Помост

Вопросы веры

Десница

Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Православие и мир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах.

За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках.

Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских;преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.

Ладонь праведника. Праведные люди изображаются с характерным жестом: открытой ладонью, обращенной к молящимся. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет никакого лукавства, никакой тайной злой мысли или чувства. Такими были, например, святые князья Борис и Глеб. Как известно, им предлагали убить их брата-предателя Святополка, но они предпочли сами погибнуть от рук братоубийцы, чем совершить такое бесчестное дело.

С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. И даже врагов, бывало, спасал от смерти.

Две ладони, раскрытые на груди. Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицыправедная Анна, мученица Анастасия Римляныня.

Рука, приложенная к сердцу, – жест, означающий, что святой высоко преуспел в сердечной молитве. Так иногда пишут преподобного Серафима Саровского. Так же изображается преподобный Василиск Сибирский, недавно прославленный святой, который жил в XIX веке, но по преуспеянию в сердечной молитве был равен древним пустынникам.

Руки, скрещенные на груди. С таким жестом пишут, например, преподобную Марию Египетскую. Вероятнее всего, это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».

Особую роль играет предмет в руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.

Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.

Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).

Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.

Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».

Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».

По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу(длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению пришли к вере.

Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.

Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными имииконами.

У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.

Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига.

Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например,преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.

Необычный предмет в руках у праведного Симеона Верхотурского – удочка. Казалось бы, может ли быть особенно угодным Богу такое занятие, как рыбная ловля? Однако именно во время рыбной ловли, в глубоком уединении святой Симеон усердно молился Господу – «выну (то есть всегда, постоянно) мысль к Богу имел еси… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего», как говорится в службе ему.

Вот только одна деталь иконы – жест, – но как много она говорит о святом! По ней мы можем узнать о его служении и главном подвиге, получить благословление или наставление от святого. Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.

Источник: Православие и мир

Десница Спиридона Тримифунтского

Что такое десница Спиридона Тримифунтского?

Десница святого Спиридона Тримифунтского — это часть его мощей, его правая рука.

В греческой православной традиции не принято разделять мощи святых, если они сохранились полностью. А к Спиридону и отношение особое – его, как живого, переодевают и переобувают, а во время крестного хода несут в вертикальном положении, как будто он сидит и смотрит на тех, кто пришел почтить его. Считается даже, что он периодически выходит из своей «кельи», чтобы помочь нуждающимся, – в такие дни священники, которые открывают раку с мощами, не могут повернуть ключ в замке и открыть ее.

Почему же тогда десница святителя Спиридона Тримифунтского хранится в отдельном ковчеге?

Фото pravoslavie.ru

Доподлинно неизвестно, когда и как правая рука святого была отделена от тела. После земной кончины святителя погребли на Кипре, в городе Тримифунт, епископом которого он был. Более 300 лет верующие приходили помолиться к саркофагу, где покоилось тело чудотворца. Во время арабского нашествия, чтобы спасти мощи, их вывезли в Константинополь. Именно тогда, в VII веке, была обнаружена чудесная их сохранность. А когда в XV веке Царьград был захвачен турками, мощи были переправлены на Корфу. Сохранились сведения, что в то время десница Спиридона Тримифунтского передавалась из рук в руки и наконец на рубеже XV-XVI веков оказалась в Риме. Почти четыре столетия святыня хранилась в Риме, и лишь в 1984 году оказалась на Корфу, там же, где покоится тело святого.

Как так произошло, что десница Спиридона хранится как отдельная святыня, мы не знаем. Но в этом можно увидеть промысел Божий – ведь сегодня множество верующих по всему миру могут соприкоснуться с чудотворцем, который был милосерден к каждому нуждающемуся, надеялся на раскаяние каждого грешника и всегда сам спешил на помощь к тем, кто его ждет.

Вопрос:

Почему десница св. Иоанна Крестителя находится отдельно от остальных мощей? Какова история этой святыни?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Святые мощи Иоанна Крестителя оказались разделенными уже в силу обстоятельств мученической кончины этого величайшего из пророков. Он был заточен в темницу Иродом Антипой за обличение тетрарха, вступившего в связь с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Местом заключения был Махерон – крепость на высоте 1120 м на Моавитском нагорье близ Мертвого моря. Об этом свидетельствует Иосиф Флавий: «Некоторые иудеи, впрочем, видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях (учил Иоанн) омовение будет угодно Господу Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения своего тела, тем более, что души их заранее уже успеют очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души. Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массу (вполне подчинившуюся ему) не повело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив Иоанна и казнив его раньше, чем пришлось бы раскаяться, когда будет уже поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода, Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнен. Иудеи же были убеждены, что войско Ирода погибло лишь в наказание за эту казнь, так как Предвечный желал проучить Ирода» (Иудейские древности. 18.5:2). Ирод потерпел поражение от своего бывшего тестя, аравийского царя Арет(ф)ы, начавшего войну из-за оскорбление своей дочери.

Убиен был св. Иоанн Предтеча во время пьяного веселья, устроенного по случаю дня рождения Ирода. Получив голову ненавистного ей пророка, Иродиада надругалась над ней. Благочестивая Иоанна (впоследствии одна из жен-мироносиц), жена Хузы, домоправителя Ирода, тайно положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе. На этом месте сейчас стоит часовня в ограде русского Спасо-Вознесенского женского монастыря. При св. равноапостольном Константине Великом глава была обретена. После этого в силу ряда обстоятельств она обреталась еще дважды (в 452 и 850 годы). Церковь празднует: первое и втрое (24 февраля/8 марта) и третье (25 мая/7 июня) обретение главы св. Иоанна Крестителя. Тело было взято учениками св. Иоанна и положено близ г. Самарии (впоследствии Севастия) рядом со святыми останками пророков Елисея и Авдия. В 4-м веке св. мощи Иоанна Предтечи были перенесены в церковь, построенную матерью св. Константина равноапостольной Еленой. Во время своего апостольского путешествия св. евангелист Лука перенес десницу великого пророка в Антиохию. Там она оставалась до арабского завоевания. В 959 (по др. данным в 956 г.) диакон Иов, опасаясь за великую святыню, привез ее в Халкидон. Из Константинополя прибыл корабль. Десница была отправлена в столицу империи. Позже были отделены два перста. Мизинец был передан Студийскому монастырю св. Иоанна Предтечи (находится в Оттоманском музее). Средний перст был подарен предстоятелю Сербской Церкви архиепископу Савве (сейчас хранится в Сиене в кафедральном соборе).

Великая святыня находилась в Константинополе и после взятия города турками. Архиепископ Сергий (Спасский) пишет: «правая рука Иоанна Крестителя отдана была в 1484 году сыном Магомета султаном Баязетом родосским рыцарям, дабы приобресть расположение их, так как они имели у себя брата Баязетова, опасного ему соперника. Об этом событии говорит современник его и участник вице-канцлер Родосский Вильгельм Гаорсин Галло. Он говорит, что по взятии Магометом Константинополя, мощи и святыни по воле его были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью» (Полный месяцеслов Востока. Том III). Рыцари ордена перенесли из Родоса полученную ими святыню на Мальту. В 1799 году рыцари Мальтийского ордена передали десную руку великого пророка, Филермскую икону Божией Матери и частицу Животворящего Креста императору Павлу Петровичу. Сначала она находилась в Гатчине, а с 1801 года хранилась в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.

После 1917 г. вдовствующая императрица Мария Феодоровна взяла три святыни, привезенные с Мальты, в Данию, где они находились до ее смерти (1928 г.). После кончины государыни дочери ее великие княгини Ксения и Ольга передали святыни митрополиту Антонию (Храповицкому). Он отдал их сербскому королю Петру ІІ Карагеоргиевичу. С началом II Мировой войны десница св. Иоанна Предтечи была перенесена в Острожский монастырь в Черногории, откуда в 1951 году ее изъяли коммунисты и поместили в музей г. Цетинье. Церкви десница была возвращена в 1993 году.

Десница Господа — могущественный артефакт, в котором заключена частичка божественной силы.

Описание Править

Десницей Господа может стать любой физический объект, которого касался Бог на Земле. В мире было несколько таких предметов, и практически все они не пережили Потоп. Известно, что таким артефактом был Ковчег Завета, Жезл Аарона, который был создан Богом на шестой день творения, а также Шофар Иисуса Навина. Помимо всего, с большой долей вероятности, ей могли являться Скрижали Моисея. По словам Люцифера, с помощью силы, заключённой в Деснице Господа, можно победить Тьму. Мощь, которая заключена в этих предметах, слишком сильна и неустойчива, что делает их очень опасными. Люди голыми руками не могут трогать эти предметы, ведь из-за слишком нестабильной силы человек может умереть.

По словам Люцифера, используя силу артефакта, можно победить даже Тьму, хотя подтверждений этому заявлению нет. Силу предмета можно использовать только один раз. Известно, что Десница может рассеять любое магическое воздействие, что и сделала Дельфина, разрушив связь с ней и с енохианским символом. Возможно, что с помощью силы артефакта можно исцелять, или же использовать её в качестве оружия.

История Править

За всю историю было лишь несколько предметов, которых касался Бог, но практически все они не пережили Потоп. Точно известно, что Десницей Господа были Ковчег Завета, Жезл Аарона, Шофар Иисуса и Скрижали Моисея.

  • Ковчег Завета — Ковчег был создан в неопределенный момент истории. В какой-то момент ковчег был разрушен, но одна из его частей уцелела и попала в руки общества «Туле», планировавшего с его помощью обеспечить победу нацистов во время Второй Мировой Войны. После того, как он был использован Дельфиной Сейду, часть Ковчега стала бесполезной. Вероятно, сейчас хранится в бункере Просвещённых.
  • Жезл Аарона — был создан Богом на шестой день творения. Во времена казней египетских его владельцем стал Аарон, брат Моисея. В какой-то момент перешел во владение Кроули, однако тогда он не знал, что это Длань Господня. Был использован Кроули при попытке напасть на Люцифера. После этого стал бесполезен и был оставлен в хранилище Кроули.
  • Шофар Иисуса Навина — это шофар, созданный еврейским пророком во время осады Иерихона, которого при неизвестных обстоятельствах коснулся Бог. Найден при раскопках Ноэлем, а позже перешёл во владение Кроули. Позднее он был использован Люцифером против Тьмы, однако, к удивлению Люцифера, оружие не смогло причинить ей вреда.

Появления Править

6.10 «Страсть за решёткой» Править

Сэм Винчестер обманным путём вынуждает Кастиэля появиться, сказав, что они нашли некий Ковчег Завета, хотя на самом деле он пересказал ангелу сюжет фильма об Индиане Джонсе.

11.14 «Сосуд» Править

Дельфина Сейду находит у своего любовника-нациста из Общества Туле артефакт. Она закалывает бывшего любовника ножом и забирает себе артефакт, говоря, что все эти годы с нацистом были для неё настоящей мукой.

Дельфина использует силу части Ковчега Завета

Надеясь найти оружие, способное победить Амару, Дин убеждает «Кастиэля», в теле которого Люцифер, отправить его обратно в прошлое, к моменту последнего появления артефакта.

Люцифер подсчитывает весь потенциал обладания таким оружием, поэтому притворяется Кастиэлем и отправляет Дина в 1944 год на подводную экспедицию, которая утопила Десницу Господа. При перемещении Люцифер теряет Дина из-за того, что лодка защищена от ангелов. Сэм и Кас ищут способ вернуть Дина. А Дин тем временем находит Дельфину и говорит, что он прибыл из будущего. Дельфина ему верит и отдаёт артефакт. Чтобы вернуться, Дину нужно стереть все анти-магические символы, но, как оказывается, последним символом, который нужно стереть, оказывается жизнь самой Дельфины. Дин не хочет её убивать, и Дельфина использует силу Десницы, снимая с себя символ.

При возвращении, Люцифер берёт артефакт, надеясь получить от него энергию, но, как оказывается, вся энергия иссякла. Сэм чертит кровавый символ и изгоняет Люцифера.

11.15 «За борцовским ковром» Править

Кроули использует силу Жезла

Люцифер вместе с демонами продолжает поиски других артефактов. Он думает, что Кроули знает, где они находятся, но тот молчит. Люцифер подсылает демона, по имени Симмонс, для того, чтобы освободить Кроули и чтобы тот пришёл за Десницей. Симмонс и Кроули приходят в тайник, где спрятан Жезл Аарона. Кроули говорит, что он не знал, что это — Десница Господа, но знал, что это довольно сильное оружие. Когда Кроули берёт Жезл, то в тот момент приходит Люцифер и открывает сундук, в котором спрятан артефакт. Однако, когда Люцифер открывает сундук, то жезла он не находит, он оборачивается, и видит жезл в руках Кроули.

Кроули использует силу жезла и отбрасывает Люцифера вместе с демоном. Всего Кроули окутывает свет, и он одним взмахом руки стирает в пыль демона. Когда он снова собирается использовать эту силу, чтобы убить Люцифера, то сила артефакта иссякает. Люцифер отбрасывает Кроули, но тот успевает телепортироваться.

11.18 «Ангел Ада» Править

Кроули приходит к давнему знакомому в Египте, который ему продал свою душу. Тот даёт Кроули Шофар Иисуса Навина в обмен на расторжение контракта. Однако, когда Кроули берёт шофар, он убивает того, кто продал ему душу, после чего, убивает всех, кто находился в одном шатре с ним.

Люцифер использует силу из Шофара на Амаре

Кроули звонит Сэму и Дину, и заявляет, что знает способ уничтожения Амары. Однако, когда дела доходят до условий, здесь начинаются споры и война убеждений. Кроули может отдать Винчестерам Десницу только в обмен на то, что они загонят Люцифера обратно в клетку. Винчестеры с этим не соглашаются, но Кроули заявляет, что у них нет другого выбора, потому что козырей в рукаве у них уже нет. Сэм говорит, что единственным мудрым решением будет отдать Десницу Люциферу, потому что только у него достаточно сил, чтобы противостоять Тьме. Ровена посылает сообщение Винчестерам, и они вместе призывают Люцифера, чтобы загнать его в клетку. Однако, Люцифер сопротивляется заклинаниям, и когда защита из святого огня спадает, то Люцифер берёт Шофар и использует телекинез на Винчестерах. В этот самый момент появляется Амара. Тогда Люцифер использует силу артефакта и атакует Амару. Однако Амара выживает после этой атаки и захватывает Люцифера в плен.

Интересные факты Править

  • В русском языке фразеологизм «божья десница» обозначает кару свыше. Само же слово «десница» — это устаревшее название правой руки, использующееся, в основном, для обозначения руки Бога или мощей святых.

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх