Помост

Вопросы веры

Даниил Александрович 1276 1303

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Св. блгв. князь Даниил Московский

Даниил Александрович (1261 — 1303), князь Московский, благоверный

Память 4 марта, 30 августа на обретение мощей, в Соборе Московских святых

Родился в 1261 году, был младшим, четвертым сыном св. Александра Невского и праведной Вассы. Двух лет от роду он лишился отца. Время преставления его матери в летописях не указано, известно только, что погребена она в церкви в честь Рождества Христова во Владимирском Успенском монастыре (Княгинин монастырь) и у окрестных жителей почиталась праведной.

В 1272 году получил в удел Москву с прилегающими землями. Московское княжество было в те времена маленьким и незавидным, но со временем возмужавший благоверный князь Даниил укрепил и увеличил его.

Уже в 1272 году он основал Крутицкий монастырь с храмом во имя апостолов Петра и Павла. Затем благоверный князь построил на берегу Москвы-реки храм и при нем монастырь во имя своего покровителя, преподобного Даниила Столпника.

В 1283 году с братом Андреем он действовал против старшего брата, вел. кн. Димитрия. Когда великокняжеский стол занял Андрей, Даниил действовал против него в союзе с племянником Иваном, кн. Переяславским, и дядей Михаилом Тверским (1296).

Когда в 1293 году великий князь Андрей Александрович вместе с призванными из Орды татарами во главе с Туданом (Дюденем («Дюденева рать») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь, благоверный князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели. Сил для отпора не было. Вместе со своим народом князь переживал тяготы разорения и разбоя. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1295 году выступить против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило в нем, и кровопролития удалось избежать.

В 1300 году, когда рязанский князь Константин Романович, призвав на помощь татар, занимался тайными приготовлениями к внезапному нападению на земли Московского княжества, преподобный Даниил пошел с войском к Рязани, «некакою хитростью» разбил неприятеля, взял в плен Константина и истребил множество татар (1301). Это была первая победа над татарами, победа негромкая, но замечательная — как первый порыв к свободе. Разбив Рязанского князя и рассеяв его союзников — татар, благоверный князь Даниил не воспользовался победою, чтобы отобрать чужие земли или взять богатую добычу, как это было принято в те времени, а показал пример истинного нестяжания, любви и братолюбия.

Никогда не брался святой князь за оружие, чтобы захватить чужие земли, никогда не отнимал собственности у других князей ни насилием, ни коварством. За это Господь расширил границы его владений. Иоанн Димитриевич, князь Переяславля-Залесского, племянник Даниила, кроткий, благочестивый и благотворитель нищих, уважал и любил своего дядю. В 1302 году, умирая бездетным, он передал свое княжество святому Даниилу. Переяславская земля вместе с Дмитровом была после Ростова первой как по числу жителей, так и по крепости главного города. Переяславль-Залесский был хорошо защищен со всех сторон. Андрей, давно уже «посягавший» на Переяславль, отправил в последний своих бояр и тиунов; но Даниил выгнал их оттуда и посадил там своих наместников. Святой князь остался верен Москве и не стал переносить столицу княжества в более сильный и значительный по тому времени Переяславль. Это присоединение выдвинуло Московское княжество в число наиболее значительных. Здесь было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу.

В 1303 году князь тяжело заболел. Он принял великую схиму и заповедал похоронить себя в Даниловом монастыре. По глубокому смирению он хотел быть погребенным не в церкви, а на общем монастырском кладбище.

4 марта 1303 года благоверный князь Даниил скончался.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя Даниила, как основанная им Данилевская обитель была в 1330 году переведена в Кремль, церковь превращена в приходскую, а кладбище стало мирским.

Во времена великого князя Иоанна III (1462 — 1505) преподобный Даниил напомнил о себе забывчивым потомкам. Юноше из окружения великого князя явился некто неизвестный и сказал: «Не бойся меня — я христианин и господин сего места, имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божией я положен здесь. Скажи от меня великому князю Иоанну: сам ты утешаешь себя, а меня забыл, но не забыл меня Бог». С того времени великий князь установил петь соборные панихиды по родственникам — князьям. Во времена царя Иоанна Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил древний Данилов монастырь и установил ежегодно совершать митрополиту со священным собором крестный ход к месту погребения благоверного князя и служить там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил был прославлен обретением святых нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в церковь в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов. Святые мощи были положены в раке «на прославление Святыя Троицы и на исцеление немощствующих».

Митрополит Московский Платон (Левшин) (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет:

«Сей-то первоначальный основатель положил начало нынешнему величию Москвы, проложив для этого тихими стопами только малую стезю. Ибо как и всякое здание, сооружаемое не с чрезвычайной поспешностью, а только с большим искусством и старанием, получает особую твердость и нерушимо пребывает долгое время; и как дерево, много веков растущее, начав прежде с малого прутика, понемногу утолщается, и ветви его распространяются далеко окрест, так и граду этому надлежало возрасти от малых, но твердых начал, чтобы первый его блеск не омрачил очи завиствующих и чтобы в первое время не потрястись и не пасть ему скорее, чем оно возросло в свою высоту. Так предуготовил сей великий град основатель, дав ему, хотя малое, но не прерывающееся никаким дуновением ветра сияние, и предоставил большую славу его возвышения своему сыну великому князю Иоанну Даниловичу, прозванному Калитой».

Литература

Московские князья

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261-5.03.1303 гг.) – первый московский князь в 1278–1303 гг., православный святой.

Младший, четвертый, сын князя Александра Ярославина Невского. В 1282 г. Даниил принял участие в усобице старших братьев, но старался не проявлять особой активности и по возможности дистанцироваться от Орды. Такая позиция обеспечила ему значительную популярность на Руси, но не уберегла Москву от разорения в 1293 г. войском ордынского царевича Дудени («Дюденева рать»). После окончания боевых действий Даниил возглавил коалицию против старшего брата Андрея Александровича, претендовавшего на Владимирское великое княжение. В 1295/96 гг. он отказался от приглашения в Новгород, защищая Переяславль, город своего племянника Ивана Дмитриевича, а после его смерти (1302 г.) присоединил Переяславль к Московскому княжеству. На рубеже 13–14 вв. Даниил принимал у себя беглецов из разоренных земель, среди которых был боярин Федор Бяконт, отец митрополита Алексия. В 1301 г. Даниил «некоей хитростью» присоединил рязанский город Коломну. При нем в Москве в кон. 13 в. основаны Богоявленский и Данилов монастыри.

Даниил сумел оставить своим детям достаточный капитал – политический и материальный – для длительной борьбы с тверскими князьями за великое княжение. В 1547 г. Даниил причислен клику святых. День памяти: 4 (17) марта.

ЮРИЙ ДАНИЛОВИЧ (1281?-21.11.1324/25 гг.) – князь московский с 1303 г., великий князь владимирский в 1317–1322 гг.

Старший сын московского князя Даниила Александровича, внук Александра Невского. В 1304 г. Юрий направился в Орду, пытаясь получить ярлык на великое княжение владимирское, но проиграл спор тверскому князю Михаилу Ярославичу. В 1305 и 1307 гг. он отразил нападения тверского князя на Москву. После прихода к власти в Орде хана Узбека московский князь вновь вознамерился занять владимирский стол, заручился поддержкой Новгорода и ряда удельных князей. Заключив брак с сестрой хана Кончакой, Юрий Данилович выкупил великокняжеский ярлык. Однако у села Бортенево, недалеко от Твери, Михаил Ярославич разгромил войско Юрия, принудил ордынский отряд к сдаче. Кончака была захвачена и умерла в плену. Тверского и московского князей вызвали на суд в Орду, где Михаил был казнен, а Юрий Данилович получил подтверждение своих прав на престол. В 1322 г. тверской князь Дмитрий Михайлович ограбил его караван и, завладев богатством, выкупил ярлык. В 1323 г. Юрий Данилович, выступив на стороне Новгорода в войне со шведами, заключил Ореховецкий мирный договор. Восполнив казну, он вновь отправился в Орду, где в 1324/25 г. был убит Дмитрием Михайловичем.

ИВАН I ДАНИЛОВИЧ КАЛИТА (ок. 1288 – 31.03.1340 гг.) – князь московский с 1325 г., великий князь владимирский с 1328 г.

Четвертый сын московского князя Даниила Александровича, внук князя Александра Ярославина Невского. Принимал участие в борьбе с тверскими князьями за ярлык на великое княжение владимирское. В 1325 г., после смерти старшего брата Юрия Даниловича, Иван Данилович получил московский стол. В 1327 г. по приказу хана был старшим над русскими князьями в составе «Федорчюковой рати», разорившей Тверь; в 1328 г. получил ярлык на великое владимирское княжение.

Став великим князем, Иван Данилович «собирал» под своей властью русские земли, воевал с Новгородом и Смоленском.

Получил прозвание Калита (сумка для ношения денег, «кошель»), В московских землях возникла такая легенда о прозвище Ивана Даниловича: был он весьма милостив и всегда носил при поясе калиту, полную серебряных денег. И куда ни шел, давал нищим «сколько вынется».

Иван I Калита получил в Орде право самому собирать дань с русских земель и обеспечил полную и своевременную ее выплату. Умелый дипломат, он несколько десятилетий ограждал русские земли от татарских нашествий.

Иван I Калита превратил Москву не только в политический, но и в религиозный центр Руси. В 1325 г. митрополит Петр переехал из Владимира в Москву. Митрополит Феогност окончательно перенес в Москву митрополичью резиденцию. В 1325 г. в Кремле был заложен каменный Успенский собор, позднее построены каменные храмы – Спаса Преображения,

Михаила Архангела, Иоанна Лествичника «что под колоколы».

Зимой 1339/1340 г. по приказу Ивана I Калиты выстроен новый Кремль – из дубовых бревен, который в течение четверти века защищал город от вражеских нашествий.

Был дважды женат: на Елене (ум. в 1331 г.) и Ульяне. Двое старших сыновей от первого брака – Семен Иванович Гордый и Иван II Иванович Красный стали великими князьями. Третий сын Андрей получил княжеский стол в Серпухове.

СЕМЕН ИВАНОВИЧ ГОРДЫЙ (?.09.1317-26.04. 1353 гг.) – великий князь московский в 1340–1353 гг.

Старший сын Ивана I Даниловича Калиты. Свое прозвание Гордый получил за высокомерие и дерзость. Продолжал политику собирания земель и укрепления великокняжеской власти, начатую его отцом. На княжеском съезде в 1340 г. призвал князей прекратить усобицы и подчиниться великому князю.

В 1341 г. возглавил поход князей на новгородские земли и без сражения установил контроль над ними. В 1350–1351 гг. вел войну с Литвой, ходил в поход на Смоленск. Заставил литовского князя Ольгерда заплатить выкуп и заключить мир.

В период княжения Семена Ивановича был основан Троицкий монастырь, игуменом избран Сергий Радонежский.

Семен Иванович был трижды женат. Два первых брака оказались бездетными. На третий брак, который запрещался церковью, митрополит Феогност не дал разрешения. Молодых Семена Ивановича и Марию, дочь тверского князя Александра Михайловича, обвенчал духовник великого князя Стефан, старший брат Сергия Радонежского. В этом браке у него было четыре сына.

Семен Иванович и его дети умерли во время «великого мора» – эпидемии чумы 1353 г. В духовной грамоте великий князь просил своих наследников мирно жить друг с другом, «чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча бы не угасла…».

ИВАН II ИВАНОВИЧ КРАСНЫЙ, Кроткий (30.03.1326 – 13.11.1359 гг.) – великий князь московский и владимирский с 1353 г.

Второй сын Ивана I Даниловича Калиты и его жены Елены. Первое свое прозвище Красный получил потому, что родился в Фомино воскресенье, именуемое в народе Красной горкой. Кротким назван благодаря незлобивому характеру.

По завещанию отца получил в удел г. Звенигород и треть доходов от Москвы. Великим князем стал после смерти старшего брата Семена Ивановича и всех его сыновей во время «великого мора» – эпидемии чумы. Получил ярлык на великое княжение после противостояния с суздальско-нижегородским князем Константином Васильевичем.

Иван II Красный старался решать все споры между князьями мирным путем, выступая в роли третейского судьи, пользовался благосклонностью и доверием ордынского хана Джанибека. В годы правления Ивана II Красного большим влиянием при дворе пользовался митрополит Алексий, занявший кафедру в 1354 г.

Иван Иванович был дважды женат. Его первая жена Феодосия Дмитриевна, дочь брянского князя Дмитрия Романовича, умерла в 1342 г. Второй его женой стала Александра, вероятно, дочь московского тысяцкого В. В. Вельяминова. В этом браке Иван Иванович имел сына Дмитрия Ивановича (будущего Дмитрия Донского).

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ДОНСКОЙ (1350 – 19.05. 1389 гг.) – великий князь московский с 1359 г. и владимирский с 1362 г. (с перерывами), православный святой.

Сын великого князя Ивана II Красного и его второй жены Александры. На московский престол вступил в девятилетием возрасте. В годы малолетства воспитателем и фактическим руководителем московского правительства был митрополит Алексий. В 1362 г. в противоборстве с князем Дмитрием Константиновичем получил ярлык на великое владимирское княжение.

Для замирения с Дмитрием Константиновичем Дмитрий в 1366 г. сочетался браком с его дочерью Евдокией Дмитриевной. Свадьбу отпраздновали в Коломне, поскольку годом раньше Москва выгорела в пожаре, названном в летописях «Великим». В 1367–1368 гг. в Москве построен первый белокаменный Кремль; с этого времени и по сей день Москву прозывают Белокаменной.

В кон. 60 – нач. 70-х гг. 14 в. Дмитрию Ивановичу пришлось вступить в борьбу за великокняжеский стол с тверским князем Михаилом Александровичем. Несколько раз тверичи вместе с соседними литовцами разоряли московские земли и осаждали Москву. Но каменные стены нового Кремля выдерживали осады. В 1371 г. Дмитрий Иванович ездил в Орду, откуда вновь привез ярлык на великое владимирское княжение. В 1375 г. Дмитрий Иванович после месячной осады покорил Тверь; мирный договор значительно ограничил самостоятельность Тверского княжества.

В 1370-е гг. Дмитрий Иванович все силы посвятил объединению русских земель для борьбы с Золотой Ордой. В 1376 г. он ходил походом на волжских булгар, которые были вассалами Орды и, одержав победу, заставил их заплатить дань Москве.

В Орде в эти годы ханы сменяли один другого, а реальная власть находилась в руках темника Мамая. В 1377 г. объединенные русские войска потерпели сокрушительное поражение на р. Пьяна в нижегородских землях, но в 1378 г. Дмитрий Иванович разбил татарское войско в битве на р. Вожа (правый приток Оки). 8 сентября 1380 г. в Куликовской битве объединенные русские полки под командованием Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение войску под водительством Мамая. После этой победы Дмитрия Ивановича стали называть «Донским». По некоторым свидетельствам, под знаменем великого князя в доспехах великого князя стоял боярин Михаил Бренок. Боярин погиб, но полк устоял. А Дмитрий в доспехах простого воина сражался в самой гуще битвы. Два раза его сбивали с коня, израненный, он еле добрался до дубравы, где его после битвы нашли два простых воина-костромича.

Союзные действия русских князей против Орды продолжались недолго. В 1382 г. Дмитрию Ивановичу не удалось собрать объединенное войско против хана Тохтамыша. Князь вынужден был покинуть Москву и уехать в Кострому. После трехдневной осады Тохтамыш взял и сжег Москву, в резне, устроенной татарами, погибло свыше 20 тыс. человек. В качестве залога и гарантии выплаты дани Дмитрий Иванович вынужден был оставить в Орде своего старшего сына и наследника Василия.

Кон. 1370 – нач. 1380-х гг. отмечены конфликтом Дмитрия Ивановича с новым митрополитом Киприаном. Еще при жизни митрополита Алексия, по требованию литовского князя Ольгерда, константинопольский патриарх назначил Киприана митрополитом Литовским и Русским и поставил условие, что после смерти Алексия Киприан станет митрополитом Киевским и всея Руси. Алексий умер в 1378 г., после чего Дмитрий Иванович попытался утвердить на митрополичьей кафедре своего ставленника архимандрита Михаила (Митяя). Киприана, попытавшегося занять кафедру, выслали за пределы Московского княжества – в Литву. Но Михаил (Митяй) умер по дороге в Константинополь ив 1381 г. Киприан все же утвердился в Москве. Но уже в 1382 г. Дмитрий Иванович выслал его из Москвы.

К концу правления Дмитрия Ивановича под его власть перешли приокские земли, Галич, Дмитров, часть Смоленской земли, были объединены Московское и Владимирское княжества.

Дмитрий Иванович впервые передал княжество сыну Василию, не спрашивая разрешения у Орды, как «отчину», т. е. как наследственное владение московских князей. С тех пор титул великого князя окончательно перешел в Москву.

В 1988 г. князь Дмитрий Иванович Донской был причислен к лику святых. День его поминовения – 19 мая (1 июня).

ВАСИЛИЙ I ДМИТРИЕВИЧ (30.12.1371-27.02. 1425 гг.) – великий князь московский в 1389–1425 гг.

Сын великого князя Дмитрия Ивановича Донского и Евдокии Дмитриевны, дочери суздальского князя Дмитрия Константиновича. В 1383 г. по требованию хана Тохтамыша Василий отправлен в Орду в качестве заложника до выплаты дани, в 1386 г. бежал на родину.

По завещанию отца Василий стал великим князем, не спрашивая разрешения Орды. Тем не менее церемонией вступления на престол руководил ханский посол Шихмат (Шит Ахмед). В 1390 г. Василий Дмитриевич женился на дочери великого князя литовского Витовта Софье. Все годы правления Василий I находился под сильным влиянием жены и ее отца, его внешняя политика во многом носила пролитовский характер.

В 1395 г. князь возглавил русское войско, отразившее нападение Тимура (Тамерлана) на Рязанские земли.

В 1408 г., во время осады Москвы эмиром Едигеем, Василий I «отъехал» в Кострому, видимо, для собирания войска. После двадцатидневной осады Едигей взял выкуп в 3 тыс. рублей и отступил.

За годы правления Василий I присоединил к своим владениям Нижегородское княжество, Муром, Вологду, но потерял Смоленск, отошедший к Литве.

Старшая дочь Василия Дмитриевича Анна стала супругой византийского императора Иоанна Палеолога.

СОФЬЯ ВИТОВТОВНА (в православном крещении – Анастасия) (1371 – 15.6.1453 гг.) – великая княгиня, жена великого князя московского Василия I Дмитриевича с 1390 г.

Дочь великого князя литовского Витовта. В 1386 г. в Киеве 15-летняя Софья обручилась с наследником московского престола Василием Дмитриевичем, который бежал из Орды через литовские владения на родину. Свадьба состоялась уже после смерти великого князя Дмитрия Ивановича Донского, который был недоволен выбором сына. В этом браке родилось 6 детей – 4 сына и 2 дочери. Старшая из дочерей

Анна стала супругой императора Византии Иоанна Палеолога.

При жизни мужа Софья Витовтовна играла посредническую роль между московским князем и своим отцом. Под ее влиянием почти все внешнеполитические акции Василия I носили пролитовский характер. После смерти Василия I она вместе с митрополитом Фотием и боярином И. Д. Всеволожским стала регентшей при своем 10-летнем сыне Василии II.

Постепенно Софья Витовтовна сосредоточила в своих руках всю власть в стране. В династической войне 1425–1453 гг. она руководила многими действиями сына. В 1446 г. была пленена князем Дмитрием Юрьевичем Шемякой и около года находилась в заточении в Чухломе. В 1451 г. княгиня возглавила оборону Москвы от нашествия ордынского царевича Мазовши. Похоронена в Вознесенском монастыре.

ВАСИЛИЙ II ВАСИЛЬЕВИЧ ТЕМНЫЙ (10.03.1415-28.03.1462 гг.) – великий князь московский в 1425–1462 гг.

Четвертый сын великого князя московского Василия I и Софьи Витовтовны. На московском престоле оказался в девятилетием возрасте. По завещанию Василия I регентшей при малолетнем сыне стала Софья Витовтовна, которая управляла государством вместе с митрополитом Фотием и боярином И. Д. Всеволожским.

Вся жизнь Василия II прошла в борьбе за великокняжеский престол. Уже в 1425 г. началась междоусобная война, которая продолжалась до 1453 г. Претензии на великое княжение заявил князь звенигородский и галицкий Юрий Дмитриевич, дядя Василия II. После смерти Юрия Дмитриевича в 1434 г., Василий II воевал с его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. Война шла с переменным успехом. В 1433–1434 гг. в Москве дважды утверждался Юрий Звенигородский, а Василию II приходилось скрываться в других городах. В 1436 гг. Василий II разбил войско Василия Косого, а самого князя взял в плен и ослепил. В июле 1445 г. во время похода на Казань раненый Василий II попал в плен к татарам, освобожден в октябре 1445 г. за огромный выкуп – 5 тыс. рублей и обещание выплачивать дань по два рубля в год с каждых 100 человек.

В феврале 1446 г. Москву захватил Дмитрий Шемяка. Василий II был схвачен в Троицком монастыре, ослеплен и вместе с детьми сослан в Углич. После ослепления Василий II получил прозвание Темный. Но Дмитрия Шемяку не поддержали московские бояре. В декабре 1446 г. Василий II вновь занял Москву, а в 1450 г. нанес решающее поражение Дмитрию Шемяке. Со смертью Дмитрия Шемяки в 1453 г. война прекратилась.

После победы Василий II Темный восстановил единство государства. Он уничтожил почти все удельные княжества, входившие в состав Московского великого княжества: Дмитровское, Галицкое, Можайское, Серпухово-Боровское и др. В 1456 г. он предпринял поход на Новгород и заставил вернуть захваченные московские земли. Летописец отмечал: «Бысть бо сей князь великий Василей единовластец в Руси». При Василии II в 1448 г. Русская православная церковь стала автокефальной, митрополитом Московским и всея Руси был избран Иона.

Василий II был женат на Марии Ярославне, внучке серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго. В 1448 г. соправителем Василия II стал его сын Иван Васильевич (будущий великий князь Иван III).

ЮРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1374-5.06.1434 гг.) – князь звенигородский и галицкий, великий князь московский в 1433 и 1434 гг.

Третий сын великого князя Дмитрия Ивановича Донского. По завещанию отца получил в удел Галицкое (под Костромой) и Звенигородское (под Москвой) княжества. Обязан был признать «старшинство» своего брата Василия I Дмитриевича и называть себя «младшим братом». В завещании также предусматривалось, что в случае смерти Василия его «удел» должен был перейти следующему по старшинству брату, т. е. Юрию Дмитриевичу; этот пункт был внесен в завещание по той причине, что в момент его составления у Василия Дмитриевича не было своих детей.

Во время правления Василия Дмитриевича Юрий Дмитриевич сохранял верность старшему брату. При необходимости он исполнял его поручения. В 1399 г. во главе московского войска ходил в земли волжских болгар; этот поход принес москвичам и их предводителю славу и богатую добычу.

В 1398/1399 г., по просьбе Юрия Дмитриевича, его духовник монах Троицкого монастыря Савва основал в Звенигороде Саввино-Сторожевский Рождественский монастырь. В 1405 г. на средства князя здесь построили каменный Рождественский собор. В годы княжения Юрия Дмитриевича в Звенигороде работал Андрей Рублев: расписывал Успенский собор в окрестностях Звенигорода, писал иконы, участвовал в росписи Рождественского собора.

В 1425 г., после смерти Василия Дмитриевича Юрий Дмитриевич, согласно завещанию Дмитрия Донского, предъявил свои права на престол. Борьба за великокняжеский стол с племянником Василием II Васильевичем обернулась войной, завершившейся только в 1453 г., уже после смерти Юрия Дмитриевича.

В 1425 г. митрополиту Фотию удалось примирить противников. В 1431 г. Юрий Дмитриевич ездил в Орду за великокняжеским ярлыком, но не получил его. В знак покорности Василию II хан Угу-Мухаммед приказал Юрию Дмитриевичу публично провести под уздцы коня, на котором бы сидел племянник. Василий II уговорил хана отменить приказ и тем спас Юрия Дмитриевича от унижения.

В 1433–1434 гг. Юрий Дмитриевич дважды разбивал московские полки и занимал столицу. В марте 1434 г. он объявил себя великим князем, но вскоре умер.

Был женат на Анастасии Юрьевне, дочери князя смоленского Юрия Святославича. Имел трех сыновей – Василия Косого, Дмитрия Шемяку и Дмитрия Красного; все они участвовали в борьбе с Василием II.

ВАСИЛИЙ ЮРЬЕВИЧ КОСОЙ (?-1448 г.) – князь звенигородский, великий князь московский в 1434 г.

Старший сын князя галицкого и звенигородского Юрия Дмитриевича. В 1425–1434 гг. поддержал отца в борьбе за великокняжеский престол с московским князем Василием II. Во время перемирия с московским князем, 8 февраля 1433 г. Василий Юрьевич оказался в центре скандала на свадьбе Василия II. Василий Юрьевич надел драгоценный пояс, который ему подарил дед его супруги, боярин Иван Дмитриевич Всеволжский. Один из московских бояр опознал пояс, как принадлежавший Дмитрию Донскому и украденный в свое время В. В. Вельяминовым. Княжеские драгоценные пояса в то время были символами власти. Великая княгиня Софья Витовтовна лично сорвала пояс с Василия Юрьевича. Разгневанный Василий Юрьевич вместе с братом Дмитрием Шемякой бежал из Москвы. Этот скандал послужил поводом для возобновления военных действий.

После смерти отца в 1434 г. Василий Косой захватил Москву и объявил себя великим князем. Но младшие братья Дмитрий Шемяка и Дмитрий Красный отказались признать его своим господином. Оставшись в одиночестве, Василий Юрьевич потерпел поражение от войск Василия II в битве на Которосли (январь 1435 г.) и бежал из Москвы. В мае 1436 г., после поражения в битве под Ростовом попал в плен, был ослеплен и посажен в темницу. На свободе он, видимо, оказался на краткий срок в 1446 г., когда власть в Москве захватил Дмитрий Шемяка. Но в декабре того же года Василий II вернул себе Москву, и Василий Косой вновь был брошен в темницу.

ДМИТРИЙ ЮРЬЕВИЧ ШЕМЯКА (ок. 1408-17.07. 1453 гг.) – князь галицкий, великий князь московский в 1446 г.

Второй сын князя галицкого и звенигородского Юрия Дмитриевича и Анастасии Юрьевны, дочери князя смоленского, внук Дмитрия Донского. Прозвище Шемяка (т. е. Шеемяка) получил за большую физическую силу.

В 1425–1434 гг. поддержал отца в его борьбе с московским князем Василием II за великокняжеский стол. В 1434–1436 гг. отказался оказывать помощь старшему брату Василию Юрьевичу Косому в войне с московским князем. В 1441–1453 гг. сам боролся за великокняжеский стол. В феврале 1446 г. захватил в плен Василия II, ослепил его и отправил вместе с детьми в заточение в Углич.

Московский престол Дмитрий Юрьевич занимал до декабря 1446 г. Начал чеканить монеты облегченного веса, на которых помещалось изображение всадника с копьем и надписи: «Дмитрий-осподарь» или «Осподарь всея земли Руской». Но своим правлением князь вызвал недовольство московских бояр и вынужден был бежать из Москвы. Однако военные действия против Василия II Дмитрий Юрьевич продолжал до 1453 г.

Умер князь в Новгороде и был похоронен в Георгиевском соборе. Сразу же распространился слух о том, что Дмитрий Шемяка был отравлен по приказу Василия II. В летописях сохранились подробности: «Людская молва говорит, будто умер князь Дмитрий Юрьевич от отравы, а привез ту отраву из Москвы дьяк Стефан Бородатый и дал посаднику Исаку Борецкому, а Исак-де подкупил повара князя Дмитрия, по имени Поганка. Поганка тот дал князю зелье в курятине».

ИВАН III ВАСИЛЬЕВИЧ (22.01.1440 – 27.10.1505 гг.) – великий князь московский в 1462–1505 гг., государь всея Руси.

Старший сын великого князя Василия II Васильевича Темного и Марии Ярославны, дочери князя серпуховско-боровского Ярослава Владимировича. С 1448 г. считался соправителем незрячего отца, в последние годы его правления принимал участие в военных походах.

Иван III завершил собирание русских земель, находившихся прежде в сфере влияния Орды, и тем самым покончил с политической раздробленностью Руси. В 1463 г. в состав Московского государства вошел Ярославль, в 1474 г. – часть ростовских земель, в 1478 г, – владения Великого Новгорода, в 1485 г. —

Тверское княжество, в 1489 г. – Вятская земля. Псковская республика и Рязанское княжество, формально сохранявшие самостоятельность, попали под полный политический контроль Москвы.

В 1480 г., после «стояния» войск Ивана III и хана Большой Орды Ахмата на берегах реки Утра, Русь окончательно освободилась от ордынского ига. В 1487–1494 и 1500–1503 гг., в ходе двух войн с Великим княжеством Литовским, десятки русских городов, включая Вязьму, Чернигов и Новгород-Северский, также были присоединены к Русскому государству. Успехи в «собирании Руси» позволили Ивану III заявить о себе как о прямом и единственном наследнике всех владений Древнерусского государства и принять титул «государя всея Руси» (после 1485 г.). Одним из первых Иван III стал именоваться «царем» и «самодержцем».

Объединение русских земель сопровождалось реформами, призванными укрепить новое государство изнутри. Удельных князей, управлявших разными частями страны, сменили государевы наместники. На место разрозненных княжеских дружин пришло поместное войско. Служилые люди за свою службу в войске получали от великого князя населенные земли – поместья. Провинность или ранняя отставка означали потерю этого служилого владения, и потому держатели поместий были заинтересованы в честной и долгой службе московскому государю. В 1497 г. был издан Судебник – первый со времен Киевской Руси общегосударственный свод законов, что явилось важным шагом к сплочению всех подвластных Москве земель.

При Иване III Русское государство завязало дипломатические отношения со многими государствами Европы и Азии. И с императором Священной Римской империи, которого в Европе почитали первым среди монархов, и с султаном Османской империи могущественный великий князь соглашался говорить только как равный – как правитель великой и независимой державы.

При Иване III в Москве было развернуто грандиозное строительство, которое осуществляли русские и итальянские мастера. Аристотель Фиораванти отстроил заново Успенский собор. Были сооружены церковь Ризоположения, Благовещенский собор, каменный княжеский дворец, началось возведение новых кремлевских стен и 18 башен. В черте города выстроены каменные церкви.

Иван III был дважды женат. От первой жены – дочери тверского князя Бориса Александровича Марии – он имел сына Ивана Ивановича Молодого (1458–1490 гг.). От второй – византийской принцессы Софьи (Зои) Палеолог – пятерых сыновей и трех дочерей. Старший из сыновей от этого брака, Василий III Иванович наследовал московский престол. Похоронен Иван III в Архангельском соборе Московского Кремля.

ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ВНУК (10.10.1483-14.02. 1509 гг.) – княжич, сын Ивана Ивановича Молодого и Елены Стефановны Волошанки, дочери молдавского господаря Стефана IV, внук великого князя Ивана III. Наследник престола в 1498–1502 гг.

После смерти в 1490 г. Ивана Молодого, Иван III долго не мог решить вопрос, кто должен стать наследником – внук Дмитрий или сын от брака с Софьей Палеолог Василий. После того как был раскрыт заговор с целью убийства Дмитрия, Софья Палеолог и Василий Иванович попали в опалу. 4 февраля 1498 г. 14-летний Дмитрий был торжественно объявлен наследником престола. Его венчали на великое княжение «шапкой» (но не «шапкой Мономаха») в Успенском соборе Московского Кремля. Это было первое в русской истории «венчание на царство», проведенное по обряду византийских императоров.

В 1502 г. ситуация изменилась. Иван III наложил опалу на Дмитрия Ивановича и его мать Елену Стефановну. Мать и сын оказались в тюрьме. Наследником стал Василий Иванович.

Дмитрий провел в оковах 7 лет и умер в тюрьме через четыре года после смерти деда. По одной из версий он был задушен. Но похоронили его с почестями – в Архангельском соборе Кремля.

ВАСИЛИЙ III ИВАНОВИЧ (25.03.1479-3.12. 1533 гг.) – великий князь московский и государь всея Руси в 1505–1533 гг.

Сын великого князя московского Ивана III Васильевича от второй жены Софьи (Зои) Палеолог. В последние годы правления отца Василий Иванович, поддерживаемый матерью, вел борьбу за наследство со своим племянником Дмитрием Ивановичем Внуком, сыном Ивана Ивановича Молодого. В 1498 г. Дмитрий Иванович был провозглашен наследником, а Василий Иванович попал в опалу. Но уже в 1502 г. ситуация изменилась – в опале оказался Дмитрий Иванович и вместе с матерью был брошен в тюрьму. Василий Иванович стал полноправным наследником и после смерти Ивана III занял великокняжеский престол. В годы его правления к Москве были присоединены Псков, Смоленск, Волоцкий уезд, Рязанское и Новгород-Северское княжества.

Продолжалось масштабное строительство в Москве, начатое еще при Иване III: завершено строительство каменного дворца и кремлевских стен, в 1505–1508 гг. построены новый Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи, сооружен ров вдоль стен Кремля со стороны Красной площади. На территории Москвы и в ее окрестностях построено множество церквей. В 1532 г. в селе Коломенское освящена церковь Вознесения, построенная в честь рождения долгожданного наследника Ивана Васильевича (будущий царь Иван ГУ).

В различных документах Василия III Ивановича начинают именовать «царем», официальным стал титул «самодержец». Все большее распространение получала идея божественного происхождения власти государя: Василия III называли «ключником и постельничим Божиим», считали, что «воля государя есть воля Божия и что бы ни сделал государь, он делает это по воле Божией».

Василий III Иванович был дважды женат. Первая жена, Соломония Сабурова, оказалась бездетной и была насильственно пострижена в монахини. Второй женой великого князя в 1526 г. стала Елена Васильевна Глинская.

ГЛИНСКАЯ Елена Васильевна (? – 3.04.1538 г.) – великая княгиня московская, жена великого князя Василия III Ивановича.

Дочь князя Василия Львовича и княгини Анны Глинских. После смерти отца воспитывалась дядей Михаилом Львовичем Глинским. В 1526 г. стала женой великого князя Василия III. В этом браке у Елены родились два сына: Иван (будущий царь Иван ГУ) и Юрий.

После смерти мужа Елена стала регентшей – правительницей государства при малолетнем сыне Иване ГУ.

Политику Русского государства в эти годы определяли ее фаворит князь И. Ф. Овчина-Телепнев-Оболенский и митрополит Московский и всея Руси Даниил. Заметными событиями регенства Елены стали: денежная реформа 15 3 5 г., в результате которой на всей территории страны была введена единая денежно-весовая система, а также сооружение Китайгородской стены в Москве (1535–1538 гг.) и заключение очередного перемирия с Великим княжеством Литовским (1536 г.).

Последние годы жизни Елены Глинской стали временем разрастания противоречий внутри правящего слоя, борьбы за власть между представителями различных боярских родов. Многие из московских «княжат» были недовольны деятельностью великой княгини и Овчины-Телепнева-Оболенского. Умерла Елена Глинская в апреле 1538 г., по мнению Сигизмунда Герберштейна, была отравлена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Чудотворные Мощи св.князя Даниила Московского

Дни почитания — 17 марта, 12 сентября.

Молитва перед иконой Святого благоверного Даниила Московского помогает в случаях, когда Отечество оказывается в военной опасности, а также просят о сохранении мира. Его просят о помощи, если видят ненужные разделения между людьми, о снисходительном нраве правительств и властей – например, можно помолиться ему перед выборами глав любого масштаба, чтобы он помог, возможно, дал какой-то знак, чтобы человек сделал верный выбор в пользу того или иного кандидата. Святому Даниилу молятся о прекращении и недопущении междоусобной брани.

Но более всего молитвенное прошение к нему помогает в решении жилищных вопросов – ему молятся об обретении собственного жилища и о Божьем благословении над домом.

Также святой благоверный князь Даниил Московский ныне небесный покровитель Инженерных войск Российской армии.

Рождение святого благоверного князя Даниила Московского состоялось в городе Владимир в 1261 году. У святого Александра Невского это был уже четвертый по счету сын. Когда Даниилу было от роду всего 2 года, он потерял своего отца. Точное время смерти его матери определить не удалось, поскольку данные сведения не были увековечены на страницах летописей. Однако известно, что похоронена она на территории церкви в честь Рождества Христова.

В 1272 году после разделения территории, благоверному князю Даниилу достался город Москва вместе с прилегающими к ней землями. В 1300 году, в тот период, когда князь Константин Романович из Рязани прибегнул к помощи монголо-татар, чтобы тайно подготовить внезапный набег на территорию Московского княжества, преподобный Даниил отправился со своими полками по направлению к Рязани, победил недруга и захватил в плен Константина, а также уничтожил огромное множество монголов. В тот день и произошла первая победа над татарскими войсками. Победа это не была громогласной, однако была превосходная и воплотила в себе первый рывок к свободе. Одержав победу над князем Рязанским и разбив войска его пособников-татар, благоверный князь Даниил не использовал свое положение победителя, для того, дабы отнять чужие территории или захватить немалую добычу, что считалось правильным в те времена, а продемонстрировал образец подлинного нестяжания, любви и братолюбия. Никогда святой князь не прибегал к оружию с целью отобрать чужие территории и никогда не захватывал чужую собственность ни насильническими, ни коварными способами. За это Господом были расширены рубежи земель, которые находились под его властью. Иоанн Димитриевич, который являлся князем Переяславля-Залесского и одновременно племянником Даниила, мягкий, благочестивый покровитель бедных, почитал и с любовью относился к своему дяде. В 1302 году, когда дни его подошли к концу, не имея при жизни детей, он принял решение передать свои земли в правление святому Даниилу. Переяславская земля совместно с Дмитровом была после Ростова первой как по количеству приживающих жителей, так и по прочности центрального города. Переяславль-Залесский являлся превосходно защищенным во всех направлениях княжеством. Святой князь сохранил верность Москве и решил не перемещать столицу княжества в более могучий и существенный на тот промежуток времени город Переяславль. Данное слияние земель сделало Московское княжество одним из самых важных. Именно тут и зародилось объединение Русских земель в целостное могучее государство.

В 1303 году святой Даниил тяжко занемог. Он принял великую схиму и заповедовал погрести его тело на территории Данилового монастыря. По глубочайшему смирению он желал быть похороненным не на территории церкви, а на общественном кладбище, прилегающем к монастырю. Смерть великого князь пришлась 4 марта.

Не успело пройти ещё и трёх десятков лет с дня кончины великого князя Данила, как учрежденную им Данилевскую обитель в 1330 году переместили на территорию Кремля, церковь превратили в приходскую, а кладбище сделали мирским. В период, когда княжеством правил великий князь Иоанн III (1462 — 1505) преподобный Даниил воскресил память о себе в сознаниях беспамятным правнуков. Юноше, который пребывал в обществе великого князя, явился некий незнакомец и молвил: «Не нужно меня страшиться — я христианин и правитель данного места, именуют меня Даниилом, князем Московским, по воле Господней я положен здесь. Молви от меня великому князю Иоанну: сам ты тешишь себя, а меня позабыл, но не запамятовал меня Господь». С тех самых времен великий князь вынес решение распевать соборные панихиды по родным — князьям. В годы, когда бразды правления были в руках у царя Иоанна Грозного, при гробе преподобного Даниила излечился умирающий сын коломенского купца. Царь был настолько поражен чудом, что восстановил старинный Данилов монастырь и постановил каждый год производить митрополиту с благородным собором крестный ход к месту захоронения благоверного князя и распевать там панихиды.

В 1652 году благоверный князь Даниил прославился обретением священных бессмертных мощей, которые тридцатого августа перенесли в церковь имени Святых Вселенских Соборов.

Святые мощи расположили в раке «на прославление Святыня Троицы и на излечение немощствующих».

Находятся в Даниловском Ставропигиальном мужском монастыре, г.Москва.

Память святого благоверного князя Даниила Московского совершается два раза в году: 17 марта (4 марта ст. ст.) — в день блаженной кончины и 12 сентября (30 августа ст. ст.) — в день обретения нетлен­ных мощей. Святой благоверный князь Даниил Московский (1261-1303) — младший сын Александра Невского и первый удельный князь Московский, является родоначальником московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Ему удалось значительно укрепить небольшое Московское княжество и начать дело объединения русских земель вокруг Москвы.

Житие святого благоверного князя Даниила Московского

Святой благоверный князь Даниил Московский родился в 1261 году в городе Владимире. Он был четвертым сыном благоверного князя Александра Невского и праведной Вассы. Лаврентьевская летопись упоминает годом рождения Даниила 6769 (1261 г.): «родися Олександру сынъ, и нареша имя ему Данилъ». Даниил был назван так в честь святого Даниила Столпника, память которого отмечается 11 декабря (то есть он, возможно, родился в ноябре-декабре). Этот святой всю жизнь оставался покровителем князя — он изображал его на печатях и возвел в его честь монастырь.

В двухлетнем возрасте Даниил лишился отца, время преставления матери в летописях не указывается, но известно, что у окрестных жителей она почиталась праведницей. Рос мальчик кротким и незлобивым. Подобно своему отцу, Даниил любил храм Божий, молитву и церковное пение. Как полагалось княжескому сыну, он был обучен светским наукам, воинскому искусству и делу управления подданными. Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании маленького Даниила тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока тот занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1272 году.

После смерти дяди Ярослава Ярославича, когда Даниилу исполнилось 10 лет, его братья выделили ему, как самому младшему, для княжения бедное и незначительное Московское княжество — худшее из наследий Александра Невского, сравнительно с Владимиром, Переяславлем, Суздалем и другими отчинами. Но, пришедши в совершенный возраст, бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил сумел существенно возвысить и уве­ли­чить его, однако не пу­тем неправ­ды и на­си­лия, а ми­ло­сер­ди­ем и ми­ро­лю­би­ем. Из бедной деревушки на берегах реки Москвы выросла первопрестольная столица Москва; скудный московский удел угодника Божия Даниила ещё при жизни его сделался Великим княжеством Московским, а сам он стал первым Великим Князем Московским.

Князь Даниил Московский. Миниатюра из Царского титулярника, 1273 год

В то время Русь переживала очень непростое время. С одной стороны тяготело монголо-татарское иго, с другой — русскою землю опустошали княжеские междоусобицы. Благоверный князь Даниил имел от природы очень мирный характер, старался избегать кровопролития, выступал как миротворец, призывая русских князей к объединению. Так, например, в 1283 году благодаря вмешательству Даниила удалось избежать междоусобной брани между его старшими братьями, Андреем и Димитрием, когда они спорили за право княжения во Владимирской земле. Но в 1293 году неспокойный Андрей вновь поднял руку на своих братьев, причем предательски привёл орды татар, во главе с Дюденем («Дюденева рать»), которые разграбили и опустошили множество русских городов: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь. Тогда святой князь решился впустить их в Москву, чтобы спасти народ от гибели, так как не было сил противостоять такому многочисленному врагу. Князь не покинул свой народ в это тяжёлое время, но вместе со всеми переживал тяготы разорения и разбоя. А когда враги ушли из города, оставив после себя пепелище, Даниил раздал своё личное имущество пострадавшим горожанам.

Вскоре после этого воинственный Андрей, правивший при поддержке татар во Владимире, пошёл с войском на Переславль-Залесский. Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден в 1296 г. выступить сильной ратью в союзе со своим дядей, тверским князем Михаилом, против своего брата близ места, называемого Юрьево Толчище, но и здесь стремление к миру победило и кровопролития удалось избежать. Брату же своему, столь злодейски предавшему христиан в 1293 году татарскому хану, не мстил за обиду и благодушно простил ему его злой поступок. Столь неизменное человеколюбие и добродушие Даниила смягчило сердце тревожного брата его Андрея, так что он не только помирился с ним, но и передал ему в 1296 году власть свою и титул Великого Князя.

В 1300 го­ду, ко­гда Ря­зан­ский князь Кон­стан­тин Ро­ма­но­вич, при­звав на по­мощь та­тар, за­ни­мал­ся тай­ны­ми при­го­тов­ле­ни­я­ми к вне­зап­но­му на­па­де­нию на зем­ли Мос­ков­ско­го кня­же­ства, пре­по­доб­ный Да­ни­ил по­шел с вой­ском к Ря­за­ни, раз­бил непри­я­те­ля, взял в плен Кон­стан­ти­на и ис­тре­бил мно­же­ство та­тар. Это бы­ла пер­вая по­бе­да над та­та­ра­ми, по­бе­да негром­кая, но за­ме­ча­тель­ная — как пер­вый по­рыв к сво­бо­де. Раз­бив Ря­зан­ско­го кня­зя и рас­се­яв его со­юз­ни­ков — та­тар, бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил не вос­поль­зо­вал­ся по­бе­дою, чтобы отобрать чу­жие зем­ли или взять бо­га­тую до­бы­чу, как это бы­ло при­ня­то в те вре­ме­на, а по­ка­зал при­мер ис­тин­но­го нес­тя­жа­ния, люб­ви и бра­то­лю­бия. Ни­ко­гда не брал­ся свя­той князь за ору­жие, чтобы за­хва­тить чу­жие зем­ли, ни­ко­гда не от­ни­мал соб­ствен­но­сти у дру­гих кня­зей ни на­си­ли­ем, ни ко­вар­ством. За это Гос­подь рас­ши­рил гра­ни­цы его вла­де­ний. Иоанн Ди­мит­ри­е­вич, князь Пе­ре­­с­лав­ля-За­лес­ско­го, пле­мян­ник Да­ни­и­ла, крот­кий, бла­го­че­сти­вый и бла­го­тво­ри­тель ни­щих, ува­жал и лю­бил сво­е­го дя­дю. В 1302 го­ду, уми­рая без­дет­ным, он пе­ре­дал свое кня­же­ство свя­то­му Да­ни­и­лу. Пе­ре­с­лав­ская зем­ля вме­сте с Дмит­ро­вым бы­ла по­сле Ро­сто­ва пер­вой как по чис­лу жи­те­лей, так и по кре­по­сти глав­но­го го­ро­да, однако свя­той князь Даниил не стал пе­ре­но­сить сто­ли­цу кня­же­ства в бо­лее силь­ный и зна­чи­тель­ный по то­му вре­ме­ни Пе­ре­­с­лавль. Это при­со­еди­не­ние вы­дви­ну­ло Мос­ков­ское кня­же­ство в чис­ло наи­бо­лее зна­чи­тель­ных. Здесь бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло объ­еди­не­нию Рус­ской зем­ли в еди­ную мощ­ную дер­жа­ву.

Можно отметить три наиболее важных события в расширении Московского княжества при Данииле Московском:

  • 1301 год — присоединение Коломны
  • 1302 год — присоединение Переславля
  • 1303 год — присоединение Можайска

Таким образом, вся Москва-река от истоков до устья вошла в состав Московского княжества.

Благочестивый князь Даниил немало потрудился также и для православной церкви. Исследователь истории Кремля Александр Воронов упоминает предание, что в первый год своего княжения он устроил Спасо-Преображенскую церковь в Московском Кремле.

В 1282 году князь Даниил основал монастырь в честь своего небесного покровителя — прп. Даниила Столпника — в Замоскворечье, на правом берегу реки Москвы, на южной Серпуховской дороге. Монастырь получил его имя — Даниловский, позднее официально назывался Свято-Данилов Спасский. Предание гласит, что в 1300 году в Даниловом монастыре была учреждена первая в Московском княжестве архимандрития.

Благоверный князь с усердием возводил архиерейские дома, церкви и монастыри, достойные принимать митрополитов; перестраивал деревянные церкви в камне. Этот задел, продолженный его наследниками, приведёт к окончательному официальному перенесению церковной верховной власти в Москву в 1325 году.

Кроме строительства зданий, Даниил создавал коммуникации. Построенная при его правлении Большая ордынская дорога объединила различные направления, усилив роль Москвы как перекрёстка торговых путей.

В 1303 го­ду, в 42-хлетнем возрасте, свя­той Да­ни­ил тя­же­ло за­бо­лел. Он при­нял ве­ли­кую схи­му и за­по­ве­дал по­хо­ро­нить себя в основанном им Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. По глу­бо­ко­му сми­ре­нию он хо­тел быть погребенным не в церк­ви, а на об­щем мо­на­стыр­ском клад­би­ще. Скон­чал­ся бла­го­вер­ный князь 4 мар­та. О месте его захоронения существуют две версии. Одна восходит к сгоревшей в 1812 году в занятой французами Москве пергаментной Троицкой летописи. В своё время эту летопись видел Н. М. Карамзин, который сделал из неё выписку о смерти Даниила Александровича. Эта выписка завершалась словами: «положенъ бысть въ церкви св. Михаила на Москвѣ». Таким образом, местом погребения Даниила послужил, согласно Троицкой летописи, Архангельский собор в московском Кремле. Этой же версии придерживается Лицевой летописный свод.

Преставление святого благоверного князя Владимира. Миниатюра из Лицевого летописного свода

Вторая версия изложена в Степенной книге. Там утверждается, что Даниил был захоронен на братском кладбище Данилова монастыря.

Прославление и почитание святого князя Даниила Московского

В 1652 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил был про­слав­лен об­ре­те­ни­ем свя­тых нетлен­ных мо­щей, ко­то­рые 30 ав­гу­ста бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь в честь Свя­тых Отец Се­ми Все­лен­ских Со­бо­ров. С 1917 по 1930 год они находились в Троицком соборе; в 1930 г. перенесены в храм Воскресения Словущего за южной стеной монастыря. Судьба мощей князя Даниила после закрытия церкви Воскресения Словущего остаётся неизвестной. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.

Соборный храм Семи Вселенских Соборов с церковью Даниила Столпника (РПЦ)

Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Платон († 1812) в со­став­лен­ном им Жи­тии свя­то­го кня­зя пи­шет: «Сей-то пер­во­на­чаль­ный ос­но­ва­тель по­ло­жил на­ча­ло ны­неш­не­му ве­ли­чию Моск­вы, про­ло­жив для это­го ти­хи­ми сто­па­ми толь­ко ма­лую сте­зю. Ибо как и вся­кое зда­ние, со­ору­жа­е­мое не с чрез­вы­чай­ной по­спеш­но­стью, а толь­ко с боль­шим ис­кус­ством и ста­ра­ни­ем, по­лу­ча­ет осо­бую твер­дость и неру­ши­мо пре­бы­ва­ет дол­гое вре­мя; и как де­ре­во, мно­го ве­ков рас­ту­щее, на­чав преж­де с ма­ло­го пру­ти­ка, по­не­мно­гу утол­ща­ет­ся, и вет­ви его рас­про­стра­ня­ют­ся да­ле­ко окрест, так и гра­ду это­му над­ле­жа­ло воз­рас­ти от ма­лых, но твер­дых на­чал, чтобы пер­вый его блеск не омра­чил очи за­вист­ву­ю­щих и чтобы в пер­вое вре­мя не по­тря­стись и не пасть ему ско­рее, чем оно воз­рос­ло в свою вы­со­ту. Так преду­го­то­вил сей ве­ли­кий град ос­но­ва­тель, дав ему, хо­тя ма­лое, но не пре­ры­ва­ю­ще­е­ся ни­ка­ким ду­но­ве­ни­ем вет­ра си­я­ние, и предо­ста­вил боль­шую сла­ву его воз­вы­ше­ния сво­е­му сы­ну ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну Да­ни­ло­ви­чу, про­зван­но­му Ка­ли­той».

Свято-Данилов Спасский монастырь

Основанный святым князем Данилов монастырь является одним из древнейших в Москве и имеет непростую историю. После смерти благоверного князя, около 200-х лет он находился практически в забвении, так как по приказу Ивана Калиты был перенесен в Кремль в храм Спаса-на Бору, а на месте обители стоял только храм Даниила Столпника. За эти годы стерлась даже память о том, что здесь когда-то был монастырь, да и сама могила князя была утеряна.

Свято-Данилов монастырь (РПЦ). Москва. Современный вид

В правление Иоанна III произошло первое напоминание о святости Даниила Московского. Тогда одному юноше из свиты Великого князя Иоанна явился какой-то незнакомый человек, который сообщил о том, что он христианин и господин этому месту, имя его Великий князь Даниил Московский. И просил передать князю Иоанну:

«Себя ты утешаешь, а меня забыл, но не забыл меня Бог».

Князь Иоанн после этого указал совершать соборные панихиды и божественные службы в честь своих предков — Великого князя Даниила и всех сродников.

Второе явление святого князя Даниила случилось при сыне Иоанна III, Великом князе Василии. Тогда, проезжая в свите мимо церкви святого Даниила, князь Шуйский захотел сесть на своего коня с одного из могильных камней. Но вдруг ему явился незнакомец, который сообщил:

«Не дерзай с камня сего садиться на коня своего. Знай, что здесь лежит Великий князь Даниил».

На что Шуйский произнес: «Мало ли лежит здесь князей». После этой дерзости конь вздыбился, упал на землю, придавил Шуйского и издох, а сам князь только чудом остался жить. После этого он раскаялся о своих словах и повелел петь молебен о своем прегрешении. После панихиды по Великому князю Даниилу князь получил здравие и потом всю жизнь почитал князя Даниила, как святого.

Третье напоминание о святом Данииле Московском было при царе Иоанне Грозном, который был его потомком в девятом поколении.

Один купец вместе с больным сыном на лодке плыли в Москву и проплывали как раз мимо Даниловской церкви. Сын уже был при смерти, тогда купец отнес его на могилу святого Даниила и положил на надгробный камень, а «сам же с великою верою и со многими слезами» молился Богу, призывая в помощь святого угодника князя Даниила. Внезапно сын, как от сна проснувшись, открыл глаза и встал совершенно здоровым.

В период царствования Иоанна Грозного монастырь был возрожден на прежнем месте, и его центром стал новый храм Семи Вселенских Соборов. Это была первая каменная постройка в обители.

Храм Семи Вселенских Соборов с его семью приделами — единственный в своем роде не только в России, но и во всем христианском мире. Он должен был стать духовным центром для семи соборных церковных округов Москвы, или, как выражается летопись, «на собрание священником и диаконом о духовных советех». Этот храм явился как бы московским «Собором соборов», как и Москва явилась для русских Третьим Римом, заменившим «семихолмные» столицы древности — Рим и Константинополь.

18 мая 1561 года святитель Макарий Московский освятил храм в присутствии царя Ивана Грозного и царевичей Иоанна и Феодора. С тех пор в этот день ежегодно Иван Грозный посещал монастырь с митрополитом Московским и всем столичным духовенством. Тогда же монастырь обнесли каменными стенами, превратив его в неприступную крепость, преграждавшую путь врагам. У этих стен шли битвы и с войсками крымских татар, и с «ворами» Смутного времени.

При Петре I обитель прп. Даниила, как и многие другие монастыри России, использовалась в качестве места заключения по епитимии. При Екатерине II монастырь несколько расширился: возглавлял его настоятель-архимандрит, в послушании у которого находились пять иеромонахов, два иеродиакона и три монаха.

Известным почитателем памяти святого князя Даниила был знаменитый церковный иерарх екатерининской эпохи митрополит Московский Платон (Левшин). Он отредактировал и издал первую службу святому князю, отныне читаемую в день памяти святого, 4 марта. Митрополит Платон опубликовал и житие святого князя Даниила. При митрополите Платоне обитель начала свое «социальное» служение: в ней была устроена богадельня.

К этому же времени (1792—1800-е годы) относится настоятельство в Даниловом монастыре архиепископа Никифора Феотоки. Уроженец острова Корфу, он был крупным ученым и много потрудился для примирения старообрядцев с Русской Православной Церковью. Его могила сохранялась в обители до 1930-х годов. Ныне здесь установлен памятный крест неподалеку от предполагаемого места захоронения архиепископа.

В 1852 году на монастырском кладбище, где обычно погребали купцов и разночинцев, жителей Замоскворечья, был похоронен Николай Васильевич Гоголь. Затем здесь нашли свое последнее пристанище такие известные деятели русской культуры, как А. С. Хомяков с супругой, А. И. Кошелев, Н. М. Языков, Д. А. Валуев, В. А. Черкасский, Д. Ф. Самарин, Н. С. Тихонравов.

В новой истории, во время гонений на Церковь в XX веке, как и другие православные храмы и монастыри, Данилов подвергся разграблению в ходе так называемого «изъятия церковных ценностей». Газета «Правда» сообщала в 1922 году: «С 21 марта по 5 апреля 1922 г. из монастыря было изъято 32 пуда 32 фунта 11 золотников золотых и серебряных изделий». Богоборцы постепенно закрывали монастырские храмы. В 1929 году они передали под мучной склад Троицкий собор. К этому же времени относится таинственное исчезновение мощей святого князя Даниила.

В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт. Территорию обители занял приемник-распределитель для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Храм Святых Отцов переоборудовали в тюрьму. Новые обитатели монастырских помещений за полвека привели его в состояние полной разрухи. Осенью 1982 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен предложил властям вернуть обитель Церкви, мотивируя свою просьбу приближающимся празднованием 1000-летия Крещения Руси. Решением Совета министров СССР Данилов монастырь в 1983 году передали Церкви. В настоящее время в монастыре находится семь действующих храмов: церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, храм преподобного Даниила Столпника, церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Троицкий собор, церковь во имя преподобного Серафима Саровского, храм преподобного Симеона Столпника и храм в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Данилов монастырь имеет статус ставропигиального, то есть настоятелем его является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник в сане архимандрита. Данилов монастырь по своему уставу общежительный — общая молитва, труд и трапеза монахов. Богослужения совершаются ежедневно. Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, в местах заключения, преподают в светских и духовных высших учебных заведениях. При монастыре действуют воскресная школа, катехизические курсы для взрослых, издательство «Даниловский благовестник», экскурсионная служба, разные мастерские. Организован «Телефон доверия».

Святой благоверный князь Даниил Московский. Иконы

Святой князь нередко изображается в монашеском облачении, помимо этого распространен образ с изображением в одной из рук Даниловского монастыря.

Святой князь Даниил Московский. Современная икона

Особым значением икона Даниила Московского пользуется у людей, которые занимаются управлением и руководством, ведь святой является примером мудрого руководства, которое не только не противоречит вере, но и согласуется с идеалами христианского делания. Помимо этого молятся перед иконой Даниила, когда требуется разрешить различные споры или просить о защите родной земли. Поэтому князь считается также защитником Руси и к нему обращаются в дни смуты или чего-то подобного.

Святой князь Даниил Московский. Фрагмент фрески Архангельского собора Московского Кремля, 1652-1666 гг.Святой князь Даниил Московский. 1652–1666 гг. Фреска Архангельского собора Московского Кремля, МоскваСвятой блг. кн. Даниил Московский со своими родителями — св. блг. кн. Александром Невским и праведной Вассой. Настенная роспись XIX века из храма Покрова Богородицы Московского Свято-Данилова монастыря

Святой благоверный князь Даниил Московский. Храмы

Старообрядческих храмов во имя благоверного князя Даниила в настоящее время не существует.

В Русской Православной Церкви насчитывается 19 храмов в честь благоверного князя Даниила Московского. Самый древний престол — придел в Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве (1685-1687).

Святой благоверный князь Даниил Московский в искусстве

Святому благоверному князю Даниилу посвящён исторический роман «Младший сын» писателя Д. М. Балашова.

В 1997 году в ознаменование 850-летия основания Москвы на площади Серпуховской заставы установлен памятник князю Даниилу Московскому работы скульпторов А. Коровина и В. Мокроусова, архитектора Д. Соколова. Князь в левой руке держит храм, в правой — меч. Оружие Даниил держит не в боевой готовности, желая показать, что распри, войны и кровопролития — деяния, не угодные Богу.

Памятник князю Даниилу Московскому в Москве

На постаменте памятника барельеф с надписью: «Святой Благоверный великий князь Даниил Московский 1261—1303».

Святой благоверный князь Даниил Московский. Художник: Виталий Графов. 2012 г. Холст, масло

Многим верующим святость кажется чем-то далеким и недостижимым. «Конечно, он свят по этим и этим обстоятельствам.. конечно, ему даровал милость Господь быть святым».. – говорят они. На самом деле святости может достичь каждый человек, и православная вера знает массу тому примеров. Более того, для обретения этого статуса совсем не требуется монашеский или священнический чин, требуется только вера и воплощение Божьей истины на земле. Подтверждением этому факту является личность и иконы Даниилы Московского, который по сей день почитается во многих храмах и вдохновляет прихожан.

История Даниила Московского

Действительно, этот святой имел знатное происхождение – младший сын Александра Невского, который первым удостоился стать удельным князем московским. Однако действительно ли такое положение давало в те времена (вторая половина 13 века) какие-то преференции и облегченный путь к святости? Скорее наоборот.

Времена монгольской орды, Русь раздирается не только ханством, но и самими князьями, они подобно крысам в клетке, забыв о милосердии и собственной роли перед людьми и родной землей, впадают в склоки и междоусобицы. Основная цель – захватить побольше земли и ресурсов, получить привилегии для себя и собственного княжества, отдать остальных на поругание монголам. Уступчивость и мягкость является признаком слабости, а подлость (к примеру, обратиться за помощью к ханству, чтобы воевать с другими князьями) распространена повсюду.

Согласитесь, в таких обстоятельствах не так легко стать святым, тем более князю, которому нужно заботиться о собственной земле. Тем не менее, князь Даниил бережно хранит веру и поступает благоразумно в отличие от остальных. Благодаря этому заключается не только множество выгодных и полезных союзов, но и увеличивается Московское княжество, также Даниила зовут княжить и в другие города.

Часто, когда Даниил оказывался где-то с войском, ему удавалось провести грамотные переговоры и завершить дело миром. Такое отношение было вызвано повышенной заботой о людях, но никак не слабостью и тем более не страхом. Святой князь, когда нужно мог исполнить свою роль и этот факт проявится в противоборстве с рязанским князем (Константин Романович), после которого войско рязанское было разбито.

Даниил имел все возможности захватить Рязань, присвоить себе богатства города и даже поработить людей – так бы сделал практически каждый князь. Однако святой не чинит ущерба, он оставляет Рязань с миром и возвращается к себе в княжество.

Таким образом, он не чурался исполнения своего дела земного, но всегда стремился действовать в интересах людей, проявлять подлинную милость и в этом проявлялась его духовная сила.

Описание иконы Даниила Московского

Святой князь нередко изображается в монашеском облачении, так как практически перед собственной кончиной он принял монашество. Помимо этого распространен образ с изображением в одной из рук Даниловского монастыря. Этот монастырь создал сам князь, назвав в честь святого Даниила столпника.

Особым значением икона Даниила Московского пользуется у людей, которые занимаются управлением и руководством, ведь святой является примером мудрого руководства, которое не только не противоречит вере, но и согласуется с идеалами христианского делания. Помимо этого молятся перед иконой Даниила, когда требуется разрешить различные споры или просить о защите родной земли. Поэтому князь считается также защитником Руси и к нему обращаются в дни смуты или чего-то подобного.

В чем помогает икона Даниила Московского

Икона святого Даниила помогает в примирении различных противоборствующих сторон. Как вы помните, князь всегда умел отыскать выгодное решение для каждой стороны и поддерживал мир. Поэтому ему молятся часто для того чтобы простые бытовые неурядицы разрешились лучшим образом:

  • земельные и имущественные споры;
  • споры с соседями или родственниками;
  • выборы начальников и руководства – помогает принять лучший вариант.

Нередко Даниил Московский помогает в том, чтобы обрести собственное жилище или решить какой-то вопрос с недвижимостью. Помогает улучшить отношения с начальством.

При этом нужно помнить, что святой Даниил принимает сторону высшей справедливости, поэтому и помогает тем, на чьей стороне истина.

Молитвы святому благоверному князю Даниилу Московскому

Церкве Христовы похвало высокая, града Москвы стено необоримая, державы Российския Божественное утверждение, преподобне княже Данииле! К раце мощей твоих притекающе, усердно молим тя: призри на нас, память твою воспевающих и с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром страну нашу, грады и веси ея и обитель сию добре да сохранит, благочестие и любовь в людех твоих насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя. Всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвами твоими, яко да прославляем дивнаго во святых Своих Христа, Бога нашего, во веки веков. Аминь.

О угодниче Божий, святый благоверный княже Данииле, сада Христова благовонный цвете, Неба церковнаго кроткая звездо, земли нашея небесный уме, града Москвы и державы нашея мудрый здателю, теплый к Богу молитвенниче, скорый в помощи, милостивый в нуждах! К тебе припадаем и тебе молимся: буди предстатель наш пред Престолом Божия славы неусыпный. Собери нас друг ко другу, да печали ближняго своего кийждо любовию нелицемерною приобщается. Онебеси ум наш, да, иго тяжкое земных попечений отвергше, бремя легкое Христова Евангелия возлюбим. Открый очи наши, да узрим нетленную красоту Господню и да не отчуждени будем жизни Божия. Тихость Духа Божия да соблюдет сердца наша. Весна покаяния да украсит дела наша. Княже милостивый и щедрый, сохрани страну нашу, град твой и зде молящихся тебе от всякия напасти, от враг видимых и невидимых, от губительства и глада, от междоусобныя распри и внезапныя смерти. Отверзи нам двери милосердия Божия и избави нас от всякаго зла. Под крепкий покров благостыни твоея прибегающе, молим: буди нам тихое пристанище в скорбех. Остени нас молитвами твоими. Соблюди нас от падений греховных и заблуждений, да сердцем сокрушенным, духом смиренным в печали и радости присно зовем: Господи, предстательством преподобнаго Твоего помилуй нас. Аминь.

О преподобне княже Данииле, к иконе твоей притекающе, усердно молим тя: призри на нас (имена), с верою под кров молитв твоих прибегающих. Пролей теплое твое ходатайство ко Спасу всех, яко да утвердит миром приход сей и храм сей добре да сохранит, благочестие и любовь в людех православных насаждая, злобу же, междоусобие и нравов развращение искореняя; всем же нам вся благая ко временному животу и вечному спасению даруй молитвам твоими, яко да прославляем дивнаго во святых своих Христа Бога нашего вкупе со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх