Помост

Вопросы веры

Что такое воль

Сила воли — что это, понятие воли в психологии и как ее развить

15 августа 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «воля» зародилось в недрах философии и означает способность индивида к моральному и физическому самоопределению.

В дальнейшем понятие стало использоваться и в психологии – в ее контексте мы его и рассмотрим в данной статье.

Что такое воля

Воля в психологии – это одна из функции психики, проявляющаяся в умении принимать сознательные решения, мыслить и действовать в соответствии с ними.

Это активный, намеренный процесс по сравнению с автоматическими реакциями на окружающую среду. Приведу пример, который ясно покажет отличие одного от другого.

Представьте двух людей, обладающих вспыльчивыми характерами. Они понимают, что такая черта доставляет им массу неудобств: частые конфликты в семье, на работе, в компании друзей. Оба принимают решение изменить ситуацию, научившись сдерживать свой гнев.

Один из них успешно справляется с поставленной задачей: читает соответствующую литературу, ходит на встречи с психологом, насильно заставляет себя останавливать возникающие эмоции, контролирует свое поведение и речь. Второй продолжает жить на автопилоте, срываться на окружающих по мелочам, несмотря на принятое ранее решение (о котором он вообще, возможно, забыл).

Что отличает этих вымышленных персонажей? Почему их результаты оказались совершенно разными при условии, что изначально они хотели одного и того же? Ведь воля, как психическая функция присутствует у любого человека (мы ходим, чистим зубы, работаем), но на деле получается, что «работает» она у всех по-разному.

Отсюда плавно вытекает следующее понятие – сила воли.

Сила воли — что это

«Сила есть, воля есть, а силы воли нет» (из анекдота).

Сила воли – это уровень целенаправленного самоконтроля: чем он выше (уровень), тем активнее человек.

Когда мы принимаем некое решение и начинаем действовать согласно ему, невзирая на препятствия и трудности, можно говорить, что в этот момент наша воля сильна. Но если не удается взять себя за моральный шиворот, проявить усилие и заставить что-либо делать, то силой воли или самоконтролем здесь не пахнет.

Важно понимать, что люди могут по-разному проявлять волю в зависимости от ситуации. Например, человек, который справился со своим гневом, возможно, никак не может бросить курить, хотя хочет этого. А тот, у кого не получается управлять своими эмоциями, встает каждый божий день в 6 утра на часовую пробежку.

Так происходит благодаря понятию мотивации, которое означает заинтересованность в чем-либо. Чем выше мотивация, тем сильнее воля и активнее деятельность человека.

Волевые качества человека

Для более точного понимания, что такое воля, обозначим ее основные признаки, которые также называются волевыми качествами:

  1. Целеустремленность – способность человека ставить перед собой конкретную цель и активно стремиться к ее достижению.
  2. Решительность – незамедлительные, но обдуманные действия, реализующие принятое решение.
  3. Настойчивость – внутреннее качество, которое попутно укрепляет волю. Это следование намеченному плану, несмотря на преграды и поражения.
  4. Самодисциплина – осознанное подчинение установленным требованиям, нормам и правилам.
  5. Самообладание – способность контролировать свои эмоциональные и поведенческие проявления.
  6. Смелость – готовность переступать через страхи, которые часто сопровождают достижение поставленной цели.
  7. Самостоятельность – умение опираться на свои знания, принципы, ценности и нести ответственность за свои действия.

Данные качества присущи преимущественно взрослым, зрелым людям, но не всем. Многие, будучи большими дядями и тетями, продолжают быть по-детски инфантильными: боятся принимать решения, скидывая ответственность за свою жизнь на более сильных, волевых окружающих.

Понятие воли в психологии

Структура волевого акта имеет следующий вид:

  1. Сначала человек испытывает психологический или физический дискомфорт – это является побуждением по отношению к последующему действию (например, появились неприятные ощущения в животе);
  2. Затем происходит осмысление своего дискомфорта (ощущения в животе говорят мне о том, что я голоден) и появление желания (я хочу есть). Но бывает так, что осознания не происходит.
  3. Тогда принято говорить о влечении: человек чего-то хочет, а чего именно не знает. Он начинает искать причину своих ощущений до тех пор, пока влечение не перейдет в статус желания (погладил свой урчащий живот – не помогло, спел ему песню – нет результата, увидел по тв аппетитную курицу – ощущения усилились и пришло осознание голода);
  4. Желание рождает цель (мне нужна еда);
  5. Принятие решения действовать (сходить за продуктами в супермаркет). Если на этом этапе человек имеет два и более желания, то между ними происходит столкновение. В психологии это явление называют борьбой мотивов (я хочу есть, но не хочется идти на улицу из-за сильного дождя);
  6. И вот здесь совершается волевой акт – выбор одного из мотивов (я решаю взять зонт и пойти);
  7. Далее следует внутреннее планирование (в какой магазин я пойду, что куплю) и внешнее исполнение задуманного (одеваюсь и выхожу из квартиры) .

Как развить силу воли

Воля – это всегда сознательный акт, основным мотивом которого является слово «надо» или «должен».

Худеющая девушка, возможно, не в восторге от строгой диеты и изнуряющих тренировок, но ей надо это делать, чтобы выглядеть хорошо. Студенту сложно вставать рано, чтобы прийти к первой паре, но он должен это делать, иначе не получит заветный диплом. Ребенок не хочет убирать свою комнату, но делает это, чтобы не влетело от родителей.

Отсюда видно, что воля связана отнюдь не с радостными побуждениями, а принуждением себя к какой-либо деятельности, действию или бездействию (иногда не делать что-либо – это тоже проявление воли. Например, не курить).

Так как же слабовольному человеку воспитать в себе это качество, тем более что оно не ассоциируется с отдыхом и расслаблением?

  1. Буквальное принуждение себя является насилием. Человек не сможет издеваться над собой бесконечно и однажды сдастся, не дойдя до цели. Поэтому первый совет заключается в том, чтобы находить для себя правильную мотивацию.

    Ну, например. Мужчина пожилого возраста (старик) будет вести здоровый образ жизни (ЗОЖ), чтобы поддерживать свое здоровье в норме и, как следствие, прожить дольше.

    Такая мотивация не сработает у полного сил юноши, ведь он еще далек от смерти и совсем о ней не думает. Зато он может мотивировать себя заниматься спортом ради женского внимания. Честность с самим собой – залог эффективной мотивации.

  2. Сила воли взращивается таким качеством, как мужество. Многие решения откладываются людьми из-за страхов (часто нерациональных), неуверенности в своих силах. Смелый человек идет вперед, даже если страшно. Нет людей, которые ничего не боятся. Есть те, кто боится и делает, и те, кто боится и бездействует. Боятся все – помните это. Смелость и мужество тренируются так: вы должны делать то, чего боитесь. Вместе с этими действиями приходит ощущение «я могу!», повышается самооценка и появляется вера в себя.
  3. Сила воли требует постоянных тренировок. Если что-то не получилось один раз, нужно пробовать второй, третий…десятый. Неудача тоже опыт. Необходимо анализировать свои действия, переосмысливать их, менять тактику и стратегию, чаще думать о цели, подниматься и идти дальше.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Подборки по теме

  • Вопросы и ответы
  • Использую для заработка
  • Полезные онлайн-сервисы
  • Описание полезных программ

Использую для заработка

Одним из важнейших качеств личности является способность к сознательной регуляции поведения, то есть воля. Именно она дает нам возможность идти к намеченной цели, преодолевая, казалось бы, непреодолимые препятствия. Она же заставляет нас сдерживать яростные, необузданные порывы и загонять глубоко в подсознание дикие первобытные инстинкты. Воля – это то, что делает человека хозяином своей судьбы, и в то же время воля – это одно из самых сложных психических явлений, прошедших длительный путь эволюции.

Это человеческое качество привлекает к себе внимание философов и психологов не одну сотню лет, о нем спорят, пытаются доказать независимость воли человека от высших сил и найти способы, которые помогли бы управлять волевыми процессами. Но до сих пор волевая сфера значительно меньше изучена, чем познавательная и эмоциональная.

Любая активность человека – как внешняя, так и внутренняя – имеет два вида: непроизвольный и произвольный.

  1. Непроизвольный, спонтанный, импульсивный вид активности управляется преимущественно рефлексами – психическими реакциями нашего организма на внешние воздействия или внутренние изменения. К такому виду активности относится, например, непроизвольное внимание, когда человек оборачивается на звук хлопнувшей двери или на вспышку света. К непроизвольному или импульсивному поведению относятся также резкое отдергивание руки от горячей сковородки или плач обиженного ребенка.
  2. Второй вид, или высший уровень активности, которую в этом случае называют деятельностью, носит произвольный характер. Это означает, что совершение действий требует волевых усилий, то есть осознанного напряжения для преодоления внешних препятствий или внутреннего сопротивления: слабости, сомнений, нерешительности, трусости, лени и т. д. Иногда эти усилия могут быть незначительными и даже незаметными для самого человека. Например, для того чтобы прилечь на диван отдохнуть, серьезных волевых усилий не требуется. А если для этого надо оторваться от интересного дела, прервать общение в Сети, потому что уже поздно и пора спать? Тогда, видимо, потребуются определенные усилия. А в иных случаях приходится преодолевать серьезное внутреннее сопротивление, принимая непростое решение в ситуации сложного выбора.

Произвольное или волевое поведение, так же как и сама воля, не является врожденной способностью человека. До 5-6-летнего возраста у ребенка преобладает непроизвольная активность, но постепенно его способность к сознательному регулированию своего поведения развивается, и воля становится важной частью жизни.

Волевые действия, их виды и структура

Воля связана с потребностями личности. По сути, именно потребности побуждают человека прилагать усилия для их удовлетворения, то есть совершать волевые действия. В данном случае в понятие «действие» включается и отказ от совершения поступка, так как он требует подчас даже более значительных волевых усилий, чем его совершение.

Виды волевых действий

Все волевые действия делятся:

  • на простые;
  • сложные.

Простые волевые действия предполагают целенаправленную активность человека, четко понимающего и свою цель, и способ ее достижения. Главное отличие простого волевого действие – отсутствие сомнений, раздумий, отсутствие противоречивых желаний и борьбы мотивов. С точки зрения волевых усилий, совершение подобного действия может быть совсем непростым, но колебания и нерешительность в нем все равно отсутствуют. Например, когда человек, не раздумывая, бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка.

В сложном волевом действии мы видим некий конфликт человека с самим собой, для разрешения которого тоже требуются усилия. Основной причиной этого внутреннего конфликта является столкновение понимания необходимости достижения цели и нежелания прилагать усилия для этого.

Возникает одна из самых тяжелых психологических ситуаций – ситуация борьбы мотивов, когда одни желания толкают индивида к достижению цели, а другие препятствуют этому. Например, человека не устраивает его работа: платят мало, спрашивают много, начальник придирается. То есть логично поменять сферу деятельности, но человек не решается это сделать, так как нужно прилагать усилия и искать новую работу, расставаться с нелюбимым, но привычным делом и т. д.

А еще сложные волевые действия возникают в ситуации выбора путей достижения цели. Например, когда есть легкий, но не слишком честный путь и вполне честный, но значительно более трудный.

Структура волевого действия

Сложные волевые действия имеют свою структуру и состоят из нескольких этапов:

  • Принятие цели и осознание необходимости ее достижения. У человека одновременно имеется множество различных желаний и потребностей. Удовлетворить их все нереально, вот выбор одного, наиболее важного в данный момент желания и есть принятие цели. И даже на первом этапе может возникнуть борьба мотивов, не только связанная с проблемой выбора, но и с оценкой значимости цели. В этом случае мы часто задаем себе вопрос: «А мне это точно нужно?»
  • Размышление над возможностью достижения цели и осознание различных путей и способов. На этом этапе происходит оценка собственных ресурсов и возможностей, а также анализ соответствия выбранных средств убеждениям и ценностям.
  • Совершение окончательного выбора в ситуации борьбы мотивов. Это ключевой этап сложного волевого действия, требующий максимального напряжения. На этом этапе отчетливо проявляется сила воли человека, ведь легкий путь не всегда бывает нравственным. И на данном этапе еще не поздно отказаться от поступка вообще.
  • Принятие решения. Человек, сделав окончательный выбор, испытывает облегчение, напряжение спадает. Ощущение освобождения от тяжкого груза принятия непростого решения дает личности возможность заняться планированием достижения цели.
  • Выполнение решения. Последний этап волевого действия тоже требует нередко весьма значительных усилий. Бывает, что человек, столкнувшись с трудностями, начинает сожалеть о принятом решении. И в этом случае тоже спасает только воля, которая поддерживает активность.

Особенностью волевых действий является то, что они имеют двойной результат. Во-первых, собственно, достижение цели, успеха. Во-вторых, осознание человеком своих сил, возможностей, извлечение уроков на будущее. Успешные волевые действия, особенно требующие серьезных усилий, повышают самооценку человека и придают ему сил для будущих свершений.

Функции воли

Проявляясь во всех сферах жизни человека, воля выполняет 3 основные функции: побудительную, стабилизирующую и тормозную или сдерживающую.

  • Побудительная функция проявляется в активизации деятельности человека. Воля побуждает личность преодолевать препятствия, в том числе внутренние конфликты, слабости, нерешительность, и идти к поставленной цели, добиваясь успеха. Волевые усилия требуют серьезного напряжения всех сил, но они лишь вершина айсберга. Принятие решения зачастую дается значительно труднее.
  • Стабилизирующая функция – это поддержание активности человека. Даже приняв решение и начав двигаться к цели, можно остановиться на полпути, повернуть назад, испугавшись трудностей и требуемых жертв. Воля помогает сохранить высокий уровень активности, невзирая на усталость, страх, боль и банальную лень.
  • Сдерживающая функция не менее важна, чем побудительная. В ряде случаев сдержать себя от совершения поступка гораздо сложнее, чем заставить что-то сделать.

Наряду с основными тремя функциями, думаю, можно выделить еще одну – воспитательную. Воля играет важную роль в развитии личности и в формировании характера, таких качеств, как самоуважение, высокая самооценка, целеустремленность.

Значение слова &laquoволя»

  • ВО́ЛЯ, -и, ж.

    1. Одно из свойств человеческой психики, выражающееся в способности добиваться осуществления поставленных перед собой целей, осуществления стремлений. Сила воли. Воспитание воли. Преодолеть что-л. усилием воли. □ Если бы не твердая воля Батманова, неутомимо тянувшего их за собой, они неделями сидели бы на каждом участке. Ажаев, Далеко от Москвы. || к чему. Сознательное стремление к осуществлению чего-л.; упорство, настойчивость в достижении чего-л. Воля к победе.

    2. Желание, хотение, требование. Исполнить чью-л. волю. Сделать по своей воле. Последняя воля кого-л. □ Скука и нетерпение, против воли его, высказывались во всей его фигуре. Писемский, Люди сороковых годов.

    3. Власть, право распоряжаться по своему усмотрению. Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать. Пушкин, Евгений Онегин. — Теперь не моя воля, — вон кого спрашивайте! — задумчиво отвечала она , указывая на Викентьева. И. Гончаров, Обрыв.

    4. Состояние, характеризующееся отсутствием стеснений, ограничений; свобода. Вырваться на волю. □ На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны. Пушкин, Птичка. За землю, за волю, за лучшую долю Готовы на смертный бой! Л. Дзержинский, От края и до края. || Простор, раздолье. И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. Лермонтов, Бородино. За синеватой грядой горизонта — — огромный простор, озаренный мягким светом. Человек впитывает здесь в душу свою эту ширь, эту силу земли, эту необъятность, и прелесть, и волю. А. Н. Толстой, Нас не одолеешь.

    5. Прост. устар. Освобождение крестьян от крепостной зависимости. раскрепостил своих рабов за тринадцать лет до законной воли. М. Горький, Нилушка.

    6. в знач. нареч. во́лей, во́лею. Прост. По собственному желанию, без принуждения, добровольно. Разве силой возьмут, волей не отдам. Я за тебя, Люба, душу положу! А. Островский, Бедность не порок.

    Воля ваша (твоя) — 1) решайте, поступайте, как хотите, делайте так, как считаете нужным, желательным. — Не хочешь — как хочешь. Твоя воля. У нас такое правило — мы никого насильно не заставляем. Катаев, Сын полка; 2) ( устар.) употребляется при категорическом отказе выполнить предложенное или требуемое в значении: вы можете наказать меня, взыскать с меня за неподчинение. — Дело что-то не ладно. Воля твоя, сударь, а денег я не выдам. Пушкин, Капитанская дочка. Волею суде́б ( книжн.) — случайно, в силу обстоятельств. Вольному воля см. вольный. На волю ( прост.) — на свежий, вольный воздух, наружу. обрадовался гостям, как был в рубахе, так и выскочил на волю. Фурманов, Мятеж. На воле ( прост.) — то же, что на вольном воздухе ( см. воздух1). раскладывает перед избушкой костер. Он больше любит варить на воле. А. Тарасов, Охотник Аверьян. С воли ( прост.) — снаружи, извне. Гудели мухи, ныли комары, где-то трещал сверчок, а с воли доносилось кваканье лягушек. М. Горький, Три дня. Брать (взять) волю — поступать своевольно, не считаясь с кем-л. Дать волю кому-чему — перестать сдерживать, предоставить свободу в поступках, действиях, в проявлении чувств. Дать волю слезам. Дать волю языку. Дать волю чувствам. Дать волю фантазии. Давать волю рукам — 1) трогать, хватать руками; 2) бить, драться. Люди доброй воли; по доброй воле см. добрый.

4. Воля

1. Понятие о воле.

2. Волевая регуляция поведения.

3. Развитие воли у человека, волевые качества.

1. Выполняя различные виды деятельности, человек руководствуется какими-то конкретными побуждениями, которые не всегда осознаются, либо осознаются не очень отчетливо, а соответствующие им действия не контролируются сознанием.

В этом случае говорят, что действия человека являются непроизвольными (страх, восторг, изумление и т. д.). Однако в большинстве случаев действия человека подлежать осознанию и контролю.

Тогда говорят о произвольных действиях, т. е. производных от воли.

Иногда для достижения поставленной цели человек не прикладывает каких-либо значительных усилий, например, чтение интересной книги.

Если же преодолеваются какие-то препятствия, прикладываются усилия, то такие действия являются волевыми.

Препятствия, стоящие на пути к достижению цели подразделяются на внешние (не зависящие от человека, например, опоздал на встречу, так как сломался автобус) и внутренние (зависят от желаний и активности самого человека, например, опоздал, потому что проспал).

Воля – это психическая деятельность человека, проявляющаяся при достижении цели и преодолении препятствий и трудностей, стоящих на пути к достижению этой цели.

Преодолевая трудности, человек прикладывает волевые усилия, проявляющиеся в нервно-психическом напряжении, благодаря чему происходит мобилизация моральных и интеллектуальных сил человека.

Воля проявляется в двух видах активности:

1) исполнительная волевая активность (человек сознательно выполняет распоряжения других лиц, руководствуясь чувством долга и пониманием ответственности в решении стоящих перед ним задач);

2) самостоятельная волевая активность (решения принимаются самостоятельно, но эта самостоятельность может проявляться на различных этапах выполнения деятельности).

Итак, воля присуща только человеку, она формируется в зависимости от условий материальной жизни общества.

2. Волевые действия могут быть простыми и сложными.

Простые волевые действия характеризуются ясностью и четкостью представления о том, как будет выполняться деятельность.

Элементами этого действия выступают цель, мотив, средства и способы выполнения.

Выделяются следующие этапы выполнения этого действия:

1) осознание цели желание ее достичь;

2) осознание имеющихся возможностей в достижении цели;

3) принятие решения;

4) исполнение решений, достижение цели.

Коренное отличие простого действия от сложного заключается в отсутствии разногласия между различными мотивами (борьбы мотивов), поэтому в сложном волевом действии присутствуют такие этапы выполнения:

1) осознание цели желание ее достичь;

2) осознание имеющихся возможностей в достижении цели;

3) появление мотивов, которые либо утверждают, либо отрицают существование этих возможностей;

4) борьба мотивов и выбор наиболее значимого;

5) выполнение решения.

Этап исполнения решения может проявляться двояко:

1) действие выполняется с помощью внешних поступков;

2) внешне действия не выполняются, человек воздерживается от них, например, воздерживается от употребления алкоголя и т. п.

Волевое действие завершается самооценкой эффективности достижения цели.

Таким образом, волевое действие включает в себя ряд последовательных этапов.

3. В структуре личности можно выделить волевые качества, значение которых в жизни человека очень велико.

Рассмотрим наиболее важные из них.

Целеустремленность проявляется в стремлении человека подчинить свое поведение достижению устойчивой жизненной цели.

Самостоятельность – это построение своего поведения в соответствии с собственными взглядами и убеждениями, однако самостоятельный человек всегда в состоянии прислушаться к чужому мнению.

Это положительное качество личности, от которого следует отличать отрицательные: негативизм и внушаемость.

Негативизм – это поведение наперекор чужому мнению, когда не признаются никакие советы, даже разумные.

Внушаемость – поведение строится в соответствии с чужими советами.

Решительность проявляется в способности человека быстро принимать адекватные решения и своевременно их выполнять. Решительными чаще всего бывают люди, которые:

1) хорошо знают свое дело;

2) уверены в своих силах и правоте;

3) выдержаны и мужественны.

Настойчивость – это способность человека, несмотря на трудности и препятствия, достигать поставленной цели.

От этого положительного качества следует отличать такое отрицательное как упрямство, когда человек пытается достичь цели, даже если она неразумна.

Упрямый человек, даже понимая, что он не прав, все равно продолжает настаивать на собственном мнении.

Выдержка (самообладание) – способность человека воздерживаться от нежелательных в данный момент действий и даже в сложных ситуациях не терять самообладания.

Противоположным отрицательным качеством является импульсивность, когда человек бросается выполнять действие по первому побуждению, не проанализировав последствий.

Мужество и смелость проявляются в стремлении человека достичь цели, несмотря на опасности.

Противоположное качество – трусость.

Дисциплинированность – это желание человека строить свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Рассмотрим, по каким направлениям осуществляется развитие волевой регуляции.

1. Переход непроизвольных психических процессов в произвольные.

2. Выработка способности осуществлять контроль над собственным поведением.

3. Формирование волевых качеств.

4. Сознательное следование все более отдаленным целям, для достижения которых требуются значительные волевые усилия на протяжении длительного времени.

Волевая регуляция поведения совершенствуется в зависимости от уровня интеллектуального и личностного развития, особенно становления мотивационной сферы.

Особую роль в формировании волевых процессов у детей выполняет игровая и учебная деятельность.

Так, предметные игры формирует произвольность действий, сюжетно-ролевые – волевые качества личности, учебная деятельность способствует развитию произвольной регуляции познавательных процессов.

Следование определенным правилам поможет взрослым воспитать у ребенка сильную волю.

1. Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно, или чему может научиться, а лишь обеспечивайте условия выполнения деятельности.

2. Поддерживайте чувство радости от достигнутого результата.

3. Подводите ребенка к рациональному решению, а не решайте за него.

4. Требуйте от себя того, что требуете от ребенка.

5. Предъявляемые требования должны быть обоснованы и выполнимы, обдуманны и немногочисленны.

6. Не требуйте проявления интереса при выполнении всех дел, некоторые следует выполнять автоматически.

Итак, волевые качества вырабатываются в процессе деятельности, при этом очень важен личный пример взрослого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

ВО́ЛЯ, способность к выбору деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Специфический акт, несводимый к сознанию и деятельности как таковой. Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти непосредственно испытываемых потребностей, импульсивных желаний: для волевого акта характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен», осознание ценностной характеристики цели действия. Волевое поведение включает принятие решения, часто сопровождающееся борьбой мотивов (акт выбора), и его реализацию.
* * *
ВО́ЛЯ (лат. voluntas, англ. will, ит. volontа, нем. Wille, франц. volonte), специфическая способность или сила, не вполне тождественная разуму или отличная от него. В истории европейской философии понятие воля имело два основных значения: 1) способность разума к самоопределению (в том числе моральному) и порождению специфической причинности (классическая рационалистическая традиция, исторически более влиятельная и не прерывающаяся от античности до настоящего времени); 2) фундаментальное свойство сущего (предшествующее разуму) и основа всех объяснительных моделей (волюнтаристическая традиция 19—20 вв., представленная преимущественно Ф. В. Шеллингом (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Шопенгауэром (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), Э. Гартманом (см. ГАРТМАН Эдуард), Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) и отчасти А. Бергсоном (см. БЕРГСОН Анри)). В психологии концепции воли делятся соответственно на гетерогенетические и автогенетические.
Развитие понятия воли в классической традиции
В классической традиции воля выступает как относительно самостоятельная функция или акциденция разума. «Конфликт разума и воли» здесь почти непредставим, а противоположность «волевого» иррациональному, напротив, разумеется сама собою. В метафоре «воля» выделяется прежде всего интеллектуально-императивный аспект, смысл твердого разумного намерения, деятельной мысли, стремящейся к осуществлению цели.»Волевая» проблематика начала оформляться в рамках проблемы свободы воли (см. СВОБОДА ВОЛИ), и первоначально не имела отчетливых онтологических коннотаций, замыкаясь на сферах этики, гносеологии и психологии. Понятие «воля» не сразу получило нормативный терминологический эквивалент (поэтому грекам порой ошибочно отказывали во всяком представлении о воле). У Платона «волевое» впервые становится особым предметом рефлексии и понимается как синтез разумной оценки и «стремления» (причем последнее выделяется в отдельную способность души: Symp. 201 dе; Phaedr. 252 b sq.). Аристотель (см. АРИСТОТЕЛЬ) разработал «анатомию» волевого акта, рассматривая волю как специфическую причинность, отличную от «чистой» интеллектуальной сферы (созерцательный разум) и от «чистых» аффектов. Фундаментальной способностью души является стремление; воля — единственный вид стремления, который зарождается в разумной части души и является «синтезом» разума и стремления. Сфера воли соответствует «практическому» разуму, размышляющему о деятельности и направляющему на нее: чисто интеллектуальный акт отличается от акта целеполагания, в котором момент стремления акцентирован более заметно. Аристотель оформил классическую традицию терминологически, очертив смысловую сферу «волевой» лексики («воля», «выбор», «решение», «произвольное», «цель» и т. д.). Теория Аристотеля и содержательно, и терминологически почти не претерпела изменения в эллинистическую эпоху. Лишь ранние стоики (особенно Хрисипп (см. ХРИСИПП)), говоря о стремлении разума, отождествляли разумно-оформленное стремление, или волю, противоположное страсти, с суждением. Неоплатонизм, не предложив принципиальных новшеств в области волевой проблематики, переместил ее в сферу онтологии. Парадигматический трактат Плотина VI 8 «О произволе и желании Единого» подчеркнуто-метафизичен: речь идет о «чистой» волевой проблематике вне ее психологических и антропологических приложений. Воля — специфическая способность разума, проявляющаяся до всякого действия (VI 8,5; 9): «Воля — это мышление: ведь волей может называться лишь то, что сообразно с разумом» (VI 8,6,36). Поскольку воля есть также «тяготение» ума к себе и к Единому, она имеет два основных измерения — энергийно-онтологическое и «эротическое».
Уже с 3 в. до н. э. классическая традиция обрела внутреннюю цельность и в рамках самой античности не получила реальных волюнтаристических альтернатив (эпикурейская версия атомизма предложила лишь иное основание для конечного самоопределения разума: программный, но поверхностный индетерминизм). Однако в рамках единой традиции ясно заметен процесс «эмансипации воли», в результате которого воля как способность к действию получает известную самостоятельность по отношению к разуму и к аффекту. Так было положено начало пути к будущей «метафизике воли», к акцентированию момента влечения (особенно в патристике (см. ПАТРИСТИКА)). Но в рамках классической традиции «эмансипация» воли имеет ограниченные пределы: в крайнем случае воля ставится рядом с разумом, но никогда явно не противопоставляется ему и тем более не притязает на господство над ним. Смысл процесса — перенесение акцента на динамический момент воления; принципиальное значение интеллектуального момента этим не умаляется (особенно в моральной сфере), хотя он может отходить на задний план. Термин voluntas заметнее акцентирует динамический момент воли и аккумулирует максимальное количество «волевых» смыслов. Наряду с voluntas имел хождение термин liberum arbitrium, акцентирующий момент выбора. Кроме того, с довольно ранних времен в латиноязычной традиции заметно стремление «разводить» и даже довольно четко разграничивать разум и волю.
Христианство утвердило примат над-рациональной веры и любви, ограничив сферу компетенции разума еще и в пользу возвышенного аффекта. Это ускорило эмансипирование воли в отдельную способность, повышение статуса динамически-«эротического» момента, и в соединении с онто-теологической перспективой неоплатонизма привело к возникновению своеобразной «метафизики воли», особенно ярко проявившей себя на латинском Западе начиная с 4 в. В тринитарном учении Мария Викторина (см. МАРИЙ ВИКТОРИН) воля понимается не только психологически или функционально, а прежде всего субстанциально: в Боге воля совпадает с бытием и является чистой потенцией (см. ПОТЕНЦИЯ), способностью к самореализации Абсолюта; Сын есть воля Отца. За Викторином шел в своем тринитарном учении Августин (см. АВГУСТИН Блаженный), выделяя динамически-психологический момент воления на общем «онто-теологическом» фоне. Любой аффект свидетельствует о некоем волевом стремлении: «Ведь воля, конечно, присуща всем ; мало того, все они суть не что иное, как воля» (Civ. D. XIV 6), то есть «стремление ничем не принуждаемой души чего-то не лишиться или что-то приобрести» (De duab. an. 10,14). «Тринитарная» структура разума подразумевает субстанциальное единство ума, памяти и воли: ум сам на себя обращает направленность воли (intentionem voluntatis — De Trin. X 9,12): воля есть такая же непосредственная очевидность, как бытие и знание о нем (De lib. arb. I 12,25; Conf. VII 3,5). Благодаря этой «интенции» ум постоянно обращен на себя, то есть всегда себя знает, всегда желает, всегда любит и помнит (De Trin. X 12,19): «память, рассудок и воля… суть, следовательно, не три субстанции, но одна субстанция» (ib. X 11,18).
Восточные авторы от гностиков (см. ГНОСТИЦИЗМ) (Iren. Adv. haer. I 6,1) до Дамаскина (см. ДАМАСКИН) (Exp. fid. 36) придерживались традиционной (в основе своей — аристотелевской) схематики.
Средневековая проблематика воли не выходила за рамки августинизма, аристотелизма и их возможных комбинаций. Примером умеренного августинизма может служить позиция Ансельма Кентерберийского (см. АНСЕЛЬМ Кентерберийский). Аристотевские мотивы превалируют у Альберта Великого (см. АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ) и Фомы Аквинского (см. ФОМА АКВИНСКИЙ). Для Альберта воля — «причина самой себя», способность самоопределения разума (I 7,2); воля и разум — разные, но тесно связанные способности души. Фома сочетает тезис Аристотеля с августиновскими реминисценциями: воление есть по преимуществу акт интеллектуального самоопределения (S.th. I q.83,4); ум прежде и выше воли (I q.82,3): «разум мыслит волю, а воля желает, чтобы разум мыслил» (I q.16, 4 ad 1). У Оккама (см. ОККАМ Уильям) воля и разум — два взаимосвязанных способа активности души (In sent. II q. 24 cf. I d.1 q.2). Самый «радикальный» вариант августинизма предполагает не онтологический, а обычный динамический примат воли над разумом. Для Дунса Скота структура ментального акта задается волей как первичной интенцией: «Воля, повелевающая умом, является более высокой причиной с точки зрения ее действия» (In I sent. IV 49,4).
Доминирующее положение классической традиции сохраняется в Новое и Новейшее время. У Декарта (см. ДЕКАРТ Рене) понятие воли несколько шире понятия разума, но по сути своей воление — модус мышления (Первоначала философии, I 34—35; 65). Для Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт) воля и разум — одно и то же, ибо разум познает причинную связь вещей и идей (Этика, ч. II): человек определяется к действию познанием. С точки зрения Лейбница, (см. ЛЕЙБНИЦ Готфрид Вильгельм) основание всякой воли коренится в разуме (Рассуждение о метафизике, 2), то есть, воление определяется разумом, хотя (в моральной плоскости) и не детерминируется им полностью (Новые опыты…, кн. II, гл. XXI 5 сл.; Теодицея, 310 сл.). У Канта (см. КАНТ Иммануил) воля есть способность желания, определяющее основание которой находится в разуме , или способность определять самое себя к действию сообразно представлению о законах (Основы метафизики нравственности. Разд. II. – Там же, 4 (I). с.268.), или «вид причинности живых существ, поскольку они разумны» (там же, Разд. III, с. 289). Цель действия есть объективное основание для самоопределения воли; цель — предмет произвола разумного существа, посредством представления о котором произвол определяется к соответствующему действию . По Гегелю (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), «различие между мышлением и волей — лишь различие между теоретическим и практическим отношением, но они не представляют собой двух способностей — воля есть особый способ мышления: мышление, как перемещающее себя в наличное бытие, как влечение сообщить себе наличное бытие» (Философия права. Введ. 4. Прибавл. – Философия права. М., 1990, с.68—69 ср. 21; Энциклоп. филос. наук 468; 476). У Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб) воля выступает как равноправная способность наряду с разумом «внутри» субъекта, причем акт воли (как у Дунса Скота (см. ДУНС СКОТ Иоанн)) обладает логическим первенством в процессе самоопределения разумного «Я» (Наукоучение, 1794 г. 1). Новейшим образцом классической схематики может служить «эдейтико-феноменологическая» концепция Рикера, (см. РИКЕР Поль) понимающего волю как «фундаментальную способность» —интеллектуальную интенцию, содержащую «проект» действия, то есть стремление к цели (см. ЦЕЛЬ), не совпадающее с «чистым» мышлением, хотя «сила (force)» воли — «это аспект cogito»: «желать значит мыслить» (Philosophie de la volonte. T.1. Le volontaire et l»involontaire. Paris, 1950).
Развитие понятия воли в волюнтаристической традиции
Основой «волюнтаристической» традиции являются онтологическое понимание воли и тезис: не воля есть акциденция (см. АКЦИДЕНЦИЯ (в философии)) разума, а разум — акциденция воли. «Волюнтаристический» потенциал классической традиции был в полной мере реализован Августином (см. АВГУСТИН Блаженный), Дунсом Скотом (см. ДУНС СКОТ Иоанн) и Фихте (см. ФИХТЕ Иоганн Готлиб), которые вплотную подходили к границе, отделяющей эту традицию от ее противоположности. Элементы собственно волюнтаристической традиции можно найти у Беме (см. БЕМЕ Якоб) (благая или злая воля — онтологическая характеристика сущего: «Аврора», II 2 сл.) и Мен де Бирана (см. МЕН ДЕ БИРАН Мари Франсуа Пьер), но как цельная позиция она не встречается раньше Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм) и особенно Шопенгауэра. (см. ШОПЕНГАУЭР Артур) Переход к ней был достаточно постепенным: у Шеллинга рудиментарная классическая схематика присутствует внутри волюнтаристической. С одной стороны, воля впервые выступает в рамках креационистской модели как иррациональная подоснова сущего, из которой выделяется «сознательная» воля («Философские исследования о сущности человеческой свободы…»), но разум остается «волей в воле» (там же), то есть интеллектуальное измерение воли как самоопределения разума еще не утратило своего прежнего парадигматического значения («Система трансцендентального идеализма»). Лишь Шопенгауэр впервые окончательно порывает с классикой. Воля имеет онто-космический статус и выступает как лишенная субъективного начала иррациональная сила, не требующая достаточного основания, но сама являющаяся всеобщим основанием как «воля к жизни», то есть как универсальное метафизическое начало и вместе с тем объяснительная модель («Мир как воля… кн. II 17 сл.; «Дополнения» гл. 28). Комбинация идей Шеллинга и Шопенгауэра присутствует в «Философии бессознательного» Э. Гартмана (см. ГАРТМАН Эдуард), а у Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих) шопенгауэровская «воля к жизни» преобразуется в столь же онтологичную «волю к власти». На этом взлет волюнтаристической традиции резко обрывается: она имеет лишь косвенное продолжение в иррационалистической концепции «жизненного порыва» А. Бергсона (см. БЕРГСОН Анри).
Для целого ряда важнейших философских течений 20 в. «чистая» волевая проблематика не представляет самостоятельного интереса, — например, для аналитической философии (см. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ) (где воля понимается как специфический предмет психологии — Витгенштейн, (см. ВИТГЕНШТЕЙН Людвиг) Логико-философский трактат, 6.432), экзистенциализма (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), структурализма (см. СТРУКТУРАЛИЗМ), постмодернизма (см. ПОСТМОДЕРНИЗМ).

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх