывает в жизни плохой период. Близкие люди должны быть внимательны и угадать этот плохой период. Таким образом, надо быть внимательной к изменениям у своих близки, друзей.
Восьмое качество – быть чистой

Таким образом, имея все эти восемь качеств, женщина становится целомудренной, то есть у нее не появляется ни малейшего желания идти куда-то и заниматься с каким-то другим человеком недозволенными вещами. Выше перечисленные качества можно назвать одним словом – женской добродетелью. Добродетель означает “делать добро”.

Мужчина по-своему творит добро в этом мире, женщина по-своему:) творит…через мужчину:).

ЧТО ТАКОЕ, ПО-ВАШЕМУ, ЦЕЛОМУДРИЕ? ВОЗМОЖНО ЛИ ОНО В НАШИ ДНИ?

Сергей ВЕРЕЙКИН,
директор дирекции молодежных изданий ИД «Бурда»

Слово «целомудрие» для меня относится к тому же безнадежно устаревшему лексическому ряду, что «неизбывный» и «отнюдь». Не по содержанию, а по форме. Классические романы да телесериалы, снятые по ним — только там и можно еще услышать характеристику «целомудренный», относящуюся к кому-либо. Мы знаем «высоконравственных» людей, мы читали о «светлых» людях. «Приличные» люди толпами бродят вокруг нас, если верить оптимистам. «Целомудренные» остались в туманной дымке, скрывающей от нормального современного человека границы добра и зла. Я сожалею об этом, но ничего поделать не могу — я такой же нормальный современный человек.

Целомудрие как высшая форма нравственности — это ведь система. Это сознательно поставленный и поддерживаемый защитный барьер от манящей тебя окружающей грязи. Здесь, как мне кажется, и лежит основное различие между целомудренными людьми и теми, про которых мы говорим, что они совершают «высоконравственные» поступки. Совершить подобный поступок, в общем-то, довольно просто. В этом я иногда убеждаюсь на собственном опыте, когда оказывается вдруг, что достаточно вовремя остановиться и не сделать гадость — и ты уже в глазах окружающих приличный человек.

Увы, целомудренным я от этого не становлюсь. Целомудрие — не просто череда нравственных поступков, а само существование твое, течение твоей жизни, в которой ты сделал выбор в отношении всевозможных соблазнов. И таких целомудренных людей я за свою жизнь… Хотел сперва написать, что вовсе не встречал, потом понял, что нет, были такие люди. Я действительно знал нескольких людей, чья естественная нравственность вызывала у меня искреннее желание поучиться у них умению жить. Можно ли их было назвать целомудренными? Пожалуй, что можно, хотя в моменты общения с ними это определение не приходило мне в голову.

Настоящую зависть вызывало у меня удивительное спокойствие этих людей, когда судьба подвергала их нравственные принципы испытанию. Не знаю, что происходило у них в душах, шла ли там какая-то внутренняя борьба, но только внешне это все выглядело так, что иного исхода у ситуации и быть не может. Куда до них мне, a wanna be-приличному человеку, рефлексирующему по поводу правильности того или иного выбора.

Коли такие люди существуют, скажете вы, значит, и целомудрие в наше время, пусть не как слово, но как понятие не исчезло? Не знаю, не знаю… Могу лишь сказать, что эти люди были вне нашего времени. Окружающие относились к ним как к аномалии. И скорее, со знаком минус. Потому что такие люди вызывают у других, нормальных, чувство неловкости за себя — довольно гадкое ощущение.

Хочется назвать сразу назвать таких людей ханжами. Это вообще очень удобный ярлык. Лицемеров у нас много. Сразу вспоминаются персонажи, которые с трибуны ругали современную массовую культуру за безнравственность, а в кулуарах выясняли, какие в среде этого масскульта приняты гонорары.

Но ведь люди, о которых я говорю — не ханжи, это очевидно. Те, с кем я был знаком — они искренние, они настоящие. Что-то дает им силы, помогает им с такой внешней легкостью противостоять соблазнам.

Я тоже так хочу.

Дмитрий МЕНДЕЛЕЕВ,
ведущий телепрограммы «Библейский сюжет» (канал «Культура»), руководитель московской православной телекомпании «Неофит» при Свято-Даниловом монастыре

Я согласен с теми, кто считает, что целомудрие — это не антоним развращенности и распущенности, а нечто гораздо более важное и глубокое. И в первую очередь это цельность. Когда мы говорим о целомудрии, то прежде всего подразумеваем целостность мировоззрения. А сегодня в нашем обществе с этим очень большая проблема. Люди страдают как раз оттого, что не могут найти в себе стержень. Что-то они видят под одним углом зрения, что-то под другим, что-то под третьим. И в итоге человек чувствует себя расколотым на множество кусочков, как разбитое зеркало.

А целомудрие — это когда человек может целиком отдать себя вере, любимому делу, семье, своей стране. Как только человек начинает себя отдавать целиком чему-нибудь, он собирается воедино. И даже не один человек, а собирается группа людей, собирается общество, народ, Церковь. Поэтому мне кажется, целомудрие — может быть, главное, чего не хватает нашей стране. То есть надо все силы отдать для того, чтобы внутри тебя собралось бы единое целостное мировоззрение. Тут важно уметь отказываться от своих лишних осколочков, причем сделать этот выбор сознательно, просто трезво на себя посмотреть и понять, что какие-то вещи тебе в жизни не нужны. Ради своей целостности отказаться от лишней рюмки водки, от сигареты и от более тяжелых и серьезных вещей. Если я женатый человек, то связи на стороне будут разрушать целостность моей семьи, разрушать и ее, и меня самого. Так зачем мне это нужно? И тогда станет ясно, что и как нужно от себя отделить, словно грязь, шелуху.

Вне всякого сомнения, настоящее целомудрие сегодня возможно, как и в любое время. В самые страшные времена всегда находились люди, про которых мы говорим, что у них стержень внутри. Такой человек всегда заметен, что бы ни случалось — гонения, войны, тирании, болезни — или наоборот, полное равнодушие, апатия, неверие. Может быть, таких людей и не очень много, но они есть и на них надо ориентироваться.

Заруи МИГРАНЯН
преподаватель кафедры мировой литературы МГИМО, кандидат исторических наук

Иногда в одни и те же слова люди вкладывают совершенно различный смысл, причем это явление наблюдается в разных языках. И русский, конечно, не исключение. Особенно часто возникают проблемы с абстрактными понятиями, как, например, целомудрие. В словаре Ожегова целомудрию дается два объяснения: то же, что девственность, и строгая нравственность. Но в моем понимании целомудрие — это категория, которая имеет отношение именно к состоянию души — независимо от каких-то физических, физиологических аспектов. Это некая внутренняя чистота, которая не обуславливается внешними факторами. Это также и честность, и благородство, и желание найти смысл жизни, устремленность к Богу. Целомудрие как некая целостность, завершенность, которая защищает душу.

Кстати, мы не можем судить о целомудренности, о внутреннем содержании человека «по одежке», по его внешнему виду. И мне кажется, что целомудрие возможно всегда, в любые времена. Я сама знаю много людей с очень чистой душой. Просто сейчас мы живем в мире, где существуют другие стандарты, другая скорость по сравнению с прошлыми веками. Между прочим, и раньше не все так было хорошо в смысле нравственности. Но мне кажется, что-то вечное, присущее человеку с самого начала его существования в мире, было, есть и будет.

Сергей Лукьяненко
писатель-фантаст

Как известно, в словаре Даля на слово «целомудрие» даже не отведено отдельной статьи — есть лишь форма от слова «целый». Даль определяет «целомудрие» как непорочность, сохранение себя в девственной или брачной чистоте.

На мой взгляд, определение вполне исчерпывающее. Можно, конечно, говорить и о целомудрии мысли (которое далеко не всегда равно целомудрию телесному), можно говорить о целомудрии житейском, используя слово в переносном смысле, как синоним скромности, порядочности и деликатности.

Но в данном случае полезнее будет исходить из основного,
первичного смысла.

Возможно ли целомудрие в наши дни?

И да, и нет.

«Эры целомудрия» по сути не было нигде и никогда. Галантные средневековые рыцари, совершая подвиги во имя дамы сердца, не считали даже подобием измены «любовь» окрестных селянок. Английские джентльмены не гнушались содержанками из «низших слоев общества». Отношение к целомудрию в русском обществе прекрасно видно даже из произведений классиков русской литературы, многие из которых тоже не были образцами нравственности. Советское время, изжив крайние рецидивы вроде революционной теории «глотка воды», породило курортные романы и прочие «приемлемые обществом» формы супружеской измены. О сексуальной революции середины прошлого века на Западе или о нынешнем положении дел в России можно и не говорить. Разумеется, всегда и во все времена существовали люди, сохранявшие девственность до брака и не нарушающие супружеского союза. Но думаю, что этот процент примерно одинаков в любом обществе.

Можно ли рассчитывать на целомудрие в наше время? Люди все позже вступают в брак — и это естественная тенденция. Пожалуй, только к тридцати годам (да и то при благоприятном раскладе) человек способен создать свой дом, добиться каких-то успехов на работе, содержать детей. Отказаться от секса на все молодые и отчасти зрелые годы для большинства людей просто нереально. Альтернатива — сидеть «молодой семьей» на шее родителей, требовать от них нянчить детей, словом — жить в законном браке, но оставаться недорослями, мне кажется куда более отвратительной, чем секс до брака.

Поэтому единственное целомудрие, которое реально может хранить современный человек — это целомудрие брачное. Печально, что для многих невыносимо тягостно и оно.

Алексей ОСИПОВ,
профессор Московской Духовной Семинарии и Академии:

Прежде всего, целомудрие означает не только ту сторону жизни человека, которая относится к телу. Она относится к целостному составу человека. Отсюда и само слово «целомудрие». Святые отцы говорят об этой целостности как о том правильном устроении души и соответствующем состоянии тела, которые заповеданы Христом. В отношении души, прежде всего, целомудрие означает не что иное, как чистоту. Чистоту мыслей, желаний, если хотите, чистоту души. Чистота тела — это более-менее всем понятно. Оказывается, что целомудренным может быть человек в браке, живущий с женою нормальной жизнью. А нецеломудренным может быть и человек, который не только не состоит в браке, но и не совершает никаких плотских грехов. Но, тем не менее, по своему внутреннему состоянию он — как говорят святые отцы — разжигается. То есть исполнен всяких дурных наклонностей, вожделений, и живет этими страстными мыслями, чувствами и так далее.

Целомудрие — это великое дело и основа, лишь благодаря которой человек и может постепенно, через молитву, приобщаться Богу и в нем может осуществляться тот процесс, который мы называем процессом обожения — то есть когда тварная человеческая природа преображается, прививается к божественной природе.

В отношении нашего времени я скажу так. Христос вчера и сегодня и вовеки тот же. И целомудрие возможно. А вот уже степень достижения полноты целомудрия зависит, прежде всего, от каждого человека и, конечно, обусловлена окружающей средой. Недаром те, кто хотел достичь большего, уединялись, уходили в отдаленные монастыри. Потому что в мирской среде почти невозможно достичь полноты этого. Даже Иоанн Кронштадтский, который был великим праведником и чудотворцем, как мы знаем, не достиг бесстрастия. Это возможно, конечно, исключительно в условиях затвора и монастырского существования. Но зачем уж нам говорить о таких вершинах недостижимых? Важно другое: возможно это целомудрие, возможно. Именно в нашей среде, в нашей жизни. Но только при нашем искреннем желании.

Ольга БУДИНА,
актриса, лауреат Государственной премии РФ

Если размышлять логически, то, наверное, это «мудрость от целого». То есть некий внутренний стержень, который и определяет целостность души, тела, образа мыслей, поступков… Иначе говоря, все в человеке должно быть подчинено одному целому.

Очень хорошо ощущают это целое дети, потому что они едины, живут настоящим, всегда понимают, чего они хотят — поэтому дети и мудрые. Я думаю, что Христос, говоря: «Будьте как дети», это и имел в виду. Будьте, как дети, то есть не забывайте самое главное.

На сегодняшний день понятно, что поле битвы (я имею в виду мысль Достоевского: «сатана с Богом борется, и поле битвы — душа человеческая») испещрено ранами, диавол побеждает, причем до такой степени, что мы сами часто даже не понимаем этого. Он настолько хитер и вторгается во все наши чувства, мысли, желания, что мы порой не понимаем, чего же на самом деле хотим — настолько в нас сильны инстинкты общества, нашего образа жизни, профессии — то есть среды, в которой мы находимся. На мой взгляд, среда формирует сознание человека. И среда нашего времени «настроена» на подавление целомудрия. Целостность человека никому не нужна, она мешает экономике, политике, искусству.

Хорошо, конечно, когда есть семья, друзья, которые могут поддержать тебя, когда есть сообщество, где люди понимают, в каком мире они живут, и помогают друг другу противостоять среде. Но это все равно очень сложно, потому что мы живем в обществе и не можем от него полностью отгородиться — иначе надо становиться отшельниками. Особенно тяжело людям, у которых публичная профессия, предполагающая контакты со множеством людей — это актеры, врачи, педагоги…

Целомудрие, безусловно, возможно. Но для этого нужно совершать очень нелегкую работу: не поддаваться соблазнам и четко видеть, в каких именно вещах проявляется давление «мира сего».

Аглая Епанчина, которую я сыграла в экранизации «Идиота», совершенно не была целомудренной — и не надо обольщаться на ее счет. Аглая погрязла в своих внутренних страстях, как Настасья Филипповна в страданиях. Понятно, что князь Мышкин в любом случае сошел бы с ума — если не из-за Аглаи, то от кого-нибудь еще. Но инициатором конца была, конечно, Аглая из-за своих честолюбивых амбиций.

Я считаю, что основа сегодняшнего не-целомудрия, ахиллесова пята человека — это честолюбие, желание занять место под солнцем. Конечно, есть естественный отбор, человек хочет быть лучшим, добиться чего-то в жизни. Все наше воспитание, начиная с детского сада, зиждется на взращивании честолюбия. В школе ставятся отметки, приводятся в пример более успешные и послушные ученики. Если ты получил двойку — это плохо, неужели ты такой глупый? Считается, что цельность человека как раз и есть его стремление к успеху. Поэтому нужно себе очень ясно представлять, чего же мы хотим получить от этой жизни. Зачем нам нужно хорошо учиться в школе, танцевать или играть на музыкальном инструменте — для того, чтобы нас похвалили, чтобы не огорчать родителей, чтобы потом сделать карьеру, не пропасть в этом мире? Конечно, вопрос очень сложный. Я не думаю, что кто-либо из обычных мирян способен полностью справиться с честолюбием. Но к этому нужно стремиться.

Зоя ГОНЧАРЕВСКАЯ,
Кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета «Дружбы народов»

Прежде всего, целомудрие — это внутреннее нравственное состояние, и нельзя сводить его только к девственности, потому что человек может попасть в тяжелую ситуацию и не по своей вине. Другое дело, что зачастую на людей, реализующих свое право на целомудрие, оказывают давление. В частности, доктора, которые могут сказать, что «ваши проблемы со здоровьем оттого, что вы не живете половой жизнью». А с экрана к тому же пропагандируется образ «современной женщины», доступной и непостоянной. В результате молодые люди могут начать сомневаться в правильности своего выбора в пользу целомудрия.

26 лет работая врачом-гинекологом, я вижу, как уходит понимание важности целомудрия. Легко популяризировать образ женщины, меняющей «партнеров» как перчатки, сложнее потом понять, что все-таки для детей лучше, когда они растут в полной семье, которую люди создали впервые и навсегда. Но сегодня люди просто начинают жить вместе, а дальше — «как получится».

Залог целомудрия все-таки в семье, в том, насколько родители дорожат друг другом, ведь дети понимают гораздо больше, чем кажется взрослым: дескать, обсудили по телефону — ребенок не услышал, сказали пошлость — он не понял.

Медицинской статистики того, насколько наша молодежь соблюдает до брака девственность, нет. Но и без нее можно сказать, что браки, которые для обеих сторон начинаются впервые, прочнее. Об этом надо говорить, это надо разъяснять подросткам, и существуют специальные программы, рассчитанные на школьников — но их практическая реализация зависит от желания как педагогов, так и врачей.

Однако и те молодые люди, у которых не было живого, семейного примера целомудрия, могут и сами прийти к осознанию этих вещей — всегда ведь есть, откуда черпать пример целомудренной жизни. Была бы только потребность…

Константин ЭГГЕРТ,
журналист

Целомудрие — это чистота действий и помыслов в отношениях людей, прежде всего в любовных отношениях. Причем второе (чистота помыслов) не менее важно, чем первое, но значительно труднее. Для большинства людей само понятие «целомудрие» означает прежде всего половое воздержание, но мне кажется, тут нельзя ставить формальный знак равенства. Целомудренный человек — это прежде всего человек, уважающий личность в том, кого он любит, воспринимающий любовь как Божий дар, который не следует, не стоит и не хочется разменивать. «Любимых нельзя использовать» — вот на этом, наверное, строится целомудрие. Мне трудно сказать, может ли быть целомудренной физическая любовь вне брака. Но в стремлении избежать добрачных связей, подарить себя всего целиком только тому, кого ты полюбил по-настоящему, есть большой внутренний смысл, а в сегодняшней жизни это настоящий поступок.

Современное урбанистическое либеральное мировоззрение абсолютно индифферентно к целомудрию или отсутствию оного. «Делай и чувствуй, что хочешь, пока это не мешает другим», — таков современный подход. Эпоха «сексуальной революции» закрепила этот подход на Западе на неформальном, а зачастую и формальном уровне. «Мы оба млекопитающие, давай займемся этим делом как (животные) на Discovery Channel» — так пелось в известном клубном хите лет пять назад. В сущности, это и есть сведенная до лозунга антитеза целомудрию и любви. Той любви, в основе которой — вера в Бога.

Да, разврат был всегда — и при древних египтянах, и при не очень древних викторианцах. Да, две мировые войны поколебали веру человечества в существование незыблемых моральных принципов. Но это не значит, что человеку не должно быть свойственно стремление к чистоте. Ныне религиозные нормы окончательно вытеснены из повседневной жизни и из культуры. И это привело к тем проблемам, с которыми столкнулась современная цивилизация — ослаблению института семьи, отчуждению людей, старению и постепенному вымиранию многих стран Европы. Если масса видит в сексе такое же развлечение, как поход в кино, личностные отношения незаметно обесцениваются.

Я знаю одного английского журналиста, глубоко верующего католика средних лет. Он до сих пор не женат. Его романы рушились, потому что женщины, которые ему нравились, с трудом понимали, что для него брак — не только функция регистрации гражданского состояния, а стремление к определенному состоянию двух душ. Новая любовь моего знакомого живет в Польше. У них трогательные, именно целомудренные отношения, роман если не в письмах, то уж точно с длинными разлуками. И мы, его друзья, надеемся, что этот роман перейдет в счастливый брак.

Диакон Андрей КУРАЕВ,
профессор богословия

Все, о чем говорит православная аскетика (то есть церковная психология) — страсть, грех, целомудрие, покаяние — это те экзистенциалы, те архетипы и состояния человеческой жизни, которые неподвластны культурным, социальным и политическим модам. Другими словами, целомудрие — это то, что всегда достижимо для человека. Поэтому бессмысленно говорить о времени — целомудрие возможно всегда.

Что же это такое? Целомудрие — это цельность мудрости, цельность опыта. Это верность себе. Точнее — верность лучшему в себе, верность лучшей минуте своей жизни.

Целомудрие — это постоянный и радостный опыт Православной Церкви (по крайней мере, опыт людей, составляющих лучшую часть Церкви). Проблема состоит в том, что понять радость этого опыта можно только приобщившись, прикоснувшись к нему. В православном понимании целомудрие — это свобода. Свобода ОТ тех действий, которых ожидает от тебя твоя дворовая компания, друзья, одноклассники… Можно сказать, что целомудрие — это умение плыть против течения.

POST SCRIPTUM
Уважаемая редакция журнала «Фома»!

С большим интересом прочитал в №4 за 2004 год подборку ответов на вопрос «Что такое целомудрие?».

Должен заметить, как лексикограф, что в православном журнале (каковым является «Фома») за толкованиями значений отвлеченно-нравственных слов обращаться нужно все-таки не к однотомному «Словарю русского языка» Ожегова (как это делает Мигранян) и даже не к богатейшему словарю Даля (как поступает Лукьяненко, справедливо полагая, что «определение у Даля вполне исчерпывающее»). Лучше, конечно, приводить данные исторических словарей (типа «Словаря древнерусского языка» И.И. Срезневского), а еще лучше — специальных толковых словарей, составленных богословами. Один из них — «Полный церковно-славянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко (М., 1993 г, репринтное издание 1900 г.). В нем мы читаем: «Целомудрие — благоразумие, чистота помыслов и телесная; непорочность». Там же приводятся однокоренные слова: целомудренно — (трезво, чисто); целомудритель — (наставник воздержания, руководитель к целомудрию); целомудрствую — (наблюдаю скромность); целомудрю — (вразумляю, научаю); целомудрюся — (образумляюсь, поступаю благородно). В словаре Дьяченко о содержании понятия целомудренная жена (с отсылками к духовным текстам) говориться так: «Что значит быть целомудренной женой? Во-первых, любить своих мужей и детей; во-вторых, быть скромными, почтительными, благонравными; в-третьих, чистыми по телу и душе, непорочными; в-четвертых, жить скромно и ограниченно, быть бережливыми, хорошими домохозяйками…; в-пятых, быть благими, т.е. благосклонными и доброжелательными, так, чтобы домовитость не превратилась в скряжничество и ненасытную скупость; в-шестых, быть в подчинении у своих мужей, слушаться их, но не властвовать над ними… (см. стр. 806 словаря Дьяченко).

И все же я благодарен доц. 3. Мигранян за то, что ее замечания помогают уточнить толкование слова целомудрие в общелитературных словарях. В новом издании «Словаря русского языка» С.И. Ожегова оно будет представлено так: «1. То же, что девственность, 2. nepeн. Строгая нравственность; духовная чистота, непорочность».
С уважением, Л.И. СКВОРЦОВ,
доктор филологических наук, профессор,
редактор «Словаря русского языка» С.И.Ожегова

Смотреть что такое «Целомудрие» в других словарях:

  • целомудрие — целомудрие … Орфографический словарь-справочник

  • целомудрие — безукоризненность, безупречность; здравомыслие, целомудренность, безгреховность, девичество, девичий цвет, неиспорченность, чистота, непорочность, нравственность, невинность, девственность, честь, честность, безгрешность, скромность Словарь… … Словарь синонимов

  • Целомудрие — Целомудрие ♦ Clastete Не следует путать целомудрие с воздержанием. Последнее – не более чем фактическое состояние, тогда как первое – скорее добродетель, заключающаяся в победе над вожделением, в особенности над сексуальным вожделением.… … Философский словарь Спонвиля

  • ЦЕЛОМУДРИЕ — ЦЕЛОМУДРИЕ, целомудрия, мн. нет, ср. (книжн.). Добродетель, строгость в нравственном отношении. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ЦЕЛОМУДРИЕ — ЦЕЛОМУДРИЕ, я, ср. 1. То же, что девственность (по 1 знач. прил. девственный). 2. перен. Строгая нравственность, чистота. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Целомудрие — строгая нравственность, чистота отношений между девушкой и юношей. При таких отношениях сохраняется девственность девушки, непорочность юноши. Основой высокой нравственной чистоты является стыдливость качество, приобретаемое человеком с… … Сексологическая энциклопедия

  • целомудрие — Старославянское – ц(ять)ломоудрие. Древнерусское – ц(ять)ломудрие. Существительное «целомудрие» является заимствованием из церковнославянского языка. Известно в древнерусском языке с XI в. Слово оформилось на базе двух прилагательных – «целый» и… … Этимологический словарь русского языка Семенова

  • Целомудрие — положительное духовно нравственное качество личности, выражающееся в невинности, целостной мудрости, в чистоте помыслов и сохранении девственности девушки до выхода замуж. Это одно из высочайших человеческих качеств, ценившееся в русской… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • целомудрие — ЦЕЛОМУДРИЕ, я, ср Перен. Книжн. Свойство человека, обладающего высокими нравственными качествами, нравственной безупречностью (честностью, правдивостью, бескорыстием, непорочностью). Целомудрие нравов современной деревни явно пострадало в годы… … Толковый словарь русских существительных

  • целомудрие — целомудренный. Заимств. из цслав., ст. слав. цѣломѫдрие σωφροσύνη, цѣломѫдрьнъ σώφρων (Супр.). От целый и мудрый, по видимому, кальки греч. σωφροσύνη и σώφρων … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх