Помост

Вопросы веры

Даниловский монастырь Москва

Содержание

Даниловский монастырь в Москве: как добраться, расписание богослужений, официальный сайт

Адрес Даниловского монастыря

Москва, Россия, 115191, ул.Даниловский вал, д.22. Звонить можно только по рабочим дням. Телефон 8 (495) 961-14-80.

Как добраться до Даниловского монастыря

  • Станция метро Тульская. Последний вагон из центра. Выйдя из метро, повернуть назад и дойти до трамвайных путей. Затем повернуть направо и идти прямо до монастыря.
  • От станции метро Павелецкая ехать на любом трамвае до остановки Свято-Данилов монастырь.
  • Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00.
  • В монастыре нет гостиницы и нет возможности разместить паломников.

Расписание богослужений Даниловского монастыря

В седмичные дни

  • С понедельника по пятницу, в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов
    • 6:00 Братский молебен, Полунощница.
    • 7:00 3-й и 6-й Часы, Божественная литургия.
    • 17:00 9-й Час, Вечерня, Утреня, 1-й Час.
    • (Великим постом с понедельника по четверг начало вечернего Богослужения в 16:30.)
  • В субботу
    • 6:45 3-й и 6-й Часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.
    • 8:45 3-й и 6-й Часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе.
    • 16:45 Всенощное бдение в Троицком соборе
  • В воскресные дни
    • 6:30 3-й и 6-й Часы, ранняя Божественная литургия — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.
    • 8:45 3-й и 6-й Часы, поздняя Божественная литургия — в Троицком соборе.
    • 17:00 9-й час, Вечерня, Утреня, 1-й час — в храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов.

Молебны и акафисты

  • Акафисты совершаемые от недели Всех Святых до недели Праотец (предпоследнее воскресенье перед Рождеством Христовым):
    • Благоверному князю Даниилу Московскому – по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе;
    • Преподобноисповеднику Георгию Даниловскому – каждое первое воскресенье месяца в 17:00 (вместо акафиста князю Даниилу) – в Покровском храме;
    • иконе Божией Матери «Троеручица» и Покрову Пресвятой Богородицы поочередно – по пятницам в 17:00 в Троицком соборе.
  • Пассия (совершается Великим постом) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.
  • Акафист Воскресшему Господу (совершается от Светлой седмицы до отдания Пасхи) по воскресеньям в 17:00 в Троицком соборе.

Заказные молебны, акафисты и панихиды

  • По будням:
    • 9:30 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому, по окончании — заказная панихида.
    • 13:30 заказные молебны.
  • По воскресеньям и большим праздникам:
    • 12:00 водосвятный молебен с акафистом св.блгв.кн.Даниилу Московскому.
  • Заказные молебны и панихиды не совершаются на 1-й седмице Великого поста, на Страстной и Светлой седмицах.
  • Молебен иконе Божией Матери «Неупиваемая чаша» и св. блгв. князю Даниилу Московскому в часовне князя Даниила на площади «Серпуховская застава» (вблизи от северного выхода из метро Тульская) совершается еженедельно по средам в 17:00.

Таинство исповеди

  • С понедельника по пятницу – в 7:00 в храме Св. Отцов. Великим постом исповедь проводится только в те дни, когда совершается Литургия преждеосвященных Даров.
  • По субботам
    • 7:00 – в храме Св. Отцов;
    • 8:30 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи;
    • 17:00 — в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.
  • По воскресеньям и большим праздникам — в 6:30 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.
  • Накануне больших праздников, когда совершается Всенощное бдение с Литией, — в 17:00 в храме Рождества пророка Иоанна Предтечи.

Таинство Освящения елея – Соборование

Совершается только во время Великого поста кроме первой недели по четвергам в 17:00 в Троицком соборе.

Псалтирь

В храмах монастыря за свечным ящиком можно заказать Псалтирь, которая читается на монастырском подворье в Рязанской области. (Чтение не постоянное, т.е. это не тот случай, когда Псалтирь «неусыпаемая».)

Мощи святого князя Даниила

Сведения о святых мощах, чтимых иконах и других святынях, хранящихся в Даниловом монастыре.

Большинство святынь, хранящихся в настоящее время в Даниловом монастыре, было передано в обитель после ее возрождения в 1983 году. Особенно много святынь поступило в середине 1980-х годов, когда Данилов был единственной иноческой обителью, возвращенной Русской Православной Церкви после почти 70-летнего периода гонений. Верующие восприняли открытие Данилова как первую весть о наступлении благоприятнейших для Церкви времен. Со всех концов страны, из действующих храмов, светских организаций, от архиереев, священнослужителей, благочестивых мирян в монастырь стали поступать святые мощи угодников Божиих, древние и новые иконы, другие священные предметы. Многие святыни были переданы как пожертвования. В обитель также вернулось несколько чтимых икон, принадлежавших прежнему Данилову, и частицы мощей его основателя благоверного князя Даниила. В настоящем очерке даются краткие сведения лишь о главных монастырских святынях.

Главной святыней Данилова монастыря являются святые мощи его основателя благоверного князя Даниила Московского. Мощи святого Даниила были обретены в 1652 году и хранились в обители до 1930 года, когда был закрыт последний монастырский храм. Затем некоторое время они находились в церкви Воскресения Словущего, что рядом с Даниловым монастырем. В 1932 году этот храм также был закрыт, и мощи святого князя исчезли. В настоящее время в Даниловом монастыре имеется несколько частиц мощей святого Даниила, помещенных в раку, ковчег и иконы.

Рака с частицами мощей святого князя Даниила

Частицы мощей благоверного князя Даниила, помещенные в раку, были переданы Данилову монастырю Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II 17 марта 1995 года. История их восходит к 1920–1930-м годам. Мощи в ковчежце, похожем на пенал, с неумелым, но благоговейно выполненным изображением святого князя Даниила, принадлежали архиерею, имя которого осталось неизвестным. В 1930-е годы, находясь в ссылке на севере, он передал их профессору И. Е. Аничкову, который хранил святыню в течение многих лет, а незадолго до своей кончины отдал ее академику Д. С. Лихачеву, наказав вернуть мощи в Данилову обитель в благоприятное время. Д. С. Лихачев вверил святые мощи протоиерею Иоанну Мейендорфу, который для большей сохранности увез их в США, а в 1995 году вернул Русской Православной Церкви. Рака находится в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, под северной аркой.

Ковчег с частицами мощей святого князя Даниила

Частицы мощей благоверного князя Даниила, принадлежавшие последнему до закрытия настоятелю обители архиепископу Феодору (Поздеевскому, † 1937), были переданы Данилову монастырю предстоятелем Автокефальной Православной Церкви в Америке митрополитом Феодосием 30 мая 1986 года. Ковчег находится в Троицком соборе, у центрального северо-восточного столпа.

Иконы святого князя Даниила с частицами мощей

В Покровском храме находятся две иконы с частицами мощей благоверного князя Даниила. Большой образ, написанный в 1980-е годы игуменом Зиноном (Теодором), находится на столпе между иконостасами; мощи, помещенные в эту икону, были переданы в монастырь вскоре после его открытия из Оренбургской епархии. Другая икона с частицей мощей − аналойная, небольшого размера, находится на аналое посреди храма — для поклонения.

Рака с мощами преподобноисповедника Георгия (Лаврова)

Преподобноисповедник Георгий († 1932) пострадал за Христа в годы гонений на Церковь, воздвигнутых в России богоборческой властью. Воспитанник знаменитой Оптиной пустыни, в годы революции архимандрит Георгий был настоятелем Мещовской Георгиевской обители в Калужской епархии. Промыслом Божиим избавленный от верной смерти, в 1920-е годы он нес послушание духовника и старца в Даниловом монастыре. За пастырский подвиг был сослан в Казахстан. Умер в Нижнем Новгороде на обратном пути из ссылки. Прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году. Память его совершается 21 июня / 4 июля (день преставления). Честные мощи преподобного Георгия были обретены вскоре после прославления, осенью 2000 года. Деревянная резная рака с мощами преподобного Георгия, находится в Покровском храме.

Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского

Ковчег с мощами благоверного князя Александра Невского хранится в Троицком соборе обители, у центрального юго-восточного столпа.

Ковчег с частицей мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских

Частица мощей святителя Николая Мирликийского, Чудотворца, подарена монастырю в 1991 году. Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского

Ковчег находится в приделе князя Даниила храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Иконы преподобного Серафима Саровского

В течение 12-и лет в Серафимовской церкви, устроенной в монастырской стене у Святых врат, хранилась келейная икона настоятельницы подмосковного Серафимо-Знаменского скита схиигумении Фамари (Марджановой, † 1935). Икона, написанная в 1912 году, была передана в Данилов монастырь в 1988 году монахиней Евпраксией (Киселевой), родной сестрой монахини Фамари (Протасьевой, † 1987), которая была ученицей и сподвижницей схиигумении Фамари. В 2000 году икона возвращена в возрожденный Серафимо-Знаменский скит, а на месте, где она находилась, помещена точная копия с нее, в которую вложена частица мощей преподобного Серафима. Там же хранятся четки, частичка мантии и часть камня, на котором угодник Божий молился в течение 1000 дней.

Другая икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.

Икона преподобного Сергия Радонежского

Небольшая икона XIX века с частицей мощей находится на аналое в северном приделе Троицкого собора, под большой иконой преподобного Сергия.

Икона великомученика Пантелеимона

Современная икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей находится в Покровской церкви.

Икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

В том же Покровском храме находится икона святителя Луки с частицей мощей. Икона написана в начале XXI века.

Икона блаженной Матроны Московской

Мощи блаженной Матроны, обретенные 8 марта 1998 года, до прославления (2 мая 1999 года) находились в Даниловом монастыре, где происходило их освидетельствование. В настоящее время в обители остались частица мощей блаженной, помещенная в икону. Икона находится в Покровской церкви.

Икона святителя Иоанна Суздальского

Находится в Покровском храме на южной стене.

Чтимые иконы

Три чтимые иконы, ранее находившиеся в Даниловом монастыре, в 1980-е годы были возвращены из церкви Сошествия Святого Духа на Даниловском кладбище, куда они были переданы после закрытия обители в 1930 году. Этот храм не закрывался в годы гонений, и иконы сохранились. В церкви Сошествия Святого Духа осталась еще одна старая даниловская икона — благоверного князя Даниила.

Владимирская икона Божией Матери с акафистом

Это самая древняя из сохранившихся икон Данилова монастыря. Она была написана для первого каменного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, освященного 18 мая 1561 года. В настоящее время Владимирская икона находится в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Икона Божией Матери «Троеручица»

Чтимая икона Божией Матери «Троеручица», написанная в Москве конце 17 – начале 18 века, издревле хранилась в Даниловом монастыре. В настоящее время находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. В 19 веке дважды в год накануне дня празднования иконы «Троеручица» при огромном стечении народа прямо на улице совершалось всенощное бдение. Икона вернулась в нашу обитель в 1980-е годы с большими повреждениями красочного слоя. Кроме того был утрачен первоначальный оклад, состоявший из серебряных венцов и убора из жемчуга и полудрагоценных камней. При возвращении в обитель икона сразу явила свою чудотворную силу – у реставратора за время работы над ней восстановилось зрение. Позже было явлено и еще одно чудо исцеления: во время совершения акафиста перед Троеручицей у одной женщины исцелилась высохшая рука, которой больная не могла ничего делать.

Икона преподобного Иоанна Кассиана Римлянина

Этот почитаемый образ, написанный маслом в середине XVIII века, пожертвован Данилову монастырю его ктитором Г. А. Владыкиным († 1805). Клейма с изображениями жития преподобного написаны настоятельницей Серпуховского Владычнего монастыря игуменией Митрофанией (Розен, 1861–1874 гг.), родители которой похоронены в Даниловом монастыре. До закрытия обители в 1930 году икона помещалась в местном ряду иконостаса в Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Ныне находится в Троицком соборе, на центральном северо-западном столпе.

Другие чтимые иконы — пожертвования монастырю

Эта древняя икона, написанная во второй половине XVI века, была пожертвована в Данилов монастырь в годы его восстановления жителем Москвы, у которого погиб в автокатастрофе младший брат. Погибший собирался принять Таинство Крещения, но смерть настигла его по дороге в храм. В связи с этим трагическим событием и был пожертвован из семейного собрания большой старинный образ Святой Троицы. Это произошло незадолго до освящения Троицкого собора 27 апреля 1986 года, и принесенная в дар икона стала храмовой иконой Троицкого собора. Образ Святой Троицы помещен на центральном юго-восточном столпе храма.

Казанская икона Божией Матери

Икона середины XVIII века, с клеймами, иллюстрирующими «Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани». Помещается в местном ряду иконостаса храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.

Икона Божией Матери «Достойно есть»

Икона находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. На обороте иконы надпись: «Собств. митрополита Нестора, бывшего экзарха Московской Патриархии в Восточной Азии. (Крестовая церковь.) 1959 г.». Митрополит Нестор – выдающийся миссионер, просветитель Камчатки (1885–1962), похоронен в ограде церкви Спаса Преображения в Переделкине.

Икона великомученика Георгия Победоносца

Икона находится в Троицком соборе, на центральном северо-восточном столпе. На оборотной стороне ее сохранилась надпись: «Сия икона сооружена в память войны <…> с Японией на доброхотные средства православных воинов, сражающихся на поле брани, из прихожан села Пущина, в 1905 году. Матвей Климентьев. Алексей Роганов. Тимофей Прокофьев. Савва Павлов. Николай Бычков. Степан Спиридонов. Иван Спиридонов. Иван Климов. Тимофей Дьяков. Дмитрий Кокарев. Иван Дьяков. Терентий Сафонов. Яков Дьяков. Василий Климов. Петр Климов. Яков Дьяков. Григорий Дьяков. Андрей Дьяков. Леонид Дьяков. Александр Жабин».

Икона конца XIX – начала XX века, происходящая из иконописных мастерских Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон, была подарена Данилову монастырю в 1980-е годы жительницей Сергиева Посада. Икона находится в Троицком соборе, на центральном юго-западном столпе.

Башмачок святителя Спиридона Тримифунтского

Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского († ок. 348) с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу). Бархатный башмачок с его мощей подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, в связи с пребыванием в России десницы святителя Спиридона. Святыня хранится в Покровском храме, в отдельном киоте.

Свято-Троицкий Данилов монастырь – это одна из уникальных обителей, основал которую «отец Москвы», князь Даниил, сын Александра Невского. В некрополе этого монастыря был похоронен Николай Гоголь, многие другие известные люди. Сегодня обитель привлекает немало паломников, которые хотят приложиться к мощам Даниила, а также к башмачку Спиридона Тримифунтского, который тоже находится в Даниловском монастыре. На территории монастыря размещены Синодальная резиденция, резиденция Патриарха, Отдел внешних церковных связей. Каков же адрес Данилова монастыря, когда лучше побывать в обители, что о ней стоит знать?

Расположен Даниловский (Данилов) монастырь в Москве, по адресу: улица Даниловский Вал, строение 22.
Телефон обители: 96-11-480, 95-107, 95-56-715, код – 495. Телефон для записи на экскурсии: 95-85-691.
Важно! Звонить сюда можно только в будние дни!

Как лучше добраться до Свято-Даниловского монастыря

  1. Попасть сюда можно как на такси или собственном авто, так и на общественном транспорте.
  2. Если вы решили посетить Даниловский монастырь, необязательно досконально изучать карту столицы, чтобы понять, как добраться до обители на метро. Сделать это можно, доехав до станций Павелецкая или Тульская.
  • В первом случае необходимо сесть на трамвай и доехать до остановки Свято-Данилов монастырь (все маршруты пролегают через нее);
  • во втором – поверните назад после выхода из метро. После того как дойдете до трамвайной остановки, сделайте поворот направо. Никуда не сворачивайте, и вы дойдете до обители.

Посещение обители, режим работы

Посетители могут попасть на территорию монастыря в строго ограниченное время: утром он открывается в 6.00, вечером закрывается в 21.00. Экскурсии для посетителей проводят ежедневно, с 9.00 до 18.00.
Если вы решили посетить эту обитель, помните, что она является действующей, поэтому следует соблюдать такую форму одежды:

  • для женщин – платья или юбки, закрывающие колени; закрытые плечи, покрытая голова (платок, косынка, шапка);
  • для мужчин – закрытые ноги и плечи (в шортах в обитель не пустят), снятый головной убор.

У монастыря есть два подворья: в Измайлово, где располагается высочайший деревянный храм столицы (действующий), а также в Рязанской области, где находится скит во имя Сергия Радонежского. Отправиться туда можно самостоятельно, без экскурсовода.

Расписание богослужений

День недели Богослужение Время начала Храм
Понедельник-пятница Полунощница
Часы, Литургия
Часы, вечерня, утреня
6.00
7.00
17.00
Храм Святых Отцов
Суббота Часы, Литургия
Всенощное бдение
6.45
8.45
17.00
Храм Святых Отцов
Троицкий собор
Троицкий собор
Воскресенье Часы, Литургия
Вечерня, утреня, часы
6.45
8.45
17.00
Храм Святых Отцов
Троицкий собор
Троицкий собор

В дни Великого поста в храме Святых Отцов Свято-Данилова монастыря меняется расписание богослужений: Литургия совершается вместе с вечерней по средам, пятницам и дням, накануне которых проходило полиелейное богослужение, а с воскресенья по четверг утреня и повечерие начинаются в 16.30.

Где остановиться неподалеку

При самом монастыре нет гостиницы для паломников. Здесь также не принимают на ночлег. Неподалеку от обители построена гостиница «Даниловская», которая принимает и паломников, и туристов. Здесь есть одно- и двухместные номера, апартаменты, полулюкс. Можно забронировать места заранее, в том числе и на сайте.

История создания обители

  1. Основал этот монастырь в конце XII века князь Даниил Московский, который позже принял постриг и стал иноком обители (похоронен здесь же). Названа она в честь Даниила Столпника. Это была первая московская мужская обитель.
  2. Через полвека братию перевели в Спасский монастырь при Кремле, а о Даниловой обители забыли на полвека, до времен Ивана Грозного, когда здесь снова возродилась монашеская жизнь. В это время заложили храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – это была первая каменная церковь монастыря.
  3. Уникально и ее посвящение – до этого не было аналогичных православных храмов.
    Позже обитель помогала отражать нападения крымских татар, под ее стенами Василий Шуйский боролся с бунтовщиками. Лжедмитрий II, сбегая из Москвы, поджег монастырь, но его отстроили и обнесли стеной (работы длились более полутора веков).
  4. В 1812 году этот монастырь захватили французы, ограбив его. Позже при обители действовала богадельня для священнослужителей и их вдов.
  5. Некрополь Данилова монастыря был одним из древнейших, и здесь нашли вечный покой многие писатели, деятели искусства, известные люди. В советское время был уничтожен.
  6. Хотя официально обитель закрыли в 1918 году, монашеская жизнь здесь продолжалась еще двенадцать лет. Фактически он перестал действовать последним в столице. Большинство иноков было расстреляно в 1937, а мощи князя Даниила пропали.
  7. В обители были склады, колония для малолетних преступников.
  8. Этот монастырь вернули верующим одним из первых, отреставрировав к тысячелетию Крещения Руси. Были восстановлены храмы, колокольни. В начале XXI века сюда вернули и исторические колокола, которые были выкуплены американским промышленником в тридцатые годы и подарены Гарвардскому университету.

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов – самая древняя церковь монастыря, которая была первой каменной. При освящении первоначального храма присутствовал Иван Грозный. Позже к церкви пристроили трапезную церковь, на сводах которой и возвели новый Святоотцовский храм (предыдущий разобрали из-за ветхости).
  • Троицкий собор – этот храм построили в первой трети XIX века. Имел центральный престол и два придела. Сегодня его возродили в первоначальном виде.
  • Надвратный храм Симеона Столпника – расположен над воротами монастыря, в колокольне, высота которой составляет 45 м.
  • Храм Серафима Саровского – размещена в строении бывшей колокольни, в подклете корпуса больницы. Это был первый московский храм, посвященный этому святому.
  • В Синодальной резиденции Патриарха также действует церковь Всех российских святых.

Святыни Данилова монастыря

В Даниловском монастыре сегодня находятся многие святыни: это и раки и ковчеги с мощами, и иконы с частицами мощей, и чтимые иконы. Значительная их часть была передана обители после возрождения, в середине 80-х годов.

  • Главной святыней обители являются мощи святого Даниила, ее основателя. Здесь находятся рака и ковчег, а также икона с частицами мощей.
  • Также здесь хранится башмачок и ковчег с частицами мощей Спиридона Тримифунтского – в Москве первая святыня оказалась в 2007 году, когда ее передали Данилову монастырю с греческого острова Корфу, где покоится святой. Сделано это было в связи с тем, что здесь же находится его десница.
  • Рака с мощами Георгия (Лаврова) – в 20-х годах был старцем Данилова монастыря, сослан в Казахстан, по пути из ссылки умер.
  • В храмах обители хранятся и ковчеги с частицами мощей святителя Николая и Александра Невского.
  • Из икон, хранимых в обители, стоит назвать иконы Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Пантелеимона, Матроны Московской, – все они с частицами мощей. Здесь же сохраняется частица мантии и четки Серафима Саровского.

Фото и видео Свято-Даниловского монастыря

  • Монастырь поражает своей величественной архитектурой.
  • Стена с башнями была возведена после поджога обители Лжедмитрием.
  • Церковь Святых Отцов уникальна своим посвящением.
  • Троицкий собор – один из центральных храмов обители.
  • Колокольня монастыря с надвратной церковью привлекает внимание и ночью.
  • Восстановили обитель к тысячелетию Крещения Руси.

Данилов монастырь – это обитель, история которой изобилует чудесами, яркими страницами расцвета и черными датами упадка. Она раз за разом возрождалась, а количество святынь в ней увеличивалось. И сегодня сюда едут паломники, чтобы поклониться мощам святых, хранимых здесь.

В Москве и Московской области есть много храмов и монастырей, среди них и Зачатьевский монастырь, о котором вы узнаете перейдя по ссылке ниже: //www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/monastir/moskva/zachatevskij.html Бывали ли вы в Даниловском монастыре? Какой из храмов понравился больше всего? Поделитесь своими впечатлениями в комментариях.

Услуги

Дорогие братья и сестры ! В настоящее время строящийся храм во имя преподобного Серафима Саровского, находящийся по адресу г. Москва, ул. Дубнинская, вл.24, нуждается в нашей с Вами поддержке. Для совершения богослужений ему необходимы утварь, облачения, а также храмовые иконы, и в первую очередь сегодня – это образ святого преподобного Серафима Саровского. Имея соответствующий опыт и заслуженное признание, иконописные производственные мастерские Московского Данилова монастыря могли бы изготовить указанную икону с соблюдением всех канонических требований, необходимого размера, соответствующего художественного уровня и высокого качества производства. Однако, поскольку монастырь не является организацией ни коммерческой, ни бюджетной, и существует только лишь на пожертвования, просим Вас, дорогие братья и сестры, оказать возможное материальное содействие и помощь в написании иконы в иконописной мастерской Данилова монастыря на Ваши пожертвования, для дальнейшей передачи храму преподобного Серафима Саровского в Восточном Дегунино. Будем рады любой возможной от Вас помощи. Храни всех Вас Господь!

Даниловский монастырь в Москве

Владимир Николаевич Киреев. Свято-Данилов монастырь

17 марта Русская Православная Церковь отмечает день кончины святого благоверного князя Даниила Московского. В годы его правления (1276-1303гг.) Москва обрела княжеский престол и стала самостоятельным русским удельным княжеством после присоединения к ней Коломны и Переяславля-Залесского. А сам князь Даниил стал первым великим князем Москвы и «родоначальником московского княжеского дома», по определению русских дореволюционных историков.

В Москве во имя святого князя освящен придел соборного храма Семи Вселенских Соборов Даниловского монастыря, основанного им в Замоскворечье, близ Серпуховской заставы. Это — древнейший, самый первый московский монастырь, устроенный в нашем городе в 1282 году. Хотя есть и другая, менее обоснованная версия, что его основание произошло позднее, в 1298-1300 гг.: тогда первым московским монастырем является Богоявленский близ Кремля в нынешнем Китай-городе, также основанный князем Даниилом в 1296 году (см. нашу публикацию от 19 января с.г.).

Святой князь Даниил Московский был младшим сыном св. Александра Невского. Он родился во Владимире в 1261 году и, уже в одиннадцатилетнем возрасте получил по разделу между братьями Москву. В 1282 году на берегу Москвы-реки он построил церковь во имя св. Даниила Столпника, своего небесного покровителя, и при ней основал мужской монастырь.

Свято-Данилов монастырь. Князь Даниил, помня слова своего отца о том, что «Бог не в силе, а в правде», стремился к миру и миролюбию. Главным делом его жизни было усиление и укрепление Москвы как самостоятельного княжества — уже старший сын св. Даниила Московского, Иван Калита, добился для Москвы ярлыка на великое княжение, и ранее незаметная Москва стала русской столицей до самого времени Петра I.

По примеру отца, перед своей кончиной св. князь Даниил принял иноческий чин и схиму и скончался 4 марта 1303 года (ст.ст.). Согласно его воле, князя похоронили на простом братском кладбище устроенного им Даниловского монастыря — «не в церкви, а в ограде».

Его сын, Иван Калита, в 1330 году перевел отцовский монастырь в Кремль, за неприступные стены, где ему было безопаснее от набегов, и приписал его к собору Спаса на Бору. А старую замосквореченскую обитель с могилой князя Даниила поручил в ведение архимандрита нового кремлевского монастыря. Отдаленная обитель хирела и пустела и вскоре стала именоваться просто «сельцо Даниловское», а гробница князя была со временем заброшена его потомками.

Только при Иване III произошло знаменательное событие, с которого началось постепенное возрождение древнейшего московского монастыря и особое почитание памяти князя Даниила Московского, — еще до обретения его честных мощей и причисления его к лику святых. По преданию, Иван III ехал однажды со своими слугами вдоль Москвы-реки — мимо места, где когда-то была могила князя Даниила. Внезапно под одним всадником споткнулся конь, слуга упал наземь, и ему явился неведомый князь, молвив: «Я господин месту сему, князь Даниил Московский, здесь положенный. Скажи великому князю Ивану: ты сам себя утешаешь, а меня забыл!»

Узнав об этом, великий князь повелел служить соборные панихиды по своим усопшим предкам и раздавать милостыню на помин. С тех пор все московские князья стали служить панихиды по своему прародителю, князю Даниилу.

Храм Святых отцов Семи Вселенских соборов. Фото: www.saintdaniel.ru А вскоре, при сыне Ивана III, великом князе Василии III произошло еще одно чудесное событие. Однажды он со свитой ехал мимо могилы Даниила Московского. Один из сопровождавших его бояр, Иван Шуйский спешился с коня, и никак не мог обратно сесть в седло. Тогда он решил встать на надгробный камень могилы св. Даниила, чтобы было повыше. Один прохожий заметил ему, что тут лежит великий князь Даниил, дабы он не дерзнул с сего камня сесть на своего коня. Шуйский не послушался и все же встал на камень, занес ногу, и конь, внезапно поднявшись на дыбы, рухнул на землю мертвым и придавил боярина — так, что он едва не умер и избежал смерти только после того, как на этом месте, перед могилой отслужили молебен. И все же сам монастырь по-прежнему пребывал в забвении.

Наконец, в годы правления Ивана Грозного, сына Василия III, на могиле князя Даниила чудесно исцелился умирающий. Тогда царь повелел установить ежегодный крестный ход к захоронению св. Даниила и служить о нем панихиды. И главное, он восстановил древний Даниловский монастырь в Замоскворечье, повелев выстроить и освятить новый соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов, стены и братские кельи — и заселить обновленный монастырь иноками. Более того, Даниловский монастырь, прежде подчиненный кремлевскому Спасо-Преображенскому собору, отныне вновь стал самостоятельным.

Есть версия, что новый монастырь был выстроен не точно на том месте, где стоял прежний, с Данииловской соборной церковью, а в пятистах метрах севернее от него. Ученые полагали, что на месте Данииловской церкви, устроенной благоверным князем, потом выстроили ныне существующую церковь Воскресения Словущего в Даниловской слободе.

В 1555-1560 г.г. в Даниловском монастыре был выстроен соборный храм во имя Семи Вселенских Соборов Святых Отец, освященный в мае 1561 года митрополитом Макарием в присутствии Ивана Грозного и его семьи. Царь подарил в новоустроенную обитель Владимирскую икону Божией Матери, письма царского иконописца, на которой в клеймах были портретные изображения самого Иоанна Грозного, его старшего сына царевича Иоанна и митрополита Московского Макария.

Монастырская стена, построенная по велению Ивана Грозного, превратила обитель в боевую крепость. В 1606 году князь Скопин-Шуйский провел здесь удачную военную операцию — собрал сюда все полки, а потом вывел и неожиданно окружил неприятеля. В Смутное время поляки сильно разорили Даниловский монастырь, и он выжил в немалой степени благодаря щедрым вкладам, которые дарили ему все цари с Иоанна Грозного в память о своем предке.

Святой благоверный князь Даниил Московский По преданию, в 1652 году св. князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу — его повелением 30 августа того же года патриарх Никон с собором епископов в присутствии царя вскрыл гробницу князя, и были обретены нетленными его святые мощи. Много народа исцелилось от них в то время. Святые мощи князя Даниила были торжественно перенесены в соборный храм монастыря и упокоены в деревянной гробнице у правого клироса. Тогда же благоверный московский князь был причислен к лику святых, а празднование ему установлено дважды в год — в марте в память о его кончине и в августе (12 сентября по новому стилю) — в день обретения его св. мощей.

В том же XVII веке сам монастырь был сильно укреплен и поновлен. Во-первых, был выстроен новый собор, доживший до наших дней. Долгое время ученые спорили, является ли действующий соборный храм монастыря в своей основе первым сооружением времен Ивана Грозного, или же он был выстроен заново при Алексее Михайловиче. Только при реставрации монастыря были обнаружены остатки фундамента первого собора, возведенного по повелению Грозного — к северу от здания нынешнего собора. Таким образом, выяснилось, что ныне действующий собор Даниловского монастыря был построен во второй половине XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович построил в обители Покровскую церковь. Как писал старинный краевед, она «особенно красива своей архитектурой чисто русского стиля в самом лучшем его периоде».

В конце XVII века Даниловский монастырь обнесли новой красивой стеной из кирпича с башнями. Москвичи даже сравнивали ее с крепостной стеной Кремля. Кроме того, дореволюционные реставраторы обнаружили в этом монастыре множество могильных плит с надписями на иностранных языках. Считается, что древнейшее иноверческое кладбище в Москве было недалеко от Даниловской обители.

Первая служба св. Даниилу была составлена настоятелем монастыря архимандритом Константином в 1761 году, но уже через сорок лет митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Каждое воскресенье перед его святыми мощами читали акафист. И еще в день памяти благоверного князя из кремлевских соборов в замосквореченский монастырь каждый год направлялся крестный ход.

Со временем в соборном храме обители освятили придел во имя св. Даниила Московского, а на его гробницу, перенесенную к левому клиросу, сделали серебряный оклад на пожертвование князя Федора Голицына. Его украли наполеоновские вояки, и в 1817 году св. мощи князя Даниила были положены в новую серебряную раку. На стене помещалась икона св. князя Даниила, писанная в полный рост на бывшей верхней крышке его деревянной гробницы.

Троицкий собор. Фото: www.saintdaniel.ru А трехъярусную церковь св. Даниила Столпника над притвором и папертью соборного храма возвели только в XVIII столетии — в память о первой, древнейшей церкви обители. Именно этот век, как и следующее XIX столетие, называют временем расцвета древнего Даниловского монастыря. Тогда здесь были выстроены колокольня и новые храмы, в том числе и церковь Св. Живоначальной Троицы, возведенная в 1833 году на средства Шустовых и Куманиных. Последние находились в родстве с Федором Михайловичем Достоевским — жена Куманина была теткой писателя и приходилась ему крестной матерью. Троицкая церковь, освященная самим святителем Филаретом, была построена О.И. Бове, незадолго до его смерти и стала одним из последних сооружений великого архитектора. Ранее считалось, что ее возводил не менее известный Евграф Тюрин, построивший домовую церковь св. Татианы Московского университета на Моховой и Богоявленский собор в Елохове.

В 1771 году во время московской эпидемии чумы при Даниловском монастыре было устроено городское кладбище для умерших от этой болезни, поскольку он находился в достаточно отдаленном от центральной Москвы месте. Когда чума оставила город, кладбище засыпали, но с тех пор осталась традиция погребать в обители не только иноков, но и мирян. И со временем здесь вновь появилось кладбище по типу обыкновенного городского, где погребали богатых и знатных людей.

На Даниловском погосте обрели последнее пристанище славянофилы Ю.Ф.Самарин и А.С.Хомяков, поэт Н. Языков, музыкант Н.Г. Рубинштейн, — создатель Русского Музыкального Общества, предтечи Московской консерватории, художник В.Г. Перов и самый знаменитый здесь мирянин — Н.В. Гоголь. Гроб с его телом на руках принесли сюда, в Замоскворечье из университетского Татианинского храма на Моховой, где Гоголя отпевали как почетного члена Московского университета. Только в 1953 году останки Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище — как и других упокоенных здесь. Но это произошло уже при советской власти.

До революции древний московский монастырь видел много невзгод. В 1812 году его заняли неприятельские офицеры. И хотя все основные сокровища успели вывезти в другие города накануне вступления Наполеона в Москву, много ценного еще оставалось в самом монастыре. Французские командиры, остановившиеся в нем, почему-то предупредили братию, что они ожидают сюда еще большую группу военных, а люди те «нечестные» в большинстве и разворуют все, что найдут. И сами помогали монахам зарывать ценные вещи и утварь в землю. Вновь прибывшие действительно ограбили все оставшееся, включая даже антиминсы.

Новая беда пришла в обитель с революцией. Как известно, после 1917 года Даниловский монастырь укрывал в своих стенах многих священнослужителей, изгнанных большевиками с церковных кафедр за то, что они не приняли идеологии «обновленчества» и оставались верными традициям русского православия. Их так и называли «даниловцами» — многие из них были потом отправлены в ссылку и в заключение.

Старейший московский монастырь был закрыт только в 1930 году, самым последним и в Москве, и почти во всей России. Мощи св. Даниила Московского после закрытия монастыря пропали. Еще 30 августа 1917 года, в праздник св. Даниила, митрополит Московский Тихон (Белавин), будущий Святейший Патриарх, перенес его мощи в монастырскую Троицкую церковь. Через 12 лет их вновь поместили в приделе св. князя Даниила, а в 1930 году перенесли в упомянутую Воскресенскую церковь за пределами монастыря. Возможно, оттуда их унесли сами верующие, чтобы спасти от поругания.

В 1931 году в монастырском дворе установили памятник Ленину, и вместо монахов в стенах древнейшей московской обители поселились малолетние преступники — здесь устроили детскую колонию. Новым многочисленным обитателям было тесно в бывших иноческих кельях и монастырских палатах, порой им приходилось даже обедать прямо на могильных плитах вместо столов.

Тогда, для расширения «полезной» территории, было решено снести знаменитое монастырское кладбище. 31 мая 1931 года в присутствии специальной комиссии были вскрыты захоронения Гоголя, Рубинштейна, Перова, Хомяковых и Языкова. Их прах перенесли на Новодевичье кладбище, только художника Василия Перова перезахоронили на кладбище Донского монастыря. После этого весь Даниловский погост с оставшимися могилами был варварски уничтожен. Приходскую Воскресенскую церковь передали под учреждения, и одно время в ней располагался завод по производству зонтов.

Только в мае 1983 года решением советского правительства Даниловский монастырь был вновь отдан Московской Патриархии для устройства в нем официальной резиденции. История его возвращения поистине чудесна, — православные москвичи увидели в ней Волю Провидения.

Надкладезная часовня в честь 1000-летия Крещения Руси на монастырской площади. Фото: www.saintdaniel.ru Дело в том, что Брежнев подписал указ о возвращении Патриархии не Даниловского, а Донского монастыря. Эта подпись была поставлена им в самом начале ноября 1982 года, а 10 ноября того же года он умер. И последовало изменение решения, — Церкви отдали Даниловский монастырь. Так получилось, что самый первый московский монастырь, основанный первым великим князем Москвы, и закрытый самым последним в Москве в годы гонений, открывался вновь самым первым в нашем городе!

Детский приемник-распределитель, покидая монастырские стены, должен был забрать с собой памятник Ленину. Когда гипсовый монумент стали поднимать краном, он лопнул и разлетелся на мелкие осколки. Именно на его месте в 1988 г. по проекту архитектора Ю.Г. Алонова была поставлена часовня в память 1000-летия Крещения Руси.

Пока еще не удалось найти могилы, уничтоженные при сносе кладбища. Символическим надгробным памятником всем захороненным в монастыре стала часовня-костница, сооруженная в 1988 году по проекту того же архитектора Алонова, а рядом с местами могил Гоголя и Хомякова были установлены в их память два барельефа.

Уже в мае 1988 года Даниловский монастырь посетил президент США Рейган во время своего визита в СССР. А через две недели, 12 июня 1988 года здесь прошли торжества в честь 1000-летия Крещения Руси. Литургия была совершена на открытом воздухе.

В Даниловском монастыре сейчас находится резиденция Святейшего Патриарха, здесь проводятся Архиерейские соборы Русской Православной Церкви.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх