Помост

Вопросы веры

Что такой любовь

Любовь

Что такое любовь?

Если мы внимательно всмотримся в жизнь человеческую, то непременно уразумеем, что в ней проявляется и ею управляет любовь, приносящая счастье и блаженство, или же — самолюбие, вносящее в жизнь различные беспорядки и страдание. Можно также видеть, что нередко эти различные свойства духа человеческого, встречаясь в жизни одного и того же человека, а также в жизни целых народов, обществ и семейств, постоянно враждуют между собой. Если в этой борьбе побеждает любовь, в жизни царят мир, счастье, радость, довольство, блаженство. Но когда преобладает самолюбие, то возникают непорядки: вражда, борьба, ненависть и злоба.
Вообще, любовь всех умиротворяет, объединяет, сближает, даруя счастье без всякой зависимости от материального довольства и наслаждений естественной жизнью. Наоборот, самолюбие, даже при внешнем благополучии, всегда возбуждает недовольство, вселяет беспокойство и злобу в сердце человека, производит раздоры, разделяет народы, общества, семейства. Словом, где любовь — там счастье и блаженство, а где самолюбие — там зло и страдания.

Любовь с христианской точки зрения

Господь наш Иисус Христос оставил нам две основные заповеди, на которых основан весь Закон Божий, а именно – заповеди о любви:

  1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим.
  2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22,37 и 39).

Что же есть любовь? Святые Отцы дают такое определение: Бог есть Любовь. Значит, вся любовь всего мира есть Бог.

Наш человеческий язык крайне ограничен и беден. Мы не в состоянии выразить достаточно четко и определенно всю бесконечную гамму личных и взаимных чувств между людьми, начиная с природной, естественной любви и кончая совершенной любовью Христовой, которые обычно заключаем в одном слове любовь. Это слово вмещает в себя множество различных понятий и чувств, которые выразить словами невозможно, и только некоторые эпитеты помогают нам уточнить это слово, например: любовь Христова, брачная, к врагам – однако и они не дают достаточной четкости определения чувств.

Любовь: этимология термина

В словаре древнегреческого языка для определения в слове понятия любви служат четыре глагола — ἐρᾶν, φιλεῖν, στέργεῖν, ἀγαπᾶν, а также соответствующие им имена. Два из них — φιλεῖν и ἀγαπᾶν встречаются в греческом тексте Нового Завета. Однако чтобы понять специфику словоупотребления и семантики этих глаголов в языке Св. Писания, нам необходимо будет предварительно обратиться к их функционированию в языке классическом или, как это вернее было бы сказать применительно к нашей теме, к греческому языку доновозаветного периода.

Ἐρᾶν

Ἐρᾶν, или, в поэтическом языке — ἐρᾶσθαι означает: направлять на объект всецелостное чувство, ради него чувствовать и воспринимать. Это значение постоянно для всех лексико-семантических вариантов. Если объектом являются личности, то ἐρᾶν может означать:

1) Чувственную любовь, которая бывает недостойной, когда речь, например, идет о супружеской измене или когда все содержание чувства сводится к физическому сожительству.

2) Высокую степень чувства, страстную любовь в более широком смысле.

Когда речь идет о неживых предметах, ἐρᾶυ понятийно близко подходит к ἐπιθυμεῖν, так что с инфинитивом соответствует русск. желать.

Φιλεῖν

Φιλεῖν — глагол отыменный. Φίλος же происходит от местоименного корня. Убедительная и совершенно безупречная этимология отсутствует, зато очевидно происхождение от корня, связанного со значением “свой”, “собственный”.

О значении φιλεῖν прежде всего следует сказать, что оно более всего соответствует русск. любить и имеет антонимами μισεῖν и ἐχθαίρεν. Φιλεῖν означает в сущности внутреннюю склонность к лицу, а в некоторых случаях, где изложение не допускает никакой непристойности, также и чувственную любовь.

Но главный оттенок значения этого глагола — склонность к лицу, проистекающая из внутренней общности, из личного общения. У Гомера мы найдем значение “по-дружески поддерживать”, “дружески общаться с кем-либо”, “относится по-дружески”. Часто в этом смысле употребляется применительно к отношению богов, когда они поддерживают людей в их делах. О людях: любезно принимать других у себя.

Уже после Гомера развилось значение “целовать” (с прибавлением τῷ στόματι и без него), так как это по сути означает внешнее выражение задушевной общности или близости любящих или друзей.

С добавлением αυτόν φιλεῖν приобретает значение себялюбия.

Далее это слово применяется ко всякому виду любви к тем лицам, с которыми мы состоим в каких-либо близких отношениях и при том, по объяснению Аристотеля (Arist. Khet. I, II), ради и из-за них самих.

Как чувство естественно развивающееся, φιλεῖν не имеет морального или моралистического оттенка. Этой любовью дурной человек может любить дурного, а хороший — хорошего. Здесь же — склонность или приверженность к какой-либо группе, партии, к государству, к народу в тех случаях, когда она не особенно глубока и искренна (в последнем случае грек употребил бы στέργεῖν).

Применительно к неодушевленным объектам φιλεῖν означает приязнь к предметам, явлениям, которые нам милы или дороги, обладание которыми или контакт с которыми нам приятны. При этом сохраняется отсутствие моралистического оттенка, и сюда включаются скверные и достойные презрения склонности. С инфинитивом получается значение весьма близкое к лат. solere — “делать охотно, иметь обыкновение”. Φίλος — друг, человек, с которым мы связаны узами взаимной любви. Наиболее характерен для этого слова как раз оттенок личной симпатии, внутренней склонности. Также и φιλία — дружественное отношение, нежное выражение внутреннего расположения любящих.

Στέργεῖν

Στέργεῖν означает не страстную любовь или склонность, не порыв к объекту, который овладел нашим сердцем и является целью наших устремлений, а напротив, спокойное, постоянное, непрерывное чувство любящего, в силу которого он осознает объект любви как близко ему принадлежащий, тесно с ним связанный, и в этом признании обретает душевный мир. Такова любовь к родителям, жене или мужу, к детям, к ближайшим родственникам вообще, а затем к вождю, царю, отечеству.

В στέργεῖν проявляется душевная склонность, которая присуща человеку от природы; это слово относится к органической, родовой связи, не расторгаемой в силу этой прирожденности даже злом, а не к склонности, проистекающей из общения с лицом, вещью (φιλεῖν) и не к вырывающейся наружу и ищущей удовлетворения страсти (ἐρᾶν). В силу этого при соединении с именами вещей или абстрактных понятий στοργεῖυ сохраняет нравственную окраску. По этой же линии нерасторжимости, прирожденной эмоциональной связи возникает значение “довольствоваться, быть довольным, удовлетворяться”. Как указывает Шмидт, στέργεῖν может означать “спокойно и с терпеливо выжидающим чувством смиряться с неизбежным” (часто по отношению к окружающим нас обстоятельствам и вещам).

Заканчивая разбор словоупотребления στέργεῖν, уместно будет привести замечание Шантрена о том, что “семантическое поле στέργεῖν явно отлично от φιλεῖν и частично совпадает с ἀγαπᾶν”.

Ἀγαπᾶν

Ἀγαπᾶν или, у Гомера, ἀγαπάζευν прежде всего означает любовь, проистекающую из рассудочной оценки, поэтому не страстную, как ἐρᾶν, и не нежную любовь детей и родителей, как στέργεῖν. В общегреческом словоупотреблении глаголов любви ἀγαπᾶν выражает слабейшую эмоцию, которая больше соответствует русск. ценить, чем любить. Да это и понятно: чем более рассудок отдает себе отчет в симпатии или чувстве, тем менее такая любовь является непосредственной и внутренней.

Ἀγαπᾶν может значить даже “правильно оценивать”, “не переоценивать”. А так как оценка основывается на сравнении, сравнение же подразумевает выбор, то ἀγαπᾶν включает в себя понятие свободно избирающего объект направления воли. С другой стороны, ἀγαπᾶν может быть сказано и о тех людях, которые оценивают что-либо (вещи, обстоятельства) как удовлетворяющие их и не стремятся к иному.

Остановимся на соотношении ἀγαπᾶν и φιλεῖν. Первый глагол, как более рассудочно-моральный, не включает в себя понятие непосредственно из сердца исходящего действия, которое выявляет внутреннюю склонность, и, естественно, лишен значений “делать что-либо охотно”, “иметь обыкновение что-либо делать”, а также “целовать”. К тому же ἀγαπᾶν не является (как φιλεῖν) склонностью, соединенной с самим лицом, но скорее с его признаками и свойствами. Аристотель объясняет это следующим образом (Rhet. 1, 11): “быть любимым значит быть ценимым ради самого себя”, то есть не по каким-то внешним причинам, а именно из-за самой личности любимого. Таким образом ἀγαπῶν описывает качества личности, а φιλῶν — саму личность. Первый означает, что человек отдает себе отчет в своей склонности, у второго в значении заложено, что она проистекает непосредственно из общения. Поэтому в первом случае чувство окрашивается морально, а во втором подобной характеристики не имеет.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что основным значением для φιλεῖν, при всей широте семантического поля этого слова, являлась любовь естественной склонности, чувство, не определяемое ни рассудком, ни направле-нием воли — лат. amare, в то время как характерной чертой ἀγαπᾶν было обозначение любви как направления воли, как склонности, определяемой рассудком и нравственным чувством: лат. diligere. Практически все исследователи указывают на сходство соотношения между diligere и amare с тем соотношением, которое имеется между ἀγαπᾶν и φιλεῖν.

Таким образом, наиболее характерные черты четырех глаголов любви суть следующие:

Ἐρᾶν относится к любви страстной, выражает преимущественно аффективную и чувственную ее сторону; страсть к вещам; с инфинитивом — “желать, жаждать”. Эмоция, безусловно носящая ярко выраженный личный характер.

Στέργεῖν — непрерывное, внутреннее, нерасторжимое даже через зло чувство к лицам или сообществам, с которыми у субъекта существуют надличные, родовые, а из родовых — и общественные связи.

Ἀγαπᾶν — “ценить”; чувство происходящее более из соответствующей оценки рассудка, оно не сильно и не нежно, а скорее суховато. В кругу значений ценить ⇒ сравнивать ⇒ выбирать подразумевает любовь как направление воли, определяемой рассудком. Тo же и об обстоятельствах: удовлетворяться ими в результате умения оценить через сравнение.

Φιλεῖν — здесь мы приведем характеристику о. П. Флоренского: “1. Непосредственность происхождения, основанная на личном соприкосновении, но не обусловленная одними лишь органическими связями — естественность; 2. Направленность в самого человека, а не только оценка его качеств; 3. Тихий, задушевный, нерассудочный характер чувства, но в то же время и не страстный, не импульсивный, не безудержный, не слепой и не бурный. 4. Близость и притом личная, нутряная”.

Абстрактные существительные, по выражению Шмидта, показывают “крайности значений”9. В самом общем виде можно предложить следующие соответствия: ἔρως — страсть, στοργή — привязанность, φιλία — приязнь. О ἀγάπη речь пойдет ниже.

Любовь в Священном писании

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин 13:34). Но ведь о любви, о ценности и высоте любви мир знал и до Христа, и разве не в Ветхом Завете находим мы те две заповеди — о любви к Богу (Втор 6:5) и о любви к ближнему (Лев 19:18), про которые Господь сказал, что на них утверждаются закон и пророки (Мф 22:40)? И в чем же тогда новизна этой заповеди, новизна, притом не только в момент произнесения этих слов Спасителем, но и для всех времен, для всех людей, новизна, которая никогда не перестает быть новизной?

Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить один из основных признаков христианской любви, как он указан в Евангелии: «любите врагов ваших». Помним ли мы, что слова эти заключают в себе не иное что, как неслыханное требование любви к тем, кого мы как раз не любим? И потому они не перестают потрясать, пугать и, главное, судить нас. Правда, именно потому что заповедь эта неслыханно нова, мы часто подменяем ее нашим лукавым, человеческим истолкованием ее — мы говорим о терпении, об уважении к чужому мнению, о незлопамятстве и прощении. Но как бы ни были сами по себе велики все эти добродетели, даже совокупность их не есть еще любовь.

Только Бог любит той любовью, о которой говорится в Евангелии. Человек не может так любить, потому что эта любовь есть Сам Бог, Его Божественная природа. И только в Боговоплощении, в соединении Бога и человека, то есть в Иисусе Христе, Сыне Божием и Сыне Человеческом эта Любовь Самого Бога, лучше же сказать — Сам Бог Любовь явлены и дарованы людям. В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства Крещения и Причащения Телу и Крови Его, мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас. «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: «пребудьте во Мне, и Я в вас <…> ибо без Меня не можете делать ничего <…> пребудьте в любви Моей» (Ин 15:4-5,9).

Пребыть во Христе — это значит быть в Церкви, которая есть жизнь Христова, сообщенная и дарованная людям, и которая поэтому живет любовью Христовой, пребывает в Его любви. Любовь Христова есть начало, содержание и цель жизни Церкви. Она есть, по существу, единственный, — ибо все остальные объемлющий — признак Церкви: «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:35). В любви — святость Церкви, потому что она «излилась в сердца наши Духом Святым». В любви — апостольство Церкви, потому что она всегда и всюду есть все тот же единый апостольский союз — «союзом любви связуемый». И «если я говорю языками человеческими и ангельскими <…> Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор 13:1-3). А потому только любовь всем этим признакам Церкви — святости, единству и апостольству сообщает действительность и значимость.

Но Церковь есть союз любви не только в том смысле, что в ней все любят друг друга, но прежде всего в том, что через эту любовь всех друг к другу она являет миру Христа и Его любовь, свидетельствует о Нем, любит мир и спасает его любовью Христовой. Она любит во Христе — это значит, что в Церкви Сам Христос любит мир и в нем «каждого из братьев сих меньших». В Церкви каждый таинственно получает силу всех любить «любовью Иисуса Христа» (Флп 1:8) и быть носителем этой любви в мире.

Этот дар любви преподается в Литургии, которая есть таинство любви. Мы должны понять, что в Церковь, на Литургию мы идем за любовью, за той новой Богочеловеческой любовью Самого Христа, которая даруется нам, когда мы собраны во имя Его. В церковь мы идем, чтобы Божественная любовь снова и снова «излилась в сердца наши», чтобы снова и снова «облечься в любовь» (Кол 3:14), чтобы всегда, составляя Тело Христово, вечно пребывать в любви Христа и ее являть миру. Через литургическое собрание исполняется Церковь, совершается наше приобщение ко Христу, к Его жизни, к Его любви, и составляем «мы многие — одно тело».

Но мы, слабые и грешные, можем только захотеть этой любви, приготовить себя к ее приятию. В древности поссорившиеся должны были помириться и простить друг друга прежде, чем принять участие в Литургии. Все человеческое должно быть исполнено, чтобы Бог мог воцариться в душе. Но только спросим себя: идем ли мы к Литургии за этой любовью Христовой, идем ли мы так, алчущие и жаждущие не утешения и помощи, а огня, сжигающего все наши слабости, всю нашу ограниченность и нищету и озаряющего нас новой любовью? Или боимся, что эта любовь действительно ослабит нашу ненависть к врагам, все наши «принципиальные» осуждения, расхождения и разделения? Не хотим ли мы слишком часто мира с теми, с кем мы уже в мире, любви к тем, кого мы уже любим, самоутверждения и самооправдания? Но если так, то мы и не получаем этого дара, позволяющего действительно обновить и вечно обновлять нашу жизнь, мы не выходим за пределы себя и не имеем действительного участия в Церкви.

Не забудем, что возглас «возлюбим друг друга» есть начальное действие Литургии верных, евхаристического священнодействия. Ибо Литургия есть таинство Нового Завета, Царства любви и мира. И только получив эту любовь, мы можем творить воспоминание Христа, быть причастниками плоти и крови, чаять Царства Божьего и жизни будущего века.

«Достигайте любви» — говорит Апостол (1 Кор 14:1). И где достичь ее, как не в том таинстве, в котором Сам Господь соединяет нас в Своей любви.

Любовь к ближнему

Как сочетается идея удаления от людей с заповедью о любви к ближнему? Нет ли в этом бегстве от людей, характерном для таких столпов монашества, как Арсений Великий, бегства от самого Христа, повелевшего «возлюбить ближнего, как самого себя», и не ведет ли такого рода самоизоляция к утрате или отсутствию любви к людям?

Исаак, во всяком случае, убежден, что нет. Напротив, удаление от людей ведет к приобретению любви:

Та заповедь, в которой сказано «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем умом твоим больше всего мира и материи и всего материального», бывает исполнена, когда ты терпеливо пребываешь в безмолвии своем. И заповедь о любви к ближнему заключена в нем же. Хочешь ли, по евангельской заповеди, приобрести в душе твоей любовь к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламя любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя? Имей свидание с ними только в определенные дни. Опыт — поистине учитель для всех.

Очевидно, что Исаак не дает здесь рекомендаций, относящихся ко всем людям вообще, но говорит о своем собственном опыте — отшельника по призванию — и об опыте отшельников своего времени. Речь идет о специфически монашеском опыте приобретения любви к людям в результате отказа, хотя бы по временам, от общения с ними.

Тем, кто далек от монашеской жизни или кто знает о ней лишь теоретически, по книгам, нелегко бывает воспринять подобного рода опыт. Парадокс этого опыта заключается в том, что, удаляясь от мира, отшельники не отворачиваются от людей и даже тогда, когда они в буквальном смысле слова «бегают людей», они своим бегством служат людям. Занимаясь спасением собственной души вдали от людей, отшельник способствует спасению других. Двенадцать веков спустя после Исаака Сирина другой великий монах выскажет то, что всегда было аксиомой монашеского делания: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Исаак убежден, что главное дело монаха заключается в очищении своего внутреннего человека: это важнее общения с людьми и всякой деятельности, направленной на пользу других. Подобная деятельность особенно опасна, если душа отшельника еще не очищена и страсти еще не умерли в ней. Было много людей, — говорит Исаак, — которые прославились своей активностью во внешнем доброделании, однако из–за постоянного пребывания в гуще мирских дел не успевали заботиться о собственной душе:

Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие знамения; руками их многие были приведены к богопознанию. И после всего этого сами они, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном… потому что они были еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и утратили для душ своих надежду на Бога. Ибо немощь их чувств была не в состоянии встретить и вынети пламя того, что обычно приводит в возбуждение лютость страстей…

Исаак не отрицает добрые дела, но лишь указывает на необходимость стать духовно здоровым прежде, чем выходить в мир для исцеления других. Человек принесет гораздо больше пользы другим, когда сам достигнет духовной зрелости и получит необходимый опыт внутренней жизни. Глубину внутренней жизни нельзя заменить внешней активностью, даже если речь идет об апостольском служении, столь необходимом для других:

Прекрасное дело — учить людей добру и постоянной заботой приводить их от заблуждения к познанию истины. Это путь Христа и апостолов, и он весьма высок. Но если человек при таком образе жизни и частом общении с людьми чувствует, что совесть его слабеет при воззрении на внешнее, безмолвие его нарушается и знание его помрачается… и что, желая врачевать других, губит он свое собственное здоровье и, оставляя собственную свободу воли своей, приходит в смятение ума, то пусть он… возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в пословице: Врач, исцели самого себя. Пусть осуждает он себя и следит за своим здоровьем, и вместо чувственных слов его пусть будет поучительной его добродетельная жизнь, и вместо звука из уст его пусть учат дела его. И когда узнает, что душа его здорова, тогда пусть приносит пользу другим и исцеляет их своим здоровьем. Ибо когда будет вдали от людей, тогда может больше сделать им добра ревностью о добрых делах, чем мог бы сделать словами, когда он еще сам немощен и больше, чем они, нуждается в исцелении. Ибо если слепой поведет слепого, оба они упадут в яму.

Таким образом, нужно сначала исцелить собственную душу, а потом уже заботиться о душах других.

Любовь в браке

Тема христианской семьи — очень важная для обсуждения: об этом много пишут, издаются книги, и в том числе очень часто звучит мнение, что цель христианской семьи – это деторождение, чадородие. Но с этим соглашаться нельзя, потому что деторождение не может быть целью именно христианской семьи. Потому что тогда христианская семья никак не может отличаться от семьи мусульманской, от семьи буддистской, от семьи атеистической, от семьи каких-нибудь диких племен.

Здесь есть какая-то подмена, потому что деторождение — это не цель. Деторождение — это природа брака.

Целью брака, особенно брака христианского, может быть только любовь, приводящая супругов в Царствие небесное, любовь, которая соделывает из двух – единое существо. Да будут два в плоть едину — это говорит не только о том, что два супруга соединяются в интимном соитии, но и в том, что двое становятся единым существом в таинстве брака. Интимные отношения не являются исключительно средством репродукции. Интимные отношения — важная составляющая супружеской жизни, которые делают отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом.

К сожалению, слишком часто приходится слышать, что половое влечение связано с последствиями грехопадения.

Но все, что сегодня связано с человеком, связано с грехопадением, например, голод, холод и т.д. В том числе и половое влечение. Но это не говорит о том, что само по себе половое влечение невозможно было до грехопадения. Если мир сотворен изначально двуполым, то тогда должно быть стремление полов друг к другу. Если еще в раю человеку была дана заповедь «плодитесь и размножайтесь», то без влечения одного к другому эта заповедь была бы совершенно неосуществима.

Или другая мысль: интимные отношения – это, якобы, некоторая поблажка человеческой природе, которая удерживает ее от блудного греха. В таком случае супружеские отношения сводят к каким-то примитивным связям двух любящих людей, которые ужасно греховные, настолько греховные, что им бы только вот добраться до какого-нибудь безобразия. Чтобы не соблудить – надо иметь супруга, а чтобы не убить, что надо делать? Чтоб не украсть? Чтоб не лгать?

В одном из монастырских подворий Москвы священник — это был, конечно, иеромонах – в воскресной проповеди, причем в присутствии детей воскресной школы, давал советы с дотошностью, присущей маркизу де Саду, в какие дни и часы, вплоть до минут супруги имеют на ЭТО право, а в какое время – никак не имеют, и с какой минуты это становится грехом. Но нужно твердо знать — Церковь не имеет права лезть в постель и давать какие-либо рекомендации! Священник должен отступить в сторону и сказать супругам: «Это ваша жизнь».

Или вот мне попался в руки студенческий альманах православного миссионера «Призвание» номер один, стр. 65, в котором кандидат богословия советует супругам брать пример интимных отношений с животных.

Цитирую: «У высокоразвитых животных родовая жизнь и инстинкт продолжения рода занимает очень важное место, но при этом физиологические отношения носят сезонный характер, они совершенно прекращаются с рождением детенышей, и животные полностью переключаются на заботу о потомстве. Некоторые животные, например, волки и еноты, могут послужить поучительным примером родительской любви и супружеской верности для иных воцерковленных православных. Да, животные тоже испытывают плотскую радость и некоторое воодушевление в период брачных игр, но турниры самцов в период брачных игр никогда не заканчиваются чьей-либо смертью, а от неразделенной любви животные не убегают на край света и не кончают с собой. А у людей?», — вопрошает автор.

Вот вы смеетесь, а это не смешно. Это же дико! Кандидат богословия, человек, облеченный священным саном всю вот эту вот шизофрению двигает в массы. И это на каждом шагу. Именно потому, что об этом Церковь пока молчит. И на эти вопросы ответов не находится, и не ищется. Эти вопросы пока даже не ставятся.

Что главное в браке? Когда люди по любви соединяются, они не потребляют друг друга, а наоборот, друг другу себя отдают, и это, мне кажется, главная функция супружеских отношений. Не потреблять, не пожирать друг друга, не выжимать максимум для себя лично, потому что тогда ни о какой любви речь не идет, потому что тогда человек использует другого.

Вокруг сегодня все друг друга используют, а христиане – не используют, наш принцип – самоотдача. Никто в браке – ни мужчина, ни женщина, — не могут требовать от другого таких вещей, которые могут доставить любимому некую тяжесть. Один другому уступает, только так! Очень мягко, интимно, а не так, что ты мне должен, ты мне должна.

  • Любовь и влюбленность
  • А есть ли любовь?
  • Любовь — это другое
  • «Любовь дано пережить всем, но не все на это согласны»
  • Только про любовь
  • Любовь моя
  • Любовь к себе: где ошибка?
  • Если Бог есть любовь
  • Любовь проходит?..
  • Любовь человеческая
  • Любовь и пустота
  • Жить друг без друга не могут! Как распознать влюбленность и зависимость?
  • Митрополит Афанасий Лимассольский. О любви и ее опасностях
  • Любовь без снисхождения

Что такое христианская любовь в браке?

Что такое христианская любовь в браке? Какая роль ей отводится? И как эту любовь верующий человек призван «строить»? Александр Ткаченко, постоянный автор «Фомы» и психолог, дает ответы на эти вопросы.

В чем смысл главный смысл любви в браке?

В любви супругов есть множество самых различных сторон, она настолько многогранна и богата оттенками и нюансами, что тысячи писателей, драматургов, философов и психологов говорят и пишут об этом уже не одно столетие.

Но если мы собираемся рассматривать именно христианскую любовь между супругами, тогда обязательно следует определить, чем же она отличается от всех прочих видов любви. Критерий такого определения очень простой: любовь — желание блага другому. А высшее благо в христианстве — спасение, наследование жизни вечной.

И христианская любовь между мужем и женой заключается именно в стремлении всячески содействовать, помогать друг другу на пути к этой цели. Если же речь идет о каких-то иных целях и задачах, тогда нужно сразу определиться, что это уже не христианский аспект любви, а некие другие ее проявления.

В Новом Завете есть прямые указания на такие отношения между супругами, которые будут определять судьбу каждого из них в вечности. Вера одного из супругов может оказаться спасительной для другого: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. …Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор 7:12–17).

Но описаны и трагические варианты исхода супружеской жизни христиан: Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится (Лк 17:34).

Поэтому взаимная помощь мужа и жены в деле совместного спасения без всяких преувеличений может быть названа самым главным делом христианской любви супругов в браке.

Как мужу и жене на практике осуществить такую христианскую взаимопомощь в деле спасения?

Прямым указанием на способ осуществления христианской любви в браке можно считать слова апостола Павла …Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (1 Гал 6:2). Эта фраза звучит в тексте Нового Завета не просто как некое благое пожелание, но как заповедь, не исполнив которую, человек не может считать себя христианином. И, конечно же, речь здесь идет не о помощи друг другу в переноске тяжестей. Святитель Феодорит Кирский так поясняет эти слова: «Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым».

Однако такое великодушное и участливое терпение недостатков друг друга вовсе не означает благодушного попустительства греху. Ведь если на твоих глазах любимый человек губит свою душу, развивая в себе какую-либо страсть, если он грешит день за днем, а ты не останавливаешь его, оправдывая себя апостольским словом о терпении тягот, тогда ты содействуешь не спасению его, а погибели.

Как совместить в христианском браке терпение к недостаткам и помощь в их искоренении?

Недостаток — это совсем не обязательно грех. Чаще всего под недостатками мы понимаем некие черты или привычки, которые могут не нравиться, раздражать, но грехом при этом не являются. В терпении таких проявлений как раз и происходит взаимная «притирка» характеров мужа и жены, без которой брак просто невозможен. Но по отношению к греху никакой терпимости у христианина быть не может, и брак тут не является каким-то исключением.

Муж и жена — одна плоть. А грех — смертельная болезнь. И заботясь о духовном исцелении любимого человека, супруг вовсе не вторгается на чужую территорию. Это его законное право, более того — это христианский долг, пренебрежение которым неминуемо повлечет за собой горе и страдание обоих.

В мире нет людей более близких, чем муж и жена. И поэтому супруги раньше, чем кто-либо на свете, способны увидеть друг в друге зачатки греховных навыков — едва проросшие семена зла, которые, войдя в полную силу, способны погубить человека для вечной жизни. В христианском браке каждый из супругов призван заботиться не только о чистоте своей души, но и о духовной жизни своей половины. Ведь очень часто какие-то проявления греха человек сам в себе не может увидеть до тех пор, пока они не дадут своих разрушительных плодов. А близкому человеку они видны сразу, еще на стадии возникновения.

В своей знаменитой сказке Экзюпери объясняет, почему Маленькому принцу приходилось пропалывать ростки баобабов на своем маленьком астероиде: «…Если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой, он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки. <…> Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

Очевидно, что «молодыми ростками баобабов» в духовной жизни человека являются самые первые проявления греха и склонности к нему. И христианская любовь супругов заключается не только в терпении недостатков друг друга, но и в этой очень скучной, но совсем не трудной работе — прополке «баобабов» на своей планете, которая у них — одна на двоих.

Что такое Любовь? Это чувство или болезнь?

Люди часто задаются вопросом, что такое любовь. На самом деле, дать ответ очень сложно, поскольку каждый понимает это понятие по-своему. Но мы все-таки попробуем разобраться.

Определение

Любовь – длительная и сильная привязанность, которая сопряжена с теплыми поступками по отношению к объекту воздыхания. Любовь это нескончаемый источник энергии, с которым можно реализовать все свои мечты. Обязательна эмоциональная вовлеченность человека, в противном же случае это всего лишь услуга ради выгоды. А если не совершать никаких поступков ради любимого, то назвать такое чувство можно страстью или временным увлечением.

Психологи понимают любовь как чувственное явление между двумя людьми со своим путем развития. Иными словами, это не то, что просто появляется из ниоткуда: оно развивается только совместными усилиями.

Из чего состоит любовь?

Роберт Стернберг, известный психолог, выделил несколько составляющих чувства, которое волнует всех нас:

  1. Интимность – то есть, близость и взаимопомощь партнеров. Особенно заметна в критических ситуациях.
  2. Страсть – чувство сексуального влечения, которая ощущается сильнее всего именно в начале отношений, но в долгих она уже становится более спокойной и не так ярко выраженной.
  3. Обязательства – готовность и желание сохранять верность любимому человеку. Очень значимый аспект.

Виды любви

Тот же психолог выделил несколько разновидностей любви.

  1. Симпатия, которая обычно включает в себя исключительно интимность. Нет страсти и преданности.
  2. Одержимость, которая состоит в основном из страсти, но исключает любые обязательства. Быстро вспыхивает и угасает.
  3. Пустая любовь, включающая взаимные обязательства, только при этом нет страсти и интимности. Любовь по расчету, то есть, человек находится с партнером просто потому, что ему так удобно.
  4. Романтическая любовь, содержащая интимность и страсть, но исключающая преданность. Яркий пример – произведение «Ромео и Джульетта».
  5. Товарищеская любовь, которая комбинирует интимность и обязательства. Страсть уже прошла. Характерна для супругов, долго находящихся в браке.
  6. Бессмысленная любовь, являющаяся интересной комбинацией страсти и преданности, только при этом отсутствует духовная близость. Нередко такая любовь складывается в необдуманных браках.
  7. Идеальная любовь. Очевидно, что она содержит все перечисленные выше составляющие чувства, потому к ней и стремятся все нормальные пары. Добиться такой цели вполне реально, правда, не потерять ее будет непросто. А еще эта любовь не может быть долгой, рано или поздно она перейдет в иную разновидность.

Стадии развития любви

Чтобы развить любовь, партнерам нужно пройти через следующие стадии:

  1. Конфетно-букетный период. Это время, когда люди испытывают наиболее яркие эмоции и не видят недостатки партнера. Есть желание «прожить вместе всю жизнь».
  2. Привычка. Партнеры уже узнали друг друга получше, замечая недостатки. Восприятие возлюбленного приходит к реалистичной картине.
  3. Притирка. Наиболее важный уровень, поскольку он чаще всего разлучает пары. Человек старается переделать партнера под себя, что провоцирует частые конфликты и непонимание.
  4. Терпение. Возлюбленные учатся принимать друг друга со всеми слабостями. Ссоры тоже могут быть, но уже не такие сильные. Вероятность расставания значительно ниже в сравнении с предыдущим этапом.
  5. Служение. Время духовного сближения людей, они показывают друг другу себя целиком и полностью, без всяких масок. Доверие к партнеру невероятно сильное, как и чувство. Есть желание дарить любимому человеку тепло и счастье просто так, бескорыстно.
  6. Дружба. Этап, когда возлюбленные уже набрались достаточно опыта, а все переживания отошли на задний план. Они понимают друг друга без слов и знают обо всех скелетах в шкафу. Разрушить союз на этой стадии практически невозможно.
  7. Истинная любовь. Чувство которое, скорее всего, продлится до конца жизни. Люди становятся буквально всем друг для друга.

Любовь это чувство или болезнь?

Существует очень интересная позиция о том, что любовь – это болезнь. При этом у нее даже есть свои симптомы:

  • Назойливые мысли о ком-либо;
  • Частые смены настроения;
  • Необоснованно высокое чувство собственного достоинства;
  • Жалость к самому себе;
  • Плохой сон или отсутствие сна;
  • Необдуманные поступки, вызванные секундным желанием;
  • Проблемы с артериальным давлением;
  • Боли в голове;
  • Аллергии;
  • Навязчивые идеи: он от меня без ума, но не признается.

Конечно же, такая позиция находит мало поддержки, ведь во имя данного чувства совершали очень смелые и сводящие с ума поступки. Нельзя сказать, что это было вызвано простым психическим заболеванием.

Кому-то же кажется, что любовь это всего лишь инстинкт, нацеленный на размножение. Но ведь родители любят своего ребенка, не считая такое явление аномалией. И уж вряд ли они задумывались о качестве потомства, когда выходили замуж или женились на любимом человеке.

Так что же такое Любовь?

Любовь это чувство. Оно максимально усиливает духовное и эмоциональное состояние человека. Когда в человеке горит любовь, будьте уверены, это чувствуют все окружающие.

Что такое безответная любовь?

Практически каждый человек хоть раз чувствовал безответную любовь. Это непростое испытание, которое всегда вызывает страдания. Стоит отметить, что любое чувство дается человеку по какой-то причине. Относительно безответной любви существует такое мнение о причинах:

  1. Развитие. Обычно характерно для юности, когда человеку нужно к чему-то стремиться и поработать над собой. Данное чувство очень сильное и стимулирует развиваться, действовать и меняться. Самое главное – не предаваться страданиям, а просто принять сам факт таких чувств и направить энергию в личностный рост. Можно, например, заняться творчеством.
  2. Наказание. Типичная ситуация: один безумно любит, а второй поднимает его чувства на смех. Видимо, человек в прошлом делал что-то плохое, за что и получил свое наказание. Здесь потребуется разобраться, что было совершено не так, и постараться исправить положение.
  3. Испытание. Тоже часто бывает, нужно для того, чтобы научить влюбленного делать правильный выбор. Нельзя замыкаться в себе и злиться на мир, стоит просто понять, как поступать, чтобы добиться ответных чувств.

Что делать при безответной любви?

Есть несколько советов, которым необходимо следовать при безответной любви. Они могут проще справиться со страданиями и многому научат.

  1. Никогда не пытаться забыть чувство или как-то от него избавиться. Оно само пройдет, когда настанет тот самый момент.
  2. Постараться направить энергию на созидание или подарить чувство близким. Это облегчает муки, поскольку любовь, у которой нет выхода, причиняет только боль.
  3. Заняться саморазвитием и личностным ростом.
  4. Попробовать выяснить, по каким причинам было послано данное чувство. Возможно, стоит попытаться исправить свои прошлые поступки.

Как найти любовь?

Любой человек, что бы он ни говорил, ищет свою любовь. Получается это не всегда, поскольку для этого нужно знать правила. Вначале выясним, чего делать нельзя.

  1. Использовать для привлечения возлюбленного неоднозначные методики: приворот, заговор, заклятия и так далее. Если и получится пробудить чувство, то оно не будет искренним.
  2. Пытаться отнять любимого человека у него второй половинки, рушить счастливую семью с детьми.
  3. Обращаться за помощью к темным магам, экстрасенсам и так далее.
  4. Не стоит преклоняться любимому человеку, возводя его буквально в божество. Такая модель поведения неправильна и не ведет ни к чему хорошему.
  5. Пользоваться гадкими методами – соблазнять, шантажировать и так далее. Никакой любви здесь, естественно, не получится.

Теперь о не запрещенных, но бесполезных методах:

  1. Ожидание и отсутствие попыток сделать хотя бы что-то. Чувство не возникнет само по себе, для этого нужно что-то делать.
  2. Страдать и убиваться, заниматься саморазрушением.
  3. Не менять ничего в своей жизни – ни с кем не общаться, не заниматься саморазвитием, бояться всего на свете.
  4. Никак не меняться самому.

А теперь выясним, что же все-таки надо делать, чтобы найти свою любовь:

  1. Заниматься саморазвитием и расти как личность. Чтобы найти хорошего человека, нужно самому быть хорошим. Это правило всегда работает, даже если признавать его не хочется.
  2. Правильно ставить цели в своей личной жизни. Желательно как-то визуализировать эту цель, например, записать на бумаге.
  3. Обращать внимание на свою внешность и быть энергичным. Нужно поддерживать себя в аккуратном виде и работать над своей манерой общаться, жестикулировать и так далее.
  4. Чаще бывать за пределами дома, выходить в свет, общаться и знакомиться. Ведь если сидеть на месте, то найти того самого человека не получится.

Интересные факты о любви

Рассмотрим несколько интересных фактов о любви:

  • Когда партнеры живут вместе долгое время, они могут напоминать друг друга манерами, повадками и даже тембром голоса. А иногда их сердца бьются в едином ритме.
  • Первое впечатление о человеке создается за несколько секунд, и в этот же момент мозг понимает, нравится новый знакомый или нет.
  • Не стоит стремиться быть похожим на своего возлюбленного, поскольку одинаковые люди не могут почерпнуть ничего полезного друг у друга. Гораздо интереснее, когда в паре разные интересы, взгляды на какие-то вещи и так далее.
  • Мозг влюбленного человека способен работать быстрее и креативнее.
  • Общеизвестен факт, что когда человек смотрит на того, кто ему нравится, его зрачки становятся немного больше.
  • Самые длительные и теплые отношения устанавливаются у людей с хорошей самооценкой. Если любишь себя – то умеешь любить и других.
  • Средний мужчина за всю жизнь проводит около года, разглядывая представительниц противоположного пола.
  • Люди, обожающие объятия и поцелуи, живут на 5 лет дольше.
  • Есть такая болезнь под названием гипопитуитаризм, она отнимает у больного возможность любить кого-либо, так как гипофиз не продуцирует необходимых гормонов.
  • Женщины обычно интересуются подтянутыми мужчинами с низким голосом, которых окружают другие дамы.
  • Если два влюбленных человека будут долго смотреть в глаза друг другу, то ритмы их сердец синхронизируются.
  • Влюбленность в какой-то степени похожа на зависимость, поскольку в мозгу происходят соответствующие химические реакции.
  • Если держать за руку любимого человека, можно заметить снижение уровня стресса и физической боли.
  • Так называемые «бабочки в животе» – это результат воздействия адреналина.
  • Счастье и жизнь многих людей практически всегда крутятся вокруг этого необыкновенного чувства.
  • Мужчины сильнее страдают от расставания, чем женщины. Но при этом они лучше скрывают свои истинные чувства.
  • Влюбленность подавляет деятельность тех частей мозга, что отвечают за восприятие социального осуждения.

Заключение

Таким образом, любовь – это необыкновенное чувство, которое меняет взгляды человека на жизнь, да и в целом учит жить его по-новому. Она занимает важное место в сознании всех людей, делая их счастливыми.

Православное понимание любви и брака и их подмены

Доклад архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия на одноименной секции XIV Международных Рождественских образовательных чтений Всечестные отцы, братья и сестры!

Православие — это не просто обязанность, которую мы выполняем воскресным утром и о которой забываем, покинув храм; Православие — это образ жизни. А образ жизни включает в себя всю совокупность привычек и взглядов, мыслей и действий: стиль жизни и способ жизни. Для нас, православных, христианство — «хлеб наш насущный». Христианин стремится ко Христу и Его Церкви, а не к идеалам современного мира, которые во многом не соответствуют христианскому образу жизни или искажают его. Особенно это заметно в отношении к семье. Она в первую очередь подверглась тлетворному влиянию секулярного общества, которое исказило любовь и брак.

Сейчас за любовь часто принимают влюбленность, а этого душевного (не духовного) чувства отнюдь недостаточно для подлинной семейной жизни. Влюбленность может сопутствовать любви (впрочем, не обязательно) — но она слишком легко проходит; и что тогда? «На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что «влюбились» один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! Часто такую влюбленность называют «физиологической». Когда «физиологическая влюбленность» стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся» (1).

Как к браку относится Церковь?

Церковь видит в браке тайну любви — любви не только человеческой, но и божественной.

«Брак есть таинство любви» — говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним. Называет брачную любовь таинством (sacramentum) и блаженный Августин. С этим неразрывно связан и благодатный характер брачной любви, ибо Господь присутствует там, где люди объединены взаимной любовью (Мф. 18, 20).

О браке как союзе любви говорят и литургические книги Православной Церкви. «О еже ниспослатися им любви совершенней, мирней», читаем мы в последовании обручения. В последовании венчания Церковь молится о даровании брачующимся «друг ко другу любви».

Сама по себе брачная любовь в отношении супругов друг к другу таинственна и имеет оттенок обожания. «Брачная любовь есть сильнейший тип любви. Сильны и другие влечения, но это влечение имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. И в будущем веке верные супруги безбоязненно встретятся и будут пребывать вечно со Христом и друг с другом в великой радости»,- пишет Златоуст. Кроме этой стороны брачной любви есть в ней и другая не менее важная.

«Христианская брачная любовь есть не только радость, но и подвиг, и не имеет ничего общего с той «свободной любовью», которая по распространенному легкомысленному взгляду, должна заменить будто бы устаревший институт брака. В любви мы не только получаем другого, но и всецело отдаем себя, и без полной смерти личного эгоизма не может быть и воскресения для новой вышеличной жизни… Христианство признает только любовь, готовую на неограниченные жертвы, только любовь, готовую положить душу за брата, за друга (Ин. 15, 13; 1 Ин. 3, 16 и др.), ибо только через такую любовь отдельный человек возвышается до таинственной жизни Святой Троицы и Церкви. Такова же должна быть и брачная любовь. Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви, подобной любви Христа к Своей Церкви, Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25.)» (2).

Святитель Иоанн Златоуст в своих вдохновенных проповедях учит, что муж не должен останавливаться ни перед каким мучением и даже смертью, если это нужно для блага жены. «Я считаю тебя драгоценнее души своей», — говорит муж жене у Златоуста.

«Совершенная» брачная любовь, испрашиваемая в чине обручения, есть любовь готовая на самопожертвование и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная песнь «Святии мученицы».

Для чего установлен брак?

Брак не есть всего лишь «способ устроения» земного бытия, не есть «утилитарное» средство для продолжения рода — хотя он включает в себя и эти стороны. Прежде всего, брак — это тайна явления еще в этом мире Царства Божия. «Когда святой Апостол Павел называет брак «тайной» (или «таинством», что по-гречески звучит так же), он имеет в виду, что в браке человек не только удовлетворяет потребности своего земного, мирского существования, но и делает шаг на пути к цели, для которой он был сотворен, то есть вступает в Царство вечной жизни. Называя брак «таинством», Апостол утверждает, что брак сохраняется и в Царстве вечности. Муж становится единым существом, единой «плотью» со своей женой, подобно тому, как Сын Божий перестал быть только Богом, стал также и человеком, чтобы Его народ мог стать Его Телом. Вот почему евангельское повествование так часто сравнивает Царство Божие с брачным пиром. (3)

Брак установлен уже в раю, установлен непосредственно Самим Богом. Основной источник церковного учения о браке — Библия — не говорит, что институт брака возник когда-то впоследствии как установление государственное или церковное. Ни Церковь, ни государство не являются источником брака. Напротив, брак есть источник и Церкви и государства. Брак предшествует всем общественным и религиозным организациям. (4)

Первый брак был заключен «Божиею милостью». В первом браке муж и жена являются носителями высшей земной власти, являются суверенами, которым подчинен весь остальной мир (Быт. 1, 28). Семья есть первая форма Церкви, есть «малая церковь», как ее называет Златоуст, и в то же время и источник государства, как организации власти, так как, по Библии, основа всякой власти человека над человеком находится в словах Божиих о власти мужа над женой: он будет господствовать над тобою (Быт. 3, 16). Таким образом, семья — не только малая церковь, но и малое государство. Поэтому отношение Церкви к браку имело характер признания. Эта идея хорошо выражена в евангельском повествовании о браке в Кане Галилейской (Ин. 2, 1-11). Таинство брака она видела не в обряде венчания, а в самом соединении мужа и жены в одно вышеличное существо путем согласия и любви. Поэтому святые отцы часто называют таинством взаимную любовь супругов (например, Златоуст), неразрушимость брака (например, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин), но никогда не называют таинством само венчание. Придавая главное значение субъективному фактору брака — согласию, они ставят другой, объективный фактор — форму брака — в зависимость от первого, от воли сторон и самим сторонам дают свободу в выборе формы брака, советуя церковную форму, если для нее нет препятствий. Другими словами, в течение первых девяти веков своей истории Церковь признавала факультативность брачной формы(5).

Как Церковь относится к супружеским отношениям? Человек не есть чисто духовное существо, человек — не ангел. Мы состоим не только из души, но и из тела, материи; и этот материальный элемент нашего бытия не что-то случайное, что можно отбросить. Бог создал человека с душой и телом, то есть одновременно духовным и материальным, именно это соединение духа, души и тела называется в Библии и в Евангелии человеком. «Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни.

Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих» (6) «Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны… Когда Иисус Христос говорит: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,28), Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения. Ничто не является нечистым само по себе, но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит с высшим Божественным даром человеку — с любовью. И на место святой супружеской любви, естественно включающей в себя и плотские отношения, может встать грязная страсть, жажда обладания. Но ни в коем случае нельзя ставить между ними знак равенства» (7).

Очень важно помнить, что брак — это большой и сложный духовный путь, в котором есть место своему целомудрию, своему воздержанию. Там, где интимная жизнь занимает слишком большое место, там семье угрожает опасность ухода в страстность, и задача семьи, как целостной жизни остается нерешенной… Как только в семье пустеют духовные связи, она неизбежно становится простым половым сожительством, опускаясь иногда до настоящего блуда, принявшего легальную форму.

Выше было сказано, что деторождение не является единственной целью Брака. Но Брак непременно включает в себя (хотя бы потенциально) и эту сторону. И как расцветает, как преображается она в свете подлинно-христианского учения о супружестве! Рождение детей и забота о них в семье являются естественным плодом любви мужа и жены, наибольшим залогом их союза. Муж и жена должны мыслить свои интимные отношения не только как собственное удовлетворение или осуществление полноты жизни личности, но и как участие в приведении в бытие нового существа, новой личности, предназначенной жить вечно.

Интимные отношения не ограничиваются рождением детей, в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Но при всем том высоком значении, которое признает христианство за плотским единением, Церковь всегда безоговорочно отвергала все попытки его «обожествления». Наше время характеризуется попытками освободить плотское внебрачное единение от ассоциаций с грехом, чувством вины и стыда. Все поборники этого «раскрепощения» не понимают, не видят того момента, который, пожалуй, является центральным в христианском видении мира. «Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности… Любовь и похоть — безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого… Именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические. те идеи и направления, которые — в различных комбинациях друг с другом — призывают к половому освобождению» (8).

Но способен ли человек в своем теперешнем, падшем состоянии, на истинную, совершенную любовь?

Христианство есть не только заповедь, а откровение и дар любви.

Для того чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в Таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью.

Высоко учение Христа о подлинном Браке! Поневоле спросишь: да возможно ли такое в жизни? «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене (т. е. если так высок идеал брака), то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано»

(Мф.19, 1 0-11). Христос как бы так говорит: «Да, идеал брака высок, обязанности мужа к жене тяжелы; не всем этот идеал под силу, не все вмещают слово (учение) Мое о браке, но кому дано, с помощью Божией все же этот идеал достигается». «Лучше не жениться!» Это — как бы невольное восклицание учеников, перед которыми начертаны были обязанности мужа к жене. Пред великостью задачи — преобразить греховное естество – равно трепещет слабый человек, вступает ли он в брак, постригается ли он в монахи. Единство в Божественной любви, которое составляет Царсвто Божие, на земле дается зачаточно и должно быть взращено подвигом. Ибо любовь есть и радость, и умиление, и ликование друг о друге, но любовь тоже есть подвиг: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» (Галл.6,2).

1. Прот. В. Зеньковский. На пороге зрелости М.,1991. С. 31-32.

2. С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.98.

3. Прот. Иоанн Мейендорф. Брак и Евхаристия. Клин: Фонд «Христианская жизнь». 2000. С.8.

4. Проф.С.В.Троицкий. Христианская философия брака. Париж, 1932. С.106.

5. Там же, с. 138 -139.

6. Прот. Фома Хопко. Основы Православия. Нью-Йорк, 1987. С.318.

7.Там же, с. 320.

8. Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом. М., 1993.С.176.

Познать вопрос, что такое любовь, стараются практически все люди. Дело в том, что такое чувство, как любовь свойственно человеку, и это нормально любить. Считается, что чувство сильной любви проявляется в испытании крепкой привязанности. При этом тот, кто любит другого человека испытывает стремление проводить вместе с ним как можно больше времени и делить на двоих все события. Любовь — это глубокое влечение к другому человеку, проявление чувств, которые характеризуются как больше, чем просто симпатия.

Будь с тем кто любит тебя, а не мечтай о том, с кем хочешь быть ты…

Друзья, подумайт
Чувство любви являлось предметом философских обсуждений во все времена жизни человека. Большинство книг написано о любви, а если и нет, то из-за любви: неразделённой безответной или взаимной. Многие люди воспринимают любовную эмоцию, как проявление стремления к интимной близости, связанного с общим инстинктом к деторождению. Таким образом предмет любви выделяется, как объект вожделения.

Проявлений счастья на земле достаточно много, среди них особое место занимает любовь. Испытать полноценное счастье без любви было бы невозможным. Разделённая взаимная любовь — это чувство, которое многих людей заставляет как бы порхать над землёй, чаще всего детей подросткового возраста. Любовные эмоции можно воспринимать, как один из индикаторов счастья. Чувству любви противопоставляется ненависть. Часто ненависть возникает, когда любовные чувства приобретают безответный характер.

Стадии Любви и любовных отношений

Итак, дорогие друзья, общепринятыми нормами оговорено и выяснено, что любовь — это многоэтапное чувство, которое развивается, разматывается, как клубок. Перечислим стадии любви, если речь идёт именно об отношениях между мужчиной и женщиной:

  1. Влюблённость партнёров, взаимная симпатия.
  2. Насыщение, как в еде — реально наелся уже; другими словами банальное привыкание.
  3. Отвращение — неприятное чувство, никто его не планирует испытывать, но без него настоящая любовь, к сожалению, невозможна.
  4. Смирение — понимание того, что всё-таки вместе жить надо, придётся всю жизнь терпеть друг друга, однако на этом этапе любящий человек учится извлекать из сложившейся ситуации практическую пользу.
  5. Изучение — открытие в партнёре ранее неведомых качеств.
  6. Дружба — на данном этапе любящие сердца испытывают сильную эмоциональную близость, которая больше характерна для дружбы.
  7. Сомнение — а может я всё-таки ошибаюсь, и выбор всей моей жизни на самом деле не был предназначен для меня.
  8. Страсть — понимание с возрастом того, что страстные отношения возможны не только в физической плоскости. Сильная страсть и влечение возникает на фоне сильной эмоциональной близости партнёров. Простыми словами — необходимо учиться любить не только телом, но и сердцем, и разумом.
  9. Любовь — вот она есть! Понимание приходит тогда, когда уже часто поздно. И именно в такие моменты не можешь понять, почему раньше к этому у меня не получалось прийти, и не понятно что мешало. А мешало — отсутствие мудрости, которая так необходима женщинам; и отсутствие действий, и правильных выводов, что так свойственно мужчинам.
  10. Время — над святой любовью время не властно. И ничто не сможет разлучить любящие сердца.
  11. Состояние — всё есть энергия Любви, и Вселенная стремится перейти в состояние этого чувства.

Любовь похожа на зависимость двух сердец. Если влюблённые сильно любят друг друга, и при этом не могут быть вместе из-за каких-либо сложившихся причин, это ситуация может приносить обоим невыносимую боль и желание сблизиться хоть на несколько мгновений, чтобы ощутить родное дыхание рядом и желанные прикосновения на расстоянии вытянутой руки.

Почему отношения рушатся? Почему люди, которые так хотели когда-то быть вместе, расстаются?

Эмоции порой настолько сильные, что такой человек похож на такового, кто носит розовые очки. Часто глаза любящего индивидуума настолько зашторены, что он может совершать страшные вещи по отношению к тому, кого любит. Порой даже возможны убийства на фоне любви с испытанием ревности и желания отомстить обидчику.

Поэтому любовь — это большая сила, к овладению которой нужно подходить с большой ответственностью, зная, что делаешь. И с полным понимание последствий, и тёмной стороны этого, казалось бы, светлого чувства. Знаю одно — любовь порождает смех, а смех в свою очередь является любимой эмоцией Вселенной.

Любовь — что это за чувство у людей

Среди определений любви немало таких, которые действительно заслуживают пристального внимания и изучения. Обобщённым определением можно считать:

Когда кто-то западает нам в душу, он остается там навсегда…

Любовь — это позитивное чувство, раз (со знаком +), и второе: то, что чувствует человек, эту эмоцию он должен проявлять к другим людям или предметам, процессам, событиям. Разберём примеры употребления такого понятия как любовь:

  • Чувство материнской любви.
  • Любить Родину.
  • Любить человечество.

В данном аспекте любовь предстаёт, как глубокое чувство. Если представить её, как менее глубокое чувство, то и в этом случае можно употреблять данное понятие очень уместно:

  • Народ всегда старался заслужить любовь своих правителей.
  • Жюри может полюбить выступающего за скромность и вежливость.

Отдельной разновидностью любви является проявление чувств к противоположному полу. Такая любовь особенная, её невозможно перепутать с другим видом любовных чувств. Примеры:

  • Её страстная любовь была почти бесконечной.
  • Он женился на ней исключительно по любви.
  • Первая любовь — это очень эмоционально.

Любовь — это такое чувство, которое заставляет человека испытывать влечение и склонность, тяготение и стремление, пристрастие и предпочтение. Страсть при этом очень похожа на манию во всей силе и степени проявления.

Когда всё заканчивается, боль расставания пропорциональна красоте

Разбор фразеологизмов, связанных с любовью

Самыми известными высказываниями и поговорками о любви уже удивишь мало кого. Тем не менее такие фразеологизмы правильно понимают далеко не все люди. Разберём некоторые из них, чтобы понять сильнее чувство любви, что это значит простыми словами:

  • “Любовь до гроба” — в прямом смысле прожить до смерти одного из супругов; в переносном, намёк на потенциально возможные чувства между двумя людьми, возможен иронический уклон данного высказывания.
  • “Любовь с первого взгляда” — в прямом смысле влюбиться сразу же после первой встречи с человеком; в переносном, может применяться и к вещам, и предметам.
  • “Из любви к искусству” — характеризует человека, тонко чувствующего искусство.
  • “Жрица любви” — можно воспринять как в негативном, так и позитивном свете; подразумевается или буквально, или с долей шутки.
  • “Сухая любовь” — расчетливые отношения или малая степень проявления высоких чувств к человеку.

Каждый из нас знает выражение: “Любовь зла, полюбишь и козла”. Так вот это имеется в виду не то, что в физическом смысле полюбить козла, а как бы самого неоднозначного партнёра, того, на кого никогда бы не могли подумать. Это ещё раз доказывает то, что мы любим не физическую оболочку, а то, что находится у человека внутри, его внутреннюю сущность.

Такой вот парадокс: мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела

И ещё одно выражение — “Любовь не волос, быстро не вырвешь”, характеризует настолько сильную привязанность, насколько сильной она только может быть, если речь идёт о настоящих чувствах.

О том, что такое любовь, мы с вами уже немного поговорили, теперь перейдём к забавным фактам, которые могут быть интересны, и которые связаны с любовными переживаниями:

  1. Как называется человек, которые не любит людей — мизантроп. Человек, страдающий мизантропией избегает контакта с людьми. Причём не просто избегает, а под предлогом ненависти к человеку, как творению природы, хотя сам тоже является человеком. Человеконенавистничеству всегда есть причина, такое чувство не возникает само по себе. Возможно, такой человек опережает время или чувствует всю бесполезность существования людей, считая их коллективным вредоносным грибком, подлежащим уничтожению с целью нераспространения в другие миры.
  2. Как называется человек, любящий людей — филантроп. Такой человек занимается благотворительностью, чувствуя глубокую подсознательную потребность помочь людям исправиться в своих грехах и поведении. Понятие филантропии противопоставляется мизантропии, и является с точки зрения мизантропов слабостью. По мнению тех, кто не любит людей, помогать бедным и нуждающимся является не самым удачным решением. Эту же точку зрения описывает и Фридрих Ницше, по сути считая человека одомашненной курицей с потенциалом птицы, которая летает высоко и далеко (сверхчеловек).

Так вот, по поводу тех, кто не любит людей, проходит стадии любви, выраженные в отношении к другим; чистая психология. Здесь речь не идёт о том, как любить человека, которые тебя не любит. Человеконенавистничество должно пройти, как один из этапов любви к людям, задуманным Богом. Справедливости ради стоит сказать, что большинство людей так и никогда не дойдут до стадии мизантропии, не говоря уже о всеобъемлющей любви к человеческому коллективному организму и к отдельным “муравьям”.

Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу!

Что такое любовь — определение для сочинения

Если вы пишите сочинение на тему, что такое любовь, то подключите ваши личные рассуждения. Итак, что такое любовь своими словами, постараемся рассказать кратко. Во-первых, любовь, напишите, что это чувство, одно из чувств, которые испытывает человек. Во-вторых, скажите, что это чувство является одним из самых сильных на земле, возможно, самым мощным с самой сильной созидательной энергией.

Далее — стоит написать, что любовь бывает разной, не только между мужчиной и женщиной (папой и мамой), но и между кровными родственниками. И ещё — любить можно Отчизну, лес, рыбалку, собаку, дом. Напишите, что без любви трудно представить, как бы жил человек и чем бы руководствовался. Испытывать любовь — это инстинктивное чувство, потенциалом к испытанию которого обладает каждый человек.

Моё бы сочинение выглядело бы примерно так:

Не списывай, пиши сам

Любовь: что это за чувство.

Мне очень нравится любить. Хоть это гораздо труднее, чем ненавидеть, всё же чувство любви мне определённо нравится больше. Любить — означает проявлять те эмоции, что идут у тебя изнутри. Любовные проявления эмоций способны лечить болезни, придавать уверенность в себе или разрушать, деморализовать, манипулировать. Сама по себе любовь не имеет полярности, человек придаёт этому чувству знак + или -. Если станет вопрос о том любить или не любить — я выберу первое. Потому что Любить семью и родителей — это великое счастье, о силе проявления которого мало кто задумывается.

Друзья, подумайте, у вас точно получится дать своё определение, что такое любовь, и вы для себя поймёте все её 11 стадий. Это понятие настолько субъективное и древнее, что по сути, что не скажи, всё будет сказано о любви и будет уместным, с вашей личной точки зрения и мнения большинства. Просто пишите сочинение — именно это здесь полезно, развить ваш навык писать, а не рассуждать на тему любовных отношений своими словами.

Любовь с точки зрения религии

Возлюби ближнего своего!

Рассмотрим, что говорят о любви Афонские старцы. Монах Симеон Афонский — считает, что любовные и дружественные чувства — это одно и то же по своей сути. Привязанность от любви отличается тем, что в первом случае человек только пользуется и берёт, а во втором — отдаёт. Монах делает намёк на то, что любовь — это одна из самых великих сил, перед которой отступает даже влияние Дьявола. Чтобы полюбить ближнего своего, необходимо отказаться от любви к миру, и обрести веру. Целью испытания высшего чувства является научиться прощать, отпускать всё, что беспокоит душу.

Афонский старец Ефрем говорит, что любовное переживание должно идти исключительно от сердца. Даже при самых негативных последствиях и влияниях необходимо искать очаги любви, как способ разрушить негативное влияние трудных жизненных обстоятельств.

Афонский старец Иосиф Исихаст — характеризует любовь со стороны поручения и послушания. По мнению Иосифа Исихаста, чтобы понять это чувство любить, необходимо научиться послушаться, полностью подчиняться воле другого человека. Покоритесь, и вы будете любимы и сможете научиться любить. Если человек послушный, то тот, кто даёт поручение будет давать его с двойной ответственностью, а тот, кто слушается будет выполнять порученное и знать, что ничего плохого с ним произойти не может.

Старец Порфирий Кавсокаливит говорил о том, что плотская любовь способна по щелчку пальцев в миг превратиться в сильную ненависть. Поэтому необходимо стремиться к Божественному проявлению эмоций, как первоисточнику Вселенской Любви и отрицать всё мирское, так как в материальном мире есть одни только соблазны и поводы лишиться истинной природы своих чувств.

Преподобный Паисий Святогорец гласит, что необходимо жертвовать собой ради высшего блага. При этом тот, кто жертвует чем-либо часто даже не помнит, что жертва имела место быть. Всё по причине того, что в этот момент человек сильно любит кого-то или что-то. Старец характеризует любящего человека, как немного фанатика, руководствующегося лишь собственной субъективной реальностью.

Интересно знать, что многие из святых отцов сильно любили людей, чем и объясняется их подвиги ради человечества и жертвы собой, вплоть до лишения собственной жизни. Становясь жертвой, посмертно такого человека начинали считать святым. Его воспринимали как такового, кто не отрёкся от своей веры в момент опасности, и стоял на своём до самого смертного конца. В пример остальным людям, во благо народу и во спасение мира.

Что делать, если любовь безответная

Иногда так бывает, что человек, которого вы любите на вас не обращает внимания. Это безответная любовь, которая приносит много страданий. Все мысли в голове заняты тем, чтобы эту безответную любовь выбросить из собственной жизни, избавиться от её пагубного воздействия. Если вас не ценят, то это и не любовь получается, ведь любовное чувство, если говорить о настоящих эмоциях, всегда делится на двоих. Советы в виде пошаговой инструкции, что делать при безответной любви:

  1. Примите как факт то, что вы другому человеку неинтересны, а уж тем более что к вам должны быть проявлены любовные чувства, избавьте себя от лишних иллюзий.
  2. Должно пройти время, чтобы перестать думать о том человеке, которого так раньше любили.
  3. Если вас связывают личные вещи или какое-либо имущества, которое напоминает о «любимом» человеке, то лучше от таких предметов поскорее избавиться.
  4. В конце концов всяко место пусто не бывает, и вскоре не только вы полюбите по-настоящему кого-то, но и этот кто-то также полюбит вас в ответ; совсем скоро.
  5. И ещё стоит сказать, что чувству любви свойственны стадии, поэтому чтобы познать её истинное проявление, необходимо прожить целую жизнь; и при этом многим не удастся это сделать.

Любовь — это такое субъективное понятие, что к его пониманию необходимо приходить годами и десятилетиями. Постарайтесь найти такого человека, кто бы с вами захотел пройти весь жизненный путь от начала до конца. И в этом путешествии на двоих точно будет проявляться самое сильное чувство Вселенной.

Как научиться любить и быть любимым?

Всё в нашем мире есть мысль, и многие знают, что мыслеформы материальны. Поскольку эмоция любви порождает определённые рассуждения на эту тему. Например, как любить человека который тебя не любит — таким вопросом задаются многие люди. А точнее было бы сказать, зачем мне любить человека, которые меня не любит, и это будет более правильно.

Вообще, вся фишка заключается в постановке правильных вопросов. Если вы хотите знать, как научиться любить и быть любимым, то нужно задать Вселенной этот вопрос. Если будете задавать вопрос, как мне найти любимого человека, вы его найдёте. Только сформулируйте поточнее: как найти того, кого я полюблю и кто полюбит меня. То есть должна изначально быть установка на ответную взаимную любовь.

Странное чувство — вроде бы еще не любишь, а мысли все лишь об одном человеке…

А на вопрос, как мне кого-то полюбить, ответ то может найтись, но он, возможно, не будет подразумевать взаимности. Все, кому нужно, они счастливы. Взаимная любовь не может быть целью, это сопутствующий фактор при обретении счастья. Поэтому лучше спрашивать Вселенную как мне стать счастливым человеком, и она даст вам возможность полюбить человека сильно по настоящему, и он вас полюбит в ответ.

Меняйте себя — это лучшее решение из того, как найти вторую половинку. При поисках пары необходимо не кидаться на первое попавшееся, то есть не размышлять категориями влечения тела, а больше проявить рассудительность и руководствоваться эмоциональным интеллектом.

Какой должна быть настоящая любовь?

Знаю точно, что чистые чувства не могут проявляться в грязи. Вместо того, чтобы браться за высокие материи, типа как мне полюбить весь мир, лучше взяться за гораздо более прозаичные, мирские дела. Например, убрать дома, вымыть руки с мылом, навести порядок в распорядке дня, делать больше, чем вчера, развиваться во что бы то ни стало.

Поверьте, как только вы будете на определённом уровне, вас сразу полюбят десятки и сотни, а то и тысячи-миллионы людей. Если вас не любят, то дело не в людях, а в вас. Сделайте так, чтобы вас полюбили — меняйте себя, станьте для потенциальных партнёров как можно более интересными, выделитесь на фоне остальных претендентов.

Иногда достаточно одной секунды, чтобы близкий человек стал никем.

Например, все хотят найти любовь, а вы скажите, что я не хочу. Вселенная подумает как не хочет, и даст вам это; но, возможно тогда, когда вам уже это будет не нужно. Но смысл в том, чтобы быть не таким как все, только тогда можно заслужить внимание людей, в том числе и с любовной точки зрения.

Настоящую любовь познают далеко не все, это чувство доступно лишь избранным, кого этому научили или кто сам дошёл до глубокого понимание сути вещей и Вселенских процессов. Чистая энергия любви — это созидательная энергия, в этом заключается главная особенность этого светлого чувства. Человек, который любит, ему хочется творить, создавать, делать что-либо новое, то, чего раньше до этого не пробовал.

Поможет ли медитация испытать любовную энергию

Чтобы почувствовать чистую любовную эмоцию, необходимо медитировать. Возможно, занятия медитацией помогут вам раскрыть свой потенциал, как человека. Медитировать легко, достаточно очистить свой разум от всего лишнего. При отключении внутреннего мысленного диалога главный упор подсознание делает на чувства. Испытывать, чувствовать — это является целью любых медитативных практик.

Во время занятий практикующего могут посещать различные инсайты, в том числе и на тему любящего человека, и любимого. Не все йоги приходят к ясности сознания. Из общего числа практикующих меньше 2 % доберётся до истинной природы эмоций. Кто знает, возможно именно вам удастся это сделать.

Желаю каждому встретить такие глаза, взглянув в которые, вы увидите счастье…

Есть ли любовные отношения без интимной близости?

У женщин и мужчин отношение к этому вопросу разное. Для мужчин нет любви без секса, для женщин нет секса без любви. У мужика глубокие чувства вырабатываются в процессе того, как он старается продлить свой род, и на сколько такие попытки плодотворны. Для женщины сам факт того, что партнёр её любит будет являться сигналом к тому, что можно работать над продолжением рода.

Пускай как кто не относится, но в женской природе закладывается моногамия, а самцы более стремятся оплодотворить как можно больше самок, или с одной партнёршей воспроизвести как можно больше потомства, чтобы получить максимум здоровых особей-продолжателей рода.

Интимные отношения между мужчиной и женщиной должны основываться на глубоких любовных переживаниях изначально. Любовный акт должен быть следствием того, что мужчина и женщина любят друг друга. Сексом, как понятием, я бы не оперировал, поскольку данный термин предполагает отсутствие потомства, а занятие этим процессом исключительно для удовольствия, получения сексуального удовлетворения каждым из партнёров или одним из них.

В конце сказано

Рассмотрели вопрос, что такое любовь с разных точек зрения: с философской, религиозной, нравственной, бытовой. Хочется сказать, что стремление любить и быть любимым изначально очень хорошее и светлое. Желаем вам успехов в познании всех светлых чувств, не только связанных с любовными переживаниями. Если вам понравилась этот материал, читайте другие наши статьи, возможно, в них вы найдёте ответы на другие свои вопросы. Рекомендуем прочитать статью — Оберег.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх