Помост

Вопросы веры

Деизм и пантеизм

Пантеизм и деизм в метафизике Нового времени

Понятие пантеизма и деизма

Определение 1

Пантеизм – это философское течение, в котором Бог, то есть идеальное начало, и природа, то есть материальное начало, отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.

Пантеизм сформировался в эпоху Возрождения, его идеи поддерживали и развивались Николаем Кузанским, Джордано Бруно, а в Новое время идеи пантеизма поддерживались Шеллингом, Гегелем, Соловьевым и др.

Пантеизм в качестве религиозно-философского направления особенно характерен для индийских систем мысли. На Западе пантеизм был представлен в разных формах в зависимости от мыслителей, которые его рассматривали, например, Спиноза, Гегель, Шлейермахер.

В России пантеизм примитивно был развит в работах Льва Толстого. Он ставил на место Бога «разумение жизни», которое является любовью. Религиозная жизнь – это жизнь, благо которой заключено в подавлении внутри себя животных порывов. Живущий по этим правилам имеет в себе Бога, являясь сыном Бога. Смертью сын Божий возвращается в лоно Отца, в котором исчезает. То есть, Толстой считал, что личного Бога нет, также как нет личного бессмертия, а значит и реального смысла жизни. Пантеизмом отрицается свобода воли людей. Как и деизм, пантеизм не дает оснований для живого и личного отношения человека к богу, поэтому религия по своему существу становится невозможной. Она появляется тогда, когда безличное начало превращается в личное Божество, например, Кришна.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Пантеизм и деизм в метафизике Нового времени 490 руб.
  • Реферат Пантеизм и деизм в метафизике Нового времени 280 руб.
  • Контрольная работа Пантеизм и деизм в метафизике Нового времени 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Определение 2

Деизм – это философское направление, в котором Бога признают творцом мира, но полагают, что он при создании мира вложил в него определенные законы, и больше не вмешивается в течение дел: мир существует в соответствии со своими законами.

В соответствии со взглядами деистов, сотворенный мир схож с совершенным часовым механизмом, который мастер изготовил и предоставил самому себе. Поэтому человек автономен. Для его душевной и телесной жизни не нужно общение с Богом, не нужны молитвы, богослужения и т.д. То есть религия не имеет никакого смысла. Церковь признается не просто бессмысленной, а даже вредной.

Иными словами, в деизме признается существование Бога, но полностью отвергается его необходимость для человеческой жизни.

Деизм не был случайным плодом грязной мысли. Его психологические корни идут от первых людей, которые хотели стать, как Бог и начать новую жизнь в новом мире. Такая наследственная «самость» и является полным атрофированием духовной стороны человеческой жизни, породившей массу трудных аберраций ума и сердца человека: деизма, атеизма, материализма, сатанизма и пр.

Иными словами, деизм является особой разновидностью объективного идеализма, но вместе с тем он же выступает в качестве переходного этапа на пути от объективного идеализма к материализму. Деизм сформировался в XVII веке и особенно распространился в эпоху Просвещения. Истоки деизма идут из работ Декарта, Ньютона, Локка, а также величайшими деистами считаются Вольтер, Руссо, Кант, Ломоносов.

Метафизика Нового времени

Определение 3

Метафизика – это философское учение о неизменных, недоступных опыту началах мира, которое рассматривает явления без учета их взаимосвязей, движения, развития и изменений.

В буквальном смысле метафизика означает «после физики». Изначально под метафизикой подразумевали философию Аристотеля, а в Средневековье начали называть метафизикой всю философию. Также под метафизикой в Новое время понимали философское учение, которое отрицало развитие мира как бесконечное развитие, то есть, учение, противоположное диалектике.

Итак, классическое представление о метафизике Нового времени начинается работами Рене Декарта. Сама Декартова философская система является ярким примером рационалистического метода познания, так как любое философское утверждение выводится им рационально-дедуктивным методом из единственного основоположения, из мыслящего субъекта. Центральное понятие рационалистической метафизики – субстанция. Исходное выражение «я мыслю, а, следовательно, существую» является соединением двух идей: «Я мыслю» и «Я существую». Из положения «Я мыслю» следует, что «Я» — это что-то мыслящее, духовное или душа. Душа является некоторой непротяженной сущностью или субстанцией. Собственная человеческая душа – это и есть первый предмет его познания. Душа содержит идеи, одни из которых человек приобретает в процессе своей жизни, а другие идеи – врожденные. Декарт считал, что основные разумные идеи принадлежат душе, а главная из них – это идея Бога и она врожденная, а не приобретенная. Так как у человека есть идея Бога, то и предмет этой идеи существует.

Принципы эмпиризма противоположны рационализму Декарта, основой знания и познания в них выступает опыт, который был провозглашен Ф. Бэконом, а дальнейшее развитие они получили в работах материалиста Томаса Гоббса. Гоббс был классическим представителем номинализма. В соответствии с его учением, реально существующими являются только единичные вещи, а общие понятия – это только имена вещей. Именно поэтому источник любого знания – опыт. По Гоббсу только один род опыта – это восприятие, то есть первичное знание, а другой – знание об именах вещей. Источником такого второго опыта выступает ум, сведенные к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Предмет философии по Гоббсу – тело, возникновение которого может быть постигнуто посредством научных понятий. Касательно духовной субстанции, даже если бы она существовала, она была бы непознаваема.

Лейбниц – один из первых философов Нового времени, который поддерживал принципы деизма. Деизм отвергал идею повсеместного и повседневного вмешательства бога в человеческую и общественную жизнь, при этом он не отрицал существование бога. Но бога он рассматривал только в качестве первопричины, творца мира, сообщавшего миру законы, работающие в дальнейшем самостоятельно. В соответствии со взглядами Лейбница, бог, после сотворения мира и установления в нем изначальной гармонии множества существующих субстанций – монад, больше не вмешивался в течение дел в этом мире, которые не от этого не терял своего совершенства.

Scisne?

1. Деизм (от лат. deus — бог). Это религиозно-философское направление возникло в Англии в XVII веке, но получило особое распространение в Европе в следующем столетии. Термин «деизм» происходит от латинского слова Deus — Бог. Деизм признает Бога, но рассматривает Его лишь как Творца мира (и человека) и его законов. Бог полностью трансцендентен (от лат. transcendere — выходить за пределы чего-либо) человеку, т. е. абсолютно непостижим и недоступен ему. Деизм утверждает, что и со стороны Бога невозможны какие-либо Откровения, дарование помощи и средств спасения человеку, какой-либо промысл о нем.
Сотворенный мир, по деистическому воззрению, подобен совершенному часовому механизму, сделав который, мастер предоставил его самому себе. Человек поэтому абсолютно автономен. Для его не только телесной, но и духовной жизни не требуется никакого общения с Богом, не требуется ни молитв, ни богослужений, ни таинств и т. д. То есть религия со всеми ее догматами, заповедями и установлениями оказывается ненужной и даже бессмысленной. Излишней и вредной, естественно, является и Церковь.
Так, признавая, по-видимому, Бога, деизм полностью отверг Его необходимость для человека. Весь грандиозный религиозный опыт человечества перечеркнут чисто волюнтаристским его отрицанием. Это уже радикальный шаг на пути к прямому богоборчеству. Не случайно из уст деиста Вольтера прозвучал столь кощунственный в отношении католической церкви призыв: «Раздави гадину!»
Деизм — не случайный плод праздной мысли. Психологические корни его совечны первому человеку, возмечтавшему стать «как Бог» без Бога, против Бога и начавшему «новую жизнь» (смерть) в «новом» мире. Эта наследственная «самость» и полное атрофирование духовной стороны жизни и породили множество тяжелейших аберраций человеческого ума и сердца: деизм, атеизм, материализм, сатанизм…
2. Пантеизм (от греческого слова — все; и — Бог) — направление, по своей духовной сущности родственное деизму. Пантеизм имеет большую историю и множество разновидностей. Существо его состоит в том, что Бог у него сливается, отождествляется с человеком, с миром. Бог в пантеизме не может мыслиться Сам по Себе, отдельно от мира. Бог полностью имманентен (от лат. immanens — присущий чему-либо) миру. Личного Бога не существует. Еврейский философ Спиноза († 1677 г.) выразил это положение в лаконичной формуле: «Бог есть природа» (Deus sive natura).
Пантеизм как религиозно-философское направление особенно присущ индийским системам мысли. Там он существует уже тысячелетия. На Западе пантеизм принимал различные формы у разных мыслителей (например, у Спинозы, Гегеля, Шлейермахера). В России его плоско, примитивно развивал Лев Толстой. Так, на место Бога он поставил «разумение жизни», которое есть любовь; религиозная жизнь — это жизнь, благо которой состоит в подавлении в себе «животной личности», «в благе других и в страданиях за это благо». Живущий так имеет в себе Бога и является «сыном Божиим» так же, как и Христос. Смерть возвращает «сына Божия» в лоно Отца — Бога, в котором сын и исчезает, как в общемировой сущности. Одним словом, по Толстому, нет ни личного Бога, ни личного бессмертия, ни, следовательно, реального смысла жизни. Ибо смысл может быть только в жизни, но не в исчезновении.
Пантеизм отрицает свободу воли человека. Он, как и деизм, не дает основания для живых, личных отношений человека к Богу, поэтому религия в нем по существу становится невозможной. Она появляется лишь там, где безличное начало (например, Брахман) воплощается и становится личным Божеством (например, Кришна). Справедливо заметил наш русский философ Л. М. Лопатин († 1920 г.), что в пантеизме «для мысли, по-видимому, представляется только один выход: или мир провозгласить призраком и уничтожить его в Боге, или Бога заставить исчезнуть в мире до такой степени, что от Него остается одно имя». К последнему пантеизм практически всегда и приходит.
3. Теизм (от греческого — Бог) как система мысли, в отличие от пантеизма, признает бытие личного Бога и, в отличие от деизма, утверждает возможность и необходимость Его откровения и промысла о мире и человеке. Бог не только трансцендентен миру, но и имманентен ему. Признание свободы воли человека, а также возможности для него вступить в общение с Богом является не менее важным отличительным признаком теизма. Существуют различные теистические системы.
И поскольку основные их положения являются общими с религиозными истинами, то и сами религии обычно относят к воззрениям теистическим.
Точную, хотя и краткую, характеристику этих трех концепций дал в своей речи перед защитой докторской диссертации проф. МДА М. А. Старокадомский († 1973г.). Он сказал тогда, в частности:
«Только теизм, утверждающий бытие Абсолютной всесовершенной Личности, которая свободным творческим актом вызывает из небытия мир и человека и промышляет о них, может дать удовлетворение живому религиозному чувству.
Молитва как основное проявление религиозной жизни может быть обращена только к всеблагому Верховному Правителю мира, могущему оказать благодатную помощь. Ни пантеизм, ни деизм основой религиозной жизни служить не могут. В Абсолютной Субстанции Спинозы Бог и мир представляют единое нераздельное целое. В нем все связано законом железной необходимости и нет места порывам свободного влечения. И Amor Dei — любовь к Богу — у Спинозы, как и у стоиков, представляет лишь добровольное подчинение неизбежному року. Так же и у Гегеля Абсолютное, вначале представленное отвлеченным, пустым по содержанию понятием, лишь в конце процесса диалектического развития достигает самосознания. Поскольку движение понятий строго определяется логическими законами, здесь свободного общения личности с Абсолютным допущено быть не может.
Такую же картину рисует и деизм, по которому мир представляет идеально устроенные часы, строго размеренный ход которых не нуждается во вмешательстве Верховного Мастера».

Вопрос об отношении Бога к миру

Пантеизм – это отождествление Бога и природы. В пантеизме религиозное отношение к Богу переносится на все бытие, все признается Божественным, весь мир. Буквально пантеизм означает «всебожие»

Деизм – Представление о Боге, как только о первопричине и творце мира, но не как о Промыслителе. Признавая, что Бог сотворил мир, деизм стоит на почве христианского учения о мире, как о тварном бытии. Но другое утверждение деизма идет вразрез с христианством: утверждение, что Бог, создав мир, в дальнейшем не принимает участия в жизни мира. Причина, по которой деисты отвергают промысел Божий, состоит в принципиальном отвержении ими возможности чуда, каковым для деистов является участие Бога в жизни мира.

Теизм – вера в Бога не только как творца и первопричину, но и как Промыслителя. Теизм допускает общение с Богом в молитве и таинствах. Есть некоторая непоследовательность в том, чтобы принимать Бога как творца мира, но в то же время отвергать его участие в жизни созданного им мира. Промысел Божий о мире есть то же творение. Кроме того, живое религиозное чувство может принять только такое учение, согласно которому Бог хочет и может помочь миру и людям в тех затруднениях, в которые они могут попасть.

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ (греческое по­ли… и θε&oxia;ος — бог; буквально — мно­го­бо­жие) — ре­ли­гио­ведческий тер­мин, обо­зна­чаю­щий ве­ру в су­ще­ст­во­ва­ние и по­чи­та­ние мно­гих бо­гов.

Тер­мин «Политеизм» обыч­но ис­поль­зу­ет­ся как про­ти­вопо­лож­ность мо­но­те­из­му. В ши­ро­ком смыс­ле к политеизму от­но­сят все не­мо­но­теи­стические ре­лигиозные пред­став­ле­ния. В уз­ком смыс­ле к политеизму от­но­сят ре­ли­гии с раз­ви­тым пан­тео­ном бо­гов (ре­ли­гии древ­них шу­ме­ров, егип­тян, гре­ков, рим­лян, скан­ди­на­вов и тому подобные). В так называемых ав­раа­мических ре­ли­ги­ях политеизм (в иу­да­из­ме и хри­сти­ан­ст­ве — язы­че­ст­во, в ис­ла­ме — ширк) по­ни­ма­ет­ся как «из­ме­на» еди­но­му Бо­гу.

Впер­вые тер­мин «Политеизм» был упот­реб­лён в I веке нашей эры иу­дей­ским мыс­ли­те­лем Фи­ло­ном Алек­сан­д­рий­ским в спо­ре с язы­ч­ни­ка­ми-гре­ка­ми, позд­нее, в 1580 году, — Ж. Бо­де­ном. В ре­ли­гио­ве­де­нии стал при­ме­нять­ся со 2-й половины XIX века пре­имущественно пред­ста­ви­теля­ми эво­лю­цио­низ­ма, рас­смат­ри­вав­ши­ми политеизм как пе­ре­ход­ную ста­дию от пер­во­быт­ных ве­ро­ва­ний к мо­но­те­из­му. В современном ре­ли­гио­ве­де­нии ве­дут­ся спо­ры от­но­си­тель­но рас­ши­рительной трак­тов­ки политеизма и о пра­во­мер­но­сти при­чис­ле­ния к не­му та­ких ар­ха­ич­ных яв­ле­ний, как фе­ти­шизм, ве­ра в ду­хов (ани­мизм, ша­ма­низм), на­зы­вае­мая ино­гда по­ли­де­мо­низ­мом, в без­лич­ную ма­гическую си­лу (например, ма­на, ма­ни­ту и другие), пред­ков культ и тому подобное.

При политеизме различные бо­же­ст­ва по­кро­ви­тель­ст­ву­ют той или иной сфе­ре при­род­но­го и со­ци­аль­но­го по­ряд­ка; ка­ж­дый из них име­ет свои ат­ри­бу­ты, ха­рак­тер, осо­бен­но­сти и функ­ции, свой культ с цен­тром по­кло­не­ния (с те­че­ни­ем вре­ме­ни эти куль­ты, как пра­ви­ло, объ­е­ди­ня­ют­ся в раз­ветв­лён­ные пан­те­о­ны, в том числе при гео­гра­фическом объ­е­ди­не­нии цен­тров по­кло­не­ния). Власть и си­ла та­ких бо­жеств ог­ра­ни­че­ны; например, они мо­гут под­чи­нять­ся судь­бе, ро­ку, другим бо­гам, од­на­ко, в от­личие от лю­дей, об­ла­да­ют бес­смер­ти­ем. При том, что не­ко­то­рые бо­ги (как пра­ви­ло, бо­лее ар­ха­ич­ные) мо­гут иметь зоо­морф­ные чер­ты, в це­лом им свой­ст­ве­нен ан­тро­по­мор­физм, а так­же при­су­щи че­ло­ве­че­ские эмо­ции и же­ла­ния. Ме­ж­ду со­бой бо­ги мо­гут на­хо­дить­ся в слож­ных, в том числе род­ст­вен­ных, от­но­ше­ни­ях, а так­же ак­тив­но вме­ши­вать­ся в жизнь лю­дей, как са­мо­стоя­тель­но, так и по ини­циа­ти­ве по­след­них, что опи­сы­ва­ет­ся в ми­фах. По­это­му для по­ли­теи­стических сис­тем ха­рак­тер­ны раз­ра­бо­тан­ные фор­мы ге­неа­ло­гий бо­жеств. Во гла­ве пан­те­о­нов на­хо­дит­ся вер­хов­ное бо­же­ст­во (в зем­ле­дельческих куль­ту­рах, как пра­ви­ло, это бог-гро­мо­вер­жец или со­ляр­ное бо­же­ст­во; смотреть Со­ляр­ные куль­ты).

Кафедра Философии и гуманитарных наук

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

________________________________________________________
МГУЭСИ

Кафедра

Философии и гуманитарных наук

Т Е С Т Ы

П О Т Е М А М К У Р С А

«Ф И Л О С О Ф И Я»

к. ф.н., доцент

МОСКВА – 2010

Тема 1. Предмет и специфика философского знания. Тест № 1.

Тема 2. Философия Древнего Востока. Тест № 2.

Тема 3. Философия Древней Греции. Тест № 3.

Тема 4. Философия Средневековья. Тест № 4.

Тема 5. Философия Возрождения. Тест № 5.

Тема 6. Философия Нового времени. Тест № 6.

Тема 7. Философия Просвещения. Тест №7.
Тема 8. Немецкая классическая философия. Тест № 8.

Тема 9. Марксистская философия. Тест № 9.

Тема 10. Русская философия. Тест № 10.

Тема 11. Современная зарубежная философия. Тест № 11.

Тема 1. Предмет и специфика философского знания.

Тест № 1.

1. Слово «философия» первым употребил:

а) Фалес;

б) Пифагор;

в) Сократ;

г) Диоген.

2. Что такое философия:

а) мировоззрение;

б) теоретическое мировоззрение;

в) наука;

г) методология познания;

д) искусство.

3. Чем определяется научный характер философского знания:

а) объективностью;

б) истинностью;

в) всеобщностью;

г) теоретической формой осмысления проблем.

4. Две составляющие философского знания:

а) научность и ценностность;

б) объективность и истинность;

в) доказательность и проверяемость;

г) доказательность и истинность.

5. Основной вопрос философии есть:

а) проблема соотношения материи и сознания;

б) важнейшая проблема эпохи;

в) система нравственных норм;

г) проблема первоначал.

6. В чем отличие материализма и идеализма:

а) в ценностном отношении к миру;

б) в подходе к соотнесению материи и сознания;

в) в различных идеалах жизни.

7. Определите, какие из приведенных ниже суждений верны:

а) если мысль истинная, то она материалистическая;

б) если мысль материалистическая, то она истинная;

в) если мысль идеалистическая, то она ложная;

г) если мысль ложная, то она идеалистическая;

д) истинными или ложными могут быть как материалистические, так и идеалистические мысли, суждения, теории.

8. Согласие с каким из нижеследующих положений означает агностицизм?

а) некоторые вещи никогда не станут объектами нашего знания;

б) процесс познания бесконечен;

в) все наши знания только гипотезы и таковыми останутся;

г) человек никогда не сможет до конца исчерпать всех тайн природы;

д) все научные теории неполны и не отражают объект абсолютно точно;

е) сущность вещей принципиально непознаваема;

ж) в науке есть неразрешимые задачи;

з) пути господни неисповедимы;

и) чем больше познаем, тем меньше знаем;

к) наши знания о мире приблизительны.

9. Религию можно определить как мировоззрение, которое полагает наличие:

а) акта веры;

б) мистического содержания;

в) всеобщего мирового закона;

г) сверхъестественного начала.

10. Философию отличает от религии:

а) теоретическое осмысление мировоззренческих проблем;

б) отсутствие акта веры;

в) отказ от сверхъестественного начала;

г) идея совершенной мудрости.

11. Выделите признаки, обязательные для философского мировоззрения:

а) системность;

б) абстрактность;

в) логическая непротиворечивость;

г) простота;

д) эмпирическая обоснованность;

е) наглядность;

ж) конкретность;

з) максимальная общность;

и) оценочный характер.

12. Какие из перечисленных вопросов имеют философский характер:

а) в чем смысл существования человека?

б) каковы пути разрешения экологического кризиса?

в) возможны ли небелковые формы жизни?

г) что есть истина?

д) как решить продовольственную проблему

человечества?

е) в чем сущность гравитации?

ж) возможно ли создание искусственного интеллекта?

з) расширяется ли Вселенная?

и) что такое свобода?

к) в какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой?

Тема 2. Философия Древнего Востока.

Тест № 2.

1. Укажите, какие черты характерны для философии Древнего Востока:

а) антропоцентризм;

б) связь с мифологией;

в) акцент на единстве мира и человека;

г) атеизм.

2. Что понимается под Брахмой?

а) безличное сущее («тело мира»);

б) индивидуальная душа («индивидуальное сущее»);

в) круговорот перерождений;

г) состояние высшего блаженства;

д) представитель касты брахманов.

3. В чем буддизм видит выход для человека из состояния страданий:

а) в наслаждении благами жизни, в удовольствиях;

б) в борьбе со страданиями;

в) в отречении от источника страданий — страстей и желаний (в погружении в нирвану).

4. Какие из указанных качеств даосизм относит к началу Ян:

а) тьма;

б) свет;

в) небо;

г) земля;

д) мужское (начало);

е) женское (начало).

5. Какое качество Конфуций считает главным для идеала «благородного мужа»:

а) ум;

б) правдивость;

в) гуманность, милосердие;

г) образованность.

6. Какой из элементов общества конфуцианство считает центральным:

а) личность;

б) власть (чиновничий аппарат);

в) семья;

г) государь.

Тема 3. Философия Древней Греции.

Тест № 3.

1. Кто считается основоположником философии?

а) Аристотель;

б) Пифагор;

в) Сократ;

г) Платон;

д) Фалес.

2. Кто является автором атомистической концепции?

а) Анаксимандр;

б) Пифагор;

в) Демокрит;

г) Эпикур.

3. Кто из философов утверждал, что числа правят миром?

а) Пифагор;

б) Сенека;

в) Фалес;

г) Гераклит;

д) Диоген.

4. Кто из философов утверждал, что единственным объектом философского

анализа должен быть человек?

а) Пифагор;

б) Гераклит;

в) Сократ;

г) Демокрит;

д) Аристотель.

5. Кто является основоположником объективного идеализма?

а) Анаксимен;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Демокрит;

д) Фалес.

6. Кому принадлежат слова: «Человек – это общественное животное,

наделенное разумом»?

а) Гераклиту;

б) Сократу;

в) Демокриту;

г) Платону;

д) Аристотелю.

7. Кто утверждал, что «все течет, все изменяется» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»?

а) Гераклит;

б) Демокрит;

в) Пифагор;

г) Протагор;

д) Анаксимандр.

8. Кто утверждал, что добродетель и знание добродетели – одно и то же?

а) Демокрит;

б) Платон;

в) Сократ;

г) Аристотель;

д) Пифагор.

9. Из каких слоев, по мнению Платона, состоит общество?

а) рабы, воины, философы;

б) рабы, торговцы, воины;

в) рабы, ремесленники, философы;

г) ремесленники, воины, философы;

д) ремесленники, торговцы, философы.

10. Кого из философов античности можно назвать основоположником

формальной логики?

а) Аристотеля;

б) Фалеса;

в) Гераклита;

г) Пифагора;

д) Демокрита.

Тема 4. Философия Средневековья.

Тест № 4.

1. С точки зрения христианства тело является:

а) «темницей души»;

б) источником греха;

в) тело – ничто, а душа – все;

г) тело, как и душа, сакральны.

2. Человек является образом и подобием Бога:

а) по происхождению от Бога;

б) по благодати Божьей;

в) будучи ограниченным воплощением сущности Бога.

3. С точки зрения христианской философии Бог является:

а) сущностью тварного мира;

б) подлинным бытием;

в) абсолютной личностью.

4. Познание человеком Бога с точки зрения патристики возможно:

а) через познание гармонии и целесообразности всего сущего;

б) через познание самого себя как единства души и тела;

в) через познание собственной души.

5. С точки зрения А. Августина в основе добродетели лежит:

а) знание догматов вероучения;

б) самопознание;

в) любовь как состояние «внутреннего человека».

6. С точки зрения А. Августина вера и разум соотносятся следующим образом:

а) вера основывается на знании;

б) вера является самостоятельным источником истины и исключает ценность разумного познания;

в) разум подкрепляет положения веры, но сам истину найти не может.

7. С точки зрения А. Августина свобода является:

а) свойством воли;

б) свойством разума;

в) социальной характеристикой человека.

8. Аквинского опирается на философию:

а) Аристотеля;

б) Сократа;

в) Платона.

9. С точки зрения Ф. Аквинского истина обретается:

а) путем веры;

б) путем разума;

в) и через разум, и через веру.

Тема 5. Философия Возрождения.

Тест № 5.

1. Философскую основу гуманизма Возрождения составляет учение:

а) Сократа;

б) Платона;

в) Плотина.

2. У гуманистов взгляд на природу является:

а) теистическим;

б) атеистическим;

в) пантеистическим;

г) деистическим.

3. В гуманизме Возрождения мысль человека движется:

а) от личного к божественному;

б) от божественного к личному;

в) от общественного к индивидуальному;

г) от индивидуального к общественному.

4. Возрождение стремится:

а) возвысить земное до божественного;

б) принизить божественное.

5. В гуманизме Возрождения доминирует:

а) предметно-практическая ориентация;

б) этическая ориентация;

в) эстетическая ориентация.

6. Тождество Бога и природы утверждает:

а) теоцентризм;

б) пантеизм;

в) космоцентризм;

г) антропоцентризм.

7. Кому принадлежит следующая мысль: «Так как Бог есть все, он

также и ничто», ибо он «везде и нигде»?:

а) Н. Копернику;

б) Т. Кампанелле;

в) Н. Кузанскому;

г) П. делла Мирандоле;

д) Дж. Бруно.

8. Кто является автором следующего высказывания: «Природа есть Бог

в вещах»?:

а) Плотин;

б) Н. Кузанский;

в) Дж. Бруно;

г) Т. Кампанелла;

д) П. делла Мирандола.

9. В учении Н. Кузанского:

а) Бог отождествляется с природой;

б) природа и мир заключены в Боге.

10. С точки зрения Дж. Бруно мир – это:

а) развернутая сущность Бога;

б) самодвижущаяся природа.

11. Кто из философов Флорентийской академии почитался почти

наравне с Христом:

а) Аристотель;

б) Платон;

в) Сократ;

г) Августин.

12. Кому принадлежит высказывание: «Живопись является

философией», ибо «глаз меньше ошибается, чем разум»?

а) Л. да Винчи;

б) Л. Валле;

в) Микеланджело.

Тема 6. Философия Нового времени.

Тест № 6.

1. Кого из перечисленных философов можно отнести к представителям

философии Нового времени:

а) Декарт;

б) Гегель;

в) Вольтер;

г) Локк;

д) Спиноза;

е) Бэкон;

ж) Руссо.

2. Кто является основоположником эмпиризма:

а) Юм;

б) Беркли;

в) Спиноза;

г) Бэкон;

д) Декарт;

е) Локк.

3. Кто из философов Нового времени разработал основные положения

дедуктивного метода познания:

а) Лейбниц;

б) Локк;

в) Спиноза;

г) Бэкон;

д) Декарт;

е) Беркли.

4. Кому из философов принадлежит выражение: «Знание – сила»:

а) Беркли;

б) Декарт;

в) Бэкон;

г) Спиноза;

д) Лейбниц;

е) Юм.

5. Какого рода заблуждения Бэкон считал порождением слепой веры в

авторитеты:

а) идолы рынка;

б) идолы театра;

в) идолы рода;

г) идолы пещеры.

6. Как называется метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему:

а) дедуктивный;

б) индуктивный;

в) сенсуалистический;

г) догматический;

д) эмпирический;

е) рационалистический.

7. Как называется метод познания, основанный на выведении частных

положений из общих:

а) сенсуалистический;

б) индуктивный;

в) догматический;

г) дедуктивный;

д) эмпирический;

е) рационалистический.

8. Кому принадлежит фраза: «Мыслю – следовательно, существую»:

а) Лейбницу;

б) Локку;

в) Декарту;

г) Юму;

д) Спинозе;

е) Беркли.

9. Как называется направление в философии, представители которого утверж-дают, что в разуме нет ничего такого, что не прошло предварительно через чувства:

а) сенсуализм;

б) номинализм;

в) рационализм;

г) эмпиризм;

д) реализм;

е) догматизм.

10. Кто из философов утверждал, что человек рождается с сознанием, подобным «чистой доске» которая по мере воздействия на нее внешней среды, заполняется знаками, составляющими содержание сознания:

а) Беркли;

б) Декарт;

в) Локк;

г) Спиноза;

д) Юм;

е) Лейбниц.

Тема 7. Философия Просвещения.

Тест № 7.

1. Какая идея объединяет всех философов Просвещения:

а) перестройка жизни на разумных началах, путем распространения знания и воспитания;

б) материалистического мировоззрения;

в) необходимости юридического равенства всех граждан;

г) идея собственности как естественного свойства человека.

2. В какой стране было наиболее выражено Просвещение:

а) Англия;

б) Франция;

в) Германия;

г) Россия.

3. В чем усматривал Руссо источник социального неравенства и отчуждения людей:

а) в правлении непросвещенными людьми;

б) частной собственности;

в) физическом неравенстве;

г) отсутствии свободы.

4. Вольтер трактует человека как:

а) социальное животное;

б) разумное существо;

в) природное существо;

г) ощущающее существо.

5. В этической теории Гельвеций определяет добродетель через:

а) общий интерес;

б) частный интерес;

в) потребности;

г) разум.

6. Гольбах и Гельвеций пришли к выводу, что интересы людей зависят от:

а) потребностей;

б) их ментальности;

в) обстоятельств;

г) формы их деятельности.

7. Преодолеть социальное неравенство людей можно путем:

а) отказа от государства и возврата человека к «естественному состоянию»;

б) отмены частной собственности;

в) уравнивания собственности людей;

г) просвещением людей.

Тема 8. Немецкая классическая философия.

Тест № 8.

1. Канту субъект:

а) является источником знания;

б) определяет форму знания.

2. Объективность знания по И. Канту означает:

а) всеобщность и необходимый характер знания;

б) независимость знания от субъекта.

3. Человек, по И. Канту, принадлежит:

а) к миру свободы;

б) к миру природы и к миру свободы.

4. Свобода человека, согласно И. Канту, основывается:

а) на следовании познанной необходимости;

б) на возможности выбора действий;

в) на следовании нравственному долгу.

б) конечные цели стремлений человека;

в) сверхчувственные сущности.

5. Кантовские идеи о безусловном – это:

а) обобщения опыта;

б) конечные цели стремлений человека;

в) сверхчувственные сущности.

6. Идеи, по Гегелю, являются:

а) сущностью вещей и понятий;

б) результатом субъективной деятельности;

в) сущностью вещей.

7. Высший этап развития сознания, согласно Гегелю – это:

а) самосознание;

б) тождество сознания и предмета;

в) предметное сознание.

8. Второй раздел «Науки логики» исследует:

а) сущность;

б) понятие;

в) бытие.

9. Условием могущества разума является, согласно Гегелю:

а) опора разума на опыт;

б) саморазвитием идеи;

в) способность разрешать противоречия.

10. Диалектика у Гегеля является:

а) отражением развития объективного мира;

б) саморазвитием идеи;

в) методом познания и преобразования объективного мира.

11. Высшей ступенью развития нравственности,

согласно Гегелю, является:

а) гражданское общество;

б) государство;

в) семья.

12. Философия человека, согласно Л. Фейербаху,

должна основываться:

а) на осмыслении мировой истории и культуры;

б) на данных физиологии и медицины.

13. Сущностным свойством человека, по Фейербаху, выступает:

а) любовь;

б) разумный эгоизм;

в) нравственный долг;

г) разум.

14. Выход из отчужденного состояния человечества Л. Фейербах видит:

а) в изменении отношений человека к природе;

б) в изменении отношений человека к человеку;

в) в изменении общественных условий жизни.

Тема 9. Марксистская философия.

Тест № 9.

1. Какая проблема находится в центре внимания К. Маркса в «Экономическо-

философских рукописях 1844 г.»:

а) отчуждения человека;

б) потребностей человека;

в) идеального;

г) материального производства.

2. Что, по мысли К. Маркса, лежит в основе отчуждения человека в обществе:

а) частная собственность;

б) характер труда;

в) социальное устройство общества;

г) нравственные отношения.

3. В чем К. Маркс увидел источник развития общества:

а) в развитии потребностей людей;

б) в развитии производительных сил общества;

в) в научно-техническом прогрессе;

г) в противоречии субъекта и объекта.

4. Что лежит в основе формационной теории истории марксизма:

а) различие в культурных ценностях;

б) способ производства;

в) уровень духовного развития общества;

г) тип государственного устройства.

5. К. Маркс трактовал сущности человека, как:

а) совокупность всех общественных отношений;

б) природное существо;

в) природно-нравственное существо;

г) разумное существо.

6. Что выделяется в качестве движущих сил общественного развития в

марксистской философии:

а) деятельность людей;

б) материальные интересы людей;

в) духовные потребности;

г) идеалы.

7. Материалистическое понимание истории есть:

а) отрицание влияния идейных факторов на общественное развитие;

б) в качестве движущих сил общественного развития

рассматриваются материальные потребности людей;

в) выдвижения в качестве идеала общественного развития общества, которое полностью удовлетворит материальные потребности людей;

г) утверждение определяющей роли материального производства в жизни общества.

8. К какой работе К. Маркс сформулировал тезис о необходимости философии

не только объяснять, но изменять мир:

а) Тезисы о Фейербахе;

б) Экономическо-философские рукописи 1844 г.;

в) Немецкая идеология;

г) Предисловие «К критике политической экономики».

Тема 10. Русская философия.

1. Важнейшие черты русской религиозной философии:

а) антропоцентризм;

б) этический персонализм;

в) положительное всеединство;

г) соборность;

д) космизм.

2. К какому понятию относится определение : «сочетание

свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним

и тем же абсолютным ценностям»:

а) софийность;

б) всеединство;

в) соборность.

3. Социальный идеал :

а) демократия;

б) самодержавие;

в) свободная теократия.

4. Кто о России сказал: «опыт времен для нас не существует. Одинокие в мире,

мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу

человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению

вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы

исказили»:

а) ;

б) ;

в) .

5. Представители славянофильства:

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;

д) ;

е) .

6. Какую форму государственного устройства считали приемлемой для России

и :

а) монархию;

б) республику;

в) диктатуру.

7. Кого из русских философов называли «Русский Платон»:

а) ;

б) ;

в) .

8. Бердяев считал, что зло в мире:

а) от дьявола;

б) от человека;

в) от свободы.

9. Кто из русских философов считал, что существует три мира: макрокосм,

микрокосм и мир символов:

а) митрополит Илларион;

б) ;

в) Владимир Мономах.

10. Кто из философов разделял подобный взгляд на общину: «Община есть то

высшее, то истинное начало, которому уже не предстоит найти нечто себя

высшее, а предстоит только преуспевать, очищаться и возвышаться, ибо это

есть союз людей, отказывающихся от своего эгоизма, от личности своей и

являющих общее их согласие: это действо любви, высокое действо

христианское»:

а) ;

б) ;

в) ;

г) ;

д) .

Тема 11. Современная зарубежная философия.

1. В позитивизме О. Канта главной задачей философии является:

а) анализ истории развития науки;

б) систематизация научного знания;

в) анализ языка науки.

2. Неопозитивистский подход к науке сосредоточен на:

а) обобщении научного знания;

б) осмыслении истории развития науки;

в) логическом анализе языка науки;

г) на единстве логики и истории.

3. Для «протокольных предложений» характерны их:

а) фальсифицируемость;

б) верифицируемость;

в) независимость друг от друга;

в) теоретическая нагруженность.

4. С точки зрения К. Поппера в основе развития науки лежит:

а) смена парадигм;

б) конкуренция гипотез и решение задач;

в) смена исследовательских программ.

5. В постпозитивизме доминируют проблемы:

а) закономерностей развития науки;

б) строгого различения научного и вненаучного знания;

в) анализа логической структуры научного знания;

г) взаимосвязи научного и философского знания.

6. Согласно учению Л. Витгенштейна язык – это:

а) форма жизнедеятельности;

б) первичная система знаков;

в) универсальное средство коммуникации.

7. Понятие научной «парадигмы» введено:

а) К. Поппером;

б) П. Фейерабендом;

в) Т. Куном.

8. Бытие человека в мире, согласно 3. Фрейду, в конечном счете, определяется:

а) взаимодействием «Я» и «Оно»;

б) энергией «либидо»;

в) взаимодействием «Эроса» и «Танатоса»;

г) сферой «Сверх — Я».

9. С точки зрения 3. Фрейда культура имеет своим основанием:

а) взаимодействие «Эроса» и «Танатоса»;

б) отказ от удовлетворения желаний бессознательного;

в) энергию «либидо».

10. Человек, согласно учению 3. Фрейда, руководствуется в повседневной жизни:

а) практической целесообразностью;

б) принципом удовольствия;

в) нравственными принципами;

г) принципом реальности.

11. С точки зрения психоанализа аналогом «категорического императива» выступает:

а) бессознательные влечения;

б) голос совести;

в) социокультурные запреты;

г) требования разума.

12. Главными принципами структурализма являются:

а) структура производна от истории;

б) структура первичнее истории;

в) аналогичность языковых структур и механизмов бессознательного;

г) взаимозависимость внутреннего и внешнего.

13. Объективность исследования знаковых систем с точки зрения структурализма достигается на основе выявления:

а) взаимосвязи части и целого, единство элементов и структуры;

б) бессознательных объективных отношений;

в) роли внешних условий на функционирование системы.

14. Целью герменевтического исследования текстов является:

а) вживание в душевный мир автора;

б) историко-генетическое объяснение;

в) выявление смысловой структуры текста.

15. В философской герменевтике познание выступает как:

а) способ бытия человека в мире;

б) способ познания мира;

в) средство передачи культурного опыта.

16. Экзистенция – это:

а) внутренний мир человека;

б) переживание бытия на грани миров;

в) выход к подлинному бытию.

17. С точки зрения религиозного экзистенциализма

божественное существует:

а) в самом акте веры;

б) как предпосылка веры;

в) как абсолютное бытие.

18. С точки зрения Ж.-П. Сартра подлинное бытие

осуществляется:

а) в безоглядном выборе;

б) как предпосылка веры;

в) «желанием быть Богом».

19. Кому принадлежит высказывание «Вынести суждение о том, стоит ли

жизнь труда быть прожитой, или не стоит – значит ответить на

основной вопрос философии»:

а) Ж.-П. Сартру;

б) А. Камю;

в) М. Хайдеггеру.

20. Какое философское направление выражено в высказывании: «Этот мир не имеет значения, и кто это понимает, обретает свободу»:

а) экзистенциализм;

б) персонализм;

в) неотомизм;

г) православная философия.

21. Современный неотомизм отвергает:

а) рационализм;

б) иррационализм;

в) гармонию веры и разума.

22. Согласно неотомизму в сотворенном бытии:

а) существование предшествует сущности;

б) сущность и существование совпадают;

в) сущность предшествует существованию.

Ответы на тесты

Тест № 1.

1 – б.; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5- а; 6 – б; 7 – д; 8 – е, в, к; 9 – г; 10 – а; 11 – а, в, з, и, б; 12 – а. г, и.

Тест № 2.

1 – б.; 2 – а; 3 – в; 4 – д, е; 5 – в; 6 – в.

Тест № 3.

1 – б.; 2 – в; 3 – а; 4 – в; 5 – б; 6 – д; 7 – а; 8 – в; 9 – г.

Тест № 4.

1 – г.; 2 – а; 3 – а; 4 – в; 5 – в; 6 – в; 7 – а; 8 – а; 9 – в.

Тест № 5.

1 – в.; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – ; 6 – б; 7 – ; 8 – ; 9 – ; 10 – б; 11 – г; 12 – а.

Тест № 6.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх