Помост

Вопросы веры

Что такое валаамова ослица

Валаамова ослица

Дмитрий Сироткин

Фразеологизм «валаамова ослица» — о библейском чуде.

И о том, что лучше не бить бедную ослицу, а попытаться понять, что не так.

Давайте рассмотрим значение и происхождение, синоним-антоним, а также предложения с фразеологизмом из произведений писателей.

Значение фразеологизма

Валаамова ослица – молчаливый или покорный человек, неожиданно высказавший свое мнение или протест

Фразеологизмы-синонимы: слова надо клещами вытягивать (частично)

Фразеологизмы-антонимы: язык без костей (частично)

В иностранных языках имеются аналогичные по своему значению выражения. Среди них:

  • Balaam’s ass (английский язык)
  • L’Ânesse de Balaam (французский язык)
  • Bileams Eselin (немецкий язык)

Происхождение фразеологизма

Фразеологизм имеет библейское происхождение (кстати, обзор фразеологизмов, пришедших из Библии). В Ветхом Завете говорится об ослице месопотамского пророка и мага Валаама (Билеама), отправившегося одолевать чарами израильтян по просьбе царя моавитян Валака. По дороге к лагерю Валака ослица, к изумлению Валаама, вдруг заговорила человеческим голосом (Книга чисел, гл. 22, ст. 28): «И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: чту я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?».

Это лишь небольшой эпизод целой истории: царь Валак опасался поражения от более сильной армии израильтян, только что пришедших из Египта, поэтому настойчиво пригласил мага Валаама, чтобы он изрек ритуально-магическое проклятие против народа Израиля. И хотя бог Яхве запретил Валааму произносить это проклятие, он все-таки согласился на новые приглашения Валака и отправился в путь на ослице.

Ангел с обнаженным мечом в руке трижды преграждал ослице путь, она останавливалась, а Валаам каждый раз бил ее палкой, не видя ангела. В третий раз ослица высказалась (см. выше), но и это не остановило Валаама. Прибыв на место и поднявшись на священную гору («высоты Вааловы»), откуда он мог видеть часть израильского стана, Валаам принес жертву, но затем в пророческом экстазе изрек не проклятие, а благословение. Церемония повторилась еще дважды в других местах, но результат оказался тем же — Валаам благословлял народ Израиля. И Валак прогнал от себя Валаама.

В этот раз обошлось, но вообще-то Валаам был вдохновителем всех врагов Израиля, например, он дал египетскому фараону совет умерщвлять еврейских младенцев мужского пола. Это был опасный враг, Валаам считался величайшим из семи языческих пророков и магов. Согласно Библии, в конце концов Валаам за все свои козни был убит израильтянами.

Вот какие серьезные исторические события и страсти стоят иногда за укоризненной репликой робкой ослицы.

Предложения с фразеологизмом из произведений писателей

Как бы скептически мы ни относились к успехам последнего времени, все-таки невозможно не признать, что, в виду всех, рост русского человека несомненно увеличился, и ежели мы и доныне относимся к этой истине с недоверием, то источником такого недоверия служит то, что мы этого увеличения роста ищем совсем не там, где его искать следует. Мы все чего-то ждем от валаамовой ослицы, все думаем, что именно она, а не другой кто может заговорить, и оттого упускаем из вида тот подлинный источник, из которого должна источиться струя нового, живого русского слова. Об этом-то источнике мы и намерены поговорить с нашими читателями. (М.Е. Салтыков-Щедрин, «Напрасные опасения»)

— Нет, нет, я только теперь перекрещу тебя, вот так, садись. Ну, теперь тебе удовольствие будет, и именно на твою тему. Насмеешься. У нас валаамова ослица заговорила, да как говорит-то, как говорит!
Валаамовою ослицей оказался лакей Смердяков. Человек еще молодой, всего лет двадцати четырех, он был страшно нелюдим и молчалив. (Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы»)

— Зачем обижать меня, папаша? Ведь видите вы — одна я! всегда одна! Ведь понятно вам, как тяжело мне жить — а никогда вы слова ласкового не скажете мне… — Вот и валаамова ослица заговорила, — усмехнувшись, сказал старик (М. Горький, «Фома Гордеев»)

— Пантаковская-то, а? — укоризненно бросил он Прохору Фроловичу… — А ну её! — Прохор Фролович сердито дёрнул надутыми губами… По званию, так сказать, профессор, а на деле ослица валаамова! (А.Д. Коптяева, «Дерзание»)

Итак, валаамова ослица завела нас в волшебные дебри библейской истории, куда время от времени очень даже полезно бывает забрести. Например, название острова Валаам в Ладожском озере приобрело новые смысловые оттенки.

Далее вы можете ознакомиться с подборкой фразеологизмов с животными, а также с другими библейскими фразеологизмами:

  • манна небесная
  • вавилонское столпотворение
  • козел отпущения
  • зарыть талант в землю

Что значит Валаамова ослица?

Поделиться

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. Ангел Господень преграждает путь Валааму.

В Ветхом завете, в книге «Числа» рассказано о том, как Израильтяне странствовали из Египта в землю обетованную. Под предводительством Моисея они пришли на равнины Моава и собирались двинуться дальше.

Царь Моавитян по имени Валак, видя это, испугался за свое царство. Но зная о победах израильского народа, не решился вступать с ним бой. Он отправил свих послов к человеку по имени Валаам, который слыл могучим волхвом. Говорили, что кого он благословит, тот будет благословен, а кого проклянет, тот будет проклят. Послы пришли к Валааму и просили его наложить проклятье на Евреев. Валаам же не был обычным волхвом, то есть колдуном, как считали язычники. Он имел дар общения с истинным Богом, и не мог от себя посылать проклятия и благословения, потому что делал это только по воле Божией. Господь запретил Валааму проклинать Израильтян. И тот сперва отказался, но послы были настойчивы и Валаам решился отправиться в путь.

Он сел на ослицу и отправился в землю Моавитян. Но Ангел Господень с мечом в руке встал на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Ослица, увидев Ангела, свернула в поле. Валаам же не видел Ангела и потому стал бить ослицу, чтобы вернуть ее на дорогу. Трижды Ангел преграждал путь и трижды ослице приходилось выносить удары палкой. Тогда Бог отверз уста животному и оно заговорило: «Что я сделала тебе, что ты бьешь меня вот уже третий раз? Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил с начала до сего дня? Имела ли я привычку так поступать с тобою?» В этот момент Валаам увидел Ангела с мечом в руке, преграждающего ему путь. Так, через чудесную речь животного Бог вразумил Своего раба. А отголосок той библейской истории звучит в нашей речи в виде крылатого выражения по сей день.

Глава 22

Сосредоточение израильских сил на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. – Опасение моавитян за целость своей территории. – Союз с мадианитянами. – Посольство за месопотамским прорицателем Валаамом. – Прибытие Валаама.

Чис.22:1. И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона.

Закончив завоевание Аморреи и Васана, евреи сосредотачиваются в низовьях Иордана, против Иерихона.

Чис.22:2. И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям;

Чис.22:3. и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых.

Чис.22:4. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время.

Составляется антиеврейская коалиция из моавитян и мадианитян.

Чис.22:5. И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня;

Как показывают последующие события, Валаам не был обыкновенным языческим волхвом или кудесником. Это была несомненно богато одаренная натура, способная возвышаться до понимания истинного Бога и до уразумения голоса Его (Чис 24.3–4). Валаам принадлежал к тем немногочисленным среди язычников чтителям истинного Бога, которые сохраняли истины веры и нравственности путем предания. Он жил и действовал там, откуда вышел некогда родоначальник еврейского народа Авраам, где по преимуществу поселились потомки Сима, где особенно распространены были науки, исследовавшие движение светил небесных и утверждавшие мысль человека в идее необъятности могущества и премудрости Создателя. В церковных песнопениях Валаам называется звездочетом (троп. по 3 п. кан. 24 дек.), а волхвы, пришедшие, по указанию чудесной звезды, поклониться родившемуся в Вифлееме Христу, – учениками волхва Валаама (троп. по 5 п. кан. 22 дек.).

Только жадность к наживе, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему быть истинным пророком Божьим (Тертуллиан, блаж. Иероним).

Древний обычай магического воздействия на противника сохранился в военной практике некоторых народов и по настоящее время.

Чис.22:19. впрочем, останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь.

Обещание щедрых подарков начинает заметно ослаблять прежнюю решимость Валаама (Чис.22:13, 18) следовать велениям Бога.

Чис.22:20. И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе.

Для Валаама открывается выход: он может принять приглашение старейшин и в то же время не поступить противно указаниям свыше.

Чис.22:22. И воспылал гнев Божий за то, что он пошел, и стал Ангел Господень на дороге, чтобы воспрепятствовать ему. Он ехал на ослице своей и с ними двое слуг его.

Чис.22:23. И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу.

Чис.22:24. И стал Ангел Господень на узкой дороге, между виноградниками, где с одной стороны стена и с другой стороны стена.

Чис.22:25. Ослица, увидев Ангела Господня, прижалась к стене и прижала ногу Валаамову к стене; и он опять стал бить ее.

Чис.22:26. Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить, ни направо, ни налево.

Чис.22:27. Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить ослицу палкою.

Чис.22:28. И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что ты бьешь меня вот уже третий раз?

Чис.22:29. Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя.

Чис.22:30. Ослица же сказала Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет.

Чис.22:31. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое.

Чис.22:32. И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать , потому что путь не прав предо Мною;

Чис.22:33. и ослица, видев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою.

Чис.22:34. И сказал Валаам Ангелу Господню: согрешил я, ибо не знал, что Ты стоишь против меня на дороге; итак, если это неприятно в очах Твоих, то я возвращусь.

Чис.22:35. И сказал Ангел Господень Валааму: пойди с людьми сими, только говори то, что Я буду говорить тебе. И пошел Валаам с князьями Валаковыми.

Божественное предостережение Валааму не забывать непременного условия его путешествия (Чис.22:20).

Чис.22:41. На другой день утром Валак взял Валаама и возвел его на высоты Вааловы, чтобы он увидел оттуда часть народа.

«Высоты Вааловы» считают тождественными с Вамофом («жертвенник Ваала»), находившимся на горной возвышенности близ Дивона.

Смотреть что такое «Валаамова ослица» в других словарях:

  • Валаамова ослица — Валаамова ослица. Валаам и ангел, преграждающий ему дорогу. Фреска 4 в. Катакомба на Виа Латина. Рим. ВАЛААМОВА ОСЛИЦА, в Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение “Валаамова ослица” применяется в ироническом смысле по… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Валаамова ослица — ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. 1. Ирон. Предельно молчаливый и покорный человек, который неожиданно высказал вдруг своё мнение, несогласие с общим мнением, протест. Зачем обижать меня, папаша? Ведь видите вы одна я! всегда одна! Ведь понятно вам, как тяжело… … Фразеологический словарь русского литературного языка

  • ВАЛААМОВА ОСЛИЦА — в Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение Валаамова ослица применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку … Большой Энциклопедический словарь

  • ВАЛААМОВА ОСЛИЦА — ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. см. ослица. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ВАЛААМОВА ОСЛИЦА — ВАЛААМОВА ОСЛИЦА. см. ослица. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • Валаамова ослица — в Библии неожиданно заговорившая ослица прорицателя Валаама. Выражение «Валаамова ослица» применяется в ироническом смысле по отношению к неожиданно заговорившему, обычно молчаливому человеку. * * * ВАЛААМОВА ОСЛИЦА ВАЛААМОВА ОСЛИЦА, в Библии… … Энциклопедический словарь

  • ◘ валаамова ослица — О покорном, молчаливом человеке, который выразил неожиданный протест. Из библейской легенды о том, что ослица волхва Валаама в знак протеста против побоев заговорила человеческим языком. ► У нас валаамова ослица заговорила, да как говорит… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

  • валаамова ослица — только ед. , устойчивое сочетание, ирон. О молчаливом человеке, неожиданно заговорившем. Этимология: По имени библейского персонажа Валаама и ослица (← * osьlъ). Энциклопедический комментарий: В библейской мифологии: неожиданно заговорившая… … Популярный словарь русского языка

  • Валаамова ослица — согласно древнееврейскому мифу (сохранённому в библейской книге Чисел), ослица прорицателя Валаама, на которой он ехал к царю государства Моав Валаку, чтобы проклясть израильтян, ведших войну с Моавом, и обеспечить моавитянам победу.… … Большая советская энциклопедия

  • Валаамова ослица — в библейском сказании ослица месопотамск. волхва Валаама. Согл. библейск. сказанию, Валаам ехал к моавитск. царю Валаку на ослице. Дорогой В. о. заговорила человеч. голосом, в чем Валаам усмотрел указание от бога … Древний мир. Энциклопедический словарь

Ответы на сканворд дня из «Одноклассников» номер 15339

15338 15340

комментарии, вопросы и ответы к сканворду дня:

ВЫГИБ м. Дугообразный поворот, закругление, кривизна, изгиб.

ГАРЕМ м. 1. Женская половина дома у мусульман (в странах, где существовало или существует многоженство). 2. Жены и наложницы мусульманина. // Чьи-л. любовницы из зависимых женщин. 3. Группа самок по отношению к самцу.

БЕЛОЕ ср. 1. Белый цвет. 2. Одежда белого цвета.

БЕЛОЕ ср. разг.-сниж. 1. Белое вино.

ЮНЕЦ м. разг. Юноша, подросток.

АВРАЛ м. 1. Работа на судне по специальному заданию или по тревоге (обычно выполняемая всей командой). 2. перен. разг. Срочная ликвидация отставания, наверстывание упущенного.

ЛЕТО ср. Самое теплое время года, наступающее вслед за весною и сменяющееся осенью.

ОРДА ж. 1. Разновидность государственного объединения, первоначально — нескольких кочевых племен под властью одного хана (в древности у тюркских кочевых народов). // Татарское войско. // Местопребывание, ставка хана. 2. перен. разг. Беспорядочная, неорганизованная толпа или скопище людей.

ОФИЦЕР м. Тот, кто имеет воинское звание начальствующего состава (в армии и флоте).

ФРАУ ж. нескл. Употр. как обращение или форма вежливого упоминания по отношению к замужней женщине в Германии и в некоторых других странах, обычно присоединяемое к фамилии.

БАМПЕР м. Устройство, укрепляемое в передней и задней части автомобиля и служащее буфером при столкновении с чем-л.

БУКВОЕД м. Тот, кто придает важное значение внешней стороне дела в ущерб смыслу; формалист.

ПОВОД м. Обстоятельство, которое может быть основанием для чего-л.; предлог.

ПОВОД м. Ремень, прикрепленный к удилам и служащий для управления лошадью.

ВКУС м. 1. Ощущение, возникающее в результате раздражения слизистой оболочки языка различными веществами. // Способность ощущать такие воздействия. 2. Свойство, качество пищи, ощущаемое при еде.

КРОШЕ ср. нескл. 1. Крепкие крученые нитки. 2. Кружево из таких ниток.

СКОБА ж. 1. То же, что: скобка.

ВЫБОР м. 1. Действие по знач. глаг.: выбирать, выбрать. 2. То, из чего можно выбрать; ассортимент. 3. То, что выбрано.

КУПЕ ср. нескл. 1. Закрывающаяся раздвижной дверью часть пассажирского вагона на два или четыре места. // Отделение в плацкартном вагоне. 2. устар. Двухместная карета.

УВАР м. разг. То же, что: уварка.

ДОМОВОЙ м. Добрый или злой дух, живущий — по суеверным представлениям — в доме.

БАРС м. Крупное хищное животное семейства кошачьих с пятнистой шерстью; леопард.

АРАК м. Крепкий алкогольный напиток, приготовленный из сока кокосовой или финиковой пальмы, а также из риса, изюма и т.п.

ЗАВИВКА ж. 1. Действие по знач. глаг.: завить, завиться. 2. Завитые волосы, уложенные в прическу.

ВОДКА ж. Крепкий алкогольный напиток, представляющий собою специально обработанную смесь спирта с водой.

ШПОРА ж. 1. Металлический стержень на дужке с зубчатым или гладким колесиком, прикрепляемый к заднику сапога всадника и служащий для управления лошадью. 2. Острый выступ на чем-л. // Роговой заостренный вырост на конечностях некоторых птиц, обычно самцов, служащий орудием защиты и нападения. // Специальный выступ, шип на ободе ведущего колеса трактора или на звеньях гусеницы для лучшего сцепления с грунтом.

ДРАЖЕ ср. нескл. 1. Мелкие конфеты округлой формы. 2. Фармацевтическое изделие округлой формы, в котором лекарственное вещество покрыто слоем сахара или шоколадной массы. 3. устар. Обсахаренные фрукты, миндаль, ягоды и т.п.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх