Помост

Вопросы веры

Давидова пустынь монастырь

Давидова пустынь

Недалеко от города Чехов в поселке с поэтичным названием Новый Быт находится один из самых древних и красивых монастырей Подмосковья – Вознесенская Давидова пустынь.

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским на высоком берегу реки Лопасни. Уже в почтенном возрасте старец поселился в этом живописном месте с четырьмя иноками. Первые строения обители были деревянными и не сохранились, каменные постройки появились здесь во времена Ивана Грозного.

Давидова пустынь за свою долгую историю пережила периоды расцвета и упадка: ее грабили поляки и литовцы в Смутное время, а в 1764 году Екатерина Вторая своим указом лишила монастырь деревень и земель. Обитель, ставшая заштатной, была на грани разорения. Дела начали поправляться лишь в конце 18-го века при помощи московского митрополита Платона, были построены новые соборы.

В наши дни обитель отреставрирована, в ней находится большое количество святынь.

Главный вход в монастырь.

Над входом возвышается надвратная колокольня.

Высота колокольни — около 70 метров.

Изумительный вид на монастырский архитектурный ансамбль открывается с берега пруда.

У пруда оборудована мини-смотровая площадка с лавочками. В водоеме монахи разводят рыб – я видела довольно большую с красными плавниками.

Все соборы выкрашены в жизнерадостные цвета. Белый Вознесенский собор – самый древний из сохранившихся, был построен в конце 16-го века. Переходом с ним соединена бежево-розовая Никольская церковь.

Она украшена лепниной и мозаичными панно.

Шестикрылый Серафим на стене Никольской церкви.

Яркая Знаменская церковь также, как и Никольская, вплотную примыкает к Вознесенскому собору.

Еще два храма – скромная белая Успенская церковь и нарядный персиковый Спасский собор.

Мы были в Пустыни в субботу, народу было совсем немного. Идем мимо Спасского собора к следующему храму и некрополю.

Храм Всех Святых.

Вход в некрополь. Зеленое здание позади – братские кельи.

Памятник на могиле героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.С.Дохтурова.

Еще один вид на центральную часть Вознесенской Давидовой пустыни.

Церковная лавка и угловая башня.

Еще одна башня с красивым шпилем.

История восстановления монастыря неоднозначна. Ходят слухи про какие-то сомнительные деньги, на которые его реставрировали и про то, что на территории захоронены люди с не самой прозрачной репутацией, жертвовавшие эти большие суммы.

Действительно, в некрополе есть роскошные могилы погибших не случайной смертью Геннадия Недосеки (Гены Большого), бывшего главы Чеховского района, и Антона Малевского (Антона Измайловского), которого считают лидером измайловской преступной группировки и алюминиевым королем России.

Как бы то ни было, в наши дни обитель радует глаз своими яркими красками и ухоженностью.

У монастыря есть подворье в селе Талеж. Там бьет целебный Святой источник, построены две купели, небольшая церковь и звонница. На пути к Талежскому источнику вам встретится усадьба А.П. Чехова Мелихово – удобно посетить эти красивейшие места в рамках одного путешествия.

За соблюдением формы одежды в обители следят охранники: мужчин не пустят внутрь храмов в шортах, а женщинам желательно быть в юбке и платке.

Фотосъемка на территории разрешается только на «мыльницу».

Как доехать до Давидовой пустыни

На общественном транспорте: с Курского вокзала на электричке до станции «Чехов», далее с автовокзала, который находится рядом с ж/д станцией, автобусом № 36 до поселка Новый Быт.

На автомобиле: можно ехать по Симферопольскому шоссе (трасса М-2), можно – по трассе Москва-Дон (М-4). В обоих случаях нужно будет выехать на А-108 и с нее заехать в поселок Новый Быт. С А-108 есть указатель на поселок и Давидову пустынь.

Обновлено 27.01.2019

Давидова пустынь основана преподобным Давидом и несколькими иноками, как мужской монастырь, более 500 лет назад. Сейчас это целый архитектурный комплекс, в который входит несколько церковных строений, выкрашенных яркими жизнерадостными красками, в противовес своей сложной истории. Монастырь грабили, передавали в ведение другим монастырям и наконец, закрыли.

В середине 90-х гг. ХХ века силами прихожан он был восстановлен и в 1960 г. причислен к объектам федерального культурного наследия, как памятник архитектуры. В 30 км от Давидовой пустыни находится монастырское подворье, со Святым источником, целебная вода которого привлекает множество паломников.

Адрес монастыря Давидова пустынь

Монастырь расположен в 200 м от села Новый Быт, в сельском поселении Баранцево Чеховского района Московской области, на ул. Молодежная, владение 5.

Как добраться до монастыря на машине

На автомобиле дорога пролегает по Симферопольскому шоссе трассы М2, либо по М4 «Москва-Дон» до перекрестка с трассой А108, затем поворот налево на Каширское шоссе. Следующий левый поворот, ведет к монастырю. На нем расположен указатель изображающий крест и церковный купол.

Как доехать на общественном транспорте

Общественным транспортом из Москвы до пустыни можно доехать:

На автобусе На электричке
  • На междугороднем автобусе № 428 «Москва-Нерастанное-Чехов» от ст. метро «Южная» до остановки в пос. «Новый Быт», откуда до монастыря 210 м. пешком. Он ходит с периодичностью в 5 часов.
  • С автовокзала из Чехова автобусом № 36, он следует по маршруту каждый час, или № 36К – ходит через 4 часа.
От Курского вокзала следовать до ст. «Чехов», затем на автобусе № 36 или 36К.

Кроме автобуса и электрички можно воспользоваться услугами такси. Поездка обойдется примерно в 1000 руб. Или подобрать попутную машину по сходной цене на сайте «БлаБлаКар».

История монастыря

Давидову пустынь основал в 1515 г. преподобный Давид Серпуховской, который управлял монастырем 14 лет. Почтенный старец поселился на этой земле вместе с 4 иноками. Они построили кельи, посадили липовую аллею, возвели храм Вознесения Господня и Спасский собор с 2 приделами. Строения были деревянные и до нашего времени не сохранились.

Монастырь начали выкладывать в камне при правлении Ивана Грозного. Царь питал симпатию к Давидовой пустыни и не жалел средств. Он даровал обители несколько угодий и вотчин. Но строительство не завершили. При Алексее Михайловиче Вознесенский собор разобрали и построили заново. Архитектура перестроенного храма сохранилась до наших дней.

Монастырь за эти годы качало туда-сюда. Рассвет сменялся крахом и наоборот. В Смутное время он подвергся грабежу и был разорен. Атаковавшие литовцы подожгли обитель. Пожар нанес значительный ущерб, сгорели документы.

Царь Михаил Федорович предоставил льготу на перестройку храма, и началось восстановление, которое заняло 6 лет. Но в 1764 г. он вновь подвергся лишению – указом Екатерины II были отняты земли. Не единожды он приписывался к другим общинам и снова переводился на обособленное положение с содержанием за счет собственных средств.

Новый период рассвета пришелся на конец XVIII века. Митрополит Московский Платон обратил внимание на ветхость монастыря. Епархиальное начальство приняло решение о его возобновлении. Починили кровлю, ризницу, построили дополнительные соборы, ввели порядок общежития, вследствие чего увеличилась братия обители. Дела монастыря пошли в гору, он одарял Епархию щедрыми пожертвованиями.

После Октябрьской революции храм снова разграбили и надругались над святынями – сожгли иконы, сорвали кресты. В 1929 г. Давидову пустынь закрыли, а братию частично репрессировали. Те, кто не был репрессирован, покинули монастырь. Власти обустроили в обители гаражи, складские помещения и ночной клуб.

Здесь собирались атеисты, устраивались дискотеки. Купола, колокола и монастырское кладбище уничтожили, на колокольню водрузили Красное знамя, а в жилище монахов сделали студенческое общежитие, полы которого выложили могильными плитами.

Давидова пустынь монастырь в советский период

Но уничтожить религиозные корни не получилось. В 90-х гг. ХХ века верующие вновь стали приходить к монастырю на молитвы, собирали пожертвования на его восстановление. Был назначен настоятель, налажено монашеское житие и проведена литургия, первая за полвека. Затишье длилось недолго. Монастырь вновь ограбили, а отца Германа нашли убитым в собственной келье.

Однако прихожане не сдались, сбор пожертвований возобновился, семья Истоминых преподнесла обители звонницу, через 2 года прихожане подарили Давидовой пустыни колокол, весом в 1 т. Внешне монастырь был приведен в порядок только к 2003 г., после чего сюда переместили мощи создателя – преподобного Давида.

Архитектурный ансамбль Давидовой пустыни

Давидова пустынь — монастырь для мужчин. Состоит он не из одного здания, а из нескольких.

В монастырский комплекс входят:

  • Вознесенский собор;
  • Храм всех святых;
  • Спасский собор;
  • Знаменская церковь;
  • Никольская церковь;
  • Успенская церковь;
  • Колокольня.

Помимо этого на территории расположились братский корпус, часовня, скотный двор, гостиница для паломников и церковное кладбище. Живописность комплекса подчеркивает прозрачный пруд, в котором водится рыба. Вокруг пруда разбросаны скамейки, пчелиные ульи и яблоневый сад.

Все соборы украшены множеством декоративных элементов: кокошниками, изразцовыми фризами, лепниной и мозаикой. Стены дополняют фигурные наличники и арки. Эффектный архитектурный ансамбль имеет веселый, праздничный вид. Каждое строение выкрашено в свой цвет, от белого до оранжевого. Купола, в отличие от яркой группы церквей, выкрашены в черный цвет – символ монашества.

Архитектор и внешняя отделка монастыря

Первым руководителем проекта, состоящего из 2 церквей, кельи и трапезной, был сам Давид, с благословения Иосифа Волоцкого. Имена дальнейших создателей архитектурного комплекса, к сожалению, не сохранились. Утрата документов при пожаре, неоднократное присоединение к другим монастырям, грабежи и разрушения лишили множества сведений о нем, которые невозможно воспроизвести.

Вознесенский собор – наиболее древний из храмов — построен в XVI веке из белого камня. Выглядит довольно сдержанно. Стены и фундамент двухъярусного пятиглавого строения сохранились со времен Ивана Грозного. Его верхняя часть опирается на 2 столба, которые удерживают 4 арки центральной части перекрытия.

Конструкция сложная, специалисты относят ее к XVI веку. Четверик опоясан декоративными кокошниками, под которыми расположились миниатюрные изразцовые фризы. Стены нижней части храма украшены наличниками килевидной формы.

Плотно прилегающая к Вознесенскому собору с запада Знаменская церковь, выкрашена в интенсивный оранжевый цвет. Она является духовным сердцем ансамбля, потому что в ней хранятся останки Давида Серпуховского.

Прямоугольный четверик с 2 прямыми скатами увенчан черным куполом. Стены с пилястрами украшены филенками, на окнах килевидные наличники, а фасад декорирован белым кокошником.

С севера от Вознесенского собора расположилась Никольская церковь, построенная в духе классицизма. Она тоже примыкает к храму почти вплотную, соединяясь с ним небольшим проходом. Здание имеет прямоугольную форму с полукруглым фронтоном. Венчает его барабан с черным куполом и главкой на нем, маскирующий диагональный свод из 4 лотков, не характерный для той эпохи.

Церковь окрашена в сочный персиковый цвет, декорирована лепными фризами, изображающими растительность, мозаичными панно и гирляндами. На одной из стен изображен шестикрылый серафим. В холодное время года здесь проходили службы.

Следом за Никольской церковью раскинулся нарядный пятиглавый Спасский собор. Розовое здание прямоугольной формы увенчано массивным барабаном с черным куполом и изобилует декоративными элементами.

С западной стороны к нему примыкает трапезная, а восточная сторона украшена аспидным выступом. Южная и северная часть храма декорирована ризалитами с 4 небольшими куполами. Барабан и само здание церкви имеют длинные продолговатые окна. Стены отделаны в псевдорусском стиле. Использована орнаментальная кирпичная кладка, кокошники и килевидные арки.

Ансамбль продолжает белоснежная Успенская церковь, исполненная в стиле барокко. Прямоугольное основание с полуциркулярными окнами, обрамленными прямоугольными же наличниками, продолжает восьмигранник, венчаемый покатой крышей и одноглавым черным куполом.

Окна восьмигранника заключены в фигурные наличники. С западной стороны к церкви примыкает трапезная, с востока – граненый аспидный выступ. По углам храм украшен пилястрами и колоннами. По дате постройки – это второе сооружение, после Вознесенского собора, и относится к середине XVIII века.

Позади основных церквей устроился Храм Всех Святых, последний из комплекса. Он построен в конце XIX века. Его внешний вид значительно выделяется на фоне остальных зданий ансамбля.

Вытянутое одноглавое строение, выкрашено в желтый цвет, купольный барабан расписан золотом. Окна обрамляют фигурные наличники. Под крышей его опоясывают декоративные элементы белого цвета. По центру стену разделяют белоснежные пилястры, завершенные абсидой.

Над главными воротами возвышается 70 м. колокольня приятного персикового цвета, с четырьмя ярусами разной формы. Четверик, являющийся въездными воротами, продолжает восьмигранник, на который взгромоздился цилиндрический третий ярус с колоколами. Последний ярус со всех 4 сторон занимают циферблатные часы. Венчает сооружение золотой купол с крестом. Фасад декорирован филенками и кокошниками.

Не пропустите самую популярную статью рубрики: Оптина пустынь монастырь — как доехать из Москвы, адрес, где находится, история и интересные факты.

Внутреннее убранство

Давидова пустынь — монастырь не только жизнерадостный внешне, но и блистающий убранством внутри. Восстановили и украсили золотом иконостасы во всех храмах ансамбля, обновили настенную живопись, отреставрировали иконы.

Отдельного внимания заслуживают стены Вознесенского собора, расписанные масляной живописью, боковые проемы, украшенные накладным мрамором и окна, отделанные итальянским мрамором.

Пол выложен цветной мозаикой. С правой стороны от алтаря резное изображение распятого Христа. Знаменская церковь украшена изображениями евангелистов и лепниной. В ней хранится посеребренная рака из металла с мощами преподобного Давида. В Храме Всех Святых интерес представляет потолочная роспись, изображающая образ Богородицы, и фрески западной стены храма.

В Спасском соборе привлекает взгляд вызолоченный иконостас в пять ярусов. Стены декорированы изображениями святых и растительным орнаментом. На стену Успенской церкви нанесена картина Коронования Богородицы.

Имеется икона Александра Невского, Тайной вечери и великомученицы Екатерины. Никольская церковь украшена позолоченными киотами, орнаментами и изображениями святых, а на верхней кафедре изображение Воскресения Христова.

Святыни и мощи монастыря

В Давидовой пустыни хранится огромное количество святынь. По некоторым данным их больше 200 шт.

Самые известные из них в Знаменской церкви:

  • рака с останками преподобного Давида;
  • останки младенцев Вифлеема;
  • икона Знамения Богородицы;
  • частица Распятия Иисуса Христа.

В Спасском соборе:

  • часть головы Александра Невского;
  • часть Ризы Богородицы и Иисуса Христа.

В Никольской церкви:

  • мощи Николая Чудотворца;
  • икона и частица останков Матроны Московской;
  • частица мощей евангелистов.

В Вознесенском соборе:

  • мощи Максима Грека.

Для обитателей монастыря главными святынями являются останки Давида Серпуховского и икона Знамения Богородицы, которую он принес с собой.

Наставники

В развитие обители свой вклад внесли многие духовные отцы:

  • Игумен Серпуховской – создал Давидову пустынь;
  • Игумен Паисий, был благотворителем братии и своих прихожан. Помогал всем, не различая по статусу. Дважды в год – на Пасху и Рождество, навещал больных и приносил для них пожертвования в виде денег и чая с сахаром.
  • Архимандрит Иоанникий заботился о восстановлении внутреннего вида монастыря: росписях стен, установлении иконостасов, украшении иконами, а также о церковной утвари, проведении песнопений и богослужений.
  • Архимандрит Валентин – полностью привел в порядок дела обители, увеличил братию, позаботился о новой церковной утвари, перестроил братский корпус и скотный двор, обустроил водопровод в кельях. Все сделано на его средства и небольшие пожертвования прихожан. При нем была создана воскресная школа, с бесплатными обедами для учеников.
  • Архимандрит Никон управлял монастырем в тяжелое время революционных и послереволюционных лет. Проводил литургии и богослужения, несмотря на гонения, отрицание религии, пропаганду атеизма и преследование духовенства. Его арестовали и продержали в «Бутырке» несколько месяцев. Более о нем ничего неизвестно, даже то, вышел он из тюрьмы живым или нет.
  • Архимандрит Иларий продолжил сражаться за религию. Но в борьбе с Советской властью и ее атеистическими настроениями он проиграл, и монастырь закрыли. Он стал последним духовным отцом обители.
  • Архимандрит Герман, назначенный настоятелем в 1995 г. занялся возобновлением пустыни. С помощью пожертвований прихожан он восстановил монастырь и братский корпус. Позаботился об их житейских условиях, провел первую литургию во вновь обретенном храме. При нем для монастыря вновь наступил «рассвет», но при очередном ограблении, настоятеля убили. Виновных не нашли.
  • Епископ Серпуховской, назначенный И.О. настоятеля монастыря, продолжал заботиться о храме до 2011 г., пока Священный Синод не определил на эту должность Сергия Куксова, который управляет им до сих пор.

Давидова пустынь — монастырь со сложной историей. Но, благодаря стараниям наставников, которые заботились о его развитии, украшении и продолжении святой деятельности, все трудности преодолены. Он богато украшен изнутри и снаружи, расширяется его территория. В дальнейшем планируется обновить липовую рощу, почистить пруд, отремонтировать воскресную школу и обновить храмовую роспись.

Расписание служб, режим работы

Прихожане могут посещать монастырь по будням и субботним дням с 7.30 до 18.00. В воскресенье с 6.00 до 18.00.

Расписание на праздничные и воскресные дни:

В остальные дни – утренняя литургия начинается в 8.00., вечернее богослужение – в 16.45. 2 марта – Родительская суббота перед началом мясопустной недели. После вечернего богослужения следует всенощное бдение и утренний праздничный молебен.

Правила посещения монастыря

Не следует опаздывать и отвлекать присутствующих. Посещать монастырь необходимо в скромной одежде, с длинными рукавами, без неподобающих рисунков и надписей. Женщина обязательно должна надевать длинную юбку или платье и иметь при себе платок.

Мужчинам головной убор в церкви положено снимать, разрешено приходить в джинсах. Шорты, майки, топы, футболки запрещены. Не стоит осквернять святое место. Соблюдение этих правил контролируют охранники. Одетых неподобающим образом посетителей в монастырь не пропустят.

На территории обители запрещается курить, сквернословить, мусорить, использовать мобильную связь. Телефоны рекомендуется заранее отключить. Нельзя снимать видео и фотографировать без благословения, а также заходить в хозяйственные помещения.

Престольные праздники

Самые главные престольные праздники для монастыря – это дни памяти его основателя, Давида Серпуховского, — 2 и 31 октября. А также день приобретения мощей преподобного – 23 мая.

Помимо них храмовыми праздниками для Давидовой пустыни являются:

  • Всемилостивый Спас – 14 августа;
  • Успение Богородицы – 28 августа;
  • День Иконы «Знамение Богоматери» — 10 декабря;
  • День всех святых.

Интересные факты про монастырь

  • Давидова пустынь — монастырь, возрожденный на деньги от сомнительных людей: коррупционеров и бандитов;
  • словно в подтверждение, на монастырском кладбище захоронены «алюминиевый король» Антон Малевский и член администрации г. Чехов, коррупционер Геннадий Недосека, роскошные могилы их резко выделяются на фоне остальных захоронений;
  • на кладбище погребены несколько представителей дворянского и княжеского рода, а также герой войны 1812 г., полководец Дохтуров Д.С.
  • живший в Мелихово А.П. Чехов, часто посещал обитель как врач, по его инициативе в гостиничном корпусе Давидовой пустыни открыли больницу;
  • липы у монастыря преподобный Давид сажал вверх корнями, чтобы продемонстрировать Божью власть, и они все прижились, несмотря на то, что посажены весьма необычным способом, а каменистая почва с повышенным содержанием мела, не подходит для лип;
  • монастырская пасека на выставке пчеловодов принесла обители медаль, за необыкновенную систему установки ульев.

Информация для паломников

Давидова пустынь организует экскурсии для паломников по территории монастыря. Заказать их и узнать цену можно по телефону на официальном сайте обители. Минимальная паломническая группа должна быть не менее 6 человек. Снимать видео и делать фотографии разрешено, но только после согласования с настоятелем. Экскурсии проводятся с 11.00. до 15.00.

Можно организовать трапезу, но подтвердить ее необходимо за сутки до посещения монастыря, иначе она аннулируется. Стоимость – 250 руб. Также организуются паломнические туры, ближайший из которых Троице-Сергиева Лавра — г. Хотьково, 9 марта 2019 г. Примерная стоимость поездки 2000 руб.

Все установленные цены, являются пожертвованиями монастырю и могут меняться в зависимости от желания вносящего эту сумму, но не в меньшую сторону. Дополнительные пожертвования можно сделать на электронный кошелек «ВебМани» или «Яндекс Деньги», а также почтовым переводом на р/с обители.

Обязательно стоит посетить Святой источник в селе Талеж и искупаться в купели. Сила целебной воды избавляет от любого недуга. Воду из источника можно набирать в бутылки, чтобы забрать с собой. Территория охраняется. Посещения разрешены с 8.00 до 21.00. в любой день недели, кроме понедельника. Правила посещения те же.

Монастырь Давидова пустынь стоит того, чтобы посетить его. Яркие церкви, богатое убранство, мощи святых и древние иконы интригуют воображение. Преодоленные трудности сделали сильнее священнослужителей и укрепили веру прихожан.

Даже члены преступных группировок нуждались в нем и жертвовали средства на восстановление храмов, чтобы искупить свои деяния. Отдельного внимания заслуживает Талежский Святой источник, исцеляющий от любого недуга.

Стрекоза

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про монастырь Давидова пустынь

Документальный фильм о Давидовой пустыне:

Где находится монастырь Давидова пустынь: адрес и расписание богослужений

Совсем недалеко от Москвы близ современного Чехова находится одна из древнейших и красивейших православных обителей России, которая уже переступила рубеж своего пятисотлетнего существования, — Давидова пустынь. Монастырь это мужской, основан в начале 16-го столетия (1515 г.), и с тех пор претерпел подъемы и упадок, разорение и процветание. Но свеча молитвы здесь никогда не угасала.

Жизнь преподобного Давида

16 век – это период расцвета русского монашества. Время духовных дискуссий, бесед, мнений. Но несмотря на знатность имен Пафнутия Боровского, Иосифа Волоцкого, известность монастырей, ими созданных, приходится по крупицам восстанавливать летопись прославленных обителей.

Слишком много было утрачено. Лихие годы войн, смут и революций не миновали и монастырь Давидова пустынь. И вот, что удивительно, она не так известна, как Свято-Троицкий монастырь или Оптина пустынь, но кого не спросишь, о ней знают все, особенно о святом источнике преподобного Давида.

Важно!Полная генеральная исповедь: правильная подготовка и проведение таинства.

Давид – достойный ученик преподобных Пафнутия и Иосифа Волоцкого. О жизни преподобного нам известно немного. В былые века семьи преимущественно были многодетными, даже у князей и бояр. Кого-то одного из детей воспитывали так, чтобы ребенок в дальнейшем посвятил свою жизнь служению Богу и мог молиться за весь род. По преданию Даниил (преподобный Давид) происходил из знатного княжеского рода, предположительно, Вяземских.

Ушел в монастырь в юном возрасте, был учеником отца Пафнутия Боровского и получил монашеское имя Давид. Он удостоился дружбы преп. Иосифа, известного основателя Иосифо – Волоцкого монастыря. И даже стал его сомолитвенником.

Это интересно! Как правильно соблюдать вечернее правило: читаем молитвы на сон грядущий.

Именитые и духоносные старцы были учителями преп. Давида: Пафнутий Боровский и Иосиф Волоцкий. Нет, не искали земной славы, наоборот, стремились к уединению, тишине и молитве.

Пафнутий Боровский даже и женщин в монастырь свой не пускал, дабы те красотой лица и любопытностью не отвлекали монахов от их постоянного занятия, уединения и молитвы. Эта созерцательность и отрешенность от мира святого Давида и до нашего времени покрывает его обитель от просто любопытных взоров.

Почему Давид покинул Боровскую обитель неизвестно. Это тоже личная тайна инока, как, впрочем, многое в его жизни. Но пришел святой сюда, на место нынешней обители, примерно в мае 1515 года с одной лишь иконой «Знамение», сопровождаемый всего лишь несколькими братьями из насельников бывшего монастыря. И возвел церковь Вознесения Господня с приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца.

Внимание! Сейчас в Давидовой пустыни на этом месте высится огромный каменный Вознесенский собор.

К собору с севера примыкают храм во имя святителя Николая Чудотворца и церковь Божьей Матери «Знамение». Этот архитектурный ансамбль занимает центральное место среди всех монастырских построек.

Основание пустыни

Давид пришел на место будущей монашеской обители всего спустя 6 лет, как эта территория освободилась из-под власти литовцев. Раньше она была частью Литвы, но князь, владеющий этой землей, в 1509 году перешел в подчинение Москвы.

Литовцы, конечно, не хотели так просто отдать большой кусок земли, воевали за него постоянно. Местность эта была часто разоряема, и ее жители требовали не только духовной помощи, но и материального попечения со стороны монастырской братии.

Это интересно!Какие нужно читать молитвы перед исповедью и причастием.

С деятельностью преп. Давида связывают не только возведение монастырских храмов и других построек, но и насаждение липовой аллеи за оградой пустыни. Предание гласит, что преподобный приносил из близлежащего леса липы и сажал их корнями вверх недалеко от монастыря. Делал он это на виду у монастырской братии и окрестных жителей, чтобы те утвердились в вере. Чудо по воле Господа совершалось, и деревья приживались.

Прихожане давали в обитель пожертвования, приносили плоды своих трудов. Насельники обители также непрестанно трудились. В те водоемы, пруды, которые находились на территории монастыря, опускались бочки с огурцами, различными соленьями. А в зимний период все это раздавалось нуждающимся, тем, кто приходил с просьбой о помощи. Обитель всегда делилась с людьми все тем, что у нее было, не оставляя никого голодным. Святого Давида прозвали в народе отцом-кормильцем.

Это интересно!От чего помогает Киккская икона Божией Матери на Кипре.

Упокоилось многотрудное тело преп. Давида 19 сентября 1529 года. Незадолго до его кончины святого посетил светильник веры православной Иосиф Волоцкий. Эта встреча запечатлена на настенных фресках одного из храмов обители.

Скромная деревянная часовенка, построенная над могилой святого, напоминала всем о вечности. Сейчас над мощами преп. Давида Серпуховского и Лопасненского возвышается каменный храм, посвященный одной из самых почитаемых на Руси икон «Знамение».

Семнадцатый век

Давидова Вознесенская пустынь была хорошо известна русским царям и их домочадцам, которые никогда не оставляли обитель своей милостью. Особенно любил Вознесенскую пустынь сам царь Иоанн Васильевич Грозный. Он даже на свои личные средства начал постройку первого каменного собора в честь Вознесения Господня, не взяв из казны ни копейки на это. Наслышан о подвигах преп. Давида, царь выдал грамоту обители на владение вотчинами, рыбными ловлями, различными угодьями. Это был расцвет пустыни.

Со всей Россией пережила обитель и безвременье Великой смуты, и ее последствия. Чудом уцелевшая в 1612 году, она была полностью разорена и опустошена лихими людишками атамана П. Сагайдачного. Его отряд, состоявший из запорожских казаков и литовцев, разграбил тогда многие храмы и монастыри Московии.

Через несколько лет царь возобновил грамоту и льготы, дарованные монастырю Иоанном Грозным. И обитель начала оживать, подниматься из руин и пепелища. Расцветала пустынь, расцветали и окрестные деревни. В монастырские храмы приходили не темные мужики да бабы, а грамотный, разбирающийся в Священном писании и литургии народ, который просвещали и обучали монахи.

Восемнадцатый век

Наступал 18 век, который почему-то называют временем просвещения и гуманизма. Однако это время стало тяжелейшим испытанием для всей православной церкви, и, особенно, ее духовных твердынь – святых монастырей.

Это важно! Святой Александр Свирский: житие великого старца.

Петр 1 очень не любил монахов, потому что считал их бездельниками, тунеядцами. Он же издал указ, по которому идти в монастырь можно было только инвалидам, калекам да старикам. Эту борьбу с монашеством начал еще его отец, Алексей Михайлович (Тишайший). Петр 1 явился активным продолжателем его дела, стал неудержимым борцом против церкви, так не мог воспринимать дух православный никаким образом.

Каким только бедам не подвергался Мужской монастырь, Вознесенская Давидова пустынь:

  • периодически лишалась самостоятельности,
  • приписывалась к другим монастырям,
  • лишалась содержания.

В итоге обитель оказалась разоренной еще хуже, чем в Смутное время. Но именно в это время каким-то чудом над гробом преп. Давида вместо деревянной часовни была выстроена каменная колокольня усилиями благотворителей обители.

Девятнадцатый век

Благодатнейшее для Свято –Вознесенской пустыни время было связано с митрополитом Крутицким и Коломенским Платоном. Святитель был ревностным почитателем преп. Давида и сторонником строгого монастырского общежития. В обители был заведен новый порядок богослужений, жития, что сразу же сказалось на духовном возрастании братии.

Но грянул 1917 год. Черное время для всей России. Многие храмы и монастыри были разрушены с такой жестокостью, как будто с лица земли хотели стереть всю память народа о своих предках, о своей вере и о своем наследии. Страшное время пережил монастырь, — полное запустение и разруху. И казалось, что обитель никогда уже не возродится для монашеской жизни.

Но в 1992 году маятник истории качнулся в обратную сторону. Жители поселка Новый быт (Чеховский район) образовали православную общину, и ей власти передали соборы и храмы монастыря. В обитель вернулись монахи. В Знаменском храме над мощами прп. Давида, покоящимися под спудом, появились первые розы. Так было положено начало возрождения Вознесенской Давидовой пустыни.

Современная жизнь обители

Уже при подъезде к монастырю открывается взору неповторимая картина:

  1. В ряд стоят несколько разноцветных церквей с прекрасной златоглавой колокольней. Поклониться мощам святого сегодня в обитель приходят тысячи паломников.
  2. Ежедневно здесь совершаются литургии, воспитываются дети, окормляется детский сад поселка, ведется большая социальная работа на приходе.
  3. Монахи монастыря несут слово Божье через школу искусства, детский дом, общеобразовательную школу, техникум.
  4. Игумен монастыря Сергий большое внимание уделяет социальной работе, и в первую очередь, поддержке молодого поколения.
  5. Иноки помогают малоимущим семьям, выпускникам детского дома, которые создают молодые семьи.

Отец Сергий и братия монастыря делают очень много в вопросах нравственного воспитания подрастающего поколения. Монашествующие сделали ремонт детского сада. Отец Сергий присутствует на всех детских праздниках, близко общается с детьми. Воскресную школу, находящуюся в обители, постоянно посещают до 25 детей. Они здесь развиваются, в чем опережают своих сверстников из общеобразовательной школы.

Внимание! Узнать адрес обители, ее описание и фото, расписание богослужений можно, зайдя на официальный монастырский сайт в интернете.

Святой источник

На подворье Давидового монастыря в селе Талеж есть святой источник, первые упоминания о котором относятся к 1265 году. Люди приходили сюда во все времена, веря в целебную силу святой воды и благодать этого божьего места.

В правление Екатерины Второй владельцем окрестных земель был граф Владимир Орлов, который в начале 17-го века возвел здесь храм Рождества Пресвятой Богородицы, не сохранившийся до наших дней. Поскольку здесь стояла церковь, люди приходили сюда, чтобы крестить детей, венчаться, отпевать умерших родственников. После разрушения обители поток посетителей этого святого места не прекратился, несмотря ни на что.

В советские времена к источнику очень часто приезжали молодожены. Тогда не было выстроено архитектурное великолепие, что можно видеть на территории обители сегодня. Но было верующими не раз замечено, что источник помогает при проблемах с чадородием. По молитвам прп. Давида люди, которые испили святой воды или окунулись в нее, получают разрешение своей затруднительной ситуации.

После советского периода запустения в 1996 году источник почистили, облагородили окружающую местность. Владыка Ювеналий освятил его во имя прп. Давида. В 2005 году это место преобразилось благодаря средствам и усилиям жертвователей. Но каково бы ни было обрамление источника, его воды по вере и молитве несли и несут исцеление приходящим сюда исцеление, а иногда призыв к покаянию.

Внимание! Хорошо всем известна история, когда одна женщина, сделавшая в свое время аборт, подошла к купели и увидела в воде на самом дне маленькую девочку. Она в ужасе выбежала оттуда. Подбежала к монаху, который первый встретился ей на пути, и спросила, как ей покаяться и что нужно для этого сделать.

Полезное видео

Подведем итоги

Пять веков прорастало семя, брошенное преподобным Давидом на духовной ниве Подмосковья. Монастырь за свою историю был безмолвным свидетелем многих событий. С возрождением этой обители ее пламя разгорелось с новой силой.

Вознесенская Давидова пустынь
Епархиальный мужской монастырь

Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:
«…В лета 7023 при державе царства Российского Государя Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея России при священном архиепископе Иоасафе митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустыню старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи маия в 31день. А Хатунь была со всеми волостями и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским. И якоже пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя благолепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мариям честного и славного ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и сoзда обитель и постави келии и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лето тоя же осмыя тысяща в тридесят седмое сентямбрия в 19 день на память святого великомученика Еоустафия и иже с ним… » Согласно иной версии, Хатунская волость в это время являлась частью Великого княжества Московского.

Известна она была и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особенное внимание оказывал ей царь Иоанн Васильевич (Грозный). На его средства в обители была начата постройка каменного храма, им была выдана жалованная тарханная грамота на владения «вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями».

В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предавали его пожару и разорению. В это время означенная грамота затерялась, но 1 апреля 1625 года была возобновлена царем Михаилом Федоровичем. До конца 18 века пустынь не отличалась своею материальною обеспеченностью – она имела небольшое количество вотчин, приносивших ей незначительный доход, и всегда нуждалась в средствах для содержания братии и поддержания в порядке своих храмов и прочих зданий. По этой причине она имела мало братии и даже приписывалась к другим монастырям.
Вотчины и различные владения пустыни находились в разных местах – в Серпухове, Малинской волости Коломенского уезда, Хатунской и Замыжской волостях Московского уезда, близ самой пустыни и в Москве.
В 1657 году по указу Святейшего патриарха Никона Давидова пустынь была приписана к новопостроенному Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, из ведения которого была исключена в 1667 году по указу царя Алексия Михайловича.
В 1712 году она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 году, по определению Св.Синода от 28 апреля – к Московскому Златоустому. Все это принесло пустыни лишь «напрасное разорение», на что и было обращено внимание Св. Синода. В 1727 году Св.Синод рассуждал о положении Давидовой пустыни и усмотрел, что ей «в виду ее строений и немалого числа крестьянских дворов можно особно быть, а не в приписке», почему 13 января постановил: «Давидову пустынь от Златоустого монастыря отрешить и быть ей особно по прежнему и монахов перевести паки в тое пустяню, также взятую из оной церковную утварь, хлеб, скот и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного Регламента, чтоб было не меньше 30 человек, собрать и держать, как св.правила повелевают неотменно».
Недостаточное материальное обеспечение пустыни заставляло настоятелей ее изыскивать средства к содержании. В 1760 году игумен Гедеон, указывая митрополиту Московскому на различные монастырские ветхости, писал, что «возобновить и построить их нечем, понеже в оную Давидову пустынь денежных доходов ниоткуда никаких не происходит, а от доброхотных подаятелей, и то, что пожелает подать, в той пустыни сборной книги не имеется». По резолюции от 23 декабря 1760 года было велено дать книгу «на испрошение милостыни» на шесть лет.
По штатам 1764 года Давидова пустынь лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своем содержании. Однако на следующий год ее положение значительно улучшилось. По указу Консистории от 17 марта 1765 года к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упраздненной Морчуговской пустыни. Тогда же была приписана и часовня, находившаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упраздненному Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельной деятельности Давидовой пустыни и обеспечению ее в средствах содержания на будущее время.
Из документов 17-18 веков видно, что в Давидовой пустыни всегда было мало братии. В 1657 году в ней жили казначей – старец Иосиф, два черных попа – Харлампий и Ефрем, пять рядовых старцев – Рафаил, Феодосий, Гурий, Нафанаил и Авраамий, четверо слуг, конюх, хлебник, и церковный дьячок Офонка Харитонов.
В ведомости, составленной в августе 1731 года, значатся: два иеромонаха, из них один казначей, три иеродиакона, пять клиросных (из них один ризничий), семь простых монахов, из них один часовенный. Из всех только четверо постриженики Давидовой пустыни. В 1730 году были приведены к присяге: 1 игумен, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, 14 монахов и 13 служителей.
К концу 18 века Давидова пустынь стала приходить к упадку. Некоторые из ее настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря, или же исполняли различные поручения Епархиального начальства, не жили во вверенной их попечению обители, почему и не могли, конечно, заботиться должным образом о ее благосостоянии. В среде братии бывали нестроения. В 1792 году вследствие жалоб на строителя, иеромонаха Иоакинфа, митрополит Платон заметил в пустыни «расстройство, а в строителе малое старание или способность, так что служить некому». Все это заставило Епархиальное начальство обратить особенное внимание на Давидову пустынь.
Для поднятия ее благосостояния было решено ввести в ней общежитие (прп. Давид, вышедший из Пафнутиева общежитильного монастыря, несомненно, и своей обители дал такое же устройство. Но уже в документе 1627-28гг она называется «монастярь-особняк», что указывает на то, что в это время, т.е. через 100 лет после кончины Преподобного, обитель его была монастырем необщежительным). Дело это было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря иеромонаху Макарию, известному своею строго-подвижническою жизнью. Для заведения такого же общежития, «как в Оптином монастыре», по рекомендации иеромонаха Макария, владыка определил в строители Давидовой пустыни иеромонаха Иосифа из братии Николо-Пешношского монастыря, а также направил с ним в помощь иеромонаха Герасима, и еще четыре человека братии для помещения в число братства Давидовой пустыни.
Новые насельники с весны следующего 1799 года приступили к возобновлению пустыни: во всем монастыре кровли покрыли вновь. Ветхости в церкви частью исправили, ризницу всю перечинили и новую прибавили, завели новый порядок богослужения и общего жития и таким образом, пустынь прп. Давида стала принимать другой вид.
С введением общежития число братии увеличилось. В конце 1812 года в обители состояли: строитель-иеромонах, два иеромонаха, два монаха, 11 послушников. В 1915 году – настоятель Архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов и около 50 послушников. Среди братии всегда были люди, украшенные высокими христианскими добродетелями. Память о них и доселе жива в обители. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости, он предсказал конец Севастопольской войны. Такое же смирение имел и монах Алитий, также служивший на кухне. Достоин упоминания и юродивый Сергий, келейник архимандрита Иоанникия.
В 19 веке Давидова пустынь постепенно благоукрашалась, воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Была построена ныне существующая колокольня.
После отобрания в 18 веке монастырских вотчин за обителью остались: часовня близ Москворецкого моста в Москве, подворье с часовней у Арбатских ворот, подворье с часовней и землей у Калужских ворот, Егорьевская пустошь, пашня, лес и мельница под монастырем.
В 1860 пустынь была наделена лесом близ ст. Сходня, из казенных лесных дач.
Подворье у Калужских ворот было передано с разрешения Московской духовной Консистории от 20 сентября 1891 года Серпуховскому Владычному монастырю во всегдашнее владение, Арбатское подворье было дано во временное пользование бедному Дмитровскому Борисоглебскому монастырю в 1881 году, а в 1914 году возвращено обратно Давидовой пустыни.
Давидова пустынь в 19 веке делала щедрые пожертвования на нужды епархии и, кроме того, служила делу религиозно-нравственного просвещения окрестного населения, для которого были открыты две церковно-приходских школы: в 1894 году мужская двуклассная, а в 1905 году смешанная одноклассная. Попечителем обеих школ состоял настоятель пустыни, архимандрит Валентин.
В начале пятого столетия своего существования пустынь прп. Давида находилась в состоянии полного благоустройства во всех частях. Святые храмы ее отличались благолепием и чистотою, во внутренней жизни братии наблюдались полный порядок и благочиние.
Монастырь занимал обширное пространство, обнесенное каменною стеною с башнями по углам. На западной стороне ее колокольня со св. воротами под нею, рядом проезжие ворота. Внутри монастыря, считая по левой стороне от колокольни, расположены: просфорня и рухлядная, настоятельский корпус. Успенский храм, новый собор во имя Всемилостивого Спаса, трапеза с храмом Всех Святых и примыкающим к нему братским корпусом и хлебным амбаром, по правой стороне от колокольни, четыре братских корпуса, их них один старый трехэтажный, другой двухэтажный, богадельная, водопровод и артезианский колодезь на южной стороне. В центре три храма Вознесения Господня, Николая Чудотворца и Знамения Пресвятой Богородицы с кладбищем, садом и цветниками около них. За монастырем три гостиницы, конный и скотный дворы, пчельник, баня, мельница и два пруда, липовая роща с южной стороны и двухклассная церковно-приходская школа.
После переворота 1917 года судьбы монастыря стала схожей с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание святынь, изгнание монахов, скидывание крестов, костры из икон… В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятель и братия репрессированы. Так, в одночасье были загублены четыреста лет славной истории монастыря, преданы забвению подвиги его подвижников.
Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 50-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью была разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском храмах и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами придавался «некультовый вид». Стиралось воспоминание о славном прошлом. Новые власти пытались наладить новую «культуру», новую «духовность», заставить людей забыть веру отцов, свои корни. Даже поселок, выросший рядом с монастырем, был переименован в «Новый быт». Но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей, из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа нашего Иисуса Христа.
В 1992 году жителями посёлка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди стали проводить там совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря.

В 1995 году настоятелем был назначен иеромонах Герман, который до этого назначения с 1989 г. был настоятелем Покровского храма, а затем старшим священником Покровского женского Ставропигиального монастыря в г. Хотьково.

Вместе с двумя юными послушниками настоятель начал работы по подготовке одного из храмов к совершению службы. Не всё было гладко на пути возвращения нормальной литургической жизни, много препон чинилось со стороны некоторых лиц.

Но в первую субботу Великого поста была совершена первая Божественная Литургия, а 1 июня 1995 года на престольный праздник обители за Божественной Литургией, которую совершил правящий Архиерей Московской Епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни, иеромонах Герман был возведен во игумена обители с вручением игуменского жезла.

Монастырская жизнь идёт своим чередом: ежедневная служба, утреннее и вечернее правило, труд по восстановлению храмов и другие послушания. Усердием братии монастыря составлены служба с Акафистом основателю обители преподобному Давиду.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, страждущие плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих.

В 1996 г. монастырю супругами Владимиром и Ириной Истомиными была подарена звонница из 7 колоколов, которую освятил Владыка Ювеналий, посетив обитель в Светлую среду 17 апреля 1996 года.

В 1997 году 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви.

Сейчас мощи находятся в Знаменском храме, изначальной его усыпальнице. По обретении мощей преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель. Молитвами отца нашего Давида зимой 1997 года начались работы по восстановлению Знаменского храма.

И первая группа реставраторов прибыла в монастырь в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря 1997 г., в чем виден особый промысел Божий и покровительство Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В икону Божией Матери Знамение вставлены два ковчежца с частицами от Хитона Господня и Ризы Пресвятой Богородицы.

Обитель неоднократно посещали и Владыка Митрополит, и Преосвященный Архиепископ Григорий, совершая в древних стенах обители Божественную Литургию. В апреле 1998 г. обители был пожертвован колокол весом в 1 тонну. 5-го июня в день отдания праздника Вознесения Господня колокол был установлен на колокольне.

В 1999 году в обители почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

19 сентября 1999 года Знаменская церковь обители освящена полным чином Преосвященными Григорием, архиепископом Можайским, в сослужении Иосифа, епископа Угличского. Богослужение теперь совершается во вновь освященном храме.

2000 год ознаменовался празднованием Великого Юбилея Боговоплощения. В юбилейном году в обители произошли некоторые изменения. Колокольня, доминирующая над всем комплексом пустыни, полностью отреставрирована. Золоченые купол и крест видны издалека. На колокольне установлены часы. Некогда бой механических часов возвещал окрестностям о течении времени. Сейчас вновь малиновый звон четвертей, отбиваемых часами, и мелодии церковных песнопений напоминают о скоротечности нашей жизни.В соборе воссоздан иконостас. Древние иконы вновь украшают стены Вознесенского собора.5 июня 2003 года было совершено Великое освящение древнего Вознесенского собора пустыни. Освящение совершил по благословению Владыки митрополита Ювеналия Преосвященный Григорий, архиепископ Можайский. Трапезный храм во имя Всех святых обрел соответствующее завершение.

Воссозданы купол и крест. Внутри храма восстановлен интерьер: сияющий золотом иконостас, киоты на стенах, настенная живопись. На иконах нижнего ряда иконостаса изображены святые, подвизавшиеся в Подмосковье и имеющие малую известность.
Это – преподобные Савва Стромынский, Владимир Белопесоцкий. Среди святых изображенных в местном ряде иконостаса есть и новопрославленные: священномученик Константин Богородский, праведный Василий Павлово-Посадский, блаженная Матрона Московская. Иконостас трехъярусный. Второй ярус традиционно украшают иконы двунадесятых праздников и событий из жизни Христа. Третий же ярус украшен венцом, в который вставлены образа святых новомучеников и исповедников Российских. Святители Тихон, Патриарх Московский, Владимир, митрополит Киевский, Петр, митрополит Крутицкий, и многие другие исповедники веры Христовой, в годы лихолетий положившие жизни свои на Алтарь служения Богу.

В храме на стенах старинные реставрированные иконы. Киоты выполнены в одном стиле с иконостасом. 26 октября трапезный во имя Всех Святых храм обители освящен Высокопреосвященным Григорием, архиепископом Можайским.

По окончании Божественной Литургии были перезахоронены останки погребенного на монастырском кладбище генерала Дохтурова Д.С., героя Отечественной войны 1812.

Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. И вновь отражаются храмы обители в зеркальной глади пруда.

Давидова Пустынь — одно из главных святых мест России

Давидова пустынь – мужской монастырь Московской области.

Его официальный сайт содержит много информации для паломников, здесь можно подробно ознакомиться с расписанием, узнать в какое время проходит конкретная служба.

Давидово Вознесенская обитель принадлежит Русской Православной церкви.

Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир

Месторасположение

Почему обитель называется пустынью, ведь в поговорке говорится, что свято место пусто не бывает? Раньше так называли уединенный православный монастырь, или скит, или келью, расположенные в безлюдной местности. Пусто было вокруг, не было людских поселений — потому и пустынь. Но время вносит свои коррективы — ныне Вознесенская Давидова пустынь – это не отдельное здание, а целый комплекс, в состав которого входят несколько храмов и церквей, корпуса настоятелей и братства, часовня и колокольня, также тут имеется липовая роща, которую посадил сам основатель.

Важно знать: рядом с комплексом расположены больница, памятник бойцам спецназа и мемориал ВОВ, через остановку – продуктовый магазин.

Адрес Давидовой пустыни: Московская область, Чеховский район, неподалеку от села Новый Быт. Она относится к Сельскому поселению Баранцево. Рядом расположены села Голыгино, Колычево, Семеновское, Пронино, Старый Спас и другие.

Ближайшие крупные города – Чехов и Серпухов. Вблизи протекает река Лопасня. Рядом с комплексом проходит улица Молодежная: она соединяет Симферопольское шоссе (М-2) и шоссе А-108.

Редакторы сайта советуют прочитать интересную статью о Животворящем Кресте в Годеново.

История мужского монастыря от начала основания

Начало истории положено в XVI веке, когда в июне 1515 года началось основание обители. Руководил строительство преподобный Давид, благословил проект преподобный Иосиф Волоцкий.

Основатель монастыря — выходец из княжеского рода Вяземских, его прошлое имя — Даниил.

Будучи молодым человеком, он покинул дом отца и ушёл в Пафнутьево-Боровский монастырь, а через 20 лет основал Давидову пустынь. Земли, на которых она была построена, принадлежали куму Василия III, князю Стародубскому.

Обратите внимание: первые записи о пустыни появились только в начале XVII века в монастырской памятной книге, но некоторые историки сомневаются в ее достоверности из-за ошибок.

Дальнейшая судьба комплекса насыщена событиями: монастырь подвергся атаке литовцев и был разорен. Он восстановился только через 6 лет, после выдачи царем Михаилом Романовым льгот на его перестройку.

Через 30 лет Патриарх Никон приписал ее к Новоиерусалимскому монастырю Воскресения, но через несколько лет указом царя Алексея Михайловича она была исключена. К тому времени монастырь владел подворьем (представительством) в Серпухове и Москве, а также в Московском и Коломенском уездах.

С приходом к власти Петра Первого положение изменилось в худшую сторону: из-за реформ доход храмов и церквей стал поступать в казну, братия получала только малую часть. Все владения были отданы в казну. Давидова пустынь была приписана сперва к Чудову монастырю, затем – к Златоусовскому монастырю.

Во второй половине XVIII века монастырь стал отдельным и содержался на собственные средства. К нему была приписана московская часовня Христа Спасителя, в которой находился чудотворный образ Всемилостивого Спаса. Часовня приносила значительный доход из-за постоянного притока паломников.

Давидова пустынь успешно просуществовала несколько столетий вплоть до появления Советского Союза.

Судьба во время революции и в советский период

Монастырь был закрыт в 1929 году, когда в нем проживало около 100 монахов. Часть братии репрессировали, остальные разошлись сами. Помещения использовались властью совсем не по назначению: сюда перенесли сельскохозяйственный техникум, устроили склады и гаражи, основали клуб.

На колокольню повесили советское красное знамя, в Успенском соборе расположился спортивный зал. Кладбище, на котором были упокоены представители дворянских родов (Оболенские, Головкины и другие), колокола и купола храмов — всё уничтожили.

Возьмите на заметку: в обители монахов разместили самих студентов техникума, фундамент для полов сделали из могильных плит.

Давидова пустынь стала местом проведения дискотек и антирелигиозных диспутов, тут же собирались атеистические общества.

Современное состояние монастыря

Восстановление началось в 90-х годах ХХ века: жители Нового Быта собрали православную общину, которой государство передало права на Спасский собор. Тогда же начался сбор средств на восстановление. Через 3 года в монастырь пришел настоятель Герман, успевший «поработать» настоятелем Покровского храма.

В 1995 году прошла первая литургия, и по велению Священного Синода была возобновлена монашеская жизнь.

Прихожане подарили монастырю семиколокольную звонницу, и через 2 года началось восстановление всего комплекса.

Это важно: прихожане также пожертвовали новый колокол.

Восстановление длилось несколько лет. На сегодня практически все здания успешно восстановлены и функционируют, но в некоторых храмах все еще длится ремонт.

К сожалению, монастырь не может похвастать абсолютно безупречной репутацией: в свое время ходили слухи, что настоятель принимал значительные пожертвования от людей с сомнительной репутацией, могилы которых сегодня находятся на его кладбище. Также в начале XXI века настоятель Герман был убит в своей келье, монастырский сейф был разграблен. Преступник так и не был найден.

Описание и архитектурные особенности

Первая постройка появилась в Давидовой пустыни в начале XVI века: преподобный Давид поселился тут с 4 иноками и возвел первые деревянные постройки. Ими стали 2 церкви, трапезная и кельи для самих монахов.

После появились и другие сооружения: все они составляют прекрасный ансамбль, выполненные в едином стиле.

Паломники и посетители отмечают, что вся территория монастыря чистая и ухоженная, есть свой пруд, в котором плавает рыба.

Основные цвета комплекса теплые – белый, желтый, розовый. Храмы купольные, украшены лепниной и мозаикой. На территории монастыря есть памятник герою Отечественной войны с Наполеоном — генералу Дохтурову.

Собор Вознесения Господня

Его также называют Вознесенским собором. Это первое каменное сооружение, которое начали возводить при Иване Грозном. Однако собор так и не достроили: через некоторое время его разобрали и перестроили заново.

Открытие произошло в 1682 году, а с приходом власти СССР сюда перенесли сельскохозяйственный техникум. Отреставрировали здание только в конце ХХ века, повторно освятили в 2003 году.

Интересный факт: в алтаре Вознесенского храма находится частица мощей преподобноисповедника Максима Грека.

Собор выполнен из белоснежного камня и увенчан 5 куполами, барабан центрального является световым. Его внешний вид довольно строг и более сдержан, особенно по сравнению с «соседями».

Из-за изменения первоначального замысла и перестройки, здание имеет непривычную для русского храма внутреннюю планировку: северный и южный нефы перекрыты лотковыми сводами. На начало ХХ века собор имел пятиярусный алтарь – его удалось восстановить.

Никольская церковь

Ее история началась в первой половине XVIII века, когда было решено освятить новую церковь, вплотную примыкающую к Вознесенскому собору.

Однако уже в начале XIX века ее пришлось разобрать и перестроить вновь: было решено слегка «отодвинуться» от «соседа» и заодно построить кухню и братскую трапезную. После там же была сооружена духовная печь.

В конце XIX века начался пожар: в нем сгорели панихидный столик и икона Владимирской Богоматери, обгорел пол, а иконостас сильно закоптился. Все разрушения устранили, и в 10-х годах ХХ века церковь освятили вновь.

В Советском Союзе ее отдали под местный клуб: в нем устраивали дискотеки и антирелигиозные собрания. Купола были уничтожены – их восстановили только в конце ХХ века. Повторное освящение произошло в 2004 году.

Это интересно: в церкви можно поклониться мощам святого Николая Чудотворца, в честь которого она и названа, мощам евангелистов Матфея, Марка и Луки и других святых.

Никольская церковь, выполненная в стиле классицизма, окрашена в светлый персиковый цвет и украшена белоснежной лепниной, гирляндами, масками и мозаикой с изображениями серафимов. Само здание прямоугольное, сверху – полукруглая «крыша» (фронтон), барабан и один золоченый купол. На востоке к церкви прилегает полукруглая апсида, равная ширине основного здания.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Это вторая по времени постройки церковь, сохранившаяся до наших дней. Она была сооружена в 1740 году над северными воротами на месте старой церкви, которая буквально разваливалась на части.

Тут же устроили трапезную. На начало ХХ века в церкви был установлен четырехъярусный иконостас, который обновили всего век назад. При Советском Союзе тут был устроен спортивный зал.

Исторический факт: в первой половине XIX века при сооружении нового иконостаса митрополит приказал все сохранившиеся старые иконы раздать в бедные церкви.

«Низ» церкви представляет собой четырехугольное основание, на котором установлен восьмигранник. Строение венчает «крыша» и барабан с одним куполом. Это белоснежное здание, украшенное колоннами и пилястрами.

Знаменская церковь

Является своеобразным центром главного церковного ансамбля, хоть и выглядит меньше, чем остальные. Ее освятили в честь иконы Богоматери «Знамение».

Первое время на ее месте была деревянная часовня, в которой был похоронен отец Давид, в 30-х годах XVIII века вместо нее поставили каменную колокольню. В 1740 году, благодаря усердию жены советника Бобрищева-Пушкина, было получено разрешение на постройку собора.

В середине XIX века собор разобрали и построили на его месте нынешнюю церковь. При СССР тут были устроены склады и гаражи. После восстановления церковь была освящена в 1999 году.

Интересный факт: самые известные святыни храма – частица Гвоздя Распятия Господня, голова Вифлеемского младенца и мощи преподобного Сергея Радонежского.

Строительство началось и закончилось в 60-х годах XIX века. Церковь небольшая, четырехугольная, увенчанная одним куполом. Она выкрашена в яркий желтый цвет и украшена белыми кокошниками и пилястрами.

Собор Всемилостивого Спаса

Его также называют Спасским собором. Он появился только в 1900 году на месте трапезной церкви.

Как и прочие здания, он был передан советской властью под техникум. Восстановление началось в 90-х годах, освящение произошло в 2004 году, но восстановительные работы ведутся до сих пор.

Информация для туристов: тут расположены мощи Риз Христа и Богородицы, мощи князя Александра Невского и других святых.

Внешне собор выглядит очень нарядным: он покрашен в персиковый цвет и обильно украшен белыми декоративными элементами, а также вытянутыми окнами. В его основании лежит четырехугольник, сверху расположен массивный световой барабан и один темный купол. С севера и юга пространство украшено 4 маленькими куполами, с востока к нему примыкает апсида, с запада — трапезная.

Храм Всех Святых

Он расположен за группой основных храмов (если смотреть от ворот), возле братских корпусов. Он был возведен в начале ХХ века, в годы Советской власти в нем расположили столовую местного техникума.

Восстановление храма началось в конце ХХ века, сегодня он полностью восстановлен и действует. Его освятили в 2003 году.

Важно знать: на иконостасе изображены мало известные святые: Савва Стромынский, Константин Богородский и другие.

С первого взгляда может показаться, что здание мало похоже на храм: оно вытянутое, с небольшим темным барабаном, украшенным красивой золотой росписью, и небольшим куполом. Стены ярко-желтого цвета с белоснежными украшениями.

Колокольня

Она возвышается над главными воротами, пройдя через которые, можно сразу увидеть группу из 4 главных соборов – Вознесенского, Спасского, Знаменской и Никольской церквей. Она расположена в середине западной стены. Колокольня была построена в середине XIX века, ее высота составляет 70 метров.

Постройка выполнена в русско-византийском стиле: на ворота «поставлен» восьмигранный цилиндр, на него – круглый цилиндр, сверху все венчает золотой купол. Между последним цилиндром и куполом расположены часы с боем: они «смотрят» в 4 стороны и каждый час играют одну мелодию из церковных песнопений.

На ней размещены 7 колоколов, которые были подарены в конце ХХ века прихожанами. Историки отмечают, что восьмигранный ярус построен так, будто в нем должны были быть колокола, но были ли они там на самом деле – неизвестно.

Святыни Вознесенской Давидовой Пустыни

В монастыре можно найти более 200 святых предметов: мощей святых и частей их одежды. К наиболее ценным и известными относятся:

  1. Мощи святого Давида, покровителя пустыни;
  2. Частицы ризы Христа и Богородицы;
  3. Головка Вифлеемского младенца;
  4. Частица Гвоздя с Креста Христа;
  5. Частицы мощей Николая Чудотворца, князя Александра Невского, святой Матроны Московской, Сергея Радонежского, евангелистов Луки, Марка и Матфея.

Но это далеко не полный список: увидеть полный перечень можно на сайте монастыря в разделе «Святые». Там же будет указано, где их найти. В Знаменском храме расположены несколько «одиночных» ковчегов, малый (с мощами 15 святых) и большой (с мощами 150 святых).

В 20 км от пустыни, в селе Талеж (Чеховский район, 16 км от Чехова), находится святой источник преподобного Давида. На самом деле, на этом месте протекает несколько родников, с одним из которых связана красивая легенда: якобы однажды граф Орлов обидел девушку и, чтобы загладить свою вину, подарил ей бриллиантовый перстень.

Но девушка бросила подарок на землю и убежала, а на месте падения забил источник. В 90-х годах источником преподобного Давида начали называть местный ручей Веница. Тут же возвели часовню, звонницу и купальню.

Важно: обычно экскурсии, следующей в монастырь или музею Чехова, обязательно заезжают на источник.

Вода в ручье очень мягкая, в любое время года она сохраняет температуру в +4 градуса. Считается, что вода обладает целебными свойствами и помогает излечиваться от тяжелых недугов.

Информация для паломников и туристов

Давидова пустынь открыта в будни с 7:30, в выходные – с 6:00, закрывается после окончания вечернего богослужения. Церковная лавка открыта с 9:00 до 18:00 каждый день: тут можно приобрести свечи, иконы, литературу, аудио- и видеоматериалы о монастыре, а также заказать поминовения.

Телефон лавки: 8 (495) 996-0745, 8 (49672) 41652.

Как добраться

Добраться до Давидовой пустыни можно по-разному. Из Чехова можно добраться своим ходом: для этого потребуется сесть на автобус на автовокзале и доехать до остановки «Новый Быт». Потребуются следующие маршруты:

  1. №36: ходит каждый час до остановки «НАТИ» в селе Новый Быт;
  2. №36К: ходит каждые 4 часа до остановки «Красные Орлы» одноименной деревни;

Важно: на остановке «Красные Орлы» находится Георгиевская часовня.

От Ступино с автовокзала следует автобус №46. Он ходит каждые 5 часов.

От Москвы можно доехать 3 способами:

  1. На электричке от Курского вокзала до Чехова (одноименная станция) и далее на указанных выше автобусах;
  2. От автовокзала на метро «Южная» на автобусе №428 – он следует до Чехова каждые 5 часов;
  3. На автомобиле необходимо будет проехать по Симферопольскому шоссе (М-2) или трассе «Москва-Дон» (М-4) до трассы А-108. С нее повернуть на Молодежную улицу – на ней есть указатель на Давидову пустынь.

Где остановиться

Остановиться можно в Чехове: возле автовокзала располагается несколько гостиниц:

  1. «First»: в этой гостинице всего одно место, но она находится в нескольких минутах ходьбы от станции и автовокзала. Есть прачечная, неподалеку расположились несколько магазинов и кафе, рядом расположен музей Чехову. Стоимость ночи – около 2,5 тысяч рублей.

Адрес: улица Чехова, дом 4А, кв.34.;

  1. Хостел «Чехов»: в нем есть все, что нужно постояльцу – интернет, парковка, бассейн, баня, платный трансфер от и до аэропорта Домодедово. К услугам гостей несколько отдельных номеров и общих, регистрация круглосуточная. Стоимость начинается от 550 рублей за сутки.

Адрес: Весенняя улица, дом 26А;

  1. Гостиница «Олимпийская»: бизнес-отель имеет 3 звезды и подходит для проживания людей с ограниченными возможностями (на креслах-каталках). К услугам постояльцев интернет, химчистка, прачечная, тренажерный зал, парковка. Стоимость номера начинается от 3 тысяч рублей.

Адрес: Советская площадь, строение 2; телефон: +7 (4967) 26-90-48, -50.

Также в Чехове можно остановиться в гостиницах «Чехов Престиж», «Родник», «Русское поле», но, как показывают отзывы, они находятся намного дальше от вокзала. «Усадьба Пешкова» в одноименной деревне представляет собой дом отдыха, в котором можно остановиться надолго.

Экскурсии

Все экскурсионные программы проводятся по предварительному согласованию и заказу. Сделать это можно по телефонам 8-909-685-81-44 и 8-926-886-36-35, заказами занимается Елена Геннадьевна. Прогулки проводятся с 11 до 15 часов, фото и видеосъемка возможны только при согласовании с настоятелем.

Минимальная стоимость экскурсии – 500 рублей, минимальная группа – 6 человек. Если группа более 10 человек, стоимость билета на взрослого составляет 50 рублей, на ребенка или пенсионера — 30 рублей. Если у группы есть свой экскурсовод, не являющийся представителем Давидовой пустыни, стоимость билета будет составлять 30 рублей.

Это интересно: указанные цены являются не точными – это пожертвования, которые могут быть изменены по желанию паломников, однако уменьшать их нежелательно.

Возможна организация трапезы, ее стоимость будет составлять 250 рублей на человека (200 рублей на ребенка младше 10 лет). Необходимо будет подтвердить трапезу за день до приезда, иначе заказ аннулируется

Расписание богослужений

Во все дни, кроме воскресенья, расписание выглядит следующим образом:

  1. 8:00 – Божественная литургия;
  2. 17:00 – Вечернее богослужение.

В воскресенье расписание меняется:

  1. 6:30 – ранняя Божественная литургия;
  2. 9:00 – поздняя Божественная литургия;
  3. 17:00 – Вечернее богослужение.

Главные праздники Давидовой пустыни связаны с обретением мощей святых. Главным праздником считаются памятные даты, связанные с преподобным Давидом, основателем монастыря – 2 и 31 октября, 23 мая (обретение мощей). Другие памятные даты связаны со святыми праздниками (Рождеством, Вознесением, Пасхой и т.д.), днями святых и возложением мощей.

Возьмите на заметку: у одного святого может быть несколько памятных дат: например, «отмечают» даты обретения Креста и Гвоздей, Воздвижения и изнесения Креста.

Давидова Пустынь расположена в 23 км от Серпухова и в 60 км от Москвы. Это величественный комплекс православных храмов и монастырей, в которых содержатся мощи более 200 святынь.

Подробнее о монастыре смотрите следующее видео:

Фотогалерея

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх